Икона божией матери звезда пресветлая о чем молиться

«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

единственный известный образ с таким названием, датируемый ок. 1700 г., происходит из собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (с 1935 в МИХМ), его авторство приписывают изографу А. И. Казанцеву. Икона написана темперой на доске (размер 179×142 см), название вписано в ленту внизу: «Сии пречу(д)ныи образ звезда пресветлая прес(вя)тая влад(ычи)цы Б(огоро)д(и)цы н(е)б(е)снии ц(а)рицы». На иконе на фоне овальной мандорлы с расходящимися лучами, похожими на языки пламени, представлена в рост Богоматерь с Младенцем. Иисус Христос обнимает Ее правой рукой, а в левой, опущенной к предстоящим, держит крест на длинной цепочке. Пресв. Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще, Младенец – в препоясании. К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые: князья Константин, Михаил и Феодор Муромские (слева), кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская (справа). Между лучами представлено 15 сцен из истории НЗ, к-рые образуют вокруг мандорлы ореол. Внутренний и внешний края ореола обрамлены облаками. Солнце и луна в верхних углах дополняют образ неба, на к-ром сияет Богоматерь – «Звезда Пресветлая». В клеймах представлены (слева снизу по часовой стрелке): «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Богоматери». «Коронование Богоматери» размещено над головой Пресв. Богородицы и является центральным сюжетом.

Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Różańcowa; словен. Rožnovenska Mati Božja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило – розарий, во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки – розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий – также венок из роз) ( Mena š e L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od začetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. № 143-148). Розарий – домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей – как выражение персонального, личного моления заказчика.

Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.

Близкий круг догматических и иконографических тем представлен на иконе 70-80-х гг. XVII в. из Христорождественского собора г. Балахны Нижегородской обл. (ЦМиАР), получившей название «Звезда Пресветлая» при поступлении в 1964 г. в музей. На иконе представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака – сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, к-рые «порождают» внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресв. Богородицы и Иисуса Христа – история домостроительства спасения: «Рождество Богоматери», «Благовещение у колодца», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Взятие под стражу Христа», «Распятие», «Положение во гроб», «Восстание из гроба», «Явление Марии Магдалине», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово», «Сошествие Св. Духа», «Коронование Богоматери», «Страшный Суд». У подножия престола представлены коленопреклоненные святые: слева – ап. Иаков, брат Господень, мч. Кондрат (соименный вероятному вкладчику собора Кондрату Ильину, протопопу «Успенского Большого собора, что на Москве» – см.: Писцовая книга Балахны. С. 19), ап. Иоанн Богослов, справа – ап. Симеон, еп. Иерусалимский, праведные Иоаким и Анна. В «Описи памятников церковных древностей» 1904 г. икона называется «Божия Матерь, Корень Девства». Исторически зафиксированным названием иконы стал текст молитвы Богородице из канона мон. Феостирикта, помещенного на ленте на поземе: «О Дево, Госпоже, Мати Господа моего, Творца всех, Ты – Корень девству и Неувядаемый цвет чистоты, Небесным чином радование и человеческому роду Благословенная Помощнице, Моли Сына Своего о спасении всех христиан». Связь между историческим названием и иконографией не прослеживается. Известны изображения (напр., гравюра 1-й пол. XVIII в. (?) из собрания А. В. Олсуфьева – РНБ. Собр. Олсуфьева. № 86), где представлен образ Богоматери иной иконографии, чем на балахнинской иконе, но с текстом той же молитвы. Это может свидетельствовать об определенной распространенности текста и отсутствии его прямой связи с иконографией.

Сходство балахнинской и муромской икон несомненно. Создатель балахнинской иконы, очевидно, также имел перед собой зап. образец, восходящий к иллюстрациям розария. На это указывают центрическая композиция с клеймами, расположенными наподобие венка вокруг Богородицы, их количество, деление на 3 части, характерное сияние. Однако икона из Балахны сложнее по составу и приближена к традиционной православной иконографии. Иконописец несколько изменил состав сцен, изобразив в отдельных клеймах по 2 сюжета. Завершение сюжетного цикла композицией на тему Страшного Суда, не соответствующее канону розария, находит аналогию в «Розарии» Альберто ди Кастелло. В основе иллюстраций, начинающих каждый из 3 разделов книги,- мотив цветка с 5 крупными и 5 мелкими лепестками, в центре которого венок с образом Богоматери в разных иконографических типах, в т. ч. в царском венце на престоле в сиянии из языков «пламени». Среди иллюстраций – Богоматерь в венце из 12 звезд на полумесяце в сиянии ( Castello. 1556. P. 179), т. е. «жена, облеченная в солнце» (Откр 12. 1); о связи иконографии «жена, облеченная в солнце» и «Мадонна с четками» см.: Leksikon. 1985. S. 167. В конце «Розария» помещены тексты и иллюстрации, представляющие завершение истории домостроительства спасения: слава праведников, обновление мира и наступление жизни будущего века, что близко к 3-й части сюжетного цикла иконы из Балахны. Т. о., католическое изображение «Мадонна с четками» в рус. иконах получило отражение как минимум в 2 одновременно написанных, несколько различающихся по иконографии образах, один из которых известен под названием «Звезда Пресветлая».

