Как правильно молиться николай сербский

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Святитель Николай Сербский КАК ПРАВИЛЬНО. молиться?

    Александра Разумовская 3 лет назад Просмотров:

1 ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ Святитель Николай Сербский КАК ПРАВИЛЬНО молиться? «Христианская жизнь» Клин 2011

2 Б Б К В -2 7 ИС Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви С вятитель Н и колай Сербский. К ак правильно м олиться? – Клин: Х ри сти ан ск ая ж и зн ь, с. ISBN Много прекрасны х книг святителя Н иколая Сербского уж е издано на русском язы ке и полюбилось наш и м ч итателям. Слово С вятителя отличает огненная вера, великая любовь к Богу и лю дям, простота и ясность литературной речи. Эта небольш ая кн и ж ечка напомнит православному читателю о трех самы х необходимых сторонах молитвы, о которых мы нередко забываем: о благодарении, о прошении и о славословии. Реком ендуется как для тех, кто недавно приш ел к вере, т ак и д ля тех, кто давно исповедует П равославие. Перевод с сербского Н ат алии Феофановой Р едактура и верстка – М.Д. Молотников О блож ка – С.Н. Якубовский И здательство «Х ристианская ж изнь», г. К лин М. О., ул. Л итейная, 19. П одписано в печать Ф орм ат 8 4 x /3 2. П.л. 0,5. П ечать оф сетн ая. Б ум ага газетная. Т ираж З аказ 428 О тпечатано в типограф ии П атриарш его издательско-полиграф ического центра г. Сергиев П осад ISBN Оформление, верстка. «Христианская жизнь», 2011

3 Как нужно Богу молиться? Многие этого не знают. Многие об этом спрашивают. Это нужно знать, но если не знаешь, любого уместно об этом спросить. Вопрос, между тем, прост и абсолютно ясно определен в Церкви Христовой на протяжении всей ее двухтысячелетней истории. Любая молитва, как самая краткая, так и самая пространная, должна содержать три вещи: благодарность Богу, мольбу о помощи в данном конкретном случае, восхваление Бога. Церковнославянские определения этого тройственного содержания молитвы гораздо выразительнее слов сербских и звучат так: благодарение, прошение, славословие. БЛАГОДАРЕНИЕ Притча о вельможе и пахаре Некий вельможа жил в своем дворце в роскоши и неге. Никто в мире не мог сравняться с ним ни по богатству, ни по силе, ни по здо- 3

4 ровью. Однако, пресытившись всем на свете, вельможа почувствовал всем сердцем, как пуста и бессмысленна его жизнь, и обуяла его тяж кая хандра. И вот однажды утром собрался он в далекий путь, чтобы обрести утешение и радость ж изни. Вскочил он на коня и в сопровождении свиты отправился в дорогу. Путь был далек и долог, но богач не встретил ничего такого, Что порадовало бы его душу и согрело. И всадники, и кони уже устали до изнемож ения, когда они подъехали к одному полю, на котором трудился одинокий пахарь. Участок обрамляли величественные дубы, дававшие густую тень. Вельможа спешился, чтобы передохнуть в тени. Пока слуги распрягали усталых коней, взгляд господина рассеянно скользил вокруг, пока не остановился на пахаре посреди нивы. И видит вельм ож а необычную картину: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь в борозде на коленях с воздетыми к небу руками непрестанно восклицает: «Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя! Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя!» В полном недоумении от поразительной картины вельможа подошел к пахарю и спросил: За что ты так благодаришь Бога, приятель? Пал у меня один вол, ответил пахарь.

5 И ты за это благодаришь Бога? недоуменно и насмешливо переспросил богач. Да, за это. Ничего не понимаю! недоумевает богач. Другой бы на твоем месте рыдал, стенал и жаловался на несправедливость неба и земли, а ты благодаришь. Объясни, за что ты благодаришь Бога, прошу тебя. Вздохнул пахарь и говорит: Я человек грешный, потому-то и свалилось на меня это несчастье. Вместо того, чтобы наказать смертью за мои грехи меня самого, Господь взял у меня одного вола. Как же мне не благодарить Его? В прошлые годы милостью Божией было у меня несколько пар волов, и я знаю, что это от Него было, и благодарил Его. Теперь явлена Его святая воля: из последней пары взять одного вола. Вот я и думаю, что должен быть благодарен Ему, когда Он забирает, точно так же, как и когда Он дает. Слава Богу за все! Удивился вельможа еще больше и снова спрашивает: Хорошо, но как же теперь ты станешь пахать на одном воле? Господь управит! ответил пахарь, и лицо его осветилось легкой улыбкой. Вельможа с укоризной подумал, что он, ж и вущий во дворце в богатстве и неге, годами не улыбался так светло, как этот бедный кресть

6 янин, который остался в поле с одним волом, но не перестал уповать на Господа. Тогда богач запустил руку в карман, достал несколько золотых и протянул их крестьянину. Вот, возьми, сказал он, да купи себе другого вола. Сегодня я научился у тебя многому. Крестьянин принял деньги и радостно воскликнул: Не говорил ли я тебе, господин, что Господь все управит? Он опять воздел руки к небу и громко повторил. Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже! Вельможа отправился в обратный путь. Когда же прибыл он на место, то увидел, что его дворец объят пламенем. И глядя на это, он опустился на колени, воздел руки и воскликнул: Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже! Слуги весьма удивились такому поступку своего господина, но он им сказал: Не удивляйтесь. Я не умел благодарить Господа, когда Бог мне давал, зато теперь вдвойне благодарю Его, когда Он отнимает! Теперь настало для меня время труда и усилий, а это и есть то единственное, что наряду с верой в Бога может вернуть смысл и радость моей ж изни. Не бойтесь, Господь все управит!

7 И вельможа предался труду созидания нового дворца. Тогда дух его воспрял, на душе прояснилось, сердце развеселилось. И привык богач изо дня в день благодарить Бога за все. Мораль этой притчи ясна: нужно быть всегда благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога. И пусть никто не говорит: «Постигла меня беда, разве и за это я должен благодарить Бога?!» Да-да, должен благодарить и за это точно так же, как если получаешь от Бога то, что называешь богатством, счастьем, прибылью, успехом. Дорогой читатель, ты можешь углубиться в Священное Писание и прочитать там чудесную повесть о многострадальном Иове, которая написана для того, чтобы быть вечным утешением всем страждущим. Из той книги ты научишься, что нужно быть благодарным Богу всегда: и когда Он жалует, и когда забирает, ибо увидишь: даже когда Господь забирает, Он забирает не со зла, не для того, чтобы напакостить человеку, но чтобы помочь человеку через страдание окрепнуть духом и возвыситься душой до небес. Если и дальше станешь читать Священное Писание, достигнешь того совершенства, что всякое свое страдание сумеешь объяснить, а как только ты его объясниш ь, страдание потеряет свое от

8 равленное жало, которым оно ж алит тебя, покуда ты считаешь его случайным и бессмысленным. Когда садовник заботливо окапывает деревья в саду, часто поливает их, порой даже заливает и гноит, он желает своим саженцам добра. Но когда он их подрезает или обламывает и белит, разве в этом случае он меньше желает им добра? Раньше сербы каждую свою песню о героическом прошлом начинали с благодарности Богу: «Милый Боже, за все Тебе хвала!», и это совершенно по-христиански, ведь и апостол говорил: За все благодарите (1 Сол. 5, 18). ПРОШЕНИЕ Притча о двух черешнях У одного человека росли перед домом две черешни. Одна имела скверный характер, а другая добрый. Когда бы ни выходил хозяин из дома, обе звали его к себе и о чем-то просили. Дурная черешня всякий раз требовала разное. То настойчиво просила: «Окопай меня!», то «Побели меня!», то «Напои меня!», то «Отведи излишнюю влагу!», то «Заслони от жаркого солнца!», то «Дай мне больше света!» А добрая черешня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!»

