Нил столобенский чудотворец о чем молятся

Икона Нила Столобенского

Нил Столобенский — один из наиболее почитаемых православных святых. Его прижизненные деяния являются образцом истинной веры, а сила молитвенного слова и по сей день помогает христианам исцелиться от многих болезней, встать на путь истинный.

Православный Нил Столобенский был причислен к лику святых как преподобный, и каждый год церковь почитает его имя среди остальных добровольных отшельников, предпочитавших уединение и усердные молитвы мирским делам.

История иконы

Преподобный Нил появился на свет во второй половине пятнадцатого века в благочестивой семье, проживающей в новгородской области. Его духовным воспитанием занимались с раннего детства, и мальчик вырос в любви к Господу. После кончины родителей Нил принял монашеский постриг и удалился для уединенной жизни. Он боролся с искушениями и покорно переносил все муки своего уединения. С молитвой на устах он сражался с дикими зверями и грабителями, которые решили посягнуть на его жизнь и нехитрый скарб. Со временем слава об отшельнике распространилась, и к Нилу стали приходить православные люди для благословения и исцеления. Святой просил Господа даровать ему одиночество, и в одном из снов услышал приказ отправляться на Селигер, чтобы жить на острове. Там отшельник продолжил жизнь в молитвах и воздержании. Своими деяниями он неоднократно спасал тонущих во время бури на острове, и к нему продолжали стекаться паломники. Дату своей смерти Нил знал заранее. После кончины тело праведника нашли умиротворенным, а лик его был освещен божественным светом.

Описание иконы Нила Столобенского

Большое распространение в иконографии получила деревянная скульптура Нила, на которой он изображен сидящим. Его голова низко опущена, а спиной он упирается в деревянные костыли. Именно в такой позе его нашли в келье после кончины.

На иконах чаще всего Нил Столобенский изображен старцем с мудрыми и добрыми глазами, в монашеской одежде и на фоне монастыря. Он был основан после его кончины. В руках старца находится свиток с молитвами, а на некоторых иконах — макет монастыря. Икона буквально дышит православной верой и силой, которой был наделен Нил при жизни. К его образу ежегодно обращаются тысячи страждущих, преклоняющих колени в молитвах.

Где находится икона Нила Столобенского

Скульптуру преподобного старца можно найти в Преображенской церкви, расположенной в поселке Лосево Тверской области. Также скульптурное изображение находится в Вознесенском соборе Осташково. В Москве и Московской области также расположены деревянные скульптуры преподобного. Поклониться иконе можно в Москве и Санкт-Петербурге. Множество списков с икон находится в разных населенных пунктах России. Поклониться мощам можно в Богоявленском соборе монастыря.

В чем помогает образ Нила Столобенского

Молитвы перед ликом святого способны исцелить людей, страдающих глазными болезнями и иными недугами. Православные верующие обращаются к старцу для укрепления веры, наставлений на путь истинный, сохранения праведного образа жизни, борьбы с искушениями и пороками. Молятся Нилу и при дальних путешествиях, особенно при пересечении открытых водных гладей на большие расстояния. Православные молитвы усмиряют гнев и гордыню, помогают найти путь к исправлению грехов.

Дата празднования

Дважды в год православная церковь почитает преподобного Нила Столобенского. Первая торжественная литургия совершается 9 июня, в день обретения мощей святого. Вторая дата — 20 декабря по новому стилю.

Молитва преподобному Нилу

«Преподобный Нил Столобенский, к Тебе обращаемся в смирении и почитании. Надели нас мудростию своей да дай силы сражаться со злом, которое нас одолевает. Не позволь сойти с пути праведного в угоду дьяволовым отродьям, надели своей силой идти против любого негатива, в смирении принимая испытания, Богом данные. Усмири плоть нашу, дабы мы не были заложниками желаний низменных. Исцели, преподобный, недуги наши, что плоть снедают, да ниспошли на нас благословение, закрывающее от врагов и нечестивцев. Аминь».

Праведные молитвы помогают каждому, кто впускает в свое сердце Господа. С его именем на устах проще преодолевать жизненные трудности и находить в себе силы бороться с негативом. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Нил Столобенский

В современном суетном мире оставаться истинными христианами помогает пример православного подвига преподобных святых. Они личным примером, подвигом христианской веры и молитвенных воззваний помогают людям удержаться на пути истинном.

Нил Столобенский — святой 15 столетия, добровольно ушедший в уединение для молитвы за грешный мир, наделенным даром прозорливости и исцеления помогал людям в решении различных проблем, положил начало основания монастыря,Ниловой пустыни.

Начало монашеского подвига

Вторая половина пятнадцатого столетия знаменательна в истории православия появлением в селении Деревская Пятина Новгородской губерни будущего преподобного Нила Столобенского. Ныне это земли Валдайского уезда, куда съезжаются паломники для поклонения в храме святого Нила.

История не сохранила сведений о родителях и детских годах, известно только, что в юношеском возрасте молодой человек был пострижен в монахи в Крыпецком монастыре, основанном преподобным Саввою, который и поныне действует в Псковской области.

