О чем молятся святому фанурию

Молитва святому Фанурию

Несколько столетий назад почти никто не знал о мученике Фанурии. История святого Фанурия полна загадок и до сих пор неизвестна до конца, нет сведений даже о точном времени жизни святого, предполагают, что это был III век от Рождества Христова. Зато известно множество чудотворных деяний святого.

Житие святого Фанурия

О житие святого нет документов, не сохранились предания, о нём узнали при необычных обстоятельствах. На острове Родос в XVI веке мусульманами-оккупантами были обнаружены руины маленькой церкви. Среди завалов нашли икону, целую и яркую в отличие от всех других. На этой иконе в центре был изображен Фанурий с крестом в правой руке и двенадцать клейм по кругу. Каждое из клейм было изображением сцены из жизни мученика Фанурия: его молитвы, пытки и истязания, которые он перенес, поражение нечистого. Именно благодаря этой иконе стало известно о святом мученике Фанурии. На том же месте восстановили церковь в честь святого Фанурия, там же вскоре начались чудеса.

Чудотворные деяния святого Фанурия

Три праведных диакона, переправляющихся с острова Крит на Китиру были схвачены мусульманами и привезены на Родос, где их собирались продать в рабство. Мужчины недолго скорбели о своей судьбе, а узнав о великомученике, стали молиться Фанурию о помощи. Диаконы всё же попали в неволю к трем разным хозяевам, но милостью Божией все получили разрешение молиться святому Фанурию в его церкви.

Случилось так, что диаконы прибыли в храм в одно и то же время, они вместе молились святому Фанурию Чудотворцу об избавлении от рабства. В ту же ночь всем хозяевам приснился мученик, велящий освободить рабов, чтобы они могли служить Господу, а за непослушание обещал наказание. Но мусульмане не придали снам значения. На следующую ночь всё повторилось вновь. Утром хозяева проснулись слепыми и парализованными. Они сразу поняли, в чем дело и послали гонцов за священниками, те сказали, что молитвы помогут им исцелиться и избавиться от боли. Фанурий же вновь показался мусульманам с наказом послать в церковь документы, освобождающие священнослужителей. Письма гонцами отправили в церковь и положили у иконы мученика. Свершилось чудо – слепота и боль исчезли. Священники же, взяв образ святого Фанурия, отправились на Крит.

О чем молятся святому Фанурию Родосскому?

Чаще всего читают молитву святому мученику Фанурию о пропаже. Теряются не только вещи и люди, но и души. С греческого имя святого можно перевести как «указывающий», «показывающий», Фанурий наставляет людей на верный путь. Также он помогает отыскать пропавшие вещи.

Из-за имени святого на Родосе сложилась традиция. Если найти предмет удается, то выпекают сладкий хлеб, который раздают беднякам.

Молитва святому Фанурию на русском языке

О святый угодниче Божий, мучениче Фанурие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Если что-то потерялось, просите помочь Святого Фанурия!

Блоги о Греции

Если что-то потерялось, просите помочь Святого Фанурия!

Сегодня меня попросили найти недорогой отель на Родосе, чтобы было недалеко доехать в церковь Святого Фанурия. Клиенты агентства узнали о нем, отдыхая на Корфу. Будто этот святой помогает, если потерялась какая-либо вещь. А после ее находки благодарные прихожане пекут фануропиту и угощают ею близких. Признаться, я не только не знала об этой церкви, но даже кто такой Святой Фанурий. Пришлось погуглить, и вот результат исканий.

Оказывается, что церквей Св. Фанурия на Родосе полно, так называются даже крохотные церквушки на берегу моря. Видимо, его действительно здесь чтили. Но главная церковь все-таки одна, и находится в городе Родос. Интернет подсказал, что мученик Фанурий почти неизвестен в других странах, но глубоко почитаем и любим в православной Греции. О его существовании и о великой силе чудотворения христиане узнали лишь после того, как нашли его икону в XVI веке.

Как и у большинства чудотворных икон, у иконы Св. Фанурия есть своя история. Агаряне (первоначально так византийцы именовали арабов, полагая, что их родоначальницей была рабыня и наложница патриарха Авраама Агарь, родом из Египта) завоевав остров Родос, вознамерились восстановить крепостные стены города, разрушенные во время осады и многочисленных боев.

В процессе расчистки завалов под разрушенными стенами была обнаружена небольшая, некогда очень красивая церковь со множеством икон. Слой краски на иконах был поврежден настолько, что невозможно было разглядеть даже лики и подписи. Однако среди них обнаружилась чудесная, совершенно нетронутая временем икона. Она была в таком хорошем состоянии, что казалось, будто только что вышла из-под кисти живописца. Для народа это стало доказательством того, что обретение этой иконы произошло не по воле случая, а явилось даром Божьим.

С этого момента на острове начался культ Святого Фанурия. Хотя на самом деле возможно, что найденная церковь вообще была посвящена другому святому – Архангелу Михаилу или Архангелу Гавриилу, иконы которых изображены в больших размерах в северном крыле церкви. Насколько я поняла, это так и осталось невыясненным.

Предпринимались также усилия, чтобы определить время, когда церковь была построена, исследования проводились на основании различных фресок из интерьера церкви. Были найдены остатки изображений как минимум трех разных периодов. Первая серия рисунков принадлежала XIII веку, она имеет некоторые значительные сходства с монастырем Св. Архангела Михаила в Фари, который находится в южной части острова Родос, в горах недалеко от деревни Лаэрма (монастырь действительно покоряет своей чистотой и спокойствием, его стоит посетить). Второй набор фресок датируется 1355 годом, это видно по истертым, но все-таки читаемым надписям. А вот третья серия фресок по оценкам исследователей написана уже позднее, в начале XV века. Церковь расположена на улице Агиу Фануриу и в настоящее время функционирует как приходская церковь.

Сама же икона выглядит следующим образом: Св. Фанурий изображен на ней облаченным в воинские доспехи, с крестом в руке. Над крестом горящая свеча. По периметру иконы, в соответствии с древней традицией, помещены 12 клейм с изображениями мучений святого. Они свидетельствуют о том, что это был великий и мужественный поборник веры.

