О чем молятся николаю сербскому

Молитвы святым

Память: 5 / 18 марта, 20 апреля / 3 мая (Перенесение мощей), 30 августа / 12 сентября

Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века, названным “новым Златоустом”. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. При фашисткой оккупации пережил и ссылки в дальние монастыри под охраной, и в конце войны плен в концлагере. Он выполнил редактирование сербского перевода Нового Завета, сделанного в свое время Вуком Караджичем. После освобождения из-за коммунистического режима Югославии перебрался в США, где продолжил свои богословские и пастырские труды до самой смерти.

Святитель Николай Велимирович – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов.

Тропарь святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 8:

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, славо и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 3:

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу, епископу Охридскому и Жичскому:

  • Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу. Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. Святитель Николай Сербский – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов

Акафист святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

Канон святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

  • Канон святителю Николаю Сербскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:

  • Жизнеописание святителя Николая Сербского Велимировича, епископа Охридского и Жичского – иеромонах Игнатий Шестаков

Труды святителя Николая Сербского Велимировича:

  • Миссионерские письма – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Молитвы на озере – святитель Николай Сербский Велимирович
  • В чем причины экономических кризисов? – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Евангелие о Крещении Господа – святитель Николай Сербский Велимирович
  • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Христианское православное исповедание веры – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Святой князь Владимир – Креститель русских – святитель Николай Сербский Велимирович
  • Вознесение Господне – святитель Николай Велимирович
  • Евангелие о Вознесении Господа – святитель Николай Велимирович
  • “Богородица на смертном одре” – святитель Николай Велимирович
Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2020

Cвятитель Николай Сербский

В любой трудной жизненной ситуации и тогда, когда нам трудно разобраться в себе, мы ищем помощи со стороны. Кто-то обращается к близким, друзьям за советом, но большинство все же идет с вопросами к Господу, Богоматери, а также прочим святым. Известно, что многие святые наделены особой силой помощи в определенных ситуациях. К кому из них стоит обратиться с определенной проблемой, можно узнать из церковной литературы или проконсультироваться у церковнослужителей. Чаще всего можно услышать молитву Николаю Чудотворцу, Матроне Московской, молитву Николаю Сербскому.

Кто такой Николай Сербский

Родился мальчик в семье простых крестьян в Сербии. Со временем был крещен под именем Николай. С самого детства мальчик посещал церковные службы, и такое богообщение на долгое время глубоко засело в его душе. Немного позже отец отправил его изучать грамоту в монастыре. Отмечалось, что мальчик выбирал уединенные игры, нежели шумные забавы. Часто его можно было застать за чтением или молитвой на колокольне. Кроме того он сам зарабатывал себе на еду, прислуживая в домах известных горожан.

После 6 класса святитель Николай Сербский хотел вступить в Военную академию, но мечте не суждено было сбыться. Комиссия признала его не годным. После этого он подал документы в Белградскую семинарию. Он знал, что закопать Божий дар считается большим грехом и поэтому он изо всех сил старался развить все свои таланты.

Он много читал не только необходимой литературы, но и шедевров мировой классики. А ораторские способности поражали не только сверстников, но и учителей. Из-за нужды во время учебы он заработал заболевание, которое сопровождало его всю жизнь. После окончания семинарии занимался преподаванием. В скорее выиграл стипендию и поехал в Швейцарию. В заграничных учебных заведениях он получил лучшее образование. После возвращения домой он сильно заболел.

Именно в то время он дает обет монашества. В начале 20 века он был рукоположен в священнический сан. Сербский митрополит отправил его в Россию, где он знакомился с душевными настроениями русских.

После возвращения на родину он принимал активное участие в жизни государства, за что не раз был наказан. Во время воин он обращался с проповедям, помогал нужденным и раненым. За свою жизнь он старался объединить все части Сербской церкви. Все время своего жизненного пути он не прекращал свою просветительскую деятельность, за что терпел гонения и аресты.

В чем сила молитвы к святому

Чаще всего данного святого просят о:

  • решении проблем со здоровьем,
  • наставлением на правильный путь,
  • помощи во время гонений и заточений,
  • дарование благословения на преподавательскую деятельность,
  • обереге дома,
  • решение споров и неурядиц с врагами.

Из-за великой веры молитва Святого Николая Сербского несет определенную силу. Она помогает обрести уравновешенность и веру в свои силы. Кроме того необходимо помнить о том, что нужно также благодарить святых о помощи, а не только обращаться к ним за помощью.

Дни памяти данного святого:

Молитвы святителя

Есть большое количество обращений к данному святому. Они в основном написаны на основе личного опыта данного человека.

Так среди всех выделяют наиболее часто используемые. Молитва Николая Сербского о врагах основана на мудрости и силе. В ней он не клянет их, а наоборот благословляет их и просит Господа умножить их силы и ужесточить их против него. Ее текст был написан, когда Николай Сербский находился в заточении концлагеря Дахау. Освободили его из заключения американские войска. Даже после выхода из лагеря он не сломался, а наоборот выступал с призовом к покаянию.

«Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.
Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.
Они мучили меня, когда я от мук бегал.
Они поносили меня, когда я льстил себе.
Они плевали в меня, когда я был горд собой.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.
Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.
Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.
Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.
Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.
Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.
Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.
Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.
Да истают надежды мои на земное, как паутина.
Да воцарится смирение в душе моей.
Да станет сердце мое могилой близнецам злобным — гневу и гордости.
Да соберу на небесах все сокровища свои.
Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.
Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.
Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.
Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла — враги или друзья.
Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.
Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.
Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.»

Также есть и молитва Николая Сербского о доме, текст которой люди часто вешают возле дверей. В наше время есть различные плакаты, иконостасы, кресты с текстом данной молитвы, которые можно купить и повесить в доме. Текст данного прошения не сложен и выглядит таким образом:

«Боже, благослови входящего в сей дом,
Защити и сохрани исходящего из него
И даруй мир в нем прибывающим!»

Помните, что не важно к какому именно святому Вы обращаетесь. Самое главное, чтобы слова шли от чистого сердца.

Святитель Николай Сербский — пророк XX столетия

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Биография свт. Николая Сербского (Велимировича)

Епископ Николай Сербский — крупнейший святой Сербии после Саввы Сербского. Его уникальные дарования сравнимы с талантами царя Давида — боговдохновенного поэта и пророка. Святитель Николай известен как автор духовных книг, величайший молитвенник Сербии и вдохновитель богомольческого движения.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Град страданий

Рядом с сербским городком Валево стоит село Лелич. Название ведет происхождение от слова «лелек» (пер. с серб. «стон»). Историки отмечают, что в XVII веке в этих местах османы вырезали несколько тысяч беженцев. Здесь, 5 января 1881 года, родился Никола (в миру Велимирович). Позднее он сам побывает узником концлагеря, и будет ярым защитником замученных сербов.

Пастушье детство

Когда я был пастырем овец,

уже тогда я был священником Твоим (цитата из книги «Моления на озере»).

Будущий святитель родился в набожной многодетной семье Драгомира и Екатерины. Мать мальчика в будущем тоже станет монахиней. Именно она научила его первым молитвам, о которых Владыка будет вспоминать в нацисткой тюрьме. Деревушка располагалась в горной местности, и на службу семья Велимировичей спускались в долину, где располагался монастырь Челие. Там Никола вступил на долгий путь учения.

Первые университеты

Когда одаренность мальчика была замечена, отец Драгомир отправил сына в гимназию в Валево. После ее окончания Никола начал выбирать свой путь. Сначала героический дух привел его в военное училище, но туда он поступить не смог по слабости здоровья. Но вот он становится Белградским семинаристом, в котором педагоги прозревают будущего ученого. В семинарии же он начинает писать в газете «Христианский благовестник».

Узнавая мир

Закончив семинарию, Николай работает сельским учителем. Этот период — замечательная школа познания живого, народного мира православия. Здесь он знакомится со святынями Черногории, накапливая впечатления для будущих книг.

Полезные материалы

В 1904г Николай получает гос-стипендию и возможность обучения за рубежом. Годы жизни в Европе замечательно отшлифовали его ученость, превратив провинциального семинариста в блестящего европейского богослова. Он дважды становится доктором наук: защищает богословскую диссертацию в Швейцарии (1908г), а затем оксфордскую работу по философии в Женеве (1909г).

Рождение монаха

В 1909 году Бог посетил Николая болезнью. Вернувшись на родину, он проболел 6 недель и дал обет принять постриг в случае выздоровления. Чудо не замедлило прийти, и в этом же году молодой доктор наук становится сначала послушником монастыря Раковицы, затем иноком, а в декабре его уже рукоположили в иеромонахи.

Иеромонах Николай (Велимирович)

Православная Россия

Учитывая специфику образования в католической Европе, митрополит подарил Николаю возможность глубже узнать православный мир и отправляет в Россию. В 1910 году молодой человек поступает в духовную академию в Санкт-Петербурге. Поскольку он деликатно не назвал своих ученых регалий, его ученость вызывала триумф в академической среде.

Прозревая в нем великого подвижника, митрополит Ладожский Антоний помог юноше с пособием для путешествия по России. Это позволило Николаю не только узнать и полюбить Россию, но и осознать мировое назначение православия. Позднее он напишет вдохновенные строки о царе Николае II, и положит начало его прославлению:

Читайте также:  Какому святому молиться при заболевании щитовидной железы

Выход в свет и рождение писателя

Вернувшись в Сербию, Николай начинает свой миссионерский путь. Он ведет в семинарии Белграда основные дисциплины (логику, философию, психологию, иностранные языки). Это период завоевания популярности. Первая же проповедь в Белграде обратила к нему сердца крестьян и сербской интеллигенции. Его имя становится известным и любимым.

Кроме проповедничества, он публикует первые серьезные работы: выходят в свет «Подгорные проповеди» и «Превыше греха и смерти». Тогда же он создает фундаментальный труд «Религия Негоша».