9 Хозяин был одинаково милостив к обеим, заботливо ухаж ивал за ними, внимательно выслуш ивая их просьбы. Он делал все, что было угодно и той, и другой, иначе говоря, для капризной черешни исполнял все, чего бы она ни потребовала, а для доброй только то, что считал нуж ны м, имея конечной целью получить прекрасный и обильный урож ай. И что же потом случилось? Черешня с дурным характером сильно разрослась, ствол стал толще, ветви блестели, будто маслом смазанные, а обильная листва стала темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая черешня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала. Когда же пришло время урожая, дурная черешня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая черешня принесла обилие очень вкусных ягод. Стыдно стало дурной черешне, что она не смогла дать такого прекрасного урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя за это его самого. Хозяин рассердился и ответил: Разве в этом виноват я? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, как твоя соседка, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты делала вид, что умнее

10 того, кто тебя посадил, вот потому ты и осталась бесплодна. Горько раскаялась дурная черешня и обещала хозяину, что в следующем году и она будет думать только об урожае, и только об этом станет просить, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала стала вести себя так же, как добрая черешня. И на следующий год обе черешни принесли одинаково хороший урожай, и радость их и хозяина была велика. Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится. Хозяин сада суть наш Господь Бог, а люди Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от своих насаждений урож ая. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, говорится в Евангелии (Мф. 7, 19). Поэтому прежде всего и больше всего нужно заботиться об урожае. И должно молиться Господу Богу, Хозяину и Господину жатвы (Мф. 9, 38), о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Подумай, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте. «Господь наш есть Господь Даритель», говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда чада просят Его о великих дарах, достой- 10

11 ных сынов царских. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, в котором Сам Он царствует. Потому Господь Иисус Христос и заповедует: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам (Мф. 6, 33). И еще Он велит: И т ак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться. потому что Отец ваш Н е бесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6, 31-32). И еще Он говорит: Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8). Итак, что нужно просить у Бога? В первую очередь нужно просить то, что является самым лучшим, самым великим и самым вечным. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем Царство Божие. Когда мы просим Бога в первую очередь об этом, Он дарует вместе с этим богатством и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только наряду с главным. Сам Господь учит нас молиться и о хлебе насущном: хлеб наш насущ ны й дай нам на сей день (Мф. 6, 11). Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Бож ием, о пришествии Царствия Небесного и о влады-

12 честве воли Божией так же и на земле, как на Небе. И так, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага прах земной, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть богатства духовные, такие, как радость, мир душ евный, доброту, милосердие, терпение, веру, надежду, любовь, мудрость и другие, Господь Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но дает их лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и будет о них просить Бога. СЛАВОСЛОВИЕ Ты, Господи, щит предо мною, слава моя (Пс. 3, 4); Господь сила моя и песнь (Пс. 117, 14), пишет царь Давид. Кому мы славу воссылаем? Кого воспоем? Если воспоем силу и мощь, Бог самый сильный. Восславим ли милосердие, Бог самый милосердный. Восславим ли праведность, Бог самый праведный.

13 Восславим ли истину, Он самый истинный. Восславим ли красоту, Он красота бессмертная. Восславим ли мудрость, Он мудрость непогрешимая. Восславим ли молодость, Он юность нестареющая. Восславим ли трудолюбие, Он трудолюбие бесконечное. Восславим ли бдение, Он бдение неустанное. Восславим ли Творца, Он Творец наш. Восславим ли благотворителя, Он Благотворитель наш. Любые добродетели, которые люди на земле воспевают, лишь слабая тень неисчерпаемых и непреходящих добродетелей, которые в Боге и от Бога. Ангелы сознательно славословят Его на небесах день и ночь, воспевая: Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнъ небо и земля славы Твоея! Вся сотворенная природа бессознательно прославляет Бога, исполняя Его Закон. И человеку нет причин отставать от этого хора славословия. Так пусть человек восславит Господа от всей души, пусть славит Его всегда и везде, но особенно тогда, когда возносит молитву свою к Нему.

14 Церковные молитвы всегда завершаются славословием, как например: «. яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»; или: «. яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно. »; или: «. яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь!» Таким образом, любая молитва как пространная, так и наикратчайш ая начинается с благодарения Богу, продолжается прошением у Бога помощи или дара и завершается славословием Бога. Короче говоря, сначала благодарение, затем прошение и в конце славословие. Чтобы было как можно яснее, давайте рассмотрим здесь одну произвольную молитву, например, молитву болящего. Молитва болящего Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь! (Благодарение) Господи Боже, Создателю и Промыслителю наш, благодарю Тебя за бесчисленные блага Твои, которыми осыпал меня, грешного, от рождения моего. Благодарю Тебя,

15 Господи, что сотворил меня человеком, и что даровал мне разум, чтобы познал я и понял святую волю Твою. И особенно благодарю Тебя, что пренебрег Ты грехами моими, за которые давно уже заслужил я вечную смерть и геенну огненную, и по милости Своей несказанной сохранил мне жизнь до сего дня. (Прошение) Прошу Тебя, Господи мой, услышь и сейчас голос мой и молитву мою. И прости мне все грехи мои, и удостой меня Царствия Твоего Небесного. Знаю, Господи, что болезнь эту Ты попустил мне из-за грехов моих, ведомых и неведомых, но с намерением через страдание телесное излечить душу мою, милосердный Врач мой. Раскаиваюсь в грехах моих, которыми я нарушил Закон Твой и показал себя неблагодарным рабом перед милостивым Господином; каюсь, Господи, и со слезами раскаяния припадаю к ногам Твоим; помоги мне, верни здоровье моему телу, чтобы я пожил еще на земле и Тебе послужил, и добрыми делами грехи мои загладил, чтобы хоть отчасти удостоиться Царствия Твоего бессмертного. (Славословие) Воссылаю славу Тебе, прославленному ангелами на небе и праведниками на земле, многохвальный Господи мой. Ибо воистину Тебе принадлежит всякая слава и всякая хвала, Тебе, превечному Отцу с Единородным Твоим Сыном и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!

16 Молитва болящего (краткая) (Благодарение) Господи Боже, благий Создателю мой, благодарю Тебя за все. (Прошение) Не оставь меня в этот час страдания моего, но как милостивый и человеколюбивый Творец мой прости мне грехи мои и верни мне здоровье. (Славословие) Да славится пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь! Здесь, разумеется, речь идет только о произвольной молитве, которую любой христианин может составить легко и свободно по потребности своей. Однако кроме личных молитв необходимо читать молитвы, которым учат нас молиться Евангелие и Церковь, такие, как «Отче наш. », «Святый Боже. », «Богородице, Дево. » и другие. Помимо этого, нужно также читать и исповедание веры, то есть «Верую. » И в каждом случае человек должен приступать к молитве со страхом Божиим, трепетным почитанием и непоколебимой верой, что он находится в присутствии живого Бога, и с упованием на милосердие Божие, которое всегда идет навстречу молитвам истинных, праведных богомольцев.

Читайте также:  От чего икона святого луки и молитва

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Название: Как правильно молиться?
Авторы: святитель Николай Сербский (Велимирович)
Страницы: 16
Форматы: pdf
Год издания: 2011

Слово Святителя Николая Сербского (Велимировича) отличает огненная вера, великая любовь к Богу и людям, простота и ясность литературной речи. Эта небольшая книжечка напомнит православному читателю о трёх самых необходимых сторонах молитвы, о которых мы нередко забываем: о благодарении, о прошении и о славословии.

