Святая пелагия о чем ей молятся

Преподобная Пелаги ́ я Антиохийская , Елеонская , Палестинская

День памяти

Житие

Пре­по­доб­ная Пе­ла­гея (Пе­ла­гия) ро­ди­лась в Ан­тио­хии Си­рий­ской и до сво­е­го об­ра­ще­ния ко Хри­сту бы­ла лег­ко­мыс­лен­ной и рас­пу­щен­ной де­ви­цей. Имея очень при­вле­ка­тель­ную на­руж­ность, она укра­ша­ла се­бя рос­кош­ны­ми одеж­да­ми, зо­ло­том и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, за что по­клон­ни­ки на­зы­ва­ли ее Мар­га­ри­той, т. е. жем­чу­жи­ной.

Од­на­жды в Ан­тио­хию съе­ха­лись на со­бор епи­ско­пы со­сед­них епар­хий. Сре­ди них на­хо­дил­ся Нонн, епи­скоп Илио­поль­ский, из­вест­ный сво­ей муд­ро­стью и пра­вед­ной жиз­нью. Во вре­мя пе­ре­ры­ва епи­ско­пы вы­шли из хра­ма, где они за­се­да­ли, и вдруг пе­ред ни­ми по­яви­лась шум­ная тол­па юно­шей. Сре­ди них осо­бен­но вы­де­ля­лась сво­ей кра­со­той од­на де­ви­ца – с об­на­жен­ны­ми пле­ча­ми и нескром­но оде­тая. Это бы­ла Пе­ла­гия. Она гром­ко шу­ти­ла и сме­я­лась, а по­клон­ни­ки ви­лись во­круг нее. Сму­щен­ные епи­ско­пы по­ту­пи­ли свои взо­ры, а свя­той Нонн, на­про­тив, стал при­сталь­но рас­смат­ри­вать Пе­ла­гию. Ко­гда шум­ная тол­па уда­ли­лась, Нонн спро­сил епи­ско­пов: «Раз­ве не по­нра­ви­лась вам кра­со­та этой жен­щи­ны и ее на­ряд?». Они мол­ча­ли. То­гда Нонн про­дол­жал: «А я мно­го­му на­учил­ся от нее. Она по­ста­ви­ла сво­ей це­лью нра­вить­ся лю­дям и, как вы ду­ма­е­те, сколь­ко ча­сов упо­тре­би­ла она на укра­ше­ние се­бя, на за­бо­ту, чтобы по­ка­зать­ся кра­си­вее дру­гих жен­щин в гла­зах сво­их по­чи­та­те­лей! На Страш­ном су­де ею осу­дит нас Гос­подь, по­то­му что мы, имея на Небе бес­смерт­но­го Же­ни­ха, пре­не­бре­га­ем со­сто­я­ни­ем сво­ей ду­ши. С чем мы пред­ста­нем пе­ред Ним?».

При­дя в го­сти­ни­цу, свя­той Нонн стал усерд­но мо­лить­ся о спа­се­нии Пе­ла­гии. В сле­ду­ю­щее вос­кре­се­ние, ко­гда Нонн со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, Пе­ла­гия, вле­ко­мая та­ин­ствен­ной си­лой, впер­вые при­шла в храм. Бо­го­слу­же­ние и про­по­ведь свя­то­го Иоан­на о Страш­ном су­де так по­тряс­ли ее, что она при­шла в ужас от сво­ей греш­ной жиз­ни. При­дя к Нон­ну, она изъ­яви­ла же­ла­ние кре­стить­ся, но не бы­ла уве­ре­на, по­ми­лу­ет ли ее Гос­подь: «Гре­хи мои мно­го­чис­лен­нее пес­ка мор­ско­го, и не до­станет во­ды в мо­ре, чтобы омыть мои сквер­ные де­ла». Доб­рый пас­тырь уте­шил ее на­деж­дой на ми­ло­сер­дие Бо­жие и кре­стил ее.

