Челнская икона божьей матери о чем молятся

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Пресвятой Богородицы “Чолнская (Челнская)”

Варианты названия иконы:

  • Чолнская
  • Челнская

Статус в православии: Православная икона, упомянута в месяцеслове.

Дни празднования:

  • в Неделю 7-ю по Пасхе

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-11-11.

Описание иконы Челнская
Источник: Диск “Православный церковный календарь 2011” издательства Московской Патриархии [2011]
В окрестностях уездного города Трубчевска Орловской губернии располагался старинный Спасо-Челнский мужской монастырь, основанный (по другим источникам, возобновленный) князем Трубчевским А. Н. в XVI в. По некоторым данным, монастырь существовал уже в конце XII в. В этой обители пребывала чудотворная Челнская икона Божией Матери. Старинное предание гласит о том, что святой образ Пресвятой Богородицы, плывший по реке Десне против течения в никем не управляемом челне, явился местному пастуху. Произошло это в том месте, где позднее был устроен монастырь. Благочестивые жители крестным ходом с почестями и благоговением перенесли явленную икону в местный приходской храм. Узнав о чудесном обретении святого образа, князь Трубчевский, который страдал от тяжкого недуга, повелел доставить себя к месту явления иконы Пресвятой Богородицы. После усердных молитв перед образом князь получил полное исцеление, а святая икона была помещена в построенной князем часовне, где прославилась многочисленными [. ]

Икона Челнская – описание
Источник: Сайт “Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы”, автор – Валерий Мельников [2011]
Икона из Трубчевского Спасо-Челнского монастыря Орловской губернии (ныне Брянская область). По преданию, явилась пастухам в челне, плывшем по реке Днестр против течения.По молитве перед иконой исцелился князь Трубчевский, имя которого носил рядом расположенный город. Исцелённый князь поставил на месте явления чудотворного образа часовню, где и стала находиться икона. Позже на этом месте образовался монастырь.

Изображения иконы Чолнская (Челнская)

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 6. Сортировка: в обычном порядке.

Файл 20445.jpg: | |
Размер: 701×1181, 0.83 MPix, 167 Kb.
Дата: 2012-12-30, участник [tol].

Рейтинг изображения: 3 (242) , 0 (13) .

Описание: Неверные пропорции не моей фотографии из инета были исправлены в фотошопе (впрочем, небольшие искажения остались) – прим. pravicon.com

Файл 20446.jpg: | |
Размер: 802×1477, 1.18 MPix, 622 Kb.
Дата: 2012-12-30, участник [tol].

Рейтинг изображения: 0 (200) , 0 (10) .

Файл 27472.jpg: | |
Размер: 321×619, 0.2 MPix, 53 Kb.
Дата: 2016-07-08, участник [tol].

Рейтинг изображения: 2 (64) , 0 (3) .

Описание: С форума http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=3577

Файл 27473.jpg: | |
Размер: 1200×1600, 1.92 MPix, 153 Kb.
Дата: 2016-07-08, участник [tol].

Рейтинг изображения: 0 (69) , 0 (4) .

Описание: Богоматерь Чолнская. Вторая половина XIX в. Дерево, масло. 70 х 40 см (в киоте). Происходит из Введенского женского монастыря, Орел. Частное собрание, Орел. (Комова М.А. Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX вв. М.: Индрик, 2012. Илл.43.) https://www.ais-aica.ru/images/stories/archiv/knigi/2012/Komova_vkl_9_02_2012.pdf

Файл 32539.jpg: | |
Размер: 582×682, 0.4 MPix, 165 Kb.
Дата: 2018-08-30, анонимно.

Рейтинг изображения: 5 (69) , 0 (2) .

Описание: [Возможно, Челнская.] Икона “Взыграние младенца”. XIX век. Дерево, масло. 17 х 12,3 х 0,9 см. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Поясное изображение Богородицы типа “Умиление”. Она поддерживает левой рукой Младенца, в правой согнутой на уровне груди держит ручку Христа. Голова её обращена влево к Младенцу, левой щекой касается лобика Предвечного младенца, который прижался к матери правой стороной тела и правой рукой держит её за подбородок. Взгляд Богородицы направлен вниз, а [. ]

Файл 32540.jpg: | |
Размер: 411×551, 0.23 MPix, 86 Kb.
Дата: 2018-08-30, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (47) , 0 (1) .

