О чем молятся святой олимпиаде

Молитва перед экзаменом

Можно ли читать молитву перед экзаменом?

Иногда у нас возникают сомнения — о чем можно просить Бога в своих молитвах. Можно ли «беспокоить» не по вопросам жизни и здоровья, а по таким «незначительным» поводам, как успех в учебе. На самом деле делать это можно и нужно. Просить благословения и помощи даже в маленьких делах — это очень важно. Школьники, студенты и взрослые учащиеся могут читать молитвы перед экзаменом, о помощи в учебе и т.д. При этом важно надеяться не только на молитву, но и потрудиться самому. Не лениться, так как праздность — это порок. Приложив усилия и, обратившись к Богу с молитвой об укреплении и помощи в благом деле, человек показывает свое доверие к Небесному Отцу, веру в его помощь и заступничество.

Молитва ко Господу на учебу / экзамен

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови меня на учебу / экзамен, пошли помощь Твою святую, до возмогу достичь желанного: угодного Тебе, Господи, и для меня полезного. Аминь.

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице перед экзаменом

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая!
Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды.
И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу-хранителю перед экзаменом

Святый ангеле Христов, верный слуга Божий, воин Его воинства небесного, к тебе взываю в молитве, осеняя себя крестом святым. Ниспошли мне небесную благодать на силы мои душевные и даруй мне смысл и разумение, дабы чутко внимал (внимала) я богоугодному учению, что нам учитель передает, и умом возрос чрезвычайно во славу Господа, людям и Святой Православной Церкви на пользу. О сем прошу тебя, ангеле Христов. Аминь.

Молитва Св. Николаю Чудотворцу перед экзаменом

О Святой Николай, Угодник народный! Помним и чтим мы свято доброту Твою, Не оставь же и сейчас Божьего (Божью) раба (рабу) грешного (грешную)! Очисти разум от лишних дум, соблаговоли на спокойствие душу мою, Даруй, будь снисходителен, мне сообразительности на экзамен грядущий! Верую, блаженен Ты и справедлив, на спасение Твое надеюсь свято, Услышь же мольбу мою ради Господа нашего. Аминь.

Молитва Св. Спиридону Тримифунтскому о помощи в учебе

О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога наше мирное безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдная и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Св. Матроне Московской перед учебой / экзаменом

Святая праведница матушка Матрона! Всем людям ты помощница, помоги и мне (произнесите вслух, в чём нужна помощь). Не оставь меня помощью и заступничеством своим, моли Господа о рабе Божьем (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам о помощи в учении

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Святая Олимпиа ́ да Константинопольская , дева, диакониса

День памяти

Житие

Житие св. Олимпиады Константинопольской, диакониссы

Свя­тая Олим­пи­а­да диа­ко­нис­са бы­ла до­че­рью се­на­то­ра Ани­сия Се­кун­да и внуч­кой по ма­те­ри зна­ме­ни­то­го епар­ха Евла­лия (упо­ми­на­ет­ся в ска­за­нии о чу­де­сах свя­ти­те­ля Ни­ко­лая). До бра­ка с Ани­си­ем Се­кун­дом мать Олим­пи­а­ды бы­ла за­му­жем за ар­мян­ским ца­рем Ар­са­ком и ов­до­ве­ла. Ко­гда свя­тая Олим­пи­а­да бы­ла еще со­всем юной, ро­ди­те­ли об­ру­чи­ли ее с бла­го­род­ным юно­шей. Брак дол­жен был со­сто­ять­ся по до­сти­же­нии свя­той Олим­пи­а­дой со­вер­шен­но­ле­тия. Од­на­ко же­них вско­ре умер, а свя­тая Олим­пи­а­да не по­же­ла­ла всту­пать в брак и пред­по­чла дев­ствен­ную жизнь. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей она оста­лась на­след­ни­цей боль­шо­го со­сто­я­ния, ко­то­рое ста­ла раз­да­вать щед­рой ру­кой всем нуж­дав­шим­ся: ни­щим, си­ро­там, вдо­вам; по­сы­ла­ла так­же боль­шие сред­ства в церк­ви, мо­на­сты­ри, боль­ни­цы, при­юты для убо­гих и стран­ни­ков.

Свя­той пат­ри­арх Нек­та­рий (381–397) на­зна­чил свя­тую Олим­пи­а­ду диа­ко­нис­сой. Свое слу­же­ние бла­жен­ная про­хо­ди­ла чест­но и непо­роч­но.

Мно­го по­мо­га­ла свя­тая Олим­пи­а­да при­ез­жав­шим в Ца­рь­град свя­ти­те­лям Ам­фи­ло­хию, епи­ско­пу Ико­ний­ско­му, Они­си­му Пон­тий­ско­му, Гри­го­рию Бо­го­сло­ву, Пет­ру Се­ва­стий­ско­му, бра­ту Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Епи­фа­нию Кипр­ско­му, слу­жа всем с ве­ли­кою лю­бо­вью. Име­ние свое она не счи­та­ла сво­им, а Бо­жи­им, и раз­да­ва­ла его не толь­ко доб­рым лю­дям, но и сво­им вра­гам.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст († 407; па­мять 13 но­яб­ря) вы­со­ко це­нил свя­тую Олим­пи­а­ду и ока­зы­вал ей свое рас­по­ло­же­ние и ду­хов­ную лю­бовь. Ко­гда ни в чем не по­вин­но­го свя­ти­те­ля неспра­вед­ли­во из­гна­ли, свя­тая Олим­пи­а­да вме­сте с дру­ги­ми диа­ко­нис­са­ми глу­бо­ко пе­ре­жи­ва­ла это. Вы­хо­дя в по­след­ний раз из церк­ви, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст по­звал свя­тую Олим­пи­а­ду и диа­ко­нисс Пен­та­дию, Про­клию и Саль­ви­ну и ска­зал им, что воз­буж­ден­ное про­тив него де­ло, ви­ди­мо, при­хо­дит к кон­цу, и вряд ли они еще уви­дят его. Он про­сил их не остав­лять цер­ковь и по­ви­но­вать­ся епи­ско­пу, ко­то­рый бу­дет на­зна­чен вме­сто него, ибо Цер­ковь не мо­жет быть без епи­ско­па. Свя­тые же­ны, об­ли­ва­ясь сле­за­ми, па­ли пе­ред свя­ти­те­лем.

Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412), преж­де неод­но­крат­но поль­зо­вав­ший­ся щед­ро­стью свя­той Олим­пи­а­ды, опол­чил­ся про­тив нее за пре­дан­ность свя­ти­те­лю Иоан­ну и за то, что она при­ня­ла и кор­ми­ла при­шед­ших в Ца­рь­град ино­ков, ко­то­рых пат­ри­арх Фе­о­фил из­гнал из еги­пет­ской пу­сты­ни. Он воз­во­дил на нее неспра­вед­ли­вые об­ви­не­ния и ста­рал­ся опо­ро­чить ее свя­тую жизнь.

По­сле из­гна­ния свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста за­го­ре­лась со­бор­ная цер­ковь Свя­той Со­фии и вслед за ней вы­го­ре­ла боль­шая часть го­ро­да.

Всех сто­рон­ни­ков свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста ста­ли по­до­зре­вать в под­жо­ге и вы­зы­ва­ли на до­прос. То­гда же по­стра­да­ла и свя­тая Олим­пи­а­да. Ее вы­зы­ва­ли в суд, су­ро­во до­пра­ши­ва­ли и, хо­тя не пред­ста­ви­ли улик, при­су­ди­ли ее к упла­те боль­шой сум­мы за под­жог, в ко­то­ром она не бы­ла ви­нов­на. По­сле это­го свя­тая по­ки­ну­ла Ца­рь­град и от­пра­ви­лась в Ки­зик (на Мра­мор­ном мо­ре). Од­на­ко вра­ги не пре­кра­ти­ли свои пре­сле­до­ва­ния: в 405 го­ду ее осу­ди­ли на за­то­че­ние в Ни­ко­ми­дии, где свя­тая пре­тер­пе­ла мно­го го­ря и ли­ше­ний. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст из сво­е­го из­гна­ния пи­сал ей, уте­шая в скор­би. В 409 го­ду свя­тая Олим­пи­а­да скон­ча­лась в за­то­че­нии.

Свя­тая Олим­пи­а­да яви­лась во сне Ни­ко­ми­дий­ско­му епи­ско­пу и по­ве­ле­ла по­ло­жить те­ло ее в де­ре­вян­ный ков­чег и бро­сить его в мо­ре: “Ку­да вы­не­сут вол­ны ков­чег, там да бу­дет по­гре­бе­но те­ло мое”, – ска­за­ла свя­тая. Епи­скоп вы­пол­нил по­ве­ле­ние свя­той Олим­пи­а­ды. Ков­чег при­би­ло вол­на­ми к ме­сту, на­зы­ва­е­мо­му Врох­ти, близ Ца­рь­гра­да. Жи­те­ли, из­ве­щен­ные об этом от Бо­га, вы­шли на бе­рег, при­ня­ли свя­тые мо­щи бла­жен­ной Олим­пи­а­ды и по­ло­жи­ли их в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Фо­мы. Впо­след­ствии во вре­мя на­бе­гов вар­ва­ров цер­ковь бы­ла со­жже­на, но мо­щи со­хра­ни­лись и при пат­ри­ар­хе Сер­гии (610–638) бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ца­рь­град и по­ло­же­ны в де­ви­чьем мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном свя­той Олим­пи­а­дой. От мо­щей ее со­вер­ша­лись чу­де­са и по­да­ва­лись ис­це­ле­ния.

Православная Жизнь

Преподобная Олимпиада Арзамасская и Киевская (в миру Ольга Васильевна Стригалева) родилась в 1771 году в Костроме.

Ее семья принадлежала к богатому купеческому роду. Отец и мать будущей святой вели благочестивую жизнь и жертвовали большие суммы на благотворительность. Неудивительно, что маленькая Оленька с самого раннего детства мечтала посвятить себя Богу. Находясь под большим впечатлением от часто читаемых в семье Четьих Миней, она вместе с родной сестрой Феклой тоже пыталась «подвижничать»: молилась по ночам или подолгу стояла босиком на снегу в зимнем саду, «умерщвляя плоть».

В 19 лет Ольга тайно пишет письмо схимонахине Марфе, настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины, с просьбой принять ее в число сестер. Текст послания не дошел до нас, но сохранился ответ Марфы. Хваля желание девицы, она говорит:

«Письмо твое я получила, через которое усматриваю, что совет мой вам приятен, чтоб в девстве жизнь свою провождать… Когда замуж сама не пожелаешь, и родители тебя к тому принудить не могут. Так, конечно, тебе, мой друг, советую не налагать на себя оковы сии нерешимые, а свободной быти идти в путь Божий.

Почитайте Феодосия Печерского, как матушка его вооружалась на него и неоднократно гналась за ним и, бьющи, домой приводила связанного.

В мире столь опасно мешкать, которыя хотят уневеститься Христу, что я Вам и описать не могу, как нечувствительно можем ту искру погасить, которую Бог по своему человеколюбию, возжигает в нас».

Воодушевленная согласием схимонахини, Ольга убегает из дома в Алексеевскую обитель и скрывается там под видом странницы. Но через некоторое время настоятельница убеждает ее вернуться, и сама привозит девицу домой. Однако решение дочери уйти в монастырь было столь непреклонным, что через несколько месяцев родители все же отпускают ее в Алексеевскую общину, дав свое благословение.

В монастыре Ольга показывает такой пример послушания, что уже через два года ее постригают в монашество с именем Олимпиада, а еще через несколько лет посвящают в схиму с тем же именем. Проходят годы духовного труда, и в 1813 году, после смерти настоятельницы Марфы, сестры единогласно выбирают Олимпиаду начальницей. Она воспринимает это как личную трагедию и умоляет сестер выбрать кого-то иного. С неохотой община ставит настоятельницей другую монахиню, но она умирает через полтора месяца. Казалось бы, сам Господь велел Олимпиаде принять новое назначение. Но – дивен Бог во святых Своих! Логику святости подчас трудно понять. Олимпиада закрывается в кельи и объявляет… голодовку. До тех пор, пока не будет выбрана другая настоятельница.