Став хри­сти­ан­кой, Пе­ла­гия со­бра­ла свое иму­ще­ство и при­нес­ла Нон­ну. Нонн же ве­лел раз­дать его ни­щим, го­во­ря: «Пусть бу­дет ум­но по­тра­че­но ху­до со­бран­ное». Несколь­ко дней спу­стя Пе­ла­гия, пе­ре­одев­шись в муж­скую одеж­ду, уда­ли­лась из го­ро­да. По­шла она в Иеру­са­лим и здесь при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг. Ее при­ня­ли за юно­шу. Устро­ив се­бе кел­лию на Еле­он­ской го­ре, она за­тво­ри­лась в ней и ста­ла ве­сти су­ро­вую мо­на­ше­скую жизнь в по­ка­я­нии, по­сте и мо­лит­ве. Жи­те­ли окрест­ных мест счи­та­ли ее за ино­ка Пе­ла­гия, ев­ну­ха. По­сле несколь­ких лет, до­стиг­нув вы­со­ких ду­хов­ных да­ро­ва­ний, инок Пе­ла­гий скон­чал­ся при­бли­зи­тель­но в 457 го­ду. При по­гре­бе­нии об­на­ру­жи­лось, что по­чив­ший инок – жен­щи­на.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобной Пелагии Антиохийской, глас 8

В тебе́ ма́ти изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Пелаги́е, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Пелагия, дух твой.

Кондак преподобной Пелагии Антиохийской, глас 2

Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши,/ бде́нными моли́твами Творца́ умоли́ла еси́ о дея́ниих твои́х,/ я́ко да прии́меши соверше́нное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, я́ве,// путь покая́ния показа́вши.

Перевод: Тело твое постами изнурив, неусыпными молитвами Создателя молила о грехах своих, чтобы получить совершенное прощение, которое и обрела ты истинно, путь покаяния указав.

Имя Пелагея в православном календаре (Святцах)

“Морская” именно так можно перевести имя Пелагея с греческого языка.

Преподобная Пелагия Антиохийская, Палестинская, дата памяти 21 октября

Она родилась в Сирии и до того момента, как уверовала в Господа, вела очень распутную жизнь. Девица имела много поклонников, т.к. обладала очень красивой внешностью и многие называли ее жемчужиной.

Однажды в Антиохии проводился большой собор, на который съехались епископы многих епархий, в том числе и епископ Илиопольский Нонн. Он был известен многим своей праведной жизнью. Когда на соборе объявили небольшой перерыв, епископы вышли из храма, где он проводился, и увидели шумную компанию, которая состояла из юношей. Лишь одна девушка была среди них: нескромно одетая, с обнаженными плечами – такой предстала перед священнослужителями Пелагия.

После окончания собора, святой Нонн тайно стал молиться за эту девицу. И в следующее воскресенье, когда епископ Илиопольский служил Божественную Литургию, Пелагия впервые вошла в храм. Она была влекома какой-то неведомой ранее силой.

После службы последовала проповедь. Святой Нонн рассказывал об участи грешников после смерти. Пелагия пришла в ужас от услышанного, после чего обратилась к епископу с твердым желанием принять Святое Крещение. Но ее душу терзали сомнения, сможет ли Господь простить все ее «скверны души и тела».

Пастырь уверил ее в том, что милосердию Божьему нет предела, после чего Пелагия стала христианкой. Все свое имущество она продала, а деньги принесла епископу Нонну. Через несколько дней, она облеклась в мужскую одежду и удалилась из Антиохии. Пелагия отправилась в Иерусалим, где приняла монашеский постриг.

Свою келью она в образе юноши-монаха обосновала на Елеонской горе, где стала проводить время в строгом посте и молитве. В 457 году она мирно отошла ко Господу, только при захоронении обнаружилось, что инок – женщина.

Икона преподобной Пелагии Антиохийской

Святая Пелагия Дивеевская (Серебренникова), Христа ради юродивая, дата памяти 12 февраля

Она была рождена в 1809 году в городе Арзамасе. Ее семья не была бедной, напротив, отличалась зажиточностью и богатством. С юных лет она отличалась особой красотой, которая приносила ей только страдания. Вот почему Пелагея Ивановна стала изображать себя безумной. Она надеялась, что это поможет ей избежать замужества.

Однако, один из женихов не отказался от нее после смотрин, где Пелагея Ивановна проявила себя «во всей своей красе». После того, как ее просто заставили выйти за него замуж, она отправилась к преподобному Серафиму Саровскому. Эта встреча изменила весь ее жизненный путь, обернув к духовной жизни. Самым главным ее делом стала Иисусова молитва.

Безумие Пелагии Ивановны еще больше усугубилось. Она стала странно одеваться, вести себя в людных местах. Более того, блаженная стала жить на улице, а ночами на паперти церкви непрестанно молилась. Родные пытались всячески противиться такому ее поведению: морили голодом, холодом и даже избивали. Но все это с великим терпением и даже благодарностью Пелагея Ивановна переносила.

