Албазинская икона божией матери слово плоть бысть о чем молятся

Албазинская икона Божией Матери “Слово плоть бысть”

Албазинская икона Божией Матери “Слово плоть бысть” – великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур – за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.

Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю – чудотворную икону Божией Матери “Слово плоть бысть”, именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.

Албазин обстраивался. В двух храмах города – Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца – возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь – Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, “в дауры”, “людей духовных – архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом”. Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.

Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг “наспех, днем и ночью” стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина – “Албазинское сидение”, занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды – в июле, сентябре, октябре – бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.

Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, “проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве”, митрополит Игнатий писал: “Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается”.

Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири (+ 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (+ 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (+ 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери – первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском – в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что “отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями”. Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.

. Летом 1900 года, во время “Боксерского” восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов – “дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския”.

Албазинская икона Божией Матери
«Слово плоть бысть»

День празднования – 9/22 марта

Место пребывания Албазинской иконы – Благовещенский кафедральный собор
675000, г. Благовещенск, пер. Релочный, 15, тел. (8-4162) 33-16-24

Иконография Албазинской иконы

Время написания

Точное время, место и обстоятельства создания Албазинской иконы неизвестны. По оценкам исследователей, она была написана в начале XVII в. — т.е. ей около 400 лет.

Техника написания

Икона писана темперными (пигментными) красками по левкасу – специальному меловому грунту, нанесенному на деревянную доску. Размер доски — 67,5х73,5, толщина – от 2,2 до 3,1 см.

Иконография

Иконографический тип – Оранта («Молящаяся»), разновидность – Знáмение. Сюжет иконы — чревоношение Богомладенца.

Богословское содержание

Первое название Албазинской иконы, «Слово плоть бысть», — цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

«Слово» – это одно из имен Бога Сына, Мессии, Христа. Образ, исторически связанный с рождением Приамурья как русской земли, свидетельствует о самом важном событии в истории человечества – Рождении Творца и Спасителя Мира от Пречистой Девы.

Богомладенец Иисус на иконе в левой руке держит свиток – еще один символ Слова. Правой – благословляет смотрящих на Него людей, ради которых Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7).

Албазинская икона – в первую очередь, о Боговоплощении. А еще – о том, что подвиг Божией Матери вознес Ее выше херувимов и серафимов, и о том, что Она – Заступница людей, расстилающая над ними Свой Богоматеринский Покров.

История Албазинской иконы

Отряд беглого приказчика Никифора Черниговского, в составе которого был «черный поп Ермоген», прибыл в заброшенный Албазинский острог зимой. Это мог быть ноябрь-декабрь 1665 г. или январь 1666 г. С собой старец принес три чтимых иконы – Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Слово плоть бысть».

По преданию, они видели на полях Белую Жену на белом коне, которая «шибко топтала, топтала» их ряды, не подпуская сжечь посевы.

Иеромонах Ермоген вместе с чудотворной Богородичной иконой ушел обратно в основанный им Усть-Киренский монастырь.

Историческое описание Киренского монастыря, опубликованное в 1841 г., утверждает, что, покинув Албазин, старец Ермоген оставил Албазинскую икону в Сретенске. Однако это поселение появилось на карте под именем Нижний или Новый острог только в 1689 г.

Из-за этого несовпадения некоторые исследователи предполагают, что какое-то время чудотворный образ мог находиться в Нерчинске – как минимум, до 1734 г., когда в Сретенске появилась церковь.

Икону епископу Вениамину перед его отбытием в Амурскую область поднесли священник Сретенской церкви Симеон Стуков и казаки забайкальского войска, «чтобы она снова возвратилась в ту местность, откуда угнетение язычников заставило ее более ста лет находиться под защитою здешнего (Сретенского) православного прихода».

Поздравляя бывшего Преосвященного Камчатского Вениамина с 25-летием служения в архиерейском сане, почетные жители Благовещенска и Хабаровска в своем адресе написали следующее:

«Залог Вашей любви к [Преданной Вам Камчатской пастве], в дарованной Вами в благословение Албазинской иконе Божией Матери, знаменитой по древности по присущей ей благодати Божией, обильно открывающейся в душевных утешениях молящихся пред нею и особенно в получении облегчения и исцеления от многоразличных болезней, составляет для нее многоценное сокровище.

Посему благодарное воспоминание о Вас в Камчатской епархии, особенно в Благовещенске, будет сохраняться во веки верков при теплых сердечных молитвах верующих перед этою святыней».

Читайте также:  Как простить и отпустить любимого человека молитва помогает

Осенью 1885 г. он положил начало еженедельному чтению акафиста перед чудотворной Албазинской иконой Богоматери. Оно совершалось каждое воскресенье в 16 часов.

Преосвященный Гурий также учредил дату епархиального праздника в честь Албазинской иконы – 9/22 марта. Впервые его отметили в 1886 г., на всенощном бдении архиерей рассказывал благовещенцам о славной истории и чудесах чтимого образа.

По свидетельству архиерея, после установления почитания иконы в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.

В этом же году в Благовещенске была выпущена брошюра «Албазинская икона Божией Матери» с историческими сведениями о ней.

Резолюция Синода №2338 от 22 августа 1895 г. официально закрепила дату праздника в честь Албазинской иконы Божией Матери 9/22 марта и ее наименование в общецерковном месяцеслове.

