Почему у мусульман мужчины и женщины молятся отдельно

Правила посещения мечети для женщин

В достоверном хадисе сказано, что лучшее место женщины для молитвы – самые отдаленные части их домов. Однако, это вовсе не значит, что мусульманке запрещено посещать мечеть. Лучше, если она будет выполнять в месджиде фард (обязательный пятикратный намаз), а у себя дома нафиль (дополнительный намаз). Об этом говорил и Посланник Аллаха ﷺ, когда призывал женщин молиться в своих домах, потому что лучшей молитвой будет именно та, которую женщина совершила дома. Большинство людей стремится в храмы для совершения молитв потому, что это святое и чистое место, символ Ислама.

Этот вопрос стал предметом дискуссии среди ученых: одни из них придерживались мнения, что, если женщина совершает молитву дома, даже если она совершается индивидуально, будет лучше, чем та, которую она совершит вместе с остальными верующими в мечети. Такая точка зрения опирается на достоверные хадисы, в которых говорилось, что лучшим местом и «наилучшей мечетью для женщины» являются самые отдаленные части ее дома.

Другие же ученые придерживались мнения, что женщинам не просто дозволено совершать молитву коллективно, но коллективное совершение молитвы является сунной так же, как и для мужчин.

Что же касается посещения места поклонения женщинами, на этот счет были разработаны особые правила.

Для совершения намазов женщинам преклонного возраста разрешается посещать мечети. Молодым женщинам не рекомендуется ходить в месджид, поскольку сам факт их хождения может стать источником людских кривотолков. Посещения молодыми женщинами мест поклонения – это макрух, то есть действие, которое шариат считает нежелательным. Да и пожилым стоит посещать храмы лишь для совершения фаджра, магриба и ‘иша. В этом вопросе есть ряд расхождений и противоположных мнений: некоторые считают, что женщинам вообще не стоит посещать мечеть. Сам Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что мусульманкам посещать мечети не запрещено, однако будет лучше, если они будут совершать молитву дома.

Если женщина все же отправляется в мечеть, то она должна соблюсти ряд условий.

  • Мусульманка может молиться в мечети, как это сказано в фетве Постоянного Комитета (аль-Ладжна ад-Даима), только будучи надлежащим образом покрыта, если все ее части тела скрыты достаточно.
  • Муж не должен отказывать жене, если она захотела пойти в масджид, но женщина не может пойти туда, если не соблюдает данных условий: если видны какие-то части тела, которые немахрамам показывать запрещено, а также если от нее исходит запах парфюмерии – в этом случае покидать дом женщине запрещено, ведь это может спровоцировать фитну или искушение.

Всевышний говорил мусульманкам скрывать свои прелести, опускать свои взоры и оберегать свои половые органы – никто, кроме их мужей, не должен видеть их красы.

Основные условия, при которых женщина может посещать месджид, перечислены в книге шейха Бакра Абу Зейда «Хирасат аль- Фадиля». В ней говорится, что мусульманка может приходить туда для молитвы, если нет опасности, что ее могут соблазнить или она сама может кого-то соблазнить. Важно, чтобы посещение женщиной храма, ее там присутствие не привело к чему-то, что запрещает Шариат. Женщинам тесниться на улице или в храме рядом с мужчинами недопустимо. При появлении в местах, где собирается много людей, как это происходит в местах поклонения, женщине необходимо одевать хиджаб, скрывая свою красоту.

В нескольких источниках упоминается, что для женщин должен быть другой вход в мечети, а женские ряды обязательно должны располагаться позади мужских, лучше всего, если это будет последний ряд.

Женщина в коллективном намазе

Правило этикета предписывает в случае совершения имамом ошибки в молитве женщинам захлопать в ладоши в отличие от мужчин, которые должны произнести: «Субхан Аллах».

Еще одно правило: покидать место поклонения первыми должны именно женщины, а мужчины покидают мечеть после того, как подождут, пока женщины разойдутся по домам.

Запрещено во время молитвы и перед ее началом ходить перед тем человеком, что совершает намаз: когда читается пятничная проповедь, мусульманину следует найти свободное место и сесть там, стараясь не причинить неудобств тем, кто уж сидит.

Правила входа в мечеть

Существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при посещении мечети каждому мусульманину независимо от половой принадлежности.

  • Первое правило: при входе в мечеть следует совершить дуа Посланника Аллаха ﷺ, которое просит Всевышнего ниспослать свет на верующего.
  • Второе: в мечеть следует входить с правой ноги, произнося «Аллахумма ифтах ли абваба рахматика» – таким образом верующий приветствует Аллаха и просит Всевышнего открыть ему врата своей милости.
  • Третье: мусульманин должен обязательно, входя в месджид, прежде, чем сесть, прочитать два рака‘ата – “приветственную молитву мечети”.
  • В случае опоздания на намаз не следует вбегать в мечеть – следует идти спокойно и медленно и присоединиться к той его части, на какую успеете – то, что пропустили, следует дочитать самостоятельно.

