Чирская икона божьей матери псков о чем молятся

Чудотворные иконы Божией Матери Псковской и Великолукской епархии

Цареградская икона Божией Матери

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь был хранителем Цареградской иконы Божией Матери. Эта икона являлась святыней православного Рима, но в 1051 году, когда началось отделение Рима от Православной Церкви, когда пал первый Рим и засиял второй Рим, список этого образа был принесен из Рима в Константинополь.

Для Руси эта икона имеет особое значение. Цареградская икона Божией Матери, ставшая выражением преемственности Константинополя Риму, была прислана в дар Спасо-Елеазаровскому монастырю Константинопольским патриархом Геннадием II.

Этот дар был сделан после принятия Константинополем Флорентийской унии в 1439 году, когда во Флоренции, с одной стороны, под давлением императора, считавшего, что Запад поможет спасти гибнущую Византию, с другой — Рима греческие иерархи подписали документ о своем подчинении Римскому престолу.

Основатель монастыря, преподобный Евфросин (в миру Елеазар), пешком ходил в Константинополь и был принят Константинопольским патриархом, который и прислал в основанную преподобным Евфросином обитель Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святыню, выйдя на дорогу, ведшую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до наших дней он несет людям исцеление.

Приняв на Русской земле Цареградскую икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа. В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахов вывозят на подводах в сторону Петрограда, и там они принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима разрушается и обитель, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России.

Судьба монастырской Цареградской иконы Божией Матери неизвестна. Сейчас в возрожденном монастыре почитается икона Божией Матери, которая сохранялась в годы закрытия обители отцом Николаем Гурьяновым. Он молился о восстановлении обители и был хранителем иконы Божией Матери, ранее находившейся в обители преподобного Евфросина.

Чирская икона Божией Матери

Чирская икона Божией Матери была явлена в церкви села Чирски, в 35 километрах от Пскова. После чуда, происшедшего 16 июля 1420 года, когда во время морового поветрия, бывшего во Пскове, из обоих глаз Божией Матери на иконе истекли слезы, образ был перенесен в Псков в Свято-Троицкий кафедральный собор, где он находится и сейчас.

В самом селе Чирски на источнике, где явилась икона Божией Матери Чирская, была построена церковь, взорванная немцами во время войны. Сейчас здесь воздвигнута часовня, которая так и называется — часовня Явленной иконы. В Псковской епархии почитается как чудотворный и список Чирской иконы Божией Матери в Никольском храме села Палкино.

Икона Божией Матери Благодатное Небо

Чудотворная икона Божией Матери Благодатное Небо пребывает в храме святителя Николая на острове Талабск (сейчас — Залит), небольшом острове на Псковском озере, рядом со знаменитым Чудским. Эта икона имеет второе название — «Смоленская», и празднование иконе установлено в день праздника Смоленской иконы Божией Матери 28 июля.

Икона прославилась в 1842 году, когда в Александровском посаде (так называлось рыбацкое селение на острове Талабск) началась эпидемия холеры. После видения, бывшего одному прихожанину Никольского храма, что надо отыскать хранящуюся на чердаке икону Божией Матери и обнести ее с крестным ходом вокруг селения, икону нашли (это и была икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо»), и после совершения крестного хода эпидемия прекратилась.

В память о чудесной помощи Божией Матери при храме соорудили придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской (именно эта икона явилась в видении), в котором и стал пребывать чудотворный образ.

В 1939 году Никольский храм был закрыт и разорен, но верующие спасли святыню и вернули икону в храм, когда его снова открыли в 1947 году. Более сорока лет настоятелем этого храма был протоиерей Николай Гурьянов, который почитал чудотворный образ и много сделал для его прославления.

Партизанская икона Божией Матери

Икона Матерь Божья Казанская, которая пребывает сейчас в псковском храме святого благоверного князя Александра Невского, получила наименование «Партизанской».