Черная Магия – заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Икона Богородицы “Звезда пресветлая”

Сообщений 1 страница 7 из 7

Поделиться12019-04-29 13:55:07

  • Автор: koshkajust
  • Новичок
  • Зарегистрирован: 2014-08-30
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 17
  • Уважение: +13
  • Позитив: +4
  • Провел на форуме:
    3 дня 22 часа
  • Последний визит:
    Сегодня 09:14:42

Сегодня в храме, ища другой образ, нашла незнакомую икону Богородицы, “Звезда пресветлая”. Расстаться не смогла, а приехавши домой, крепко задумалась. В сети обэтой иконе пишут следующее:
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ”
День памяти 13 января

___Обретена икона Божией Матери в XVII веке. Богородица изображена на фоне звезды с расходящимися лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. У ног Божией Матери – муромские святые. В княжеских одеждах – Константин, Михаил, Феодор, в монашеских – Пётр, Феврония и Иулиания. Богоматерь «Звезда Пресветлая» – иконографический тип изображения Богородицы с Младенцем. Богоматерь с Младенцем Христом изображается на фоне звезды, – желтого овала, из которого выходят лучи. К ногам Богоматери припадают с молитвой святые. Между лучами звезды в обрамлении из облаков располагаются пятнадцать клейм со сценами из жизни Богоматери и Спасителя: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Христос во храме поучающий книжников (Преполовение), Моление о чаше, Бичевание, Увенчание терновым венцом, Несение креста, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери. Изображение Богородицы и Младенца в разных изводах этой иконографии различно. Богоматерь может изображаться либо восседающей на троне, либо стоящей фронтально. Младенец либо сидит на левой руке Матери, либо стоит ножками на Ее правой руке. В левой руке Он может держать свиток или четки.
Изображения Богоматери в типе «Звезда Пресветлая» появляются в конце XVII века. Иконографический тип складывается под влиянием необычайно популярного и распространенного в большом количестве рукописных списков сборника «Звезда Пресветлая». Этот сборник был создан на Руси в XVII веке. В его состав входили легенды о чудесах Богородицы, как включенные в другие переводные сборники, так и разработанные составителем сборника самостоятельно. В сборнике Богоматерь наделяется символическими эпитетами, связанными с ветхозаветными прообразами, новозаветными символами и образами из Апокалипсиса: «утро светлейшее», «звезда незаходимая, звезда пресветлая, заря таинственнаго дне будущего покоя и веселия», «всех цветов прекраснейшая, всех доброт предобрейшая, всех светов всесветлейшая, всея твари святейшая», «заря пресветлая, честная голубице, нескверная агнице», и т. п. Один из эпитетов автор использовал для названия сборника. В этом сборнике, в частности, придавалось особое значение молитве «Богородице, Дево, радуйся» и четкам, по которым молящийся вел счет произнесенным им богородичным молитвам.

Одним из ранних примеров икон подобной иконографии является образ «Звезда Пресветлая» из церкви Рождества Христова в Балахне конца XVII века (в собрании Музея имени Андрея Рублева).
Иконография «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» икона восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария», возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило – розарий, во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки – розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий – также венок из роз). Розарий – домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей – как выражение персонального, личного моления заказчика.

Читайте также:  Какие молитвы надо знать при крещении ребенка крестному отцу

Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» икона представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.

Близкий круг догматических и иконографических тем представлен на иконе 70-80-х гг. XVII в. из Христорождественского собора г. Балахны Нижегородской обл. (ЦМиАР), получившей название «Звезда Пресветлая» при поступлении в 1964 г. в музей. На иконе представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака – сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, к-рые «порождают» внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресв. Богородицы и Иисуса Христа – история домостроительства спасения: «Рождество Богоматери», «Благовещение у колодца», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Взятие под стражу Христа», «Распятие», «Положение во гроб», «Восстание из гроба», «Явление Марии Магдалине», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово», «Сошествие Св. Духа», «Коронование Богоматери», «Страшный Суд». У подножия престола представлены коленопреклоненные святые: слева – ап. Иаков, брат Господень, мч. Кондрат (соименный вероятному вкладчику собора Кондрату Ильину, протопопу «Успенского Большого собора, что на Москве» – см.: Писцовая книга Балахны. С. 19), ап. Иоанн Богослов, справа – ап. Симеон, еп. Иерусалимский, праведные Иоаким и Анна. В «Описи памятников церковных древностей» 1904 г. икона называется «Божия Матерь, Корень Девства». Исторически зафиксированным названием иконы стал текст молитвы Богородице из канона мон. Феостирикта, помещенного на ленте на поземе: «О Дево, Госпоже, Мати Господа моего, Творца всех, Ты – Корень девству и Неувядаемый цвет чистоты, Небесным чином радование и человеческому роду Благословенная Помощнице, Моли Сына Своего о спасении всех христиан». Связь между историческим названием и иконографией не прослеживается. Известны изображения (напр., гравюра 1-й пол. XVIII в. (?) из собрания А. В. Олсуфьева – РНБ. Собр. Олсуфьева. № 86), где представлен образ Богоматери иной иконографии, чем на балахнинской иконе, но с текстом той же молитвы. Это может свидетельствовать об определенной распространенности текста и отсутствии его прямой связи с иконографией.