Что можно или нельзя в мечети

  • В храме запрещено повышать голос. Ни в коем случае не позволяйте себе смеяться, ругаться в мечети, говорить громко и на повышенных тонах.
  • В пределах места поклонения запрещено заниматься торговлей и обнажать мечи и прочее оружие. Помещения мечети не окуривают благовониями. В них не приводят в исполнение наказание. У дверей в мечеть обязательно должна стоять вода для очищения.
  • По окончании молитвы положено выходить из храма с левой ноги и в это время необходимо произнести: Бисмиллях. Вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя расуулил-ляяхь. Аллаахумма и‘сымнии минаш-шайтаани рраджиим, что содержит просьбу к Аллаху о защите от нечистых сил.
  • Собираясь пойти в месджид, воздержитесь от употребления лука и чеснока в пищу, поскольку, по словам Пророка ﷺ запах лука и чеснока раздражает ангелов точно так же, как и «сынов Адама».
  • Что же касается женщин, то в дни менструального цикла посещать мечеть им запрещено.
  • Сидеть в мечети, если ваши ноги направлены в сторону Каабы, крайне нежелательно. Если азан, то есть призыв к обязательной молитве, прозвучал, уходить нельзя – следует прочитать намаз, даже если вы уже сделали это.
  • Правилами исламского этикета строго воспрещается посещать месджид в нетрезвом состоянии, а также в таком виде, который может оскорбить взгляд присутствующих. Появиться в мечети в нетрезвом состоянии будет большой ошибкой и грехом. Туда следует приходить в чистой опрятной одежде, достаточно закрытой и скромной. Особенно это касается женщин – у них одежда должна максимально закрывать тело, оставляя открытыми только лицо, ступни ног и кисти рук. Особое внимание следует обратить на то, что одежда не должна быть яркой и облегающей, а волосы должны быть полностью убраны под платок.
  • Поскольку в мечети, будь то в Москве, Казани или любом другом городе, полы устланы коврами, то при входе в мечеть принято разуваться, у входа некоторых мечетей поставлены специальные служащие, которые принимают обувь и выдают прихожанам жетон.
  • По наступлении времени намаза верующие должны совершить вуду, то есть омовение, затем выстроиться рядами за имамом. Покидать мечеть после начала молитвы не обязательно тем, кто не участвует в намазе по каким-либо причинам – это может быть посетитель, турист, случайное лицо.
  • Немусульманке в знак уважения к мусульманским обычаям следует надеть для посещения мусульманского храма длинную одежду и покрыть волосы платком или косынкой, чтобы ее одежда была максимально приближена к одежде мусульманки. Для любой женщины, даже посещающей такое место в туристических целях, неуместно быть облаченной в прозрачную одежду, короткую или слишком обтягивающую. То же самое касается излишков косметики и парфюмерии.

Посещение мужчины

К внешнему виду мужчин для похода в мечеть также выдвигается целый ряд требований: мужчина должен быть аккуратно и опрятно чисто одет, причесанным. Быть одетым в рубашку без рукавов и шорты недопустимо в храме. Поскольку в мечети принято снимать обувь, и женщины, и мужчины обязаны убедиться, что их носки или колготки свежи и не издают неприятного запаха. Поскольку мусульмане очень чистоплотны, а исламский этикет предписывает омовения в течения дня до пяти раз, неприятные запахи могут причинить присутствующим на молитве ощутимый дискомфорт.

Мечети для женщин

Предусмотрены разные входы для мужчин и женщин в мечеть, и женщинам предоставляется для молитвы отдельное помещение или балкон. Это может быть также часть зала, отделенная от остального занавесом. Во время совершения молитвы мусульманки могут видеть имама как непосредственно с балкона, так и слышать его голос из динамиков.

Лишь в одном случае женщины могут совершать намаз вместе с мужчинами, находясь рядом с ними – это в Мекке в Заповедной мечети во время хаджа.

В любой ситуации следует помнить, что мечеть – это место, в которое ранее во времена Пророка ﷺ женщина могла пойти не только для того, чтобы вознести молитву Всевышнему – посещение Божьего дома могло иметь своей целью общение с другими женщинами, шансом поучиться чему-то у более опытных и уважаемых жен.

В этом месте могли проходить общественные собрания, которые также хотела посетить мусульманка. Но какова бы ни была причина, по которой женщина решилась на посещение мечети – это должна быть весомая причина, а не результат праздного времяпрепровождения.

Хорошим временем для посещения храма мусульманками может стать пятничная молитва, после которой женщины могут остаться и пообщаться со своими подругами, обсудить общественные дела, принять участие в самых разных мероприятиях. А поскольку многие из них входят в состав общественных исламских женских организаций, то заседания таких организаций могут также проходить в мечетях.

Почему у мусульман мужчины и женщины молятся отдельно

Совместный намаз мужчин и женщин

Всевышний Аллах сказал: « О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется» (3:43). В этом аяте Аллах приказывает Марьям (женщине!) присоединиться к коллективному намазу.

Вот уже 1400 лет идёт извращение Сунны, когда проигнорировав настоящую Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), мусульманы живут по сунне халифов и сподвижников. Из за этого фитна шайтана только еще больше увеличивается, верующие враждуют друг с другом, разделившись на секты и мазхабы, которые в свою очередь еще разделились на разного рода течения. Только в одном Казахстане ханафиты разделились на десятки течения и матерят друг друга в интернете, считая только своего учителя на пути истины. Я хочу остановиться в дискриминации женского вопроса в коллективном намазе. Во время Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) женщины в первые годы совершали намаз рядом с мужчинами в одном ряду и только позже вставали в последние ряды, чтобы не было соблазна и фитны с мужчинами, чтобы они не отвлекались во время намаза на посторонние мысли. Авторства запрета появление женщин в мечети принадлежит Умар ибн аль-Хаттабу. Сын ‘Абдуллаха ибн ‘Умара сказал: « Мы не позволим им выходить, потому что для них это может стать путём к пороку и сомнительному!» ‘Абдуллах ибн ‘Умар жёстко упрекнул его и сказал: « Я говорю: “Посланник Аллаха сказал”, а ты говоришь: “Мы не позволим им”?!» (Муслим). Абу ‘Амр Шейбани передаёт, что он видел ‘Абдуллу ибн Мас‘уда, как он в день джум‘а выгонял женщин из мечети и говорил: « Возвращайтесь в свои дома, это для вас лучше». Запрет женщинам посещать мечеть или стоять рядом с мужчинами без преград является результатом половой дискриминации и не является частью истинного Ислама.