Во время немецкой оккупации, когда многим жителям села Боровичи Псковской области пришлось бежать в леса, спасаясь от расправы немцев, подозревавших их в помощи партизанам, ушла в лес и Надежда Кузнецова. С собой она взяла только теплые вещи и Казанскую икону Божией Матери.

Вскоре весь отряд узнал об этой святыне — группа, которая ушла на опасное задание, погибла, в живых остался только пожилой партизан, который молился перед иконой Божией Матери.

С тех пор в землянку, где находилась Казанская икона Божией Матери, стали приходить перед выполнением задания то один, то несколько человек. Председатель сельсовета после войны рассказывал:

Я был в нашем отряде политруком. Поэтому сам к иконе не подходил. Думал, негоже мне. А потом фрицы нас со всех сторон обложили, кольцом зажали. Попытались прорваться — половина отряда полегла, а все без толку. Вот тогда и я перед Казанской на колени встал: “Спаси, Заступница!” И ведь ушли мы от немцев.

После войны икона вернулась в родной дом, а после кончины Надежды Кузнецовой родственники передали образ в храм. В конце мая 2005 года по деревням и селам Порховского края, где шли бои, был проведен крестный ход с Партизанской Казанской иконой Божией Матери.

Вышитая бисером икона Пресвятой Богородицы Умиление


Чирская икона божьей матери псков о чем молятся

29 июля в Свято-Троицком Кафедральном и 30 июля в Свято-Успенском Святогорском монастыре (Пушкинские горы) Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий будет совершать Божественные Литургии и праздничные молебны псковским чудотворным явленным иконам Божией Матери «Чирская» и «Святогорская».

Явленная, значит, было какое-либо чудесное явление образа Божией Матери, а чудотворная, когда через икону совершаются чудеса исцеления.

Чирская (Псковская) икона Божией Матери первоначально находилась в церкви села Чирски, что в 35 километрах от Пскова, и именовалась «Чирской». 16 июля 1420 года при великом князе Василии Димитриевиче, Архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне и Псковском князе Феодоре Александровиче во время морового поветрия, бывшего в Пскове, данного псковичам за грехи, от Чирской иконы Богоматери из глаз истекли слезы.

Об этом сообщили властям города Пскова. Священнослужители перенесли чудотворную икону в Псков в Свято-Троицкий Кафедральный Собор, где она находится и поныне. На встречу иконе был совершен Крестный ход, псковичи с раскаянием молились перед образом Божией Матери.

29 июля в Вернявино (Черская) в храме Равноапостольного Владимира – праздник Явленной чудотворной иконе Божией Матери Чирской.

После Божественной Литургии состоится Крестный ход с пением и чтением Акафиста в Чирски, где раньше был погост и церковь Рождества Христова, взорванная немцами. От храма до места, где было явление Чирской иконы, около 500 метров.

Крестные ходы к источнику начались с благословения Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. На источнике, где было чудесное Явление, сейчас построена часовня, которая так и называется часовня Явленной иконы.

История явления чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» Святогорская связана с устройством псковским царским наместником князем Юрием Токмаковым по повелению Царя Иоанна Васильевича IV, Грозного Свято-Успенского Святогорского монастыря в 1569 году. Поводом основания монастыря послужили дивные явления и многочисленные чудеса исцеления от икон Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия», которые были явлены Блаженному отроку Тимофею на реке Лугвица (Луговка) и Синичьей горе.

На Синичьей горе явилась св. Тимофею икона в неизреченном свете, и был голос: «Избранный рабе Божий Тимофей, так угодно Сыну Моему Господу Иисусу Христу явить на сей горе свое милосердие для спасения рода христианского, но не теперь, а по прошествии шести лет, приди на сию гору и тогда увидишь действие благодати Божией, и от сего времени пребуди ты во всех добрых делах». Икону «Умиление», которая ему явилась на реке Лугвица, Тимофей увидел на городище Воронич, когда пришел в Георгиевскую церковь.