Скачать:

Prav-book.ru:
[ Святитель Николай Сербский — Как правильно молиться — 2011.pdf ]0.25 MB
Yandex Disk:
[ Святитель Николай Сербский — Как правильно молиться — 2011.pdf ]0.25 MB

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .

Пасха (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ НА САЙТЕ)

Радоница. Поминовение усопших (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Март 2015

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ФевАпр »
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Православный календарь

Радоница. Поминовение усопших. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

@Деян., 10 зач., IV, 1–10. Ин., 10 зач., III, 16–21.@

По Уставу – рядовая служба по Триоди и Минее. Поминовение усопших совершается на панихиде.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, сердечно и тепло поздравляем с днем тезоименитства! Благожелаем вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Икона дня

Мученик Са́вва Готфский, Муссовский (Валахийский)

Дни памяти: 115 апреля

Свя­той му­че­ник Сав­ва , по про­ис­хож­де­нию готф, жил в IV ве­ке. В то вре­мя сре­ди гот­фов про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство епи­скоп Вуль­фил. Сре­ди мно­гих кре­стив­ших­ся был и свя­той Сав­ва.

Став хри­сти­а­ни­ном, он вел доб­ро­де­тель­ную жизнь, был бла­го­го­ве­ен, ми­рен, воз­дер­жан, прост, мол­ча­лив (но за­став­лял умолк­нуть идо­ло­слу­жи­те­лей), из­бе­гал жен­щин, все дни про­во­дил в мо­лит­ве, ча­сто пел в церк­ви и за­бо­тил­ся о ее бла­го­устрой­стве. Он сме­ло про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство.

Готф­ские кня­зья и судьи под вли­я­ни­ем язы­че­ских жре­цов на­ча­ли го­не­ние на хри­сти­ан и ста­ли при­нуж­дать их к вку­ше­нию идо­ло­жерт­вен­но­го мя­са. Мно­гие из языч­ни­ков, чтобы со­хра­нить жизнь сво­им близ­ким и род­ствен­ни­кам, при­няв­шим хри­сти­ан­ство, по­да­ва­ли им вме­сто идо­ло­жерт­вен­но­го обыч­ное мя­со. Неко­то­рые хри­сти­ане со­гла­си­лись на та­кой об­ман, но свя­той Сав­ва от­ка­зал­ся и за­явил, что хри­сти­а­нин дол­жен от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру. За это жи­те­ли се­ле­ния, где жил свя­той Сав­ва, вы­гна­ли его, но по­том про­си­ли вер­нуть­ся. Ко­гда пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан уси­ли­лось, од­но­сель­чане свя­то­го Сав­вы ре­ши­ли ид­ти к су­дье и при­не­сти клят­ву в том, что сре­ди них нет ни од­но­го хри­сти­а­ни­на. То­гда свя­той Сав­ва гро­мо­глас­но за­явил: «Не кля­ни­тесь за ме­ня, по­то­му что я – хри­сти­а­нин». Жи­те­ли по­шли и по­кля­лись, что в их се­ле­нии толь­ко один хри­сти­а­нин. По при­ка­за­нию судьи к нему при­ве­ли свя­то­го Сав­ву. Но су­дья, уви­дев его бед­ность, ре­шил, что он не мо­жет ни по­мочь ко­му-ли­бо, ни по­вре­дить, и от­пу­стил его.

Меж­ду тем го­не­ние про­дол­жа­лось. Вско­ре один из готф­ских во­е­на­чаль­ни­ков по име­ни Афа­рид во вре­мя празд­ни­ка свя­той Пас­хи на­пал на се­ле­ние. Свя­той Сав­ва со­брал­ся встре­чать ве­ли­кий празд­ник с епи­ско­пом Гу­фи­ком, но был воз­вра­щен с пу­ти ан­ге­лом в свое се­ле­ние. К то­му вре­ме­ни ту­да вер­нул­ся из Гре­ции и пре­сви­тер Са­псал. Во­и­ны схва­ти­ли свя­щен­ни­ка Са­пса­ла и свя­то­го Сав­ву, ко­то­ро­му не да­ли да­же одеть­ся. Свя­щен­ни­ка вез­ли на те­ле­ге, а свя­то­го Сав­ву, об­на­жен­но­го, ве­ли за те­ле­гой по тер­нов­ни­ку, би­ли пал­кой и би­ча­ми. Гос­подь неви­ди­мо хра­нил му­че­ни­ка, так что ко­гда на­ут­ро они до­стиг­ли го­ро­да, свя­той Сав­ва ска­зал му­чи­те­лям: «По­смот­ри­те на мое те­ло, есть ли на нем сле­ды от тер­нов­ни­ка и от ва­ших уда­ров?» Во­и­ны бы­ли удив­ле­ны, уви­дев му­че­ни­ка здо­ро­вым и невре­ди­мым, без ма­лей­ше­го сле­да пе­ре­не­сен­ных му­че­ний. То­гда свя­то­го Сав­ву рас­тя­ну­ли на осях те­ле­ги и би­ли весь день. Но­чью од­на бла­го­че­сти­вая жен­щи­на вста­ла, чтобы при­го­то­вить еду до­маш­ним, уви­де­ла при­вя­зан­но­го му­че­ни­ка и осво­бо­ди­ла его. Он стал по­мо­гать ей по хо­зяй­ству. Днем по при­ка­за­нию Афа­ри­да свя­той Сав­ва был под­ве­шен к пе­ре­кла­дине до­ма. Ему и свя­щен­ни­ку под­нес­ли идо­ло­жерт­вен­ное мя­со и по­обе­ща­ли от­пу­стить на сво­бо­ду, ес­ли они вку­сят его. Свя­щен­ник Са­псал от­ве­тил: «Мы ско­рее со­гла­сим­ся, чтобы Афа­рид рас­пял нас, чем вку­сим осквер­нен­ное бе­са­ми мя­со». Свя­той Сав­ва спро­сил: «Кто при­слал это мя­со?» «Вла­ды­ка Афа­рид», – от­ве­тил слу­га. «Есть толь­ко один Вла­ды­ка – Бог, Ко­то­рый на Небе­сах», – про­из­нес му­че­ник. В яро­сти один из слуг силь­но уда­рил свя­то­го Сав­ву ко­пьем в грудь. Все ду­ма­ли, что му­че­ник умрет, но свя­той не чув­ство­вал ни­ка­кой бо­ли и ска­зал уда­рив­ше­му; «Твой удар был для ме­ня не силь­нее то­го, как ес­ли бы ты ме­ня уда­рил мяг­кой шер­стью».

Афа­рид ве­лел пре­дать свя­то­го Сав­ву смер­ти. Свя­щен­ни­ка Са­пса­ла оста­ви­ли свя­зан­ным, а свя­то­го Сав­ву по­ве­ли к ре­ке Мус­со­ва, чтобы уто­пить его. По до­ро­ге свя­той ра­дост­но бла­го­да­рил Бо­га за то, что Он спо­до­бил его по­стра­дать за ис­по­ве­да­ние Его свя­то­го Име­ни.

Слу­ги тем вре­ме­нем рас­суж­да­ли меж­ду со­бой: «По­че­му бы нам не от­пу­стить это­го непо­вин­но­го ни в чем че­ло­ве­ка? Афа­рид не узна­ет о том, что мы от­пу­сти­ли его». Свя­той Сав­ва услы­шал их и вос­клик­нул: «Ис­пол­няй­те при­ка­зан­ное вам! Я ви­жу Ан­ге­лов, при­шед­ших со сла­вою взять мою ду­шу!» Му­че­ни­ка бро­си­ли в ре­ку, при­вя­зав к шее его боль­шой об­ру­бок де­ре­ва.

