О чем иван грозный молится по сыне читать

Периоды создания русских исторических песен

Учёные считают, что в развитии русской исторической песни существует несколько периодов: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века и песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года.

Темы и герои. XVI век

В исторических песнях XVI века не только отразилась идея единства Русской земли, но и нашло воплощение народное представление о личности царя. Большой цикл песен посвящен времени правления Ивана Грозного. Наиболее яркой песней этого цикла является «Взятие Казанского царства». Её герой не богатырь. а рядовой воин, пушкарь, который твёрдо верит в победу и не боится предстать перед царём и сказать правдивые слова.

Ты великий, сударь-князь Московский!
Не вели ты нас, канонеров 1 , казнити:
Что на ветре свеча горит скорее,
А в земле-то свеча идёт тишее.

Взятию Казани было посвящено множество исторических песен, и это свидетельствует о разнообразии народного восприятия народом этого события. Важно, что в этих песнях психологически достоверно воссоздаётся образ Ивана Грозного — сильного и неумолимого политического деятеля, беспощадного к любому изменнику.

И в то же время Грозный характеризуется как любящий отец, который не находит покоя после убийства собственного сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

Иван Грозный молится по сыне

Эх да собирается наш православный царь
Да он к заутрене,
Ко тому ли свету, свету-светику
Ивану Великому 2 .
Эх да как становится наш православный царь
У правого клироса.
Эх да уж как молится наш православный царь,
Да он низко кланяется.
Эх да как позадь-то его все бояре-князья
Они остановилися,
Как промеж-то себя ухмыльнулися,
Князья ухмыльнулися.
Эх да уж как гневно на них православный царь
Да он оглядается:
«И чему-то, чему вы, бояре-князья,
Чему больно радостны?
Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете
Горя-то великого?
Знать, не ведома-то вам кручинушка
Безысходна царская!
Эх да как угасла-то свеча местная,
Закатилась-то звезда,
Поднебесна моя светла звёздонька —
Не стало млад царевича».

Другим крупным циклом этого периода были исторические песни о Ермаке. В них отражено стремление казаков к вольной жизни, отношение царя к казакам, как к разбойникам; изображены походы Ермака в Сибирь. Известен исторический факт о том, что Грозный принял посланников от Ермака после его победы над войском Кучума. Этот эпизод нашёл своё отражение в песне. Прибывший к царю Ермак винится перед государем и говорит:

А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйну головушку,
И с буйной головушкой царство Сибирское!

Ермак в исторических песнях — народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке — таков смысл этих песен. В исторических песнях XVI века более широко, по сравнению с ранними историческими песнями, используются элементы лиризма, проникновения в психологию героя.

Темы и герои. XVII век. Песня-плач

В XVII веке произошли важные для России события. Они были связаны с крестьянским восстанием под руководством Ивана Болотникова (1606—1607), с борьбой с Великим княжеством Литовским за Смоленск и присоединением Смоленска к Российскому государству, с появлением самозванца Гришки Отрепьева, с политикой русского царя Бориса Годунова.

Исторические песни этого периода всё более и более тяготеют не только к передаче событийной стороны явлений, но и к проникновению в характер героя, к психологизму.

В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач. Примером является «Плач Ксении» (Ксения — дочь Бориса Годунова), в котором лирическое причитание вплетается в историческую основу события:

Сплачетца мала птичка,
белая пелепёлка:
«Охти мне, молоды, горевати!
Хотят сирой дуб зажигати,
моё гнёздышко разорити,
мои малый дети побита,
меня, пелепёлку, поимати».
Сплачетца на Москве Царевна:
«Охти мне, молоды, горевати,
что едет к Москве изменник,
ино Гриша Отрепьев Рострига,
что хочет меня полонити,
а полонив меня, хочет постритчи,
черненский чин положити! 3
Ино мне постритчися не хочет,
черненского чину не здержати:
отворити будет темна келья,
на добрых молотцов посмотрити.
Ино, ох милый наши переходы! 4
а кому будет по вас ходити
после царского нашего житья
и после Бориса Годунова?
Ах, милый наши теремы!
а кому будет в вас да седети
после царского нашего жития
и после Бориса Годунова?»

С этой песни началась история жанра песни-плача; это произошло, скорее всего, в 1605 году в период с 13 апреля (день смерти Бориса Годунова) по 20 июня (день вступления в Москву Лжедмитрия I). Песня записана в 1619—1620 годах. Во время захвата Москвы Лжедмитрием I на глазах царевны были убиты её мать и брат Фёдор. Красавица Ксения была насильно сделана наложницей самозванца, а затем пострижена в монахини.

В песнях этого времени осуждается Гришка Отрепьев, восхваляются стрельцы — защитники Отечества. Прославляется в исторических песнях подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, организовавших народное ополчение и разгромивших Лжедмитрия и польских захватчиков.

Песни о Степане Разине.
20-е годы XVII — начало XVIII века

Большое количество исторических песен создано в период после 20-х годов XVII — до начала XVIII века. Многие из них посвящены Степану Разину, которого в песнях славят как сильного атамана, человека вольного, независимого. Песни о Степане Разине, в отличие от исторических песен предшествующих периодов, становятся более короткими, стремительными, лиричными. Разин в исторических песнях наделяется исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью. Об этом он говорит посланным против него солдатам:

Пуль-пороху, други, не теряйте!
Ваши пушечки меня не возьмут,
Мелки ружьицы не хлопнут.
Никово я, Стенька Разин, не боюся,
Никово я, братцы, не страшуся.

Разин обращается к солдатам не как к врагам, называет их «другами», «братцами». Здесь не столько фольклорная традиция обращения к солдатам, сколько понимание создателей песни, что солдаты выполняют не свою волю.

Мысль о единении Русской земли отражается в многочисленных песнях о Смоленске, причем интересно, что некоторые из них возникли и были записаны в северной земле, в бывшей Олонецкой губернии.

Широко отражена в исторических песнях деятельность Петра I. Его воинские доблести прославляются в песнях о взятии Азова. Показательно, что эти песий имеют многочисленные варианты — свидетельство их широкого распространения и бытования в народе.

Солдатские песни. XVIII—XIX века

В начале XVIII века наибольшее распространение получают солдатские песни. Это связано и с расправой Петра со стрельцами, и с войнами, которые велись в Петровскую эпоху. Судя но многочисленным деталям, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка, авторами солдатских песен были сами солдаты. С XVIII века солдатская песня становится основной исторической песней на Руси. В ней найдут отражение победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года. Персонажами этих песен станут Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов.