После пострига молодой монах получил имя духовного попечителя Нила Постника, основателя Синайской обители.

Жизнь в уединении

Жажда по Богу, борьба со страстями стали причиной уединенной жизни в лесной чаще неподалеку речки Серемха. Местные жители и в 21 столетии бережно хранят часовню и келью святого чудотворца. Постоянно пребывая в молитвах, праведник ел травы и желуди дуба.

Бесовские силы ополчились на святого. Они в образе страшных зверей, различных привидений старались выжить преподобного из лесных дебрей. Усердная постоянная молитва служила отшельнику надежным оружием против злых чар, Господь поддерживал его на протяжении тринадцати лет жизни в непроходимых лесах.

В течение этих лет праведник принимал богобоязненных людей, помогал им молитвой в решении проблем, исцелял от болезней. Неоскудевающий источник премудрости наполнял нуждающихся в утешении людей благочестием, они пытались отблагодарить духовного наставника, воздавая ему хвалу.

Важно! Сам отшельник страдал от человеческого поклонения, он ушел от людей в надежде совершить пустынный подвиг, а людская похвала стала новым испытанием.

Святой жил согласно Святому писанию, он знал, что только за добрые дела, которые делаются в тайне, Господь наградит праведника в будущем. Денно и нощно молился преподобный Нил Святой Божьей Матери, он просил наставления для спасения, и ответ пришел.

Уединение на острове Столобнои

В одну из ночей, когда дьявол особенно атаковал святого, тот услышал голос. Божья Матерь повелела отшельнику для спасения жизни переселиться на остров Столобное. Местные жители подробно рассказали святому дорогу к озеру Селигер, на котором и находится указанный остров.

Красота острова, его леса и гора восхитили отшельника. Он взошел на горную вершину и возблагодарил Господа за этот подарок. В ту же ночь бесы устроили праведнику настоящее испытание. Полчище бесов веревкой окружили келью и старались сбросить ее в озеро, Преподобный Нил в молитве оделся в оружие праведности (Еф. 6:16) и победил дьявола.

Питаясь ягодами и выращенными собственными руками овощами, чудотворец вначале жил в выкопанной пещере, затем построил келью и небольшую часовенку.

Не всем людям была по нраву благочестивая жизнь праведника, который открыто обличал пороки. Противники христианства задумали выжить Святого Нила Столобенского с острова. Собравшись большой толпой, они вырубили лес вокруг кельи, оставив одну сосну, обложили дровами лесную поляну и подожгли.

Отшельник ощущал приближающееся пламя, но твердо стоял в молитве, в слезном воззвании прося Бога избавить от беды. Этот случай стал первым свидетельством для людей чудесного покровительства Творца, ведь огонь, дойдя к подножью горы, мгновенно угас. Стыд и страх охватили некогда бушующую толпу, тихо покинувшую остров.

Интересно! Милость Господня отозвалась в сердце отшельника новой радостью и усиленной молитвой благодарения. Приходящие к старцу за помощью люди часто приносили ему подарки в виде продуктов и других пожертвований.

Разбойники, орудовавшие в округе, решили ограбить странника и напали на него во время работы того на поле, требуя отдать сокровища. Чудотворец Нил ответил, что все его ценности хранятся в углу кельи, имея в виду икону Божьей Матери с Младенцем.

Происходящее далее было рассказано участниками тех событий уже после смерти святого, ибо он запретил сообщать людям о чуде.

Вошедшие в келью разбойники мгновенно ослепли, пали перед отшельником на колени и стали умолять простить их. Чудотворец с горячей молитвой благодарения обратился к Создателю и Божьей Матери и попросил о милости к грешникам, после чего те прозрели. Выслушав наставления праведного, раскаявшиеся разбойники разошлись по домам, прекратив разбои.

Творец видел, каким терпением и любовью к людям обладает праведный отшельник, и даровал ему дар прозорливости. С тех пор чудотворец видел тайные дела грешников, смело обличал их и помогал укрепиться в православной вере, чтобы очистить души и иметь надежду на вечное царство.

Местные жители передают из поколение в поколение случай с рыбаками, ловившими рыбу в озере. Богобоязненные мужики решили передать отшельнику самую большую рыбу, отправив к келье одного из товарищей, но праведник захлопнув перед ним окошко кельи, обвинив в прелюбодеянии.

Со стыдом вернулся рыбак к товарищам, передал другу рыбу, и тот пошел к святому. Праведник вышел навстречу гостю, с благодарностью принял рыбу, благословив рыбаков. прелюбодей раскаялся в грехе, прожил богоугодную жизнь и мирно почил.

Однажды крестьянин решил тайно нарубать деревьев на постройку дома. Его не остановил ни внезапно прогремевший гром, ни голос, запрещающий рубку леса. Нагрузив поводу, мужик так и не сумел заставить лошадь сдвинуться с места. Окутанный страхом он бросил воз с деревьями и вернулся домой, раскаявшись в содеянном.

27 лет прожил преподобный Столобенский на острове. Чувствуя приближение смерти, он руками стал копать себе могилу в середине часовни, поставил там гроб и проводил в молитве целые сутки, прося Господа о прощении грехов.