С какой же стороны приходит разрешение проблемы? С той же, с которой она и пришла – со стороны святости. Дело решает другая святая, местная юродивая по имени Елена. Она пишет Олимпиаде записку следующего содержания: «Иисус Христа Алена (то есть она, блаженная Елена) слова говорит: “Прийдите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и аз упокою вы, возмите иго мое на ся и научитеся от мене, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Ибо иго мое благо и бремя мое легкоˮ, – Спасителя моего слова 1813 года 21 апреля писано».
Записка от блаженной меняет ситуацию – Олимпиада соглашается на игуменство.

Читайте также:  Как молиться за святых угодников божиих

Настоятельское послушание тяжелым крестом легло на нее, в немногие годы отняв здоровье и силы – но вместе с тем именно с настоятельства Олимпиады началось настоящее преображение обители. Была воздвигнута новая церковь, построены больничный корпус с храмом, несколько каменных хозяйственных зданий, колодец с водопроводной машиной. У монастыря впервые появились участки земли для огородов. Однако прежде всего матушка занималась духовным устроением общины. Об этом может свидетельствовать тот факт, что, когда при плохом самочувствии Олимпиада не могла лично наставлять сестер, она писала послания для чтения вслух всему сестричеству. Например, такие строки: «Верьте, любезные мои, что в вас моя радость, в вас мои слёзы, от вас моё спасение, от вас и погибель. Сознаюсь, что моей отрадой и утешением суть те, которые внимают спасению своему, стараются о соблюдении правил общежития… а о нерадивых одною болезнью снедается сердце».

Шло время, обитель процветала, но матушка болела все больше и больше. О том, какие муки терпела святая от болезни, писала она сама в одном из писем: «Я не могу выразить вполне моих чувств по нестерпимой жестокой болезни, не имея ни одного состава в теле, который не доставлял бы мне сильного страдания, так что по несколько часов крича, жажду смерти, но её нет! Все молятся о мне грешной, прося помощи от Бога; и я несколько недель выдерживаю мучения, прося Бога и Его Пречистую Матерь; но за всем тем, видно, не угодно Его Провидению дать мне отраду: от сильного страдания часто лишаюсь рассудка».

Здесь самое время сказать об еще одной важной стороне духовной жизни подвижницы. С самого детства она имела особенную любовь к Киево-Печерской Лавре и ее угодникам. Интересно, что еще схимонахиня Марфа в письме к девятнадцатилетней Ольге просила ее держать в памяти житие прп. Феодосия Печерского. Левый придел новой каменной церкви, выстроенной Олимпиадой, был освящен в честь чудотворцев Киево-Печерских. Преподобные Антоний и Феодосий не раз являлись святой во сне и говорили: «Мы тебя от себя не отпустим». Матушка с большим доверием относилась к известной молитве преподобного Феодосия, в которой он испрашивал у Бога Царствия Небесного для тех, кто будет погребен на территории Киево-Печерской Лавры.

В год смерти Олимпиаде было особенное видение. Во сне она увидела себя перенесенной в Киево-Печерский храм и поставленной там среди сонма преподобных. Святые шли в алтарь через отверстые Царские врата, а у самих врат стояли преподобные Антоний и Феодосий. Олимпиада испугалась вида святых и хотела отойти к западным дверям храма, но стоявшие сзади преподобные подвинули ее к Царским вратам, а затем и к алтарю. Антоний и Феодосий благословили ее и ласково сказали: «Мы ждем тебя сюда к нам».

Поэтому совсем неудивительно, что в 1828 году святая, почувствовав приближающуюся кончину, пожелала ехать в Киев. Она уже настолько ослабела от болезни, что в карету ее заносили на руках. По приезде в былую столицу древней Руси матушка почувствовала в себе некоторые силы для того, чтобы быть на Всенощной, причаститься утром Святых Христовых Тайн и помолиться в Ближних пещерах. До Дальних пещер она уже не смогла дойти. Болезнь снова взяла верх, и последние три недели жизни Арзамасская настоятельница провела уже в съемной квартире недалеко от Лавры. 6 августа 1828 года она скончалась, перед этим соборовавшись и причастившись.

Но что же с желанием схимонахини быть похороненной в Лавре? В то время существовало правило, согласно которому на территории Лавры не только не хоронили женщин, но даже саму братию монастыря погребали в Китаевой пустыни. Однако и тут печерские преподобные все устроили: по личному благословению Киевского Митрополита Евгения святая Олимпиада была похоронена возле Дальних пещер, у лаврского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Некий купец Киселев, помогавший Арзамасской настоятельнице строить храм, пожертвовал деньги на чугунную плиту и ограду.

Шли годы. Вместе с ними вершилась и беспокойная история Руси. Могилка схимонахини Олимпиады была безмолвным свидетелем многих событий, сотрясших вскоре Церковь и государство. Орошался камень надгробной плиты слезами последних монахинь разрушенного Арзамасского монастыря, приходивших помолиться перед местом упокоения их славной настоятельницы. За эти страшные годы лаврское кладбище возле академического храма обветшало. Сколько труда нужно было, чтобы определить точные места всех могил, найти в архивах сведения о всех захоронениях, восстановить кресты и надгробия, обновить памятные надписи, вывезти мусор, насадить цветы и превратить кладбище в один из самых живописных уголков монастыря, знают только смиренные иноческие сердца, вложившие столько любви, сил, и молитв в возрождение святого места.

Вместе с другими могилами была восстановлена и могила схимонахини Олимпиады Арзамасской. Одним из монахов, занимавшихся обновлением кладбища, был будущий епископ Фастовский Дамиан, тогда еще игумен. Прочитав надпись на плите, он заинтересовался житием схимонахини Олимпиады. Ознакомившись с историей ее жизни, игумен Дамиан был поражен рассказом о видении, в котором киевские преподобные принимали схимонахиню в свой сонм.

Все это произвело тогда впечатление на о. Дамиана. Прошло некоторое время. Кропотливые исследования подвига схимонахини Олимпиады, соединенные с постоянным размышлением о ее житии, да и духовное влечение собственного сердца заставили монаха, уже будучи в сане архимандрита и наместника Киевского Свято-Введенского монастыря, подать рапорт Блаженнейшему Владимиру и Синоду УПЦ о канонизации арзамасской праведницы.

