Почему женщины не могут молится в мечети вместе с мужчинами

Правила посещения мечети для женщин

В достоверном хадисе сказано, что лучшее место женщины для молитвы – самые отдаленные части их домов. Однако, это вовсе не значит, что мусульманке запрещено посещать мечеть. Лучше, если она будет выполнять в месджиде фард (обязательный пятикратный намаз), а у себя дома нафиль (дополнительный намаз). Об этом говорил и Посланник Аллаха ﷺ, когда призывал женщин молиться в своих домах, потому что лучшей молитвой будет именно та, которую женщина совершила дома. Большинство людей стремится в храмы для совершения молитв потому, что это святое и чистое место, символ Ислама.

Этот вопрос стал предметом дискуссии среди ученых: одни из них придерживались мнения, что, если женщина совершает молитву дома, даже если она совершается индивидуально, будет лучше, чем та, которую она совершит вместе с остальными верующими в мечети. Такая точка зрения опирается на достоверные хадисы, в которых говорилось, что лучшим местом и «наилучшей мечетью для женщины» являются самые отдаленные части ее дома.

Другие же ученые придерживались мнения, что женщинам не просто дозволено совершать молитву коллективно, но коллективное совершение молитвы является сунной так же, как и для мужчин.

Что же касается посещения места поклонения женщинами, на этот счет были разработаны особые правила.

Для совершения намазов женщинам преклонного возраста разрешается посещать мечети. Молодым женщинам не рекомендуется ходить в месджид, поскольку сам факт их хождения может стать источником людских кривотолков. Посещения молодыми женщинами мест поклонения – это макрух, то есть действие, которое шариат считает нежелательным. Да и пожилым стоит посещать храмы лишь для совершения фаджра, магриба и ‘иша. В этом вопросе есть ряд расхождений и противоположных мнений: некоторые считают, что женщинам вообще не стоит посещать мечеть. Сам Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что мусульманкам посещать мечети не запрещено, однако будет лучше, если они будут совершать молитву дома.

Если женщина все же отправляется в мечеть, то она должна соблюсти ряд условий.

  • Мусульманка может молиться в мечети, как это сказано в фетве Постоянного Комитета (аль-Ладжна ад-Даима), только будучи надлежащим образом покрыта, если все ее части тела скрыты достаточно.
  • Муж не должен отказывать жене, если она захотела пойти в масджид, но женщина не может пойти туда, если не соблюдает данных условий: если видны какие-то части тела, которые немахрамам показывать запрещено, а также если от нее исходит запах парфюмерии – в этом случае покидать дом женщине запрещено, ведь это может спровоцировать фитну или искушение.

Всевышний говорил мусульманкам скрывать свои прелести, опускать свои взоры и оберегать свои половые органы – никто, кроме их мужей, не должен видеть их красы.

Основные условия, при которых женщина может посещать месджид, перечислены в книге шейха Бакра Абу Зейда «Хирасат аль- Фадиля». В ней говорится, что мусульманка может приходить туда для молитвы, если нет опасности, что ее могут соблазнить или она сама может кого-то соблазнить. Важно, чтобы посещение женщиной храма, ее там присутствие не привело к чему-то, что запрещает Шариат. Женщинам тесниться на улице или в храме рядом с мужчинами недопустимо. При появлении в местах, где собирается много людей, как это происходит в местах поклонения, женщине необходимо одевать хиджаб, скрывая свою красоту.

В нескольких источниках упоминается, что для женщин должен быть другой вход в мечети, а женские ряды обязательно должны располагаться позади мужских, лучше всего, если это будет последний ряд.

Женщина в коллективном намазе

Правило этикета предписывает в случае совершения имамом ошибки в молитве женщинам захлопать в ладоши в отличие от мужчин, которые должны произнести: «Субхан Аллах».

Еще одно правило: покидать место поклонения первыми должны именно женщины, а мужчины покидают мечеть после того, как подождут, пока женщины разойдутся по домам.

Запрещено во время молитвы и перед ее началом ходить перед тем человеком, что совершает намаз: когда читается пятничная проповедь, мусульманину следует найти свободное место и сесть там, стараясь не причинить неудобств тем, кто уж сидит.

Правила входа в мечеть

Существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при посещении мечети каждому мусульманину независимо от половой принадлежности.

  • Первое правило: при входе в мечеть следует совершить дуа Посланника Аллаха ﷺ, которое просит Всевышнего ниспослать свет на верующего.
  • Второе: в мечеть следует входить с правой ноги, произнося «Аллахумма ифтах ли абваба рахматика» – таким образом верующий приветствует Аллаха и просит Всевышнего открыть ему врата своей милости.
  • Третье: мусульманин должен обязательно, входя в месджид, прежде, чем сесть, прочитать два рака‘ата – “приветственную молитву мечети”.
  • В случае опоздания на намаз не следует вбегать в мечеть – следует идти спокойно и медленно и присоединиться к той его части, на какую успеете – то, что пропустили, следует дочитать самостоятельно.