Публичная проповедь в Боснии и недовольство власти

В 1912 году состоялось его первое «боевое крещение» — блестящее выступление в Боснии.

Он приезжает на юбилей в Сараево, где знакомится с интеллигенцией Сербии. Босния уже тогда была ареной политических экспериментов. Австрия-Венгрия создавала «молодой боснийский народ» — нечто многонациональное и мультиконфессиональное. Это позволяло ослабить в стране православие, перессорить соседей. Триумфальная речь Николая в поддержку православных сербов сделала его врагом властей. Отныне въезд в страну ему был запрещен.

Первая Мировая война

И вот началась Первая мировая. Он становится полковым священником, проводит богослужения, укрепляя солдат в вере и помогая раненым. Для Сербии наступают трудные времена, страна как никогда нуждается в союзниках.

Зная ученость Николая, в 1915 году премьер-министр направляет его в Европу с дипломатической миссией — мир должен узнать о бедах Сербии. Николай ездит по Америке и Англии, собирая гуманитарную помощь. Читая лекции и проповеди в храмах и лекториях, он сумел разрушить сфабрикованный негативный образ сербов-дикарей (как часто европейцы представляли православных верующих). И уже в это время он промыслительно предугадывает грядущие послевоенные конфликты своей родины.

Епископ Охриды

В 1920 году Николай продолжает свое служение уже в сане епископа в Македонии. Это место положительно повлияло на работоспособность Владыки. Ведь Орхида — старейший центр славянской культуры. Его проповеди и работы приобретают новую глубину. Кроме того, он постоянно ездит по епархии, восстанавливает приходы, разрушенные после войны, кладбища, занимается благотворительной деятельностью.

Постепенно народ стекается к нему, видя в нем духовного лидера. Разумеется, популярность наживает ему и врагов.

Гений места

В сане епископа Орхиды Николай Сербский создает свои лучшие работы: «Омилии», «Слова о Всечеловеке», «Молитвы на озере»«Мысли о добре и зле», «Охридский пролог».

«Миссионерские письма»

В это время Владыка создает и «Миссионерские письма», изданные в 1937 году и ставшие невероятно популярными у читателей. В собрание вошло около 300 писем, в которых свт. Николай отвечает разным адресатам. В каждом письме история человеческого горя, недоумения или протеста, и для каждого Владыка находит нужное слово, способное утешить и укрепить веру. Книга стала настольной не только у сербских, но и у русских читателей.

Подвиги юродства и Богомольческое движение

Как мудрый администратор, Николай Сербский понимает, что многовековое турецкое иго охладило религиозное настроение сербов. Кроме того, политики разрабатывают системы сект, расшатывающих страну. Поэтому главной задачей святителя стало возрождение православного духа в народе.

По воспоминаниям современников, Владыка привлекал людей к службам, не чуждаясь подвигов юродства. Однажды он босым проехал на осле задом-наперед по улице. Когда любопытная толпа ринулась вечером на службу, Николай встретил паству блестящей проповедью о подлинной, не праздной любви к Богу.

Постепенно вокруг Владыки консолидировалось Богомольческое движение. Оно не было структурированной организацией, наподобие католических орденов, но душевно скрепляло сербов в стремлении к церкви. Крестьяне объединялись для общих походов храм, по вечерам в хатах практиковались духовные песнопения. Некоторые народные песни были сочинены Владыкой, где в доходчивых словах содержались главные догматы. Движение стало религиозным возрождением Сербии. Позднее его назовут Богомольческим.

Свт. Николай — о создании королевства Югославии

Окончилась Первая Мировая война и в 1918 году на Балканах создают королевство Югославия. Святитель относился к затее политиков отрицательно, предвидя страшные беды, которые не оставят страну весь 20 век. По его мнению, это был запланированный отход от православия, который ставил сербов в унизительное положение. Югославия объединила мультинациональную толпу разных конфессий, изнутри подогревая вражду. Все эти факторы спровоцировали нацистские преступления во Второй Мировой войне. Зная ситуацию изнутри, Николай Сербский предсказал и будущий распад искусственно созданной Югославии и новые беды для сербов. Подобные заявления нажили ему очередных врагов.

Борьба против конкордата с Ватиканом

В 1937 году правительство договаривается с Ватиканом о конкордате. Договор наделил бы католичество привилегированным положением в стране. Этим власти кладут начало будущему фашизму. Сербия противостояла столетиями натиску Ватикана и веками терпела историческую клевету от его служителей. Против решения правительства выступила Православная Церковь, появились христианские националисты. И только после убийства сторонниками конкордата Патриарха Варнавы, и многочисленных репрессий в сторону православных, правительство отозвало решение. Впоследствии Ватикан отомстит Сербии с немыслимой жестокостью, организовав геноцид сербского народа во Вторую Мировую войну.

Что сулит постхристианская цивилизация Европы?

Владыка Николай открыто заявлял о зле, которое Ватикан несет другим странам. Он объяснял политические манипуляции 20 века отпадением европейцев от Бога. Поэтому культура западной Европы названа им «белой чумой». Именно она, по прозорливому замечанию святителя, приведет Европу к кровавым конфликтам.