«Истории живые голоса»

Во вес времена историческую песню характеризовала особая публицистичность тона, которая позволяла поэтически точно и красочно выразить отношение создателей и исполнителей к отображённым в песнях событиям. Любимыми героями песенного исторического фольклора являлись народные заступники, независимые и смелые люди, борцы за справедливость и правду. В песнях достаточно точно и художественно своеобразно передавался дух эпохи, давалась оценка многим реальным событиям п фактам, характерным деталям исторических событий. Именно поэтому фольклорная историческая песня привлекла в дальнейшем многих литераторов и получила развитие в литературной исторической песне.

Исследователь исторической песни Л.И. Емельянов писал: «Мы часто говорим, что народная историческая песня — это ключ к пониманию истории. Это, конечно, так. Но не в том (вернее, не только в том) смысле, что она сохранила многие сведения, факты, подробности, не отражённые письменными источниками. По историческим песням, как и по былинам, историю изучать затруднительно. Зато в этих песнях отражено, воплощено нечто такое, чего не могут заменить никакие, пусть самые подробные исторические описания. В песнях живёт само время, их породившее, реальный, живой человек, современник Ивана Грозного и Петра I, Степана Разина и Суворова, человек эпохи Смутного времени и 1812 года, Азовских походов и крестьянских войн. События, факты, подробности, рассыпанные там и тут в песнях, быть может, мало скажут нашей памяти, нашему знанию, но человек, их современник и их автор, его мировосприятие, его кругозор, строй его мыслей и чувствований — всё это, воплощённое в песне с удивительной художественной силой, властно перенесёт нас в его время, в его жизнь и скажет нам о многом, о бесконечно многом. Такова тайна народной исторической песни».

Вопросы и задания

  1. В чём самое главное отличие исторической песни от летописи?
  2. Если историческая песня — не документальное воспроизведение фактов, то что она, в чём сё значение?
  3. Повторите определение термина «конфликт» в литературном произведении. На чём строится конфликт в исторических песнях?
  4. Определите отличие исторической песни от былины.
  5. В какое время начали записывать и научно обрабатывать исторические песни? Расскажите о первых учёных-фольклористах.
  6. Назовите основные периоды создания исторических песен. Чем характеризуется каждый период и в чём особенность песен, созданных в разные эпохи?
  7. Назовите известные вам жанры народной песни.

1 Канонёр (канонир) — пушкарь, соллат в артиллерии русской и некоторых других армий.

2 Иван Великий — кремлёвская колокольня, в просторечии называемая Иваном Великим (церковь Иоанна Лествичника под Колоколы).

3 . Постритчи, черненский чин положити — постричь и монахини.

4 Переходы — галереи, крытые сени по бокам дома.

Урок по литературе “Русские народные исторические песни” 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Анализ исторических песен 17 века “Возвращение Филарета” и “Иван Грозный молится по сыне”. В процессе анализа выявляется историческая основа песен, особенности их поэтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
russkie_narodnye_istoricheskie_pesni.rar1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Исторические песни 17 века: «Возвращение Филарета», «Иван Грозный молится по сыне»

  • выявить исторические основы песен, особенности их поэтики;
  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и фольклору.

1)Проверка кратких конспектов статьи «Литература и история». Заслушивание пересказов.

2)Сообщение о 3 родах литературы.

3.Работа по теме урока

1)Учитель: Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей. В 7 классе при изучении раздела «УНТ» мы уже встречались с жанром народной песни. Давайте вспомним эти жанры.

Свадебные (основным жанром здесь являются причитания, которые выражали только одно чувство – печаль по поводу утраты воли);

самым торжественным моментом свадьбы был пир, здесь пели только весёлые плясовые песни;

на свадьбе величали, то есть хвалили гостей, пели так называемые величальные песни.

В соответствии с народным календарём календарные песни можно разделить на несколько групп, некоторые связаны с празднованием Нового года, другие со встречей весны, третьи – с уборкой урожая, так же существовали песни, заклинавшие солнце, дождь и радугу. Колядки и масленичные песни так же относятся к календарным песням.

Лирические песни передавали состояние души человека. В них пелось о любви, об измене, о страданиях и счастливых моментах, связанных с любовными переживаниями.

Просмотр презентации (слайды №3-6 )

4.Собиратели и исследователи

1) Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с историческими народными песнями.

–В чём же отличие ист.песен от летописей и былин?

2)Учитель: Исторические песни активно собирали и записывали в 18-19 в.в. Наиболее известными и крупными собирателями были:

Михаил Дмитриевич Чулков (1744-1792), русский писатель, фольклорист; итогом его собирательской деятельности явилась изданная в 1770-1774 г.г. в четырёх частях книга «Собрание разных песен»;

Пётр Васильевич Киреевский (1808-1856), русский фольклорист, археограф, публицист. Исторические песни, собранные им, вошли в издание «Песни, собранные Киреевским», в 10 томах, вышедших в 1860-1874 годах;

Всеволод Фёдорович Миллер (1848-1913), русский фольклорист, языковед, этнограф, археолог, академик Петербургской академии наук. Он систематизировал исторические песни в своём труде «Исторические песни русского народа 16-17 в.в.»;

Владимир Николаевич Добровольский (1856-1920), этногрф, фольклорист, лингвист; наиболее известными его трудами были четырёхтомный «Смоленский этнографический сборник» (1891-1903) и «Смоленский областной словарь» (1914)

Чтение учебника, с.5. Запись термина и его определения в тетрадь.

Чтение статей «Ист. песни и летописи», «Ист.песни и былины» с.6-7

Презентация (слайд №7 )

Летописи последовательны и строги в отборе фактов и их описаний. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряжённый, драматический.

В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболизированы

В народной ист.песне в отличие от летописи уделяется внимание не столько хронологии, последовательности событий, сколько нравственной оценке происходящего.

В отличие от былин основой сюжета ист.песен служат действительные события, важные социальные и внешнеполитические конфликты. Герой ист.песни – реальный человек, не богатырь.

Просмотр презентации (слайды №8-11 )

5.Анализ песни «Иван Грозный молится по сыне»

— Большой цикл песен 16 века посвящён времени правления Ивана грозного. Что вы знаете об этом политической деятеле?

Историки называют разные причины гнева царя на сына: и личные, и политические. Убийству царевича посвящено множество исследовательских работ, и многие историки утверждают, что Иван Грозный не убивал сына Ивана, это заблуждение.

–Посмотрим, как оценивает это событие народ в песне «Иван грозный молится по сыне»

–Передайте содержание песни современным языком.

–Историки показывают Ивана Грозного беспощадным тираном, а каким он предстаёт в глазах народа?

–Какова же идея песни?

–Обратите внимание, что народ не обвиняет царя в убийстве сына, прямо об этом в песне не говорится, но есть косвенные факты, указывающие на это. Какие?

–Посмотрим, при помощи каких выразительных средств (тропов) народ показывает своё отношение к царю, своё сочувствие.

Просмотр презентации (слайд № 12).