Что можно или нельзя в мечети

  • В храме запрещено повышать голос. Ни в коем случае не позволяйте себе смеяться, ругаться в мечети, говорить громко и на повышенных тонах.
  • В пределах места поклонения запрещено заниматься торговлей и обнажать мечи и прочее оружие. Помещения мечети не окуривают благовониями. В них не приводят в исполнение наказание. У дверей в мечеть обязательно должна стоять вода для очищения.
  • По окончании молитвы положено выходить из храма с левой ноги и в это время необходимо произнести: Бисмиллях. Вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя расуулил-ляяхь. Аллаахумма и‘сымнии минаш-шайтаани рраджиим, что содержит просьбу к Аллаху о защите от нечистых сил.
  • Собираясь пойти в месджид, воздержитесь от употребления лука и чеснока в пищу, поскольку, по словам Пророка ﷺ запах лука и чеснока раздражает ангелов точно так же, как и «сынов Адама».
  • Что же касается женщин, то в дни менструального цикла посещать мечеть им запрещено.
  • Сидеть в мечети, если ваши ноги направлены в сторону Каабы, крайне нежелательно. Если азан, то есть призыв к обязательной молитве, прозвучал, уходить нельзя – следует прочитать намаз, даже если вы уже сделали это.
  • Правилами исламского этикета строго воспрещается посещать месджид в нетрезвом состоянии, а также в таком виде, который может оскорбить взгляд присутствующих. Появиться в мечети в нетрезвом состоянии будет большой ошибкой и грехом. Туда следует приходить в чистой опрятной одежде, достаточно закрытой и скромной. Особенно это касается женщин – у них одежда должна максимально закрывать тело, оставляя открытыми только лицо, ступни ног и кисти рук. Особое внимание следует обратить на то, что одежда не должна быть яркой и облегающей, а волосы должны быть полностью убраны под платок.
  • Поскольку в мечети, будь то в Москве, Казани или любом другом городе, полы устланы коврами, то при входе в мечеть принято разуваться, у входа некоторых мечетей поставлены специальные служащие, которые принимают обувь и выдают прихожанам жетон.
  • По наступлении времени намаза верующие должны совершить вуду, то есть омовение, затем выстроиться рядами за имамом. Покидать мечеть после начала молитвы не обязательно тем, кто не участвует в намазе по каким-либо причинам – это может быть посетитель, турист, случайное лицо.
  • Немусульманке в знак уважения к мусульманским обычаям следует надеть для посещения мусульманского храма длинную одежду и покрыть волосы платком или косынкой, чтобы ее одежда была максимально приближена к одежде мусульманки. Для любой женщины, даже посещающей такое место в туристических целях, неуместно быть облаченной в прозрачную одежду, короткую или слишком обтягивающую. То же самое касается излишков косметики и парфюмерии.

Посещение мужчины

К внешнему виду мужчин для похода в мечеть также выдвигается целый ряд требований: мужчина должен быть аккуратно и опрятно чисто одет, причесанным. Быть одетым в рубашку без рукавов и шорты недопустимо в храме. Поскольку в мечети принято снимать обувь, и женщины, и мужчины обязаны убедиться, что их носки или колготки свежи и не издают неприятного запаха. Поскольку мусульмане очень чистоплотны, а исламский этикет предписывает омовения в течения дня до пяти раз, неприятные запахи могут причинить присутствующим на молитве ощутимый дискомфорт.

Мечети для женщин

Предусмотрены разные входы для мужчин и женщин в мечеть, и женщинам предоставляется для молитвы отдельное помещение или балкон. Это может быть также часть зала, отделенная от остального занавесом. Во время совершения молитвы мусульманки могут видеть имама как непосредственно с балкона, так и слышать его голос из динамиков.

Лишь в одном случае женщины могут совершать намаз вместе с мужчинами, находясь рядом с ними – это в Мекке в Заповедной мечети во время хаджа.

В любой ситуации следует помнить, что мечеть – это место, в которое ранее во времена Пророка ﷺ женщина могла пойти не только для того, чтобы вознести молитву Всевышнему – посещение Божьего дома могло иметь своей целью общение с другими женщинами, шансом поучиться чему-то у более опытных и уважаемых жен.

В этом месте могли проходить общественные собрания, которые также хотела посетить мусульманка. Но какова бы ни была причина, по которой женщина решилась на посещение мечети – это должна быть весомая причина, а не результат праздного времяпрепровождения.

Хорошим временем для посещения храма мусульманками может стать пятничная молитва, после которой женщины могут остаться и пообщаться со своими подругами, обсудить общественные дела, принять участие в самых разных мероприятиях. А поскольку многие из них входят в состав общественных исламских женских организаций, то заседания таких организаций могут также проходить в мечетях.

Могут ли мужчина и женщина совершать намаз в одном ряду?

Могут ли мужчина и женщина совершать намаз в одном ряду?

Один из вопросов, которые вызывают трудность в понимании в ханафитском фикхе – это вопрос совершения коллективного намаза женщиной рядом с мужчинами и некоторые ситуации, в которых намаз одного из них может быть недействительным.

Для детального разбора этого вопроса мы предлагаем читателям внимательно ознакомиться с фетвой муфтия Мухаммада ибн Адама аль-Кавсари.

