Можно ли молиться на работе без платка

Можно ли молиться на работе без платка

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Можно ли молиться на работе без платка

О покрытии головы, или Обязательно ли женщинам молиться в платке?

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор. Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:5-6).

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Читайте также:  Какие молитвы надо читать чтобы были деньги

Во-первых, покрытие головы — это символ подчинения жены. Подчинения кому? Своему мужу и Богу. Только не стоит воспринимать слово «подчинение» в смысле семейной тирании.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий. В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция. Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Чтобы никто не сомневался в чистоте и моральности коринфских христианок, апостол и советует покрывать голову для «молящихся или пророчествующих» женщин. Это правило во многих церквах сохранилось и до нашего времени.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Покрытие головы — один из важных элементов «церковного дресс-кода». Причем не важно, какой головной убор вы носите — будь то платок, шарф, шапка, берет. Апостол Павел использует слово «покрывало», а не платок, а покрыть голову можно даже капюшоном.

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Но сегодня верующие мамы часто завязывают платочки своим дочкам еще в младенчестве, чтобы те «привыкали».

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин. Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах. Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так. Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге. А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

Работа и молитва

«У меня работа отнимает всё время и все силы. Когда мне молиться? Кручусь, кручусь целыми днями. Только и выспаться, что в воскресенье».

Я слышал такие речи. Вы, вероятно, тоже. И нужно согласиться с тем, что множество наших людей придавлены суетой и зарабатыванием денег. Им вроде бы действительно некогда молиться. Святое дело – участие в службах, служение Богу – по необходимости пренебрегается и чахнет. Вслед за этим вся жизнь перекашивается и движется не прямо, а боком. Очевидно, нужно искать выход, и он возможен в виде соединения работы с молитвой.

Воскресную Литургию, конечно, ничто не заменит. Но повседневные дела вполне могут быть смешаны с молитвой и растворены ею. Сам труд может быть аналогом молитвы и делом святым. Вы видели (по фильмам, а может, и в жизни), как поплевывают на руки, приступая к труду, люди. Это поплевывание имеет ритуальный характер. Когда-то все христиане мыли руки перед вступлением в церковь. Руки на молитве когда-то воздевали все, и эти руки должны быть чистыми. У католиков до сих пор в каждом храме при входе есть специальные сосуды с водой, куда богомольцы окунают пальцы, заходя в храм. У нас сейчас только священники моют руки перед службой. Только они и воздевают руки перед Богом сегодня в Православии. Но вот такое традиционное поплевывание на руки перед тем, как взяться за лопату или топор, – это переиначенное мытье рук перед святым делом. Потому что труд – это аналог молитвы. Кстати, и на пальцы перед крестным знамением наши предки дули или символически плевали, что тоже есть измененная форма омовения. Трудиться так же свято, как и разговаривать с Богом. Можно учиться соединять то и другое.

Есть труды, которые при самом совершении молиться не возбраняют. Это всякий механический труд вроде косьбы, чистки картофеля, вскапывания грядок или другого монотонного дела, которое совершается автоматически и ум при этом относительно свободен. Любая краткая молитва – «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», «Богородице Дево», «Боже, очисти меня, грешного» или иная – уместна при этом и трудиться не мешает. Руки делают, а ум молится.

Тексты многих молитв стоит заучивать наизусть, чтобы молиться при самых разных занятиях

Именно для того, чтобы молящийся был избавлен от необходимости открывать молитвенник, читать слова из книги, тексты многих молитв стоит заучивать наизусть. Отрывки Евангелия, псалмы Давидовы должны становиться нашей собственностью, принадлежностью нашей памяти, а не только содержанием читаемых книг. Тогда можно будет усладить или укрепить душу молитвой и в очереди, и при поездке в транспорте, и при посещении спортзала. Многим известна на практике эта тайна молитвенного предстояния Богу при самых разных занятиях, по внешности не располагающих к молитве.

