Что случается с нами по молитвам святых

Православная Жизнь

Каждый из нас, молясь Богу о чём-то важном, сталкивается с разнообразными трудностями.

Первая из них – маловерие. Человек может не ощущать Бога и не верить, что Тот хочет нам помочь.

Вторую трудность представляет собой мысль, которую нам приносит враг. Звучит она так: «Бог услышит всех, но только не тебя. Бог поможет всем, но только не тебе».

Против маловерия мы можем употребить средства укрепления веры. Против этой мысли мы можем бороться отвергая её и вспоминая, что ни один человек из тех, кто понадеялся на Бога, не постыдился.

Но есть ещё одно – мы, молясь о чём-то очень важном для нас, очень хотели бы, чтобы наша молитва обязательно была исполнена. И Христос по милости Своей знает это желание нашего сердца. Он даёт нам средства и способы, с помощью которых молитва обязательно будет исполнена.

Условия, при которых наша молитва будет исполнена, – святоотеческое учение. Откуда оно пришло к нам? Святой Иоанн Кассиан Римлянин, ученик святого Иоанна Златоуста, много лет путешествовал по египетской пустыни, которая в то время была густо населена множеством святых старцев-монахов. Иоанн Кассиан жил с ними, слушал их наставления, которые зиждились на практике христианской жизни и на деятельно обретённом богообщении. У этих святых подвижников Иоанн Кассиан и узнал, как сделать, чтобы молитва была обязательно исполнена Богом. Позднее он изложил эти наставления в книгах. Все они – не кабинетные философские изыскания, но опыт, обретённый святыми на своём пути ко Христу. Важно также то, что для исполнения молитвы не требуется одновременная совокупность всех пяти способов, достаточно даже одного, поэтому каждый может выбрать способ по своему сердцу.

Вот эти способы.

Когда двое или трое просят об одном

Основанием его можно считать слова Христа «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».

Душа любого одного человека значит для Бога столько же, сколько все души вместе. И боль любого одного человека значит для Творца столько же, сколько общая боль всей планеты. Так всегда бывает по отношению к любимому, а Бог умеет любить. Когда же несколько человек просят об исцелении одной боли – это как если бы несколько детей просили свою маму им помочь в одном деле.

В Писании есть примеры исполнения такой молитвы, которая в буквальном смысле меняла волю Божию. Один из них – в Книге пророка Ионы, который возвестил жителям Ниневии, что за их грехи город будет разрушен. И жители стали каяться, поститься и молиться – и Бог сохранил город.

Другой евангельский пример – четверо друзей парализованного человека приносят его ко Христу, Тот исцеляет больного по вере их.

А вот современный случай. Один жестокий муж занимался бизнесом и заставлял помогать себе свою жену. Если та ошибалась в счёте денег (а она была бухгалтером), он её жестоко бил. Однажды случилось так, что женщина потеряла 4000 тысячи гривен (это было в 2003 г., на то время очень большие деньги). Её сын, служитель Церкви, узнав об этом и понимая, что жестокий муж-садист будет бить его маму, попросил помолиться о ней вместе с ним своего друга, тоже служителя Церкви. Они вдвоём молились, чтобы злой человек не побил эту женщину. Потом она рассказывала, что когда муж узнал о пропаже, он в ярости бегал вокруг неё, нецензурно ругался, орал и замахивался, но так и не ударил. Для мамы и обоих служителей Церкви это было явным чудом, потому что до этого злой муж бил её по любому поводу.

Подобных историй, когда по молитве нескольких человек Бог посылает Свою помощь, очень много и в церковной истории, и в современности.

Настойчивость в прошении

Когда мы постоянно просим об одном и том же. В Евангелии есть эпизод, когда хананеянка (язычница) долго просила Христа, чтобы Он исцелил её дочь. Христос не делал этого, а потом даже отказал ей, но она продолжала просить – и Спаситель исцелил её чадо.

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:22–28).

Бог добр и подаст нам то, что мы просим. Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если мы не можем ничего другого, то можем, по крайней мере, неотступно просить Бога о том, чего хотим. И Он обязательно исполнит молитву.

Один монах из Никольского монастыря сравнивал это с тем, как если мы пришли к начальнику и подали ему прошение, а он по каким-то своим соображениям тянет с его исполнением. Если нам это надоест и мы заберём прошение, то ничего и не получим. Поэтому прошение должно лежать на столе у начальника до тех пор, пока он не обратит на него внимания и не подпишет его.

Пример хорош, но Бог для нас не начальник, а родной. И мы можем прося Его довериться Ему, что Он всё нам подаст.

Многие девушки, по несколько лет молящиеся Богу, чтобы Тот подал им мужа, рассказывали, что уже и отчаялись в получении просимого, а потом Всевышний всё равно подавал им мужа.

Для Бога не ценно то, ради чего мы не боролись. Наша молитва за обретение чего-то важного есть наша борьба. В этой борьбе Творец на нашей стороне.

Одна светлая христианка-психолог хотела найти работу по специальности. Она желала консультировать людей и решать их проблемы, что очень хорошо умела делать. Но священники не предлагали ей стать приходским психологом, потому что никогда не слышали о такой практике (она только начала появляться в России, а в Украине такого практически нет). 6 лет женщина молилась об обретении работы. И в конце концов совершенно неожиданно ей предложили работу в двух местах – в храме и православном семейном центре. И там и там она психолог. И там и там она нужна. И женщина осознаёт, что работа её вымолена ею и теми, кто о ней молился. И это только увеличивает её великую благодарность Богу.

В получении просимого нам мешает недоверие Богу, недоверие в том, что Он подаст нам просимое. С недоверием нужно бороться как с духовной болезнью.

Вот несколько способов этой борьбы:

1.Один мудрый священник предлагает в момент нашего недоверия молиться Христу такой молитвой: «Господи, вручаю себя Тебе».

2. Православный европейский психолог Евгения Камышева советует нам в момент недоверия подумать, каков Бог и как он к нам относится. Можно также смотреть на икону Христа. Тогда душа ощущает, что Творец не может обмануть.

3. Помогает последовательное повторение таких фраз:

Я верю в Бога.
Бог есть любовь.
Я доверяю Богу.
Я доверяюсь Богу.
Я доверяю Ему.

Милостыня как молитва

То есть когда мы, подавая милостыню, подаём её за что-то. Такой же способ описан и у аввы Дорофея. Когда человек подаёт милостыню и мысленно говорит, допустим: «Господи, это за спасение моих детей». И Бог спасает его детей. Или: «Это за сохранение корабля в море». И Всевышний сохраняет корабль в море. Или: «Это за изобилие моего урожая». И Творец дарует изобилие урожаю.

К этому же способу может относиться и жертва за другого. К примеру, когда к Паисию Афонскому пришёл отец больной девочки, старец сказал: чтобы девочка исцелилась, отец должен пойти на жертву, например – отказаться от страсти курения. Отец так и не отказался, и девочка не исцелилась.

Этот способ, способ добиться своего через милостыню, очень действенный.

Вот история из Валаамского патерика:

«Жил в Петербурге один добрый и благочестивый вельможа. Имел он дом, множество друзей. К сожалению, он имел несчастье подвергнуться немилости государя: на него возвели какую-то клевету, отдали под суд, и дело грозило тюрьмой. Несчастный вельможа заболел и слег от горя в постель. Все прежние друзья от него отвернулись.

