Почему у одного святого много молитва

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Читайте также:  От чего молятся святой екатерине

Почему у одного святого много молитва

православное интернет-издание в Гагаузии

Category

Calendar

Апрель 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Для чего молиться святым?

  • Опубликовано: 18.11.2019

Зачем нужно молиться святым? Почему нельзя просто обратиться к Богу напрямую? Зачем нужны посредники?

– К Богу напрямую обращаться, конечно же, можно и нужно. Человек создан для богообщения и молитва святым Церкви не может этому общению ни помешать, ни навредить, а даже наоборот, вполне может ему помочь.

Молитва святым – это особый духовный опыт. А молитвенное обращение к ним – это не посредничество. Скорее, это обращение за помощью, усилением нашей молитвы к Богу. Писание говорит: «много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

Духовная жизнь очень сложна, и разобраться в ней без помощи опытного наставника очень трудно. Среди людей, живущих сегодня, такого наставника можно и не найти. Святые – это те, кто прошли земной путь и сдали свой экзамен на «отлично». Они как раз и есть те наставники, у которых можно просить помощи, наставления, руководства, молитв.

Святых очень много, и чтобы выбрать тех из них, кому молиться, нужно знать их жизнь, и чем именно они угодили Богу. Если св. Пантелеймон исцелял людей то, конечно, к нему можно обращаться и сейчас с этой просьбой. Если свв. Петр и Феврония прожили свято в браке, то их молитвы могут помочь в супружеской жизни. И так далее.

Ведь так же происходит и в обычной жизни. Если человек в чем-то профессионал, то мы идем брать у него совета или помощи. У сантехника о трубах, у столяра о качестве древесины, а у монахов о молитве. Именно поэтому при начале христианского пути руководство «профессионалов» и их молитвенная помощь просто необходимы.

И сами святые, проходя испытания еще в земной своей жизни, обращались к святым почившим, подавая нам пример.

В житии монаха Киево-Печерской лавры преподобного Иоанна Многострадального, люто страдавшего от блудного беса, описан случай, когда ему от Господа был голос: «ты молись о себе погребенному здесь (преподобному Моисею Угрину), он может помочь тебе в этой борьбе». И внял монах Иоанн гласу Божьему, и устроил келию свою у мощей преподобного Моисея Угрина, и молился ему. И преуспел в борьбе своей так, что ныне зовется преподобным печерским и почивает мощами на месте своего подвига, напротив мощей помощника и покровителя своего, преподобного Моисея Угрина.

Так почему же у нас возникают вопросы молиться или не молиться святым, много Богу угодившим?

И так, молиться Богу можно и нужно без посредников: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Но если знакомство с христианством только началось, или идти уже нет сил и нужна поддержка, то ходатайство и помощь наших святых просто необходимы.

У нас есть к Вам просьба.

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь! Мы планируем делать видео передачи с участием священнослужителей Гагаузии, в связи с чем собираем средства для приобретения специального оборудования.

Пожалуйста, поддержите сайт “Православная Гагаузия”. Вы можете отправить нам любое пожертвование (10, 15 или 20 лей), чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!

Как правильно молиться дома

Зачем нужно молиться дома?

Но ведь Господь видит и слышит нас везде, где бы мы не находились и что бы не делали, и Ему не важно, стоим мы перед иконой или готовим дома обед. Поэтому не стесняйтесь всегда говорить с Ним: хотите пожаловаться на судьбу — расскажите Богу о своих проблемах, случилось в жизни радостное событие — поблагодарите, имеете какую-то нужду — выскажите свою просьбу. Ведь сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7).

Для верующего человека молитва — это естественное состояние и потребность общения с Богом. Пока мы находимся на улице или на работе, нас постоянно отвлекают какие-то дела и заботы, а вот дома — утром и вечером — можно немного отдохнуть от дневной суеты и спокойно пообщаться с Богом и святыми. Вспомнить, что хорошего случилось за день и поблагодарить за это или подумать в чем согрешили и попросить прощения, искренне раскаявшись. И не сомневайтесь, вы будете услышаны.

Как правильно молиться Богу

«Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6).

