Леонтий ростовский чудотворец о чем молятся

Святитель Лео ́ нтий , епископ Ростовский

День памяти

5 июня – Обре́тение мощей. Собор Ростово-Ярославских святых

Житие

Свя­ти­тель Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский – один из вы­да­ю­щих­ся ар­хи­пас­ты­рей XI ве­ка зем­ли Рус­ской. По сло­вам свя­ти­те­ля Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го, ко­то­рые мож­но счи­тать до­ста­точ­но до­сто­вер­ны­ми, свя­той Леон­тий был по­стри­же­ни­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и по про­ис­хож­де­нию рус­ский, а не грек, хо­тя ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. Про­мыс­лом Бо­жи­им бу­ду­щий про­све­ти­тель и апо­стол Ро­стов­ской зем­ли про­хо­дил по­слу­ша­ние под ду­хов­ным ру­ко­водст­вом ос­но­ва­те­лей рус­ско­го мо­на­ше­ства пре­по­доб­ных Ан­то­ния († 1073; па­мять 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и 10/23 июля) и Фе­о­до­сия († 1074; па­мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря) Пе­чер­ских. Он был пер­вым епи­ско­пом, вы­шед­шим из мо­на­сты­ря в Ки­ев­ских пе­ще­рах, вос­пи­тав­ше­го мно­го­чис­лен­ных свя­ти­те­лей Рус­ской зем­ли. «От то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, – пи­шет свя­той Си­мон, – мно­зи епи­ско­пы по­став­ле­ны бы­ша и яко све­ти­ла свет­лая осве­тив­ша всю Рус­скую зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем; пер­вый Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский, свя­щен­но­му­че­ник, его­же Бог про­сла­ви нетле­ни­ем и бысть пер­во­пре­столь­ник, его­же невер­нии, мно­го му­чив­ше, уби­ша».

Свой рав­ноап­о­столь­ный по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Леон­тий на­чал по воз­ве­де­нии его в сан епи­ско­па в со­ро­ко­вых го­дах XI ве­ка и на­зна­че­нии на Ро­стов­скую ка­фед­ру.

В Ро­стов­ской зем­ле, на­се­лен­ной в то вре­мя чуд­ски­ми пле­ме­на­ми, свя­ти­тель встре­тил же­сто­кое со­про­тив­ле­ние языч­ни­ков, из­гнав­ших двух его пред­ше­ствен­ни­ков – епи­ско­пов Фе­о­до­ра и Ила­ри­о­на. За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки и слу­шать его не хо­те­ли, но свя­той Леон­тий, как доб­рый пас­тырь, ре­шил­ся по­ло­жить и ду­шу свою за спа­се­ние вру­чен­ной ему Бо­гом паст­вы. Невзи­рая на по­сто­ян­ную опас­ность, свя­ти­тель Леон­тий рев­ност­но об­ра­щал ко Хри­сту мест­ное на­се­ле­ние, твер­до сле­дуя апо­столь­ским за­по­ве­дям. Од­на­жды он был из­бит языч­ни­ка­ми и из­гнан из го­ро­да, од­на­ко не оста­вил вве­рен­ной ему ду­хов­ной паст­вы и по­се­лил­ся неда­ле­ко от Ро­сто­ва, у ру­чья Бру­тов­щи­ны, где по­стро­ил неболь­шой храм в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель все пре­тер­пел и рев­ност­но про­дол­жал про­по­ве­до­вать ве­ру, под­твер­ждая ис­тин­ность ее чу­де­са­ми. К свя­ти­те­лю ста­ли при­хо­дить де­ти мест­ных жи­те­лей, при­вле­чен­ные его ду­хов­ной доб­ро­той. Угод­ник Бо­жий обу­чал де­тей на­ча­лам Хри­сто­вой ве­ры и по­том кре­стил. Вско­ре и взрос­лое на­се­ле­ние по­тя­ну­лось к бла­го­дат­но­му ар­хи­пас­ты­рю и так­же при­ни­ма­ло Свя­тое Кре­ще­ние.

За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки взвол­но­ва­лись, их непри­язнь к про­све­ти­те­лю рос­ла, и, на­ко­нец, со­брав­шись огром­ной тол­пой, од­ни с ду­бин­ка­ми, дру­гие с ору­жи­ем в ру­ках, от­пра­ви­лись они к со­бо­ру, чтобы убить или вы­гнать Леон­тия. При­чт со­бор­ный ис­пу­гал­ся, но свя­ти­тель был по­ко­ен и укреп­лял быв­ших с ним, го­во­ря: «Не бой­тесь, де­ти, без Бо­жи­ей во­ли ни­че­го они не сде­ла­ют нам». Свя­той епи­скоп Леон­тий об­ла­чил­ся в свя­ти­тель­ские одеж­ды и при­ка­зал то же сде­лать кли­ри­кам хра­ма. С кре­стом в ру­ках он вы­шел на­встре­чу языч­ни­кам. Апо­столь­ская твер­дость и спо­кой­ствие свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ред гро­зив­шей смер­тью оста­но­ви­ли воз­буж­ден­ную тол­пу, а ис­пол­нен­ное бла­го­да­ти его сло­во про­из­ве­ло на лю­дей еще боль­шее воз­дей­ствие, и мно­гие из них при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. С то­го мо­мен­та свя­ти­тель Леон­тий стал бо­лее успеш­но утвер­ждать свет Хри­сто­вой ве­ры в зем­ле Ро­стов­ской. «То­гда на­чал от­хо­дить от нас мрак идоль­ский и вос­си­ял свет бла­го­ве­рия», – го­во­рит древ­нее ро­стов­ское сло­во в па­мять Леон­тия. С про­по­ве­дью о Хри­сте Спа­си­те­ле он об­хо­дил окрест­ную зем­лю, и путь его от­ме­чал­ся утвер­жде­ни­ем пра­вос­ла­вия в ме­стах преж­не­го идо­ло­слу­же­ния.

