Как молиться святым духом

Что такое молитва духом?

Это молитва Духа Святого, обращенная напрямую Отцу через дух человека (как вслух, так и «про себя») на ангельском языке (на наречии, которое понимает только Бог).

Для «перевода» и понимания этого языка необходим дар Духа Святого – истолкование языков (см. подробнее – http://www.proza.ru/2015/06/15/284 ).

Как молитва духом, так и истолкование языков – это духовные дары Духа Святого (см. подробнее – http://www.proza.ru/2015/06/05/448 ).

Эти духовные дары даются Богом совершенно бесплатно ТОЛЬКО РОЖДЕННЫМ СВЫШЕ людям, т.е. ДУХОВНО рожденным от Бога (см. подробнее – http://www.proza.ru/2014/06/18/395 )

Библейское доказательство на основании Слова Божьего (аналитика).

Если человек рожден свыше и крещен Духом Святым (см. подробнее – http://www.proza.ru/2015/03/27/1046 ), то этот человек получает от Бога дар молитвы духом (молитва Духа Святого через дух человека). Это молитва по-другому в Библии называется молитвой на языках (на незнакомых языках) – это САМАЯ СИЛЬНАЯ и МОГУЩЕСТВЕННАЯ молитва на земле, так как она ведется непосредственно Духом Святым через дух человека, который получил духовное крещение:

1Кор.13:1 Если я говорю языками человеческими
и АНГЕЛЬСКИМИ .

1Кор.14:2 Ибо кто говорит на [незнакомом] языке ,
тот говорит не людям, а Богу ;
потому что никто не понимает [его] ,
он тайны говорит духом ;

Поэтому НЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЙ И ДЕЙСТВЕННОЙ МОЛИТВЫ НА ЗЕМЛЕ, чем молитва на языках. В Библии такое обращение к Богу называется “молиться духом”, когда Сам Дух Святой обращается к Отцу, как к Законодательной и Судебной Высшей власти в духовном мире, ходатайствуя за нужды человека, поэтому апостол Павел говорит:

1Кор.14:5 Желаю, чтобы вы ВСЕ говорили языками…

1Кор.14:
14 Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода .
15 Что же делать? Стану молиться духом ,
стану молиться и умом ;
буду петь духом ,
буду петь и умом .
.
18 Благодарю Бога моего: я БОЛЕЕ ВСЕХ ВАС говорю языками

Отец Небесный ВСЕГДА СРАЗУ И ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШИВАЕТ ЭТО ОБРАЩЕНИЕ от Духа Святого на ангельском наречии, т.к. эта молитва направлена ТОЛЬКО к Отцу. Обычно Он сразу же принимает решение и дает указание Исполнительной власти (ангелам) ИСПОЛНИТЬ Свое решение, поэтому НИКТО и никак не сможет отменить это решение:

Откр.3:8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и НИКТО НЕ МОЖЕТ затворить ее…

Бог очень хочет, чтобы люди жили этой сверхъестественной жизнью (ходили в духе), т.е. чтобы ВСЕГДА имели связь с Богом, молились языками с помощью Духа Святого и слышали Его голос (http://www.proza.ru/2015/06/03/388).

Если у Вас этого нет или Вы потеряли эти способности, то вернитесь к тому, что было. Если этих способностей у человека не было, то надо молиться о крещении Духом Святым и получении даров молитвы на иных языках, а также дара истолкования языков (обычно эти дары даются совместно). Только тогда человек сможет полноценно «ходить в духе». Дары Духа Святого должны действовать в жизни рожденного свыше человека всегда – это называется в Библии «быть водимым Духом Святым»:

Рим.8:
14 Ибо все, ВОДИМЫЕ Духом Божиим ,
суть сыны Божии http://www.proza.ru/2014/06/13/1769>.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления ,
Которым взываем: “Авва, Отче!”
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии .
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, СОНАСЛЕННИКИ же Христу .

Вот что значит быть рожденным свыше, молиться духом и быть крещенным в Дух Святой (http://www.proza.ru/2015/03/27/1046 ).

Обязательно приобретите, а кто потерял – восстановите свои взаимоотношения с Отцом через Духа Святого и войдите в настоящую, благодатную и сверхъестественную жизнь здесь на земле с нашим замечательным Отцом:

Откр.2:5 Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и ПОКАЙСЯ, и твори ПРЕЖНИЕ дела …

Кеннет Е. Хейгин. Что такое молитва в Духе?

Поскольку молитва в Духе очень важна, я решил включить в книгу отдельную главу, чтобы объяснить это подробнее. Опубликовано на imbf.org

Эффективную молитву в Духе можно совершать двумя способами:

1. На вашем, известном вам языке.

О молитве на вашем, известном вам языке как о форме молитвы в Духе до сих пор было сказано немного, но это такая область молитвы, в которой человек переступает пределы собственного разумения. Молитва в Духе на известном вам языке имеет место, когда вы осознаете Бога и область духовного больше, чем свое естественное окружение. В старое время это называли «потеряться в Духе». В таких случаях человек может оказаться, настолько захвачен молитвой, что промолится два или три часа, полагая, что прошло всего десять минут. Также возможно, что, молясь в Духе на известном вам языке, вы будете говорить в молитве такие вещи, которые никогда не пришли бы вам в голову. На самом деле вы говорите под Божественным вдохновением, очень похожим на то вдохновение, которое имеет место при даре пророчества.

2. На иных языка.

Что же такое молитва в Духе?

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (в Духе), и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:18).

Что означает этот стих: «. молитвою. в Духе. »? Я столкнулся с этим много лет назад, будучи пастором-баптистом. Каким-то образом я внутренне осознавал: что бы это ни было, я этого не делаю. Я хотел узнать. Я спрашивал, что это означает, у всех, кому только мог задать этот вопрос. Знаете ли вы, что, по мнению большинства людей, представляет собой молитва в Духе? Они думают, что это просто молитва с несколько большим напором, энергией и живостью!

И, кроме того, для меня оставалось загадкой высказывание Апостола Иуды, адресованное верующим: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым (в Духе Святом), сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд.1:20,21).