По просьбе отшельника для совершения таинства Причастия приехал игумен Сергий с Никольской обители. После совершения Таинств настоятель пообещал отшельнику приехать на следующий день. После принятия причастия праведник во время чтения молитв прошел с кадильницей по кругу кельи, завершил свой путь около крюков.

Важно! Дело в том, что праведник дал обет не спать. Чтобы не лечь и не уснуть, герой веры вбил в стену большие колья, на которые он опирался, как на костыли, во время краткого отдыха.

7 декабря 1594 года, опираясь на крюки, святой отшельник мирно отошел к Создателю, завершив свой земной путь. На следующий день игумен с братией вернулись в келью, но застали праведника мертвым, его лицо излучало свет, а помещение наполнилось благоуханием.

Читайте также:  Святой антипа валаамский о чем молятся

27 лет отдал чудотворец Нил Столобенский служению на острове.

Строительство первого храма

Вскоре вокруг кельи святого начали селиться отшельники, в 1594 году здесь появился иеромонах Герман.

Вместе с Германом на острове поселился монах Антоний, они обустроили место захоронения святого, прожив в обители три года. За это время монахи неоднократно наблюдали чудеса, совершаемые над могилой преподобного Нила.

Помимо бедных и немощных порой к гробу приезжали алчные люди, но каждый раз некая сила хранила святыню от поругания.

Иоанн Куров проезжал мимо, но бес соблазнил его украсть покров гробницы. Поднимая покрывало, грешник увидел, что вместе с покровом поднимается и гроб. Несостоявшийся вор так испугался, что потерял рассудок, который вернулся к нему после полного раскаяния.

Многие жители Осташкова хотели срубить огромную сосну, стоящую около кельи, но каждый раз некая сила то ломала топоры, то отбрасывала нечестивцев далеко от святыни. Иеромонах Герман вернулся на чудотворную гору, где проживал отшельник Борис Холмогорец, чтобы построить Богоявленскую церковь с приделом Московского юродивого Василия.

Нилова пустынь

В течение 40 лет вокруг кельи селились монахи и отшельники, строили маленькие кельи и рыли пещеры, потом обнесли все оградой и основали Нилову пустынь, монастырь, драгоценную святыню Русской Православной церкви.

В конце лета 1665 года пожар невероятной силы буквально слизал все постройки, но монахи не сдались. Архиепископ Нектарий обратился к царю Алексию Михайловичу за разрешением и помощью в строительстве каменного храма. Строительство велось под опекунством игумена Германа Второго.

В 1667 году во время копания нового фундамента земля стала осыпаться сама по себе, открыв гроб с сохранившимися костями.

Важно! 27 мая были обретены святые мощи Нила. Этот день отмечается в православной церкви, как день поминовения преподобного.

Поклониться мощам, которые и поныне хранятся в серебряной раке, можно в Богоявленском соборе Столобенского монастыря.

О чем просят Столобенского чудотворца

Паломники молятся у сохранившегося святого образа Владимирской Богородицы и стараются прикоснуться к чудотворной схиме праведника, которая не потеряла своего облика, пролежав в земле более 112 лет.

На иконах преподобный Нил часто изображается висячим на костылях, в том положении, в котором он отдыхал, пребывая в обете отказа от сна. Именно в таком положении праведник покинул эту грешную землю.

Паломники молятся около святыни о таких нуждах:

  • исцеление от недуг;
  • прозрение;
  • укрепление веры;
  • удачи в путешествиях;
  • усмирении гнева;
  • даровании смирения и терпения и других.

Преподобный Нил Столобенский, к Тебе обращаемся в смирении и почитании. Надели нас мудростию своей да дай силы сражаться со злом, которое нас одолевает. Не позволь сойти с пути праведного в угоду дьяволовым отродьям, надели своей силой идти против любого негатива, в смирении принимая испытания, Богом данные. Усмири плоть нашу, дабы мы не были заложниками желаний низменных. Исцели, преподобный, недуги наши, что плоть снедают, да ниспошли на нас благословение, закрывающее от врагов и нечестивцев. Аминь.

Преподобный Нил Столобе ́ нский

Дни памяти

28 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых

19 июля (переходящая) – Собор Тверских святых

Житие

Краткое житие преподобного Нила Столобенского

Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский ро­дил­ся в се­мье кре­стья­ни­на в не­боль­шом се­ле­нии Нов­го­род­ской епар­хии. В 1505 го­ду он при­нял по­стриг в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го близ Пско­ва. По­сле 10 лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни в ки­но­вии уда­лил­ся на ре­ку Се­рем­лю, в сто­ро­ну го­ро­да Осташ­ко­ва, где 13 лет вел стро­гую ас­ке­ти­че­скую жизнь в не­пре­рыв­ной бра­ни с коз­ня­ми диа­во­ла, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в яв­ле­ни­ях при­зра­ков – га­дов и ди­ких зве­рей. Мно­гие жи­те­ли из окрест­ных мест ста­ли при­хо­дить к пре­по­доб­но­му за на­став­ле­ни­я­ми, но он стал этим тя­го­тить­ся и мо­лить Бо­га ука­зать ему ме­сто для по­дви­га без­мол­вия. Од­на­жды по­сле дол­гой мо­лит­вы он услы­шал го­лос: “Нил! Иди на озе­ро Се­ли­гер. Там на ост­ро­ве Сто­ло­бен­ском ты мо­жешь спа­стись!” От при­хо­див­ших к не­му лю­дей пре­по­доб­ный Нил узнал, где на­хо­дит­ся озе­ро и, при­дя ту­да, был по­ра­жен его кра­со­той.

