Когда молиться богородице тучная гора

Икона Божией Матери «Тучная гора». Благодатная сила

Икону Божией Матери «Тучная гора» сейчас упоминают не очень часто, хотя она раньше она была широко известна. У образа есть и другое название – «Несекомая», что связано с заложенным в нём глубинным смыслом, который выражен в огромном числе различных трактовок и описаний этого изображения Богородицы.

Описание и значение

В дореволюционных источниках содержалось описание небольшое описание этого богородичного лика. Его габариты составляли 11 вершков по высоте и 12 вершков по ширине (49х54 см)

Икона Божией Матери «Тучная гора» изображает Пресвятую Деву в малый профиль. Богородица левой рукой удерживает Богомладенца, голову держит склонённой немного вправо, взгляд обращён на того, кто взирает на икону.

Внешне лик Богоматери очень гармоничен и пропорционален. От всей её позы, включая наклон и разворот головы, веет целомудрием. На самом деле, глаза Девы обращены одновременно и на молящегося, и на пятикупольный православный храм, находящийся у неё в ладони.

Это интересный иконный парадокс, когда изображение выполняет одновременно художественные и церковные функции, давая ощущение того, что Богоматерь не только слушает, но и участвует в молитве, ведя с просящим безмолвную беседу.

Правая рука Спасителя поднята в благословляющем жесте. Чело Богоматери увенчано короной, а в правой руке покоится гора небольших размеров со стоящей поверх неё церковью. Виднеются храмовые купола с золотистыми крестами.

Сама по себе фигура Пресвятой Девы здесь тоже является образом Божией Горы (иначе, Божией Церкви), которая, в соответствии со словами пророка Исайи, должна открыть свет Эммануила всем людям земли. Возвышение, находящееся у неё в ладони именуется нерукосечной (цельной, тучной) скалой Духа, которым был наполнен воскресший Иисус и который живёт в церкви Христовой.

Эта же скала символизирует идею о Спасителе в образе камня, рухнувшего с большой горы и превратившего Золотой Вавилон в руины. Это сравнение Даниила, использованное при толковании сна Навуходоносора.

С Божьей помощью пророк пояснил царю, что явившийся ему колосс с золотой головой, серебряным (а также наполненным другими металлами) телом и глиняными ногами – это мир, в котором они жили. Голова из золота – это находившийся на пике своего расцвета Вавилон.

Но по замыслу Бога на земле не должно остаться других царств, кроме единого Божьего царства, которое никто не в силах будет одолеть, а Камень-Иисус «без рук» отделившийся от тучной горы (Богородицы) поможет воплотить этот замысел в жизнь.

Цельность горы на изображении говорит о том, что Камень ещё не оторвался от неё и не обрушился на мир, а христианская церковь и вера всё так же твёрдо покоятся на её вершине.

Некоторые изводы иконы отображают интересную деталь: складки ризы Спасителя формируют чашу, наполняемую от чрева Богомладенца. Живая вода, которую обещал согласно Евангелию Христос, истекает как струи золотистой ткани.

Название иконы происходит от 67-го псалма, где говорится про плодоносную Божию Гору, которая была напоена дождём Духа.

История

Примерно в 17-м столетии местом нахождения иконы являлся один из тверских монастырей для мужчин. Оттуда она была передана дар от настоятеля Косме Волчанинову за хорошее исполнение взятых на себя обязанностей по проведению ремонта. Объём выполненной работы был значительно больше того, который оговаривался предварительно, и всё было сделано качественно, на совесть.

Волчанинову было предложено самому выбрать, какой из святых ликов он предпочтёт взять. Подрядчик решил, что заберёт находившуюся в левом соборном клиросе икону Божией Матери. Судя по всему, она располагалась там «за излишеством» и стояла прямо на полу.

Сам же Косма отнёсся к подарку, как к величайшей святыне, которую почитал на протяжении всей жизни. Иконописный лик передавали каждому последующему поколению с благоговением трепетом, пока он не оказался в руках одного из внуков Космы, не отличавшегося прилежанием в вере. Он забросил образ на чердак и позабыл думать о нём.

Этот внук был женат и невестка Космы все время подвергалась издевательствам и оскорблениям со стороны мужа и его родных. В конце концов, отчаявшаяся женщина покинула дом, направившись в пустую баню, где хотела покончить жизнь самоубийством.

Вдруг ей встретился незнакомец. Судя по одеяниям, он был монахом. Человек обратился к женщине, спрашивая, куда она направляется, а после велел ей вернуться в дом и помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Монах пообещал, что благодаря этому жизнь её станет спокойной и хорошей.

Изумлённая невестка Космы вернулась в дом и рассказала обо всём случившемся, в том числе и о намерении лишить себя жизни. Все бросились разыскивать монаха, но оказалось, что никто его не видел.