Я задал себе вопрос: «Что значит молиться в Духе Святом?» Что бы это ни было, я чувствовал, что я этого не делаю. Рассудок говорил мне, что я «молюсь в Духе», «молюсь в Духе Святом». Но сердце говорило мне: «Нет, не молишься». Поэтому я взялся за дело, чтобы выяснить точно, что же означает это выражение. Я подумал: «Послание к Ефесянам, где говорится о «молитве в духе», написано Павлом. А где-нибудь еще он говорит о молитве в Духе? Если да, то он говорит об одном и том же везде, где упоминает об этом». Поэтому я начал просматривать все те места, где в посланиях Павла упоминается это выражение. Это привело меня к 14-ой главе 1-го Послания к Коринфянам. А в четырнадцатую главу первого Послания к Коринфянам я раньше особенно не углублялся. В первое воскресенье каждого квартала, перед тем как мы принимали Вечерю Господню, я проповедовал по одиннадцатой главе. Затем пропускал двенадцатую главу и проповедовал о любви по тринадцатой главе. Затем я, бывало, пропущу четырнадцатую главу и проповедую о воскресении по пятнадцатой главе. Я почти страшился двенадцатой и четырнадцатой глав. Но я видел: если я хочу выяснить, что такое молитва в Духе, мне нужно обратиться туда, поскольку там Павел что-то об этом сказал: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом (в духе)» (1Кор.14:2).

В Духе! В Духе! В Духе говорит он тайны! Снова то же самое!

Теперь обратите внимание на то, о чем говорится в той же главе ниже: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор.14:14,15).

Давайте прочтем те же самые два стиха в расширенном переводе Библии: «Ибо если я молюсь на незнакомом языке, мой дух посредством Духа Святого во мне молится, но мой разум непроизводителен — не приносит плода и никому не помогает. Тогда что же мне делать? Я буду молиться моим духом — посредством Духа Святого, который во мне; но я буду молиться также и сознательно моим умом и разумением; я буду петь моим духом — посредством Духа Святого, который во мне; но я буду петь также и сознательно, моим умом и разумением».

Павел сказал: «Я буду молиться моим духом, и я буду молиться моим разумением». Если молитва на языках сегодня не для нас, то мы чрезвычайно ограничены в том, что касается молитвы в Духе. А мы, однако же, духовные существа. Нам нужно молиться из нашего духа, а не только из головы.

В этих стихах Павел говорит о двух видах молитвы: о молитве умом и духовной молитве.

Молитва умом, с пониманием, — это молитва из нашего разума. Хотя во многих случаях она полезна и эффективна, похоже, что церковный мир в целом слишком долго пытался обойтись одной молитвой умом. Но только одной молитвой умом мы не сможем добиться успеха. Почему не сможем? Слово Божье дает нам ответ в Послании к Римлянам: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26).

Бывает так, что мы не знаем, о чем молиться. В таких случаях одной молитвой умом было бы невозможно справиться с делом. Требуется духовная молитва. Духовная молитва — это молитва из вашего духа в изречениях, дарованных Духом. Это могут быть изречения на вашем, знакомом вам языке или на языке, незнакомом вам или иногда в стенаниях. Мы можем не всегда понимать целиком ситуацию вокруг того, о чем молимся. Но Дух Святой понимает. Когда мы позволим Ему молиться через нас, чтобы помочь нам в нашей молитвенной жизни, мы увидим изумительный отклик на наши молитвы. Каждый исполненный Духом верующий может рассчитывать, что Дух Святой поможет ему молиться в Духе.

Заканчивая эту главу, я хочу сосредоточиться на одном из двух способов, которыми мы можем молиться в духе, а именно на молитве иными языками. Я хотел бы рассказать вам о некоторых особых преимуществах и о применении молитвы в Духе на иных языках.

Молитва на иных языках,

Чтобы восхвалять Бога

«…ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян.10:46).

Я был служителем уже несколько лет и много молился и время, проведенное в молитве, бывало чудесным. Я, бывало, шел в сарай и поднимался на сеновал, чтобы помолиться и переживал там просто удивительное время молитвы. Но после этого я уходил неудовлетворенным, хотя и получал благословение. Я, бывало, пытался рассказать Богу, как я люблю Его. Я использовал все эпитеты, которые знал, чтобы сказать Богу, как Он чудесен. Я истощал свой словарь и покидал место молитвы, чувствуя в своем духе, что не сказал того, что хотел сказать. Мой дух чувствовал себя обманутым. И вот одна из вещей, которые я больше всего ценю в том, что касается исполнения Духом Святым — это молитва языками.

С того дня в 1937 году, когда я впервые исполнился Духом, и поныне я каждый день без исключения поклоняюсь Богу и общаюсь с Богом, молясь и воспевая на языках. И я никогда не покидал место молитвы с ощущением, что я не сказал того, что хотел сказать, потому что Дух Святой, наполняющий меня, наделял мой дух способностью выразить то, что он хотел сказать.

Если вы еще этого не делаете, я призываю вас немедля начать общаться с Богом сверхъестественным способом. Бог хочет сделать для вас еще так много! Он хочет общаться с вами лучшим образом. Познайте же радость общения с Господом в Духе.

Молитва на языках,

Чтобы назидать себя

«А вы, возлюбленные, назидая (созидая) себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым (в Духе Святом)» (Иуд.1:20); «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1Кор.14:4).

Молитва на иных языках в нашей жизни имеет свою особенность: она не представляет собой молитву за кого-то другого –– это не ходатайство. Это просто средство личного духовного назидания. Оно помогает нам духовно. Оно назидает нас. Оно созидает нас. Нам всем нужна такого рода молитва. Мы не можем помогать другим, не можем назидать других, если сами не получили назидания. Уделяйте время тому, чтобы созидать себя, много молясь в Духе Святом — иными языками.

Духовное в чем-то подобно естественному. Иисус использовал обычные вещи как примеры для объяснения вещей духовных. В обычной жизни никто не станет опытным и тонким знатоком в какой бы то ни было области, не поработав в ней. Например, в футболе хороший нападающий не сможет занять свое место, если не потренируется забивать мяч в ворота. Подобным же образом духовное не падает на нас, как зрелые вишни с дерева. Мы не станем знатоками духовного, не уделив этому время.

Молитва на языках поможет вам тоньше чувствовать духовное.

Молитва на языках

для отдыха

«За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: «вот ― покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение». Но они не хотели слушать» (Ис.28:11,12).

Молитва на языках — это покой (отдых).

Ховард Картер, один из известнейших в пятидесятнических кругах наставников по вопросу о духовных дарах, сказал, что говорение на языках — постоянное переживание, помогающее нам в поклонении Богу. Это льющийся поток, который никогда не должен иссякнуть. Он духовно обогатит вашу жизнь. Он даст способность помогать другим и трудиться вместе с Самим Богом над завершением Его дела на земле через молитву.

Источник: книга «Искусство молитвы»

Автор: Кеннет Хейгин

Вам нужна помощь?

Если вы нуждаетесь в том, чтобы Бог изменил вашу жизнь и дал вам свободу от вредных привычек, исцелил вашу душу и тело, принес прорыв во все ваши дела, мы приглашаем вас в церковь Благословение Отца, где на каждом служении люди получают ответы от Бога.