Челнская икона божьей матери о чем молятся

икона Богородицы «ЧЕЛНСКАЯ» (Чолнская)

7-я Неделя (воскресенье) по Пасхе

Описание иконы по материалам диска «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы» (разработан православным приходом во имя преподобного Серафима Саровского г. Новосибирска):
Икона Богоматери Челнская из Спасо-Челнского монастыря Орловской губернии (ныне Брянская область). По преданию, явилась пастухам в челне, плывшем по реке Днестр против течения. По молитве перед Челнской иконой Божьей Матери исцелился князь Трубчевский, имя которого носил рядом расположенный город. Исцелённый князь поставил на месте явления чудотворного образа часовню, где и стала находиться икона Богоматери Челнская. Позже на этом месте образовался монастырь.

Описание Чолнской иконы Пресвятой Богородицы по информации присланной посетителей нашего сайта:

Передаю легенду (с небольшими коментариями) так, как она передаётся у нас веками, что, собственно и делает её почти научным фактом.
Итак. XI век. Киев. Первый русский иконописец преп. Алипий (известный своими чудесными врачеваниями и др. с помощью красок) пишет иконы, несколько из которых дошли до наших дней. Среди них – Свенская Печерская и Чолнская. Свенская Печерская Богородица находится сейчас в Третьяковской галерее, а чудотворная же копия – в Свенском монастыре (сейчас в черте г.Брянска). Обретена в 1288 г. на берегу реки Десны. Перед ней исцелился князь Роман Брянский и повелел построить названный монастырь.

Обретение Чолнской иконы аналогично предыдущему.
На сто километров ближе к Киеву по реке Десне (у вас -Днестр, смотрите карту) недалеко от древнейшего г.Трубчевска (тогда Трубеч – “Слово о полку Игореве”), а именно в 8 верстах (там была Пустынь с несохранивнимся названием) местный пастух увидел чёлн без людей, плывущий против течения и через некоторое время приставший к берегу. В челне была икона. Он взял её и принёс в дом. Наутро икона исчезла из дома и оказалась вновь на берегу в челне. Богобоязненный пастух обратился в Пустыню, монахи с Крестным ходом принесли её в храм, совершили службу. Наутро икона исчезла и из храма.

Тогда отправились в Трубеч, уже переименованный в Трубецк князем, пришедшим с литовской стороны, – Дмитрием Ольгердовичем, основатель династии князей Трубецких. (Это он получил будущую фамилию рода -Трубецкие – от города, которому сегодня около полутора тысяч лет). Он, раненый в Куликовской битве, исцелился перед иконой. Повелел поставить часовню в честь иконы и принесшего её челна. Так икона стала называться ЧОЛНСКОЙ (ибо слово чёлн писалось в транскрипции “чолн”). Имея сегодня это имя как собственное, оно не подлежит современным изменениям. А монастырь (“пустынь”, вероятно, СПАССКАЯ) стал называться СПАСО-ЧОЛНСКИМ монастырём, просуществовавшим до 23 мая 1923 г.

Есть и другая легенда, переносящая нас на полтора века раньше. Июнь 1223 г. Поражение от татар на р.Калке. Один из татарских отрядов преследует отступающих русских. Уже взяты Новгород-Северский, Стародуб, войско подошло к Трубчевску, к этой пустыни.
И здесь после многодневного и многонощного сражения киевляне, смоляне, черниговцы, возглавляемые юным Даниилом Галицким, ПОСЛЕ ЕГО МОЛИТВ В ПУСТЫНИ ПЕРЕД ЧОЛНСКОЙ ИКОНОЙ, разбили татарский отряд. Летопись гласит: “. татары перед светом смешались и полегли в ямах. ” ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ ПОБЕДА РУССКИХ НАД ТАТАРАМИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ, а, возможно, и первое чудо Чолнской иконы.