Произошло это накануне дня празднования Благовещения Пресвятой богородицы. Икона была немедленно извлечена с чердака, очищена и водворена на почётное место. К вечеру прибыл приглашённый ранее приходской священник. Он совершил перед образом всенощное бдение, которое после повторялось в один и тот же день ежегодно, а жизнь в семье с тех пор действительно наладилась.

После этого события икона более 150 лет хранилось семейством Волчаниновых. А потом вместе с дочерью последнего представителя рода перешла в семью Коняевых, как величайшее наследие. В новом доме дважды в год (24 марта и 7 ноября) перед иконой Божией Матери «Тучная гора» осуществлялись молебны и всенощные бдения.

Во второй половине 19-го века было задумано расширение Тверской церкви, посвящённой Смолеской иконе Божией матери, в виде нового придела в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. На тот момент икона принадлежала Георгию Коняеву, достигшему почтенного возраста в 97 лет. Он знал о том, что Косма Волчанинов завещал передать «Тучную гору» в храм, когда мужская линия его семьи прервётся. Последней в роду оказалась жена Егора – Екатерина. Она вместе с супругом очень долго размышляла о том, куда именно отдать изображение Богоматери, но не могла принять окончательного решения.

Георгий решил, что необходимо поместить богородичный лик в храм, но попросил, устроить для неё отдельный придел, добавив, что считает храм, посвящённый Смоленской иконе Богородицы, наилучшим местом для образа. Причиной этому явился тот факт, что располагается церковь на месте, ранее именовавшемся горой, поскольку оно было наиболее высоким в пределах города. Это возвышение служило местом спасения для людей и их имущества во время наводнений. «Пусть же Царица Небесная «Тучная Гора» почивает Своею благодати на этой горе», добавил старец и священнослужители приняли его просьбу.

В новый придел икона была перенесена 15 июля 1866-го года, для освящения которого днём позже прибыл Старицкий епископ Антоний. К несчастью, во время революции Смоленский храм был закрыт, а икона утеряна. Но память о ней сохранилась. В 1993-м году был создан список образа, а также продолжилось её почитание.

Месторасположение

Ныне почитаемый образ размещён в тверском Вознесенском соборе. Благословил его написание митрополит (а на тот момент – архиепископ) Тверской и Кашинский. С возвращением иконы число прихожан заметно возросло.

Там же, в Твери, есть и другой список «Тучной горы», созданный для Церкви Божией матери «Живоносный источник» (Скорбященской церкви).

Обнаружить же остальные копии изображения Богородицы в других храмах довольно трудно, хотя в дореволюционное время их было сделано великое множество.

Благодатная сила

В ход трёх столетий до революции икона Божией Матери «Тучная гора» часто проявляла свою чудотворную силу. Благочестивые граждане брали на время её в свои дома, чтобы исцелить своих детей. Списки с этого лика Богородицы тоже оказывали благодатное воздействие.

Один из настоятелей Смоленского храма, Иоанн Богословский, вспоминал, что в детстве он страдал от сильных глазных болей. Во время очередного приступа его мать подносила ребёнка к иконе и помазывала его маслом из висевшей перед ней лампадки. Каждый раз боль отступала, а потом и вовсе перестала появляться.

Исполненные благодарности богомольцы обрамили лик серебряной ризой, которая позднее была вызолочена.

О чём молиться

Молитва перед иконой Божией Матери «Тучная гора» может помочь тем, кому требуется:

  • обрести душевное спокойствие, успокоить метания духа;
  • обратить (вернуть) заблудшего;
  • восстановить в доме, семье или отношениях мир, любовь и взаимопонимание;
  • защита от стихийных бедствий и покровительство в трудных делах;
  • исцелить больное дитя от недугов телесного и душевного свойства.

Для обращения к ней можно использовать специальную молитву, а можно говорить и словами, идущими от души, но главное делать это с глубокой верой.

Дней почитания у иконы целых три:

  • 29/16 июля (новый/старый стиль) – дата освящения возведённого в честь иконы придела тверской Смоленской церкви (ныне разрушенного);
  • 6 апреля/24 марта – упоминание первого явленного ликом Богородицы чуда, в честь этого события проводятся ежегодные всенощные бдения в его честь;
  • 20/7 ноября – день, когда образ был подарен Волчанинову и перемещён из монастырской обители в дом Космы.

С особым тщанием эти праздники соблюдают, конечно же, в Твери, где столь долго хранился оригинал иконы, а теперь размещено два её списка.

