О чем молятся святому августину

Молитва блаженного Августина

Молитва блаженного Августина

Господь Иисус, дай мне познать себя и познать Тебя и ни к чему иному не стремиться, как только к Тебе.

Дай мне отвратитъся от себя и полюбить Тебя, и все делать ради Тебя.

Дай мне смирить себя, и вознести Тебя, и ни о чем другом не помышлять, как только о Тебе.

Дай мне умертвить себя и ожить в Тебе, и все, что случится, принять от Тебя.

Дай мне уйти от себя и последовать Тебе, и всегда жаждать идти к Тебе.

Дай мне убежать от себя и поспешить к Тебе, чтобы заслужить мне покровительство Твое.

Дай мне устрашиться себя и убояться Тебя, чтобы быть среди избранных Твоих.

Дай мне не доверять себе, но уповать на Тебя, чтобы стать послушным Тебе.

Дай моему сердцу не стремиться ни к чему, кроме Тебя, и стану, как нищий, ради Тебя.

Взгляни на меня — и возлюблю Тебя.

Призови меня — и увижу Тебя.

И вечно возрадуюсь о Тебе.

Похожие главы из других книг:

4. О разумении Писания по прочтении «Исповеди» блаженного Августина

4. О разумении Писания по прочтении «Исповеди» блаженного Августина Между прочим, прочитывая книгу: Исповедание Блаженного Августина, заметил я пятую главу, особенно полезную для ученых; мнящихся разуметь Св. Писание: из коих он более других уже был просвещен светом

Творения блаженного Августина

Творения блаженного Августина 1. «Исповедь». В этом автобиографическом сочинении Августин описывает свою жизнь в терминах мистического и духовного опыта. Эта книга есть свидетельство неукротимой силы его веры, внутренней честности, пылкости, фантазии и свободы ума.2.

Богословское учение блаженного Августина

Богословское учение блаженного Августина Августин был очень плодовитым автором, в своих произведениях коснувшимся всех важных аспектов христианской мысли. Он сражался со многими современными ему ересями ? арианством, пелагианством, донатизмом, ? и в писаниях его можно

Беседа блаженного Августина

Беседа блаженного Августина Царственный пророк Давид во многих псалмах хвалит правых сердцем.Блаженный Августин, объясняя эту правоту обширнее, говорит: смотрите, сколь многие прекословят Богу, как многим неприятны дела Его? Если Бог творит что-либо против воли

§179. Труды Августина

§179. Труды Августина Многочисленные произведения Августина, которые сочинялись на протяжении сорока четырех лет, — кладезь христианского знания и опыта. Там есть множество возвышенных идей, благородных чувств, излияний веры, ясных заявлений истины, веских аргументов

Краткое житие блаженного Августина Иппонского (354–430 ГГ.)

Краткое житие блаженного Августина Иппонского (354–430 ГГ.) Чрезвычайно поучительная и плодотворная жизнь этого западного Отца Церкви началась 13 ноября 354 года в маленьком городке Нумидии (в настоящее время Алжир) в Северной Африке. Его отец, Патрик, так и не стал

Место блаженного Августина в Православной Церкви

Место блаженного Августина в Православной Церкви Божиим Промыслом в наше время Православное Христианство возвращается на Запад, отошедший от него около девятисот лет назад. Будучи поначалу в значительной степени неосознанным действием эмигрантов из православных

Взгляд на блаженного Августина в новейшее время

Взгляд на блаженного Августина в новейшее время Православные отцы нового времени продолжали относиться к блаженному Августину так же, как это делал святой Марк, и с его именем не было связано особых споров. В России, по крайней мере, начиная со времен святителя Димитрия

Замечание о нынешних клеветниках блаженного Августина

Замечание о нынешних клеветниках блаженного Августина Православное богословие XX века испытало “патриотическое возрождение”. Без сомнения, в этом “возрождении” есть много положительного. Ряд православных учебников последних веков, излагая определенные доктрины,

1. О духовности души. (Из соч. блж. Августина).

1. О духовности души. (Из соч. блж. Августина). Все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присутствует в одно и то же время во всех частях тела и в каждой части

ДВА ГРАДА БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА

ДВА ГРАДА БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА Характерным примером превращения такого текста, порожденного вполне конкретными запросами времени и места, в трактат, применимый во все эпохи, определивший настроения не только всего средневековья, но и нового времени, служит главный труд

Призывание блаж. Августина

Призывание блаж. Августина Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их.Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам

3.4.1.2. Учение блж. Августина

3.4.1.2. Учение блж. Августина К числу односторонних учений о благодати относятся и такие учения, в которых благодать рассматривается как сила, внешняя по отношению к человеку и устраняющая его свободу. Впервые эти тенденции обнаружились у главного противника и критика

Рассказ Блаженного Августина

Рассказ Блаженного Августина Один врач сомневался в бессмертии души и будущей жизни. Однажды во сне он увидел юношу, который сказал ему:— Ступай за мной!Он последовал за ним и пришел в какой-то город. Потом, спустя некоторое время, тот же юноша явился ему во сне еще раз и

Жизнь блаженного Аврелия Августина

28 июня Русская православная церковь чтит память о великом христианском философе Аврелии Августине, названном Блаженным. Имя блаженного Августина постоянно звучит в христианском мире, но мало кто знает его жизненную дорогу по пути познания Бога.

От рождения до встречи с Богом

Христианский философ о своем жизненном пути написал сочинение «Исповедь», откуда узнаем, что Аврелий родился в Тагасте, городе Северной Африки в середине четвертого века новой эры, 13 ноября 354 года. В африканском городе уже на то время были христиане, к которым принадлежала и Моника, мать будущего церковного политика, но на жизнь мальчика в самом начале жизненного пути оказывало влияние отца, ярого язычника.

Моника (позже названа святой), несмотря на положение женщины в семье в то время, сумела оказать сильное влияние на родных. Патриций, отец Аврелия, перед смертью принял Иисуса Христа своим Спасителем и ушел в Небеса спасенным.

Семья жила со средним достатком, но родители не жалели никаких средств для обеспечения сына хорошим образованием. Вначале юноша учился в Тагасте, затем переехал для продолжения образования в Мадауру на 3 года, после этого в 366 году отправился в Карфаген.

Во время учебы Аврелий встретил женщину, которая родила сына Адиодата.

Молодой человек, погрязший в светских утешениях, не находит удовольствия в жизни, ищет ответы на что-то высшее. Живя в Карфагене, юноша окунается в книги Цицерона, пытается читать святое Писание, но не может понять написанного, и примыкает к движению манихеев, оставаясь верным секте целых десять лет, затем находит утешение в работах Плотина.

В возрасте 29 лет в 1383 году молодой философ, обладающий ораторским даром, переезжает в Рим, а через год его встречает Милан, как учителя красноречия.

Путь во Христе

В Италии блаженный Аврелий встречается с епископом Амвросием, который открыл ему основы и истину христианства. Образ мыслей и течение всей дальнейшей жизни было изменено под влиянием свидетельств апостола Павла, выраженных в посланиях.

Через посещение богослужений по воскресеньям и слушание проповедей философ познавал красоту православной веры, наполняясь возвышенными знаниями, сумел победить греховные душевные наклонности.