Как бы то ни было, икона сохранялась невредимой во время многочисленных захватов и пожаров монастыря польско-литовскими отрядами, крымскими татарами, и пр.
Ежегодно в седьмое воскресенье после Пасхи Чолнская Богородица Крестным ходом приносилась в Трубчевск, где целое лето перемещалась из храма в храм, из дома в дом, и любой житель мог заказывать молебны в своём жилище. Так происходило веками.
В 1918 г. во время очередного Крестного хода первый военный революционный комиссар Трубчевска Дмитрий Раков, “. будучи в помутнении рассудка”, дважды выстрелил в неё из револьвера, за что был растерзан прихожанами.

Икона исчезла, и вновь была обретена в 1941 году в Ильинском храме Трубчевска. После его закрытия в 1963-4 г. икона перенесена в Сретенский храм, где и пребывает с двумя пулевыми отверстиями и трещиной посередине иконы между досками, по которым топтался тот военный комиссар.

В Свято-Троицком соборе Трубчевска есть её старинный список меньшего размера.
Однако (я нащупал по меньшей мере 7 существовавших её списков) трудно утверждать, что икона в Сретенском храме первая, оригинальная, а не список. Она нуждается в реставрации и исследаваниях.

Вот её пять неповторимых иконографических особенностей, говорящих об авторе, как о человеке, имевшим право на собственное “видение”:
1. Правая рука Предвечного Младенца поддерживает подбородок Богородицы.
2. Левая рука Младенца ВЛОЖЕНА в правую руку Богородицы.
3. Лоб Младенца ЗАХОДИТ за голову Богородицы.
4. ВСЁ изображение Младенца УКРЫТО покровом Богородицы.
5. В нимбе над головой Богородицы часть текста специального, для неё написанного Акафиста с дополнительным словом: “Радуйся, Звездо, являющая НАМ солнце”.

Интересная история самого Чолнского монастыря, но это уже совсем другая история.

Изображение Чолнской иконы:


_____________________________________________________________

Благодарим автора письма с описанием и изображением Чолнской иконы Геннадия Соболева.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы – О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице – Основные молитвы.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи – Сборник небольших притч (историй)

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Суеверия – Описание некоторых суеверий.

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня !

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)

Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января

Богородица есть слава человеков, слава мира… как личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь, составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.

Протоиерей Сергий Булгаков
«Купина Неопалимая» (1927)

Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них — икона Божией Матери «Милостивая» Киккская.

Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.

Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.

В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.

Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.

В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.

Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».

Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца.

Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».

Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.

Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.

С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).

Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.

Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).

Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.

Икона Божьей Матери Леушинская. Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает.

Леушинская икона Божьей Матери – один из самых молодых чудотворных Богородичных образов в России. Он широко прославился в начале XX века, однако судьба его трагична. Подробно об истории иконы Божьей матери Леушинская, её иконографии и почитании – в материале ниже.

Происхождение Леушинской иконы Божьей Матери

Точное авторство иконы Божьей Матери Леушинская не установлено. Доподлинно известно лишь то, что она была написана в 1860 году неким иконописцем для богатого петербургского торговца по имени Гаврила Медведев. Этот купец был родом с берегов Волги и славился не только коммерческой успешностью, но и благочестием.

Получив на руки написанную икону, Медведев отвёз её в свои родные места и пожертвовал небольшой Иоанно-Предтеченской церкви, расположенной в селе Леушино близ города Молога Череповецкого уезда. По преданию, сразу же после помещения в храм, образ стал источать чудотворения. С молитвами о помощи к ней стекались верующие христиане со всей округи.

«Во многих источниках указывается, что Леушинская икона была написана в мастерской местного Иоанно-Предтеченского монастыря. Однако эта обитель была основана позже – в 1875 году. К тому времени, скорее всего, Леушинский образ уже был местночтимым. Собственно, и сам монастырь вырос вокруг Иоанно-Предтеченской церкви, где хранилась подаренная купцом Медведем икона».