8 мая 2008 года Священный Синод УПЦ под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира принял постановление о канонизации Олимпиады Арзамасской в лике преподобных. Было решено совершить прославление схимонахини Олимпиады вместе с прославлением другой монахини – Димитры (Егоровой), основательницы Киевского Введенского монастыря, который изначально был женской общиной.

8 ноября 2008 года, в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского, в Введенском монастыре состоялся чин канонизации двух подвижниц. Схимонахиня Олимпиада была прославлена как местночтимая святая в лике преподобных. День ее отшествия ко Господу был определен как день ее церковной памяти.

Так исполнилась воля преподобных отцов Киево-Печерских, пожелавших иметь среди сонма своего и схимонахиню Олимпиаду. Конечно же, церковная канонизация только подтверждает уже свершившийся факт, ведь святая Олимпиада снискала благоволение Божие еще при жизни и душа ее, несомненно, была принята Антонием и Феодосием в самый час отхода ее из тела.

Сразу после канонизации умножились случаи чудесной помощи страждущим, помолившимся у мощей Олимпиады. Вот лишь один из многих случаев, изложенный самим исцелившимся. Пишет р. Б. Александр:

«Описываю с благодарностью происшедшее со мной. Впоследствии болезни у меня были проблемы с шейными позвонками. В них образовались соли, и я ощущал сильный дискомфорт. Для того чтоб облегчить боль, приходилось каждые несколько минут поворачивать шею. Было неудобно перед людьми. Некоторые делали замечания.

Однажды я посетил Свято-Введенский монастырь. Приложившись к мощам прп. Олимпиады Арзамасской, я услышал хруст в отделении шеи. Только выйдя из монастыря на улицу, осознал, что боли нет. Вернувшись в монастырь, приложился снова к мощам, уже с благодарностью. Через несколько месяцев болезнь полностью исчезла. Теперь я постоянно посещаю Свято-Введенский монастырь» (документ из архива Свято-Введенского монастыря от 04.11.2012).

Сотни, а может быть, и тысячи таких случаев известны среди насельников монастыря и постоянных прихожан монастырского храма. Поэтому перед ракой с мощами прп. Олимпиады всегда можно видеть молящихся людей. К пустому колодцу, как известно, за водой не ходят.
Впрочем, православный народ любит святых не только за чудеса. Мы любим их за то, что они есть. За их духовную красоту. За их великую любовь к Богу. За их подвиги, которые вдохновляют и нас жить, работать, молиться.

Житие преподобной схимонахини – это история, которую прежде всего необходимо знать каждому киевлянину. Шутка ли, читатель! Олимпиада, родившаяся и выросшая в Костроме, принявшая монашество в Арзамасе, похоронившая там свою духовную мать и принявшая от нее бремя настоятельства, проведшая всю жизнь в Арзамасской обители, носит в груди такую любовь к Киево-Печерским угодникам, что ей являются сами основатели Киевской Лавры и зовут ее к себе! И она, смертельно больная, оставляет свое земную родину, предпринимает тяжелейшее путешествие, чтобы умереть в Киеве и быть похороненной в Лавре.
Святая преподобная Олимпиада Арзамасская и Киевская, моли Бога о нас!

О чем молятся святой олимпиаде

Родиной святой Олимпиады, названной так в честь своей матери, был Царьград, где жили ее известные и знатные родители. Отец ее, Анисий Секунд, был один из самых почтенных сенаторов, а мать ее была дочерью того знаменитого епарха Евлавия, который упоминается в рассказе о чудесах святителя Христова Николая и который в царствование Константина Великого был первым лицом после царя. Олимпиада, дочь Евлавия, сначала была обручена с младшим сыном Константина Констою, который после отца царствовал в древнем Риме; но он был убит до брака, а она была выдана за Арсака, царя армянского, с которым недолго пожила и овдовела, тогда Олимпиада вышла замуж за вышеназванного сенатора Анисия Секунда и родила святую Олимпиаду, которая еще не достигла совершеннолетия, как родители уже обручили ее с благородным юношей, сыном епарха Невридия; самый же брак был отложен. Но прошло двадцать месяцев, жених умер, и осталась Олимпиада девицей и в то же время вдовою; она не захотела уже, хотя и достигла совершеннолетия, выходить замуж за другого, но пожелала пребывать в девстве и целомудрии всю свою жизнь.

По смерти своих родителей, Олимпиада осталась наследницей великих богатств и бесчисленного имения; всё это она посвятила Богу и стала раздавать цедрою рукою нуждающимся: церквам, монастырям, пустынножителям, больницам, приютам для убогих и странников, сиротам и вдовам, и впавшим в нищету; посылала она щедрую милостыню также и заключенным в тюрьмах, и сосланным в заточение; так по многим местам распространялась ее щедрость. Сама же она постоянно молилась и постилась, всячески умерщвляя свое тело и порабощая его духу.

В то время царствовал Феодосий Великий [1], отец Аркадия и Гонория; у него был один родственник, по имени Елпидий, за которого он желал выдать блаженную Олимпиаду, молодую и красивую, но она не хотела. Царь обращался к ней с просьбами, всячески стараясь уговорить ее выйти замуж за его родственника Елпидия, но она никак не соглашалась, не смотря на то, что ей грозили, и она знала, что царь разгневался. Она послала царю такой ответ:

– Государь! если б Бог хотел, чтоб я была замужем, то не взял бы у меня моего первого мужа; но, так как Он знал, что не на пользу мне в этой жизни быть замужем, то освободил мужа от совместной жизни со мною, а меня избавил от тяжелого ига мужней власти и Свое благое иго (ср. Мф.11:30) положил на мои помыслы.

Царь разгневался и приказал начальнику города отнять у нее всё ее имение и хранить его, пока Олимпиаде не минет тридцать лет от роду. Начальник не столько по царскому приказанию, сколько по наговору Елпидия, так обижал и стеснял ее, что она не только в имуществе своем, а даже и в себе самой не была властна: он не позволял ей ни беседовать с богоугодными святителями, ни посещать церковь, добиваясь чтоб с тоски она пошла замуж, но Олимпиада радовалась и благодарила Бога. Через несколько времени она написала царю следующее:

– Ты оказал мне, владыка, царскую милость и поступил истинно по епископски [2], приказав другому заботиться и беречь мое бремя, о котором я заботилась сама; еще большее благодеяние сделаешь ты мне, если прикажешь твоему чиновнику раздать всё мое имение церквам, нищим и недостаточным людям, чтобы я избегла суетной славы, раздавая не сама, и тогда не буду пренебрегать настоящим своим богатством [3], свободная от забот о богатствах земных и скоро погибающих.