В се­ре­ди­не озе­ра – по­кры­тый гу­стым ле­сом ост­ров; на нем пре­по­доб­ный на­шел не­боль­шую го­ру и вы­ко­пал пе­ще­ру, а спу­стя не­ко­то­рое вре­мя по­стро­ил хи­жи­ну, в ко­то­рой и про­жил 26 лет. По­дви­ги стро­го­го пост­ни­че­ства и без­мол­вия со­про­вож­дал еще и дру­гим, осо­бен­ным по­дви­гом – ни­ко­гда не ло­жил­ся спать, а поз­во­лял се­бе лишь лег­кую дре­мо­ту, опи­ра­ясь на крю­ки, вде­лан­ные в сте­ну кел­лии.

Бо­го­угод­ная жизнь пре­по­доб­но­го мно­го раз воз­буж­да­ла за­висть вра­га, ко­то­рая про­яв­ля­лась че­рез зло­бу мест­ных жи­те­лей. Од­на­жды кто-то под­жег лес на ост­ро­ве, где сто­я­ла хи­жи­на пре­по­доб­но­го, но пла­мя, дой­дя до го­ры, чу­дес­ным об­ра­зом угас­ло. В дру­гой раз в хи­жи­ну во­рва­лись гра­би­те­ли. Пре­по­доб­ный ска­зал им: “Все мое со­кро­ви­ще в уг­лу ке­ллии”. Там сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри. Раз­бой­ни­ки ста­ли ис­кать день­ги и ослеп­ли. То­гда в сле­зах рас­ка­я­ния ста­ли они мо­лить свя­то­го о про­ще­нии.

Из­вест­ны и мно­гие дру­гие чу­де­са, со­вер­шен­ные пре­по­доб­ным. Он без­молв­но от­ка­зы­вал­ся от при­но­ше­ний, ес­ли со­весть у при­хо­див­ших к не­му бы­ла не­чи­ста или они на­хо­ди­лись в не­чи­сто­те те­лес­ной.

В пред­чув­ствии кон­чи­ны пре­по­доб­ный Нил при­го­то­вил се­бе гроб. А к са­мо­му вре­ме­ни пре­став­ле­ния при­был на ост­ров игу­мен од­но­го из близ­ле­жав­ших мо­на­сты­рей и при­об­щил его Свя­тых Тайн. По ухо­де игу­ме­на пре­по­доб­ный Нил в по­след­ний раз со­вер­шил мо­лит­ву, ока­дил свя­тые ико­ны и кел­лию и пре­дал Гос­по­ду бес­смерт­ную свою ду­шу 7 де­каб­ря 1554 го­да. Про­слав­ле­ние его свя­тых мо­щей (ны­не по­чи­ва­ю­щих в Зна­мен­ском хра­ме г. Осташ­ко­ва) со­вер­ши­лось в 1667 го­ду с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния 27 мая и в день пре­став­ле­ния.

Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский пре­ста­вил­ся 7 де­каб­ря 1554 го­да.

Мно­го лет спу­стя на ост­ров озе­ра Се­ли­гер, где под­ви­зал­ся свя­той по­движ­ник, при­шел иеро­мо­нах Гер­ман и вслед за ним хол­мо­го­рец, стран­ник Бо­рис. Вме­сте они по­се­ли­лись на ост­ро­ве и по­стро­и­ли храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с при­де­лом во имя свя­то­го бла­жен­но­го Ва­си­лия, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца. Со вре­ме­нем на ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го Ни­ла воз­ник­ла оби­тель, на­зван­ная его име­нем. Ино­ка­ми Ор­ши­на мо­на­сты­ря бы­ла на­пи­са­на ико­на пре­по­доб­но­го Ни­ла, на ме­сте по­гре­бе­ния свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния боль­ных. Впо­след­ствии жив­ший в оби­те­ли свя­ти­тель Нек­та­рий, ар­хи­епи­скоп Си­бир­ский и То­боль­ский, ре­шил по­стро­ить ка­мен­ный храм вме­сто преж­не­го, де­ре­вян­но­го. Во вре­мя за­клад­ки фун­да­мен­та зем­ля осы­па­лась и от­кры­лись не­тлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла. Об­ре­те­ние мо­щей про­изо­шло 27 мая 1667 го­да, од­но­вре­мен­но бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му в честь это­го со­бы­тия.