Недавно был случай, когда мужчины и женщины молились вместе в одном ряду. Женщины стояли на одной стороне ряда, мужчины на другой, и между ними не было никакой преграды. Было лишь небольшое пустое пространство между мужчиной, который был крайним справа, и женщиной, которая была крайней слева. Каково предписание на этот счет?

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к верующим – на том.

Существует общее правило, которое гласит, что женщина должна стоять за мужчиной, когда они совершают коллективную молитву.

Читайте также:  Как подготовиться к молитве женщине мусульманке и одежда и тело

Абу Хурайра (р.а.) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучшие ряды для мужчин – это первые ряды, а худшие – последние. Лучшие ряды для женщин – последние, а худшие для них – первые».

Поэтому в книге «Аль-Хидайя», являющейся признанной книгой в области ханафитского фикха, сказано:

«Мужчины стоят в первых рядах, затем стоят дети, а после них – женщины».

Согласно ханафитскому фикху, если женщина молится рядом с мужчиной, намаз мужчины считается недействительным, в отличие от намаза женщины. Тем не менее, существуют следующие условия, при которых намаз мужчины становится действительным:

  1. Женщина достигла возраста полового созревания или настолько близка к нему, что может вызвать сексуальное влечение.
  2. Намаз, который совершают мужчина и женщина вместе, состоит из поясных поклонов (руку’) и земных поклонов (саджда), даже если один из молящихся лишь жестикулирует. Таким образом, погребальная молитва мужчины будет действительной, если женщина молится рядом с ним, поскольку эта молитва не включает руку’ и саджда.
  3. Оба, и мужчина и женщина, совершают один и тот же намаз с одинаковым тахрима. Другими словами, они оба совершают намаз за одним и тем же имамом, или женщина следует мужчине. Если они совершают свои собственные молитвы, тогда молитва мужчины будет действительной.
  4. Нет преграды между мужчиной и женщиной. Если же между мужчиной и женщиной имеется такая преграда, как колонна, то намаз мужчины будет действительным. Эта преграда должна быть как минимум размером с седло в длину и толщиной в палец. Более того, пустое пространство также считается преградой, если, как минимум, его хватает на то, чтобы один человек мог встать там. Таким образом, если мужчина молится рядом с женщиной без преграды между ними, но расстояние между ними достаточное, чтобы другой человек мог там встать, тогда молитва мужчины будет действительной.
  5. Имам делает намерение на то, что женщина будет совершать намаз за ним, если имам не сделает такого намерения, то скорее, ее молитва станет недействительной, нежели молитва мужчины, поскольку требуется намерение имама для того, чтобы молитва женщины была правильной. Более того, в том случае, если имам делает намерение (на то, что женщина будет следовать ему) в то время, когда он приступает к молитве, то, даже если женщина придёт и присоединится к группе позже, а имам сделал намерение, что она присоединится к ним, ничья молитва не станет недействительной.
  6. Женщина из тех, чья молитва считается действительной. Таким образом, если душевнобольная женщина (маджнуна) молилась рядом с мужчиной, то его молитва будет действительной.
  7. Женщина остаётся молиться рядом с мужчиной в течение одного полного положения (рукн) намаза, например, на протяжении периода, во время которого совершается руку’ или cаджда. (он обычно равен периоду прочтения «СубханАллах» трижды). Таким образом, если женщина продолжит молиться рядом с мужчиной в течение периода, короче, чем этот, а затем уйдёт, то молитва мужчины будет действительной.
  8. Оба, женщина и мужчина, молятся в одном направлении. Таким образом, если они молятся лицом в разном направлении, как, например, когда молятся в Каабе, тогда молитва мужчины будет действительной.

Необходимо наличие вышеприведённых восьми условий для того, чтобы молитва мужчины считалась недействительной, если мужчина и женщина молятся вместе. Если одно любое из этих условий отсутствует, то молитва мужчины считается действительной.

Понравилась статья? Пожалуйста – репост!

В мечетях Стамбула женщины будут молиться вместе с мужчинами

Инициатива сделать мечети Стамбула более доступными для женщин вызвала споры в обществе

Все люди в независимости от их пола равны перед Всевышним. Этому учит ислам. Что касается посещения женщинами мечетей, то наилучшим местом молитвы для, согласно хадисам, является их собственный дом. В то же время, канонически женщина может молиться в мечети. Эта практика становится особенно желательной сегодня, когда среди верующих ощущается недостаточная религиозная грамотность и большая потребность в духовной пище. Однако, это право зачастую нарушается в странах, которых принято считать исламскими.

Кадрие Авджи Эрдемли (Kadriye Avcı Erdemli) – заместитель муфтия Стамбула, второе по значимости лицо в городе по вопросам ислама. Она стремится сделать мечети более посещаемыми женщинами и более доброжелательными для них. Эрдемли спорит с имамом по поводу состояния его мечети, в частности женской ее части. Даже то небольшое помещение, что выделено для женщин, в данный момент используется как склад.

«Когда женщина входит в мечеть, она входит в дом Божий и имеет право испытывать такой же священный трепет, как и мужчина, – говорит Эрдемли. – Перед Богом мужчины и женщины равны, они имеют одинаковые права исповедовать свою религию».