Царь прочел ее письмо и, размыслив сам с собою, позволил ей опять владеть своим имением: он наслышался о ее добродетельной и богоугодной жизни, о великом ее воздержании и жестоком умерщвлении тела. Действительно, она совсем не ела мяса, не ходила в баню; если же нужда ее заставляла, по нездоровью, вымыться, то она в одной рубашке садилась в ванну с теплой водой и мылась не раздеваясь, так как она стыдилась не только служанок, но и самой себя и не хотела видеть своего нагого тела.

Читайте также:  Святой пафнутий боровский о чем ему молятся

По такой целомудренной и честной жизни святая Олимпиада, добродетелям которой удивлялись и святители, была взята на служение церкви, – святейшим патриархом Нектарием [4] она назначена была диакониссою [5]. И служила она Господу честно и праведно вместе с другими диакониссами, подобно евангельской вдове святой Анне, “которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк.2:37). Жизнь блаженной Олимпиады была настолько беспорочна, что даже и враги ее не могли найти в ней чего-либо заслуживающего порицания. Враждовавшие со святым Иоанном Златоустом, патриаршествовавшим после Нектария, враждебно относились и к этой неповинной рабе Христовой, и из них более всего Феофил, патриарх александрийский: он гневался на нее за то, что изгнанных им из египетской пустыни честных иноков (о них подробно рассказывается в житии Златоуста) [6] она приняла, когда они явились в Царьград, и кормила Христа ради. Она вообще весьма радушно давала приют и покой приходившим в город странникам, монахам и епископам, уделяя им от своего имущества, и сам Феофил прежде часто пользовался ее гостеприимством и щедростью. Впоследствии же он враждебно относился к ней и за вышесказанных иноков, и за святого Иоанна Златоустого, и старался обесславить ее несправедливыми обвинениями, но никто не верил его злобной лжи и клеветам, – все знали ее чистую и святую жизнь. Слава об этой истинной рабе Христовой распространялась по всем церквам; она поступала подобно тому упоминаемому в Евангелии самарянину, который человека, израненного разбойниками и оставленного всеми прохожими без внимания, посадил на своего осла, привез в гостиницу и приложил заботы к его выздоровлению (Лк.10:30-37), действительно, она давала пристанище всем, не имевшим где главу преклонить; о нищих и больных, пораженных язвами, брошенных на улицах и всеми оставленных она усердно заботилась и вообще не притворно и всецело была предана делу милосердия. Сколько она истратила на добрые дела, золотом и серебром, одеждой и ежедневной раздачей пищи нищим, и которые приезжали в Царьград по своим делам, и всячески удовлетворяла их нужды. Так, она пришла на помощь своим имуществом, пожертвовав много золота, серебра и церковных украшений святому Амфилохию, епископу иконийскому и Онисиму понтийскому (а раньше и Григорию Богослову, святительствовавшему в Царьграде перед Нектарием), и Петру севастийскому, брату Василия Великого, и Епифанию кипрскому. Оптиму – он умер в Царьграде – она закрыла глаза своими руками. Не только святым и добродетельным людям делала она добро, но и крамольникам и врагам, как Антиоху, епископу птолемаидскому, Акакию веррийскому, Севериану гавалийскому и их подобным. Она была незлобива и всю себя отдала Богу, потому и имение свое она считала не своим, а Божьим. Ее уважал святой Иоанн Златоуст, как великую рабу Божию и любил ее духовною любовью, как некогда святой Апостол Павел Персиду, о которой пишет: “Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе” (Рим.16:12). И Олимпиада святая сделала не менее Персиды, много трудясь ради Господа и служа святым с великою и теплою любовью.

Когда ни в чем неповинного святого Иоанна Златоуста несправедливо свергли с престола, блаженная Олимпиада горько плакала об этом вместе с другими диакониссами. Выходя в последний раз из церкви, Иоанн Златоуст вошел в крестильню, позвал блаженную Олимпиаду с диакониссами Пентадиею, Проклиею и Сальвиною, добродетельною вдовою, и сказал им:

– Подите сюда, дети мои, и послушайте меня. Сто против меня ведется, вижу я, подходит к концу. Я свое дело сделал и думаю, едва ли вы еще увидите меня. Поэтому прошу вас, не оставляйте церкви из-за епископа, которого поставят на мое место, по принуждению ли, или общим советом, но повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну: церковь не может быть без епископа. Итак да будет с вами милость Божия, поминайте меня в своих молитвах!

Они же, обливаясь слезами, упали ниц перед ним; и отправился святой в путь к месту своего заточения.

После его изгнания загорелась соборная церковь; и не малая честь города выгорела; поэтому все сторонники святого Иоанна, неповинные, допрашивались начальником города об этом пожаре: предполагалось, что они подожгли церковь; тогда пострадала и святая Олимпиада, как будто бы и она была виновна в том поджоге; ее приводили на суд и сурово допрашивали (начальник был жесток и бессердечен). Хотя и не нашлось за ней никакой вины, однако он несправедливо присудил Олимпиаду уплатить большое количество золота за поджог, в котором она не была виновна.

После этого святая покинул Царьград и отправилась в Кизик [7]; однако враги не оставили ее в покое и там; ее осудили на изгнание и заточили в Никомидию [8]; узнав об этом, святой Иоанн Златоуст написал ей из своего заточения послание, утешая ее в ее скорби [9]. Пробыв долгое время в заточении и претерпев много горя, блаженная преставилась [10] ко Господу. После кончины, когда ее честное тело не было еще погребено, святая явилась во сне епископу никомидийскому и сказала:

– Положи мое тело в деревянный ковчег и брось в море; куда выбросит его на берег волнами, там и пусть будет оно погребено.