Мне бы хотелось садиться в транспорт, за рулем которого сидит тайно молящийся водитель. Ум его будет полезно занят, и ему не придется включать «Шансон» или «Радио Дачу», издеваясь над ушами пассажиров. При этом и вести машину он должен будет внимательнее, поскольку имя Божие, находясь в памяти человека, делает человека ответственнее и собраннее. Хотелось бы, чтобы и мастер станции техобслуживания, бортируя колесо моей машины или возясь в ее моторе, не матерно ругался и не просто свистел под нос, а время от времени в уме призывал Бога в помощь. Хотелось бы мне, заходя в кафе или ресторан, надеяться, что повар, готовящий мое блюдо, не перемигивается с официанткой и не рассказывает анекдот, а помнит Бога посреди работы и молится Ему.

Вы можете счесть это мечтой и фантазией, а я вам скажу, что это не то и не другое. Это вполне возможная реальность. Ее отсутствие в нашей жизни или (скажем так) очень редкое присутствие зависит только от малого числа богомольцев, стремящихся служить Богу на своем малом месте. Это дело зависит только от нашей воли, поскольку никто не властен над тем, о чем мы думаем, исполняя свои прямые служебные обязанности.

У тебя нет времени или сил пойти на всенощную. Согласен. Но прочесть по памяти «Помилуй мя, Боже» посреди ежедневных трудов у тебя всегда есть и время, и силы. Дело только за желанием. Вот это желание и нужно возбуждать в душах человеческих, напоминая и уча, что призыванию Бога в молитве и словесному служению Ему, по сути, ничто, кроме рассеянности и маловерности, не мешает.

Отдельно нужно говорить о людях, занятых умственным трудом. Если штукатур посреди работы может умом молиться, то учитель, проверяющий тетради, нет. Его ум занят. Так же занят и ум диспетчера в аэропорту или системного администратора в фирме. Всем им, чей ум на работе загружен и без того, нужно молиться перед началом трудов. Это им нужно, подув на пальцы, перекреститься или, поплевав на руки, сесть за клавиатуру. Таких работ всё больше и больше.

Тем, кто занят трудом умственным, нужно молиться перед началом работы

Труд механизируется и автоматизируется, а человек превращается в приставку к сложным механизмам. Он и сам рискует со временем превратиться в робота или компьютер на радость футурологам и голливудским режиссерам. И для того, чтобы оставаться человеком, нужно молиться. Машина обгонит человека по производительности труда, машина не устанет и не уснет. Но она никогда не обратится к Богу с благодарностью или просьбой о помощи, а человек должен это делать. В этом его главное отличие как от машины, так и от бессловесного животного.

Читайте также:  Когда нет денег молитва

Наконец, есть те, кто работает не с кирпичом, не с глиной, не с файлами и гигабайтами, а с людьми. Чиновник, администратор, начальник, врач, судья, менеджер. Эти люди разговаривают, убеждают, ругаются, просят, настаивают, пишут протоколы и резолюции. Они проводят совещания, допрашивают (следователи), объясняют (учителя) и так далее. Этой многомиллионной армии ответственных работников можно напомнить о примере афонского старца Силуана. Тот, ежедневно имея общение с десятками рабочих в монастыре, имел за правило никогда не заговаривать с человеком, прежде чем кратко не помолится о нем. Формально это не трудно, но требует от человека настоящей веры и любви к людям.

Афонский старец Силуан, прежде чем заговорить с кем-либо, кратко молился об этом человеке

Вот директор школы вызывает к себе родителей ученика-хулигана, измучившего весь класс. Самое время, когда они уже в приемной, помолиться Богу, говоря: «Господи, помоги сказать правильные слова. Вразуми, как поступить. Дай мне твердость, если нужна твердость. Дай сострадания, дай разума».

Очевидно, слова могут быть самыми разными. Но сама молитва нужна. И так же доктор на приеме, говоря очередному посетителю: «Войдите!», может молиться о нем и о себе. Никто не мешает делать так же начальнику в приемный день. И бригадиру в отношении рабочих. И командиру о солдатах. Далее можно думать по аналогии. Кстати, военным о том, что «без молитвы ружья не заряжать», раньше всех нас Суворов сказал. Стоит только примериться к особенностям жизни крановщиков, дальнобойщиков, таксистов, продавцов, чтобы каждому найти свои слова, свое время и свой способ разумного служения Богу. И тогда молящегося посреди работы человека непременно потянет и в храм. Та малая молитва, творимая в миру, потянет человека в Дом Молитвы, в храм святой на Литургию. Человек, почувствовав силу молитвы и сладость ее, повлечется в то место, где всё ради молитвы создано и всё молитвой дышит.