Оказывается, Св. Фанурий не только помогает найти потерянные вещи, но также помогает незамужним девушкам найти жениха. И в его честь и в благодарность за найденное традиционно пекут фануропиту, это такой греческий постный кекс, число ингредиентов должно быть нечетным (например, 7, 9 или 11). Он ароматен, в меру влажный и насыщенный, украсит и разнообразит любой стол.

Всем ищущим желаю обрести потерянное!


Фотографии я нашла в интернете, поэтому честно оставляю подписи владельцев.

Великомученик Фану ́ рий Родосский

День памяти

Житие

Свя­той Фа­ну­рий [1] , ве­ро­ят­но, жил в III ве­ке, хо­тя до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции о его про­ис­хож­де­нии и вре­ме­ни жиз­ни нет. Все что мы зна­ем об этом свя­том, из­вест­но из гре­че­ской тра­ди­ции.

Итак, в XVI сто­ле­тии му­суль­мане за­хва­ти­ли ост­ров Ро­дос. Но­вый пра­ви­тель ре­шил вос­ста­но­вить по­вре­жден­ные в вой­нах кре­пост­ные сте­ны. Ря­дом с кре­по­стью на­хо­ди­лись несколь­ко раз­ру­шен­ных зда­ний, ка­мень из ко­то­рых ис­поль­зо­вал­ся для ре­мон­та стен. Во вре­мя вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот му­суль­мане об­на­ру­жи­ли ру­и­ны неболь­шой церк­ви, как поз­же вы­яс­ни­лось очень кра­си­вой. На по­лу бы­ли об­на­ру­же­ны несколь­ко икон, боль­шин­ство из ко­то­рых бы­ли силь­но по­вре­жде­ны. Но од­на ико­на вы­гля­де­ла со­вер­шен­но но­вой, буд­то на­пи­са­на в тот же день. Мест­ный епи­скоп Нил, ко­то­ро­го по­зва­ли осви­де­тель­ство­вать ико­ну, ска­зал, что это об­раз свя­то­го Фа­ну­рия. Соб­ствен­но это изо­бра­же­ние и да­ло ин­фор­ма­цию о жиз­ни свя­то­го.

Фа­ну­рий был изо­бра­жен мо­ло­дым сол­да­том, дер­жа­щим в пра­вой ру­ке крест, над ко­то­рым го­ре­ла све­ча. Во­круг его об­ра­за на­пи­са­ны две­на­дцать клейм, рас­ска­зы­ва­ю­щих об от­дель­ных эпи­зо­дах его жиз­ни. Так мы узна­ем, что его до­пра­ши­вал су­дья, из­би­ва­ли сол­да­ты, за­тем сте­га­ли пле­тя­ми и рва­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми. По­сле то­го свя­то­го за­пер­ли в тюрь­ме и вновь при­ве­ли на суд к чи­нов­ни­ку, а по­сле жгли све­ча­ми, бро­са­ли к ди­ким зве­рям, кла­ли под огром­ный ка­мень. Сле­ду­ю­щие сце­ны изо­бра­жа­ют его сто­я­щим пе­ред идо­ла­ми, с го­ря­щи­ми уг­ля­ми в ру­ках. В тот мо­мент по­за­ди му­че­ни­ка сто­ит пла­чу­щий са­та­на, пре­тер­пев­ший по­ра­же­ние от свя­то­го. По­след­нее клей­мо по­ка­зы­ва­ет Фа­ну­рия, на­хо­дя­ще­го­ся в ог­нен­ной пе­щи, с под­ня­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми. Из это­го вид­но, что свя­той пре­тер­пел ве­ли­кие му­че­ния за ве­ру во Хри­ста.

Епи­скоп Нил про­сил у му­суль­ман­ско­го пра­ви­те­ля ост­ро­ва раз­ре­ше­ния вос­ста­но­вить цер­ковь, но по­лу­чил от­каз. То­гда он от­пра­вил­ся в сто­ли­цу и по­лу­чил указ, поз­во­ля­ю­щий вос­ста­но­вить храм.

В то вре­мя на Кри­те не бы­ло пра­во­слав­но­го епи­ско­па. То­гда ост­ров на­хо­дил­ся под вла­стью Ве­не­ции, по­это­му там был толь­ко ла­тин­ский епи­скоп. По смер­ти гре­че­ско­го епи­ско­па ве­не­ци­ан­цы не раз­ре­ши­ли ру­ко­по­ла­гать ему пре­ем­ни­ка, в на­деж­де, что мест­ное на­се­ле­ние в ско­ром вре­ме­ни пе­рей­дет в ка­то­ли­че­скую ве­ру. Те же, кто хо­тел при­нять свя­щен­ный сан, долж­ны бы­ли от­прав­лять­ся на ост­ров Ки­те­ра.

Од­на­жды трое мо­ло­дых диа­ко­нов от­пра­ви­лись с Кри­та на Ки­те­ру для ру­ко­по­ло­же­ния в сан свя­щен­ни­ка. На об­рат­ном пу­ти их схва­ти­ли му­суль­мане и при­вез­ли на Ро­дос, для про­да­жи в нево­лю. Свя­щен­ни­ки трое су­ток скор­бе­ли о сво­ей судь­бе, по­ка не услы­ша­ли о чу­де­сах свя­то­го Фа­ну­рия. Они ста­ли мо­лить­ся ве­ли­ко­му­че­ни­ку об из­бав­ле­нии от раб­ства. Вско­ре каж­до­го из них про­да­ли раз­ным хо­зя­е­вам. Ми­ло­стью Бо­жьей им всем раз­ре­ши­ли мо­лить­ся в вос­ста­нов­лен­ной церк­ви свя­то­го Фа­ну­рия. Так слу­чи­лось, что все они при­бы­ли од­новре­мен­но в храм и мо­ли­лись пе­ред ико­ной свя­то­го об из­бав­ле­нии от му­суль­ман­ско­го пле­на. По­сле мо­лит­вы свя­щен­ни­ки воз­вра­ти­лись каж­дый к сво­им хо­зя­е­вам.

