О чем молятся святому потапию

Греция. Монастырь святого Потапия. Биография и великие чудеса.

Святой Потапий , живший в IV веке, славен многими своими чудесами. До сих пор память о нем живет в сердцах верующих и всех, кто приходит поклониться его мощам в монастырь, что находится неподалеку от городка Лутраки .

Жизненный путь Потапия
В 380 году, в египетских Фивах, родился мальчик, которого нарекли Потапий . Его родители, весьма благочестивые и образованные люди, с детства прививали ребенку любовь к знаниям. Так, когда Потапий подрос, к нему пригласили наставников, которые стали преподавать ему философию, математику, риторику и естественные науки.
Благодаря учению, у него сформировался свой, особый, взгляд на жизнь. Наибольшее же влияние на его сознание оказали учения Оригена и Климента , а также жития Антония Великого и Афанасия. Проникнувшись всей душой, он хотел уподобиться этим великим людям, а потому частенько уходил в пустыню. Подросток понял, что все в этом мире непрочно и научился «слушать» движения души.

В возрасте 13 лет с ним произошел удивительный эпизод: гуляя по пустыне, он обнаружил упавшего со скалы мужчину с верблюдом. Аммон (так звали пострадавшего) получил серьезные травмы и был на грани смерти, и Потапий остался рядом с ним, чтобы оказать посильную помощь. Лишь на рассвете их обнаружили слуги и родители. Только благодаря молитвам Потапия Аммон выжил. Примечательно, что полностью исцелился от ран и его верблюд.

Спустя некоторое время отец отправил Потапия в известную александрийскую катехизаторскую школу. Но ко времени окончания обучения отец Потапия скончался, а потому юноша должен был занять должность управляющего финансами в провинции. Но, следуя своему желанию и получив на то благословение матери, Потапий отправился в монастырь Тавенниси , где и провел 10 лет, изучая жития святых и Священное Писание, а также посвящая все свое время молитве. Уже тогда весь Египет узнал его как великого ученого и чудотворца. Но, получив однажды предложение стать епископом, он, опасаясь впасть в гордость, тайно покинул монастырь и отправился в пустыню.

В те годы Фивы поразила эпидемия чумы и жители, помня о Потапии , просили его помолиться за них. Потапий же не желал прослыть великим чудотворцем, а потому проник в город тайно, изменив облик. Он без устали посещал больных и молился об их исцелении. Так продолжалось до тех пор, пока болезнь не отступила. Тогда он снова исчез. Но люди знали, кому обязаны чудом, а потому обращались к нему за помощью и советом. Благодаря его молитвам, исцелялись даже безнадежно больные. Причем не только телом, но и духом.

В 428 году Потапий решил отправиться в Константинополь. Во время морского путешествия корабль попал в страшный шторм, и лишь благодаря Потапию , судно и все пассажиры смогли спастись. Видя творимые им чудеса, даже капитан корабля, бывший язычником, решил стать христианином.
Проплывая мимо Коринфа, капитан уговорил Потапия повидаться с семьей. Так он и остался в Коринфе, где особенно ему приглянулась пещера в Геранийских горах, ставшая его жилищем. И так он полюбил это место, что завещал после своей смерти похоронить его там. Через несколько столетий его желание исполнилось.
Скончался святой в возрасте 83-х лет, завещая не грустить о нем, а возносить молитвы и совершать службы.

Великие чудеса
Однажды к святому пришел слепой человек с просьбой о прозрении, на что Потапий ответил, что не в его власти свершить сие, а лишь Творец способен на такое чудо. Но слепой умолял о заступничестве святого перед всевышним, и тот согласился. И едва Потапий закончил молитву, как человек прозрел.
Сотворил Потапий чудо и для человека, больного водянкой. Так, во время молитвы из того вышло огромное количество плохой жидкости, служившей источником болезни. Так он исцелился.
Неоценима оказалась его помощь для молодого человека, одержимого бесом. Бес все норовил утопить беднягу. Завидев Потапия , он испугался и со всей силы швырнул парня о землю. Но Патапий произнес молитву, осенил беднягу крестом и бес отступил, а юноша вернулся к семье.

Биография святого Потапия остается довольно туманной…Достоверно известно что он стал известным отшельником и творил чудеса. Интересно что, Потапий возгордился и попросил у Бога разрешения чтобы Дьявол в него вселился (с целью избавления от гордыни). В течении 6 лет Потапий был одержим бесом, народ стал считать его сумасшедшим и бесноватым, затем бес его покинул и он продолжал свою с святую деятельность до глубокой старости. Был похоронен в храме св. Иоанна Предтечи в Константинополе. Оттуда его останки были перенесены и погребены другими аскетами в пещере на горе Герании.

О монастыре Святого Потапия.

Монастырь находится на горе Герания , в 16 км. от города Лутраки. Добираться туда пешком не рекомендую, гора очень высокая (1300м), а сам монастырь находится примерно на высоте 1000м.

Вид с горы Герании. Это не монастырь Потапия, а другой монастырь, который видно сверху.

Подъехав к монастырю мы сначала изумились чудестному виду с горы и высоте, такого точно не ожидали! Потом начали подниматься по 144 ступеням которые ведут к самому монастырю, по поверью каждая ступенька очищает от одного греха:)

На входе в монастырь фэйс-контроля не было, но мы на всякий случай были одеты в закрытые одежды. Сами монашки особо не показывались и к нам не подходили. Мы зашли в небольшую церковь с новыми фресками и в пещеру, где находятся мощи Блаженного Потапия. В самой пещере ( размером 8 на 4.5 м) темно и пахнет не очень приятно, по статьям скаченным из интернета я надеялась учуять «восхитительное блахоухание, исходящее от нетленных останков», но таково там точно нет. Фресок 13 века на стенах тоже не разглядели, темно там очень. Сами останки закрыты красным одеянием и для достоверности виднеется только иссохшая рука с неплохо сохранившимися ногтями. На выходе вы положили несколько евриков и взяли несколько свечек чтобы поставить в таком святом месте за упокой и за здравие:)

Сам монастырь был основан только 1952 году, на сегодняшний день в нем проживают около 40 монахинь. Сзади монастыря имеется большое хозяйство с огородами , ослами и коровами.