Свя­той Сав­ва по­стра­дал 12 ап­ре­ля 372 го­да, ко­гда ему бы­ло 38 лет. Па­ла­чи из­влек­ли те­ло му­че­ни­ка и бро­си­ли на бе­ре­гу, но хри­сти­ане скры­ли его. Позд­нее один из скиф­ских во­ждей, хри­сти­а­нин Иу­ний Са­ран, пе­ре­нес мо­щи свя­то­го Сав­вы в Кап­па­до­кию, где они бы­ли при­ня­ты с че­стью свя­ти­те­лем Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким (па­мять 1 ян­ва­ря).

Тропарь мученику Савве Готфскому, Муссовскому (Валахийскому)

Мученик Твой, Господи, Савво/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученику Савве Готфскому, Муссовскому (Валахийскому)

Звезда светлая явился еси,/ непрелестная мирови,/ Солнца Христа возвещи,/ зарями Твоими, страстотерпче Савво,/ и прелесть погасил еси всю,/ нам же подаеши свет,// моляся непрестанно о всех нас.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью 28 апреля 2020. Евангелие от Иоанна, глава 3, стихи 16–21.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

БЛАГИЕ МЫСЛИ – ОТ БОГА: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Д орогие братья и сестры, сегодня в Великую субботу мы совершаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Архангел Гавриил возвещает Божией Матери благую весть от Бога о Рождении Спасителя и вместе с тем, в переживаемой сегодня Церковью смерти Господа, мы видим исполнение пророчества о победе Его над смертью и грехом, которое с великим упованием приняла Пресвятая Богородица в день Благовещения.

Скачать
( MP3 файл . Продолжительность 10:37 мин . Размер 7.7 Mb )

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

7 апреля 2018 г.

БОГ ЖДЕТ НАШЕГО СОГЛАСИЯ: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

М ы видим какова благость Божия. Бог приготовил Небесный Чертог, Бог уготовал спасение миру, Бог приготовил людям Царство. Он решил на шестой день создать Адама, в шестой месяц послал Архангела, словно создавая нового Адама, чтобы вернуть человека в Царство. Но Он ждет, чтобы человек согласился. Как тот самый любящий отец ждет возвращения блудного сына, Он ждет ответа от маленькой Девы, что в Ее лице человечество даст согласие, чтобы его, это человечество, спасти.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 15:23 мин. Размер 14.8 Mb)

Иеромонах Ириней (Пиковский)

7 апреля 2017 г.

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе “Подготовка ко Крещению” сайта ” Воскресная школа: on-line курсы ” протоиерея Андрея Федосова, руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

Приложения:

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Жития святых на январь
Жития святых на февраль
Жития святых на март
Жития святых на апрель
Жития святых на май
Жития святых на июнь
Жития святых на июль
Жития святых на август
Жития святых на сентябрь
Жития святых на октябрь
Жития святых на ноябрь
Жития святых на декабрь

Святитель Николай Сербский

Из века в век передается учение о христианской вере великими посланниками Господа, святителями, богословами, которые все реже встречаются в современном мире. Святитель Николай Сербский — епископ Никола, славный сын Православной Церкви Сербии, причисленный к лику святых Сербской и Русской православными церквями.

Обладающий уникальными талантами и Божьими дарами, которые можно сравнить только с помазанием царя и пророка Давида, оставил в наследие будущим поколениям не только духовные книги, молитвенник, но и вдохновляющие беседы для распространения движения богомольцев, молитвенников, ходатаев перед Богом.

Детские и юношеские годы

В конце года, накануне Рождества Христова, 23 декабря в 1880 году в семье Велимировичей Драгомира и Екатерины родился сын, первенец, которого назвали Николой. Вскоре ставшая многодетной, семья жила в горном селении Лелич, расположенном на западе Сербии.

Мать Екатерина, в будущем ставшая монахиней, славилась глубокой верой, которую привила детям. Именно первые молитвы, услышанные от матушки, в концлагере нацистов будет вспоминать святитель. Отличавшийся особой способностью к наукам, Никола начал обучение в школе монастыря Челие.

Интересный факт, вначале молодой Велимирович мечтал о военной карьере, но по состоянию здоровья его не приняли, и он продолжил образование в духовной семинарии Белграда, затем окончил Бернский старокатолический факультет.

Работая в селе учителем, молодой богослов буквально впитывает в себя живой, народный мир православия, накапливая материалы для своих будущих посланий миру.

1904 год ознаменовался обучением за рубежом, старательному студенту выдают государственную стипендию.

Через 4 года он получает степень доктора богословских наук в Швейцарии, а в 1909 году защищает докторскую диссертацию в Женеве, выйдя оттуда доктором философских наук.

Рука Бога или рождение монаха

Не прошла еще радость от получения званий, как смертельная болезнь накрыла Николу Велимировича. Впоследствии святитель Николай напишет, что это Бог явился ему через болезнь, ибо промучившись 1,5 месяца, богослов обещает Богу стать монахом в случае выздоровления. Чудо не заставило себя долго ждать.

Выздоровевший молодой ученный с мировым именем уходит в монастырь Раковицы, как послушник, а к концу 1909 года он рукополагается в иеромонахи.

Митрополит Сербии, зная все ученые регалии молодого служителя, посылает его в Санкт-петербургскую духовную академию, где тот своим трудолюбием, пытливостью, скромностью завоевал покровительство Митрополита Ладожского Антония, разглядевшего в сербском посланнике будущего православного святителя и подвижника.

Владыка оплачивает иеромонаху Николе путешествие по святым местам России для познания православия.

Интересно! Будущий епископ Сербии влюбляется в Россию, он познает и осознает значение мирового православия, положив начало прославления русского царя Николая Второго.

Рождение миссионера и писательский путь

Переполненный впечатлениями по местам русских святынь, Никола Велимирович начинает миссионерскую деятельность в Сербии, неся в массы учение Христа.

Преподавая в Белградской семинарии, ученый богословия и философии собирает целые залы семинаристов на читаемые ним предметы:

На его проповеди собираются Белградские крестьяне и представители интеллигенции, постепенно имя Николая Велимировича знает вся Сербия. Его книги по Нагорной проповеди, о грехе и смерти, «Религия Негоша» приобретают особого признание.

Первая проповедь в Боснии, которая на то время была политической ареной, где Австро-венгерская власть приступила к формированию «нового боснийского народа», стала боевым крещением для уже известного миссионера. Никола Велимирович поддержал православных верующих в Сербии, чем вызвал недовольство новой власти, пытающей разобщить народ. Вердикт — запрет на въезд в Боснию.

Начало епископского пути

В самом начале Первой мировой войны полковой священник Велимирович постоянно служит среди солдат, укрепляя их веру и оказывая помощь раненным. Ученость Николы была известна и в правительстве Сербии. Премьер-министром страны было принято решение отправить полкового священника, как дипломата, в Европу и Америку, чтобы весь мир узнал о бедственном положении сербов.

В 1915 году он отправляется за границу, развеивая там миф о диких сербах, собирает гуманитарную помощь и читает проповеди, лекции.

В 1920 году епископ Сербский несет служение в Охриде, старейшем культурном центре славян, его постоянно видят в разных уголках Македонии, где владыка старается помочь в восстановлении приходов, разрушенных кладбищ, благотворительная деятельность также занимает много времени.