Однажды, находясь во внутренних размышлениях, будущий философ услышал голос, приказывающий начать чтение Библии. Христианин Понтициан, рассказавший об Антонии Великом, в 386 году заразил Августина монашескими идеями, после чего Аврелий разрывает помолвку с невестой, прерывает отношения с прежней сожительницей.

Послание апостола Павла к Римлянам (Рим 13:13-14) навсегда поставила крест на распутной жизни. Пасха 387 года стала датой рождения еще одного приверженца христианства, Аврелий с сыном приняли крещение, которое было совершено епископом Амвросием.

Вскоре его мать Моника оставила землю По возвращении на африканское побережье Августин распродает имущество, раздав деньги нуждающимся, становится во главе общины, проводя длительное время в уединении.

В 391 году получает сан пресвитера, уделяя основное внимание проповедям Евангелия.

В 395 году Гиппон Царский, город в римской Африке стал свидетелем рукоположения в епископы Аврелия Августина.

Невозможно переоценить роль философского учения блаженного Аврелия, который раскрыл ложный путь, на него встали ариане и пристиллиане. Еретические секты, в одной из которой были донатисты, были под нещадным огнем его критики.

На заметку! Августиновские записки о Святой Троицы, отношении человека и Божественной благодати, написанные с неукротимой силой веры и в пылкости фантазии, дали толчок протестантизму.

Святые мощи, место хранения и поклонения

28 августа 430 года христианский философ отошел к Господу, находясь в осажденном вандалами Гиппоне. Приверженцы епископа сумели уберечь останки святого от осквернения арианами-вандалами, перевезя мощи на остров Сардиния.

После завоевания острова сарацинами король Ломбардии Лиутпранд в 18 веке выкупил святые останки, похоронив их в храме апостола Петра в городе Павия, который располагается и поныне недалеко от Милана.

В 1842 году Папа Римский благословил перевоз останков святого Августина в Африку, перезахоронив их в Алжире.

Ныне над святыми мощами воздвигнут памятник величайшему философу христианства Аврелию Августину Блаженному.

Жемчужины творческого наследия

Аврелий Августин — основоположник августинизма и западного философского движения, оказал влияние на такие христианские движения как кальвинизм, так и протестантизм, возглавляемый Мартином Лютером.

Важно! Аврелий Блаженный является одним из первых Отцов Церкви, его исследования и проповеди через 2 тысячелетия остаются основами христианского учения, как в православии, так и в католицизме.

Пройдя через долгие и мучительные духовные скитания, Августин нашел в христианстве истину жизни. Церковный писатель, будучи одновременно проповедником, догматистом и полемистом, блаженный Аврелий выпускает десятки публикаций. Многие из его произведений до сих пор вызывают споры, в основном это вопросы о роли самого человека при получении благодати спасения.

Работы философа по движению Духа Святого в дальнейшем привели к расколу христианских церквей на православие и католицизм. Западные церкви утверждают, что Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына. В своей работе «О бытие» Августин рассуждает о материи, сотворенной Богом.

Все сотворенное Творцом имеет индивидуальность, явленную в:

Исходя из того, что Творец Благой, все, созданное Им, есть благо. Всевышний не создавал зло, оно является не субстанцией, а отсутствием любви, пороком и повреждением связи между Господом и человеком.

Рассуждая о мире, человеке и Боге, святой Аврелий в своих толкованиях попытался раскрыть секрет сущности между людьми и Создателем. Философ утверждал, что Бог обладает сверхприродностью.

Свобода и божественное предопределение также были в поле интересов блаженного Августина. У Адама и Евы была полная свобода, они могли выбирать между добрым и злым, но при этом было одно ограничение, не преступать запрет, данный Богом. Впав в грех, люди стали заложниками своей плоти, и только Иисус возвращает истинную свободу ценой своей Крови, но при этом надо соблюсти одно условие — послушание Богу.

Много работ философа посвящено исследованию взаимодействия времени в вечности с памятью, и их взаимосвязи. Интересны размышления о настоящем, которое через миг становится прошлым, а надежды на будущее превращаются в настоящее. Августин приходит к выводу, что как прошлое, так и будущее не существуют в реальности, есть только настоящее.

Интересно! Уникален подход блаженного Аврелия к теодицее, под которой понимается всеобщее добро. Догматик доказывает, что любое зло — отсутствие добра. Перелистывая работы христианского философа Аврелия Августина об истине и достоверности знания, познании, об обществе, истории и многом другом, поражаешься широте и глубине его познаний.

В уникальных работах «Град земной и Небесный» символически выражена борьба любви и морали, когда духовная победа ведет в Небеса, а земные удовольствия в ад. Работы философа, жившего в начале новой эры, не утратили актуальности и в 21 веке.

Молитвы святым

Память: 15 июня / 28 июня

Августин Аврелий – христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский), почитается как один из наиболее выдающихся церковных учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и апологетов. К нему обращаются за помощью для обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти.

Тропарь блаженному Августину епископу Иппонийскому, глас 4

Сердцем всем Христу последуя, святителю Августине, словом и делом истину запечатлел еси и ересей злочестивых явился еси неленостный искоренитель, молися выну ко святей Троице, да спасет души наша.

Кондак блаженному Августину епископу Иппонийскому, глас 4

Непоколебиме столпе Церкви Вселенския на недвижимем камени веры основанный, догмат православия нелестный учителю и покаяния велегласный проповедниче, запечатлителю истины, прехвальне Августине, святителю Христов.

Молитва блаженному Августину Иппонийскому

О, преславный Христов святителю, Вселенския Церкви похвало и учителю богомудрый, православия наставниче и покаяния проповедниче, блаженне Августине! Призри с горних высот на нас недостойных, ищущих твоей помощи и милосердия: умоли Владыку всяческих, Емуже на земли всем житием твоим служил еси, да дарует нам неуклонное хранение неповрежденныя правыя веры, юже от Господа чрез учеников Его прияли есмы, да поможет запечатлевати ю делы любви и милосердия, и да споспешествует нам во благих наших начинаниях; защити ны от злобных навет вражиих и помози всем нам твоим ходатайством улучити Царствие Небесное, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе пред лицем Всемилосерднаго Бога в Троице покланяемаго и славимаго во вся веки веков. Аминь.

Акафист блаженному Августину Иппонийскому:

  • Акафист блаженному Августину Иппонийскому

Канон блаженному Августину Иппонийскому:

Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:

  • Блаженный Августин, епископ Иппонийский – Азбука веры

Труды блаженного Августина Иппонийского:

  • “Исповедь” – блаженный Августин Аврелий
  • “О Символе веры” – блаженный Августин Аврелий
  • “О предопределении святых. Первая книга к Просперу и Иларию” – блаженный Августин Аврелий
  • “О свободе воли” – блаженный Августин Аврелий
  • “Против академиков” (в трех книгах)
  • “О супружестве и похоти” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 214, к Валентину Адруметскому первое” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 215. К Валентину и подвизающимся вместе с ним монахам адруметским. Письмо второе” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 215А. К Валентину Адруметскому третье” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 217. К Виталию Карфагенскому” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 258. К Марциану” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письма” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об истинной религии” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга первая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга вторая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга третья” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга четвертая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга пятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга шестая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга седьмая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга восьмая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга девятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга десятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга одиннадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двенадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга тринадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга четырнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга пятнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга шестнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга семнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга восемнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга девятнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцать первая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцать вторая” – блаженный Августин Аврелий
  • “Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви” – блаженный Августин Аврелий
  • “О 83-х различных вопросах в одной книге” – блаженный Августин Аврелий
  • “О различных вопросах” – блаженный Августин Аврелий
  • “О Троице” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об обучении оглашаемых” – блаженный Августин Аврелий
  • “Проповеди” – блаженный Августин Аврелий
  • “Проповеди и поучения” – блаженный Августин Аврелий
  • “Рассуждение в четвертый день празднеств” – блаженный Августин Аврелий
  • “Слово в день Петра и Павла” – блаженный Августин Аврелий
  • “Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским” – блаженный Августин Аврелий
  • “О природе блага против манихеев” – блаженный Августин Аврелий
  • “О благодати и свободном решении” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об упреке и благодати” – блаженный Августин Аврелий
Читайте также:  Что за молитва святая хижина стоишь на святом месте
Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2020

Редкие Богослужебные тексты

здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.