Епископ так и сделал. Ковчег выбросило волнами на сушу в местности близ Царьграда, называемой Врохти, где была церковь святого Апостола Фомы. Местным жителям было извещение от Бога о теле святой Олимпиады; они вышли на берег, нашли ковчег и положили его в церкви Апостола. И стали подаваться исцеления от всяких болезней. Спустя много лет напали на это место варвары, сожгли церковь, а святые мощи, оставшиеся невредимыми от огня, хотя ковчег и сгорел, бросили в море; и сделалась вода кровавою в том месте, куда были брошены мощи: так Бог возвещал о страдании рабы Своей. Но чудотворные мощи опять были взяты из моря верными. Узнав об этом, патриарх цареградский Сергий [11] послал пресвитера Иоанна, приказав принести их с честью в Царьград. Когда пресвитер прибыл на то место и поднял святые мощи, множество крови вытекло из них: и весьма дивились все, как через двести лет течет кровь из сухих костей, словно из живого тела. Так перенесены были эти святые и чудотворные мощи в царствующий город и положены в девичьем монастыре, который основала святая Олимпиада; и много было чудес от святых ее мощей: исцелялись всякие болезни, и изгонялись бесы молитвами святой Олимпиады и благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духам честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Император 379-395 гг.
2. Византийский император, между прочим, носил титул “епископа внешних дел церкви”; слово епископ в переводе с греческого значит надсмотрщик, наблюдатель, надзиратель.
3. Т.е. заботами о спасении души.
4. Патриарх Константинопольский 381-397 гг.
5. Диакониссы были уже во времена Апостолов. Апостол Павел в послании к Римлянам (16:1) упоминает о Фиве, бывшей “служительницею церкви Кенхрейской”; в послеапостольское время о диакониссах упоминают часто соборы (I Всел., пр19; IV Всел., прав. 15; VI Всел., прав, 14), а также отцы и учители церкви и императоры в своих законах (Юстиниан, новел. 3, 6 и 123). В диакониссы сначала избирались преимущественно девы, а из вдов лишь “верные и благоговейные, бывшие замужем только один рай” (Пост. Апост., кн. VI, 18); но при императоре Юстиниане дозволено было избирать из тех и других и притом ранее 40 лет, хотя действительное служение поручалось им по достижении этого возраста. (IV Всел, пр. 15; Юстиниан новел. 123); лишь женщины, отличавшиеся благочестивою жизнью, сразу назначались в диакониссы без всякого испытания. Обязанности диаконисс заключались в следующем: 1) они приготовляли женщин к крещению, 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин, 3) исполняли разные поручения епископа касательно женщин, – посещали больных и впавших в несчастия, 4) наблюдали за благочинием в храме среди женщин и детей.
6. Житие 13 ноября.
7. Кизик находился на полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе.
8. Никомидия – город в области Вифинии на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии. Св. Олимпиада была заточена в Никомидии в 405 г.
9. От св. Иоанна Златоуста дошли 17 писем к Олимпиаде.
10. Около 409 года, 25 июля.
11. Сергий – первый патриарх этого имени в Константинополе в 610-638 гг.

ОЛИМПИАДА (СТРИГАЛЕВА)

Прп. Олимпиада Арзамасская

Олимпиада (Стригалёва) [1] (1771 – 1828), настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, схимонахиня, преподобная, местночтимая святая Киевской епархии

В миру Ольга Васильевна Стригалёва, родилась 29 июня 1771 года в городе Костроме в семье благочестивых и именитых родителей из древнего купеческого рода – Василия и Параскевы Стригалёвых. Род Стригалевых отличался любовью к Отечеству и благотворительностью на пользу Церкви и общества. Получила хорошее образование и, как всех представителей семьи, ее ожидало светское будущее. Но воспитанная в благочестии и твердой вере, она в своем сердце возымела твердое намерение посвятить себя Богу. Как и многие подвижники не могла об этом сказать своим родителям и вынуждена была скрывать от них свое стремление. Тайно от всех домашних она со своей сестрой Феклой Васильевной долгие ночи проводила в молитвах. После замужества сестры стремление Ольги Васильевны посвятить себя Богу еще более укрепилось. За советом она обратилась к настоятельнице Арзамасской Алексеевской женской общины схимонахине Марфе (Протасьевой), которая также происходила из старинного и знатного рода. Мать Марфа, преданная ученица преподобного Феодора Санаксарского которая в своё время тайно ушла из отцовского дома, укрепила юную подвижницу. Преодолев колебания, Ольга решилась тайно уйти из дома.

В Арзамасской обители

Покинув родительский дом, пришла в Арзамасскую Алексеевскую общину. Настоятельница с радостью приняла её и оставила под видом странницы, одев в самое простое платье. Но вскоре распространился слух, что Василий Иванович разыскивает свою дочь. Схимонахиня Марфа стала просить Ольгу Васильевну отправиться вместе с ней к родителям. Радостными слезами и полными любви упреками встретили Ольгу Васильевну родители. Родители настаивали, чтобы она тотчас оделась в приличное платье, потому что они не могли видеть её в таком рубище, и чтобы она, забыв о монастыре, осталась в родном доме. Но Ольга Васильевна с твердостью возразила, что, посвятив себя Богу, никогда не изменит своего намерения, и что простое платье для неё приятнее пышных светских нарядов. В течение восьмимесячного пребывания в доме родителей, Ольга Васильевна не снимала свое одеяние, пребывала в непрестанных молитвах днем и ночью, строго постилась и всегда посещала храм Божий. Родители за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери посвятить себя Господу Богу. И тогда по отеческому благословению 17 марта 1793 года, на 20 году от рождения, Ольга Васильевна приехала в Алексеевскую обитель.

Здесь она стала духовным чадом и сподвижницей настоятельницы. 17 марта 1795 года через отца Адриана, “тайно от человек, но явно Богу,” приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Через несколько лет ее постригли в схиму с тем же именем. Наставница передала ученице приверженность к преподобному Феодору Санаксарскому. С годами мать Олимпиада сделалась примером для сестер и приобрела их доверие.

Под руководством схимонахини Марфы ревностно проходила разные обительские послушания. Основными послушаниями сестер Алексеевской общины в то время являлись различные рукоделия, прежде всего золотое шитье. Занимались они также и выделыванием и чернением сукна, шитьем иноческих облачений, изготовлением обуви, вязанием чулок и другими ремеслами, что составляло основной доход для совместного общежития. К черной работе относились различные труды по хозяйству: при трапезной, в хлебопекарне, квасоварне, на скотном дворе или на огородах.

