Димитрий прилуцкий вологодский чудотворец о чем молятся

Димитрий Прилуцкий

Во времена тяжёлых испытаний Господь посылает русскому народу истинных подвижников Веры, способных придать ему духовных сил. Во время подъёма борьбы против татарского ига такими истинными пастырями стали преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий.

Житие преподобного Димитрия Прилуцкого

Основным источником о житии первого Прилуцкого игумена является работа его преемника на этом посту — монаха Макария. Он являлся учеником Пахомия — спутника и сподвижника преподобного чудотворца.

Происхождение и первые годы жизни

В первые годы XIV в. в семье переславского купца Покропаева. В житии отмечается, что с ранних лет мальчик отличался смирением и спокойным нравом. Едва научившись читать, он начал изучать церковную литературу.

Не желая продолжать родительское дело и тяготясь мирской суетой, отрок отправляется в местный монастырь во имя Пресвятой Богородицы, называемый в народе Горицким. Здесь он принимает монашеский постриг под именем Димитрий.

Покинув мирскую жизнь, праведник не разорвал окончательно родственные связи. В житии упоминается случай с его единокровным братом, который через много лет пришёл к нему в вологодскую обитель за советом и благословением. Два раза одобрял поездку родственника в далекие северные земли провидец, но на третий год выступил против торговли с языческими народами. Брат не послушал доброго совета и был убит в чужих землях.

Служение в Переславле-Залесском

Преподобный Димитрий с первых дней иноческого служения отличался особым послушанием, смирением и постническим образом жизни. Вскоре после пострига молодой монах принимает иерейский сан. Он становится основателем общежительной мужской монашеской общины, сложившейся при воздвигнутой им церкви во имя Николая Чудотворца.

За советом к праведнику приходили и миряне, и монахи. Многие из них оставались в Никольской обители под окаймлением святого человека. На богослужения в соборный храм собирались и местные насельники, и простые люди. Последними часто двигало любопытство, так как ходила легенда, что настоятель обители сияет не только внутренней душевной красотой, но и имеет красивую внешность.

Постник считал своё привлекательное лицо — наказанием и испытанием, посланными Создателем. Чтобы испортить свою красоту, он предавался строгому посту и брался за самые тяжёлые физические послушания. Но чем больше праведник пытался умертвить свою плоть, тем ярче сияло его лицо, отражая божественный свет, наполняющий избранника Господа.

Интересно! Чтобы скрыть свой лик и не искушать им простых людей, инок постоянно носил монашеский куколь, который полностью скрывал лицо. При этом он редко общался с мирянами мужского пола и никогда не разговаривал с женщинами.

Особую роль в жизни преподобного Димитрия сыграло знакомство с основателем Троицкого монастыря — преподобным Сергием Радонежским. Встреча двух столпов Господних произошла в 1354 г., когда известный чудотворец посещал местного епископа Афанасия. С этого времени переславский праведник часто ездил в Троицкую обитель. Монахи вели духовные беседы, давали друг другу наставления и благословения.

Слава о преподобном Димитрии вскоре дошла до Москвы. Великий князь Дмитрий Иванович пригласил его в свою столицу и попросил стать восприемником своего сына. Исследователи считают, что Никольский игумен стал крёстным отцом Василия Дмитриевича, родившегося в 1371 г.

Слава, внимание и почет тяготили великого постника. По совету преподобного Сергия Димитрий оставляет родные края и отправляется с единственным учеником Пахомием на север в вологодские земли.

Вологодское служение

Переславские монахи искали покоя и молчаливого уединения в малолюдных северных землях. Они решили обосноваться в устье реки Лежи и поставили здесь небольшую церковь во имя Воскресения Христова. Но крестьяне села Авнега воспротивились организации монашеского скита, так как опасались, что их земли отойдут монастырю.

Смиренный старец ушёл из этой местности и отправился в Вологду. В нескольких километрах от города в излучине реки праведные странники возвели деревянный Спасский храм. Местные жители Илья и Исидор, владеющие прилегающими к постройке землями, добровольное отдали свои наделы под строительство монастыря, растоптав при этом свои озимые посевы.

Весть о том, что Димитрий обосновался в Вологде, быстро разлетелась по православной русской земле. В новый монастырь пришли духовные дети старца из Переславской Никольской обители. Великий князь Дмитрий Иванович прислал игумену богатые дары для устроения обители. Местные жители также много жертвовали для возведения святого места в своём городе.

Часть денег втайне от братии основатель общины раздавал нуждающимся людям. Смирение и праведность заставляли престарелого монаха вести ещё более строгий постнический образ жизни. Он ежедневно ел маленькую просфору и выпивал горячую воду. При этом он читал постоянную молитву, указывая братии на её угодность Господу. Для его молитвенного уединения в соборном храме было обустроено специальное место, огороженное досками.

Интересно: до глубокой старости настоятель исполнял все монастырские служения наравне с другими насельниками. При этом он много лет круглый год ходил в старом овчинном тулупе, который не грел зимой и заставлял мучиться от зноя летом.

Чудотворец и провидец

Преподобный Димитрий Прилуцкий ещё при жизни почитался как чудотворец и провидец. Одним из первых случаев чудесного исцеления по молитве святого инока произошел в Никольской обители. Одна богатая горожанка, ведомая дьявольским научением, пожелала увидеть красивый лик праведника.

Она ворвалась в келью молящегося монаха и тут же почувствовала слабость во всём теле. В страхе и панике она выбежала из пристанища блаженного человека, упав без движения на монастырской территории. Братия привела её к игумену, по молитве которого женщина получила исцеление.

Блаженный инок сказал ей, что люди должны приходить в храм Божий с мыслями о духовной красоте своей, так как только она имеет значение в Царстве Небесном. Господь наделил своего преданного сына даром провидения людских душ и происходящих в православном мире событий.

Однажды Илья — человек, отдавший свою землю для строительства обители, принёс братии пищу и питьё. Димитрий запретил брать подаяние, так как домочадцы Ильи голодали. Он велел честному христианину отнести еду домой и накормить близких людей, а остатки принести в монастырь. Осознав свою ошибку и покаявшись в ней, Илья уговорил настоятеля принять дар, обещая в будущем заботиться о людях, живущих под его кровом.

Один из самых известных случаев провидения, описанный в житии святого мужа, рассказывает о его словах в день кончины святого благоверного князя Дмитрия Донского. В присутствии трудящихся монахов игумен сказал, что великий князь не заботится о земных делах, пребывая в благодатном месте.

Лишь через три дня братия узнала скорбную весть о смерти защитника Русской земли. В этот момент они вспомнили о пророческих словах своего наставника и сердца их наполнились почтением, любовью и смирением.