Вид с горы Герании

По дороге в монастырь святого Потапия

Преподобный Патапий

Аудио

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Святой Патапий родился в египетском городе Фивы, вероятно, в V–VI веках и был воспитан в благочестивой семье. Возжелав всем сердцем достигнуть совершенства, он решил оставить родителей, богатства и все, что привязывало его к миру, и поселиться в пустыне, дабы там беседовать наедине с Богом.

Со временем слава о пустынножителе, много лет избегавшем людей, несмотря на все старания Патапия, стала распространяться, подобно неудержимому свету горящего светильника. Желая избавиться от множества посетителей, отвлекавших его от молитв и размышлений, святой покинул те края и поселился в Константинополе, близ Влахернской церкви. Здесь ему легче было затеряться среди незнакомой разноликой толпы, чтобы всецело предаться скрытому от посторонних глаз духовному подвигу [1] .

Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому. Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения [2] . Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши, как некогда делал Сам Господь. По мере того как Патапий все более преуспевал в соблюдении заповедей Христовых и возрастал духовно, он получал от Господа дар творения тех самых чудес, о которых говорит нам святое Евангелие. По этой причине верующие во множестве стекались к жилищу отшельника, даже вопреки его желанию.

Сделавшись по воле Божией живым наставлением для всех верных и чудесами утвердив в вере многие души, святой Патапий почил в Господе, оплакиваемый монахами из окрестных обителей, которые пришли к его одру. Тело преподобного было погребено в монастыре Египтян, расположенном недалеко от его отшельнической кельи.

Этот монастырь носит с тех пор имя святого Патапия. И у его раки по-прежнему совершаются многочисленные чудеса. Много веков спустя после кончины святого его мощи были обретены нетленными во время работ в церкви небольшого монастыря, стоящего на горе Герания, расположенной на возвышенности Лутраки, примерно в четырех километрах от Коринфа [3] .

20 декабря 2012 г.

[1] Существует мнение, что он жил в начале V в., ранее основания храма Богородицы во Влахернах, когда этот квартал столицы еще не был заселен. Св. Иоанн Мавропод указывает, однако же, что св. Патапий прибыл из Египта между 475 и 518 гг. вместе с двумя другими известными аскетами: св. Варой, основателем монастыря Петра, и св. Раввулой, основавшим монастырь, названный его именем. Впрочем, поскольку из других источников известно, что св. Раввула был по происхождению сирийцем, достоверность этих сведений может быть поставлена под сомнение.

[2] Св. Андрей Критский посвятил св. Патапию три похвальных слова (PG 97, 1205–1253), которые приурочил к празднованию его памяти в монастыре Египтян. В них рассказывается о нескольких чудесах, произошедших от мощей преподобного .

[3] Существует гипотеза, согласно которой примерно в год падения Константинополя в 1453 г. Ангелис Нотара, племянник Мануила II Палеолога и родоначальник знатной фамилии Нотара, перевез в окрестности Коринфа часть ценностей, хранившихся в монастыре Петра, в том числе мощи св. Патапия. В таком случае становится понятным, почему в крипте, где несколько веков спустя были обнаружены мощи святого, рядом с ними находилась также икона св. Ипомонии (в переводе с греч. – «терпение»). Так в монашестве звали Елену Палеолог (Драгаш) и, предположительно, на иконе изображена сама Елена († 1450), супруга императора Мануила II Палеолога и дочь деспота Сербии Константина Драгаша. Ее прах покоился в монастыре Петра, поэтому обитель получила от этой семьи многочисленные вклады. После перенесения из обители мощи прп. Патапия, по-видимому, были спрятаны в крипте от турецких набегов.

Преподобный Патапий Фивский

День памяти: 21 декабря

В Египте на реке Ниле был город, называвшийся Фивы [1]. В этом городе родился блаженный Патапий. Родители его были христиане и воспитали своего сына в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, он презрел суету мира сего и, оставив дом свой, родителей и друзей, принял иночество. Удалившись в пустыню Египетскую, он жил для Бога, подвизаясь в посте, молитвах и многоразличных отшельнических трудах. Когда о нем узнали и многие стали приходить к нему и прославлять его за добродетельную жизнь, он восскорбел, что безмолвие его нарушается и что его хвалят уста человеческие.

Оставив Египет, он пришел в Константинополь. Здесь он затворился в келии, устроив ее близ Влахерн [2], при городской стене, и пребывал в безмолвии, как бы в пустыне, никем неведомый, кроме Единого Бога, беседуя только с Богом в непрестанной молитве. Но как не может укрыться город, стоящий на вершине горы [3], так не может находиться в неизвестности и человек добродетельный, достигший совершенной святости. Сам Бог прославляет прославляющих Его и исполнившихся благодати Его и открывает другим на пользу.

Так и сей муж, совершенный в святости и обильно наделенный благодатью чудотворения, открываемый и прославляемый Богом, скоро был обретен, как сокровище, сокрытое на поле [4]. Ибо один христианский юноша, будучи слеп от рождения, руководимый Самим Богом пришел к келии преподобного отца Патапия и просил блаженного помолиться Богу о даровании ему зрения, дабы видеть всё творение Божие и от него приходить в совершеннейшее познание Самого Творца и прославлять Его. Преподобный, видя его веру, умилосердился над ним и сказал:

– Во имя Иисуса Христа, дающего слепым свет, а мертвым – жизнь, прозри.

И тотчас раскрылись у слепорожденного глаза и он стал видеть, и прославил и возблагодарил Бога. Юноша был известен многим; посему видя, что он прозрел, все удивились и стали спрашивать, как это случилось; он же не скрыл имени чудотворца и благодетеля своего, чрез коего получил от Бога исцеление. Слава об этом чуде и о преподобном пронеслась в народе и с тех пор многие стали приходить к Патапию, испрашивая его молитв.