Ваше свидетельство

Если после посещения церкви Благословение Отца или просмотра наших видео вы (или ваши знакомые) получили чудо, исцеление от болезней, свободу, духовный или финансовый прорыв и т.п., пожалуйста, отправьте нам ваше свидетельство.

Читайте также:  Феодоровская икона богородицы о чем молятся

Рекомендовано для вас

Мы хотим вам помочь

Популярное

Пожертвовать

Ваши добровольные пожертвования помогают нам служить многим людям. Вместе с вами мы несем благословение и изменяем мир.

Как прожить 120 лет здоровым и красивым

Книга Дмитрия Лео благодаря которой тысячи людей обрели здоровье. Издание II (2019)

Как молиться святым духом

Что значит молиться духом?

Автор: Джон БУНЬЯН

Эта проповедь была написана почти 350 лет назад Джоном Буньяном (Беньяном), автором знаменитого «Путешествия Пилигрима». Но автор сумел так раскрыть эту тему, что его разъяснение библейского текста не теряет актуальности и сегодня.«. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26,27).

Мы не знаем, о чем мы можем молиться, мы не знаем Того, Кому мы молимся, мы не знаем, с помощью чего мы молимся; мы не можем знать ничего без помощи и посреднического участия Духа. Следует ли нам молиться об общении с Богом через Христа? Следует ли нам молиться и просить о вере, об оправдании благодатью и об истинно освященном сердце? Мы ничего этого не знаем.

«Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно». Обратите внимание: «как должно». Невнимание к этой фразе или, по меньшей мере, непонимание ее в духе и истине, привело некоторых людей к тому, что они стали, как Иеровоам, изобретать новые пути поклонения, новые, как по сути, так и по форме, что совершенно не соответствует тому, что открыто в Слове Божьем (3 Цар. 12:28,29). Но, как говорит Павел, мы должны молиться, как должно, а этого невозможно достичь, ни мастерством, ни умением, ни хитростью, ни изобретениями людей или ангелов. Но Сам Дух подкрепляет нас в немощах наших.

Немощи же наши, хотя их весьма сложно все перечислить, состоят в следующем:

1. Без Духа Святого человек не в состоянии иметь спасительные мысли о Боге, о Христе и о благословенном (см. Пс. 9:25). Более того, люди начинают представлять Бога таким же, какими являются они сами (Пс. 49:20,21). Будучи не в состоянии познать Бога, Которому молятся, или Христа, через Которого они молятся, не зная, о чем молиться, как же они могут обратиться к Богу без посредства Духа, одного лишь и способного помочь им в их немощах? Истинная молитва, как во внешнем выражении, так и во внутренних переживаниях, должна проистекать в озарении Духом. В противном случае такая молитва есть тщета и скверна, потому что сердце и язык не действуют, да и не могут действовать заодно, если только Дух не подкрепит нас в наших немощах (см. Мк. 7; Прит. 28:9; Ис. 29:13). Давид прекрасно осознавал это, и именно это заставило его возопить: «Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс. 50:17). Я полагаю, Давид прекрасно говорил и мог выразить себя, как и любой из нас, что видно из его псалмов и дел. И тем не менее, когда этот человек приходит поклониться Богу, тогда Сам Бог приходит ему на помощь, иначе у человека ничего не получится.

2. Наша молитва должна быть в Духе, потому что без Духа люди не могут творить молитву осознанно; они лицемерны, холодны и непристойны в своих молитвах, а потому они со своими молитвами скверна в глазах Бога (Мф. 23:14; Мк. 12:40; Лк. 18:11,12; Ис. 58:2-3). В молитве моление происходит не от звучности голоса, не от показного благочиния и благолепия, ибо не на это смотрит Бог. Человек, будучи всего лишь человеком, настолько порочен, что не может сохранить свое слово или помысел, а уж тем более молитву или часть молитвы в чистоте и праведности, чтобы Бог мог принять ее через Христа; по этой причине фарисеи со всеми их молитвами были отвергнуты. Молитва, достигающая небес, — это молитва, посылаемая туда в силе Духа.

3. Только лишь Дух может показать человеку ясно и отчетливо его природное ничтожество и таким образом поставить его перед необходимостью излить свое сердце в молитве. Слова — это лишь слова, и молитва превращается в празднословие, если в ней отсутствует ощущение своего ничтожества. Но когда в человеке действует Дух, Он мягко указывает душе на ее жалкое состояние, на то, где она окажется и что станется с нею в ее теперешнем состоянии, а также на недопустимость такого состояния. Именно Дух настойчиво убеждает человека в его греховности и ничтожестве его жизни без Иисуса Христа, ставя душу перед необходимостью обратиться к Богу в сладкой, искренней, осознанной и доверительной молитве в согласии с Его Словом (Ин. 16:7-9).

4. Даже если люди увидят свою греховность, без помощи Духа Святого они не смогут молиться. Они будут бежать от Бога вместе с Каином и Иудой, будут полностью лишены милости Божьей, если не будет помощи от Духа. Когда человек воистину осознает свой грех и Божье проклятие за грех, то трудно убедить его молиться Богу, ибо его сердце говорит: «Напрасно искать Бога. Во мне столько зла… и не будет мне прощения!» Но вот появляется Дух и нисходит на грешную душу, помогает ей поднять лицо ее к Богу, ниспосылая на отчаявшееся сердце Свое милосердие, чтобы воодушевить ее на обращение к Богу.
5. Обращение должно быть в Духе или с Духом; без Него человек не может знать, как правильно подойти к Богу. Люди легко ответят, что к Богу можно прийти через Сына, но это невероятно трудная задача — прийти к Богу собственным путем, минуя Духа. Ведь именно Дух показывает нам путь к Богу и то, что есть для нас желанным в Боге.

6. Без Духа Святого, даже если человек увидит, все свое ничтожество и узнает верный путь к Богу, он все же никогда не сможет претендовать на изволение Божье в получении своей доли в Боге, Христе и Его милосердии. И по этой причине в сердца Божьих людей ниспослан Дух, чтобы чада Божьи могли воскликнуть: «Авва, Отче». Сказать это без помощи Духа с верой и пониманием — слишком непосильная задача для любого человека. Когда я говорю «с пониманием», я имею в виду способность осознавать, что значит родиться свыше и быть чадом Божьим. Когда я говорю «с верой», я имею в виду верующую душу, вера которой проистекает из действующей в ней благодати. Это дает право называть Бога Отцом; право произносить от сердца Господню молитву так, как она передана нам в Писании, а не так, как делают многие, произнося эти слова формально.