Основной и самой удобной мишенью китайцев был кафедральный собор на набережной, в котором пребывала чудотворная Албазинская икона, однако за 19 дней обстрела атакующие ни разу не попали в него.

Как рассказывали сами китайцы, из числа нападавших они видели на берегу Амура красивую Белую Женщину с ребенком на руках и не могли вести прицельный огонь из страха и жалости к Ней.

В память о чудесном событии в Благовещенске был установлен ежегодный общегородской праздник с крестным ходом до Триумфальной арки, молебным пением и парадом войск. Отмечался он 2 августа с 1902 по 1904 гг. Добрую традицию прервало начало Русской-японской войны.

Путешествие чтимого образа по селениям было настолько востребовано амурчанами, что сразу стало ежегодным. 3 сентября 1904 г. Святейший Синод утвердил обнесение иконы уже по 93 населенным пунктам.

Святыня отсутствовала в Благовещенске 4,5 месяца. Маршрут ее следования по Приамурью был различен – в один год она объезжала территорию современной Еврейской автономной области, Хабаровского и Уссурийского края, в следующий – все районы Амурской области, включая самые трудодоступные северные селения. Этот путь Албазинская святыня преодолевала на пароходах, поездах и повозках в сопровождении, как минимум, двух священников – одного благовещенского и одного местного.

С 1907 г. по рекомендации епископа Владимира (Благоразумова) в «Благовещенских епархиальных ведомостях» начали печатать маршрут ее следования с датами прибытия святыни в разные населенные пункты.

После первого удачного опыта малое изнесение чудотворного образа тоже решили сделать ежегодным — «для объединения всего православного населения города в чувствах достойного чествования и прославления местной святыни, для собственного его религиозного воодушевления, в память милости Божией Матери к населению города и области, явленной в 1911 г. в факте предотвращения от него страшной болезни чумы».

Традиция прервалась в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны.

На тот момент этот мост был самым длинным в Европе и одним из самых совершенных. Конструкция его пролета на Всемирной выставке в Париже удостоилась золотой медали – такую же награду получила, например, Эйфелева башня.

В 1920 г. чудо инженерной мысли во время нападения японцев взорвали отступающие русские партизаны. После победы на Дальнем Востоке советской власти «царский» мост долго пытались починить. Сквозное движение по нему вновь открылось 22 марта 1925 г. – в праздник Албазинской иконы Божией Матери.

По данным протоиерея Михаила Польского, автора книги «Новые мученики Российские» (1949 г.), в ночь на 12 июля 1924 года неизвестные подожгли Благовещенский кафедральный собор.

До начала пожара из храма были вынесены все ценности – в том числе чудотворный Албазинский образ. Он был перенесен в Пророко-Ильинскую церковь в Забурхановской слободе (сейчас район ул. Забурхановской-Шевченко), которая тогда принадлежала обновленцам.

Областной музей вернул православным 72 предмета из 73 – всё, кроме чудотворного Албазинского образа, объяснив это тем, что икона «была нарисована 90 лет назад, т.е. когда начинал строиться г. Благовещенск» и потому представляет историческую ценность.

17 ноября 1991 г. Албазинскую икону Божией Матери крестным ходом перенесли из областного музея в храм по ул. Горького. Такое массовое молитвенное шествие по городу с чудотворным образом совершалось также в 1993 и 1994 году – по просьбе губернатора Альберта Кривченко.

8 августа 1992 года Албазинская икона впервые в новейшей истории Приамурья приехала в Албазино – проводить в последний путь защитников старинной крепости.

Проводя раскопки на месте исторического казачьего острога, археолог Александр Артемьев, проводивший раскопки острога, обнаружил в одной из землянок останки 57 человек, в том числе детей. Не дожидаясь окончания работы экспедиции, ученый обратился к епископу Хабаровскому и Благовещенскому Иннокентию с просьбой прислать священника и похоронить найденных албазинцев по православному обряду — в присутствии Албазинской святыни.

Города, в которых Албазинская икона побывала в начале XXI в.

Икона Богородицы « Слово плоть бысть » Албазинская

Празднование:

История

Ал­ба­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри “Сло­во плоть бысть” — ве­ли­кая свя­ты­ня При­аму­рья, свое на­зва­ние по­лу­чи­ла от рус­ской кре­по­сти Ал­ба­зин (ныне се­ло Ал­ба­зи­но) на Аму­ре, ос­но­ван­ной в 1650 го­ду зна­ме­ни­тым рус­ским зем­ле­про­ход­цем ата­ма­ном Еро­фе­ем Ха­ба­ро­вым на ме­сте го­род­ка да­ур­ско­го кня­зя Ал­ба­зы.

Гроз­но воз­вы­шав­ший­ся над Аму­ром Ал­ба­зин­ский острог стал пред­ме­том нена­ви­сти ки­тай­ско­го богды­ха­на и его во­е­вод, уже то­гда меч­тав­ших рас­про­стра­нить свои вла­де­ния на всю рус­скую Си­бирь. В ка­нун празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния, 24 мар­та 1652 го­да, про­изо­шло на Аму­ре пер­вое во­ен­ное столк­но­ве­ние рус­ских с ки­тай­ца­ми. Мо­лит­ва­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы языч­ни­ки бы­ли раз­би­ты и от­бро­ше­ны в свои пре­де­лы. Эта по­бе­да яви­лась для рус­ских бла­гим пред­зна­ме­но­ва­ни­ем. Но борь­ба толь­ко на­чи­на­лась. Еще мно­гим сы­нам Свя­той Ру­си пред­сто­я­ло ис­пить смерт­ную ча­шу в бит­ве за Амур — за тор­же­ство Пра­во­сла­вия на Даль­нем Во­сто­ке.