Видя любовь и доверие к священнику, как к духовному лидеру, у владыки появляются враги. Епископ Орхиды несет Божье Слово и делится уникальными открытиями в посланиях:

  • «Слова о Всечеловеке»:
  • «Мысли о добре и зле»;
  • «Омилии»;
  • «Молитвы на озере»;
  • «Охридский пролог».

Изданные в 1937 году «Миссионерские Письма» святого Николы буквально взорвали христианский мир, святителю писали из разных уголков страны, и для всех нашелся ответ.

Терпящих горе, он утешал, маловеров укреплял в вере, для всех нашлось слово ободрения. Слова святителя Николая Сербского разбирали на фразы, ими укреплялись, в них черпали мудрость.

Юродивый и основатель Богомольческого движения

Понимая, что сербы долгое время находились под турецким гнетом и его религией, Святитель всеми силами старался вернуть народ в православное русло. Порой для привлечения внимания населения св. Никола представлял собой юродивого, разъезжая по городу с босыми ногами, сидя на ишаке головой к хвосту.

Многие жители узнавали в юродивом священника. Движимые любопытством люди приходили в храм и попадали на захватывающую души проповедь об искренней любви к Господу. Шло время, сербская православная паства ощущала голод по христианскому движению, постепенно появились группы верующих, вместе посещающих храмы или поющих псалмы в хатах.

Владыка Николай Велимирович сам писал песни, в которых доступными словами была раскрыта вся глубина догм православия. Так родилось Богомольческое движение.

Годы борьбы и испытаний

Искусственно созданная Югославия в 1918 году стала объектом молитв и увещеваний святителя, который предвидел будущие беды. С приходом 1937 года сербские власти мечтают о соглашении с католиками и Папой Римским. Противостояние Православной Церкви католикам вызвало агрессию среди последних. Патриарх Варнава убит, начались репрессии среди православных верующих, но конкордат был отозван, за это решение сербский народ понесет жестокое наказание в годы Второй мировой войны.

Важно! В 1934 епископ Николай возглавил Жичскую кафедру, им приложены все силы для спасения старейшей православной обители «Жича», открываются приюты для детей, Владыка сам пишет для них веселые стихи.

Гитлер умело манипулирует ненавистью католиков к православным сербам. Хорватские усташи строили лагеря смерти страшнее нацистских. Лагерь «Ясеновац» «прославился» тем, что в нем усташи устраивали соревнования на время, кто и сколько убьет сербов и евреев.

С Жичской кафедры неслись гневливые обвинения в сторону католиков и постоянно совершались службы за невинноубиенных. В то время владыка провозгласил с кафедры, что Рим — кровный враг православных славян. Вопреки ему, впоследствии Рим и Папа Римский в лице Иоанна Павла Второго венгерских усташей назовут носителями любви Христа за чистоту католической веры.

В 1941 году святой Николай Сербский, имея возможность эмигрировать, сам приходит к немцам и добровольно сдается в плен, чтобы быть среди арестованных его чад. Проведя войну в лагерях, Николай Сербский записывал мысли, работал, так родилась книга «Земля недостижимая», в которой дан анализ схожести действий исламистов и фашистов.

1944 год, Владыка Николай и Патриарх Гавриил — узники концлагеря «Дахау», освобождение в 1945 году американцами не приносит желанной свободы. Пришедший к власти Тито устраивает прокоммунистический режим, при котором были гонения на верующих и жестокие репрессии. Для поборника Православия путь в родные края закрыт, коммунистические власти устраивают на него травлю народа, обвиняя священника в пособничестве фашистам, его книги и проповеди находятся под запретом.

Последние года жизни

После освобождения с концлагеря Никола Велимирович остается жить в Америке, где пишет свои послания:

  • «Единый Человеколюбец»;
  • «Жатвы Господние»;
  • «Первый закон Божий и Райская пирамида» и другие творения.

Проповеди в храмах, лекции в духовных семинариях и академиях наполняют жизнь святителя, помогая унять тоску по родине, он потихоньку угасал.

Пенсильванский русский монастырь Саут-Канаан весной 1956 года стал его местом погребения. Только через 45 лет, в 1991 году мощи святого владыки Сербского перевезли в Сербию, они хранятся в церкви Николая Угодника, расположенной в родном селении Велимировичей Лелич.

Память потомков

Николай Сербский, цитаты которого актуальны и для современного христианства, был канонизирован Сербской церковью 19 мая 2003 года. В том же году Русская православная церковь включила имя святого в свои молитвенные списки.

Православные Сербии и России дважды в год воздают дань памяти святому Николаю Сербскому:

  • 18 мая на богослужениях вспоминают о кончине владыки;
  • 24 мая воздается хвала Всевышнему за перенесение мощей в родное село.

Шабацкая обитель увековечила память о святом, дав его имя монастырю.

На заметку! Больше узнать о жизни народного духовного вождя может каждый прихожанин и паломник, посетив музей «Дом владыки Николая».

Во всех святых местах, храмах и монастырях, маленьких церквях и огромных соборах и поныне звучат слова хвалы православной вере, и мало кто знает, что написаны они верным сыном Божьим, епископом Сербским, Велимировичем.

В великих творениях святого раскрывается основная тайна православия — служение Всевышнему Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу.

Как правильно молиться?

Содержание

Много прекрасных книг святителя Николая Сербского уже издано на русском языке и полюбилось нашим читателям. Слово Святителя отличает огненная вера, великая любовь к Богу и людям, простота и ясность литературной речи. Эта небольшая книжечка напомнит православному читателю о трех самых необходимых сторонах молитвы, о которых мы нередко забываем: о благодарении, о прошении и о славословии.

Рекомендуется как для тех, кто недавно пришел к вере, так и для тех, кто давно исповедует Православие.

Перевод с сербского Наталии Феофановой

Как нужно Богу молиться?

Многие этого не знают.

Многие об этом спрашивают.

Это нужно знать, но если не знаешь, любого уместно об этом спросить.

Вопрос, между тем, прост и абсолютно ясно определен в Церкви Христовой на протяжении всей ее двухтысячелетней истории.

Любая молитва, как самая краткая, так и самая пространная, должна содержать три вещи:

– мольбу о помощи в данном конкретном случае,

Церковнославянские определения этого тройственного содержания молитвы гораздо выразительнее слов сербских и звучат так:

Благодарение. Притча о вельможе и пахаре

Некий вельможа жил в своем дворце в роскоши и неге. Никто в мире не мог сравняться с ним ни по богатству, ни по силе, ни по здоровью. Однако, пресытившись всем на свете, вельможа почувствовал всем сердцем, как пуста и бессмысленна его жизнь, и обуяла его тяжкая хандра.

И вот однажды утром собрался он в далекий путь, чтобы обрести утешение и радость жизни. Вскочил он на коня и в сопровождении свиты отправился в дорогу. Путь был далек и долог, но богач не встретил ничего такого, что порадовало бы его душу и согрело.

И всадники, и кони уже устали до изнеможения, когда они подъехали к одному полю, на котором трудился одинокий пахарь. Участок обрамляли величественные дубы, дававшие густую тень. Вельможа спешился, чтобы передохнуть в тени. Пока слуги распрягали усталых коней, взгляд господина рассеянно скользил вокруг, пока не остановился на пахаре посреди нивы. И видит вельможа необычную картину: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – в борозде на коленях с воздетыми к небу руками непрестанно восклицает: «Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя! Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя!»

В полном недоумении от поразительной картины вельможа подошел к пахарю и спросил:

– За что ты так благодаришь Бога, приятель?

– Пал у меня один вол, – ответил пахарь.

– И ты за это благодаришь Бога? – недоуменно и насмешливо переспросил богач.

– Ничего не понимаю! – недоумевает богач. – Другой бы на твоем месте рыдал, стенал и жаловался на несправедливость неба и земли, а ты благодаришь. Объясни, за что ты благодаришь Бога, прошу тебя.