Эрдемли возглавляет кампанию, обеспечивающую прихожанам равные условия в более чем трех тысячах мечетей Стамбула.

Эрдемли собрала 30 групп для посещения мечетей города, чтобы оценить их приспособленность для женщин. Выводы, по ее словам, были шокирующими: «Наша группа обнаружила, что многие мечети не имели женских туалетов или мест, чтобы совершить омовение перед молитвой. Места, отведенные для женщин, были грязными или использовались в качестве складских помещений».

Наряду с обновлением женской части в мечетях, будут удалены стены и шторы, которые используются в качестве перегородок для разделения мужчин и женщин. Эрдемли подчеркивает, что разделение будет продолжаться в соответствии с Кораном, когда женщины молятся позади мужчин и детей. Мечети должны провести эти изменения до февраля.

Изменения не противоречат Корану

За последние два месяца Эрдемли провела около 40 встреч с имамами и религиозными деятелями Стамбула, объясняя, что изменения соответствуют Корану.

По словам профессора Стамбульского университета Догуса Истара Гозайдина, инициатива является частью гораздо более масштабных изменений, происходящих в Дианете (в переводе – «религия») – государственном органе Турции по делам религии.

– Раньше Дианет заботился только о мечетях и регулярных службах. Теперь они пытаются установить контакт с каждым членом общества, включая женщин, – говорит профессор.
​​
Среди реформ, начатых в последние годы Дианетом, есть и назначение женщин в качестве заместителей муфтиев, подобно Эрдемли, а также женщин-проповедников.

Профессор Гозайдин говорит, что решение сделать мечети более доступными для женщин – шаг навстречу растущим запросам женщин:

– Мы видим, что всё больше и больше женщин-мусульманок получают образование в университетах, больше женщин стало работать. И таким образом они смогли стать более заметными в обществе. Ранее они были больше в своих домах. Ранее они исполняли свои традиционные роли – забота о детях, забота о доме и так далее.

Сейчас всё больше и больше женщин участвуют в профессиональной жизни и хотят быть частью системы мечетей. Они хотят принять участие в этой социальной сфере.

Разногласия среди верующих

Но не все довольны таким развитием событий. Али Булач, обозреватель происламской газеты «Заман», поставил под сомнение мотивы изменений.

«Я надеюсь, что все эти растущие попытки не направлены на устранение препятствий для женщин, чтобы выйти из своего дома и, во-первых, идти в мечеть, а затем найти работу, – всё в соответствии с [исламской] религией», – написал Али Булач.

Его комментарии вызвали острую реакцию у некоторых женщин-писателей, исповедующих ислам. Женщина, которая отказалась назвать свое имя, сердито объясняет: «Он преследует женщин».

Тем не менее нельзя отрицать, что озабоченность общественности по поводу инициативы всё же существует. Когда призыв к молитве в мечети «Сулеймания» в Стамбуле собирает верующих, многие высказывают сомнения по поводу изменений.

Среди них пятидесятилетний Мехмет Гюль, местный лавочник. Он говорит: «Я думаю, что место женщины – дом. Они должны молиться у себя дома. Мечети недостаточно большие даже для мужчин. Особенно во время пятничной молитвы и религиозных праздников там для мужчин не хватает места. Это нехорошо для женщин – приезжать сюда».
​​
Даже среди женщин есть озабоченность. Прежде всего – из-за переноса ограждений, которые разделяют мужчин и женщин в мечетях.

Заместитель муфтия Авджи Эрдемли говорит, что не может быть никакого пути назад:

«Это большой проект, но главное – изменение менталитета. Вся идея заключается в просвещении сообщества через наших имамов и проповедников. Некоторые женщины думают, что читать ежедневные молитвы в присутствии мужчин – это грех. Некоторые мужчины думают, что, если они молятся с женщинами, их молитвы останутся без ответа. Но в Коране нет такого, что женщины должны молиться за занавеской или что мечети только для мужчин. В мечети мужчины и женщины равны перед богом, – это правда».

Женщине не место в мечети?

Однажды Умм Хумайд сказала Пророку Мухаммаду (C): «О Пророк Аллаха, я желаю совершать молитвы, будучи руководима в них тобою». Пророк (C) ответил ей: «Мне ведомо об этом, но молитва, совершаемая тобой в укромном уголке (твоего дома), лучше, чем в закрытой комнате, а молитва, совершаемая тобой в закрытой комнате, лучше, чем если бы ты совершала ее во дворике своего дома, но молитва, совершаемая тобой во дворике твоего дома, лучше, чем если бы ты совершала ее в близлежащей мечети, а совершение ее тобой в близлежащей мечети лучше, чем в самой большой мечети города».

Услышав данный ответ, она приказала построить место для молитвы в самом укромном месте дома, где она и молилась, пока не предстала перед Аллахом.

Наверняка женщины, любящие посещать мечеть, слышали ту или иную версию данного хадиса, переданного с той или иной степенью точности. Вероятно, многие задавались вопросом, почему им нужно сторониться мечети только потому, что они женщины. Возможно, это даже приводило вас в негодование. Такова была и моя реакция.