Завершение жизненного пути

В житии не указана точная дата смерти преподобного Димитрия. Но упоминается, что он заранее предвидел свой уход. Он сообщил о скорой своей кончине монастырской братии и завещал им выбрать игуменом Пахомия, сопровождавшего старца в его странствии.

Через некоторое время молящиеся в ночное время монахи ощутили сильный запах благовоний, распространяющийся по обители. Войдя в келью игумена, братия увидели, что помещение было заполнено чудесным ароматом, исходящим от почившего тела. Старец выглядел как уснувший ненадолго человек, а его тело сияло Божественным Светом.

Монахи поместили тело своего духовного отца в Спасской церкви. Над местом погребения они установили деревянную гробницу. В конце XIX в. над ней разместили литую сень из меди.

Интересно: мощи преподобного Димитрия Прилуцкого никогда не вскрывались. Сегодня они покоятся в нижнем храме Спасского собора.

Почитание

Вскоре после окончания земного пути преподобного мужа началось его почитание. Первые чудеса от его мощей произошли около 1408 г. Через несколько лет после кончины святого Димитрия на Вологодской земле разразилась эпидемия болезни, которую в то время называли «корчета».

Люди страдали от сильных болей в руках и ногах. Они приходили в Прилуцкую обитель, прося святого предстоятеля об облегчении болей и исцелении. По молитве заступника страдальцы получали исцеление.

В начале XV в. в Вологду пришёл отряд племени вятичей. Они грабили город и его окрестности, а также вошли в Спасский монастырь. Ворвавшись в соборный храм, один из солдат попытался сорвать покров с гробницы игумена. Но в тот же момент его отбросила невидимая сила. От удара об пол злодей умер, а других налетчиков охватил страх и трепет. Их предводитель велел вернуть все ценности в обитель и уйти, отпустив всех пленных монахов.

Ещё множество чудес происходило по молитве святому Димитрию. Весть о них распространилась по всей русской земле. На Московском церковном соборе 1457 г. было принято общецерковное прославление преподобного чудотворца. Особым почтением прилуцкий старец пользовался у Ивана III. Московский правитель приезжал в вологодский монастырь перед походом на Казань.

Здесь ему преподнесли в дар небольшой образ преподобного мужа. А через несколько лет Великий князь прислал в обитель икону преподобного Димитрия, с которой в царское время совершался ежегодный крестный ход. Жители Вологды считают основателя Спасской обители небесным покровителем и заступником всего их края.

В чем помогает святой игумен

В Спасский Прилуцкий монастырь приезжают люди, чтобы просить небесного заступника о помощи в следующих случаях:

  • решении долговых споров;
  • избавлении от алкогольной зависимости;
  • поиске правильного жизненного пути;
  • попытке избежать греховных соблазнов;
  • тяжёлой физической и душевной болезни.

Интересно: в дореволюционное время первый прилуцкий настоятель считался покровителем купцов и торговцев.

Лик святого

Иконография игумена Димитрия начала складываться в начале XV столетия. Первое иконописное изображение располагалось у гробницы святого мужа, и было написано его современником Дионисием Глушицким. Образ не сохранился до настоящего времени, но исследователи полагают, что он представлял собой поясное изображение.

Именно этот святой лик вологодцы вынесли на центральную городскую площадь в Смутное время, прося покровителя о заступничестве. На основе иконы Глушицкого были созданы последующие святые образы, на которых игумен предстает почтенным старцем с волосами, покрытыми сединой. При этом она почти не тронула бороды.

Он одет в монашеское одеяние, схиму и куколь. В левой руке предстоятель держит свиток, а правую кисть складывает в благословляющем жесте. Большинство изображений святого мужа XV столетия представляют собой многофигурные композиции, на которых помимо игумена изображались византийские и русские святые предстоятели.

Самым известным иконописным изображением преподобного Димитрия Прилуцкого является житийная икона, созданная Дионисием в начале XVI в. Вокруг центрального поясного лика, заимствованного у иконописца Глушицкого, расположены 16 клей, которые рассказывают о событиях из жизни игумена. Они начинаются от пострижения Димитрия в монахи, и заканчиваются сценами чудесных деяний, произошедших после его преставления.

Интересно: в настоящее время оригинал иконы находится в Вологодском историко-архитектурном музее. Но её списки можно увидеть во многих православных храмах.

Святыни в честь Димитрия

В России находятся 19 храмов во имя преподобного игумена. Большинство из них находятся в Вологодской области. Старейшим храмом является Никольский собор, возведённый на центральной площади Вологды в конце XVIII в. В нём в память о деревянной Дмитриевской церкви был освящён одноимённый придел в честь святого мужа.

По три храма находятся на родине чудотворца в Ярославской области, а также в Костромской земле. В Российской столице в начале прошлого столетия на территории современного района Хамовники был возведён однопрестольный храм в честь вологодского чудотворца.

Преподобный Димитрий Прилуцкий — пример истинного христианина, осознанно выбравшего тяжёлый путь служения Господу и людям. Его смирение и истинное человеколюбие сделало его одним из самых почитаемых православных святых предстоятелей.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Димитрия Прилуцкого

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие, которые при жизни не раз доказывали свое ревностное верование в Господа, были казнены или приняли мученическую смерть за это. Но народ не забыл о них. Они почитают их память и обращаются к ним в любой сложной ситуации. Явным примером есть Димитрий Прилуцкий Вологодский Чудотворец. Он всегда помогал не только при жизни, но и отзывается на прошения после своей кончины. Немало чудес произошло по молитвам к его иконе.

Житие святого

Точной даты его рождения нигде не сохранилось. Есть сведения в некоторых источниках о том, что рожден он был в богатой купеческой семье, проживавшей в Переяславе-Заллеском. По утверждению некоторых источников, житие Димитрия Прилуцкого с раннего детства было направлено на изучение главных истин христианства. Он не играл со своими сверстниками. Как только начал читать, сразу стал изучать священные писания.

В юности он пришел в Переяславский монастырь, где принял монашеский постриг. Он был примером идеального подвижничества. После этого им был основан Никольский общежительный монастырь. Многие считают, что на такое дело его сподвигла встреча с Сергием Радонежским и длительные беседы. Слава о нем и его подвигах распространялась далеко по Руси, и сам Дмитрий Донской решил взять его крестным отцом своего сына.

Те, кто встречались с ним в живую говорили о его неимоверной красоте. Но сам святой считал ее наказанием и поэтому трудился еще больше. Через некоторое время он удалился в вологодские леса, где построил на берегу реки Великой храм на честь Воскресенья Христова. Он хотел основать вокруг него обитель, но местные жители не дали ему под благое дело земель.