В это время приехал в Петербург строгий подвижник Валаамского монастыря отец Назарий. Он был знаком с нечастным вельможей и зашел утешить его в скорби. Несчастная супруга хозяина бросилась в ноги отцу Назарию и взмолилась:
– Помолись, отец, чтобы дело моего мужа получило добрый исход.
– Хорошо, – ответил старец, – конечно, надо молиться Господу, но необходимо попросить ходатайства и приближенных государя. Дайте мне немного денег, я сам попрошу их за вас.
Старцу подали золота.
– Нет, – сказал он, – это мне не годится. Нет ли медных или мелкого серебра?
Подали тех и других. Отец Назарий взял деньги и ушел.
Поздно вечером он опять пришел к вельможе и спокойно сказал:
– Все царские приближенные обещали похлопотать за вас; успокойтесь и ждите радостных вестей.
И действительно – старец еще сидел у постели больного, как последний получил известие о благополучном окончании его дела. Радостная весть благотворно подействовала на больного. Вельможа начал благодарить старца и просил его сказать, кто из приближенных государя принял наибольшее участие в его беде, за кого ему надлежало молиться и кого благодарить. Только тут открылось, что отец Назарий ни у кого из ближних к государю людей не был. Вместо этого он целый день ходил по улицам города и раздавал бедным деньги, взятые им у вельможи.
– Итак, благодарите Господа, – сказал в заключение старец. – Он, Милосердный, внял молитвам убогих и положил на сердце доброму государю еще раз пересмотреть ваше дело. Да не забывайте и вельмож Господа – ваших благодетелей, нищих и убогих. Их молитва многое может пред Престолом Божиим!»
Христос говорит: то, что мы сделали кому-то, мы сделали Ему Самому. Когда мы вносим радость в жизнь другого человека тем, что ему помогаем, Бог в добром смысле становится нашим должником. А Он знает, как вернуть этот долг. Он знает, как подать нам радость и то, чего мы хотим и ждём.

Желает ли Бог мне счастья? Да. Он мне хочет счастья вне страсти.

Старец Тихон Агриков: «Бог устраивает жизнь каждого по тайному желанию сердца человека». А значит, то, чего я хочу, учтено и будет подано мне, но, насколько это возможно, вне страсти.

Старец Амфилохий Патмосский говорит, что в молитве мы можем выпросить даже изменения намерения и мыслей других людей.

Одна девушка как-то поссорилась с парнем, и он ей больше недели не звонил. Она изводилась и просила друзей помолиться, чтобы он позвонил. А парень всерьёз был намерен расторгнуть отношения. Но молитва что-то поменяла в нём, и он позвонил.

Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении».

И Он действительно стремится нам помочь задолго до того, как мы Его позовём.

Авва Дорофей: «И Сам Господь сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6:36). Не сказал: поститесь, как Отец ваш Небесный постится. Не сказал: будьте нестяжательны, как Отец ваш Небесный нестяжателен. Но что говорит?
– «Будите милосердии, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть», потому что эта добродетель особенно подражает Богу и уподобляет Ему человека. И так всегда должно взирать на эту цель и разумно делать добро: и в цели милостыни есть различие. Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает его корабль. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его».

Праведная жизнь просящего

В Евангелии есть слова: «много может усиленная молитва праведного». Из опытов мы знаем, что это действительно так, потому что праведный будет больше желать, чтобы помочь нам, чем себе самому. Он нашего спасения и нашей радости будет искать больше, чем своих собственных. И поэтому мы можем на него положиться: он обязательно вымолит для нас радость и мир. Его праведность и любовь к людям являются залогом того, что он будет услышан и его молитва будет исполнена.

Однако Бог любит равной любовью и праведника, и грешника. Поэтому святой Силуан Афонский говорит, что «Господь слышит молитву и грешника, если грешный смиряет себя». Есть много примеров, когда грешный человек молился – и Бог совершал чудеса по его молитве.

Андрей Ткачев рассказывал такую историю, произошедшую в XX веке во Франции. Насельницы одного из публичных домов были девушками верующими и благодарили Бога за то, что Он их терпит. А у охранника дома росла слепая девочка по имени Эдит. Все девушки, работавшие в этом публичном доме, дорожили Эдит, потому что она напоминала им о семье, которой у них не было. Одна из них как-то сказала: «Я бы всё отдала, только бы эта девушка прозрела». То же повторили и все остальные. Они взяли девочку с собой в монастырь и молились там о ней. Когда девушки шли обратно, девочка прозрела. А была это знаменитая Эдит Пиаф.

Исполнение молитвы ради страдания человека

Человеку может быть настолько больно и плохо, что он обращается к Богу уже не со словами, но с криком. Человек кричит, что не может больше выносить свою боль. И Творец немедленно помогает.

Одна добрая девушка никак не могла оставить привычку раздражаться на маленьких детей. Она молилась об избавлении от раздражения, но ничего не помогало. Однажды её старший четырёхлетний сын толкнул двухлетнюю сестричку, и та упала. Девушка стала наказывать сына, но заметила, что у дочери в результате падения остановилось дыхание. Малышка умирала. Девушка в ужасе бросилась к иконам и стала кричать Богу, чтобы Он не попустил смерти девочки. В это время муж оказывал дочери медицинскую помощь. И девочка пришла в себя.

Священник Артемий Владимиров рассказывает о своей бабушке такую историю. Она жила в блокадном Ленинграде. У неё были дети. Когда последняя еда закончилась и она ничего не смогла принести съестного с работы, то подошла к иконе Святителя Николая и возмущённо вскрикнула: «Святой Николай! И ты спокойно смотришь, как мои дети умирают от голода! Как ты можешь на это смотреть спокойно!» После этих слов девушка выбежала из дома, чтобы броситься в реку и утопиться. На пороге дома она увидела пачку денег. Этой суммы им хватило до самого конца блокады.

Как говорит святой Григорий Богослов, Богу неугодно, чтобы мы страдали. И Он помогает тогда, когда нам кажется, что надежды на помощь уже нет. И всё-таки мы обращаемся к Нему. Это и есть надежда за пределом надежды, и она всегда исполняется. Это как крик к любимому о помощи. Любимый не может не прийти на помощь.

Когда кто-то любящий просит о ком-то любимом

Этот способ не относится к тому, что описано у Иоанна Кассиана Римлянина, но мы отнесем его к способам святоотеческим. Основанием для этого нам служит Евангелие и сама жизнь.

В евангельский период жизни Христа Он исполнил не все молитвы. Не явил фарисеям чудо по их просьбе, не послушал Петра, когда тот просил Его сойти с Крестного пути. Но была в Евангелии такая молитва, которая повторялась в разных ситуациях и исполнялась Христом всегда. Это молитва кого-то любящего о ком-то горячо любимом.

Никогда Бог не отказывал исполнить такую молитву, хотя, бывало, не всегда сразу исполнял её.

Так же происходит и в нашей жизни. Молитва с глубочайшим состраданием о ком-то не может быть отвергнута Всевышним. Молитва с сердечной болью о страдальце и есть высшая сердечная молитва. Образ её – молитва матери. Та молитва, которая всегда исполняется, хотя и не всегда сразу. Если у нас есть друг, который так молится о нас, всё обязательно будет хорошо. Так молятся старцы, мамы о детях и те, кто кого-то любят.

Если мы вполне можем положиться на чью-то любовь, то можем положиться и на его молитву. Он не отойдёт от Бога, пока не выпросит для нас радость.

В романе Э. М. Ремарка «Три товарища» есть такой эпизод. Главный герой со своей невестой в санатории в горах, и у неё начинается приступ туберкулёза. Срочно нужен врач, а все врачи в Берлине за сотни километров. Врачебная помощь должна быть оказана в течение нескольких часов. Тогда главный герой звонит своему другу и говорит: «Мне нужен здесь врач через три часа». Друг отвечает: «Хорошо». Главный герой кладет трубку со словами: «Хотя это и невозможно, но я знал, что врач обязательно будет здесь через три часа». Потому что он знал: друг сделает для него всё. И он во всём положился на друга. Тот действительно привёз врача через три часа.

Это пример того, как любящий нас может выпросить нам у Бога даже то, что абсолютно невозможно.

Бог действительно нас слышит и больше нас хочет, чтобы всё у нас было светло и хорошо.

Святой Силуан Афонский: «И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы».

Святой Силуан Афонский: «Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь дает скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога».

Читайте также:  Для чего молиться святой павел

Святой Силуан Афонский: «Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы».

Как правильно молиться дома

Зачем нужно молиться дома?

Но ведь Господь видит и слышит нас везде, где бы мы не находились и что бы не делали, и Ему не важно, стоим мы перед иконой или готовим дома обед. Поэтому не стесняйтесь всегда говорить с Ним: хотите пожаловаться на судьбу — расскажите Богу о своих проблемах, случилось в жизни радостное событие — поблагодарите, имеете какую-то нужду — выскажите свою просьбу. Ведь сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7).

