О чем молятся святому клименту охридскому

Равноапостольный Кли ́ мент Охридский , Величский (Болгарский), архиепископ

День памяти

Житие

Краткое житие святителя Климента, архиепископа Охридского

Свя­ти­тель Кли­мент был уче­ни­ком свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. По­сле кон­чи­ны свя­то­го Ме­фо­дия под дав­ле­ни­ем гер­ман­ских епи­ско­пов он пе­ре­шел в Охрид­скую об­ласть, ос­но­вав здесь мо­на­стырь в Бе­ли­це, его первую епи­скоп­скую ка­фед­ру. Поз­же пе­ре­се­лил­ся в го­род Охрид, став­ший цен­тром его неустан­ных ар­хи­пас­тыр­ских и учи­тель­ских тру­дов. В Охри­де он вы­стро­ил цер­ковь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на. Вме­сте со свя­ти­те­лем На­у­мом устро­ил скрип­то­ри­ум, где мно­гие его уче­ни­ки тру­ди­лись над пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг в сла­вян­ской гра­фи­ке для сла­вян­ских на­ро­дов. Он со­вер­шал чу­де­са и при жиз­ни, и по­сле кон­чи­ны, и со­вер­ша­ет их до­ныне. Его мо­щи на­хо­дят­ся в церк­ви, ко­то­рая пер­во­на­чаль­но бы­ла по­свя­ще­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, а впо­след­ствии ста­ла но­сить его имя.

Полное житие святителя Климента, архиепископа Охридского

По про­ис­хож­де­нию сла­вя­нин, был уче­ни­ком св. рав­ноап­о­столь­ных Ме­фо­дия († 885 г.; па­мять 11/24 мая) и Ки­рил­ла († 869 г.; па­мять 11/24 мая) и по­мо­гал свя­тым бра­тьям в де­ле про­све­ще­ния сла­вян­ско­го на­ро­да и в их борь­бе за чи­сто­ту пра­во­сла­вия в Мо­ра­вии. По­сле из­гна­ния из Мо­ра­вии сла­вян­ские ис­по­вед­ни­ки свв. Ан­ге­ляр, Кли­мент и На­ум при­бы­ли в Бол­га­рию, где их встре­ти­ли с по­че­том и про­си­ли вве­сти бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке. Про­све­ти­те­ли сра­зу же при­сту­пи­ли к изу­че­нию сла­вян­ских книг, со­бран­ных бол­гар­ской зна­тью.

Вско­ре св. Ан­ге­ляр скон­чал­ся, а св. Кли­мент по­лу­чил на­зна­че­ние учи­тель­ство­вать в Кут­ми­чи­ви­це – об­ла­сти в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии. В Во­сточ­ной Церк­ви на долж­ность учи­те­ля из­би­рал­ся че­ло­век до­стой­ный, из­вест­ный сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью и об­ла­дав­ший да­ром сло­ва. Св. Кли­мент еще в Мо­ра­вии был в чине «сто­яв­ших на сте­пе­ни учи­те­лей».

В Бол­га­рии св. Кли­мент ис­пол­нял долж­ность учи­те­ля до 893 г. Он ор­га­ни­зо­вал в первую оче­редь шко­лу при кня­же­ском дво­ре, до­стиг­шую вы­со­ко­го уров­ня в цар­ство­ва­ние Си­мео­на, а в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии со­здал шко­лы от­дель­но для взрос­лых и де­тей. Св. Кли­мент обу­чал де­тей гра­мо­те. Об­щее ко­ли­че­ство его уче­ни­ков бы­ло огром­ным: толь­ко из­бран­ных, при­над­ле­жав­ших к кли­ру, из­вест­но 3500 че­ло­век. В 893 г. св. Кли­мент был воз­ве­ден в сан епи­ско­па Дрем­ви­цы, или Ве­ли­цы, а его ме­сто за­нял св. На­ум.

Свя­ти­тель Кли­мент пер­вым из бол­гар­ских иерар­хов стал слу­жить, про­по­ве­до­вать и пи­сать на сла­вян­ском язы­ке. Тру­дил­ся свя­ти­тель во сла­ву Бо­жию до глу­бо­кой ста­ро­сти, ис­пол­няя и епи­скоп­ское слу­же­ние, и про­дол­жая пе­ре­вод­че­скую де­я­тель­ность. Он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду в 916 г. Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ном им Охрид­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре.

Свя­ти­тель Кли­мент счи­та­ет­ся пер­вым сла­вян­ским пи­са­те­лем. Он не толь­ко про­дол­жил пе­ре­вод­че­ское де­ло, на­ча­тое свв. Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем, но и оста­вил свои пи­са­тель­ские тру­ды – пер­вые об­раз­цы сла­вян­ской ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры.

Жизнеописания равноапостольных Климента, архиепископа Охридского, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра

Свя­тые рав­ноап­о­столь­ные Кли­мент, епи­скоп Охрид­ский, На­ум, Сав­ва, Го­разд и Ан­ге­ляр бы­ли сла­вяне, уче­ни­ки свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия (па­мять 11 мая). Вна­ча­ле они под­ви­за­лись на ни­ве про­све­ще­ния в Мо­ра­вии, где по­сле свя­ти­те­ля Ме­фо­дия епи­ско­пом был свя­той Го­разд, пре­крас­но знав­ший сла­вян­ский, гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки. Свя­тые Кли­мент, На­ум, Ан­ге­ляр и Сав­ва бы­ли пре­сви­те­ра­ми.

