Икона трех святителей о чем молятся

Икона трех святых — Иоанна, Василия и Григория

Каждая икона — это часть православной истории. Образ «Собор трех святителей» — один из наиболее важных предметов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в нем царил уют и покой.

Альтернативное название иконы — «Три иерарха», такое же, как и у праздника, которому посвящена сама икона. Многие путают ее со «Святой Троицей», но это совершенно другой образ.

История иконы трех святых

История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом:

Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.

Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три самых великих духовных наставника всех времен: святой Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, именуемый также Златоуст. Эти святители при жизни потратили огромное количество времени и сил на составление порядков богослужений в церкви, церковных календарей, молитв и прочих вещей.

Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Василий Великий, изображенные на иконе трех святых, имели блестящее образование, которое позволило им получить достойные знания не только о духовной составляющей жизни, но также и о светской.

К примеру, Василий Великий предлагал обязательно изучать светскую жизнь, беря из нее лишь все самое хорошее и не противоречащее Святому Учению. При этом он приводил в пример трудолюбивых пчел, которые садятся на каждый цветок, однако берут всегда разное количество нужной им пыльцы.

Василий Великий после окончания своего обучения, пустился в путешествие, посетив почитаемых христианских старцев в Сирии. Египте и Палистине. Приехав обратно, он укрепился в желании совершения иноческих подвигов, решив отправиться в пустыню.

Тут он списывается со своим давним другом Григорием Богословым, который изображен на православной иконе трех святых по центру. Под руководством древнейших монахов-толкователей, в строгих аскетических условиях, оба они изучали Священное Писание.

Иоанн Златоуст также прошел совершал иноческие подвиги – два года он провел в полном молчании в уединенной пещере, четыре года – в пустыне.

Огромный вклад внесли они и в богослужебный канон. Иоанну Златоусту и Василию Великому принадлежат анафоры, составляющие центральный момент в литургии, ими написаны молитвы, которые православные и сегодня читают ежедневно утром и вечером. Их произведения стали источником образов для многих последующих церковных писателей.

Их трудами церковь пользуется до сих пор, поэтому сразу после смерти последнего из них было решено увековечить их в великих образах. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые конфессии и направления христианства это оспаривают.

Все святые поплатились в той или иной мере за свою приверженность Христу и вере в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан далеко за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в изгнании.

Житие Василия Великого

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года в удивительной благочестивой семье, давшей человечеству сразу нескольких прославленных святых. Христианское воспитание, полученное будущем святителем, явилось крепким фундаментом его последующей строгой аскетической жизни, твердости в православной вере, искреннем служении Церкви и ближним.

В семье Василия Великого было десять детей, пять сыновей и пять дочерей. Из них пятеро были впоследствии причислены к лику святых: сам Василий, его братья Григорий Нисский и Петр Севастийский, и две сестры: Макрина Младшая и праведная Феозва — диакониса. Дед Василия по матери стал мучеником при свирепом гонителе христиан Диоклетиане.

Дед и бабка с отцовской стороны во время гонений семь лет прожили в лесах на севере Каппадокии и среди лишений только укрепили свою веру. Уже в более благоприятные времена бабка Макрина добровольно вернулась к пустынножительству в безлюдный понтийский лес.

Начиная с нее, три поколения рода дали трех святых женщин, а одно поколение еще и трех святых епископов — Василия и его братьев Григория и Петра. Такой пример благочестивого жительства должно, несомненно, укреплять и нас, современных христиан, ищущих примеров правильного построения малой Христовой Церкви.

Отец Василия, по имени также Василий, известный своим благочестием, был женат на Еммелии, которая в юности отличалась редкой красотой и, хотя была склонна к девственному образу жизни, все-таки вышла замуж за человека уважаемого и безупречного.

Вероятно, незадолго перед кончиной, он принял сан священника, как об этом можно заключать из того, что Григорий Богослов называет мать Василия Великого супругой иерея. По словам того же свт. Григория Богослова, их супружество совсем не помешало им преуспеть в добродетели.

Считается, что первое слово о Христе будущий святитель услышал от своей благочестивой бабки Макрины и собственной матери. Отец же его не только наставлял основам христианской веры, но учил и светским наукам, которые были ему хорошо известны, так как он сам преподавал риторику и философию.