Для верующего человека молитва — это естественное состояние и потребность общения с Богом. Пока мы находимся на улице или на работе, нас постоянно отвлекают какие-то дела и заботы, а вот дома — утром и вечером — можно немного отдохнуть от дневной суеты и спокойно пообщаться с Богом и святыми. Вспомнить, что хорошего случилось за день и поблагодарить за это или подумать в чем согрешили и попросить прощения, искренне раскаявшись. И не сомневайтесь, вы будете услышаны.

Как правильно молиться Богу

«Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6).

Вспомните себя в детстве. Вы приходили к родителями и просили у них чего-то, твердо веря и зная, что они помогут, защитят и никогда от вас не отвернутся. Или извинялись за какие-то свои проступки, тоже не сомневаясь в том, что родительская любовь простит все. А если отцы и матери любят нас так сильно, то сколько больше любовь небесная!

Но все же, как и в обычном общении, в молитве мы должны придерживаться определенных норм.

Во-первых, необходимо по возможности выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило (подробнее мы об этом поговорим ниже). Во-вторых, молитва не должна быть «для галочки». Можно знать наизусть десятки текстов, но всякий раз тарабанить их, не вдумываясь в смысл. Молитва — не заклинание, это осмысленный разговор с Богом. Но кому понравится собеседник, находящийся мыслями где-то далеко, а на вопросы отвечающий рассеянно?

Сами молитвы следует брать из проверенных источников, желательно из специальных молитвословов, купленных в церковных лавках. Интернет для этого крайне ненадежен, там распространяется множество неизвестно кем написанных текстов, имеющих массу грубых догматических нарушений, в то время как любая молитва из православных молитвословов всегда имеет автора.

Стоит избегать всевозможных излишне эмоциональных состояний во время молитвы: эйфории, умиления. Все это относится к разряду прелестей — на пользу душе не идет, а вот тщеславие может разбудить: мол, я уже достиг высокого уровня просветления, можно сказать, почти святой.

Молиться нужно не только утром и вечером, а по возможности перед едой и перед началом всякого дела. В первом случае — это благодарность Богу за то, что мы не голодаем, а во втором — просьба о помощи в вашем начинании.

А вот если говорить об обязательности исполнения всех молитвенных правил, то тут мнения святых отцов разнятся. Некоторые настаивают на том, что молиться нужно обязательно, поскольку это еще и дисциплинирует человека, а другие полагают, что если совсем нет возможности прочитать объемное правило, то ничего не случится. Главное, не злоупотреблять этим и всякий раз не выискивать поводы для того, чтобы не молиться.

Читать молитвы можно как вслух, так и про себя — как кому удобнее. Делать это лучше всего перед иконами, которые есть у любого верующего человека. Хорошо, если в доме оборудован красный угол — место, где висят образа и горит лампада.

Чудесные случаи. Помощь по молитвам

Верующая душа жаждет чуда. Она верит в то, что Творец, создавший все, в том числе физиче­ские законы, по которым существует мир, в лю­бой миг может явить человеку Свою власть над этими законами.

Чудесных случаев на войне было много. К со­жалению, многие из них, наиболее популярные в народе, ставшие мифами и легендами, не име­ют документального подтверждения. Но суще­ствует множество рассказов и свидетельств том, как на войне человек соприкасался с чудом.

Офицер запаса Борис Васильевич Папенко с добровольными помощниками решил соста­вить свод чудесных случаев, произошедших на войне. Таким образом собрано почти 1000 свиде­тельств по разным источникам, которым можно доверять. Борис Васильевич рассказывает, что случаев, «в которых как бы нет церковной атри­бутики, но где явно действует промысл Бо­жий», — таких случаев запредельное количество. «Возьмем только письменные источники, — про­должает он. — В Российской библиотеке находит­ся около 700 000 книг о Великой Отечественной войне. По моим прикидкам, в них описано около 1 000 000 необычных явлений. Это то, что зафик­сировано. А ведь большинство испытавших на себе помощь Божию молчали или рассказывали только близким родственникам.

Чаще всего подобные случаи происходили с людьми нецерковными, которые в довоенное время получили атеистическое воспитание и настрой. Многие даже были партийными. Но когда они после войны давали в печать свои воспоминания, то фактически говорили о про­мысле Божием, хотя многие и называли это судьбой.

Родственник моей жены был начальником эвакогоспиталя, в 1941 году они попали в окруже­ние и 600 километров выводили санитарный эшелон по тылам врага.

—Борис Николаевич, ну как же у вас получи­лось? Ведь это ж паровоз, его надо заправлять водой, топливом. 600 километров — не шутей­ное расстояние. В сегодняшнее время, я слышал, 200 километров пробег — и уже меняются брига­ды. А там раненых кормить надо было, и не свер­нешь ни на тропинку, ни на лужайку — это ж рель­сы. К тому же немцы двигались на восток как раз вдоль железных дорог, для танков это удобно было.

— Согласен, — отвечал тесть, — но хочешь верь, хочешь не верь, а именно так было, как я говорю.

В армии действительно случаются вещи, в ко­торые не сразу поверишь. Служить мне довелось в авиации, и там такое происходило, что промеж собой мы называли авиацию «страной чудес». Кстати, из собранных мной военных случаев, а их несколько сотен, многие относятся к авиации.

Каждый случай уникален.

Скажем, самолет взрывается на собственных бомбах и кто-то из членов экипажа остается жив. Сторонний наблюдатель, не служивший в ВВС, скажет: «Повезло». Но какое тут везение?! Чело­веку везет, когда у него мало шансов, но удача все же выпадает. А тут — вообще никаких шансов. Взрыв — это сотни тысяч атмосфер, перепад дав­ления, это запредельная температура, это оскол­ки, в конце концов. А если посмотреть на схему самолета, в частности, Су-2 — там же экипаж си­дел на бомбах. И вот представьте: от попадания зенитного снаряда бомбы взрываются, и летчик оказывается в воздухе в одном комбинезоне, со­вершенно невредим. Ладно, закроем глаза на поражающую силу взрыва, но как он из самолета- то выбрался? Человеку, далекому от авиации, трудно представить. Во-первых, летчик сидит в кабине, притянутый привязными ремнями к сиденью. Привязная система очень крепкая и надежная, рассчитана удержать пилота в крес­ле в случае вынужденной посадки. Кроме того, летчик привязан к парашюту. Ноги его стоят под приборной доской, на педалях — и тоже под рем­нями. И вдруг он в один миг от всего этого осво­бождается.

Летчик с высоты без парашюта падает на зем­лю — и снова живой! Это вообще в голове не укла­дывается. Я-то хорошо знаю: когда человек, у ко­торого не раскрылся парашют, ударяется о землю, он превращается в кожаный мешок, наполнен­ный костной мукой. Страшно смотреть. А ему хоть бы что! Сутки лежит в снегу, пока его не об­наруживают свои. Отделывается только тем, что отмораживает руки-ноги.

Если проследить всю цепочку событий, про­считать вероятность случайностей, то перед нами предстанут величины, совершенно несо­вместимые с нашим естественным миром. Явно, что этого человека хранил Господь. Почему? Это­го мы не знаем. Возможно, он сам молился, воз­можно, за него молился другой. Вот такие случаи я и собираю.

Среди фронтовиков бытовало выражение, что в окопах неверующих нет. А потом, наша во­енная сила ведь состояла из семей — мужики ушли на фронт, но матери, жены за них моли­лись, были с ними со своей молитвой. Я знаю случай, когда в Молдавии люди молились о сво­ем постояльце, который жил в их хате, и прямо ему говорили, что все молятся за него — братья, сестры, сами хозяева дома. А постояльцем был военный летчик, и с ним просто чудеса проис­ходили.

И сами летчики тоже молились: пилот, несмо­тря ни на какие СМЕРШи и парторганизации, перед взлетом перекрестится, задвинет фонарь кабины — и пошел.