6 апреля – день иконы Божией Матери Тучная Гора

Дореволюционные источники описывают икону «Тучная Гора» следующим образом. «Размером икона в высоту 11 вершков, а в ширину 12 вершков (т.е. 49 см х 54 см). Богородица изображена в малый профиль с Предвечным Младенцем в левой руке. Голова Пречистой наклонена насколько направо, очи устремлены на молящегося. На кисти правой руки находится гора с храмом на ее вершине. Видны несколько куполов храма, увенчанных крестами. Богомладенец благословляет храм. Письмо довольно древнее».
История иконы Божией Матери «Тучная Гора» восходит к XVII веку, когда тверской горожанин, сын крещеных татар, Косма Волчанинов с помощниками проводил ремонт в одном из тверских монастырей. Работы были выполнены с отличным качеством, и во многих местах их объем даже превышал то, о чем первоначально договаривался Косма с настоятелем монастыря.
Видя столь похвальное усердие Волчанинова, настоятель решил отблагодарить подрядчика и предложил Косме выбрать себе в подарок какую-либо монастырскую икону. Волчанинову приглянулась икона Божией Матери которую он увидел стоящей на полу левого клироса собора. По-видимому, она находилась там “за излишеством”. Как величайшую святыню принял этот дар Волчанинов, перенес в дом и всю жизнь чтил с благоговением. Умирая, он завещал своим потомкам почитать эту икону, а когда не останется в его роде наследников по мужской линии, передать ее в храм.

Но не всё, что завещают благочестивые предки, мы тщательно храним и исполняем. Уже внук Космы нарушил дедов наказ. Икона показалась ему лишней, и он вынес ее на чердак. Однако Царица Небесная Сама вразумила его.
Его жена, измученная самодурством и грубостью мужа, задумала по малодушию наложить на себя руки. Местом для этого безрассудного поступка он избрала баню. Дождавшись удобного момента, когда никто не обращал на нее внимания и тем более что баня была недавно истоплена; париться и мыться в нее не скоро могли идти; значит никто не увидит и не догадается о страшном преступлении ее. С замиранием сердца, не видя света Божьего пред собою, она спустилась с крыльца и ступила на помост ведший к передним воротам дома.
Но вдруг калитка отворилась, и пред ней предстал незнакомый ей инок.
– Куда ты, несчастная, идешь?! – сказал он строго – воротись назад! Иди, помолись Божией Матери ” Тучной Горе” – и жить тебе будет хорошо и покойно.
Испуганная, трепещущая, она воротилась в дом и рассказала все, не скрывая себя и своего греха; сказала, что ее остановил какой-то монах, взошедший в калитку. Бросились искать монаха, но ни на дворе, ни за воротами, ни на улице нигде никакого монаха не было.
Между тем икона Божией Матери была отыскана, принесена опять в дом, обмыта и поставлена на подобающем ей месте. Это было 24 марта, накануне одного из величайших христианских праздников, Благовещения Пресвятой Богородицы. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. Невестка Волчанинова обрела мир и спокойствие душевное под покровом Божией Матери.
Святая икона переходила из рода в род к старшему сыну Волчаниновых более полутораста лет; наконец род Волчаниновых по прямой линии в мужском колене пресекся. После Василия Волчанинова, который вместе с тверским купцом Яньковским устроил серебряную раку святителю и чудотворцу Арсению, почивающему в Желтиковом монастыре, осталась одна дочь Екатерина, вышедшая в замужество за старшего брата Егора Ивановича Коняева. Она, как единственная наследница после отца своего Волчанинова, взяла к себе икону Матери Божией как самое дорогое наследие. И в доме Коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября (вероятно, это был день перенесения иконы из монастыря в дом Космы Волчанинова).

Читайте также:  Какому святому молиться за водителей

В 1863 году при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского.
Тогдашний владелец иконы, Георгий Коняев (+ 1868, в возрасте 97 лет) пожелал передать цельбоносный образ Богородицы в храм. Он обратился к причту с просьбой устроить еще один придел для чудотворного образа Матери Божией «Тучная Гора». При этом он сказал:
– Я считаю самым лучшим для нее храм Смоленской иконы Божией Матери, потому что место, на котором построена церковь, в старину называлось горой, как самое высокое место в городе. На эту гору в прежнее время жители во время наводнений сносили свое имущество и здесь спасались сами от погибели. Пусть же Царица Небесная — Тучная Гора — почивает своей благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своей милостью.
15 июля 1866 года икона была перенесена в построенный придел, который на следующий день был освящен Старицким епископом Антонием.
Судьба чудотворного образа после 1917 года неизвестна.

На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божией Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными.
Так, по воспоминанию священника из села Буйлово Иоанна Богословского, мать несколько раз приносила его, малолетнего, к чудотворной иконе. У него были сильные глазные боли и всякий раз, помазанный маслом от лампады, висевшей перед иконой он получал облегчение, после чего болезнь прошла окончательно. Благодарные богомольцы украсили икону серебряной ризой, а позже и вызолотили эту ризу. К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла.
Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора».
По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Ныне чтимый список иконы находится в Вознесенском соборе г. Твери.

«Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог».