Портрет Грозного и репродукция картины И.Репина «Иван грозный убивает сына» №13

Чтение песни, с.9

Любящий отец, который не находит места после убийства сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

Народ видит в царе не тирана, а безутешного отца, который горько оплакивает смерть сына.

«Бояре-князья промеж себя ухмыльнулися» Они не верят в искренность раскаяния сыноубийцы.

1)Царь глубоко верующий человек, он искренне молится в церкви.

2)Используются многочисленные повторы и уменьшительно-ласкательные слова. Несколько раз повторяется эпитет «православный»

3)Другие эпитеты не менее яркие, образные: горе великое, кручинушка безысходна, поднебесная моя светла звёздонька.

6.Анализ песни «Возвращение Филарета»

1)Учитель читает песню «Возвращение Филарета» и предлагает подумать над её содержанием. О чём она? (На уроках истории в 7 классе этот период изучался)

2)Учитель: Чтобы понять смысл этой песни, её идею, нужно в первую очередь обратиться к историческим фактам и биографии Филарета.

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве. Боярин (c 1586 года ), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного , он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году . В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов.

Вместе с другими Романовыми , подвергшимися опале при Борисе Годунове , который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран русским царём.

А двумя годами ранее в 1611 году, участвуя в переговорах с польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками .

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) ,и торжественно встречен сыном, русским царём Михаилом.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года .

Именно это событие и отражено в исторической песне «Возвращение Филарета»

Как сказано в песне «С собой он вывез много князей-бояр». В песне упоминается имя князя Михаила Борисовича Шеина – воеводы, видного гос. деятеля России, который так же находился в плену.

Царь Михаил Фёдорович встречает отца не один, а с дядей (братом Филарета) Иваном Никитичем Романовым.

3 ) Повторное чтение песни. Работа над смыслом.

–Как вы думаете, кто является главным героем этой песни?

–Какие выразительные средства используются в песне для создания образа царя?

–Какой эпитет постоянно используется при упоминании царя? (Православный)

–В связи с этим, какой факт использует автор песни, чтобы показать набожность русского царя, его благочестие?

–Какое благословление даёт Филарет своему «чаду»? как вы понимаете этот наказ?

Учитель: Будучи родителем государя, Филарет до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

4)Сформулируем идею песни «Возвращение Филарета»

Презентация. Материал о Филарете (слайды № 14-15)

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Биография Ивана Грозного

Детство. Юность. Избранная рада

В 1549 году был созван Земский собор. В 1550 году принят новый судебник, то есть свод законов, по которому фактически Россия жила до времен Николая Первого. Проведены земская и губная реформы (местное управление), сформировано регулярное стрелецкое войско, перестроена система приказов (министерств). Стоглавый собор привел в порядок церковные уложения.

В 1552 году по итогам третьего казанского похода Казанское царство вошло в состав России. В 1556 году в состав России вошло Астраханское царство.

В 1558 году началась Ливонская война (она продолжалась до 1583 года), которая на первом этапе была успешной для России. Был уничтожен Ливонский орден, построен Иван-город напротив Нарвы.

Репрессии. Опричнина. Террор

В 1560 сослан в Белозерский монастырь Сильвестр, отправлен в «почетную ссылку» Адашев. В 1563 году умирает Макарий. В 1564 бежал в Литву Андрей Курбский. Избранная рада перестала пользоваться доверием царя после кризиса 1553 года, когда во время тяжелой болезни царя при дворе появилась партия, которая поддержала в качестве наследника престола не сына Ивана Грозного, а его двоюродного брата Владимира Старицкого.

В 1565 году царь объявляет о введении опричнины. Избранное войско вне закона страны помогло царю сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Была уничтожена родовая аристократия. Произошло перераспределение состояний и владений.

В начале 1565 года царь отрекся от престола, переехал в Александровскую слободу. После челобитной из Москвы согласился править, но на своих условиях. Прошло несколько волн репрессий среди высших чинов государства. За попытку приостановить казни был сослан, а потом убит митрополит Филипп (Колычев), ставший позже одним из самых почитаемых русских святых. В 1569 году был убит двоюродный брат царя Владимир Старицкий с женой с старшей дочерью.

В 1570 году после разорения Твери, Клина, Торжка и других городов царь совершил поход на Новгород – «для искоренения измены». По разным данным, было уничтожено от 3 до 10 тысяч человек. Количество погибших от голода после уничтожения запасов и хозяйств не поддается подсчету. Город был ограблен дочиста, включая Храм Святой Софии и архиепископский двор. С этого времени Новгород так и не смог оправиться. В 1861 году, когда в городе открыли Памятник Тысячелетию Руси, на нем, среди десятков фигур людей, оказавших влияние на развитие страны, места Ивану Грозному не нашлось.

По легенде соседний Псков от разорения спасло вмешательство юродивого Ивана Салоса, протянувшего царю кусок сырого мяса со словами: «На, ты же ешь тело человеческое».

Возвратившись в Москву, царь устроил массовые казни. Среди погибших оказался и фактический «премьер-министр» – дьяк Иван Висковатый, убитый вместе с семьей с особой жестокостью.

В 1571 году крымский хан Девлет Гирей совершил неожиданный поход на Русь, легко дошел до Москвы, поджег окраины, в результате чего город выгорел дотла. Царь, узнав о приближении татар, сбежал из столицы.

Девлет Гирей повторил поход на разоренную Русь в 1572 году, но был разгромлен в битве при Молодях земским войском.

Последние годы. Присоединение Сибири

В 1572 году опричнина была распущена. Основной причиной стала малая эффективность опричного войска и растущее влияние видных опричников в стране.

В 1575 Иван Грозный вновь отрекается от престола. На этот раз царем объявили Симеона Бекбулатовича, касимовского хана, чингизида (потомка Чингисхана). Симеон Бекбулатович понимал номинальный характер своего правления, а Ивану IV это позволило отменить все дарственные церквям и монастырям. После возвращения на трон царь был уже не так щедр, как раньше.

В 1577 году с новой силой продолжилась Ливонская война, которая к этому моменту уже стала войной русско-польской. Король Речи Посполитой Стефан Баторий провел успешную кампанию, осадил Псков, но город героически оборонялся, и полякам пришлось отступить. Тем не менее, по перемирию на 10 лет (1582) Россия фактически вернулась к своим границам, существовавшим к началу Ливонской войны. По Плюсскому перемирию (1583) со шведами Россия потеряла Ям, Копорье, Ивангород.

В 1582 году в Москву прибыли посланники от казачьего атамана Ермака Тимофеевича, сообщавшие о разгроме Сибирского ханства и о присоединении его к России. С этого момента началась колонизация Сибири русскими. Сибирь обеспечит материальное благополучие страны более чем на сто лет вперед. Но к концу правления Россия была разорена Ливонской войной, безнаказанными набегами крымцев, последствиями опричнины.