Полное житие преподобного Нила Столобенского

Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский ро­дил­ся во вто­рой по­ло­ви­не XV ве­ка в од­ном из се­ле­ний Де­рев­ской Пя­ти­ны Жа­бен­ско­го по­го­ста в Нов­го­род­ской зем­ле (в не­ко­то­рых текстах жи­тия пре­по­доб­но­го его ро­ди­ной на­зы­ва­ет­ся са­мое се­ле­ние Жаб­на – центр по­го­ста или во­ло­сти). Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли его в стра­хе Бо­жи­ем, в люб­ви к мо­лит­ве и чте­нию ду­ше­по­лез­ных книг. По­сле их кон­чи­ны око­ло 1505 го­да пре­по­доб­ный при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем в честь пре­по­доб­но­го Ни­ла Си­най­ско­го (V; па­мять 12 но­яб­ря) в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го († 1495; па­мять 28 ав­гу­ста). По­сле при­ня­тия ино­че­ства свя­той Нил му­же­ствен­но во­ору­жил­ся про­тив внут­рен­них стра­стей диа­во­ла. С усер­ди­ем ис­пол­няя все воз­ло­жен­ные на не­го по­слу­ша­ния, он бес­пре­ко­слов­но по­ви­но­вал­ся игу­ме­ну. Во всех по­ступ­ках пре­по­доб­ный Нил про­яв­лял сми­ре­ние, кро­тость и не­зло­бие. Укро­тив стра­сти, сми­рив плоть по­стом и бде­ни­ем и омыв ду­шу сле­за­ми, он сде­лал­ся из­бран­ным со­су­дом Свя­то­го Ду­ха.

Что­бы из­бе­жать мир­ской сла­вы, пре­по­доб­ный Нил в 1515 го­ду ис­про­сил бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля и по­ки­нул Кры­пец­кий мо­на­стырь для пу­стын­но­жи­тель­ства. По­ла­га­ясь на ука­за­ние Бо­жие, пре­по­доб­ный про­шел мно­го не­оби­та­е­мых мест и на­ко­нец, при­дя в Ржев­скую зем­лю, из­брал пу­стын­ное ле­си­стое ме­сто близ ре­ки Се­рем­хи (или Че­рем­хи). По­ста­вив не­боль­шую ке­лью, свя­той пре­дал­ся по­дви­гам не­пре­стан­ной мо­лит­вы и воз­дер­жа­ния. Пи­щей слу­жи­ли же­лу­ди и дру­гие пло­ды ле­са. Бе­сы, что­бы устра­шить свя­то­го и про­гнать его из пу­сты­ни, яв­ля­лись ему в ви­де сви­ре­пых зве­рей и га­дов. Они с прон­зи­тель­ным сви­стом и ши­пе­ни­ем устрем­ля­лись на не­го, но свя­той по­движ­ник от­го­нял их мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем. Не имея воз­мож­но­сти из­гнать пре­по­доб­но­го из пу­сты­ни, бе­сы на­уча­ли злых лю­дей при­чи­нять ему вред. Од­на­жды к свя­то­му от­шель­ни­ку при­шли раз­бой­ни­ки, ду­мая най­ти у не­го ка­кие-ли­бо со­кро­ви­ща. Узнав об их при­хо­де, пре­по­доб­ный Нил со­тво­рил мо­лит­ву и вы­шел им на­встре­чу с ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри в ру­ках. Раз­бой­ни­кам по­ка­за­лось, что с пре­по­доб­ным идет мно­же­ство во­ору­жен­ных лю­дей. Они ис­пу­га­лись и ста­ли про­сить у свя­то­го про­ще­ния. Свя­той Нил с лю­бо­вью при­нял их по­ка­я­ние и от­пу­стил с ми­ром.

Че­рез 13 лет, по устро­е­нию Про­мыс­ла Бо­жия, имя пре­по­доб­но­го Ни­ла ста­ло из­вест­но во мно­гих окрест­ных се­ле­ни­ях. Мно­гие ста­ли при­хо­дить к не­му за бла­го­сло­ве­ни­ем, на­став­ле­ни­я­ми и со­ве­та­ми. По­движ­ни­че­ская жизнь свя­то­го от­шель­ни­ка вы­зва­ла мир­скую хва­лу, и это край­не огор­ча­ло сми­рен­но­го ино­ка. В ноч­ных мо­лит­вах он со сле­за­ми про­сил Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу на­ста­вить его на путь уеди­нен­ных по­дви­гов.