Тропарь Пресвятой Богородицы и иконе ея “Тучная Гора”, глас 4:
Владычице премилосердая, Мати святая Невместимаго вместившая, вразумляющая неразумных и утешающая малодушных, прибежище отчаявшихся и больных детей врачевание. Яви нам, Дево Пресвятая, своя богатыя милости, спаси и сохрани люди Тебе почитающая, Ты бо граду Твери покров и заступление

Кондак Пресвятой Богородицы и иконе ея “Тучная Гора”, глас 8:
Прославим икону Девы всепетой, именуемой «Тучная Горо»: источниче чудес и верных изрядное сокровище, в домы вносимую и благодать и цельбы изливавающую, тишину и умирение во вражде сущим подающую.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконою ея “Тучная Гора”

О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем.
О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшных Тайном; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее.
И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий;
и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым,
Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Тучная гора». Православный календарь на 6 апреля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

6 апреля (24 марта по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Понедельник 6-й седмицы Великого поста. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение – невареная постная пища без растительного масла (любые послабления в посте воцерковлённым людям важно согласовывать со своим духовником). Далее коротко расскажем о святых и святыне, чей день приходится на 6 апреля.

Икона Божией Матери «Тучная гора». Вознесенский собор Твери. Этот древний храм, находящийся в самом центре города, за свою историю пережил немало. В XVII веке он был сожжён дотла польско-литовскими интервентами, в советские годы перестраивался под выставочный павильон. И только в 1993 году в Вознесенском соборе возобновились богослужения. Храм славится многими православными святынями, в числе которых мощи священномученика Фаддея (Успенского) и почитаемый список уникальной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Тучная гора».

Вот как описывается происхождение этой святыни в одном из церковных исторических источников:

В XVII веке икона «Тучная гора» была подарена настоятелем одного из тверских монастырей Косме Волчанинову, который завещал своим потомкам свято хранить образ. Однако уже его внук пренебрёг семейной традицией и вынес икону на чердак. Вскоре произошла удивительная история: невестка Волчанинова в отчаянии решила покончить с жизнью. Но в самый последний момент ей явился старец и сказал: «Куда ты, несчастная, идёшь? Воротись назад! Иди, помолись Божией Матери Тучной Горе — и будешь жить хорошо и покойно». Женщина образумилась и рассказала всё родным. Икону немедленно отыскали, после чего в Твери и окрестностях началось её поистине всенародное почитание.

Чудотворный образ хранился в семье Волчаниновых и их потомков Коняевых вплоть до 1866 года, когда был торжественно перенесён в Смоленский храм Твери. В советские годы, после закрытия Смоленского храма, икона «Тучная гора» исчезла. И была написана вновь только в 1993 году. Новый список также оказался чудотворным, о чём свидетельствуют многочисленные пожертвования, которые оставляют получившие помощь и исцеления от этой иконы люди. И вот уже более 20 лет почитаемый список «Тучной горы» хранится в тверском Вознесенском соборе. Где ежегодно в день этой иконы Пресвятой Богородицы совершаются торжественные богослужения, которые возглавляет правящий архиерей.

Преподобный Захария Отверстый. Монах-отшельник IV столетия от Рождества Христова, которого за особое попечение о нищих и странниках прозвали «отверстым».

Преподобный Захария Отверстый. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Артемий (Артемон), епископ Солунский, Селевкийский. Святой III веков, ученик первоверховного апостола Павла, который и рукоположил будущего святителя в епископский сан. Как говорится в его Житии:

Святой для страждущих являлся пристанищем спасения, для вдов и сирот — попечителем, для всех — чудотворным целителем души и тела.

Святитель Артемон Селевкийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Иаков Катанский, епископ, исповедник. Святой VIII-IX столетий, стойкий борец с еретиками-иконоборцами за истинное православное иконопочитание. За это был сослан и умер в изгнании.

Преподобный Захария Печерский, постник. Русский святой XIIIXIV веков, прославившийся особенно строгим постничеством и сподобившийся от Господа за великие духовные подвиги дара изгнания бесов.

Мученики Стефан и Пётр Казанские. Два татарина, принявшие мученическую смерть от мусульман за то, что в год взятия Казани русскими войсками (1552) приняли христианство.

Священномученик Владимир Панькин, пресвитер. Святой из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, православный священнослужитель, пострадавший в период советских богоборческих гонений в 1920 году.

Поздравляем православных христиан с днём сегодняшней святыни и всех святых, чья память совершается 6 апреля! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй нас!

Церковь на горе Духа: икона Богородицы «Тучная гора»

Около 250-300 лет тому назад Икона Божией Матери “Тучная Гора” находилась в одном из мужских монастырей Твери и подарена была настоятелем Косме Волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме.