В этом вопросе невежество великих ученых с больной фантазией дошло до того, что

совместный намаз мужчин и женщин в одном ряду считают почти харамом и требуют ставить преграду во время намаза с женщинами. Согласно ханафитскому фикху, если женщина молится рядом с мужчиной, намаз мужчины считается недействительным, в отличие от намаза женщины (Книга «Аль-Хидайя»). Невежды считают, что если имам не делает намерение на то, что женщина будет совершать намаз за ним, то скорее, ее намаз станет недействительной, нежели молитва мужчины, поскольку требуется намерение имама для того, чтобы молитва женщины была правильной. Абсурдность этого вопроса поражает любого с трезвым умом, как будто женщины не являются людьми или мусульманами.

Другая часть невежд считают, что если любая часть тела женщины находится на одной линии с любой частью тела мужчины, то молитва мужчины становится недействительной, т.е. они считают, что молитва мужчины не станет недействительной, пока его пятки находятся впереди пяток женщины. Один из главных авторитетов ханафитов имам Абу Юсуф сказал: « если мужчины и женщины молятся вместе в одном ряду, то молитва только одного мужчины, который стоит между рядами мужчин и женщин, будет недействительной. И этот мужчина будет считаться преградой между другими мужчинами и женщинами». Другие ханафиты считают, что намаз всех трёх мужчин, кто окружали женщину со всех сторон будут недействительны – того, кто стоит справа, того, кто слева, и того, кто стоит позади её.

Как видите, каждый ученый по своему с ума сходит и извращает шариат Аллаха. В наше время арабы дальше всех пошли, запретив женщинам появляться в мечети – у них существуют только мужские мечети, если не считать мечети, связанные с паломничеством. Многие ученые лицемерят, разрешив в аль-Хараме мужчинам и женщинам совместно в одном ряду совершать коллективный намаз, т.е. в самом священном месте можно стоять рядом с женщиной, а в других мечетях нельзя. У всех этих ученых только одна причина – нельзя стоять рядом с женщиной во время намаза, как будто женщина является переносчиком чумы или другой заразы. Они не разрешают даже рядом с родной матерью совершать намаз в одном ряду. Потому что нарушается не ее, а намаз мужчины. На вопрос: « Почему так?!», эти безграмотные невежды отвечают: « Это веление Аллаха!» Но где это веление написано. Ни в Коране, ни в Сунне нет об этом ни одного слово. Нет никаких доказательств того, что намаз мужчины будет недействительным, если он окажется в одном ряду с женщиной. Нет даже отдалённого намёка на это. Поэтому мы должны следовать только Корану и Сунне, а не маразмам лжеученых, которые только вводят людей в заблуждение своими разногласиями.

Читайте также:  Будут матери молиться будут лбом о землю биться

Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Лучшие ряды для мужчин – это первые ряды, а худшие – последние. Лучшие ряды для женщин – последние, а худшие для них – первые». Все лжеученые приводят этот хадис в качестве доказательства. Но где именно сказано тут о недействительности намаза мужчины. В этом ясном хадисе и подобных хадисах имеется в виду возникающий соблазн и фитна между мужчинами и женщиной, если она окажется в одном ряду с мужчинами, чтобы они не отвлекались от намаза. Представьте себе, что вы стоите рядом с красивой женщиной во время намаза и ваши тела тесно соприкасаются. Или же она впереди вас стоит и во время поясного поклона её определённые аппетитные части тела окажутся перед вашим взором. И как вы собрались сосредоточиться и быть смиренным в намазе в такой момент от таких отвлекающих факторов?! Потому, дабы не отвлекать лишний раз мужчину от намаза и предупреждение дальнейшего соблазна было дано такое указание, чтобы женщины стояли позади мужчин. Если Абу Ханифа полагал, что совершать намаз пожилым женщинам без излишних украшений в утренней, вечерней и ночной молитвах допускается, то его ученики Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что такие женщины могут присутствовать на всех намазах в мечети.

Доказательством моих слов служит следующие хадисы:

‘Аиша рассказывает: « Когда Посланник Аллаха совершал утреннюю молитву в мечети, с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащи и возвращались домой не узнанными» (Бухари).

Хинд бинт аль-Харис рассказывала, что Умм Салама сказала: « Когда посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи уа салам) заканчивал произносить слова таслима (после завершения молитвы), женщины поднимались, а он задерживался на своём месте на короткое время, прежде чем встать» (Бухари). В другой версии этого хадиса передается: « Когда он (саля Ллаху алейхи уа салам) произносил слова таслима, женщины уходили (из мечети) и входили в свои дома до того, как из мечети уходил посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи уа салам)» (Бухари). Из текста понятно, что женщины уходили раньше мужчин только для предотвращение фитны между мужчинами и женщинами, что может привести к нежелательным последствиям на дороге до дома. Такой подход исключает контакт мужчин с женщинами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ” Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха“ (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад, Малик и др.). Известно, что во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) женщины всегда посещали намаз в мечети, включая пятничную и праздничную. Поэтому многие сподвижницы успевали запомнить аяты и суры во время намаза и проповеди. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сокращал намаз, услышав позади себя плач ребёнка, поскольку понимал, что, растягивая намаз, причинит неудобства его матери, стоящей в одном из рядов молящихся. Он сам сказал: « Приступая к молитве, я желаю совершать её долго, однако, услышав плач ребёнка, сокращаю её, чтобы не причинять беспокойство его матери» (Бухари, Муслим).