В бли­жай­шую ночь про­изо­шло чу­до – Фа­ну­рий явил­ся во сне каж­до­му из трех хо­зя­ев и по­ве­лел осво­бо­дить свя­щен­ни­ков, чтобы они мог­ли слу­жить Бо­гу. Ес­ли они от­ка­жут­ся, то свя­той по­обе­щал на­ка­зать их. Трое му­суль­ман не при­да­ли зна­че­ние сво­им снам, по­ла­гая, что ка­кое-то кол­дов­ство. Они ско­ва­ли свя­щен­ни­ков-неволь­ни­ков це­пя­ми и ста­ли от­но­сить­ся к ним еще ху­же, чем преж­де.

Сле­ду­ю­щей но­чью Фа­ну­рий вновь явил­ся в ви­де­нии трем хо­зя­е­вам, и пре­ду­пре­дил, что ес­ли они ослу­ша­ют­ся и на этот раз, то уви­дят Бо­жию си­лу. На­ут­ро все жиль­цы тех до­мов, где на­хо­ди­лись свя­щен­ни­ки, просну­лись сле­пы­ми и па­ра­ли­зо­ван­ны­ми, и при этом ис­пы­ты­ва­ли силь­ную боль. Они по­ня­ли, что им нуж­но де­лать, и по­сла­ли за свя­щен­ни­ка­ми. Их спро­си­ли, смо­гут ли они всех ис­це­лить. На это свя­щен­ни­ки от­ве­ти­ли, что по­мо­лят­ся Бо­гу и Он все упра­вит.

Читайте также:  Как молится в покров пресвятой

По­сле это­го Фа­ну­рий вновь явил­ся тем му­суль­ма­нам и ска­зал по­слать в цер­ковь до­ку­мен­ты, да­ю­щие свя­щен­ни­кам сво­бо­ду, а ес­ли не сде­ла­ют это­го, то не ис­це­лят­ся. Трое хо­зя­ев от­пра­ви­ли пись­ма в цер­ковь, где их по­ме­сти­ли пе­ред ико­ной свя­то­го Фа­ну­рия. В ито­ге все вне­зап­но по­ра­жен­ные ис­це­ли­лись, а свя­щен­ни­ки от­пра­ви­лись на Крит, взяв с со­бой спи­сок об­ра­за ве­ли­ко­му­че­ни­ка.

Ин­те­рес­но, что имя свя­то­го по­хо­же на гре­че­ское сло­во, обо­зна­ча­ю­щее «яв­ля­ю­щий, ука­зы­ва­ю­щий, по­ка­зы­ва­ю­щий». По этой при­чине сло­жи­лась мест­ная тра­ди­ция, что лю­ди мо­лят­ся свя­то­му Фа­ну­рию, чтобы он по­мог най­ти по­те­рян­ные ве­щи. Ко­гда пред­мет на­хо­дит­ся, то лю­ди вы­пе­ка­ют слад­кий хлеб и де­лят его с бед­ны­ми.

Свя­той Фа­ну­рий счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем Ро­до­са, где его па­мять от­ме­ча­ет­ся осо­бен­но тор­же­ствен­но. На ост­ро­ве дей­ству­ет древ­ний храм в честь свя­то­го.

При­ме­ча­ние

[1] Па­мять 9 сен­тяб­ря (греч.). Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

О чем молятся святому фанурию

Жизнеописание (житие). АЙОС ФАНУРИОС

Святитель Николай Сербский (Велимирович): «Не нужно отчаиваться детям из-за грехов родителей. Ведь это не слепая судьба. Всемилостивый Господь может пресечь наказание на детях, если будет показано истинное покаяние и молитва к Нему, Отцу небесному, о прощении. Мать святого Фанурия (память 27 августа/9 сентября) была непорядочной женщиной, однако сына наказание за грехи матери не постигло. Его не только не постигло наказание, но он стал святым. Фанурий, понимая, что его мать грешна, непрестанно молился Богу о ней. Молитесь и вы Богу за ваших родственников и родителей. Когда Господь простит умерших грешников, тогда их грех не ляжет тяжким бременем на плечи потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших – чтобы Господь простил им грехи» – Святитель Николай Сербский. // Святитель Николай Сербский (Велимирович). О трех самых важных вещах. Избранные письма к духовным детям.

Из достоверных источников о Святом Фанурисе Великомученике известно мало. Живя приблизительно в третьем веке нашей эры, он вернулся к нам через иконописный образ, обнаруженный на острове Родос в 16 веке.
Тогда местная алжирская администрация, находившаяся в вассальном подчинении к османской, приняла решение провести ремонт крепостных стен. Строители, греки, приступили к работам. Разбирая одну из обветшавших стен, они наткнулись на застроенную крошечную ранне-христианскую церквушку. Время и сырость превратили практически все имевшиеся здесь иконы в труху. Выделялась своей невредимостью лишь одна. Православные поняли, что перед ними чудо.
Икону отнесли к митрополиту Родоса Нилу. Тот с удивлением стал изучать изображение. На него смотрел молодой человек, облаченный в богатую форму римского офицера. Подпись гласила – Айос Фанурис. Явленный. Судя по имени, молодой человек был греческого происхождения.
Меньшего размера картинки, шедшие по краю основного образа, показывали митрополиту сцены мучений Святого. Вот его допрашивают с пристрастием. Подчиненные римского военачальника, недовольные услышанным, бьют Фануриса камнями по рту. Злость алачей растет. Святого бьют уже палками. Он упал от ударов. Полуживого и раздетого мученика бросают в тюрьму, где он предается молитве.
Вновь допрос. Палачи жгут тело Фануриса. Затем используют некие механизмы пыток. Потеряв терпение бросают святого в яму к диким зверям. Но они не трогают Фануриса. Тогда его снова пытают огнем. Святого сжигают. Он принимает смерть со спокойным видом.
Митрополит Нил должно был обладать выдающимся умом, ибо провел целое исследование картин на иконе. Имено он определил приблизительную дату жизни Фануриса, исходя из периода наиболее жестокого преследования христиан. Родители Святого были и сами верующими, так как дали сыну звучащие имя. Хотя это было опасно.
В одной из версий жития Святого Фануриса довелось прочитать, что “мать его была нехорошим человеком”. Даже, что “блудницей”. А сын за нее молился.
Откуда могил взяться такая версия, если ее не было среди изображений?
Бывают, конечно, откровения. Святой является людям по молитве. Может и поведал кому-то что-то такое.
Митрополит Нил ничего подобного на иконе, повторюсь, это единственный ощущаемый источник информации, не обнаружил. Да и сомнительно, чтобы нехорошая женщина дала своему чаду благое христианское имя. Тем более что на том периоде верующие были весьма строги в нравах.
Владыка Нил обратился к руководителю оккупационной администрации с просьбой дать разрешение на возведение в честь обнаруженного Святого специального храма. Но получил отказ.
Он не смирился, ибо видел в явлении иконы чудо. Знак. Отправился в Константинополь к самому Патриарху. Должность эта с точки зрения турок является чиновничьей. При чем, так остается до сих пор. Патриарх является посредником и ответственным за всех православных Турции.
Просьба Нила была предана султану и получено разрешение на строительство храма. Он существует на Родосе до сих пор и считается одной из достопримечательности острова.