Апо­столь­ский по­двиг свя­ти­те­ля Леон­тия увен­чал­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. В 1073 го­ду он был убит за­ко­ре­не­лы­ми языч­ни­ка­ми по ука­за­нию волх­вов.

Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Ро­сто­ве Ве­ли­ком в церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя по­жа­ра в 1160 го­ду этот храм сго­рел, и по по­ве­ле­нию бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го († 1174; па­мять 4/17 июля) в 1162 го­ду на ме­сте преж­не­го был за­ло­жен ка­мен­ный со­бор. «23 мая 1164 го­да при ко­па­нии рвов на­шли гроб, – ска­за­но в его жи­тии Ни­ко­ном ле­то­пис­цем, – по­кры­тый дву­мя дос­ка­ми, в недо­уме­нии от­кры­ли и уви­де­ли ли­це (Леон­тия), све­тя­ще­го­ся сла­вою: ри­зы на нем бы­ли как бы вче­ра на­де­тые, сколь­ко лет ми­ну­ло, и не из­ме­ни­лось свя­щен­ное те­ло его». В ру­ках у него ле­жал сви­ток с име­на­ми про­све­щен­ных им иере­ев и диа­ко­нов. Об­ре­тен­ные мо­щи пе­ре­ло­жи­ли в ка­мен­ный гроб и по­ме­сти­ли в церк­ви во имя свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва на ар­хи­ерей­ском дво­ре.

В 1170 го­ду, ко­гда бы­ло за­кон­че­но стро­и­тель­ство ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ре­нес­ли в этот храм и по­ста­ви­ли в ни­ше юж­ной сте­ны.

Свя­той Леон­тий, по­чти неиз­вест­ный при жиз­ни, по­сле смер­ти сде­лал­ся та­ким слав­ным и по­пуляр­ным, что ка­фед­ра Ро­стов­ская на­зы­ва­лась «ка­фед­рою Леон­тия чу­до­твор­ца»; при из­бра­нии но­вых епи­ско­пов Ро­сто­ву ле­то­пис­цы за­ме­ча­ют, что «по­став­лен мо­лит­ва­ми св. чу­до­твор­ца Леон­тия» та­кой-то епи­скоп. С мо­лит­вой ро­стов­цы при­бе­га­ли к св. Леон­тию. У гро­ба про­све­ти­те­ля Ро­стов­ской зем­ли со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Сви­де­тель­ства о свя­то­сти жиз­ни епи­ско­па Леон­тия, чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и зна­ме­ни­ях по его мо­лит­вам бы­ли со­бра­ны епи­ско­пом Ро­стов­ским Иоан­ном (1190–1214). По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Фе­одо­ра бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Леон­тия 23 мая/ 5 июня, в день об­ре­те­ния мо­щей. Епи­скоп Иоанн на­пи­сал и ка­нон свя­ти­те­лю Леон­тию. До 1609 го­да мо­щи свя­ти­те­ля Леон­тия от­кры­то на­хо­ди­лись в Успен­ском со­бо­ре, но по­сле то­го, как в смут­ное вре­мя по­ля­ки по­хи­ти­ли гроб­ни­цу свя­ти­те­ля, они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в том же хра­ме у юж­ной сте­ны при­де­ла во имя свя­ти­те­ля Леон­тия, где на­хо­дят­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Свя­той Леон­тий – один из са­мых ве­ли­ких свя­ти­те­лей зем­ли Ро­стов­ской. Он ве­лик по дей­стви­ям зем­ной жиз­ни, как рав­ноап­о­столь­ный про­све­ти­тель Ро­стов­ско­го края; он ве­лик и на небе, как силь­ный мо­лит­вен­ник за зем­лю Рус­скую. Свя­ти­тель Леон­тий сто­ит в ря­ду пер­вых пре­ем­ни­ков апо­столь­ско­го слу­же­ния Рус­ской Церк­ви вслед за свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ней Оль­гой († 969; па­мять 11/24 июля) и ве­ли­ким рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром († 1015; па­мять 15/28 июля).

ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ

Леонтий, епископ Ростовский, считается первым проповедником христианства в Северо-Восточной Руси. Это один из самых почитаемых русских святых. Однако биографические сведения о нем чрезвычайно скудны и крайне противоречивы.