Косьма Волчанинов стоял посреди главного храма Николаевского Малицкого монастыря и любовался своей работой. Постарался на славу, не смотря на насмешки и колкости монахов: мол, сын татарина трудится в православной церкви. Но Косьма работал исправно, отец эконом вовремя подвозил и беличьи кисти, и все необходимое, поэтому за две недели до Пасхи оновление храма закончили. Косьма писал пигментом, разведенным на воде, без связующего по сырой штукатурке. Сам грунт штукатурки становился связующим, штукатурка впитывала в себя определенные пигменты и окрашивалась. Росписи получались долговечные — краска не могла отшелушиваться от основы; впитавшись внутрь грунта стены, она составляла с ним единое целое. И эконом, и игумен монастыря были довольны: их работник сумел искусно обновить фрески и, при этом, сохранить их облик без добавления современных черт. Именно этот дух древности переносил мысль всякого приезжего богомольца к векам, давно минувшим, когда ревнители благочестия и монашеских добродетелей — нестяжания, послушания и девства — оставляли города и веси, безбоязненно селились в дремучих лесах, в соседстве с дикими зверями, чтобы без всякой суеты заботиться о спасении души, привлекая в Малицкую обитель не только паломников, но и купцов, путешествующих по торговым делам. Те не только заезжали сюда, чтобы помолиться покровительствующему путешественникам Николаю Угоднику, но и делали порой ценные пожертвы. Изначально обитель над Малицей, притоком Волги, была очень бедна. Но после Смуты, когда монастырь подвергся разорению от поляков, молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь здесь стала постепенно устраиваться.

Читайте также:  Как молиться матроне от пьянства

Косьма задумался и не заметил подошедшего сзади настоятеля храма отца Владимира. Тот, как и было условлено, принес расчётные, еще раз поблагодарил за работу. Косьма уже собрался было уходить, но батюшка кивком головы позвал его к левому клиросу, где на полу стояли иконы, которые еще предстояло разместить в храме.

— Выбери себе по душе образ, пусть украшает дом твой так, как ты украсил наш святой храм, — несколько смущенно предложил священник. Оба знали причину смущения отца Владимира: еще перед началом работ в церкви Косьма случайно услышал, как молодой священник в кругу монастырской братии отпускал колкости в адрес татарина-маляра. Но в Прощеное воскресенье, перед началом поста, батюшка испросил прощения и положил земной поклон перед работником, да так приложился лбом к каменным плитам на полу, что аж луна пошла по церкви. Братия засмеялась; заулыбался и Косьма, отпустив обиду. Отец Владимир, потирая шишку, что на глазах багровела на лбу, изо всех сил пытался оставаться серьезным.

Косьма прошелся перед иконами, осмотрел каждую. Георгий Победоносец, великомученица Екатерина, святая Варвара, несколько Богородичных. Его внимание привлек образ у самого клироса. Среднего размера, — вершков 14 в вышину, а в ширину 12, — сразу определил наметанный глаз мастера. «Тучная гора», — золотом было выведенено внизу. Пресвятая Дева была изображена с Предвечным Младенцем на левой руке. Глава Ее была обращена несколько вправо, глаза смотрели прямо в душу Косьме. В правой руке Богородица бережно держала гору с куполами церкви на ней. Эта, увенчанная крестами, скала напоминала еще и преломленный хлеб, — глаз искусного иконописца искал новые смыслы в священном изображении. Косьма восхитился, как тонко неизвестный ему мастер подметил название образа Богоматери: даже Ее стройная, возвышающаяся фигура напоминала библейский символ Церкви Божией — скалу — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем и живущего в Церкви Христовой. Богомладенец был изображен с благословляющей десницей. В притененном хоругвями углу Его гиматий горел благородным золотом, через которое проступал алый цвет Его крови. Сын Божий восседал на руках Матери как Судия — в белоснежном хитоне с патрицианским клавом. В левой руке Спаситель держал свиток, перевязаный по-символически четырехкратно: в четырех концах земли было проповедано Его Евангелие, с которого будут скоро сняты все печати. Богомладенец смотрел на гору, где стояла Его Церковь, а правой ногой уже готовился ступить вперед.

Молчаливое величие иконы очень впечатлило Косьму. Он не смел произнести ни слова, лишь смотрел на дивный образ. В мыслях были только слова пророка Исаии: “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исаия 2:2).

Отец Владимир понял все и без слов: поднял икону, что привлекла внимание мастера, и благословил Косьму. Тот прослезился и, тайком утирая слезы, поспешно, чтоб никто не видел его слабости, прижимая подарок к груди, поспешил домой. Уже в избе собрал всю семью. Сыновья — Иван и Федор, дочка Марфа, невестка Наталья, маленький Гришка, только-только ставший на ноги, расселись по лавкам; вытирая мокрые руки, от печи подошла жена Екатерина. Косьма с теплотой осмотрел семейство, погладил по курчавой головке непоседливого Гришу.

— Вот, дети, и ты, Екатерина, смотрите. Это — наше сокровище. Мы, Волчаниновы — люди православные, пусть и дразнили моего деда татарвой за раскосые глаза, но он был крещеный. И отец мой, дед ваш, тоже Церковь Православную чтил, и в святых храмах иконы расписывал. Эта икона — благословение наше. Будем хранить ее в доме своем с благоговением, чтобы она переходила из рода в род старшему сыну, по пресечении же мужского колена — передадите ее в храм Божий.