Тропарь, кондак и величание великомученику Фанурию
Тропарь, глас 4:
Небесное пение на земли совершается светло, земное торжество ныне празднуется сияяся. Ангельское жительство горе песнопении похваляет страдания, долу Церковь — небесную славу, юже обрел еси болезньми и страдании твоими, Фанурие славне.
Кондак, глас 3:
Священники спас от пленения безбожнаго и узы сокрушив силою божественною, богомудре, посрами мучителей дерзости мужемудренно, возвесели ангелов чины, великомучениче. Сего ради тебе почитаем, божественный оружниче, Фанурие славне.
Величание
Целующих твою честную икону верою и просящих твоея помощи, мучениче, наследники божественнаго Царствия, Фанурие, молитвами твоими вся покажи.

Великомученик Фанурий – память 27 августа/9 сентября – особо любим и почитаем в Греции. Его имя значит «открывающий, являющий». После обретения иконы, по молитве к Святому стали совершаться чудеса. Список их не огромен. И по сей день у иконы совершается множество чудес. Мученик Фанурий незамедлительно помогает тем, кто призывает его с верой и благоговением. Хотя Православная Церковь отвергает какую-либо специализацию святых, ко святому обращаются чаще всего с просьбой помочь обрести утраченное, подсказать выход из сложной ситуации, также “явить здравие” болящему. Или просто что-то или кого-то найти: работу, жилье, или даже – суженного. В день памяти великомученика Фанурия молодые девушки в Греции пекут пирог с молитвой, чтобы святой помог им сделать правильный выбор в спутники жизни. А афонские монахи пекут этот пирог просто к чаю и молятся мученику, чтобы он помог найти пропавшие вещи. И помогает!

Фануропита – пирог Святого Фанурия

4 стакана пшеничной муки, 4 чайные ложки разрыхлителя для теста,
1 чайная ложка молотой корицы, 1 чашка раф. растительного масла,
1 1/2 чашки сахара, цедра 1 лимона, 1/2 чашки апельсинового сока,
1/2 чашки воды, 1/2 чашки белого изюма, 1/2 чашки черного изюма,
1/2 чашки толченых грецких орехов, соль по вкусу, сахарная пудра.
В высокой миске перемешать муку, разрыхлитель и корицу, положить
масло, сахар, лимонную цедру, влить апельсиновый сок, воду, снова
тщательно перемешать все ингредиенты в течение нескольких минут.
Затем добавить изюм, орехи, соль и снова очень хорошо перемешать.
Смазать маслом круглую форму для выпечки, чуть посыпать ее мукой.
Выложить на нее фануропиту. Выпекать (150-180°) в течение 45 минут.
Остудить, посыпать сахарной пудрой и разрезать. Фануропита становится вкуснее через сутки после выпечки, особенно если запивать ее монастырским чайком.

Молитва на благословение пирога святого Фанурия (фануропиты), читаемая священником
Господи Иисусе Христе, Небесный Хлебе, брашна, пребывающаго во век, щедрый подателю, дарователю благих, Илии пищу неоранную источивый, надежде ненадежных, помоще беспомощных и спасение душ наших! Благослови дары сия и сия Тебе принесших в славу Твою и честь святаго славнаго великомученика Фанурия. Подаждь же, Блаже, благоукрасившим пироги сия вся мирная и премирная благая Твоя. Возвесели я радостию с лицем Твоим, покажи им пути ко спасению. Прошения сердец их и всяк совет их скоро исполни, наставляя их к деланию заповедий Твоих, да выну веселием и радостию воспевают и прославляют пречестное и великолепое имя Твое, молитвами преблагословенныя Богородицы, святаго славнаго великомученика Фанурия, чудотворца, и всех Твоих святых. Аминь.

Мое знакомство со Святым Фанурием.
Отдыхая на греческом острове Родос, мы бродили по старинным узким улочкам старого города Родос под палящим солнцем, и едва не заблудились в их хитросплетениях, как вдруг оказались возле православного храма. Выглядел он очень странно – как грубо скреплённый из металлических листов навес, напоминающий гараж. Это очень удивило меня, поскольку греческие храмы обычно построены из камня, и с очень большим архитектурным вкусом.
Заинтересовавшись, мы проникли под навес, оказались в маленьком дворике, который был весь украшен цветами, затем нужно было спускаться круто вниз. Мы спустились, и вот – мы вдруг вошли в древний византийский храм, по каким-то причинам ушедший глубоко под землю. В храме никого не было, горели лампадки, опять было много цветов, царила тишина и прохлада. Оставшийся вверху шумный и знойный туристический город словно бы исчез, казалось, что мы шагнули в другую эпоху, задолго до латинской и турецкой оккупации.
На стенах висело несколько икон одного и того же святого. Мы приложились к ним, прочитали: «Агиос Фануриос».
Вернувшись, домой и найдя информацию, я узнала, что великомученик Фанурий как раз и является главным святым и покровителем острова Родоса, а его икона – главной святыней. А мы были в этом храме в день его почитания.
Так святой Фанурий по своей любви и снисхождению устроил так, что мы, даже не планируя этого, оказались у его Чудотворной иконы.
Теперь икона с его ликом заняла достойное место в нашем домашнем иконостасе. И Господь, через молитву к святому Фанурию неоднократно помогал мне и моим близким.

