Гора нерукосечная икона божией матери о чем молиться

Икона Божией Матери «Тучная гора». Благодатная сила

Икону Божией Матери «Тучная гора» сейчас упоминают не очень часто, хотя она раньше она была широко известна. У образа есть и другое название – «Несекомая», что связано с заложенным в нём глубинным смыслом, который выражен в огромном числе различных трактовок и описаний этого изображения Богородицы.

Описание и значение

В дореволюционных источниках содержалось описание небольшое описание этого богородичного лика. Его габариты составляли 11 вершков по высоте и 12 вершков по ширине (49х54 см)

Икона Божией Матери «Тучная гора» изображает Пресвятую Деву в малый профиль. Богородица левой рукой удерживает Богомладенца, голову держит склонённой немного вправо, взгляд обращён на того, кто взирает на икону.

Внешне лик Богоматери очень гармоничен и пропорционален. От всей её позы, включая наклон и разворот головы, веет целомудрием. На самом деле, глаза Девы обращены одновременно и на молящегося, и на пятикупольный православный храм, находящийся у неё в ладони.

Это интересный иконный парадокс, когда изображение выполняет одновременно художественные и церковные функции, давая ощущение того, что Богоматерь не только слушает, но и участвует в молитве, ведя с просящим безмолвную беседу.

Правая рука Спасителя поднята в благословляющем жесте. Чело Богоматери увенчано короной, а в правой руке покоится гора небольших размеров со стоящей поверх неё церковью. Виднеются храмовые купола с золотистыми крестами.

Сама по себе фигура Пресвятой Девы здесь тоже является образом Божией Горы (иначе, Божией Церкви), которая, в соответствии со словами пророка Исайи, должна открыть свет Эммануила всем людям земли. Возвышение, находящееся у неё в ладони именуется нерукосечной (цельной, тучной) скалой Духа, которым был наполнен воскресший Иисус и который живёт в церкви Христовой.

Эта же скала символизирует идею о Спасителе в образе камня, рухнувшего с большой горы и превратившего Золотой Вавилон в руины. Это сравнение Даниила, использованное при толковании сна Навуходоносора.

С Божьей помощью пророк пояснил царю, что явившийся ему колосс с золотой головой, серебряным (а также наполненным другими металлами) телом и глиняными ногами – это мир, в котором они жили. Голова из золота – это находившийся на пике своего расцвета Вавилон.

Но по замыслу Бога на земле не должно остаться других царств, кроме единого Божьего царства, которое никто не в силах будет одолеть, а Камень-Иисус «без рук» отделившийся от тучной горы (Богородицы) поможет воплотить этот замысел в жизнь.

Цельность горы на изображении говорит о том, что Камень ещё не оторвался от неё и не обрушился на мир, а христианская церковь и вера всё так же твёрдо покоятся на её вершине.

Некоторые изводы иконы отображают интересную деталь: складки ризы Спасителя формируют чашу, наполняемую от чрева Богомладенца. Живая вода, которую обещал согласно Евангелию Христос, истекает как струи золотистой ткани.

Название иконы происходит от 67-го псалма, где говорится про плодоносную Божию Гору, которая была напоена дождём Духа.

История

Примерно в 17-м столетии местом нахождения иконы являлся один из тверских монастырей для мужчин. Оттуда она была передана дар от настоятеля Косме Волчанинову за хорошее исполнение взятых на себя обязанностей по проведению ремонта. Объём выполненной работы был значительно больше того, который оговаривался предварительно, и всё было сделано качественно, на совесть.

Волчанинову было предложено самому выбрать, какой из святых ликов он предпочтёт взять. Подрядчик решил, что заберёт находившуюся в левом соборном клиросе икону Божией Матери. Судя по всему, она располагалась там «за излишеством» и стояла прямо на полу.

Сам же Косма отнёсся к подарку, как к величайшей святыне, которую почитал на протяжении всей жизни. Иконописный лик передавали каждому последующему поколению с благоговением трепетом, пока он не оказался в руках одного из внуков Космы, не отличавшегося прилежанием в вере. Он забросил образ на чердак и позабыл думать о нём.

Этот внук был женат и невестка Космы все время подвергалась издевательствам и оскорблениям со стороны мужа и его родных. В конце концов, отчаявшаяся женщина покинула дом, направившись в пустую баню, где хотела покончить жизнь самоубийством.

Вдруг ей встретился незнакомец. Судя по одеяниям, он был монахом. Человек обратился к женщине, спрашивая, куда она направляется, а после велел ей вернуться в дом и помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Монах пообещал, что благодаря этому жизнь её станет спокойной и хорошей.

Изумлённая невестка Космы вернулась в дом и рассказала обо всём случившемся, в том числе и о намерении лишить себя жизни. Все бросились разыскивать монаха, но оказалось, что никто его не видел.

Произошло это накануне дня празднования Благовещения Пресвятой богородицы. Икона была немедленно извлечена с чердака, очищена и водворена на почётное место. К вечеру прибыл приглашённый ранее приходской священник. Он совершил перед образом всенощное бдение, которое после повторялось в один и тот же день ежегодно, а жизнь в семье с тех пор действительно наладилась.

После этого события икона более 150 лет хранилось семейством Волчаниновых. А потом вместе с дочерью последнего представителя рода перешла в семью Коняевых, как величайшее наследие. В новом доме дважды в год (24 марта и 7 ноября) перед иконой Божией Матери «Тучная гора» осуществлялись молебны и всенощные бдения.

Во второй половине 19-го века было задумано расширение Тверской церкви, посвящённой Смолеской иконе Божией матери, в виде нового придела в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. На тот момент икона принадлежала Георгию Коняеву, достигшему почтенного возраста в 97 лет. Он знал о том, что Косма Волчанинов завещал передать «Тучную гору» в храм, когда мужская линия его семьи прервётся. Последней в роду оказалась жена Егора – Екатерина. Она вместе с супругом очень долго размышляла о том, куда именно отдать изображение Богоматери, но не могла принять окончательного решения.

Георгий решил, что необходимо поместить богородичный лик в храм, но попросил, устроить для неё отдельный придел, добавив, что считает храм, посвящённый Смоленской иконе Богородицы, наилучшим местом для образа. Причиной этому явился тот факт, что располагается церковь на месте, ранее именовавшемся горой, поскольку оно было наиболее высоким в пределах города. Это возвышение служило местом спасения для людей и их имущества во время наводнений. «Пусть же Царица Небесная «Тучная Гора» почивает Своею благодати на этой горе», добавил старец и священнослужители приняли его просьбу.