Родители Ольги Василий и Параскева Стригалевы впоследствии неоднократно посещали свою дочь и многое сделали для Алексеевской обители, внося обильные пожертвования.

Настоятельница

В 1813 году, по кончине матери Марфы, была единодушно избрана сестрами начальницей общины. Со слезами мать Олимпиада просила оставить её простой сестрой и сестры обители пошли ей навстречу, избрав настоятельницей сестру Матрону. Но матушка Матрона вскоре заболела и через шесть недель скончалась. Тогда молитвами сестер монахиня Олимпиада покорилась воле Божией. В том году обитель получила самостоятельность от Арзамасского Никольского монастыря, в связи с чем мать Олимпиада стала первой настоятельницей утвержденной резолюцией епископа [2] и Высочайшим указом.

После избрания в должность сочла долгом побывать в Санаксарской обители и просить на могиле отца Феодора его святых молитв в помощь себе. Став четвертой начальницей, но первой самостоятельной настоятельницей общины, стала главной устроительницей порядка духовной и подвижнической жизни во вверенной ей обители. Управляя общиною на протяжении 15 лет, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение всего города, любовь и неограниченную преданность сестер. Пребывая в должности настоятельницы, не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Под ее управлением община не только цвела внутренней духовной жизнью своих обитательниц, но и с внешней стороны благоустраивалась.

Внешнее благоустроение обители

В её настоятельство был перестроен и украшен великолепный Вознесенский храм с приделом Казанской иконы Божией Матери, 1777-1787 годов постройки. Мать Олимпиада не только сама подготовила план перестройки церкви, распорядилась заранее приготовить все необходимые материалы, но и непосредственно руководила работами. Своим личным примером, несмотря на слабость сил и здоровья, матушка побудила сестер к помощи в строительстве. Пока рабочие отдыхали, сестры носили песок, кирпич, воду, и строители получали уже готовый материал, что значительно ускоряло работу по возведению храма. Получив 6 июня 1821 года разрешение на строительство, 9 июня приступили к работам, а уже 28 августа богослужение было перенесено в обширный, новоосвященный Вознесенский храм. Со временем в храме, благодаря усердию благотворителей и почитателей матери Олимпиады, помимо главного престола было устроено семь приделов. Усердием настоятельницы на главный иконостас были помещены несколько икон в серебряных ризах, подаренных ею; для общины ей были приобретены часть Животворящего древа Креста Господня и 35 частиц мощей святых.

Усердием матушки в обители также были построены три каменных корпуса, один из которых, предназначавшийся для золотошвейной мастерской, был сооружен отцом настоятельницы Василием Ивановичем Стригалёвым. Она же возвела больничный корпус с церковью, большую часть крепостных стен, деревянную мельницу и колодец с водопроводной машиной, а также приобрела несколько участков земли для огородов. Из уважения к матушке Олимпиаде многие благотворители сами предлагали средства на нужды общины, на украшение храмов, возведение общинных построек.

Духовное руководство

От Бога обладая даром слова и убеждения, сочиняла наставления сестрам и произносила их так, словно читала по книгам. Иногда, по немощи не выходя из кельи, матушка Олимпиада писала назидания своим духовным чадам, и эти поучения читались во время трапезы, питая душу насельниц небесным хлебом. Имела прекрасную память: знала многие молитвы, читала наизусть Псалтырь, отрывки из Священного Писания. Часто обращалась за духовным подкреплением к книгам святителя Димитрия Ростовского, во имя которого был устроен придел в Вознесенском храме обители.

Жизнь матушки Олимпиады была построена на основах евангельской любви к Богу и ближним, и чем выше становилось ее положение, тем смиреннее становилась она пред Господом, особенно в годы настоятельства. К управлению общины никогда не приглашались начальницы со стороны, они избирались из среды сестер обители, здесь воспитывались и духовно возростали под руководством опытных наставниц. Мать Олимпиада стала духовной матерью для двух последующих начальниц Алексеевской общины, одной из которых была Марфа (Пирожникова). Благодаря её примеру и руководству, лютеранка Тереза Вильронд приняла Православие, поступила в обитель и сделалась подвижницей под именем Варвары. Наиболее знаменитым из духовных чад её стал наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный архимандрит Антоний (Медведев). Она во многом определила его выбор жизненного пути, приучала к иноческим подвигам, во многом способствовала формированию человеческих качеств, стала примером духовной жизни и способности отрекаться от мирских благ ради высокого предназначения служения Богу. Долгое время он находился под её непосредственным духовным руководством, на протяжении всей жизни он пользовался её советами, часто бывал и щедро благотворил Алексеевской обители.

Кончина в Киеве

Всю свою жизнь имела желание посетить и поклониться преподобным отцам Печерским. В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, стала просить епископа Нижегородского Афанасия (Протопопова) отпустить ее в Киев. Однако в тот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины. Между тем ей по-прежнему в сонных видениях неоднократно являлись преподобные Антоний и Феодосии, которые говорили ей: “Мы тебя от себя не отпустим.” Только после нескольких настойчивых просьб владыка в 1828 году уволил её, разрешив осуществить намерение.

К этому времени была настолько больна, что сестры опасались за её жизнь. Тем не менее, 14 июня 1828 года она отправилась в Киев, причем сестры после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери “Утоли мои печали” на руках перенесли её в дорожный экипаж. 9 июля 1828 года прибыла в мать городов русских; 10 числа молилась в Великой Церкви Лавры за всенощным бдением; 11 числа в день своего ангела [3] также была на службе и причастилась Святых Христовых Тайн, а также посетила Ближние Пещеры и поклонилась преподобным отцам Печерским. Пребывая в Киеве в тяжелой болезни, старалась бывать в храме и причащаться Святых Тайн, в чем получала подкрепление и силы. Многие духовные чада, путешествуя по стране и зная, что матушка находится в Киеве, часто посещали ея и оказывали посильную помощь.