Ведь кто как живет, тот так и молится. И если живем мы без молитвы в быту, то нас и в святое воскресенье душа в храм не зовет. Жажды нет. Крылья обрезаны. Кисло и скучно на душе.

Молиться надо всем. Это общий труд всех верующих душ. Молиться надо везде, то есть посреди трудов и на отдыхе. Молиться нужно по возможности всегда. Это нелегкий труд, но ожидаемые плоды его – это преображение повседневной жизни из тягостной и беспросветной в службу Богу. И это, конечно, внутреннее изменение человека. Его сердечный переход из состояния сына века сего в состояние сына Царствия.

Сын Царствия никогда не скажет: «Когда мне молиться? Я все время работаю». У него молитва и работа не разделены пропастью, но и то, и другое делается перед лицом Божиим, во славу Божию и силой Божией.

“Тайный намаз”, или Почему верующим нет места на работе

Почему религиозные люди так раздражают начальников и сослуживцев и как молитвы влияют на экономику, разбирается колумнист Антон Скрипунов

Даже короткая молитва может создать большие проблемы на работе. На днях министр имущества Дагестана запретила своим подчиненным совершать намаз и посещать мечеть в пятницу, сообщили СМИ. Новость, правда, потом опровергли, однако похожих инцидентов по всей стране случается немало. Корреспондент РИА Новости рассказал, почему религиозные люди так раздражают начальников и коллег по работе.

“Мусульман нигде не любят”

Жителю Москвы Чингизу Курбанову 28 лет. Не так давно его уволили за совершение намаза. Начальник сказал ему, что на работе этого делать нельзя.

“Если ФСБ узнает, что я молюсь, говорил он, его фирму закроют, и у него самого будут проблемы, — рассказывает Курбанов. — Смешно звучит, так как для обеденной и послеобеденной молитв мне нужно буквально два квадратных метра и 20 минут в день. Напоследок он поклялся не нанимать больше людей, которые молятся на работе. По-моему, он вообще негативно настроен к религии”.

С неприязнью к мусульманам Чингиз встречался во многих компаниях, кроме иностранных, где, заверяет он, начальство очень внимательно относится к религиозным потребностям сотрудников. Им выделяют комнаты для молитвы, их отпускают в пятницу в мечеть на джума-намаз (общая молитва, которая обычно совершается в обеденное время. — Прим. ред.) и “не перегружают работой в месяц Рамадан”, когда нельзя ни есть ни пить от восхода до заката солнца. О российских же финансовых фирмах Курбанов отзывается негативно: “Если человек только заикнется, что ему нужно немного времени для молитвы, его сразу уволят, такая практика сложилась давно”.

Чингиз уверяет, что он не единственный, кто из-за веры сталкивается с проблемами на работе. Наиболее уязвимыми оказываются трудовые мигранты из Центральной Азии, с их мнением работодатели вовсе не считаются. Они, заверяет Курбанов, совершают намаз тайно, боясь лишиться работы.

“Приходите на пятничную молитву в любую мечеть и проведите опрос прихожан. Гарантирую, очень многие расскажут вам печальные истории о том, как им не дают совершать намаз на работе”, — говорит он.

Делу — время

С подобными трудностями сталкиваются не только мусульмане. Однажды женщина, всю жизнь проработавшая в синагоге, заявила, что в современных экономических условиях быть религиозным иудеем и соблюдать все предписания крайне тяжело. Особенно ее угнетала необходимость работать по субботам, когда у евреев шаббат (с вечера пятницы до вечера субботы. — Прим. ред.).

Большинство иудеев зачастую вынуждены выбирать между земным и божественным. Так было и с Михаилом Ставропольским, организатором праздничных мероприятий.