О важности участие женщин в коллективном намазе вместе с мужчинами говорится в следующем хадисе:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Нет блага в женском коллективном намазе, кроме как в одной мечети с мужчинами (когда женщины молятся вместе с мужчинами) или в джаназа-намазе» (Муснад Ахмад, т. 6, с. 66 – см. Иляу с-Сунан, т.4, с.242). Передается, что халиф Али запрещал женщинам совершать намаз отдельным женским коллективом (Мусаннаф Ибн Аби Шейба, хадис 4994). Во многих хадисах повторяются слова: « нет блага в женском джамаате…» (См. Маджмауз Заваид, т.3, с.26, т.2, с.330 и т.10, с.77).

Если коллективное совершение намаза приносит больше награды от Всевышнего Аллаха, то почему же женщина должна сидеть дома и лишаться этой награды, если она будет вести себя подобающим образом как праведная мусульманка? Раньше женщина полностью была занята дома, сейчас у нее больше свободного времени. Как раз среди женщин много безграмотных и невежественных, которые одевают хиджаб и считают только себя на пути истины и презирают других. Нет ничего плохого в том, что она идет в мечеть, слушает проповедь в пятницу и становится более образованной в плане религии. Никто не спорит о существовании хадисов на тему совершение женщиной намаза дома. Но они также связаны с предупреждением фитны между мужчиной и женщиной.

Великий Аллах сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите на Аллаха ложь. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха» (16:116). Передается со слов Ибн Мас’уда, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Самому суровому наказанию в Судный день подвергнется человек, который не обладая знанием, ввел людей в заблуждение» (ат-Табарани).

Аллах знает лучше.

И в заключение хвала Аллаху – Господу миров, Учителю всех учителей!

Владелец сайта http://www.religia.kz/ Мейрханов Мейрам

ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИ РАЗМЕЩЕНИЙ В ДРУГИХ САЙТАХ И СООБЩЕСТВАХ.

Особенности намаза у женщин (ВИДЕО)

Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата. Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан здесь), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон). Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

Основные различия

Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти – полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

В поясном поклоне (руку’, рукугъ) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот – к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

«Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами – ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза. Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнеев видео). Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело. Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома, а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам. В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети. Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины – сохранение семейного очага.

Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда (месячные) и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран. Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет. В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

Чтение коллективного намаза женщинами

Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, – не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой руки по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

«Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

По этой ссылке Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах СНГ, включая Россию.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Могут ли мужчина и женщина совершать намаз в одном ряду?

Могут ли мужчина и женщина совершать намаз в одном ряду?

Один из вопросов, которые вызывают трудность в понимании в ханафитском фикхе – это вопрос совершения коллективного намаза женщиной рядом с мужчинами и некоторые ситуации, в которых намаз одного из них может быть недействительным.

Для детального разбора этого вопроса мы предлагаем читателям внимательно ознакомиться с фетвой муфтия Мухаммада ибн Адама аль-Кавсари.

Недавно был случай, когда мужчины и женщины молились вместе в одном ряду. Женщины стояли на одной стороне ряда, мужчины на другой, и между ними не было никакой преграды. Было лишь небольшое пустое пространство между мужчиной, который был крайним справа, и женщиной, которая была крайней слева. Каково предписание на этот счет?

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к верующим – на том.

Существует общее правило, которое гласит, что женщина должна стоять за мужчиной, когда они совершают коллективную молитву.

Абу Хурайра (р.а.) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучшие ряды для мужчин – это первые ряды, а худшие – последние. Лучшие ряды для женщин – последние, а худшие для них – первые».

Поэтому в книге «Аль-Хидайя», являющейся признанной книгой в области ханафитского фикха, сказано:

«Мужчины стоят в первых рядах, затем стоят дети, а после них – женщины».

Согласно ханафитскому фикху, если женщина молится рядом с мужчиной, намаз мужчины считается недействительным, в отличие от намаза женщины. Тем не менее, существуют следующие условия, при которых намаз мужчины становится действительным:

