Икона целование святой елизаветы о чем молятся

ЦЕЛОВАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

На Зимнюю Православную выставку, прошедшую в СКК Санкт-Петербурга с 20 по 26 декабря 2016 года, прибыла необычная икона из Горненского женского монастыря. Об иконе и событиях, нашедших в ней отображение, рассказывает член Русской Духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко).

Икона называется «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы». «Целование» в переводе на современный русский язык означает «приветствие». Икона изображает момент встречи Божией Матери и св.праведной Елисаветы — матери Иоанна Предтечи. Согласно Святому Преданию, местом встречи был дом Захарии и Елисаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. Чуть выше по склону располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря. Именно поэтому икона эта там особенно почитается.

А произошло это так: после благовестия Архангела Гавриила сюда, «во град Иудин», пришла из Назарета Галилейского Сама Пречистая, чтобы поделиться возвещённой Ей небесной тайной о рождении Богомладенца со Своей близкой родственницей Елисаветой, носившей уже под сердцем Иоанна Предтечу. «И вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк.1,40). Когда Елисавета услышала это приветствие, то «взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1,41). Елисавета, будучи уже в преклонных годах, носила под сердцем Иоанна — Предтечу Господня. И младенец Иоанн радостно взыграл во чреве, почувствовав Духом Святым, что Спаситель м i ра здесь. Это была, если можно так сказать, первая встреча Иоанна Крестителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Елисавета же воскликнула громким голосом: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1,42—43). То есть Елисавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери Её будущее. Cлова приветствия Елисаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в Православии Песнь Пресвятой Богородице.

Икона эта очень редкая — ни в России, ни где-либо ещё в мире вы её не встретите. Она находится на алтарной стене собора всех святых Горненского монастыря. И отмечается праздник Целование Божией Матери, установленный в 1883 году начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным, †1894), сугубо в Горненском монастыре. Владыка Антонин составил и чин богослужения, а икону написали матушки Горненского монастыря. Праздник сей хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, но входит в сердце и душу и приносит всем участвующим в нём безконечную радость.

— А как празднуется это событие?

— Надобно сказать, что праздник сей отмечается только в Горненском монастыре. Сёстры и трудницы обители украшают живыми цветами икону «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы». Далее, согласно давней традиции, игумения монастыря и сёстры встречают у источника Божией Матери (он расположен за пределами обители) принесённую из Троицкого собора Русской Духовной миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы. И после молебна, под звон колоколов и церковные песнопения, многолюдный крестный ход с чудотворным образом направляется в Казанский храм Горненской обители. Путь крестного хода символизирует путешествие Божией Матери из Назарета и Её восхождение в «горний град Иудов». Здесь икона пребывает три месяца — до праздника Рождества Иоанна Предтечи. Именно такой срок Пресвятая Богородица гостила в горнем граде у св.Елисаветы. Чудотворную икону помещают в храме на игуменском месте, и она называется Игуменией Горненской обители. Место же земной настоятельницы обители — рядом с иконой.

— О чём молятся перед иконой «Целование»?

— О чём молятся именно перед этой иконой, сказать сложно. Молиться можно перед любой иконой. Пред Богородичными иконами мы молим Божию Матерь — нашу общую Мать — о милости и заступничестве. Наверное, перед этой иконой молятся женщины, которые не могут зачать дитя. Икона ведь не таблетка, помогающая в тяжёлых жизненных ситуациях. Мы молимся, когда благодарим Бога за Его милость к нам грешным или когда печалуемся о своих духовных и телесных бедах, просим помочь. И если просьба наша душеполезна для нас — получаем помощь.

Икона святой мученицы Елизаветы

В настоящее время из всех новомучеников икона жены брата последнего императора России, который и сам прославлен вместе с семьей как страстотерпец, наиболее популярна среди народа. Икона мученицы Елизаветы обязательно присутствует в квартире любой благочестивой семьи.

Историческая справка

Икона Елизаветы существует в разных вариациях и иконописных исполнениях. Это неслучайно, так как история самой преподобной ученицы Христа, а именно так называют тех, кто отдал за Него свою жизнь, необычна.

  1. До замужества — Луиза-Алиса принцесса Дармштадтская.
  2. Внучка знаменитой королевы английской Виктории и младшая сестра императрицы Александры Федоровны, также принявшей мученическую смерть.
  3. Вышла замуж за великого князя Сергея Александровича в 1884 году, еще будучи лютеранкой, и сознательно приняла православие в 1891 году.
  4. Отличалась довольно жестким отношениям к тем, кто совершает террористические акты, но простила убийцу своего мужа и, продав личные драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу, где в 1909 году разместилась Марфо-Мариинская обитель.