Житие святого было составлено, вероятно, в 60-е годы XII века. Оно сохранилось во множестве списков, однако очень бедно фактическими подробностями. Даже главное событие в жизни святого Леонтия — крещение им местных ростовских язычников — описано здесь слишком обще и содержит очень мало достоверных фактов. Сохранился еще один источник сведений о епископе — краткое упоминание в Патерике Киевского Печерского монастыря (20-е годы XIII века). Удивительно, но свидетельства этих двух источников резко противоречат друг другу.

Согласно Житию, Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, откуда и был отправлен в Ростов. Однако из послания епископа Владимирского Симона, одного из авторов Киево-Печерского патерика, известно, что святой был пострижеником Киево-Печерской обители и, следовательно, русским. Исследователи, как правило, отдают предпочтение показаниям Патерика: дело в том, что Житие святого Леонтия было создано, вероятно, по инициативе князя Андрея Юрьевича Боголюбского, который именно в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева; следовательно, можно полагать, что автор Жития, называя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии.

Неизвестно и то, когда именно Леонтий стал ростовским епископом. Житие называет его предшественников на ростовской кафедре — Феодора и Илариона. Однако оба они, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, бежали из Ростова. Леонтий первым стал утверждать новую веру в крае, населенном славянскими и финно-угорскими племенами. Вероятнее всего, речь идет о 60-х или 70-х годах XI века. (Ранее этого времени христианство получило распространение только среди приближенных князя.) Житие сообщает, что Леонтий хорошо знал мерянский язык (меря — финно-угорское племя, жившее на территории Ростовского края). По-видимому, он выучил его, готовясь к пастырскому служению в Ростове.

О проповеди христианства среди язычников Житие рассказывает так. «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых». Это, однако, вызвало гнев местных жителей: «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Тогда произошло чудо. Епископ и все бывшие с ним священники облачились в ризы и вышли с крестами навстречу толпе. «И, увидев его, упали все замертво. Но святой своей молитвой сделал всех здоровыми, и научил верить в Христа, и крестил их в Святую Троицу».

Житие рассказывает, что вскоре после этого, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи склонны больше доверять печерскому автору. Полагают, что Леонтий погиб во время антихристианского восстания, охватившего Северо-Восточную Русь около 1074 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Во всяком случае, умер Леонтий до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ Исаия.

Мощи святого Леонтия (как и его преемника Исаии) были открыты в 1164 году при постройке в Ростове Успенского собора. Первоначально была заложена небольшая церковь, рассказывает Житие. «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот, при копании рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в земле его такового сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. С этого времени начинается широкое прославление Леонтия Ростовского во всей Северо-Восточной Руси.

Церковь празднует память святого 23 мая (5 июня), в день обретения мощей.

ЛИТЕРАТУРА:

Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982;

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.

ЛЕОНТИЙ I РОСТОВСКИЙ

Свт. Леонтий Ростовский

Леонтий I (+ ок. 1070/1073/1077), епископ Ростовский, святитель

Память 23 мая, в день обретения мощей в 1164 году, к чему приурочено и празднование Собора Ростово-Ярославских святых, а также в Соборе Зверинецких преподобных

Родом был грек, уроженец Константинополя, или же русский, уроженец Киева или близлежащего города [1]. Крещен был еще во младенчестве (“освяще́н от пеле́н, от млады́х ногте́й“), и с молодости начал постигать “науче́ние кни́жное“. Как сказано о нем, “росси́йский и гре́ческий язы́к до́бре разуме́яше, кни́гам же росси́йским и гре́ческим ве́льми хитрослове́сен и сказа́тель от ю́ности бы́сть” [2]. Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители [3]. Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа “как первый престольник” из иноков печерских, не позднее 1051 года [4].

В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за Христианскую веру, так как Ростов по смерти страстотерпца Бориса Владимировича долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти благоверного Ярослава Мудрого, Ростов достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, тот жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Предыдущие Ростовские владыки – первый святитель Феодор и его преемник Иларион, – были с бесчестием изгнаны язычниками из города.

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, святитель Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением духовенства. Памятником этой просветительной деятельности святителя служит его “Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец”. Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей “видеша великого Леонтья . . . свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею.”

Одновременно с “наказанием” клириков, святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам — язычникам из многолюдного племени чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницей, сваренной с медом. Дети охотно шли к нему, принимали крещение, а вслед за ними крестились и некоторые родители.

С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей. Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских язычников и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Испугавшееся духовенство стало молить архипастыря тайно скрыться. Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мертвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли Святую Веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. “Тогда начал отходить от нас мрак идольский, и воссиял свет благоверия,” говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы, но, вероятнее всего, он скончался в мире [5]. Кончина относится либо к 1070, либо к 1073 году, а Е. Е. Голубинский считал, что святитель скончался около 1077 года.

Мощи и почитание

Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии. Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до 1231 года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в 1190 году, было впервые совершено в Ростове празднование памяти святого Леонтия 23 мая, в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем, которому было устанавлено на Руси почитание.