Жичская епархия

Епископ Жичский Николай (Велимирович)

В 1934 году Николай Сербский становится епископом Жичской кафедры. Кроме проповедей и администрирования приходом, Владыка восстанавливает разрушения. Им спасена старейшая православная обитель «Жича» — уникальный памятник славянской культуры.

В Битоле епископ основал дом сироты «Богдай». Для это он выкупил дворец турецкого паши. Замечательно, что сохранились шутливые детские стихи, написанные им для детей. Подобные приюты свт. Николай открыл и в других городах Сербии.

Зло на Балканах: геноцид сербов во Вторую Мировую войну

Неудача Ватикана в интриге с конкордатом дорого обошлась сербам. Гитлер дает указания уничтожать сербскую интеллигенцию и отдает сербов на растерзание своим балканским союзникам. При прямой поддержке Ватикана создается нацистская организация хорватских усташей, которые основали страшнейшие лагеря смерти для сербов и евреев. В лагере Ясеновац католические усташи проводили состязания по скорости убийства православных сербов.

Владыка Николай впрямую облачал Ватикан в этих злодеяниях. Он составил поэтическую поминальную службу по новомученикам, погибшим за веру:

Ватикан и по сей день игнорирует эти события, негласно одобряя геноцид сербов, творившийся на территории НГХ. Позднее папа Пий XI назовет усташей «добрыми католиками» и укроет их от возмездия в Латинской Америке. Главу хорватской католической церкви Алоизие Степинац, который благословлял усташей на террор против сербов, Иоанн ПавелII причислит к лику святых, а Бенедикт XVI окрестит «идеалом христианской любви».

Добровольный арест свт. Николая и концлагерь Дахау

Вторую Мировую Владыка прожил в тюрьмах.

Он обличал не только коммунизм, но и национал-социализм, участвовал в запрете пакта правительства с Гитлером, и, соответственно, был врагом нацистов. Хотя правительство в начале войны предложило Николаю возможность для бегства, он отказался и был арестован немцами в 1941 году.

В тюрьме Николай Сербский продолжал работать, слагал проповеди и сборники песен. О жизни узника он писал в «Обращении к сербскому народу из окна темницы», в книге «Земля недостижимая». Владыка делал богословские выводы о схожести боевиков ислама и гитлеровского нацизма.

Освобождение и прощание с родиной

В мая 1945 года узников освободили американские войска. Но для сербов не наступили хорошие времена. Антиправославный режим Тито по сути был сербоненавистническим. Кириллицу запрещают, вводят хорватскую латиницу. Православных верующих преследуют. При богоборческом правлении Владыка Николай становится врагом властей, и путь на родину ему запрещен.

Стирая народную память, власти оклеветали Владыку пособником оккупантов, его книги были запрещены. Удивительно, но и по сей день противники Николая Сербского смешивают его имя с нацистскими оккупантами, передергивая факты жизни святителя и вырывая из его работ куски для компиляций.

Последние дни на земле

После войны Николай Сербский живет в Америке. Он путешествует с проповедями, преподает в духовной академии и семинариях. Здесь он напишет труды «Жатвы Господни», «Земля недостижимая», «Единый Человеколюбец», «Первый Закон Божий и Райская пирамида».

Весной 1956 года Николай Сербский умер в русском монастыре Саут-Канаан в Пенсильвании. Его хоронят на местном кладбище, и только в 1991 году, после падения режима коммунистов, мощи святого Владыки были перевезены в Сербию. Сегодня им можно поклонится в храме святителя Николая Мирликийского, который расположен в родном селе Владыки — Лелич.

Святитель Николай Сербский. Художник Татьяна Юшманова

Прославление свт. Николая Сербского и дни памяти

19 мая 2003 года Сербская Церковь канонизировала епископа Жичского Николая. 24 мая он был прославлен в церкви святого Саввы. В России его имя включили в месяцеслов осенью того же года.

Дни Памяти святителя —18 марта (в день кончины) и 3 мая (перенесение мощей).

В 2004 году освятили первый монастырь, построенный в честь Николая Сербского. Он находится в Шабацкой епархии. Там же расположен музей и «Дом владыки Николая».

Свт. Николаю Сербскому были составлены службы на сербском и на церковнославянском языках.

Икона свт. Николая (Велимировича)

Главные труды

  • Катехизис Восточной Православной Церкви.
  • Библейские темы.
  • Орхидский пролог
  • Беседы.
  • Десять Божиих заповедей.
  • Толкование молитвы Господней: Отче наш…
  • Мысли о добре и зле.
  • Вера святых. Во что мы верим? Объяснение символа веры.
  • Миссионерские письма.
  • Индийские письма.
  • О трех самых важных вещах.
  • Чудеса Божии.
  • Война и Библия
  • Избранные письма духовным детям и др.

Святителю Николаю (Велимировичу) принадлежат слова песни «Вера вечна, вера славна, наша вера православна», которая стала гимном православного сербского народа.