Святитель рано ушел из жизни, в 49 лет закончив свое земное странствование. Григорий Богослов, всю жизнь стремившийся к уединению и монашеству, был вынужден постоянно находится во главе управления церковным кораблем.

Это тяготило, мучило его, он неоднократно скрывался от людей, от необходимости властвовать и распоряжаться. Такая тяжелая внутренняя борьба желания молитвенного уединения и необходимости участвовать в церковных и житейских делах сопровождала его практически до самой кончины.

Житие Григория Богослова

Святой Григорий родился в 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского, по имени которого он иногда называется Назианзином. Родителями будущего святителя были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна.

Интересно, что отец Григория долгое время был нехристианином, принадлежа к малоизвестному ипсистарийскому лжеучению. Матерь же святого Григория, блаженная Нонна, происходила от христианских родителей, и сама была благочестивою христианкою. Именно благодаря усердным молитвам святой Нонны отец святителя пришел к Богу, и настолько преуспел в благочестии и добрых делах, что впоследствии был избран на епископский престол.

Святитель Григорий до последних дней жизни родителей исполнял свой долг перед ними, непрестанно заботясь о них. В этом проявилось его смирение перед Промыслом Божием, твердость в неустанном исполнении заповедей господних.

Святой Григорий также как и его друг Василий Великий обладал выдающимися способностями, к которым присоединилось еще и прекрасное образование, полученное в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах, где он также изучал различные науки. В Афинах дружба между будущими святителя стала более крепкой, они поддерживали стремления друг друга к Богу, и таким образом вместе преодолевали многие искушения, свойственные тому времени.

После окончания обучения и преподавания в Афинах, святой Григорий возвратился домой для помощи своему престарелому отцу в заботах о многочисленной пастве. Хотя священническое служение и тяготило душу святителя, которая была более склонна к уединенному образу жизни, однако на время он принял на себя это служение.

С течение времени желание монашеского уединения стало брать вверх над Григорием Богословом. Он уезжал в монастырь к Василию Великому, в течение трех лет прятался в пустыне от должности епископа Сасимского. По складу характера святому Григорию было тяжело находится среди людей, дух его беспокоился от житейской суеты и необходимости в участии в делах управления.

По просьбе престарелого отца святой Григорий возвращается домой и до его кончины оказывает помощь в управлении епархией. После смерти родителя святитель опять удаляется в пустыню, в надежде, что на его место изберут другого епископа. Однако жители настаивают на его возвращении, и Григорий Богослов принимает дела по управлению паствою. Для святителя одним из тяжелейших испытаний стала смерть Василия Великого.

После кончины друга Григорий Богослов вступает в новую полосу жизни, подвергаясь большим испытаниям и искушениям. После того, как византийским императором становится Феодосий, по его приказу в Константинополь вызывается святой Григорий для борьбы с арианами.

По прибытии в святой град Григорий Богослов подвергается нападкам со стороны многочисленных противников, в том числе и со стороны верных чад Церкви. Такое противостояние переносится им с трудом и со слезами.

Святитель возвращается в родной Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить правящего архиерея снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Его душа жаждала общения с Богом, все сложнее становилось жить среди людей, жить мирскими заботами и житейской суетой.

После ухудшения здоровья на место святителя был назначен иной епископ, а сам Григорий Богослов смог удалится на покой в своё фамильное имение и посвятить себя литературному труду. В это время он пишет многие богословские сочинения, подробную автобиографию, путешествует по обителям.

Блаженная кончина святителя последовала в 389 г. в Назиане, где он и был похоронен. По его завещанию фамильное имение перешло в распоряжении епархии. В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в Соборе святого Георгия в Стамбуле.

Житие Иоанна Златоуста

Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 г. Вскоре после рождения Иоанна скончался отец будущего святителя Секунд, а его мать Анфуса, отказавшись от повторного вступления в брак (а ей было тогда всего около 20 лет), все свои силы посвятила воспитанию сына.

Именно от нее вселенский пастырь получил первые наставления в православной вере и благочестии. Как и другие два святителя, Иоанн Златоуст прошел обучение у лучших учителей своего времени. Он также учился и в Афинах, где превзошел мудростью своих сверстников и многих учителей.

Душа молодого Иоанна Златоуста более стремилась к монашеству, поэтому, узнав, что епископ Афин решил поставить его после своей смерти на архиерейскую кафедру, незамедлительно вернулся к себе в родной город. Святитель принимает решение сделаться монахом, но его мать просит подождать с этим до ее кончины.