Через шесть лет на Синичьей горе по прошествии сорока дней молитвы Тимофея воссиял чудный свет, и разлилось неизреченное благоухание: Блаженный увидел икону Владычицы нашей Богородицы «Одигитрия», которая повелела икону «Умиление» перенести из Воронича из Георгиевской церкви на Синичью гору, «ибо здесь благоугодно быть благодати Божией». Не сразу люди поверили Тимофею, а когда поверили, стали переносить из Воронича икону Божией Матери «Умиление» Крестным ходом на Синичью гору, тогда повсеместно совершались чудеса исцеления, а на Синичьей горе народ увидел на сосне икону «Одигитрия», Пядичную, которая спустилась только Тимофею в руки.

Князь Юрий Токмаков подробно исследовал все события явлений, опросил свидетелей и донес о чудесах явления икон и исцеления Государю Иоанну Васильевичу. Синичью гору тогда назвали Святой, Царь повелел устроить монастырь на Горе, а на месте явления икон воздвигнуть храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, престол храма был устроен на пне той сосны, на которой явилась икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская. Икону «Умиление» Царь повелел поставить у Царских врат. Таким образом, устроился Святогорский монастырь. По преданию Святой Блаженный Тимофей проповедовал в Великом Новгороде, и погребен в Софийском Соборе.

Читайте также:  О чем молятся иконе отца сына и святого духа

Явленная и чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская была возвращена в монастырь в 1992 году из Казанского храма в Пушкинских горах, когда Святогорский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Икона Святогорская Божией Матери с Предвечным Младенцем на левой руке. Вверху иконы в облаках Бог Отец со Святым Духом, два ангела с боков. Еще ниже под иконой изображена икона Божией Матери «Одигитрия», стоящая на суку дерева, перед ней, молящийся на коленях, Блаженный Тимофей. Икона написана на кипарисовой доске, и находится в серебряной позлащенной ризе. Празднуется икона Святогорская, Пядичная в день Покрова Божией Матери и в день явления – 17 июля (ст. стиль).

По традиции Всенощное бдение и Божественную Литургию с праздничным молебном в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Святогорская в Святогорском монастыре будет совершать его Настоятель Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский, священноархимандрит монастыря со служащим ему отцом наместником монастыря игуменом Макарием (Швайко) и братией.

Свято-Троицкий собор в Пскове

«Дом Святой Троицы», так называют православные верующие Псков, город, с давних времен охраняемый Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Хранитель древних храмов и традиций, Псков привлекает туристов и паломников красотой архитектурных древних сооружений и духовными святыня. Из святых храмов Пскова после богослужений на битву с вражескими завоевателями уходили защитники отечества, в храмовых усыпальницах почивают псковские князья и архиереи.

Свято-Троицкий собор — древняя святыня псковского края, берущая свое историческое начало с 957 года, храм, заложенный святой Ольгой, охраняемый Александром Невским, сохранивший и в 21 столетии святые мощи князей и святителей.

История строительства

Датой возведения Свято-Троицкого собора в Пскове считается 1699 год, но мало кто знает, что на этом месте прежде стояло три церкви, каждая сменяла одна другую, по мере обветшания. По преданию, в 957 году княгиня Ольга, прибывшая в Псков после смерти Игоря и принятия крещения в Константинополе, стоя на берегу реки Великая увидела, как через тучи пробились три ярких луча солнце, осветив мыс на другом берегу, на котором рос густой лес.

Княгиня Ольга узрела в этом Божий знак и решила на указанном лучами месте возвести храм в честь Святой Троицы, первоначально установив там крест из дубового дерева. При возведении церкви крест Ольги установили в центре храма.

Другие храмы в честь Святой Троицы:

После пожара, уничтожившего деревянную святыню, по благословению благоверного Всеволода Мстиславича, в 1138 на месте прежней церкви возводится каменное монументальное храмовое здание, свод которого в 1363 году обрушился.