До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В 1800 году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году “Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия“.

Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе, древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.

Молитвословия

Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя́,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Те́м ны́не, со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши престо́лу сла́вы все́х Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь, све́т Сво́й насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне.

Сочинения

В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия [6] говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

  • “Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец,” Памятники древнерусского канонического права [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
    • Изд. также: “Московские Епарх. Ведомости,” 1878, №№ 24, 25; “Ярославские Епарх. Ведомости” 1878, № 12; “Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.”, СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.

Литература

  • Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник, М., 1871, 3-22.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т., СПб., 1864-1886, т. 2, 23-24, 315-317.
  • Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского, М., 1893.
  • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники, М., 1896, 141.
  • Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями, 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142.
  • Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X- XI вв), СПб., 1906, 210—211.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых [Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167—168.
  • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии, СПб., 1882, 323-329.
  • Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т., М., 1900-1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757-758; вторая половина, 433.
  • Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость, Киев, 1914, 40-42, 133, 137, 139.
  • Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве, Киев, 1915, 15.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып., Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 9, ч. 2, май, 123-129.
  • Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен, 1-е изд., СПб., 1895, 143-145; 4-е изд., СПб., 1901-1903, т. 1, 148—151.
  • Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого, 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13.
  • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви, М., 1873, 47-49.
  • Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810—1880): Биографический очерк, М., 1881, 335 (прим.).
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, 1417.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, 329.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения, СПб., 1899, 391.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 615.
  • Ярославские епархиальные ведомости, 1892, № 33; 1888, № 41, 641-656; № 42, 657-660; № 43, 673-686; № 45, 715; 1889, № 29.
  • Душеполезное чтение, М., 1885, май, 44-66.
  • Православный собеседник, Казань, 1858, март, 420-431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302—303.
  • Исторический вестник, СПб., 1886, т. 23, 76.
  • Известия по Казанской епархии, 1885, № 7, 144.
  • Русский паломник, 1911, № 22, 347. Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость), Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.
  • Леонид (Поляков), архиеп., “Святитель Леонтий, епископ Ростовский,” Журнал Московской Патриархии, М., 1964, № 6, 66-68.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519.
  • Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896-1913, т. 10, 221-223.
  • Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи, М., 1888, 22.
  • Минея май, М., 1987, ч. 3, с. 20-21:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may320.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may321.html
  • Творогов, О. В., “Леонтий,” Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1987, вып. 1, 229-230.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т., М., 1994-1997, т. 2, с. 137-138.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ – сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви, М., 1995, т. 2, 650.
  • Мельник А.Г., “Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик?” // Сообщения Ростовского музея / – Ростов, 2003. – Вып. 14. – с. 86-90:
    • http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/859

Использованные материалы

[1] По многочисленным спискам жития – Константинопольский грек. Служба святителю, сохранившаяся в списках XIII-XVI веков и составленная епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру в 1190-1214 годах, утверждает греческое происхождение: “от ца́рского гра́да, я́коже со́лнце, гра́ду Росто́ву возсия́л еси”, но в то же время говорит: “ты́ из мла́да Христа́ возлюби́л еси́, куми́р возглуми́вся и ме́рзких идослуже́ний, хра́м себе́ освяти́л еси́,” что может говорить о языческом (возможно, русском) окружении в молодости. Святитель Симон Владимирский, современник и близкий друг Иоанна Ростовского, в известном послании его к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим “гражданином русского мира”. Митрополит Макарий допускал что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию, а профессор В. О. Ключевский стоял за русское происхождение Леонтия.

[2] В списках жития 4-й редакции и в прологе.

[3] Синодик Зверинецких игуменов называет первым игуменом Леонтия, время настоятельства которого относят к концу X-началу IX века. При этом, жития святителя Леонтия Ростовского говорят, что он был поставлен на Ростовскую кафедру из Киево-Печерского монастыря. Однако во время поставления святителя Леонтия Киево-Печерская Лавра еще не существовала, поэтому можно полагать, что он подвизался в Зверинецком – тоже пещерном – монастыре.

[4] Дата основана на том, что в 1051 году возведен был в сан митрополита Киевского второй “престольник печерский” — святитель Иларион. См. “Древний монастырь святого Михаила на Зверинецкой горе в Киеве,” сайт Зверинецкого монастыря, http://zvcaves.kiev.ua/content/view/24/56/

[5] Есть версия, что святой Лонтий был убит толпой язычников, однако все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первой и второй редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет святого Леонтия как преблаженного и преподобного, но не как мученика. И в службе святителю, составленной одновременно с каноном и, вероятно, тем же епископом Иоанном, ясно говорится о мирной кончине: “не да́л еси́ сна́ очи́ма твои́ма, ни ве́ждома твои́ма дрема́ния, до́ндеже усну́л еси́ сно́м о́бщим“.

[6] Считается его трудом, хотя проф. Н. Никольский говорит, что в большинстве списков поучение приписывается митрополиту Кириллу.