Августин блж. еп. Иппонийский. Служба

взято в ustavschik.livejournal.com/
Служба блаженному Августину, епископу Иппонскому
НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ
Стихиры на Господи воззвах: на 4, глас 8:
Исправление добродетелей твоих, святе, / радости исполни вселенную всю, / ты бо талант, ти данный Господом, / сторицею приумножил еси / и многи люди во спасение управил еси; / темже Христа моли, / Августине блаженнейше, //да избавит нас от силы вражия.
От художества философии еллинския / и лжеплетений суемудрия еретическаго / обратився, к познанию Божественному, богомудре, / миру учитель мудрейший показался еси, / святителю Августине, // Божественным Крещением преславно изменився.
На священноначальство вшед, святителю Августине, / священнейший образ священноначальником показался еси:/ жизнь свою Христу, яко жертву непорочную принесл еси, / темже и на высокая / во премирная селения востекл еси. / Христа моли, Христу помолися, всемудре, // да спасет души наша.
Слава, глас 6:
Еллинския мудрости / премудро небрегл еси / и еретическаго суесловия избежав, / апостолов же Божественное учение, / Святым Духом вещаемо, / святителю Августине, / и огненными языки ясно изглашаемо / возвещал еси исповедание веры нашея / во Отца и Сына, и Святаго Духа / – Единаго Бога // в Троице прославляемаго.

И ныне: Богородичен:
Ум ангельский и человеческий / изъяснити не может/ неизъяснимаго и преславнаго таинства / рождества Твоего, Богородице. / Тобою бо Свободный естеством / образом раба нас ради обнищал есть / богатства благости Своея ради, / Ему же молися, Приснодево, // да спасет души наша.
НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
Стихиры на Господи воззвах: на 8, глас 8:

Во всю землю изыде вещание / богодарованных добродетелей твоих, / чудне Августине, / и благоухание словес твоих / вселенную всю осия, / ты бо аки звезда пресветлая / любовию возсиял еси, / небо церковное украшая, / на ея же сияние взирающее, / вернии веселия исполняются / и шествовати ко Иерусалиму Горнему научаются, / и твоими ходатайствы / козней вражиих избавляются. / Темже Христа моли, / дивный святителю, // да спасет души наша.
Дивно житие твое, / святе Августине, / купцу бо, драгих перлов взыскующу, / уподобился еси / и, велие сокровище правыя веры обрет, / лжемудрие еллинское / и прельщение еретическое отвергл еси / и всем сердцем Троице, / во Единице покланяемой, / прилепился еси, / Той же ныне молися // спастися душам нашим.
Велия благочестия столпа / яви тя миру чудес Бог, / святителю Августине, / ты бо отрады и упокоения / души своея взыскуя, / и правыя веры сокровище нелестное / обрел еси, / житием своим и словом / истину его запечатлев, / ересей же злокозненных терния, / всемудре, посекл еси, / и писаньми своими / верных усладил еси. / Христа моли, Христу помолися, всечудне, // да спасет души наша.
Отче всемудре, / богомудрствующих умов похвало, / святителю Августине, / лопата воистину богоделательная, / еюже пшеница Христова очищается, / и мерило, имже тяжкое и легкое учений благорассуждается; / выну взор ко Господу / горе устремленный имея, // моли спастися нам.
Дивно житие твое, / святе Августине, / в немже от тьмы нечестия / ко Свету истиному шествоваше, / души, во мрак заблуждений поползшияся, просвещающему, / ослепление же неведения исцеляющему / и к жизни нестареющейся путь озаряющему. / Ему же ныне молися // спастися душам нашим.
Ангелов лицы / и человек соборы удивишася, / славу Божию, тя облиставшую, зряще, / святителю славне Августине,/ ты бо в житии твоем / велиим поборником / веры, надежды и любве показался еси, / покаяния же и исправления / учителем дивным явился еси, / темже, престолу Пребожественныя Троицы предстоя, // моли спастися всем нам.
Слава, глас 6:
О святителю всеблаженне / отче Августине, / уста, божественныя гласы источающая / и от неоскудевающих источников / Премудрости Божественныя почерпающая, / сторицею талант, Богом данный ти, преумноживый, / правило, к добродетели правящее, / уме, зарею Пребожественныя Троицы просвещенный, / Ея же и непобедимь поборник явился еси;/ днесь Престолу Ея предстоя, / молися, молимся, // спастися душам нашим.
И ныне: Богородичен.

На литии стихиры, глас 3:
Венец победительный, / яко благоподвизаяйся приим, / во обители горния востекл еси, / темже Ангелов воинство возвеселил еси, / о единем кающемся ликовствующее, / и от Владыки всяческих слышиши: / прииди, рабе благий и верный, / ныне вниди в радость Господа твоего, // трудов воздаяние приемля.
Ум твой, святителю Августине, / верою удобренный, / светел явися, всеславне, / в телеси человека перстнаго и тленнаго, / премудре, нетлению научився / и страстей кроме явився, / светлости бесплотных сподобился еси, / с ними же ныне молися / Троице Пребожественней // спастися, молимся, душам нашим.
Блага мирская преходящая отринув, / святителю славне Августине, / пламень любве ко Господу вжегл еси / и с небесе сияние приял еси, / светом истины / сердце и душу твою просвещающее / и из устен твоих / токи наставлений живоносных изливающее, / и во ограду Небеснаго Царствия / путь указующее; // его же улучити нам молися, молим тя.
Слава: глас тойже:
Святителю отче Августине, / во всю землю изыде / вещание исправлений твоих, / ты бо плетения еретическия разорил еси / и стадо церковное мудре упасл еси; / темже в селениих горних/ мзду трудов твоих обрет / и дерзновение имуще ко Спасу, // моли спастися всем нам.
И ныне: Богородичен.

На стиховне стихиры, глас 5:
Огнь горящ на ереси / явился еси, блаженне, / света разумнаго блистание, / святительская красото, / жития христианскаго правило, / нам же заступник и помощник показался еси, // свобождая от губителя души наша.
Вертоград Христов дивный, / покаянием процветый / и плоды благочестия многия израстивый, / восхваляем тя всякия славы достойнейшаго, // святителю блаженне Августине.
Сладость богоразумия / из уст твоих священных излияся,/ всехвальне Августине, / еюже напояеми, // восхваляем тя любовию, всехвальне.
Слава: глас тойже:
Восхваляем тя, святителю Августине, / Церкве Христовы украшение, / яко учителя мудраго / и пастыря добраго, / кто бо веру твою видя, / надежде и любве не удивися; / не токмо бо словом научил еси / паче же исполнил еси. / И ныне, неувядаемым венцем увенчався, // моли о спасении душ наших.
И ныне: Богородичен
Тропарь, глас 4:
Сердцем всем Христу последуя, / святителю Августине,/ словом и житием своим / истину запечатлел еси / и ересей злочестивых / неленостный искоренитель явился еси; / темже молися выну / ко Святей Троице, // да спасет души наша.