Од­на­жды в тон­ком сне пре­по­доб­ный услы­шал по­ве­ле­ние ид­ти на ост­ров Сто­лоб­ный, рас­по­ло­жен­ный на озе­ре Се­ли­гер. Пе­ре­се­ле­ние пре­по­доб­но­го Ни­ла на этот пу­стын­ный ост­ров про­изо­шло в 1528 го­ду. Первую зи­му свя­той про­жил в вы­ко­пан­ной им в го­ре пе­ще­ре, а за­тем по­стро­ил не­боль­шую де­ре­вян­ную ке­лью и ча­сов­ню. Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го по­пы­тал­ся из­гнать свя­то­го и из это­го ме­ста, яв­ля­ясь ему и угро­жая бе­да­ми. Он на­учил и окрест­ных по­се­лян вре­дить по­движ­ни­ку. Ни­ко­му ра­нее не нуж­ный ост­ров вдруг стал не­об­хо­дим жи­те­лям со­сед­них с ним се­ле­ний, и они ре­ши­ли вы­ру­бить на нем лес и рас­па­хать паш­ню. Сруб­лен­ный же лес по­до­жгли, на­де­ясь, что вме­сте с ним сго­рит и ке­ллия свя­то­го. Но ко­гда огонь бу­ше­вал по ост­ро­ву и при­бли­зил­ся к жи­ли­щу пре­по­доб­но­го Ни­ла, по мо­лит­ве свя­то­го пла­мя по­гас­ло. Как и в Се­рем­ской пу­сты­ни, на пре­по­доб­но­го Ни­ла на­па­ли раз­бой­ни­ки, тре­буя со­кро­вищ. Свя­той ска­зал им, что его со­кро­ви­ще на­хо­дит­ся в уг­лу ке­ллии – там сто­я­ла ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бро­сив­шись ту­да, раз­бой­ни­ки ослеп­ли. Рас­ка­яв­шись в злых за­мыс­лах, они по мо­лит­ве свя­то­го про­зре­ли.

По­сле про­дол­жи­тель­ной и уси­лен­ной борь­бы со стра­стя­ми и диа­во­лом пре­по­доб­ный Нил удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра ду­хов­но­го про­зре­ния и рас­суж­де­ния. Бла­го­да­ря на­став­ле­ни­ям пре­по­доб­но­го мно­гие лю­ди ис­прав­ля­ли свою жизнь, по его мо­лит­вам они по­лу­ча­ли по­мощь от Бо­га и уте­ше­ние. По мо­лит­вам свя­то­го укро­ща­лись вол­ны на Се­ли­ге­ре и за­стиг­ну­тые бу­рей ры­ба­ки спа­са­лись от смер­ти. 27 лет про­жил пре­по­доб­ный Нил на Сто­лоб­ном, с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем пе­ре­но­ся вся­кие на­па­сти, скор­би и ли­ше­ния. Осо­бым по­дви­гом свя­то­го Ни­ла бы­ло то, что он не ло­жил­ся для сна, но спал си­дя, опе­рев­шись на два боль­ших де­ре­вян­ных крю­ка, вби­тых в сте­ну ке­ллии. За не­сколь­ко лет до кон­чи­ны пре­по­доб­ный Нил вы­ко­пал в ча­сов­не мо­ги­лу и по­ста­вил в ней гроб, к ко­то­ро­му при­хо­дил каж­дый день и опла­ки­вал свои гре­хи.

Читайте также:  Какому святому молиться о второй половинке

Пре­по­доб­но­му Ни­лу бы­ло от­кры­то вре­мя его кон­чи­ны – 7 де­каб­ря 1554 го­да. Не­за­дол­го пред тем свя­то­го по­се­тил его ду­хов­ник – игу­мен Ра­ков­ско­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря Сер­гий и при­ча­стил пре­по­доб­но­го Ни­ла Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Пре­по­доб­ный пред­ска­зал воз­ник­но­ве­ние ино­че­ской оби­те­ли на ме­сте сво­их по­дви­гов. Пе­ред бла­жен­ной кон­чи­ной он ока­дил ке­ллию, а за­тем мир­но по­чил си­дя, опе­рев­шись на де­ре­вян­ные крю­ки. Ко­гда при­шли бра­тия Рож­ков­ской оби­те­ли, то в ке­ллии свя­то­го по­чув­ство­ва­ли бла­го­уха­ние, а лик по­чив­ше­го си­ял не­обык­но­вен­ным све­том. Его по­греб­ли в при­го­тов­лен­ном им гро­бе.

По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ни­ла на ост­ров Сто­лоб­ный при­хо­ди­ли ино­ки из раз­ных мо­на­сты­рей, стран­ство­вав­шие по свя­тым ме­стам, и жи­ли в его ке­ллии не­ко­то­рое вре­мя. Игу­ме­ном Ан­то­ни­ем и ино­ком Гер­ма­ном над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го бы­ла устро­е­на гроб­ни­ца, у ко­то­рой еще до ос­но­ва­ния оби­те­ли со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния бо­ля­щих. Око­ло 1590 го­да инок Гер­ман по­се­лил­ся на ост­ро­ве, где в то вре­мя жил стран­ник Бо­рис Хол­мо­го­рец. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Алек­сандра (1576–1591) они по­стро­и­ли де­ре­вян­ный храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с при­де­лом во имя бла­жен­но­го Ва­си­лия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца († 1557; па­мять 2 ав­гу­ста).

Вско­ре воз­ник­ла оби­тель с об­ще­жи­тель­ным уста­вом, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ни­ло­вой пу­сты­ни. Пер­вым на­сто­я­те­лем ее был иеро­мо­нах Гер­ман.

В 1595 го­ду мо­на­хи-ико­но­пис­цы Твер­ско­го Ор­ши­на Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря Иов и Ни­фонт на­пи­са­ли об­раз пре­по­доб­но­го Ни­ла, ко­то­рый был воз­ло­жен на гроб­ни­цу пре­по­доб­но­го. В 1598–1600 го­дах Фи­ло­фей Пи­ро­гов, инок Геф­си­ман­ско­го ски­та Тро­и­це-Сер­ги­е­во­го мо­на­сты­ря, со­ста­вил сти­хи­ры и ка­нон свя­то­му и на­пи­сал его жи­тие.