Данный хадис очень любят приводить в качестве довода, что «лучшее место для молитвы женщины — самый отдаленный уголок ее дома». Но очень немногие знают, при каких обстоятельствах был передан данный хадис. Устаз Нуман Али Хан объясняет, что хадис имеет отношение только к одной-единственной сестре (Умм Хумайд), у которой были проблемы в браке. Пророк (C) посоветовал ей молиться в самом отдаленном уголке дома лишь затем, чтобы она не раздражала своего мужа намазом.

Вырванный из контекста, данный хадис обретает самостоятельную жизнь, и из него ошибочно выводится универсальное предписание, будто всем женщинам следует молиться дома. Из-за обычного невежества во многих мечетях не выделяют специального места для женской молитвы, либо служители мечети сознательно отказываются пускать женщину на свою территорию. Такое со мной случалось во многих мечетях. Расскажу о двух эпизодах.

Катастрофическая нехватка места в мечети (г. Мобил, штат Алабама, США)

Читайте также:  Оптина пустынь кому молиться о замужестве

Потерявшийся таракан быстро ползает по комнате. Воздух пронзает громкий крик, но невозможно обернуться и посмотреть — попросту нет места. Я могу расширять грудную клетку, чтобы вдыхать воздух, — больше пошевелиться нельзя. Всюду, куда добирается насекомое, дети начинают плакать, а женщины — неистово толкаться. Сейчас Священный месяц Рамадан. Больше сотни людей собрались на ифтар в комнате, которая способна вместить лишь тридцать пять человек.

Переполненная комната вызывает сильное нервное напряжение. Из разговора с одной из сестер я узнаю, что мужской зал был расширен в два раза, в то время как женский остался таким же крошечным, как и был. Другая сестра вмешивается в наш разговор и говорит, что для женского зала купили новый ковер — словно он может оправдать недостаток места.

Наш разговор о недостатке места случайно доносится до слуха третьей сестры, которая устала водить в единственный туалет двух постоянно потеющих детей. Она добавляет, что для мужчин были построены дополнительные туалеты с отдельной зоной для омовения.

После этого четвертая сестра, словно акробат на арене, проталкивается сквозь толпу женщин и детей и просит пожертвовать деньги на покупку пылесоса, чтобы было чем чистить ковер в женском зале. Я перевожу взгляд на таракана, добравшегося до меня, и удивляюсь, как мечеть может позволить себе строить дополнительные залы для братьев, но не может купить пылесос для женского зала.

Одна из мечетей Луизианы, куда женщинам вход строго запрещен

В эту мечеть мне запретили войти лишь потому, что у меня две Х-хромосомы. Мне становится интересно, как мечеть выглядит внутри. Мое воображение рисует темное помещение, где мужчины, хмуро сдвинув брови, водружают мрачную вывеску: «Клуб женоненавистников. Вход особям женского пола запрещен».

Я знаю, что это лишь плод моего воображения, поэтому заставляю себя простить их. На женских уроках в местной мечети жена имама поведала о том, как отнеслись к ее появлению во время послеполуденной молитвы в мечети, закрытой для женщин: «Мы шли по улице, когда наступило время молитвы. Мы стали искать подходящее для намаза место и набрели на эту мечеть. Когда я захотела войти внутрь, огромный мужчина появился передо мной и объявил, что мне запрещено заходить в эту мечеть, хотя мой аурат был полностью закрыт».

Я покачала головой, не веря своим ушам, а она продолжила, сказав, что ей, пожилой женщине, пришлось попросить коврик для молитвы, чтобы помолиться на дороге, в то время как ее муж был тепло принят в мечети.

Не во всех мечетях меня игнорировали и выпихивали

Мечеть г. Мемфис, штат Теннесси. Вход для всех открыт

В воздухе витают сладкие ароматы, люди с улыбкой приветствуют друг друга в зоне для омовения или молитвы. Слева доносится смех детей, играющих в двух детских комнатах. Справа находится помещение для молитвы, которое представляет собой большую открытую площадку, подкрепленную колоннами. Большие плоские телевизоры висят на стенах на расстоянии 8 метров друг от друга и ретранслируют лекции для всех желающих получить знания. Женщины снимают обувь при входе в свою зону, из которой прекрасно виден минбар.

Я переношусь в прошлое, о котором только читала в книгах, и представляю себе, как выглядели мечети во времена Пророка ©. Тогда двери мечетей для женщин были всегда открыты. Тогда женщины молились в одной комнате с мужчинами, тогда их не запихивали в тесную, плохо освещенную и грязную каморку. Тогда женщины свободно задавали интересующие их вопросы, учились и участвовали в общественной жизни.

Некоторые мечети абсолютно полностью игнорируют потребности прекрасной половины уммы. Служители других мечетей вообще полностью запрещают женщинам переступать их порог, либо же они построены таким образом, что женщины начинают чувствовать себя жалким бременем. А есть мечети, в которых осознали, что женщины являются их полноправными членами наряду с мужчинами.