ФАНУРИЙ РОДОССКИЙ

Вмч. Фанурий в житии. Икона (XX-XXI в.)

Фанурий Новоявленный, Родосский (греч. Φανούριος ο Νεοφανής; II-IV в.), великомученик

Память 27 августа (Греч., РПЦЗ [1]) и в Соборах Додеканесских (Греч.) и Родосских (Греч.) святых

Достоверной информации о его происхождении и времени жизни нет. Сведения о нём черпаются из иконы, явленной в XIV веке. Во время работ по восстановлению стен города были обнаружены развалины небольшого, когда-то очень красивого, древнего храма. Почти вся утварь и иконы, найденные под плитами, находились в плохом состоянии, и только одна икона выглядела почти как новая. На ней был изображён молодой, судя по одеянию, высокопоставленный римский воин, принявший мученический венец за веру во Христа в II-IV веках. В правой руке он держал крест, наверху которого была зажжённая свеча. По периметру образа были расположены 12 сцен его мученичества.

Из них известно, что за свою христианскую веру святой Фанурий был призван на суд, на котором отказался отречься от истинного Бога. За это он был предан на страшные муки. Воины били мученика камнями по лицу и голове, нещадно стегали плетьми, затем рвали его тело железными крючьями. Присутствовавшие при всём этом язычники, взбешённые непоколебимостью святого, вслед за воинами набросились на него с побоями. Когда мучители изнемогли, Фанурий был отправлен в темницу. Когда же он вновь предстал пред лицом судьи, исцелённый от ран и полный сил, тот повелел привязать его к вращающемуся колесу и жечь горящими свечами. Когда и это не поколебало решимости святого, он был брошен в клетку с дикими зверями, но и те не тронули его. Оставшегося вновь невредимым, Фанурия, немолчно славившего Господа, повалили на землю и засунули ему в рот огромный камень, чтобы он не мог говорить. Всё ещё надеясь сломить волю мученика, его привели в языческий храм и приказали принести жертву идолам. В ответ на это Фанурий обеими руками взял с жертвенника горящие угли и стоял, как будто бы не чувствуя огня. Наконец, страдалец был осуждён на сожжение. Стоя в горящей печи, он воздел руки к небу и так в молчаливой молитве предал свой дух Богу.

Вмч. Фанурий. Икона (2-я четверть XV в. Автор Ангелос Акотантос). Из монастыря Богородицы Одигитрии в Пиргиотиссе. Ираклион, собрание Св. Екатерины

Икону принесли митрополиту Родосскому Нилу (Диаспориносу; Νείλος ο Β’ ο Διασπωρινός; 1355-1369) с просьбой помочь опознать неизвестного доселе святого. После молитвы перед иконой митрополиту удалось прочесть едва распознаваемую надпись: “Святой Фано. ” (“ὁ ἅγιος Φανῶ. “). Это имя отсутствовало в древних мартирологах и синаксарях.

Высказывалось, впрочем, также мнение, что на найденной иконе изображён святой Георгий Победоносец, однако оно не получило поддержки.

Митрополит Нил хотел восстановить разрушенный храм, однако мусульманский правитель острова не дал на это разрешения. Тогда святитель отправился в столицу и там получил указ, позволяющий восстановить храм. Великомученику Фанурию была составлена отдельная служба (по-видимому, самим митрополитом Нилом) и установлено празднование 27 августа, считающегося днём обретения его иконы. Весть о новом святом постепенно распространилась с Родоса на Крит, Кипр и другие расположенные поблизости острова, а потом и на материковую Грецию. По молитвам ко святому великомученику Фанурию совершилось множество чудес.

В то время, когда Крит находился под властью Венеции, там, кроме православного, был латинский епископ. По смерти греческого епископа венецианцы не разрешили рукополагать ему преемника в надежде, что местное население в скором времени перейдет в католическую веру. Те же, кто хотел принять священный сан, должны были отправляться для рукоположения в другие места. Однажды четверо молодых диаконов отправились с Крита в Корони на Пелопоннесе для священнической хиротонии. На обратном пути их схватили агаряне, убили одного, а трёх отвезли на Родос, чтобы продать в рабство. Священники трое суток скорбели о своей судьбе, пока не услышали о чудесах святого Фанурия. Они стали молиться великомученику об избавлении от мусульманского плена. Вскоре всех их продали разным хозяевам, однако милостью Божьей им было разрешено молиться в восстановленной церкви святого Фанурия. Так случилось, что все трое одновременно прибыли в храм и молились перед иконой святого, возвратясь после молитвы каждый к своему хозяину. В ту же ночь святой Фанурий явился во сне каждому из трёх хозяев и повелел освободить священников, чтобы они могли служить Богу; в случае же отказа святой обещал наказать их. Трое мусульман не придали значения своим снам, полагая, что это какое-то колдовство. Они сковали священников-невольников цепями и стали относиться к ним еще хуже, чем прежде. Следующей ночью Фанурий вновь явился в видении трём хозяевам, и предупредил, что если они ослушаются и на этот раз, то увидят Божию силу. Наутро все жильцы тех домов, где находились священники, проснулись слепыми и парализованными, и при этом испытывали сильную боль. Они поняли, что им нужно делать, и послали за священниками. Их спросили, смогут ли они всех исцелить. На это священники ответили, что помолятся Богу, и Он всё управит. После этого Фанурий вновь явился трём мусульманам-хозяевам и приказал им послать в церковь документы, дающие священникам свободу, а если не сделают этого, то не исцелятся. Испуганные хозяева отправили письма в храм, где их положили перед иконой святого Фанурия. Тогда все внезапно пораженные слепотой исцелились, а священники отправились на Крит, взяв с собой список образа великомученика.

Вмч. Фанурий. Греческая икона (XIX-XX в.?)

Согласно преданию, распространённому на Крите, мать святого Фанурия была великой грешницей. Фанурий пытался пробудить в ней раскаяние, но тщетно. Тем не менее он продолжал горячо молиться о её спасении. Претерпевая мучения за Христа, он воскликнул однажды: “За эти страдания, Господи, приди на помощь всем, кто будет молиться о спасении матери Фанурия!” По-гречески имя Фанурий созвучно с “фанероно” (“φανερώνω”) – показывать, проявлять, выявлять. Из-за этого созвучия считается, что святой помогает найти забытые или потерянные вещи. Возможно также, что имя Фанурия промыслительно схоже с тем же корнем из второй части слова “нео-фанис” (“Νεοφανής”) – ново-явленный, одним из именований святого в греческих месяцесловах.