Несмотря на то, что святой Всеволод-Гавриил княжил короткое время, его имя навеки вписано в историю псковского края, как родоначальник самостоятельности Пскова.

Интересно! После смерти благоверный Гавриил был погребен в храме Дмитрия Солунского, но в 1193 году состоялось перенесение его мощей в придел Свято-Троицкого собора.

Собор 1547 года канонизировал князя Всеволода-Гавриила, а 22 апреля 1834 года, когда православный мир праздновал Светлое Воскресение Господне, по указу царя Николая Второго святые мощи святого перенесли в главный храм. На серебряной раке, где хранились мощи святых, до революции находился княжеский меч, увидеть его ныне можно в музее.

Отправляясь на Ледовое побоище, в этом соборе в 1242 году получил благословение Александр Невский на победу над немецкими рыцарями. В псковской святыне было совершено крещение литовского князя Довмонта, его нарекли Тимофеем на православный лад. Довмонт-Тимофей причислен к лику святых.

В 1365 году был возведен третий по счету Троицкий собор, строительство которого стало мемориалом в честь освобождения псковских земель от Новгородской власти.

Третья по счету святыня была построена по проекту псковского зодчего Кирилла, красота храма привлекла внимание Софии Палеолог, которая в этом храме в 1472 получила благословение и была объявлена невестой московского правителя Иоанна Третьего. Множество народа наблюдало за поведением гречанки в православном храме, юная красавица покорила псковичей усердной и искренней молитвой.

В 1510 году при присоединении Пскова к московским владениям по распоряжению князя Василия Ивановича с Троицкого собора был снят колокол, созывавший народ на вече, и отправлен в Москву, позже Великий Василий прислал ему замену.

Важно! Стало знаменитым событием для города посещение в 1570 году Свято-Троицкого кафедрального храма царем Иваном Грозным, он молился у мощей святого Всеволода-Гавриила и целовал его меч.

В 1570 году после разгрома Новгорода царь пошел с войной против Пскова, накануне все жители города всю ночь молились, а наутро вышли с хлебом-солью встречать разгневанного Ивана Грозного.

Ни благовест, ни встречавшее царя священство не добилось того результата, которого добился юродивый Никола, преподнеся царю сырое мясо. Иван Грозный с пренебрежением ответил, что в дни поста не ест скоромного, на что получил ответ, что он питается человеческим мясом.

Царский гнев рассеялся, как утренний туман. Вот почему мощи блаженного Николы и поныне хранятся в серебряной раке, находящейся в главной церкви.

Горячие молитвы звучали в псковской Троицкой церкви во время нашествия в 1581 году полчищ Батория, Господь услышал прошения, и враг был посрамлен.

В 1589 году Свято-Троицкому храму присвоен статус кафедрального собора, в 1613 году под сводами псковской святыни звучала Торжественная Литургия в честь восхождения на престол Михаила Романова.

Собор сильно пострадал в 1609 году от пожара. Чудным образом оказались нетронутыми святые мощи святого Довмонта и князя Всеволода. Реставрированный храм просуществовал до 1682 года.

Строительство нового храма Святой Живоначальной Троицы в Пскове длилось с 1682 года до 1699 год. От прежнего здания остался только фундамент, на нем и возвели 78-метровый собор, в основу архитектуры которого легли московские традиции. Пять глав над шестистолпным четвериком являлись символами Иисуса Христа и евангелистов.

Через столетие в храмовых стенах образовались трещины из-за неодинаковой осадки, для укрепления строения возвели контрфорсы и заложили по бокам галереи. Только в конце 19 столетия было принято решение оштукатурить внешнюю часть древней святыни. Параллельно со строительством церкви возводится и колокольня, на которой в 1884 году установили часы, изготовленные немецкими мастерами.

Интересно! В начале 20 века при посещении Пскова в кафедральном соборе молился император Николай Второй, Великая княгиня Елизавета Федоровна, эллинская королева Ольга и многие другие знаменитые личности.