Сходство балахнинской и муромской икон несомненно. Создатель балахнинской иконы, очевидно, также имел перед собой зап. образец, восходящий к иллюстрациям розария. На это указывают центрическая композиция с клеймами, расположенными наподобие венка вокруг Богородицы, их количество, деление на 3 части, характерное сияние. Однако икона из Балахны сложнее по составу и приближена к традиционной православной иконографии. Иконописец несколько изменил состав сцен, изобразив в отдельных клеймах по 2 сюжета. Завершение сюжетного цикла композицией на тему Страшного Суда, не соответствующее канону розария, находит аналогию в «Розарии» Альберто ди Кастелло. В основе иллюстраций, начинающих каждый из 3 разделов книги,- мотив цветка с 5 крупными и 5 мелкими лепестками, в центре которого венок с образом Богоматери в разных иконографических типах, в т. ч. в царском венце на престоле в сиянии из языков «пламени». Среди иллюстраций – Богоматерь в венце из 12 звезд на полумесяце в сиянии (Castello. 1556. P. 179), т. е. «жена, облеченная в солнце» (Откр 12. 1); о связи иконографии «жена, облеченная в солнце» и «Мадонна с четками» см.: Leksikon. 1985. S. 167. В конце «Розария» помещены тексты и иллюстрации, представляющие завершение истории домостроительства спасения: слава праведников, обновление мира и наступление жизни будущего века, что близко к 3-й части сюжетного цикла иконы из Балахны. Т. о., католическое изображение «Мадонна с четками» в рус. иконах получило отражение как минимум в 2 одновременно написанных, несколько различающихся по иконографии образах, один из которых известен под названием «Звезда Пресветлая».
Молятся пред этим образом, по словам неизвестного интернет-автора, о торжестве Православия, об укреплении христианской веры во всем мире и спасении человечества.

И задумалась, куда бы пристроить и как использовать икону для большей пользы, ибо торжество Православия, спасение человечества, равно как и укрепление веры во всем мире меня не очень интересует, но розарий люблю и читаю.

Вот такой образ:

Икона божией матери звезда пресветлая о чем молиться

27 апреля 2020 в 15:41 — Андрей Бузик
Аист сопровождал Крестный ход на протяжении 15 км. В республике Беларусь православные верующие совершили крестный ход в из Могилева в Белыничи к чудотворной иконе – в райцентре очаг коронавируса. К . читать далее »

27 апреля 2020 в 00:31 — Андрей Рыбак
Алексей Ильич Осипов, богослов, профессор Московской Духовной Академии. О коронавирусе, Путине и будущем России — Осипов А.И. читать далее »

26 апреля 2020 в 16:53 — Андрей Бузик
Колокольчик (мультфильм). Это увлекательная история о том, как появилась традиция звонить в колокола. В третий день создания мира произвела земля траву зелень и деревья. И радовались все травинки . читать далее »

26 апреля 2020 в 00:17 — Андрей Рыбак
Экуменизм. Схиигумен Сергий Романов. Кто посягает на закрытие храмов – анафема || Схиигумен Сергий читать далее »

25 апреля 2020 в 10:44 — Андрей Рыбак
Мир Бога свободен! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Праздник иконы Богородицы Живоносный Источник Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, . читать далее »

24 апреля 2020 в 15:10 — Вацлав
Икона Влахернской Богоматери из камня Иконография Влахернской иконы Влахернская икона из Константинопольского храма положила начало иконографическому типу “Одигитрия”, что в . читать далее »

23 апреля 2020 в 16:35 — Андрей Бузик
Как совет духовника помог ректору Литературного института Писатель Алексей Варламов — лауреат множества литературных премий, в том числе Патриаршей, а также международной — «Писатель XXI века». Он . читать далее »

22 апреля 2020 в 16:14 — Андрей Рыбак
игумен N Грех, которым Сатана уловил миллиарды, но который по рекомендации врачей стал нормой жизни читать далее »

22 апреля 2020 в 01:37 — Андрей Рыбак
Том и тетя “— Том! Том! Что с тобой? — Ой, тетя, я… — Что с тобою, что с тобою, дитя? — Ой, тетя, у меня на пальце гангрена! Тетя Полли упала на стул и сперва засмеялась, потом заплакала, потом и . читать далее »

19 апреля 2020 в 20:32 — Андрей Рыбак
убийственные вакцины ОТКРОЙТЕ ЖЕ ГЛАЗА. ВОТ ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КОРОНАВИРУСА! План мировой элиты раскрыт. (ВИДЕО) Как будут страдать души с чипами сказал Апостол Иоанн 2000 лет назад! читать далее »

Каякинг

Российские слаломисты в период самоизоляции стараются не падать духом, а поддерживать форму в тех условиях, которые есть. Москвичу Андрею Поспелову повезло, на дачном участке расположен небольшой . читать далее »

Горные лыжи

Досрочное завершение минувшего зимнего сезона в горнолыжном и других видах спорта, а также сохраняющаяся неясность в отношении перспектив начала следующего зимнего спортивного сезона, породили . читать далее »