Были православные и просто фаталисты — но неверующих не было. Основная масса Героев Со­ветского Союза состояла из людей, которые счи­тали, что если им суждено погибнуть, они погиб­нут при всех раскладах, а если назначено свыше, то будут жить.

Один маршал авиации в своих военных мемуа­рах рассказал, как он чудесным образом спасся от вражеских бомб. Рассказ он начинает со слов: «Я не набожный, я убежденный атеист, и все-таки жизнь заставила меня посмотреть на некоторые события. » Заканчивает же так: «Что это — слу­чай или судьба? Дидактические наставления в та­ких случаях отсылают в сторону познания специ­алиста и его опыта. Все это так. Но ведь есть что-то и от везения, от судьбы. Согласен заме­нить слово «судьба» другим равнозначным по смыслу, лишь бы сам смысл не менялся по суще­ству». Маршал мог бы написать «промысл», но в ту пору такое не напечатали бы.

. Я много читал определений чуда — и по по­воду мироточивых икон, и благодатного огня, и неожиданной помощи свыше. И четко знаю: это невоспринимаемое, не укладывающееся в сознании совершение. Оно может быть разным, но сознанием понять его невозможно. Его надо при­нимать таким, какое оно есть.

Ноябрь 44-го. 1229-й гаубичный артиллерий­ский полк.

Свидетельствует полковник, бывший коман­дир батареи, Герой Советского Союза: «Накану­не Октябрьского праздника в батарею принесли подарки. Среди них оказалась посылка с тради­ционным адресом «Самому храброму бойцу». Пришлось голосовать. Единодушно присудили по­дарок телефонисту Григорию Турянчику, очень скромному парню, отчаянному и смелому в бою. Учли и то, что Григорий болезненно переживал разлуку с женой. Его ранило под Ораниенбау­мом, долго лечился, потом попал в другую часть. А жена в это время эвакуировалась из Ленингра­да, так и потеряли друг друга.

Под любопытными взглядами Турянчик вскрыл ящик, сверху лежала записка.

— Читай вслух, — потребовали друзья.

«Дорогой боец, — начал читать Григорий, — прими привет из глубокого тыла. Очень прошу сообщить, не встречал ли ты часом солдата Гри­гория Турянчика. С глубоким уважением, Елена Турянчик».

И адрес. Чудо да и только. А еще говорят, что чудес на свете не бывает.

Действительно, вероятность этого события — первая цифра в шестом знаке после нуля, если говорить по-научному. А по-простому — чудо» (М. Выгин. Божья помощь на войне).

Еще один случай, рассказанный Борисом Васи­льевичем Папенко. Молодой летчик — совершен­но неопытный, попавший за штурвал боевого самолета после ускоренной подготовки, — вы­полнял ночной полет. Случилась поломка. Надо садиться. А куда? Землю покрывает мрак, ничего не видно. Не ведомо, что творилось в душе юноши, но самолет благополучно приземлил­ся. Наутро обнаружилось, что посадочной пло­щадкой был. глубокий овраг. Каким-то обра­зом летательный аппарат вписался в его изгибы, даже не поцарапав крылья. Чтобы выкатить са­молет обратно, техникам пришлось разобрать его на части — он никак не проходил через горло­вину оврага. Математическая вероятность такой посадки практически равна нулю, но факт есть факт. (М. Сизов. Правда без прикрас).

А вот о каком случае поведал протодиакон Ни­колай Попович: «Протоиерей Александр Ветелев, профессор Московской духовной академии и мой духовный родитель, который привел меня когда-то в лоно Церкви, был настоятелем храма на Новодевичьем.

Однажды к нему подошел мужчина, по вы­правке военный. Он сказал:

— Я — полковник авиации и поражен следую­щим фактом. Мы наступали в Эстонии и полу­чили приказ разбомбить Пюхтицкий мона­стырь. Нам донесли, что там сидят немцы. Посылаю туда звено бомбардировщиков. Летчи­ки возвращаются и говорят: «Товарищ полков­ник, мы идем в пике, кидаем бомбы, а они летят в сторону. » Я им: «Вы что, пьяные?! Этого не может быть! Если самолет пикирует, бомба идет строго по пике самолета, это знает каждый». И тогда я сам сажусь в самолет, берусь за штур­вал, пикирую, посылаю бомбу, а она. летит в сторону. Я вижу это собственными глазами.

И только когда пехота уже прошла это” место, я доехал на машине до монастыря. Смотрю — а там одни монахини. «Вы что, — говорю, — здесь делали?» — «Молились». — «Кому?» — «Нашей Хозяйке». — «А кто ваша Хозяйка?» — «Царица Небесная, Матерь Божия». — «А кто у вас во гла­ве?» — «Наша матушка старенькая, игуменья. Мы все стояли и молились. Знали, что Матерь Бо­жия нас защитит».

В 60-х годах я был в Пюхтицах и видел воронки от бомб, которые легли за оградой монастыря. Вот вам и чувства этого полковника. Когда он бомбил, то не ощущал, что уничтожает святую обитель. Он просто вышел на задание по приказу. А вот когда он увидел, что бомбы, направленные его же соб­ственной рукой, не поразили цель, а непостижи­мым образом легли рядом, то вся его душа изме­нилась и приблизилась к Богу. Поэтому-то он по­сле войны и пришел к ба­тюшке уже как верующий человек. Он лично убе­дился в том, что некий суровый и казавшийся совершенно непоколеби­мым естественный закон был явно нарушен незри­мой силой молитвы. Тон­ны смертоносных бомб, как пушинки, изменили траекторию движения» (Протоиерей Михаил Ходанов. Протодиакон Нико­лай Попович. Путь фрон­товика).

Молитва в Кенигсберге

Знаменитое чудо в Кенигсберге — явление немцам Божией Матери, Мадонны, после молит­вы перед Казанской иконой наших войск — опи­сано в церковной литературе не однажды. Но было оно или нет?

С одной стороны, участники штурма отрица­ют это чудо. Петр Кириченко, кавалер 6 орденов и 19 медалей, в том числе медали «За взятие Ке­нигсберга» писал в газете «Аргументы и факты» за сентябрь 2004 года: «В «АиФ» № 18 с. г. была опубликована статья Марии Март «С иконой — к победе», где автор заявляет, что штурм Кениг­сберга удался лишь благодаря чудотворной силе Казанской иконы Божией Матери. Как непо­средственный участник тех событий утверждаю: это не соответствует действительности. Коман­дующий 3-м Белорусским фронтом Маршал Со­ветского Союза А. М. Василевский сосредоточил там войска четырех общевойсковых армий (свы­ше 137 ООО человек), около 52 ООО орудий и ми­нометов, 538 танков и самоходных орудий, а так­же 2400 самолетов. Превосходство наших войск над противником было многократным, ни о ка­ком ожидании нашего «страшного поражения» не могло быть и речи. Сигнал к началу общего штурма Кенигсберга был дан не после того, как в результате применения иконы “стрельба с не­мецкой стороны резко прекратилась, словно оборвалась”. Огонь с немецкой стороны прекра­тился лишь тогда, когда наши войска с немалы­ми потерями преодолели сопротивление врага и полностью овладели городом».

Тот бой действительно был страшным, и никто не станет отрицать мужества и героизма наших солдат. Но все-таки помощь Божия была очевид­на, и тому сохранились другие свидетельства.

Рассказывает священник Александр Лобан, настоятель храма святых первоверховных апо­столов Петра и Павла в рабочем поселке Лог Волгоградской епархии: «Я служил несколь­ко лет назад в одном из приходов Курской епар­хии, в поселке Белая Слобода. В нашем райцен­тре во время войны дислоцировалась одна из дивизий, ветераны которой и сейчас приезжают на места боев, чтобы вспомнить те героические годы. Я был приглашен на очередную их встречу в местном клубе.

Когда хор начал петь панихиду, все встали. По­сле ее окончания начал рассказывать о том, что раньше никогда не писали в газетах — о прозре­нии и обращении народа к Богу во время войны. Вспомнил и о молебне у стен Кенигсберга.