В новый придел икона была перенесена 15 июля 1866-го года, для освящения которого днём позже прибыл Старицкий епископ Антоний. К несчастью, во время революции Смоленский храм был закрыт, а икона утеряна. Но память о ней сохранилась. В 1993-м году был создан список образа, а также продолжилось её почитание.

Месторасположение

Ныне почитаемый образ размещён в тверском Вознесенском соборе. Благословил его написание митрополит (а на тот момент – архиепископ) Тверской и Кашинский. С возвращением иконы число прихожан заметно возросло.

Там же, в Твери, есть и другой список «Тучной горы», созданный для Церкви Божией матери «Живоносный источник» (Скорбященской церкви).

Обнаружить же остальные копии изображения Богородицы в других храмах довольно трудно, хотя в дореволюционное время их было сделано великое множество.

Благодатная сила

В ход трёх столетий до революции икона Божией Матери «Тучная гора» часто проявляла свою чудотворную силу. Благочестивые граждане брали на время её в свои дома, чтобы исцелить своих детей. Списки с этого лика Богородицы тоже оказывали благодатное воздействие.

Один из настоятелей Смоленского храма, Иоанн Богословский, вспоминал, что в детстве он страдал от сильных глазных болей. Во время очередного приступа его мать подносила ребёнка к иконе и помазывала его маслом из висевшей перед ней лампадки. Каждый раз боль отступала, а потом и вовсе перестала появляться.

Исполненные благодарности богомольцы обрамили лик серебряной ризой, которая позднее была вызолочена.

О чём молиться

Молитва перед иконой Божией Матери «Тучная гора» может помочь тем, кому требуется:

  • обрести душевное спокойствие, успокоить метания духа;
  • обратить (вернуть) заблудшего;
  • восстановить в доме, семье или отношениях мир, любовь и взаимопонимание;
  • защита от стихийных бедствий и покровительство в трудных делах;
  • исцелить больное дитя от недугов телесного и душевного свойства.

Для обращения к ней можно использовать специальную молитву, а можно говорить и словами, идущими от души, но главное делать это с глубокой верой.

Дней почитания у иконы целых три:

  • 29/16 июля (новый/старый стиль) – дата освящения возведённого в честь иконы придела тверской Смоленской церкви (ныне разрушенного);
  • 6 апреля/24 марта – упоминание первого явленного ликом Богородицы чуда, в честь этого события проводятся ежегодные всенощные бдения в его честь;
  • 20/7 ноября – день, когда образ был подарен Волчанинову и перемещён из монастырской обители в дом Космы.

С особым тщанием эти праздники соблюдают, конечно же, в Твери, где столь долго хранился оригинал иконы, а теперь размещено два её списка.

Икона Богоматери «Гора Нерукосечная»

Школа или худ. центр: Москва

Из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря.

Ниже цитируются:

  • = София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог].
  • = Царство и Царствие. Русская икона XVI века : Книга-календарь на 2003 год.

¦ 44. Богоматерь Гора Нерукосечная

1560-е годы. Москва
Дерево, темпера. 140 × 92
Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора 1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 720

1 О Соловецком монастыре см. примеч. кат. № 12.

Богоматерь представлена сидящей на небесном престоле среди райских трав. Она облачена в зеленую тунику и алый мафорий, по которым «струятся» зеленые и белые волны облаков. На ее коленях — младенец Христос, одетый в белый, с мелким рисунком хитон и желтый гиматий, покрытый золотым ассистом. В руке у него развернут свиток с текстом: «Аз есмь преже Авраама» ( ). Правой рукой Богородица держит лестницу. На фоне ее груди расположены изображения горы и радуги, на плечах и челе — три лика, олицетворяющие ветры. Престол украшен проросшими побегами, призванными напоминать об образе рая, и двумя пылающими огнем светильниками-фиалами. На боковой стороне его, пронизанной золотыми лучами, исходящими от Христа, — изображения облаков и золотых сфер. Ножки престола как бы вырастают из раскрывшихся чаш цветов.

Сюжет иконы в символах раскрывает пророчество, которое было дано пророком Даниилом при толковании сна библейского царя Навуходоносора. Царь увидел во сне камень, оторвавшийся без помощи рук от горы и разбивший истукана ( ). Отсюда берут начало истоки символики и название иконы — «Богоматерь Гора Нерукосечная». Оторвавшийся от горы камень — прообраз будущего «бессемянного» рождения Спасителя.

Другой источник этой иконографии — текст Акафиста, молебного пения к Пресвятой Богородице. В стихах Акафиста для похвалы и прославления Богоматери и Христа используются различные преобразовательные эпитеты и символы.

Украшенный травами и цветами позем создает образ рая, древа жизни и тучной нивы, воплощенные в Богородице («Радуйся, Владычице, одушевленный Раю, Древо жизни посреди имеяй Господа», «нива, растящая многоплодие», «цвете неувядаемый»). Трон, на котором восседают Богоматерь с Младенцем, — небесный престол — символ тела самой Богоматери, прославляемой как «Царево седалище», «утроба божественного воплощения», «одушевленный храм». Пышная растительная орнаментика трона — продолжение темы райского цветения, воплощение библейской метафоры о процветшем жезле Аарона, которому уподобляется Мария («жезл таинственный», «лоза истинная, возделовавшая грозд зрелый»).

Редкое в русской иконописи изображение алого мафория Богоматери со струящимися по нему зелеными и светлыми волнами восходит к прославлению Богородицы как огненного столпа, светоприимной свечи, животворного источника, всесветлого облака («Радуйся, огненный столпе, наставляй сущия во тьме», «живые воды источниче неистощимый», «камень, напоивый жаждущия жизни», «облаче пресветлый»). «Лествица небесная» в руке Марии — мост, связующий мир земной и небесный, символ соединения горнего и дольнего. Изображение радуги — знак вознесенности Богоматери «превыше небес». Радуга воспринимается и как один из символов Софии Премудрости, выражающий красоту «мирового всеединства», центром которого является Христос. Понятие софийности символизирует и исходящее от фигуры Христа радужное сияние, золотые лучи света — освящающая сила явившегося миру Бога. Границы этого дольнего мира обозначены золотыми облаками.

Идея предвечного существования Спасителя, выраженная в тексте на свитке в его руке, соотносится со стихами Акафиста: «Радуйся, зачнешь сына Адама древнейшего, Творца веков и избавителя».