НА УТРЕНИ
На Бог Господь: тропарь тойже.
По первом стихословии седален, глас 5:
Еретиков лаяния погребл еси, верныя же во благочестии утвердил еси, сего ради проповедника тя истины вси именуем, великаго учителя, святителя и угодника Христова.
Слава, и ныне: Богородичен:
Мати, Дево Безневестная, Пречистая, единое верным предстательство и покрове спасения, избавляй бед и скорбей всяческих на Тя упование возлагающих.

По втором стихословии седален, глас 5:
Преставление твое ко Христу достойно славяще и житие твое всехвальное вспоминающе, воспеваем Творца всяческих, ты бо благочестно Тому последовал еси, и воздержанием плотское мудрование увядил еси, сего ради со святыми во Царствии Отца Небеснаго водворяешися.
Слава, и ныне: Богородичен:
Богородице, Дево Всенепорочная, Пресущаго Бога плотию рождшая, молися Творцу всяческих с великим учителем и святителем Августином спастися нам, Тя славящим верою.

По полиелее седален, глас 4:
Чины воинств небесных чистым и святым житием твоим удивил еси, род же человеческий святительством твоим возвеселил еси, ты бо глубины боговедения прозрел еси и красноглаголанием пастве своей преподал еси, темже души многи от рвов заблуждений пагубных исхитил еси, великий учителю и святителю Августине, моли Христа Бога спастися нам, память твою светло торжествующим. (Дважды).
Слава, и ныне: Богородичен:
Всея вселенныя сокровище великое и радование воспоим, вернии, Деву днесь, Та бо со святителем Августином у Престола Небеснаго Царя молится спастися верою Ю ублажающим.
По 50 псалме стихира, глас 6:
Словес твоих божественная благодать / лествица восхода небеснаго нам бысть, / ты бо еси велий славный святитель / и Церкве Христовы богомудрый учитель; / житие твое преславно, Августине, / и успение со святыми. // Моли спастися душам нашим.

Песнь 1
Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.
Приидите, вернии, препрославленную память святителя великаго и вселенныя учителя Августина блаженнейшаго согласно празднуим, еретиков посрамителя и покаяния проповедника.
Избран Господем быв служение святительское восприяти, в правоверии и любви божественней учении твоими премудрыми паству Христову упасл еси, святителю.
Премудрость Божественную свыше прияв, учение животворное источил еси, души, страстьми попаленныя, исцеляющее, святителю славне Августине.
Богородичен: Яко Вселенныя сокровище великое чтем Тя, Дево Пренепорочная, Ты бо миру от Троицы Единаго родила еси, Ему же молися, да спасет ны.

Песнь 3
Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.
Воспоим, вернии, днесь / пастыря и святителя / и вселенныя учителя, / правило веры и образ, // и Божественнаго Пастыреначальника подражателя.
Божиим изволением произбран быв, / святитель великий Церкве Христовы / явился еси, / бескровную Тайную Жертву / Агнцу Божию принося, // мира грехи на Ся вземлющему.
Сеяние молитвы слезныя / матере твоея святыя / явился еси / и плод сторичный / Творцу Господу верою принесл еси, // Августине славне.
Богородичен: Дверь Небесная / нам еси, Богородице, / еюже Царь славы к нам вниде, // Его же моли спастися нам.

Седален, глас 7:
Еретическая злокозненная шатания посрамил еси, Христову же Церковь верно управил еси, темже, в селениих горних водворяяся, блаженне, святе Августине, молися о душах наших.
Слава, и ныне: Богородичен:
Клятвы древния разорение и обетований Божиих всеспасительных исполнение, Богородице, явилася еси. Темже молися Рождшемуся от Тебе, да избавит ны от силы вражия.
Песнь 4
Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.
Непреоборимь явился еси, святителю Августине, по Бозе Вседержителе воинствуя и во всем веления Того исполняя.
Ограда твердая церковная явился еси, святе, словесы и делы исправляя правая, Августине, великий учителю.
Меч воистину божественный на ереси явился еси и гром, нечестивыя устрашаяй, души же верных словом истины укрепляеши, Августине.
Богородичен: О Благословенная, Чистая, молимтися: молися к Рождшемуся от Тебе, да избавит души наша от искушений и обстояний.

Песнь 5
Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.
Свещу пресветлу яви тя миру Христос, блаженне, светом неизреченным осияв и святительства правило всем показав.
Божественне дело Божие совершая и чистым умом прикасаяся чистейшим, непорочен обрелся еси, Богу службу творя; темже и нас словом твоим освяти и научи благая творити.
Прикровенное Закона Ветхаго пастве твоей уяснил еси, от Божественных сокровищ Духа сказуя, небоявленне Августине.
Богородичен: Тебе, Содетеля плотию рождшей и клятвы древния Разрешительнице, восклицающе молимся: спаси осуждения верою Тя блажащия.

Песнь 6
Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.
Души, гладом тающия, напитал еси / и жаждущия веселия божественнаго исполнил еси, / проповедуя и вещая, // всехвальне Августине.
Медоточныя капли добродетели всякия / любомудренно собрал еси / и от них вселенную усладил еси, // отче блаженнейший.
Благодатию Божественною осиян быв, / худшая на лучшая пременил еси / и сокровище некрадомое обрел еси, // святителю всехвальне.
Богородичен: Слово Божественное / во чреве вмещшая / и миру всему Спасение рождшая, // не премолчи за ны моляся ко Господу.

Кондак, глас 4:
Церкве Вселенския столпе непоколебимый, / на недвижимем камени веры утвержденный, / веры православныя учителю неленостный / и покаяния проповедниче велегласный, / истины возвестителю, / прехвальне Августине, святителю Христов, // просвети ны учением твоим.
Икос:
Премудрости уста, целомудрия чаша, Православия учитель Августин блаженнейший всем сияет мысленне. Приидите, уподобимся того смирению, вере же и любви, имиже дом Божества показася, и в радости тако возопиим: радуйся, прехвальне Августине, святителю Христов, просвети ны учением твоим.

Песнь 7
Росодательну убо пещь содела ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси Боже отец наших.
Премудрости светлостьми осиян, темиже паству твою облистал еси и пети Творцу всех подвигл еси: благословен еси, Боже отец наших.
Ум во глубины непостижныя вперив и бисер разума многоценный стяжав, мир премудростию исполнил еси, взывая: благословен еси, Боже отец наших.
Гордаго силу пресекл еси, блаже, смирением твоим, к Богу разумом чистым возносимый, Ему же пети научил еси: благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен: Купину Тя огнегорящую Господь Моисею в Синаи древле прообразова, Ты бо огнь Божества невещественнаго прияла еси, мира спасения начало устроивши. Молися ко Святей Троице спасение нам даровати, мир и велию милость.