Далее он проследовал по Волге, где в 1371 году основал Спасо-Прилуцкий мужской общежительный монастырь. Тут он поучал как нужно жить в любви к Христу. Также он применял свои дары, которыми был награжден Господом. Своими молитвами он не раз помогал людям. О своей кончине он узнал из ведения. Мощи его хранятся в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

В чем помогает святой игумен

К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:

  • избавить от алкогольной зависимости;
  • помочь вернуть одолженные материальные средства;
  • избавится от телесных и душевных недугов;
  • избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
  • найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.

В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.

Лик святого

Первое изображение его не дошло до нашего времени, также как и его описание было утеряно. Икона Димитрия Прилуцкого руки Дионисия пребывает в Вологде. На ней описаны события из его жизни и чудеса. Автор был знаком лично со святым и многие считают, что лик излучает те же качества, которыми был полон исполнитель при жизни. Многие списки были написаны по его творению. И большая их часть обладает чудодейственными свойствами.

Читайте также:  О чем молиться святой аполлинарии

Чаще всего перед ними читают молитвы. Особенно сильными они становятся в день памяти. Их есть два и припадают они на:

Святыни в честь Димитрия

Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.

Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.

«О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому. В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Память преподобного Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца, Церковь совершает в день его преставления 24 февраля (11 февраля ст. ст.). 16 июня (3 июня ст. ст.) празднуется сретение чудотворного образа преподобного.

Содержание

Житие преподобного Димитрия Прилуцкого

Основным источником сведений о преподобном Димитрии является его Житие, составленное пятым игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря Макарием, который упоминается в монастырских актах как игумен в 1471 году (в 1475 игумен был уже другой). Известны более 200 списков и несколько редакций Жития. Список Жития 2-й половины XVII века хранится в «Вологодском государственном музее-заповеднике».

Преподобный Димитрий родился в начале XIV века в богатой купеческой семье Покропаевых в селе Веслево близ Переяславля-Залесского. Ещё в молодости принял постриг в Горицком Успенском монастыре, где и был рукоположен во иерея. Спустя некоторое время основал на берегу Плещеева озера Никольский общежительный монастырь, став его игуменом.

Димитрий Прилуцкий. Клеймо 3 иконы с житием. Основание монастыря в Переяславле. Ок. 1503 г.

Житие сообщает о неоднократном посещении преподобным Димитрием Троице-Сергиева монастыря и духовной дружбе с преподобным Сергием Радонежским. По мнению историков, знакомство преподобных произошло в 1354 году, когда святой Сергий был в Переяславле на поставлении в игумены епископом Афанасием.

Житие говорит нам, что преподобный был очень красив лицом, но свою красоту старался скрывать, постоянно нося куколь. Чтобы его красота увяла, он постоянно подвизался в посте, однако, вопреки его стараниям, лицо его ещё больше просветлялось. Он почти не беседовал с мирянами и никогда — с женщинами. Однажды некая женщина, наслышанная о его красоте и целомудрии, попыталась, против воли святого, увидеть его лицо, после чего была наказана расслаблением и исцелилась только по его молитве. Святой становится известен в народе: приняв приглашение великого князя Московского Димитрия Иоанновича, преподобный посещает Москву и крестит одного из его сыновей (скорее всего, Василия I Димитриевича, который родился 30 декабря 1371 года, деда великого князя Иоанна III, очень почитавшего преподобного Димитрия).

Димитрий Прилуцкий. Клеймо 5 иконы с житием. Встреча с благоверным князем Димитрием Донским. Ок. 1503 г.

Отдельно стоит отметить тот удивительный факт, что оба великих святых мужа были друзьями и одновременно крёстными детей ещё одного известного русского святого — благоверного великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Можно припомнить ещё множество святых современников этих угодников Божиих, многие из которых были между собой знакомы либо жили примерно в одно время и происходили из одной местности. Ещё более любопытно, что подобные факты, которыми, впрочем, изобилует древнерусская история, особенно с конца XIV до первой половины XVII столетий, являются красноречивым свидетельством того, что понятие «Древняя Русь» описывает скорее не государство, а уникальную огромную церковную общину. Таким образом «Древняя Русь» и «Святая Русь» — это действительно синонимы.

Во время игуменства преподобного Димитрия в Никольском монастыре летом 1377 года был переписан популярный в Древней Руси сборник слов преподобного Ефрема Сирина «Паренесис».

По совету Сергия Радонежского преподобный Димитрий решил удалиться подальше от мирской славы. Взяв с собой одного лишь монаха Пахомия, он уходит в северные края. Тут при слиянии рек Великой и Лежи, неподалёку от села Авнега (ныне село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области), иноки поставили деревянную церковь Воскресения Христова, однако вскоре вынуждены были оттуда уйти из-за конфликта с местным населением, которое опасалось, что эти земли и окрестные сёла могут вскоре стать монастырскими.

Поэтому в 1371 году на левом берегу реки Вологды на месте у излучины реки, или «на Прилуце», он ставит деревянный Спасский собор и создаёт первый на Русском Севере общежительный монастырь.

Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь сегодня. Вид с правого берега реки Вологды

Жители Вологды с радостью согласились помочь подвижнику в этом деле: владельцы земли, предназначенной под монастырь, «благонарочитый муж» Илья Раков и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг, подарили эти земли монастырю и даже сами вытоптали взошедшие на них озимые нивы, чтобы строительство монастыря могло начаться незамедлительно.

На месте, которое благословил преподобный, был поставлен крест, впоследствии находившийся в монастыре. Он не сохранился. Однако известен происходящий из Прилуцкого монастыря Киликиевский крест, датируемый первой третью XVI века. По преданию этот огромный крест высотой 190 см. был принесён преподобным Димитрием Прилуцким на плече из Переяславля. Монастырское предание название и происхождение креста связывает с Киликией (Малая Азия), откуда он был вывезен на Русь. Это богато украшенный запрестольный выносной восьмиконечный крест, выполненный из дерева и покрытый позолоченной басмой и 84 небольшими образами, искусно вырезанными из кости. По свидетельству летописи в 1552 г. этот крест игумен Арсений носил в Москву для моления перед Казанским походом Иоанна IV Васильевича.

Киликиевский крест. Костяная пластина на лицевой стороне. Распятие. 1-я треть XVI в.

Другие благочестивые вологжане обильно жертвовали новому монастырю всё необходимое: деньги, строительный лес, богослужебную утварь. Многие монахи пришли вслед за своим игуменом из ранее основанного им Никольского монастыря. Как только количество иноков достаточно умножилось, святой ввёл в нем киновийный устав, что само по себе являлось заметным событием, так как большинство монастырей Новгородской земли введению общежития сопротивлялись.

Димитрий Прилуцкий. Клеймо 7 иконы с житием. Прп. Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и строят монастырь. Ок. 1503 г

Минейное житие также повествует о множестве духовных дарований преподобного: о дарах непрестанной молитвы, прозрения, чудотворения. Преподобный Димитрий сообщил братии о кончине великого князя Димитрия Иоанновича Донского, последовавшей 19 мая 1389 года, за несколько дней до того, как эта весть дошла до Вологды.