Символы Богоматери, воплощенные в иконографии «Гора Нерукосечная», восходят к идеям Софии Премудрости. Здесь прослеживается связь между образом Богородицы и софийными мотивами Дома и Храма.

21. БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ
1560-е гг.
Из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря
129 × 92
Государственный музей-заповедник «Коломенское»

В основе иконографии «Богоматери Горы Нерукосечной» лежит одно из важнейших ветхозаветных пророчеств о Боговоплощении — истолкование пророком Даниилом сна Навуходоносора о камне ( ). Согласно святоотеческой традиции, гора символизировала собою Богоматерь, а камень, чудесным образом отвалившийся от нее, ниспровергший колосса на глиняных ногах и сам ставший «горою великою» — грядущего Мессию, то есть Христа. Отождествление Богоматери с горой было также связано с пророчеством Аввакума о горе, с которой «грядет Господь» ( ; ср. также — ).

На иконе представлена Богоматерь с младенцем на троне с высокой спинкой, изображенном в трехчетвертном повороте. Младенец Христос восседает на левой руке Богоматери, чуть повернувшись к ней. Эта иконографическая схема представляет собой один из вариантов тронной Одигитрии (примечательно, что в монастырских описях XVI–XVII веков икона называлась «Богоматерь Одигитрия на престоле»). Редкой особенностью здесь является жест правой руки младенца Христа: Он не благословляет, а простирает руку вперед, как бы обращаясь к предстоящим. В левой руке Христос держит развернутый свиток (надпись на свитке — «Азъ есмь преже Авраама. »). На груди Богоматери — изображения ее символических атрибутов: горы и радуги. В правой руке она держит еще один атрибут — лествицу, напоминавшую о лествице из видения праотца Иакова, связавшей воедино небо и землю ( ).

Помимо ветхозаветных прообразов Боговоплощения, в иконе используются символические мотивы, восходящие к богослужебным текстам, и прежде всего – к Акафисту Пресвятой Богородице. Так, радуга на груди Богоматери и лествица в Ее руках должны были напоминать о словах “Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, мосте, переводяй сущих от земли на небо” (икос II). Алый мафорий Богоматери, украшенный необычайно изысканным, “струящимся” орнаментом, как бы парит в воздухе и уподобляется прозрачному, наполненному светом облаку (“Радуйся, покрове миру, ширший облака” – икос VI). Подобную интерпретацию подтверждают также аллегорические изображения ветров на ее челе и плечах. О “светоприимной свече”, явленной “сущим во тьме” (икос XI) напоминает не только цвет мафория, но и светильники, установленные на подлокотниках трона.

Изысканно-сложные, вычурные формы трона превращают его в некое фантастическое сооружение, сплошь покрытое разнообразным вьющимся орнаментом. У подножия его, на зеленом поземе произрастают фантастические растения: на белых и темно-зеленых колеблющихся стеблях распускаются огромные листья и бутоны самых причудливых форм. Очевидно, что перед нами — райский сад, посреди которого утвержден престол Небесного Царя («Радуйся, яко еси царево седалище» — икос I). Таким образом, икона наглядно иллюстрирует важнейшую тему богородичной гимнографии — прославление Богоматери, открывшей путь к Небесному Царству и являющей образ «словесного рая» («Радуйся, райских дверей отверзение» — икос IV).

  • София Премудрость Божия 2000. [37] София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. — М.: Радуница, 2000. — Кат. № 44, стр. 148-149.
  • Царство и Царствие 2002. [3066] Царство и Царствие. Русская икона XVI века : Книга-календарь на 2003 год. — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2002. — Стр. 22, табл. XXI.
  • Полякова 2016. [9370] Полякова О. А. Державная Заступница России: К 100-летию отречения от престола императора Николая II и обретения в Коломенском иконы «Богоматерь Державная». — М., 2016. — Стр. 54-55.

ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ

ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ. Один из иконографических типов Божией Матери.

Название сюжета восходит к толкованию пророком Даниилом сна царя Навуходоносора, повествующего о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан 2. 34). С первых веков христианства этот текст, в котором Богородица сравнивается с горой, а Иисус Христос – с камнем, воспринимается как пророчество о Боговоплощении.

Иконография «Гора Нерукосечная» включает ряд символических изображений, прославляющих Богоматерь, которые восходят к Ветхому Завету и многократно упоминаются в святоотеческой литературе, в Акафисте Божией Матери и других гимнографических текстах, возникших под его влиянием (в самом Акафисте отсутствуют такие уподобления Богородицы, как «Гора Нерукосечная», «Руно орошенное», «Неопалимая Купина»). Название иконографии («Гора Нерукосечная», а также «Камень Нерукосечныя Горы», «Камень Горы Нерукосечный») предположительно связано с начальными словами текстов, иногда сопровождающих композицию. Один из вариантов надписи полностью сохранился на иконе конца XVI века из ГРМ: «Отвалися камень нерукосечныя руки от горы, тако родися Сын от Матери Своея без семени. Коего лета появится луч на небеси и того лета не будет потопа на земли. Купина неопалимая, руно Гедеоново, виде Даниил пророк лествицу святыя Богородицы вход праведным». Приведенный текст, источник которого в настоящее время не установлен, присутствует на 4 иконах, выполненных по заказу Строгановых в конце XVI – начале XVII века (ГРМ, Березниковский историко-краеведческий музей, СИХМ), а также на образе середины XVII века из ярославской церкви во имя пророка Илии (ЯМЗ). Другой вариант надписи сохранился на иконе XVII века (НГОМЗ): «Камень Нерукосечныя Горы от несекомыя (горы Тебе, Дево,) краеугольный отсечеся Христос, иже совокупив разстоящиеся естества. Тем (веселящеся Тя,) Богородице, величаем» (9-й ирмос канона 4-го гласа).