Впоследствии на Крите появился обычай: когда верующие теряли что-нибудь, они пекли пекут “Фануропита” (“питу святого Фанурия”) – пироги, которые должны быть обязательно постными, и безвозмездно раздавали их неимущим ради прощения матери святого Фанурия. Такая выпечка готовится и в день памяти великомученика.

Молитва мученику фанурию

Основы: Молитва мученику фанурию – информация из открытых источников и священных текстов.

Акафист святому мученику Фанурию новоявленному

Кондак 1
Избранный воине Христов, смертию страдальческою от смерти вечныя избавивыйся и жизни вечныя приобщивыйся, похвальное пение приносим ти, добропобедне Фанурие, всечестную память твою празднующе. Ты же, теплый молитвенниче наш, услыши моления наша и вознеси я ко Господу, да милостив будет к нам и спасет нас от погибели вечныя, вопиющих ти:
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Икос 1
Ангелов Творец и Господь сил яви тя, славне Фанурие, Церкви Своей мученика тверда и веры поборника. Мы же, подвиги страданий твоих восхваляя, ихже за веру Христову мужественне претерпел еси, воспеваем ти сице:
Радуйся, Господа Иисуса всем сердцем возлюбивый.
Радуйся, до конца Ему верный пребывый.
Радуйся, любве ради ко Господу живота своего не пощадивый.
Радуйся, за имя Его душу свою положивый.
Радуйся, Христа, истиннаго Бога, исповедниче.
Радуйся, неустрашимый Христов воине и подвижниче.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 2
Видяще людие икону твою, преславне Фанурие, юже по летех мнозех целу и невредиму на месте древнего храма обретше, чудеси сему удивляхуся и Богу, даровавшему им образ твой святый, во умилении воспеваху: Аллилуиа.

Икос 2
Силу веры твоея показуя, мучениче многострадальне, дарова тебе Всемогущий Господь дар чудотворений, ихже чрез образ твой святый богатно на ны изливаеши. Сего ради восхваляем тя, глаголюще:
Радуйся, мучения многовидная за Христа доблестне претерпевый.
Радуйся, даже до крове во исповедании Христове послуживый.
Радуйся, страданием Христовым подражавый.
Радуйся, мученический конец жития своего приемый.
Радуйся, огнем всесожженный, во обителех райских ныне пребываяй.
Радуйся, тамо о нас пред Престолом Божиим ходатайствуяй.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 3
Силою Божиею укрепленный, христианином быти себе небоязненно исповедал еси, страдальче Христов, и за Господа, Творца и Искупителя твоего, вся страдания до конца претерпел еси, выну к Нему очеса своя возводя, вопиющи Ему: Аллилуиа.

Икос 3
Имея ныне радость вечную в небесных селениих, не престай и о нас, земнородных, у Престола Вседержителева молитися, да низпослет нам Царь Славы милости Своя богатыя, имиже облагодетельствовани бывше и Господа благодаряще, тебе воспоем сице:
Радуйся, чудес сокровище неоскудеваемое.
Радуйся, исцелений источниче неисчерпаемый.
Радуйся, мучеников пречестных украшение.
Радуйся, Церкви преславный светильниче.
Радуйся, сосуде, благодатию преисполненный.
Радуйся, крине благоуханный, в небесных обителех процветший.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 4
Бури гонений на Церковь Христову не убоялся еси, Фанурие всечестне, и доблестный воин царя земнаго быв, воин неустрашимый Царя Небеснаго явился еси, Того пред всеми яко истиннаго Бога исповедающе и выну во славе небесней вопиюще: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше вернии людие о подвизе исповедания твоего, мучениче преславне, от всех концев земли стекахуся ко храму твоему с верою, яко благодатию Божиею и по славней мученичестей кончине твоей многая и преславная чудеса и исцеления содеваеши. Сего ради и мы, недостойнии, к помощи твоей прибегаем и воспеваем ти сице:
Радуйся, удивление Ангелом бывый.
Радуйся, святых лик возвеселивый.
Радуйся, теплый наш молитвенниче.
Радуйся, пред Богом наш заступниче.
Радуйся, образ крепости духовныя нам явивый.
Радуйся, агарянское нечестие посрамивый.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 5
Боготечною звездою в Церкви Православней сияеши, исповедниче Христов Фанурие, светом Божественныя благодати путь ко спасению нам указуя, да Царствия Божия достигши, Отцу Небесному воспоем: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше тя вернии, по повелению игемонову различными мучении истязуема: камением и палицами побиваема, железными орудиями терзаема, свещами опаляема и всего изранена в темницу ввержена, крепости и мужеству твоему дивляхуся. Ты же, вся страдания мужественно претерпевая, за мучителей твоих молился еси. Сего ради, вопием ти сице:
Радуйся, тяжчайшими ранами по всему телу изъязвленный.
Радуйся, во узилище мрачное заключенный.
Радуйся, за Христа палицами избиение претерпевый.
Радуйся, камением раздробленныя составы имевый.
Радуйся, в темнице светом божественным озареный.
Радуйся, мучителей терпением своим посрамивый.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 6
Проповедник словом и делом истины Христовы явился еси, святый мучениче, не преклоняяйся пред идолы богомерзкими, обаче единому Господу Вседержителю, в Троице славимому, поклонение воздавал еси, из глубины сердца взывая: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияша многая чудеса от святыя иконы чудотворца Фанурия, к нейже вернии с верою и любовию припадающе, благодарение заступнику своему и молитвеннику воздают и, святую память его воспоминающе, вопиют песненно:
Радуйся, победоносче, Богом прославленный.
Радуйся, воине Христов, врагом неодоленный.
Радуйся, всем за истину терпящим утверждение.
Радуйся, во искушениих пребывающим укрепление.
Радуйся, яко икону твою во утешение верным явил еси.
Радуйся, яко токи исцелений от нея недужным излиял еси.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 7
Хотяй нечестивый игемон уловити сердце твое к прелести идольстей, повеле ти принести жертву богом лживым; ты же, веление богопротивное отринув, углие горящее в руку своею держа, велегласно воспевал еси Христу: Аллилуиа.