Сергей Вдовин, краевед, г. Рыбинск

Леушинская икона Божьей Матери стала так называться уже после того, как получила известность. Изначально этот образ был пожертвован храму как икона Похвалы Божьей Матери. Позже он стал именоваться и другими именами: «Азъ есмь съ вами» и «Спасительница России».

Иконография и значение иконы Божьей Матери Леушинская

В некоторых деталях изображение на Леушинской иконе приближено к иконографическому типу «Похвала Богородице». Однако на ней нет традиционных для этого типа многочисленных фигур святых, предстоящих перед Божьей Матерью. Здесь в композицию включена лишь сама Богородица и Богомладенец, которого она держит на руках. Правая рука Пречистой поддерживает Младенца Христа снизу, а левая – под ручкой. Руки Христа широко разведены в благословляющем жесте.

Композиция Леушинской иконы очень схожа с другим святым образом, появившимся на заре XX века – так называемая икона «Объятья Отча» или Уссурийская икона Божьей Матери. Однако эти два изображения отличаются деталями – положением рук и головы Богородицы, её одеждами.

Быстро отличить Леушинскую икону в ряду других Богородичных образов можно по следующим признакам:

  • прямое положение головы Пречистой, её взгляд, прямо устремлённый на зрителя;
  • белый платок на голове Богородицы, поверх которого не наброшен мафорий;
  • туника ярко-красная, а верхнее покрывало – синее;
  • отсутствие традиционных золотых звёзд на челе и плечах Божьей Матери.

В отличие от других иконописных изображений, на Леушинской иконе Богородица представлена максимально просто. Иконописец будто бы намеренно приближает её образ к молящемуся. Композиция не отягощена никакими дополнительными деталями.

На большинстве современных списков и репродукций Леушинской иконы имеется надпись «Азъ есмь съ вами, никтоже на вы». В переводе с церковно-славянского это означает «Я с вами, никто вам не навредит». Но на оригинале этого текста не было, он появился позже, на списке, подаренном Иоанну Кронштадтскому. Тем не менее, Леушинский образ получил своё второе имя именно по этой надписи.

В словах «Азъ есмь съ вами» заключено основное значение Леушинской иконы Божьей Матери – небесная защита от земных скорбей. Эта фраза заимствована из кондака, который поётся на Вознесение Господне. По преданию, так Христос утешал остающихся на земле учеников и Мать, возносясь к Господу.

«В этих словах выражено чувствование Пресвятой Богородицы как матери, которая всегда пребывает со своими чадами. Матери, которая говорит простые слова: «Я с вами». Но в устах Пречистой они имеют особую силу. Они обладают великой благодатью утешения».

Протоиерей Геннадий Беловолов

Большинство списков Леушинской иконы представляют собой поясное изображение. Однако существует извод, где Богородица представлена в полный рост. Эта икона хранится в Павловском соборе города Гатчина.

Леушинская икона и Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь

Когда слава об иконе Божьей Матери из Иоанно-Предтеченского храма в Леушино достигла города Рыбинска, монахиня Рыбинского монастыря Сергия решила основать там новую обитель. Некий купец Максимов выкупил Леушинское поместье и дал разрешение Сергии поселить на этой земле сестёр. Разрешение от Синода было получено в феврале 1875 года.

В течение первых лет общину преследовали внутренние неурядицы, в результате которых сменилось несколько настоятельниц. Наконец, в 1881 году игуменьей была назначена монахиня Таисия (Солопова), благодаря которой обитель приобрела, наконец, статус монастыря и прославилась как «женская Лавра».

Игуменья Таисия – дворянка, дальняя родственница Пушкина, выпускница Института благородных девиц, была духовной ученицей и близким другом Иоанна Кронштадтского. Именно по её инициативе в иконописной мастерской Иоанно-Предтеченского монастыря был сделан знаменитый мерный список «Азъ есмь съ вами», подаренный знаменитому праведнику. В честь этой иконы Иоанн Кронштадтский основал в Петербурге подворье Леушинского монастыря.