Про­све­ти­те­лям-сла­вя­нам про­ти­во­сто­я­ла силь­ная ла­ти­но-немец­кая груп­па мис­си­о­не­ров, опи­рав­ших­ся на под­держ­ку па­пы и по­кро­ви­тель­ство мо­рав­ско­го кня­зя Свя­то­пол­ка. Борь­ба раз­вер­ну­лась во­круг во­про­сов о необ­хо­ди­мо­сти бо­го­слу­же­ния на сла­вян­ском язы­ке, Filioque и суб­бот­нем по­сте. Па­па Сте­фан VI за­пре­тил бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке.

Сто­рон­ни­ки трехъ­языч­ной ере­си, об­ре­кав­шей сла­вян­ский на­род на за­бве­ние язы­ка пред­ков, с по­мо­щью кня­же­ской вла­сти пре­да­ли су­ду уче­ни­ков свя­то­го Ме­фо­дия, в том чис­ле и свя­то­го Кли­мен­та. Их под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: на­ги­ми вла­чи­ли по тер­нов­ни­ку, дол­го дер­жа­ли в тюрь­ме, как и ра­нее их ду­хов­но­го от­ца свя­то­го Ме­фо­дия. Впо­след­ствии (в 886 го­ду) од­них из уз­ни­ков – мо­ло­дых – про­да­ли ра­бо­тор­гов­цам-ев­ре­ям, и они ока­за­лись на ве­не­ци­ан­ском рын­ке. Вы­куп сла­вян­ских про­све­ти­те­лей и до­став­ку их в Кон­стан­ти­но­поль осу­ще­ствил по­сол ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра в Ве­не­ции Ва­си­лий Ма­ке­до­ня­нин. Дру­гих сла­вян­ских ис­по­вед­ни­ков, по­жи­лых по воз­рас­ту, под­верг­ли из­гна­нию. Неиз­вест­но, ку­да на­пра­вил­ся свя­той Го­разд и где на­шел се­бе при­ют свя­той Сав­ва. На­ум и Ан­ге­ляр ушли в Бол­га­рию.

В 907 го­ду под уда­ра­ми мадь­яр па­ла Мо­ра­вия, и мо­рав­ские бе­жен­цы по­тя­ну­лись в Бол­га­рию по тем же до­ро­гам, ко­то­ры­ми ко­гда-то шли из­гнан­ные ими свя­тые про­све­ти­те­ли.

Сла­вян­ских ис­по­вед­ни­ков бол­га­ры встре­ти­ли с по­че­том и про­си­ли вве­сти бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке. Бол­гар­ский князь Бо­рис “с ве­ли­ким усер­ди­ем ис­кал” та­ких лю­дей, как уче­ни­ки свя­то­го Ме­фо­дия, ибо при­ла­гал боль­шое усер­дие к про­све­ще­нию сво­е­го на­ро­да. Про­све­ти­те­ли сра­зу же при­сту­пи­ли к изу­че­нию сла­вян­ских книг, со­бран­ных бол­гар­ской зна­тью.

Вско­ре свя­той Ан­ге­ляр скон­чал­ся, а свя­той Кли­мент по­лу­чил на­зна­че­ние учи­тель­ство­вать в Кут­ми­чи­ви­це – об­ла­сти в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии. В Во­сточ­ной Церк­ви на долж­ность учи­те­ля из­би­рал­ся че­ло­век до­стой­ный, из­вест­ный сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью и об­ла­дав­ший да­ром сло­ва. Свя­той Кли­мент еще в Мо­ра­вии был в чине “сто­яв­ших на сте­пе­ни учи­те­лей”. В Бол­га­рии свя­той Кли­мент ис­пол­нял долж­ность учи­те­ля до 893 го­да. Он ор­га­ни­зо­вал в первую оче­редь шко­лу при кня­же­ском дво­ре, до­стиг­шую вы­со­ко­го уров­ня в цар­ство­ва­ние Си­мео­на, а в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии со­здал шко­лы от­дель­но для взрос­лых и де­тей. Свя­той Кли­мент обу­чал де­тей гра­мо­те. Об­щее ко­ли­че­ство его уче­ни­ков бы­ло огром­ным: толь­ко из­бран­ных, при­над­ле­жав­ших к кли­ру, из­вест­но 3500 че­ло­век. В 893 го­ду свя­той Кли­мент был воз­ве­ден в сан епи­ско­па Дрем­ви­цы или Ве­ли­цы, а его ме­сто за­нял свя­той На­ум.

Свя­ти­тель Кли­мент пер­вым из бол­гар­ских иерар­хов стал слу­жить, про­по­ве­до­вать и пи­сать на сла­вян­ском язы­ке. К то­му же он си­сте­ма­ти­че­ски го­то­вил кли­ри­ков из сла­вян. Тру­дил­ся свя­ти­тель во сла­ву Бо­жию до глу­бо­кой ста­ро­сти. Обес­силев на­столь­ко, что уже не мог за­ни­мать­ся де­ла­ми ка­фед­ры, свя­ти­тель об­ра­тил­ся к ца­рю Си­мео­ну с прось­бой об уволь­не­нии. Царь убе­дил свя­ти­те­ля не остав­лять ка­фед­ры, и свя­той Кли­мент ре­шил про­дол­жить епи­скоп­ское слу­же­ние. По­сле этой бе­се­ды он от­пра­вил­ся на от­дых в Охри­ду, в со­здан­ный им мо­на­стырь. Там свя­ти­тель про­дол­жил пе­ре­вод­че­скую де­я­тель­ность и пе­ре­вел зна­чи­тель­ную часть Цвет­ной Три­о­ди. Вско­ре свя­той епи­скоп тя­же­ло за­бо­лел и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду в 916 го­ду. Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­ло­же­но в гроб, сде­лан­ный его соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми, и по­гре­бе­но в Охрид­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре.