Иван Грозный умер в 1584 году. Его наследником стал Федор Иоанович, последний из линии Рюрика на российском престоле.

Жены, личная жизнь, любовницы и любовники Ивана Грозного

У Ивана Грозного было 8 жен. Но, как ни странно это звучит, скорее всего царь был однолюбом. Его первая супруга Анастасия Романова (Захарьина-Юрьева) была для него по-настоящему дорогим человеком. Во всяком случае именно после ее смерти (1560) природная жестокость Ивана вырывается наружу. Они поженились в 1547 году (Ивану было 17, Анастасии 15 или 17 по разным данным). У пары было шестеро детей (три дочери, три сына. Четверо умерли во младенчестве). После смерти Анастасии ее родственники сумели сохранить свое влияние, и в итоге именно Романовы в 1613 году после Смутного времени стали новой царствующей династией.

Иван был уверен, что Анастасию отравили (что частично подтверждается исследованием останков царицы). Именно в 1560 году начинаются гонения на Избранную раду, в письмах Курбскому царь напрямую обвиняет своих сподвижников: «а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было».

Новой избранницей царя стала Мария, 16-летняя дочь черкесского князя Темрюка. Они прожили 8 лет, у них был всего один ребенок – сын Василий – умерший во младенчестве. Достоверных сведений о Марии Темрюковне немного, но так как период жизни с ней совпал с самыми жестокими и разнузданными годами опричнины, в фольклоре за ней сохранился негативный образ женщины злобной и вредной.

Третья супруга царя – 18-летняя Марфа Собакина. Она умерла в 1571 году, через две недели после свадьбы.

По церковным законам даже третий брак считался событием исключительным. Но Ивану, которому уже давно никто ничего не мог возразить, поверили, что с третьей супругой он по причине ее болезни «не возлежал». И разрешили четвертый брак – с Анной Котловской (1572). Но и с ней отношения не сложились. Через полгода после свадьбы Анну постригли в монахини. Почему – так и остается тайной. Историки видят в этом руку могущественного опричника Малюты Скуратова.

По поводу следующей жены мнения разнятся. Скорее всего ею стала Анна Васильчикова (1575-1576), насильно постриженная в монахини после года супружества. Но до нее, якобы, супругой царя была Анна Долгорукова. Впрочем, скорее всего с ней Иван отношений не оформлял. Как и с Василисой Мелентьевой, якобы пришедшей на смену Васильчиковой. Такой разброд в данных объясняется тем, что Иван далеко не всегда считал необходимым официально оформлять свои отношения, а сделать своей наложницей он мог любую женщину своего государства. Да и церковь все браки после третьего ни по каким канонам одобрить не могла.

Последней супругой Ивана Грозного стала Мария Нагих. Какой бы по счету она не была (если не считать полулегендарных Долгорукову и Мелентьеву, то она шестая, если вычеркнуть Собакину, то пятая), этот брак никак не мог быть одобрен церковью. Скорее всего после отъезда в монастырь Анны Котловской Иван ни с кем из последующих жен не венчался. То есть формально их нельзя считать ни женами, ни царицами. Впрочем, законы, в том числе и церковные, Иван устанавливал сам.

Дети Ивана Грозного

Всего у Ивана Грозного было восемь признанных им детей. Из них пятеро умерло во младенчестве. Причем царевич Дмитрий, первый его сын в браке с Анастасией Романовой, погиб во время поездки на богомолье. Бояре уронили младенца в воду.

Их второй сын – Иван Иванович (1554-1581) должен был стать Иваном V. Женат был трижды. Первые две жены были насильно пострижены в монахини. Формально из-за бездетности. Третья супруга Елена Шереметова была на сносях, когда произошла самая страшная трагедия в семье царя. По рассказу весьма информированного в русских делах папского посла Антонио Поссевино царь, увидев невестку в непотребном, как ему показалось, виде, начал ее избивать. Царевич Иван пытался помешать отцу, но получил удар посохом по голове. От чего и скончался через несколько дней. Супруга его потеряла ребенка и была прострижена в монахини Новодевичьего монастыря.

Русские летописи о причине смерти царевича ничего не сообщают, ограничиваясь лаконичным «преставился».

Еще один сын Ивана Федор (р. 1557), стал последним русским царем из династии Рюриковичей (1584-1598). Он много молился, мало вникал в дела государства, полностью доверяя правление брату любимой супруги – Борису Годунову. Годы его правления стали весьма успешными для России. Грамотная внутренняя политика Годунова вывела страну из кризиса. Система пограничных городов стала эффективным заслоном от набегов крымских татар. Среди прочих достижений было и установление патриаршества на Руси (1589).

Последний сын Ивана IV Дмитрий родился в 1582 году от Марии Нагой. Этот брак церковью не признавался и царевич формально не мог претендовать на царский трон.

Сразу после смерти Ивана Грозного царица Мария Нагая с сыном были отправлены в Углич под присмотром царских управляющих.

В мае 1591 года царевич погиб. Обстоятельства его смерти остаются загадочными. Двор царицы уверял, что мальчика убили. Разъяренная толпа тут же растерзала на месте царского управляющего, его сына и еще несколько человек. Беспорядки были подавлены. Для расследования дела фактический правитель государства Борис Годунов (будущий царь) направил в Углич специальную комиссию во главе с Василием Шуйским (будущим царем). Комиссия признала, что царевич напоролся на нож в результате приступа «черной немощи» (эпилепсии). В последствии Шуйский дважды менял свои выводы о деле, а самозванцы, которые вошли в историю как Лжедмитрии, несколько раз появлялись в Смутное время.

Причина смерти Ивана IV Грозного

Царь Иван вступил на престол в трехлетнем возрасте, находился во главе государства 51 год, и умер в 54, это довольно серьезный возраст для XVI века. Царь много пил, имел многочисленные половые связи с мужчинами и женщинами, страдал психическими расстройствами. Учитывая уровнь тогдашней медицины, можно смело сказать, что болезней у него было много. При том, что в молодости Ивана описывают довольно высоким по тем временам (около 180 см) и сильным человеком, в последние годы иностранные послы отмечали его излишнюю тучность, слабость и болезненный вид, а за три года до смерти уверяли, что он не протянет и нескольких месяцев.

В 1963 году советские ученые совершили вскрытие могилы Ивана Грозного в Архангельском соборе Кремля. Исследования доказали, что царь не был отравлен. Найденые в его останках следы ртути не выходят за пределы нормы и, скорее всего, являются следствием лечения. Скорее всего, по мнению ученых, царь страдал сифилисом.