Сыновья согласно закивали. Еще 32 лет прожил Косьма. Похоронил жену, расписал несколько храмов, трудился на земле, ловил рыбу в Малице. Почил спокойно, по-христиански. Перед смертью, причастившись святых Христовых Тайн, еще раз повторил завещание для сыновей, для онука Гришки и тихо помер. Иван и Федор помнили приказ отца и чтили заветную икону. Все значимые события в доме Волчаниновых происходили перед образом Богородицы. «Тучной горой» благословляли и Марфу к венцу, и Григория, когда тот шел свататься к Наталье, ладной и пригожей дочери соседа Фрола. Законной женой Гришки переступила она порог мужниного дома. Белокурая, синеглазая девушка словно наполнила светом избу Волчаниновых. Молодоженов оставили жить на дедовском хозяйстве, вместе со свекрами.

Гришка, получивший в наследство от отца и деда вместе с имуществом и святую икону, пренебрег прародительским завещанием: образ показался ему лишним — и он вынес его на чердак. Сам молодой мужчина не особо тянулся к церкви. Наталья бежала к каждой службе, успевая и помолиться, и в доме держать порядок. Григорию было грех жаловаться: вкусно приготовлено, чисто убрано, двор и хозяйство — все, как на картинке. Да и жена после рождения двух деток только расцвела. Но мужу все было не так. Поначалу только повысит голос да стукнет по столу кулачищем, потом и поколотить мог, и вокруг избы погонять. Наталья терпела, смирялась — законный муж ведь, но когда в январскую стужу пьяный Гришка выбросил ее на улицу с годовалым Семеном на руках — босую, в одной сорочке, — в душе женщины что-то оборвалось.

Отчаявшись, решилась взять грех на душу: отнесла Семку соседке и, никому не сказав ни слова, побежала в пустую баню. Никто и не увидел бы тоненькой женской фигурки, укутанной в тонкий платок, что пробиралась по глубоким сугробам под завивание метели, если бы не одно чудо. К бане оставалось несколько шагов, когда перед заплаканной Натальей, словно с неба свалившись, стала фигура старого монаха. Добрые глаза инока согревали измученную душу женщины, а тихий голос ложился на сердце успокоением: «Куда ты, несчастная, идешь? — сказал он. — Воротись назад, помолись Божией Матери перед иконой Ее «Тучная Гора», и жить тебе будет хорошо и покойно». И исчез.

Метель прекратилась, босые ноги огнем горели от мороза, Наталья словно проснулась. В испуге бросилась к дому и уже на пороге встретилась со встревоженным мужем, который выглядел протрезвевшим и вполне адекватным. Рыдая и обнимая детей, женщина упала на колени перед образами и, не скрывая ничего, рассказала о том, что собиралась сделать. Оторопевший Гришка гладил Наталью по худеньких плечиках и тоже плакал.

— Вот дурак, чуть жену не загубил, — вытирал слезы. Руки дрожали, когда снимал дедовскую икону с чердака. Сам обтер пыль, поставил образ в красном углу. Пол ночи, когда измученная Наталья с детьми уснула, рыдал и бил поклоны. А утром, чуть свет, помчался к старенькому сельскому священнику, батюшке Иоанну, сыну того самого отца Владимира, что когда-то и благословил родовой иконой их деда Косьму. Пред образом Богородицы было совершено всенощное бдение, а в семье Волчаниновых воцарился покой.

Святая икона переходила из рода в род более полутораста лет, ежегодно в тот же день перед ней совершалась особая служба. Наконец род Волчаниновых пресекся в мужском поколении; и в 1863 году последний из Волчаниновых — старец Коняев — явился в Смоленскую кладбищенскую церковь и рассказал местным священникам об удивительной иконе Богородицы, что хранилась у него.

— У меня в доме эта икона находится более 50 лет, — говорил он. — Я стар, сыновей у меня нет. Для святой иконы лучшее место в храме Смоленской Божией Матери, потому что место, на котором эта церковь построена, называлось в старину горою, как самое высокое место в городской части. На эту гору в прежние годы жители городской части во время наводнений сносили свое имение и здесь сами спасались от погибели. Пусть же Царица Небесная «Тучная Гора» почивает Своею благодатию на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своею милостию.

Духовенство, выслушав необычную просьбу старика, приняло решение освятить один из двух приделов строящейся церкви во имя иконы Божией Матери «Тучная Гора». 15 мая 1866 года старик Коняев в трясущихся, но еще цепких руках, нес святыню своего рода во главе Крестного хода к новому храму. Икона Богородицы «Тучная Гора» с почестями была перенесена в устроенный для нее придел и поставлена в иконостасе около царских врат. Еще два года последний из Волчаниновых молился перед прадедовским благословением уже в стенах храма и почил 97 лет от роду.

А жители Твери и по сей день приносят прошения к Царице Небесной перед Ее дивной иконой и благодарят за многие исцеления и чудеса по предстательству Богородицы.

Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца, — читаем в 67 псалме. Именно об этом ярком образе — горе тучной, горе, на которую сошел дождь – святитель Афанасий Великий говорил: «В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь».