Как всегда в таких случаях, нашелся человек, который произнес:

— Ну, вот тут уж вы, батюшка, преувеличили.

И тут через толпу окружающих меня людей

протискивается один из ветеранов, который явно не слышал реплику моего собеседника, и со слезами начинает горячо меня благода­рить:

— Спасибо, батюшка! Вы знаете, я ведь сам был там, под Кенигсбергом. Это у нас служили молебен, я сам все видел.

Он говорил еще что-то, а я уже не видел его из-за слез» (А. Фарберов. Молебен у стен Кенигс­берга).

Матушка София (Ошарина) вспоминала: «Пом­ню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорус­скому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиацион­ного базирования) — находилось вместе с войска­ми Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло.

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдале­ния. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Бо­жией Матери. А вокруг бой идет, солдаты по­смеиваются:

— Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!

И только монахи запели — стихло все. Стрель­бу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались.

Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил:

Знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю. » (А. Фарберов. Молебен у стен Кенигсберга).

В осажденном Ленинграде голодные, ослабев­шие люди с великой верой припадали к сохра­нившимся в храмах чудотворным иконам. При­ходили они и к закрытой в 1940 году часовне Ксении Блаженной на Смоленском кладбище. Молились у закрытых дверей и по давней тради­ции писали записочки с просьбами и мольбами. Выжившие вспоминали потом, что детьми они воспринимали святую как реально существующе­го человека, живущего с ними в осажденном го­роде, ведь взрослые часто говорили: «Надо схо­дить к Ксеньюшке» или «Пойдем к Ксеньюшке, она поможет».

Читайте также:  Какому святому молятся о делах в торговле

Сохранились свидетельства о явлениях и по­мощи в годы войны преподобной Ксении Петербуржской не только жителям Ленинграда, но и воинам Красной армии, даже при освобожде­нии Праги в 1945 году.

Много верующих бывало и у окошечка усы­пальницы святого преподобного отца Иоанна Кронштадтского, люди молились великому чу­дотворцу.

Сохранились многочисленные легенды и пре­дания о чудесных явлениях, знамениях и помо­щи Божией, явленной в блокадном Ленинграде. Одна из таких легенд повествует об эвакуации людей из города катерами через Ладожское озе­ро. Накануне рейса три катера спешно загружа­лись, и на одном из них ходила с иконой какая-то старушка.

Капитан подошел в ней:

— Бабуля, не время с иконами ходить!

Та ответила спокойно:

— Сынок, делай свое дело, а я свое делать буду.

Загрузили катера людьми и поплыли. Начал­ся обстрел. Два катера сразу же пошли ко дну, а третий, со старушкой, уцелел. Уцелели и люди на нем. v

Некоторые верующие блокадники долгое вре­мя вспоминали о дочери священника, ходившей с подругами по Петроградской стороне с иконой Богородицы, обернутой в чистую тряпицу. Они обходили с молитвой целые кварталы, и ни один «замоленный» дом не был разрушен.

Верующая блокадница Н. М. Федорова по­ведала такую историю. Поздней осенью 1941 года в их семье не осталось никакой еды, и мать несколько дней варила старые газеты и давала их есть детям. Когда те совсем обесси­лели, она вышла на улицу и пошла как в забы­тьи, несмотря на артиллерийский обстрел. Пробегавший мимо матрос, желая спасти, тол­кнул ее, и мать упала на снег, а когда поднялась, увидела, что под ней лежали три иконы — Свя­тителя Николая, Иоанна Богослова и икона Бо­жией Матери, на которой было написано «Хлебная Пресв. Богородица». Женщина по­няла, что находка была не случайной, ведь ког­да она шла, ничего на земле не видела. Женщи­на подняла иконы, приложила к груди и побрела дальше. Она шла, пошатываясь. Ви­димо у нее был такой изнуренный вид, что про­езжавшая мимо машина остановилась. Из нее вышел незнакомый военный и дал мешочек с килограммом овса. Хлебная Богоматерь по­слала хлеб.

Мать с радостью пошла домой и накормила детей. И только этот мешочек спас их от голод­ной смерти. С тех пор Хлебную икону Божи­ей Матери хранят в семье как святыню и никогда с ней не расстаются.

Другой случай помощи святого старца приве­ден в литературе о преподобном Серафиме Вырицком: «В годы блокады семья Сошальских жила в Ленинграде. До войны Зоя Сошальская часто бывала в Вырице; во время бомбежек и ар­тобстрелов она взяла за привычку мысленно, а то и вслух повторять: «Батюшка отец Серафим! Спаси-помоги!»

После снятия блокады при первой же возмож­ности она отправилась к старцу. Придя в его дом на Майском проспекте, Зоя первым делом спро­сила:

— Батюшка, ты меня, наверное, уже забыл?

Старец с доброй улыбкой откликнулся:

— Где уж тебя забудешь! Надоела мне, кричав­ши: «Спаси-помоги, отец Серафим!»

Побеседовав с Зоей, старец благословил ее на принятие монашества в Пюхтицком монастыре и прибавил:

— Будешь еще в Иерусалиме игуменьей. — Но потом добавил: — Нет, хватит с тебя, пожалуй, и послушания казначеи!

Слова старца в точности сбылись».

Но самое большое чудо — это то, что в бло­кадном Ленинграде у людей в нечеловеческих условиях не угасла вера. Несмотря на запреще­ние в 1930-е годы колокольного звона, в Серафимовской церкви уцелели колокола. В начале войны прихожане разобрали пол и потолок, вырыли глубокие ямы и осторожно, с молит­вой, схоронили колокола. А через два с полови­ной года — утром 27 января 1944 года — радост­ное известие о снятии блокады собрало у храма обессиленных людей, которые в едином сти­хийном порыве сняли перекрытия, раздолбили мерзлую землю, достали и подняли колокола. Без всякого разрешения властей в Серафимовской церкви зазвонили в день прорыва блока­ды ровно в 16 часов. Люди сменяли друг друга, и звон колоколов не умолкал более суток» (Шкаровский М. В. Религиозная жизнь блокад­ного Ленинграда по новым документальным источникам).

И, конечно же, настоящим чудом была сама Победа, великое чудо любви и силы духа — то, что русский народ отстоял свою страну в беспри­мерно тяжелой кровопролитной войне и весь мир освободил от проклятья фашизма. Как ска­зал Михаил Илларионович Кутузов: «Если россы всегда будут сражаться за веру своих прародите­лей и честь народную, то слава будет вечным их спутником, и горе злодею, покусившемуся на хра­нимую Богом Святую Русь».

Источник: Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию. – М., “Эксмо”, 2014.

Почему мы молимся за усопших

Прошу всех и молю:
непрестанно о мне молитеся Христу Богу.
Стихира на последнее целование

У Бога все живы. Нашу веру, нашу духовную жизнь укрепляет живое сознание, чувство, что наши усопшие продолжают жить после смерти, только в иной форме, и не лишаются духовной близости с оставшимися на земле. Поэтому с ними не прекращается молитвенная связь Церкви воинствующей.

Пока человек жив, он способен каяться, творить добро. После смерти эта возможность исчезает, остается только надежда на молитвы живых, на их добрые дела в память усопшего. Преподобный Паисий Афонский говорил: «Подобно тому, как, навещая заключенных, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ».

Мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ

После смерти тела душа находится в преддверии или вечного блаженства, или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита жизнь на земле. Но и наши молитвы за усопшего имеют огромное значение. История Церкви сохранила много примеров, когда по молитвам живых облегчалась посмертная участь грешников, даже до полного их оправдания.

Обычай молиться за умерших существовал и в ветхозаветной Церкви, о чем свидетельствует Священное Писание. Во время освободительной войны во дни благочестивого вождя иудеев Иуды Маккавея, когда собирали тела погибших воинов, нашли у них под одеждами языческие талисманы. И сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех (2 Мак. 12: 40–42). А сам Иуда, собрав до двух тысяч драхм серебра, послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Мак. 12: 43–45).