Правда и ложь об Иване IV Грозном

1. При жизни царя никто не называл Грозным. Это прозвище принадлежало его деду Ивану III. Мнение об Иване Грозном и его правлении поменялось после Смутного времени. Россияне, попавшие в ситуацию, когда Россия практически перестала существовать, создали легенду и «золотом веке» при грозном царе Иване. Похожая ситуация произошла и с далекими предками Грозного – двумя Владимирами – Владимиром Святославовичем Святым и Владимиром Мономахом, которые вошли в былины как Владимир Красно Солнышко.

2. Детство Ивана было страшным. В три года потерял отца, в 8 – мать, в 15 на его глазах толпа расправилась с родственниками матери. До совершеннолетия он был под властью бояр, которые далеко не всегда воспринимали его всерьез. Иван с детства был жесток и к животным, и к людям. На первом этапе его правления «смягчали нравы» митрополит Макарий и первая супруга Ивана Анастасия Романова.

3. О жестокостях царя во время Опричнины мы знаем из воспоминаний опричников ливонского и немецкого происхождения. Русские летописцы по понятным причинам многого не договаривали. А большинство документов погибло во время многочисленных московских пожаров. Рассказы опричников часто использовались для пропаганды против «дикой Московии», тем не менее, не доверять в целом им нет оснований. Тем более что за своих жертв Иван аккуратно в конце жизни отчитывался перед Богом и заказывал панихиды. По именам всех, кого помнил. С припиской «а остальных ты и сам знаешь». Известно, как при захвате Полоцка были с особой жестокостью уничтожены все лютеране и евреи. Новгородский погром и вовсе вошел в историю как образец безжалостного террора.

4. При Иване Грозном Россия была довольно отсталым и закрытым государством. Во многом из-за нежелания Запада делиться своими техническими достижениями. Большим прорывом в этом отношении стал приход в Архангельск английского купца Ричарда Ченслора. Его корабль был частью неудачной экспедиции в Индию через Северный Ледовитый океан. Ченслора доставили в Москву. Английские купцы получили небывалые привилегии для торговли в России, а царь установил отношения с английским двором.

5. Иван постоянно боялся за свою жизнь. Маниакально опасался заговоров. Для него всегда была готова келья в Кирилло-Белозерском монастыре. Он построил альтернативный двор-крепость в Москве напротив Кремля (на месте нынешнего Манежа). Неприступную крепость в Александровской слободе. В период выбора новой жены в 1567 году Иван сватался к английской королеве Елизавете I. А в 1583 – к ее родственнице Марии Гастингс. Королева царя отвергла, но такие тесные связи позволили Ивану просить королеву об убежище для себя и для своей казны на случай очередного воображаемого (или нет, кто же теперь знает) заговора против себя.

6. Считается, что царь Иван был подвержен «содомскому греху», то есть имел гомосексуальные связи. Любовником царя называют боярина Федора Басманова. Об этом пишет в письмах царю Андрей Курбский, об этом свидетельствуют опричники иностранного происхождения. В русских документах доказательств подобной связи, конечно, нет. Считается, что Федор по приказу царя лично казнил своего отца, видного политического деятеля Алексея Басманова. Федор был выслан царем. Но его имя есть в «Синодике опальных» Ивана Грозного, где перечислены имена его жертв.

7. Иван Грозный был одним из образованнейших людей своего времени, обладал литературным талантом, о чем свидетельствуют его письма князю Курбскому. Царь состоял в личной переписке с английской королевой, с представителями других царских домов. Отлично разбирался в церковных вопросах и знал Писание.

8. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» есть персонаж – царица Марфа Васильевна. Это – Марфа Собакина, третья жена царя, которая умерла через две недели после венчания. Этот эпизод позволяет точно датировать время действия фильма – 1571 год.

Что же на самом деле произошло с сыном Ивана Грозного?

Русский философ Константин Победоносцев, увидев в 1885 году на выставке в Санкт-Петербурге картину И.Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая позже стала известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына», был возмущен тем, что в ней вымысел выдавался за правду. Поэтому он написал Александру III о том, что картину ни в коем случае нельзя считать исторической, поскольку сюжет ее фантастический.

И правда, об убийстве Иваном Грозным своего сына наслышан практически каждый, даже в школьной программе, в качестве иллюстрации жестокости самодержавия, существует информация об этом. Об этом пишет и Н.Карамзин в своей историографии. Однако на самом деле, факт убийства Грозным своего сына, в действительности оказался ложью. Тот же Карамзин не мог не знать о существовании других версий, но почему-то сознательно игнорировал их. Единственное, что во всей этой истории не вызывает сомнений – это дата. Действительно, сын Ивана Грозного умер в ноябре 1581 года.

Факт убийства самодержцем своего сына до недавнего времени считался достоверным и бесспорным. Но во всех документах того времени присутствует информация о смерти Иоанна Иоанновича, но об убийстве в них не упоминается.

Создателем мифа об убийстве был папский легат, высокопоставленный иезуит Антоний Поссевин. Он также известен тем, что придумал и пытался воплотить в жизнь политическую интригу, надеясь при помощи поляков, литовцев и шведов поставить Россию в нестерпимые условия, и таким образом заставить Ивана Грозного подчинить Православную церковь Папе Римскому. Но царь провел сложную дипломатическую игру, сумев использовать Поссевина для подписания мира с Польшей и не идя на уступки Риму. Несмотря на то, что историки твердят о Ям-Запольском мирном договоре как о поражении России, необходимо отметить, что благодаря папскому легату поляки сумели вернуть себе всего лишь Полоцк, который Иван Грозный отнял у Сигизмунда еще в 1563 году. После того, как мир был заключен, царь даже не подумал обсуждать с Поссевиным вопрос об объединении церквей, поскольку он этого, и не обещал. Рим сам обманул себя, поскольку всегда был ослеплен идеей установления господства над миром. Полный провал этой католической авантюры привел к тому, что Поссевин стал личным врагом Грозного. Более того, папский легат приехал в Москву гораздо позже смерти царевича, поэтому он физически не мог быть свидетелем убийства.

Относительно сути произошедшего, то внезапная смерть царевича вызвала споры среди современников и историков. Существовало большое количество версий смерти, но во всех них присутствовало слово «возможно», «скорее всего», «может быть» и т.д.

Карамзин в своей книге называл причиной убийства нежелание Грозного отправить сына вместе с войском на освобождение Пскова, в результате чего произошла ссора, и царь ударил сына жезлом по голове. Но, к примеру, М.Иванов, комментируя эту версию, говорит о том, что все обстояло не так. Иванов предполагал, что убийство произошло из-за жены царевича. Однажды, когда Грозный зашел в покои сына и увидел одетую не по уставу беременную невестку, он начал избивать ее, сын вступился за жену. Вот тогда и был нанесен смертельный удар. Подобную версию выдвигал и Валишевский. Кобрин отмечал, что такая версия является наиболее правдоподобной, но ни проверить ее, ни опровергнуть невозможно. Но тогда, на каком основании Ивана Грозного обвинили в убийстве, которое невозможно доказать или проверить? Только лишь на основании того, что это похоже на правду?