Вспомните себя в детстве. Вы приходили к родителями и просили у них чего-то, твердо веря и зная, что они помогут, защитят и никогда от вас не отвернутся. Или извинялись за какие-то свои проступки, тоже не сомневаясь в том, что родительская любовь простит все. А если отцы и матери любят нас так сильно, то сколько больше любовь небесная!

Но все же, как и в обычном общении, в молитве мы должны придерживаться определенных норм.

Во-первых, необходимо по возможности выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило (подробнее мы об этом поговорим ниже). Во-вторых, молитва не должна быть «для галочки». Можно знать наизусть десятки текстов, но всякий раз тарабанить их, не вдумываясь в смысл. Молитва — не заклинание, это осмысленный разговор с Богом. Но кому понравится собеседник, находящийся мыслями где-то далеко, а на вопросы отвечающий рассеянно?

Сами молитвы следует брать из проверенных источников, желательно из специальных молитвословов, купленных в церковных лавках. Интернет для этого крайне ненадежен, там распространяется множество неизвестно кем написанных текстов, имеющих массу грубых догматических нарушений, в то время как любая молитва из православных молитвословов всегда имеет автора.

Стоит избегать всевозможных излишне эмоциональных состояний во время молитвы: эйфории, умиления. Все это относится к разряду прелестей — на пользу душе не идет, а вот тщеславие может разбудить: мол, я уже достиг высокого уровня просветления, можно сказать, почти святой.

Молиться нужно не только утром и вечером, а по возможности перед едой и перед началом всякого дела. В первом случае — это благодарность Богу за то, что мы не голодаем, а во втором — просьба о помощи в вашем начинании.

А вот если говорить об обязательности исполнения всех молитвенных правил, то тут мнения святых отцов разнятся. Некоторые настаивают на том, что молиться нужно обязательно, поскольку это еще и дисциплинирует человека, а другие полагают, что если совсем нет возможности прочитать объемное правило, то ничего не случится. Главное, не злоупотреблять этим и всякий раз не выискивать поводы для того, чтобы не молиться.

Читать молитвы можно как вслух, так и про себя — как кому удобнее. Делать это лучше всего перед иконами, которые есть у любого верующего человека. Хорошо, если в доме оборудован красный угол — место, где висят образа и горит лампада.

Почему мы молимся святым, а не прямо к Богу?

Почему мы молимся святым, а не прямо к Богу?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Предлагаем Вашему вниманию вопрос, интересующий многих верующих православных христиан: Почему в Православии люди обращают свои молитвы не к Богу напрямую?

— Если открыть православный молитвослов, то легко убедиться, что большинство наших молитв непосредственно обращено к Богу. В других молитвах мы просим Матерь Божию, св. Ангелов, св. угодников Божиих исходатайствовать нам у Бога помощь.

Священное Писание убеждает, что посредничество святых между Всесовершенным Богом и духовно немощными людьми установлено Самим Богом. Господь заключил Завет со всем избранным народом, однако общение Его с ним было опосредовано через пророка Моисея.

«И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я говорить с тобою, и поверил тебе навсегда» (Исх.19:9). Не только Бог не обращается к народу непосредственно, но и люди Израиля свои молитвы к Богу обращают только через Моисея: «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх.20:19).

А Давид? Он был пророк и имел молитвенное дерзновение к Богу, но иногда в его общении с Господом было посредничество пророков Нафана и Гада. «Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: пойди, скажи рабу Моему Давиду: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания…» (2 Цар.7:4–5); «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал…» (2 Цар.12:1). Бог через Нафана обличил грехопадение Давида. «И сказал Давид Нафану: согрешил я перед Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех; ты не умрешь» (12:13). Позже, когда была незаконная перепись, Господь общается с Давидом не «напрямую», а через пророка Гада (24:11–16).

Пророк Елисей желал иметь сугубую благодать Божию, но обращается с просьбой не прямо к Богу, а через пророка Илью? «Когда они перешли, Илья сказал Елисею проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будед» (4 Цар.2:9-10).

