О чем молятся николаю гурьянову

Старец Николай Гурьянов

Все проповеди Николая Гурьянова содержат сокровенный призыв — «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Батюшка был одарен духовными очами. Он призывал к православной вере, говорил, что она способна спасти человека в самые тяжелые времена. Он хранил чистоту христианства, как внутренний свет в душе человека. Последний завет Николая — «Не теряйте Пасхальную Радость!»

Житие

Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Петербургской губернии. С ранних лет он был прислужником Алтаря, певцом в клиросе. Вениамин Новгородский втайне постриг его в иноки в возрасте 8 лет.

Гурьянов чтил семью царя Николая и молился ему, исповедовал их святость. Его неоднократно арестовывали — в 1929 г. отправили в ссылку на Украину, в 1931 вторично посадили за церковно-монархическое служение. Также батюшка сидел в Пскове, Вятских лагерях, потом — ИТЛ, Сыктывкар.

В годы гонений на церковь Николай был тайно поставлен в епископы, а потом принял схиму с именем Нектарий. В то время он мужественно защищал Святыни, оберегал свободу Церкви от богоборцев, не принял Декларацию митрополита Сергия.

Выйдя из лагерей, он стал тайным иеромонахом. Он служил священником в нескольких монастырях и храмах. Отучился заочно в Духовной Академии, по просьбе матери переведен в Псковскую Епархию на остров Талабск. Там он служил Господу 44 года до успения, случившегося 24 августа 2002 года.

Прибыв на остров, батюшка столкнулся со многими трудностями. В те годы по СМИ передавали о скорой победе над мракобесием, поэтому на него с матерью смотрели недоверчиво и настороженно. Но скоро люди увидели, что он добр, дружелюбен и благодушен.

Церковь, в которой предстояло служить Николаю, находилась в запущенном состоянии. Епархиальные структуры не помогали, поэтому батюшка с прихожанами и жителями Острова самостоятельно искали ресурсы на его восстановление.

Важно! Своими руками Николай выстраивал храм, собирая стены по кирпичику. А также он красил, строил кровлю. Когда в церкви начались Литургии, он лично пек просфоры.

Помимо обязанностей Николая как священнослужителя, он помогал жителям села. Многие мужчины занимались ловлей рыбы, поэтому они уезжали на долгое время из родных домов. Батюшка помогал женщинам нарубить дрова, принести воды, присмотреть за детьми или стариками. Своей любовью и добрым отношениям к людям он завоевал уважение и доверие.

Православное воспитание

Еще, будучи ребенком, Николай Гурьянов служил в алтаре. В церковной жизни участвовала вся семья — отец служил регентом, трое братьев пели в хоре. В 11-летнем возрасте Николай вместе с настоятелем храма Архангела Михаила отправился на остров Талабск по делам прихода. По пути они навестили блаженного Михаила. В то время он болел и носил цепи, его чтили как прозорливца.

Блаженный угостил настоятеля большой просфорой, а мальчика — маленькой и произнес: «Гостек приехал». Его слова оказались пророческими — в будущем отец Николай Гурьянов прослужил на этом острове. Он нередко посещал могилу блаженного Михаила и призывал прихожан молиться ему.

Когда Николаю было 5 лет, умер его отец. Служивший тогда епископ Вениамин практически стал для него отцом. Мальчик помогал владыке и перенял у него душевную мудрость, мужество.

Однажды епископ сказал «Ты такой счастливый, что ты с Господом» и вручил ему в благословение архиерейский крест, который батюшка Николай берег и хранил оставшуюся жизнь.

Почитание

Находясь на Острове, батюшка Николай получил откровение от Богородицы. Он стал старцем-духовником, утешителем, молитвенником, чудотворцем и прозорливцем. К нему стекались люди, прося советов, благословения.

Еще при жизни Николая Гурьянова его почитали как святого чудотворца, молитвы которых Господь любит и отзывается на них. После успения народ Божий его прославил. Люди чтят труды протоиерея Николая Гурьянова, безмерно уважают на великий подвиг и благодатную жизнь с Богом. Батюшке слагают Акафисты, пишут иконы, поклоняясь как Святому Угоднику и праведнику.

Дни памяти

Память о Николае Гурьянове празднуется 24 августа. Это день его кончины. Еще одна дата — его рождение 24 мая. В этот день также молятся, ставят свечи и вспоминают народного святого.

Мощи

Место последнего земного пристанища прот. Николай Гурьянов обозначил камнем и показывал его односельчанам, прихожанам и паломникам. При жизни он наказал поставить на его могилу обычный крест, не благословил памятники.

По завещанию старца с острова Николая Гурьянова его духовные чада и преданные друзья похоронили в том месте, где он указал.

Факты о жизни

С раннего детства Николая называли монахом, он любил уединяться в своей комнате-келье. Там были иконы, книги и портреты царей. Среди друзей находились ребята, которые поддерживали Николая и участвовали в крестном ходе по деревне, взяв в руки крест и иконы. Мальчик в одиночестве служил Литургию.

В последние несколько лет батюшка сильно постился. Его духовные подвиги сравнимы с древними Отцами. В последние пять лет перед успением он не мылся. Но никакого неприятного запаха не издавалось. От него всегда исходило приятное благоухание, как запах молитвы. Это можно было наблюдать даже по стулу, на котором батюшка Николай Гурьянов любил сидеть.

Интересно! Святые люди говорят, что от молитвы благоухает не только сам человек, но и место, на котором он стоит.

Врачи удивлялись больше всех — как в таком возрасте и условиях проживания от человека не исходит никаких дурных запахов. Они говорили: «Чистый как младенец». В редких случаях он позволял протирать себя ваткой, смоченной в спирте, когда его кусали насекомые. Никакую живность он не убивал.

Особенное благоухание ощутимо возле молитвенного уголка. Перед Образами, у которых он молился. Сам батюшка говорил: «Я не вижу себя без молитвы».

Пророчества Николая Гурьянова сбывались неоднократно. Например — когда его спросили, кто будет у власти после Ельцина, он ответил — военный.

Заповеди Николая Гурьянова

Старец всегда заповедал верить в Господа, он говорил, что Бог живет в сердце человека, его не нужно искать. святой Николай Гурьянов особенно почитал Исаака Сирина, его наставление он перефразировал: Знай себя — и довольно с тебя.

Старец говорит, что люди ищут духовников, а про Евангелие совсем забывают, а ведь именно Евангелие — наш наставник, смысл жизни, Живая Вера, Надежда и Любовь. Николай огорчался оттого, что люди искали человека, забывая про Бога. Ведь если Всевышний не послал духовника, то спастись можно и нужно.

Батюшка призывал искать чистоты, не выслушивать сплетни, не участвовать в разговорах, где предметом обсуждения становилось худое и грязное. Он велел не обращать внимания на худые помыслы. Заповедал избегать неправды, а говорить правду — не боясь, но только с молитвой и после прошения благословения у Бога.

Что касается людей, то батюшка говорил, что все немощны, бывают несправедливы. Нужно учиться прощать, не обижаться, не желать им худого, а напротив — помолиться. От тех, кто причиняет зло, лучше отойти и не искать себе друзей среди людей. Наставления Николая Гурьянова в том, что друзей нужно искать только на Небе — среди ангелов и святых. Они никогда не предадут и не оставят.

Цитаты

Как говорил старец, верующий в Господа всегда относится с любовью к тому, что его окружает. Они измеряют свою жизнь Евангелием, стремятся все дела совершать по Слову Бога и просят у Него благословения на всякий час.

Когда уточняли даты, цифры, Николай спросил: «Тебе для Бога нужно или для людей?» И добавил: «Богу цифры не нужны, а все, что нужно, я сказал».

Николай Гурьянов написал книгу «Остров Божественной любви».

Случаи чудесной помощи батюшки Николая

Старец врачевал разные недуги и болезни. Люди свидетельствуют, что явившись к Николаю со старыми болезнями, они возвращались домой исцеленными. Молитвы старца помогали излечить многие болезни внутренних органов — почек, желудка, радикулита, психологические недуги — заикание.

Бесплодные женщины, получив молитвенную помощь от старца и его советы, рожали детей.

Батюшка вылечил митрополита Питирима Нечаева от сахарного диабета. Он попросил его открыть рот и клал несколько ложек сахара, одну за одной. Такая доза смертельна для диабетика. Испуганный Владыка пытался проглотить сахар. Так случилось исцеление.