Икона блаженной Пелагии Дивеевской

В 1837 году она окончательно переселилась в Дивеевскую обитель. Ее встречать вышел лично батюшка Серафим. В самом начале своего пребывания в монастыре, она вела себя очень буйно, но со временем стала намного тише. Многие знали о ее прозорливости.

Сестры монастыря во всем советовались с блаженной и всегда получали совет или утешение. Очень часто Педагия Ивановна удостаивалась откровений и видений. Не оставлял после смерти ее и сам преподобный Серафим Саровский. В 1884 году она мирно отошла ко Господу, прожив в Дивеевской обители 47 лет.

Православные святые жены с именем Пелагия

Даты указаны по новому стилю.

  • Пелагия, мц. 5 апреля
  • Пелагия (Балакирева), мц. 8 февраля, 30 июня
  • Пелагия (Тестова), прмц. 8 февраля, 3 ноября
  • Пелагия (Жидко), прмц., инокиня 8 февраля, 26 июня
  • Пелагия Антиохийская, мц., дева 21 октября (ученица сщмч. Лукиана Антиохийского)
  • Пелагия Антиохийская, Елеонская, Палестинская, прп. 21 октября (подвизавшаяся в мужском образе)
  • Пелагия Дивеевская (Серебренникова), Христа ради юродивая 12 февраля
  • Пелагия Тарсийская, мц., дева 17 мая, 20 октября

Икона святой мученицы Пелагеи

Рукописная икона святой мученицы Пелагеи. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак.

Иконописец: Осипов Александр. 2017 год. г. Сергиев Посад.

На золотом фоне иконы изображена ростовая фигура святой мученицы Пелагеи. Взгляд святой устремлен на зрителя. Пелагея одета в красный мафорий поверх белой туники. Где красный цвет мафория святой символизирует мученический подвиг, кровь пролитую за Христа. Белая туника под мафорием – небесную чистоту. В правой руке святая Пелагея держит крест, как напоминание о крестных страданиях Спасителя. Открытая левая ладонь обращена к молящимся, символизируя праведность и открытость чистой души.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святой Пелагеи.

Икона святой мученицы Пелагеи выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Иконография святой мученицы Пелагеи

Согласно традиции, на иконах святая Пелагея изображается в образе мученицы: в красном мафории и крестом в правой руке.

Житие святой мученицы Пелагеи

Свя­тая Пе­ла­гея (Пе­ла­гия) ро­ди­лась в Тар­се (в Ма­лой Азии) от знат­ных ро­ди­те­лей – языч­ни­ков. От­ли­ча­лась она необык­но­вен­ной кра­со­той и бле­стя­щим об­ра­зо­ва­ни­ем. Им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305 гг.) хо­тел же­нить на Пе­ла­гее сво­е­го усы­нов­лен­но­го на­след­ни­ка, но она, уве­ро­вав во Хри­ста, по­же­ла­ла по­свя­тить Ему свою жизнь и от­ка­за­ла в сво­ей ру­ке цар­ско­му на­след­ни­ку. При­няв кре­ще­ние, Пе­ла­гея ре­ши­ла про­свя­тить ве­рой Хри­сто­вой и свою мать-языч­ни­цу, но та упор­ство­ва­ла и в зло­бе при­ве­ла дочь к от­верг­ну­то­му ею же­ни­ху и от­да­ла ее ему в ру­ки. Же­них же, зная, что Пе­ла­гея не от­ка­жет­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры и что ее бу­дут пы­тать, как и дру­гих хри­сти­ан, от ве­ли­кой скор­би по­кон­чил с со­бой.

Это еще бо­лее озло­би­ло мать Пе­ла­геи, и она от­ве­ла ее к Дио­кли­ти­а­ну на суд. Уви­дев Пе­ла­гею, царь сам пле­нил­ся ее кра­со­той и за­хо­тел на ней же­нить­ся. «У ме­ня же­них – Хри­стос, за ко­то­ро­го я го­то­ва уме­реть», – от­ве­ча­ла Пе­ла­гея. То­гда царь при­ка­зал от­дать свя­тую де­ву на му­че­ния. По­сле страш­ных ис­тя­за­ний Пе­ла­гею вверг­ли в рас­ка­лен­но­го мед­но­го бы­ка, где она и пре­да­ла Бо­гу ду­шу в 287 го­ду.