  1. Женщина достигла возраста полового созревания или настолько близка к нему, что может вызвать сексуальное влечение.
  2. Намаз, который совершают мужчина и женщина вместе, состоит из поясных поклонов (руку’) и земных поклонов (саджда), даже если один из молящихся лишь жестикулирует. Таким образом, погребальная молитва мужчины будет действительной, если женщина молится рядом с ним, поскольку эта молитва не включает руку’ и саджда.
  3. Оба, и мужчина и женщина, совершают один и тот же намаз с одинаковым тахрима. Другими словами, они оба совершают намаз за одним и тем же имамом, или женщина следует мужчине. Если они совершают свои собственные молитвы, тогда молитва мужчины будет действительной.
  4. Нет преграды между мужчиной и женщиной. Если же между мужчиной и женщиной имеется такая преграда, как колонна, то намаз мужчины будет действительным. Эта преграда должна быть как минимум размером с седло в длину и толщиной в палец. Более того, пустое пространство также считается преградой, если, как минимум, его хватает на то, чтобы один человек мог встать там. Таким образом, если мужчина молится рядом с женщиной без преграды между ними, но расстояние между ними достаточное, чтобы другой человек мог там встать, тогда молитва мужчины будет действительной.
  5. Имам делает намерение на то, что женщина будет совершать намаз за ним, если имам не сделает такого намерения, то скорее, ее молитва станет недействительной, нежели молитва мужчины, поскольку требуется намерение имама для того, чтобы молитва женщины была правильной. Более того, в том случае, если имам делает намерение (на то, что женщина будет следовать ему) в то время, когда он приступает к молитве, то, даже если женщина придёт и присоединится к группе позже, а имам сделал намерение, что она присоединится к ним, ничья молитва не станет недействительной.
  6. Женщина из тех, чья молитва считается действительной. Таким образом, если душевнобольная женщина (маджнуна) молилась рядом с мужчиной, то его молитва будет действительной.
  7. Женщина остаётся молиться рядом с мужчиной в течение одного полного положения (рукн) намаза, например, на протяжении периода, во время которого совершается руку’ или cаджда. (он обычно равен периоду прочтения «СубханАллах» трижды). Таким образом, если женщина продолжит молиться рядом с мужчиной в течение периода, короче, чем этот, а затем уйдёт, то молитва мужчины будет действительной.
  8. Оба, женщина и мужчина, молятся в одном направлении. Таким образом, если они молятся лицом в разном направлении, как, например, когда молятся в Каабе, тогда молитва мужчины будет действительной.
Читайте также:  Как вернуть парня дочери с помощью молитвы

Необходимо наличие вышеприведённых восьми условий для того, чтобы молитва мужчины считалась недействительной, если мужчина и женщина молятся вместе. Если одно любое из этих условий отсутствует, то молитва мужчины считается действительной.

Понравилась статья? Пожалуйста – репост!

КАК МУСУЛЬМАНЕ – МУЖЧИНЫ МОЛЯТСЯ ВИДНО А ВОТ КАК ЖЕНЩИНЫ МОЛЯТСЯ НИГДЕ НА ПОКАЗЫВАЮТ ?

Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!

им не положено по Корану

Судьба. Вела на короткий срок с русскими женщинами зам ужем за мусульманами и принявшими ислам.молятся.как наказанные.и прям вот из серии “заставь дурака Богу молиться”.наверное это способ удержать крепкую семью.девушки—из неблагополучных семей.и за ислам этот держатся,как за спасательный круг.даже оно мне как то мешает ,—видеть это именно в них. но—тупо намазы с малыми детьми в 5утра,в море—в хиджабах и т п.короче—молятся.

Женщины у них слуги

а зачем мы сердцем о чём то молемся

Так их в мечеть не пускают – запрещено. Только дома

А женщин в мусульманстве и не положено показывать и привлекать к ним внимание.Это грех.Даже там,где не носят паранджу,женщины всегда остаются в тени,незаметными серыми мышками.И так сложилось веками.

А И В ПРАВДУ КАК ?НИ КОГДА НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ

Пусть делают это так, как им велит это делать их Бог и их понятие о том, как это делать правильно.

их в дом то и не пускают. сидят в закутке где нибудь.

В мечети за занавесочкой на 2 этаже)))))

молятся, а потом бьют жён, идут убивать. странные создания – люди.

Показывать не положено. В мечети есть второй этаж в виде больших балконов, они находятся там.

да в основном так же, как мужчины, с небольшими исключениями. причём молятся они в основном дома.

Может, мусульманки умнее мусульман и не молятся вовсе?

Вообще не интересно . А вот о чем молятся . это вопрос.

. Тёзка. У женщин – отдельное, закрытое помещение. Их и на похороны не пускают.. .как и – русских (не пускают)..

так же ..поверьте живому молельщи

а они дома у очага

Они напоказ ничего не делают.

так же как мужчины .

А вам зачем это?

А вдруг сглазите?

, Ну женщина, особенно если она не твоя , у мусульман вообще ХАРАМ.

У мусульман мужчины и женщины молятся отвельно,а молятся в общем-то то одинаково

Есть фото в интернете. Женщина смотрит на руки, как в зеркало – отражение богини. Мужчины преклоняются – перед богиней-матерью. Видимо, эта традиция идет от культа поклонения богине Астарте.

В мечети есть второй этаж. Он для женщин.

Ну так даже в христианской Библии написано, что Аллах услышал Измаила, когда он молился в пустыне. И затем прислал его маме ангела, который открыл ей глаза на колодец Вездесущего.

За них делают всё мужчины!

Начните свой путь к Богу и всё станет на свои места.

Потому что нам девушкам мусульманам нельзя молится на улице, в кафе или в ресторане, мы молемся только дома или у кого то в гостях у родствеников или у друзей. А, вместе с мужчинами не моляться женщины.

Я это знаю! Я всех дедушками называю, кто мне постарше меня.

вот спасибо – внучка а хотя у меня внучке 22 года

ПРИВЕТ ВНУЧКА – И ОТКУДА ТЫ ВСЕ ЗНАЕШЬ ?

Я ей на 10 лет старше и все мне попадаются младше меня парни и девушки.

На них нельзя смотреть, они молятся в отдельных от мужчин местах.

ты сегодня надеюсь не работаешь?

А вам так интересно? Увидеть сокровенное?

Нельзя их показывать.

Наши женщины молятся внутри мечета

я не мусульманка. не знаю

Ну так это же сексуальная поза. А муслимы ревнивы принципиально, и своих женщин чужим не показывают.