Очень любил святитель прибегать в своих трудах к ярким, образным притчам. Существует книга «Притчи святителя Николая Сербского» составленная по его творениям 1880–1956 гг. Еленой Тростниковой.

Поучения на каждый день года

Книга «Поучения на каждый день года» — это сборник, составленный по выдержкам из главного произведения святителя Николая Сербского «Охридский пролог». Книга предлагает читателю небольшие проповеди, поучения высказывания святого на каждый день года. Автор-составитель издания Чарота Иван Алексеевич.

Посмертные чудеса

Для Сербской Православной церкви свт. Николай (Велимирович) — важнейший святой, равный Савве Сербскому. С каждым годом к его мощам стекается все больше паломников. Всенародное почитание передает молву и о чудесах на могиле святителя. Известен случай, когда мощи «не приняли» мзды от наркодельца — по его свидетельству, деньги снова оказывались у него в кармане. Позднее это событие привело торговца к покаянию.

Святой, неустанно напоминающий людям о Боге

Николай Сербский прожил удивительную, скорбную и радостную жизнь святого и патриота. Сегодня труды Владыки ценны для каждого читателя прежде всего тем, что постоянно напоминают о главном назначении человеческой души — служении Богу.

Автор: Анастасия Лобашева

Тропарь

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак

глас 3:
С
ербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Святитель Николай Сербский — проповедник, богослов, писатель: житие, книги, молитва

Николай Сербский — один из величайших епископов Сербской Церкви, блестящий проповедник и мыслитель. Практически наш современник, в жестокую и страшную первую половину ХХ века он стал подобен древним пророкам, его слова достигали сердец людей, жгли их и заставляли действовать.

Детство Николая

Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года в маленьком горном селе Лелич недалеко от городка Валево. Он был старшим сыном у глубоко набожных Драгомира и Катарины Велимировичей.

Происхождение и рождение

Семья была большая, родители-крестьяне пользовались уважением у соседей. Мальчика крестили в монастыре Челие, дали ему имя Никола. Все дети воспитывались в любви и послушании Богу, мать часто водила детей в монастырь на службы.

Семья

С раннего детства дети были приучены к крестьянскому труду, каждая пара рук была необходима в большом хозяйстве. Детей в семье не баловали, крестьянская жизнь была тяжелой, труд был изнурительный. Восемь младших братьев и сестер Николы умерли в детстве и отрочестве. У старшего тоже были проблемы со здоровьем.

Школьные годы

Отец сам отвел старшего сына в монастырскую школу. Необходимо было научить его грамоте, чтобы хоть кто-то в семье умел читать повестки от властей и мог на них отвечать. Учеба давалась Николе очень легко, усердие и старание никогда не оставляли его, эти качества сделали его лучшим учеником в школе.

Учитель Михаил Ступаревич часто беседует с родителями Николы и убеждает их, что мальчик должен учиться дальше. Родители дали на это согласие, невзирая на то, что хозяйство нуждалось в его рабочих руках. Мечталось, что старший сын станет учителем или инженером.

Юношеские годы и молодость

Время было неспокойное, в воздухе пахло порохом.

Никола Велимирович продолжил обучение в Валевской гимназии. После окончания 6-го класса, патриотически настроенный, он подает документы в военное училище. Комиссия не пропустила мальчика по состоянию здоровья.

Студенческие времена

Никола подает документы в Белградскую семинарию, куда его приняли. Учился Велимирович с полной отдачей сил, кроме обязательной программы читал классиков: Гюго, Гете, Пушкина, Достоевского, Шекспира. На протяжении всей учебы он был лучшим семинаристом, преподавателей и соучеников удивлял его ораторский дар.

  1. Никола два года работал учителем в сельской школе недалеко от Валева.
  2. Потом церковное священноначалие дало ему государственную стипендию, благодаря которой он смог учиться в Швейцарии, в Берне, на Старокатолическом факультете.
  3. Там Велимирович защитил диссертацию, стал доктором богословия.
  4. Но для способного и любознательного молодого человека этого было мало — он поступил на философский факультет в Оксфорде.
  5. Результатом стала защита еще одной диссертации, по философии Беркли.
Читайте также:  Святой станислав о чем молятся

Монашеский постриг

В 1909 году Никола Велимирович возвращается на родину и начинает преподавать в Белградской семинарии. Студенты любили его за умение дать материал любой сложности в доступной форме, за его блестящую подготовленность, за изысканные манеры и речь. Сотрудничал Никола и с церковными изданиями, выходили его статьи религиозной направленности.

Но молодого преподавателя неожиданно сразила тяжелая болезнь. Более шести недель провел он в больничной палате, но твердо верил:

«Если мое служение Богу угодно, Он спасет меня»

Так и произошло, после выздоровления Никола посвятил жизнь Богу, своему народу и Сербской Церкви. В монастыре Раковица недалеко от Белграда появился новый послушник, который через несколько месяцев послушания принял постриг с именем Николай. В самом конце 1909 года произошло рукоположение Николая в сан священника.