В июне 1658 го­да ал­ба­зин­ский от­ряд, 270 ка­за­ков во гла­ве с Онуф­ри­ем Сте­па­но­вым, по­пал в за­са­ду и в ге­рой­ском бою был пол­но­стью уни­что­жен ки­тай­ца­ми.

Вра­ги со­жгли Ал­ба­зин, опу­сто­ши­ли рус­ские зем­ли, угна­ли в Ки­тай мест­ное на­се­ле­ние. Пло­до­род­ный воз­де­лан­ный край они хо­те­ли пре­вра­тить в пу­сты­ню.

В те труд­ные го­ды Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца яви­ла осо­бое зна­ме­ние Сво­ей ми­ло­сти к Амур­ской зем­ле. В 1665 го­ду, ко­гда рус­ские вер­ну­лись и вос­ста­но­ви­ли Ал­ба­зин, при­шел на Амур с ду­хо­вен­ством ста­рец Ер­мо­ген из Ки­рен­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря и при­нес с со­бою бла­го­сло­ве­ние воз­рож­ден­но­му краю — чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри “Сло­во плоть бысть”, име­ну­е­мую с тех пор Ал­ба­зин­ской. В 1671 го­ду бла­жен­ный ста­рец ос­но­вал в уро­чи­ще Бру­ся­ной Ка­мень (пол­то­ра ки­ло­мет­ра от Ал­ба­зи­на вниз по Аму­ру) неболь­шую оби­тель, где и пре­бы­ва­ла свя­тая ико­на в по­сле­ду­ю­щие го­ды.

Ал­ба­зин об­стра­и­вал­ся. В двух хра­мах го­ро­да — Воз­не­се­ния Гос­под­ня и Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца — воз­но­си­ли Бес­кров­ную Жерт­ву ал­ба­зин­ские свя­щен­ни­ки. Невда­ле­ке от го­ро­да (вверх по Аму­ру) был ос­но­ван еще один мо­на­стырь — Спас­ский. Пло­до­род­ная зем­ля кор­ми­ла хле­бом всю Во­сточ­ную Си­бирь. Мест­ное на­се­ле­ние при­об­ща­лось к рус­ской пра­во­слав­ной куль­ту­ре, мир­но вхо­ди­ло в со­став мно­го­на­цио­наль­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства, на­хо­ди­ло у рус­ских за­щи­ту от на­бе­гов хищ­ных ки­тай­ских фе­о­да­лов.

В Москве не за­бы­ва­ли о нуж­дах да­ле­кой Амур­ской окра­и­ны: кре­пи­ли во­ен­ную обо­ро­ну, улуч­ша­ли управ­ле­ние кра­ем. В 1682 го­ду бы­ло об­ра­зо­ва­но Ал­ба­зин­ское во­е­вод­ство. За­бо­ти­лись о ду­хов­ном окорм­ле­нии при­амур­ских пле­мен. По­мест­ный Со­бор Рус­ской Церк­ви в 1681 го­ду при­нял ре­ше­ние о по­сыл­ке в даль­ние го­ро­да, на Ле­ну и Амур, “в да­у­ры”, “лю­дей ду­хов­ных — ар­хи­манд­ри­тов, игу­ме­нов или свя­щен­ни­ков, доб­рых и учи­тель­ных, для про­све­ще­ния неве­ру­ю­щих хри­сти­ан­ским за­ко­ном”. Да­у­ры и тун­гу­сы це­лы­ми ро­да­ми при­сту­па­ли к свя­то­му Кре­ще­нию, боль­шое зна­че­ние име­ло об­ра­ще­ние в Пра­во­сла­вие да­ур­ско­го кня­зя Ган­ти­му­ра, в кре­ще­нии Пет­ра, со стар­шим сы­ном Ка­та­на­ем, в кре­ще­нии Пав­лом.

Слу­ги богды­ха­на го­то­ви­ли, меж­ду тем, но­вое на­па­де­ние. По­сле несколь­ких без­успеш­ных на­бе­гов 10 июля 1685 го­да они по­до­шли к Ал­ба­зи­ну с 15-ты­сяч­ной ар­ми­ей и окру­жи­ли кре­пость. В ней на­хо­ди­лось 450 рус­ских во­и­нов с 3 пуш­ка­ми. Пер­вый штурм был от­бит. То­гда ки­тай­цы со всех сто­рон об­ло­жи­ли де­ре­вян­ные сте­ны остро­га дро­ва­ми и хво­ро­стом и по­до­жгли. Даль­ней­шая обо­ро­на ста­ла невоз­мож­ной. Со зна­ме­на­ми и свя­ты­ня­ми, сре­ди ко­то­рых бы­ла чу­до­твор­ная Ал­ба­зин­ская ико­на, гар­ни­зон в бо­е­вом по­ряд­ке по­ки­нул кре­пость.