Сегодня каждый молящийся перед святой иконой испрашивает предстательства Пресвятой Богородицы перед Престолом Своего Сына в собственных нуждах: за свою семью, Отечество, за весь мир христианский. И Ее Материнским заступничеством Христос-Младенец на древней иконе благословляет всю Свою Церковь на горе Духа.

Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания

И сны бегут, и правда обнажилась.

Простая перекладина креста.

Последний знак последнего листа, —

И книга жизни в вечности закрылась.

(мать Мария (Скобцова))

Отрок-Царь в багряно-золотом гиматии, с патрицианским клавом на белом, словно снег (Мк.9:3), хитоне, восседает как Судия.

В шуйце, левой руке Отрока, свиток, с которого будут скоро сняты все печати. Отрок взирает на землю, на которой стоит Церковь Его.

«Се, вся земля населена есть и молчит» (Зах.1:11)

Свиток перевязан четырехкратно, ибо в четырех концах вселенной, земли обитаемой и населенной, проповедано было Евангелие Сына Божия.

Черты складок опоясания, прилегающие к шуйце Судии и Отрока, Сына Божия, образуют фигуру серпа. Настал День Господень, День последней жатвы… Господин жатвы (Мф. 9:38) взирает на землю.

«И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, серп летящь». (Зах.5:1) – пишет один из последних пророков Израиля, Захария, писавший о суде Бога над Израилем и народами.

Жатва Его – конец века (Мф.13:39), конец земного и погруженного в тление мира, который тает от лица Божия, от лица Христа, ибо «светлый огнь» Его Божества, пронизывающего Плоть Его человеческую, сияет новой зарей над уставшим и дряхлым миром.

Читайте также:  Святой тимофей в чем помогает молитва

И гиматий Сына Человеческого, Сына Мариина, горит божественным золотом, через которое проступает алый цвет Его крови — светлым Божества огнем и нас озари! (Ирмос 7-ой песни воскресного канона, 3-го гласа)

Гора Божия, воплощенная в образе стройной, возвышающейся фигуры Богоматери – библейский символ Церкви Божией, которая, по слову пророка Исайи, откроет свет Эммануила всем народам земли.

“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исаия 2:2)

Образ Исайи раскрывается в иконе дважды – и в самом образе Богоматери, держащей Сына Божия, пришедшего на Сион, Свою святую гору, и в образе храма Божия, что стоит на скале Духа.

Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой.

Пророк Захария, говоривший в своей книге о многочисленных видениях, явленных ему во время строительства Второго Храма, во время возвращения ветхозаветной Церкви из Вавилонского плена, произносит и слова, повторенные Иисусом Христом во тьме Гефсиманской ночи, и слова которыми Евангелисты будут описывать Страсти Христовы:

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах.11:12); «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7); «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10); И будет в тот день: не станет света, светила удалятся (Зах.14:6).

Все эти пророчества принято было относить ко Дню Господню, Дню Суда и торжества Бога.

Ветхозаветная церковь готовилась к Дню Господню, чтобы достойно, как казалось в то время верующим, встретить его. Строгость поста, исполнение предписаний Закона…

И на этом фоне звучит обличение пророка:

«И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?… производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах.7:6;9-10).

Да, так и будет судить людей Христос –

«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).

Митрополит Антоний Сурожский говорил в одной из своих проповедей, посвященной этим словам Христа:

«Были ли вы человечны на земле? Когда перед вами стояло горе — подумали ли вы о том, чтобы утешить? Когда был голод, и холод, и тоска, и оставленность, и заключенность в тюрьме, и плен болезни — что вы сделали: пожалели или нет?»

Он – Благой Судия, Он – Пастырь, пришедший к нищим духом, а не к «исполнившим все заповеди» праведникам:

«И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах.11:7).

Они разделят с Ним Его Крест, а не попытаются купить у Него Царствие своими «праведными» делами. И они узнают Его, коснувшись ран от гвоздей на руках Его…

«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!» (Зах. 13:9)

Неслучайно скала с увенчанной крестом церковью в руке Богоматери напоминает еще и преломленный хлеб – ибо в Таинстве Евхаристии приходит к замершей в молчании земле Сын Божий.

Да молчит вся земля пред лицем Его (Авв.2:20)

В Великую Субботу гимн повторяет эти слова пророка, показывая их новую, безграничную глубину:

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

(Да умолкнет всякая плоть и да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит, чтобы заклаться и дать Себя в пищу верным).

Христос благословляет Церковь на скале Духа, благословляет Хлеб, который Сам приносит, как Иерей, в этой Церкви.

И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку (Зах.14:4)

Гора тучная, гора, на которую сошел дождь – яркий образ псалма 67-го (ст.16-17).

Свт. Афанасий Великий говорил об этом псалме:

«В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь»

В некоторых изводах иконы в складках риз Младенца угадываются очертания чаши, из которой, от чрева Его, струями золотого гиматия текут потоки живой воды, обещанной Христом в Евангелии (Ин.7:38).