Духа человеку может подать только Бог. Почему же пророк Елисей просит через пророка Илью? Царь Седекия призывает пророка Иеремию и просит: «помолись о нас Господу Богу нашему» (Иер.37:3). Вновь посредничество. Принявший крещение Симон волх после того как апостол Петр обличил его просит апостолов Петра и Иоанна: «помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (Деян.8:24). Почему не «напрямую»?

Беспечный богач из притчи о нищем Лазаре также не впрямую просит Бога: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24).

Св. апостол Иаков призывает нас: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (5:16). И апостол Павел просит: «Братия! молитесь о нас» (1 Фесс.5:25); «Итак молитесь за нас, братия» (2 Фесс.3:1); «Молитесь о нас» (Евр.13:18). Если первоверховный апостол просит молитвенного ходатайства за него к Богу, значит, видит в этом духовную пользу: «надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (Флм.1:22).

Наконец, в Новом Завете мы умеем ясные указания на силу молитв святых: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Отк.8:3–4).

Православная Жизнь

Каждый из нас, молясь Богу о чём-то важном, сталкивается с разнообразными трудностями.

Первая из них – маловерие. Человек может не ощущать Бога и не верить, что Тот хочет нам помочь.

Вторую трудность представляет собой мысль, которую нам приносит враг. Звучит она так: «Бог услышит всех, но только не тебя. Бог поможет всем, но только не тебе».

Против маловерия мы можем употребить средства укрепления веры. Против этой мысли мы можем бороться отвергая её и вспоминая, что ни один человек из тех, кто понадеялся на Бога, не постыдился.

Но есть ещё одно – мы, молясь о чём-то очень важном для нас, очень хотели бы, чтобы наша молитва обязательно была исполнена. И Христос по милости Своей знает это желание нашего сердца. Он даёт нам средства и способы, с помощью которых молитва обязательно будет исполнена.

Условия, при которых наша молитва будет исполнена, – святоотеческое учение. Откуда оно пришло к нам? Святой Иоанн Кассиан Римлянин, ученик святого Иоанна Златоуста, много лет путешествовал по египетской пустыни, которая в то время была густо населена множеством святых старцев-монахов. Иоанн Кассиан жил с ними, слушал их наставления, которые зиждились на практике христианской жизни и на деятельно обретённом богообщении. У этих святых подвижников Иоанн Кассиан и узнал, как сделать, чтобы молитва была обязательно исполнена Богом. Позднее он изложил эти наставления в книгах. Все они – не кабинетные философские изыскания, но опыт, обретённый святыми на своём пути ко Христу. Важно также то, что для исполнения молитвы не требуется одновременная совокупность всех пяти способов, достаточно даже одного, поэтому каждый может выбрать способ по своему сердцу.

Вот эти способы.

Когда двое или трое просят об одном

Основанием его можно считать слова Христа «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».

Душа любого одного человека значит для Бога столько же, сколько все души вместе. И боль любого одного человека значит для Творца столько же, сколько общая боль всей планеты. Так всегда бывает по отношению к любимому, а Бог умеет любить. Когда же несколько человек просят об исцелении одной боли – это как если бы несколько детей просили свою маму им помочь в одном деле.

В Писании есть примеры исполнения такой молитвы, которая в буквальном смысле меняла волю Божию. Один из них – в Книге пророка Ионы, который возвестил жителям Ниневии, что за их грехи город будет разрушен. И жители стали каяться, поститься и молиться – и Бог сохранил город.

Другой евангельский пример – четверо друзей парализованного человека приносят его ко Христу, Тот исцеляет больного по вере их.

А вот современный случай. Один жестокий муж занимался бизнесом и заставлял помогать себе свою жену. Если та ошибалась в счёте денег (а она была бухгалтером), он её жестоко бил. Однажды случилось так, что женщина потеряла 4000 тысячи гривен (это было в 2003 г., на то время очень большие деньги). Её сын, служитель Церкви, узнав об этом и понимая, что жестокий муж-садист будет бить его маму, попросил помолиться о ней вместе с ним своего друга, тоже служителя Церкви. Они вдвоём молились, чтобы злой человек не побил эту женщину. Потом она рассказывала, что когда муж узнал о пропаже, он в ярости бегал вокруг неё, нецензурно ругался, орал и замахивался, но так и не ударил. Для мамы и обоих служителей Церкви это было явным чудом, потому что до этого злой муж бил её по любому поводу.