Свя­ти­тель Кли­мент счи­та­ет­ся пер­вым сла­вян­ским пи­са­те­лем: он не толь­ко про­дол­жил пе­ре­вод­че­ское де­ло, на­ча­тое свя­ты­ми Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем, но и оста­вил свои пи­са­тель­ские тру­ды – пер­вые об­раз­цы сла­вян­ской ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры.

Мно­гие сло­ва и по­уче­ния рав­ноап­о­столь­но­го Кли­мен­та пе­ре­шли на Русь, где с лю­бо­вью чи­та­лись и пе­ре­пи­сы­ва­лись рус­ски­ми бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми.

Мо­щи свя­тых Го­раз­да и Ан­ге­ля­ра по­чи­ва­ют близ Бе­ра­та в Ал­ба­нии, остан­ки свя­то­го На­у­ма – в мо­на­сты­ре его име­ни око­ло Охрид­ско­го озе­ра.

Святитель Климент Охридский

Сей великий отец наш и светоч Болгарии ведет свой род от европейских мисян, которых многие люди знают также под именем болгар. В древности Александр своей волей насильно переселил их от Олимпа, что возле Прусы, к северному океану и Мертвому морю, По прошествии длительного времени они огромными силами перешли Истр и завладели всеми соседними областями: Паннонией и Далмацией, Фракией и Иллириком, а также значительной частью Македонии и Фессалии.

Именно оттуда вел свой род [сей] преподобный муж. Подобно Самуилу, он был еще в материнской утробе избран Богом и с младенчества возлюбил боголюбивую жизнь. Первым вместе с божественными Наумом, Ангеларием и Гораздом , он со всем тщанием изучил Святое Писание, содействием Всемогущего переведенное на здешний болгарский диалект Кириллом, воистину богомудрым и равноапостольным отцом, который поначалу [трудился] вместе с Мефодием, знаменитым наставником мисийского народа в благочестии и православной вере. Подобно плодородной и доброй почве, [Климент], приняв семя истины, взрастил богатый урожай, по божественному [евангельскому] слову, “до ста шестидесяти” (Мф. 13, 8; Мк. 4, 20), как он удостоверил своими делами.

Святой Климент, изгнанный из Моравии, пришел в Болгарию вместе с другими исповедниками — святыми Наумом и Ангеляром. При первом же вступления на Болгарскую землю они подверглись искушению. В селении на берегу Дуная свя­тые решили отдохнуть после долгого пути. Им указали на дом страннолюбивого человека, где тяжело болел единственный сын хозяина.

Не зная об этом, святые направились к дому, но когда вошли, юноша умер. Безутешный отец обратил свой гнев на странников, обвиняя их в чародействе и грозя отдать под суд. Святые, как могли, утешали скорбного отца, а затем стали молиться над умершим. По их молитве юноша воскрес.

В Болгарии святые Климент, Наум и Ангеляр некоторое время жили при дворе князя Бориса, утверждая в Православии знатных людей. Вскоре святой Ангеляр скончался и был погребен, очевидно, в Плиске — тогдашней столице Болгарии.

Через некоторое время князь Борис послал святого Климента просвещать болгар в Кутмичивице и подарил ему при этом три дворца — в Деболе, около Охрид и около Главеницы.

Читайте также:  Святая анастасия узорешительница о чем ей молятся

Объезжая вверенные ему земли, святой Климент проповедовал слово Божие и крестил многих язычников. В каждом округе он оставлял учеников, подгото­вив их для дальнейшей проповеди святого Евангелия. Святого Климента никогда не видели праздным: он учил детей грамоте, много читал, писал книги, организо­вывал школы для детей и взрослых. В Охриде святой Климент основал монас­тырь во имя великомученика Пантелеимона.

Около 896 года (возможно, в 893 г.) при болгарском князе Симеоне (888—927) святой Клиент был поставлен первым епископом-болгарином Велицы, где христианство существовало с VII века.

Святитель Климент неустанно заботился о просвещении своей паствы, вводил стройный порядок в богослужение. Он первым из болгарских иерархов стал слу­жить, проповедовать и писать на славянском языке. На болгарском языке не было поучений на великие церковные праздники, и клирики,
не знав­шие греческий язык, зачастую не могли объяснить верующим их значение. Святитель Климент, по слову его жития, «сочинил слова простые и понятные на все праздники и стал для болгар вторым Павлом». В древнем житии также го­ворится, что в Болгарии не было плодовых деревьев. Святитель Климент выписал их из Греции и путем прививок с дикими деревьями вывел новые сорта, получившие распространение в Болгарии.

Господь прославил святителя Климента даром чудотворений. Однажды, по свиде­тельству современника, по пути из Главеницы в Охриду, святитель встретил двух расслабленных и слепого. Сжалившись над несчастными, он помолился Богу, а затем прикоснулся к больным, и те тотчас стали здоровы.

Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел на болгарский язык Триодь Цветную. Завещав свою библиотеку кафедре и осно­ванному им Охридскому монастырю, святитель стал готовиться к смерти; он своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского монас­тырского храма. 27 июля 916 года епископ Величковский Климент мирно скончался и был погребен в приготовленном месте. По названию обители святи­тель Климент стал называться Охридским. Память святителя Климента Ох­рид­ского установлена в день его тезои­менитства — 25 ноября/8 декабря, когда прославляется святитель Климент, папа Римский.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Климент Охридский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православная Церковь 27 июля и 25 ноября чтит память святого мученика Климента. Он был ранним писателем болгарского Средневековья и учеником Мефодия, составил описание жития первоучителя Кирилла.