Чудесное излечение девочки, больной раком, случилось по молитвам ее матери Николаю Гурьянову. Когда исцеление было заметно для выздоровевшего, старец всегда говорил: «Вы только не оставляйте духовную жизнь».

Когда в 1960 годы были гонения на Церковь, одна женщина донесла на батюшку. К нему приехал уполномоченный и разговаривал грубо и нелицеприятно, в конце сказав, что на рассвете вернется и отвезет его в тюрьму.

Николай Гурьянов всю ночь молился Всевышнему. Затем произошло обстоятельство, которое некоторые люди называют случайностью, а многие увидели в нем настоящее диво. Ранним утром на озере поднялась буря, хотя в это время года ее никогда не было. В течение нескольких дней никто не мог попасть на Остров. После того, как буря ушла, и погода наладилась, за священником никто не вернулся, больше его не трогали.

Биография Николай Гурьянов интересна. Он — великий старец, чудотворец и признанный народом Божиим святой. Он всегда жил с Господом и призывал всех людей возносить молитвы к Иисусу Христу так, словно они проживают последний день в своей жизни. Чудеса святого Николая Гурьянова многочисленны.

Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Новое видео

Тематические статьи

Фотогалерея

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?

Публикации

Рубрики

Обзор СМИ

модернизм

| информация | новости | происшествия | военное обозрение | катастрофы | человек и закон | редакция |

Чудотворения по молитвам старца Николая Гурьянова

Свидетельства о чудотворениях – исцелениях души и тела, явленных по молитвам старца многочисленны. И подобны тем, о которых мы читаем в житиях прославленных подвижников. Будущий составитель официального церковного жития старца (в то, что прославление протоиерея Николая Гурьянова рано или поздно должно свершиться, все мы-почитатели старца твердо веруем) должен будет составить подробный список с указанием имен и места жительства свидетелей, с указанием того, где, когда и каким образом они получили исцеления благодаря молитвенной помощи старца. Мы же сейчас только проведем классификацию, запечатленных в воспоминаниях случаев, т.е. назовем наиболее распространенные.

Поражает «широкая специализация» старца при врачевании различных заболеваний. Люди свидетельствуют: придя к старцу с застарелыми недугами, они уходили исцеленными. Множество болезней отступили по молитвам старца. Тут и болезни внутренних органов: почек, желудка, кишечника; гипертония; кожные заболевания; радикулит; разрешение немоты и заикания; разрешение бесплодия. К этим же чудесным изменениям немощной природы человеческой можно отнести и то, что по молитвам старца у людей появлялся музыкальный слух (и они могли петь и читать на клиросе, что прежде не удавалось), просветлялся ум в познании трудных предметов во время учебы, совершенствовались профессиональные навыки (которые прежде давались большим трудом).

Старец помазывал больные места маслицем, совершал над больным местом крестное знамение, иногда слегка ударял по больному месту, хлопал и поглаживал, дергал за ухо или за нос. Однажды кинул яблочко в толпу и попал в больной глаз женщине, и глаз перестал болеть. То есть за юродивыми действиями батюшка скрывал проявление силы Божией.

Иногда благодаря молитвам старца Николая находилось необходимое для лечения лекарство и опытный доктор, иногда же наоборот, старец действовал вопреки медицине. Так произошло с приснопоминаемым митрополитом Питиримом (Нечаевым). «Батюшка исцелил его от сахарного диабета. Когда они разговаривали в домике, отец Николай вдруг говорит владыке:

– Батюшка, у меня диабет!

-Ничего, откройте рот.

И кладет ему в рот ложку за ложкой сахарный песок. Владыка испугался:

От такой дозы сахара действительно можно было умереть. А старец пока владыка этот сахар пытался проглотить, все приговаривал:

– А вы говорите «диабет»!

Так произошло исцеление. А еще он дал владыке с собой пирожки для больной сестры» .

Так же против медицинских показаний произошло явное исцеление больного ребенка. У девочки был рак и несвертывание крови, она уже была приговорена к смерти. Мать поехала с обреченной дочерью на остров. «Подошла к воротам, прижалась лбом и начала молча, про себя, молить: “Батюшка Николай! Спаси, спаси! – дите мое умирает!” Так я молилась и рыдала…

И вот что произошло. Через какое-то время открылись ворота и выходит кот. Подходит он прямо к моей дочери, и та начинает с ним играть. Мы с мужем приходим в ужас: вдруг он ее поцарапает, кровь-то не сворачивается! Кот действительно царапает дочку…Мы цепенеем и ждем самого страшного, А кровь. покапала и перестала».

Последний случай показывает, что главным в исцелении была молитва, а внешние действия второстепенны.

Зачастую поначалу люди и не замечали, что с ними произошло. Только вернувшись домой, и, придя на очередное медицинское обследование или сдав анализы, к удивлению врачей они обнаруживали, что от болезни не осталось и следа.

В тех случаях, когда исцеление было тут же явлено болящему, старец часто говорил по евангельски: «Только не оставляйте духовной жизни».

Верующие врачи признавали чудотворный дар старца и изумлялись ему. Известный в Петербурге специалист в области УЗИ диагностики А.О. Терещенко рассказывает: «Одна моя пациентка ездила за два года до его кончины к старцу с вопросом: надо ли ей делать операцию по причине камней в почках. Старец ответил: “Пока не надо, а вот через два года благословляю”. И крестик дал, как благословение, а потом добавил: “А иконочку передай Нине”. Никакой Нины она не знала, так и досталась у нее до времени эта иконочка. А та самая Нина, как выяснилось потом, рвалась в это время на остров и не могла попасть.

И вот через два года обе эти женщины оказались в больнице в одной палате, после операции. Познакомились – и икона нашла своего хозяина».

Главным в чудотворениях-исцелениях старца Николая было то, что он ставил правильный диагноз болезни души и помогал человеку покаяться. Таким образом происходили многочисленные освобождения от пристрастия к табаку и алкоголю, водворение мира в семье, приход к вере людей, проживших долгие годы в атеистическом плену.

И еще: видевшие, как батюшка сострадает больным людям и вообще всем, его посетители учились состраданию друг другу, взаимопомощи, поддержке. А это служило спасению души. Надеемся, что и наш рассказ заставит кого-то проверить себя: как мы относимся к нашим ближним, учимся ли чему-то у батюшки?

Светлый старец Николай Гурьянов

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Биография протоиерея Николая Гурьянова

Протоиерей Николай Гурьянов

С давнего времени на Руси практикуется особенный образ подвижничества – старчество. Это уникальная человеческая способность, которая не зависит от возраста, это особая разновидность святости. Старец — проводник Высшей воли. Это духовный врачеватель, который наблюдает душу своего ученика и «лечит» её при необходимости, способствуя развитию её духовности. Такие люди одарены Богом прозорливостью, часто они могут предсказывать и даже являть чудеса. Таким старцем был наш с вами соотечественник и современник – Николай Гурьянов.

Николай Алексеевич Гурьянов

Тогда это был Гдовский уезд Петербургской губернии.

Его отец Алексей Гурьянов был владельцем торговой лавки, а его мама — Екатерина, была сельской крестьянкой.

Места, где был рождён Николай, особенные – в их окрестностях когда-то проходила великая битва, исход которой решил судьбу нашего государства. Легендарное Ледовое побоище или Чудская битва в 1242 году.

Младенец Николай был крещён в храме Архистратига Михаила в Кобыльем Городище, недалеко от которого и состоялась выдающаяся своей значимостью ледовая сеча. Детские годы и отрочество Николая прошли при этом храме.

Полезные материалы

Ещё ребёнком он служил в алтаре. Эта церковь была любима всеми домочадцами: отец был церковным регентом, три его брата также пронесли любовь к божественным песнопениям через всю жизнь. Один из братьев, Михаил, даже защитил профессорское звание в консерватории Петербурга.

По дошедшему до нас преданию оказалось что, будучи ещё одиннадцатилетним подростком, Николай бывал на острове Залита ( Талабск). Вместе с настоятелем храма Архангела Михаила, где в то время он был алтарником, Николай поехал по делам прихода. По дороге они остановились в Талабске и навестили живущего там блаженного, которого звали Михаил. Он был болен и носил вериги (цепи). Его почитали как прозорливца.

Остров Талабск, который в советское время был переименован в Залит.