Преподобный предупреждал своего брата, пришедшего за благословением из Переяславля-Залесского, чтобы он не ходил торговать к язычникам эстам и саамам. Брат не послушал совета и погиб.

Монастырь святого Димитрия, стоявший у дороги на Белоозеро, принимал странников и кормил голодных. Иногда втайне от братии преподобный подавал милостыню из жертвы на монастырь, защищал пострадавших «от насилиа злых судии». В продолжение всей жизни святой был строгим постником: во время братской трапезы брал один только горшок с горячей водой («укропом») и небольшую просвиру. Рыбу и вино не вкушал никогда, даже по большим праздникам, хотя это и дозволялось Уставом. Круглый год преподобный специально носил один и тот же старый тулуп из овчины, жестоко страдая зимой от стужи, а летом от зноя.

Отошёл ко Господу преподобный в глубокой старости, предсказав свою кончину — 11 февраля 1406 года (год примерный), и был погребён у южной стены Спасского собора (ныне существующий каменный храм был освящён в 1542 году). Перед кончиной он благословил на игуменство своего ученика Пахомия.

Спасский собор и колокольня Прилуцского монастыря

После смерти угодника Божия весь монастырь наполнился тонким благоуханием. В житии день преставления преподобного указан, как это обычно делалось на Руси, без года. Год смерти определяется по датировке 1-го посмертного чуда.

Димитрий Прилуцкий. Клеймо 11 иконы с житием. Преставление святого. Ок. 1503 г

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, когда заступничеством преподобного свершилось исцеление множества людей от болезни «корчеты» (то есть корчи, судороги), как ранее называли симптомы эрготизма — болезни, вызванной спорыньёй. Эпидемия распространилась на Вологодчине через несколько лет после преставления святого Димитрия. У людей сводило («корчило») руки, и они были вынуждены брать палки. Массовые исцеления стали происходить после покаяния у мощей преподобного Димитрия. Исцелённые на месте люди оставляли у гроба святого свои палки. После окончания эпидемии братия вывезли из монастыря целый воз таких палок.

Второе чудо совершилось во время нападения на Вологду рати вятчан в 1417 году: когда нападавшие грабили Димитриев монастырь, один из ратников стал снимать покров с раки святого, но был сбит с ног незримой силой, ударился о пол и погиб на месте — его похоронили в монастыре. Другие посмертные чудеса святого связаны с исцелениями.

Почитание преподобного Димитрия Прилуцкого

В течение XV века почитание преподобного распространилось по всей Руси. В одной из рукописей Спасо-Прилуцкого монастыря есть историческая запись от 1584 года, сделанная книгохранителем Арсением Высоким: «Июня в 3 день стихиры и канон на сретение образа чудотворца Димитрия». В 1503 году Иван III Васильевич прислал в дар обители образ святого игумена в благодарность за молитвенную помощь русскому войску и в память о явлении преподобного Димитрия великому князю во время удачного похода на Казань (судя по всему, речь идёт о втором походе Ивана III на Казань в 1487 году, когда Москва установила фактический протекторат над Казанским ханством). Предание гласит, что Иван III посещал Вологду перед походом и что во время самого похода он постоянно молился перед небольшим образом святого Димитрия, который ему подарили монахи Прилуцкой обители. Торжества по поводу сретения образа продолжались три дня, в память об этом событии был установлен праздник, который особенно широко и по сей день отмечается в Вологде. На месте сретения иконы возвели церковь. Из Вологды в этот день шёл большой крестный ход в Спасо-Прилуцкую обитель, где правящий архиерей служил Литургию с молебном преподобному Димитрию, после чего крестный ход возвращался в город. Праздник сретения образа преподобного Димитрия праздновался не только в Вологде, но и в других северных городах: он есть в Уставе кон. XVI — нач. XVII века, написанном в Архангельске. Икона, присланная в Вологду Иваном III, не сохранилась. Однако в 1487-1493 гг. или в 1503 г. иконописцем круга преподобного Дионисия был написан сохранившийся до сего дня образ преподобного Димитрия с житийными клеймами, которые отражают события Минейной редакции Жития. Эта икона хранится сегодня в вологодском музее-заповеднике, каждый вторник в помещении музея перед ней служится молебен.

Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в.

Сохранились вериги преподобного, они весят 9,5 кг и ныне хранятся в епархиальном церковно-историческом музее при монастыре.

Вериги прп. Димитрия. Спасо-Прилуцкий монастырь

Игуменский посох также не утерян — он хранится в иконостасе нижнего храма Спасского собора Прилуцкого монастыря.

Посох прп. Димитрия.Спасо-Прилуцкий монастырь

Инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий во II половине XVI века в похвальном слове русским святым писал: «Кто не весть блаженнаго Димитриа Прилучскаго, о немже многы повести списаны обрящеши».

4 января 1609 года жители Вологды торжественно принесли икону преподобного от его мощей в город и установили в Спасской церкви, прося у святого помощи в Смутное время.

В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634 г.) под 11 февраля отмечено: «Дмитрею Вологоцкому благовест и ревут, трезвон болшой; аще ли в пост, выпевати напредь».

До 1654 года существовал обычай, по которому после дня памяти преподобного Димитрия 11 февраля игумен Спасо-Прилуцкого монастыря ездил в Москву, где преподносил государю и его семье освящённые на молебне просвиры и воду.

Мощи святого никогда не вскрывались, они до сего дня почивают под спудом в монастыре, в арке посреди нижней церкви, посвящённой его имени. Над ними устроена деревянная гробница, обитая медными позолоченными листами. На ней лежит образ преподобного в рост в серебряной ризе.

Копия Киликиевского креста и рака с мощами преподобного Димитрия Прилуцкого

Тропарь, кондак и канон преподобному Димитрию Прилуцкому

Тропарь, глас 1-й

Свыше от Бога, преподобне, благость приял еси духовную, от Господа бо познан бысть блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшее Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався в своих обителех. И ныне со ангелы ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси поем: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобой всем исцеления.

Кондак, глас 8-й

От юности, преподобне, крест свой взем, Христови последовал еси, в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть свою изнуряя; темже и Всевидящее Око, твои труды видев, чюдесы тя прославляет и всех звати тебе научает: радуйся, преподобне отче Димитрие, постником удобрение.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Димитрию Прилуцкому →

Читайте также:  О чем молятся святой мученице софии

Преподобный Димитрий Прилуцкий. Иконы

Икона преподобного Димитрия имелась в монастыре ещё в 1-й половине XV века, когда его мощи стали источать чудеса и исцеления. Не исключено, что это был поясной образ, стоящий у раки преподобного и написанный преподобным Дионисием Глушицким (1362-1437 гг.), о чём имеются исторические свидетельства от 1609 года. Известный иконописец был не только современником преподобного Димитрия, но и уроженцем Вологды, поэтому представляется весьма вероятным, что они могли быть знакомы лично, или же Дионисий мог хотя бы видеть преподобного Димитрия своими глазами. Поэтому представляется, что образ преподобного Димитрия Вологодского, который мог написать иконописец, является аутентичным.