Житие Климента Охридского

О детстве и юности осталось мало сведений. Но одни источники утверждают, что он был сыном болгарского аристократа и получил хорошее образование. Предполагается, что родился приблизительно в 840 году. «Охридская легенда», которая составлена в тринадцатом веке Димитрием Хоматианом, говорит о том, что родом юноша был из Македонии. Этот факт подтверждает то, что он хорошо знал греческий язык. Македония входила в состав Болгарского царства.

Климент познакомился с Мефодием в монастыре Полихрон, который находился в Малой Азии. Вместе они трудились над созданием славянской письменности, переводили книги с греческого на славянский язык. Когда в обитель прибыл брат Мефодия Кирилл, то встреча с ним произвела огромное впечатление. Позже в изложении жития он называет Кирилла своим учителем.

Затем он сопровождал в поездке к папе Римскому двух братьев с останками Климента Святого. Папа Римский Адриан Второй узаконил славянский язык для проведения церковных служб и отправил Климента папским посланником в Венгрию, которая входила в состав Великой Моравии. Священники встретили его враждебно, так как боялись утратить свое положение. В результате двести учеников Мефодия подверглись преследованиям. Молодых продали в рабство, кто был постарше, убиты или изгнаны.

Климент и его товарищи отправился в Белград, который был столицей Болгарского царства. Царь Борис радушно встретил славянских проповедников и принял как особых вельмож в своем дворце. Затем Климент отправился проповедовать в Македонию, где способствовал культурной ассимиляции:

  • он развернул просветительскую деятельность;
  • проповедовал Евангелие;
  • обучал детей грамоте, и многие из них становились избранными учениками;
  • в Охриде основал обитель святого Пантелеймона.

В дальнейшем был направлен епископом в Драгвисту, где он прожил 23 года. Его главной целью была подготовка местного духовенства для осуществления церковных служб на славянском языке.

В возрасте преклонных лет он хотел отказаться от епископства, но болгарский царь Симеон стал возражать. Тогда он поселился в обители святого Пантелеймона. Здесь он умер в 916 году на восьмидесятом году жизни.

Вопрос создал ли Климент новый алфавит или упростил существующий, до настоящих дней остается спорным. Ранние церковно-славянские труды написаны двумя различными видами письменности – глаголицей и кириллицей. Глаголица – более сложная письменность, кириллица – это греческий алфавит с добавлением новых знаков. Общепринято считать, что глаголицу создал Кирилл, а основателем кириллицы мог быть Климент.

Икона святого

На иконах Святого Климента изображают седовласым старцем с бородкой, в одной руке Евангелие, в другой – крест.

Молятся святому лику Климента в разных нуждах житейских. А читают ему молитвы так:

Словесы наставил еси языки в веру Христову,
делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,
святителю Клименте равноапостольне,
чудесы сияя приступающим к тебе верно
и знаменьми озаряя Церковь преславно,
сего ради честную твою память славим.

Храм твой, святе, врачевство духовное
преславно показуется верно приступающим,
всех бо различных болезней избавляет,
страсти же душ всяческия усыпает.
Сего ради тя, всеблаженне,
тепла предстателя именуем.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Климент, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Строения в честь святителя

Основатель славянской письменности превратил Охрид в центр славянского христианства. Церковь святого Климента – одно из старинных зданий в городе возведенное в тринадцатом столетии.

Софийский университет имени святого Климента Охридского назван в честь основателя славянского письма. Он сыграл главную роль в духовном просвещении христиан и за это пользуется особым уважением. Здание привлекает своей архитектурой. Изогнутые линии стен, мощные колонны со статуями завершает нежно зеленый купол. Во дворе маленький сад для отдыха.

Есть еще и Антарктическая станция Святого Климента Охридского, которая была названа в честь просветителя.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще видео с пением тропаря святому Клименту:

Иже во святых отца нашего и равноапостольнаго Климента, архиепископа Охридскаго, просветителя Болгарскаго, чудотворца

Тропа́рь, гла́с 4:

Словесы́ наста́вил еси́ язы́ки в ве́ру Христо́ву, / де́лы же возвы́сил еси́ себе́ к боже́ственней жи́зни, / святи́телю Кли́менте равноапо́стольне, / чудесы́ сия́я приступа́ющим к тебе́ ве́рно / и зна́меньми озаря́я Це́рковь пресла́вно, / сего́ ра́ди честну́ю твою́ па́мять сла́вим.

Ин тропа́рь, гла́с то́йже:

Яко труба́ арха́нгела Бо́жия / оглаша́еши наро́д бо́лгарский на вся́ ве́ки / и к чудеси́ пресла́вному утвержде́ния люде́й твои́х в Правосла́вии / прилага́еши неиждива́емо чудеса́ ве́лия да́же доны́не. / Те́мже с любо́вию почита́ем присночестну́ю па́мять твою́, / святи́телю Кли́менте равноапо́стольне, / и мо́лим: моли́ся о душа́х на́ших.

Кано́н святи́телю, творе́ние Дими́трия Хоматиа́на, архиепи́скопа Охридскаго, гла́с 4.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Припев: Святителю отче Клименте, моли Бога о нас.

Невеще́ственным просвеще́нием светя́ся и житие́ чи́стое произволя́я, жи́тельством доброде́тельным собесе́дник Ангелом и све́т ве́рным бы́л еси́, блаже́нне.

Показа́л еси́ лю́дем стези́ благоче́стия, заблу́ждшим в путе́х поги́бели пре́лестию сатани́нскою. Те́мже тя́ я́ко богоглаго́льника и Госпо́дня апо́стола пе́сньми сла́вим, приснопа́мятне.

Тимофе́я я́сно подража́я, вме́сто Па́вла, всея́ земли́ просвети́теля, пропове́дником ве́ры Мефо́дию и Кири́ллу после́довал еси́. Сего́ ра́ди с ни́ми просла́вился еси́, богому́дре.