При встрече он угостил настоятеля храма маленькой просфорой, а мальчика большой и сказал: «Гостёк наш приехал». Его слова были предсказанием того, что в будущем Гурьянов много лет прослужит на этом острове. Так и случилось. Уже потом, спустя много лет, живя на острове, отец Николай часто приходил на могилу блаженного, приглашая также и прихожан молиться блж. Михаилу.

Когда Николай был пятилетним ребёнком, скончался его отец. В то время епископом Гдова, викарием епархии Санкт-Петербурга был митрополит Вениамин. Практически он стал отцом для Николая. Часто помогая владыке во время богослужения, подросток воспринял от него и его душевную мудрость, и его мужество. Однажды духовный отец сказал Николаю: «Какой ты счастливый, что ты с Господом… » и дал в благословение архиерейский крест, который впоследствии старец Николай хранил как бесценную святыню.

Читайте также:  Как молиться о болящих святые отцы

С самого детства маленького Колю называли монахом. У него даже была своя комната – келья, где стояли иконы, духовные книги и царские портреты. Среди друзей Николая были дети, которые поддерживали его священнические устремления и ходили с ним крестным ходом по деревне, держа в руках кресты и иконы. Мальчик любил уединяться и часто в одиночестве служил литургию.

Юность, образование

Обучаясь в школе, юноша особенно любил уроки учительницы, которая преподавала словесность. Он даже сохранил её фотографию, что говорит о её почитании старцем. Эта женщина посеяла в его душе любовь к поэзии, к слову. Он считал, что учителя должны быть проводниками веры. Своей любимой учительнице он говорил:

Из этих слов становится понятно, отчего Николай Гурьянов после завершения учёбы в школе решил поступить на обучение в Гатчинский педагогический техникум, а затем получить высшее образование по специальности в Ленинграде.

Его учёба в институте пришлась на конец двадцатых годов, когда в стране бушевала очередная религиозная кампания. В это время закрывали и даже разрушали церкви. Николай не мог принять такого святотатства и высказался в защиту храма, который собирались закрыть. Он говорил о том, что храм – это не только святыня, но и культурно-исторический памятник. Вскоре студент Гурьянов был исключён из института и взят на заметку как политически неблагонадёжный.

Ссылки

Уехав из Ленинграда, Гурьянов стал псаломщиком в церкви села Ремда, а также вёл уроки в сельской школе. Слова о роли учителя в распространении веры, которые он когда-то высказал любимой учительнице словесности, он сам стал претворять в жизнь. Однако его арестовали за религиозную пропаганду, которая приравнивалась к контрреволюционной деятельности. Начались мытарства старца: тюрьма Кресты, затем ещё три тюрьмы и исправительный лагерь.

Первая его ссылка была назначена по суду в мае 1930 г. Он был отправлен в село Сидоровичи в Киевском округе. Поселившись в Сидоровичах, Гурьянов стал служить псаломщиком в церкви. Однако даже года он там не прожил. Кто-то настрочил донос и весной 1931 года он вновь был арестован и сослан в Сыктывкар, откуда бежал. После поимки Николай был помещён в лагерь. Там, на строительстве железнодорожной линии к Воркуте он пережил страшные испытания и страдания. Его жизнь не раз была под угрозой: его придавило вагонеткой, а в другой раз на ноги ему упал тяжёлый рельс, отчего ноги его остались покалечены навсегда.

Молодой священник

Отец Николай в молодости

Николай Гурьянов был освобождён в 1936 году. Имея судимость, он не надеялся найти работу. Но тогда очень не хватало учителей, и он был принят в сельскую школу. До начала войны Гурьянов преподавал в школе.

Его не призвали в армию из-за болезни ног. С началом войны он был вынужден перебраться в Прибалтику – сначала это была Рига, а потом Вильнюс. Митр. Виленский и Литовский Сергий зимой 1942 года совершил чин рукоположения Гурьянова в дьяконы, а чуть позже в священники. В этом же году Николаем были успешно окончены курсы богословия, и он стал священником в Свято-Троицком монастыре г. Рига. Следующее его назначение — уставщик в Свято-Духовом монастыре в г. Вильнюс, где он также был и певчим на клиросе. Летом 1943 года отец Николай был назначен в приход Гегобросты Паневежиского благочиния, где нёс службу пятнадцать лет. Там же он стал протоиереем.

Отец Николай был семинаристом в Виленской духовной семинарии, а в 1951 году закончил семинарию в г. Ленинграде. Три года он учился также в Духовной Академии.

Остров Талабск (Залит)

В 1958 году, имея положительный отклик на своё прошение, Николай Гурьянов приехал на о. Талабск, где нёс службу сорок лет до самой своей кончины. Это было непростое время, тот период хрущёвского правления, когда в стране проводились антирелигиозные кампании. Поэтому священника жители острова встретили настороженно.

На острове жили рыбаки, и все мужчины состояли в артели. Семьи надолго оставались без мужских рук, когда рыбаки уходили на промысел. Отец Николай всегда преклонялся перед тружениками, поэтому помогал женщинам, оставшимся без мужчин по хозяйству: мог с детьми побыть или присмотреть за больными и стариками. Жители острова постепенно стали доверять ему, а затем и полюбили всей душой будущего старца. Несмотря на эту любовь, первое время батюшка проводил службы в пустой церкви: кто-то боялся, а кого-то власть воспитала безбожником. Терпеливо, по крупицам, сеял старец Слово Божие в сознание сельчан, и эти посевы дали свои добрые всходы.

Батюшка много трудился. Он благоустраивал храм свт. Николая: отремонтировал его, обновил его убранство, украсил новыми иконами. Выжженную войной островную землю он озеленил заново, превратив пустыню в цветущий зелёный оазис.

Домик отца Николая Гурьянова

Подвиг старчества

В 70-е годы особенно сильно проявилось благодатное дарование Николая Гурьянова – старчество, посланное ему Господом. О его прозорливости и о том, что предсказания старца сбываются, стало широко известно, и в рыбацкий посёлок начали стекаться люди со всей страны.

Отец Николай излечивал душевные и физические заболевания, при этом называл по имени людей, которых никогда прежде не знал до встречи. В беседе он рассказывал о жизненных обстоятельствах человека, давал советы, которые впоследствии меняли коренным образом жизнь собеседника. Многим он вернул здоровье, вымолив у Бога исцеление.

В те годы к старцу приезжало много паломников и многие из них присутствовали на его богослужениях, некоторые становились гостями в его доме. Никому старец не отказывал, всех привечал, на всех хватало у него любви и тепла.

Благословение батюшки Николая

Люди вспоминают, что получили от батюшки бесценный подарок – утешение, душевный покой, что их душа успокаивалась уже при одном виде старца. Наполненный божественным светом и любовью ко всем живущим на земле, он делился этим светом и этой любовью с окружающими. Каждый, кто побывал у старца, уходил от него с миром в душе и уверенностью в своём будущем, уходил обновлённым, преображённым человеком.

Похороны батюшки Николая

День памяти. Паломничество к могиле старца

Протоиерей Николай Гурьянов почитаем многими людьми. Остров Талабский, ставший его родным домом на 40 лет, сейчас и памятник удивительному человеку, и то место, куда почтить его память в день его кончины 24 августа приезжают паломники. Молятся у его могилы, просят о чём-то, благодарят за помощь и чудеса исцеления.

Случаи чудесной помощи батюшки Николая

А чудес этих, которые явлены были по молитве старца, состоялось великое множество. Приведём лишь некоторые:

  • Удивительный, противоестественный в понимании современной медицинской науки случай чудесного исцеления, произошёл с митрополитом Питиримом (Нечаевым). Старец Николай излечил его от диабета. Он приказал митрополиту открыть рот и стал класть в него ложками сахар. На возражение Питирима, что ему нельзя сладкое, потому что у него диабет, старец только повторял: «А вы говорите, диабет»! От такого количества сахара могла наступить кома. Но случилось чудо исцеления. Никакого диабета при последующем обследовании врачи у Питирима не обнаружили!
  • Широко известен также случай выздоровления больной не свёртыванием крови девочки. Приехав с мужем и ребёнком на остров, её мать подошла к воротам дома старца Николая, прижалась к ним лицом и стала молить молча, про себя: «Батюшка Николай! Спаси, спаси – дитё моё умирает». Через некоторое время ворота открылись, и к удивлённым людям вышел кот, который жил у старца в доме. Животное подошло к крохе и стало с ней играть. Родители замерли: ведь если котик поцарапает девочку, она может умереть от кровопотери – кровь у неё не сворачивалась. Так и случилось. Животное поцарапало девочку, и кровь стала капать из ранки, а потом вдруг остановилась. Счастье родителей было безмерно — ребёнок стал полностью здоров.
  • Не только болезни физические излечивал старец Николай. Чудесным образом по его молитве у людей развивался музыкальный слух или дети начинали легко усваивать не поддающиеся ранее сложные школьные предметы. А самым главным в чудесах старца Николая Гурьянова было то, что он всегда правильно видел болезни человеческой души и помогал людям покаяться и вернуться к жизни без пагубных привычек, многим – прийти к вере.