В 1665 го­ду в мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, сго­ре­ли все де­ре­вян­ные стро­е­ния, в том чис­ле и храм. Для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний бы­ла по­стро­е­на вре­мен­ная де­ре­вян­ная цер­ковь, а 27 мая 1667 го­да над гроб­ни­цей пре­по­доб­но­го Ни­ла был за­ло­жен но­вый ка­мен­ный храм. Во вре­мя ко­па­ния рвов для хра­ма зем­ля осы­па­лась, об­на­жив гроб; та­ким об­ра­зом бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ные и бла­го­ухан­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Пи­ти­ри­ма (на Нов­го­род­ской ка­фед­ре с 1664 по 1672, за­тем – пат­ри­арх Все­рос­сий­ский; † 1673) в этот день бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние об­ре­те­ния свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Ни­ла. Чу­до­твор­ные мо­щи его бы­ли пе­ре­ло­же­ны в но­вую гроб­ни­цу и по­став­ле­ны в де­ре­вян­ном По­кров­ском хра­ме. 30 ок­тяб­ря 1669 го­да в но­вом ка­мен­ном хра­ме бы­ли освя­ще­ны при­де­лы во имя свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и бла­жен­но­го Ва­си­лия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го. Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла по­ста­ви­ли в пер­вом при­де­ле, а 9 ап­ре­ля 1671 го­да пе­ре­нес­ли их в глав­ный Бо­го­яв­лен­ский храм (по­сле его освя­ще­ния). С 17 мая 1756 го­да еже­год­но ста­ло со­вер­шать­ся тор­же­ствен­ное об­не­се­ние свя­тых мо­щей во­круг мо­на­сты­ря, позд­нее – крест­ный ход из го­ро­да Осташ­ко­ва. Со­хра­ни­лось опи­са­ние мно­го­чис­лен­ных ис­це­ле­ний, со­вер­шив­ших­ся у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го Ни­ла по его свя­тым мо­лит­вам. Ны­не свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла по­чи­ва­ют в Зна­мен­ском хра­ме в го­ро­де Осташ­ко­ве Твер­ской епар­хии.

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Читайте также:  Можно ли молиться святым в светлую седмицу

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Новые чудеса преподобного Нила Столобенского

( Из записок продавца церковной лавки)

– А это вот у вас сейчас что в церкви? Покойника привезли? Хотела свечки поставить, теперь не пойду!
– Почему? Ели мы завтра с Вами окажемся на его месте, народ должен будет от нас в сторону шарахаться?

Мало-помалу завязалась беседа, в ходе которой у посетительницы возникло желание поделиться своим церковным опытом. Он для меня был очень интересен. Может быть таким же станет и для читателей?

На застекленной витрине нашего церковного магазина нашлось место для подставки с иконой преп. Нила Столобенского и приглашение к совместной молитве в стенах нашего собора. Совсем скоро на этой неделе престольный праздник.

– Вы были с Ниловой Пустыни?- начинает разговор собеседница.
– Да, и не раз.
– А чудеса случались?
Не знаю, как коротко ответить , что в момент моих паломнических поездок меня волновала возможность исправить себя? Исправить , что уже «накуролесила» в жизни и только теперь это поняла?

Самое первое паломничество совершилось почти двадцать лет тому назад в 1999 году. Жили там с N, ходили на ранние монастырские службы, выполняли послушания, терпели искушения и сроднились с этим местом навсегда. Работали вместе с послушниками на кухне, монастырь только-только восстанавливался, и приезжало много трудников, всех надо было накормить. Те, кто работали вместе с нами, рассказывали разные случаи, происходившие с паломниками.

А что произошло со мной? Многое, но можно ли это назвать чудом? Да нет, это просто жизнь. Жизнь, когда твое сердце открыло дверь Христу.
-Со мной вот такое случилось – решила довериться мне, как собеседнице, посетительница.
Давно хотела побывать в Ниловой Пустыни. И это случилось. Подруга с мужем пригласили поехать с ними. При входе на территорию монастыря, знаете, там сразу за мостом, скульптурное изображение преподобного Нила? Мы к нему подошли, и я начала сокрушаться о том, сколько же ему пришлось вынести в своем подвиге . Прямо, как с живым говорю, но мысленно:
– Как же ты это вытерпел?

Подошла приложиться, а от скульптуры такое благоухание! Мы дальше идем, а запах чудный не исчезает! И у подруги те же ощущения. Потом мы по монастырю ходили, в храме записки писали, к мощам прикладывались, как все паломники. А хочется чего-то еще большего увидеть, узнать. Посетили музей, но нам там недолго разрешили побыть- прибыла организованная группа паломников и музей обязан был их встретить, по ранее поданной заявке. Мы купили билеты ,и с этими паломниками снова вошли. В музее под стеклянным саркофагом тоже размещено скульптурное изображение святого.
-Изображение чудотворное,- говорит экскурсовод.
-Я долго стояла рядом. Смотрю на него, и вдруг у преподобного веки зад-рожали , и из-под монашеского куколя он взглянул на меня живым взглядом.
-Все, думаю, -крыша моя поехала! Как подруге рассказать?
А она, оказывается , тоже все это видела! И убеждать не надо.

