О чем молятся матроне дивеевской
Матрона Дивеевская
[Преподобноисповедница Матрона Дивеевская Власова]
Прославлена земля Дивеевская духовными подвигами многих святых, среди которых – и преподобноисповедница Матрона.
***
Понёсшая свой крест в век недавних гонений Матрона родилась 6/19 ноября 1889 года и крещена была по имени одной из дев-мучениц, пострадавших в далёком III веке от гонений Диоклетиана.
Вразумляющаяся житиями древних святых, преподобноисповедница Матрона, вразуми и нас своим житием.
***
Шести лет отроду оставшись сиротою, Матронушка не была оставлена Богом – милосердным Отцом всего сущего, и Пресвятой Богородицей – Матерью нашей и заступницей. Отчим домом стала ей Серафимо-Дивеевская обитель, где она была воспитана в послушании и молитве.
Не осиротевшая душою во Господе, но буде Ему послушным и возлюбленным чадом, святая Матрона, научи и нас быть достойными Его Отцовской Любви.
***
От Бога же даровано было Матроне особое чувство прекрасного, проявившееся у отроковицы в способностях к живописи. И следуя евангельской притче, она не скрыла свой талант туне, но приумножила его через усердное обучение. Сей дар Божий прилагала во благо через искусное писание икон. Да ведомо будет нам, что икона суть Слово Божие, запечатленное в образе, и иконописание сродни апостольскому служению в исповедании Имени Его. Да помнить будем, преподобноисповедницу Матрону, устами богоглаголивыми и кистью иконописной, и всем своим житием подвиг исповедания Христа понесшую супротив вражеского старания забвить Его Незабвенную Истину.
Дар от Бога принявшая и им же во имя Божие послужившая, святая Матрона, помоги нам не потерять всуе дарованное нам от Бога, но вернуть Ему сторицей своими благими делами.
***
Когда же Матрона входила в возраст 14 лет и, по обычаю обители, следовало ей избрать свою судьбу – в миру ли, в монастыре ли, – то особой благодатью Божьей в подкрепление отроковице стало судьбоносное для Обители и Отечества событие – прославление в лике святых Преподобного Серафима. И как взрастившая Матрону обитель переживала свой расцвет, так и в отроковице сей расцветало стремление к иноческому житию.
Видя же мы, как семя веры, упавшее в благодатную душу твою, сдобренную молитвою Преподобного Серафима за чад своих, по времени принесло плод святости, просим тебя, святая Матрона: молитвою своею сподоби и нас ясно узреть путь свой ко Господу да твердо пойти по нему, взявши душу свою.
***
В согласии с Господом, в усердной молитве и посте, неся во Славу Божию послушание в живописной мастерской, инокиня Матрона провела в родной обители свои лучшие годы, напитавшись ее благодатью и укрепившись здесь в вере для грядущих испытаний, которые выпали на ее долю после закрытия монастыря в 1927 году. Каково же было Матроне, на более 30 лет в светлой обители приютившейся, быть от света ее отлученной и выброшенной в мир, который тем временем накрыла тьма страданий и гонений за Пресветлое Имя Христово!
Многострадальную судьбу России и Серафимо-Дивеевской обители, с полна разделившая, чашу горестей на их долю выпавших испившая, святая Матрона Дивеевская, моли Бога о даровании мира и благоденствия всей земли нашей и обители сия во укрепление веры Православной.
***
И сбылось пророчество Святого Отца Серафима, и посыпались сироты его, как горох, изгнанные из светлой обители. И хотя расселили сестер из монастыря, но не рассеяли они веру Христову, сберегли они благословение Серафимо-Дивеевской обители. Держаться же старались ближе к Дивеево и рядом друг друга. Вот так и Матрона с тремя сестрами монастыря, печалясь о разорённой обители, поселились в одном из селений близ Дивеева(с. Кузятово Ардатовского района), где вели жизнь молитвенную и тихую, прислуживая певчими в местной церкви и занимаясь рукоделием. Видя же в сестрах дивеевских оплот твердой веры Христовой, благоверные крестьянки округи искали у них молитвенной помощи в своих скорбях, особенно же для своих болящих чад. Но то, что приятно Богу, вызывало недовольство гонителей Церкви Христовой от власть имущих. И в 1933 году сестры были арестованы
Заповедь главную Христову всей своею жизнью воплотившая, людям верно любовию ради Христа послужившая, святая Матрона, умягчи же и наши сердца и сподвигни нас любить Бога и ближних своих более, чем самих себя.