Книга «Слово жизни»

Старец Николай оставил после себя письменное наследие – это книга «Слово жизни», которая уже три раза была переиздана. В ней собраны псалмы, которые батюшка собирал всю жизнь. Он всех просил, чтобы приносили ему всё интересное, что находили в книгах, изданных ещё до революции. К некоторым псалмам он сам написал ноты.

«Слово жизни» — это не стихотворный сборник, не художественная литература. Всё, что мы читаем в «Слове жизни» — это свидетельства о Божьей Благодати. Поэтому, несмотря на то, что в неё включены стихотворные строки некоторых светских поэтов, содержимое источника несопоставимо со светской поэзией. Эта книга — памятник соборного творчества.

Душеполезные наставления и высказывания

Батюшка был немногословен, поэтому его редкие высказывания становились афоризмами. Его наставления, заключённые порою в одну лишь фразу, отражали иногда целую жизненную программу. Вот некоторые из них:

«Ходи в храм и веруй Господу. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Смирение и молитва – главное. Одна чёрная одежда – ещё не смирение».

«Пекись о своём мире душевном, вот и в мире будет порядок».

«Будьте всегда радостны, и в самые тяжёлые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чём не нуждается».

«Цель нашей жизни – вечная жизнь, вечная радость, Царство Небесное, чистая совесть, покой – и всё это в нашем сердце».

Прот. Николай Гурьянов

Молитва старца Николая Гурьянова

Господи, помилуй,
Господи, прости.
Помоги мне, Боже,
Крест свой донести.

Ты прошел с любовью
Свой тернистый путь,
Ты нес Крест безмолвно,
Надрывая грудь.

И за нас распятый
Много Ты терпел,
За врагов молился,
За врагов скорбел.

Я же слаб душою,
Телом также слаб,
И страстей греховных
Я преступный раб.

Я — великий грешник
На земном пути,
Я ропщу, я плачусь…
Господи, прости!

Помоги мне, Боже!
Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти
В сердце погасил…

Помоги мне, Боже!
Щедрою рукой
Ниспошли терпенье,
Радость и покой.

Грешник я великий
На земном пути…
Господи, помилуй,
Господи, прости!

Причислен ли о. Николай к лику святых

Старца Николая Гурьянова любят и почитают верующие. И, хотя старец не причислен еще к лику святых, многие не сомневаются, что в его лице мы имеем молитвенника и ходатая за нас пред Богом. Об этом свидетельствует жизнь батюшки и его самоотверженное служение Богу и людям. Об этом свидетельствуют и те люди, которым посчастливилось встречаться с старце, которые свидетельствуют, что от батюшки исходило невероятное тепло и свет.

Его святость ощущалась во всем – в жизни, в молитвах, в делах. Поучал всегда с любовью. Всегда. И люди чувствовали его любовь и молитвенную поддержку.

Пророчества старца

Старец Николай Гурьянов дал несколько пророчеств, далеко не однозначных и вызывающих порой недоверие. Тем не менее, некоторые из них уже сбылись.

О будущем России

Когда старца спросили о будущности России, он предрёк государству такое правление, которое будет уподоблено коммунистической власти. Как говорил старец, Церковь снова подвергнется гонениям, хотя продлится это недолго. Затем к власти в стране придёт Православный Царь.

О последних временах

О последних временах он говорил, что об этом уже всё сказано в «Откровении Иоанна Богослова», и что от себя ничего не нужно придумывать. Батюшка не одобрял постоянные разговоры о конце света, не принимал запугивания и устрашения верующих, справедливо полагая, что нагнетание страха к добру не приведёт.

Все с ужасом ждут антихриста и думают о нём, а надо думать о Боге. Отец Николай говорил: «Если мы с Господом — антихрист не может причинить нам зла». А также говорил: «На все времена нужны смирение, кротость, благодарность Богу и особенно родителям. Это всё украшает человека и сохранит его в последние времена».

О Путине

Когда старца спросили о том, кто будет у власти в России после Ельцина, он ответил, что будет военный. «Власть его будет погонная».

О царской семье

Старец очень чтил царя Николая II и его семью, и постоянно говорил о том, что Россия до тех пор не воспрянет, пока не поймёт, кем был Царь Николай. Девятилетним мальчиком Николай увидел истязания, которым подвергся царь и его домочадцы. Он рассказал своей маме о том, что царя убили утром, после совершения казни, хотя об этом убийстве ещё никто не знал.

Старец повторял постоянно, что нужно покаяться за то, что русские люди позволили опорочить имя царя и позволили погибнуть царской семье. Необходимо молиться Царю Николаю, поскольку его очень боятся бесы, настойчиво говорил старец. Именно Николай II бережёт Отечество от войны в сегодняшнем безумном мире.

Келейницы, продвигающие идеи канонизации царя Ивана Грозного и Г. Распутина

К сожалению, вокруг старца Николая образовалась группа людей, желавших воспользоваться его именем ради продвижения своих искаженных взглядов на «святость» Г. Распутина, Ивана Грозного, и других, не соответствующих официальной позиции Русской Церкви, идей. Они раздавали от имени батюшки самочинно напечатанные иконы, призывая посетителей батюшки молится этим «святым». Это касается таких «монахинь» как В. Полищук и Т. Гроян («схимонахиня Николая»), о которых архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий неоднократно предупреждал, что их постриги ложные.

Когда эти женщины развили вокруг батюшки деятельную пропаганду своих идей, сам о. Николай был уже очень немощен и болен. «Келейницы» пользовались этим положением дел, сами решали кого можно допустить к о. Николаю, а кого нет, по хозяйски распоряжаясь в доме старца. Когда друзья и почитатели батюшки предлагали ему выгнать таких «помощниц», то он не позволял сделать этого, говоря, что это его крест, и смиренно терпел их.

Фильм об отце Николае Гурьянове «Свете тихий»

Старец Николай Гурьянов – один из тех великих людей в Православии, чей благодатный дар духовного врача многим людям помог и сейчас помогает стать ближе к Богу.

СТАРЕЦ НИКОЛАЙ (ГУРЬЯНОВ)

Со дня кончины известного старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова прошло 13 лет. Он скончался на 93 году жизни 24 августа 2002 года. Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них — дары прозорливости, исцеления, чудотворений. Со всей России к старцу приезжали на остров Залит верующие люди, нуждающиеся в духовном совете, в молитвенной помощи.

Старец Николай Гурьянов

Николай Гурьянов – один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков. Многочисленные изреченные им пророчества сбылись еще при его жизни – предсказания о свержении в России коммунизма, канонизации Николая II, гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» и многих других, чему он стал свидетелем еще при жизни.

Старец Николай Гурьянов за исповедание веры переносил притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. После того, как его выгнали из института за выступление против закрытия храмов, он ушел служить в церковь и за это был арестован. Сначала было заключение в «Крестах», потом – ссылка в лагерь под Киевом, а затем — поселение в Сыктывкаре, в Заполярье прокладывал железную дорогу. Военные годы он провел в Прибалтике. Там же принял сан священника, затем переехал на рыбацкий остров Талабск, где и провел остаток жизни.

Благодаря молитвам старца, у людей отступали болезни, появлялся музыкальный слух, просветлялся ум в познании трудных предметов во время учебы, совершенствовались профессиональные навыки, устраивались житейские недоумения, а нередко определялся дальнейший жизненный путь.

Семья и детство

Николай Гурьянов родился в купеческой семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора, скончался в 1914. Старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории; младшие братья, Пётр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями.

Все трое братьев погибли на войне. Мать, Екатерина Стефановна Гурьянова, долгие годы помогала своему сыну в его трудах, скончалась 23 мая 1969, похоронена на кладбище острова Залит.