Но Бо­жия Ма­терь не оста­ви­ла Сво­им за­ступ­ле­ни­ем из­бран­но­го Ею гра­да. Раз­вед­чи­ки вско­ре до­нес­ли, что ки­тай­цы вдруг “на­спех, днем и но­чью” ста­ли от­сту­пать от Ал­ба­зи­на, не успев да­же вы­пол­нить при­каз богды­ха­на об уни­что­же­нии за­се­ян­ных рус­ских по­лей. Чу­дес­ным вме­ша­тель­ством Небес­ная По­кро­ви­тель­ни­ца не толь­ко из­гна­ла вра­гов из рус­ских пре­де­лов, но и со­хра­ни­ла хлеб, ко­то­ро­го хва­ти­ло по­том вос­ста­нов­лен­но­му го­ро­ду на несколь­ко зи­мо­вок. 20 ав­гу­ста 1685 го­да рус­ские уже вновь бы­ли в Ал­ба­зине.

Про­шел год, кре­пость сно­ва бы­ла оса­жде­на ки­тай­ца­ми. На­ча­лась ге­ро­и­че­ская пя­ти­ме­сяч­ная обо­ро­на Ал­ба­зи­на — “Ал­ба­зин­ское си­де­ние”, за­ни­ма­ю­щее по­чет­ное ме­сто в ис­то­рии Рус­ской бо­е­вой сла­вы. Три­жды — в июле, сен­тяб­ре, ок­тяб­ре — бро­са­лись вой­ска богды­ха­на на штурм де­ре­вян­ных укреп­ле­ний. Ог­нен­ные стре­лы и рас­ка­лен­ные яд­ра гра­дом ле­те­ли на го­род. Бой был та­кой, что ни го­ро­да, ни его за­щит­ни­ков не вид­но бы­ло в ды­му и в огне. И все три ра­за незри­мый По­кров Бо­го­ро­ди­цы ограж­дал ал­ба­зин­цев от же­сто­ких вра­гов.

К де­каб­рю 1686 го­да, ко­гда ки­тай­цы, при­знав свое бес­си­лие, сня­ли оса­ду Ал­ба­зи­на, в го­ро­де из 826 его за­щит­ни­ков оста­ва­лось 150 че­ло­век.

Для про­дол­же­ния вой­ны с богды­ха­ном этих сил бы­ло недо­ста­точ­но. В ав­гу­сте 1690 го­да по­след­ние ка­за­ки во гла­ве с Ва­си­ли­ем Сми­рен­ни­ко­вым, од­ним из ге­ро­ев ал­ба­зин­ской обо­ро­ны, ушли из Ал­ба­зи­на. Ни кре­пость, ни ее свя­ты­ня не до­ста­лись вра­гу: укреп­ле­ния бы­ли сры­ты и уни­что­же­ны ка­за­ка­ми, Ал­ба­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в Сре­тенск, го­род на ре­ке Шил­ке, впа­да­ю­щей в Амур.

Но и по­сле ги­бе­ли Ал­ба­зи­на Бог су­дил его жи­те­лям вы­пол­нить еще од­но слу­же­ние на бла­го Церк­ви. Пре­кра­ще­ние во­ен­ных дей­ствий спо­соб­ство­ва­ло Бо­жи­им Про­мыс­лом уси­ле­нию бла­го­дат­но­го воз­дей­ствия Пра­во­сла­вия на на­ро­ды Даль­не­го Во­сто­ка. За го­ды вой­ны око­ло сот­ни рус­ских ка­за­ков и кре­стьян из Ал­ба­зи­на и его окрест­но­стей по­па­ли в плен и бы­ли от­ве­де­ны в Пе­кин. Богды­хан (им­пе­ра­тор) при­ка­зал да­же от­дать од­но из буд­дий­ских ка­пищ для устро­е­ния в ки­тай­ской сто­ли­це пра­во­слав­но­го хра­ма во имя Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. В 1695 го­ду мит­ро­по­лит То­боль­ский Иг­на­тий от­пра­вил в Со­фий­ский храм ан­ти­минс, ми­ро, бо­го­слу­жеб­ные кни­ги и цер­ков­ные со­су­ды. В по­сла­нии к плен­но­му свя­щен­ни­ку Мак­си­му, “про­по­вед­ни­ку Свя­то­го Еван­ге­лия в Ки­тай­ском цар­стве”, мит­ро­по­лит Иг­на­тий пи­сал: “Да не сму­ща­ет­ся, ни­же да оскорб­ля­ет­ся ду­ша твоя и всех плен­ных с то­бою о ва­шем та­ко­вом бед­ствии, ибо во­ле Бо­жи­ей кто про­ти­вить­ся мо­жет? А пле­не­ние ва­ше не без поль­зы ки­тай­ским жи­те­лям, так как свет Хри­сто­вой Пра­во­слав­ной ве­ры ва­ми им от­кры­ва­ет­ся”.

Ско­ро про­по­ведь Еван­ге­лия в ки­тай­ской им­пе­рии при­нес­ла пло­ды — по­яви­лись пер­вые кре­щен­ные ки­тай­цы. Рус­ская Цер­ковь рев­ност­но за­бо­ти­лась о но­вой пастве. Мит­ро­по­лит То­боль­ский, Свя­ти­тель Фило­фей, апо­стол Си­би­ри († 1727), пи­сал гра­мо­ты пе­кин­ско­му ду­хо­вен­ству и ве­ру­ю­щим, в 1715 го­ду при­бы­ла в Пе­кин Рус­ская Ду­хов­ная Мис­сия, непре­рыв­но про­дол­жав­шая с тех пор де­ло хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния языч­ни­ков в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной сто­ле­тий до са­мо­го недав­не­го вре­ме­ни.