Сербский митрополит Димитрий отправляет отца Николая в Россию, где владыка провел больше года, учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Там он привлек к себе внимание знаниями и даром проповеди.

Питерский митрополит Антоний был удивлен обширными познаниями сербского студента. Он помог Николаю в получении стипендии для паломничества по святым местам России. Целый год провел владыка Николай в поездке по стране, хорошо узнал богословские русские традиции, всем сердцем полюбил Россию.

Военные годы

Первая мировая война была освободительной для сербского народа. Отец Николай поддерживал свой народ не только речами,но и участием в сражениях, он добровольно отправился полковым священником воинского соединения под Белградом.

Но гораздо больше пользы своей стране владыка мог принести своим ораторским искусством, знанием психологии души. В начале 1915 году правительство Сербии отправило иеромонаха в Великобританию, а затем в США с дипломатической миссией.

Мудрость и красноречие владыки помогли донести до западных союзников весь ужас страданий сербского народа. Начал он с того,что играл на фруле (дудочке) в парках Лондона, денег не просил, а собравшемуся народу говорил:

Слова простые, но они сделали невероятное — англичане, а потом и американцы начали отправляться добровольцами на Балканский фронт, где в Корфу находилась сербская армия, помогали материально сербским беженцам. Более четырех лет неустанно проповедует отец Николай, его слова были услышаны, на Корфу появилось несколько британских госпиталей, спасавших сербских раненых солдат.

В начале 1919 года Сербская церковь избрала владыку Николая Жичским епископом. Неустанная работа святителя на благо православной Сербии обновила веру в народе, возродилось монашество: мужское и женское. В Жичской и Охридской епархиях восстановлены кладбища, очищены и освящены источники. Особая забота была о детях: с помощью владыки Николая были открыты благотворительные детские дома в нескольких городах.

Началась Вторая мировая война, святитель Николай Сербский Велимирович молился за свой народ в монастыре Жича. Оккупанты перевели его под домашний арест в соседний монастырь Любостынь.

Содержание столь влиятельного священнослужителя в небольшом монастыре превратилось в большую проблему для оккупантов. Он был перевезен в монастырь Войловица недалеко от города Панчево. Туда же был доставлен и патриарх Сербский Гавриил.

Условия содержания были жесткие:

  • постоянная охрана;
  • постоянно закрытые двери и окна;
  • запрет принимать посетителей и почту;
  • полная изоляция от внешнего мира.

В конце 1944 года патриарха сербского Гавриила и владыку Николая немцы перевезли в концентрационный лагерь Дахау. Здесь была написана молитва Николая Сербского о врагах. Огромная сила и мудрость звучит в этой молитве. В лагере они оставались до освобождения американскими войсками, спасались молитвами, верой, надеждой на Провидение Божье. После освобождения святитель Николай переехал в Англию.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Зрелый возраст

Отец Николай не мог вернуться на Родину, потому что новая власть объявила его предателем. Вся последующая жизнь святителя связана с русским монастырем Святого Тихона в штате Пенсильвания.

Церковная служба

Здоровье святителя ухудшалось, но он продолжал активно трудиться. Церковная работа занимала большое место в его жизни, проповеди святителя привлекали огромное количество людей. Его дар проповедника с годами становился все ярче и привлекательнее для прихожан. Темами проповедей часто становился человеческий грех. Владыка предупреждал, что дети могут страдать от грехов родителей, призывал не грешить.

Последние годы жизни

Дни проходили в молитвах и церковных службах. Всего за день до ухода к Богу он отслужил Божественную литургию и причастился. Святитель умер 18 марта 1956 года.

Канонизация святителя

Сербский народ глубоко любил и почитал епископа Николая Велимировича. Его бескорыстность, самоотверженное служение и готовность помочь никого не оставляли равнодушным.

К святому обращаются с молитвой о защите от всякого врага, защите себя и своего дома, о помощи в защите от сект, укреплении веры, об успехах в учении, поддержке в борьбе с болезнью. Акафист (хвалебное песнопение) владыке переведен на русский язык, здесь отражены все события его жизни. Тропарь в дни памяти владыки раскрывает все его подвиги. Житие святителя описано во многих книгах.

Мощи святителя Николая были были перевезены в Сербию в 1991 году. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 2003 года единогласно причислил епископа Жичского Николая к лику святых.

Писательская деятельность

Епископ Николай имел прекрасное светское и церковное образование, которое в сочетании с глубокой верой и духовностью делало его выдающимся проповедником. Владыка был очень талантлив и в своих многочисленных богословских произведениях, и в способности доступно излагать основы православной веры. Многие книги изданы на русском языке.

Нравственно-аскетические труды

Святитель Николай рассказывает о путях человеческих, какие ключи открывают двери в Царство Божие, а также о том, что может эти двери запереть.