Древнейший памятник иконографии «Гора Нерукосечная» – икона из Соловецкого монастыря (ГМЗК). Традиционно считалось, что образ написан в 50-60-х годах XVI века, и его создание связывалось с богословскими идеями и художественными поисками макариевского времени. С. В. Маркус полагал, что икона была написана во 2-й половине 60-х годов для нового Преображенского собора (т. е. после 1558-1566 годов и до 1570 года, когда она упоминается в описи). В. М. Сорокатый относил этот образ к 30-40-м годам XVI века. В. Д. Сарабьянов датирует ее концом XV века., Л. И. Лифшиц – 1-м десятилетием XVI века. Аргументы в пользу ранней датировки были представлены А. С. Преображенским, который отметил, что образы с иконографией, аналогичной «Гора Нерукосечная», существовали в Соловецком монастыре еще в 1-й половине XVI века. Так, в описи 1514 года упоминается образ «Одигитрии Облачной» из местного ряда иконостаса Преображенского собора. Икона имела золотой фон, и эпитет «Облачная» был связан с характером орнамента на мафории Богородицы. Если составитель описи верно указал размеры иконы, то до 1549 года она была заменена более крупным образом того же извода, и тогда образ «Одигитрии Облачной» по описи 1549 года можно отождествить с этой иконой (Описи Соловецкого монастыря. С. 29, 40, 56-57).

Соловецкая икона имеет сформировавшуюся композицию, в ее основе – тронный образ Богоматери «Одигитрия» с Младенцем на левой руке.

На мафории помещены символические изображения горы, радуги и лествицы; Ее одежды покрыты сложным волнообразным орнаментом. Наиболее убедительной представляется традиционная интерпретация этого мотива как «облачного»: Богоматерь уподобляется небу (Богородичен 1-го часа), «легкому облаку», на котором восседает Господь (Ис 19. 1), огненному и облачному столпу, указующему народу Израиля дорогу в пустыне (Исх 13. 21). На челе и плечах Божией Матери представлены в профиль 3 лика с исходящими от их уст золотыми лучами – образы солнца и луны (возможно – олицетворения звезд, сохраняющих символику «звезд девства»). Особенностью иконы является изображение на поземе трав, что соотносится с образом рая, плодоносной нивы. Тему райского цветения продолжает орнаментация трона с обилием растительных элементов. Подлокотники украшены 2 горящими светильниками. Композицию иконы повторяет (за исключением трав) икона середины XVI века из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

Уникальность композиции иконы из Соловецкого монастыря, а также ее художественные достоинства свидетельствуют о мастерстве иконописца, имевшего отношение к ведущим книжным центрам в Москве или в Новгороде. Датировка этого памятника конца XV – начала XVI века позволяет рассматривать «Гора Нерукосечная» как один из первых символических Богородичных сюжетов и предположить, что образ Богоматери «Одигитрии» с «облачным» мафорием и символическими изображениями в «Неопалимой Купине» мог возникнуть под воздействием этого сюжета.

Описи XVI века не содержат названия «Гора Нерукосечная»: соловецкая икона этого извода упомянута как «Одигитрия на престоле», а образы сольвычегодского Благовещенского собора – как «Богоматерь на престоле с Младенцем» или «Пречистая Богородица Одигитрия» (Искусство строгановских мастеров. Кат. выст. М., 1991. Примеч. к кат. № 9. С. 40).

Ни один из образов «Гора Нерукосечная» не повторяет другой: допускается введение новых символических элементов и переработка композиции в зависимости от изменения смысловых акцентов.

В середине XVI века появился усложненный вариант сюжета: так, на иконе «Гора Нерукосечная» из московской церкви святителя Николая в Воробине (ГТГ) впервые представлено ставшее почти обязательным для 2-й половины XVI – середины XVII века изображение ангела с орудиями Страстей.

Написанные по заказу семьи Строгановых 4 иконы «Гора Нерукосечная» конца XVI – начала XVII века представляют извод, в котором символические изображения на мафории Богородицы соответствуют уподоблениям, перечисленным в представленном на них тексте. К 3 символам более ранних икон добавлены руно и охваченная пламенем купина, а мафорий не имеет «облачного» рисунка. На строгановских иконах кроме ангела, несущего орудия Крестных Страданий Христа, изображен Господь Ветхий денми (на иконе из Березниковского историко-краеведческого музея назван Иисусом Христом) или Господь Саваоф (на иконе конца XVI века из СИХМ). Образ Господа, из уст Которого на Богородицу нисходит в виде голубя Святой Дух, призван подчеркнуть непорочность Матери Божией, а ангел, держащий орудия Страстей, указывает на цель Боговоплощения – искупительные Страдания Христа. Такая композиция могла возникнуть под воздействием сюжетов «Богоматери Страстной» и «Устюжского Благовещения».

На некоторых иконах «Гора Нерукосечная» конца XVI-XVII века прообразовательные изображения надписаны: на иконе рубежа XVI и XVII веков из Крестовоздвиженской церкви Переславля-Залесского (ПЗИХМЗ) Богоматерь прославляется как Неопалимая Купина, Лествица Иаковля, Дверь Иезекиилева, Древо, Руно Гедеоново, «Клеща» из видения Исаии, процветший Жезл Ааронов, Киот Давидов, Гора, Престол, Палата, Одр, Свеща, Свещница. На свитке в руке Младенца текст: «Внемлите люди Мои, яко Аз есмь Бог… преж(д)е бе рож(д)ен. от Отца и от Девы после без мужа воплощеся, да спасу Адама падшаго прелщением змииным».

С конца XVI века к традиционным для «Гора Нерукосечная» символическим атрибутам добавились впервые появившиеся в «Неопалимой Купине» изображения Христа Царя в стенах града (Пс 86. 3), древа (7-й икос Акафиста) и запечатанного источника (Песн 4. 12). В XVII-XVIII веках в композицию «Гора Нерукосечная», как и в некоторые другие Богородичные сюжеты, часто включают изображения облаков, солнца и луны. Облака образуют над Богоматерью и Младенцем подобие арочного завершения. Иногда Богородице предстоят архангелы Михаил и Гавриил (икона мастера Александра Иванова Казанцева, 1691 год, ГРМ).

На иконе из ярославской церкви во имя пророка Илии (середина XVII века) известная по строгановским иконам композиция получила развернутое решение «небесной части». Господь Саваоф представлен в окружении 9 ангельских чинов.

Избыточной декоративностью отличается икона «Гора Нерукосечная» XVII века из церкви в честь Воскресения Христова в Кадашах (ныне в ГИМ). Хитон Богоматери обильно покрыт золотым орнаментом, а мафорий – крупными белыми и красными цветами. Среди прообразовательных символов представлены гора и камень, лествица, город, в стенах которого помещено поясное изображение Христа Царя, а также цветущий зеленый луг на лоне Божией Матери. Такое решение темы «Гора Нерукосечная» могло быть связано с характерной для 2-й половины XVII века «вертоградной» символикой, с темой сада-рая.