Леонтий ростовский чудотворец о чем молятся

Святые Православной церкви до святителя Леонтия — это, в основном, святые Киевской Руси. Леонтий Ростовский – это первый христианский святой той земли, которую мы сейчас называем Россией. Именно Леонтий положил начало православию на землях Ростово-Суздальской земли, и многих святых дала эта благословенная мерянская земля в последующие века .

В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не познавшими еще русского крещения чудскими племенами – мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою Ростовскую кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним.

Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.

Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, то есть вареной пшеницей с медом, и в то же время обучал их началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое Крещение.

По некоторым сведениям Леонтий кроме греческого языка хорошо знал мерянский язык и переводил на него христианские тексты.

Но неприязнь местного населения к просветителю росла. В 1073 г. он был убит язычниками по указанию арбуев (волхвов).

Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 г. храм сгорел, и, по повелению князя Андрея Боголюбского, в 1162 г. на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 г. при копании рвов обнаружили нетленные мощи, их переложили в каменный гроб и поместили в церкви Иоанна Богослова.

В 1170 г., когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб перенесли в этот храм. Когда в смутное время литва похитила гробницу святителя (1609 г.), его мощи успели положить под спуд в том же храме, у южной стены придела во имя его.

Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия.

Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой и великим равноапостольным князем Владимиром.

Память его празднуется 23 мая в день обретения мощей и в тот же день вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых.

В древних рукописных житиях святого Леонтия описано много чудотворений. Вот важнейшие из них:

1) Вскоре по открытии мощей, в праздник святого Леонтия, соборный пономарь, отворив церковь к утрене, нашел все свечи зажженными и увидел святителя, восставшего из гроба и молящегося с поднятыми к небу руками.

2) Один из клириков погасил свечу у гроба святителя, за что был наказан расслаблением всего тела, глухотой и немотой, но впоследствии был исцелен у раки святого Леонтия.

3) Князь Ростовский Иван Александрович (скончался в 1400 году) три раза исцелился по предстательству святого Леонтия: два раза во младенчестве от глазной болезни и третий раз, уже женатый, от “огневицы”.

4) При великом князе Иоанне и при архиепископе Трифоне (1462 – 1477гг.) свирепствовала “короста”, от которой больные гнили и умирали: у раки святого Леонтия многие из них получали исцеление.

5) При том же архиепископе Захария, слуга князя; спорил с клиром об участке земли. “Обычай издавна бе и у прежних епископов, яко егда с кем спорное слово о земли, то священника с Леонтиевым крестом на размежевание Ростовский кремль посылают”. Так поступили и теперь. Захария нашел свидетелей лжи и с их помощью завладел участком. Но лишь только засеял он похищенный участок, как начал кричать, что та земля стоит над ним облаком и засыпает ему глаза. Ослепшего в раскаянии привели к раке чудотворца, и когда архиепископ отслужил молебен святому Леонтию, Захария стал здоров.

Единственная во всем мире, вылитая из золота, рака святителя была похищена литвой в 1609 году и с того времени мощи великого святителя почивают под спудом в южном пределе Ростовского Успенского собора. В том же соборе находится небольшая икона Спаса на Убрусе, весьма древнейшего византийского письма. Народное предание почитает ее келейною св. Леонтия.

Леонтий Ростовский – один из самых чтимых у нас в России. Не случайно именно в день памяти Леонтия Ростовского с 1964 года церковь чтит всех Ростовских и Ярославских святых.

СВЯТИТЕЛЬ ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ

День памяти святого — 5 июня 2019 года

Свя­ти­тель Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский – один из вы­да­ю­щих­ся ар­хи­пас­ты­рей XI ве­ка зем­ли Рус­ской. По сло­вам свя­ти­те­ля Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го, ко­то­рые мож­но счи­тать до­ста­точ­но до­сто­вер­ны­ми, свя­той Леон­тий был по­стри­же­ни­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и по про­ис­хож­де­нию рус­ский, а не грек, хо­тя ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. Про­мыс­лом Бо­жи­им бу­ду­щий про­све­ти­тель и апо­стол Ро­стов­ской зем­ли про­хо­дил по­слу­ша­ние под ду­хов­ным ру­ко­водст­вом ос­но­ва­те­лей рус­ско­го мо­на­ше­ства пре­по­доб­ных Ан­то­ния († 1073; па­мять 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и 10/23 июля) и Фе­о­до­сия († 1074; па­мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря) Пе­чер­ских. Он был пер­вым епи­ско­пом, вы­шед­шим из мо­на­сты­ря в Ки­ев­ских пе­ще­рах, вос­пи­тав­ше­го мно­го­чис­лен­ных свя­ти­те­лей Рус­ской зем­ли. «От то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, – пи­шет свя­той Си­мон, – мно­зи епи­ско­пы по­став­ле­ны бы­ша и яко све­ти­ла свет­лая осве­тив­ша всю Рус­скую зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем; пер­вый Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский, свя­щен­но­му­че­ник, его­же Бог про­сла­ви нетле­ни­ем и бысть пер­во­пре­столь­ник, его­же невер­нии, мно­го му­чив­ше, уби­ша».