С детства Николай прислуживал в алтаре в храме Михаила Архангела. В детстве приход посетил митрополит Вениамин (Казанский). Отец Николай так вспоминал об этом событии: «Я мальчишкой совсем ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: „Какой ты счастливый, что с Господом…“».

Учитель, заключённый, священник

Николай Гурьянов окончил Гатчинский педагогический техникум, учился в Ленинградском педагогическом институте, откуда был исключён за выступление против закрытия одного из храмов. В 1929–1931 преподавал математику, физику и биологию в школе, служил псаломщиком в Тосно.

Читайте также:  Какую молитву читают матроне босоножке

Затем был псаломщиком в Свято-Никольском храме села Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области. Был арестован, находился в ленинградской тюрьме «Кресты», отбывал заключение в лагере в Сыктывкаре Коми АССР. После освобождения не смог получить прописку в Ленинграде и преподавал в сельских школах Тосненского района Ленинградской области.

Во время Великой Отечественной войны не был мобилизован в Красную армию, так как покалечил ноги на тяжёлых работах в лагерях. Находился на оккупированной территории. 8 февраля 1942 был рукоположен (целибатом, то есть в безбрачном состоянии) в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), находившимся в юрисдикции Московской Патриархии.

С 15 февраля 1942 — священник. В 1942 окончил богословские курсы, служил священником в Свято-Троицком женском монастыре в Риге (до 28 апреля 1942). Затем, до 16 мая 1943 являлся уставщиком в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе.

Служение в Литве

В 1943–1958 — настоятель храма святого Николая в селе Гегобросты Паневежиского благочиния Виленско-Литовской епархии. С 1956 — протоиерей.

О. Николай был необыкновенно привержен церкви. Не будучи монахом, он жил строже, чем монах, во всём — и в питании, и в отношении к людям и молитве. Его образ жизни можно назвать действительно христианским: люди видели в нём пример беззаветного служения Господу.

Протоиерей Иосиф Дзичковский считал, что «такие приходы — оазис православного благочестия в католической Литве». В служебной характеристике, выданной протоиерею Николаю архиепископом Виленским и Литовским Алексием (Дехтеревым) в 1958, говорилось: «Это, без сомнения, незаурядный священник. Хотя приход его был малочисленный и бедный (150 прихожан), но благоустроен так, что может быть показательным примером для многих. Не получая никакого пособия из Епархии, он сумел найти местные средства, на которые капитально отремонтировал храм и привёл его в благолепный вид. В редком порядке содержится и приходское кладбище. В личной жизни — безукоризненного поведения. Это пастырь — подвижник и молитвенник. Целибат. Приходу отдавал всю свою душу, все свои силы, все свои знания, всё сердце и за это всегда был любим не только своими прихожанами, но и всеми, кто лишь только ближе соприкасался с этим добрым пастырем.»

Во время служения на приходе в Литве о.Николай заочно получил богословское образование в Ленинградской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии.

«Талабский старец»

С 1958 о.Николай стал служить в Псковской епархии, был назначен настоятелем храма св. Николая на острове Талабск (Залита) на Псковском озере, являлся им бессменно до самой кончины.

В 70-е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны — его начали почитать, как старца. Его называли «Талабским» или «Залитским» (по прежнему названию острова, который был переименован в советское время в память о большевистском активисте Залите) старцем.

Домик отца Николая Гурьянова

Не только церковные люди тянулись к нему, но и падшие души, чувствуя тепло его сердца. Некогда забытый всеми, порой, он не знал ни минуты покоя от посетителей, и чуждый мирской славе только потихоньку сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегаете!». Его духовные дары не могли остаться незамеченными: он называл незнакомых людей по имени, приоткрывал забытые грехи, предупреждал о возможных опасностях, наставлял, помогал изменить жизнь, устроить ее на началах христианских, вымаливал тяжелобольных.

Существует рассказ о том, что о.Николая спросили: «К Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей — какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?». На это он ответил: «Безверие», и на уточняющий вопрос — «Даже у христиан» — ответил: «Да, даже, у православных христиан. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». По мнению о.Николая, верующий человек должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает.

Сохранились свидетельства того, что по молитвам батюшки, ему открывалась судьба людей, пропавших без вести. В 90-е гг. известный на всю страну Печерский старец — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал произволение Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению.

В 1988 протоиерей Николай Гурьянов был награждён митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В 1992 удостоен права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш» — высшего церковного отличия для протоиерея (исключая крайне редкий сан протопресвитера).

О. Николай пользовался известностью как в России, так и среди православных людей за её пределами. Так, в канадской провинции Саскачеван на берегу лесного озера по его благословению был основан скит.

Известностью и любовью старец пользовался также у творческой молодёжи и интеллигенции: за благословением на творчество к нему на остров приезжали Константин Кинчев, Ольга Кормухина, Алексей Белов и многие другие. Кроме того старец стал прототипом героя фильма «Остров», где главную роль сыграл рок-поэт и музыкант Пётр Мамонов.

В похоронах о.Николая на острове Талабск (Залит) участвовали более 3 тысяч православных верующих. Многие почитатели посещают могилу старца. Учреждено Общество ревнителей памяти праведного Николая Псковоезерского (Николая Гурьянова).

Наставления протоиерея Николая Гурьянова

Батюшка вообще говорил мало, видимо он был от природы молчалив, потому его редкие высказывания были афористичными – в одной фразе заключалась целая жизненная программа. Потому так ярко запоминалось все, сказанное старцем.

1. «Наша жизнь благословенная… Дар Божий… Мы имеем в себе сокровище – душу. Если сбережем ее в этом временном мире, куда пришли как странники –наследуем Жизнь Вечную.»

2. « Ищи чистоты. Не слушай худое и грязное ни о ком… Не останавливайся на недобром помысле… Неправды беги… Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и, прежде, проси благословения у Господа.»

3. «Жить нужно не только для себя… Старайтесь тихонечко молиться за всех… Никого не отталкивайте и не унижайте.»

4. «Наши мысли и слова имеют великую силу на окружающий мир. Молитесь со слезами за всех – больных, слабых, грешников, за тех, о ком некому помолиться.»

5. « Не будьте слишком строгими. Чрезмерная строгость опасна. Она останавливает душу только на внешнем подвиге, не давая глубины. Будьте мягче, не гоняйтесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми. Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять. Будьте проще и искреннее. Мир ведь такой Божий… Посмотрите кругом – все творение благодарит Господа. И вы так живите – в мире с Богом.»

6. « Послушание … Оно начинается в раннем детстве. С послушания родителям. Это нам первые уроки от Господа.»

7. «Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло – насильно мил не будешь… Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе – среди святых. Они никогда не оставят и не предадут.»

8. Веруйте в Господа, несомненно . Сам Господь живет в нашем сердце и Его не нужно искать где-то там… далеко.»

9. «Будьте всегда радостны, и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога : благодарное сердце ни в чем не нуждается».

10. « Пекись о своем мире душевном , вот и в мире будет порядок».

11. « Положитесь , дорогие мои, на волю Божию , и все будет так, как вам нужно».

12. « Никогда не снимайте крестик . Читайте утренние и вечерние молитвы обязательно».

13. «Можно спасаться и в семье и в монастыре, только живи свято мирной жизнью».

14. « Ходи в храм и веруй Господу . Кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Смирение и молитва – главная. Одна черная одежда – еще не смирение ».

Старец Николай Гурьянов: «Помоги мне, Боже, крест свой донести»

Но когда-то все обстояло иначе: батюшка принадлежал к поколению исповедников, претерпевших за веру и преданность Богу притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. А после освобождения целые годы провел в безвестности, трудах и молитве на отдаленном рыбацком острове. Отец Николай не оставил обширного духовного наследия, трудов по аскетике или по богословию, но его краткие слова и простые наставления одинаково трогают сердца «простецов» и «мудрецов». Для многих и многих он стал тем человеком, с которого начинается путь к Богу.