Преподобный Димитрий Прилуцкий c 16 клеймами жития. Ок. 1503 года. Дионисий. Вологодский музей-заповедник Икона Деисус «седмица» с припадающими преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким. XVII в.

Ранние редакции Жития описывают характерные черты облика преподобного Димитрия — седые волосы и не совсем седую бороду: «святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оусовершен белостию конца имущи».

Преподобный Димитрий Прилуцкий Чудотворец. Нач. XVII в.

Однако иконография преподобного Димитрия разнообразна. Она представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание преподобного Димитрия как святого покровителя Прилуцкого монастыря и Вологодского края, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого на Руси.

Икона Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVI век Икона выносная двухсторонняя «Спас с предстоящими и припадающими Святыми» и «Сретение иконы преподобного Димитрия Прилуцкого». XVII век Покров на раку святых мощей преподобного Димитрия Прилуцкого. Вторая половина XVII века Покров на раку святых мощей преподобного Димитрия Прилуцкого. Первая четверть XVI века Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVII век Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVII век Прп. Димитрий Прилуцкий, св. Иоанн Милостивый, прп. Герасим Вологодский. Вторая половина XVII в. Свт. Никола Чудотворец, Алексий Митрополит Московский и прп. Димитрий Прилуцкий. Вторая половина XVII века Димитрий и Игнатий Прилуцкие, Прокопий и Иоанн Устюжские. XVII век Спас Всемилостивый со святыми Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Поклонение кресту. Первая половина XVII века

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Дни памяти (по новому стилю):

24 февраля
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
21 июня – (переходящая) – Собор Вологодских святых
19 июля – Собор Радонежских святых

Небесная помощь преп. Димитрия Прилуцкого

“Явлений милости Божией нельзя не открывать, особенно в наше время, когда оскудевает вера в народе, когда люди стали слабее прибегать к благодатным средствам, полагаясь на человеческие силы, надеясь лишь на науку. Нравственный долг нудит меня поведать о исцелениях, совершившихся по его молитвам за протекший 1910 год, которые ясно убеждают, что преподобный жив духом и помогает всем, с верою притекающим к нему.

1. Недавно приходит в нашу обитель крестьянин Вологодского уезда Спасо-Бруснишного прихода Александр Александров Шипяков и с глубоким чувством рассказывает про случай исцеления от болезни малолетнего сына его Димитрия. Еще до рождения Димитрия Шипяков однажды видел сон: светолепного мужа, который назвал себя Димитрием: три раза повторилось это видение. С радостным чувством проснулся я и подумал: недостоин я, но св. Угодник Божий Димитрий Прилуцкий снисходит к немощи моей, его буду призывать в дни скорби. Родившегося сына я назвал Димитрием, честь преподобного Прилуцкого. Сын заболел. Ничто не помогало. На меня какое-то затмение нашло, что надо обратиться к Св. Угоднику за помощью. Случайно пришлось мне быть в Вологодском вокзале, в зале которого находится большой образ св. Димитрия и Игнатия Прилуцких чудотворцев, у находящегося при иконе монаха я купил икону Преподобных, освященную на Св. мощах и, вернувшись домой, первым долгом осенил иконою младенца, лежавшего в люльке. Мальчик очень скоро поправился. Исцеление его от болезни, я верую, даровал ему преп. Димитрий Прилуцкий.

2. Монатейный монах Ульяновского Троицкого монастыря, Устьсысольского уезда, Гавриил сильно страдал от грыжи. Болезнь усилилась до такой степени, что две недели он не мог ни есть, ни пить, ни даже говорить. Устькуломский доктор, осмотрев больного, заявил, что лекарства не помогут, а надо ехать в Вологду на операцию. С великим трудом доехал о. Гавриил до Вологды, обратился к доктору, который сказал: надо делать операцию. Страшась ее, о. Гавриил решил на короткое время отложить операцию и пришел в Свято-Духов монастырь к казначею о. Иоанникию посоветоваться со своим земляком о своем горе. Помолились. После чего о. Гавриил отправился в Спасо-Прилуцкий монастырь. Это было 31 мая. После вечерни больной попросил казначея монастыря иеромонаха Геннадия отслужить молебен преподобным пред гробницами их. С великим усердием в слезами молился он. Вдруг служащий иеромонах заметил, что о. Гавриил от радости задрожал и заплакал. “У меня что-то как будто оторвалось и все распустило и сделалось по старому” говорил он. Моментально о. Гавриил сделался здоровым. После исцеления он ездил в Соловецкий монастырь, а теперь поселился и живет в Лальском Михайлоархангельском монастыре.

3. Летом мы получили грустное письмо от священника с. Сокольники Невельского уезда, Псковской губернии Михаила Борисовича; он писал, что сын его Димитрий, нареченный этим именем в честь Преп. Димитрия Прилуцкого, очень заболел грыжей, доктора советуют делать операцию. Опасаясь за исход предполагаемой тяжелой операции, отец просил отслужить молебен у св. мощой Преп. Димитрия о выздоровлении сына и послать масла из лампады, горящей пред гробницею. Просьба священника была исполнена. От 2 июля мы получили письмо о. Борисовича: “мой сын Димитрий выздоровел, по молитвам Преп. Димитрия, о которых я просил, так как операцию ему не делали: прошу отслужить благодарственный молебен у гробницы Преп. Димитрия о благодеянии бывшем на отроке Димитрии.”

4. В конце лета нами, по просьбе Священника г. Оренбурга о. Димитрия Кононова, была послана ему св. икона, преп. Димитрия и Игнатия. Батюшка жаловался на болезнь и надеясь выздороветь по молитвам своего тезоименита преп. Димитрия. В половине сентября получено от него письмо “по молитвам и предстательству преп. Димитрия меня покинула тяжелая малярия, страшно мучившая меня. Мечтаю побывать в вашей св. обители.

Верим, что это лишь немногие случаи исцелений по молитвам преп. Димитрия, большинство их верующими не сообщается, но записывается ими на скрижалях сердца. Любил преподобный братий во Христе при жизни, любит теперь еще сильнее, предстоя престолу Божию, и помогает всем обращающимся к нему с верою”.

Настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря Архимандрит Неофит
Вологодские епархиальные ведомости. – 1911. – № 6

ДИМИТРИЙ

(† 11.02, ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых, 6 июля – в Соборе Радонежских святых, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, игум., основатель Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мужского монастыря.

Источники

Старшие списки Жития позволяют говорить о существовании к кон. XV в. как минимум 2 редакций текста – Ранней (по мнению Т. Н. Украинской (Беловоловой), наиболее близкой к первоначальному тексту) и Минейной; не исключено существование тогда же одной из проложных редакций. В более подробной Минейной редакции приведен ряд сведений, отсутствующих в Ранней редакции, содержится описание большего числа чудес.

Ранняя редакция Жития прошла неск. этапов формирования: вначале это был текст без предисловия и похвалы святому, с описанием 5 чудес (этот вариант известен в списках: РГБ. Ф. 256. № 96, XVI в.; РГБ. Ф. 304. № 790, XVI в.; РГБ. Ф. 178. № 697, XVIII в.; РНБ. Тит. № 844, XVIII в.). Позднее были добавлены 2 чуда (на наличие такого варианта текста указывал В. О. Ключевский), потом еще одно чудо. Последний по времени вариант Ранней редакции, содержащий предисловие и похвалу, отражен в найденном Л. А. Дмитриевым списке РНБ. Погод. № 1332 ( Дмитриев . 1988. С. 190-194).

2-я редакция Жития Д., представленная большинством списков, вошла в состав домакарьевских Миней (наиболее ранний список – в «Минее новым чудотворцам», написанной в 1494 по повелению иером. Досифея (РНБ. Солов. № 518/537)). Житие в Минейной редакции имеет предисловие и Похвальное слово, включает 14 чудес. В составе Великих Четьих-Миней этот текст присоединил к себе еще одно Похвальное слово («Слово похвальное о чудесах предивнаго жития преподобнаго отца нашего Димитрия, Вологодскаго чудотворца») (Ключевский назвал данное Похвальное слово 3-й редакцией Жития, с чем нельзя согласиться, поскольку это иное в жанровом отношении произведение). Украинская (Беловолова) выявила Вологодский вариант Минейной редакции с 33 чудесами, представленный в сборниках: ВОКМ. № 2037, XVII в.; ГИМ. Увар. № 232, XVII в.; РГБ. Ф. 272. № 351, XVII в.; ЯМЗ. № 15327, 1854 г. Вторичным вариантом этой редакции является текст в сб. РНБ. Соф. № 1361, предисловие в к-ром такое же, как в Минейной редакции, но основной текст имеет отличия, после него читаются 8 чудес, последнее чудо переходит в краткую похвалу святому.

Проложные редакции Жития Д., почти буквально совпадающие с Ранней редакцией, остаются почти неисследованными, они содержатся в рукописных Прологах: РНБ. Погод. № 601. Л. 470с – 472с, кон. XV – нач. XVI в. (описание см.: Рукописные книги собр. М. П. Погодина: Кат. СПб., 1992. Вып. 2. С. 202-204), РНБ. Тит. № 1220. Л. 418d – 420a, XVII в., а также в сб. РНБ. Тит. № 1147. Л. 2 об.- 4, XIX в. Проложные редакции заканчиваются после рассказа об основании Д. Никольского мон-ря или после сообщения об уходе в Вологду. Одна из проложных редакций попала в печатный Пролог, из него вновь в рукописную традицию (см.: РНБ. СПбДА. № 280. Л. 62-64 об., XVIII в.). Др. проложная редакция зафиксирована в списке сер. XVI в. (РНБ. Тит. № 738).

На основе одной из проложных редакций и Вологодского варианта Минейной редакции возникла выявленная Украинской (Беловоловой) Сводная редакция, известная в единственном списке XIX в. (РНБ. F.I.774), к-рой сопутствует «Сказание о Сретении чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Димитрия. и о новосозданной церкви во обители его». «Сказание. » было создано в нач. XIX в. на основе повествования из Минейной редакции о явлении святого во время военного похода вел. кн. Иоанну III Васильевичу (имя вел. князя появляется в Житии в сер. XVII в.).

Биография

Из Жития известно, что Д. был одарен телесной красотой и старался скрывать ее, пряча лицо под куколем. Он подвизался в посте, для того чтобы увяла красота, но лицо его еще более просветлялось. Святой почти не беседовал с мирянами и никогда – с женщинами, кроме необходимых случаев духовного наставления (женщина, пытавшаяся против воли святого увидеть его лицо, была наказана расслаблением, исцелилась по молитве Д.). Поскольку горожане часто посещали службы в монастырской Никольской ц., о святом стало известно и в Переяславле, и за его пределами. Приняв приглашение вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича, Д. посетил Москву и крестил одного из его сыновей (возможно, Василия I Димитриевича (род. 30 дек. 1371), деда вел. кн. Иоанна III, особо почитавшего Д.). При Д. в Никольском мон-ре был переписан летом 1377 г. Паренесис прп. Ефрема Сирина.

Избегая мирской славы, Д. вместе с учеником мон. Пахомием ушел из Переяславля на север. При слиянии рек Великой и Лежи, неподалеку от с. Авнега (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.), иноки поставили ц. Воскресения Христова (очевидно, деревянную), но через нек-рое время вынуждены были уйти оттуда из-за конфликта с местным населением, опасавшимся, что их земля и села со временем станут монастырскими.

Затем Д. вместе с учеником пришел в Вологду (совместное владение Новгорода и вел. князей). В неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды, он выбрал место у речной излучины («на Прилуце»), где и основал, вероятно между 1378 и 1382 гг., Спасо-Прилуцкий мон-рь. Житие сообщает о передаче святому земель местными жителями – «благонарочитым мужем» Илией (по преданию, его фамилия была Раков) и его соседом Исидором по прозвищу Выпряг (Л. И. Ивина указывает на существование вблизи обители с. Выпрягова, являвшегося одним из монастырских владений). По сообщению Минейной редакции Жития, они пожертвовали даже поле с взошедшими озимыми, где и была построена церковь. На месте, к-рое благословил преподобный, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр., известен происходящий из Прилуцкого мон-ря Киликиевский крест, ранее связывавшийся с Д., ныне датируемый 1-й третью XVI в.). Др. миряне жертвовали в монастырь деньги, строительный лес и проч. В Минейной редакции Жития упоминаются дары, присланные вел. кн. Димитрием Иоанновичем.

Когда число иноков в обители умножилось (среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Д. из переяславского Никольского мон-ря), святой ввел общежительный устав (это было значительным событием, т. к. большинство мон-рей Новгородской земли сопротивлялись введению общежительства). Благодаря щедрым пожертвованиям в обители был возведен деревянный собор в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. По-видимому, уже при Д. мон-рь начал обзаводиться земельными угодьями. В Минейной редакции Жития упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, его возделывал монастырский работник Григорий, к-рого любил посещать Д.