Читайте также:  Можно ли молиться нескольким святым одновременно с одними просьбами

Один знатный Византиец страдал водянкой, и всё тело его опухло. Много тратил он на врачей денег, ища от них исцеление и не получая. Услышав о святом Патапии, он повелел нести себя к нему и со слезами просил святого, чтобы он исцелил его телесную немощь целебною благодатью Божиею. Безмездный врач сначала усердно помолился о нем Богу, затем осенил его крестным знамением и помазал святым елеем, и потом вся вода, отягчавшая его тело, вытекла естественными путями, вся внутренность его очистилась, и он стал совершенно здоров.

Другой юноша страдал от злого беса, который гонял его по горам и пустыням, то повергая в огонь и воду, чтобы погубить его, то низвергая его с высоких и крутых гор, чтобы разбить и сокрушить всё тело его. Он и погубил бы юношу, если бы укрепляющая сила Божия не предохраняла его от постоянной злобы врага и совершенной гибели. Однажды бес со страшной быстротой гоня этого юношу на берег моря, с целью потопить его в пучине, встретил на пути преподобного Патапия, вышедшего для сего из своей келии, по Божию повелению, чтобы освободить творение, созданное по образу Божию, от рабства диавольского. Увидев блаженного еще издали, бес устремился к нему, вращая глазами, испуская пену, скрежеща зубами и грозя избить его. Приблизившись к святому, он закричал:

– О горе! И здесь снова Патапий! что мне делать, куда деваться, где жить мне после стольких трудов? Едва обрел я себе жилище, и вот теперь меня силою гонят из него. Поистине страшен ты, Назарянин [5], и власть Твоя повсюду и над всеми. Куда мне идти? Если я пойду в пустыню, или в город, или куда либо еще, – ты там прежде меня и прогоняешь меня одним крестным знамением и единым твоим именем. Я побежден, сокрушен и изгнан!

Говоря это, нечистый бросил юношу на воздух, а чудотворец Патапий, изобразив в воздухе перстом крестное знамение, запретил духу, говоря:

– Изыди, нечистый дух, и удались в пустыню; так повелевает тебе чрез меня Христос, силу Которого ты невольно исповедал.

Как только святой произнес это, бес поверг юношу на землю и вышел из него чрез уста, как дым. Придя в себя, юноша плакал от радости и приписывал свое избавление от нечистого духа прежде всего Богу, а также и преподобному Патапию.

У одной женщины болела грудь. Признанная врачами безнадежною, она пришла к преподобному, когда болезнь ее усилилась и в ране появились во множестве черви. Припавши к ногам его, она с рыданием и усердной мольбой просила его об исцелении. Святой, осенив язву крестным знамением, тот час же исцелил ее. Совершив множество других чудес, преподобный отец наш Патапий приблизился к блаженной своей кончине и в глубокой старости отошел к Богу, Коему угождал всю свою жизнь [6]. Погребен он был с честью в церкви святого Иоанна Предтечи, во славу Христа Бога нашего во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом подобает честь и поклонение во веки. Аминь.

Кондак, глас 3:

Храм твой святе, духовное врачевство людие обретше, со тщанием к нему приходяще, цельбу недугов просят прияти, решение же в житии прегрешенных: ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси Патапие преподобне.

[1] Фивы – древняя столица Верхнего (Южного) Египта.

[2] Влахерны – местность в Константинополе на западном углу города; во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями.

[3] Евангельское выражение. Мф.5:14.

[4] Выражение Евангельской притчи. Мф.14:44.

[5] Разумеется Господь наш Иисус Христос, Которому Евреи, а вслед за ними язычники усвоили это наименование.

[6] Преп. Патапий скончался в начале VII века. У св. Андрея Критского есть два слова на день Патапия и сказание о чудесах и успении его. Жизнь его написана св. Андреем вследствие явления ему Патапия во сне, так как св. Андрей сначала слыша много чудесного о Патапии, с пренебрежением и недоверием относился к сему.

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Монастырь Преподобного Патапия

Монастырь празднует две основные даты 8 декабря Преп. Потапия и 29 мая Святого Терпения.

Поднимаясь в горы к Монастырю Святого (или Блаженного) Патапия расположенного на высоте 700 метров , открывается живописный вид на окрестности городка Лутраки и одновоременно два моря — Эгейское (Саронический залив) и Ионическое (Коринфский залив). Паломнику необходимо будет подняться по 144 ступеням. Поверье гласит, что преодолевая каждую из ступеней — вы очищаетесь от одного из грехов. Возле парковки обычно продают местный мед и травы.

Монастырь основан только в 1952 году, но на этом месте была пещера, в которой находилась церковь с наскальными фресками Святого Терпения (Агия Ипомони). В 1904 году пещеру решили расширить и предание гласит, что за день до начала работ игумену приснился сон, в котором Святой Потапий попросил работать осторожно, потому как в этой пещере он сам и похоронен. И действительно в пещере были найдены мощи святого. Там в пещере они сейчас и выставлены. Наскальные фрески также сохранились. Что еще впечатляет в пещере — весь потолок увешан лампадками, можно представить, как выглядит пещера, когда они все зажжены.

Святой Потапий скончался в Константинополе и его мощи сохранила мать последнего византийского императора Константина Палеолога, которая в последствии и стала святой Агия Ипомони. После падения Константинополя её родственники смогли вывести мощи в Грецию, где над современными Лутраками в пещере они и были спрятаны, и где постепенно о них и забыли.

При монастыре действует церковная лавка ,в которой очень большой выбор икон, причем с достаточно редкими именами.

Рака с мощами Преподобного Патапия

Житие Преодобного Патапия.

Прп. Патапий род. в 380 г. в египетском г. Фивы. Отец — правитель области, из известной в Египте семьи, врач и философ. Он и жена отличались благочестием, побуждали сына изучать Священное Писание, особенно Евангелие. Когда стал старше, родители пригласили из Александрии знаменитых наставников для обучения мальчика естественным наукам, математике, философии и риторике.