Возлюби́л еси́ Бо́га от всего́ се́рдца и ми́ра кра́сных отве́рглся еси́ всеце́ло. Сего́ ра́ди молю́ тя: плотски́я рабо́ты моли́твами твои́ми измени́ мя, я́ко злосе́рдие к Бо́гу ражда́ющия.

Богоро́дичен: Соблюда́ти честны́я за́поведи Спа́са укрепи́ мя Твои́ми те́плыми заступле́нии, Пречи́стая, я́ко да любо́вию Тя́ сла́влю, в рождестве́ сла́ву де́вства невреди́му соблю́дшую.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, Отчею Ипоста́сною Му́дростию, Христе́: не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Му́дростию слове́с твои́х ве́ру уясни́л еси́ и научи́л еси́ лю́ди, в пре́лесть многобо́жия уклони́вшияся, Тро́ицу чествова́ти Еди́ную.

Си́лою Ду́ха Уте́шителя загради́в ху́льныя на Него́ уста́, и ересе́й нача́льники, кре́пко зауши́в, посрами́л еси́.

Непоро́чным житие́м Бо́гу послужи́в, блаже́нне о́тче, я́коже дре́вний Ааро́н, всепло́дие прине́сл еси́, о ста́де твое́м моля́ся.

Ка́пли сле́зныя не́сть во мне́ ко омове́нию душе́вных скве́рн, ты́ у́бо омы́й мя́ моли́твами твои́ми, струю́ покая́ния мне́ источа́я.

Читайте также:  Когда читать богородица дева радуйся молитва текст полный

Богоро́дичен: Ту́чная горо́, Юже Дави́д предзря́ше Ду́хом, молю́ Тя́ приле́жно, Влады́чице, обрати́ мя, заблу́ждшаго в гора́х отча́яния.

Седа́лен, гла́с 8. Подо́бен: Прему́дрость и Сло́во.

Похвала́ми согла́сно почти́м / святи́теля вели́каго, / напои́вшаго все́х словесы́ кни́жными / и ве́сь ми́р слове́нский просвети́вшаго заря́ми духо́вными. / Те́м, соше́дшеся, досто́йно просла́вим святы́я по́двиги его́ / и к нему́ возопии́м: / Кли́менте сла́вне, / моли́ Христа́ Бо́га / грехо́в оставле́ние дарова́ти / чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́. [Два́жды.]

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на престо́ле Божества́ во о́блаце ле́гце, при́иде Иису́с Пребоже́ственный, Нетле́нною Дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

Честна́я мирополо́жница святы́х моще́й твои́х де́моны прогоня́ет, стра́сти изцеля́ет неизце́льныя и многообра́зных избавля́ет обстоя́ний притека́ющия. Те́мже ве́рно тя́ сла́вим.

И уме́рша тя́ почита́ем я́ко жи́ва, блаже́нне, неги́блемыя бо жи́зни но́сиши де́йство, я́ко чуде́с благода́ть прие́м, те́мже зове́м: сла́ва Облагодати́вшему тя́.

Исто́чник изцеле́ний опису́ет еди́наго изцеле́ния де́йство на вся́кое ле́то, Кли́ментова же ра́ка неизче́тная мно́жества неду́гов вся́ческих прогоня́ет всегда́.

Помышле́ньми согреша́ю всегда́, и словесы́, и дея́ньми, те́мже удали́хся от лица́ Твоего́, Го́споди. Но, обрати́в, спаси́ мя я́ко блу́днаго, непреста́нными Твоего́ святи́теля моли́твами.

Богоро́дичен: Непрело́жна Влады́ку родила́ еси́ пло́тию, Де́во, спасти́ восхоте́вшаго челове́ка. Те́мже к блу́дному житию́ отвраще́нна мя́ к покая́нию обрати́ предста́тельствы Твои́ми.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы Сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Си́лою Ду́ха про́поведь твою́ посе́ял еси́ в слу́хи лю́бящих суету́, о́тче, и многопло́дный кла́с благочестия собра́л еси́.

Умерщвле́ние изволя́я носи́ти Христо́во во пло́ти твое́й всегда́, жи́ва Сего́ в тебе́ име́л еси́, по Па́влу, Иже тя́ в зе́млю живы́х всели́.

Гла́сы твои́х ра́б прие́мля, пребога́те, изба́ви на́с от вся́ких боле́зней, и обстоя́ний, и осужде́ния бу́дущаго моли́твами твои́ми.

Изцеле́ний река́ сы́й, ди́вне, мои́х губи́тельных страсте́й тече́ние изсуши́ твои́ми моли́твами и сле́зными тече́нии ду́шу мою́ очи́сти.

Богоро́дичен: Ма́тернее приве́тствие с де́вством на Тебе́ сочета́ся, Чи́стая, Зижди́теля бо родила́ еси́ па́че разуме́ния. Те́мже, Матереде́ву Тя́ разуме́юще, сла́вим.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Восте́кл еси́, я́коже звезда́, осиява́я концы́ бо́лгарския и к све́ту богопозна́ния возставля́я стра́стне во тме́ неве́дения спя́щия.

Нама́сти еле́ем твои́х заступле́ний главы́ окружа́ющих честну́ю ра́ку моще́й твои́х и почита́ющих честна́я твоя́ исправле́ния.

Погуби́л еси́ ерети́ческое злоче́стие, на Ду́ха в высоту́ взе́млющее хуле́ние, держа́ву же благочести́вых догма́т укрепи́л еси́.

Покажи́ мя превы́шша злоде́йства злосе́рдных, и́маши бо дерзнове́ние к Влады́це, святи́телю вели́кий, и бу́ди ми́ крепча́йшее прибе́жище.