Более подробная Минейная редакция содержит также сведения о духовных дарованиях преподобного: о дарах непрестанной молитвы, прозрения и чудотворения. Д. сообщил братии о кончине вел. кн. Димитрия Иоанновича († 19 мая 1389) за неск. дней до того, как весть об этом дошла до Вологды. Святой предупреждал родного брата-купца, пришедшего из Переяславля за благословением, чтобы тот не ходил торговать к язычникам эстам и саамам. Брат ослушался и погиб. Мон-рь Д., находившийся близ дороги, ведущей к Белоозеру, принимал странников и кормил голодных. Иногда втайне от братии святой подавал милостыню из пожертвований в мон-рь, защищал пострадавших «от насилиа злых судии». В продолжение всей жизни святой ограничивал себя в пище – во время общей трапезы ему подавали горшок с горячей водой («укропом») и небольшую просфору. Круглый год Д. носил одну одежду из овчины, терпя зимой холод, а летом жару.

В Житии сообщается, что Д. скончался в преклонном возрасте, предсказав время своего отшествия. Перед кончиной святой благословил на игуменство в монастыре Пахомия (в Минейной редакции Жития сообщается, что святой повелел свои останки бросить в болото). После смерти Д. мон-рь наполнился благоуханием. (В Житии указан день кончины преподобного без года. Дата, приводимая в «Описании о российских святых (кон. XVII-XVIII в.),- 6900 (1392) г.- неточна, в ней не дописаны десятки и единицы; год смерти Д. определяется на основе датировки 1-го посмертного чуда.) Д. был погребен в деревянном Спасском соборе Прилуцкого мон-ря (ныне существующий каменный храм освящен в 1542). Согласно Описной книге 1623 г., над мощами святого в нижнем храме Спасского собора была установлена деревянная рака, вначале обитая тканью, к 1675 г. обложенная серебряной позолоченной басмой. В 1882 г. над гробницей была установлена медная литая сень. Мощи Д. никогда не вскрывались и до сих пор почивают под спудом в Спасском соборе Спасо-Прилуцкого мон-ря.

Читайте также:  Василий великий о чем молятся этому святому

У гробницы святого до 20-х гг. XX в. хранились его вериги (весом 9,5 кг, ныне в епархиальном церковно-археологическом музее при мон-ре). Игуменский посох Д. находится в иконостасе нижнего храма Спасского собора Прилуцкого мон-ря. В кон. XIX в. в мон-ре хранились также предметы, к-рые предание связывает с Д.: «деревянный осьмиконечный крест, сделанный им собственноручно и водруженный при избрании им места для Спасо-Прилуцкой обители. фелонь шелковой атласной материи, синяя с красными цветами; оплечье красноватого бархата – дар вел. князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обвитый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровыми вставками» ( Димитрий (Самбикин) . Месяцеслов. С. 133-134).

Почитание

Почитание Д. в Спасо-Прилуцком мон-ре началось вскоре после кончины преподобного – не позже 1408 г., к к-рому, опираясь на летописные сообщения о море в 6916 г., исследователи относят 1-е посмертное чудо святого – исцеление мн. людей от болезни «корчеты», распространившейся по Вологодчине; по Житию, эта эпидемия случилась через неск. лет после кончины Д. 2-е чудо совершилось во время нападения на Вологду рати вятчан (Вологодско-Пермская летопись относит это событие к 1417 г.; см.: ПСРЛ. Т. 26. М.; Л., 1959. С. 180). Когда нападавшие грабили Димитриеву обитель, один из воинов стал снимать покров с гроба святого, но Божественной силой был сбит с ног, стукнулся об пол и лишился жизни, его похоронили в мон-ре. Др. чудеса, описанные в Житии Д., связаны с исцелением больных, преимущественно бесноватых и умалишенных.

Свидетельство о чудесной помощи Д. кн. Константину Ивановичу Острожскому (Ɨ 1539), оказавшемуся в московском плену после битвы при Ведроши в 1500 г., и о почитании князем святого содержится в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского (1-я пол. 70-х гг. XVI в.): «Той самый Димитрий, яже князя Константина от многолетных его вериг свободил, имиже был связан по рукам и ногам, и иссохшие ему руце прикосновением своим исцелил, яко и здесь уже князь, ехал уже в свое отечество, зело святаго о сем прославлял и почесть и любовь к нему велию имел даже до преставления своего» (БЛДР. СПб., 2001. Т. 11. С. 468). Вероятно, исцеление было связано с пребыванием кн. Константина Ивановича в Вологде, обычном месте ссылки знатных пленников. Дав поручную запись на верность Москве, князь бежал на родину в 1507 г. Приведенная в «Истории о великом князе Московском» информация скорее всего была получена Курбским от Константина Константиновича Острожского (1526-1608), с к-рым он находился в переписке.

По-видимому, почитание Д. стало общерусским к кон. XV в. Служба святому находится в рукописях Троице-Сергиевой лавры XV в. (РГБ. Троиц. № 617, 642) и нач. XVI в. (Там же. № 618) (см. также: Горский, Невоструев . Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 50, 317, 428, 466, 468). Инок суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорий, составивший во 2-й пол. XVI в. Похвальное слово рус. святым, писал: «Кто не весть блаженаго Димитриа Прилучскаго, о немже многы повести списаны обрящеши» ( Макарий (Веретенников), архим . Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского) // АиО. 1997. № 2(13). С. 138-139). В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634) под 11 февр. отмечено: «Дмитрею Вологоцкому благовест в ревут, трезвон болшой; аще ли в пост, выпевати напредь» (РИБ. Т. 3. Стб. 54). До 1645 г. существовал обычай, по к-рому после дня памяти Д. (11 февр.) игумен Спасо-Прилуцкого мон-ря ездил в Москву, где преподносил государю и его семье освященную на молебне воду и просфоры.

С нач. XVI в. в Вологде 3 июня празднуется Сретение чудотворной иконы Д. (1-е упоминание о «стихирах и каноне на Сретение образа чудотворца Димитрия» содержится в «Указце книгохранителя Спасо-Прилуцкого монастыря Арсения Высокого 1584 г.» – ПДП. 1914. Вып. 184. С. 14). Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоанном III в Вологду образа Д. в память о помощи святого рус. войскам и о явлении Д. вел. князю во время похода на Казань (вероятно, в 1487, когда была установлена зависимость Казанского ханства от Москвы; известно, что Иоанн III посетил Вологду перед походом; по преданию, в Москву из Спасо-Прилуцкого мон-ря для моления во время похода был увезен небольшой образ Д.).