***
Первый приговор матушке Матроне был вынесен в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 21 мая 1933 года, и стал началом ее более чем двадцатилетнего пути, полного страданий Христа ради и вместившего:
– 3 года заключения в концлагере (Дмитровский лагерь в Московской области, 1933-1936 гг.),
– 10 лет изнурения плоти и духа в исправительно-трудовом лагере (Карлаг – Карагандинский лагерь в Казахстане, 1937-1947 гг.),
– 5 лет жестокого изгнания в ссылке на поселении (с. Каменка в Казахстане, 1949-1954 гг.).
А между сроками – суды, пытки, преследования, – всё это за исповедание веры Христовой. И при всех кознях врага чиста совестью осталась Матрона перед Богом и людьми: хотя и с усилием давили на нее следователи, чтоб назвала имена прочих, – никого не оговорила она, не отреклась от Бога, будучи тверда духом.
Удивительным знаком судьбы, предуготованной матушке Матроне самим Богом, стало то, что освобождение ее в 1954 году снова выпало на день памяти любимейшего ученика Христа апостола любви Иоанна Богослова – 9 октября. Через такие знаки Господь указывает нам на святость подвигов этой святой подвижницы, подвигов не всегда явных, часто скрытых под спудом истории от людей, но незабвенных пред Богом.
Все унижения претерпевшая и крест мучений понесшая с упованием на Господа нашего Иисуса Христа, уподобившись Ему во страданиях и апостолам Его подражая в сердечном исповедании учения Христова, святая прподобноисповедница Матрона Дивеевская, сподоби и нас искренне исповедовать Христа и твердо хранить веру православную.
***
Утешением от Бога матушке Матроне за многотрудное служение Его Святому Имени стало то, что обретя, наконец, свободу, сподобилась она тихо прожить в родном своём селе Пузо еще девять лет. Там же 7 ноября 1963 года Матрона мирно окончила свой земной путь и была с благоговением погребена рядом с могилой святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, в земле родной просиявших, с коими предстоит теперь во славе небесной и молится о нас, грешных, пред престолом Предвечного Бога.
В лике святых преподобноисповедницей прославленная за твердое следование многотрудному во все времена, в век гонений наипаче же тернему и мученическому пути монашескому, приведшему тебя в обители райские, ты, святая Матроно, помоги нам с верою Христовой неосужденно наш путь земной пройти и рай да обрести.
***
Позади времена недавних гонений, восстали из руин храмы для молитвы православной, оживилась монастырская жизнь во спасение душ человеческих. Достоянием возрожденной Дивеевской обители стали святые мощи прподобноисповедницы Матроны, обретенные 5 сентября 2007 года, вслед за ее прославлением Русской Православной церковью 6 октября 2001 года.
Святая преподобноисповедница Матрона, да буде мощи твои нам во исцеление души и тела, а житие твое – на благое вразумление.
Преподобноисповедница Матрона Дивеевская (Власова): Житие
Преподобноисповедница Матрона (в миру Матрона Григорьевна Власова) родилась в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Пуза (6 сентября 1965 года село Пуза переименовано в село Суворово ) – довольно большое село, расположенное в 15 км на восток от Дивеева . Поселение возникло раньше, чем Дивеево – в середине XVI века. Местность живописная – село стоит на горе, вблизи лиственный лес, река, много оврагов. Основным занятием сельчан во все времена здесь было хлебопашество, кроме того, пузинцы на протяжении веков славились своим умением кроить и шить одежду. Было начальное училище, в котором обучались крестьянские дети.
Жители села отличались набожностью и благочестием. Недаром преподобноисповедница Матрона – уже пятая из числа мучеников за Христа из этого села. Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году причислены к лику святых мучеников блаженная старица Евдокия и ее келейницы Дария, Дария и Мария . Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в Пузе и освящена в 1847 году. В 1888 году прихожан насчитывалось 2409 человек.
Матрона Власова родилась в 1889 году в крестьянской семье. На день ее рождения 6/19 ноября пришлось празднование семи дев-мучениц, пострадавших во время гонений Диоклетиана в Анкире в III веке. Святые девы были взяты за отказ омыть идолов и преданы страшным мучениям, после которых брошены в озеро с камнями на шее. Одну из святых мучениц звали Матроной, в честь нее и окрестили будущую дивеевскую инокиню-исповедницу.