27 апреля 2020 в 14:56 — Андрей Бузик
15 апреля по старому стилю / 28 апреля по новому стилю вторник Седмица 2-я по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Глас 1. Поста нет. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. . читать далее »

26 апреля 2020 в 23:27 — Андрей Рыбак
Изнанка прогресса. Какое будущее ждёт наших детей. Ольга Четверикова Из наших детей делают биороботов читать далее »

26 апреля 2020 в 15:06 — С. Александра
ОБРАЩЕНИЕ ИГУМЕНА АФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ПАВЛА АРХИМАНДРИТА ПАРФЕНИЯ «ВЫ ГОТОВИТЕСЬ НАНЕСТИ НАЧЕРТАНИЕ НА ВСЕХ ЛЮДЕЙ, НО ДЛЯ ВАС ЭТО ОБЕРНЕТСЯ ВЕЛИЧАЙШЕЙ ПОГИБЕЛЬЮ» Подробности Категория: . читать далее »

25 апреля 2020 в 15:43 — Андрей Бузик
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. В восьмой день по Пасхе как окончание Светлой седмицы следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе “вместо Пасхи”, или . читать далее »

25 апреля 2020 в 00:57 — Андрей Рыбак
Потрясающие полеты Жана-Батиста Шандельера. Жан-Батист Шандельер, французский профессиональный парапланерист, который специализируется на акробатике. Он разрабатывает крылья для парапланеризма и . читать далее »

24 апреля 2020 в 00:02 — Андрей Рыбак
когда всё видится возможным, и светлым чувствам нет конца, в тепле, в дыхании свободном. – я знаю, что пришла Весна! Пасха и Эпидемия Страха читать далее »

23 апреля 2020 в 16:33 — Андрей Рыбак
Вредонос, кибероружие, вирус В сети появится онлайн табло – Коронавирус.net. В ближайшие дни в интернете появится онлайн табло, где в режиме реального времени будет показана информация обо всех . читать далее »

22 апреля 2020 в 15:44 — Андрей Бузик
Памяти протоиерея Александра Агейкина 21 апреля 2020 года, не стало протоиерея Александра Агейкина. Настоятель столичного Богоявленского кафедрального собора в Елохове отошел ко Господу во вторник . читать далее »

20 апреля 2020 в 15:47 — Андрей Бузик
В 12 веке появилась традиция совершать крестные ходы при перенесении мощей святых. Так, в правление Владимира Мономаха, 2 мая 1115 года, состоялся крестный ход при перемещении мощей святых Бориса и . читать далее »

19 апреля 2020 в 15:50 — Андрей Бузик
Милосердный подвижник: 20 апреля – память преподобного Даниила Переяславского В Переславле-Залесском, городе, богатом древними храмами и монастырями, есть обитель, чудом сохранившаяся в годы . читать далее »

Парусный спорт

24 апреля завершилась самая масштабная виртуальная регата в России. На Кубке России по Virtual Regatta более 326 гонщиков из 60 регионов России были поделены на три возрастные группы до 14 и 18 лет, . читать далее »

Альпинизм

Александр Гусев и военные альпинисты. Во что бы то ни стало нужно снять немецкие флаги с Эльбруса! сказал начальнику альпинистского отдела военинженеру 3 ранга Александру Гусеву командующий . читать далее »

27 апреля 2020 в 10:09 — Андрей Рыбак
г.Карабаново Прошу всех имеющих сердце и возможность, помочь делом, близкой мне по духу сестре во Христе, рабе Божией Надежде Тузинайте, на богоугодное дело ей реализуемое. Спаси всех неравнодушных . читать далее »

26 апреля 2020 в 17:03 — Андрей Бузик
В Кижах завершена 11-летняя реставрация церкви Преображения Господня. 22-главая церковь Преображения Господня на острове Кижи откроется после масштабной 11-летней реставрации. 19 августа 2020 года, в . читать далее »

26 апреля 2020 в 12:54 — Владимир Лучит
*** В эру сжатых расстояний ускорение событий, вкупе с их нагромождением, относительности времени, по сути дела, служит только лучшим подтверждением! *** Стоит учесть, что только в действии, как . читать далее »

25 апреля 2020 в 12:34 — Андрей Рыбак
Необычное явление на Вершине Афона, Афонские старцы о коронавирусе (4 часть): Для находящихся в самоизоляции. Самоизоляция – это прямая возможность для всякого человека достичь спасения в Господе . читать далее »

Читайте также:  Гора нерукосечная икона божией матери о чем молиться

24 апреля 2020 в 15:30 — Андрей Бузик
Преподобный Исаа́к Сирин Святой Григорий Двоеслов, папа Римский, в своем диалоге с диаконом Петром1 рассказывает следующее о святом Исааке. Во времена древних готов близ города Сполето жил . читать далее »

23 апреля 2020 в 23:20 — Андрей Рыбак
прп Никита Стифат Описывая естественное состояние ума, мы должны дать четкое определение, каковы его естественное, противоестественное и вышеестественное движения. Эти три движения ума описывает . читать далее »