С XVII века предпочтение все чаще отдавалось поясному варианту изображения Богоматери, при этом количество символических атрибутов может изменяться. Среди поясных икон выделяется композиция, в которой из символических изображений сохранены главные: гора, радуга и лествица. На мафории, чаще всего «облачном», помещены изображения солнца (на челе Богоматери) и луны (на Ее правом плече). Популярность такого иконографического варианта могла быть связана с прославленной в 1635 году чудотворной Молченской иконой Божией Матери (см. Иверская икона Божией Матери) из Молченской Софрониевой пустыни близ Путивля. Среди образов подобного извода – иконы из ГИМ, 80-е годы XVII века, из коллекции И. В. Арсеньева, середины XVII века (Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV – начала XX века: Кат. выст. М., 2004. Кат. № 91), икона из собрания И. С. Остроухова (ГТГ) (опубл.: Муратов П. П. Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова. М., 1914. Рис. на с. 23), XV век (датировка приведена по: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. № 312 и нуждается в пересмотре). Более поздние памятники, как правило, повторяли найденные в XVII веке решения.

Иллюстрации:

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». До 1549 года (ГМЗК);

Икона Божией матери «Гора Нерукосечная». Середина XVI века (ГТГ);

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» с припадающими святыми Никитой и Евпраксией. Конец XVI века (Березниковский историко-краеведческуий музей);

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Рубеж XVI и XVII веков (ПЗИХМЗ);

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 год (ГРМ).

Дополнительная литература:

Поселянин. Богоматерь. С. 598-600;

Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. № 439, 522;

Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. Кат. № 9, 10, 17;

Маркус С. В. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» XVI века // Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991. Вып. 2. С. 67-73;

Полякова О. А. Государственный музей-заповедник «Коломенское»: Шедевры русской иконописи XVI-XIX веков. М., 1999. Кат. № 1;

Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 188;

София Премудрость Божия: Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собрания музеев России. М., 2000. Кат. № 44, 137;

Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Кат. выст. М., 2001. Кат. № 24.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Пресвятой Богородицы “Гора Нерукосечная”

Варианты названия иконы:

  • Гора Нерукосечная
  • Гора Нерукосеченная
  • Камень Горы Нерукосечной

Статус в православии: Православная икона.

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-11-11, последний раз редактировался участником [tol] 2015-06-28.

Икона Гора Нерукосеченная – описание
Источник: Сайт “Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы”, автор – Валерий Мельников [2011]
Редкое произведение древнерусской иконописи, в основе которого лежит толкование сна вавилонского царя Навуходоносора пророком Даниилом (Дан. 2, 34): камень, оторвавшийся от горы и разбивший колосса на глиняных ногах, – есть Спаситель, царство Которого сменит царства языческие. Сама же гора, от которой откололся камень, – это Пресвятая Богородица. Другое толкование: гора – символ Церкви Нового Завета. На иконе гора плотно вписана в среднюю часть одеяния Богородицы и как бы составляет Её плоть. Царица Небесная и Новый Завет – единое целое. Существуют два вида иконы: Божия Матерь, восседающая на престоле, и поясное изображение Богородицы. Довольно распространён образ «Горы Нерукосечной» с припадывающими святыми Никитой и Евпраксией. Эта икона из ряда так называемой Строгановской школы – стилистического направления в русской иконописи конца XVI – начала XVII века. Название школы происходит от фамилии купцов Строгановых, для которых были написаны многие иконы известными иконописцами. На [. ]

Изображения иконы Гора Нерукосечная

Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

Страницы: [1] 2. Всего изображений: 30. Сортировка: в обычном порядке.

Файл 584.jpg: | |
Размер: 1230×3648, 4.49 MPix, 2622 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (381) , 0 (11) .

Файл 585.jpg: | |
Размер: 461×689, 0.32 MPix, 73 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 3 (320) , 0 (10) .

Файл 586.jpg: | |
Размер: 498×690, 0.34 MPix, 114 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 3 (267) , 1 (17) .

Файл 588.jpg: | |
Размер: 439×679, 0.3 MPix, 126 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 6 (510) , 0 (29) .

Файл 590.jpg: | |
Размер: 698×877, 0.61 MPix, 857 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 5 (296) , 0 (13) .

Описание: Богоматерь Гора Нерукосечная с припадающими Никитой и Евпраксией. XVII в. SVCH

Файл 591.jpg: | |
Размер: 1300×1897, 2.47 MPix, 886 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 7 (411) , 0 (15) .

Описание: Богоматерь Гора Нерукосечная. XVII в. SVCH

Файл 592.jpg: | |
Размер: 1100×2740, 3.01 MPix, 1142 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 3 (282) , 0 (6) .

Описание: Богоматерь Гора Нерукосечная

Файл 593.jpg: | |
Размер: 1216×1980, 2.41 MPix, 848 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 4 (375) , 1 (21) .

Описание: Гора Нерукосечная. Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII века.Дерево, темпера.Размер – 194 х 119 см. Церковь Вознесения в Кадашах.

Файл 13938.jpg: | |
Размер: 600×959, 0.58 MPix, 155 Kb.
Дата: 2011-10-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 3 (217) , 1 (11) .

Описание: Двусторонняя запрестольная икона Евхаристия — Богоматерь Камень Горы Нерукосечной. 1691 г. ГРМ. 58×47 см.

Файл 14274.jpg: | |
Размер: 558×700, 0.39 MPix, 112 Kb.
Дата: 2011-11-04, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (172) , 0 (9) .

Описание: Богоматерь — Гора нерукосечная, с предстоящими. XVII–XIX вв. ГРМ. 32,2х25,9 см.

Файл 14275.jpg: | |
Размер: 565×700, 0.4 MPix, 88 Kb.
Дата: 2011-11-04, анонимно.

Рейтинг изображения: 5 (217) , 0 (7) .

Описание: Гора Нерукосечная 19 век. Гуслицкие села Дерево, левкас, темпера. 30,9х26,2 см.

Файл 18250.jpg: | |
Размер: 1168×1401, 1.64 MPix, 289 Kb.
Дата: 2012-06-17, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (195) , 0 (5) .

Описание: Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом,Никитой воином,Маврой и Евпракией девой).jpg

Файл 24171.jpg: | |
Размер: 800×937, 0.75 MPix, 108 Kb.
Дата: 2014-09-13, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (94) , 0 (3) .