О, как далеки люди от понимания этого, когда они считают вполне достаточным выучить самим и научить детей читать Господню молитву, символ веры и различные высказывания из Писания, тогда как Бог знает, что они не осознают своего положения, своей нищеты и не понимают, что значит прийти к Богу через Христа!

7. Если вы хотите, чтобы молитва была принята, следует молиться Духом, потому что никто кроме Духа не может вознести в молитве душу к Богу. То есть, в каждом действии для Бога, и особенно в молитве, только Дух Божий может подготовить сердце так, чтобы оно говорило в один голос с языком. И действительно, язык сам по себе весьма расположен к тому, чтобы действовать без страха и мудрости, но когда язык произносит ответ сердца, да к тому же сердца, подготовленного Духом Божьим, тогда язык говорит так, как велит и желает Бог. И потому говорит Павел: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Молитва, пока в ней не будет сердца, подобна безжизненному звуку; а сердце, пока оно не возвышено Духом, никогда не станет молиться Богу.

8. Сердцу не только следует вознестись Духом, чтобы молитва была верной, но и оставаться в возвышенном состоянии с помощью Духа, чтобы молитва была истинной. В этом и заключается жизненная функция молитвы — поддерживать постоянное общение сердца с Богом. Для Моисея было чрезвычайно важным держать руки вознесенными в молитве к Богу (см. Исх.17:12), так насколько же важнее сохранить сердце вознесенным!

Потребность в этом возникает от того, что, как на это жалуется Бог, люди находятся рядом с Ним своими устами и знают Его на словах, но сердца их далеки от Него (Ис.29:13; Иез.33:31).

О, сколько путей бегства изобретает сердце во время молитвы! Никто не знает, сколько у сердца затемненных аллей и уводящих в сторону дорожек, на которых оно может спрятаться от присутствия Божьего. А сколько гордости! Сколько лицемерия перед другими! И как мало понимают они в том, как сделать молитву тайным общением между душой и Богом.

9. Молитва должна быть в Духе, иначе, поскольку сам акт молитвы будет безуспешным, безуспешным будет и ожидание ответа на молитвы. Молитва есть повеление Божье, которое душа должна исполнять во все дни пребывания по эту сторону славы Божьей. Христос говорит, что человеку должно всегда молиться и не унывать (Лк.18:1). И вновь Он говорит нам, что лицемер определяется по тому, что либо не молится постоянно, либо в молении не пребывает в силе Духа, то есть в духе молитвы, но молится лишь формально, в притворстве (см. Иов.27:10; Мф.23:14). Легче всего людям отпасть, отойдя от силы Духа к соблюдению формы, но очень трудно в любом деле, а особенно в молитве, суметь сохранить жизнь, дух и силу. Молитва является таким делом, где без помощи Духа человек может помолиться лишь раз, но продолжать постоянное глубокое и искреннее общение он уже будет не в состоянии; и лишь с Духом его молитвы достигнут слуха Господа Саваофа.

У Иуды есть замечательное место: «…Назидая себя на святейшей вере. молясь Духом Святым» (Иуд.20). Он словно говорит: «Братья, поскольку вечная жизнь уготована для тех, кто держится исповедания, вы не сможете получить ее, если не станете постоянно молиться в Духе». Величайшим обманом, которым дьявол и антихрист увлекают мир, является совращение людей на путь строгого соблюдения формы, на формальную проповедь и молитву. Именно таковы люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим. 3:5).

Что значит «молиться и умом»?

Апостол проводит четкую грань между молитвой духом и молитвой умом; поэтому, когда он говорит: «стану молиться духом», то прибавляет: «стану молиться и умом». Необходимость в таком различении возникла оттого, что коринфяне не осознавали своего долга — молиться для назидания себя и других, и делали это ради самовосхваления. Многие из них, обладая великими дарами (например, говорением на иных языках), должны были заботиться об этих дарах и использовать их для назидания своих братьев; вот потому-то Павел и написал эту главу, чтобы они поняли, что намного превосходнее их даров являются дела для назидания церкви. Ибо «когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода», однако ум тоже должен назидаться пониманием того, что исповедуют уста (1Кор.14). Поэтому «стану молиться духом, стану молиться и умом».

Что делается с пониманием, осознанно, умом, то более эффективно, чем то, что делается формально (см. Кол.1:9, Еф.1:17, Фил.1:9). Во всяком деле, будь то мирское или духовное, человеку необходимо понимание, а потому все молящиеся должны желать себе такого осознанного подхода.

1. Молиться умом — значит молиться так, как назидает Дух Святой в осознании тех нужд, о которых душа молится. Ибо если человек не имеет понимания, то он никогда не испытает потребности в прощении грехов и освобождении от грядущего суда, а значит, не будет желать этого, или же будет так прохладен в своем прошении, что Бог возненавидит даже тот дух, в котором человек просит об этом. Люди могут повторять в своих молитвах одни и те же слова, но если в одном духовное понимание присутствует, а в другом нет, то между их одинаковыми словами возникает огромная разница! Один говорит от духовного осознания того, о чем он просит, а у другого это одни лишь слова и все.

2. Духовное осознание поселяет в сердце Бога готовность и желание дать то, в чем нуждается душа. Давид духовным видением угадывал сами мысли Бога по отношению к себе (Пс.39:7). То же произошло с женщиной-хананеянкой: своей верой и глубоким пониманием за внешним отказом она угадала в сердце Христа милосердие и готовность спасти, что заставило ее настаивать и просить, не отступая; и она просила до тех пор, пока не получила той милости, в которой нуждалась (Мф.15:22-28). Душа только тогда станет искать Бога, молить Его о прощении, когда поймет, что Бог готов простить грешника.
Если человек понимает ценность духовного и Божьего, тогда его сердце и душа со всей силой будут устремляться к ним, и он не перестанет молить и просить о них до тех пор, пока не получит желаемое.

3. Духовно просвещенное понимание является, таким образом, тем путем, которым душа может прийти к Богу, и оно дает ей мужество идти этим путем. Бедную душу можно сравнить с человеком, которого ждет беда, если он не выполнит порученное дело, или большая награда, если дело будет выполнено. Однако человек, не зная, с чего и как начать, несмотря на страхи и смятение, все же берется за дело.

4. Просвещенное понимание видит большие возможности в обетованиях Божьих, и это тоже воодушевляет молитву, что, в свою очередь, придает ей еще большие силы. Когда людям обещают что-то, особенно если известно, что обещанное будет исполнено, то такое обетование дает смелость идти и просить.

5. Просвещенное понимание является путем, которым человек приходит к Богу с разными нуждами, иногда с увещеванием, как Иаков (Быт.32:9). Иногда с прошением, и не только выраженным словами, но и исторгнутым из сердца Самим Духом, благодаря осознанию человеком этой потребности, и такие прошения не оставляют сердце Бога равнодушным.