Вздохнул пахарь и говорит:

– Я человек грешный, потому-то и свалилось на меня это несчастье. Вместо того, чтобы наказать смертью за мои грехи меня самого, Господь взял у меня одного вола. Как же мне не благодарить Его? В прошлые годы милостью Божией было у меня несколько пар волов, и я знаю, что это от Него было, и благодарил Его. Теперь явлена Его святая воля: из последней пары взять одного вола. Вот я и думаю, что должен быть благодарен Ему, когда Он забирает, точно так же, как и когда Он дает. Слава Богу за все!

Удивился вельможа еще больше и снова спрашивает:

– Хорошо, но как же теперь ты станешь пахать на одном воле?

– Господь управит! – ответил пахарь, и лицо его осветилось легкой улыбкой.

Вельможа с укоризной подумал, что он, живущий во дворце в богатстве и неге, годами не улыбался так светло, как этот бедный крестьянин, который остался в поле с одним волом, но не перестал уповать на Господа. Тогда богач запустил руку в карман, достал несколько золотых и протянул их крестьянину.

– Вот, возьми, – сказал он, – да купи себе другого вола. Сегодня я научился у тебя многому.

Крестьянин принял деньги и радостно воскликнул:

– Не говорил ли я тебе, господин, что Господь все управит? – Он опять воздел руки к небу и громко повторил. – Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Вельможа отправился в обратный путь. Когда же прибыл он на место, то увидел, что его дворец объят пламенем. И глядя на это, он опустился на колени, воздел руки и воскликнул:

– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Слуги весьма удивились такому поступку своего господина, но он им сказал:

– Не удивляйтесь. Я не умел благодарить Господа, когда Бог мне давал, зато теперь вдвойне благодарю Его, когда Он отнимает! Теперь настало для меня время труда и усилий, а это и есть то единственное, что наряду с верой в Бога может вернуть смысл и радость моей жизни. Не бойтесь, Господь все управит!

И вельможа предался труду созидания нового дворца. Тогда дух его воспрял, на душе прояснилось, сердце развеселилось. И привык богач изо дня в день благодарить Бога за все.

Мораль этой притчи ясна: нужно быть всегда благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога. И пусть никто не говорит: «Постигла меня беда, разве и за это я должен благодарить Бога?!» Да-да, должен благодарить и за это точно так же, как если получаешь от Бога то, что называешь богатством, счастьем, прибылью, успехом.

Дорогой читатель, ты можешь углубиться в Священное Писание и прочитать там чудесную повесть о многострадальном Иове, которая написана для того, чтобы быть вечным утешением всем страждущим. Из той книги ты научишься, что нужно быть благодарным Богу всегда: и когда Он жалует, и когда забирает, ибо увидишь: даже когда Господь забирает, Он забирает не со зла, не для того, чтобы напакостить человеку, но чтобы помочь человеку через страдание окрепнуть духом и возвыситься душой до небес. Если и дальше станешь читать Священное Писание, достигнешь того совершенства, что всякое свое страдание сумеешь объяснить, а как только ты его объяснишь, страдание потеряет свое отравленное жало, которым оно жалит тебя, покуда ты считаешь его случайным и бессмысленным.

Когда садовник заботливо окапывает деревья в саду, часто поливает их, порой даже заливает и гноит, он желает своим саженцам добра. Но когда он их подрезает или обламывает и белит, разве в этом случае он меньше желает им добра?

Раньше сербы каждую свою песню о героическом прошлом начинали с благодарности Богу: «Милый Боже, за все Тебе хвала!», и это совершенно по-христиански, ведь и апостол говорил: За все благодарите ( 1Сол. 5:18 ).

Прошение. Притча о двух черешнях

У одного человека росли перед домом две черешни. Одна имела скверный характер, а другая – добрый. Когда бы ни выходил хозяин из дома, обе звали его к себе и о чем-то просили. Дурная черешня всякий раз требовала разное. То настойчиво просила: «Окопай меня!», то «Побели меня!», то «Напои меня!», то «Отведи излишнюю влагу!», то «Заслони от жаркого солнца!», то «Дай мне больше света!» А добрая черешня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!»

Хозяин был одинаково милостив к обеим, заботливо ухаживал за ними, внимательно выслушивая их просьбы. Он делал все, что было угодно и той, и другой, иначе говоря, для капризной черешни исполнял все, чего бы она ни потребовала, а для доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью получить прекрасный и обильный урожай.

И что же потом случилось? Черешня с дурным характером сильно разрослась, ствол стал толще, ветви блестели, будто маслом смазанные, а обильная листва стала темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая черешня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.

Когда же пришло время урожая, дурная черешня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая черешня принесла обилие очень вкусных ягод. Стыдно стало дурной черешне, что она не смогла дать такого прекрасного урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя за это его самого. Хозяин рассердился и ответил:

– Разве в этом виноват я? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, как твоя соседка, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты делала вид, что умнее того, кто тебя посадил, вот потому ты и осталась бесплодна.

Горько раскаялась дурная черешня и обещала хозяину, что в следующем году и она будет думать только об урожае, и только об этом станет просить, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя так же, как добрая черешня. И на следующий год обе черешни принесли одинаково хороший урожай, и радость их и хозяина была велика.

Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.

Хозяин сада суть наш Господь Бог, а люди – Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от своих насаждений урожая. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, – говорится в Евангелии ( Мф. 7:19 ). Поэтому прежде всего и больше всего нужно заботиться об урожае. И должно молиться Господу Богу, Хозяину и Господину жатвы ( Мф. 9:38 ), о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Подумай, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.

«Господь наш есть Господь Даритель», – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда чада просят Его о великих дарах, достойных сынов царских. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, в котором Сам Он царствует. Потому Господь Иисус Христос и заповедует: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам ( Мф. 6:33 ).

И еще Он велит: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? . потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф. 6:31–32 ). И еще Он говорит: Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него ( Мф. 6:8 ).

Итак, что нужно просить у Бога? В первую очередь нужно просить то, что является самым лучшим, самым великим и самым вечным. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Божие. Когда мы просим Бога в первую очередь об этом, Он дарует вместе с этим богатством и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только наряду с главным.

Сам Господь учит нас молиться и о хлебе насущном: хлеб наш насущный дай нам на сей день ( Мф. 6:11 ). Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о пришествии Царствия Небесного и о владычестве воли Божией так же и на земле, как на Небе.

Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – прах земной, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть богатства духовные, такие, как радость, мир душевный, доброту, милосердие, терпение, веру, надежду, любовь, мудрость и другие, Господь Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но дает их лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и будет о них просить Бога.

Славословие

Ты, Господи, щит предо мною, слава моя ( Пс. 3:4 ); Господь – сила моя и песнь ( Пс. 117:14 ), – пишет царь Давид.

Кому мы славу воссылаем? Кого воспоем?

Если воспоем силу и мощь, Бог самый сильный.

Восславим ли милосердие, Бог самый милосердный.

Восславим ли праведность, Бог самый праведный.

Восславим ли истину, Он самый истинный.

Восславим ли красоту, Он – красота бессмертная.

Восславим ли мудрость, Он – мудрость непогрешимая.

Восславим ли молодость, Он – юность нестареющая.

Восславим ли трудолюбие, Он – трудолюбие бесконечное.

Восславим ли бдение, Он – бдение неустанное.

Восславим ли Творца, Он – Творец наш.

Восславим ли благотворителя, Он – Благотворитель наш.

Любые добродетели, которые люди на земле воспевают, лишь слабая тень неисчерпаемых и непреходящих добродетелей, которые в Боге и от Бога.