Описание: икона бм ГОРА НЕРУКОСЕЧЕНАЯ с пр.Евпраксией Константинопольской(Тавенской младшой девой) и Никитой воином..jpg

Файл 24172.jpg: | |
Размер: 800×1362, 1.09 MPix, 268 Kb.
Дата: 2014-09-13, анонимно.

Рейтинг изображения: 3 (110) , 0 (3) .

Описание: Россия, XVII век, 26,8 х 22,7 см, дерево, левкас, темпера Иконография Богоматери “Горы Нерукосечной” в полном ростовом варианте, где Богородица с Младенцем восседает на престоле, в Ее руках ветхозаветные прообразовательные символы, складывается в русской иконописи и середине XVI века. На данной иконе представлен сокращенный поясной вариант, который, возможно, связан с “Молченским” образом Богоматери из Молченской Софрониевой пустыни близ Путивля, прославившейся в 1635 году . Особенности стиля, [. ]

Файл 25323.jpg: | |
Размер: 1249×1500, 1.87 MPix, 646 Kb.
Дата: 2015-06-28, участник [tol].

Рейтинг изображения: 3 (120) , 0 (1) .

Файл 25324.jpg: | |
Размер: 522×600, 0.31 MPix, 248 Kb.
Дата: 2015-06-28, участник [tol].

Рейтинг изображения: 3 (90) , 0 (4) .

Файл 25325.jpg: | |
Размер: 1768×2180, 3.85 MPix, 1436 Kb.
Дата: 2015-06-28, участник [tol].

Рейтинг изображения: 4 (105) , 0 (1) .

Описание: Камень горы нерукосечной ПРОРИСЬ ПОЗИТИВ

Файл 25326.jpg: | |
Размер: 500×580, 0.29 MPix, 68 Kb.
Дата: 2015-06-28, участник [tol].

Рейтинг изображения: 4 (73) , 0 (1) .

Описание: ЦентрМузДрРусИск и Кры им АРублева.jpg

Файл 25327.jpg: | |
Размер: 290×350, 0.1 MPix, 197 Kb.
Дата: 2015-06-28, участник [tol].

Рейтинг изображения: 2 (104) , 0 (1) .

Файл 25328.jpg: | |
Размер: 1551×1887, 2.93 MPix, 326 Kb.
Дата: 2015-06-28, участник [tol].

Рейтинг изображения: 7 (111) , 0 (4) .

Описание: Гора Нерукосечная. XVII в. Частное собрание.

Файл 29355.jpg: | |
Размер: 675×816, 0.55 MPix, 283 Kb.
Дата: 2017-08-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 4 (62) , 0 (2) .

Описание: Икона-таблетка Гора Нерукосечная. С сайта new.liveauctioneers.com : Jackson’s Auction, 2012, Лот 0079. Около 1800 г. 97×61.5 см.

Файл 29356.jpg: | |
Размер: 600×925, 0.56 MPix, 264 Kb.
Дата: 2017-08-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (71) , 0 (1) .

Описание: Икона Богоматерь Гора Нерукотворная. Конец XVII – начало XVIII в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Файл 29357.jpg: | |
Размер: 672×800, 0.54 MPix, 270 Kb.
Дата: 2017-08-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (80) , 0 (1) .

Описание: Богоматерь Гора Hерукосечная. XVI век (?). Дерево, эмаль, золочение, левкас, темпера, серебро. 34 х 30 см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Файл 32233.jpg: | |
Размер: 695×785, 0.55 MPix, 239 Kb.
Дата: 2018-07-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (52) , 0 (1) .

Описание: Гора Нерукосечная. Кон. XIX века. Частное собрание.

Файл 32627.jpg: | |
Размер: 437×567, 0.25 MPix, 187 Kb.
Дата: 2018-09-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (56) , 0 (0) .

Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания

И сны бегут, и правда обнажилась.

Простая перекладина креста.

Последний знак последнего листа, —

И книга жизни в вечности закрылась.

(мать Мария (Скобцова))

Отрок-Царь в багряно-золотом гиматии, с патрицианским клавом на белом, словно снег (Мк.9:3), хитоне, восседает как Судия.

В шуйце, левой руке Отрока, свиток, с которого будут скоро сняты все печати. Отрок взирает на землю, на которой стоит Церковь Его.

«Се, вся земля населена есть и молчит» (Зах.1:11)

Свиток перевязан четырехкратно, ибо в четырех концах вселенной, земли обитаемой и населенной, проповедано было Евангелие Сына Божия.

Черты складок опоясания, прилегающие к шуйце Судии и Отрока, Сына Божия, образуют фигуру серпа. Настал День Господень, День последней жатвы… Господин жатвы (Мф. 9:38) взирает на землю.

«И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, серп летящь». (Зах.5:1) – пишет один из последних пророков Израиля, Захария, писавший о суде Бога над Израилем и народами.

Жатва Его – конец века (Мф.13:39), конец земного и погруженного в тление мира, который тает от лица Божия, от лица Христа, ибо «светлый огнь» Его Божества, пронизывающего Плоть Его человеческую, сияет новой зарей над уставшим и дряхлым миром.

И гиматий Сына Человеческого, Сына Мариина, горит божественным золотом, через которое проступает алый цвет Его крови — светлым Божества огнем и нас озари! (Ирмос 7-ой песни воскресного канона, 3-го гласа)

Гора Божия, воплощенная в образе стройной, возвышающейся фигуры Богоматери – библейский символ Церкви Божией, которая, по слову пророка Исайи, откроет свет Эммануила всем народам земли.

“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исаия 2:2)

Образ Исайи раскрывается в иконе дважды – и в самом образе Богоматери, держащей Сына Божия, пришедшего на Сион, Свою святую гору, и в образе храма Божия, что стоит на скале Духа.

Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой.

Пророк Захария, говоривший в своей книге о многочисленных видениях, явленных ему во время строительства Второго Храма, во время возвращения ветхозаветной Церкви из Вавилонского плена, произносит и слова, повторенные Иисусом Христом во тьме Гефсиманской ночи, и слова которыми Евангелисты будут описывать Страсти Христовы:

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах.11:12); «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7); «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10); И будет в тот день: не станет света, светила удалятся (Зах.14:6).

Все эти пророчества принято было относить ко Дню Господню, Дню Суда и торжества Бога.

Ветхозаветная церковь готовилась к Дню Господню, чтобы достойно, как казалось в то время верующим, встретить его. Строгость поста, исполнение предписаний Закона…

И на этом фоне звучит обличение пророка:

«И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?… производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах.7:6;9-10).