Шести лет от роду она осталась без отца и матери и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь .
Монастырский приют для девочек находился под Высочайшим покровительством Императрицы и назывался Церковно-приходская школа и приют имени Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны, на его содержание отпускал средства Императорский Двор. В приюте жили около 60-ти девочек. Сюда принимали сирот начиная с 2-х лет, а по исполнении 14-ти они либо возвращались к родным, либо, если имели стремление к монашеской жизни, ставились на послушание. В свободное от занятий время девочки учились рукоделию и пению. В церковь отроковиц водили парами. Девочки были одеты в рясы и бархатные связочки. Ежедневно по очереди по четыре человека дети ходили на монастырское правило, где во время поминовения благотворящих стояли на амвоне на коленях с воздетыми ручками, клали триста поклонов на правиле. Утром и вечером у детей была общая молитва, а вечером какой-нибудь акафист или 50 раз «Богородице Дево, радуйся. ». В корпусе с ними жили сестры-учительницы, няни для маленьких и старшая. В будни они питались в приюте, а в праздники вместе с сестрами «в парадах» ходили в трапезную. При приюте имелся свой сад, где дети гуляли и играли в свободное от занятий время.
Была четырехклассная школа, в которой преподавали сестры и монастырское духовенство. Матрона Власова закончила в ней три класса. У отроковицы обнаружились способности к рисованию, и она поступила на обучение к живописцам, а потом живопись стала ее послушанием. Кто где работал, там обычно и жил: мастерские и жилые келлии находились в одном корпусе. В монастыре была большая живописная мастерская. В ней сестры не только писали иконы, но и заготовляли доски, золотили и чеканили. У каждой была своя специальность. В последнее время создали отдельную иконописную. Рисование в дивеевской школе иконописи преподавал палехский художник Павел Парилов.
Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году. 21 сентября в монастырь приехал уполномоченный и в тот же день, вызвав игумению Александру (Траковскую), объявил ей о решении народного суда о выселении монашествующих из монастыря. Перевозить матушек должны были в Кутузовский, Спас-Зеленогорский и Курихинский монастыри. Игумения оповестила сестер, но ни одна из них не пожелала переселиться в указанные монастыри. Тогда уполномоченным было объявлено, что к 28 сентября все должны покинуть обитель.
С 22 сентября матушки стали разъезжаться. Для этого им выделили около пятисот подвод. Большинство сестер нашли пристанище в Дивееве и Вертьянове, остальные разбрелись в поисках жилья по соседним селам. День ликвидации монастыря совпал с базарным днем. В Дивеево должно было съехаться более трех тысяч крестьян из близлежащих селений. Ответственный уполномоченный за ликвидацию монастыря «в целях известной предосторожности» отдал распоряжение о закрытии винной лавки. В отчете он писал, что съехавшиеся крестьяне проявляли недовольство, но не ликвидацией монастыря, которую они находили правильной, а тем, что закрыта винная лавка.
Гораздо больше хлопот властям доставили старушки монахини из монастырской богадельни, которых было около сотни. Матушкам было предложено переехать в Понетаевский дом инвалидов, но они все отказались, объясняя свой отказ тем, что там не разрешают иметь на стенах иконы. Некоторые пришли к уполномоченному с просьбой оставить их на старом месте или же дать им один из монастырских домов, предназначенных на слом. В просьбе им было отказано. Имущество было изъято, часть построек разобрали и вывезли. Вскоре в стенах монастыря не осталось ни одной сестры.
Инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами: Марией Степаковой-Сергеевой, Еленой Жаворонковой и Анной Артемовой – поселилась в селе Кузятове Ардатовского района Горьковского края (С 1936 года – Горьковская область). В монастыре они раньше были певчими и составляли хороший хор. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием. Верующие люди сочувствовали им. Часто их навещали крестьянки: заходили спросить совета и даже приносили своих больных детей с просьбой помолиться о них, покропить святой водичкой из Сарова .
Сестры вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. В характеристике, данной инокине Матроне председателем местного сельсовета, говорится, что она «живет не на трудовые фонды, занимается службой в церкви, лечением больных, систематически идет против советской власти. Совместно с другими подругами-монашенками распространяет провокационные слухи о скором падении советской власти, голоде и т.д.»
