Никейская икона божией матери о чем молятся

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Пресвятой Богородицы “Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)”

Варианты названия иконы:

  • Никейская
  • Бысть Чрево Твое Святая Трапеза

Статус в православии: Православная икона, упомянута в месяцеслове.

Дни празднования:

  • 10 июня (28 мая по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-11-11.

Описание иконы Никейская
Источник: Диск “Православный церковный календарь 2011” издательства Московской Патриархии [2011]
Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

Икона Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза) – описание
Источник: Сайт “Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы”, автор – Валерий Мельников [2011]
Прославилась в 304 году в византийском городе Никее. Один из воинов по имени Константин, увидев икону Божией Матери, бросил в неё камень, затем разбил икону и стал топтать её ногами. На следующий день, во время военных действий, нечестивец погиб, пораженный камнем в голову. Предание гласит, что отцы Первого Вселенского собора, услышав об этой истории, постановили петь перед Никейской иконой песнь, начинающуюся словами: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». Часто эти слова иконописцы помещают на самой иконе, а преподобный Андрей Критский включил их в канон к празднику Преполовения Пятидесятницы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небесных хлеб…»

Описание иконы Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза) из книги Е. Поселянина
Источник: Книга “Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон” [1914]
Прославилась эта икона в 304 году, во время осады Амиром города Никеи, находящегося в Малой Азии. Некто Константин, увидев икону Богоматери, решил совершить поругание над ней: он схватил камень, бросил его в икону, разбил ее и затем начал попирать ногами. В следующую ночь ему явилась во сне Богородица и сказала: — Ты учинил великое поругание Мне; знай, что ты сделал это себе на погибель. Наказание святотатца не замедлило последовать. Во время сражения, когда Константин вместе с другими устремился на стены для отражения неприятеля, он внезапно был поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам первого Вселенского собора, которые и установили петь перед этой иконой Богородицы: «Бысть чрево Твое святая трапеза».

Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Никейская” Тропарь, глас 4 Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи Небеснаго Хлеба, Христа, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель.

Изображения иконы Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 21. Сортировка: в обычном порядке.

Файл 224.jpg: | |
Размер: 608×703, 0.43 MPix, 112 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (607) , 0 (22) .

Файл 225.jpg: | |
Размер: 520×687, 0.36 MPix, 94 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (332) , 0 (16) .

Файл 226.jpg: | |
Размер: 378×563, 0.21 MPix, 67 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (323) , 0 (13) .

Описание: Бысть чрево Твое святая трапеза

Файл 227.jpg: | |
Размер: 1097×1345, 1.48 MPix, 773 Kb.
Дата: 2009-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 4 (457) , 1 (15) .

Описание: Бысть Чрево Твое Святая Трапеза. Фрагмент иконы “Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери”. Первая половина XIX века.

Файл 13730.jpg: | |
Размер: 557×700, 0.39 MPix, 71 Kb.
Дата: 2011-09-27, анонимно.

Рейтинг изображения: 5 (332) , 0 (17) .

Файл 20314.jpg: | |
Размер: 312×430, 0.13 MPix, 42 Kb.
Дата: 2012-12-12, участник [tol].

Рейтинг изображения: 2 (114) , 0 (9) .

Файл 23078.jpg: | |
Размер: 741×1024, 0.76 MPix, 290 Kb.
Дата: 2014-01-12, участник [qwerty].

Рейтинг изображения: 5 (175) , 0 (10) .

Файл 27599.jpg: | |
Размер: 1200×1200, 1.44 MPix, 626 Kb.
Дата: 2016-08-16, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 3 (96) , 1 (4) .

Файл 27600.jpg: | |
Размер: 683×800, 0.55 MPix, 286 Kb.
Дата: 2016-08-16, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 5 (84) , 0 (1) .

Файл 27601.jpg: | |
Размер: 649×800, 0.52 MPix, 621 Kb.
Дата: 2016-08-16, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 0 (98) , 0 (3) .