Да, так и будет судить людей Христос –

«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).

Митрополит Антоний Сурожский говорил в одной из своих проповедей, посвященной этим словам Христа:

«Были ли вы человечны на земле? Когда перед вами стояло горе — подумали ли вы о том, чтобы утешить? Когда был голод, и холод, и тоска, и оставленность, и заключенность в тюрьме, и плен болезни — что вы сделали: пожалели или нет?»

Он – Благой Судия, Он – Пастырь, пришедший к нищим духом, а не к «исполнившим все заповеди» праведникам:

«И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах.11:7).

Они разделят с Ним Его Крест, а не попытаются купить у Него Царствие своими «праведными» делами. И они узнают Его, коснувшись ран от гвоздей на руках Его…

«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!» (Зах. 13:9)

Неслучайно скала с увенчанной крестом церковью в руке Богоматери напоминает еще и преломленный хлеб – ибо в Таинстве Евхаристии приходит к замершей в молчании земле Сын Божий.

Да молчит вся земля пред лицем Его (Авв.2:20)

В Великую Субботу гимн повторяет эти слова пророка, показывая их новую, безграничную глубину:

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

(Да умолкнет всякая плоть и да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит, чтобы заклаться и дать Себя в пищу верным).

Христос благословляет Церковь на скале Духа, благословляет Хлеб, который Сам приносит, как Иерей, в этой Церкви.

И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку (Зах.14:4)

Гора тучная, гора, на которую сошел дождь – яркий образ псалма 67-го (ст.16-17).

Свт. Афанасий Великий говорил об этом псалме:

«В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь»

В некоторых изводах иконы в складках риз Младенца угадываются очертания чаши, из которой, от чрева Его, струями золотого гиматия текут потоки живой воды, обещанной Христом в Евангелии (Ин.7:38).

«И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» (Зах.14:8)

Христос обновляет тех, кто ждал Его, кто рад Ему, кто сострадал Ему – обновляет возлюбленных Своих и мир Свой.

И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. (Зах. 14:9

Отрок делает шаг – Он грядет.

«Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8)

«Христос грядет! Маранафа!» – это возглас ранних христиан запечатлен в словах Откровения Иоанна Богослова, и полон пасхальной радости. Наш Бог идет переплавить мир – и нам уже знакома заря новой жизни, познанной нами в преломлении Его Хлеба.

И прекрасные слова пасхальной службы, взятые из 67-го псалма, где речь идет о Божией Горе – плодоносной, напоенной дождем Духа Горе Тучной, скоро будут воспеты нами, встречающими Воскресшего из гроба:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (67:1)

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

6 апреля-Икона Божией Матери «Тучная гора»

Сейчас упоминают не очень часто, хотя она раньше она была широко известна. У образа есть и другое название – «Несекомая», что связано с заложенным в нём глубинным смыслом, который выражен в огромном числе различных трактовок и описаний этого изображения Богородицы.

Описание и значение

В дореволюционных источниках содержалось описание небольшое описание этого богородичного лика. Его габариты составляли 11 вершков по высоте и 12 вершков по ширине (49х54 см)

Икона Божией Матери «Тучная гора» изображает Пресвятую Деву в малый профиль. Богородица левой рукой удерживает Богомладенца, голову держит склонённой немного вправо, взгляд обращён на того, кто взирает на икону.

Внешне лик Богоматери очень гармоничен и пропорционален. От всей её позы, включая наклон и разворот головы, веет целомудрием. На самом деле, глаза Девы обращены одновременно и на молящегося, и на пятикупольный православный храм, находящийся у неё в ладони.

Это интересный иконный парадокс, когда изображение выполняет одновременно художественные и церковные функции, давая ощущение того, что Богоматерь не только слушает, но и участвует в молитве, ведя с просящим безмолвную беседу.

Правая рука Спасителя поднята в благословляющем жесте. Чело Богоматери увенчано короной, а в правой руке покоится гора небольших размеров со стоящей поверх неё церковью. Виднеются храмовые купола с золотистыми крестами.

Сама по себе фигура Пресвятой Девы здесь тоже является образом Божией Горы (иначе, Божией Церкви), которая, в соответствии со словами пророка Исайи, должна открыть свет Эммануила всем людям земли. Возвышение, находящееся у неё в ладони именуется нерукосечной (цельной, тучной) скалой Духа, которым был наполнен воскресший Иисус и который живёт в церкви Христовой.
Эта же скала символизирует идею о Спасителе в образе камня, рухнувшего с большой горы и превратившего Золотой Вавилон в руины. Это сравнение Даниила, использованное при толковании сна Навуходоносора.

С Божьей помощью пророк пояснил царю, что явившийся ему колосс с золотой головой, серебряным (а также наполненным другими металлами) телом и глиняными ногами – это мир, в котором они жили. Голова из золота – это находившийся на пике своего расцвета Вавилон.

Но по замыслу Бога на земле не должно остаться других царств, кроме единого Божьего царства, которое никто не в силах будет одолеть, а Камень-Иисус «без рук» отделившийся от тучной горы (Богородицы) поможет воплотить этот замысел в жизнь.

Цельность горы на изображении говорит о том, что Камень ещё не оторвался от неё и не обрушился на мир, а христианская церковь и вера всё так же твёрдо покоятся на её вершине.

Некоторые изводы иконы отображают интересную деталь: складки ризы Спасителя формируют чашу, наполняемую от чрева Богомладенца. Живая вода, которую обещал согласно Евангелию Христос, истекает как струи золотистой ткани.

Название иконы происходит от 67-го псалма, где говорится про плодоносную Божию Гору, которая была напоена дождём Духа.

История

Примерно в 17-м столетии местом нахождения иконы являлся один из тверских монастырей для мужчин. Оттуда она была передана дар от настоятеля Косме Волчанинову за хорошее исполнение взятых на себя обязанностей по проведению ремонта. Объём выполненной работы был значительно больше того, который оговаривался предварительно, и всё было сделано качественно, на совесть.

Волчанинову было предложено самому выбрать, какой из святых ликов он предпочтёт взять. Подрядчик решил, что заберёт находившуюся в левом соборном клиросе икону Божией Матери. Судя по всему, она располагалась там «за излишеством» и стояла прямо на полу.

Сам же Косма отнёсся к подарку, как к величайшей святыне, которую почитал на протяжении всей жизни. Иконописный лик передавали каждому последующему поколению с благоговением трепетом, пока он не оказался в руках одного из внуков Космы, не отличавшегося прилежанием в вере. Он забросил образ на чердак и позабыл думать о нём.