Подобных историй, когда по молитве нескольких человек Бог посылает Свою помощь, очень много и в церковной истории, и в современности.

Настойчивость в прошении

Когда мы постоянно просим об одном и том же. В Евангелии есть эпизод, когда хананеянка (язычница) долго просила Христа, чтобы Он исцелил её дочь. Христос не делал этого, а потом даже отказал ей, но она продолжала просить – и Спаситель исцелил её чадо.

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:22–28).

Бог добр и подаст нам то, что мы просим. Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если мы не можем ничего другого, то можем, по крайней мере, неотступно просить Бога о том, чего хотим. И Он обязательно исполнит молитву.

Один монах из Никольского монастыря сравнивал это с тем, как если мы пришли к начальнику и подали ему прошение, а он по каким-то своим соображениям тянет с его исполнением. Если нам это надоест и мы заберём прошение, то ничего и не получим. Поэтому прошение должно лежать на столе у начальника до тех пор, пока он не обратит на него внимания и не подпишет его.

Пример хорош, но Бог для нас не начальник, а родной. И мы можем прося Его довериться Ему, что Он всё нам подаст.

Многие девушки, по несколько лет молящиеся Богу, чтобы Тот подал им мужа, рассказывали, что уже и отчаялись в получении просимого, а потом Всевышний всё равно подавал им мужа.

Для Бога не ценно то, ради чего мы не боролись. Наша молитва за обретение чего-то важного есть наша борьба. В этой борьбе Творец на нашей стороне.

Одна светлая христианка-психолог хотела найти работу по специальности. Она желала консультировать людей и решать их проблемы, что очень хорошо умела делать. Но священники не предлагали ей стать приходским психологом, потому что никогда не слышали о такой практике (она только начала появляться в России, а в Украине такого практически нет). 6 лет женщина молилась об обретении работы. И в конце концов совершенно неожиданно ей предложили работу в двух местах – в храме и православном семейном центре. И там и там она психолог. И там и там она нужна. И женщина осознаёт, что работа её вымолена ею и теми, кто о ней молился. И это только увеличивает её великую благодарность Богу.

В получении просимого нам мешает недоверие Богу, недоверие в том, что Он подаст нам просимое. С недоверием нужно бороться как с духовной болезнью.

Вот несколько способов этой борьбы:

1.Один мудрый священник предлагает в момент нашего недоверия молиться Христу такой молитвой: «Господи, вручаю себя Тебе».

2. Православный европейский психолог Евгения Камышева советует нам в момент недоверия подумать, каков Бог и как он к нам относится. Можно также смотреть на икону Христа. Тогда душа ощущает, что Творец не может обмануть.

3. Помогает последовательное повторение таких фраз:

Я верю в Бога.
Бог есть любовь.
Я доверяю Богу.
Я доверяюсь Богу.
Я доверяю Ему.

Милостыня как молитва

То есть когда мы, подавая милостыню, подаём её за что-то. Такой же способ описан и у аввы Дорофея. Когда человек подаёт милостыню и мысленно говорит, допустим: «Господи, это за спасение моих детей». И Бог спасает его детей. Или: «Это за сохранение корабля в море». И Всевышний сохраняет корабль в море. Или: «Это за изобилие моего урожая». И Творец дарует изобилие урожаю.

К этому же способу может относиться и жертва за другого. К примеру, когда к Паисию Афонскому пришёл отец больной девочки, старец сказал: чтобы девочка исцелилась, отец должен пойти на жертву, например – отказаться от страсти курения. Отец так и не отказался, и девочка не исцелилась.

Этот способ, способ добиться своего через милостыню, очень действенный.

Вот история из Валаамского патерика:

«Жил в Петербурге один добрый и благочестивый вельможа. Имел он дом, множество друзей. К сожалению, он имел несчастье подвергнуться немилости государя: на него возвели какую-то клевету, отдали под суд, и дело грозило тюрьмой. Несчастный вельможа заболел и слег от горя в постель. Все прежние друзья от него отвернулись.