Богоро́дичен: Ми́лостива соде́лай Сы́на Твоего́, Богома́ти, благоче́стно Тя́, Богоро́дицу, испове́дающим и пода́ждь на́м ми́лости Твоя́ пребога́тыя.

Конда́к святи́теля, гла́с 3. Подо́бен: Де́ва дне́сь.

Хра́м тво́й, свя́те, / врачевство́ духо́вное / пресла́вно показу́ется / ве́рно приступа́ющим: / все́х бо разли́чных боле́зней избавля́ет, / стра́сти же ду́ш вся́ческия усыпа́ет. / Сего́ ра́ди тя́, всеблаже́нне, / те́пла предста́теля имену́ем.

Воспои́м вси́ ны́не бо́лгарских люде́й иера́рха, благогове́йно приступа́юще в хра́ме его́, и боже́ственную ра́ку моще́й его́ целу́им, к нему́ глаго́люще: о́тче богому́дре, ты́ еси́ па́стырь на́ш и учи́тель, ты́ гра́д и ро́д тво́й соблюда́ти не оскудева́й, на твоя́ бо приле́жныя моли́твы упова́юще, тя́, всеблаже́нне, те́пла предста́теля имену́ем.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Спасы́й во огни́ авраа́мския Твоя́ о́троки и халде́и уби́в, я́же Пра́вда пра́ведно уловля́ше, препе́тый Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

От ве́ждей твои́х дрема́ние отря́сл еси́, бо́дрствуя в моли́твах, и неусы́пною стра́жею дале́че от па́ствы твоея́ губи́тели отгна́л еси́, вопия́: Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Апо́столов ли́к украша́еши я́ко све́тлый богоглаго́льник, страстоте́рпцев мно́жество восполня́еши я́ко без кро́ве му́ченик, свяще́нников собра́ние составля́еши я́ко знамено́сный святи́тель, вопия́: Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Не скры́ся от тебе́ и детовожде́ние младе́нцев, но и сия́ о́бразом письме́н соверша́л еси́, к благоче́стию вопию́щия: Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Лю́тыми страстьми́ неи́стовствующую ду́шу мою́, треблаже́нне, благи́ми дея́ньми лозу́ покажи́, до́брыя розги́ иму́щую и плоды́ нося́щую, вопию́щи: Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Сове́та вели́каго Ангела роди́ Отрокови́ца, Его́же я́ко Ангелов Творца́ и челове́ков Спаси́теля сла́вим, глаго́люще: Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Пригвозди́в себе́ к па́че ума́ благи́м и презре́в ви́димая, вы́шше си́л твою́ жи́знь соблю́л еси́ и яви́лся еси́ честны́й сосу́д Ду́ха, воспева́я: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Воды́ живы́я вожделе́в, я́ко еле́нь жа́ждущий, и напи́вся, исто́чник неистощи́мый бы́л еси́ догма́тов боже́ственных и чуде́с ужа́сных вопию́щим: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Приста́нище бу́ди мне́, вла́ющемуся в пучи́не жите́йстей, и утиши́ искуше́ний свире́пыя во́лны призыва́ющему тя́, предста́теля, и воспева́ющему: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Заре́ю те́плых Твои́х моле́ний просвети́ потемне́нную страстьми́ мою́ ду́шу, Благода́тная, и све́том покая́ния сы́на мя́ покажи́ Све́та Умнаго, вопию́ща: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Глаго́лы живота́ ве́чнаго вложи́в освяще́нному твоему́ ста́ду, треблаже́нне, и соверши́в е́ догма́тами благоче́стия, восте́кл еси́ в небе́сная селе́ния.

Да лу́чшия сла́вы в вы́шних сподо́бишися, житие́ на земли́ показа́л еси́ вся́каго рабостра́стия свобо́дное. Те́мже и насле́дие име́л еси́ свобо́дныя митропо́лии.

Горе́ тя́ Це́рковь перворо́дных весели́т, треблаже́нне, до́ле же тя́ прославля́ет чуде́с благода́ть, ю́же ти́ Бо́г дарова́, прославля́емый всегда́ во святы́х Свои́х.

Тя́, Христо́ва иера́рха, свети́льника церко́внаго почита́юще, Кли́менте богоно́се, гла́сы пе́сненными мо́лим: не пре́зри, преподо́бне, ра́б твои́х моли́твы.

Богоро́дичен: Усты́, душе́ю и се́рдцем Тя́, Богоро́дицу, испове́дающих, Де́во, от бе́д изба́ви и вся́кия ско́рби, я́ко иму́щи дерзнове́ние ко из Тебе́ ро́ждшемуся Го́споду.

Свети́лен, гла́с 3. Подо́бен: Не́бо звезда́ми.

Якоже со́лнце, просвети́вый / Це́рковь твою́, му́дре, / чудеса́ источа́еши / во всю́ вселе́нную, / Кли́менте свяще́нне, / архиере́йская сла́во.

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ – епи­скоп Ве­лич­ский (Дрем­виц­кий, Драгóвичский, Сло­вен­ский), про­све­ти­тель, уче­ник и по­сле­до­ва­тель Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, соз­да­тель ох­рид­ской книж­ной шко­лы.

Согласно агиографическим источникам (не всегда надёжным), Климент Охридский входил в число учеников Мефодия ещё в бытность того в 850-е годы главой славянской архонтии (княжества), позднее находился вместе с ним в монастыре Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Климент Охридский сопровождал Константина (Кирилла) и Мефодия в Моравию, затем в Рим, где весной 868 года, по всей видимости, был рукоположен в сан священника и получил духовное имя в честь епископа Римского святого Кли­мен­та I, при об­ре­те­нии мо­щей ко­то­ро­го в Кор­су­ни (Хер­со­не­се) он при­сут­ст­во­вал.