Сказанное можно проиллюстрировать следующим сравнением: представьте, что к вашим дверям подошли двое нищих: один — бедный, хромой, избитый, умирающий от голода, а другой — здоровый и крепкий человек. Оба говорят одни и те же слова, прося у вас милостыни: один говорит, что умирает с голоду, другой говорит то же, но нищий и увечный говорит с большей убедительностью, с большим чувством и пониманием своего несчастья, чем другой, и это видно из самой его манеры говорить и оплакивать себя. Боль и нищета заставляют его изъясняться в духе плача, чего не хватает другому, и этого скорее, чем другого, пожалеют те, в ком есть сострадание или жалость. Так же и с Богом: есть люди, которые просто по привычке и по форме идут и молятся, есть и другие, которые идут молиться, гонимые духом горечи; один молится из чувства долга и понимания своих обязанностей, а из другого изливаются слова, гонимые жестокой болью его души. Конечно, именно на такого человека посмотрит Бог, «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом» Его (Ис.66:2).

Читайте также:  Какому святому молиться для приобретения жилья

6. Просвещенное понимание чудесным образом находит слова для молитвы и помогает произнести их. Человек, обладающий таким пониманием, умеющий различать добро и зло, чувствовать и нищету человеческую, и милосердие Божье, не нуждается в писаниях других людей, которые станут учить его форме молитвы. Как человека, чувствующего боль, не нужно учить кричать, так же и того, кому понимание было открыто Духом, не нужно учить молитвам, придуманным другими людьми, ибо он может молиться без их помощи. Его настоящее положение, его чувства и понимание, а также боль, которую терпит душа этого человека, приводят к слезным мольбам и стенаниям в его прошениях пред Господом. Сердце скорбящего в своей боли и тесноте само найдет выход, чтобы облегчить муки в стонах и жалобах.

7. Необходимо, чтобы до самого конца в человеке пребывало это просвещенное понимание, чтобы душа непрестанно взывала к Богу в молитве и прошении. Божьи люди не подозревают, сколько обмана, соблазна и коварства использует сатана по отношению к той бедной душе, которая искренне стремится к Господу Иисусу Христу. И это допускает Христос, поскольку именно так душа испытывается в своем стремлении искать лица Божьего; сатана же пытается внушить ей мысль о бесплодности таких попыток и убедить ее, что Бог не хочет быть милосердным к ней. Но просвещенная пониманием Душа говорит: «Ну что ж, я буду и дальше искать Господа и буду ждать, я не оставлю своих попыток, хоть Господь и хранит молчание, и не произносит в мой адрес слов утешения» (Ис.40:27). Кажущаяся отсрочка у Бога не является признаком Его недовольствия, Он может скрывать Свое лице от самых дорогих Своих святых (Ис.8:17). Он любит, когда Его народ молится и когда он стучит в ворота Царства Небесного. Увы, как много на свете бедных душ, истинно боящихся Бога, но не имеющих духовного понимания Божьего характера и готовых мгновенно сдаться при первой же атаке и искушении сатаны! Господь жалеет их и помогает им «молиться духом, молиться и умом».

Молитва Святым Духом это не дар языков

Я думаю, Ваш вопрос касается говорения языками, молитве духом (языками).

Этой теме посвящен написанный ранее материал ” Иные языки. Нужна ли молитва на языках?”. Когда речь идет о молитве языками, в Библии говорится о молитве на иностранных языках после сошествия на учеников Христа Духа Святого в Пятидесятницу (см. Деян. 2 глава).

Так и здесь в 20 стихе послания Иуды речь не идет молитве языками. Прочитайте предыдущий текст, то есть воспринимайте 20 стих в контексте общего повествования.

Иуд. 19 Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие ДУХА. 20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым.

Очевидно, что здесь сравниваются душевные и духовные люди. Первые – имеют определенные человеческие положительные качества, но по морали далеки от Божьего идеала, так как в них нет Духа Святого от Бога. Вторые – духовные, то есть те верующие, характера которых коснулся Дух Святой. Духовные люди всегда возрастают в Боге, и Дух Святой сопутствует им в этом, постоянно присутствуя в их жизни.

О духовных и душевных людях говорил и Павел см. 1 Кор. 2:14, 1 Кор. 15:44

Дух Святой помогает человеку и в молитвах, подсказывая, что является наиболее важным для прошения у Господа.

Рим. 8:26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

Но вернемся к духовности. Святой Дух в Иуд. 20 можно понять как духовность, о которой говорится выше в 19 стихе. Слово Божие говорит, что мы храм Святого Духа:

1 Кор. 6:19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога.

То есть духовность – это результат работы Духа Святого на наше сердце. Поэтому молиться духом, можно понимать как моление от сердца, как говорится, искренне, всей душой, познавшей Бога. Посмотрите, как о молитве духом пишет Павел:

Еф. 6:18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время ДУХОМ, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.

Видите, здесь молитва ДУХОМ (в оригинале то же слово, что и в Иуд. 20) поясняется как ВСЯКАЯ И ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ.

На протяжении всей Библии, Господь через пророков и апостолов и через Самого Иисуса Христа учил молится Богу напрямую с покаянием, верой, постоянством… и уверенностью в Его помощи… И тогда Господь ответит на молитву:

Матф. 21:22 Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Иак. 1:6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне

Иак. 5:16 много может усиленная молитва праведного.

Матф. 6:7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, … 9 МОЛИТЕСЬ ЖЕ ТАК: Отче наш, … прости нам долги наши

Нигде в Библии не сказано, что молиться нужно, произнося непонятные бормотания и тем более, что такая молитва больше нравится Господу. Из Священного Писания видно, что для Бога ценна именно искренняя молитва с верой в ответ на нее от Господа. А искренняя молитва не может быть на непонятном языке и в виде бреда. Не может она даже быть на иностранном языке. Это могут доказать люди, переехавшие жить в другую страну: искренняя – разрывающая душу молитва от разума и сердца может быть только на родном языке. Если человек молится на незнакомом языке, то, как бы он не старался духом, то разум сюда сложно подключить, ведь человек старается подбирать нужные иностранные слова, и поэтому думает не над тем, о чем молится, в чем каяться, что просить у Бога, а больше о том, как правильно подобрать малознакомые слова. То есть его разум занят другим. Именно об этом писал Павел:

1 Кор. 14:14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

То есть в Иуд 20 речь идет как о духовной молитве духовного человека – от сердца и разума, так и конкретной помощи от Духа Святого в молитвах. А именно: мы молимся так, как ведет нас Дух Святой, просим того, что угодно от нас Господу:

1 Иоан. 5:14 Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.