23 апреля 2020 в 13:52 — Андрей Рыбак
Душа отряхнулась от колких его предсказаний И разуму, не сомневаясь, сказала она: «Я буду с любовью и в счастье, и в час испытаний, Ведь я без любви – это как без апреля весна…» COVID-19 как и любой . читать далее »

22 апреля 2020 в 08:40 — Андрей Бузик
“Столбы Сокровенные”. Новый фильм о Столбах и скалолазании. Не так давно, в Красноярске, состоялся специальный премьерный показ документального фильма “Столбы Сокровенные”. В фильме три поколения . читать далее »

20 апреля 2020 в 00:27 — Андрей Рыбак
Не стройте иллюзорный мир мёртвой цифровизации. Она погибельна для Жизни! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Со Светлым Христовым Воскресением! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Все . читать далее »

19 апреля 2020 в 14:51 — Андрей Рыбак
Вирус цифрового слабоумия От главы ВОЗ Гебреисуса потребовали прекратить аферу с коронавирусом Недавно открытое письмо на имя главы ВОЗ Тедросу Гебреисуса было опубликовано на сайте Общероссийского . читать далее »

Спелеология

Пещерный район в предгорьях Саян, в течение недели исследовали семеро спелеологов из Иркутска, Красноярска, Томска и Новосибирска. Карст района характеризуется, сложной транспортной доступностью, . читать далее »

Альпинизм

Восхождение на Эльбрус с Юга. Дошли не все. ( Видео ) читать далее »

«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

единственный известный образ с таким названием, датируемый ок. 1700 г., происходит из собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (с 1935 в МИХМ), его авторство приписывают изографу А. И. Казанцеву. Икона написана темперой на доске (размер 179×142 см), название вписано в ленту внизу: «Сии пречу(д)ныи образ звезда пресветлая прес(вя)тая влад(ычи)цы Б(огоро)д(и)цы н(е)б(е)снии ц(а)рицы». На иконе на фоне овальной мандорлы с расходящимися лучами, похожими на языки пламени, представлена в рост Богоматерь с Младенцем. Иисус Христос обнимает Ее правой рукой, а в левой, опущенной к предстоящим, держит крест на длинной цепочке. Пресв. Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще, Младенец – в препоясании. К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые: князья Константин, Михаил и Феодор Муромские (слева), кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская (справа). Между лучами представлено 15 сцен из истории НЗ, к-рые образуют вокруг мандорлы ореол. Внутренний и внешний края ореола обрамлены облаками. Солнце и луна в верхних углах дополняют образ неба, на к-ром сияет Богоматерь – «Звезда Пресветлая». В клеймах представлены (слева снизу по часовой стрелке): «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Богоматери». «Коронование Богоматери» размещено над головой Пресв. Богородицы и является центральным сюжетом.

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)

Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Różańcowa; словен. Rožnovenska Mati Božja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило – розарий, во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки – розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий – также венок из роз) (Menaše L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od začetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. № 143-148). Розарий – домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей – как выражение персонального, личного моления заказчика.

Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)

Близкий круг догматических и иконографических тем представлен на иконе 70-80-х гг. XVII в. из Христорождественского собора г. Балахны Нижегородской обл. (ЦМиАР), получившей название «Звезда Пресветлая» при поступлении в 1964 г. в музей. На иконе представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака – сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, к-рые «порождают» внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресв. Богородицы и Иисуса Христа – история домостроительства спасения: «Рождество Богоматери», «Благовещение у колодца», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Взятие под стражу Христа», «Распятие», «Положение во гроб», «Восстание из гроба», «Явление Марии Магдалине», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово», «Сошествие Св. Духа», «Коронование Богоматери», «Страшный Суд». У подножия престола представлены коленопреклоненные святые: слева – ап. Иаков, брат Господень, мч. Кондрат (соименный вероятному вкладчику собора Кондрату Ильину, протопопу «Успенского Большого собора, что на Москве» – см.: Писцовая книга Балахны. С. 19), ап. Иоанн Богослов, справа – ап. Симеон, еп. Иерусалимский, праведные Иоаким и Анна. В «Описи памятников церковных древностей» 1904 г. икона называется «Божия Матерь, Корень Девства». Исторически зафиксированным названием иконы стал текст молитвы Богородице из канона мон. Феостирикта, помещенного на ленте на поземе: «О Дево, Госпоже, Мати Господа моего, Творца всех, Ты – Корень девству и Неувядаемый цвет чистоты, Небесным чином радование и человеческому роду Благословенная Помощнице, Моли Сына Своего о спасении всех христиан». Связь между историческим названием и иконографией не прослеживается. Известны изображения (напр., гравюра 1-й пол. XVIII в. (?) из собрания А. В. Олсуфьева – РНБ. Собр. Олсуфьева. № 86), где представлен образ Богоматери иной иконографии, чем на балахнинской иконе, но с текстом той же молитвы. Это может свидетельствовать об определенной распространенности текста и отсутствии его прямой связи с иконографией.