“Корпоративы, свадьбы, банкеты, презентации, дни рождения назначаются в основном на вечер пятницы или на субботу. В итоге встал вопрос: что с этим делать? Менять профессию? Мне было тяжело решиться не работать в шаббат”, — рассказывает РИА Новости 32-летний житель Москвы.

Дилемма подстегнула Михаила создать собственную фирму. Раньше он проводил все мероприятия сам, теперь этим занимаются сотрудники.
“Теперь по субботам я молюсь в синагоге, а в это время у меня проходит несколько мероприятий, — делится он. — Прибыль, само собой, увеличилась втрое”.

Молитве — час

Неизвестно, сколько людей ежегодно увольняют или не берут на службу из-за их религиозных убеждений, такой статистики не существует. А ведь речь идет о сотнях, если не тысячах верующих.

Причин тому несколько. Прежде всего, мало кто осмелится пожаловаться на работодателя, ведь после этого, скорее всего, придется распрощаться с мечтами о хорошей должности. Вот и член Общественной палаты РФ, глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов отмечает, что таких обращений единицы, и чаще всего они связаны “с недопониманием между сторонами”. Уж больно все неоднозначно в этом вопросе.

“А иногда случается и так: человек просит дать ему возможность молиться, а сам пропадает куда-то на два часа”, — говорит муфтий.
На самом деле, считает Крганов, проблема невозможности совершить намаз на работе преувеличена. Ведь перерыв на молитву, уверяет он, занимает 15-20 минут, а если вообще никак не получается помолиться, то “мусульманин может объединить две молитвы”, поясняет священнослужитель.

Права работающих верующих защищены статьями 28 (каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания) и 37 (каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду) Конституции. Кроме того, Трудовой кодекс гарантирует право на перерыв. Логично предположить: если человек совершает молитву, не нарушая рабочий режим, никаких проблем не возникнет.
Вместе с тем юристы отмечают, что за религиозные убеждения все же порой увольняют. Только формально работодатель находит другие причины, подчеркивает адвокат Лилия Петрик.

“В случае строгого соблюдения шаббата человека могут уволить за прогулы, поскольку религиозные убеждения не являются основанием для невыхода на работу, — объясняет Лилия Петрик. — Это же не больничный лист и не смерть близкого родственника. Поэтому доказать, что человека уволили именно из-за его веры, почти нереально”.

В убыток или нет?

Само собой, многое зависит от рода занятий верующего человека. Одно дело удовлетворять религиозные потребности, занимаясь, например, документооборотом, и принципиально другое — стоя у конвейера.

Логично заключить, что чем больше тот или иной обряд отнимает времени в течение рабочего дня, тем меньше выработка сотрудника. Впрочем, в экономической науке вопрос влияния веры человека на производительность труда до сих пор не изучен, замечает профессор РАНХиГС Александр Щербаков.

“В принципе, можно предположить, что после проведения обряда появляются новые силы, улучшается трудовой настрой, — допускает он. — Но, мне кажется, мотивация на рабочем месте должна обретаться другими средствами, поскольку при прочих равных условиях длительная молитва — это потеря рабочего времени”.

Несмотря на конфессиональную принадлежность, верующие все равно ориентируются на рабочий ритм. А работодатель, в свою очередь, подсчитывает возможные убытки от тех же перерывов на молитву.

“Если работодатель платит за работу небольшие деньги, например, гастарбайтерам из азиатских стран, это выгодно ему в любом случае, и он готов терпеть небольшую потерю рабочего времени”, — подчеркивает экономист.

Эксперты отмечают, что проблема взаимоотношений верующих с работодателями характерна не только для России, но и для многих стран мира. Похоже, в XXI веке неумолимые законы рынка все острее ставят перед трудоспособными людьми извечный вопрос, кому служить — Богу или маммоне.

Можно ли женщине молиться дома без платка на голове?

“Можно ли женщине молиться дома без платка на голове?”

Конечно же, любая молитва доходит до Бога, более того, молиться надо всегда, даже в той, ситуации, когда человек находится совсем без одежды. Но чтение домашнего молитвенного правила – утренних и вечерних молитв женщине лучше совершать в платке, так как внешний вид влияет на внутреннее состояние. Так что я бы Вам рекомендовал молиться и дома с покрытой головой.