Молитва Святому Духу

В христианстве Бог воспринимается Единым, но представлен он в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Святой Дух – это одно из лиц неделимого Господа и Пресвятой Троицы. Понять такие ипостаси несложно, ведь Бог Отец – это разум, Сын – это слово, а Святой Дух – это душа.

Иногда священнослужители объясняют Святой Дух, как «сильную действующую Божью силу» для которой не существует ни материальных преград. Сравнить такое объяснение можно с солнечным светом, который освещает комнату. Это значит, что не само Небесное Светило проникло в помещение, а его осветили солнечные лучи.

Сильная молитва Святому Духу

Молитва Святому Духу очень сильная. Если ее читать каждый день, то можно рассчитывать на отпущение грехов и упокоение души после смерти в Царствии Божьем.

Особые действия благодати Господней, которые ощущает в своей душе верующий человек, совершая те или иные действия во благо Высших Сил, называются дарами Святого Духа.

Основные среди них следующие:

  • Страх Божий. В этих двух словах нет никакого противоречия, ведь, только осознавая величие Всевышнего, Создателя всего мира, человек может правильно оценивать реальный мир. Это позволит ему избегать ошибок и наполнить свою жизнь благополучием. Следует понимать, что самодостаточность и чувство самосовершенства всегда отдаляет от Бога.
  • Благочестие, которое подразумевает милосердие. Любой верующий человек во имя Господа Бога должен оказывать помощь нуждающимся, ведь сам Всевышний постоянно спасает людей, отпуская им их согрешения. Проявляя снисходительность, человек приближает себя к Отцу Небесному.
  • Познание. Желание познавать окружающий мир для верующего человека считается естественным. Любознательность пробуждает желание глубоко познать истины Учения Господнего, которое основано на истинной вере и любви. Если человек будет стремиться к познанию, то он всегда устоит перед любыми греховными искушениям и ни какие дьявольские козни не заставят свернуть его с истинного пути.
  • Мужество. Этот дар развивает силу воли и позволяет устоять любым дьявольским искушениям и противостоять врагам.
  • Совет и выбор. Ежедневно сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, человеку приходится делать выбор или давать советы другим людям. Святой дух помогает гармонизировать окружающий мир, а это значит, что человеку предоставляется возможность выбрать правильный жизненный путь для Божественного спасения.
  • Разум, который позволяет познать Бога через чтение Священного Писания и участия в Литургиях. Это позволяет человеку изменить свою жизнь и укрепить веру.
  • Премудрость, которая позволяет получать неоценимый жизненный опыт и совершенствоваться, максимально приближаясь к Всевышнему.

Текст молитвы Святому Духу «Царю небесный»

В Евангелие очень часто упоминается о Царе Небесном. И, несомненно, каждый христианин знает, что Дух снизошел к Спасителю Иисусу Христу во время великого Крещения. Еще он снисходил на апостолов, которые отправлялись на проповедь. Именно поэтому в тексте молитвы к Царю Небесному звучит слово «приди». Таким образом, призывается третья ипостась Святой Троицы в нашу жизнь.

На русском языке молитва звучит так:

В этой молитве верующие взывают к Святому Духу и называем его Царем Небесным, потому что Он, невидимо царствует над всем миром и все находится в его власти. Утешитель он наш, потому что именно к нему мы обращаемся в своих скорбях и печалях. Святой Дух излучает истину, которая является для каждого верующего человека настоящим спасением души.

Святой Дух – это истинный Бог, он везде находится и наполняет весь мир собой, и исполняет все желания праведников. Он хранитель всех благодеяний и источник всего того, что может человек захотеть иметь. Поэтому Святого Духа можно просить об исполнении любого желания. Святой Дух – это Податель жизни, ибо все в мире создано им, все живое обрело от него жизнь. Верующие люди получают от него наполненную смыслом духовную жизнь, очищаясь с помощью молитвы к нему от совершенных прегрешений.

К Святому Духу часто обращаются перед любой молитвой. Это позволяет усилить действие конкретного прошения и увеличить его искренность.

Молитва Святому Духу на исполнение желания

Молитва Святому Духу на исполнения желания очень древняя. Это молитвенное обращение каждый верующий человек считает очень важным для себя. И это объясняется особой силой такой молитвы, посредством которой очень глубоко познается истинная вера.

Человек, который не смог привлечь к себе благодатную силу Святого Духа, быстро становиться грешным. Его душа заселяется злыми духами, которые изнуряют его жизненные силы и приводят к гибели. Чтобы этого не случилось, необходимо, как можно чаще обращаться с искренней молитвой к Святому Духу, призывая войти в душу и очистить ее. Именно он позволяет избавиться нам от греховных помыслов и греховных деяний. Попутно можно просить Святого Духа об исполнении сокровенных желаний, ведь он является благодатной сокровищницей, которая позволяет внести в нашу жизнь много благих даров. В каждом нашем деле Святой Дух способен помочь нам и даровать свою благую силу.

Обращаться для исполнения сокровенного желания к Святому Духу можно так:

Молитва Святому Духу на Троицу

Очень действенной считается молитва Святому Духу, прочитанная на Троицу.

Молитвы на Троицу обладают огромной силой и позволяют не только очиститься от грехов, но и исполнить любое желание. Все что нужно в этот святой день, так это обратится с искренней молитвой к Господу Богу, который в этот день представлен в трех ипостасях: Святого Отца, Сына Бога Отца, Святого Духа.


МОЛИТВА ДУХА

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

Апостол Павел

Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим.8:26).

А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5:5).

Святой Макарий Великий

Молитва. хороводица всех добродетелей и подвигов. она есть приемница наития Духа Святаго.

Преподобный Исаак Сирин

И когда приникает Дух Святый, всегда обретает таковых в молитве

Душевные движения, за строгую непорочность и чистоту, делаются причастными действенности Святого Духа. И ее сподобляются один из многих тысяч людей, потому что это – тайна будущего состояния и жития. Ибо он возносится, и естество пребывает недейственным, без всякого движения и памятования о здешнем. Не молитвою молится душа, но чувством ощущает духовные вещи оного века, превышающие понятие человеческое, уразумение которых возможно только силою Святого Духа. А это есть умное созерцание, но не движение и не взыскание молитвы, хотя от молитвы заимствовало себе начало. Ибо чрез это некоторые из подобных сим людей достигали уже совершенства чистоты. И нет часа, в который бы внутреннее их движение было не в молитве, как сказали мы выше. И когда приникает Дух Святый, всегда обретает таковых в молитве и от этой молитвы возносит их к созерцанию, которое называется духовным зрением. Ибо не имеют они нужды в образе продолжительной молитвы, ни в стоянии и в чине продолжительной службы. Для них достаточно вспомянуть о Боге, и тотчас пленяются любовию Его. Впрочем, не нерадят совершенно и о стоянии на молитве, когда воздают честь молитве, и, кроме непрестанной молитвы, в назначенные часы стоят на ногах.