женщин пускают в мечеть,но молятся они на балконах выше, чтоб мужчины, молясь, не лицезрели перед собой изгибы тел,отвлекающих от молитвы.

А женщины молятся отдельно,за занавеской.

Они же не для показа молятся, а для себя

Их в мечеть не пускают

Если учесть, в какой позе они пребывают во время молитвы, то редкий мужик будет думать в это время об Аллахе, у него будет созревать совсем другой план.

Это не интересно , вот и не показывают

Как правило, дома

А их в мечеть не пускают

Они совершают намаз также как и мужчины. дома и в мечети в определенном месте. отдельно от мужчин. единственное отличие от мужчин в совершении намаза . в движении и в позах.

Они также молятся только дома или где-то собираются женщинами

ААА ДЛЯ НИХ БАБЫ ТАК СЕБЕ ЗА ЛЮДЕЙ НЕ СЧИТАЮТ ЛИЖБЫ КАК ТЁЛКА РОЖАЛА ИМ ПО 10=15 ДЕТЕЙ

Ты дура..у тебя все с твоей кострюлей нормально?? Телка это ты в своем хлеву.

На празднике показалисама в Казани видела,у них отдельные место,мы спросили почему,ответили,если женщина впереди стоящая,молится,мужчина о молитве забудет.

Они даже в мечети молятся отдельно и мужчинам это видеть не надо. Нам не понятны порой традиции других народов.

Дома с такой же позой, но сзади муж её страхует!

Потому что отдельно

Они же за занавеской их не принято снимать и показывать

Так же наверное

Тоже молятся так же как мужчины в другой комнате

ОНИ НА БАЛКОНЕ ЗА РЕШЁТЧАТОЙ ПЕРЕГОРОДКОЙ.

Женщины мусульманки освобождены от обязанности совершать обязательную молитву в мечети. Даже мужчины не всегда могут прийти в мечеть, и им нередко приходится молиться на работе, дома или ещё где-нибудь. А если бы женщине, на которой лежит вся домашняя работа и забота о муже и детях, пришлось выходить из дому пять раз в день для совершения молитвы, она не смогла бы справляться со своими обязанностями. Учитывая это обстоятельство, женщине лучше совершать молитву дома, однако при желании она может посещать мечеть.

Если женщина попросила мужа отпустить её в мечеть, он не должен удерживать её, ибо Пророк сказал: «Не мешайте женщинам приходить в мечети, однако совершать молитву в своих домах лучше для них»

Абдуллах ибн Умар (радыяллаху анхума) передает, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не запрещайте женщинам ходить в мечеть, но их дома лучше для них». (Абу Дауд, т.1, стр.100)

Секс и Ислам. Что разрешено и запрещено?

Аудио версия настоящей статьи:

«Нет стыда в познании религии…»

Излишней скромности не должно быть, когда задается вопрос, касающийся жизненной практики, даже если речь идет об интимных отношениях в Исламе. Жена пророка Мухаммада ‘Аиша сказала однажды: «Насколько прекрасны женщины Медины! Скромность их не мешала им становиться грамотными в вопросах веры»[1]. Также один из ученейших людей первого поколения (таби‘ун), Муджахид, сказал: «Не приобретут знаний двое: излишне скромный и высокомерный»[2].

Чтобы облегчить некоторое стеснение и неудобство читателя, а также в доказательство того, что вопросы на тему интимных отношений супругов задают не только в России, приведу сокращенный вариант вопроса, который был задан одному из современных богословов — Юсуфу аль-Кардави: «Мы — мусульмане-арабы. Многие годы живем в Северной Америке. Часто общаемся с мусульманами самых разных национальностей, в том числе и с представителями коренного населения Америки, принявшими Ислам. При общении возникает много вопросов, среди которых немало таких, с какими мы никогда не сталкивались в арабском обществе. К такого рода вопросам относятся интимные взаимоотношения супругов. Например, «могут ли муж с женой полностью оголяться при совокуплении?» или «может ли муж смотреть на половые органы жены, а жена — на половые органы мужа?» И многое другое, что нам неудобно даже спрашивать в открытую». Юсуф аль-Кардави дал такой ответ: «Обычно в арабском обществе такого рода вопросы не возникают, об этом говорить не принято. Однако там, где процветает излишняя вседозволенность, публичная оголенность и улицы полны тем, что категорически недопустимо с точки зрения религиозной морали, у людей появляется некоторое безразличие к противоположному полу, отношения в кругу семьи холодеют. Раньше мы на все отвечали «это запретно», опираясь на нормы арабской морали и те хадисы, которые слышали от проповедников, но не от богословов[3]. Затем мы узнали, что многое в Исламе не так категорично, как мы это себе представляли». В ответе аль-Кардави были и такие слова: «Категорически недопустимо полагаться на личные, национальные или географические симпатии-антипатии относительно канонов веры, тем более когда это касается начинающих мусульман и вопросов обязательности или категоричной запретности»[4].

Хочу сразу заметить, что хадис «разрешенное известно, запретное известно, а между ними сомнительное. Кто зайдет в сомнительное, тот впал в запретное» — достоверен, «сомнительным» же может быть то, что косвенно из аятов и хадисов богословы предположительно считают таковым, или то, что человек считает для себя лично сомнительным.