Потом в трапезную нам разрешили зайти. Перед отъездом снова отправились в храм .Еще раз к мощам приложились. Такое благоухание снова разлилось! У меня шарфик соскользнул одним концом и коснулся раки. Так он до самого дома благоухание сохранял. И подруга все это тоже ощутила. А вот муж ее ничего не почувствовал.

День воскресный, и народ , милостью Божией, нашу лавку не обходит стороной. Для долгой беседы времени нет. Разговор продолжается урывками.
Как итог беседы висит не заданный вопрос собеседницы :
– Почему мне это все было дано?

Думается, что через святого преподобного Нила Столобенского изливалась людям призывающая благодать Божия .Ведь известно, что по слову христианского писателя Клайва Льюиса , Господь обращается к нам трижды – шепотом любви, голосом совести, рупором скорбей. Блажен (счастлив) тот, чья душа способна слышать самый первый призыв- шепот любви.

Сама себе задаю вопрос:
– Почему мне было попущено услышать этот доверительный рассказ о чудесном паломничестве накануне праздника?
Может быть для того, что бы я смогла рассказать об этом тем, для кого это свидетельство близко и дорого.

И самым большим и главным чудом будет то, что по молитвам св. преп. Нила Столобенского мы услышим и ощутим всем своим существом высокую призывающую благодать Божию, последуем ей, наполнив храмы, и она уже никогда не оставит нас! Господи, сотвори!

Преподобный Нил Столобенский – 20 декабря

Житие Преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился в XV веке в Новгородской земле. Родина Преподобного — селение Деревской Пятины Жабенского погоста, по ряду источников — селение Жабна. Нил Столобенской жил в благочестивой семье, с детсва был приучен к чтению душеспасительных книг и молитвы. Во второй половине XV века принял монашеский постриг и был назван в честь преподобного Нила Синайского. Описывающие житие преподобного упоминают его послушание, кротость и незлобление.

Нил Столобенский избегал мирской славы и в 1515 году покинул Крыпецкий монастырь, чтобы жить в пустыне. Преподобный жил в Ржевской земле близ реки Серемхи (или Черемхи). В небольшой келье пией ему служили желуди и лесные плоды, принимал дары от рыбаков. Преподобный неустанно молился. Житие его отличалось аскетизмом. Просил святой не того, о чем молятся простые люди — просил иноческого подвига. Его искушали бесы, являясь в виде зверей и гадов, но святой подвижник продолжал молиться и спасался, оспеняя их крестным знамением. Бесы пытались изгнать святого и через людей, направив в келью разбойников. Преподобный Нил, помолившись вышел к ним с иконой Божией Матери в руках. Разбойники увидели, будто со святым идет войско и покаялись. Нил Столобенский с миром отпустил их.

К святому стали приходить за благословением и советами, узнав, чем помогают его наставления. Преподобный Нил не искал мирской славы и просил Пресвятую Богородицу позволить ему совершить иноческий подвиг. Однажды во сне он услышал повеление идти на остров Столбный на озере Селигер. Там Нил Столобенский жил в горной пещере. Бесы не оставляли его и научили местных жителей, чтобы те вырубили на острове лес, распахали пашню. Срубленный лес подожгли, но огонь не тронул келью по молитве преподобного. Тогда на пещеру вновь напали разбойники, но, бросившись к иконе в углу, они ослепли. Разбойники раскаялись, по молитве святого им вернулось зрение. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену.

Преподобному открылся день его кончины — 7 декабря 1554 года. За несколько лет до того, как отойти ко Господу, Нил Столобенский выкопал могилу, сделал гроб и приходил к нему оплакивать свои грехи. Преподобный предсказал, что на месте его подвигов появится монастырь. Перед кончиной святого навестил его духовник — настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Братия Рожковской обители обнаружила, что Нил Столобенский почил, опираясь на деревянные крюки, лик его сиял необыкновенным светом. Монахи совершили погребение преподобного.

Монастырь

Вскоре монастырь действительно возник. Первым настоятелем Ниловой пустыни был иеромонах Герман. Над могилой преподобного установили гробницу, у которой совершались исцеления болящих.

Икона Преподобного Нила Столобенского

Монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали икону преподобного Нила, который позже возложили на его гробницу. После пожара в монастыре, во время постройки нового временного храма, было обнаружено, что мощи святого нетленны. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. Начало общецерковного почитания остается неизвестным.

О чем молятся, и чем помогают молитвы у мощей преподобного Нила Столобенского?

Множество исцелений было засвидетельствовано по молитвам у святых мощей преподобного. В благодарность за исцеление по молитвам создавалось множество скульптур, где преподобный старец был изображен сидящим, как во время сна. В иконографии святого отмечается преобладание деревянной резной скульптуры.

Добавить комментарий