Читайте также:  Какому святому молиться при проверках

Ибо видим святого Антония стоящим на молитве девятого часа и ощутившим возношение ума своего. И другой из Отцов, с воздетыми руками стоя на молитве, приходил в восхищение на четыре дня. И другие многие, во время таковой молитвы, пленяемы были сильным памятованием о Боге и великою любовию к Нему и приходили в восхищение. Сподобляется же ее человек, когда хранением заповедей Господних, противящихся греху, и внутренно и наружно совлечется греха. Кто возлюбит сии заповеди и воспользуется ими по чину, для того необходимым сделается освободиться от многих человеческих дел, т.е. совлечься тела и быть вне его, так сказать, не по естеству, но по потребности. Кто ведет жизнь по образу Законоположника и руководствуется заповедями Его, в том невозможно оставаться греху. Посему Господь обетовал в Евангелии сохранившему заповеди сотворить у него обитель (Иоан. 14:23).

Дух Святой действует, заимствуя повод к действию из того самого, о чем кто молится

Как вся сила законов и заповедей, какие Богом даны людям, по слову отцов, имеет пределом чистоту сердца, так все роды и виды молитвы, какими только люди молятся Богу, имеют пределом чистую молитву. Ибо и воздыхания, и коленопреклонения, и сердечные прошения, и сладчайшие вопли, и все виды молитвы, как сказал я, имеют пределом чистую молитву и до нее только имеют возможность простираться. А когда достигнута чистота молитвенная и даже внутренняя, тогда ум, как скоро преступит этот предел, не будет уже иметь ни дерзновения на молитву и молитвенное движение, ни плача, ни власти, ни свободы, ни прошения, ни вожделения, ни услаждения чем-либо из упоеваемого в сей жизни или в будущем веке. И посему-то после чистой молитвы нет иной молитвы. До сего только предела всякое молитвенное движение и все виды молитвы доводят ум властию свободы. Потому и подвиг в сей молитве. А за сим пределом будет уже изумление, а не молитва, потому что все молитвенное прекращается, наступает же некое созерцание, и не молитвою молится ум. Всякая какого бы то ни было рода совершаемая молитва совершается посредством движений, но как скоро ум входит в духовные движения, не имеет там молитвы. Иное дело – молитва, а иное – созерцание в молитве, хотя молитва и созерцание заимствуют себе начало друг в друге. Молитва есть сеяние, а созерцание – собирание рукоятей [снопа], при котором жнущий приводится в изумление неизглаголанным видением, как из малых и голых посеянных им зерен вдруг произросли пред ним такие красивые класы. И он в собственном своем делании пребывает без всякого движения, потому что всякая совершаемая молитва есть моление, заключающее в себе или прошение, или благодарение, или хваление. Рассмотри же внимательнее, один ли из сих видов молитвы прошение ли чего-либо бывает, когда ум переступает сей предел и входит в оную область? Ибо спрашиваю о сем того, кто ведает истину. Но не у всех сия рассудительность, а только у тех, которые соделались зрителями и служителями дела сего или учились у таковых отцов, и из уст их познали истину, и в сих и подобных сим изысканиях провели жизнь свою.

Как из многих тысяч едва находится один, исполнивший заповеди и все законное с малым недостатком и достигший душевной чистоты, так из тысячи разве один найдется, при великой осторожности сподобившийся достигнуть чистой молитвы, расторгнуть этот предел и приять оное таинство, потому что чистой молитвы никак не могли сподобиться многие, сподобились же весьма редкие, а достигший того таинства, которое уже за сею молитвою, едва, по благодати Божией, находится и из рода в род.

Молитва есть моление и попечение о чем-либо и вожделение чего-либо, как-то: избавления от здешних или будущих искушений, или вожделение наследия отцов, притом моление, которым человек приобретает себе помощь от Бога. Сими движениями и ограничиваются движения молитвенные. А чистота и нечистота молитвы зависят от следующего: как скоро в то самое время, как ум приуготовляется принести одно из сказанных нами движений своих, примешивается к нему какая-либо посторонняя мысль или беспокойство о чем-нибудь, тогда молитва сия не называется чистою, потому что не от чистых животных принес ум на жертвенник Господень, – то есть на сердце – этот духовный Божий жертвенник. А если бы кто упомянул об оной, у отцов называемой духовною, молитве и, не разумев силы отеческих изречений, сказал: “Сия молитва в пределах молитвы духовной”, – то думаю, если точнее вникнуть в это понятие, хульно будет сказать какой-либо твари, будто бы вполне преклоняется духовная молитва. Ибо, молитва преклоняющаяся ниже духовной. Всякая же духовная молитва свободна от движений. И ежели едва ли кто молится чистою молитвою, то можем ли что сказать о молитве духовной? У святых отцов было в обычае всем добрым движениям и духовным деланиям давать именование молитвы. И не только отцам, но и всем, которые просвещены ведением, обычно всякое прекрасное делание вменять почти заодно с молитвою. Явно же, что иное дело – молитва, а иное – совершаемые дела. Иногда сию, так называемую духовную молитву в одном месте называют путем, а в другом – ведением и инде – умным видением. Видишь, как отцы переменяют названия предметов духовных? Ибо точное значение именований установляется предметами здешними, а для предметов будущего века нет подлинного и истинного названия, есть же о них одно простое ведение, которое выше всякого наименования и всякого составного начала, образа, цвета, очертания и всех слагаемых имен. Поэтому когда душевное ведение возносится из видимого мира, тогда отцы в означение оного употребляют какие хотят названия, так как точных именований оному никто не знает. Но чтобы утвердить на сем ведении душевные помышления, употребляют они наименования и притчи, по изречению святого Дионисия, который говорит, что ради чувств употребляем притчи, слоги, приличные имена и речения. Когда же действием Духа душа подвигнута к Божественному, тогда излишни для нас и чувства, и их деятельность, равно как излишни силы духовные душе, когда она, по непостижимому единству, соделывается подобною Божеству и в своих движениях озаряется лучом высшего света.