Этот внук был женат и невестка Космы все время подвергалась издевательствам и оскорблениям со стороны мужа и его родных. В конце концов, отчаявшаяся женщина покинула дом, направившись в пустую баню, где хотела покончить жизнь самоубийством.

Вдруг ей встретился незнакомец. Судя по одеяниям, он был монахом. Человек обратился к женщине, спрашивая, куда она направляется, а после велел ей вернуться в дом и помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Монах пообещал, что благодаря этому жизнь её станет спокойной и хорошей.
Изумлённая невестка Космы вернулась в дом и рассказала обо всём случившемся, в том числе и о намерении лишить себя жизни. Все бросились разыскивать монаха, но оказалось, что никто его не видел.

Произошло это накануне дня празднования Благовещения Пресвятой богородицы. Икона была немедленно извлечена с чердака, очищена и водворена на почётное место. К вечеру прибыл приглашённый ранее приходской священник. Он совершил перед образом всенощное бдение, которое после повторялось в один и тот же день ежегодно, а жизнь в семье с тех пор действительно наладилась.

После этого события икона более 150 лет хранилось семейством Волчаниновых. А потом вместе с дочерью последнего представителя рода перешла в семью Коняевых, как величайшее наследие. В новом доме дважды в год (24 марта и 7 ноября) перед иконой Божией Матери «Тучная гора» осуществлялись молебны и всенощные бдения.

Во второй половине 19-го века было задумано расширение Тверской церкви, посвящённой Смолеской иконе Божией матери, в виде нового придела в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. На тот момент икона принадлежала Георгию Коняеву, достигшему почтенного возраста в 97 лет. Он знал о том, что Косма Волчанинов завещал передать «Тучную гору» в храм, когда мужская линия его семьи прервётся. Последней в роду оказалась жена Егора – Екатерина. Она вместе с супругом очень долго размышляла о том, куда именно отдать изображение Богоматери, но не могла принять окончательного решения.

Георгий решил, что необходимо поместить богородичный лик в храм, но попросил, устроить для неё отдельный придел, добавив, что считает храм, посвящённый Смоленской иконе Богородицы, наилучшим местом для образа. Причиной этому явился тот факт, что располагается церковь на месте, ранее именовавшемся горой, поскольку оно было наиболее высоким в пределах города. Это возвышение служило местом спасения для людей и их имущества во время наводнений. «Пусть же Царица Небесная «Тучная Гора» почивает Своею благодати на этой горе», добавил старец и священнослужители приняли его просьбу.

В новый придел икона была перенесена 15 июля 1866-го года, для освящения которого днём позже прибыл Старицкий епископ Антоний. К несчастью, во время революции Смоленский храм был закрыт, а икона утеряна. Но память о ней сохранилась. В 1993-м году был создан список образа, а также продолжилось её почитание.

Месторасположение

Ныне почитаемый образ размещён в тверском Вознесенском соборе. Благословил его написание митрополит (а на тот момент – архиепископ) Тверской и Кашинский. С возвращением иконы число прихожан заметно возросло.

Там же, в Твери, есть и другой список «Тучной горы», созданный для Церкви Божией матери «Живоносный источник» (Скорбященской церкви).

Обнаружить же остальные копии изображения Богородицы в других храмах довольно трудно, хотя в дореволюционное время их было сделано великое множество.

В ход трёх столетий до революции икона Божией Матери «Тучная гора» часто проявляла свою чудотворную силу. Благочестивые граждане брали на время её в свои дома, чтобы исцелить своих детей. Списки с этого лика Богородицы тоже оказывали благодатное воздействие.

Один из настоятелей Смоленского храма, Иоанн Богословский, вспоминал, что в детстве он страдал от сильных глазных болей. Во время очередного приступа его мать подносила ребёнка к иконе и помазывала его маслом из висевшей перед ней лампадки. Каждый раз боль отступала, а потом и вовсе перестала появляться.

Исполненные благодарности богомольцы обрамили лик серебряной ризой, которая позднее была вызолочена.

О чём молиться

Молитва перед иконой Божией Матери «Тучная гора» может помочь тем, кому требуется:

обрести душевное спокойствие, успокоить метания духа;
обратить (вернуть) заблудшего;
восстановить в доме, семье или отношениях мир, любовь и взаимопонимание;
защита от стихийных бедствий и покровительство в трудных делах;
исцелить больное дитя от недугов телесного и душевного свойства.
Для обращения к ней можно использовать специальную молитву, а можно говорить и словами, идущими от души, но главное делать это с глубокой верой.

Дней почитания у иконы целых три:

29/16 июля (новый/старый стиль) – дата освящения возведённого в честь иконы придела тверской Смоленской церкви (ныне разрушенного);
6 апреля/24 марта – упоминание первого явленного ликом Богородицы чуда, в честь этого события проводятся ежегодные всенощные бдения в его честь;
20/7 ноября – день, когда образ был подарен Волчанинову и перемещён из монастырской обители в дом Космы.
С особым тщанием эти праздники соблюдают, конечно же, в Твери, где столь долго хранился оригинал иконы, а теперь размещено два её списка.


Молитва ко Пресвятей Богородице

О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем. О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшным Тайнам; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее. И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий; и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым, Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва иная

К Тебе, Владычице, пред иконою Твоею, во умилении преклонив выю свою гордую, взываю: Се аз, грешный, от несущего к сущему воззван бых, но скоро за моя безчисленыя и мерзкия согрешения вновь в несущее во адовых безднах обращен буду; но из тьмы зловонныя грехов моих молюся Ти, Преблагая: спаси мя, умоли Сына Твоего пождати паки, да не пожрет мя днесь напрасныя смерть, и да по велицей милости Его и при благоприятной Твоей, Пречистая, помощи, обращуся от тьмы к Свету, от самолюбия к боголюбию, от неверия к вере, от зла ко благу, от богомерзости греха к преподобию; аще бо что человеку невозможно бысть, то Богу возможно, и да отныне послужу ко прославлению Сына Твоего, предадя ся всеблагой воле Его, дабы и мне приидти по страшнем судище Христовом ко благим и возлюбленным овцам пажити Его в радость присную и жизнь вечную. Аминь.

Читайте также:  Какой иконе молиться чтобы в семье был мир и покой
Добавить комментарий