После смерти своей матери святой Иоанн принимает монашество и посвящает себя написанию богословских работ. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, где были написаны им три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества», сочинение «Сравнение инока с царем» и другие работы.

Затем, желая большего уединения, он тайно удалился в пещеру и пробыл в ней в течение двух лет, живя в одиночестве. В результате особых монашеских подвигов святитель подрывает свое здоровье и вынужденно возвращается назад в Антиохию для лечения.

В 398 г. Иоанн Златоуст занимает Константинопольскую кафедру. Архиепископ ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Церковь питала великое множество странников, больных, заключенных, дев и вдовиц.

Средства, которые предназначались для него, святой потратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой.

Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию, которыми добился возвращения в Церковь маркионитов (гностическое течение); посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих.

Особенно сильно обличал святитель грехи, совершаемые нечестивыми людьми, в том числе и из числа императорского двора. В этом подвиге он уподобился Иоанну Крестителю, который, не взирая на лица, называл грех своим именем. Святитель претерпел множество скорбей и лишений за нелицеприятное отстаивание правды и твердость в защите несправедливо обижаемых.

На жизнь святого неоднократно покушались. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря.

Несмотря на высокий авторитет святителя и заслуженное доверие у паствы, безумная царица, при поддержке некоторых церковных недоброжелателей святого, осудила Иоанна Златоуста на смертную казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Истощенный болезнями святитель в сопровождении жестоких конвоиров три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход.

14 сентября 407 года, причастившись Святых Христовых Таин, вселенский великий учитель, святитель Иоанн Златоуст отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!». Тот, которого весь мир не был достоин, скончался в изгнании от трудов, болезней, голода и холода. «Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста».

Описание иконы

На золотом фоне иконы, изображены три вселенских святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Практически всегда святители изображены на иконе в полный рост. Иногда они изображаются по пояс.

В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.

Тщательно выписаны все детали облачения, но оно не затмевает значимости ликов: каждый из них индивидуален и отмечен глубоким психологизмом. Иногда над их головами есть изображение Матушки Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божьего, их помощь в служении людям.

В чем помогает икона

«Собор трех святителей» — это нечто вроде персонального храма дома. Эта икона создает правильный духовный настрой, потому что человек может представить себе, что перед ним находятся священники, которые учат его чему-то.

Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:

  • Святитель Григорий Богослов помогает укрепиться в Истинной Вере и обратить в нее иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов и раскольников.
  • Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в обучении и научной работе, при проведении исследований и изысканий. Он покровительствует также тем, кто начинает свое собственное дело.
  • Святитель Иоанн Златоуст помогает в избавлении как от различных физических недугов, так и от недугов душевных, особенно отчаяния.
Читайте также:  Святая пелагия о чем ей молятся

Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любые молитвы можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для учащихся, для врачей, которые постоянно несут на себе бремя ответственности.

Молитва перед иконой «Собор трех святителей»

«Василий, Григорий и Иоанн, великие правды хранители и слова Божьего заступники, храните нас от дьявола и лести его. Помогите слово Божье услышать и в молитве быть честными. Молите Бога о нас, недостойных рабах Его. Да услышит Он и наши молитвы, которые исходят от сердца. Молите Бога о милосердии и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».

Перед этой иконой молятся не только в день Собора трех святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, пригодную для чтения молитв благодарственных и других.

Старайтесь вешать ее или ставить на видном месте, но не в центре комнаты, а где-то, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно нет места в коридоре или на кухне. Она несет в себе определенный смысл и функцию, так что не стоит расценивать ее как нечто универсальное.

День празднования

Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть является непереходящим, — 12 февраля. Праздник был установлен и началось распространение икон в первой половине 12 века.

До сих пор эта икона, по мнению церковнослужителей, является лучшим помощником в обучении, в улучшении навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависят жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, преподавателях.

Где находится икона

Если вы захотите посетить храм, где есть такая икона, то можно сделать это в Санкт -Петербурге. Там есть Храм Трех Святителей Вселенских, в котором есть этот образ. Такой же храм есть и в Москве. Он был построен в конце 17 века.