Однако первые два подхода встречаются гораздо чаще, чем последний. Я надеюсь, что усилиями Хинди Макки (Hind Makki) и ее проекта «Боковая дверь» (Side Entrance), сообщества «Мечеть для всех» (MasjidforALL) и таких защитников женщин, как Дава Аддикт (Dawah Addict) и Нуман Али Хан (Nouman Ali Khan), мы сможем рассеять мрак невежества, запрещающего женщинам посещать мечети, и осветим проблемы, с которыми сталкиваются сестры, собирающиеся в мечеть. Знание — сила, способная изменить ситуацию.

Я надеюсь, что мечети, открывшие свои двери для женщин и взявшие их к себе на борт, станут не исключением из правил, а примером для подражания всем остальным.

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71).

Давайте помнить, что мы должны помогать друг другу! Верующие женщины и верующие мужчины, давайте вместе строить мечети, чтобы заслужить одобрение Аллаха!

Тереза Корбин (Theresa Corbin)

Почему женщины не могут молится в мечети вместе с мужчинами

Совместный намаз мужчин и женщин

Всевышний Аллах сказал: « О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется» (3:43). В этом аяте Аллах приказывает Марьям (женщине!) присоединиться к коллективному намазу.

Вот уже 1400 лет идёт извращение Сунны, когда проигнорировав настоящую Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), мусульманы живут по сунне халифов и сподвижников. Из за этого фитна шайтана только еще больше увеличивается, верующие враждуют друг с другом, разделившись на секты и мазхабы, которые в свою очередь еще разделились на разного рода течения. Только в одном Казахстане ханафиты разделились на десятки течения и матерят друг друга в интернете, считая только своего учителя на пути истины. Я хочу остановиться в дискриминации женского вопроса в коллективном намазе. Во время Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) женщины в первые годы совершали намаз рядом с мужчинами в одном ряду и только позже вставали в последние ряды, чтобы не было соблазна и фитны с мужчинами, чтобы они не отвлекались во время намаза на посторонние мысли. Авторства запрета появление женщин в мечети принадлежит Умар ибн аль-Хаттабу. Сын ‘Абдуллаха ибн ‘Умара сказал: « Мы не позволим им выходить, потому что для них это может стать путём к пороку и сомнительному!» ‘Абдуллах ибн ‘Умар жёстко упрекнул его и сказал: « Я говорю: “Посланник Аллаха сказал”, а ты говоришь: “Мы не позволим им”?!» (Муслим). Абу ‘Амр Шейбани передаёт, что он видел ‘Абдуллу ибн Мас‘уда, как он в день джум‘а выгонял женщин из мечети и говорил: « Возвращайтесь в свои дома, это для вас лучше». Запрет женщинам посещать мечеть или стоять рядом с мужчинами без преград является результатом половой дискриминации и не является частью истинного Ислама.

В этом вопросе невежество великих ученых с больной фантазией дошло до того, что

совместный намаз мужчин и женщин в одном ряду считают почти харамом и требуют ставить преграду во время намаза с женщинами. Согласно ханафитскому фикху, если женщина молится рядом с мужчиной, намаз мужчины считается недействительным, в отличие от намаза женщины (Книга «Аль-Хидайя»). Невежды считают, что если имам не делает намерение на то, что женщина будет совершать намаз за ним, то скорее, ее намаз станет недействительной, нежели молитва мужчины, поскольку требуется намерение имама для того, чтобы молитва женщины была правильной. Абсурдность этого вопроса поражает любого с трезвым умом, как будто женщины не являются людьми или мусульманами.

Другая часть невежд считают, что если любая часть тела женщины находится на одной линии с любой частью тела мужчины, то молитва мужчины становится недействительной, т.е. они считают, что молитва мужчины не станет недействительной, пока его пятки находятся впереди пяток женщины. Один из главных авторитетов ханафитов имам Абу Юсуф сказал: « если мужчины и женщины молятся вместе в одном ряду, то молитва только одного мужчины, который стоит между рядами мужчин и женщин, будет недействительной. И этот мужчина будет считаться преградой между другими мужчинами и женщинами». Другие ханафиты считают, что намаз всех трёх мужчин, кто окружали женщину со всех сторон будут недействительны – того, кто стоит справа, того, кто слева, и того, кто стоит позади её.

Как видите, каждый ученый по своему с ума сходит и извращает шариат Аллаха. В наше время арабы дальше всех пошли, запретив женщинам появляться в мечети – у них существуют только мужские мечети, если не считать мечети, связанные с паломничеством. Многие ученые лицемерят, разрешив в аль-Хараме мужчинам и женщинам совместно в одном ряду совершать коллективный намаз, т.е. в самом священном месте можно стоять рядом с женщиной, а в других мечетях нельзя. У всех этих ученых только одна причина – нельзя стоять рядом с женщиной во время намаза, как будто женщина является переносчиком чумы или другой заразы. Они не разрешают даже рядом с родной матерью совершать намаз в одном ряду. Потому что нарушается не ее, а намаз мужчины. На вопрос: « Почему так?!», эти безграмотные невежды отвечают: « Это веление Аллаха!» Но где это веление написано. Ни в Коране, ни в Сунне нет об этом ни одного слово. Нет никаких доказательств того, что намаз мужчины будет недействительным, если он окажется в одном ряду с женщиной. Нет даже отдалённого намёка на это. Поэтому мы должны следовать только Корану и Сунне, а не маразмам лжеученых, которые только вводят людей в заблуждение своими разногласиями.

Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Лучшие ряды для мужчин – это первые ряды, а худшие – последние. Лучшие ряды для женщин – последние, а худшие для них – первые». Все лжеученые приводят этот хадис в качестве доказательства. Но где именно сказано тут о недействительности намаза мужчины. В этом ясном хадисе и подобных хадисах имеется в виду возникающий соблазн и фитна между мужчинами и женщиной, если она окажется в одном ряду с мужчинами, чтобы они не отвлекались от намаза. Представьте себе, что вы стоите рядом с красивой женщиной во время намаза и ваши тела тесно соприкасаются. Или же она впереди вас стоит и во время поясного поклона её определённые аппетитные части тела окажутся перед вашим взором. И как вы собрались сосредоточиться и быть смиренным в намазе в такой момент от таких отвлекающих факторов?! Потому, дабы не отвлекать лишний раз мужчину от намаза и предупреждение дальнейшего соблазна было дано такое указание, чтобы женщины стояли позади мужчин. Если Абу Ханифа полагал, что совершать намаз пожилым женщинам без излишних украшений в утренней, вечерней и ночной молитвах допускается, то его ученики Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что такие женщины могут присутствовать на всех намазах в мечети.

Читайте также:  Какие молитвы надо знать при крещении ребенка крестному отцу

Доказательством моих слов служит следующие хадисы:

‘Аиша рассказывает: « Когда Посланник Аллаха совершал утреннюю молитву в мечети, с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащи и возвращались домой не узнанными» (Бухари).

Хинд бинт аль-Харис рассказывала, что Умм Салама сказала: « Когда посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи уа салам) заканчивал произносить слова таслима (после завершения молитвы), женщины поднимались, а он задерживался на своём месте на короткое время, прежде чем встать» (Бухари). В другой версии этого хадиса передается: « Когда он (саля Ллаху алейхи уа салам) произносил слова таслима, женщины уходили (из мечети) и входили в свои дома до того, как из мечети уходил посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи уа салам)» (Бухари). Из текста понятно, что женщины уходили раньше мужчин только для предотвращение фитны между мужчинами и женщинами, что может привести к нежелательным последствиям на дороге до дома. Такой подход исключает контакт мужчин с женщинами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ” Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха“ (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад, Малик и др.). Известно, что во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) женщины всегда посещали намаз в мечети, включая пятничную и праздничную. Поэтому многие сподвижницы успевали запомнить аяты и суры во время намаза и проповеди. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сокращал намаз, услышав позади себя плач ребёнка, поскольку понимал, что, растягивая намаз, причинит неудобства его матери, стоящей в одном из рядов молящихся. Он сам сказал: « Приступая к молитве, я желаю совершать её долго, однако, услышав плач ребёнка, сокращаю её, чтобы не причинять беспокойство его матери» (Бухари, Муслим).

О важности участие женщин в коллективном намазе вместе с мужчинами говорится в следующем хадисе:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Нет блага в женском коллективном намазе, кроме как в одной мечети с мужчинами (когда женщины молятся вместе с мужчинами) или в джаназа-намазе» (Муснад Ахмад, т. 6, с. 66 – см. Иляу с-Сунан, т.4, с.242). Передается, что халиф Али запрещал женщинам совершать намаз отдельным женским коллективом (Мусаннаф Ибн Аби Шейба, хадис 4994). Во многих хадисах повторяются слова: « нет блага в женском джамаате…» (См. Маджмауз Заваид, т.3, с.26, т.2, с.330 и т.10, с.77).

Если коллективное совершение намаза приносит больше награды от Всевышнего Аллаха, то почему же женщина должна сидеть дома и лишаться этой награды, если она будет вести себя подобающим образом как праведная мусульманка? Раньше женщина полностью была занята дома, сейчас у нее больше свободного времени. Как раз среди женщин много безграмотных и невежественных, которые одевают хиджаб и считают только себя на пути истины и презирают других. Нет ничего плохого в том, что она идет в мечеть, слушает проповедь в пятницу и становится более образованной в плане религии. Никто не спорит о существовании хадисов на тему совершение женщиной намаза дома. Но они также связаны с предупреждением фитны между мужчиной и женщиной.

Великий Аллах сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите на Аллаха ложь. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха» (16:116). Передается со слов Ибн Мас’уда, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Самому суровому наказанию в Судный день подвергнется человек, который не обладая знанием, ввел людей в заблуждение» (ат-Табарани).

Аллах знает лучше.

И в заключение хвала Аллаху – Господу миров, Учителю всех учителей!

Владелец сайта http://www.religia.kz/ Мейрханов Мейрам

ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИ РАЗМЕЩЕНИЙ В ДРУГИХ САЙТАХ И СООБЩЕСТВАХ.

Молитва женщины: дома или в мечети?

Вопрос:


За какую молитву женщина получает большее вознаграждение — за молитву дома или в джамаате (в мечети и т. п.)?

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, и только к верующим — на том.