Про­шли го­ды, на­сту­пи­ла но­вая эпо­ха рус­ско­го осво­е­ния Аму­ра. В 1850 го­ду, в празд­ник Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, 1 ав­гу­ста, ка­пи­та­ном Г. И. Невель­ским был под­нят рус­ский Ан­дре­ев­ский флаг в устье Аму­ра и ос­но­ван го­род Ни­ко­ла­евск-на-Аму­ре. Тру­да­ми ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра Во­сточ­ной Си­би­ри Н. Н. Му­ра­вье­ва-Амур­ско­го († 1881) и свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Ин­но­кен­тия, ар­хи­епи­ско­па Кам­чат­ско­го († 1879, па­мять 31 мар­та), в ду­хов­ном окорм­ле­нии ко­то­ро­го на­хо­ди­лись При­аму­рье и При­мо­рье, в несколь­ко лет весь ле­вый бе­рег Аму­ра был за­стро­ен рус­ски­ми го­ро­да­ми, се­ла­ми и ка­за­чьи­ми ста­ни­ца­ми. Каж­дый год ста­но­вил­ся важ­ной сту­пе­нью в хо­зяй­ствен­ном осво­е­нии края, его хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии и бла­го­устро­е­нии. За од­но ле­то 1857 го­да на бе­ре­гу Аму­ра бы­ло вы­стро­е­но пят­на­дцать ста­ниц и по­сел­ков (в том чис­ле боль­шие ста­ни­цы — Ал­ба­зин­ская на ме­сте древ­ней кре­по­сти и Ин­но­кен­ти­ев­ская, на­зван­ная так в честь Свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия), так­же за од­но ле­то 1858 го­да — бо­лее трид­ца­ти по­се­ле­ний, сре­ди них три го­ро­да — Ха­ба­ровск, Бла­го­ве­щенск, Со­фийск.

В мае 1858 го­да, в день Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Угод­ни­ка, в Усть-Зей­ский ка­за­чий пост при­бы­ли Н. Н. Му­ра­вьев-Амур­ский и ар­хи­епи­скоп Кам­чат­ский Ин­но­кен­тий. Свя­ти­те­лем Ин­но­кен­ти­ем был здесь за­ло­жен храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри — пер­вое зда­ние но­во­го го­ро­да. По име­ни хра­ма и го­род был на­зван Бла­го­ве­щен­ском — в па­мять о пер­вой по­бе­де над ки­тай­ца­ми в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния в 1652 го­ду и в па­мять о хра­ме Бла­го­ве­ще­ния в Ир­кут­ске, в ко­то­ром на­чи­нал свое свя­щен­но­слу­же­ние свя­ти­тель Ин­но­кен­тий, а так­же в озна­ме­но­ва­ние то­го, что “от­сю­да изой­дет бла­гая весть о вос­со­еди­не­нии При­амур­ско­го края с Рос­сий­ски­ми вла­де­ни­я­ми”. Но­вые пе­ре­се­лен­цы на пу­ти к Аму­ру, про­ез­жая через Сре­тенск, усерд­но при­но­си­ли мо­ле­ния Свя­той За­щит­ни­це При­аму­рья пред Ее чу­до­твор­ной Ал­ба­зин­ской ико­ной. Мо­лит­вы их бы­ли услы­ша­ны: Ай­гун­ский (1858 го­да) и Пе­кин­ский (1860 го­да) до­го­во­ры окон­ча­тель­но за­кре­пи­ли за Рос­си­ей ле­во­бе­ре­жье Аму­ра и При­мо­рье.

Читайте также:  Ярославская печерская икона божией матери о чем молятся

В 1868 го­ду епи­скоп Кам­чат­ский Ве­ни­а­мин Бла­го­нра­вов, пре­ем­ник свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия, пе­ре­нес свя­тую ико­ну из Сре­тен­ска в Бла­го­ве­щенск, вер­нув Амур­ско­му краю его слав­ную свя­ты­ню. Но­вый пе­ри­од в по­чи­та­нии Ал­ба­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на­чал­ся с 1885 го­да и свя­зан с име­нем епи­ско­па Кам­чат­ско­го Гу­рия, ко­то­рый уста­но­вил еже­год­ное празд­но­ва­ние ей 9 мар­та и еже­не­дель­ное чте­ние ака­фи­ста с мо­леб­ным пе­ни­ем.

. Ле­том 1900 го­да, во вре­мя “Бок­сер­ско­го” вос­ста­ния в Ки­тае, вол­на мя­те­жа до­шла и до рус­ских ру­бе­жей. Ки­тай­ские вой­ска неожи­дан­но по­яви­лись на бе­ре­гу Аму­ра пе­ред мир­ным Бла­го­ве­щен­ском. Де­вят­на­дцать дней враг сто­ял пред без­за­щит­ным го­ро­дом, осы­пая его ар­тил­ле­рий­ским ог­нем, угро­жая втор­же­ни­ем на рус­ский бе­рег. Об­мелев­ший Амур об­лег­чал пе­ре­пра­ву про­тив­ни­ку. Но в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме непре­стан­но шла служ­ба, чи­та­лись ака­фи­сты пред чу­до­твор­ной Ал­ба­зин­ской ико­ной. И По­кров Бо­жи­ей Ма­те­ри, как в дав­ние вре­ме­на ал­ба­зин­ских сра­же­ний, был про­стерт над го­ро­дом: не осме­лив­шись пе­рей­ти Амур, непри­я­тель ушел от Бла­го­ве­щен­ска. По рас­ска­зам са­мих ки­тай­цев, они ча­сто ви­де­ли в те дни, как по бе­ре­гу Аму­ра про­хо­ди­ла Свет­лая Жен­щи­на, вну­шав­шая им необо­ри­мый страх и ли­шав­шая их сна­ря­ды гу­би­тель­ной си­лы.