Икос 7
Новое чудо яви Господь на тебе, мучениче всехвальне: зверие бо дивии, на растерзание твое мучителями уготованнии, обаче благодатию Божиею укрощеннии, велий камень, под нимже тело твое страдальчекое пребываше, отвалити тщашеся. Мы же, дивяся чудеси сему, восхваляем тя сице:
Радуйся, упованием на Бога Жива укрепленный.
Радуйся, кровию своею, ризу души своея убеливый.
Радуйся, жертва благоприятна Богу явивыйся.
Радуйся, Иову в терпении уподобивыйся.
Радуйся, мученическаго лика восполнение.
Радуйся, имене Христова прославление.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 8
Странствие земное совершив и путь мученический добльственне прошед, святе Фанурие, горних высот достигл еси, Христу неложно послужив; сего ради, призри на ны, верно тебе молящияся, и помози нам: дадеся бо тебе от Господа благодать обидимым быти заступником, немощным – целителем, скорбящим – утешителем, поющим благодарно о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Весь радости божественныя исполненный, душу свою в руце Господу предал еси, богоблаженне Фанурие. Мы же, видяще тя на иконе твоей огнем сожигаемаго и Господа славящаго, восхваляем тя сице:
Радуйся, яко веру и упование на Бога до конца сохранил еси.
Радуйся, яко сего ради венцем мученическим увенчался еси.
Радуйся, исповеданием своим Богу угодивый.
Радуйся, обители небесныя унаследовавый.
Радуйся, у Престола Божия о нас молитвы возносяй.
Радуйся, о призывающих имя твое непрестанно пекийся.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися мужеству твоему, предивне Фанурие: не убоялся бо еси мучения велия за Христа претерпети; сего ради научаеши и нас в злостраданиих не малодушествовати, но за вся благодарити Бога, взывая: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещаннии не возмогут изрещи тебе достойныя похвалы, мучениче всеславне, и познати силу Христову, еюже облеклся еси, яко бронею. Мы же, подвиги твоя восхваляя, воспеваем ти сице:
Радуйся, во Христе утешение имевый.
Радуйся, воине Христов, враги злокозненныя победивый.
Радуйся, яко вся страдания мужественне претерпел еси.
Радуйся, яко мучителей твоих посрамил еси.
Радуйся, кровь за Христа излиявый.
Радуйся, за Него тело свое на мучения предавый.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 10
Хотяй Владыка Христос прославити тя, мучениче Фанурие, внуши архипастырю Церкви Родосския возвести храм во имя твое на месте, идеже обретена бысть икона твоя, да вси притекающии к многоцелебней помощи твоей, воспевают в нем ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 10
Стена и прибежище ты еси, угодниче Божий, с верою и упованием тебе молящимся: непрестанно бо ходатайствуеши ко Господу о всех почитающих память твою. Приими убо и от нас похвальная пения сия:
Радуйся, яко жизнь вечную чрез мучения наследовал еси.
Радуйся, яко страдании твоими нескончаемую радость обрел еси.
Радуйся, горняго Сиона достойный наследниче.
Радуйся, с небожители блаженный совсельниче.
Радуйся, с небес на нас призираяй.
Радуйся, невидимо нам помогаяй.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 11
Пение похвальное воспеваем ти, славне Фанурие, ты бо всего себе в жертву благоуханную Господеви принесл еси, поя Ему до последняго издыхания: Аллилуиа.

Икос 11
Светозарная звезда явился еси на небе церковнем, благодати Божественныя исполненная и вся собою озаряющая, преблаженне Фанурие; сего ради помози нам в Царствие Небесное шествовати путем спасительным, вопиющим ти похвальная сия:
Радуйся, души наша светом веры Христовы просвещаяй.
Радуйся, токи чудес твоих верныя напаяяй.
Радуйся, обидимых заступниче.
Радуйся, сирых покровителю.
Радуйся, Церкви твердый адаманте.
Радуйся, веры непоколебимый столпе.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 12
Благодать свыше ти данную, познавше, и яко заступника своего тя имуще, трие иереи Божии моляху тя со слезами, преславне Фанурие, да от плена агарянскаго их избавиши, да возмогут во храме Господнем воспевати непрестанно: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Бога, дивнаго во святых Своим, похвальное пение приносим ти, блаженне Фанурие: ты бо, в вышних пребывая, обаче и нижних не оставляеши и о нас пред Престолом Его ходатайствуеши. Сего ради во умилении сердечнем взываем ти сице:
Радуйся, Богом на земли прославленный.
Радуйся, лику мученическому на небеси сопричтенный.
Радуйся, чудеса преславная по смерти твоей являяй.
Радуйся, молитвами твоими верных укрепляяй.
Радуйся, мужеством твоим Ангелы возвеселивый.
Радуйся, на небесех чертог пресветлый унаследовавый.
Радуйся, мучениче Фанурие, преславный чудотворче.

Кондак 13
О всехвальный страстотерпче Христов, мучениче Фанурие, приими похвалы сия от нас, недостойных, с любовию тебе приносимая, и предстательством твоим у Престола Божия испроси нам от всяких бед, скорбей и напастей сохранитися и от мучений в будущем веце избавитися, да со всеми святыми воспоем на небеси песнь: Аллилуиа.

Святой мученик Фанурий новоявленный

О славном мученике Христовом Фанурии – откуда он происходил, кем были его родители, когда и как он принял мученическую смерть – мы не имеем почти никакой информации, поскольку все сведения были утеряны и преданы забвению. Таким образом, все обстоятельства жизни святого остались людям неизвестны.

Однако об этом великом святом были открыты следующие сведения.