В один из дней в конце мая, по одним сведениям в 1909-м, а по другим – в 1910-м году, в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье родился мальчик, нареченный в крещении Николаем в честь одного из самых почитаемых в России святых — Святителя Николая Мирликийского-Чудотворца. Был он третьим сыном в семье, и как будто, ничем не отличался от старших братьев, но именно ему был уготован путь особый. — Пройдут годы, и он окажется в ряду чудом выживших в 20-е – 30-е гг. православных священников. Схиархимандрит Захария из Троице-Сергиевой Лавры и схиархиепископ Антоний (Абашидзе) из Киево-Печерского монастыря, московский старец — святой праведный Алексий Мечев и архимандрит Серафим (Тяпочкин), преподобномученик Амфилохий Почаевский и недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — вот только наиболее известные из них. Все они разделили удел исповедников и были удостоены Богом высоких духовных дарований. Их прозорливость — способность предсказывать события будущей жизни, а порой — и знание о прошлом людей и совершенных ими ошибках, дар исцеления и изгнания нечистых духов — привлекали к ним верующих со всех концов России.

«Между верой и благополучием»

Сохранились свидетельства о том, что в молодости Николай Гурьянов отличался достаточно сильным характером, и ему требовались усилия, чтобы научиться владеть собой. Но именно на нем остановился однажды взгляд отца, неожиданно обратившегося к его матери со словами: «Екатеринушка, как эти (старшие дети) — не знаю, а этот — тебя доглядит». Отец Николая Гурьянова умер молодым, все братья погибли во время Великой Отечественной войны. Ему же предстоял путь священства и несение заботы не только о престарелой матери, но и о десятках духовных детей, и о сотнях паломников, приезжавших к нему издалека.

Личный выбор Николая между верой и относительным спокойствием, которое сталинская государственная система обещала тем, кто готов был следовать установленным нормам, состоялся еще до начала массовых репрессий — когда он был студентом Ленинградского Педагогического института. В 1929 г. Студент Гурьянов был отчислен с первого курса за то, что позволил себе высказаться против закрытия одного из храмов. Путь к высшему образованию оказался для него, таким образом, закрыт, несмотря на то, что он успешно окончил в 1928 г. Гатчинский педагогический техникум. Вернувшись на родину, Николай служил псаломщиком в церкви, преподавал математику, физику и биологию в школе. В 1930-х годах последовал арест. Заключение в «Крестах», ссылка в лагерь под Киевом, а затем — на поселение в Сыктывкар — составили основные вехи его исповеднического пути.

Условия содержания заключенных были чудовищны. В Заполярье Николай оказался среди тех, кто прокладывал железную дорогу. Годы спустя батюшка вспоминал ту ночь, когда ему пришлось долгие часы стоять в воде и в ледяном крошеве вместе с другими заключенными. Бесконечной показалась эта ночь страданий. Поддерживала его молитва. А наутро, пришедшие охранники обнаружили, что он оказался единственным, кто остался жив.

Из-за болезни ног, поврежденных в заключении, Николай Алексеевич не был мобилизован в годы войны. После лагеря он преподавал в школах Тосненского района, а после оккупации Гдовского района, был перемещен в Прибалтику. В годы войны в его жизни состоялось событие, определившее всю его последующую судьбу. — Подготовленный пережитыми испытаниями к «тесному пути» служителя Церкви, 15 февраля 1942 г. в Риге, в праздник Сретения Господня, он принимает сан священника. Первое время он служил в храмах и монастырях Прибалтики, а в 1958 г. по откровению одного из старцев, указавших ему место его будущего служения, ходатайствовал о переводе на уединенный рыбацкий остров Талабск (более известный под названием рыболовецкого колхоза им. Залита). Здесь отец Николай провел сорок лет жизни и пастырского служения.

Приехав сюда никому не известным священником, возбуждавшим подозрения у неверующего населения, через несколько лет он снискал искреннее и глубокое уважение рыбаков. Поселившись вместе с матерью в самом крошечном домике на окраине поселка, он служил один, своими силами ремонтировал церковь, латал и перекрывал кровлю, пек просфоры, а в свободное время, не ожидая просьбы о помощи, появлялся на пороге домов тех, кто больше всего нуждался в поддержке. Семьи рыбаков подолгу оставались без кормильцев. Незлобивый и кроткий, батюшка выполнял работы по хозяйству, оставался с детьми, помогал престарелым и немощным. Многие с благодарностью вспоминали потом его заботу о семьях, где хозяин выпивал. Отец Николай мог, например, вынуть бутылку у пошатывающегося мужичка и тут же разбить ее: его тихое слово, покорно принимали люди, казавшиеся безнадежно опустившимися.

В первые годы было и тяжело. Порой подступало уныние: годами он служил в пустом храме. Приходила и мысль уехать с этой тяжелой земли. Но однажды, когда вещи были уже уложены, его остановил детский голос — крошечный ребенок, почувствовав его грусть, вдруг горячо попросил его не уезжать. Батюшка принял детские слова, как изъявление воли Божией и напоминание об указании служить здесь, данном ему через старца.

Шло время — отец Николай терпеливо продолжал нести свой крест. Через несколько десятков лет, Талабск, представлявший собой в момент его приезда пустынный островок, покрылся садиками и островками зелени, которые батюшка высаживал и заботливо поддерживал, таская по сотне ведер воды с озера. Озеленение острова было особым его подвигом. С материка и из паломнических поездок, он привозил саженцы, составившие знаменитый «сад памяти», напоминавший ему о местах его заключения. Он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился.

Наконец, «сухая почва» дала всходы. Отношение рыбаков к батюшке обнаружил следующий эпизод: когда одна жительница поселка под давлением уполномоченных написала донос на отца Николая, грозивший ему новым заключением, рыбаки выразили ей единодушное порицание — никто из вернувшихся с лова не положил по обычаю на ее тарелку рыбы. С этого времени в церковь потянулся народ. Тогда, в 60-е годы, во время усиления гонения на храмы, к отцу Николаю пожаловали представители местной власти, разговаривая очень грубо и пообещав на следующий день вернуться за ним. Батюшка всю ночь простоял на молитве, а наутро на озере поднялась страшная буря, которая не утихала в течение трех дней. Талабск стал недоступен. После того, как буря стихла, об отце Николая как-то забыли и больше не трогали.

Старчество

В 70- е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны — его начали почитать, как старца. Не только церковные люди тянулись к нему, но и падшие души, чувствуя тепло его сердца. Некогда забытый всеми, порой, он не знал ни минуты покоя от посетителей, и чуждый мирской славе только потихоньку сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегайте!». Его духовные дары не могли остаться незамеченными: он называл незнакомых людей по имени, приоткрывал забытые грехи, предупреждал о возможных опасностях, наставлял, помогал изменить жизнь, устроить ее на началах христианских, вымаливал тяжелобольных.

Сохранились свидетельства того, что по молитвам батюшки, ему открывалась судьба людей, пропавших без вести. В 90-е гг. известный на всю страну Печерский старец — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал произволение Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению.

Батюшка был чужд человекоугодия. Принимал не всех. Некоторых и разворачивал со словами: «Ты зачем сюда пришла?». К нему побаивались ездить даже маститые священники. Отец Николай обличал. Известен случай, когда к нему приехали двое гостей в дорогих облачениях, имевшие весьма внушительный вид. Окадив их со словами:

«Сижу я на боцке (на бочке),
А под боцкой мышка.
Мой миленок — комсомолец,
А я коммунистка…»

— старец невозмутимо продолжал службу. Иногда он довольно ощутимо постукивал пришедших к нему по щеке или по лбу: таким образом, он отгонял нечистых духов, которых ему дано было видеть воочию. Но когда он «побивал», на него никто не обижался, потому, что во всем чувствовалась любовь. Батюшка приучал людей следить за собой, за своими помыслами, проверяя себя: в вере ли ты? На вопрос, как жить, он отвечал: «Жить так, словно ты завтра умрешь».

Как, в какой форме ему открывалось то, что сокрыто — тайна Божия, но бывали такие вот случаи. Матушка К., приехавшая к нему издалека, с Урала, шла к старцу с трепетом — после перенесенной травмы мучили головные боли, да так сильно, что она боялась потерять рассудок. Что произнесет батюшка? К чему готовится? Долго ли осталось жить? — А старец посмотрел на нее внимательно, ласково, взял за плечи и произнес: «Поносишь еще платьице-то, поносишь…». По простоте смысл слов поняла не сразу, только, как ребенок, отозвалась на ласку и ободрение. А уж, когда о. Николай помазал лоб маслицем, благословил на дорогу, на обратном пути догадалась: мол, «рано с телом прощаться. Поживешь еще».