Бо­лее 300 лет охра­ня­ет амур­ские ру­бе­жи Рос­сии чу­до­твор­ная Ал­ба­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Пра­во­слав­ный на­род чтит ее не толь­ко как По­кро­ви­тель­ни­цу рус­ских во­и­нов, но и как По­мощ­ни­цу ма­те­рей. Ве­ру­ю­щие мо­лят­ся пред ико­ной за ма­те­рей во вре­мя их чре­во­но­ше­ния и ро­дов — “да­ру­ет бо Бо­го­ро­ди­ца вер­ным обиль­ные да­ры це­леб­ные от неис­то­ща­е­мо­го ис­точ­ни­ка свя­тыя ико­ны Ал­ба­зин­ския”.

Абазинская икона Божией матери. Значение иконы

Великая святыня получила название от крепости Албазин, которая была построена на Амуре в 1650 г. В те времена мечтал покорить Сибирь китайский богдыхан. Но путь ему преграждал Албазинский острог. В 1652 г. произошло первое столкновение между русскими и китайцами. Тогда накануне Благовещения амурчане победили, но это было только начало противостояния. Албазин был сожжен, а его жителей враги угнали в Китай.

И тогда Пресвятая Богородица свою милость явила к земле русской. В 1665 г. удалось вернуть Албазин, именно тогда появился на Амуре блаженный старец Ермоген с чудотворной иконой. Албазинская икона Божией Матери покровительствовала воинству на амурской земле. Она находилась в урочище под названием Брусяной камень, который основал старец.

С какими молитвами нужно обращаться к святой?

Большой силой обладает Албазинская икона Божией матери. О чем молятся православные перед ее ликом? На иконе изображено чревоношение Богомладельца.

  • Если женщина страдает от бесплодия, и у нее не получается забеременеть, то ей в силах помочь Чудотворный образ Божией матери. Главное, чтобы было желание иметь детей. Молитвенное прошение избавляет от недругов, препятствующих зачатию. Женщина, которая искренна в своих молитвах, Бог дарует ребенка.
  • Обращаться с молитвой следует к святыне Приамурья, чтобы дети родились здоровыми.
  • Усердная молитва поможет будущей матери не страдать от болезней и мук при родах.
  • Заступница услышит и тех, кто страдает различными недугами, и облегчит мучения.
  • Матери молятся о защите для своих детей и о том, чтобы они не болели.
  • Люди с неопределенной судьбой тоже обращаются за помощью. Перед теми, у кого были лишь туманные перспективы, открываются новые возможности.

Празднование в честь иконы

Чудотворный образ был оставлен Ермогеном в Сретинске, откуда Преосвященный Вениамин перевез его в Благовещенск-на-Амуре, а впоследствии епископ Гурий установил особенное празднование. Праздник Албазинской иконы Божией Матери выпадает на 9 марта по старому стилю и 22 марта по нынешнему летоисчислению. Каждую неделю в пятницу совершается молебен и чтение акафиста.

День Албазинской иконы Божией Матери знаменуется проведением божественной литургии, в которой участвует духовенство епархии. Знаменательно, что праздник святой совпадает с днем народного единства в Приамурском крае. Люди любят Заступницу небесную, которая щедро дарует дары прихожанам. Она покровительствует русскому воинству уже более 300 лет и помогает матерям во время родов.

Значение святыни

Образ Албазинской иконы Божией Матери утешает верующих и страждущих: милосердная Заступница слышит молитвы нас грешных и помогает нам успокоиться. Албазинскую икону Божией Матери знают хорошо все, кто родился и вырос в Приамурье. Она покровительствует всему Дальнему Востоку. Святой образ почитается жителями Амурского края. Он явился источником новых чудес. Амурчанам удалось выжить во время страшной эпидемии моровой язвы. Заступничество Богородицы отогнало китайцев от стен города в 1900 г. в течение 19 дней осады в храме непрерывно читали акафисты и проводили службу. Если говорить о том, какое Албазинская икона божией Матери значение имеет для русского Приамурья, то его трудно переоценить. Так, в 2013 г. началось сильное наводнение. Казалось, ничто не могло остановить разбушевавшуюся стихию. Чтобы большая вода отступила, Епископ Лукиан облетел пострадавшие районы на вертолете, и чудо произошло. Вода покинула окрестности Благовещенска. Чудотворный образ вновь помог, как уже делал много раз в тяжелые времена испытаний и потрясений. При создании иконы на доску с размерами 73х67 см с левкасовым покрытием наносилось изображение темперой. Во время реставрационных работ некоторые места были обновлены с помощью масляных красок. Проведенная реставрация позволила восстановить красоту шедевра русской иконописи.

Икона Божией Матери «Слово плоть бысть». Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Среди православных христиан есть иконы известные всем и широко почитаемые. Но, встречаются образы, которые хорошо известны в своей местности. К таковым принадлежит Албазинская икона Богоматери «Слово плоть бысть».