Свой рав­ноап­о­столь­ный по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Леон­тий на­чал по воз­ве­де­нии его в сан епи­ско­па в со­ро­ко­вых го­дах XI ве­ка и на­зна­че­нии на Ро­стов­скую ка­фед­ру.

В Ро­стов­ской зем­ле, на­се­лен­ной в то вре­мя чуд­ски­ми пле­ме­на­ми, свя­ти­тель встре­тил же­сто­кое со­про­тив­ле­ние языч­ни­ков, из­гнав­ших двух его пред­ше­ствен­ни­ков – епи­ско­пов Фе­о­до­ра и Ила­ри­о­на. За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки и слу­шать его не хо­те­ли, но свя­той Леон­тий, как доб­рый пас­тырь, ре­шил­ся по­ло­жить и ду­шу свою за спа­се­ние вру­чен­ной ему Бо­гом паст­вы. Невзи­рая на по­сто­ян­ную опас­ность, свя­ти­тель Леон­тий рев­ност­но об­ра­щал ко Хри­сту мест­ное на­се­ле­ние, твер­до сле­дуя апо­столь­ским за­по­ве­дям. Од­на­жды он был из­бит языч­ни­ка­ми и из­гнан из го­ро­да, од­на­ко не оста­вил вве­рен­ной ему ду­хов­ной паст­вы и по­се­лил­ся неда­ле­ко от Ро­сто­ва, у ру­чья Бру­тов­щи­ны, где по­стро­ил неболь­шой храм в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель все пре­тер­пел и рев­ност­но про­дол­жал про­по­ве­до­вать ве­ру, под­твер­ждая ис­тин­ность ее чу­де­са­ми. К свя­ти­те­лю ста­ли при­хо­дить де­ти мест­ных жи­те­лей, при­вле­чен­ные его ду­хов­ной доб­ро­той. Угод­ник Бо­жий обу­чал де­тей на­ча­лам Хри­сто­вой ве­ры и по­том кре­стил. Вско­ре и взрос­лое на­се­ле­ние по­тя­ну­лось к бла­го­дат­но­му ар­хи­пас­ты­рю и так­же при­ни­ма­ло Свя­тое Кре­ще­ние.

За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки взвол­но­ва­лись, их непри­язнь к про­све­ти­те­лю рос­ла, и, на­ко­нец, со­брав­шись огром­ной тол­пой, од­ни с ду­бин­ка­ми, дру­гие с ору­жи­ем в ру­ках, от­пра­ви­лись они к со­бо­ру, чтобы убить или вы­гнать Леон­тия. При­чт со­бор­ный ис­пу­гал­ся, но свя­ти­тель был по­ко­ен и укреп­лял быв­ших с ним, го­во­ря: «Не бой­тесь, де­ти, без Бо­жи­ей во­ли ни­че­го они не сде­ла­ют нам». Свя­той епи­скоп Леон­тий об­ла­чил­ся в свя­ти­тель­ские одеж­ды и при­ка­зал то же сде­лать кли­ри­кам хра­ма. С кре­стом в ру­ках он вы­шел на­встре­чу языч­ни­кам. Апо­столь­ская твер­дость и спо­кой­ствие свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ред гро­зив­шей смер­тью оста­но­ви­ли воз­буж­ден­ную тол­пу, а ис­пол­нен­ное бла­го­да­ти его сло­во про­из­ве­ло на лю­дей еще боль­шее воз­дей­ствие, и мно­гие из них при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. С то­го мо­мен­та свя­ти­тель Леон­тий стал бо­лее успеш­но утвер­ждать свет Хри­сто­вой ве­ры в зем­ле Ро­стов­ской. «То­гда на­чал от­хо­дить от нас мрак идоль­ский и вос­си­ял свет бла­го­ве­рия», – го­во­рит древ­нее ро­стов­ское сло­во в па­мять Леон­тия. С про­по­ве­дью о Хри­сте Спа­си­те­ле он об­хо­дил окрест­ную зем­лю, и путь его от­ме­чал­ся утвер­жде­ни­ем пра­вос­ла­вия в ме­стах преж­не­го идо­ло­слу­же­ния.

Апо­столь­ский по­двиг свя­ти­те­ля Леон­тия увен­чал­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. В 1073 го­ду он был убит за­ко­ре­не­лы­ми языч­ни­ка­ми по ука­за­нию волх­вов.

Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Ро­сто­ве Ве­ли­ком в церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя по­жа­ра в 1160 го­ду этот храм сго­рел, и по по­ве­ле­нию бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го († 1174; па­мять 4/17 июля) в 1162 го­ду на ме­сте преж­не­го был за­ло­жен ка­мен­ный со­бор. «23 мая 1164 го­да при ко­па­нии рвов на­шли гроб, – ска­за­но в его жи­тии Ни­ко­ном ле­то­пис­цем, – по­кры­тый дву­мя дос­ка­ми, в недо­уме­нии от­кры­ли и уви­де­ли ли­це (Леон­тия), све­тя­ще­го­ся сла­вою: ри­зы на нем бы­ли как бы вче­ра на­де­тые, сколь­ко лет ми­ну­ло, и не из­ме­ни­лось свя­щен­ное те­ло его». В ру­ках у него ле­жал сви­ток с име­на­ми про­све­щен­ных им иере­ев и диа­ко­нов. Об­ре­тен­ные мо­щи пе­ре­ло­жи­ли в ка­мен­ный гроб и по­ме­сти­ли в церк­ви во имя свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва на ар­хи­ерей­ском дво­ре.