Читайте также:  Как похудеть молитва матроне московской

Удивительны бывали и его благословения. То в едва знакомых спутниках, он прозревал будущих мужа и жену, то в «младенце духовном» — будущую монахиню. Приехала как-то к старцу женщина, через «буреломы» и «колдобины» страданиями приведенная Богом в храм, поднятая чудом с одра болезни. И все, что знала-то она тогда о жизни во Христе, почерпнула из нескольких книг, среди которых оказалась и книга о подвижниках Кавказа. В душе — «рай» от сознания милости Божией к ней, и точного знания, куда, в каком направлении идти — к Господу, в Церковь — нашлась «монетка потерянная». А на глазах слезы, и слово «монашество» вымолвить страшно по недостоинству своему. А батюшка ей: «Ну, поезжай на Кавказ, поживи в горах, посмотри». Стояла, будто солнце в руки получила.

Келейницы ей вслед: «Целуй калитку. Батюшка за все годы ни одного такого благословения не дал! Монахов туда не благословляет!» И до последнего, до исхода своего из жизни временной уже в монашеской мантии, вспоминала она, как все сложилось — и деньги Бог послал, и попутчиков, и проводника. И такой молитвы, как там, в горах, как она говорила, уже не было. Православное «детство» — радость, когда Господь укрепляет, поддерживает на каждом шагу, связано было для нее с о. Николаем Гурьяновым и его благословением.

…Простые наставления старца о том, что надо трудиться, опасаться праздности, избегать пристрастия к вину, любить ближних и по заповеди, быть всем, как слуга, доходили даже до сердец людей, запутавшихся в жизненных обстоятельствах и ожесточенных. Молитвы и акафисты, которые батюшка распевал тоненьким слабым голоском, разошедшиеся в записях, воспоминания о нем духовных детей, его фотографии и сегодня напоминают об этом замечательном священнике, пронесшем крест своего служения до самого конца. Уже тяжело больной, он наотрез отказался покинуть место своего служения и перейти на покой в один из монастырей, ради приезжавших к нему тысяч людей. Пожалуй, одним из самых известных стало одно из последних напутствий православным христианам: «Верующий человек, он должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает. Любвеобильно!».

МОЛИТВА ПО СОГЛАШЕНИЮ

Это молитва, которую благословлял читать о.Николай Гурьянов:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими:

“Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли о всякой вещи, ея же аще просите, будете иметь от Отца Моего Иже на небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их”.

Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя:

Даруй нам, рабам твоим, всем православным христианам, согласившимся просить Тя о скорби нашей, за страждущую страну нашу Российскую и чад Церкви Православныя.

Боже великий и дивный, каяйся о злобах человеческих, возводяй низверженныя и утверждаяй ниспадающия, не отрини наши молитвы и воздыхания сердечныя в сие время тяжкое против смертоносного и богомерзкого духа антихристова, силящегося запечатлеть народ наш на служение себе, и отвергнуть нас от благодати Тебе Бога Живаго и Истинного. Да не будет сего, Боже наш!!

Помяни, Господи, милости, яже показал еси отцем нашим, разрушь коварство диавола, восстающего на ны. Силою Креста Твоего даруй всем нам духа премудрости и страха Божия, духа крепости и благочестия, да не погибнем обольщенные лукавством сатанинским.

Воздвигни нам мужей силы и разума, да не возмогут противиться вси противляющиеся нам.

Восстави нам, Боже, престол православных царей, да поставлен будет удерживающий всякое зло и неправду, умножившуюся в стране нашей.

Господи Боже, Спасителю наш, сердцем сокрушенным к Тебе припадая, просим Тя:

обольщенныя обрати и на путь правый настави, малодушныя укрепи, маловерныя просвети, и духом Твоея ревности воспламени, да не погибнем от сетей вражиих. Сего ради к Тебе прибегаем, яко Ты еси Бог наш и разве Тебе инаго не вемы.

Припадая, стеняще вопием Ти, Боже наш, о исполнении сего прошения нашего. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты.

Старец Николай Гурьянов глазами односельчан

24 мая 2019 г исполняется 110 лет со дня рождения отца Николая Гурьянова, снискавшего славу мудрого и прозорливого старца, к которому за советом и помощью съезжались православные верующие со всей страны.

Остров Талабск (Залита). Маленький островок посреди Псковского озера – то тихого, блестящего своей атласной гладью с растворенным в нем небом, то свинцового, тяжелого, неприветливого.

Остров любви, остров спасения, остров Православия.

Когда живёшь на острове долго или постоянно, попадаешь в атмосферу каждодневного чуда, и иногда – даже страшно – привыкаешь к этому.

Батюшка Николай здесь, рядом. Могилка на кладбище всегда в цветах, во все времена года. И нескончаемый поток людей, у которых в глазах горе, боль и надежда; просто паломников; тех, кто знал Батюшку, кто приехал навестить его, соскучился.

«Ох, Батюшка, как много у нас с тобой всего было», – это местная бабушка разговаривает с Батюшкой у креста на его могилке; живая история жизни о. Николая на острове – жители острова.

Много рассказов, много историй – простых, трогательных – любви и подвига Батюшки.

«А я там буду»

Александр Григорьевич Полетаев, о. Залита:

– Сидим, разговариваем с Батюшкой. Он мне показывает на икону Страшного суда на стене.

– А я – говорит, – там буду, – показывает на ад.

У меня даже дыхание перехватило. Такой человек такие вещи говорит.

– А где же мы тогда будем?

– А вы там будете, – показывает наверх.

– А потому, что я за вас молюсь. Я за вас молюсь.

Вот и все. После этого меня и перевернуло. Молиться надо друг за друга. Помогать друг другу.

Вот вы смотрите на меня, а в глазах у вас написано: «А что же вы еще расскажете о Батюшке?»

А Батюшка смотрит, а в глазах у него: «Я тебя люблю».

Бежит Батюшка.

Анатолий Иванович Соловьёв, о. Залита:

– Бежит утром Батюшка. Куда бежит? Не знаю. По Залиту. Оббежит все село, каждого спросит: «Ну, как здоровье? Как живете? Как? Что?» Все время в калошах, с палочкой – не костыльчик, а палочка. Бегом пробежит, он так, не умел ходить спокойно. И звал-то всех как – Колюшка, Анатольюшка, Петенька.

Такого больше человека не будет.

А Батюшка смотрит, а в глазах у него: «Я тебя люблю». И звал-то всех как – Колюшка, Анатольюшка, Петенька.

Так вот, что интересно – всю дорогу ходил в калошах. Шерстяные носки, калоши. Что у него, одеть не было чего, или что? Ряса вся в заплатках. Что, у него другой не было? Вот, в калошах. Видишь только – калоши, калоши, шерстяные носки. Он вообще о себе ни грамма не думал, думал только о людях.

Ему деньги не нужны были. Пенсию получит – и на храм. А подпояховши – верёвкой капроновой, калоши. Я раз ему сказал: «Бать, неужели тебе ремня не купить?» Раньше рубль стоил ремень-то.

– Ой, Анатольюшка, у меня все есть, у меня всё есть.

– Так я хочу сказать, а почему ты верёвкой-то подпояхиваешься?

А он только смеется, и всё. А как рассмеётся. Так смеялся. Такого еще я не видел. И я тоже такой – сразу рассмеюсь. Валялся. Как рассмеется – всё, завалишься сразу. Так это искренне. От души. Любил шутить. Другой раз так скажет, что хоть стой, хоть падай. И особенно – рассмеётся. Всё – сразу. Ой, был. Такого больше не будет. Никогда в жизни.

«Здоровьичка. Дай закурить»

Василий Александрович Матаев, о. Залита:

– Подарил мне Батюшка новый ремень – с нуля, ни разу не одетый, который генералы носят – звезда внутри, а я его потерял – локоть близок, и не укусить – такую память потерял.

Не давал курить. По щечкам – крынь-хлоп. «Раб Божий, свободен». Идешь с озера – сигаретина в зубах, рыбина за плечами. На пути Батюшка. Поздоровается: «Здоровьичка. Дай закурить». Достаешь пачку – все переломает, ремонту не подлежит, за волосы пощелкает: «Раб Божий, не кури». Разобидевшись, уйдешь.

Всех он помнил, всех крестил.

Когда «Заря» ходила, ему в Николу привозили такие тюльпаны – в «Зарю» не войдешь.