Касаясь общего положения вещей, «все незапрещенное является разрешенным»[5]. Это каноническое правило, основанное на положениях Священного Корана и Сунны. Также в одном из достоверных хадисов говорится, что неоговоренное[6] Творцом[7] является милостью для верующих, а не тем, что оставлено по забывчивости[8]. Вопрос интимных отношений супругов однозначно не является исключением из упомянутого правила, о чем говорят исламские богословы прошлого и настоящего[9]. Система, данная нам Всевышним, имеет ответы на все вопросы. Коран и Сунна содержат в себе или общие правила, под которые подводимы ситуации, частично изменяющиеся с течением времени, или оговаривают конкретные ситуации, которые стабильны и неизменяемы. В любой книге по исламскому законодательству (усулюль-фикх) вы сможете прочитать о том, что основой всего является разрешенность, то есть то, что не запрещено канонами, является разрешенным. Это правило основано на Коране и Сунне.

Что разрешено и что запрещено в интимных отношениях супругов-мусульман?

В интимной жизни запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период[10], в состоянии ихрама (состояние ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта. Остальное — время, формы, периодичность — по усмотрению и обоюдному согласию жены и мужа.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

— «Проклят тот, кто имеет половые сношения с женой посредством заднего прохода»[11];

— «Кто имеет с женой половые сношения во время месячных [именно посредством влагалища][12], или посредством заднего прохода [вообще в какое-либо время], или приходит к предсказателю и верит словам его, тот становится неверующим по отношению к тому, с чем пришел Мухаммад»[13].

Цитата из восьмитомной исламской энциклопедии по фикху[14]: «Разрешаются все виды полового удовлетворения между мужем и женой, кроме использования заднего прохода, что является запретным (харам)»[15].

Что касается моральной стороны данного вопроса, то супругам дана свобода выбора в тех рамках, которые оговорены. На сегодняшний день немало разводов происходит из-за сексуальной несовместимости. Хотя причина несерьезна, легко решаема: точки соприкосновения всегда можно найти.

В Исламе запрещены интимные отношения между будущими супругами, и это никоим образом не противоречит природе человека, так как свобода в сексуальных отношениях после брака предоставляется на их усмотрение с учетом того, что они любимы друг другом и женились, в первую очередь, по причине интеллектуальной и мировоззренческой совместимости. Между ними отсутствуют стеснительность, недопонимание и недоговаривание.

Посредством открытости супруги определяют то, что для них приемлемо, а что аморально. В Священном Коране есть аят, частично затрагивающий эту тему. «Частично», так как касается той части половых актов, которые совершаются с намерением увеличения потомства, по милости Всевышнего. «Жены ваши — нива[16] для вас, и подходите к вашей ниве как пожелаете [по обоюдному усмотрению]» (Св. Коран, 2:223), то есть используя всевозможные варианты, насколько хватит вам фантазии и возможностей. Данное пояснение вы можете найти в тафсирах, комментариях к Священному Корану.

Читайте также:  Как отвадить сына от плохих друзей молитва

Итак, незапрещенность не означает обязательное следование тому или иному устою или практике. В то же время, если применение упомянутых действий способствует улучшению взаимопонимания между супругами, то это вознаграждаемо, так как, имея физическое и психологическое удовлетворение внутри семьи, жена или муж не ищут этого на стороне.

Полное взаимопонимание способствует сохранению целостности семьи. Измена — караема. Верность — вознаграждаема: «И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] — милостыня», — сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом. Это запишется благодеянием в личном деле мужчины или женщины и будет на чаше благодеяний в Судный День]!»[17] То, что не запрещено, при правильном использовании может быть применимо, и человек имеет право свободного выбора.

Общие вопросы об интимной жизни мусульман

По интимным отношениям у нас на сайте опубликовано множество материалов. Подборку статей смотрите в разделе «Секс и Ислам». Ниже публикуем только часть житейских вопросов на важную тему.

Я женился на мусульманке пять лет назад, принял Ислам, но не по убеждению, а ради своей жены, которую очень полюбил. Я пытаюсь понять Ислам, но мне это очень трудно пока. Мой вопрос интимного характера. Как я уже писал, мы в браке пять лет, и иногда хочется разнообразить свою сексуальную жизнь. Я знаю, что анальный половой акт запрещен по мусульманским канонам. И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза. Так ли это? Если я хочу именно такого секса и жена дает на это согласие, чтобы мужу сделать приятное, считается ли для нее это грехом? Или грех только на мне? Сергей.

1. Анальный половой акт запрещен, вы правы. 2. «И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза» — такого нет. 3. Это считается грехом. Разнообразьте интимную часть семейной жизни иными способами.

Входит ли в анальный половой акт ласкание пальцем?

Правда ли, что мужу запрещено пить молоко своей жены? Если так, то на чем основан этот запрет?

Однозначно, не запрещено. О разрешенности этого упоминается в книгах по мусульманскому богословию.

1. Можно ли изучать, по книгам например, разные позы полового соития? 2. Если да, то можно ли изучать их по графическим рисункам? А., 20 лет.

1. Можно, совместно с супругой (супругом), тем более если это гармонизирует внутрисемейные отношения и вносит разнообразие в интимную жизнь, удаляя от поиска чего-то подобного на стороне, что в реалиях нашей жизни часто и происходит. 2. Да, можно.

Могут ли муж и жена снимать на камеру свои интимные отношения и смотреть вдвоем, реализуя свои фантазии?

Делать этого не следует, так как запись может попасть в чужие руки.

Разрешается ли во время интимных отношений издавать стоны мусульманину и мусульманке? Амина и Абдулла.

Можно ли увеличивать половой член, если нет никакого вреда для здоровья? Но не операционным методом. Али.