Поэтичность языка и простота делает произведения святителя шедеврами:

  1. Молитвы на озере.
  2. Мысли о добре и зле.
  3. С нами Бог.
  4. Поучения на каждый день года.
  5. Чудеса Божии.
  6. Любостыньский стослов.
  7. Семь ключей к жизни. Мысли о пути человека к Небу.

Религиозно-философские труды

Великая книга, единственная на свете, называется Радостная весть. Это — Евангелие, учение Христа, радостная благая весть. Учение о радости. Она везде, даже в страданиях, слезах и смерти.

Все это глубоко и проникновенно доносит нам святитель Николай в своих трудах:

  1. Царев завет.
  2. Символы и сигналы.
  3. Индийские письма.
  4. Стеклянные глаза Индии.
  5. Феодул, или раб Божий.
  6. Кассиана. Повесть о христианской любви.
  7. Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле?

Богословские книги

Святитель Николай передает свои пастырские наставления и размышления христианам, истины духовной жизни он доносит до каждого в понятных и простых примерах, учит видеть и слышать Бога в окружающих нас предметах, поступках людей, событиях, наставляет, как жить христианину в современном мире.

О вере, безверии и совести, о милосердии и величии Творца:

  1. Война и Библия.
  2. Единый Человеколюбец.
  3. Библейские темы.
  4. Богородица на смертном одре.
  5. Слово о законе.

Основы православия

Владыка Николай часто обращался к народу с объяснениями православной веры. Его книги являются отечески вдохновенными и достоверными.

Каждая книга по основам православия — это живой и современный катехизис — изложение и объяснение библейского текста, содержания Символа веры:

  1. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею.
  2. Как правильно молиться?
  3. Во что мы верим? Объяснение символа веры.
  4. Толкование заповедей блаженства.
  5. Толкование молитвы Господней: Отче наш.
  6. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви.
  7. Верую. Вера образованных людей.

Проповеди

«Творите дела правды» — учил прихожан святитель Николай. П роповеди Владыки полны заботы и любви о ближнем.

В книге «Творите дела правды» собраны избранные проповеди святителя, вот некоторые:

  1. Помоги Боже, всем нам помоги.
  2. Видение невидимого.
  3. О святых Ангелах Божиих.
  4. Перед зеркалом.
  5. Беседы.
  6. Проповедь под горой.

Другие произведения и работы

Большое творческое наследие богослова и писателя издается во всем православном мире. Его «Миссионерские письма» — непревзойденный памятник духовной литературы XX века. Великий знаток души, православной веры и человеческого бытия объясняет глубочайшие истины и мысли доступно для людей с любым уровнем жизни и образования. Очень жаль, что из множества писем сохранилось только около трехсот.

Цитаты и высказывания Николая Сербского

Широко известны мудрые высказывания святителя.

Вашему вниманию — его избранные мысли.

Видео о святителе

Это видео — пролог к произведению «Новые беседы под горой», которое занимает выдающееся место в творчестве мыслителя.

В данном видео дано краткое жизнеописание владыки.

Святитель Николай Сербский: афоризмы

Проект “Мысли великих”

В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект “Мысли великих” изречения святителя Николая Сербского – одного из самых известных святых ХХ века.

Биография святителя Николая Сербского

епископ Охридский и Жичский.

Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.

В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны.

В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.

В начале Второй мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.

Скончался он 18 марта 1956 года в Пенсильвании.

В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.

Святитель Николай Сербский: Изречения

Бог и вера:

От Бога нас отделяет ложь, и только ложь. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога

По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.

Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.

Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.

Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.

Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.

. не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.

Читайте также:  Масло матроны как использовать и с какой молитвой

Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь – это высшее благо, а истина – основание жизни.

Смерть не естественна, а противоестественна.
И смерть идет не от природы, а против природы.
Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.

Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.

Истина открывается любви
Искать истину – значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, – значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.

Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.

День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.

Добро и зло:

Только сильный решается делать добро.

Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.

Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.

Все зло, которое люди творят под Небом – это исповедь немощи и бессилия.

Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.

Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.

Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди – считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.

Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово – и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.

Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.

Там, где есть мужество, зло – покорный подданный; там, где его нет, зло – суверен.

Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.

Грех:

В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.

Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.

Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.

Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.

. какой ужас, если твой день – то, что внешнее, твоя ночь – то, что внутри!

Желание — семя греха.

Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.

Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.

Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.

Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.

Вражда и обида:

Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.

Никто так не боится мук, как мучающий других.

Слабость:

Преступление всегда слабость. Преступник – трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.

Гордыня и смирение:

Гордость — поистине дочь глупости.

Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.

Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.

Зависть:

Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.

Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.

Богатство:

Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.

Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.

Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.

Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:

Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.

Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.

Героизм и эгоизм:

Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди – род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.

Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.

Мир:

Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.

Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире – это происходит и со мной.

Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.

Человек:

Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.

Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.

Имеющий великое имеет и малое.

Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.

Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. — Прислушайся!

Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.

Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса – милосердным, ни судейская тога – справедливым, ни министерское кресло – сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

Первый голод человека — алкание истины.
Второй голод нашей души — алкание правды.
Третий ее голод — алкание чистоты.

Страх перед самим собой
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.

Женщина:

Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.