В это время приехал в Петербург строгий подвижник Валаамского монастыря отец Назарий. Он был знаком с нечастным вельможей и зашел утешить его в скорби. Несчастная супруга хозяина бросилась в ноги отцу Назарию и взмолилась:
– Помолись, отец, чтобы дело моего мужа получило добрый исход.
– Хорошо, – ответил старец, – конечно, надо молиться Господу, но необходимо попросить ходатайства и приближенных государя. Дайте мне немного денег, я сам попрошу их за вас.
Старцу подали золота.
– Нет, – сказал он, – это мне не годится. Нет ли медных или мелкого серебра?
Подали тех и других. Отец Назарий взял деньги и ушел.
Поздно вечером он опять пришел к вельможе и спокойно сказал:
– Все царские приближенные обещали похлопотать за вас; успокойтесь и ждите радостных вестей.
И действительно – старец еще сидел у постели больного, как последний получил известие о благополучном окончании его дела. Радостная весть благотворно подействовала на больного. Вельможа начал благодарить старца и просил его сказать, кто из приближенных государя принял наибольшее участие в его беде, за кого ему надлежало молиться и кого благодарить. Только тут открылось, что отец Назарий ни у кого из ближних к государю людей не был. Вместо этого он целый день ходил по улицам города и раздавал бедным деньги, взятые им у вельможи.
– Итак, благодарите Господа, – сказал в заключение старец. – Он, Милосердный, внял молитвам убогих и положил на сердце доброму государю еще раз пересмотреть ваше дело. Да не забывайте и вельмож Господа – ваших благодетелей, нищих и убогих. Их молитва многое может пред Престолом Божиим!»
Христос говорит: то, что мы сделали кому-то, мы сделали Ему Самому. Когда мы вносим радость в жизнь другого человека тем, что ему помогаем, Бог в добром смысле становится нашим должником. А Он знает, как вернуть этот долг. Он знает, как подать нам радость и то, чего мы хотим и ждём.

Желает ли Бог мне счастья? Да. Он мне хочет счастья вне страсти.

Старец Тихон Агриков: «Бог устраивает жизнь каждого по тайному желанию сердца человека». А значит, то, чего я хочу, учтено и будет подано мне, но, насколько это возможно, вне страсти.

Старец Амфилохий Патмосский говорит, что в молитве мы можем выпросить даже изменения намерения и мыслей других людей.

Одна девушка как-то поссорилась с парнем, и он ей больше недели не звонил. Она изводилась и просила друзей помолиться, чтобы он позвонил. А парень всерьёз был намерен расторгнуть отношения. Но молитва что-то поменяла в нём, и он позвонил.

Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении».

И Он действительно стремится нам помочь задолго до того, как мы Его позовём.

Авва Дорофей: «И Сам Господь сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6:36). Не сказал: поститесь, как Отец ваш Небесный постится. Не сказал: будьте нестяжательны, как Отец ваш Небесный нестяжателен. Но что говорит?
– «Будите милосердии, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть», потому что эта добродетель особенно подражает Богу и уподобляет Ему человека. И так всегда должно взирать на эту цель и разумно делать добро: и в цели милостыни есть различие. Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает его корабль. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его».

Праведная жизнь просящего

В Евангелии есть слова: «много может усиленная молитва праведного». Из опытов мы знаем, что это действительно так, потому что праведный будет больше желать, чтобы помочь нам, чем себе самому. Он нашего спасения и нашей радости будет искать больше, чем своих собственных. И поэтому мы можем на него положиться: он обязательно вымолит для нас радость и мир. Его праведность и любовь к людям являются залогом того, что он будет услышан и его молитва будет исполнена.

Однако Бог любит равной любовью и праведника, и грешника. Поэтому святой Силуан Афонский говорит, что «Господь слышит молитву и грешника, если грешный смиряет себя». Есть много примеров, когда грешный человек молился – и Бог совершал чудеса по его молитве.

Андрей Ткачев рассказывал такую историю, произошедшую в XX веке во Франции. Насельницы одного из публичных домов были девушками верующими и благодарили Бога за то, что Он их терпит. А у охранника дома росла слепая девочка по имени Эдит. Все девушки, работавшие в этом публичном доме, дорожили Эдит, потому что она напоминала им о семье, которой у них не было. Одна из них как-то сказала: «Я бы всё отдала, только бы эта девушка прозрела». То же повторили и все остальные. Они взяли девочку с собой в монастырь и молились там о ней. Когда девушки шли обратно, девочка прозрела. А была это знаменитая Эдит Пиаф.