Сходство балахнинской и муромской икон несомненно. Создатель балахнинской иконы, очевидно, также имел перед собой зап. образец, восходящий к иллюстрациям розария. На это указывают центрическая композиция с клеймами, расположенными наподобие венка вокруг Богородицы, их количество, деление на 3 части, характерное сияние. Однако икона из Балахны сложнее по составу и приближена к традиционной православной иконографии. Иконописец несколько изменил состав сцен, изобразив в отдельных клеймах по 2 сюжета. Завершение сюжетного цикла композицией на тему Страшного Суда, не соответствующее канону розария, находит аналогию в «Розарии» Альберто ди Кастелло. В основе иллюстраций, начинающих каждый из 3 разделов книги,- мотив цветка с 5 крупными и 5 мелкими лепестками, в центре которого венок с образом Богоматери в разных иконографических типах, в т. ч. в царском венце на престоле в сиянии из языков «пламени». Среди иллюстраций – Богоматерь в венце из 12 звезд на полумесяце в сиянии (Castello. 1556. P. 179), т. е. «жена, облеченная в солнце» (Откр 12. 1); о связи иконографии «жена, облеченная в солнце» и «Мадонна с четками» см.: Leksikon. 1985. S. 167. В конце «Розария» помещены тексты и иллюстрации, представляющие завершение истории домостроительства спасения: слава праведников, обновление мира и наступление жизни будущего века, что близко к 3-й части сюжетного цикла иконы из Балахны. Т. о., католическое изображение «Мадонна с четками» в рус. иконах получило отражение как минимум в 2 одновременно написанных, несколько различающихся по иконографии образах, один из которых известен под названием «Звезда Пресветлая».

Арх.: Опись памятников церковных древностей, находящихся в церквах г. Ниж. Новгорода, Арзамаса и в Ардатовском у. 1904 г. Нижегородский обл. архив. Ф. 559. Оп. 1779а. Ед. хр. 2.

Ист.: Castello A. di. Rosario della gloriosa vergine Maria. Venezia, 1556. P. 34, 90, 146, 179; Писцовая книга Балахны, 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новг., 1913. Сб. 15. Вып. 1; Les estampes des Wierix: Catalogue. Brux., 1978. Vol. 1. P. 1338-1340.

Лит.: LCI. Bd. 3. Sp. 568-572; Leksikon ikonografije, liturgike i simbolike zapadnog krscanstva. Zagreb, 1985. S. 167-168; 1000-летие рус. художественной культуры. М., 1988. С. 142. Кат. 174; Тарасенко Л. П. Иконы из Христорождественского собора г. Балахны в собрании ЦМиАР // Филевские чт.: Тез. конф. М., 1997. С. 57-59; она же. К вопросу об истоках иконографии «Богоматерь Звезда Пресветлая» // Рус. церк. искусство Нового времени / Ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 73-80; Бахарева Н. Н. Исторические сведения об иконе из церкви Рождества Христова г. Балахны, хранящейся в ЦМиАР // Филевские чт.: Тез. 6-й науч. конф. М., 1999. С. 1-2; она же. Икона «Богоматерь Корень девства» из церкви Рождества Христова г. Балахны в культурно-историческом контексте кон. XVII в. // Памятники христ. культуры Нижегородского края: Мат-лы науч. конф., 29-30 марта 2001 г. Н. Новг., 2001. С. 58-71; София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 234-235. Кат. 81; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI – нач. XX в. М., 2000. Кат. 69; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. 47; Иконы Мурома. М., 2005. Кат. 53.

Читайте также:  Елисаветградская икона божьей матери о чем молятся

Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Необычные, редкие и красивые иконы. Часть 1.

Спас Нерукотворный, “Звезда Пресветлая” Божия Матерь, Молитва задержания, Семь Веселий Богоматери, Собор Святых покровителей охотников и рыболовов.

Перейти к Оглавлению.

Внимание: изображения кликабельны.

Икона «Спас Нерукотворный».

Духовный образ Господа нашего Иисуса Христа именуемый «Спас Нерукотворный» – это один из самых главных образов Спасителя. Данная икона очень значима для православных верующих и Церкви Христовой, она целительна и чудотворна, а ее удивительная красота, дарует христианам радость и надежду на все хорошее. Появление образа Господа «Спас Нерукотворный», окружено несколькими версиями и легендами, которые донесли нам христианские летописи. Перечислять все эти многочисленные версии нет смысла, все равно точную версию не знает никто, однако почти все теологи и Святые Отцы сходятся во мнении, что образ Господа отобразился на платке, после того, как он утер им свое лицо. Именно с этого оригинала, была создана икона «Спас Нерукотворный». Кем и когда? Доподлинно неизвестно, но неизменно одно, если смотреть на духовный образ Иисуса Христа на данной иконе, каждый может увидеть его подлинные черты, не искаженные талантом иконописца. Пред иконой «Спас Нерукотворный» – пристало молиться о помощи Спасителя в исцелении телесных недугов и душевных ран, просить послать силы для преодоления жизненных трудностей, просить помощи в укреплении веры и прощение за совершенные вольно и невольно грехи. Празднования в честь иконы Господа «Спас Нерукотворный», православной Церковью совершаются – 29 августа.

«Звезда Пресветлая» Божия Матерь.