В подклете Свято-Троицкого собора была устроена усыпальница, где хоронили князей и священство. Здесь находится и могила Николы Салосса, юродивого, в 1570 году единолично спасшего Псков от карательной операции царя Иоанна Четвертого.

Революционные власти конфисковали ценности, но строения не пострадали, богослужения продолжались до 1935 года, после этого времени собор закрыли на 6 лет, но во время Великой Отечественной войны в 1941 снова открыли и с тех пор в святых стенах богослужения не прекращались.

Современное состояние

В 21 столетии богослужения в Свято-Троицком соборе проходят в четырех приделах:

  • Троицком;
  • Казанском;
  • Александро-Невском;
  • Серафимовском.

Первые три располагаются на верхнем ярусе.

Церковь Серафима Саровского, иконостас к которой в 1988 году расписал знаменитый современный иконописец Зинон, находится на первом этаже. Подняться с крыльца на второй ярус можно по широкой лестнице.

Святыни

Главной святыней кафедрального собора Святой Живоначальной Троицы является икона «Пресвятая Троица», в 1780 году подаренная императрицей Екатериной Второй при посещении нею Пскова и молитвы в знаменитой церкви.

Большая серебряная рака, на которой изображен святой образ князя Всеволода, хранит святые мощи:

  • князя Всеволода;
  • литовского князя Довмонта, крещенного Тимофеем;
  • юродивого Николы Салоса;
  • преподобномученика Иоасафа.

На храмовой чудотворной иконе «Святая Троица с деяниями» изображены сюжеты из библии явления Духа Святого. Всегда людно у мироточивой иконы 17 века великомученика Пантелеимона.

Прихожане приходят с нуждами за помощью к чудотворным святым образам Божьей Матери «Чирской» и «Псково-Покровской», датируемой 16 веком.

В 20 веке Архимандрит Псково-Печерской обители Алипий (Воронов) написал святой образ великой княгини Ольги, который хранится в Псковском Троицком соборе.

В помощь паломникам

Богослужения в кафедральном соборе Пскова совершаются каждый день. Утренняя служба начинается в 9.00 по будням, в 7.30 — в воскресенье и праздничные дни, вечерня — в 17.00.

Адрес: Псков, Псковский Кремль, дом 1.

Проще всего добраться до Псковского Кремля общественным транспортом. Автобусами 14, 17 следует доехать по площади Ленина, Кремль находится на той же стороне, что и остановка. Автобусы 1, 11 также ходят в центр, но останавливаются на другой стороне, поэтому необходимо будет перейти дорогу.

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

Дни памяти: 7/20 мая, 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября, 7/20 октября

По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».

В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529-1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу.

По молитвам перед этой иконой не раз получали исцеление слепцы. Так, 28 мая 1587 года, когда икона Умиления Божией Матери была во Пскове, вдова Мария Терентьева с Подкопорья, из-за Невы, не видевшая два года девять месяцев, помолившись перед этой иконой в соборном храме Живоначальной Троицы, шла за иконой к печерскому подворью и – вдруг прозрела. 26 марта 1603 года, по молитве перед этой иконой, получил прозрение крестьянин Потапий Григорьев, Луцкого уезда, Надвинского стана, бывший слепым 6 лет. По молитве перед этой иконой почти в то же самое время получил исцеление боярский сын Иван Ступицын, у которого два года сведены были жилы левой руки.

Читайте также:  Как простить и отпустить любимого человека молитва помогает

Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» и святая икона «Успение» особенно прославились в царствование Ивана Грозного, в 1581 году во время осады Пскова и Псково-Печерского монастыря польским королем Стефаном Баторием (Ливонская война). За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления.

Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году. К. Брюллов, 1843

В августе 1581 года 100-тысячная польско-литовская армия польского короля Стефана Батория осадила Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и Москву. По оценкам историков, в Пскове тогда проживало около 20 000 человек. Значительная часть взрослого мужского населения взялась за оружие, чтобы оборонить город. Даже женщины и дети принимали активное участие в обороне. Общая численность гарнизона не превышала 12-16 тыс. человек. Из Псково-Печерского монастыря в город были отправлены чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Поляки бомбардировали город Псков калеными ядрами с колокольни Мирожского монастыря, одно из них попало в икону Божией Матери, поставленную на забрале стены, не повредив не только её, но и окружающих её защитников города. За 5 месяцев осады поляки 30 раз штурмовали Псковский кремль, но города так и не взяли.

Осада Пскова войсками Стефана Батория. Контратака псковского гарнизона

Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией 10-летнее перемирие (Ям-Запольский мир, январь 1582 года).

В память чудесного избавления города Пскова, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.

В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1812 году Русской земле угрожали французские войска. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк (17—18 августа 1812г.). Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение», «Умиление» и хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности.

Петер фон Гесс. Битва под Полоцком (1812 г.)

В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827), у правого клироса которого хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.

Михайловский собор Псково-Печерского монастыря

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой Умиление во Псков.

В XX веке Псково-Печерскому монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Псково-Печерская обитель вместе с городом Печоры промыслом Божиим была по Тартускому договору от 02.02.1920 г. была отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там, вплоть до 1940 года, чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу. И хотя не щадили монастырь ни революции, ни войны (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах), труд и молитва монастырской братии одолевали очередную разруху и снова приводили обитель к благоустройству и благолепию.

Иконописный образ

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

Иконописный образ Божией Матери типа Елеуса

Празднование иконе «Умиление» совершается 7/20 мая, 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября и 7/20 октября (в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Чирская икона божьей матери псков о чем молятся

Войти

Псков. Удивительная история иконы “Богородица Псково-Покровская”

Продолжая тему Покровского угла в Пскове, сегодня у нас рассказ об иконе “Богородица Псково-Покровская”, которая как, я уже упоминала в публикации о церкви Покрова от Пролома, была написана в память о заступничестве за Псков Божьей Матери во время героической обороны города в 1581-1582 годах от войск польского короля Стефана Батория. Икона уникальна тем, что помимо Богородицы и сомна псковских святых, на иконе изображен фрагмент Пскова XVI века, являющийся одним из самых ранних изображений нашего города.

Судьба иконы “Богородица Псково-Покровская” очень драматична. Созданная в конце XVI века, она находилась в Покровском храме, для которого была написана, вплоть до 1920-х годов. Потом, в соответствии с веяниями времени, оказалась в Псковском музее, что спасло ее от уничтожения. В 1944 году икона была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию. Вплоть до 1970 года ее судьба была не известна, и в принципе считалась безвозвратно утраченной, когда вдруг была обнаружена на выставке в Мюнхене в качестве одного из экспонатов. Начавшиеся тогда же переговоры с владельцами иконы, которая находилась в частной коллекции, ни к каким результатам не привели. Но чудотворная икона “Богородица Псково-Покровская” спустя три десятка лет все-таки вернулась в Псков. Но это если в двух словах. Ну а подробности – под катом.

И здесь я хочу процитировать (с небольшими сокращениями) публикацию ПАИ, подготовленую на основе материалов, предоставленных Наталией Михайловной Ткачевой, заведующей реставрационным отделом Псковского музея-заповедника. Н.М.Ткачева принимала активное участие в деле возвращения иконы “Богородица Псково-Покровская” в Псков.

. Основой для создания иконы “Богородица Псково-Покровская” послужило “Сказание о видении Дорофея”, повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. “Сказание” – самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова. В устном варианте оно стало широко известным уже в дни обороны.

На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом “Сказания” изображены: Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей.

В пространных текстах “Легенд” описывается явление Богородицы, моление святых о заступничестве и повеление Богородицы воеводам и псковскому священству, которое должен поведать им Дорофей. На иконе композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня – центр происходящего, самое важное место обороны. В память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома. Войскам Батория удалось пробить брешь – “пролом” в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город. Псковская икона была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.