Наконец, поверь, брат, что ум имеет возможность различать свои движения только до предела чистой молитвы. Как же скоро достигает туда и не возвращается вспять или не оставляет молитвы, – молитва делается тогда как бы посредницею между молитвою душевною и духовною. И когда ум в движении, тогда он в душевной области, но как скоро вступает в оную область, прекращается и молитва. Ибо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе. Так бывает и с нами. Как скоро ум сподобится ощутить будущее блаженство, забудет он и самого себя и все здешнее, и не будет уже иметь в себе движения к чему-либо. Посему некто с уверенностию осмеливается сказать, что свобода воли путеводит и приводит в движение посредством чувств всякую совершаемую добродетель и всякий чин молитвы, в теле ли то или в мысли, и даже самый ум – этого царя страстей. Когда же управление и смотрение Духа возгосподствуют над умом – этим домостроителем чувств и помыслов, – тогда отъемлется у природы свобода и она путеводится, а не путеводит. И где тогда будет молитва, когда природа не в силах иметь над собою власти, но иною силою путеводится сама не знает куда и не может совершать движений мысли о чем бы ей хотелось, но овладевается в этот час пленившею ее силою и не чувствует, где путеводится ею? Тогда человек не будет иметь и хотения, даже, по свидетельству Писания, не знает, в теле он или кроме тела (2Кор.12:2). И будет ли уже молитва в том, кто столько пленен и не сознает сам себя? Посему никто да не глаголет хулы и да не дерзнет утверждать, что можно молиться духовною молитвою. Такой дерзости предаются те, которые молятся с кичливостию, невежды ведением, и лживо говорят о себе, будто бы когда хотят, молятся они духовною молитвою. А смиренномудрые и понимающие дело соглашаются учиться у отцов и знать пределы естества, не дозволяют же себе предаваться таким дерзким мыслям.

Вопрос. Почему же сей неизглаголанной благодати, если она не есть молитва, дается наименование молитвы?

Ответ. Причина сему, как утверждаем, та, что благодать сия дается достойным во время молитвы и начало свое имеет в молитве, так как, по свидетельству отцов, кроме подобного времени, нет и места посещению сей достославной благодати. Наименование молитвы дается сему потому, что от молитвы путеводится ум к оному блаженству и потому что молитва бывает причиною оного, в иные же времена не имеет оно места, как показывают отеческие писания. Ибо знаем, что многие святые, как повествуется и в житиях их, став на молитву, были восхищаемы умом.

Но если кто спросит, почему же, в сие только время бывают сии великие и неизреченные дарования, то ответствуем: потому что в сие время более, нежели во всякое другое, человек бывает собран в себя и уготован внимать Богу, вожделевает и ожидает от Него милости. Короче сказать, это есть время стояния при вратах царских, чтобы умолять царя, и прилично исполниться прошению умоляющего и призывающего в это время. Ибо бывает ли другое какое время, в которое бы человек столько был приуготовлен и так наблюдал за собою, кроме времени, когда приступает он к молитве? Или, может быть, приличнее получить ему что-либо таковое в то время когда спит, или работает что, или когда ум его возмущен? Ибо вот и святые, хотя не имеют праздного времени, потому что всякий час заняты духовным, однако же, и с ними бывает время, когда не готовы они к молитве. Ибо нередко занимаются или помышлением о чем-либо встречающемся в жизни, или рассматриванием тварей, или иным чем действительно полезным. Но во время молитвы созерцание ума устремлено к единому Богу и к Нему направляет все свои движения, Ему от сердца, с рачением и непрестанною горячностию, приносит моления. И посему-то в это время, когда у души бывает одно-единственное попечение, прилично источаться Божественному благоволению. И вот видим, что когда священник приуготовится, станет на молитву, умилостивляя Бога, молясь и собирая свой ум воедино, тогда Дух Святой нисходит на хлеб и на вино, предложенные на жертвеннике. И Захарии во время молитвы явился Ангел и предвозвестил рождение Иоанна. И Петру, когда во время шестого часа молился в горнице, явилось видение, путеводствовавшее его к призванию язычников снисшедшею с неба плащаницею и заключенными в ней животными. И Корнилию во время молитвы явился Ангел и сказал ему написанное о нем. И также Иисусу сыну Навину глаголал Бог, когда в молитве преклонился он на лице свое. И с очистилища, бывшего над кивотом, откуда священник о всем, что должно было знать, в видениях был от Бога тайноводствуем в то самое время, когда архиерей единожды в год, в страшное время молитвы, при собрании всех колен сынов Израилевых, стоявших на молитве во внешней скинии, входил во Святое святых и повергался на лице свое, – слышал он Божии глаголы в страшном и неизглаголанном видении. О, как страшно оное таинство, которому служил присем архиерей! Так и все видения святым бывают во время молитвы. Ибо, какое другое время так свято и по святыне своей столько прилично приятию дарований, как время молитвы, в которое человек собеседует с Богом? В это время, в которое совершаются молитвословия и моления пред Богом и собеседование с Ним, человек с усилием отвсюду собирает воедино все свои движения и помышления, и погружается мыслию в едином Боге, и сердце его наполнено бывает Богом, и оттого уразумевает он непостижимое. Ибо Дух Святой, по мере сил каждого, действует в нем, и действует, заимствуя повод к действию из того самого, о чем кто молится, так что внимательностью молитва лишается движения, и ум поражается и поглощается изумлением, и забывает о вожделении собственного своего прошения, и в глубокое упоение погружаются движения его, и бывает он не в мире сем. И тогда не будет там различия между душою и телом, ни памятования о чем-либо, как сказал божественный и великий Григорий: “Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы”. Видишь ли, как уделяется молитва приходящим в изумление при уразумении того, что рождается от нее в уме, по сказанному мною в начале сего писания и во многих других местах? И еще, тот же Григорий говорит: “Чистота ума есть парение мысленного. Она уподобляется небесному цвету, в ней во время молитвы просиявает свет Святой Троицы”.

Вопрос. Когда же кто сподобляется всей этой благодати?

Ответ. Сказано: во время молитвы. Когда ум совлечется ветхого человека и облечется в человека нового, благодатного, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету, который старейшины сынов Израилевых наименовали местом Божиим (Исх.24:10), когда Бог явился им на горе. Посему, как говорил я, дар сей и благодать сию должно называть не духовною молитвою, но порождением молитвы чистой, ниспосылаемой Духом Святым. Тогда ум бывает там – выше молитвы, и с обретением лучшего молитва оставляется. И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого, – того, что за пределами мира смертных, и умолкает в неведении всего здешнего. Сие-то неведение называется высшим ведения. О сем-то неведении говорится: блажен постигший неведение, неразлучное с молитвою, которого да сподобимся и мы, по благодати Единородного Сына Божия. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Начало умной молитвы есть… сила Духа Святого

Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святого, и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия, — упразднение от всего или беспопечение; средина — просветительная сила (Духа) и созерцание, а конец — исступление или восторжение ума к Богу.

Добавить комментарий