Монахинями Иоанно-Предтеченской обители было выполнено и множество других списков, и к началу XX века Леушинская икона Божьей Матери разъехалась по многим российским храмам. В самом монастыре перед этим образом была организована «неусыпаемая череда»:

«Подобной традиции в православии мы не знаем более нигде, кроме Леушина. Сёстры, сменяя друг друга читали акафист, причём чтение не должно было прерываться даже на минуту. Чтение продолжалось в течение почти сорока лет. Подобного акафиста длиной в сорок лет мы более не знаем нигде».

Протоиерей Геннадий Беловолов

Изображение Леушинской Божьей Матери сейчас можно увидеть на фронтоне храма Леушинского подворья на улице Некрасова в Санкт-Петербурге. Здесь оно дополнено предстоящими перед Христом и Богородицей образами Архангелов и полностью вписывается в иконографический тип «Похвала Богородице».

Гибель оригинала Леушинской иконы Божьей Матери

К сожалению, до наших дней оригинал иконы Божьей Матери Леушинской не сохранился. Послереволюционная богоборческая смута довольно долго затрагивала Иоанно-Предтеченскую женскую обитель лишь «по касательной». Но в 1931 году монастырь всё же окончательно ликвидировали, а насельниц, которые отказались его покинуть, репрессировали.

Знаменитая цветная фотография С. Прокудина-Горского запечатлела Леушинский монастырь в последние мирные годы его жизни. После полного изгнания монахинь в его стенах поселили трудновоспитуемых подростков, которые находились там вплоть до 1938 года.

Уезжая из разорённого монастыря, насельницы не имели возможности забрать с собой какие-либо из уцелевших святынь. Возможно, если бы Леушинская икона была древней, на неё обратили бы внимание музейные специалисты и забрали бы её на хранение. Однако на тот момент святой образ являлся духовной, но не исторически-значимой реликвией, и остался где-то в стенах разорённого монастыря. Его дальнейшая судьба была трагической.

Ещё с 1935 года велось строительство гидроузла в месте впадения реки Шексна в Волгу. В 1938 году из ближайших к нему населённых пунктов началась эвакуация жителей. В апреле 1941 года Леушинский монастырь вместе с оставшейся в ней знаменитой иконой погрузился на дно Рыбинского водохранилища.

Остовы храмов Леушинского монастыря высились над поверхностью воды вплоть до 50-х годов XX века. Но волны и лёд сделали своё дело, и сохранившиеся стены, в конце концов, обрушились.

Сохранившиеся чтимые списки Леушинской иконы

Мягкий и торжественный лик Леушинской Богородицы сохранился на списках, многие из которых были выполнены ещё до катастрофы, постигшей монастырь. В частности, помолиться перед этой иконой можно в следующих храмах:

  • Павловский собор в Гатчине;
  • храм-часовня Тихвинской иконы Божьей Матери в Кронштадте;
  • подворье Леушинского монастыря в Петербурге;
  • храм иконы Казанской Божьей Матери в посёлке Шугозеро Тихвинского района Ленинградской области;
  • Мологский Покровский женский монастырь в Быково Ярославской области;
  • храм Воскресения Христова в Кадашах.

Что касается списка, подаренного игуменьей Таисией Иоанну Кронштадтскому, то у него своя интересная история. Предвидя, что у этого образа особенная судьба, преподобный передал его петербургскому купцу Василию Муравьёву. При этом он сказал: «Прими это образ. Придёт время, и ты перед ним будешь молиться за всю Россию и повторишь подвиг Серафима Саровского».

Пророчество сбылось. Купец стал монахом, и в схиме принял имя Серафим и поселился в Вырице. Он с болью принял весть о затоплении некогда процветающей Леушинской обители и встал на молитву перед иконой «Азъ есмь съ вами». С апреля 1941 года в течение тысячи дней он ежедневно закреплял образ Богородицы на яблоньке, становился коленями на камень и молился за спасение России.

Камень, помнящий тысячедневный подвиг Серафима Вырицкого, до сих пор является местом поклонения верующих. Удивительно, но в самой Вырице, близко расположенной к осаждённому Ленинграду, за время войны не пострадал ни один дом.