В 1601 г. был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 г., он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, почитавшийся чудотворным образ Богородицы Псково-Покровской – сакральный образ Пскова.

Сложна и обособленна ее иконография, ей нет аналогов. В 1944 г. немцами икона “Богородица Псково-Печорская” была вывезена из церкви. Композиция иконы заключает в себе самое раннее изображение Пскова – бесценный, неисчерпаемый источник для изучения архитектуры и топографии древнего города.

В течение десятков лет после окончания Второй Мировой Войны псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы. В Пскове считали, что она погибла во время войны. А икона, никем не понятая, не “прочитанная” на протяжении всего этого времени “услаждала” взоры нескольких человек, считавших псковскую святыню своей собственностью.
В 1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка “Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert”, на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием “Pskov (Pleskau) und seine Umgebung” (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: “перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова”. Это и была “Богородица Псково-Покровская”.

Известный московский художник-реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся знаток искусства Древней Руси, узнал икону и сразу же обратился к научному руководителю выставки и редактору каталога Хайнцу Скробухе (Heinz Skrobucha). Начались предварительные переговоры, коллекционер был, кажется, согласен на обмен, о чем Ямщиков проинформировал псковские власти. Но что-то застопорилось на местном уровне, да и могло ли быть иначе? Для разграбленного, опустошенного оккупантами Пскова, потерявшего почти половину богатейшего собрания музея, библиотеку педагогического института, тысячи томов областной библиотеки, многочисленные архивные документы и т.д. выменивать свое достояние у тех, кто его похитил, было просто немыслимо.

Инициативе реставратора не суждено было тогда завершиться успехом. Но именно он нашел икону и сделал все от него зависящее для ее возвращения. С 1970 г. местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 – 44 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона “Богородица Псково-Покровская”.

Ждали псковские археологи, архитекторы, реставраторы. В Псковском музее ждали вместе с прихожанами ц. Рождества и Покрова Богородицы бывшего Покровского монастыря. Казалось, не случайно этот храм, из которого происходит икона, сейчас находится в совместном использовании музея и общины: возвращенная в музей, откуда она была вывезена, икона вернулась бы и в храм, для которого была написана. Надежда то появлялась, то исчезала. Так продолжалось несколько лет. Вдруг после долгого ожидания просочилась информация, что германские власти выкупили икону из частной коллекции. И опять затишье, полное тревожного ожидания. И вдруг, как гром среди ясного неба, – телеграмма из Германии, где прозвучали слова о том, что икона, названная почему-то “Псково-Печерская” должна быть возвращена “на свое место в Печерский монастырь”, находящийся в 70 километрах от Пскова.

Однако, икона никогда не имела никакого отношения к Печерскому монастырю, она никогда не находилась ни в каком другом храме, кроме того, для которого была написана – Покрова Богородицы от Пролома, а после закрытия храма была передана в Псковский музей и никогда до 1944г. не покидала Псков.

Во время визита президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году власти этой страны передали ему икону “Богородица Псково-Покровская”, вывезенную из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941-1944 гг. Президент дал обещание, что икона будет передана церкви и возвратится на родную землю, в Псков.

Читайте также:  Как выкатывать яйцом с молитвой испуг у ребенка

Икона “Богородица Псково-Покровская” вернулась в Псков 7 сентября 2001 года и была установлена в Троицком соборе, где она находится по сей день. А в храме Покрова и Рождества от Пролома находится современный список с древней иконы.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Троицкий собор город Псков

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый храм по своему неповторим. Посещая различные города, можно любоваться не только красотой архитектуры музеев, домов и прочих сооружений, но и православных храмов. Особенно впечатляет взор архитектура храмов Пскова. К наиболее впечатляющему относят Свято-Троицкий собор Пскова. Многие считают, что храмы данного города – это не просто культовые сооружения, но что-то большее. Они не только помогали поддержать воинский дух в необходимые моменты, но и выполняли административные функции. Именно Троицкий собор и нес такие задачи. До 16 века этот город был торговой республикой. Именно в те времена перед храмами происходили самые важные события. Тут и принимали важные для горожан решения и даже избирали князей.