В XIV веке, когда славный остров Родос находился под властью неверных, тогдашний правитель острова решил восстановить городские стены, которые сравняли с землей иностранные завоеватели. Когда были собраны необходимые материалы, начались раскопки по направлению к северной части острова. Были обнаружены уничтоженные дома, а также полуразрушенный храм. Рабочие стали копать глубже, пока не дошли до основания храма. Здесь были найдены многочисленные предметы той эпохи, в том числе и различные иконы, которые оказались практически уничтоженными временем. Но одна икона осталась совершенно целой и невредимой, будто только что вышла из рук иконописца. Когда этот святейший храм с многочисленными иконами увидел свет, несомненно, по Божественному промыслу, в той местности находился тогдашний пастыреначальник острова, Нил Диаспорин, архиерей, известный своей добродетельностью и мудростью. Он прочел надпись на сохранившейся невредимой иконе: «Святой Фанурий».

На этой иконе был изображен святой юного возраста, одетый в военную форму и в правой руке держащий крест и горящую свечу. По периметру иконы были представлены двенадцать мучений этого святого. Сначала он изображен дающим ответ перед судьей, затем посреди воинов, которые бьют его камнями по лицу и голове. В следующей сцене святой лежит на земле, а воины стегают его плетьми, затем его плоть раздирают железными гвоздями. Далее святой изображен в темнице, вновь предстоящим перед престолом тирана, испытывающего его, затем обжигающимся горящими свечами, привязанным к колесу. На другой сцене святой невредимым находится среди дикий зверей. На следующей – он лежит на земле, а во рту у него находится огромная каменная глыба. Далее святой изображен стоящим перед идолами с горящими углями в руках; сатана позади него плачет. На следующем изображении святой стоит в горящей печи и воздевает руки к небу.

Рассмотрев находящиеся на обнаруженной иконе изображения мучений святого, архиерей Нил пришел к выводу, что перед ним мученик. Однако было неясно, когда и в какой местности он совершил свой подвиг. Как было сказано выше, святой носил имя Фанурий. Так он впервые стал известен.

После этого события благой пастырь и архиерей Божий Нил попросил правителя острова дать разрешение на восстановление разрушенного храма, где во время строительных работ была обнаружена икона святого Фанурия. Однако правитель отказался. Тем не менее, Нил настаивал на своей просьбе и, в конце концов, правитель дал свое согласие. Тогда епископ вновь воздвиг этот святой храм, который и по сей день пребывает на том же месте за пределами города.

Этот святейший храм посетила благодать и благословение святого великомученика Фанурия. Были совершены множество чудес и благих деяний для спасения верующих. Из всех этих чудес мы расскажем об одном, самом показательном, открывающем великое дерзновение и близость святого Богу.

Некогда великий остров Крит находился под властью венецианцев и не имел православного архиерея. Место его было занято латинянином. По этой причине все те, кто был признан достойным принять священный сан, отправлялись на Киферу, небольшой остров к северу от Крита, где они рукополагались православным архиереем. В те годы трое дьяконов оставили Крит и отправились на Киферу, чтобы рукоположиться в священники. Возвращаясь на родину, эти новорукоположенные иереи попали в плен к туркам, которые отправились на Родос, чтобы продать их в рабство своим сородичам. Несчастные иереи денно и нощно скорбели о постигшем их горе.

Находясь в горьком пленении, трое иереев услышали о чудесах великомученика Фанурия. Тогда они обратили все свои помышления к этому святому, в непрестанных молитвах и молениях прося его помочь им обрести желанную свободу. Они не знали о намерениях друг друга, так как каждый из них жил, неся все горести рабства, у своего хозяина. Наконец, скорый помощник и сильный заступник, великий Фанурий, явился во сне их турецким хозяевам в час, когда они спали, и повелел им разрешить пленникам пойти помолиться в свой храм. Однако они сочли это событие демонической напастью и, заковав пленников в цепи, отправили их на пытки.

Что же тогда сделал славный мученик Фанурий?

Ночью он явился пленникам и, освободив их от оков, придал им смелости, сказав, что днем они освободятся от своего рабства. Затем святой явился господам пленников и, порицая их, строго предупредил их: «Если и завтра вы будете настаивать на своем и не освободите иереев, вы увидите силу Божию». И, о чудо! Наутро турецкие господа проснулись слепыми, парализованными, страдающими от сильной боли. С одра своих болезней они послали за пленными священниками с просьбой о спасении и исцелении. Иереи, оказавшись в доме, где находились больные, помолились об их избавлении милосердному Богу.

Святой Фанурий, однако, и в третий раз явился трем турецким господам и властно приказал им: «Как можно скорее отправь в дом мой документ, дарующий свободу трем пленникам, тогда ваше здоровье улучшится». На следующий день они, посоветовавшись со своими родственниками, подчинились повелению святого. После этого их болезнь была исцелена и ужасные боли оставили их. Подивившись этому чуду, турецкие властители освободили иереев и, кроме этого, отправили их на Крит, взяв на себя все расходы.

Освобожденные священники, прежде чем отправиться на Крит, сделали копию честной иконы святого Фанурия и взяли с собой как небесное сокровище и неистощимое богатство. И это сокровище они чтили и славили на ежегодных празднествах, панигири, громогласно возвещая множеству верующих обо всем, что видели, и обо всех благодеяниях, которые они получили по скорейшему предстательству и спасительной благодати святого чудотворца великомученика Фанурия.

Молитвы святому Вячеславу Чешскому

Зарождение и распространение христианства проходило не без проблем. Из истории всем известно о гонениях на христиан, трудной и долгой борьбе с язычеством. В этой борьбе принимал участие и Вячеслав Чешский. Теперь же читают молитвы святому Вячеславу, чтобы укрепить веру в Господа.

Жизнеописание Вячеслава Чешского

В православии почитается святая Людмила, княгиня Чешская, она же была бабушкой Вячеслава, воспитавшей его христианином. В 18 лет он взошел на престол, после смерти отца, князя Вратислава, в 920 году. Хотя он был слишком юн для упавших на его плечи обязанностей, управлял подданными и землями Вячеслав мудро. Его обучал ученик святителя Мефодия, пресвитер Павел, потому знал грамоту, имел широкий кругозор, владел латинским, греческим и славянским языками.

Князь Вячеслав все силы бросил на искоренение язычества и распространение христианства на своих землях. Он выкупал детей-рабов и направлял на воспитание христианам, возводил церкви, украшал храмы. При нём был построен храм святого Вита в Праге, куда были перенесены мощи святого Вита.

Добавить комментарий