После смерти Кирилла Климент Охридский вместе с Мефодием отправился в Паннонию, сопровождал Мефодия во время его швабского заточения, принимал активное участие в переводческой деятельности своего учителя. После смерти Мефодия Климент Охридский совместно с другим учеником Мефодия Гораздом защищал славянское богослужение от нападок немецкого духовенства, за что в конце 885 года в числе учеников славянских просветителей подвергся гонению.

В 886 году Климента Охридского и его спутников охотно принял болгарский князь Борис I и вскоре отправил Климента Охридского в качестве дидаскала (учителя в священном сане) на юго-запад Болгарии для обучения болгар славянской письменности. Для этого были открыты училища в Охриде, Деволе, Главинице и др. По замыслу Бориса I, надлежало постепенно заменить греческий язык как язык богослужения и администрации на славянский. Центром просветительской деятельности стал основанный Климентом Охридским близ Охрида монастырь Святого Пантелеймона.

Источники сообщают о тысячах учеников Климента Охридского. В 893 году на церковно-народном соборе, созванном болгарским царём Симеоном в новой столице Преславе, было принято официальное решение о смене литургического языка. Тогда же (893-894 годы) состоялась епископская хиротония Климента Охридского (местоположение и границы его епархии устанавливаются лишь приблизительно).

Климент Охридский писал на созданной Кириллом и Мефодием глаголице. Предположение о том, что Климент Охридский был создателем кириллицы, маловероятно. Его литературная и переводческая деятельность совершалась в тесном сотрудничестве с другими ближайшими учениками святых Кирилла и Мефодия, в первую очередь с Кон­стан­ти­ном Пре­слав­ским и Наумом Охридским. В результате не позднее середины 910-х годов в Болгарии создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, включающего литургические, го­ми­ле­тических иагиографические тексты, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия.

Наиболее значителен вклад Климента Охридского в развитие славянской гомилетики и гим­но­гра­фических сочинений Климента Охридского для Минеи и Октоиха, снабжённых акростихом с именем автора, в том числе установлено авторство Климента Охридского в отношении одной из редакций Минеи общей (сборника служб отдельным ликам святых).

Читайте также:  О чем молятся святому роману

На рубеже X-XI веков переводы и оригинальные сочинения Климента Охридского попали на Русь. Его гимнографические и гомилетические сочинения оказали большое воздействие на творчество позднейших средневековых славянских, в том числе русских, авторов.

Почитание Климента Охридского началось вскоре после его смерти, когда его учениками были написаны служба ему, стилистически чрезвычайно близкая к гимнографическим творениям самого Климента Охридского, и житие (не сохранилось). На протяжении XI-XIV веков создавались греческие службы Клименту Охридскому, позднее переведённые на славянский язык. Мощи Климента Охридского были перенесены из разрушенного собора монастыря Святого Пантелеймона в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде.

Климент Охридский особо почитается в современной Болгарии и Македонии, его именем названы университеты и библиотеки. Дни памяти Климента Охридского – 27 июля (9 августа) (по календарю Русской православной церкви), 27 июля (9 августа) и 25 ноября (8 декабря) (по календарю Болгарской православной церкви); в Римско-католической церкви – 27 июля.

Сочинения:

Събра­ни съчи­не­ния. Со­фия, 1970–1973. Т. 1–3

Стан­чев К., По­пов Г. Кли­мент Ох­рид­ски. Жи­вот и твор­че­ст­во. Со­фия, 1988. С. 160–169

Кра­ше­нин­ни­ко­ва О.А. Древ­не­сла­вян­ский Ок­то­их св. Кли­мен­та, ар­хи­епи­ско­па Ох­рид­ско­го. М., 2006. С. 39–211.

Иллюстрация:

Кли­мент Ох­рид­ский. Ико­на из це­рк­ви Свя­то­го Кли­мен­та в Ох­ри­де. 14 в. Архив БРЭ.

О чем молятся святому клименту охридскому

Краткое Житие Климента дошло до нас как часть службы святому, помещенная после шестой песни канона. Совершенно очевидно, что написание Краткого Жития тесно связано с деятельностью иерарха Димитрия Хоматиана и может быть датировано годами его правления (1216-1234).

27 июля память во святых отца нашего, архииерарха и чудотворца Климента, епископа Болгарии, [имевшего свой престол] в Охриде.

1. Сей великий отец наш и светоч Болгарии ведет свой род от европейских мисян , которых многие люди знают также под именем болгар. В древности Александр своей волей насильно переселил их от Олимпа , что возле Прусы , к северному океану и Мертвому морю , По прошествии длительного времени они огромными силами перешли Истр и завладели всеми соседними областями: Паннонией и Далмацией, Фракией и Иллириком, а также значительной частью Македонии и Фессалии .

2. Именно оттуда вел свой род [сей] преподобный муж. Подобно Самуилу, он был еще в материнской утробе избран Богом и с младенчества возлюбил боголюбивую жизнь . Первым. вместе с божественными Наумом, Ангеларием и Гораздом , он со всем тщанием изучил Святое Писание, содействием Всемогущего переведенное на здешний болгарский диалект Кириллом, воистину богомудрым и равноапостольным отцом, который поначалу [трудился] вместе с Мефодием, знаменитым наставником мисийского народа в благочестии и православной вере. Подобно плодородной и доброй почве, [Климент], приняв семя истины, взрастил богатый урожай, по божественному [евангельскому] слову, “до ста шестидесяти” (Мф. 13, 8; Мк. 4, 20), как он удостоверил своими делами.