В апреле месяце 1933 года инокиня Матрона была арестована вместе с проживавшими с нею сестрами. Их обвинили в том, что они, «имея классовую ненависть к Советской власти, в организационном порядке систематически вели антисоветскую агитацию, направленную к срыву колхозно-политических кампаний, распространяли провокационные слухи о войне, голоде и падении существующего строя». В папках следственных уголовных дел матушек хранятся «вещественные доказательства»: бумажные иконки, фотографии блаженных и обязательно стихи – свидетельства «антисоветской пропаганды»:
21 мая 1933 года, в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в концлагерь и отправлена в Дмитровский лагерь в Московской области.
После отбытия срока заключения инокиня Матрона поселилась в селе Веригине Арзамасского района Горьковской области. Она устроилась при церкви и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. Также жила на то, что ей подавали за чтение псалтири по усопшим. Правление колхоза села Веригина дало инокине Матроне такую характеристику: «. вела агитацию за религию. о том, что можно свободно проводить всякие религиозные обряды, несмотря на срыв работы в колхозе таковыми, занималась агитацией против колхоза, с оставшимися единомышленниками указывала, что нужно терпеть, как мученики, но не всходить в колхоз».
10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз. В этот же день в Арзамасском районном отделе НКВД инокиню Матрону вызвали на допрос, где ее обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации». Она отвечала: «Виновной я себя не признаю». На этом допрос закончился . Как выяснилось впоследствии, по этому делу было осуждено тридцать девять человек, в их числе священники и миряне церкви села Веригина и церквей близлежащих сел, относящихся к Скорятинскому сельсовету. Все они были признаны виновными. Тринадцать человек из них были приговорены к расстрелу, а остальные, в их числе и инокиня Матрона, – к заключению в исправительно-трудовом лагере. Через полгода заключения в Горьковской тюрьме инокине Матроне объявили, что она приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Ее этапировали в Казахстан, в Карагандинский лагерь (Карлаг).
Как добиралась матушка до места, нам неизвестно, но уже опубликованы многочисленные воспоминания других заключенных : «Погрузили в товарные вагоны и, как скотину, повезли. У нас не было ни воды, ни хлеба, и все: мужчины, женщины, старики и дети – вперемежку ехали в этих вагонах, и туалет был там же. Вагоны, как пьяные, качались из стороны в сторону, и уже в дороге люди стали умирать. Через 18 дней нас привезли в Караганду. и всех сгрузили на землю». «Кто в Казахстане не бывал, тот и горя не видал, а кто побудет – до гроба не забудет», – говорили бывшие спецпереселенцы и узники Карлага.
В лагере инокиня Матрона работала в больнице уборщицей. Начальство Карлага отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. Три года спустя инокиня Матрона направила Наркому внутренних дел заявление с просьбой о пересмотре ее дела и освобождении, на которое не получила ответа. «За что меня судили и наказали так строго? – писала она. – За то, что я работала сторожем-уборщицей в церкви, я думаю, что за это карать не могут».
Полностью отбыв срок наказания, инокиня Матрона освободилась из Карагандинского лагеря 10 ноября 1947 года. Вместо паспорта у нее на руках были временное удостоверение и справка об освобождении из заключения. Поселилась матушка в селе Выездном близ Арзамаса. Здесь была действующая церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери – одна из немногих, сохранившихся в округе, и при ней нашли пристанище некоторые дивеевские сестры. Главным занятием инокини Матроны по-прежнему было служение в церкви. Зарабатывала на жизнь она тем, что частным образом на дому выполняла разные мелкие работы: вязала платки, чулки, варежки.
19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали. На этот раз она обвинялась в основном по материалам старого дела 1937 года, по которому уже отбыла десятилетний срок наказания. Заводится новое уголовное дело, следуют многочисленные допросы, длящиеся по два-три часа. Инокиню Матрону обвиняют в проведении «вражеской работы», настаивают на ее участии в «контрреволюционной организации церковников села Веригина». Особенно настойчиво от нее требуют признания своей виновности, якобы подтверждаемой многими «свидетельствами соучастников», пытаются заставить оговорить священника церкви села Веригина отца Иоанна Царевского, назвать «соучастников». Усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой Матроны Григорьевны, в следственном деле не имеется». Тем не менее, помощник областного прокурора выносит заключение: «Виновна». Инокиня Матрона была приговорена к ссылке на поселение. Матушку выслали в с. Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР.