Исполнение молитвы ради страдания человека

Человеку может быть настолько больно и плохо, что он обращается к Богу уже не со словами, но с криком. Человек кричит, что не может больше выносить свою боль. И Творец немедленно помогает.

Одна добрая девушка никак не могла оставить привычку раздражаться на маленьких детей. Она молилась об избавлении от раздражения, но ничего не помогало. Однажды её старший четырёхлетний сын толкнул двухлетнюю сестричку, и та упала. Девушка стала наказывать сына, но заметила, что у дочери в результате падения остановилось дыхание. Малышка умирала. Девушка в ужасе бросилась к иконам и стала кричать Богу, чтобы Он не попустил смерти девочки. В это время муж оказывал дочери медицинскую помощь. И девочка пришла в себя.

Священник Артемий Владимиров рассказывает о своей бабушке такую историю. Она жила в блокадном Ленинграде. У неё были дети. Когда последняя еда закончилась и она ничего не смогла принести съестного с работы, то подошла к иконе Святителя Николая и возмущённо вскрикнула: «Святой Николай! И ты спокойно смотришь, как мои дети умирают от голода! Как ты можешь на это смотреть спокойно!» После этих слов девушка выбежала из дома, чтобы броситься в реку и утопиться. На пороге дома она увидела пачку денег. Этой суммы им хватило до самого конца блокады.

Как говорит святой Григорий Богослов, Богу неугодно, чтобы мы страдали. И Он помогает тогда, когда нам кажется, что надежды на помощь уже нет. И всё-таки мы обращаемся к Нему. Это и есть надежда за пределом надежды, и она всегда исполняется. Это как крик к любимому о помощи. Любимый не может не прийти на помощь.

Когда кто-то любящий просит о ком-то любимом

Этот способ не относится к тому, что описано у Иоанна Кассиана Римлянина, но мы отнесем его к способам святоотеческим. Основанием для этого нам служит Евангелие и сама жизнь.

В евангельский период жизни Христа Он исполнил не все молитвы. Не явил фарисеям чудо по их просьбе, не послушал Петра, когда тот просил Его сойти с Крестного пути. Но была в Евангелии такая молитва, которая повторялась в разных ситуациях и исполнялась Христом всегда. Это молитва кого-то любящего о ком-то горячо любимом.

Никогда Бог не отказывал исполнить такую молитву, хотя, бывало, не всегда сразу исполнял её.

Так же происходит и в нашей жизни. Молитва с глубочайшим состраданием о ком-то не может быть отвергнута Всевышним. Молитва с сердечной болью о страдальце и есть высшая сердечная молитва. Образ её – молитва матери. Та молитва, которая всегда исполняется, хотя и не всегда сразу. Если у нас есть друг, который так молится о нас, всё обязательно будет хорошо. Так молятся старцы, мамы о детях и те, кто кого-то любят.

Если мы вполне можем положиться на чью-то любовь, то можем положиться и на его молитву. Он не отойдёт от Бога, пока не выпросит для нас радость.

В романе Э. М. Ремарка «Три товарища» есть такой эпизод. Главный герой со своей невестой в санатории в горах, и у неё начинается приступ туберкулёза. Срочно нужен врач, а все врачи в Берлине за сотни километров. Врачебная помощь должна быть оказана в течение нескольких часов. Тогда главный герой звонит своему другу и говорит: «Мне нужен здесь врач через три часа». Друг отвечает: «Хорошо». Главный герой кладет трубку со словами: «Хотя это и невозможно, но я знал, что врач обязательно будет здесь через три часа». Потому что он знал: друг сделает для него всё. И он во всём положился на друга. Тот действительно привёз врача через три часа.

Это пример того, как любящий нас может выпросить нам у Бога даже то, что абсолютно невозможно.

Бог действительно нас слышит и больше нас хочет, чтобы всё у нас было светло и хорошо.