В 1170 го­ду, ко­гда бы­ло за­кон­че­но стро­и­тель­ство ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ре­нес­ли в этот храм и по­ста­ви­ли в ни­ше юж­ной сте­ны.

Свя­той Леон­тий, по­чти неиз­вест­ный при жиз­ни, по­сле смер­ти сде­лал­ся та­ким слав­ным и по­пуляр­ным, что ка­фед­ра Ро­стов­ская на­зы­ва­лась «ка­фед­рою Леон­тия чу­до­твор­ца»; при из­бра­нии но­вых епи­ско­пов Ро­сто­ву ле­то­пис­цы за­ме­ча­ют, что «по­став­лен мо­лит­ва­ми св. чу­до­твор­ца Леон­тия» та­кой-то епи­скоп. С мо­лит­вой ро­стов­цы при­бе­га­ли к св. Леон­тию. У гро­ба про­све­ти­те­ля Ро­стов­ской зем­ли со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Сви­де­тель­ства о свя­то­сти жиз­ни епи­ско­па Леон­тия, чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и зна­ме­ни­ях по его мо­лит­вам бы­ли со­бра­ны епи­ско­пом Ро­стов­ским Иоан­ном (1190–1214). По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Фе­одо­ра бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Леон­тия 23 мая/ 5 июня, в день об­ре­те­ния мо­щей. Епи­скоп Иоанн на­пи­сал и ка­нон свя­ти­те­лю Леон­тию. До 1609 го­да мо­щи свя­ти­те­ля Леон­тия от­кры­то на­хо­ди­лись в Успен­ском со­бо­ре, но по­сле то­го, как в смут­ное вре­мя по­ля­ки по­хи­ти­ли гроб­ни­цу свя­ти­те­ля, они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в том же хра­ме у юж­ной сте­ны при­де­ла во имя свя­ти­те­ля Леон­тия, где на­хо­дят­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Свя­той Леон­тий – один из са­мых ве­ли­ких свя­ти­те­лей зем­ли Ро­стов­ской. Он ве­лик по дей­стви­ям зем­ной жиз­ни, как рав­ноап­о­столь­ный про­све­ти­тель Ро­стов­ско­го края; он ве­лик и на небе, как силь­ный мо­лит­вен­ник за зем­лю Рус­скую. Свя­ти­тель Леон­тий сто­ит в ря­ду пер­вых пре­ем­ни­ков апо­столь­ско­го слу­же­ния Рус­ской Церк­ви вслед за свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ней Оль­гой († 969; па­мять 11/24 июля) и ве­ли­ким рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром († 1015; па­мять 15/28 июля).

Святой Леонтий — епископ земли ростовской

Испокон веков святой Леонтий Ростовский пользовался у христиан огромным уважением. Его житиё люди читали с огромным интересом, в народе о нём слагались легенды. И сегодня это один из самых почитаемых святых, а о чудесах, связанных с его именем, существует немало преданий.

Молодой владыка

Креститель земли ростовской родился в Киеве в начале XI столетия. Его родители-христиане постарались дать сыну прекрасное образование, а потому отправили его в Царьград (Константинополь), дабы там он постигал «книжное научение». Леонтию легко давались науки, и вскоре юноша в совершенстве овладел латинским и греческим языками, а также зарекомендовал себя искусным оратором. Однако он с детских лет мечтал о служении Богу. Закончив обучение, он принял постриг и, вернувшись в Киев, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители. Прошло совсем немного времени, и молодому священнослужителю выпало новое послушание — он был назначен епископом Ростова.
Надо сказать, что выбор на Леонтия пал неслучайно. В те годы ростовские земли заселяло финно-угорское племя меря — убеждённые язычники, не желавшие принимать Христову веру. Ими из Ростова уже были изгнаны два епископа — предшественники Леонтия, которые так и не смогли сломить упрямство воинственных мерян. Кроме того, даже князь северных земель Всеволод из-за вражды подданных-язычников редко наведывался в свою вотчину, предпочитая править в южном городе Переяславле. Вот потому и было решено, что дар убеждения, которым обладал Леонтий, поможет молодому епископу обратить мерян в православие.
Однако и его Ростов встретил неласково. Какое-то время новый владыка пытался образумить «тяжёлую» паству, рассказывая жителям города о христианских истинах, но добился только того, что ростовчане подняли бунт и стали требовать, чтобы епископ убирался из их владений.