Чудотворная икона была встречена вологжанами во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (в «Сказании о Сретении чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Димитрия, Прилуцкого чудотворца», нач. XIX в., назван еп. Стефан, неизвестный др. источникам). На месте встречи иконы в Вологде была воздвигнута ц. во имя Д. (позднее переосвящена во имя равноапостольных Константина и Елены). В память о событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; после литургии совершался молебен Д., затем крестный ход возвращался в Вологду. Торжества продолжались 3 дня. Память Сретения чудотворного образа Д. праздновалась не только в вологодских церквах, но, по-видимому, также в др. севернорус. храмах. Этот праздник отмечен в Уставе кон. XVI – нач. XVII в., написанном в Архангельске (РНБ. Собр. П. Д. Богданова. № 977). Икона, присланная в Вологду вел. князем Иоанном III, не сохранилась. В 1487-1491 или в 1503 г. художником круга прп. Дионисия был написан сохранившийся до наст. времени образ Д. с житийными клеймами (ныне в ВГИАХМЗ; клейма отражают Минейную редакцию Жития святого).

К нач. XVII в. Д. воспринимался вологжанами как небесный покровитель их города. В Смутное время, 4 янв. 1609 г., образ Д. был торжественно перенесен из мон-ря в Вологду и установлен в Спасской ц. В одном из документов того времени говорилось, что «преподобный Дмитрей милость свою явил, обещался с нами на врагов государевых стояти», горожане дали обет «во имя преподобнаго Дмитрея. миром храм соорудити на Вологде на площади» (ААЭ. Т. 2. С. 196). Вологда избежала нападения польско-литов. отрядов, в благодарность горожане поставили на площади деревянный храм во имя Д., в 1777 г. на его месте был воздвигнут Никольский собор, один из приделов к-рого был посвящен Д. В Вологде святой считался также покровителем купцов.

В 1642 г. в нижнем этаже Спасского собора Прилуцкого мон-ря был освящен придел во имя Д. На месте дома некоего мастера-кожевника в Вологде, где, по преданию, останавливался преподобный, была поставлена сначала часовня, а затем посвященный Д. храм (на Наволоке). Др. церковь (сначала деревянная, потом каменная) во имя Д. находилась в Грязовецком у. Вологодской губ., в 50 верстах от Вологды, на правом берегу р. Чёрный Шингорь, где, согласно преданию, святой намеревался устроить храм, но был изгнан местными жителями (имеется в виду соответствующий эпизод Жития о с. Авнега). Там же почитался камень, на к-ром сидел Д. При постройке каменной церкви он был вделан «в стену под колокольнею по левую сторону входа в церковь» (ГАВО. Ф. 883.0.1. № 167. Л. 77-80 об.).

Во 2-й пол. XV в., по-видимому одновременно с Житием, была создана служба Д., вероятно в 2 этапа. Ф. Г. Спасский выделяет в ней 2 хронологических пласта: более ранний (1-й канон и стихиры), спасо-прилуцкий по происхождению, к-рый мог быть написан автором Жития игум. Макарием, и более поздний (2-й канон и стихиры), к-рый был создан за пределами Спасо-Прилуцкого мон-ря. Предположение об авторстве игум. Макария подтвердил И. А. Кочетков, указавший ряд рукописей, сохранивших в надписании канона слова: «Творение кир Макария, игумена тоя же обители» ( Кочетков . 1981. С. 331). Служба Д. издавалась с XVII в. (напр.: Минея служебная. Февраль. М., 1664. Л. 165 об.- 182 об.; Минея (МП). Февраль. С. 336-356).

Иконография

Д. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание Д. как св. покровителя Димитриева Прилуцкого мон-ря и Вологды, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого в России.

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Святой Димитрий родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Он не лю­бил при­ни­мать по­че­стей от кого бы то ни было, но все­гда но­сил в сво­ем серд­це сми­рен­но­муд­рие и раз­мыш­лял о бу­ду­щем ве­ке, о су­де Бо­жи­ем, о воз­да­я­нии каж­до­му че­ло­ве­ку по его де­лам, Цар­ствии Небес­ном ира­до­сти пра­вед­ных и рай­ском бла­жен­стве в вечности…

Вос­при­няв из книг Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов мысль, что всё в этом ми­ре ско­ро­пре­хо­дя­ще и и переменчиво, свя­той оста­вил су­ет­ный мир, про­ник­ся стра­хом Бо­жи­им и принял монашеский постриг в Го­риц­ком мо­на­сты­ре Пресвятой Бо­го­ро­ди­цы в том же го­ро­де Пе­рея­слав­ле. Вскоре после этого, на берегу Плещеева озера близ города преподобный Димитрий основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец

Он мно­го по­тру­дил­ся над при­об­ре­те­ни­ем доб­ро­де­те­лей, имен­но ду­хов­но­го трез­ве­ния, мо­лит­вы, чи­сто­ты, глу­бо­ко­го сми­ре­ния и люб­ви ко всем лю­дям, и тру­ды его ста­ли при­но­сить спа­си­тель­ные пло­ды, так как он был за­нят ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Гос­под­них и днем, и но­чью. Он был це­ло­муд­рен и чи­стым серд­цем стре­мил­ся к Бо­гу, то есть жил по­доб­но Ан­ге­лу.

Бла­жен­ный стре­мил­ся по­знать то, что со­зер­ца­ют Ан­ге­лы и что до­ступ­но толь­ко лю­бя­щим Бо­га. И его за его доб­ро­де­те­ли по­лю­би­ли и ино­ки, и про­стые лю­ди. За­тем Бог спо­до­бил его при­нять дар свя­щен­ства и быть на­став­ни­ком и учи­те­лем лю­дям, что он ис­пол­нял, как ис­пол­ня­ет хо­ро­ший во­ин, уго­жда­ю­щий сво­е­му гос­по­ди­ну.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию.

С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север.

В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно.

В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы.

Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в ХV столетии почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля по ст. ст.)

ДИМИТРИЮ ПРИЛУЦКОМУ

Тропарь, глас 1

Свыше от Бога, преподобне, / благодать приял еси духовную, / и от Него убо познался еси, блаженне, / Того ради и ты духом познал еси лучшая Его, / будущаго века пребывание, / и постнически испытався во своих обителех. / И ныне со ангели ликовствуя, / Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Иной тропарь, глас 1

Свыше от Бога, преподобне, / благодать приял еси, Димитрие преславне, / и Того силою укрепляем, / Евангельски ходити изволил еси, / отонуду же и от Христа возмездие трудов обрете, всеблаженне, / Егоже моли / спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси, / в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя. / Темже и Всевидящее Око твоя труды видев, / чудесы тя прославляет, и всех звати тебе научает: / радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Иной кондак, глас 3

Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти, / люди своя упасе на пажитех закона живоносна, / зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих, / яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу

О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий