Николай японский о чем молятся

Николай Японский

В представлении многих людей Япония ассоциируется с необычной восточной культурой, своеобразной философией, самурайской доблестью и цветущей сакурой. Если говорить о связи православной культуры с этой удивительной страной, сразу вспоминается жизненный путь Николая Японского. Именно святитель Николай внес наибольший вклад в популяризацию Православия в Стране Восходящего Солнца.

Личность священника

Николай Японский по праву считается одним из величайших духовных просветителей XX века. Всю свою жизнь без остатка он посвятил миссионерской деятельности на японской территории. Искренне и пылко он проповедовал Евангелие и Слово Божье в Японии, стараясь донести свет Православия до жителей этой страны.

Его усилия не были бесплодными, ведь после себя проповедник оставил богатое духовное наследие. Благодаря стараниям святителя Николая, к православной вере в Японии пришли 35 тысяч человек. Многие современники отца Николая утверждают, что по своей популярности святитель мог соперничать только с японским императором.

Путешественнику в Японии достаточно было назвать имя проповедника, и местные жители сразу же указывали дорогу к ближайшему православному храму. Когда в Японию приезжали священники из России, их встречали приветливо и гостеприимно, ведь русские церковные одеяния у местных жителей ассоциировались именно с деятельностью отца Николая.

Николай Японский находил индивидуальный подход к каждому прихожанину, точно зная, что именно нужно его душе в этот момент, мог быть и строгим, и чутким одновременно. В словах проповедник часто был довольно сдержан, но это не мешало ему быстро налаживать контакт с людьми.

Если необходимо было встряхнуть прихожанина, привести его в чувство, настоять на прекращении каких-либо греховных поступков, святитель бывал довольно строгим и бескомпромиссным. Если же человек нуждался в помощи и поддержке, священник становился добрым и понимающим собеседником.

Важно! Личность священника можно описать так — твердая воля, бесконечное трудолюбие, доброе сердце, непоколебимая вера в святые идеалы.

Несмотря на то, что деятельность священника была плодотворной, это вовсе не означает, что его жизнь в Японии была безоблачной, лишенной любых трудностей. Духовная деятельность отца Николая была сопряжена со многими скорбями и лишениями. Японские власти подозревали русского священнослужителя в шпионаже.

Они обвиняли отца Николая в том, что он специально сеет на японской территории вражескую идеологию и симпатию к России. Русские считали, что святитель Николай напрасно осуществляет свою миссионерскую деятельность именно в Японии, так как там он может сообщить о стране такие сведения, которых японцы не должны знать.

Его деятельность считали вредной, а самого священника — оригиналом, который выбрал эту стезю только для того, чтобы возвысится над другими. Сам же священник считал своим долгом проповедовать христианство среди язычников и был твердо убежден, что Православие и духовная жизнь всегда должны оставаться вне политики.

Жизнеописание

В миру отца Николая звали Иваном Касаткиным. Маленький Иван родился в семье диакона сельской церкви в 1836 году. Иваном ребенка назвали в честь Иоанна Предтечи, крестившего самого Сына Божьего. Вскоре после рождения Ивана, мать мальчика умерла. Село Березы, в котором родился и вырос будущий предстоятель Русской Православной Церкви, было полностью сожжено в годы Великой Отечественной Войны.

Семья сельского священника жила крайне бедно, но уже в детстве Иван решил посвятить свою жизнь служению Богу. Мальчик сначала закончил обучение в духовном училище, затем поступил в Смоленскую духовную семинарию. В семинарии он был одним из лучших учеников, поэтому преподаватели ходатайствовали о том, чтобы талантливый студент продолжил обучение в академии Петербурга.

Студент проявлял выдающиеся способности, и многие преподаватели академии пророчили ему должность профессора. Но он принял неожиданное решение отправиться в Японию для ведения там миссионерской деятельности.

Интересно знать! Решение уехать в Японию пришло к будущему священнику спонтанно. До этого момента он не только не думал об отъезде из России, но и о принятии монашеского пострига. Увидев объявление о наборе священников для служения на территории Японии, Иван отправился на вечернее богослужение. Именно во время церковной службы он четко осознал, что хочет стать монахом и уехать в Японию. Сразу после этого он доложил о своем желании митрополиту.

В 1860 году он был пострижен в монахи под именем Николай.

После отъезда из Петербурга Николай отправился в родной поселок, чтобы проститься с близкими. Будучи студентом академии, он не забывал о своем отце и ежемесячно отправлял ему часть жалования. Отец поддержал решение сына и подарил ему Смоленскую икону Богородицы, которую тот хранил всю жизнь.

В 1861 году священник прибыл в японский город Хакодате.

Японский период жизни священника

К приезду священника русское консульство в Японии позаботилось о строительстве православного храма — в Хакодате был построен деревянный храм Воскресения Христова. Священник, который ранее вел в нем богослужения, не мог продолжать свою деятельность в связи с ухудшением состояния здоровья. Отцу Николаю предстояло занять его место.

По прибытию в Японию отец Николай столкнулся с первыми трудностями. Отношение японцев к русским было враждебным, местные жители русских людей считали варварами. Многие японцы ратовали за то, чтобы русские были изгнаны с их земли. Ксенофобия в таких условиях порой проявлялась в виде открытого насилия — в Хакодате часто случались жестокие нападения на христиан.

Молодому священнику было очень тяжело справиться с навалившимися на него проблемами, но он не усомнился в правильности своего решения. Многие часы он проводил в своей келье, обращаясь к Богу с просьбой о помощи и наставлении.

Вначале Николай был плохо знаком с языком и культурой местных жителей, поэтому о просветительской деятельности не могло идти речи. Русских в то время считали опасными варварами, а христианство — страшной тоталитарной сектой. С усердием Николай взялся за изучение японского языка и вскоре овладел им на достаточно хорошем уровне.

Первым миссионерским успехом предстоятеля было обращение в христианство японского языческого жреца Такума Сабаве. Помимо языческих убеждений, мужчина состоял в тайном обществе, желающем изгнать иностранцев из Японии. После бесед с проповедником, изначально негативно настроенный японец, полностью изменил свое мировоззрение и отношение к русским людям.

После крещения Сабаве привел к священнику своих друзей. Вскоре крещение приняли более двадцати человек.

Интересно знать! На долю Такума Сабаве выпало много испытаний. Будучи жрецом, он был очень обеспеченным и уважаемым человеком. После принятия христианства, он утратил источник дохода, а потрясенная жена Сабаве вскоре сошла с ума и сожгла семейный дом вместе со всем имуществом.

Такума, принявший крещение под именем Павел, преследовался властями и вскоре был заключен в тюрьму. Святитель Николай очень беспокоился о судьбе своего ученика, но вскоре его жизнь наладилась. Сын Павла Сабаве стал христианином, а сам Павел после выхода из тюрьмы был рукоположен в сан диакона.

Число последователей христианства увеличивалась с каждым днем, что говорило о возможности систематического распространения христианского вероучения на территории Японии. Святитель Николай на время оставил своих учеников и отправился в Россию. Ему предстояло убедить Святейший Синод в необходимости открытия новой духовной миссии в Стране Восходящего Солнца.

Просьбы священника были удовлетворены. В Японию отправились новые священники, из государственного бюджета были выделены деньги, необходимые для хозяйственных и типографских нужд. Вскоре после этого отец Николай принимает решение отправиться в Токио.

Русско-японская война и последние годы жизни отца Николая

В этот период жизни священника начинается русско-японская война. Это не могло не отразиться на отношении японских властей к Православию. В газетах того времени православные храмы называли «ненавистными», «вражескими», «рассадниками зла».

После разрыва дипломатических отношений с Россией, только двое священников приняли решение вернуться на Родину. Отец Николай и его последователи остались на японской земле, так как не могли бросить свою паству.

Важно! В этот период отец Николай отстранился от проведения Богослужений и всецело посвятил себя переводу церковных книг. Будучи подданным России, он не мог молиться в храме вместе с прихожанами о победе Японии в грядущей войне. Своих прихожан он наставлял защищать Отечество, но руководствоваться не ненавистью к противнику, а любовью к своему народу.

В этот сложный период Отец Николай проявил истинную мудрость, которая подняла авторитет Православной Церкви в глазах простых японцев. Этот авторитет способствовал сближению России и Японии в послевоенные годы.

Священник прослужил на территории Японии более пятидесяти лет. Тяготы и лишения, пережитые отцом Николаем за эти годы, стали причиной обострения хронической сердечной астмы. Святитель Николай дожил до преклонных лет и умер 16 февраля 1912 года.

Труды священника

Миссионерская деятельность на территории иностранного государства невозможна без церковных книг, переведенных на язык простых прихожан. Перевод Священного Писания на японский язык святитель Николай считал главным делом своей жизни. Изначально он принялся за перевод Нового завета.

Затем предстояло перевести Ветхий Завет и книги, необходимые для проведения богослужений. Изначально все церковные службы проводились на церковнославянском языке, на японский язык были переведены лишь ключевые фразы православных молитв. Заветной мечтой священника был перевод всей Библии, но, к сожалению, ему не хватило на это времени.

Интересно знать! При переводе церковных текстов священник обращался за помощью к местным жителям. Многие иероглифы использовались в языческих молитвенных текстах и могли принимать ненужную эмоциональную окраску, вызывать неправильные ассоциации. Отец Николай обращался за советом к другим священникам и прихожанам, чтобы определить возможность использования того или иного иероглифа в православном контексте.

Помимо переводческой деятельности особое значение имеют и дневники священника. Они являются источником жизненных наблюдений в японский период жизни, важных мыслей и наставлений.

Канонизация Святого и память о нем

Святитель Николай был канонизирован спустя 60 лет после смерти. Несмотря на это, почитание началось еще при жизни Святого.

  • Его мощи были преданы земле на одном из самых уважаемых кладбищ Токио. Их небольшие извлеченные частицы считаются главными святынями православных храмов Японии.
  • В память о нем исполняются специальные тропари и кондаки. Они составлены на русском и японском языках.
  • Святого вспоминают в православных храмах России и Японии 3 февраля. В честь Святого названы 4 храма в Японии, 8 храмов в России и 4 храма в других странах.

Жизненный путь Николая Японского был ярким и самобытным. Для многих людей России и Японии святитель Николай стал примером истинной христианской доблести и горячей любви к Господу и людям.

Николай Японский: житие православного самурая

16 февраля — день памяти святителя Николая Японского. Будущий Святитель родился в 1836 году в Смоленской губернии. В 60-х годах XIX века в российском государстве возникла идея о развитии православной миссии в Японии. Получивший к тому времени духовное образование, Иван Касаткин, так звали святителя в миру, решил посвятить себя этому служению. Принеся монашеские обеты он отправился служить в церкви при русскому консульстве в городе Хакодате.

Групповая фотография участников Всеяпонского Православного Собора 1882 г.В центре сидит св. равноап. Николай Японский

К проповеди среди японцев святитель готовился с настоящим восточным упорством — в течение 8 лет — изучал японский язык, быт, культуру этой страны. После этого он возглавил Русскую Духовную Миссию, открывшуюся в столичном Токио. Здесь был построен православный храм, открылась духовное училище, началось издание местного «Церковного вестника», переводились книги, был создан богословский словарь. Службы и преподавание велись на японском языке.

Труднейшим периодом в жизни святителя стала Русско-японская война 1905 года – святитель, преданный своей японской пастве, не мог не болеть за русских солдат, помогая пленным.

За полвека миссионерской работы святителя Николая, в Японской Православной Церкви было образовано 266 общин, окормлявших 33 017 православных японцев. В составе епархии был 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сегодня автономная Японская Православная Церковь — это три епархии, включающие в себя 150 приходов, на которых служит 40 священнослужителей. Все это — наследие святителя Николая.

10 фактов о святителе Николае Японском

1) Что бы добираться до семинарии губернского города Смоленска, будущему святому пришлось пройти пешком более 150 верст. Иван Касаткин был из духовного сословия, и был воспитан с верой в то, что должен обязательно следовать пути его отца-священника.

2) Дорога до Японии заняла целый год. Через всю Сибирь святитель проехал в кибитке. «Япония рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе и все обновится. », — вспоминал святитель в своих дневниках.

Артёмова Мария, 13 лет

3) Проповедь христианства в Японии долгое время каралось смертной казнью. «Японцы смотрели на христианство, как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи», — рассказывал архиепископ Николай.

Артёмова Мария, 13 лет

4) Во время занятий японским языком отдыха просили учителя, которых он нанимал по двое и трое одновременно, чтобы они могли сменять друг друга – столь сильным было его рвение поскорее овладеть языком.

Читайте также:  Каким святым молиться от беснования

5) Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями, изучал литературу. Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, гостя стали усаживать, но ни одного стула рядом не оказалось. Тогда ему вежливо предложили сесть на жертвенник, к великому удивлению растерявшегося миссионера.

6) Первого японца отец Николай, несмотря на угрозу смерти, крестил уже через 4 года своего служения. Им стал бывший жрец синтоистского храма. Тот всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, и святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься?». Японец ответил: «Ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии». «А ты разве знаком с моим учением? Сначала выслушай, а потом суди», предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабе был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем.

Рисунок Ксении Козловой, 13 лет. “Бедные японцы молятся перед иконой св. Николая Японского”

7) Поучая, святитель говорил об очень простых вещах, но всегда зажигал сердца. Земледелец, учитель, воин, купец – все они необходимы для человечества, — говорил епископ — всем им быть повелел Господь. Пусть они трудятся в сознании этого, тогда одним исполнением своего служения получат Царство Небесное. Был внимателен к людям, посещал дома, терпеливо и часто подолгу беседовал с язычниками.

8) В течении 30 лет, каждый день, ровно в шесть часов вечера входил в келью отца Николая его постоянный сотрудник по переводам Накаи-сан. Он садился рядом с епископом на низенький табурет и начинал писать под диктовку переводы духовных книг на японский язык. Работа продолжалась четыре часа. Откладывалась она только в дни вечерних богослужений и праздников.

9). Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905. Рискуя жизнью он остался с Японской Православной Церковью. Будучи сам горячим патриотом России, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей страны. Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору. Но сам во время войны в общественном богослужении не участвовал — не мог молиться о победе Японии над его отечеством.

Рисунок Ксении Козловой, 13 лет

10) С юбилеем служения владыку Николая поздравлял сам губернатор Токио. Владыка согласился торжественно отпраздновать юбилей служения в Японии, зная, что праздник привлечет внимание многих, и это послужит большему распространению Веры Христовой.

Молитвы святому равноапостольному Николаю Японскому

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Ин тропарь святому равноапостольному Николаю Японскому, глас 4-й

Яко апостолом сопричастника в трудех и возмездиих Церковь тя с любовию почитает, святителю отче Николае равноапостольне. Положив бо многими подвиги начало Православия в Японии язычестей, умножил еси в ней чада спасения, и по кончине прият тя Бог во обители апостол Своих по достоянию. Сего ради молим тя молися Господеви пребыти и в предняя делу твоему незыблему на веки, и ввестися в лоно Церкве Православныя всем погибнути имущим, умиритися мирови и спастися душам нашим.

Кондак святому равноапостольному Николаю Японскому, глас 4-й

Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостолъне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся, пастырю добрый наш.

Ин кондак святому равноапостольному Николаю Японскому, глас 2-й

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи, возмездил еси Боголепно, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Величание святому равноапостольному Николаю Японскому

Величаем тя, равноапостольне Николае, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва первая святому равноапостольному Николаю Японскому о помощи в учебе и изучении языков, об обращении в веру маловеров и нехристиан

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святый святителю, равноапостольный Николае Японский! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися обращенным тобою ко Христу, и всея паствы Христовы людем. Упроси Вышняго: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, процветание Православия в стране нашей Российстей и в земли Японстей да утвердит. Архиереи благолепием святительства да украсит, монашествующыя к подвигом добраго течения да укрепит: царствующыя грады и вся грады страны добре сохранит. О святителю предивный! Мир весь предстательством твоим умири: от глада, жажды, пагубы и крамолы избави ны, от стихий часто находящих на ны, грех ради наших многих, от тлетворных ветр, губительныя язвы и от нападения иноплеменных сохрани. Старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя и в темнице сидящыя свободи и возврати, немощствующыя исцели, плавающым буди добрый кормчий, и всех везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе, и усердно припадающих, и молящихся тебе от клеветы и всяких напастей, враг видимых и невидимых, бед и всякаго зла твоим ходатайством свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да простит нам вся грехи, от юности содеянныя нами, и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, да купно с ними славим Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому равноапостольному Николаю Японскому о том же

О великий угодниче Христов, равноапостольный святителю Николае! Услыши ны, раб Божиих (имена), и призри на немощи наша, и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою и да избавит нас, к святей иконе твоей с верою прибегающих, от бед и напастей, недугов телесных и душевных, и да сподобит Царствия Своего Небеснаго во веки веков.

Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ

Дни памяти

9 августа (переходящая) – Собор Смоленских святых

Житие

Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Япон­ский, в ми­ру Иван Ди­мит­ри­е­вич Ка­сат­кин, ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1836 го­да в Бе­ре­зов­ском по­го­сте, Воль­ско­го уез­да, Смо­лен­ской гу­бер­нии, где его отец слу­жил диа­ко­ном. Пя­ти лет он по­те­рял мать. Окон­чив Бель­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а за­тем Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1857 го­ду Иван Ка­сат­кин по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию. 24 июня 1860 го­да в ака­де­ми­че­ском хра­ме Две­на­дца­ти Апо­сто­лов епи­скоп Нек­та­рий со­вер­шил по­стри­же­ние его в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Ни­ко­лай. В день па­мя­ти пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, 29 июня, инок Ни­ко­лай был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на, а 30 июня – в пре­столь­ный празд­ник ака­де­ми­че­ско­го хра­ма – в сан иеро­мо­на­ха. За­тем по его же­ла­нию отец Ни­ко­лай был на­зна­чен в Япо­нию на­сто­я­те­лем кон­суль­ско­го хра­ма го­ро­да Ха­ко­да­те.

Сна­ча­ла про­по­ведь Еван­ге­лия в Япо­нии ка­за­лась со­вер­шен­но немыс­ли­мой. По сло­вам са­мо­го от­ца Ни­ко­лая, “то­гдаш­ние япон­цы смот­ре­ли на ино­стран­цев как на зве­рей, а на хри­сти­ан­ство как на зло­дей­скую цер­ковь, к ко­то­рой мо­гут при­над­ле­жать толь­ко отъ­яв­лен­ные зло­деи и ча­ро­деи”. Во­семь лет ушло на то, чтобы изу­чить стра­ну, на­род, язык, нра­вы, обы­чаи тех, сре­ди ко­го пред­сто­я­ло про­по­ве­до­вать, и к 1868 го­ду паства от­ца Ни­ко­лая на­счи­ты­ва­ла уже око­ло два­дца­ти япон­цев. В кон­це 1869 го­да иеро­мо­нах Ни­ко­лай в Пе­тер­бур­ге до­ло­жил Си­но­ду о ре­зуль­та­тах сво­ей ра­бо­ты. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние: “Об­ра­зо­вать для про­по­ве­ди меж­ду япон­ски­ми языч­ни­ка­ми Сло­ва Бо­жия осо­бую Рос­сий­скую Ду­хов­ную Мис­сию”. Отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен на­чаль­ни­ком этой Мис­сии. Вер­нув­шись в Япо­нию, бу­ду­щий свя­ти­тель пе­ре­дал Ха­ко­дат­скую паст­ву иеро­мо­на­ху Ана­то­лию, а сам пе­ре­нес центр Мис­сии в То­кио. В 1871 го­ду в стране на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан, мно­гие под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям (в том чис­ле пер­вый пра­во­слав­ный япо­нец, зна­ме­ни­тый впо­след­ствии мис­си­о­нер-свя­щен­ник Па­вел Са­ва­бе). Толь­ко к 1873 го­ду го­не­ния несколь­ко пре­кра­ти­лись, и ста­ла воз­мож­на сво­бод­ная про­по­ведь хри­сти­ан­ства.

В тот же год ар­хи­манд­рит Ни­ко­лай при­сту­пил к стро­и­тель­ству в То­кио церк­ви и шко­лы на пять­де­сят че­ло­век, а за­тем и ду­хов­но­го учи­ли­ща, ко­то­рое в 1878 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в се­ми­на­рию.

В 1874 го­ду в То­кио при­был прео­свя­щен­ный Па­вел, епи­скоп Кам­чат­ский, чтобы ру­ко­по­ло­жить во свя­щен­ный сан ре­ко­мен­ду­е­мых ар­хи­манд­ри­том Ни­ко­ла­ем кан­ди­да­тов из мест­но­го на­се­ле­ния. К это­му вре­ме­ни при Мис­сии в То­кио дей­ство­ва­ли че­ты­ре учи­ли­ща – ка­те­хи­за­тор­ское, се­ми­нар­ское, жен­ское, при­чет­ни­че­ское, а в Ха­ко­да­те два – для маль­чи­ков и де­во­чек. Во вто­рой по­ло­вине 1877 го­да Мис­си­ей стал ре­гу­ляр­но из­да­вать­ся жур­нал “Цер­ков­ный вест­ник”. К 1878 го­ду в Япо­нии на­счи­ты­ва­лось уже 4115 хри­сти­ан, су­ще­ство­ва­ли мно­го­чис­лен­ные хри­сти­ан­ские об­щи­ны. Бо­го­слу­же­ние и пре­по­да­ва­ние на род­ном язы­ке, из­да­ние книг ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния – вот сред­ства, ко­то­рые поз­во­ли­ли Мис­сии до­бить­ся за ко­рот­кий срок столь зна­чи­тель­ных ре­зуль­та­тов.

30 мар­та 1880 го­да в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­лая во епи­ско­па. Вер­нув­шись в Япо­нию, свя­ти­тель с еще боль­шим усер­ди­ем стал про­дол­жать свои апо­столь­ские тру­ды: за­вер­шил стро­и­тель­ство со­бо­ра Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в То­кио, при­нял­ся за но­вый пе­ре­вод бо­го­слу­жеб­ных книг, со­ста­вил на япон­ском язы­ке осо­бый пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский сло­варь.

Боль­шие ис­пы­та­ния вы­па­ли на до­лю свя­ти­те­ля и его паст­вы в пе­ри­од рус­ско-япон­ской вой­ны. За свои по­движ­ни­че­ские тру­ды в эти тя­же­лые го­ды он был удо­сто­ен воз­ве­де­ния в сан ар­хи­епи­ско­па.

В 1911 го­ду ис­пол­ни­лось пол­ве­ка с тех пор, как мо­ло­дой иеро­мо­нах Ни­ко­лай впер­вые сту­пил на япон­скую зем­лю. К то­му вре­ме­ни в 266 об­щи­нах Япон­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло 33017 хри­сти­ан, 1 ар­хи­епи­скоп, 1 епи­скоп, 35 свя­щен­ни­ков, 6 диа­ко­нов, 14 учи­те­лей пе­ния, 116 про­по­вед­ни­ков-ка­те­хи­за­то­ров.

3 фев­ра­ля 1912 го­да, на 76-м го­ду жиз­ни, про­све­ти­тель Япо­нии ар­хи­епи­скоп Ни­ко­лай мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 10 ап­ре­ля 1970 го­да вы­нес акт о про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля в ли­ке рав­ноап­о­сто­лов, ибо в Япо­нии свя­той уже дав­но был чтим как ве­ли­кий пра­вед­ник и мо­лит­вен­ник пред Гос­по­дом.

Святитель Николай Японский

Избранный от родов российских на благовестив Христово в стране Японстей, душу свою полагал еси за отцы своя, утверждая их в вере истинней. Подвиги твоя почитающе, хвалим тя сице: Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японская предстателю.

Икос 1

Ангел, яко Товии, спутешествовал тебе, егда в младая лета своя направил еси стопы в страну сию, далече отстоявшую. Сего ради вопием ти сице:

Радуйся, Смоленские земли славное порождение.

Радуйся, от младенчества церковь возлюбивый.

Радуйся, в сиротстве Богоматерию Смоленскою Одигитриею не оставленный.

Радуйся, духовной наукою умудренный.

Радуйся, на бдении всенощном путь свой предузнавый.

Радуйся, сладость мира ни во что же вменивый.

Радуйся, чина ангельского и иерейского удостоенный.

Радуйся, проповедати Евангелие вожделевый.

Радуйся, к неведащим спасение жалости исполненный.

Радуйся, и дальних, яко ближних возлюбивый.

Радуйся, гонения за веру не страшивыйся.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 2

Видяще подвиги святителя Иннокентия, богомудраго просветителя Сибирского и Алеутского, поревнова равноапостольный ему, зовый: Аллилуия.

Икос 2

Разуме в смирении явил еси, святче, Господу моляся о даре языков: како проповедаю народу чуждему; како отверзу уста неискусная; слышаще твоя словеса боголюбная, паству твою на наречии исконном ея поучающая, хвалим тя сице:

Радуйся, любовию Христовою побеждавый.

Радуйся, окормлявый духовныя младенцы.

Радуйся, супротивников в чада преложивый.

Радуйся, крещением их грехи омывый.

Радуйся, познанием веру укреплявый.

Радуйся, наставниче добрый и рачительный.

Радуйся, пресвитеров Японских поставивый.

Радуйся, церковного чина устроителю.

Радуйся, и нашего отечества защитниче.

Радуйся, согласия братского поборниче.

Радуйся, светильниче веры Православныя.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 3

Сила Вышняго осени и укрепи тя, отче, егда пришел еси в страну языческую, смертию сынов своих казнящую за принятие святого крещения. Ты же, ниву прозревая Божию, вопиял еси: Аллилуия.

Читайте также:  Какому святому молиться за учеников

Икос 3

Имый любовь нелицемерную, мнил страну сию быти невестою украшенную, жениха на браке ожидающею, ибо ведала она обручение, кровию мучеников древле обагренная, просиявшая старцы и женами распятыми, и детьми Христа исповедавшими. Почитающи неложное твое упование, прославляем тя сице:

Радуйся, святителю духовный.

Радуйся, силою Креста укрепленный.

Радуйся, столпе непоколебимый.

Радуйся, пастырю небоязненный.

Радуйся, разуме несмущаемый.

Радуйся, проповедниче немолчный.

Радуйся, никого не осудивый.

Радуйся, и сам не осужденный.

Радуйся, исповедников сопричастие.

Радуйся, молитвенниче верный.

Радуйся, любимче ангела хранителя.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 4

Бурю возбудиша идолослужителие, не терпящие духа христианскаго, видяще, како церковь созидается. Ты же радуяся терпению чад своих, заключенных в подземелиих темничных, купно с ними возглашаше: Аллилуия.

Икос 4

Слышаше, яко учение Христово вся народы объемлет и приемлет их равночестно, и яко обители им многи Господь уготовал, притекаху к тебе мужие и жены, отроцы и старцы, пастырю добрый, тем же и мы хвалим тя сице:

Радуйся, малое стадо Христово собравый.

Радуйся, тесным путем к Богу его приводяй.

Радуйся, церковь Акилы с Прискиллой в подражание приявый.

Радуйся, церкви домашния зде утвердивый.

Радуйся, общия трапезы благословивый.

Радуйся, верных своих не оставлявый в бедах.

Радуйся, сильным сыном поручавый слабейших.

Радуйся, слабых державый отеческою дланию.

Радуйся, сеявый мудро на ниве Христовой.

Радуйся, строивый церковь на камени твердом.

Радуйся, рабе усердный, не скрывый таланта.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 5

Боготечною звездою явился еси, отче, солнцу правды пламенно служа и ко Господу приводя верных, яко древле звезда Вифлеема. Светоносно тобою облечаеми, вопием Христу: Аллилуия.

Икос 5

Видев капища идольския и пагоды буддийския, плача, молящеся праведный: где созижду церковь Тебе, Господи; и бысть услышана уст твоих молитва:

Радуйся, яко елень на источницех водных.

Радуйся, храм Воскресения Христова воздвигий.

Радуйся, Крест утвердивый над градом стольным.

Радуйся, звон колокольный вознесый до небесе.

Радуйся, пламень гопения на христиан угасивый.

Радуйся, доброе имя стяжавый в людех Японских.

Радуйся, древним обычаем не поругавыйся.

Радуйся, друга и брата в народе Японстем обретый.

Радуйся, светоносителю, посланный Богом.

Радуйся, домоправителю господа верный.

Радуйся, ныне увенчанный славою небесною.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 6

Проповедницы святого Евангелия радуются в горних чертозех, приемлюще тя, яко собрата. Мы же, сродницы твои, милость узревши таковую, Богу воспоим: Аллилуия.

Икос 6

Возсиявый от земли Смоленския, со святыми земли Российския сочетаваешися: се святитель Димитрий Ростовский, цевница духовная: се Задонская похвало Тихоне, собиратель сокровища умнаго, се Стефан, просветитель Пермский: Сергий, Серафим, Зосима и Савватий, утешение Российское: се святии, тайнии и явленнии, Отечества нашего Божественное сияние. Мы же, великия радости исполнени, прославляем нового угодника:

Радуйся, сыне сельского диакона.

Радуйся, убожество в младости познавый.

Радуйся, обет нестяжания принесый.

Радуйся, иночество до смерти соблюдый.

Радуйся, архипастырю в ризах многошвенных.

Радуйся, в убогих келиях пребывавый.

Радуйся, в миру мирского не искавый.

Радуйся, наставниче новопросвещенных.

Радуйся, крестителю рыбарей Аинских.

Радуйся, дошедый до пределов дальних.

Радуйся, сподвижников в школе возрастивый.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 7

Хотяй от земли в горняя преселитися, блаженный рече: что ми тело сие, немощми томимое, аще не могу работати Господеви; храмину сию оставляю, взывая: Аллилуия.

Икос 7

Новое торжество в стольнем граде японстем: празднова Пасху святитель в церкви токийской соборней, и познаша людие японстии истинную Пасху спасительную. Мы же, поминающе сей день, вопием велегласно:

Радуйся, в веце жестоцем любовь сохранший.

Радуйся, архитриклине церковнаго пира.

Радуйся, старче, очима не даваяй дремания.

Радуйся, отче, сретаяй чада целованием.

Радуйся, чада своя поставлявый пред Богом.

Радуйся, Духа стяжавый в трудех повседневных.

Радуйся, зревый плоды своих рук при исходе.

Радуйся, семя горушное бросивый в землю.

Радуйся, древо прекрасное нам завещавый.

Радуйся, мосте живый Христианского Мира.

Радуйся, ангельски радуяйся в день Воскресения Христова.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 8

Странная видяще, како японская чада Христовы воином русским плененным братски служаху, Господу песнь воспоим: Аллилуия.

Икос 8

Весь был предан еси на служение Богу, людем такожде служа непрестанно обоя заповеди сочетая. Царский путь твой умиленно прославляем сице:

Радуйся, умный Богу служитель.

Радуйся, архирейски жертву приносяй за народы.

Радуйся, пленных русских попечителю.

Радуйся, в грозе военной чад своих не оставивый.

Радуйся, отечествию исконному верность сохранивый.

Радуйся, наставниче милости и мужества.

Радуйся, уцеломудривший души соблазненныя.

Радуйся, пристанище отверженных.

Радуйся, сокровище смирения.

Радуйся, чертоже покаяния.

Радуйся, любы не победимая.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 9

Всякое древо по плоду познается. Плод же трудов твоих многих бысть спасение многих людей. Посему возгласим: Аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещанныя подвигом твоим изумляются, ангели с тобою ликовствуют. Мы же, ведяще смиренное житие твое и терпение многомощное, хвалим тя сице:

Радуйся, не древле, а ныне подвизавыйся.

Радуйся, образе архипастыря православного.

Радуйся, глубокое наше обличение.

Радуйся, Христа базгрешное исповедание.

Радуйся, благоразумия мера истинная.

Радуйся, сокровище, в духе собираемое.

Радуйся, сокровище для ближних расточаемое.

Радуйся, приемляй мзду тысячекратную.

Радуйся, безсмертныя радости исполненный.

Радуйся, борения наша утешаяй.

Радуйся, моления отечески приемляй.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 10

Спасти потщился люди отчаянныя, истинного Бога не ведящия. Ныне в сени смертней свет узревший, чада твоя вопиют: Аллилуия.

Икос 10

Стена еси Богородица Дево: тепле молился святитель, церковь свою утверждая. Яко на острове обуреваемом, среди иноверных, пребывала она без щита ограждения. Мы же, узревше ея крепость и верность, поем ти сице:

Радуйся, церковь надежным покровом укрывый.

Радуйся, Матери Божией предав обращенных.

Радуйся, отроковиц научивый молитися.

Радуйся, свете целомудрия девам внушавый.

Радуйся, браком честным освящавый японские семьи.

Радуйся, правых суждений святое зерцало.

Радуйся, мир приносивый селением и градом.

Радуйся, в нуждах своих укреплявыйся верою.

Радуйся, старцу отцу помогавый до смерти.

Радуйся, в мире пожив, но от мира свободный.

Радуйся, по кончине всеми оплаканный.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 11

Пение всякое подвигом твоим побеждается, святителю, коим словом обымем апостольское твое служение; речем же с тобою: Аллилуия.

Икос 11

Светоприемно церковь Японская прия благовестив на наречии своем от труда твоего, просветителю истинный. Уподобился еси вселенским учителем, обращая любомудрия словеса твоя на служение горней мудрости. Почитающе доброделание твое, хвалим тя сице:

Радуйся, Священное Писание уразумевый.

Радуйся, чадом человеческим его предавый.

Радуйся, достойная речения находивый.

Радуйся, неверная и лестная отметавый.

Радуйся, соборный труд свой с церковию мысливый.

Радуйся, блаженно от трудов почивый.

Радуйся, к народу приближавый слово.

Радуйся, богослужение на наречии отеческом Японстей церкви даровавый.

Радуйся, отвергни вся хитросплетения.

Радуйся, питавый и млеком и медом.

Радуйся, смиривый гордость лжеименных.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 12

Благодать почила на тебе, являющи святость твоего служения. Аще и чудес не совершал еси, якоже и Иоанн Креститель, паче же свидетельство и твое церковь новозданная. Чудом Божиим в дни последния утвержденная, да единым сердцем с нею воспеваем: Аллилуия.

Икос 12

Поюще прославление твое и к лику святых пречисление сродниче наш и пастырю, хвалим тя сице:

Радуйся, святостию твоею церковь в последния дни утвердивый.

Радуйся, муки земныя забвение.

Радуйся, благодати тихое веяние.

Радуйся, прибегавших к тебе помощнице.

Радуйся, подвизающихся сподвижниче.

Радуйся, садовниче благий и цветоблюстителю.

Радуйся, нестроения наша исправляяй.

Радуйся, стетаяй чад своих в райских обителях.

Радуйся, поминающих тя поминаяй.

Радуйся, бурного моря отишие.

Радуйся, звездо закатная и восточная.

Радуйся, равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю.

Кондак 13

О пресвятый и пречудный, преславный и предивный просветителю страны Японския, присный молитвенниче наш пред престолом Святыя Троицы, святый равноапостольный святителю отче Николае! Приими нынешнее приношение наше и умоли Спасителя Бога и Его Пречистую Матерь, да твоим ходатайством просветит Православием обращенный тобою народы и страну нашу Российскую; и избавит нас от всяких напастей врагов видимых и невидимых, пагубы и крамолы, бед и скорбей, и даст грехов оставление, и вечных мук избавление, и Царства Небеснаго сподобит, да купно с тобою и всеми святыми Троице Святей во веки веков поем: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Тропарь, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостольне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздая благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся, пастырю добрый наш.

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святый святителю, равноапостольный Николае Японский. Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися обращенным тобою ко Христу, и всея паствы Христовой людем. Упроси Вышняго, страждущую страну Российскую от лютых безбожников и власти их Господь да освободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, процветание Православия в стране нашей Российстей и в земли Японстей да утвердит: архиереи благолепием святительства да украсит, монашествующия к подвигам добраго течения да укрепит: царствующия грады и вся грады страны добре сохранит.

О святителю предивный! Мир весь предстательством твоим умири: от глада, жажды, пагубы и крамолы избави ны, от стихий часто находящих на ны, грех ради наших многих, от тлетворных ветр, губительных язв и от нападения иноплеменных сохрани. Старые утеши, юные настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя и в темнице седящия свободи и возврати. Немощствующия исцели, плавающим буди добрый кормчий, и всех везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе, и усердно припадающих, и молящихся тебе от клеветы и всяких напастей, враг видимых и невидимых, бед и всякого зла твоим ходатайством свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да простит нам вся грехи, от юности соделанныя нами, и в день страшного пришествия Его от шуйяго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, да купно с ними славим Единого в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Николай Японский: житие и труды святителя

Один из самых знаменитых миссионеров 20-го столетия — святитель Николай Японский. Он был создателем и первоиерархом Японской Православной церкви, положившим все душевные и физические силы на развитие своего детища.

Автор книги о святителе А. Платонова утверждала, что каждый русский человек должен знать житие равноапостольного Николая — одного из тех, кто составляет величие и гордость России.

Детство

Будущий святитель родился в селе на Смоленщине в 1836 г., сейчас на этом месте находится деревенька Береза Тверской области. В крещении мальчика назвали Иваном в честь Иоанна Предтечи. В пятилетнем возрасте Иван потерял мать, которой на момент смерти было всего 34 года. Отец мальчика — диакон Дмитрий Касаткин — остался один с тремя детьми.

Жизнь семьи проходила в бедности и лишениях, что с детства воспитало в Иване стойкость к жизненным испытаниям. Впоследствии Николай заботится об отце до его кончины, передавая часть своего жалованья домой.

Юношеские годы и молодость

Юноша окончил Бельское училище, а затем решил продолжить обучение в Смоленской семинарии. К учебному заведению Иван шел пешком много километров, так как железной дороги не было, а на лошадь не хватало средств. Проявив недюжинные способности, юноша в 1856 г. оканчивает семинарию. На дальнейшее обучение его направляют в Петербург в Духовную Академию, где Иван учится за государственные средства.

Заканчивая Академию, молодой человек все еще не представляет своей дальнейшей судьбы, тем более не задумывается о монашеском пути.

Однажды в стенах Академии он случайно наталкивается на объявление, приглашающее к поездке в Японию с целью занять место настоятеля храма при российском посольстве. Юноша загорается желанием поехать в далекую страну для христианской проповеди.

Принятие монашества

Приняв твердое решение отправиться в Японию, причем в монашеском чине, Иван приходит к ректору с прошением. Желание юноши передали митрополиту, и вскоре благословение на отъезд было получено.

В 1860 г. Иван принимает постриг, получив новое монашеское имя — Николай.

Читайте также:  Какому святому молиться при ссоре

Через несколько дней инока рукоположили в иеромонаха. Проведя несколько дней в родной деревне, Николай отправился в дорогу.

Из-за окончания навигации зиму пришлось пережить в Сибири, где он познакомился с владыкой Иннокентием. Этот архипастырь в будущем прослывет просветителем Сибири. Иннокентий напутствовал иеромонаха, советуя как можно быстрее приступить к изучению японского языка. Сшил будущему миссионеру бархатную рясу и подарил свой наградной крест. Летом 1861 г. Николай прибывает в порт Хакодате.

Зрелый возраст

При российском консульстве в Хакодате находился Воскресенский деревянный храм, который впоследствии сгорел и был заменен каменным. Его бывший настоятель – о. Василий Махов — спустя год служения заболел и вернулся в Россию.

После этого консул Гошкевич вынужден был просить у Синода нового священнослужителя, имеющего высшее духовное образование. Гошкевич быстро сдружился с Николаем, ведь их объединяли годы учебы, проведенные в Петербургской Академии.

Жизнь в Хакодате

Первое время святитель лишь проводил церковные службы для работников консульства и случайных моряков с российских кораблей, зашедших в порт. Эта скудная деятельность была обусловлена местным законом, запрещающим проповедовать христианство среди японцев.

Отношение к христианам и к иностранцам вообще было крайне негативным и враждебным.

Новая политика, открывшая страну для чужеземцев, вызвала бурю протеста у самураев. Они вели открытую борьбу с иностранным влиянием, не гнушаясь запугиванием и даже убийствами. К новому священнику местные жители отнеслись с настороженностью, считая его шпионом из Европы.

Иеромонаха постигло горькое разочарование. Он решил, что миссионерство в Японии невозможно. Кроме того, его мучила мысль о неправильно выбранном жизненном пути, чувствовалась нехватка семьи. Незнание местного языка и культуры, враждебность японцев, тоска по Родине сделали жизнь Николая невыносимой. Эти испытания длились в течение нескольких лет.

С первых дней пребывания в Японии святитель изучает сложнейший японский язык и культуру страны, на овладение языком в совершенстве ушло около 8 лет. Благодаря тяжкому и упорному труду, ежедневным занятиям по 14 часов в сутки Николай мог читать подлинники древней японской литературы.

Впоследствии пресса писала о святителе как о человеке, знающем японскую культуру и язык лучше самих японцев.

Постепенно иеромонах Николай завоевал расположение местных жителей добротой и отзывчивостью. Его стали звать в гости, появились первые друзья среди японцев. Это радушие отчасти объяснялось и тем, что святитель никогда не порицал и не высмеивал буддизм и религиозные традиции местного населения.

Церковное служение

В 1869 г. Николай испрашивает у Синода благословение на организацию русской духовной миссии, для чего он лично посещает Россию и находится там почти год. Утвержденный Александром II документ определял состав миссии, которая включала начальника и трех иеромонахов с причетником.

Святитель был определен главой миссии и возведен в сан архимандрита. На нужды миссионеров выделили средства из государственной казны и духовного ведомства. Миссия была подчинена Камчатской православной епархии и епископу.

Центры миссии находились в городах:

Прибыв обратно в Японию в 1871 г., святитель с радостью обнаружил, что количество новообращенных христиан увеличилось. Этому способствовал упорный труд православных священников-японцев, на попечение которых была оставлена паства. В 1872 г. Николай переселяется в Токио, оставив в Хакодате своего верного помощника священника Анатолия (Тихая).

В 1873 г. правительством Японии был принят декрет о прекращении гонений на христиан и отмене некоторых запретов, касающихся христианства. Это событие открыло для святителя огромные возможности в миссионерском деле. Впоследствии им была создана первая православная семинария в Японии, основан Воскресенский собор в Токио.

Военные годы

В 1900 г. неприязнь по отношению к русским снова усиливается, что сказывается также на восприятии православной церкви. После заключения союза между Англией и Японией конфликт с Россией становится практически неизбежен. В начале февраля 1904 г. происходит разрыв дипломатических отношений между странами по инициативе Японии.

Некоторые русские священники, служившие в миссии, отправляются на родину. Николай вынужден прекратить письменное общение с российскими друзьями.

Он глубоко переживает военный конфликт, перестает посещать общественные мероприятие, не желая проводить молебны за победу Японии.

После того как в Японию начинают привозить российских пленных, количество которых за всю войну составило около 73 тыс., святитель испрашивает разрешение на организацию Общества духовного утешения. Организация предназначается для христианского окормления тех, кто находится в плену.

Благодаря такту и мудрости Николая в период войны, японцы стали ценить и уважать святителя еще больше.

С российской стороны также прозвучала высокая оценка его деятельности. В 1906 г. Николая возводят в сан архиепископа Токийского.

Однако из-за тяжелого послевоенного положения иссяк поток средств, выделяемых на миссию. Это привело к закрытию катехизаторского училища. Спасло положение прибытие епископа Сергия (Тихомирова). Он сразу развернул активную миссионерскую деятельность, что послужило большим утешением святителю Николаю.

Последние годы жизни

В 1911 г. в честь пятидесятилетнего служения архипастыря в Японии собралось много священнослужителей и чад старца — своего духовного отца . После проведения торжества, приняв множество гостей, владыка Николай ощутил сильнейшее нервное перенапряжение, что обострило болезнь сердца.

В 1912 г., спустя несколько дней после праздника Рождества Христова, святитель ложится в больницу в Цукидзи. Однако через некоторое время неутомимый архипастырь добивается выписки, чтобы продолжить труды. Этой же ночью японский старец скончался.

Множество народа провожало архиепископа Николая в последний путь, за гробом шла процессия, которая растянулась на 10 км.

На могилу святителя среди прочих прощальных венков был возложен венок от японского императора — большая честь для иностранца.

Миссионерская деятельность святителя

Не зря архипастыря прославили в лике святых как равноапостольного, ведь благодаря его кипучей деятельности и неутомимым трудам примерно 40 тыс. японцев были крещены в православную веру. Святитель является создателем японской православной церкви, которая не стала копией русской, но с самого начала обладала национальными чертами.

Отец Николай не пытался русифицировать японскую церковь, адаптируя богослужение и писание под японскую культуру и традиции.

Львиную долю времени архипастырь тратил на переводческие труды, желая донести до паствы сокровищницу христианских текстов.

Особенностью миссии святителя было то, что просветительской деятельностью активно занимались сами новообращенные японцы. Они доносили до собратьев суть христианской веры, привлекая их к церкви.

Большое внимание уделялось образованию. Была создана семинария и ряд духовных специализированных школ, при миссии существовала хорошая библиотека.

Канонизация и почитание

Архиепископ Николай был канонизирован русской церковью в 1970 г., зарубежная православная русская церковь прославила святителя в 1994 г.

В Японии равноапостольного Николая стали почитать сразу же после его кончины.

Уже на похоронах архипастыря люди старались сохранить хотя бы щепку от гроба любимого пастыря, которая считалась за святыню.

В Китае чтут память Николая, связывая его со святым Митрофаном — первым священником на этой земле. Архипастырь совершил рукоположение этого китайского священномученика. Православные Кореи хранят память об окормлении своих пастырей владыкой Николаем.

Храмы во имя Николая

В Воскресенском соборе города Токио существует придел, посвященный равноапостольному Николаю — первый храм, названный в честь святого. Его освящение произошло в 1970 г., в народе эта церковь известна под именем «Николай-до». Впоследствии и в других городах Японии стали появляться храмы его имени.

В 90-е годы в России также возникают храмы, названные именем святителя. На данный момент существует 7 таких церквей в разных регионах РФ. Храмы в честь святого есть в Белоруссии, США и даже ЮАР.

История мощей святого

Святитель похоронен в Токио, на кладбище под названием Янака, где находятся захоронения многих людей, пользующихся почтением у японцев. После канонизации архипастыря духовные чада хотели забрать мощи святого и положить их в Токийском соборе. Однако власти города не дали на это разрешение, мотивируя отказ тем, что старца Николая почитают многие люди разных конфессий.

Частицы мощей владыки находятся в храмах Токио и Хакодате, в Никольской церкви города Вашингтон. В России с 2003 г. часть мощей открыты для поклонения в поселке Мирный, а с 2008 г. — в Успенском храме Владивостока.

Труды равноапостольного Николая

Архипастырь много времени уделял изучению японской истории и культуры, из-под его пера вышло немало научных статей, посвященных Японии. Однако большей любовью и популярностью у читателя пользуются письма и дневники великого миссионера.

Дневники и заметки

Около 40 лет святитель вел дневник, дошедшие до нас записи охватывают период с 1870 до 1911 гг. До 1979 г. дневники считались уничтоженными в пожаре 1923 г., начавшемся в Токийском соборе во время землетрясения. Однако тетради с дневниковыми записями были обнаружены в Ленинградском историческом архиве профессором Накамура.

Оказалось, что дневники и письма святого были переданы в Россию митрополитом Сергием (Тихомировым) еще в 1912 г., но в годы революции попали в архив и были забыты.

Дневники представляют собой изложенные на бумаге размышления архипастыря о возникновении и развитии Японской Церкви, воспоминания о поездках и общении с людьми разных чинов и слоев общества. Дневники несколько раз издавались в России, также переведены на японский язык.

Миссиология

Главным и основным делом жизни святого Николая было миссионерство. Все силы и труды архипастыря направлялись на то, чтобы как можно больше японцев узнали о Христе. Для этого требовались трудолюбивые и грамотные помощники.

Архипастырем было составлено «Положение для Русской Духовной миссии в Японии», где он изложил требования к миссионеру и его основные обязанности.

Так, например, миссионером мог стать монах не младше 33 лет, понимающий японский язык, уделяющий достаточно времени для самообразования. Одним из правил была терпимость к иным христианским конфессиям.

Главной целью российских миссионеров было подготовить катехизаторов из местного населения.

Вопросам миссии владыка посвящал многие статьи. Например, в статье под названием «В Японии жатва многа. » святитель критикует методы католической миссии, которая технические приспособления выдавала за чудеса, держа японцев в страхе.

Письма и послания

Почти всю жизнь святитель писал письма к друзьям и наставникам в России и Японии, своим духовным чадам. В письмах можно найти много интересных деталей повседневной жизни японского прихода, проблемы, с которыми столкнулся святитель в чужой стране.

В посланиях можно узнать об общении отца Николая с военнопленными в годы войны, их духовном окормлении. Многие из писем были изданы, например, книга «Видна воля Божия просветить Японию» содержит подборку наиболее интересных посланий архипастыря.

Проповеди и слова

Проповеди владыки были наполнены такими яркими образами и обладали такой силой, что неоднократно срывали аплодисменты у слушателей. Святитель с легкостью строил фразы, обладая богатым словарным запасом. Использовал в речах емкие, краткие предложения и необычные обороты.

Переводы

Около 30 лет жизни святой Николай посвятил переводам христианских текстов и Священного Писания на японский язык. Работой над переводами он занимался ежедневно по 4 часа. Вначале были переведены богослужебные книги, над которыми отец Николай работал еще в Хакодате.

Новый Завет святитель поначалу переводил с китайского языка на японский, однако вскоре заметил в китайском варианте неточности и ошибки. После этого архипастырь использовал для перевода русский текст Писания. Постепенно святитель перевел полностью Священное Писание, все тексты, необходимые для богослужения, и ряд христианской литературы для катехизации.

Молитвы и тропари

Святой Николай считается покровителем миссионеров. Ему молятся за неверующих друзей и родных, за попавших в секты, за тех, кто занимается изучением иностранных языков.

Тропарь — это краткая молитва, посвященная празднику или святому.

Этот вид молитвословия один из самых древних. В тропаре святому Николаю раскрывается его главный подвиг — просвещение Японской земли. Святитель также сравнивается с апостолами Христовыми. Тропарь часто используют при Богослужении в день памяти святого. Но его можно читать и дома в любой день наряду с другими молитвами этому подвижнику.

В молитвах, обращенных к святителю, возносятся прошения о сохранении мира и благоденствия в России и Японии, об избавлении от голода, стихии и болезней. В составе молитвы есть отдельные прошения о сохранении и спасении священства, монашества, вдов, сирот, младенцев.

Каноны и акафисты

Канон — это древний жанр молитвословия, использующийся в православном Богослужении. Состоит канон из 9 песней, а каждая песнь в свою очередь — из тропарей и ирмосов. Каноны могут быть посвящены Господу, Богородице, какому-либо празднику или святому. Чтение канонов благословляется и дома.

В каноне святому равноапостольному Николаю проводится параллель между его подвигами просвещения японского народа и подвигами ветхозаветных праведников, вспоминаются самые значимые события из его жизни.

Акафист — это хвалебное молитвословие, состоящее из 24 кратких частей ( икосов и кондаков).

Акафисты обычно не входят в Богослужебный цикл, их читают на водосвятных молебнах или дома.

Если каноны могут быть покаянными или молебными, то акафисты носят радостный и благодарственный характер.

Акафист святителю раскрывает перед читателем житие подвижника, восхваляя его христианские добродетели и добрые дела.

Видео

О роли святителя в развитии борьбы самбо смотрите в этом видеоролике.

Добавить комментарий