Несмотря на то, что 12 февраля (30 января по старому стилю) — это не праздник двунадесятый, все равно в атмосфере витает особое настроение. Три святителя — это особая группа святых, на которую Господом было возложено стать учителями всем нам. Пусть этот день и эта икона станут для вас по-настоящему важными.

К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Икона трех святителей

Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма – плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию – синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи – Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи – Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий – 1.01, Григорий Богослов – 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.

Три святителя в византийских литературных источниках

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X – н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах

Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.

Изображения Трех Святителей

Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.

Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» – Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г.

Три святителя на славянской почве

В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую – на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения – псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

К происхождению праздника

В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св. Троице – «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси – дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три Святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом». Обращение к их троическому богословию, т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque (“и от Сына” – католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и «Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение святителями еретических движений, поминание их многочисленных «трудов и болезней», которые они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом борящеся» т.о. можно понять как использование догматических сочинений святителей в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н. антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим. Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так высказывается о латинствующих: «Святыя и великия отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория, Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их приемлют». В «Стязании с Латиною» Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В «Повести Симеона суздальского о восьмом (флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была подписана Уния (объединение) Католической и Православной Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне святый Марко подобен им».

Читайте также:  Молитва святой троице от чего помогает

Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.

Икона «Собор трех святителей»

Каждая икона — это часть православной истории. Образ «Собор трех святителей» — один из наиболее важных предметов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в нем царил уют и покой.

Альтернативное название иконы — «Три иерарха», такое же, как и у праздника, которому посвящена сама икона. Многие путают ее со «Святой Троицей», но это совершенно другой образ.

История иконы

Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три самых великих духовных наставника всех времен: святой Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, именуемый также Златоуст. Эти святители при жизни потратили огромное количество времени и сил на составление порядков богослужений в церкви, церковных календарей, молитв и прочих вещей.

Эти святые оставили после себя огромное наследие. Их трудами церковь пользуется до сих пор, поэтому сразу после смерти последнего из них было решено увековечить их в великих образах. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые конфессии и направления христианства это оспаривают. Все святые поплатились в той или иной мере за свою приверженность Христу и вере в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан далеко за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в изгнании. Конечно, этим людям не нужно было признание масс. Они действовали исходя из духовных побуждений, пытаясь сделать мир лучше. За это их увековечили в молитвах и иконах. Есть праздник, посвященный этим трем личностям, названный Собором трех святителей. Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть является непереходящим, — 12 февраля. Праздник был установлен и началось распространение икон в первой половине 12 века.

До сих пор эта икона, по мнению церковнослужителей, является лучшим помощником в обучении, в улучшении навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависят жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, преподавателях.

Описание иконы

Практически всегда святители изображены на иконе в полный рост. Иногда они изображаются по пояс. Иногда над их головами есть изображение Матушки Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божьего, их помощь в служении людям. Священники считают, что именно так с духовной точки зрения и проходят любые службы — Матушка Заступница смотрит на нас вместе с Иисусом Христом, а слова и эмоции священника олицетворяют их любовь к нам, к прихожанам.

В чем помогает икона

«Собор трех святителей» — это нечто вроде персонального храма дома. Эта икона создает правильный духовный настрой, потому что человек может представить себе, что перед ним находятся священники, которые учат его чему-то. Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любые молитвы можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для учащихся, для врачей, которые постоянно несут на себе бремя ответственности.

Молитва перед иконой «Собор трех святителей»

«Василий, Григорий и Иоанн, великие правды хранители и слова Божьего заступники, храните нас от дьявола и лести его. Помогите слово Божье услышать и в молитве быть честными. Молите Бога о нас, недостойных рабах Его. Да услышит Он и наши молитвы, которые исходят от сердца. Молите Бога о милосердии и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».

Перед этой иконой молятся не только в день Собора трех святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, пригодную для чтения молитв благодарственных и других. Старайтесь вешать ее или ставить на видном месте, но не в центре комнаты, а где-то, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно нет места в коридоре или на кухне. Она несет в себе определенный смысл и функцию, так что не стоит расценивать ее как нечто универсальное.

Где находится икона

Если вы захотите посетить храм, где есть такая икона, то можно сделать это в Санкт -Петербурге. Там есть Храм Трех Святителей Вселенских, в котором есть этот образ. Такой же храм есть и в Москве. Он был построен в конце 17 века.

Несмотря на то, что 12 февраля — это не праздник двунадесятый, все равно в атмосфере витает особое настроение. Три святителя — это особая группа святых, на которую Господом было возложено стать учителями всем нам. Пусть этот день и эта икона станут для вас по-настоящему важными. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона с тремя святыми

Люди, не слишком сведущие в православной традиции, иногда задают вопрос: что такое икона тройная или как называется икона с тремя святыми? По всей видимости, речь идет об иконе трех святителей, на которой изображены Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Они внесли неоценимый вклад в становление христианского вероучения, значение которого было настолько велико, что их канонизировали в чине святителей.

История

Их жизнь и труды пришлись на сложный период в истории христианства – 4-5 века, когда между христианством как официальной религией и пережитками язычества велась непримиримая борьба. Огромный вклад внесли в нее и эти святители, который пользовались в Византии любовью и почитанием. Со временем их стали воспринимать как единое целое и в 11 веке даже установили праздник Трех Святителей. На иконах трех святых также всегда изображали вместе.

Прежде чем началась история их подвига как вероучителей, они прошли большую жизненную школу, только укрепившую твердость их веры. Полученное всеми тремя блестящее образование и жизненный опыт позволили им выносить суждения о духовной и светской жизни, основанной на христианстве либо на язычестве, и убедительно доказывать истинность христианского вероучения.

Однако и само христианское вероучение переживало нелегкие времена из-за повсеместного распространения еретических течений, борьбе с которыми посвятили свою жизнь три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Будучи епископами Византийской империи, в своих проповедях и богословских сочинениях они утверждали единство Святой Троицы, давали толкование Священному Писанию, обличали еретиков и вели активную общественную деятельность.

Огромный вклад внесли они и в богослужебный канон. Иоанну Златоусту и Василию Великому принадлежат анафоры, составляющие центральный момент в литургии, ими написаны молитвы, которые православные и сегодня читают ежедневно утром и вечером. Их произведения стали источником образов для многих последующих церковных писателей.

Своим собственным примером они доказали, что отстаиваемое ими христианское вероучение – это сочетание высокой нравственности, аскетизма и самоотверженного служения церкви и людям, для которых они стали олицетворять твердыню христианской веры. Именно это запечатлено на иконе трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

Описание иконы трех святителей

На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века. Их всегда изображают в полный рост, в торжественном церковном облачении. В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.

Тщательно выписаны все детали облачения, но оно не затмевает значимости ликов: каждый из них индивидуален и отмечен глубоким психологизмом.

В чем помогает икона «Три святых»

Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:

  • Святитель Григорий Богослов помогает укрепиться в Истинной Вере и обратить в нее иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов и раскольников.
  • Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в обучении и научной работе, при проведении исследований и изысканий. Он покровительствует также тем, кто начинает свое собственное дело.
  • Святитель Иоанн Златоуст помогает в избавлении как от различных физических недугов, так и от недугов душевных, особенно отчаяния.

Кроме того, перед иконой трех святителей следует непременно помолиться тем, кто собирается строить собственный дом, или перед входом в новую квартиру/дом. Молитва перед этой иконой защитит от искушений и гонений со стороны недоброжелателей или начальства.

Молитва иконе

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей:

да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша;
да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола;
да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение:
пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святые Вселенские отцы, молите Бога о нас!

Икона Божией Матери «Трёх радостей»

Икона Божией Матери «Трёх радостей»

Память иконы празднуется 26 декабря (8 января).

История иконы Божией Матери «Трёх радостей» действительно удивительна. Этот прославленный и почитаемый на Руси образ Богородицы — список со «Светлого семейства» итальянского художника Рафаэля. В Россию копию знаменитого полотна привез один благочестивый художник, обучавшийся, как это было принято в то время, за границей.

Картина была подарена настоятелю храма Святой Троицы на Грязех в Москве и впоследствии помещена на паперти над входом в храм.

Свое же название икона получила после удивительного случая, произошедшего через 40 лет после этого. На одну женщину обрушилось сразу три несчастья. Ее муж был безвинно осужден и отправлен в ссылку. Все имущество отошло казне, а сын, участвуя в военных действиях, был взят в плен. Несчастная женщина непрестанно молилась о помощи своему семейству, и во сне ей было откровение. Пресвятая Богородица повелела найти в Москве икону Святого семейства и помолиться перед ней.