Думаю, не стоит идти путем искусственного увеличения полового члена. Неизвестно, к чему это может привести вас через десять или двадцать лет. Имеется много других путей, обогощающих гармонию внутрисемейных интимных отношений. Следует уделить внимание их изучению и практике.

Если у мусульманина две жены, может ли он заниматься выполнением супружеских обязанностей одновременно с обеими?

Не то что «заниматься выполнением супружеских обязанностей», а даже просто спать всем троим на одной кровати категорически не допускается[18]. У каждой из семей должно быть свое отдельное жилье. Отдельное и идентичное.

Вопрос относительно зихара. Иногда муж и жена шутят и заигрывают друг с другом. Например, иногда муж в шутку играет роль маленького мальчика, а супруга будто его мамы, и муж говорит ей: «Возьми меня на руки», подражая детям. Однако, иногда пошутив, задумываешься, не совершил ли ты зихар? Иногда из-за этого вопроса лишаешься сна и становишься нервозным. Ведь если это зихар, то до искупления жена тебе становится запретной. Абдулла, 30 лет.

Если это помогает развитию и поддержанию внутрисемейной гармонии, превращает порой ваши семейные будни в забавную шутку, от которой всем приятно и весело, то вы можете наслаждаться такой игрой. Не додумывайте, тем более когда это ведет к нарушению сна и внутрисемейного спокойствия. К названному вами (аз-зыхар)[19] упомянутые шутки и игры не относятся.

Имеются ли какие-то запреты на позы во время секса? Рада.

Запретов однозначно нет.

Можно ли иметь близость с женой во время поста?

В дневное время суток — нет, а ночью (сразу после захода солнца и до начала зари) — да, можно. Все про мусульманский пост читайте в нашем спец-проекте «Рамадан».

Разрешено ли вступать в интимные отношения с мужем во время месяца Рамадан в ночное время (после разговения)? Возник спор по поводу беременности в этот месяц — мол, в этот священный месяц ни днем, ни ночью супругам нельзя совокупляться. Это грех. Правда ли?

Это неправда. В Священном Коране сказано:

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них. Аллах (Бог, Господь) знает, что вы обманывали самих себя[20], и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость с ними, стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа[21]. Это — границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей Свои знамения, возможно, они станут набожными» (Св. Коран, 2:187).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 68.

[2] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 183.

[3] Некоторые проповедники используют недостоверные хадисы или притчи для того, чтобы проповедь была более убедительна и проникновенна. Богословы же более строго придерживаются буквы закона в цитатах и комментариях.

[4] См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 350–353.

[5] Факихи (мусульманские богословы) говорят, что «если нет доказательства в пользу запрета, то делается так, как это удобно человеку». См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107, 108.

[6] Имеется в виду то «неоговоренное», что было или могло быть во времена пророка Мухаммада, но нигде не утверждался явный запрет или явная разрешенность по поводу этого. Что касается тех вещей, которые появились в практике людей в последующем, то здесь уже, с учетом научных достижений, а также канонических норм и правил, богословы дают заключения (фетвы).

[7] В Священном Коране или через Сунну Пророка.

[8] В достоверном хадисе сказано: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]». Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

[9] См., например, аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 74–76, 84; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 354, 354.

[10] Послеродовой период оканчивается вместе с завершением кровотечения. Богословы-ханафиты говорили по этому поводу: «Нет предела минимуму. Максимум — сорок дней». Богословы-шафииты утверждают: «Минимум — мгновение. Максимум — шестьдесят дней. Обычно сорок дней». См.: аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 36; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 244. Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. Ч. 1. С. 304, 305, хадис № 390.

[11] Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2162, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 501, хадис № 8204, «сахих».

[12] Интимные отношения между мужем и женой разрешены во время месячных, они могут доводить друг друга до оргазма, семяизвержения. Главное — не использовать влагалище (лишь во время месячных и в послеродовой период) и задний проход (вообще запрещено). Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114 и 115, хадисы № 300, 302 и 303; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 531–533, хадисы 300, 302 и 303 и пояснение к ним.

[13] Хадис от Абу Хурайры. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 79, хадис № 639, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 10. С. 346, хадис № 3823.

[14] Последнее издание энциклопедии за 1997 г. состоит из 11 томов.

[15] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 551.

[16] Нива — засеиваемое поле. В данном контексте это аллегория, метафора, образное выражение, подразумевающее интимные отношения между мужем и женой.

[17] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 389, хадис № 53–(1006); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 91–93, хадис № 53–(1006) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121, хадис № 4/120.

[18] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6594.

[19] «Если женам своим вы говорите, что они подобны спинам ваших матерей, то от этого они матерьми вашими не становятся» (Св. Коран, 33:4). В доисламский период слова мужа в адрес жены «ты для меня подобна спине моей матери» символизировали развод, причем окончательный и навсегда. Кораническим текстом это было отменено. Впредь муж и жена в такого рода случаях могли восстановить семейные отношения, но лишь после искупления: или (1) освобождением невольного, или (2) непрерывным двухмесячным постом, или (3) разовым кормлением шестидесяти нищих. Приоритет соответствует последовательности. Это искупление является своего рода наказанием, дабы люди не разбрасывались неуместными словами. См., например: Св. Коран, 58:1–4; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 256.

[20] Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 515, 522. В ночное время (с момента захода солнца и до появления зари) в полной мере допускаются прием пищи и половые отношения (с супругом, супругой).

[21] И‘тикяф — это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием. Подробнее об и‘тикяфе читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».

Добавить комментарий