Такая бытовая версия «хромает на обе ноги». Иван Грозный никак не мог встретить невестку в покоях сына. Дело в том, что каждый член царской семьи жил в отдельных хоромах, которые соединялись с дворцом переходами. Царевна Елена вела такой же образ жизни, как и все придворные дамы: после утреннего богослужения она со своими прислужницами занималась рукоделием в своих покоях. Законы того времени были очень строги по отношению к женщинам, без разрешения мужа ни одна из них не смела показаться на людях, даже в церковь ходили только с разрешения, да и то под присмотром слуг. Комнаты знатных женщин обычно находились в глубине дома, причем они были постоянно закрыты, а ключ находился у мужей. В женскую часть дома не мог попасть ни один мужчина. Как же тогда царю удалось увидеть царевну Елену, да еще одетую не по уставу? Он что же, дверь выломал и разогнал затем всех слуг? Но ведь история не зафиксировала ни одного похожего случая в богатой событиями жизни Иоанна. Поэтому вполне можно согласиться с митрополитом Иоанном Ладожским в том, что эта версия была настолько нелепой с самого начала, что возникла необходимость хоть как-то облагородить рассказ и найти достойный повод для убийства.

Немного позже появилась еще одна сказка – версия политического убийства, однако она оказалась еще более бездоказательной, чем предыдущая. По словам историков, Иоанн Грозный с большим недоверием относился к стремлению своего сына возглавить войско в борьбе против Речи Посполитой, завидовал его молодости энергии, но это только домыслы и никаких доказательств правдивости данной версии не существует. В ней не меньше противоречий, чем в бытовой. Если верить Карамзину, то царевич высказывает недовольство каких-то слоев населения переговорами между Россией и Польшей, то есть выступает в оппозицию царю относительно условий подписания мирного договора. Но согласно всем источникам, смерть царевича приходится на 15 ноября 1581 года, в то время как переговоры между двумя государствами начались только в середине декабря, через месяц после его кончины. Каким образом можно быть недовольным ходом переговоров, которые еще даже не начинались, историки не уточняют.

Существует и еще одна версия убийства – «нравственная». Напомним, в 1580, а по некоторым данным – в 1578 году в Немецкой слободе была проведена акция по прекращению спекуляции алкоголем. Это и стало основой для новой версии. Суть ее заключалась в том, что царевич оказывал сострадание ливонцам, поэтому дал одному из дворян без ведома государя подорожную на 5 почтовых лошадей. Кроме этого, Иван Грозный опасался за свою власть, поскольку народ любил и всячески поддерживал молодого царевича. Поэтому и ударил сына жезлом, из-за чего он на третий день умер. Заметим, что в другой интерпретации этой же версии удар в ухо превратился в обычную пощечину, но тоже с печальным финалом. Но и эта версия оказалась несостоятельной. Прежде всего, потому, что причиной ссоры никак не могло послужить названное событие, поскольку произошло оно за несколько лет до убийства. Часть историков придерживаются мнения, что причиной ссоры могло стать то, что царевич заступился за ливонских пленников, с которыми плохо обходились опричники.

Эта версия полна противоречий в оценке характера молодого царевича. Вначале историки утверждали, что сын являлся точной копией своего отца, причем сходство было не только физическим, но и нравственным. После смерти появляются другие картинки – царевич, оказывается, мудрый, не чета отцу, его все любят, поэтому смерть его стала всенародным горем. Таким образом, понятно, что подобное превращение из чудовища в «любимца публики» означает только то, что-то одно – ложь.

Но как тогда погиб царевич, если убийства не было? Митрополит Иоанн Ладожский был уверен в том, что сын Ивана Грозного умер естественной смертью, чему есть документальные доказательства. Еще в 1570 году он приезжал в Кирилло-Белозерский монастырь и, пожертвовав тысячу рублей, поставил условие, что в любой момент сможет принять постриг в монастырь, а в случае смерти его будут поминать.

Но так ли естественна была смерть царевича? В 1963 году в Архангельском соборе было вскрыто 4 гробницы: самого Ивана Грозного, его сына, царя Федора и полковника Скопина-Шуйского. Было решено провести исследования на предмет отравления. В ходе их проведения было установлено, что содержание мышьяка во всех скелетах примерно равно. А вот в скелетах царя и его сына были также обнаружены следы ртути, её содержание в останках во много раз превышало норму.

Могло ли быть случайным такое совпадение? К сожалению, известно только одно: болезнь царевича длилась примерно неделю, а умер он в Александровой слободе. Историки предполагают, что царевич почувствовал себя плохо, поэтому решил поехать в монастырь и постричься в монахи. Разумеется, ни о какой ране на голове и речи быть не может, иначе он лежал бы без сознания с черепно-мозговой травмой. В дороге его состояние ухудшилось, и царевич окончательно слег, а вскоре и умер.

Немного больше известно о смерти самого Иоанна Грозного. Еще в 1582 году Поссевин высказывал мысль, что царю осталось жить совсем недолго. Подобнее заявления кажутся весьма странными, если, по словам все того же Карамзина, в 1584 году никакого ухудшения здоровья самодержца не наблюдалось. Таким образом, подобную уверенность в скорой смерти царя нельзя объяснить ничем иным, как тем, что сам папский легат и был виновен в кончине Ивана Грозного. Более того, несмотря на заявления историков, что именно в 1584 году он заболел, это тоже не совсем так. Дело в том, что в этом году правитель всего лишь увидел комету на небе и сказал, что она предвещает его смерть. Первые упоминания о болезни появились 10 марта 1584 года, 16 марта наступило ухудшение, затем – облегчение, и 18 марта – внезапная смерть. Его тело распухло и плохо пахло. Таким образом, можно утверждать, что Иван Грозный умер именно от отравления ртутью, поскольку все 10 дней болезни и перед смертью у него наблюдались все симптомы: распухшее тело и неприятный запах свидетельствуют о том, что отказали почки (что свойственно для отравления ртутью). Прием ванн способствовал частичному выведению яда из организма (из-за этого царь и почувствовал облегчение).

Вместе с тем, по словам отдельных историков, Иван Грозный был задушен.