Читайте о других православных монастырях:

  • Лужецкий монастырь в Можайске
  • Далматовский монастырь Курганской области
  • Монастырь святой Екатерины на Синае

На заметку! Это была необычная для православия монашеская община, поступившие в нее не давали монашеских обетов, да и сама Елизавета Федоровна никогда их не принимала. Но каждая из сестер обязывалась ухаживать за больными, сирыми и убогими. Таким образом, социально-благотворительная функция данной обители неукоснительно исполнялась.

С началом Первой мировой войны обитель оказывала помощь как раненным, так и военнопленным, что дало основание подозревать Елизавету Федоровну в симпатиях к немцам. С приходом к власти большевиков в мае 1918 года она была арестована и сначала переправлена в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где ее вместе с другими представителями семьи Романовых и личной служанкой монахиней Варварой сбросили в шахту.

Там они скончались медленной, мучительной смертью. После освобождения Алапаевска белой армией, тело Елизаветы Федоровны было перенесено в Иерусалим и погребено в Святой Земле, как она того и желала.

Описание святого лика

Преподобномученица Елизавета и мученица Варвара, сопровождавшая великую княгиню в последних ее мытарствах, были прославлены Русской православной церковью в 1992 году. С этого времени начали появляться иконописные изображения Елизаветы Федоровны.

Внешние отличительные черты этих икон состоят в следующем:

  • как правило, великая княгиня изображается в апостольнике;
  • с крестом в правой руке и Марфо-Мариинской обителью в левой;
  • есть варианты иконы, где Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой вместе держат в руках Мариинскую обитель.

В любых таких образах великая княгиня очень узнаваема, так как покрыта белым апостольником и имеет на груди крест мученика. Еще при жизни супруги дали обет не иметь плотских отношений и за почти десять лет брака выдержали его.

В чем помогает и как защищает икона

Из всех прославленных на сегодняшний день новомучеников Российских, Елизавета Федоровна наиболее почитаема, а образ ее самый узнаваемый. Поэтому не удивительно, что к ней, перед её образом часто обращаются с молитвой и просят ее помощи и заступничества перед Богом и просят о том, чтобы она помогла:

  • в родах трудных;
  • в рождении недоношенных и их дальнейшем выхаживании;
  • в исцелении раковых больных, в основном женских заболеваниях: рак молочной железы, матки и прочее;
  • тем, кто терпит страдания, боль и муку, обращение к преподобномученице будет очень полезным.
Читайте также:  О чем молятся святой мученице софии

И в целом, как каждая православная святая, очень близко стоящая к престолу Царя Небесного, великая княгиня Елизавета Федоровна может оказать большую помощь.

Как молиться и в каких храмах есть икона

Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.

Совет! Можно заказать молебен великой княгине, даже с чтением акафиста, который клирики храма должны будут исполнить.

Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.

Икона святой есть во многих храмах России. Если брать каждый конкретный город или даже небольшое поселение, то можно обнаружить образ святой во многих из них. Это говорит о том, насколько почитаем этот образ. А главное, как этот образ вдохновил многих других на подвиг и повторение пути святой.

Символ Веры

Праздник «Целования Божией Матери и праведной Елизаветы» в Горненском монастыре (Эйн-Карем)

Этот праздник установлен в 1883 году и совершается он только в Горненской обители , расположенной на той самой земле, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.
Евангельское повествование гласит, что сюда, «во град Иудин», пришла после архангельского благовестия из Назарета Галилейского Сама Пречистая, чтобы поделиться возвещенной Ей небесной тайной о рождении Богомладенца со Своей близкой родственницей Елисаветой, носившей уже под сердцем Иоанна Предтечу.
Матерь Божия прожила в Горней стране три месяца, а умилительная встреча Пречистой со святой праведной Елисаветой нашла свое отражение в Евангелии от Луки: «и вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1:40).
Сестры и трудницы Горненской обители украсили живыми цветами киоты двух икон «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» и собрали соединенные друг с другом аккуратными травяными дорожками четыре цветочных ковра вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Согласно давней традиции, игумения монастыря, матушка Георгия (Щукина) и сестры встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенос иконы и крестный ход возглавил специально приглашенный иерарх Иерусалимского Патриархата митрополит Вострский Тимофей. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий , архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.