В Киево-Печерской Лавре не позволялось монашествующим исправлять какие-либо требы, но по благословению митрополита Киевского Евгения лаврский иеромонах Логгин, духовник матушки Олимпиады, сам причастил ее, соборовал и прочитал над умирающей отходную для упокоения души. Едва батюшка вышел из покоев больной, она без малейшего страдания, взирая угасающим взором на образ Спасителя, отощла ко Господу. Случилось это 6 августа 1828 года в 9 часов вечера.

Никого из умерших женского пола не хоронили в Лавре, даже монахов самой Лавры отвозили в Китаевскую пустынь, но по благословению митрополита Евгения отпевание и погребение совершалось в Лавре, причем митрополит распорядился похоронить матушку на Дальних Пещерах. Вынос тела и отпевание монашеское производилось лаврским духовенством по древней киевской традиции в руки почившей вложили кипарисовый крест. Погребена она была возле церкви Рождества Богородицы.

После матери Олимпиады осталось предсмертное духовное завещание сестрам, где она написала: “Святой Алексий, человек Божий, известный хранитель наш, молитвами отца и наставника нашего и основателя сего святого места, отца Феодора, да наставит вас к хранению святых преданий общежительных правил, да славится и в вас имя Божие навсегда.” В завещании она заповедала именем Божиим хранить залог веры Христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Росийской Церкви, читать Божественное Писание, храниться ересей и расколов, соблюдать келейное правило как очистилище ежедневных грехов.

Почитание

Со временем тщанием благотворителя Алексеевской общины купца Киселева на могиле матери Олимпиады была установлена ограда и чугунная надгробная плита с надписью, в тексте которой кратко отображена вся её жизнь.

В ночь на 15 сентября 1999 года состоялось обретение её мощей по благословению архиепископа Вышгородского Павла (Лебедя). Впоследствии гробница с её святыми мощами была на время помещена в храме Киевского Введенского мужского монастыря. Есть свидетельства об исцелениях по молитвам у святых мощей схимонахини Олимпиады.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил её местное почитание в Киевской епархии в лике преподобных, установив память в день преставления [4].

Труды

Сохранился сборник наставлений схимонахини Олимпиады, ее письма к духовным чадам и родственникам. Также сохранилось её “Духовное завещание” сестрам, более чем на 14 листах.

Молитвословия

Любовь Христову паче любвé отéческия возлюбивше, / и к Томý потéкше, иноческим образом украсилася еси. / Великою схимою облéкшеся, / к собору отцéв Печéрских сопречтенá была еси. / Моли милостиваго Владыку / преподобная наша мати Олимпиáдо, / да и мы в любви Христовей ходити будем.

Использованные материалы

  • “Житие преподобной Олимпиады (Стригалевой),” официальный сайт Украинской Православной Церкви, 5 ноября 2008:
    • http://arhiv.orthodoxy.org.ua/ru/krasa_pravoslav_ya/2008/11/. tml
  • “Святая преподобная мати Олимпиада” // Сайт Киевского Введенского мужского монастыря
    • http://www.vvedenskiy.com.ua/index.php/obitel/112-житие-преп. ады
  • “Олимпиада Арзамасская и Киевская (Стригалева), прп. – житие,” страница Каталога икон на сайте PravIcon.com:
    • http://pravicon.com/info-3651

[1] В некоторых архивных источниках фамилия указывается как Стриганова.

[2] Указ Нижегородской консистории от 13 августа 1813 г. за № 1915.

[3] Вероятно имеется ввиду память равноапостольной Ольги.

Молитва на победу в соревнованиях

Ни для кого не секрет, что жизнь спортсмена во многом зависит от результатов соревнований, в которых он участвует. Однако, как бы упорно человек не тренировался, как бы сильно не желал победы, часто результаты в спорте зависят от случая и фортуны. Многие знают, что спортсмены довольно суеверны и выполняют некоторые простые ритуалы, чтобы привлечь удачу, например, кто-то не стирает форму, в которой он впервые получил медаль, а кто-то не может обойтись без любимой игрушки в спортивной сумке. Также многие видели, что перед участием в соревнованиях или конкурсе, многие ходят в храмы и молятся. Одной из самых сильных молитв на победу в соревнованиях является молитва Святому великомученику Георгию Победоносцу.

Георгий Победоносец

Святой Георгий – один из самых почитаемых святых в христианском мире. Согласно преданиям, при жизни святой Георгий славился как образцовый воин, его отличали решительность и трезвый ум. Святой Георгий жил во времена правления императора Диоклетиана и после объявления себя христианином был подвергнут мучениям. Он стойко вынес все пытки, чем вызвал недовольство императора, и тот приказал обезглавить Георгия.

С тех пор мученика воспевают как защитника слабых и нуждающихся и молятся ему, прося помощи в разных жизненных ситуациях:

  • Для защиты дома от врагов Отечества и веры;
  • В работе и учении, чтобы быстрее справиться с трудностями;
  • Для победы в различных соревнованиях;
  • Для победы в судах;
  • Для защиты ребенка, преодолевающего какие-либо трудности, будь то спортивные состязания или экзамены и олимпиады;
  • Для защиты от различных страхов, особенно детских;
  • Существуют отдельные молитвы для сына и дочери, чтобы они всегда находились под защитой.

Текст молитвы для победы в спорте

Существует несколько вариантов текстов молитв Святому Великомученику Георгию Победоносцу на победу в соревнованиях, но наиболее часто спортсмены читают именно эту:

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие!

Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление.

Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Текст молитвы обращается к самому святому Георгию.

  1. В словах «молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню» видно, что молящиеся обращаются к Великомученику, уповая на его качества защитника, и прося вместе с ними обратиться к Всевышнему за милосердием, благословением и помощью.
  2. Далее, в строках «не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче…» просящий взывает к победе над врагами, сокрушая их с помощью брони священного войска и указывая на силу Божьей помощи.
  3. «Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем…» — таким образом, молящиеся просят благословения, защиты от трудностей и помощи в них, от мучений и прославляют Всевышнего.

Данная молитва уповает на добродетель и милосердие Святого Георгия и самого Всевышнего, помогая преодолевать жизненные трудности и справляться с важными испытаниями тела и духа. Однако ни одна молитва не может гарантировать успех в том или ином деле и в спорте в частности. Перед соревнованиями не стоит забывать об усердных тренировках и режиме, ведь, как гласит известная пословица, «На Бога надейся, а сам не плошай».

Добавить комментарий