Брак:

Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.

Воспитание:

Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.

Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

Жизнь:

Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.

Христианство:

Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.

Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, – тогда и стены храма уже не радуют Бога.

Государство:

Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.

Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.

Закон — паяц силы.

Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.

Чудотворная молитва Николая Сербского

Богослов Николай Сербский оставил после себя богатое духовное наследие. Он обладал удивительным даром слова, даром сострадания и любви, так говорить о Христе мог только тот человек, который жил Христом. «Молитвы на озере» Николая Сербского, это проникновенная беседа человеческой души с Создателем. Молитва, говорил Николай Сербский, раскрывает границы души до размеров Вселенной, дает возможность открыть Бога везде, и всюду видеть Его гармонию.

Молитва Николая Сербского о врагах

Удивительная по мудрости и силе молитва Николая Сербского о врагах, в которой святитель не клянет, а благословляет врагов своих их, просит Господа многократно умножить их силы и еще сильнее ожесточить против него. Николай пишет, что именно враги, разрушая все надежды на земное, решительно толкали его к Богу. Эта молитва была написана Николаем Сербским, человеком, которой находился в немецком концлагере Дахау, печально известном как лагерь смерти. Николая освободили союзнические американские войска накануне дня победы. Удивительным является то, что пережив в лагере страшные муки, Сербский выходит из лагеря, не сломленный и опустошенный, а с призывом к покаянию всем людям.

Толкование Господней молитвы Николаем Сербским

Все духовные труды Святителя отличаются необычайной яркостью слова и простотой понимания. Одной из заглавных молитв христианства является Господняя молитва, однако, не все верующие понимают, о чем она. Есть много разных вариантов толкования богословами этой молитвы, однако, одним из лучших является объяснение Господней молитвы Николая Сербского — оно наиболее приближено к пониманию современного читателя. Толкование Господней молитвы Николая Сербского будет интересным и тем, кто только пришел к вере, и тем, кто уже давно исповедует православие.

Текст молитвы Николаем Сербским о защите

За истиной бежит душа моя, Сыне Истины, и бегу нет конца, и не знает она имени усталости.

Но смирись, душа, и смирением привлеки истину. Как назовешь того, кто скажет среди полночи: не могу без света, должен я бежать к солнцу, чтобы принести несколько лучей?

К чему начинать бег тысячелетний, если свет быстрее тебя и может оказаться в объятиях твоих в несколько мгновений?

Откройся свету, душа, и свет придет в тебя. Стены, отделяющие тебя от истины, кажутся тебе скалами неприступными, и стараешься ты преодолеть их изнурительными усилиями, они же суть твое создание и слабее белой пены озерной. Если бы открылись очи твои так, чтобы увидеть тебе, что нет их! Воистину, существование стен сих лишь от зрения твоего зависит. Если не пожелаешь замечать их, лишатся они существования своего.

Видел я цыпленка, бегающего по кругу, очерченному мелом на черной доске. Долго наблюдал я, как бегает он, не решаясь пересечь линию белую, должно быть казавшуюся ему или существом живым, или стеною высокой.

Такова, сказал я в печали, и душа моя, когда, подобно цыпленку, думает, что от свободы отделяют ее великаны грозные или стены крепостные. Воистину, темница ее из стен, тоньше волоса.

Стены темницы твоей, душа моя, сложены из страха житейского, вожделений и помыслов мирских. Стены эти тобою сложены по велению чувств твоих из материала, ими же для них созданного, а материал тот бессильнее пены озерной.

Вначале не имела ты чувств, и истина нераздельно была с тобою. Когда ослепла ты, послала чувства вдогонку за истиной. И вот, настигли борзые и схватили первую добычу легкую и волков принесли господину слепому, и ест он их вместо оленей.

Не гонись, душа моя, ибо погоня чувствам свойственна. Суетятся слуги и рабы, господин же спокоен.

Посмотри, в сокровенном уголке, где царит в тебе мир и чистота девственная, открылось предвечное око твое. Не видит око стен темницы, потому и не стремится в горы, созданные воображением твоим. То Сын Истины, Единый от Святыя Троицы, что все Царство Небесное держит, от которого отгородилась ты, возжелав стать четвертой. Истинно говорю тебе, нет нигде над третьим четвертого. Имя ему – несуществующий.

Плясками своими и заигрываниями с тьмой сделала ты меня, душа моя, четвертым. Весь род твой – четвертый, и камнем он кинется в Сына Истины. Беги, душа моя бедная, из мира четвертых. Отрешись от всего, все оставь, все возненавидь – поклонись Истине Троической, через Сына Истины тебе подаваемой.

Господи истины и живота, помоги душе моей пасть к ногам Твоим и возрыдать: Ты еси бытие, Ты еси живот мой и истина, Всеблагий Сыне Святыя Троицы. Ты для меня все, Тебе предаюсь, нагая и нищая. Не имею ничего, чего бы лишилась я, ибо, кроме Тебя, не существует ничего. Помилуй мя и отверзи ми объятия Свои.

Добавить комментарий