Описание: Бысть чрево Твое Святая Трапеза (Никейская). С сайта bonhams.com (2009): The Mother of God of the Sign, probably Ukrainian, late 19th century, the Mother of God with hands raised in prayer, with Christ rising from a chalice, with four chosen saints on the borders, the Holy Spirit rendered as a Dove emerging in the upper left corner. 35.2 x 30.6cm (13 1/2 x 12in).

Файл 29351.jpg: | |
Размер: 1393×1597, 2.22 MPix, 1129 Kb.
Дата: 2017-08-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 4 (77) , 0 (1) .

Описание: Икона Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза). 45 х 38 х 3 см.

Файл 29352.jpg: | |
Размер: 2205×2629, 5.8 MPix, 1491 Kb.
Дата: 2017-08-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 3 (64) , 0 (1) .

Описание: Образ Пресвятой Богородицы Бысть Чрево Твое Святая Трапеза. 53,5 х 44 см. Частное собрание.

Файл 31187.jpg: | |
Размер: 613×700, 0.43 MPix, 178 Kb.
Дата: 2018-02-07, анонимно.

Рейтинг изображения: 4 (72) , 0 (1) .

Описание: Богоматерь Никейская. Кон. XIX века. Мстёра. Дерево, темпера. 32 х 26.5 см. Частное собрание.

Файл 31311.jpg: | |
Размер: 953×1161, 1.11 MPix, 410 Kb.
Дата: 2018-03-24, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (72) , 0 (1) .

Описание: Никейская. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под редакцией и с предисловием Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, [1909]. Кн.2. С.325. Российская государственная библиотека, Москва

Файл 31312.jpg: | |
Размер: 553×741, 0.41 MPix, 153 Kb.
Дата: 2018-03-24, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (58) , 0 (1) .

Описание: Т. CCCXIV. № 602. Икона Божией Матери, известная под наименованием «Бысть чрево твое – святая трапеза» (на Никейском соборе установлено петь – «Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Икона начала XVIII столетия. Собрание автора. (Материалы для истории русскаго иконописания / Н.П.Лихачев. СПб: 1906. Ч.2.)

Файл 34179.jpg: | |
Размер: 655×755, 0.49 MPix, 224 Kb.
Дата: 2019-08-21, анонимно.

Рейтинг изображения: 3 (8) , 0 (0) .

Описание: Образ Пресвятой Богородицы Бысть Чрево Твое. Середина XIX века. 25.5 х 20.5 см. Частное собрание.

Файл 34316.jpg: | |
Размер: 3161×3729, 11.79 MPix, 3643 Kb.
Дата: 2020-01-05, анонимно.

Рейтинг изображения: 7 (0) , 0 (0) .

Описание: Богоматерь “Бысть Чрево Твое Святая Трапеза”. Вторая половина XVIII века. 72 х 58,5 см. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, С.-Петербург. (Комашко Н.И. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006. Кат. №89. С.117.)

Файл 34317.jpg: | |
Размер: 1134×1415, 1.6 MPix, 593 Kb.
Дата: 2020-01-05, анонимно.

Рейтинг изображения: 8 (0) , 0 (0) .

Описание: Икона Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. “В Зачатьевский монастырь икона была пожертвована рабом Божьим Сергеем. Это точный список с древней иконы Никейская. Список сделан в конце XVIII века ярославскими иконописцами. Икона помещена в приделе Казанской Божьей Матери справа от иконостаса.”

Файл 34318.jpg: | |
Размер: 594×800, 0.48 MPix, 157 Kb.
Дата: 2020-01-05, анонимно.

Рейтинг изображения: 5 (0) , 1 (0) .

Описание: Икона Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза). Ок. 1800 г. Дерево, темпера, золочение. 35.5 х 31.3 см. Частное собрание.

Файл 34319.jpg: | |
Размер: 800×900, 0.72 MPix, 235 Kb.
Дата: 2020-01-05, анонимно.

Рейтинг изображения: 10 (0) , 0 (0) .

Описание: Образ Пресвятой Богородицы Бысть Чрево Твое Святая Трапеза. 2-я половина XIX века. Дерево, темпера. 48.2 х 39.7 см. Частное собрание.

Файл 34320.jpg: | |
Размер: 1200×1454, 1.74 MPix, 856 Kb.
Дата: 2020-01-05, анонимно.