История появления и чудотворные деяния

Данный лик Божией Матери – святыня Приамурья. Доподлинно неизвестно где именно и когда она явилась впервые. Свое наименование – «Албизинская», икона приобрела по названию села Албазина, которое находилось при местной крепости. Ее основателем был Ерофей Хабаров, под патронатом которого было построено оборонительное поселение.

Церковное название «Слово плоть бысть» было взято из Евангелия от Иоанна

«И слово плоть бысть» («И слово стало плотью») (Ин. 1:14).

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть».

Первопроходец амурских земель Ерофей Хабаров был человеком набожным. Обосновавшись на новом месте, бывшем поселении даурского князя Албазы, он со своими сподвижниками создал село, которое неоднократно подвергалось вероломным набегам китайского богдыхана. В 1658 году после очередного нападения Албазин был захвачен и сожжен.

Спустя 7 лет, в 1665 году поселенцы снова вернулись сюда и отстроили село и крепость. Вместе с жителями пришел в селенье священноинок Ермоген, ранее служивший в Усть-Киренском Свято-Троицком монастыре. Заручившись благословением, он принес с собой чудотворную икону «Слово плоть бысть». Именно Ермоген стал основателем мужского монастыря Всемилостивого Спаса, который был построен в 1671 году. Албазинскую икону поместили в новой обители.

Это характерный пример того, как православная церковь несла христианство в новых землях, обращая в веру местных жителей.

Однако, постоянные набеги китайских воинов, вынудили местных жителей покинуть Албазин. В 1690 году они покинули крепость. Все, что не могли унести с собой, уничтожили. Оборонительные сооружения срыли.

Поселенцы перебрались в г. Сретенск. Туда же была доставлен и чудотворный образ. Она пребывала там до 1890 года. Пока епископ Камчатский – Вениамин (Благонравов), сменивший на этом посту святителя Инокентия, перенес икону «Слово плоть бысть» в г. Благовещенск – епархиальную столицу. Образ поместили в кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Для украшения специально изготовили серебряный оклад, оформленный памятной надписью:

«Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город».

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Бглаговещенске. (Открытка начала 20-го века).

Начиная от 1902-го года, был учрежден крестный ход Албазинской иконы по Дальневосточным землям епархии. Второй день после Святой Троицы был началом шествия. Путь начинался от кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы и лежал до Зейской переправы. Образ сопровождали представители всех Благовещенских церквей, соединенные в один большой крестный ход. Процессия возглавлялась епископом Камчатским.

Затем, икону помещали на теплоход и отправляли по р. Амуру и его притокам по всем значимым населенным пунктам. Вниз по течению образ путешествовал в Николаев-на-Амуре, на верхнем направлении побирался до Сахалина. Всего крестный ход длился около двух месяцев, после чего возвращался назад в г. Благовещенск.

В 80-е годы 19-го века на Дальнем Востоке прокатилась волна моровой язвы. Чудотворная икона помогла избежать многочисленных жертв и широкого распространения эпидемии. В честь чудесного исцеления епископ Гурий учредил ежегодное празднование, посвященное иконе «Слово плоть бысть» и назначил его 9 (22) марта. Празднование проводится с 1885 года.

Другое чудодейственное заступничество произошло в 1990 году. Китайские бунтари «Боксерского восстания» напали на г. Благовещенск. Осада длилась девятнадцать дней. Все это время в храмах города проходила непрерывная молитвенная служба и чтение акафистов. И захватчики отступили. Сохранилось предание, согласно которому китайские воины видели женщину в белых одеждах с младенцам на руках. Она будто парила над берегом р. Амура. При ее появлении их охватывал страх и ужас. Без видимой причины они прекратили осаду и убрались прочь от города. Тогда всем стало понятно, что сама Богородица пришла им на помощь.

В 1916 году было завершено строительство Транссибирской магистрали. Одним из решающих объектов был Амурский железнодорожный мост. Его открытие происходило в сопровождении освящения иконой Божией Матери Албазинской.

В период большевистских гонений на церковь, иконоборческие вандалы сожгли благовещенский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Произошло это в 1924 году. Икону «Слово плоть Бысть» удалось спасти от огня. Православные верующие перенесли ее в Пророко-Ильинскую церковь. Там она прибывала до 1938 года. Затем власти перенесли святыню в местный исторический музей. Святыня сохранилась до наших дней. В 1991 году городские власти возвратили икону церкви. А спустя девять лет образ был полностью отреставрирован. В мае 2000года в специально оборудованном вагоне его доставили с столицу на художественно-производственное предприятие «Софрино». Именно там выполнили работу по восстановлению иконы.

В 2000-е годы епископ Гавриил (Стеблюченко) возобновил традицию церковных ходов по Дальнему Востоку. Поначалу церковная процессия сопровождала икону от Благовещенска до Николаева-на-Амуре. Для этого предоставлялся теплоход «Миклухо Маклай». Затем, впервые за много лет образ отправился на Сахалин. Доставку осуществляли военные летчики.

В 2012году по представлению епископа Лукиана (Куценко) была разработана и утверждена медаль медаль Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» трех степеней. После утверждения Московским Патриархатом в православии появилась новая награда. Теперь ее вручают за весомый вклад в развитие духовно-нравственных традиций православной церкви. Медаль получили священнослужители, простые работники храмов и миряне, которые преуспели в пастырской службе и богословии, проводили исследовательскую работу в церковной истории и традициях, принимали активное участие в возрождении храмов и святынь.