Великий самодержец погиб «очень вовремя»: в начале 1584 года Стефан Баторий, заручившись поддержкой римского престола, начал активную подготовку к новой войне с Россией. Таким образом, становится понятным, кто мог и кто сделал это, и кому была выгодна смерть царя и его наследника.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Грозный царь Иван Васильевич

Источник: Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909-1910. №108

Небольшой комментарий

Песня, очевидно, основана на переработке более раннего произведения, где речь шла о сыне Ивана III, и создана после новгородского похода Ивана IV. В совершенных там злодеяниях участвовал его старший сын Иван (позже отцом убитый в семейной ссоре). Другой сын Ивана IV, Федор, напротив, отличался кротким характером. Пережившие страшное кровопролитие и оставшиеся в живых новгородцы, видимо, впоследствии переработали известную им песню, сделав героем ее царевича Федора, на которого Грозный царь будто бы прогневался – по доносу царевича Ивана – за то, что Федор щадил новгородцев. Была ли у этого сюжета историческая основа, неизвестно: нет достоверных сведений о каком-либо участии Федора в новгородской трагедии, как и о том, что он действительно прогневил Ивана IV.

Примечания:

  • Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (Малюта) – приближенный Ивана IV, глава опричного террора, известный своею жестокостью.
  • Никита Романович Захарьин-Юрьев – боярин, брат первой жены Ивана Грозного.
  • Ообское, Опское – Псков.

Когда воцарился Грозный царь Иван Васильевич,
Тогда он полонил славное Ообское,
Полонил Ообское и еще и Новгород
И сам на пиру расхвастался:
“Вывел я измену с Ообского,
И вывел измену с Нова-города,
Да надо вывести измену с каменной Москвы”.
Говорит ему меньшой сын,
Младой Иванушка Иванович:
“Пустым ты, батюшка, расхвастался:
Не вывел измены с Ообского,
Да и не вывел измены с Нова-города,
Да не вывести и с каменной Москвы:
Со изменою и ешь, и пьешь,
И думу думаешь за одним столом”.
Тут скрычал Иван Васильевич:
“Подай измену на очь,
А не подашь измены на очь,
Отсеку у тебя буйну голову,
Не дам живота ни на малый час”.
Тут Иванушко задумался:
Сказать на князя иль боярина –
Пролить кровь напрасная;
А сказать на братца на родимого,
На младшего Федора-царевича:
“Грозный царь Иван Васильевич!
Которыми улицами ты ехал, батюшка,
Теми улицами кура не пила;
И которыми ехал Малюта Скурлатович,
И теми улицами кура не пила;
А которыми ездил Федор Иванович,-
Задергивал решетки железные
И подпись подписывал,
Что улицы казнены и раззорены;
А остались те улицы не казнены, не раззорены”.
Скрычал Грозный царь Иван Васильевич:
“Где мои палачи немилостивы?
Возьмите младого Федора-царевича,
Ведите за Москву-реку,
Ко плахе ко липовой, ко сабле ко востроей”.
Повел его Малюта Скурлатов-сын
За матушку за Москву-реку,
Ко плахе ко липовой, ко сабле ко востроей.
Не белая лань пробегала вдоль по городу –
Пробегала царица благоверная,
В белой тоненькой рубашечке без пояса,
В одних чулочках без чоботов,
Ко своему братцу родимому,
Ко князю Никите Романовичу.
Князь Никита Романович за столом сидит,
Сидит, хлеб-соль кушает,
Сам говорит таково слово:
“Ты зачем, гостья, незвана идешь?”
А она говорит таково слово:
“Ты, братец мой родимой,
Князь Никита Романович!
Потухла зоря раноутреныя,
Поблекло наше красно солнышко:
Повел Малюта Скурлатов-сын
Младого Федора-царевича за Москву-реку,
Ко плахе ко липовой, ко сабле ко востроей,
Отсечь ему буйну голову”.
Князь Никита Романович
Выскочил из-за дубова стола,
Через дубовый стол,
Дернул чоботы на босу ногу,
Кинул шляпу на одно ухо,
Кунью шубку за рукав схватил,
Бежал на конюший двор,
Взял коня самолучшего,
Сел не на уздана, не на седлана,
Поехал вдоль по городу за Москву-реку,
Голосом крычит, шляпой машет он:
“Стойте, народ, сторонитеся,
Дайте путь-дорогу широку
Ехать за матушку Москву-реку,
Ко плахе ко липовой, ко сабле ко востроей”.
И крычит чрез Москву-реку Малюте Скурлатову:
“Не за кус, собака, хватаешься:
Что съешь, тем и подавишься!”
У Малюты сердце испужалося,
Правая рука застоялася,
Левая нога задрожалася.
Приехал князь ко плахе ко липовой, ко сабле ко востроей,
Скочил он со добра коня,
Поднимал младого Федора-царевича
Со плахи со липовой за ручку за правую,
Целовал его в уста во сахарные,
А сам отдал Малюте Скурлатову
Конюха своего любимого,
Который был лицо в лицо и плечо в плечо,
И един волос с волосом ладились.
Бил Иван Васильевич в колокол во казненный.
Что идти в церковь в черных платьях всем.
Князь Никита Романович
Надел на себя и на племянника
Красны платья лучше всех,
Подошел к Грозному царю Ивану Васильевичу,
Бил челом, его здравствовал:
“Здравствуй, Грозный царь Иван Васильевич,
Со своей любимой семьей,
И со двумя ясными соколами-сыновьями,
И со веема князьями и боярмы!”
Говорит Грозный царь Иван Васильевич:
“Князь Никита Романович!
Перво был ты мне старый друг,
Теперь стал ты мне старый пес.
Таки ль то надо мной невзгоды не ведаешь,
Не ведаешь невзгоды али надсмехаешься ?”
Говорил Никита Романович:
“Живет ли виноватому прощеньице?”
Говорит ему Грозный царь Иван Васильевич:
“Рад бы простить, да негде взять!”
Вывертывал Никита Романович
Младого Федора-царевича:
“Вот тебе любезный сын,
Млады и Федор-царевич”.-
“Князь Никита Романович!
Прежде был ты мне старый друг,
А теперь роден батюшка.
Городов ли тебе надо с пригородками,
Аль казны тебе несчетно однозолотной?”
Говорит ему князь Никита Романович:
“Городов мне не надо с пригородками,
А казны есть своей про себя.
А дай мне вотчину Микитину,
Чтобы слыла-была вотчина Микитина
Отныне и довеку:
Кто коня угонит, в мою вотчину ушел бы,-
Того и бог простит;
Кто жену уведет чужую, в мою вотчину ушел бы,
Того и бог простит;
Кто голову убьет, да в мою вотчину уйдет,-
Того бог бы простил”.
Тут дал Грозный царь вотчину,
Котору он хотел.

О чем иван грозный молится по сыне читать

Послания Ивана Грозного

Книга состоит из двух основных частей. Первая часть представляет собой

тексты посланий Ивана Грозного на древнерусском языке, вторая – перевод

посланий, выполненный Я. С. Лурье. Книга предназначена для студентов

высших учебных заведений, преподавателей, а также тех, кто занимается

углубленным изучением истории России.