Смотрите также:

Почему девушке нужно ходить в храм в юбке и платке?

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Читайте также:  Какие молитвы читать перед началом работы

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

1-е Послание Кор. Св. Ап. Павла гл.11:
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая;
6 Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
Толкование блж. Феофилакта Болгарского:
«Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения? Но для женщины ращение волос есть честь, потому что она сохраняет в сем случае собственный чин, а сохранение своего чина — для каждого честь. Для чего же нужно надевать и другое покрывало, если волосы служат одеянием? Для того, чтобы выразить свою подчиненность не одной только природой, но и свободным произволением».

. «Если ты, говорит, не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов» (Свт. Иоанн Златоуст).
Толкование свт. Феофана Затворника:
«Сего ради должна есть жена власть имети на главе, Аггел ради. «Чего же ради? – Ради всех показанных причин, и кроме того Ангел ради. Если ты, говорит, не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов» (святой Златоуст). Власть имети на главе, то есть знак власти мужа над нею – покрывало головное. «Властию назвал Апостол покрывало, как бы так говоря: пусть показывает подчиненность, покрывая себя, и особенно ради Ангелов, которые приставлены к людям. Ангел ради иные относят к людям, то есть к предстоятелям Церкви, или честнейшим из присутствующих в Церкви христианам[1]. Но никакой нет нужды отступать от обычного значения слова: Ангел. Какая же мысль: Ангел ради? Стыдясь их, или боясь оскорбить их. Одна мысль о невидимом присутствии Ангелов должна остепенять и держать в своем чине. Лично для самих Ангелов и покрывание и непокрывание главы равно безразлично; но то, с каким намерением и в каком духе это делается, может или утешать их, или оскорблять; и это тем паче, если зло не ограничивается одним лицом открыто держащей главу, но распространяется и кругом. Враг иногда чрез одно лицо наделает зла целым сотням.
Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается» (святой Златоуст)».

«. муж, говорит он, не должен покрываться не только потому, что имеет главой своей Христа, но и потому, что имеет власть над женой. Когда имеющий власть приступает к царю, то он должен иметь на себе знак своей власти. Потому, как никто из имеющих власть не осмелился бы явиться пред облеченного диадемой без пояса и (приличной сану) одежды, так и ты без знаков своей власти, т. е. без обнаженной головы, не молись Богу, чтобы не нанести бесчестия и себе и почтившему тебя. То же самое можно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности. Жена же слава мужу есть. Следовательно, власть мужа (над женой) естественна.
Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он – образ самого Владыки; а жене справедливо (предписывается)». (Свт. Иоанн Златоуст)
[1] «Посему должна жена честь иметь на голове ради ангелов, то есть священников, ибо хотя инде понуждает ее к повиновению, везде, однако, ради священства в повиновении его есть». (Прп. Ефрем Сирин)
«Климент же, автор книги «Строматы», довольно тонко разумел под ангелами праведников Церкви. Жена, говорит он, должна покрываться, дабы не соблазнить их на блуд». (Блж. Феофилакт Болгарский).

Интересно, как мой внешний вид меня в платке дома, что само по себе абсурдно, может повлиять на моё внутреннее состояние?

Услышит ли Бог женщину, которая молится без платка?

Люди, которые не очень часто посещают церковь, признавались мне, что испытывают дискомфорт при посещении храма и исполнении элементарных религиозных действий: как и когда правильно креститься, кланяться, где ставить свечку, что писать в записках на молебны и прочее. Им кажется, что от своего «неумения правильно поступать», на них «все смотрят, перешептываются и смеются».

В церковь пускают в любом виде. Но, может, в таком не стоит все же приходить?

Я, насколько возможно, стараюсь развеять эти страхи т.к. действительно, никто в храме и не думает смеяться над неловкими действиями впервые пришедших. Мы сами такими были и все прекрасно понимаем. Наверное, эта неловкость сродни той, как если бы я был приглашен на прием к президенту страны или королевы Англии . Уверен, меня бы тоже терзала мысль, что своим нелепым поведением сейчас опозорю весь свой род. Друзья дорогие! Пусть вас эти мысли беспокоят где угодно, но только не в храме. Церковь, такой же ваш дом, как и мой. Вы такой же Богу родной, как и я.