Весь путь крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери из Назарета и Ее восхождение в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.
Так как празднование выпало на Светлую Седмицу, чудотворную икону покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии, и поставили вместе с укрепленным у ее основания игуменским жезлом в центре Казанского храма. Здесь икона будет пребывать в продолжение трех месяцев – до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно на такой срок Пресвятая Богородица гостила в Горнем граде у праведной Елисаветы.
Чудотворная икона займет в храме игуменское место, и будет называться Игуменией Горненской обители. Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у святыни и лишь затем у священников и матушки Георгии.
Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший вечернее богослужение, по его завершении на площади перед храмом от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте – «Образ Пречистой Богородицы Абалакской» и «Собор святых в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти иконы будут украшать внутреннее убранство стоящего на возвышенности величественного собора во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, являющегося с 2007 года архитектурной доминантой Горненской обители.

Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.
Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в женском монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин : «Этот праздник, хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, но он приносит и добавляет все православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнюю страну. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».

Справка

Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) — встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так:

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
— Лк.1:41-45

Икона целования Божией Матери праведной Елизаветой на стене храма.

Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

В Иерусалимском Горненском монастыре прошел праздник «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»

Иерусалим, 12 апреля 2010 г.

10 апреля в женском Горненском монастыре, основанном на месте посещения Пресвятой Богородицей Ее родственницы – праведной Елисаветы, при большом стечении священнослужителей, монашествующих и паломников состоялся торжественный праздник «Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов», сообщает Седмица.Ru. Праздник имеет в этой русской обители и другое название – «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы».

Праздник, установленный в 1883 году на Святой Земле, проводится по традиции только в Горненской обители, располагающейся, по преданию, на той самой земле, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.

Евангельское повествование гласит, что сюда, «во град Иудин» пришла после архангельского благовестия из Назарета Галилейского Сама Пречистая, чтобы поделиться возвещенной Ей вестью о рождении Богомладенца со Своей близкой родственницей Елисаветой, носившей уже под сердцем Иоанна Предтечу.

Читайте также:  Святой станислав о чем молятся

Матерь Божия прожила в нагорней стране три месяца, а встреча Пречистой со святой праведной Елисаветой нашла свое отражение в Евангелии от Луки: «и вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1:40).

Сестры и трудницы Горненской обители украсили живыми цветами киоты двух икон «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» и собрали соединенные друг с другом аккуратными травяными дорожками четыре цветочных ковра вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Согласно существующей традиции, настоятельница монастыря игумения Георгия (Щукина) вместе с сестрами встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.

После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенесение иконы и крестный ход возглавил приглашенный на торжества митрополит Вострский Тимофей из Иерусалимского Патриархата. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.

Весь путь этого крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери и Ее прихождение из Назарета в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.

Так как празднование выпало на Светлую Седмицу, чудотворную икону покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии, и поставили вместе с укрепленным у ее основания игуменским жезлом в центре Казанского храма. В нем эта икона будет пребывать в продолжение трех месяцев – до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно такой срок Пресвятая Богородица гостила у праведной Елисаветы.

Через некоторое время облаченная уже в голубое одеяние чудотворная икона займет в храме игуменское место, и все 90 дней Божия Матерь будет называться в Горненской обители «Игуменией монастыря». Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у Благовещенской святыни и лишь затем у матушки Георгии и священников.

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший вечернее богослужение, по его завершении на площади перед храмом от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте – образ Пресвятой Богородицы «Абалакской» и «Собор святых, в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти иконы будут украшать храм Всех Святых, в земле Российской просиявших, являющийся с 2007 г. архитектурной доминантой Горненской обители.

Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.

Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в этом монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Приморский и Владивостокский Вениамин: « Этот праздник хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, приносит и добавляет всем православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнее. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».

СРЕТЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ

Сретение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и праведной Елисаветы. Фреска (1191 г.) в храме Св. Георгия, Курбиново, Македония

Сретение (встреча) Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи, празднование иерусалимского женского Горненского монастыря, называемое также “вторым Благовещением” или “Целованием”

Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28-33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения: “Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово” (Лк. 1, 35-37). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила (“се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”), поспешила “в нагорную страну [отсюда название местности “Горнее”], в город Иудин” [2]. Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. “И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа” (Лк. 1, 40-45).

Далее евангелист приводит хвалебную песнь Пресвятой Девы Марии: “Величит душа Моя Господа. “ (Лк. 1, 46-55; “Честнейшая” в православном Уставе, которая поётся на утрени по 9-й песни канона).

Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой.