Женщина обошла множество храмов и, наконец, отыскала нужную икону в Троицкой Церкви. После горячей искренней молитвы она получила три радостных известия: ее муж был оправдан и вернулся из ссылки, сына вызволили из плена, и все ранее конфискованное имущество было возвращено владельцам.

После этого икона стала именоваться иконой «Трёх радостей». И к ней потянулись верующими с молитвами об избавлении от бед и скорбей. Икона стала почитаться, как чудотворная.

На иконе изображен Богомладенец на коленях у Пресвятой Богородицы с белым цветком в руках. Справа от центра находится Иосиф Обручник, а слева — Иоанн Предтеча в юном возрасте. Оба с любовью смотрят на Божественного младенца.

В чем помогает икона Икона Божией Матери «Трёх радостей»

Иконе Божией матери «Трёх радостей» молятся:

  • О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду;
  • О прощении совершенных грехов;
  • Об укреплении в вере;
  • О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
  • Об освобождении из вражьего плена;
  • О спасении от неприятелей;
  • О разрешении важных дел;
  • Об исцелении от болезней;
  • Об удачном замужестве и женитьбе;
  • О даровании детей бесплодным парам;
  • О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.

Молитвы образу Икона Божией Матери «Трёх радостей»

О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Где поклониться образу

Один из списков иконы «Трёх радостей» принадлежал Александру II, а его жена Мария Александровна очень любила эту икону и часто молилась перед ней. Икона из Троицкого храма была утрачена после революции, когда храм был закрыт. Во вновь открывшейся церкви сейчас находится список середины XIX века. Именно перед этим образом однажды сама собой зажглась лампада.

Читайте также:  О чем молятся святому феодосию

Икона трех святителей о чем молятся

Икона “Святое семейство” – одна из самых противоречивых святынь христианства

Икона «Святое семейство» не относится к каноническим иконам Православия, то есть это лжеикона. Самое большое неприятие у церковников вызывает то, что Иосиф Обручник обнимает Богородицу, тогда как он при ней существовал скорее как хранитель, а не как муж. Они были только обручены, о чем свидетельствует само имя Обручник. Да и был он во время рождения Христа столетним стариком. Претензии есть и к белому цвету одежд.

Картина или икона

Икона «Святое семейство» напоминает, скорее, картину, написанную по библейскому сюжету. Мир знает сотни таких произведений, самые известные из них принадлежат кисти Рембрандта, Рафаэля и Рубенса. Около 100 великих художников писали картины на библейские темы, но ни одна из них (кроме единственной – «Трех радостей») не претендует на звание иконы (“икона” в переводе с греческого языка означает «образ», иногда икону, на которой изображен один или одна святая, называют ликом).

Икона в Православии – молитва, разговор с богом. До революции никому бы в голову не пришло держать у себя дома неканонизированную икону, да еще и молиться ей. Это было отступничеством, сектантством, ересью чистой воды.

В наше время ощущается недостаток церковного образования, на этой почве понятия размыты, вокруг очень много ложных святых. Появилась возможность ездить в разные страны, в том числе и в Израиль, в котором существует настоящий культ иконы «Святое семейство». Она находится и в храмах, и во всех лавках и магазинах, расположенных по пути следования туристов, изготовлена на любой вкус и кошелек.

Традиции и правила “Святого семейства” в христианстве

Позиционируют ее как хранительницу домашнего очага, целостности семьи, да и всего того, что только связано со словом «семья». Икона «Святое семейство» может помочь и в поисках второй половинки и отвадить разлучницу. Таким образом, купленная на Святой земле и служащая благородным целям икона становится все более популярной в России. И не многим ее обладателям придет в голову проверить ее на лжецерковность.

Уже вокруг этого образа сложились какие-то традиции, правила и обряды, указаны праздники, к которым надо преподносить только эту икону: молодоженам, чтобы брак был счастливым, к годовщине свадьбы, к рождению ребенка. Так, популярная на Святой земле икона «Святое семейство» (молитва у которой сохранит семью от всех мыслимых и немыслимых бед) прижилась и в России. И это несмотря на то, что в Православии есть своя икона «Трех радостей», имеющая второе название – икона «Святое семейство», намоленная, со своей интересной историей. На ней изображен Иосиф-плотник (на некоторых присутствует Иоанн Креститель), но они расположены на втором плане, как и положено хранителям, а под «святым семейством» подразумевается Богородица с сыном. В этом образе соблюдены все церковные каноны и тонкости русского Православия.