История собора

История Троицкого собора Пскова по преданию началась еще в 10 веке при княгине Ольге. Она приказала заложить первую церковь в данных местах. В то время христианство еще не было официально принято на Руси и поэтому можно смело говорить о том, что это была первая православная церковь.

Изначально это был деревянный храм. Затем были аж три каменных, которые меняли друг друга. Первый появился в 12 веке после распоряжения Всеволода-Гавриила. После он стал псковским святым, чьи мощи хранятся в стенах собора. В 1363 году храм разрушился и возвели новый храм на этом месте. Он простоял уже около трех столетий, но в 1609 году пострадал от пожара. В 1682 году было принято решение о возведении нового храма в том виде, который он имеет сейчас.

Строительство закончилось в 1699 году. В 18 веке, для того чтобы укрепить конструкцию, достроили боковые галереи.

Святыни храма

Чудотворные иконы Троицкого собора в Пскове относятся к святыням данного храма. к ним постоянно тянутся толпы паломников, которые желают приложится и помолится святому. Некоторые из них были подарены храму, а некоторые привезены из прочих храмов. Кроме того, к списку святынь относят и мощи Троицкого собора Пскова. Многие считают, что они имеют некую чудодейственную силу.

Среди святынь храма выделяют:

  • мощи князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, Николая Салоса, Иоасафа Снетогорского;
  • частицу Покрова Богородицы, которую перенесли из Свято-Троицкого собора в 2012 году;
  • храмовую чудотворную икону «Святая Троица с деяниями»;
  • чудотворные иконы Богородицы Псково-Покровская и Чирская;
  • мироточивую икону святого великомученика Пантелеймона;
  • икону равноапостольной княгини Ольги.

Расписание богослужений

Прежде чем Вы решитесь посетит храм, ознакомьтесь с расписанием богослужений Троицкого собора Пскова. Кроме того есть и определенные правила поведения на территории храма. Вход в собор свободный, как и на территорию. Нужно помнить тот факт, что храм является действующим и стоит придерживаться определенного дресс-кода. Делать фотографии разрешено внутри собора, но только без вспышки.

Неподалеку от центрального входа размещено экскурсионное агентство, которое может организовать Вам посещение святыни с прекрасным рассказом о всех достопримечательностях. График работы собора: ежедневно с 8.00 утра до 20.00 вечера.

Как уже было сказано, желательно также ознакомится с проведением богослужений. Вот график:

  • понедельник-суббота – 9.00 литургия;
  • воскресенье – 7.30 — ранняя литургия, 9.30 – поздняя литургия;
  • ежедневно – 17.00 – вечернее богослужение.

Всю необходимую информацию о службах, храме, задать вопросы священнику и получить на них ответ, можно на официальном сайте собора.

Где находится

Троицкий собор Пскова находится в г. Псков, улица Кремль 2/1.

От железнодорожного вокзала до собора можно доехать автобусом. Выходить необходимо на остановке Площадь Ленина. В этом случае вам подойдут такие номера маршруток: 5, 8, 1, 11, 15, 14, 17. При этом важно помнить, что сама территория Кремля является пешеходной зоной, и въезд какого-либо транспорта туда не допускается.

Часто, когда начинают говорить про Псков, то воедино сливается в одну картину и защитные сооружения, и храм, и стены города, и Кремль. Все это было не только военной защитой, но и духовной. Это церковь по праву считается символом края и ни один альбом достопримечательностей не обходится без его фото. Город Псков постоянно характеризовался тем, что религия для горожан никогда не была системой запрета. Скорое это было был дух свободы и воли псковичей.

Добавить комментарий