Рейтинг изображения: 7 (0) , 0 (0) .

28 мая (10 июня) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)

Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: « Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель ». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.
Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: « Бысть чрево Твое Святая Трапеза »:

Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Никейская»
глас 4
Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи Небеснаго Хлеба, Христа, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель.

Кондак
глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстетельствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Икона Богородицы Антиохийская

Антиохийская икона (празд. 23 марта, 28 мая), время и место явления неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на нек-рых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по « Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери » 2-й пол. XIX в. (ГТГ), где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке (Аксиократуса), Которого она поддерживает, склонившись к нему. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Н. П. Кондаков полагал, что древняя А. и. близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем А. и. могла почитаться др. икона, напр. Сайднайская, на к-рой Богоматерь изображалась с полулежащим младенцем на левой руке. Списками с древней А. и. Кондаков был склонен считать неск. образов Богоматери с полулежащим младенцем визант. времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; рельеф артосной панагии из мон-ря св. Пантелеимона на Афоне, XIV в. (?); 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV вв.; мозаику кон. XIII в. в ц. Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-итал. копии.

Икона Богородицы Галичская (Чухломская)

Икона явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому, пришедшему для духовных подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера, около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг.

После молитвы преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: « Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери ». Преподобный поднялся на гору, вышел на место, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. Приняв святой образ, подвижник построил на этом месте часовню, в которую перенёс икону.

Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о происшедшем, обратился к старцу с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенёс чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие.

Когда преподобный Авраамий подробно рассказал князю о явлении иконы, то он пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь, вокруг которой возник монастырь, названный Галичской Городецкой Покровской пустынью.

Впоследствии преподобный Авраамий основал ещё несколько монастырей. Последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а у чудотворной Галичской иконы появилось ещё одно название – Чухломская.
Основанный на указанном Богородицей месте Авраамиев Городецкий Покровский монастырь после революции в 1929 году был закрыт, братия монастыря приняла мученическую кончину. Чудотворная Галичская икона при этом бесследно исчезла. В 1991 году, после передачи монастырского комплекса Костромской епархии, началось возрождение обители. В монастыре особо чтится список (копия) древнего образа Галичской Чухломской иконы Пресвятой Богородицы.

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)

Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января

Богородица есть слава человеков, слава мира… как личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь, составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.

Протоиерей Сергий Булгаков
«Купина Неопалимая» (1927)

Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них — икона Божией Матери «Милостивая» Киккская.

Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.

Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.

В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.

Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.

В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.

Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».

Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца.

Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».

Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.

Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.

С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).

Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.

Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).

Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.

Никейская икона Божией Матери

Никейская икона Божией Матери прославилась в 304 году. Это одна из древнейших икон Пресвятой Богородицы. Иногда икону называют по первым словам молитвы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза…»

История образа: Согласно древнему преданию, Никейская икона Божией Матери прославилась в городе Никеи, находившемся в Малой Азии, ныне турецкий город Изник. Один из местных жителей, некий Константин, ярый противник христиан, во время осады города военачальником Амиром, увидев икону Пресвятой Богородицы, разбил ее камнем и начал попирать ногами.

Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Великое поругание учинил ты Мне; знай, что это ты сделал себе на погибель». На следующий день во время сражения Константин был убит камнем, поразившим его в голову. Ему разбило камнем голову и лицо, и он упал бездыханным.

Таким образом, Константин, по предсказанию Богородицы, получил достойное возмездие за свое нечестие, причем незамедлительно. Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского собора ( 325 год ), которые установили петь пред Никейской иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

«Стало чрево Твое, о Богородица, святою трапезой, носящей небесный Хлеб, Христа, Бога нашего, и никто из вкушающих от Него не умирает, как сказал Он, всех Питатель.» А преподобный Андрей Критский включил слова молитвы в канон Преполовению Пятидесятницы.

Некоторые исследователи полагают, что данное событие произошло несколько позднее, так как в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов. Иконоборческие настроения армии демонстративно проявились в вызывающем инциденте в июне 726 года.