Из ответа шейха Фараза Раббани:

Наш любимый Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что мужчина получает награду за молитву в полной мере только тогда, когда молится с джамаатом в мечети. По поводу молитвы женщины он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва женщины в дальней комнате её дома лучше, чем молитва в моей мечети» («лучше» означает, что за неё будет больше награды, а «моя мечеть» — это мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине).

Если бы женщина могла получить вознаграждение за молитву в полной мере только в том случае, если она молится в мечети или с джамаатом, это было бы причиной больших трудностей и духовного упадка для матерей и других категорий женщин, которые обычно находятся в своих домах. Вместо этого Всевышний Аллах Своей безграничной Мудростью и Милостью сделал религиозные обязанности мужчин и женщин соответствующими их роли в обществе.

В молитве в джамаате с мужчинами нет ничего запретного. Более того, если мужчина по какой-то причине не может пойти на молитву в мечеть, ему следует совершить молитву в джамаате со своей семьёй, чтобы получить награду за совместную молитву.

Тем не менее, в целом для женщины нежелательно идти в мечеть для совершения молитвы в джамаате, потому что это идёт вразрез с религиозными обязанностями, возложенными на женщину, как мы увидели выше. НО, если женщина приходит в мечеть с иной целью, например, для получения религиозных знаний, чтобы задать вопрос, встретиться с благочестивыми мусульманками (потому что в наше время далеко не всегда можно встретить верующих людей дома или в месте учёбы, а человеку необходимо духовное общение), в таком случае в том, что она пришла в мечеть и совершает там молитву в джамаате, нет ничего предосудительного.

Вопрос:

Ассаламу алейкум! Мне всегда говорили, что женщине лучше молиться дома. Раньше я не задумывалась, почему это так. Но недавно прочла на вашем сайте, что причина в том, что молящаяся дома женщина скрыта от посторонних и защищена от того, чтобы украшать себя для похода в мечеть.


Хотя эти причины мне понятны, хотелось бы узнать, есть ли ещё какое-то обоснование данному правилу. Правда ли, что женщина получит бóльшую награду, если будет молиться дома? Хотелось бы узнать, почему это так.

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, и только к верующим — на том.

Дорогая сестра, молю Аллаха, чтобы мой ответ застал вас в добром здравии и имане.

Спасибо за вопрос.

Почему женщинам лучше молиться дома?

Причины, которые Вы перечислили в своём вопросе, верны. Однако первым и самым важным основанием данного положения служат достоверные хадисы, в которых сказано, что женщине следует молиться дома.

Например, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва женщины в дальней комнате её дома лучше, чем молитва в моей мечети».

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что делают сегодня женщины, он запретил бы им посещать мечеть так же, как запретил это иудейкам».

Женщины получают за молитву дома такое же вознаграждение, какое мужчины получают за молитву в мечети.

Традиционно мусульманки оставались в своих домах, чтобы создавать для своей семьи атмосферу спокойствия и любви. Кроме того, необходимо защитить женщину от вредного воздействия и оскорблений, которым она может подвергнуться вне дома.

С практической точки зрения, женщине было бы трудно всегда посещать мечеть для молитвы. И этот момент учитывается Исламом. Если женщина занимается домашними делами и заботится о детях, ходить пять раз в день в мечеть будет для неё слишком тяжело.

Речь не идёт о том, что женщине в принципе запрещено бывать в мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не запрещайте верующим женщинам посещать мечети Аллаха. Если жена одного из вас просит разрешения пойти в мечеть, не следует отказывать ей»[1].

Шейх Фараз Раббани, отвечая на данный вопрос, особо отметил, что женщине можно пойти в мечеть в том случае, если она идёт туда получать религиозные знания либо ради духовного общения со своими сёстрами. Это может быть особенно важно для сестёр, живущих на Западе, потому что часто единственным местом, где можно встретить мусульманок, там является мечеть.

А Аллах знает лучше.

Вопрос:

Правда ли, что женщинам запрещено приходить на молитву таравих[2] в мечети? В чём мудрость этого запрета?

Что касается молитвы в целом, то женщина получает за молитву в глубине своего жилища большую награду, чем за молитву в мечети, а согласно одной из передач, большую награду, чем за молитву в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине[3]. Некоторые учёные указывали на то, что женщина получает за молитву дома такую же награду, как мужчина за молитву в джамаате.

Тем не менее, многие учёные, в том числе шейх Хасан аль-Хинди из Дамаска и муфтий Таки Усмани, подчёркивают, что, если женщина идёт в мечеть, чтобы получить ценные религиозные знания (или другую пользу для своей религии), которые нельзя получить больше нигде, поход в мечеть с данной целью становится для неё не только дозволенным, но и вознаграждаемым при условии, что там не будет смешения полов и, в связи с этим, фитны, а её поход в мечеть не помешает ей исполнять её основные обязанности (например, в случае замужней женщины).

Естественно, посещение мечети должно соответствовать всем нормам Ислама: необходимо, чтобы женщина была правильно одета, добиралась до мечети подходящим безопасным способом, не отправлялась туда одна ночью и избегала смешения с мужчинами.

А Аллах знает лучше.

[2] В месяц Рамадан.

[3] Имеется в виду, что достоинство этого места очень велико.

Добавить комментарий