Песнь 8
Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки.
Богоприятен святитель показался еси, отче Августине, Духом Божественным паству твою просвещаяй, да взывают вси: благословите вся дела Господня Господа.
Сердца, недугом ереси пагубныя уязвленная, благодатными словес твоих лечбами уврачевал еси, сего ради тая благодарне воспеша: благословите вся дела Господня Господа.
Праведниче, якоже финикс в дому Господни, отче, процвел еси и правды плоды принесл еси, имиже тя чтущии питаются, восклицающе: благословите вся дела Господня Господа.
Богородичен: Глаголом благодатных устен Твоих последующе, ублажаем Тя, Присноблаженную и взываем: благословите вся дела Господня Господа.

Читайте также:  Какому святому молиться за спортсменов

Песнь 9
Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.
Слава твоя, святе, во веки пребывает и память со всеми праведными, с ними же и нам вселитися моли, Августине, великий молитвенниче.
Зарю Утешителеву, блаженне, приял еси, тою ны облистая и словом Божественным питая; воистину бо источника непрестанна благодать миру тя показа, Августине, во веки.
Яко солнце светозарное миру память твоя возсия, отче Августине, в пристанище немятежное небесное световодящи верою тя восхваляющия.
Богородичен: Отроковице Пречудная, прежде век Сущаго приявшая, за крайнее благосердие Свое нам уподобившееся, и миру Спасение рождшая, спаси ны, верою Тя блажащия.

Светилен:
Истины ведения ревнителю, святе Августине, ереси всегорькия мечем уст твоих посекл еси и, ныне на Небесех Престолу Троицы Святыя предстоя, прилежно о нас молися, верою и любовию память твою совершающих.
Слава, и ныне: Богородичен:
Премудрость Ипостасную, Слово Пресущее и Врача всех рождшая, Всечистая Дево, душ наших струпы страстныя исцели и неврежденны от всякаго находа вражия Тя молящих сохрани, Заступнице Усердная.

На хвалитех стихиры, глас 8:
О всехвальне святителю Августине, / людей желания скорогибнущая уставивый / и на путь правый тех приведый, / в селениих Небесных вселился еси; / со всеми святыми / о нас ко Святей Троице молися, / да светом Истины // осияет души наша. (Дважды).

О блаженне отче Августине, / таинник Небесных изряднейший, / свеще воистину миру негасимая, / светом Божественных учений сияющая, / и огнь, ереси попаляяй;/ Троице ныне со апостольским ликом и пророческим, / мучеников, исповедников / и всех праведных предстоя, / поминай ны, // верою твою память совершающих.

О богомудренный учителю Августине, / словеса твоя отеческая, / яко сокровище велие, / нам оставил еси, / души богатящее / и разум во правомыслии соблюдающее; / и пастыря тя добра / миру яви тя чудес Бог, / Емуже молися о нас, // тя верою ублажающих.

Слава, глас тойже:
Троицы Непостижныя / проповедник явился еси: /Отца – Перваго Ума / и всяческих Виновника возвестил еси, / Слово Родителево, / вкупе же и Духа Святаго песнопел еси; / молися Пребожественней Троице, / во Единице покланяемой, // улучити нам обители Горния.
И ныне: Богородичен.

Молитва
блаженному Августину, епископу Иппонийскому

О преславный святителю Христов, Церкве Вселенския похвало, учителю богомудрый, Православия наставниче и покаяния проповедниче, блаженне Августине! Призри с высоты Горния на ны, недостойныя, твоея помощи и милосердия ищущия. Умоли Владыку всяческих, Емуже на земли всем житием твоим послужил еси, да дарует нам веру православную хранити и делы любве и милосердия ю запечатлевати, во благих же начинаниих грешным молитвенником твоим да споспешествует. Защити ны от злобных навет вражиих и ходатайством твоим Небесное Царствие улучити нам помози, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе пред лицем Всемилосерднаго Бога, в Троице покланяемаго и славимаго во вся веки веков. Аминь.

Августин Блаженный — биография и философия

Сколь ни было спорно и противоречиво философское наследие Августина Блаженного – его вклад в развитие раннехристианской философии и философии истории неоспорим.

Он на несколько веков, до самого основания схоластической школы, определил интеллектуальные направления внутри христианского западного учения.

На руинах античной философии Августин Блаженный воздвиг новую, основанную на стройной, последовательной преемственности прежних философских традиций, не граничащей с изощренной эклектикой.

Время жизни философа пришлось на период до раскола христианской церкви на католическую и православную, а потому Августин Блаженный одинаково почитается обоими христианскими направлениями.

Биография

Рассвет жизненного пути Аврелия Августина, полного удивительных имманентных преображений, выразившихся в движении творческого вектора философа от анализа к догматике, сложно назвать образцовым с точки зрения христианской морали.

Рождённый в 354 г в африканской провинции, он воспитывался и образовывался преимущественно матерью, умной и благочестивой христианкой. 17-летним юношей будущий философ вёл распутный образ жизни, что не мешало его успешному обучению риторике в Карфагене.

Значительный отрезок жизни Августин посветил роли аудитора и преподавателя риторики в среде сторонников популярного на то время религиозного учения — манихейства. После принятия в 386 г христианства видный философ и богослов отправляется из Милана в родной город Тагаст, на время прибывания в котором приходится пик его литературной деятельности в условиях аскезы монастырской жизни.

Оказавшись с 396 г. на посту Епископа гиппонского, он до самой смерти занимается идейным руководством борьбы церкви с ересью и донатистами и активной деятельностью на пользу укрепления и единения церкви.

Смерть Августина Блаженного пришлась на 430 г в разгар осады Гиппона под руководством вандала Гейзериха.

Основы философии

Спектр философских проблем, освещённых Августином Аврелием в его в трудах велик и многогранен, самые основательные и плодотворные труды были обращены к следующим вопросам:

  1. Вера и разум. Аврелий Августин одним из первых укажет на безусловное сопутствие и колоссальное взаимовлияние разума и веры. Согласно его точке зрения, цель прохождения человеком в град Божий может быть достигнута с избранием одного из двух путей: опора на твёрдый и чистый разум или вера, основанная на внешнем авторитете.
  2. Бог и его отношение к миру. Весь мир и человек в частности – плоды творения сверхприродного Бога. В отличие от традиционного толкования неоплатонизмом Бога как безличное существо, абсолют, Августин представлял его как личность, таким образом, была проведена грань между Богом и понятиями «судьба», «фортуна».
  3. Воля и предопределение. Труды философа, посвящённые данной теме, пожалуй, одни из самых неоднозначных, а оттого разнотолкуемых. На протяжении всей сознательной жизни философ множество раз менял свою позицию по данному вопросу с твёрдой уверенности в наличии у человека способности к волеизъявлению до убежденности в абсолюте божественного провидения.

О граде Божьем

В своей книге «О граде Божьем», написанной за три года до смерти, философ представляет мир в качестве механизма, содержащего в себе процессы и плоды взаимовлияния и противостояния града небесного и земного.

Население первого из них — праведники, полные миролюбия, действующие и мыслящие исключительно в рамках морали, согласной божественному установлению. Жители града земного блюдут лишь мораль земную, чему сопутствует увязание в пороках, жизнь «по плоти», бесчинство «с любовью к себе, доведённою до презрения к Богу».

Борьба морали по двум установлениям: человеческому и божественному ведётся на протяжении всей мировой истории.

Августин Блаженный об истинной религии

Наиболее показательный характерный портрет истинной религии, лёгший в основу одноимённого труда философа, можно сложить по мере знакомства с его весьма основательной критикой в адрес ‘неправильных’ религий: язычества, манихейства и донатистов.