Икона Пресвятой Богородицы «Звезда Пресветлая» – это довольно необычный и очень редкий образ во всей иконографии Матери Божией. Согласно христианским летописям, данная икона была создана на рубеже XVII – XVIII века. Именно в это время она была обретена в одном из храмов града Мурома. Авторство данной иконы приписывается русскому иконописцу Александру Казанскому. На данной иконе Матерь Божия изображена со младенцем на руках, на фоне солнечного света, от которого исходят многочисленные лучи, а между ними отображены события из жизни Матери Божией и Господа нашего Иисуса Христа. Историки христианства, теологи и Святые Отцы едины во мнении, что прообразом иконы Богородицы «Звезда Пресветлая», стал прообраз, глубоко почитаемый в католицизме – это образ Матери Божией «Мадонна с четками». Пред иконой «Звезда Пресветлая» – пристало возносить молитвы об укреплении христианской веры, о семейном благополучии, о помощи при рождении и воспитании детей, а также, о спасении человечества от грехопадения. Православной Церковью данная икона чествуется – 13 января.

Молитва задержания.

Икона Господа Иисуса Христа «Молитва задержания» – относится к довольно редкостному и необычному типу иконографии. Образ Господа очень оригинальный, вокруг которого изображены Святые, а над самим Спасителем склонились Матерь Божия и Архангел Михаил. Несмотря на то, что данная икона редкая и не часто встречается в храмах и монашеских обителях, ее значение очень велико для всего христианства. Пред иконой «Молитва задержания» – пристало возносить особую молебень, которую более полторы тысячи лет назад создал афонский старец по имени Пансофий. Смысл этой молитвы заключается в том, дабы испрашивать Господа о заступничестве от злых людей, недоброжелателей, завистников, корыстных и подлых людей, а также, молить о защите от нечистой силы. Ввиду значительной редкости иконы «Молитва задержания», православной Церковью не установлен в числе месяца день ее почитания.

Семь Веселий Богоматери.

Редкая, уникальная, красивая, оригинальная – все это по праву можно сказать об иконе Матери Божией «Семь Веселий Богоматери». Согласно христианским летописям, данная икона является исконно русской, так как была создана во второй половине XVII века на русской земле. Так как прообразом иконы считается глубоко почитающийся в католицизме образ Девы Марии «Семь Радостей», икона «Семь Веселий Богоматери» долгое время путешествовала по Литве и Польше, так как в этих странах основной религией была и есть – католическая вера. В начале XVIII века, данная икона вернулась в Россию и сразу же стала горячо любимой и глубоко почитаемой русскими людьми. На иконе изображена Пресвятая Богородица и ее семь радостей, или веселий, начиная от того момента, когда Ангел Божий принес ей благую весть о Рождении Спасителя, до момента преставления Девы Марии Господу и Вознесения на небо. Этот путь отображен на иконе чередой последовательных сюжетов. Пред образом Богородицы на православной иконе «Семь Веселий Богоматери», пристало восхвалять Пресвятую Богородицу, молить о помощи в житейских делах, и, конечно же, молить об укреплении христианской веры. Для иконы «Семь Веселий Богоматери», нет общепринятого дня почитания, ввиду ее большой редкости.

Собор Святых покровителей охотников и рыболовов.

Данная православная икона – является исконно русской иконой и современной, так как была создана по инициативе русских охотников в недалеком 2005 году. Создание иконы благословил Патриарх Всея Руси – Алексий II. Образ на данной иконе на первый взгляд необычный, но это только первое впечатление, так как в центре иконы изображен Господь наш Иисус Христос, над его образом пять икон Божией Матери, а вокруг Спасителя двадцать свято чтимых православных святых, наделенных Господом даром чудесных творений, которые так, или иначе, прославились сотворенными чудесами в делах охоты и рыбалки, а также, своим заступничеством охотников и рыболовов. Само название данной иконы говорит о том, что пред ней можно и нужно молиться о помощи в делах охотничьих и рыболовных. Чествование православной иконы «Собор Святых покровителей охотников и рыболовов», православной Церковью Христовой совершаются два раза в год – 14 февраля и 14 сентября.

«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ……»

В 2014 году в Казенной палате Кирилло-Белозерского музея-заповедника проходила выставка «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» (образ Богоматери XVIII–XIX веков из собрания темперной живописи Кирилло-Белозерского музея – заповедника).

На выставке представлены иконы с изображением Богоматери в её многочисленной иконографии. Созданные в Новое время, они отразили не только новые художественные решения появившиеся в русской живописи под влиянием западноевропейской художественной традиции, но и многовековые традиции русского иконописания предшествующих столетий.

Формированию иконографии Богородицы способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников – Евангелия, труды Отцов и Учителей Церкви, Жития святых, Апокрифы.