Святой Силуан Афонский: «И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы».

Святой Силуан Афонский: «Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь дает скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога».

Святой Силуан Афонский: «Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы».

Как нужно молиться и почему некоторые молитвы остаются без ответа

КАК НУЖНО МОЛИТЬСЯ И ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ

Молитва нам необходима для того, чтобы увидеть свои грехи. Прп. Антоний Великий писал, что, когда мы грешим, то Бог «не то значит, чтобы Он гнев имел на нас , но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами и мучителями соединяют».

Чтобы молитва была услышана, нужно соблюдать несколько условий:

    Внимание
    В молитве очень важно быть внимательным к тому, о чем в ней говорится.

Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию» (священноинок Дорофей, 19 век)

Внимательно относиться к словам и мыслям в молитве – это труд. А простое механическое чтение молитвы может стать опасным занятием, к которому можно привыкнуть и, в конечном итоге, даже забыть саму молитву. Т.е. человек начинает читать просто тексты, а не молитвы, при этом может возникнуть гордыня о своей молитвенности, ведь он столько много читает и даже знает многое наизусть.
Cтарец архимандрит Серафим (Романцов) однажды так сказал одному монаху, который очень быстро перебирал четками:

Никакой молитвы у тебя нет, ты просто привык к ее словам, как некоторые привыкают к ругани.

Покаяние.
Правильная молитва неразрывно связана с покаянием, оно должно происходить из самой глубины сердца, и искренним желанием исправить свою жизнь. Без такого намерения и покаяния в своих грехах мы становимся теми, о ком говорил Господь:

Лицемеры! … приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15: 7-9)

Смирение и благоговение
Без этих двух условий молитва будет богопротивной. У молящегося, со временем, может выработаться привыкание к молитвам и возникнуть чувство появившейся праведности, как у одного из героев известной притчи о мытаре и фарисее. Без смирения в молитве возникает соблазн попросить у Бога духовных дарований, может прийти искушение в поиске Божественной любви, а это уже признак вхождения в прелестное состояние.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) так писал об этом:

Некоторый инок сказал Великому Сисою: “Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога”. Преподобный Сисой отвечал ему: “Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари”. Высокое занятие, – продолжает Святитель, – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести.

Святитель в своей статье «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником» подчеркивает, что обязательно нужно приучить себя к неспешности в молитве. Прочитанная со скоростью скороговорки, молитва, без сомнения будет бесполезной.

В «Добротолюбии» отцы также предупреждают о недопустимости мысленного представления во время молитвы образа Спасителя, Божией Матери или святых, нужно сохранять свой ум «безвидным». Например, преподобный Симеон Новый Богослов, рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести.»

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ МОЛИТВЫ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ОТВЕТА

Даже при нашем правильном и искреннем подходе к молитве бывает так, что мы не получаем просимого.
Например, человек усердно на коленях молится Богу, ставит большие свечки в храме, чтобы Господь помог в определенном деле, а когда это дело не решается, возникает недоумение – почему так?
Все было искренне и правильно сделано, кроме одного момента — этот человек исходил из принципа: «Да будет моя, Господи, воля, а не Твоя», т.е это мое желание, и я хочу, чтобы оно исполнилось. А насколько оно будет полезно с духовной точки зрения — это уже не важно.

Спаситель, находясь в Гефсиманском саду, знал, что скоро Его схватят и облекут на страшные муки. Слова Его, обращенные в молитве к Отцу были:

«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42).

Исходя из этого примера, в молитве лучше выразить свои мысли следующим образом:

Господи, я всё с благодарностью приму, потому что верю, что ты Сама Любовь и устроишь мою жизнь наилучшим образом. Да будет Твоя, Господи, воля, а не моя, не мои слепые желания!

С таким отношением к вере мы чаще смогли бы получать милости Божии. Но в трудные моменты жизни мы забываем о том, что Бог все устраивает так, чтобы это было наиболее нам полезно. Фактически мы не получаем того, что просим потому, что у нас нет веры в Бога и поэтому наши молитвы нередко бывают не услышанными.

Читайте также:  В чем смысл молитвы богородице дево радуйся
Добавить комментарий