Именно в это время арабы осадили Никею. Осажденные жители искали защиты у иконы Богородицы, и тогда один из солдат бросил в икону большой камень, повредив святыню, за что на следующий день был наказан. Православные жители Никеи увидели в этом событии особое Знамение и утвердились в вере.

VII Вселенский собор состоялся в Никее в 787 году, и, вполне возможно, что именно на нем был рассказан случай с Никейской иконой Божией Матери и принято решение петь перед иконой вышеназванное молитвословие. Часто эти слова пишутся на самой иконе Богородицы.

Иконография: Иконографический тип — Знамение ( Оранта ). На Никейской иконе Божия Матерь изображена с поднятыми в молении руками. На ее груди изображен храм со святым престолом. На престоле стоит Чаша со Святыми Дарами, в Чаше — Предвечный Младенец. Изображение поясное.

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о вразумлении заблудших и отступивших от веры.

Празднование: 28 мая / 10 июня.

Молитвословия

Бысть чрево Твое Святая трапеза [2]:

Бы́сть чре́во Твое́ Свята́я трапе́за,/ иму́щи Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего,/ от Него́же вся́к яды́й не умира́ет,// я́коже рече́ все́х, Богороди́тельнице, Пита́тель.

Гра́ду Твоему́ ве́лие заступле́ние,/ и лю́дем ра́достное утеше́ние,/ чу́дная ико́на Твоя́ дарова́ся, Богоро́дице Де́во,/ о Тебе́ бо врата́ сме́рти сокруша́ются,/ и неисце́льныя боле́зни утоля́ются,/ о Тебе́ горды́ню вра́жию до конца́ низлага́ем,/ и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м,/ ча́шею спасе́ния напо́й на́с Христе́ Бо́же,/ и держа́вны на́с воздви́гни, на неви́димыя и ви́димыя враги́,/ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере,// я́ко Всеси́лен.

Ин тропарь, глас тот же

Ча́шею ра́дости и весе́лия и́стиннаго,/ прему́дростию Христа́ Твоего́,/ жа́ждущия лю́ди напо́й Богома́ти,/ да Тво́й ны́не пра́здник пра́зднуем све́тло,/ и небе́сною любо́вию горя́ще,/ и́же от Тебе́ рожде́ннаго де́лы благи́ми почти́м,/ да держа́вны на́с воздви́гнет,/ на вся́ собла́зны и лю́тыя грехи́,// Твое́ю по́мощию и заступле́нием, я́ко Всеси́лен.

К преди́вной Засту́пнице ро́да христия́нскаго,/ ми́ра всего́ при́сному упова́нию,/ ны́не Ру́сская страна́ с пла́чем припа́дает,/ и ми́лости от Тоя́ прося́щи, вопие́т:/ спаси́ сы́ны и дще́ри Моя́ от пла́мене поги́бельных страсте́й,/ забве́ния и помраче́ния, пия́нственнаго безу́мия,/ блу́днаго разжже́ния, мяте́жа, уби́йства и братоненави́дения./ Ины́я бо наде́жды не и́мам ра́зве Тебе́,/ на Тя́ до конца́ упова́ю,/ в ро́д и ро́д прославля́ю вожделе́нное и́мя Твое́,/ ра́дуйся, благослове́нная Мари́е,// ра́дуйся Неве́сто неневе́стная.

Киккская икона Божией Матери

Согласно преданию, еще при жизни Богоматери евангелист Лука написал множество ее образов, одним из которых стала Киккская икона Божией Матери, получившая Ее благословение (на Руси она стала называться икона Божией Матери «Милостивая»).

История

Первоначально икона находилась в Египте, в одной из первых христианских общин, которой ее передал сам апостол Лука. В 980 году, когда завоевавшие Египет арабы-мусульмане стали преследовать христиан, Киккскую икону доставили в Константинополь.

В начале XII века отшельнику Исайе было явлено знамение, что он должен посодействовать, чтобы икона Богородицы Киккская попала на остров Кипр

Так в итоге и произошло, но этому предшествовала долгая история.

Как-то Исайя шел по горной тропе, погрузившись в молитву, и не заметил византийского наместника Мануила Вутомиса, который заблудился здесь во время охоты. Вспыльчивый Мануил ударил старца, так как тот не поприветствовал его, как положено.