В противовес несостоятельному язычеству, полному бессмысленных жертвоприношений, беззакония, ритуального и бытового аморализма и суеверий, беспорядков внутри пантеона богов, в общем, пошлой бессмыслицы — христианская вера воспитывает благочестивого человека, достойного жизни в божественном граде, носителя мудрого разума, лишенного суеверий и заблуждений относительно физической картины мира.

Высшая человеческая способность

Система ценностей настоящего христианина по Аврелию Августину может быть представлена в виде иерархической последовательности.

Ключевым звеном в связи вера-надежда-любовь является именно fides, то есть вера.

Несмотря на то, что философ часто в своих трудах использует термин в широком смысле, предполагая общий эмоциональный подъем, чувство человека, важность данной этической категории отмечается им прежде всего в религиозном контексте и, как следствие, высшей человеческой способностью Августин Блаженный считает именно веру в Бога.

На значимость данной проблемы для философа указывает объём трудов, посвящённых поиску природы происхождения религиозной веры человека: данная способность, по мнению Аврелия, является либо Божьим даром либо результатом эмоционального и интеллектуального познания человека.

Именно религиозная вера ведёт человека к познанию истины, достижение которой является его высшей целью.

О боге и человеке

Вопрос связи человека с богом в контексте философии Аврелия Августина упирается в фундаментальную религиозно-этическую дилемму о природе зла (божественная или человеческая) и сложность диалектики взаимоотношений добра и зла.

В учении философа человек представляется не просто рабом божьим, а является его образом, наделённым силой и волей к стремлению достижения Божественного совершенства.

Зло имеет исключительно земное человеческое происхождение и призвано отравлять божественную природу, которая априори добра. Аврелий Августин разделяет один из главных христианских догматов, согласно которому — вся человеческая жизнь есть борьба с страстями и именно путём приобщения к божественный разуму человеческий ум обретёт способность различать добро и зло, а непреложное избрание первого непременно приведёт человека в град божий.

О свободе воле

По мнению Августина Блаженного, человек как и любой плод созидания, сотворения из ничего — есть благо несовершенное, неабсолютное. Однако, в отличие от иных творений, человеку достались воля и разум, несовершенство которых также обусловлено их природой.

Ряд волевых потенций, необузданных несовершенным человеческим разумом, становится началом нравственного зла. Исходя из вышеописанного, в силах человека избежать отклонение воли. Но с грехопадением, актом волевого отступничества, возвращение ее к изначальному порядку стало практически неосуществимо.

Именно истинная свобода вводит человека в состояние любви и блюдения порядка мировых ценностей и открывает перед ним ворота в Божий град, лишая всякого рода зависимостей, начало которых восходит к греху и пороку

Проблема веры и разума

В своих первых работах Август Аврелий Блаженный указывал на то, что разум – это привилегия, дарованная очень немногим. Разум большинства людей естественным образом ограничен, потому им остаётся довольствоваться верой в непреложный авторитет мнения видной фигуры.

В своих поздних трудах, в перспективе основополагающих, философ ставил разум на службу вере. Наука при всех своих достоинствах не должна являться самоцелью, а должна служить в качестве инструмента для укрепления и распространения господствующей идеологии или религии.

Однако богослов подчёркивал и факт несостоятельности веры без познания, поскольку полноценному религиозному опыту непременно сопутствует разумное познание Бога. Роль и задачи учёного будущего сопряжены не столько с открытиями, сколько с изъяснением Писания, герменевтикой.

28 июня-память блж. Августина, еп. Иппонийского

Блаженный Августин – один из величайших отцов Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Но Августин был не только крупнейшим богословом, но и философом. Им впервые была создана целостная система христианской философии.

«Не искал я Тебя – Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой!» – так вспоминал о своем обращении один из самых почитаемых западных отцов Церкви – блаженный Августин, епископ Иппонийский (354–430). Проникнутые удивительной искренностью и глубиной, эти слова были рождены сердцем, в полной мере изведавшим бездны падений и боль удаления от своего Создателя.

Жизнь святого Августина достаточно сложна и не может не удивлять. Его путь к Богу был настолько трудным и запутанным, в нем было столько темных и порой даже гнусных сторон, что неопытному христианину может показаться сомнительной святость этого служителя Церкви.
Его биография четко показывает и его философское становление, и становление его как христианина.
Августин родился 13 ноября 354 г. в городе Тагасте, в Северной Африке, которая тогда была частью Римской империи и была населена латиноязычными христианами. Отец его был язычником, мать, Моника – христианкой, впоследствии она была прославлена как святая. Из этого факта можно сделать вывод, что наверняка Августин с детских лет кое-что знал о христианстве, но отцовское воспитание все-таки главенствовало.
Когда Августину исполнилось 16 лет, он отправился в столицу Африки – Карфаген, чтобы получить там серьезное образование. А что значит «серьезное образование» для римлянина? Это юриспруденция, риторика.
Обучение велось по-латыни, и вся греческая классика читалась в переводах. Августин так никогда и не выучил греческого языка, зато его профессиональная подготовка в области риторики приобрела для него некое духовное измерение. Блестящий писатель, он всегда осознавал язык как орудие творчества и отдавал себе отчет во всех вытекающих из этого преимуществах и соблазнах. Для него язык как средство общения был искусством, требующим совершенства из соображений любви к ближнему.
Впоследствии Августин станет замечательным ритором, будет участвовать в судебных процессах, причем весьма успешно. Естественно, он ищет кумиров, которым он мог бы подражать. А кто из великих юристов и ораторов мог стать для него примером? Конечно же, Цицерон. И вот в 19-летнем возрасте Августин читает диалог Цицерона «Гортензий». К сожалению, этот диалог до наших дней не дошел, и мы не знаем, что же так поразило Августина, что он на всю жизнь остался горячим сторонником и любителем философии вообще и поклонником цицероновской философии в частности.

Безусловно, крупный римский город того времени располагал к легкомысленному образу жизни, особенно молодого человека. Хотя его постоянно мучил вопрос: «Откуда в мире зло?». От матери он наверняка слышал, что Бог один, Он благ и всемогущ. Но Августину было непонятно, почему, если Бог благ и всемогущ, в мире существует зло, страдают праведники и нет справедливости.
В 19 лет Августин знакомится с манихейским учением и становится его приверженцем на целых десять лет. Карфаген был космополитическим городом, и среди процветавших в нем разнообразнейших сект и верований манихейство пользовалось значительной популярностью. Вопрос о происхождении зла решался манихеями в плане онтологического дуализма, т.е. существования злого бога, равносильного Творцу.
Закончив образование, Августин начал частным образом преподавать риторику. В это время он сожительствовал с женщиной, которая была его подругой в течение многих лет и к которой он, по-видимому, был очень привязан. Она родила ему сына, которого Августин назвал Адеодатус, по-гречески Феодор, Богоданный. Это был его единственный ребенок, и Августин в своих писаниях всегда говорит о нем с особенной нежностью.