В чём помогает икона Божьей Матери Леушинская

Леушинская икона Божьей Матери – поистине универсальная помощница во всех делах и скорбях человеческих. К ней возносят молитвы с просьбами об избавлении от опасностей, защите от врагов, о разрешении конфликтов и семейных проблем.

Также этот образ имеет особую благодать помощи в духовной жизни. Перед ним полезно становиться на покаяние и возносить молитвы о спасении души.

Куда вешать и как молиться перед Леушинской иконой

Икону Леушинской Божьей Матери размещают в «красном углу» на полочке или столике или вешают в киоте на восточную стену комнаты. Молитву этому образу можно творить по следующему тексту:

«О, Всеблагая Заступнице рода христианскаго, Мати Держащаго вся десницею Своею Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты его. И да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Сохрани истинную Святую православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей. И положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный. Да поживем во благочестии и чистоте, всегда храними Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

День почитания Леушинской иконы Божьей Матери

День празднования Леушинской иконы Божьей Матери совпадает с днём почитания иконы Похвалы Пресвятой Богородицы. Фиксированной даты нет, праздник выпадает на пятую субботу Великого поста.

19 мая (01 июня) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.5)

Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу – добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года.

Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
В память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.

За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города.

В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков « ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы – чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, – во граде Пскове ».
С давних времен Псково-Печерский монастырь славится крестными ходами. В монастырской летописи есть даже отдельная глава: « Уложение о чине и обычае – как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков », написанное по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция этого крестного хода была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители – из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление».

24 июля 2000 года, в праздник святой равноапостольной княгини Ольги чудотворный образ Божией Матери снова был принесен в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего города.
Ныне в главном приделе Успенского собора монастыря пребывают два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».

Празднование иконе «Умиление» 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французских войск в 1812 году. Также празднования чудотворной иконе совершаются 21 мая, 23 июня и 26 августа.

Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 4
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы Чолнская (Челнская)

В окрестностях уездного города Трубчевска Орловской губернии располагался старинный Спасо-Челнский мужской монастырь, основанный (по другим источникам, возобновленный) князем Трубчевским А. Н. в XVI в. По некоторым данным, монастырь существовал уже в конце XII в. В этой обители пребывала чудотворная Челнская икона Божией Матери.

Старинное предание гласит о том, что святой образ Пресвятой Богородицы, плывший по реке Десне против течения в никем не управляемом челне, явился местному пастуху. Произошло это в том месте, где позднее был устроен монастырь. Благочестивые жители крестным ходом с почестями и благоговением перенесли явленную икону в местный приходской храм. Узнав о чудесном обретении святого образа, князь Трубчевский, который страдал от тяжкого недуга, повелел доставить себя к месту явления иконы Пресвятой Богородицы. После усердных молитв перед образом князь получил полное исцеление, а святая икона была помещена в построенной князем часовне, где прославилась многочисленными чудотворениями.

После закрытия в 1923 году Трубчевского Челнского монастыря, следы чудотворной иконы Божией Матери теряются.

В настоящее время список с Челнской иконы Пресвятой Богородицы находится в Трубчевской церкви Сретения Господня Брянской епархии.

Икона Божией Матери «Умиление»

В христианстве среди православных чтятся несколько основных типов святынь, изображающие облик Пресвятой Девы и одна из таких святынь икона Божьей Матери «Умиление». Она относится к основному русскому типу иконописи, так называемому Елеуса, где Сын Божий сидит на руках у Матери и припадает к Ней щекой. Поэтому на иконе «Умиления» Богородица, как правило, представляется в данном типе, запечатленная по пояс, с Младенцем, на которого она глядит нежно, с умилением.