Через некоторое время наместник был охвачен непонятным недугом, парализовавшим его. Чуя смерть, он исповедался священнику в своих грехах и вспомнил в том числе, как он избил старого монаха. Тут он понял, что болезнь – это кара за совершенный грех, и велел разыскать старца.

Когда приближенные разыскали Исайю, тому во время молитвы как раз было видение, что на Кипре, на скале Киккос следует выстроить монастырь для Пресвятой Богородицы, который станет ее вечным прибежищем.

После молитвы отшельника Мануил исцелился, а Исайя в благодарность за это попросил, чтобы Киккскую икону Божией Матери перевезли из Византии на Кипр.

Как Киккская икона Божией Матери попала на Кипр

Исцелившись, Мануил сразу же отправился к императору Алексию, у которого дочь была больна подобным недугом, и рассказал о чудотворной молитве монаха. Исайя согласился исцелить девушку, но поставил условие: передать ему икону в случае ее выздоровления. После его молитвы девушка исцелилась, но императору очень не хотелось отдавать икону «Милостивая», и он пошел на хитрость.

С иконы сделали точный список, и Исайя должен был распознать подлинник. Ему помогла пчела, севшая на настоящую икону, и императору пришлось выполнить свое обещание.

Когда икона прибыла на Кипр, жители встретили ее торжественным крестным ходом, и даже деревья преклонились перед святыней (такими они остаются до сих пор). На средства исцеленного Мануила был выстроен монастырь на горе Киккос, по которой она и получила свое название. К чудотворной иконе и поныне стекаются паломники, причем она помогает не только христианам, но и всем страждущим, независимо от веры.

Покрывало Богородицы

Точно неизвестно, когда икона Божией Матери Киккская «Милостивая» покрылась пеленой, закрывающей святые лики, и теперь она постоянно скрыта за красным бархатным покрывалом. Лишь раз в году лик Богородицы открывают при совершении молебна, но существует предание, что дерзнувший взглянуть Ей прямо в глаза патриарх некогда ослеп.

Описание иконы

По иконографическому типу икона Божией Матери «Милостивая» относится к виду «Елеуса» (Милостивая, Умиление), который характеризуется тем, что Младенец Иисус прижимается щекой к щеке Матери.

Значение этого жеста заключается в выражении безграничной любви не только между Сыном и Матерью, но и в их любви ко всему человечеству

В греческом иконописном каноне такой тип икон именуется Гликофилуса (Сладкое лобзание). В то же время есть определенное сходство с «Одигитрией», так как обе главы увенчаны коронами.

В чем помогает Киккская икона Божией Матери

В России особым почитанием пользуется икона Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевском монастыре

К ней обращаются с любыми просьбами общего и частного характера, будь то спасение от стихийных бедствий, эпидемий или засухи и вплоть до молитвы Киккской иконе об исцелении от бесплодия, глухоты, немоты, кровотечений и др. Чудотворная икона помогает разрешить любые напасти: восстанавливает мир в семье, решает финансовые проблемы.

Почитание иконы 25 ноября и 8 января.

Молитва иконе

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносив, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему.

О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руки, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Новоникитская икона в Софьино

В селе Софьино Раменского района у берега реки Москвы стоит храм великомученика Никиты XVIII века. Память святого Никиты выпадает на 28 сентября по новому стилю, в один день с празднованием Новоникитской иконы Божией Матери. Список этой чудотворной иконы помещен в киоте у внешней стены церкви в Софьино. Появление Новоникитского образа связано с древним апокрифом о мучениях святого Никиты.

В сборнике описаний чудотворных икон Божией Матери начала XX века Е. Поселянина образ Новоникитской Богородицы связывался с житием великомученика Никиты Готского. Бывший воин из варварского племени готов принял христианскую веру после чудесного видения во сне отрока Иисуса, который держал в руках крест. Утром Никита размышлял над сновидением, пытаясь разгадать его значение. Некая христианка Иулиания сказала Никите, чтобы «он обратил свой взор на собственную грудь». У себя на груди Никита обнаружил образ Божией Матери с Иисусом, который точно повторял видение во сне. После чудесного события Никита принял крещение, а затем и мученическую смерть за Христа. Явление мученику Никите Божией Матери стало прообразом Новоникитской иконы, на которой младенец изображается с крестом в руках. Такое же описание истории появления иконы размещено и на сайте Никитского храма в Софьино.