Теплые молитвы Церкви способствуют тому, чтобы добрый начаток, семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена не успели достаточно раскрыться здесь, на земле, развивались под действием молитв и милости Божией, как развивается доброе семя в земле под действием солнечного тепла и влаги. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни.

Если же наши усопшие ближние достигают Царствия Небесного, они отвечают ответной молитвой о нас.

В описании жизни святителя Филарета, митрополита Московского, имеется такой случай[1].

Митрополиту была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то митрополит Филарет замедлил подписать эту бумагу. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят за провинившегося священника, называя его своим благодетелем.

Три раза вновь повторялся этот сон. Наутро митрополит позвал виновного, стал расспрашивать о его жизни и спросил, за кого он молится.

– Ничего достойного нет во мне, владыко, – смиренно отвечал иерей. – Единственное, что на сердце у меня лежит, – это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах.

– Ну, благодари их, – сказал провинившемуся митрополит Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещеваниями оставить свою слабость.

О молитве за усопших святой Паисий Святогорец рассказывал[2]: «Осужденные в аду – те, у кого есть немного любочестия, – ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи. Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То есть сейчас Бог дает этим осужденным людям благоприятную возможность получать помощь до тех пор, пока не наступит Второе Пришествие.

В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осужденному. Подобно этому, если человек “друг” Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осужденным усопшим перевод из одной “темницы” в другую – в лучшую, из одной “камеры” в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из “камеры” в какую-нибудь “комнату” или “квартиру”.

Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: “Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?” Однако, молясь за усопших, мы даем Богу “право” на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее “умиление” Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.

Старец Паисий Святогорец: «Панихиды, заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших»

Панихиды, заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада».

«Я знаю случаи, – продолжал старец, – свидетельствующие о пользе, которую усопшие получают от молитвы духовных людей. Один человек пришел ко мне в каливу и с плачем сказал: “Геронда, я перестал молиться за одного усопшего знакомого, и он явился мне во сне. “Ты, – сказал он, – не помогал мне уже двадцать дней. Ты забыл меня, и я страдаю”. И действительно, я забыл о нем как раз двадцать дней назад от множества забот, и в эти дни не молился даже о себе”».

«Если ты молишься об усопшем, – говорил старец Паисий, – то вместе с ним молись и о других усопших. Зачем поезду ехать в такую даль только с одним пассажиром? Ведь он может взять и других. Знаете, сколько усопших нуждаются в молитве? Несчастные просят помощи, и у них нет никого, кто бы за них помолился!»

Когда молишься о сроднике, помолись и о других – кого не знаешь и никогда не видел: они просят наших молитв

Именно таким усопшим, у которых уже нет на земле ни родственников, ни друзей, о них молящихся, Церковь посвящает два особых поминальных дня – две вселенские субботы: мясопустную и Пятидесятницы, когда мы, живые, пригашаемся вознести заупокойные молитвы прежде всего о всех вообще усопших. Этим Церковь напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братий во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже не зная их имен, мы должны молиться[3].

«Если бы перед нами отверзлась сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной мольбы к живым членам Церкви Христовой – мольбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами, – говорил архимандрит Кирилл (Павлов).

– Придет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: “Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя”. И напротив, как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших: “Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя”».

Молись за умерших, чтобы и они, когда достигнут блаженной жизни, молились за тебя.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!

[1] Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т. 1.
[2] Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Т. 4.
[3] Афанасий (Сахаров), святитель. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви.

Святая Матрона Московская

“Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам”

Каким образом святые слышат нашу молитву?

Каким образом святые слышат нашу молитву? Святому молятся миллионы, и каким образом он слышит каждого из них?

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.

Наши молитвы, каждого из людей, возносят ангелы. И как происходит, что святой слышит нашу молитву, когда к нему обращаются миллионы людей, это тайна, мы еще там не бывали, у нас нет такого опыта.

У нас есть опыт, что вот я молился, весь храм молится, по всем храмам молятся, и получаю ответ. Как это происходит? Ни один человек не может ответить, а что такое жизнь вообще? Не поддается объяснению. // Д. Смирнов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие разделы:

194 сообщений к “ Каким образом святые слышат нашу молитву? ”

Матушка Матронушка, моли Бога обо мне р.б.Сергее. Попроси прощения за все мои грехи и помоги избавиться от наркотиков, от боли. Я бросаю, потом не выдерживаю болей и опять снова наркотики. Пожалуйста помолись Господу Богу за меня. Приложите, пожалуйста мое письмо к мощам Блаженной Матронушке. Спасибо.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа , Аминь.

Святая блаженная Матрона Московская, благодарю тебя за то, что ты слышишь, видишь и помогаешь нам. Прошу тебя, святая Матронушка, помоги нести житейский крест рабу Божьему Антону и его жене рабе Божьей Ольге. Моли Господа нашего Иисуса Христа о том, чтобы Он помиловал их и помог справиться с болезнями. Чтобы Господь даровал их дочери Софии терпение в учении и послушание родителям. Аминь. Слава Богу за все!

Святая блаженная Матронушка Московская, благодарю тебя за то, что видишь, слышишь и помогаешь нам. Прошу тебя, святая Матроно, помогай рабе Божьей Натальи в воспитании её дочери Арины. Да дарует Господь Бог наш Иисус Христос, по твоим святым молитвам, Своей рабе Наталье крепость душевную и телесную, здоровье и силы нести материнский крест. Аминь. Слава Богу за всё!

Святая блаженная Матронушка Московская! Благодарю тебя за то, что видишь слышишь и помогаешь нам. Поздравляю тебя с праздником Рождества Богородицы Девы Марии! Аминь. Слава Богу за всё!

Святая блаженная Матронушка Московская! Благодарю тебя за то, что видишь слышишь и помогаешь нам. Прошу тебя, матушка Матронушка, молись непрестанно о всех семейных парах, которые не могут иметь детей. Пусть наш Всемилостивый Господь, по твоим святым молитвам, укрепляет их и помогает нести житейский крест. Аминь. Слава Богу за всё!

Святая Матушка Матронушка! Спасибо за всю помощь оказанную мне и моим близким людям. Прошу тебя убереги всех моих родных отр.Алексея млд.Софью млд.Максима Иулию Василия (Эдуарда) Александра Лидию Илью бол. Анастасию от болезней несчастий и бед. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Матушка Матронушка, большая помощница, ты мне уже помогла, помоги еще раз. Пусть муж мой р.б. Александр вернется в семью. Пусть все разлучницы отойдут от мужа моего. Помоги нам спасти нашу семью ради деток, ведь мы пример для жизни, ради нашей любви. Помоги Матронушка, спаси и сохрани нашу семью

Святая Матушка Матрона, моли Бога о мне грешном, Господь по святым Твоим молитвам да исцелит меня от заболевания моего, ещё молись ко Господу нашему, дабы не попустил мне впасть в уныние и отчаяние.

Матушка Матронушка, помощница наша. Благодарю тебя за то, что слышишь и помогаешь нам. Прошу тебя Матушка Матронушка Помоги сыну моему р б Максиму обрести семью. Попроси Господа нашего послать ему хорошую женщину. Чтобы у них появились детишки. Прошу тебя Матушка Матронушка помощница и защитница наша.

Святая блаженная Матрона Московская! Благодарю тебя за то, что ты видишь слышишь и помогаешь нам! Прошу тебя, матушка Матронушка, вознеси Богу нашему благодарение за то, что живы родители мои — отец мой Николай и матерь моя Любовь. Слава Богу за всё. Аминь.

Благодарю тебя Матронушка за твои молитвы и твое ходатайство о нас! Благодарю Господа за все! Слава Богу за все! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

Святая блаженная Матрона Московская! Благодарю тебя за то, что ты видишь, слышишь и помогаешь нам! Прошу тебя, матушка Матронушка, молись Богу нашему, чтобы Он защитил всех людей от коронавируса. Молись Богу чтобы Он избавил нас от дьявольской паники и страха. Да будет всё так, как угодно Богу нашему. Аминь. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!