Патапия влекло к подвижнической жизни. Учения Климента и Оригена, история дух.борьбы, что они вели, наполнили его благоговением и покаянием, как и жития свт.Афанасия и прп. Антония Великого, почти его современников. Он уходил из города в пустыню, где жили подвижники. Он учился вникать во внутреннюю жизнь и движения души. В 13 лет он молитвами спас молодого человека Аммона, к-рый упал с высокой скалы с верблюдом. Патапий набрел на них в пустыне, ухаживал до рассвета, пока родители не нашли их. За ночь исцелился и верблюд. Аммон рассказал, что был укутан светом, его сила возвратила умирающего к жизни.
Отец отвез Патапия в Александрию, в знаменитую катехизаторскую школу. На Патапия оказал большое влияние слепой учитель Дидим. Когда Патапий закончил учебу в Александрии и вернулся в Фивы, отец умер. Патапий знал, что его ждет должность управляющего финансами провинции. Юноша умолял мать отпустить в пустыню, где вел бы жизнь подвижника. Она дала благословение, и Патапий отправился в м-рь Тавенниси, посвятил себя молитве, посту и бдениям. 10 лет жил там, изучая Свящ. Писание и жития святых, стал известен Египту как чудотворец. Когда слух о его учености и добродетелях достиг др. страны, из Фив прислали делегацию дать согласие на посвящение в сан епископа, но Патапий, боясь гордыни, тайно ушел в пустыню.

Вид из монастыря Преподобного Патапия на Коринфский канал и побережье Ионического моря и г. Лутраки

Пока был в пустыне, Фивы поразила эпидемия чумы. Много погибло. Оставшиеся, зная о благодатной силе молитв Патапия, просили спасти их. Патапий ответил отказом. Ночью же тайно явился в город, босиком, одетый в латанную накидку, какую носили анахореты. Он входил в дома, молился, исцеляя многих. Когда чума отступила, люди искали посланного от Бога врача, но он покинул город так тихо, как пришел. Жители поняли, что это Патапий.

Благоговейное почитание чудотворца росло, в келью в пустыне приходили монахи, получая наставления. Тяжело заболел игумен пустынного м-ря Серапион. Братья принесли его к Патапию, Святой преклонил колена с монахами и просил Господа об исцелении. Когда коснулся болящего, тот исцелился. Люди приводили страждущих телесно и душевно.

У молодой вдовы парализовало сына. Мать, услышав о монахе-чудотворце, повезла мальчика к нему. Они долго добирались, не зная, где келья подвижника. Прп. Патапий молился высоко на склоне горы и поспешил вниз, опустился на колени, умолял Господа исцелить малыша. Ребенок встал, начал ходить, женщина поняла, что это св.Патапий.

Набережная г. Лутраки, популярный своими термальными источниками

Когда прп.Патапий поселился в пустыне, патриархом Александрийским стал Кирилл, с кем он учился в Александрии. Но в Египте процветал языч.культ. Храм этого культа был местом языч. обрядов. Патриарх устроил крестный ход с мощами св.бессребреников Кира и Иоанна, дев-мучениц Феоктисты, Феодоты и Евдоксии и матери Афанасии к этому месту. Он просил св. Патапия прибыть в Александрию для участия. Со всех концов собрались монахи, клирики и миряне. Через шесть дней крестного хода процессия прибыла в д. Менути, где положили св. мощи. Совершались чудеса. Камен.идол развалился от мощей св. Кира и Иоанна.

Патр. Кирилл предложил Патапию поехать в Константинополь в качестве советника, но тот возвратился в пустыню. Ученики Патапия строили рядом кельи.
В 428 г. преподобный, оставив братию, отправился в Константинополь. В пути корабль попал в шторм. Мачта ударила капитана. Пассажиры сбились на палубе. Вдруг голос приказал спуститься в трюм, чтобы команда спасала корабль. Монах Патапий взял на себя управление. К утру шторм стих. Пассажиры увидели, что от гибели их спас св.Патапий, причем не пострадал и капитан, которого считали умершим.
В то же плавание заболел член команды, гребец-египтянин Сечнути. Он попросил Патапия помочь. Святой ухаживал за ним, а вечером уединился для молитвы. О Сечнути забыли, а утром пришли в ужас, ибо больного смыло волной. Святой сидел в стороне. Шторм усилился, капитан решил пристать к критскому берегу, чтобы переждать бурю. В маленькой бухте увидели, что на берегу ждет Сечнути. Все поняли, что спасением Сечнути обязан молитвам Патапия, и преклонили колена, чтобы принять его благословение. Сечнути умолял Потапия взять в ученики, и святой согласился. Капитан решил стать христианином. Патапий поговорил с ним о Христе и Церкви, крестил. Все благодарили Бога, что Он послал на помощь св. человека.

Набережная г. Лутраки, популярный своими термальными источниками

Когда корабль проплывал мимо Коринфа, капитан сказал: «Отче, проплываем мимо моего дома. Я хочу повидаться с семьей, рассказать, что стал христианином. Может, они крестятся». Они оказались в коринфском местечке Афнеон. Христиане просили св.Патапия остаться. Столетия спустя, после обретения мощей св.Патапия, в этих местах особо чтили его память. Когда он жил здесь, правители области, христиане, просили стать епископом, но он отказался.

В Коринфе прп.Патапий бывал в Геранипских горах, отделенных от Коринфа перешейком. У подножия гор была пещерка, где на пути в Патры ночевал св.ап. Андрей. В 1345 г. имп.Иоанн Кантакузен построил над пещеркой храм св.ап.Андрея. Во времена прп. Патапия в пещерке был небольшой скит с семью монахами. Потапий присоединился к ним, учил аскетической жизни и молитве, чему научился в м-рях Египта. Но прп. Патапий стремился найти уединенное место, чтобы в молчании предаться умной молитве. Выше по склону Геранийских гор обнаружил пешеру, служившую первым христианам, где они укрывались от гонителей. Он поселился в пешере недалеко от учеников и полюбил это тихое место. Однажды с казал, чтобы похоронили его в любимой пещере в Геранийских горах .Желание святого исполнилось чрез столетия.