Все годы Моника, мать Августина, исступленно молилась:
— Был блудником и гордецом, стал еретиком и кощунником! Горе мне, Господи! — рыдала женщина. — Все предаю в руки Твои, Господи, и здоровье, и богатство, и честь, и жизнь и мою, и его. Что хочешь твори, Господи, только спаси! Не лиши божественного света раба Твоего заблудшего Августина!
Так скорбно оплакиваемый ею сын чувствовал себя куда счастливее и раскованнее. Славный статный юноша относительно богатых родителей имел великолепное образование и хорошо подвешенный язык, знал себе цену и умел себя преподнести должным образом. Он мог позволить себе кутить и развлекаться как и когда ему только заблагорассудится. Один из первых среди золотой молодежи города Тагаста, Августин не был крещен и не хотел и слушать ни по какому поводу мать-христианку.
Жизнь шла своим чередом, каждый упорствовал в своем: мать не переставала молиться, сын — предаваться греху.
Августин постепенно отходит от манихейства и возвращается к философии Цицерона, который, как известно, был скептиком. И придет к скептическому ответу на свой вопрос о причинах зла в мире. Какому же? Что ответа на этот вопрос нет.
В Карфагене Августину тесно, он хочет быть первым в Риме, как и Цицерон.
Потом был Рим, преподавание риторики, философские поиски счастья, новое сожительство и многое другое…
Позже в своей знаменитой «Исповеди» блаженный Августин будет вспоминать об этом периоде: «Покинул я Тебя и дошел до бездны неверности, до обманчивого угождения демонам, в жертву которым приносил злые дела свои».

Читайте также:  От чего помогает молитва святой матроне

Однако в Риме он не задержался и переехал оттуда в Медиолан (нынешний Милан), там находилась резиденция Римского императора. В то время в Медиолане епископом был великий Амвросий.
Приехав вслед за сыном в Милан, мать просила епископа, который ранее тоже был манихеем, поговорить с сыном и переубедить его. Тот отказал ей, а в утешение произнес: «Иди с Богом. Не может быть, чтобы сын этих слез погиб».
Уже взрослым и состоявшимся мужчиной Августин получил должность учителя риторики. Нужно сказать, что Августин обладал в высшей степени философским складом ума и всегда во всем старался докопаться до самого корня.
В Медиолане он слышит о проповедях епископа Амвросия Медиоланского. Разумеется, Августин не может не прийти их послушать. Они ему, как знатоку риторики, очень нравятся и потрясли его, но Августина удивляет иной, непривычный для него подход к христианству. Да и весь образ святого миланца произвел неизгладимое впечатление и придал определенно христианское направление его духовному развитию.
Оказывается, события, описываемые в Библии, в которой Августин видит так много глупостей и противоречий, можно воспринимать несколько иначе, не столь буквально. Постепенно Августин сходится со святителем Амвросием и наконец задает ему мучивший его вопрос: «Откуда в мире зло, если Бог есть?» И святитель Амвросий ему отвечает: «Зло не от Бога, зло от свободной воли человека».
Однако Августина этот ответ не устраивает. Как от свободной воли человека? Человека же сотворил Бог, Бог знал, как человек распорядится этой волей, Он фактически дал человеку страшное оружие, которым человек будет злоупотреблять.
И в это время Августин читает Плотина, но читает фактически, как он сам признается, Евангелие от Иоанна. Ему начинает приоткрываться истинный смысл христианства, истинный смысл Евангелия. Но окончательного переворота пока в душе Августина не происходит.

Хотя философски и вследствие естественной склонности ума Августин оставался приверженцем платонизма, его сердце все более и более склонялось к вере его матери Моники, которая всегда, до самой своей смерти, оказывала очень сильное влияние на сына.
Постепенно Августин сделался убежденным христианином, и от крещения его удерживало лишь сознание того, как крепко он еще привязан к соблазнам этого мира.
Он не сомневался в том, что крещение должно повлечь за собой полную перемену образа жизни, и продолжал откладывать, мучаясь невозможностью принять окончательное решение, повторяя в своих молитвах Богу: “Дай мне целомудрие и воздержание, но не сейчас”.

Переворот случится через несколько месяцев. Это будет таинственное откровение, какое-то переживание, о котором сам Августин напишет в своей «Исповеди» так:
«Однажды он сидел в саду, и вдруг «страшная буря во мне разразилась ливнем слез… Не помню, как упал я под какой-то смоковницей и дал волю слезам, они потоками лились из глаз моих – угодная жертва Тебе… И вот слышу я голос из соседнего дома, не знаю, будто мальчика или девочки, часто повторяющий нараспев: “Возьми, читай! Возьми, читай. ” Подавив рыдание, я встал, истолковывая слова как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется… Я схватил их (это были апостольские Послания), открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: “Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа…” Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста мое сердце залили свет и покой, исчез мрак в моих сомнениях».

Опечаленная мать дни и ночи проводила в молитвах, и наконец ее боль пронзила небесную высь. Теперь у Августина нет никаких сомнений. Сын полностью обратился в христианство! Ее ликованию и тихой радости не было теперь конца! Это событие перевернуло всю жизнь Августина.
Он идет к святителю Амвросию, и тот в апреле 389 г. его крестит. Кстати, на том месте, где святитель Амвросий, один из величайших отцов Церкви, крестил блаженного Августина, другого величайшего отца Церкви, воздвигнут храм – знаменитый миланский собор Дуомо.
Августин вернулся к себе на родину – на север Африки, в город Гиппон, что недалеко от Карфагена, где в 391 году стал священником, а в 395 году принял епископский сан.
Вся последующая жизнь Августина будет посвящена христианству, Церкви, богословию. Он оставался епископом Гиппонийским в продолжение 35 лет, до самой своей смерти.
В этот период он написал очень много сочинений, а также принимал активное участие в церковной жизни. Он сделался незаменимым участником всех африканских Соборов. Дело было в том, что в Африке существовал обычай ставить епископа над каждым приходом, насчитывающим более двенадцати человек. Естественно, что большинство епископов были малообразованными, простыми людьми. Будучи единственным среди них богословом и ритором, Августин фактически возглавил церковную жизнь Африки. Его громадная популярность и влияние позволили ему внести большой вклад в законодательную деятельность африканской Церкви.
Блаженный Августин умер 28 августа 430 г. во время осады Гиппона армией готов.

Тайна молчания Бога

“Но всё же было на трудном жизненном пути святого нечто особое. То, к чему лишь изредка прикасалось его сердце и что с таким упорством отвергал разум. Об этом свидетельствовал сам блаженный Августин, обращаясь к Богу со словами: «Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих».
Вынесенное из самых сокровенных тайников сердца, это признание наполнено удивительной силой и касается жизни каждого христианина. Это отпечаток той Божественной тайны, которая незаметным образом входит в нашу жизнь и, едва осознанная человеком, совершает в нем истинное перерождение. Это тайна Божественного молчания…

Если вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного. Оказывается, еще мальчиком он требовал от матери крестить его, но Господь оставил без ответа это детское рвение. Также не отвечал Господь на искренние слезы святой матери Августина – блаженной Моники, для которой было чрезвычайно мучительно видеть гибельную жизнь любимого сына. О ее усердии в этом блаженный вспоминал: «Я не могу достаточно выразить, как она любила меня; она вынашивала меня в душе своей с гораздо большей тревогой, чем когда-то носила в теле своем». Не сжалился над святой страдалицей Господь и тогда, когда, руководимый тщеславными стремлениями, Августин тайком уехал в Рим, оставив плачущую и молящуюся за него мать. «О чем просила она Тебя, Господи, с такими слезами? – говорил позже блаженный. – О том, чтобы Ты не позволил мне отплыть? Ты же, в глубине советов Своих, слыша главное желание ее, не позаботился о том, о чем она просила тогда: да сделаешь из меня то, о чем она просила всегда».
Даже те, кто, казалось бы, непременно должны были проявить участие и помочь горячей натуре Августина познать Истину, отказывались вмешиваться в его жизнь. Словно отводимые невидимой десницей Божией, они были таинственными соучастниками молчания Создателя.
Так, епископ, к которому святая Моника обратилась с слезным прошением поговорить с сыном, попавшим в сети манихейства, твердо ответил ей: «Оставь его там и только молись за него Богу… Ступай! Как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет».

Не нарушил тайну молчания Бога и святой Амвросий Медиоланский, с которым Господь свел Августина. Как свидетельствовал сам блаженный: «И он не знал о бурях моих и о западне, мне расставленной. Я не мог спросить у него, о чем хотел и как хотел, потому что нас всегда разделяла толпа занятых людей, которым он помогал в их затруднениях». Хотя, казалось, что вот настал наконец тот час, когда великий светильник Церкви, чудотворец и добродетельный подвижник должен привести мятущуюся душу ко Христу. Однако и в этом случае Господь через Своего святителя сохранял молчание, и теперь Господь медлил…
Был даже момент, когда сам Августин находился на расстоянии одного шага от познания Истины; когда он сам, убедившись в тщетности всякой философии, признал, что Истину следует искать у Кого-то Иного. Оставалось так мало – чтобы Создатель хоть как-то проявил Себя, показался ищущему. Но и здесь Господь промолчал, не открыл Себя, так что позже об этом приближении к Богу святой вспоминал: «Господи, Боже истины, разве тот, кто знает это, уже угоден Тебе? Несчастен человек, который, зная всё, не знает Тебя; блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого».

Молчание Бога было столь явным, что некоторое время спустя сам блаженный искренне недоумевал: «Надежда моя от юности моей, где Ты был и куда удалился. я искал Тебя вне себя и не находил “Бога сердца моего” и дошел “до глубины морской”, разуверившись и отчаявшись в том, что можно найти истину».
Это недоумение понятно каждому. Ведь и в нашей жизни часто бывают моменты, когда мы со всей искренностью вопрошаем Бога, ищем Его, надеемся познать Его волю, но… Бог не отвечает нам. Мы не понимаем, плачем, сердимся, ропщем, просим, но Бог всё равно молчит.
Для человека это молчание Создателя очень часто кажется страшным, он не понимает Его, боится. Но есть в таком отношении к молчанию Бога что-то чуждое для христианина. И святой Августин почувствовал это, поэтому смог ответить на молчание Творца: «Тебе хвала, Тебе слава, Источник милосердия. Я становился всё несчастнее, и Ты всё ближе».
Да, Бог может молчать. И часто для нас это загадка. Но наш Бог – отдал Себя ради нас, а значит, Его молчание – исполнено любви, значит, у Него есть причины оставлять без ответа даже самые искренние наши призывы к Нему. И кто знает, может, молчание Создателя на самом деле последняя милость к нам, осуждающим себя своими же стремлениями. Мы не должны Его бояться, потому что наш Бог – Всеблагой, Он не устрашает нас, Он кротко любит Свое создание.
Наш Бог – Бог любви. Об этом не стоит забывать даже в самые отчаянные минуты

«Не суетись, душа моя: не дай оглохнуть уху сердца от грохота суеты твоей», – обращался к своей душе святой Августин. И это было искренне. Он действительно совершил великий подвиг – услышал молчание Бога, принял его, познал в нем величайшую милость Творца и возблагодарил Бога за то, что не дал ему погрузиться в волны собственной стихии:
«Я думал об этом – и Ты был со мной; я вздыхал – и Ты слышал меня; меня кидало по волнам – и Ты руководил мною; я шел широкой мирской дорогой, но Ты не покидал меня».
Господь медлит, долготерпит, но эта медлительность всегда исполнена великой любви и сострадания к человеку. Наш Бог – Бог любви. Об этом не стоит забывать даже в самые отчаянные минуты – и Господь не оставит без ответа наше упование.
Даже когда кажется, что нет надежды на спасение и обстоятельства сильнее нас, стоит прислушаться: может, и в нашей жизни совсем рядом Кто-то премудро молчит, ожидая смиренного ответа на кроткую любовь”.

Молитва блаженного Августина

Господь Иисус, дай мне познать себя и познать Тебя и ни к чему иному не стремиться, как только к Тебе.
Дай мне отвратитъся от себя и полюбить Тебя, и все делать ради Тебя.
Дай мне смирить себя, и вознести Тебя, и ни о чем другом не помышлять, как только о Тебе.
Дай мне умертвить себя и ожить в Тебе, и все, что случится, принять от Тебя.
Дай мне уйти от себя и последовать Тебе, и всегда жаждать идти к Тебе.
Дай мне убежать от себя и поспешить к Тебе, чтобы заслужить мне покровительство Твое.
Дай мне устрашиться себя и убояться Тебя, чтобы быть среди избранных Твоих.
Дай мне не доверять себе, но уповать на Тебя, чтобы стать послушным Тебе.
Дай моему сердцу не стремиться ни к чему, кроме Тебя, и стану, как нищий, ради Тебя.
Взгляни на меня — и возлюблю Тебя.
Призови меня — и увижу Тебя.
И вечно возрадуюсь о Тебе. Аминь.

Августин стал святым, величайшим защитником Православия, обличившим не одну ересь, виднейшим богословом, одним из отцов христианской Церкви, почитаемым и на Западе, и на Востоке.
Свой опыт покаяния он изложил в знаменитой книге «Исповедь», не имеющей себе равных во всей мировой литературе и до сих пор потрясающей читателей.
Так преобразилась жизнь этого человека. И он сам всегда считал, что его покаяние — плод пламенной веры и неослабевающей молитвы пред Господом его матери, праведной Моники.

Тропарь блаженному Августину епископу Иппонийскому, глас 4
Сердцем всем Христу последуя, святителю Августине, словом и делом истину запечатлел еси и ересей злочестивых явился еси неленостный искоренитель, молися выну ко святей Троице, да спасет души наша.

Кондак блаженному Августину епископу Иппонийскому, глас 4
Непоколебиме столпе Церкви Вселенския на недвижимем камени веры основанный, догмат православия нелестный учителю и покаяния велегласный проповедниче, запечатлителю истины, прехвальне Августине, святителю Христов.

Величание
Величаем тя, блаженне Августине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва блаженному Августину Иппонийскому

О, преславный Христов святителю, Вселенския Церкви похвало и учителю богомудрый, православия наставниче и покаяния проповедниче, блаженне Августине!
Призри с горних высот на нас недостойных, ищущих твоей помощи и милосердия: умоли Владыку всяческих, Емуже на земли всем житием твоим служил еси, да дарует нам неуклонное хранение неповрежденныя правыя веры, юже от Господа чрез учеников Его прияли есмы, да поможет запечатлевати ю делы любви и милосердия,
и да споспешествует нам во благих наших начинаниях; защити ны от злобных навет вражиих и помози всем нам твоим ходатайством улучити Царствие Небесное,
идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе пред лицем Всемилосерднаго Бога в Троице покланяемаго и славимаго во вся веки веков. Аминь.

Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Добавить комментарий