Хабаровский список

Помимо сохранившегося оригинала до наших дней дошла старинная чтимая копия.

В 1896 года купец Василий Плюснин принес в дар хабаровскому собору Успения Божией Матери список иконы «Слово плоть бысть» хабаровскому собору. Там она прибывала до церковных репрессий 30-х годов прошлого века. Большевистские вандалы уничтожили Успенский собор. Икону признали высокой историко-художественной ценностью и перенесли в местный , краеведческий музей. В его заказниках образ находился до 1999 года, в сентябре состоялась торжественная передача образа Хабаровским краевым музеем Хабаровской епархии.

В сопровождение крестного хода икону доставили в в кафедральный Христорождественский собор.

Хабаровский Собор Успения Божией Матери после восстаногвления. Здесь хранится список иконы «Слово плоть бысть».

В 2002 году завершились строительные работы по возрождению хабаровского Успенского собора. На его открытие список иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» был возвращен на историческое место.

Иконография и значение

По типу написания образ ближе всего к «Оранте», которую иначе называют «Знамением». Отличительная особенность таких икон – изображение Иисуса, символизирующим пребывание во чреве Матери. Данный лик подчеркивает это значение не только визуально, но и своим названием – Слово (пророчество) стало плотью, вочеловечившись в благодатном чреве Пресвятой Богородицы.

Основным значением иконы считают предзнаменование зарождения новой жизни, предзнаменование спасения человечества, возможностью вечной жизни души. Безграничная любовь Матери Божией к своему Сыну, символ защиты всех христиан, ее заступничество перед Господом Богом за всех истинно верующих.

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть».

В чем помогает

Прежде всего, икона считается защитницей православных Приамурья. Местные верующие относятся к ней с величайшим трепетом. Предания сохранили множество свидетельств, рассказывающие о чудотворном спасении селений от врагов и эпидемий.

Читайте также:  Почему женщины не могут молится в мечети вместе с мужчинами

Священнослужители передают из поколения в поколение рассказы о том, как в 1895 году в

г. Благовещенск пришла страшная моровая язва. В разгар эпидемии духовенство крестным ходом обошло весь город с Албазинской иконой, окропляя свой путь святой водой. После этого мор прекратился.

В наши дни, как и в прежние времена, к лику Божией Матери приходят с просьбой об исцелении разных болезней. Неоднократно зафиксированы случаи, когда благодаря усердной молитве, выздоравливали тяжелобольные, от которых отказалась научная медицина.

Современные верующие обращаются к иконе с молитвой о спасении своей души. Просят заступничества для себя, своих родных и близких от болезней, нечистых помыслов, лихих людей.

Помня о чудодейственной защите образа поселений при нападении врагов, православные молятся о здоровье и благополучии новобранцев, призванных в ряды армии, за тех, кто воюет в горячих точках. Матери просят защиты у Богородицы для своих сыновей, жены для мужей, дети для отцов. Об их благополучном возвращении домой.

Чаще всего к образу обращаются с прошением о зачатие ребенка, те, у кого по каким-либо причинам нет детей. Иногда это характерные болезни, но бывает и так, что родители здоровы, а ребенка у них нет. Это значит, что Господь наказывает их за тяжелые грехи. Тогда остается только искренне раскаяться и усердно молиться о прощении и заступничестве, прося Пресвятую Богородицу защиты пред Спасителем и Господом Богом.

Современный список иконы Божией Матери «Слово плоть Бысть».

Куда вешать

Обычно в доме иконы Божией Матери располагают в общем иконостасе. Его определяют на восточной стене комнаты или в правом углу, противоположном от двери.

Если такой возможности нет, образ можно повесить (или поставить) в любом месте, где молитве при зажженных свечах ничего не помешает.

От чего оберегает и как молиться

Как всякая икона Божией Матери, образ «Слово плоть бысть» оберегает наши души от нечистой силы, злых помыслов и душевных недугов.

Защищает семью от болезней, напастей и пагубных соблазнов. Бережет дом от воров, лихих людей с дурными намерениями.

Молится пред Албазинской иконой можно своими словами, или читать такую молитву:

Молитва к Божией матери перед Ея иконой, именуемой «Албазинской» или «Слово плоть бысть»

Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице рода христианскаго!

Пред чудотворною иконою Твоею предстояше, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране приамурстей.

Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобныя брани сохрани.

Даруй мирови мир, земли плодов изобилие; сохрани во святыни пастырей наших, во святых храмех труждающихся: осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их.

Утверди в правоверии и единомыслии братии наших: заблуждших же и отступльших от православныя веры вразуми и соедини Святей Церкви Сына Твоего.

Буди всем притекающым к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблудших исправление и вразумление.

Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Албазинская икона Божией Матери “Слово плоть бысть”

Албазинская икона Божией Матери “Слово плоть бысть” – великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур – за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.

Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю – чудотворную икону Божией Матери “Слово плоть бысть”, именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.

Албазин обстраивался. В двух храмах города – Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца – возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь – Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, “в дауры”, “людей духовных – архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом”. Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.

Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг “наспех, днем и ночью” стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина – “Албазинское сидение”, занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды – в июле, сентябре, октябре – бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.

Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, “проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве”, митрополит Игнатий писал: “Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается”.

Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири (+ 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (+ 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (+ 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери – первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском – в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что “отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями”. Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.

. Летом 1900 года, во время “Боксерского” восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов – “дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския”.

Добавить комментарий