Икона сретения Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы

В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в Аин-Кариме, где, по преданию, стоял дом праведной Елисаветы, который посетила Пресвятая Богородица. По благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви здесь была основана женская Горненская обитель, с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии. Правила, регламентировавшие жизнь обители, были утверждены Святейшим Синодом в 1898 году.

В 1883 году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Её пребывания здесь в течение трёх месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи, воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские. Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в “Горненский праздник” должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста [3].

В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: на праздник к источнику Божией Матери в Аин-Карем привозят икону Благовещения из Троицкого собора Русской Миссии. Икону ожидают сёстры Горненской обители и паломники с букетами цветов в руках. У источника читается отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о памятном событии. После молебна под звон колоколов совершается крестный ход в монастырь через восточные врата в Казанский храм. Игумения и сестры поочередно несут икону. Перед храмом к празднику выкладывается ковер из цветов. Икону помещают на особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии и игуменским жезлом. На срок пребывания образа в обители Божия Матерь почитается здесь игуменией, сама же игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом с ним. Икона Благовещения, в память трёхмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в обители на три месяца, до дня Рождества Иоанна Предтечи, после чего образ возвращается в Троицкий собор [4].

Молитвословия

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.

Использованные материалы

[1] Если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. В “Палестинско-грузинском календаре” X века это празднование отмечено 1 апреля – в день, который был отданием Благовещения. Западная Церковь с XIII века празднует это событие 2 июля. См.: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. IV. – С. 415, сноска 1.

[2] Существует три версии относительного того, что это было за место. Наиболее распространённая гласит, что это теперешний Аин-Карим, или Айн-Карем в 4-х километрах на юго-запад от Иерусалима), где расположен Горненский монастырь. В “Житиях” святителя Дмитрия Ростовского под “городом Иудиным” подразумевается Хеврон, называвшийся “Горним градом” из-за высоких гор, на которых был расположен. Третья версия содержится в книге “Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы” (напр., изд. 8-е – М., Типо-Литография И. Ефремова. – 1904) и в “Полном церковнославянском словаре” прот. Григория Дьяченко (напр., http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovn. tml ): Иудов град – это Иутта или Ютта, город, “назначенный для пребывания священных лиц (Нав. 15, 55, 21, 16). – См.: “Ютта – место встречи Богородицы с Елизаветой и рождества Иоанна Крестителя”, страница блога Съ нами Богъ разумѣйте языцы.., http://avdy-san.livejournal.com/39447.html .

[3] См.: Архимандрит [впоследствии митрополит Ленинградский] Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. // Богословские труды, сб. 20. – М., 1979, с. 44)

Икона целование святой елизаветы о чем молятся

–>

–> –>

–>Православие.Ru Новости –>
–> –>

–> –>

–> –>Статистика –>

–> –> –> –>

–> –>Форма входа –>
–>

Войти через uID

Сретение (встреча) Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи, празднование иерусалимского женского Горненского монастыря, называемое также “вторым Благовещением” или “Целованием”

Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28-33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения: “Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово” (Лк. 1, 35-37). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила (“се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”), поспешила “в нагорную страну [отсюда название местности “Горнее”], в город Иудин”. Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. “И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа” (Лк. 1, 40-45).

Далее евангелист приводит хвалебную песнь Пресвятой Девы Марии: “Величит душа Моя Господа. “ (Лк. 1, 46-55; “Честнейшая” в православном Уставе, которая поётся на утрени по 9-й песни канона).

Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой.

В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в Аин-Кариме, где, по преданию, стоял дом праведной Елисаветы, который посетила Пресвятая Богородица. По благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви здесь была основана женская Горненская обитель, с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии. Правила, регламентировавшие жизнь обители, были утверждены Святейшим Синодом в 1898 году.

В 1883 году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Её пребывания здесь в течение трёх месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи, воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские. Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в “Горненский праздник” должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста.

В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: на праздник к источнику Божией Матери в Аин-Карем привозят икону Благовещения из Троицкого собора Русской Миссии. Икону ожидают сёстры Горненской обители и паломники с букетами цветов в руках. У источника читается отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о памятном событии. После молебна под звон колоколов совершается крестный ход в монастырь через восточные врата в Казанский храм. Игумения и сестры поочередно несут икону. Перед храмом к празднику выкладывается ковер из цветов. Икону помещают на особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии и игуменским жезлом. На срок пребывания образа в обители Божия Матерь почитается здесь игуменией, сама же игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом с ним. Икона Благовещения, в память трёхмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в обители на три месяца, до дня Рождества Иоанна Предтечи, после чего образ возвращается в Троицкий собор.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Кондак, глас 3

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.

Добавить комментарий