3. Возлюбив монашеский и девственнический образ жизни, каким только видом добродетели он не овладел, какой только хитрости для борьбы со страстями не превзошел! Молчальничеством он отбивался от навязанной ему борьбы с враждебными силами, постом и прочими подвигами ослаблял порывы сладострастия, постоянным трезвением и молитвой изглаживал те рубцы, что оставались в душе от страстей и мечтаний. Отличительными чертами его души были любовь ко всем и непритворное смирение.

4. Так, с младых ногтей положив себе за основу божественный закон и ведя свою жизнь точно в соответствии с Евангелием, он вскоре стал сотрудником для предводителей, поводырем к благочестию для всего мисийского народа. [Святой] претерпел те же самые испытания, какие выпали на долю его отцов и учителей со стороны имевших тогда полную силу еретиков, как об этом рассказывает его Пространное Житие .

5. Когда божественный Кирилл преставился для лучшей жизни, представив свое апостольское служение и известное “приращение вверенного ему таланта” (ср.: Мф. 25, 15-30) Адриану, тогдашнему папе Старшего Рима, Мефодий же был этим самым папой поставлен архиепископом Моравии и Болгарии , тогда-то и Климент возводится на епископский трон – Мефодий назначил его епископом всего Иллирика и владевшего этой страной болгарского народа .

6. Чаще всего пребывал он в иллирийском городе Лихниде, являвшемся митрополией окружающих городов, который теперь на мисийском языке именуется Охрид, а также в Кефалинии, которая переименована на болгарском языке в Главницу, где он оставил и памятники.

7. В этом Лихниде, или же Охриде, он от основания возвел, наряду с другими Божьими храмами, и святой монастырь в честь великомученика Пантелеймона, где и предавался аскетическим подвигам. Когда он еще пребывал среди живых, то подобно высокому небесному светилу распространял лучи этого учения тем, кто у него учился, а переселившись к счастливой [жизни] во святых, оставил [нам] свою святую могилу, сокровище, бесценное для его паствы, и приобретение, стоящее целого мира. От сего гроба каждый день обращаются вспять многоразличные болезни, и через него этот священный храм был преподнесен Богом для всех, прибегающих к Нему, в качестве общей и безвозмездной лечебницы. Но об этом позже.

8. Такие вот реликвии оставил он для нас в Охриде, а еще священные книги, [плоды] трудов его собственной возвышенной мысли и руки. Весь народ почитает и уважает их не меньше, чем знаменитые Моисеевы скрижали, что написаны Богом.

9. В Кефалинии можно видеть и по сей день сохранившиеся каменные столбы, на которых выдолблена надпись, сообщающая о приходе и приобщении народа ко Христу .

10. Когда болгарский народ еще не весь был просвещен крещением и сохранял звероподобное варварство, [Климент] своими боговдохновенными поучениями привел его к свету богопознания, неукротимость их помыслов он превратил в кротость нравов, введя у них законопослушный и разумный образ жизни.

11. [Климент] через купель возрождения обратил к новой жизни их князя Бориса, а после него – его сына Михаила, который первым был провозглашен царем болгар , и убедил их вести государственные дела, как это в обычае у христиан. Наконец, он стал править этим народом, словно одним человеком. Они не по принуждению, но добровольно шли за ним по узкой и крутой дороге [жизни] в согласии с Иисусом Христом. Их привораживали не только чары его мудрых слов и наставлений, но и многие чудеса. которые совершил Христос через того же верного [своего] слугу. [Климент] даровал слепым и немым дар видеть и ясно говорить, он излечивал бесноватых, врачевал лихорадку своими прикосновениями и молитвами и с готовностью обращал вспять любое недомогание, так что [однажды даже] воскресил молитвой чьего-то ребенка.

12. А поименованный царь болгар Михаил сделался настолько послушен словам [Климента], что помогал ему при возведении храмов и готов был исполнить все, что тот ему приказывал. Из-за этого самого расположения и преданности святому он преуспел в добродетели и стал гораздо лучше, чем был раньше.

13. Когда из-за любви к молчальничеству и созерцанию, не тревожимому никакими земными [заботами], он решил отказаться от епископских обязанностей (ибо и старость уже нависала у него над головой), Михаил не отпустил его, но просьбами и мольбами едва ли разжалобил и уговорил отправлять свой пастырский долг по отношению к ним до конца жизни. [Климент] согласился на это и всячески старался, при том что старость и немощь мешали ему заботиться о пастве и предводить ее к спасению души.

14. Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрел премудрый Кирилл. Посредством [этих букв] он записал и все боговдохновенное Писание, и похвальные слова, и жития мучеников и преподобных святых, и священные песнопения [Этим письменам Климент] усердно учил наиболее способных отроков, из числа которых возвел самых достойных в священнический сан. Таким образом, он собственными стараниями превратил народ варварский и жестокий в народ святой. Свершив апостольское дело, [Климент] за это благодати сподобился апостольской.

15. А когда настало время кончины, он, смешав прощальные и предсмертные слова с наставлениями и напутствиями, помолился за паству, безутешно [о нем] скорбевшую и не мыслившую лишиться и остаться без такого прекрасного пастыря, – и радостно преставился к Богу, Коего столь сильно любил.

16. После свержения им оков [земной жизни] он каждый день стал чудесами и исцелениями прославлять прославляющего его Господа. Пребывает он теперь среди апостолов, будучи сам равноапостольным провозвестником истины, пребывает среди мучеников, сам перенеся ради Слова множество оков и кар, пребывает вместе с иерархами и преподобными, принося прошения Господу за [свою] паству и весь мир. Да прислушается Он к ним благодаря великому Своему состраданию, да умилостивится в день воздаяния, да простит нам то, в чем мы за нашу жизнь неразумно согрешили.
* * *

Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. – СПб.: Алетейя, 2000. С. 269-277.

Добавить комментарий