Значение иконы для всемирной культуры

«Три радости» или «Святое семейство» – икона, значение которой трудно переоценить. Во-первых, это единственная чудотворная икона, которая была написана в Италии в манере Рафаэля, а привезенная в Россию стала национальной святыней.

К ней обращаются не только с мольбой о сохранении семьи, она очень помогает вернуть безнадежный долг, честь несправедливо оклеветанному человеку, ей молятся о грешниках и заключенных. Судьба ее, к сожалению, повторила судьбу многих православных святынь, когда в 30-е годы прошлого века громились, разворовывались и уничтожались храмы. Она пропала.

Сейчас ее список находится в церкви святой Троицы на Грязех в Москве. Каждую среду к выносу этой иконы съезжаются сотни почитателей, она известна верующим всей страны. Церковный праздник в честь этого образа выпадает на 8 января (19 декабря по старому стилю). Очень многие люди стремятся посетить храм в этот день и помолиться Святому семейству, попросить заступничества.

&nbspИкона Пресвятой Богородицы “Трех Радостей”

Раздел основан участником [tol ] 2009-11-11.

Источник: Диск “Православный церковный календарь 2011” издательства Московской Патриархии [2011]

В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь. Через сорок лет Божия благодать прославила икону дивными знамениями. Предание гласит, что однажды на некую знатную женщину за короткий промежуток времени обрушилось сразу несколько несчастий – муж ее был оклеветан и отправлен в ссылку, имение отобрано в казну, а единственный любимый сын, опора и утешение несчастной женщины, во время войны попал в плен. Оказавшись в безвыходном положении, бедная женщина обратилась с горячей молитвой к Царице Небесной, прося Ее милостивого заступления. Владычица Небесная услышала слезные моления несчастной – однажды во сне женщина услышала голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и по[. ]

Молитвы трем Святителям

Празднование памяти 25 января/ 7 февраля и

30 января/ 12 февраля (Собор Вселенских учителей и святителей.)

Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне,

светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия

хульных смущения и шатания ересей угасившии;

припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием:

предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы,

за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте,

всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии,

и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы,

да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша;

да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола;

да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение:

пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых,

правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги,

сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление,

Собор трёх святителей

История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина. когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. [2] По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом :

Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.

На сюжете этого видения в XIV веке возникла иконография «Видение Иоанна Мавропода» (изображение Иоанна Евхаитского перед тремя святителями, сидящими на престолах). [3]

С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), содержащий правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».

Старинная икона помогающая в учебе. Три Святителя Вселенских: святые Григорий, Василий и Иоанн. Россия XIX век.

Старинная деревянная икона помогающая в учебе и начале нового дела. Образы Трех Вселенских Учителей и проповедников веры написана в XIX веке на доске 31х26,7х2,2 см. Икона без каких либо вмешательств и поновлений. Если вам нужна икона на новоселье, то образ Трех Святителей подходит как нельзя кстати.

Икона трех Вселенских святителей издавна была основой для совершения молитвы теми, кто хочет начать строительство дома, кто входит в новый дом или квартиру, а также она помогает защититься от гонений и искушений, происходящих от злых людей и начальства.

Иконе Великих каппадокийцев, трех Вселенских святителей и трех Вселенских учителей молятся о благополучной учебе ученики школ и других учебных заведений, молятся родители об успеваемости своих чад, но каждому из Вселенских учителей молятся еще и об определенной, индивидуальной помощи.

Святителю Василию Великому молятся об успехах в учебе, в научной деятельности, в проводимых исследованиях и изысканиях, а также об успехе в открытии нового дела, предприятия или учреждения.

Святителю Иоанну Златоусту посвящают молитвы при различных телесных недугах, он помогает по молитве перед Ним преодолеть и тяжелый духовный недуг – отчаяние!

Святителю Григорию Богослову молятся об укреплении православной веры, ниспослании правоведческого дара, об обращении иноверцев, сектантов и раскольников.