Набережная г. Лутраки, популярный своими термальными источниками

Вскоре он узнал, что недалеко в горах есть монаш. община, спустя время две общины объединились, чтобы учиться дух. жизни у св. Патапия. Как-то ночью монах Арсений заболел. Св. Патапий с братией отправился к нему в келью. Они горячо молились о выздоровлении, и Арсений исцелился.
В 435 г., прожив 7 лет в Коринфе, прп.Патапий покинул скит в Геранийских горах и продолжил путь в Константинополь. С ним поехал монах Сечнути. В Константинополе они явились инкогнито во Влахернский м-рь. Потапий не сказал, кто такой, продолжал поститься, молиться и бодрствовать, все считали его простым монахом.

Читайте также:  Святая лукерья о чем молятся

Ему назначили послушание — быть в м-ре привратником. Однажды у ворот он увидел, что приближается похорон.процессия. Умерла молодая женщина, родители рыдали. Процессия поравнялась с воротами, где сидел Патапий, вдруг усопшая перекрестилась, опустилась на колени у его ног, назвала. Так братии стало известно, кто живет рядом. В Константинополе к нему пришел слепой, попросил дать свет его очам. Видя его веру, святой перекрестил и слепой стал видеть.

Один молодой человек был одержим бесом. Несчастный рвал в клочья одежду, оставаясь нагим. Однажды бес потащил его к берегу, чтобы бросить в море. По Промыслу Божию, мимо шел прп. Патапий. Бес сотряс юношу, глаза закатились, изо рта пошла пена, потом высоко поднял его, со страшной силой швырнул на землю. Святой осенил несчастного крестом. Бес вышел из юноши в виде черного дыма. Тот вернулся домой, к семье, славя Бога.Таких исцелений было множество.

В 82 года в 463 г., когда святому пришло время переселиться в небесные обители, у одра собрались ученики. Молясь, он предал дух Богу. Ученики похоронили его в константинопольском храме св. Иоанна Предтечи.

После захвата Константинополя турками св. мощи перенесены в пещерный скит в горах над Коринфом, как он просил за тысячу лет до того. Местные монахи знали о существовании пещеры. Из нее сделали часовню с небольшим иконостасом. Мощи св. Патапия укрыли за запад. стеной пещеры, обратив лицом к иконостасу. Местные христиане, видя на иконостасе икону с его изображением, назвали ее «пещерой св.Патапия». Никто не знал, что здесь покоятся мощи — христиане, перенесшие их сюда, сохранили это в тайне, чтобы уберечь святыню от осквернения.
В нач. ХХ в. свящ. Константин Сосание часто приходил сюда по крутым скалам, чтобы послужить в скромной часовенке. Отец Константин,высокого роста, решил увеличить часовню, алтарь. В 1904 г. начал реконструкцию, решил снести древнюю стену в запад. части пещеры. Ему явился во сне монах: «Будь осторожен, снося стену, ибо с обратной стороны нахожусь я — св. Патапий Египетский». На след. день за стеной обнаружены его св.мощи, покрытые листьями и издающие благоухание. На груди святого лежал большой деревян.крест, в руке древний свиток, где написано, что это мощи прп.Патапия Египетского. После обретения любой мог приложиться к открытым мощам преподобного. Местные христиане даже отрезали частицы, чтобы иметь святыню дома. Однако многим из них явился во сне святой, обличая дерзость, требуя вернуть частицы, — они были поспешно возвращены.

С тех пор как обретены мощи прп. Патапия, многим он являлся в видениях. Он говорил: «Идите в мой дом в Лутракионе». По его предстательству происходит много чудес исцеления от рака в разных концах света — в Греции, Швеции, Америке. Австралии.

Моя Греция. Уикенд в ноябре. Афины, Лутраки, Эвбея. (ч.4)

Монастырь преподобного Герасима…
Продолжение…

29.05.2014 – апгрейт. Теперь с текстом 🙂

Святая обитель встретила нас безмолвием… Везде практически можно было перемещаться беспрепятственно, однако главных храм – Собор святого великомученика Пантелеимона был закрыт, закрыта была и маленькая церковь Богородицы Элевферотрии. Мы попробовали подергать дверь в иконную лавку, но и та не поддалась. Ну, что же, не посчитав необходимым тревожить монахинь и колотиться в двери, мы посчитали за радость просто побродить по монастырю, тем более, что посмотреть и при закрытых дверях там много есть на что.

Если обойти справа собор, то сразу виден величественный тринадцатиметровый Крест, установленный на возвышенности. По преданию этот Крест был установлен на том самом месте, где одному простому благочестивому священнику явился сам преподобный Герасим, с крестом в руках, от которого исходило сияние. Перед Крестом миниатюрная часовня с иконой преподобного и лампадой. Мы поклонились подножию Креста и с наслаждением изучали открывающиеся с монастыря виды на залив.

А вот вид с площади перед Крестом на сам Собор:

Рядом с маленькой церковью красивая небольшая звонница:

Очень хотелось позвонить в колокола, но мы, разумеется удержали это желание при себе. Обойдя звонницу мы увидели неприметную лестницу, ведущую вниз.

Никаких признаков того, что проход посетителям нежелателен мы не обнаружили и решили спуститься…

Внизу оказался небольшой, но весьма монументальный некрополь:

Вернулись «этажом» выше и обошли собор.

Перед нами предстала массивная дверь, которая могла бы вести в нижний храм собора (в некоторых наших храмах встречается подобная планировка). Однако и эта дверь была плотно закрыта на замок. Справа от двери с иконы на нас смотрел сам хозяин монастыря преподобный Герасим:

Это было большим утешением, поскольку мы не могли поклониться его святым мощам, что покоятся в храме.
Вслед на преподобным за посетителями со стены следил какой-то явно менее дружелюбный доблестный воин:

Увы, на настоящее время я не смог выяснить кто этот грек, удостоившийся быть изображенным рядом со святым. Можно предположить, что это один из организаторов или предводителей освободительного восстания за освобождение от власти турок и независимость 1821 – 1829 годов.

Чуть в глубине мы увидели большие, в метр – полтора, не менее, иконы апостолов евангелистов, изображенных со своими символами. Вот евангелист Марк, который символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа:

А рядом с ним апостол Иоанн:

Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Монастырь утопает в зелени, а сейчас она еще подкрашена в цвета осени. Я слышал, что весной тут море цветов и невозможно оторвать глаза от подобной красоты. А если учесть открывающиеся с обители виды, то понятно, почему и при закрытых храмах невозможно быстро покинуть это святое место. Однако, нас ждет преподобный Потапий, поэтому мы еще раз поклонившись невидимым монахиням поехали дальше.