«Не бойся, вставай»

Юлия Полунина, Москва:

– 1998 год. Утром, когда мы подошли к Батюшке на Помазание, собралось, как всегда, очень много народу. Все ожидали Батюшку, но Батюшка не выходил. Вышла его келейница Валентина и сказала, что Батюшка пока не выйдет. Вдруг послышалось: «Пропустите, пропустите, пропустите».

Мы обернулись и увидели забинтованного человека с ног до головы. Его несли несколько человек на руках, т.к. он не мог ходить и двигаться. У него одна рука и нога были в гипсе. Со стороны казалось, что это мертвец. Видны были его глаза и нос. Кожа его была зелено-желтого цвета. Мы со страхом все расступились и пропустили их всех к калиточке. Рядом с ним находилась его жена, которая сильно плакала, боялась, что их не пропустят к Батюшке. Это были слезы горя, отчаяния, боли. В этот момент вышла келейница и, не спрашивая ни о чем, открыла калитку и пропустила их к Батюшке. Они зашли. Мы все с напряжением ждали, что же будет дальше. Мы были потрясены увиденным, со стороны казалось, что этот человек вот-вот умрет, его привезли к Батюшке, чтобы Батюшка помолился о нем.

И произошло непредвиденное: минут через 20-30 открылась дверь Батюшкиного домика, вышла келейница, за которой показался Батюшка Николай. Из домика вынесли на руках больного человека, который уже не лежал, а сидел. И тут Батюшка повернулся к нему и говорит: «А где палочка? Принесите палочку!» Принесли палочку, Батюшка взял ее и протянул этому болящему р. Божию. Жена начала возмущаться: «Ну что вы, Батюшка, какие палочки? Вы же видите, он не в состоянии даже шевелиться!» Со стороны ее мужа послышались протестующие звуки. Но Батюшка продолжал настаивать. И положил ему в руку палочку, и сказал: «Вставай». Сначала он побоялся, стал делать неуверенные какие-то движения, но Батюшка сказал твердо и уверенно: «Не бойся, вставай». Этот болящий человек взял палку в руки и стал неуверенно подниматься, обратно присел. Ничего не получилось. Тогда Батюшка ласково и нежно сказал: «Ну, ничего, ничего. Давай еще разочек». Он взял палку. Батюшка подошел с другой стороны, помогая ему встать, и этот раб Божий очутился на своих двоих ногах. Батюшка говорит: «Ну, а теперь пойдем, пойдем. Потихонечку пойдем». И он пошел вместе с Батюшкой. Батюшка стоял с одной стороны, поддерживая его, а с другой стороны шла жена, тоже слегка его поддерживала и очень громко плакала. Но это были уже слезы великой радости. Чудо происходило на глазах у всех стоящих у Батюшкиной калиточки. Стояла гробовая тишина.

Чудо происходило на глазах у всех стоящих у Батюшкиной калиточки

Подойдя к калитке, Батюшка отпустил его и сказал: «Ну, а теперь дальше сам, сам». И пошутил: «Ну, а теперь можно и без палочки». И мы все засмеялись. Батюшка отошел в сторонку, этот человек немного испугался. Жена была очень радостна и все время говорила: «Батюшка, спасибо. Батюшка, спасибо». Лицо бледно-зеленого умирающего человека стало розовым. Они приклонились друг к другу. Батюшка поцеловал ему руку и сказал: «Все будет хорошо. Будешь священником».

Все происходящее в этот момент казалось каким-то странным, неземным. Такие случаи можно было прочесть только в «Житиях святых». А здесь мы были свидетелями такого чуда. Все было как-то просто, и со стороны казалось, что каждый из нас мог бы сделать так, как Батюшка, – дать ему палочку в руку и сказать: «Иди!»

«Не бабье дело кресты носить»

Монахиня Нила (Тимофеева), о. Залита.

Батюшка попросил нас распилить старые кресты на кладбище. Мы распилили, а Батюшка истопил баню, вычистил там всё-всё, всю золу, и пришел к нам с белым-белым, белоснежным полотном, стал на коленки, начал собирать труху, опилки.

– Батюшка, благословите, мы соберем.

– Не ваше бабье дело кресты носить.

Собрал чисто-чисто всё, долго стоял на коленях, так подобрал чисто – даже не видно, где пилили.

Пошел и запел: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение твое поем и славим» – до самого дома, дошел до бани и сжёг. Все старые кресты сняли, и Батюшка поставил на могилки все кресты новые.

Батюшка ни комарика, ни мушки не убил. Мы убирали храм. Всё вытряхивали, вычищали. Я случайно наступила на колючку – совсем чуть-чуть, за храмом.

– Нинушка, Нинушка, нельзя, нельзя, грешно.

– Это же колючка, Батюшка.

– Она же – растение. Это цветочек.

У него в келлии было всё в цветах, и на кладбище, и во дворе.

Батюшка не один раз говорил: «Берегите цветочки, любите цветочки, поливайте их, травку берегите, не топчитесь зря по травке, берегите. Цветочки надо жалеть, поливать их, растить.

Жалейте, любите, кормите птичек и животных, и у вас будет Дух Христов.

Коровушки, телятки ходят, едят травку, а как только Батюшка заиграет на фисгармонии – лягут под окошком и слушают.

Любимые да драгоценные

Антонина Матаева, о. Залита.

Соседка рядом жила. Мы поссорились, что-то слово по слову, она меня толкнула.

Я Батюшке сказала, а Батюшка говорит: «Надо уметь любить и прощать. Это все надо прощать». И я простила. Стали разговаривать, как будто никогда ничего не было.

«Драгоценные-то вы мои», – все нас звал, когда придешь к нему на Исповедь.

Жалейте, любите, кормите птичек и животных, и у вас будет Дух Христов

– Антонинушка, ну, какой самый главный-то грешок?

–Батюшка, один Бог безгрешен. Грешные.

Любимые да драгоценные. Очень добрый Батюшка был. Словом накормит. Добрый Батюшка. Любил он нас всех. Он другой раз – в церковь-то идем мы, толпой-то ходили отсюда за угол, выходим, а он забежит вперед нас: «А мне ещё семнадцать, а мне ещё семнадцать». Развернётся так: «А мне еще семнадцать». Нас подгонит: «А мне ещё семнадцать». Шутил. Все с шутками такой. Батюшка. Хороший был. Помяни его, Господи. Не стало Батюшки нашего.

Помню, моей доченьке работы было не найти. Он её поисповедовал и говорит: «Все будет хорошо, не беспокойтесь, работу найдете». И все получилось.

Наставлял на все хорошее, любил за простоту. Говорил: «Не хитрите, хитрить – грех. Где просто – там ангелов сто, у кого хитро – там ни одного». Батюшка-то у меня на первом месте в большом углу, молюсь ему, поминаю, в рамочке. Он любил, чтоб в рамочке иконки стояли, когда иконки раздавал в храме преподобного Никандра Псковского, он сказал: «Только поставьте его в рамочку». Я купила рамочку.

Там, в Селеньях Небесных,
Где сияешь во славе,
Помолись о нас грешных,
Отче наш Николае!

Слова старца

  • Мир вам и Божие благословение!
  • Где просто – там ангелов со сто. А где мудрено – там ни одного.
  • Какие мы счастливые, что мы с Господом!
  • Счастливые вы, что вы – православные! Правое слово за вами. Счастливые.
  • Жить надо свято.
  • Я вас в Небо зову, а вы по земле топчетесь.
  • Драгоценные мои, родненькие мои, роднушечки мои, роднульки.
  • Спасайте души ваши, телом не грешите.
  • Слово реченное – серебро, а молчание – золото. А вы, знаете ли, золото собирайте.
  • Всегда будьте с Господом, только с Господом.
  • Обязательно – утренние и вечерние молитвы.
  • Каждая молитовка доходит до Господа.
  • Я-то помолюсь. И ты молись. Молитва-то матери со дна моря достанет.
  • Твори правду.
  • Драгоценные мои. Читайте Евангелие. Там все написано о нашем спасении. Да, дорогуши мои.
  • Кто обидит – не сердись. Имя знаешь – помолись.
  • Крест – наша охрана.
  • А крестик-то всегда нужно носить. Крестик снимать только с головой.
  • Молись, проси Господа, и Господь всё устроит. Помоги Вам Господи.
  • Дорогие мои, любимые. Так радуйтесь и веселитесь, что вера наша святая православная, что вы – русские, родились в России.

Добавить комментарий