В приведенном сказании не объясняется, каким образом у язычника на следующий день после видения оказалась на груди икона Божием Матери с младенцем, и почему на нее указала именно христианка Иулиания. В канонических сборниках житий святых история с явлением иконы мученику Никите вовсе отсутствует. Например, в житии по изложению святителя Димитрия Ростовского обращение ко Христу воина Никиты связывалось не с видением, а с проповедью готского епископа Феофила. Он «просветил Никиту светом веры и крестил во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Никита жил в IV веке, когда племя готов, заселившее берега Дуная, разделилось между собой на последователей вождя Фритигерна и его врага Афанариха. Последний был жестоким гонителем христиан. Несколько раз единоплеменники сражались между собой, и победа доставалась то одному, то другому. Однажды Фритигерн повелел перед битвой сделать изображение креста и носить перед полками, после чего военный успех оказался на его стороне. Афанарих из мести воздвиг гонение на христиан в своем уделе. Тогда от рук жестокого вождя пострадал принявший христианство воин Никита. После долгих истязаний, которые, однако, не причинили святому вреда, Афанарих велел сжечь мученика.

История с видением иконы, которой нет в каноническом житии Никиты, встречается среди «отреченных» книг – апокрифов, которые церковь отнесла к сомнительным источникам. Тем не менее, среди вымысла в этих сборниках христианских легенд могли сохраниться подлинные древние предания. Одним из таких апокрифов было «Житие святого мученика Никиты». Здесь Никита назван не варваром, а римлянином и даже сыном императора Максимиана. В апокрифе подробно рассказывалось, как мученик Никита спорил о вере со своим отцом-язычником, и, укрепляемый архангелом Михаилом, оставался невредимым после пыток и мучений. Никита обратил в христианство тысячи язычников, в том числе двух колдунов, которые не смогли убить его заклятым зельем.

В начале апокрифа сказано, что во сне Никите было «видение пречестного креста над головой». Утром он вышел в город и стал искать человека, который бы истолковал его сон. Никита встретил блаженную женщину по имени Ульяна. Она показала Никите свой нательный крест с изображением Пресвятой Богородицы. Это был энколпион – небольшой двусторонний крест, изображающий распятие с одной стороны, а Богородицу – с другой. Такие кресты-медальоны были распространены и на Руси. Никита, увидев изображение Богоматери на крестике Ульяны, поклонился и сказал: «Воистину это то самое видение, что видел я ночью!» С этого момента Никита уверовал во Христа и отказался от служения языческим богам. В этом апокрифическом тексте история прообраза Новоникитской иконы выглядит яснее и логичнее, чем в сборнике Е. Поселянина, где Никита почему-то обнаруживает икону у себя на груди.

В конце апокрифа указывалось, чем может помочь мученик Христов Никита: «Если кто начинает плохо учиться делу своему, то хорошо научится, если болеет – получит исцеление, если в горьком рабстве пребывает, то освободиться, если бесы мучают, то избавится от них, а сирота и вдовица заступничество получат».

В Никитской церкви села Софьино есть еще несколько редких святынь. Во дворе поставлен столбик наподобие голбца, в котором помещена резная икона Божией Матери «Неопалимая купина». Богородица изображена внутри пересекающихся ромбов, по углам которых вырезаны ангелы и животные – символы четырех апостолов-евангелистов. «Неопалимая купина» – это видение пророком Моисеем несгорающего в огне тернового куста, которое толкуется как прообраз Божией Матери в Ветхом Завете. Перед этой иконой, в частности, молятся об избавлении от пожаров. С западной стороны храма стоит каменный поклонный крест – копия знаменитого Годеновского креста в Ярославской области. О благополучии в семье в Софьино молятся у «Семейного животворящего креста».

Читайте также:  Как вернуть сына домой мусульманская молитва
Добавить комментарий