Д.С.ЛИХАЧЕВА и Я.С.ЛУРЬЕ

ПЕРЕВОД И КОММЕНТАРИИ Я. С.ЛУРЬЕ

ЧЛЕНА КОРРЕСПОНДЕНТА АН СССР

В. П. АДРИАНОВОЙ-ПЕРЕТЦ

ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР

Послания Ивана Грозного

Первое послание Курбскому (1564)

Погодинский список с продолжением по списку Археографической

Текст «сборников Курбского» ……….77

Послание английской королеве Елизавете (1570) ……….128

Первое послание шведскому королю Иоганну III (1572) ……….134

Второе послание шведскому королю Иоганну III (1573) ……….140

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь (1573) ……….158

Послание Василию Грязному (1574) ……….184

Послание Симеону Бекбулатовичу (1575) ……….187

Послание Полубенскому (1577) ……….192

Послание Яну Ходкевичу (1577) ……….201

Второе послание Курбскому (1577) ……….205

Послание Тетерину (1577) ……….211

Послание польскому королю Стефану Баторию (1581) ……….212

Послания от имени бояр

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Д. Бельского (1567) ……….240

Послание Гр. Ходкевичу от имени Бельского……….246

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Ф. Мстиславского (1567) 247

Послание Гр. Ходкевичу от имени Мстиславского……….251

Послание Сигизмунду II Августу от имени М.И. Воротынского (1567) 252

Послание Гр. Ходкевичу от имени Воротынского……….258

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.П. Федорова (1567) ……….265

Послание Гр. Ходкевичу от имени Федорова……….266

Послания Ивана Грозного

Первое послание Курбскому (1564) ……….270

Послание английской королеве Елизавете (1570) ……….323

Первое послание шведскому королю Иоганну III (1572) ……….331

Второе послание шведскому королю Иоганну III (1573) ……….336

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь (1573) ……….353

Послание Василию Грязному (1574) ……….370

Послание Симеону Бекбулатовичу (1575) ……….373

Послание Полубенскому (1577) ……….375

Послание Яну Ходкевичу (1577) ……….384

Второе послание Курбскому (1577) ……….388

Послание Тетерину (1577) ……….392

Послание польскому королю Стефану Баторию (1581) ……….393

Послания от имени бояр

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Д. Бельского (1567) ……….419

Послание Гр. Ходкевичу от имени Бельского……….424

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Ф. Мстиславского (1567) 425

Послание Сигизмунду II Августу от имени М.И. Воротынского (1567) 428

Послание Гр. Ходкевичу от имени Воротынского……….433

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.П. Федорова (1567) ……….439

Послание Гр. Ходкевичу от имени Федорова……….440

Послесловие (В.П. Адрианова-Перетц) ……….442

Иван Грозный – писатель. (Д.С. Лихачев) ……….444

Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV

Археографический обзор посланий Ивана Грозного.

(Составили Д.С. Лихачев и Я.С. Лурье) ……….495

ПОСЛАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

Иван Грозный. Древнерусский портрет, находящийся в Копенгагене

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОМУ (1564)

ПОГОДИНСКИЙ СПИСОК С ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПО СПИСКУ

Царево государево послание во все его Росийское царство на

крестопреступников его, на князя Андрея Курбсково с товарищи о их

Бог наш Троица, иже прежде век сый*, ныне есть, Отец и Сын и Святый

Дух, ниже начяла имать, ниже конца, о немже живем и движемся есмы,

имже цари царьствуют и силнии пишут правду; иже данна бысть

единороднаго Слова Божия Иисусом Христом, Богом нашим, победоносная

херугви крест честный, и николи же победима есть, первому во

благочестии царю Констянтину и всем православным царем и

содръжителем православия. И понеже смотрения Божия слова всюду

исполняшеся, божественным слугам Божия слова всю вселенную, яко же

орел летанием (Испр.; П летаем.) обтекши, даже искра благочестия доиде

и до Росийского царствия. Сего православия истинного Росийского

царствия самодержавство Божиим изволением почен от великого царя

Владимера, просветившаго всю Рускую землю святым крещением, и

великого царя Владимера Мономаха, иже от грек достойнейшую честь

восприемшему, и храбраго великаго государя Олександра Невскаго, иже

над безбожными немцы победу показавшего, и хвалам достойного

великого государя Дмитрея (П Дмитрея нет ), иже за Доном над

безбожными агаряны великую победу показавшего, даже и до мстители

неправдам, деда нашего, великаго князя Иванна, и закосненным

* (Бог наш Троица. ведомо да есть. – Титул, с которого начинается 1-е послание

Курбскому, отличается от обычного титула дипломатических грамот (ср. стр. 144). Как

обычно, этот титул начинается с перечисления атрибутов Бога (мы опускаем это

перечисление в переводе), но после этого следует не перечисление владений царя

(«всея Руси, Владимирского, Московского. » – как обычно в дипломатических

грамотах), а изложение родословия русских князей, предков Грозного. «Врагами

христианства» царь называет польско-литовских правителей и военачальников, которых

русские источники того времени неоднократно обвиняли в разграблении православных

церквей; с этим связано и сравнение их с тремя византийскими императорами-

иконоборцами – Львом III Исавром (717 – 74 гг.), Константином V Копронимом (т. е.

«Навозоименным», по древнерусски «Гноетезным») (741 -775 гг.) и Львом V

Армянином (813 – 820 гг.). Ярославским «владыкой» (князем) Курбский называл себя в

многочисленных посланиях (А. М. Курбский, Соч., изд. 1914. стлб. 411, 449, 461 и др.),

а впоследствии и в своем завещании (там же, стлб. 529), в связи с тем, что род его вел

свое происхождение от прежних ярославских князей (от князя Ивана Васильевича

Ярославского, потомка князей Смоленских).

прародителствия землям обретателя, блаженные памети отца нашего

великаго государя Василия, даже доиде и до нас, смиренных

скипетродръжания Росийского царствия. Мы же хвалим за премногую его

милость, произшедшую на нас, еже не ( П не нет) попусти десницы нашей

единоплеменною кровью обагритися, понеже не восхитихом ни под кем же

царьства, но Божиим изволением и прародителей и родителей своих

благословением, яко же родихомся во царьствии, тако и воспитахомся и

возрастохом и воцарихомся Божиим повелением, и родителей своих

благословением все взяхом, а не чюжее восхитихом. Сего православнаго

истинного христьянского самодержства, многими владычествы

владующаго, повеление, наш же кристьянский смиренный ответ бывшему

прежде православнаго истиннаго кристьянства и нашего самодержания

болярину и советнику и воеводе, ныне же крестопреступнику честнаго и

животворящего креста Господня, и губителю хрестьянскому, и ко врагом

кристьянским слугатою, отступлыши божественнаго иконнаго поклонения

Читайте также:  Как молиться за сына который попал житейскую сложную ситуацию
Добавить комментарий