Святая блаженная Матрона Московская! Благодарю тебя за то, что ты видишь, слышишь и помогаешь нам! Прошу тебя, матушка Матронушка, молись Господу нашему Иисусу Христу о людях, которые работают на православном телеканале «Союз». Пусть Господь, по твоей молитве, дарует им крепость духовную и телесную, здоровье и силы нести ответственный крест. Аминь. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!

Святая блаженная Матрона Московская! Благодарю тебя за то, что ты видишь, слышишь и помогаешь нам! Прошу тебя, матушка Матронушка, молись непрестанно Богу нашему Иисусу Христу о брате моём Владиславе, жене его Екатерине, крестнике моём Андрее и о всех семейных прах, которые не могут иметь детей. Аминь. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Читайте также:  Как молиться святым до их канонизации

Ес­ли обы­мут тя скор­би – ра­дуй­ся, ибо ты тог­да идешь ис­тин­ным пу­тем. А кто не от­бе­га­ет от скор­бей и не­сет оные по си­ле, тот и по­лу­чит Царство Веч­ное.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

апрель ← →

пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Поклоны

О преклонении колен в церкви есть написано в Уста­ве, по каталогу можно найти главу о сем и прочитать; в субботу, в воскресенье и во всю Пятидесятницу не велено преклонять колен, кроме прича­щения Святых Тайн, когда к оным подходят. За непре­клонение колен ты не дашь ответа, а когда не смиря­ешься, не терпишь и не имеешь любви, взыщется (преп. Макарий).

Исполнив под Благовещение пятисотницу с земными поклонами, ты спрашиваешь, должно ли под такой великий праздник класть земные поклоны. Когда бывает бдение, то земные поклоны оставляются (преп. Иларион).

Помянник читать да благословит Бог, а поклоны зем­ные, полагаемые на помяннике, клади по силам смотря, — с больного не взыскивают (преп. Анатолий).

Покой

Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29). Видишь, чему более повеле­вает Господь научатися — смирению и кротости, кото­рые только могут нас успокоить, но наука эта не от одного раза и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощью Божиею (преп. Макарий).

. Когда смиришься, и получишь мир и успокоение. (преп. Макарий).

Ты думаешь, вышедши в другой монастырь, успокоить­ся: кто знает, найдешь ли покой? Покой обретается в сми­рении, так нас Господь научил (Мф.11, 29). Не смотри на чужие немощи, а внимай себе и сопротивляйся страстям, проси Божией помощи, и Господь вразумит тебя и укрепит тебя в истинном пути (преп. Макарий).

. Чтобы не иметь никакой скорби и вдруг получить спокойствие — это отнюдь не возможное дело; когда все страсти победим, уничтожим гордость и стяжем смирение, тогда обрящем и покой, ибо и Господь повелел учиться от Него кротости и смирению, для обретения покоя (Мф.11, 29) (преп. Макарий).

. Мы, осуждая других, себя мним нечто быти и лиша­емся спокойствия; вы знаете Господнее слово: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29), то если не имеем спо­койствия душевного, значит, не имеем смирения и крото­сти (преп. Макарий).

Вы желаете спокойствия и мира душевного, но никак не можете его достигнуть. О! это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного. (Мф.11, 29). А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь, прежде крестной смерти Своей, много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем, и нам оставил Собою образ, да последуем сто­пам Его. Еще скажу вам: мир и спокойствие есть вели­кая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы — духовные воины —- должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смире­нием, обвинять себя, а не других, и умалив (таким образом) страсти наши, т. е. победив их, а паче гордость и возноше­ние, гнев, ярость и проч., тогда и сего дара удостоимся — мира душевного (преп. Макарий).

Из двух писем ваших вижу, что вы все находитесь в малодушии и скорбях. да что же делать? Куда от них укрыться? «И ново небо и землю нову аще бы могли устроить, и тогда покою обрести не возможем». Он обре­тается в смирении и кротости, по словеси Господню (Мф.11, 29) (преп. Макарий).

. Эту мысль отложи, что другим предоставлен покой, а тебе только нет. Какой покой? Хоть на небо занеси без смирения, не обрящешь покоя, и там страсти не дадут покоя. Веруй сему и старайся здесь их исторгать. (преп. Макарий).

. Мы ищем покоя, а оный нам не на пользу. Покой обретается в кресте и в предании себя воле Божией, и пока страстями боримы и плохо на них вооружаемся, то покоя нельзя обрести (преп. Макарий).

Ты пишешь, что в это время занималась книгами и прочее, «забыв, что есть люди», но не мни, чтобы эта твоя тишина была благонадежная, а предварившая настоящее волнение. Ведь и море во время тиши предвещает бурю и волнение, а твоя тишина и не могла быть прочна, сокры­тым бывшим внутрь тебя страстям и непобежденным (преп. Макарий).

Ты пишешь, что теперь во всем покойна, и опаса­ешься, будет ли от сего польза? Не надейся на сей твой покой, будет еще и брань к познанию твоих немощей и увидению страстей, впрочем, не убойся сего, Бог посылает по мере сил наших, как можем понести, чтобы и обуча­лись в брани и в смирение приходили, а истинный покой рождается от истинного смирения, до которого ты еще далека (преп. Макарий).

Т. У. помянула, что без внешнего покоя невозможно иметь внутреннего, это ошибочно; мы видим многих во вся­ком внешнем упокоении, но внутренно смущающихся; по­кой доставляет смирение (преп. Макарий).

. Куда бы вы ни заехали, хотя в дальние страны, но пока не смиритесь, не можете успокоиться. Вы думаете, что, переехавши в другое место, где вас не знают, будете уже и покойны, но, напротив, это будет так на две недели или на месяц, а там те же брани на вас восстанут, и вы только и будете с места на место переходить. (преп. Макарий).

. Упоминаешь о своем устроении и спокойствии, но оному советую не доверять и не обольщаться, а более взи­рать на мимошедшее время жизни и окаивать себя; да почему знать, может, и мнимое спокойствие не есть ли подсада вражия, дабы обеспечилась, что уже спасена? (преп. Макарий).

. Вы скорбите за нахождение в волнениях мира сего и о том, что имеете дела свои не на собственный свой капитал, и когда бы свой был, то были бы покойны. Однако ж сего быть невозможно, чтобы на земле сей, исполненной греховных действий, можно быть совершенно покойным, по­кой сей доставить может, по учению Господню, только смире­ние и кротость, ибо Он учит так: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29), но как мы далеко еще от сего отстоим, а, напротив, мятемся в мятежных волнах мира сего, побеждаемся от страстей, а паче от главных: славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, то и не можем иметь покоя, хоть и нельзя не иметь попечения человеку, живущему в мире, о доме, о детях и общественных обязанностях, но все сие входит в сердце наше со излишеством и подражать миру в житейских положениях, отчего и метал­ся излишне, возвергайте ваше попечение на всесильный Промысл Божий, пекущийся о единой птичке и не попущающий погибнуть единому власу нашему без воли Его, то сие по мере вашей веры доставит вам более успокоения. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (преп. Лев).

Поминание усопших

. О поминовении родных твоих на ектении, чтобы их именно поминали, — маменька твоя желает еще приба­вить вклад. Это напрасно, может быть, и будут при вас поминать, но после невозможно, ибо если всех на ектении поминать, то одна ектения продлится больше обедни, и сим наведут ропот слушающим; на ектении же больше поми­наются новопреставленные или значительные, строители оби­тели, и то не более, как одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сею Великою Жертвою, а когда случается память кого из род­ных, то можешь подать записку и помянуть на ектении (преп. Макарий).

Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша — об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных (преп. Антоний).

Поминовение

О поминовении на проскомидии справедливо вам го­ворит духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и рас­колах; по толкованию учителей церковных — через соеди­нение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, — не очищение, но осуждение для них бывает. О грешниках же, но кающихся и полагающих на­чало, можно и молиться, и подавать на проскомидию, также поминать на молитве и обращении их можно, как и Церковь молит о соединении всех, однако ж, дабы с такою раз­борчивостью не подпасть бы вам фарисейскому мудрова­нию, подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мысли стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым), любовь свою каждому делами при случающихся обстоятельствах. Это будет надежнее, а то и в том и в другом случае опасно, избежать фарисейского мудрования и о себе мнения (преп. Лев).