Ангелы сознательно славословят Его на небесах день и ночь, воспевая: Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь небо и земля славы Твоея! Вся сотворенная природа бессознательно прославляет Бога, исполняя Его Закон.

И человеку нет причин отставать от этого хора славословия. Так пусть человек восславит Господа от всей души, пусть славит Его всегда и везде, но особенно тогда, когда возносит молитву свою к Нему.

Церковные молитвы всегда завершаются славословием, как например:

«. яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»; или:

«. яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно. »; или:

«. яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Таким образом, любая молитва – как пространная, так и наикратчайшая – начинается с благодарения Богу, продолжается прошением у Бога помощи или дара и завершается славословием Бога. Короче говоря, сначала благодарение, затем прошение и в конце славословие.

Чтобы было как можно яснее, давайте рассмотрим здесь одну произвольную молитву, например, молитву болящего.

Молитва болящего

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

(Благодарение) Господи Боже, Создатель и Промыслитель наш, благодарю Тебя за бесчисленные блага Твои, которыми осыпал меня, грешного, от рождения моего. Благодарю Тебя, Господи, что сотворил меня человеком, и что даровал мне разум, чтобы познал я и понял святую волю Твою. И особенно благодарю Тебя, что пренебрег Ты грехами моими, за которые давно уже заслужил я вечную смерть и геенну огненную, и по милости Своей несказанной сохранил мне жизнь до сего дня.

(Прошение) Прошу Тебя, Господи мой, услышь и сейчас голос мой и молитву мою. И прости мне все грехи мои, и удостой меня Царствия Твоего Небесного. Знаю, Господи, что болезнь эту Ты попустил мне из-за грехов моих, ведомых и неведомых, но с намерением через страдание телесное излечить душу мою, милосердный Врач мой. Раскаиваюсь в грехах моих, которыми я нарушил Закон Твой и показал себя неблагодарным рабом перед милостивым Господином; каюсь, Господи, и со слезами раскаяния припадаю к ногам Твоим; помоги мне, верни здоровье моему телу, чтобы я пожил еще на земле и Тебе послужил, и добрыми делами грехи мои загладил, чтобы хоть отчасти удостоиться Царствия Твоего бессмертного.

(Славословие) Воссылаю славу Тебе, прославленному ангелами на небе и праведниками на земле, многохвальный Господи мой. Ибо воистину Тебе принадлежит всякая слава и всякая хвала, Тебе, превечному Отцу с Единородным Твоим Сыном и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Молитва болящего (краткая)

(Благодарение) Господи Боже, благий Создатель мой, благодарю Тебя за все.

(Прошение) Не оставь меня в этот час страдания моего, но как милостивый и человеколюбивый Творец мой прости мне грехи мои и верни мне здоровье.

(Славословие) Да славится пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Здесь, разумеется, речь идет только о произвольной молитве, которую любой христианин может составить легко и свободно по потребности своей. Однако кроме личных молитв необходимо читать молитвы, которым учат нас молиться Евангелие и Церковь, такие, как «Отче наш. », «Святый Боже. », «Богородице, Дево. » и другие. Помимо этого, нужно также читать и исповедание веры, то есть «Верую. »

И в каждом случае человек должен приступать к молитве со страхом Божиим, трепетным почитанием и непоколебимой верой, что он находится в присутствии живого Бога, и с упованием на милосердие Божие, которое всегда идет навстречу молитвам истинных, праведных богомольцев.

Источник: Святитель Николай Сербский. Как правильно молиться? – Клин: Христианская жизнь, 2011. ­ 16 с. ISBN 978 ­ 5 ­ 93313 ­ 128 ­ 1

Вам может быть интересно:

2. Простые истины сердца – святитель Феофан Затворник

3. О молитве – святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

4. О молитве – святитель Нектарий Эгинский

5. О молитве – архимандрит Софроний (Сахаров)

6. Слова о молитве – преподобный Ефрем Сирин

7. Школа молитвы – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

8. В мире молитвы – праведный Иоанн Кронштадтский

9. О молитве Иисусовой – преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему

(Письма Миссионера. Письмо 2)

Память: 5 / 18 марта, 20 апреля / 3 мая (Перенесение мощей), 30 августа / 12 сентября

Письмо святителя Николая Сербского о значении молитвы и как правильно молиться.

Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться.

Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.

Епископ Жичский Николай (Велимирович)

Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.

Ты говоришь, что, прочитав слова Спасителя: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8), ты сделал вывод, что молитва не нужна. Конечно, знает Господь, что нам нужно, но Он хочет, чтобы мы молились Ему. Поэтому и заповедал Спаситель: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17), – и научил нас молиться.

Это легче объяснить родителям, чем тебе, холостяку. Ведь и родители знают, что нужно детям, но ждут, пока ребенок попросит их. Знают родители, что прошение умягчает и облагораживает детское сердце, делает его смиренным, кротким, послушным, милостивым и благодарным. Видишь, сколько небесных искр высекает молитва из человеческого сердца!

Прочитал я, как один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. просил его странник:

– Что происходит в доме?

– Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.

Странник замолчал в ожидании.

– Кого ты ждешь? – спросил рабочий.

– Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.

– Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.

Покачал головой странник и отвечал:

– Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?

Думаю, что ты молитвы не стыдишься, но вера твоя еще не окрепла. Береги, укрепляй в себе этого младенца. Когда вырастет он и возмужает, стократно воздаст тебе за твой труд.

Мужественная вера повернет внутреннее колесо твоего естества, и ты обретешь жизнь новую.

Мир тебе и благословение Божие.

  • Чтение псалмов на всякую потребу – какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи – подборка известных православных молитв о семье
  • “Православные акафисты” – сборник акафистов
  • Молитвы православных воинов – сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе “Православный молитвослов” – молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Православные акафисты и каноны. Постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым.

Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу, епископу Охридскому и Жичскому:

  • Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу. Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. Святитель Николай Сербский – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов

Акафист святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

Канон святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

  • Канон святителю Николаю Сербскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:

  • Жизнеописание святителя Николая Сербского Велимировича, епископа Охридского и Жичского – иеромонах Игнатий Шестаков

Труды святителя Николая Сербского Велимировича:

  • Миссионерские письма – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Молитвы на озере – святитель Николай Сербский Велимирович
  • В чем причины экономических кризисов? – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Евангелие о Крещении Господа – святитель Николай Сербский Велимирович
  • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Христианское православное исповедание веры – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Святой князь Владимир – Креститель русских – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Вознесение Господне – святитель Николай Велимирович
  • Евангелие о Вознесении Господа – святитель Николай Велимирович
  • “Богородица на смертном одре” – святитель Николай Велимирович
Читайте другие материалы раздела “Молитва и ее необходимость для нашего спасения”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2020

Святитель Николай Сербский (Велимирович) – Отче наш. Толкование молитвы Господней

Святитель Николай Сербский (Велимирович) – Отче наш. Толкование молитвы Господней краткое содержание

Величайший серб XX века, святитель Николай Сербский (Велимирович) безусловно представляет собой самую яркую и масштабную личность в новейшей истории Балкан. Задолго до официальной канонизации (май 2003 года) молитвенно почитаемый во всем православном мире, он еще в пору своей земной жизни сподобился у Господа драгоценнейших даров Духа Святаго, щедро изливаемых на достойного пастыря стада Христова во откровение пастве и всем людям, что и в эти тяжкие и жестокие времена Господь являет нам Свою милость и посылает утешение в лице сильных духом мужей одной с нами плоти и крови.