Ангел с мечом

Но, в отличие от своих предшественников, Леонтий не бежал трусливо в Киев. Он покинул Ростов и поселился неподалёку от города на берегу ручья Брутовщина. Здесь изгнанный епископ своими руками поставил деревянный храм в честь Архангела Михаила, которого почитал как своего покровителя. Вскоре к Леонтию потянулись дети из окрестных селений. Ребята полюбили доброго священника, который угощал их кутьей, сваренной из пшеничных зёрен и меда, и рассказывал о Боге. Вскоре в Ростове стало известно, что изгнанный епископ развращает «чад неразумных», обращая их в ненавистную веру, и, вооружившись, ростовчане двинулись к жилищу Леонтия. Однако толпа разъярённых язычников не испугала владыку. Он облачился в ризы епископа и с крестом в руках вышел навстречу разгневанным людям. И тут произошло1 чудо! Язычники увидели идущего впереди Леонтия крылатого ангела с занесённым мечом, а от лица владыки полился яркий свет, смотреть на который было невозможно.
Сражённые чудом, люди упали на землю, причём некоторые лишились сил и не могли самостоятельно подняться на ноги, а другие потеряли зрение. Но Леонтий сжалился над беспомощными язычниками и исцелил их своим прикосновением.
После этих событий больше половины жителей Ростова приняли православное крещение, а владыка вернулся в город и поселился при соборном храме Успения Богородицы, заложенном ещё святым князем Ростовским Борисом Владимировичем.
Однако до полной победы было ещё далеко. Узнав о достижениях ростовского епископа, который успешно открывал новые приходы по всему княжеству, идолопоклонники решили от него избавиться. Волхвы подняли грандиозный мятеж, охвативший всю ростовскую землю. Разорив несколько приходов, восставшие добрались до столицы княжества, где и растерзали Леонтия и ещё нескольких православных священников на соборной площади.

Знаете ли вы что…

Чудеса посмертия

Мощи Леонтия Ростовского были обретены спустя сто лет после его трагической гибели. По приказу князя Андрея Боголюбского в Ростове вместо старого сгоревшего деревянного храма Успения Богородицы возводился новый собор, и при его строительстве обнаружили усыпальницу святого владыки. Произошло обретение мощей 5 июня (по новому стилю), и с тех пор эта дата считается днём памяти ростовского просветителя.
Почти сразу же после такого знаменательного события у нетленных останков Леонтия произошло множество чудес исцеления, летопись которых ведётся с XII века по наши дни. Кроме того, обретение мощей владыки было отмечено ещё вот каким чудом. В те дни соборный храм ещё не достроили, и потому изначально гроб с останками епископа был помещён в городскую церковь Иоанна Богослова. Вскоре после этого пономарь, пришедший рано утром в храм, чтобы приготовить его к литургии, увидел, что церковный придел залит светом множества свечей, а Леонтий, поднявшись из гроба, молится, стоя на коленях и воздев к небу руки. Закончив молитву, святой снова лёг на своё смертное ложе.
В благодарность за исцеления ростовчане принесли в дар Леонтию уникальную раку, отлитую из чистого золота. Однако мощи святого просветителя покоились в ней только до 1609 года — подарок был похищен литовцами в годы Смутного времени.
Во избежание повторного поругания мощей Леонтия ростовчане решили спрятать останки владыки под землёй. Для этого в Успенском соборе, в приделе, носящем имя просветителя, под южной стеной была построена гробница из белого камня, куда и поместили нетленные мощи Леонтия. Сверху место упокоения владыки отмечает небольшая ниша с его образом. Надо сказать, что в 1800 году жители города Ростова подарили Леонтию новую раку из серебра, которая сегодня стоит в Успенском соборе в заветной стенной нише — над мощами святого.

Святыня в Великом Устюге

Кроме Ростова есть и другие места в нашей стране, где просветитель пользуется особым почитанием. Одно из них — приход храма Святого Леонтия в Великом Устюге.
Первая деревянная церковь, посвящённая ростовскому владыке, появилась здесь ещё много веков назад, в камне же её перестроили в середине XVIII века. Прихожане очень любили свой храм и жертвовали ему крупные суммы, а потому эта церковь постоянно обновлялась. К 1830 году она превратилась в просторное двухэтажное здание с несколькими приделами, огромной звонницей, ажурным каменным крыльцом и трапезной.
Однако в советские годы храм был закрыт и вскоре пришёл в запустение. Удивительно, но его возрождение началось только в 2013 году и проводится силами местной общины прихожан.
В 2015 году специально для церкви в Великом Устюге на средства благотворителей была написана новая алтарная икона просветителя Леонтия Ростовского.
Говорят, что в этом храме святой откликается на молитвы верующих, которые приходят к нему со своими бедами и надеждами. Однако считается, что Леонтий Ростовский молится не только за простых людей, обратившихся к владыке с просьбами, но и за всю русскую землю. Не зря же называют его великим молитвенником апостольского служения.

Журнал: Тайны 20-го века №21, май 2019 года
Рубрика: Христианские чудеса
Автор: Елена Лякина

Читайте также:  Что за молитва всем святым в земле российской просиявших
Добавить комментарий