«И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» (Зах.14:8)

Христос обновляет тех, кто ждал Его, кто рад Ему, кто сострадал Ему – обновляет возлюбленных Своих и мир Свой.

И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. (Зах. 14:9

Отрок делает шаг – Он грядет.

«Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8)

«Христос грядет! Маранафа!» – это возглас ранних христиан запечатлен в словах Откровения Иоанна Богослова, и полон пасхальной радости. Наш Бог идет переплавить мир – и нам уже знакома заря новой жизни, познанной нами в преломлении Его Хлеба.

И прекрасные слова пасхальной службы, взятые из 67-го псалма, где речь идет о Божией Горе – плодоносной, напоенной дождем Духа Горе Тучной, скоро будут воспеты нами, встречающими Воскресшего из гроба:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (67:1)

ТУЧНАЯ ГОРА

Икона Божией Матери “Тучная Гора”

Тучная Гора, икона (XVII век)

Дореволюционные источники описывают икону «Тучная Гора» следующим образом. «Размером икона в высоту 11 вершков, а в ширину 12 вершков (т.е. 49 см х 54 см). Богородица изображена в малый профиль с Предвечным Младенцем в левой руке. Голова Пречистой наклонена насколько направо, очи устремлены на молящегося. На кисти правой руки находится гора с храмом на ее вершине. Видны несколько куполов храма, увенчанных крестами. Богомладенец благословляет храм. Письмо довольно древнее».

История иконы Божией Матери «Тучная Гора» восходит к XVII веку, когда тверской горожанин, сын крещеных татар, Косма Волчанинов с помощниками проводил ремонт в одном из тверских монастырей. Работы были выполнены с отличным качеством, и во многих местах их объем даже превышал то, о чем первоначально договаривался Косма с настоятелем монастыря. Видя столь похвальное усердие Волчанинова настоятель решил отблагодарить подрядчика и предложил Косме выбрать себе в подарок какую-либо монастырскую икону. Волчанинову приглянулась икона Божией Матери, которую он увидел на полу на левом клиросе собора. Видимо она находилась там «за излишеством». Как великую святыню Косма Волчанинов принес икону домой, где позже, завещал своим потомкам почитать эту икону, и в тот момент, когда не останется в его роде наследников по мужской линии передать ее в храм Божий.

Однако не все, что завещают нам благочестивые предки, мы тщательно храним и исполняем. Уже внук Космы нарушил дедов наказ и переправил икону на чердак. Однако святыня не должна находится под спудом, а потому в семействе Волчаниновых и свершилось чудо. Мучимая самодурством и грубостью мужа, невестка внука Космы задумала по малодушию наложить на себя руки. Местом для этого безрассудного поступка она избрала баню. Дождавшись удобного момента, когда никто не обращал на нее внимание она выбралась из дома и собралась уже идти на задний двор, как скрипнула калитка и с улицы вошел неизвестный инок.

– Куда ты, несчастная, идешь? – окликнул ее инок, – Воротись назад, помолись Божией Матери «Тучной Горе» и жить тебе будет хорошо и покойно.

Испуганная и взволнованная невестка вбежала обратно в дом и все рассказала домашним. Те бросились искать инока, но его нигде не было. Была найдена икона, отслужено перед ней всенощное бдение и жизнь в семействе чудесным образом быстро наладилась.

Прошли многие годы. Последний в роду купцов Волчаниновых, Василий, известный своим участием в сооружении серебрянной раки святителю Арсению Тверскому, оставил икону дочери Екатерине, которая вышла замуж за известного купца и церковного благодетеля Егора Ивановича Коняева. Егор Коняев долго не мог решить в какой храм надлежит отдать чудотворную икону. И лишь когда началась перестройка Смоленской церкви, выбор был сделан. Дело в том, что Смоленская церковь находилась на самой высокой точке города, на «горе», на которую в дни сильных наводнений собирались в поисках спасения жители Твери. Так Родительница нашего Спасителя, оказалась хозяйкой горы укрывающей людей от беды. В сентябре 1865 г. началось строительство придела в честь иконы «Тучная Гора», а 15 июля 1866 г. торжественным крестным ходом икона была перенесена в Смоленскую церковь. На следующий день придел был освящен Антонием, епископом Старицким, викарием Тверской епархии.

На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божией Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными. Так по воспоминанию свящ. из села Буйлово Иоанна Богословского, мать несколько раз приносила его, малолетнего, к чудотворной иконе. У него были сильные глазные боли и всякий раз, помазанный маслом от лампады, висевшей перед иконой он получал облегчение, после чего болезнь прошла окончательно. Благодарные богомольцы украсили икону серебряной ризой, а позже и вызолотитли эту ризу.

К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Память св. иконе Божией Матери «Тучная Гора» отмечается трижды: 16 июля в честь освящения престола, 24 марта в честь первого чуда от иконы и 7 ноября по древнему обычаю. Ныне чтимый список иконы находится в Вознесенском соборе г. Твери.

Добавить комментарий