Монастырь преподобного Потапия…

Этот монастырь находится выше всех остальных монастырей Лутраки на высоте более 700 метров над морем. Мы оставили машину внизу, где стоянка и где местные жители продают мед и травяные чаи и поднялись по ступенькам (144 каменных ступеньки).
На входе меня за локоть легонько тронула старенькая монахиня:

Напомню, что заканчивался ноябрь, а я был в рубашке с короткими рукавами. Но что нам, русским их, греческий ноябрь! По нашим меркам просто жара (градусов 18, не меньше).

– Нет, не холодно…Солнце светит!
– Молодой, у тебя кровь быстро бегает! А вот у меня уже медленно, я мерзну…Идите к Потапию, там
(она указала рукой).
– Спасибо!
– С Богом!

Монастырь не выглядит молодым, хотя построен только в 1952 году. Однако, это сам монастырь, а пещера тут была (в которой находится церковь с наскальными фресками Святого Терпения (Агия Ипомони)) давным давно.
Вот она, эта пещера, где чудесным образом были обретены мощи блаженого Потапия:

Несколько ступенек и мы внутри…
Не часто посещает нас подобное состояние. Последний раз это было на Корфу, в храме святителя Спиридона Тримифунтского. И вот нынче…Скудные наши слова не в состоянии описать того, что в такие мгновения переживаешь. Это совершенно реальное ощущение присутствия святого. Нет, ты не видишь его, не слышишь, не осязаешь… но ты точно знаешь – он тут с тобой! И нет желания ни ходить, ни фотографировать, ни разговаривать… Только помолчать и помолиться тихо и… не спугнуть. Не лишиться ощущения, не прогнать своей суетой, нетерпением, торопливостью, поверхностностью…

Преподобный Потапий родом из Египта, из города Фивы. Сын властителя – его отец был правителем целой области, также он был философом и врачом.
Родители будущего святого были очень благочестивы. Наверное по этой причине Потапий поучившись математике, философии, риторике и прочим наукам у лучших учителей Александрии быстро осознал, насколько все в этом мире непрочно и преходяще и возревновал к подвижнической жизни, поэтому часто еще будучи отроком он уходил и города в пустыню, где жило много подвижников (и юный Потапий и они были современниками таких прославленных отцов, как Антоний Великий (356 г.) и святитель Афанасий (373 г.)), и у них он научился вникать во внутреннюю жизнь и постигать движения души.

После смерти отца юному Потапию было предложено занять должность управляющего всеми финансами большой области (которой при жизни руководил его отец). Это так обеспокоило и огорчило молодого человека, что Потапий бросился к ногам матери и стал умолять её отпустить в пустыню, где он мог бы начать вести подвижническую жизнь с другими братиями и это благословение получил, после чего без промедления отправился в монастырь Тавенниси, где посвятил себя молитве, посту и бдениям. Десять лет он подвизался там, изучая Священное Писание и жития святых, и скоро стал известен всему Египту как ученый муж и чудотворец.
Слух о его учености и подвигах распространился по всему Египту и даже далее, поэтому вскорости из Фив прибыла делегация, предложившая Потапию стать епископом их Церкви. Однако, Потапий не согласился и удалился из монастыря в дальнюю пустыню.

« Пока Патапий был в пустыне, город Фивы поразила страшная эпидемия чумы, во время которой погибло много жителей. Оставшиеся были в ужасе и, зная о благодатной силе молитв Патапия, просили его спасти их от этого бедствия. Однако Патапий не хотел идти в город, где его славили бы как знаменитого чудотворца, и ответил твердым отказом. Ночью же он тайно явился в город, босиком, одетый в латанную накидку, какую носили тогда анахореты. Он входил, никем не узнанный, в дома, где были заболевшие, и тихо молился вместе с ними, исцеляя многих. Когда чума отступила, люди стали искать посланного им от Бога врача, но его нигде не было: он покинул город так же тихо, как пришел. Тогда жители города поняли, что это был сын их родной земли, монах Патапий… » (Из жития).

В 428 году Преподобный, оставив братию, отправился в Константинополь, поскольку в пустыни он был уже лишен того, к чему имел стремление –уединения, – известность была его столь велика, что к нему постоянно приходили люди, а рядом было воздвигнуто множество келий тех, кто хотел подвизаться рядом с Потапием. По дороге в столицу святой на целых семь лет задержался в Коринфе, где часто забирался на Геранийские горы и особенно полюбил одну пещерку, где по преданию однажды останавливался апостол Андрей, скрываясь от преследовавших его воинов.

« … во времена преподобного Патапия в пещерке был только небольшой скит с семью монахами. Патапий по их просьбе присоединился к ним и учил их аскетической жизни и молитве, чему сам научился в монастырях Египта.

Однако же преподобный Патапий все еще стремился найти уединенное место, где можно было бы в молчании сердца предаваться умной молитве. Забравшись выше по склону Геранийских гор, он обнаружил еще одну пещеру, служившую первым христианам убежищем, в котором они укрывались от своих гонителей. Преподобный Патапий поселился в этой пещере, недалеко от своих учеников. Он так полюбил новое тихое место, что однажды сказал братии: «Отцы мои, после моей кончины, где бы я ни умер, перевезите меня сюда и похороните в моей любимой пещере в Геранийских Горах». По неисповедимому Промыслу Божию, это желание святого исполнилось через много столетий…
…На восемьдесят третьем году жизни преподобного Патапия, когда пришло его время оставить землю и переселиться в небесные обители, у одра святого собрались ученики, скорбя о том, что его уже не будет с ними в этой жизни и некому будет укреплять и поддерживать их. «Отче, для чего ты оставляешь чад своих сиротами? Почему должен ты отойти в свое Небесное Отечество? Кто теперь излечит нашу боль и исцелит раны душ наших?» Преподобный же, умирая, не имел ни страха, ни даже привязанности к земной жизни. «Чада мои, – сказал он, – не печальтесь, не проливайте слез, расставаясь со мной, ведь этим вы вредите и себе, и мне. Лучше молитесь о моей душе, совершайте службы, поминая меня. Это принесет вам пользу». Так он прервал их стенания и направил их ум к помышлению о вечности. Потом он начал молиться за них и, молясь, предал дух свой Богу. Это случилось в 463 году. Ученики похоронили его в константинопольском храме снятого Иоанна Предтечи…
…После захвата Константинополя турками нетленные мощи Преподобного были перенесены в его пещерный скит в горах над Коринфом, как он сам просил почти за тысячу лет до того. Местные монахи знали о существовании этой пещеры. Из нее сделали часовню с небольшим иконостасом, на котором были изображены святые Патапий, Никон, Ипатий и св. Ипомона. Мощи святого Патапия укрыли за западной стеной пещеры, обратив их лицом к иконостасу.