История иконы

Известно, что Псково-Печерская икона «Умиление» или как ее к тому же называют Владимирская (одноименное название), представлена как список знаменитой чудотворной иконы «Владимирская», что была доставлена из Киева князем Андреем Боголюбским в далекие годы XII века. В Москву, а именно в Успенский собор, святыня прибыла уже после середины 1395 года. В дальнейшем икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская чудом пережила блокаду города Пскова великим князем литовским Стефаном Баторием в 1581 году, а после и в 1812 году сыграла немалое значение в сражении с Наполеоном Бонапартом. Согласно истории, Богородица не раз спасалась от уничтожения, а люди благодаря ей излечивались от тяжелых болезней. Так был случай, когда после длительных молитв иконе «Умиление», невидящая вдова вновь увидела мир вокруг, и такие чудеса были не редкостью.

Локотская икона «Умиление» (Серафимо-Дивеевская)

В противовес Владимирской святыне, Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери обладает рядом отличительных черт, что выделяют ее среди остальных, поскольку она не принадлежит к типу «Елеуса». К числу ее отличий относится то, что на иконе «Умиление» Локотской Богоматерь изображается одна. Руки Богородицы скрещены в районе груди, а лик Святой выражает сильные и светлые чувства. На иконе «Умиления» Серафимо-Дивеевской Пресвятая Дева Мария запечатлена в период самого счастливого момента, когда архангел Гавриил повествует о предстоящем рождении Спасителя. Ее взгляд наполнен добротой, здравомыслием, спокойствием и любовью в трепетном ожидании своего чада.

Изначально икона Божией Матери «Умиление» была исполнена на холсте, прикрепленном к кипарисовой доске. Уже после Всероссийский император Николай II даровал святыне драгоценный оклад. В 1991 году образ Святой был представлен Патриарху Алексею II в московскую патриаршею церковь, откуда ее из года в год перемещают в Богоявленский собор, где проходит ее почитание. Со временем с оригинального образа начали возникать копии, однако и они славятся своими не меньшими способностями, чем подлинник.

Новгородская и Смоленская иконы

Уже около 700 лет жители городка на северо-западе России чтят икону «Умиление» Новгородскую. Святыня знаменита своей чудотворной силой, которую испытали молившиеся пред ней. Она оберегала народ от разорения, пожаров и войн, даровала нуждающимся физическое и душевное исцеление.

Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская в свою очередь также прославилась защитой местных жителей: во время нападения польских войск на горожан в начале XVII века. Богородица на ней изображена вместе с Сыном и данный образ приобрел популярность еще с 1103 года.

Значение иконы «Умиление»

Как известно, образы Божией Матери – один из основных в христианстве, поэтому икона Пресвятой Богородицы «Умиление» имеет большое значение для православных. Лик Девы отличается проникновенностью и чувствительности в отношении тех, кто молит Ее об обереге.

Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» поддерживает молящихся в часы тяжелых испытаний и угнетающих будней, что подавляют душевное состояние.

У святыни просят об способствовании в решении конфликтов и примирении враждующих сторон, о сбережении семьи и родины. Кроме того, женщины и девушки нередко обращаются к иконе Богородицы «Умиление» с прошением о семейном благополучии и удачном замужестве, рождении здорового ребенка.

В чем помогает икона «Умиление»

Как уже упоминалось ранее, святыня Богородицы очень важна для верующих. Так лик Девы Марии помогает при затруднительных жизненных обстоятельствах, болезнях, придавая сил молящимся. Особенно чудотворная икона «Умиления» покровительствует слабому полу, благоприятствуя сохранению чистоты и целомудренности, а также поддерживает в значимые моменты в жизни каждой представительницы женской половины: брак, семья, зачатие, рождение ребенка.

Рекомендуем прочитать:

Молитвы перед иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская


Если правильно молиться перед иконой «Умиление», то помощь непременно придет. В первую очередь необходимо отдавать словам силу, дабы те вернулись в двойном размере. У святыни просят об избавлении от страданий и душевных болей, об облегчении родов, о гармонии, но даже несмотря на различность этих прошений они нуждаются в одном – искренности, чистоте желаемого. Поэтому набравшись сердечности для получения поддержки Пресвятой Девы, нужно произнести следующую молитву:

Тропарь, глас 4

К Богоpо́дице с умиле́нием пpипаде́м,/ вси, гpехми́ обpемене́ннии,/ чудотво́pную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, пpиими́ моле́ние недосто́йных pаб Твои́х/ и пода́ждь нам, пpося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.