Брат инокини Матроны Андрей Григорьевич Власов в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры в Президиум Верховного Совета РСФСР. Он просил разрешить Матроне Григорьевне, которой было уже шестьдесят пять лет, переехать к нему в село Пуза . Удивительно, что день освобождения матушки, 9 октября 1954 года, пришелся опять на день празднования святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, на сей раз его преставления.
Последние годы жизни инокиня Матрона прожила в родном селе Пуза . Брат сделал для нее келью в деревянной пристройке к своему дому. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запрещения и преследования. Мать Матрона, чем могла, помогала семье брата по дому: присматривала за детьми, вязала платки. Родные вспоминали, что она умела искусно писать иконы.
Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Благоговейные односельчанки решили похоронить матушку без участия мужчин: две женщины выкопали яму для погребения слева от могилы ныне прославленных мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии . Матушки постарались: яму вырыли настолько глубокую, что пришлось делать ступеньки, а то бы и не выбрались.
6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия было принято решение включить инокиню Матрону (Власову) в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Тропарь и кондак
преподобноисповеднице Матроне Дивеевской (Власовой)
День памяти 25 октября / 7 ноября
Тропарь, глас 3
Скорби, гонения, болезни многия в годину лютых испытаний претерпевшая и верою твердою первым мучеником христианским уподобившися, преподобноисповеднице Матроно, молися ко Господу о спасении душ наших.
Кондак, глас 6
Днесь пророчество преподобного Серафима исполнися: /множество новомученик Престолу Божию со Ангелы предстоит, с нимиже и преподобноисповедница Матрона в Дивееве Небеснем молится непрестанно о земном Отечестве своем.
На верхнем фото – икона преподобноисповедницы Матроны Дивеевской (Власовой).
На нижнем фото – могила преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Село Суворово , 2006 год.
Страница создана 21.08.2011. Последнее обновление 30.05.2019. Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи.
Исповедница Матро ́ на (Власова), инокиня
Дни памяти
27 июня – Собор Дивеевских святых
13 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых
7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие
Матрона Власова родилась в 1889 году в селе Пузо Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шестилетней она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. У отроковицы обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее послушанием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году.
После закрытия монастыря инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. Их арестовали в апреле 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.
После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригино Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием ее по-прежнему было служение в церкви.
19 октября 1949 года ее вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Власти обвинили мать Матрону в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви села Веригино. Но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М. Г., в следственном деле не имеется».
Мать Матрону отправили в ссылку в село Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР. Ее брат в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном селе Пузо. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запрещения и преследования.
Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Ее похоронили на сельском кладбище слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.
6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Матрону (Власову).
Молитвы
Тропарь преподобноисповеднице Матроне Дивеевской (Власовой), глас 3
Ско́рби, гоне́ния, боле́зни мно́гия в годи́ну лю́тых испыта́ний претерпе́вшая и ве́рою тве́рдою пе́рвым му́чеником христиа́нским уподобившися, преподобноисповеднице Матро́но, моли́ся ко Го́споду о спасе́нии ду́ш на́ших.
Перевод: Скорби, гонения, болезни многие во времена тяжелых испытаний претерпевшая и верой твердой первым мученикам христианским уподобившаяся, преподобноисповедница Матрона, молись ко Господу о спасении душ наших.
Кондак преподобноисповеднице Матроне Дивеевской (Власовой), глас 6
Дне́сь проро́чество преподо́бнаго Серафи́ма испо́лнися:/ мно́жество новому́ченик Престо́лу Бо́жию со А́нгелы предстои́т,/ с ни́миже и преподобноисповедница Матро́на в Дивееве Небе́снем мо́лится непреста́нно о земно́м Оте́честве свое́м.
Перевод: Сегодня пророчество преподобного Серафима исполнилось: множество новомучеников Престолу Божию со Ангелами предстоит, с ними же и преподобноисповедница Матрона в Дивееве Небесном молится непрестанно о земном Отечестве своем.
Портал “Дивное Дивеево”
Официальный сайт Дивеевского монастыря – diveevo-monastyr.ru


|