12 февраля Русская Православная Церковь отмечает память Великих Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Икона с изображением трех святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста дошла до наших дней в очень хорошем состоянии и нет практически никаких сомнений в том, что все предыдущие десятилетия она бережно хранилась в домашнем киоте, оберегалась хозяевами, а раз так, значит икона помогала им, давая возможность силой молитвы получать Небесную помощь в житейских делах и пользоваться защитным покровительством трех почитаемых Вселенских учителей.

На ярком золотом фоне, украшенном насечным чешуйчатым орнаментом и отороченным разноцветьем узорчатых полей расположились яркие фигуры Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Сегодня написанные на сусальном золоте иконы XIX века очень популярны, а потому эта идеально сохранившаяся икона порадует не только людей искренне верующих, но и увлеченных собирателей старины.

Ростовые изображения трех святителей выполнены строго в соответствии с каноном, согласно которому в левой руке учителей Вселенских должно находиться Евангелие, или развернутый свиток, правая же рука традиционно сложена в благословляющем жесте.

Через узоры одежд, через миниатюрное тонкое письмо ликов мастер-иконописец выразил свое трепетное отношение к почитаемым святым, обозначил важность их духовного наследия для всех верующих людей.

Вы хотите начать строительство нового дома – помолитесь прежде иконе трех Вселенских святителей, чтобы все прошло хорошо и будущее жилище стало уютным семейным гнездышком! Вы хотите купить икону на новоселье в подарок? Лучшего подарка и придумать нельзя: икона аналойного размера три Вселенских учителя это именно тот образ, с которым надо начинать счастливую и полную радостей жизнь на новой жилплощади!

И конечно, три Вселенских учителя помогут Вашим детям и внукам в учебе, в освоении трудных предметов, а взрослым людям – в решении творческих и научных задач!

Праздник, который посвящен светлой памяти трех Вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называется «Собор Вселенских учителей», а история его установления относит нас ко времени правления императора Алексия I, который царствовал в Византии в конце XI, начале XII века.

В Константинополе в тот момент разгорелись жаркие споры о том, кто же из трех Отцов Церкви главнее, важнее. Люди поддавались непонятным разнонаправленным мнениям и каждый сам решал для себя, кто же из трех святых важнее, кому из них больше внимания нужно уделить на молитве, дело дошло до того, что каждый верующий называл себя либо василианином, либо григорианином или иоаннитом!

Древнее предание сохранило сведения о том, что представшие в ярком видении перед митрополитом Евхаитским Иоанном три святителя в 1084 году, заявили, что все они равны перед Богом и что нет среди них ни первого, ни второго, ни третьего. Они сказали, что любое высказывание одного из них тут же находит одобрение и подтверждение в устах оставшихся двух и потому просьба их была проста: они просили патриарха прекратить всякие споры о главенстве каждого из них и соединить в один день память о святителях.

Святители также просили у патриарха создать праздничную службу, и еще раз утвердили свое равенство перед Богом.

Удивительное явление произвело нужный эффект и уже в начале XII века богослужебные книги Греции содержали тексты службы трем святителям, а в XIV веке на иконах появляется сюжет под названием «Явление Иоанна Мавропода», на котором изображался Иоанн Евхаитский, стоящий перед тремя Вселенскими учителями.

Святители каппадокийские жили в IV-V веках, это было великое время столкновения двух религий, христианской и языческой и три Вселенских учителя принимали активное участие в насаждении православия, в осуществлении проповеднической и общественной деятельности.

Вроде бы и вышли уже указы о запрещении языческих обрядов, люди посещали христианские храмы, но старые вековые устои оказались настолько стойкими, что выходя за ограду храма все вновь погружались в пучину неверия и прежних языческих привычек…

Все силы тратили святители на то, чтобы воспитать в пастве высокое самоотвержение, нравственность, что было чрезвычайно сложно делать в момент духовных метаний позднеантичного общества.

В жизни Вселенским учителям пришлось столкнуться с тем, что даже запрет под страхом смертной казни или лишения имущества за отправление языческих религиозных обрядов не действовал, продолжали совершаться жертвоприношения, работали языческие школы, кругом царил беспорядок в мыслях и крайности в поступках.

И все же мы знаем, что христианство заняло прочные позиции, обличив ошибочную языческую веру, в том числе силами приведенных тремя святителями, живых примеров! Каждый из них был велик умом, духовной силой и сегодня мы искренне верим в их равнозначность перед Спасителем, именно так, как они и завещали поступать всем православным христианам!

Добавить комментарий