Читайте также:  Матрона молись о нас что это

Житие Преподобного и местонахождение пещерной часовни люди помнили и во времена турецкого ига. Местные христиане, видя на иконостасе икону с его изображением, называли ее «пещерой святого Патапия». Никто не знал о том, что здесь покоятся его мощи: вероятно, христиане, перенесшие их сюда, намеренно сохранили это в тайне, чтобы уберечь святыню от осквернения. В любом случае, память об их присутствии в этом месте не сохранилась.
В начале двадцатого века местный священник, отец Константин Сосанис, часто приходил сюда, взбираясь по крутым скалам, чтобы послужить в этой скромной часовенке. Отец Константин был довольно высокого роста, и потолок часовни оказался для него слишком низок. Ему, вполне естественно, пришло в голову увеличить и восстановить часовню, в особенности алтарь, который был тесным. В 1904 году он решил начать реконструкцию и нанял работников из числа местных жителей, чтобы снести древнюю стену в западной части пещеры. Однако накануне того дня, когда они должны были начать работу, отцу Константину явился во сне некий монах и сказал: «Будь осторожен, снося стену, потому что с обратной ее стороны нахожусь я. Я – святой Патапий Египетский». На следующий день при выполнении работ за стеной были обнаружены его нетленные мощи, покрытые листьями и издающие неземное благоухание. Листья, хотя они и были сорваны с деревьев за четыреста лет до того, оказались абсолютно свежими, будто только что сорванные. На груди святого лежал большой деревянный крест, в руке находился древний свиток, в котором говорилось, что эти мощи принадлежат преподобному Патапию Египетскому.

Впоследствии в Константинополе (нынешнем Стамбуле) были найдены древние бумаги с описанием мощей преподобного Патапия, полностью совпадающим с тем, как выглядели мощи, обнаруженные отцом Константином Сосанисом » (Из жития).

Мы положили земные поклоны преподобному и приложились к его нетленным мощам.

– Преподобный отче Потапий, моли Бога о нас!

Как это часто случается в подобных местах мы с любимой не то, чтобы потерялись, а потеряли друг друга из виду. Когда я выходил из пещерки она сидела у входа (там выше она сидит на стульчике) и писала записочки. Я решил тоже написать преподобному имена сродников и близких, испрашивая его святых молитв, но прежде заглянул в лавку, чтобы заодно и иконочки приложить к святым мощам.
Для тех, кто найдет время побывать у преподобного Потапия я скажу, что выбор икон тут очень хороший и цены весьма доступные, если не сказать больше. Через двадцать минут я выходил из лавки с двумя большими пакетами, в которых лежали иконы для дома и в благословение нашим друзьям. Увидев большую восковую свечу (грамм на двести, наверное, если не больше) я поинтересовался у монахини в лавке:

– Сколько стоит кэрья (свеча по гречески)?
– Эта? Большая?
– Да, она.
– Это Вам в подарок!
– Спаси, Господи!

Заполучив таким образом и свечу я отправился обратно в пещеру за благословением блаженного Потапия. По дороге встретил любимую тоже с пакетом. Пока меня не было она успела сделать несколько фотографий монастыря. До сих пор не могу понять, как ей удалось улучить момент таким образом, что на фотографиях практически нет посетителей. Не скажу, что монастырь кишел паломниками, то люди были и их было не мало.

Вернувшись к пещерке я тоже написал записки и зашел вовнутрь. Возле раки с мощами преподобного стоял человек и о чем то усиленно просил святого не обращая ни на кого внимания. Не желая ему мешать, я становился подождать, однако он не прерывал своей молитвы. Шло время, а человек все еще стоял у раки… в конце концов, поскольку за мной уже выстроилась небольшая очередь, монахиня знаком показала нам, чтобы мы проходили к раке (места было достаточно, чтобы тоже приложиться, не мешая особенно тому молящемуся), что мы и сделали.
Поскольку монастырь святого Потапия расположен на самом верху, то с него открываются удивительные по красоте виды на море, город Лутраки и на нижележащий монастырь пророка Илии.

Вон там, где на фотографии идет дым и расположена эта обитель. Но пугаться не следует, горит не сам монастырь, что мы выяснили, когда до него добрались.

Возвращаясь к стоянке мы встретили обязательного насельника всех греческих монастырей – местного кота весьма независимого вида. Он видимо с недоумением размышлял в себе – как можно отсюда уехать!?
И мы готовы были бы с ним согласиться, однако, пора было уже продолжить движение к следующей нашей остановке – Ильинскому монастырю. Мы в последний раз поклонились преподобному и стали спускаться вниз…

В монастыре Святого Патапия

В монастыре Святого Патапия

Недалеко от городка Лутраки, на горном хребте Герания, расположен монастырь Святого (или Блаженного) Патапия. Утром и вечером над городком разливается призывающий на службу перелив колоколов монастыря. Звон колоколов с вершины горы особенно хорошо слышен в безветренную погоду.