В данной брошюре святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского, дается очень важное для христианина толкование молитвы Господней – той молитвы, которой Господь заповедовал Своим ученикам обращаться к Небесному Отцу. Не все верующие достаточно хорошо понимают ее смысл. Многие святые отцы толковали эту главную новозаветную молитву. Толкование святителя Николая Сербского – одно из лучших и наиболее приближено к современному читателю. Слово святителя отличает огненная вера, великая любовь к Богу и людям, простота и ясность литературной речи. Рекомендуется как для тех, кто недавно пришел к вере, так и для тех, кто давно исповедует Православие.

Отче наш. Толкование молитвы Господней – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Толкование молитвы Господней

Отче наш,

Когда небеса грохочут, а океаны ревут, они зовут Тебя: Господь Саваоф наш, Владыка сил небесных!

Когда падают звезды, и из земли вырывается огонь, они говорят Тебе: Творец наш!

Когда по весне цветы раскрывают бутоны, и жаворонки собирают сухие травинки, чтобы свить гнездо для своих птенцов, они поют тебе: Господин наш!

А когда я поднимаю глаза к престолу Твоему, то я шепчу Тебе: Отче наш!

Было время, долгое и страшное время, когда и люди называли Тебя Господь Саваоф, или Творец, или Господин! Да, тогда человек ощущал, что он есть лишь тварь среди тварей. Но сейчас, благодаря Твоему Единородному и Величайшему Сыну, мы выучили Твое настоящее имя. Поэтому и я, вместе с Иисусом Христом, решаюсь звать Тебя: Отче!

Если я зову Тебя: Владыко, я в страхе падаю ниц пред Тобой, как раб в толпе рабов.

Если я зову Тебя: Творец, я отдаляюсь от Тебя, как ночь отделяется ото дня или как лист отрывается от дерева своего.

Если я взгляну на Тебя и скажу Тебе: Господин, то я — как камень среди камней или верблюд меж верблюдов.

Но если я отворю уста и прошепчу: Отец, место страха займет любовь, земля как бы станет ближе к небу, и я пойду гулять с Тобой, как с другом, по саду этого света и разделю Твою славу, Твою силу, Твои страдания.

Отче наш! Ты Отец для нас всех, и я унизил бы и Тебя, и себя, если бы назвал Тебя: Отец мой!

Отче наш! Ты заботишься не только обо мне, одной-единственной былинке, но обо всех и обо всем на свете. Твоя цель есть Твое Царство, а не один человек. Себялюбие во мне зовет Тебя: Отец мой, но любовь взывает: Отче наш!

Во имя всех людей, братьев моих, я молюсь: Отче наш!

Во имя всех тварей, которые меня окружают и с которыми Ты сплел мою жизнь, я молюсь Тебе: Отче наш!

Я молю Тебя, Отец вселенной, лишь об одной вещи я молю Тебя: пусть скорее наступит рассвет того дня, когда Тебя все люди, живые и мертвые, вместе с ангелами и звездами, зверями и камнями, будут называть Твоим истинным именем: Отче наш!

Сущий на небесах!

Мы поднимаем взоры к небу всякий раз, как взываем к Тебе, и опускаем глаза долу, когда вспоминаем о своих грехах. Мы всегда внизу, на самом дне из-за нашей слабости и наших грехов. Ты всегда на высоте, как и соответствует Твоему величию и Твоей святости.

Ты пребываешь на небесах, когда мы недостойны воспринять Тебя. Но Ты с радостью спускаешься к нам, в наши земные обиталища, когда мы жадно стремимся к Тебе и отворяем Тебе двери.

Хотя Ты и снисходишь к нам, Ты все же пребываешь на небе. На небесах Ты живешь, по небесам Ты гуляешь, и с небесами вместе спускаешься в наши долины.

Небеса далеки, слишком далеки от человека, духом и сердцем отвергающего Тебя, или смеющегося, когда упоминают Твое имя. Однако небеса близки, очень близки к человеку, раскрывшему врата своей души и ждущему, что придешь Ты, наш самый дорогой Гость.

Если сравнить с Тобой самого праведного человека, то Ты возвышаешься над ним, как небеса над долиной земной, как вечная жизнь над царством смерти.

Мы из тленного, бренного материала — как же мы могли бы стоять на одной вершине с Тобой, Бессмертная Молодость и Сила!

Отче наш, Который всегда над нами, склонись к нам и подними нас до Себя. Что есть мы, как не языки, сотворенные из праха Твоей славы ради! Прах был бы вечно нем и не смог бы произнести Твое имя без нас, Господи. Как Тебя мог бы прах познать, как не через нас? Как бы Ты мог творить чудеса, если не через нас?

О, Отче наш!

да святится имя Твое;

Ты не становишься святее от наших славословий, однако, прославляя Тебя, мы делаем святее себя. Имя Твое чудесно! Люди препираются об именах — чье имя лучше? Хорошо, что и Твое имя вспоминают иногда в этих спорах, ибо в тот же миг глаголящие языки затихают в нерешительности оттого, что все великие человеческие имена, сплетенные в прекрасный венок, не могут сравниться с Твоим именем, Святый Боже, Пресвятый!

Когда люди хотят прославить Твое имя, они просят природу помочь им. Они берут камень и дерево и возводят храмы. Люди украшают алтари жемчугом и цветами и возжигают огонь растениями, их сестрами; и берут ладан у кедров, их братьев; и придают силу своим голосам звоном колоколов; и призывают животных прославлять имя Твое. Природа чиста, как Твои звезды, и невинна, как Твои ангелы, Господи! Смилуйся над нами ради чистой и невинной природы, воспевающей вместе с нами святое имя Твое, Святый Боже, Пресвятый!

Как нам славословить имя Твое?

Может, невинной радостью? — тогда помилуй нас ради наших невинных детей.

Может, страданьем? — тогда взгляни на наши могилы.

Или самопожертвованием? — тогда вспомни мучения Матери, Господи!

Имя Твое тверже стали и ярче света. Благо человеку, который возлагает надежды на Тебя и становится мудрее Твоим именем.

Глупцы говорят: «Мы вооружены сталью, так кто сможет дать нам отпор?» А Ты уничтожаешь царства крохотными насекомыми!

Страшно имя Твое, Господи! Оно озаряет и сжигает, как огромное огненное облако. Нет на свете ничего святого или ужасного, что не было бы связано с Твоим именем. О, Святый Боже, дай мне в друзья тех, у кого Твое имя врезалось в сердце, а во врагов тех, которые не желают и знать о Тебе. Ибо такие друзья останутся мне друзьями до смерти, а такие враги падут предо мной на колени и покорятся, как только переломятся их мечи.

Свято и ужасно имя Твое, Святый Боже, Пресвятый! Да будем помнить имя Твое в каждый миг нашей жизни, и в минуты радости и в минуты слабости, и вспомним его в наш смертный час, Отец наш небесный, Святый Боже!

да приидет Царствие Твое;

Да приидет Царствие Твое, о, Великий Царь!

Нам опостылели цари, лишь мнившие себя более великими, чем другие люди, а ныне лежащие в могилах рядом с нищими и рабами.

Нам опостылели цари, объявившие вчера о своей власти над странами и народами, а сегодня плачущие от зубной боли!

Они вызывают отвращение, как тучи, приносящие пепел вместо дождя.

«Смотрите, вот мудрый человек. Дайте ему корону!» — кричит толпа. Короне все равно, на чьей она голове. Но Ты, Господи, знаешь цену мудрости мудрых и власти смертных. Нужно ли мне повторять Тебе то, что Тебе известно? Нужно ли мне говорить, что самый мудрый среди нас властвовал над нами безумно?

Читайте также:  Святитель петр митрополит московский о чем ему молятся
Добавить комментарий