Образ Девы Марии имеет исключительное значение в православной духовности и христианской иконографии, свидетельствуя о Её значении в жизни Церкви и человека. На бескрайних просторах России в каждой церкви и часовне, в крестьянских избах, в городских домах, царском дворце и боярских хоромах, в присутственных местах и учебных заведениях непременно были иконы Богоматери. За одиннадцать веков христианской культуры в России создано более тысячи чтимых и чудотворных икон Богородицы. Всего, со времени Крещения Руси, многими поколениями иконописцев были созданы миллионы Её изображений разных названий и иконографических изводов. Такое количество богородичных икон свидетельствует о большом почитании образа Девы Марии в русской церкви. Ей посвящаются многочисленные престолы в храмах городов и в монастырях. Сама Россия считается «уделом Богородицы». В житийных иконах русских святых, в сказаниях о чтимых иконах с образом Богоматери отражены не только догматы православия, но и конкретные исторические события, осмыслена история страны. Перед иконами Девы Марии молились в тяжёлые смутные времена, она являлась подвижникам, указывая им путь для устройства новых обителей. («Богоматерь Знамение» в 1170 году спасла Новгород от осаждавших его суздальцев., «Богоматерь Владимирская» в 1395 году оградила Москву от полчищ Тамерлана, «Богоматерь Казанская» – главная икона России в тяжёлое смутное время. С явлением Богородицы связано немало чудес которые указывали места для устройства обителей.

«Богоматерь Боголюбская» указала Великому князю Андрею место для строительства монастыря и города, который он назвал Боголюбовым, икона «Богоматерь Одигитрия Кирилло-Белозерская» указала путь для основания монастыря в 1397 году Великому подвижнику преподобному Кириллу Белозерскому). Со временем сложились народно-церковные представления о необходимости молиться определённым иконам Божией Матери о помощи в тех или иных трудных жизненных обстоятельствах. Появляется особый жанр – сочинения об иконах Богоматери и чудесах, от них происходивших. В них перемежались реальные свидетельства о чудесах с полулегендарными рассказами. Это были своего рода первые исследования богородичных икон и осмысление её многочисленной иконографии.

Первые иконы Богоматери христианское предание приписывает творению апостола и евангелиста Луки. На Руси почиталось не менее десяти приписываемых ему икон. Первой по времени византийской иконой, которая позже прославилась как общенациональная святыня, была «Богоматерь Владимирская». Это великое произведение было привезено на Русь в XII веке и вплоть до наших дней стало образцом для множества икон-повторений. В XII – XVI веках прославились чудотворные иконы «Знамение», «Тихвинская», «Фёдоровская», «Смоленская», «Казанская», «Корсунская» и другие. С них делались многочисленные списки. При строгом соблюдении канона они никогда не копировались иконописцами буквально.

Начиная с конца XVII-го и весь XVIII век идёт интенсивное строительство церквей в городах и сёлах, что влечёт за собой необходимость создания большого количества икон для наполнения вновь отстроенных храмов. Для этого привлекается широкий круг иконописцев, изготовление икон преодолевает рамки старых цеховых традиций, когда искусство иконописи было, чаще всего, семейным делом и обучение которому начиналось «с младых ногтей». Иконописцами становятся люди разных сословий – крестьяне, посадские люди, купцы. Искусство иконописи выходит за пределы старых центров, становится ремеслом более демократичным и получает массовое распространение.

В вологодских землях иконописание имело очень давние самостоятельные традиции, но с наступлением Нового времени надзор за художественным качеством икон начинает осуществляться эпизодически. Это приводит к тому, что многочисленные иконописные произведения становятся разнообразными по характеру живописи, поражают обилием манер и разных почерков.

Иконопись XVIII-XIX веков становится неоднородной, и часто с трудом поддаётся датировке и атрибуции по визуальным признакам. Работы одних мастеров представляют многогранный пласт, ещё связанный неразрывными узами с искусством иконописи развитого XVII века («Богоматерь Боголюбская» XVIII в. с предстоящими избранными святыми и московскими митрополитами, являющейся одним из вариантов широко почитавшейся в Москве иконы «Моление о народе» XVII века).

В других активно используются западноевропейские иконографические схемы и художественные приёмы, сочетающие традиционные иконописные изводы с чертами нового светского искусства. Святые изображаются в более сложных ракурсах на фоне пышных архитектурных кулис, позёмы представляют реалистический пейзаж, вопреки традиционной иконописной схеме, в композиции вносится элемент жанровости. («Вознесение Господне» XVIII век, «Сошествие Святого Духа на апостолов» XVIII век, «Покров Пресвятой Богородицы» XVIII век). Деву Марию стали изображать в синем мафории и часто с непокрытой головой (икона «Рождество Христово» XVIII век).

В тысячелетней иконографии Рождества Христова сложилось два типа композиции, краткий и развёрнутый. В развёрнутый извод включается кроме шествия волхвов, сцена их поклонения и поднесения даров Деве Марии с младенцем Христом. Иногда эта сцена становится самостоятельным изводом. Так на иконе, представленной на выставке, с надписью иконописца «Рождество Христово» изображена сцена «Поклонение волхвов».

Иконы XVIII – XIX веков долгое время были недооценёнными и по-настоящему не рассматривались как произведения достойные детального изучения и выставочного показа. Но они, безусловно, интересны современному зрителю, так как погружают нас в социальную и историко-культурную среду русского общества Нового времени.

В последние годы музейное собрание обогатилось отреставрированными, т.е. восстановленными в первоначальном виде памятниками темперной живописи XVIII-XIX веков. Таким образом, появилась возможность ввести их в научный оборот и показать на выставках для широкой аудитории.

Почти все иконы, представленные на выставке, экспонируются впервые.

Л.М. Харлапенкова, сотрудник экспозиционно-выставочного отдела

Добавить комментарий