Патапий был родом из Египта, из богатой христианской семьи коптов. Родился в городе Фивы. Стоит монастырь на высоте 700 метров над уровнем моря. Взобравшись к нему по извилистой и довольно узкой серпантинной дороге, находим парковку. Машину оставляем внизу и поднимаемся по ступенькам ко входу. Возле парковки обычно продают местный мед и травы. Днем монастырь не закрывается и вечером открыт позже других монастырей: вечерняя литургия в нем шла и позже заката солнца, когда монастыри Св.Иоанна и Св.Герасима уже были закрыты. Монастырь основан только в 1952 году, но на этом месте была пещера с алтарём (в которой находилось прибежище подвизавшихся в Геранских горах аскетов) с наскальными фресками Святого Терпения (Агия Ипомони).

В 1904 году пещеру решили расширить. Священник из городка Лутраки по имени Константин Сусанис часто совершал трудное восхождение на гору к пещерному храму, с тем, чтобы отслужить на этом древнем подвижническом месте литургию. Сам он был крупного телосложения и высокого роста, а потому с трудом помещался в крошечном алтаре. Это послужило поводом для расширения пещеры. Отец Константин позвал мастера по мрамору по имени Василий Протопаппас, который и взялся за дело. Предание гласит, что за день до начала работ священнику Константину Сусанису приснился сон, в котором Святой Патапий попросил работать осторожно, потому как в этой пещере он сам и похоронен. И действительно в пещере были найдены мощи святого. В момент, когда инструмент мастера застрял в стене, его глазам открылся крипт, в котором были положены нетленные благоухающие мощи преподобного Патапия. Под головой Святого находилось деревянное основание из кедра, а под ногами – плита из мрамора. Сверху мощи были укрыты глиняной черепицей. В гробнице также были обнаружены деревянный крест, византийские монеты и пергамент с именем Святого. Там в пещере они сейчас и покоятся. Наскальные фрески также сохранились. Фотографировать внутри пещеры с мощами Святого категорически запрещено. Поэтому на картинке, где фото внутри пещеры, — это скан с открытки, купленной в лавке при монастыре.

Что еще впечатляет в пещере — весь потолок увешан лампадками, можно представить, как выглядит пещера, когда они все зажжены. Монастырь женский, очень приветливые монахини, по информации их там живет 40 человек, все подробно рассказывают и показывают. Говорят, что к ним приезжает много русских, но языковой барьер, к сожалению, мешает полноценному общению. ( Критские монастыри , конечно, продвинулись намного дальше — многие монахи/монахини говорят по-английски и кое-что уже знают и по-русски). В пещере, где находятся нетленные мощи Святого Патапия, есть книга – летопись монастыря, к которой зафиксированы многочисленные чудеса Святого, а так же имена и адреса людей, испытавших на себе его чудотворную помощь и сообщивших о ней. В ней описаны истории паломников, которые обращались к Святому в мольбах о помощи и выздоровлении и которым Патапий помог. Считается, что если искренне помолиться и попросить выздоровления, то Патапий обязательно поможет.

Смотрительница пещеры – старшая из монахинь, немного говорит по-английски. Она может дать (подсказать) текст молитвы или помолиться за вас совместно (когда за ней повторяете слова, она говорит их медленно на греческом, короткими фразами). По рассказам моей знакомой — жительницы Лутрак, гостила у них одна женщина, которая не могла забеременеть в браке и уже отчаялась. Возраст уже поджимал, еще немного и 40 лет. Подсказали ей местные: «Иди и попроси смотрительницу пещеры Патапия помолиться вместе с тобой за твоё исцеление!» Встала та женщина на колени перед святыми мощами и стала повторять молитву за монахиней. Слезы текли по её щекам, долго молилась она. Через несколько дней уехала она домой, в Россию. А через полгода присылает письмо своей знакомой (той, у которой гостила): «Всё получилось, уже пошел четвертый месяц беременности, врачи, к которым я ходила на лечение, не могли поверить! После родов обязательно приеду благодарить и монахинь и Святого!». Хотите верьте, а хотите нет.

Мне лично эта монахиня рассказала про мальчика-подростка из Грузии, у которого был страшный псориаз, с коростинами, которые болели и кровоточили. Врачи опустили руки. Мать привезла его к Патапию и молились вместе с сыном. Потом монахиня посоветовала взять с собой намоленные ею ватные шарики (кстати, слово вата – греческое, ж.р. η βάτα), смоченные оливковым маслом. И мазь на основе пчелиного воска, которую можно приобрести за 5 евро за баночку в монастырской лавке. Потом мать мальчика звонила с помощью переводчика (понтийского грека, живущего с ними по соседству в Грузии) и со слезами благодарила монахиню и сказала, что коростины проходят и зуд почти исчез. Они мазали раны ватными шариками и мазью и продолжали молиться иконе Святого Патапия, которую им дали в монастыре. Что поражает в монастырях Греции – это то, что свечи дают бесплатно. Можешь взять и поставить свечи сколько тебе нужно, а денег положить в сундучок для пожертвоваий сколько можешь. Хоть один цент. Такая вот история о монастыре.

Необходимо соблюдать правила в одежде при посещении монастырей в Греции: женщинам длинные юбки или обмотать талию платком или парэо, голову и плечи лучше покрыть платком. Мужчинам брюки или длинные ( ниже колена) шорты, рубашки и майки только с рукавом, закрывающим плечи.

Еще при монастыре действует церковная лавка, в которой очень большой выбор икон, причем с достаточно редкими именами. Монастырь празднует две основные даты: 8 декабря Святого Патапия и 29 мая Святого Терпения. От монастыря открывается еще более величественный вид на окрестности, видны одновременно два моря — Эгейское (Саронический залив и Ионическое (Коринфский залив), еще красивый панорамный вид на Лутраки и Коринфский залив, и если присмотреться, то можно увидеть и вход в Коринфский канал. Очень красиво сверху смотрится монастырь Пророка Ильи. Из всех четырех монастырей у Патапия самая душевная атмосфера. Конечно, можно при желании все вышеперечисленные места посетить и за одну поездку, расстояния небольшие. Но лучше не пресыщаться впечатлениями и не спеша насладиться природными, историческими и православными красотами этих мест. То есть, как минимум, в два захода.

Для увеличения фото в галерее при просмотре нажмите под фотографией в правом нижнем углу » посмотреть в полном размере».

Тогда вы увидите всю прелесть панорамных видов с гор Герания.

Добавить комментарий