Но речь сегодня не об этом и вообще не о главном. Поговорим о не существенных деталях. О внешнем виде идущих на молитву. Хочу перед вами покаяться. Есть-таки один поступок, который во мне вызывает улыбку – это когда женщины, покрывая голову платком, являются в храм в мини-юбках или другой одежде, которая всячески подчеркивает их «сексуальность». Когда начинаешь делать робкое замечание в этом направлении, то начинает, что говориться, «искрить». Мне бросают упреки (чаще всего в интернете), что вы, священники, желаете всех женщин одеть в паранджу, что вы не терпимы, сексуально озабочены, больные, препятствуете идти к Богу, мракобесы и прочие обидные слова. Если среди читателей имеются люди с таким настроем, то давайте поговорим об этом предмете спокойно.

Уверен друзья, что Бог действительно услышит молитву человека в любом виде, пусть он хоть обнаженным молится. Но так молиться вы можете дома в одиночестве и тишине. В обществе людей все же важно помнить о приличии и интересах остальных. Ну представьте, если бы священник вместо рясы вышел служить литургию в шортах, вьетнамках и тельняшке. Уютно бы вы себя чувствовали? Думаю что не очень. Так же неуютно себя чувствуют молящиеся, когда в храм заходят люди в одежде, которая предназначена совершенно для других мест и мероприятий. Вы резонно можете заметить, что пусть они молятся, а не по сторонам смотрят. Согласен, но не все такие сильные молитвенники как вы. Священники очень хорошо знают немощи людей и знают, как немного нужно для того, чтобы сбить человека с мирного настроя. Потому в храмах и просят, чтобы люди берегли чувства друг друга: ходили тихо, разговаривали шепотом, одевались скромно. Так правильно и разумно делать.

Кажется, кто-то здесь на сайте «Комсомолки» очередной раз опротестовал церковное правило, по которому женщины должны молиться с покрытой головой. Это якобы дискриминация и нарушение прав женщин. Начну с того, что не считаю слепое подражание женщин мужчинам борьбой за свои права. А о платках скажу следующее. Действительно, в Новом Завете сказано, что у жены должна быть покрыта голова как знак власти мужа над нею , то есть речь идет о ЗАМУЖНЕЙ, отсюда и понятен смысл слова «опростоволоситься». Сейчас роль этой власти символически выполняет обручальное кольцо. Как иронично заметил один известный миссионер: «Если бы апостол Павел сегодня писал свои Послания, то на языке современной культуры он написал бы: «Жены, носите обручальные кольца, даже когда едете в Сочи ».

Одним словом, платок на голове женщины был знаком ее замужнего статуса: не девица носила платок, а замужняя женщина (поэтому, кстати, неверно требовать ношения платка от девочек). Для меня не сильно принципиально, придет ли женщина на молитву в платке или без него, но пишу я это для того, чтобы вы знали о правилах церковного этикета и по возможности исполняли их.

Что касается брюк или джинсов, в которых женщины посещают храм, то здесь уже перегибают палку церковные люди. Они ссылаются на то, что согласно Библии мужчина не должен носить одежду женскую, а женщины, соответственно, мужскую. Но ведь никто из женщин и не думает носить мужские джинсы или брюки. Они носят одежду предназначенную для своего пола. Священники или судьи, например, формально носят одежду похожую на женское платье, но им таких упреков не бросают, что де одежда у вас неправильная. Это библейское правило направлено именно против, как сейчас говорят, трансвестизма, состояния при котором пылает желание к известным переодеваниям. И это однозначно – грех.

В общем, друзья, как мог я рассказал вам немного о наших «заморочках», добавлю лишь, что если у вас вдруг возникло сильное желание посетить Церковь, то идите туда в любом виде. Когда храмовая молитва станет внутренней потребностью, вы и без всяких правил будете понимать, во что одеться, куда стать и прочее. Еще раз повторю – все это не главное. Главное в Церкви – это БОГ И ВЫ.

Добавить комментарий