Благоприятное ваше писаньице я, ничтожный, от Ев­докии во всякой исправности получил, и при оном десять ассигнаций для поминовения новопреставленной ин. Анны, которую я и просил отца Антония, где принадлежит, и по­минать — в чем просим быть уверены, и да утвердится любовь, что поминовение, чинимое в церкви при священнослужении, полезнее, нежели чтение Псалтири. (преп. Лев).

Помощь Божия

Все же наши дела ничто без помощи Божией, и то, что я к тебе пишу, не поможет без твоего произволения и без вышней помощи. Святой апостол Павел пишет: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор. 3, 6) (преп. Макарий).

Ты пишешь, что выше сил твоих скорбь твоя и ты не можешь понести оной, это правда. Но зачем же забыва­ешь слова Спасителя нашего Иисуса Христа: «невозмож­ная у человек, – говорит Он, – возможна суть у Бога» (Лк. 18, 27); «без Меня,- говорит Он паки, – не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Так, действительно, и бывает. Когда человек оставляется самому себе, то никакой скорби поне­сти не может: все выше силы его, а когда получит по­мощь от Бога, то скорби делаются удобоносимыми и даже незаметными. (преп. Макарий).

. Не малодушествуй: верь, что Господь, пославый тебе крест сей, зрит твои страдания и укрепляет, а иначе не могла бы и понести; ежели бы не содействовали страда­ния твои твоему спасению, то не были бы и посланы. Бог Всепремудр, Промыслитель, Всеблаг, Всемилостив, и одним словом сказать: «Бог есть Любовь» (1Ин. 4, 8), и сия-то Любовь желает твоего спасения и содевает, обветшавая дебельство плоти и ветхого человека, обновляет духовного и нового человека (преп. Макарий).

. Господь Сам близ вас, Он вас укрепляет, помогает и даже утешает во время благопотребно. Как бы вы могли переносить скорби и головную боль свою, если бы не Господь помог и укрепил? Будете достойны и будет вам полезно, то и там Господь расположит к вам какую-либо мать или сестру, а скорбей нигде не уйдешь, куда ни пойди, везде они усрящут, тако Господу устрояющу (преп. Макарий).

. Поползновения ваши, о коих вы пишете, обыкновенно случаются попущением Божиим для познания немощи нашей человеческой, мы никакого доброго дела не можем творить без помощи Божией, а когда думаем, что будто что-либо сделали угодное Богу, то от самого сего мнения уже дело наше Богу не угодно (преп. Лев).

Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и недоумения. Где недостает человеческого пособия ко вра­зумлению, там Божия помощь непосредственно подает мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу (преп. Моисей).

Надобно не забывать псалма об избавлении от стрелы, летящия во дни, и проч. Господь Всеблагий да покроет нас от всех видимых и невидимых наветов вражиих милосер­дием Своим! (преп. Моисей).

Пользуйтесь вниманием, по святых отцев учению, храня ум от помыслов безместных. Легчайшая бо победа в на­чале прилога призывать имя Иисусово, чем и спасайте свои души от всех противных мечтаний. Впрочем, я уповаю, что вы сами увидите полезное, и уразумеете вредное, и при­зыванием в помощь свою Бога уклонитесь от зла и со­творите благо (преп. Моисей).

Во всех. делах требуется человеку помощь Божия. Старец говорил: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126, 1). Это значит: если Господь не благословит что, то напрасны будут труды, «напрасно бодрствует страж» (Пс.126, 1) и ничего не устережет, и напрасно человек тот будет рано вставать, — не пойдут дела его без благословения Божия (преп. Амвросий).

Тогда Господь начинает являть свою силу, когда уви­дит, что все человеческие средства к поданию помощи нуждающемуся в ней человеку истощены (преп. Амвросий).

Не беспокойся много о устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время (преп. Амвросий).

Помощь больным

Ты пишешь, что ходишь к одной близкой к тебе мо­нахине. Да ведь ходишь по благословению матушки Игу­меньи, значит — за послушание, чтобы не ходила по кель­ям без нужды. А больных старушек необходимо навещать и, чем можно, послужить им. Как можно больных бросать? Посещения больных Господь вменяет Себе: «Был болен, – говорит Он во Святом Евангелии, – и вы посетили Меня» (Мф.25, 36). — А если ходить по кельям без всякого дела, а только ради праздности — чаи распивать, да праздносло­вить, да людей осуждать, то это — грешно, и таких посеще­ний должно избегать (преп. Иосиф).

Записала ты, что запретил я тебе ходить по кельям, а ты все ходишь навещать больных старушек. — Но я го­ворил тебе, это ничего. Только старайся без нужды и без особенной причины к ней не ходить. Когда позовет, иди, или если увидишь, что она расстроена, также сходи, а без дела не ходи (преп. Иосиф).

Помощь родным

К сему, вас еще опечаливает и то, что родным своим не можете вы ныне помогать деньгами? Но и эту печаль возложите вы на Бога, Который лучше вашего видит их нужды и может более вашего утешить их в нужде, а наше пособие им должно состоять в усердной молитве об них (преп. Антоний).

Когда я сказала батюшке о моих бедных родных, ко­торым помогаю и которые привыкли уже от меня ждать и получать, он сказал: «а если у тебя нечего дать, то так и скажи, — нет у меня». На мое же замечание, что хотелось бы иметь побольше, чтоб могла раздавать, он воскликнул: «А гордость-то! — она тут и была. Знаешь, как богатому трудно войти в Царство Небесное» (преп. Амвросий).

Жаль очень, что у них нет религии, а без оной доброта фальшивая. Ты никакой не в силах сделать в сем деле помощи, предоставь это Промыслу Божию, мо­гущему обратить их на истинный путь. Пекись о своем спасении и молись о них Господу просто: «помилуй их, Господи» (преп. Макарий).

Помощь святых

. Пишешь о затруднительном положении брата твое­го. Пусть он и невеста поусерднее и с верою прибегают ко святителю Спиридону, чтобы за его святые молитвы Господь помог им продать имение за настоящую цену. Были не так давно примеры, что прибегающие к святи­телю Спиридону по его молитвам выходили из затрудни­тельного положения, когда их прижимали и хотели купить за дешевую цену. Являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цену (преп. Амвросий).

Приветствую о Господе скорбного А. И. Ему полезно в болезни от душевного потрясения прибегать к целебнику Пантелеймону и преподобному Моисею Угрину, а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему бегать к Святителю Николаю, священномученику Фоке Иоанну Воину (преп. Амвросий).

Как скажешь: «Вси святий, молите Бога о мне!» — так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» — и будет тебе приобретение (преп. Нектарий).

Говорил : «Премудрость созда себе дом, а потом она сказала: кто неразумен, обратись сюда! И ску­доумных приглашала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, еже растворих вам, и просите разума ведения». — сказала: «Батюшка! чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспом­ни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их, а сама стала просить, упросила» (преп. Амвросий).

Окончательно ничего не предпринимайте, не отслужив молебна Спасителю, Матери Божией и всем святым. Если духом будете покойны, то намерение можете приводить в исполнение, если же страх и боязнь по болезни почувст­вуете, то не следует (преп. Анатолий).

Обращаться за помощью к покойным старцам и во­обще к непрославленным святым надо так: «Со святыми упокой, Господи, душу (имя рек) и его святыми молитвами помилуй нас» (преп. Никон).

Помощь сестрам

Приходящих к тебе за советом и утешением сестер не презирай. А сначала молитвенно воздохни ко Господу и скажи мысленно: «Господи, за молитвы пришедших ко мне сестер вразуми безумие мое сказать ей слово на пользу». И говори, что Бог положит тебе на сердце, при том укоряя себя в том, что людей учишь, а сама не исполняешь того, чему учишь, и молись в уме, чтобы не послужило это к твоему осуждению (преп. Иосиф).

Для сестер, находящихся под твоим ведением, почи­тать что-либо полезное можно с самоукорением: других учу, а сама хуже всех живу (преп. Иосиф).

Добавить комментарий