Перевод: К Богородице с сердечным сокрушением обратимся все, обремененные грехами, целуя Ее чудотворную икону Умиление и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».

Кондак, глас 3

Ю́же подража́я непло́дную смоко́вницу,/ аз, окая́нный, умиле́ния плода́ отню́д не приношу́ и посече́ния страшу́ся,/ но, взира́я к чудотво́рней ико́не Твое́й Умиле́ния, Влады́чице,/ стеню́ от се́рдца и вопию́:/ умили́ся, Благосе́рдая,/ и мне, окамене́нному се́рдцем,// благоволи́ пода́ти душе́вное и серде́чное умиле́ние.

Перевод: Подражая неплодной смоковнице (Лк.13:6-9), я, окаянный, совсем не приношу плода смирения и боюсь усекновения, но, взирая на чудотворную икону Твою Умиление, Владычица, сердечно воздыхаю и взываю: «Помилуй, Милосердная, и меня, окаменевшего сердцем, облагодетельствуй и подай душевное и сердечное смирение».

Молитва первая

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице, Богоро́дице Де́во! Приими́ недосто́йныя моли́твы на́ша, сохрани́ нас от наве́тов злых челове́к и от напра́сныя сме́рти, пода́ждь нам пре́жде конца́ покая́ние, на моле́ния на́ша умилосе́рдися и ра́дость в печа́ли ме́сто да́руй. И изба́ви нас, о Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, от вся́кия беды́, напа́сти, ско́рби, боле́зни и вся́каго зла, и сподо́би нас, гре́шных рабо́в Твои́х, одесну́ю ста́ти во второ́м прише́ствии Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, и насле́дники нас бы́ти сподо́би Ца́рствия Небе́снаго и жи́зни ве́чныя со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва вторая

Приими́, всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ней прикла́дныя, от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х: от всех родо́в избра́нная, всех тва́рей небе́сных и земны́х вы́сшая я́вльшаяся, поне́же бо Тебе́ ра́ди бысть Госпо́дь Сил с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом и сподо́бихомся свята́го Те́ла Его́ и пречи́стыя Кро́ве Его́; те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися нам от вся́каго сове́та лука́ваго и вся́каго обстоя́ния и сохрани́тися нам неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго; но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных нас соблюди́, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего Ма́ти, умиле́ния Сокро́вище и ми́лости Исто́чниче, душеспаси́тельных даро́в блага́я Пода́тельнице и скорбя́щих душ благода́тная Уте́шительнице! К Тебе́ с любо́вию припа́даем и пред свято́ю ико́ною Твое́ю смире́нно мо́лимся: умоли́, Влады́чице, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, поми́ловати и спасти́ нас, погиба́ющих во гресе́х; вдохни́ в ду́ши на́ша покая́ние и́скреннее и умиле́ние богоуго́дное, подаждь моли́твам на́шим сле́зы очисти́тельныя; благопотре́бная житию́ вре́менному и ве́чному спасе́нию ми́лостиво, Госпоже́, нам да́руй; мир умири́, святы́й храм сей [или́: святу́ю оби́тель сию́] до́бре сохрани́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х нам низпосли́, и при кончи́не живота́ на́шего не ли́ши нас Ма́терняго Твоего́ заступле́ния и по́мощи, да предста́тельством Твои́м безбе́дно пре́йдем мыта́рства возду́шная и сподо́бимся унасле́довати Ца́рствие Небе́сное. Ей, Цари́це Всеблага́я, всех ра́достей Ра́досте и всего́ ми́ра христиа́нскаго утеше́ние! Помози́ нам и ны́не, и егда́ наипа́че по́мощи Твоея́ святы́я востре́буем, и спаси́ нас Ма́терними мо́литвами Твои́ми ко Христу́ Бо́гу, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Как молиться за сына который попал житейскую сложную ситуацию
Добавить комментарий