В чем помогает икона святой мученицы Пелагеи

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона святой мученицы Пелагеи помогает наладить молитвенную связь со святой заступницей. Имея перед собой зрительный образ святой Пелагеи, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.
Пелагея почитается в христианском мире как святая, мученица.

Святой Пелагее молятся:

— Об укреплении веры
— О помощи в устроение земных дел
— Об исцелении телесных и духовных немощей.

Значение иконы святой Пелагеи

Значение иконы святой Пелагеи заключается в несокрушимой силе духа, представленной в образе святой. Она олицетворяет силу веры, мученический подвиг, твердую решимость отстаивать христианские идеалы, даже ценой собственной жизни. Образ святой Пелагеи, история её жизненного пути, вдохновляют нас, побуждают к пламенной молитве и благочестивым делам.
Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святой Пелагеи! Откройте ей свое сердце в искренней молитве и она услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Читайте также:  О чем молиться святым праведным богоотцы

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святая мученица Пелагея услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Купить икону святой мученицы Пелагеи

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святой мученицы Пелагеи. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Представленная выше икона святой Пелагеи, выполнена иконописцами нашей мастерской.
В меру своего духовного состояния, каждый наш художник привносит свои уникальные, неповторимые черты в святой облик, и в то же время старается не выйти за рамки узнаваемости изображаемого святого.

Заказывая у нас икону, вы можете быть уверены, что образ написан в строгом соответствии с каноном Русской Православной Церкви.

В церковном каноне мы черпаем свои силы, предающие нам вдохновение и твердость руки. Как и тысячи наших предшественников, вкладываем в создание иконы всю свою душу и особую, индивидуальную манеру письма. Вера, молитва, знание иконографического канона и хороший уровень мастерства помогают нам в этом.

Мы надеемся что на нашем сайте Вы найдете образ на который откликнется Ваше сердце.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святая угодница Божия, Пелагея, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Молитвослов на современном русском языке

Вторник, 28 Апреля 2020, 11:39

НАСТАВЛЕНИЯ БЛАЖЕННОЙ ПЕЛАГЕИ О МОЛИТВЕ

1. Биография блаженной Пелагеи Рязанской
2. Предсказания блаженной Пелагеи Рязанской
3. Молитвы и акафист блаженной Пелагее Рязанской
4. Информация для паломников
5. Наставления блаженной Пелагеи о молитве

Общие наставления о молитве

Тот, кто мало молится, холодно, вяло, кое-как, без страха Божия, есть истукан.
Нужно трудиться и молиться усердно, не только днем, но и ночью. Ночью сначала немного, а потом много. Скоро печать!
Пелагия объясняла что, всякая молитва, прочитанная в ночное время, ценится пред Богом в сорок раз выше, чем та же, прочитанная днем; то же самое — и о поклонах. “Ведь человек, – говорила Поля слепенькая, — сам во славу Божию отрывает время от своего сна!”

Молиться — это Богу предстоять, это беседовать с Богом. Это такая простая-простая душа, которая сознает всю свою греховность, всю свою никчемность, свое бессилие, все свое омерзительное прошлое и имеет желание быть новой, проклиная старое все.

«Святитель Задонский Тихон учит про пять видов моления: это – пламенная молитва, молитва горячая, теплая, холодная и ледяная, Сам делай вывод – как ты молишься?! Надо просить: Господи, прими мою молитву ни как Ниллы, а как Афония!»- говорила блаженная Пелагия Рязанская.

Полюшка нам объясняла: “Чем человек лучше живет, — тем он должен лучше молиться, ведь по Божьему Закону народ верующий должен жить хорошо!”

Блаженная Полюшка Рязанская просила нас поминать в молитвах ее маму Наталию. Она сказала: “Кто будет маму мою поминать, тот человек будет доволен!”

Прозорливая старица Пелагия Рязанская: Кто будет меня в молитвах поминать и чтить, за тех мне дано будет просить перед Богом, и даже дано будет защищать их на Страшном Суде.

Молитвы от печати антихриста

Блаженная девица Пелагия нам повторяла, что необходимо от принятия антихристовой печати читать молитву, находящуюся в конце первой кафизмы Псалтири: “Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило. “.

Только в Православной Церкви сохраняется правильное почитание Святых. Они, находясь ближе к Богу, доносят до Него наши молитвы и чаяния.
Блаженная девица Пелагия часто рассказывала нам и объясняла — к каким угодникам Божиим и в каких случаях надобно обращаться:

О стяжании твердости и непоколебимости в вере:пророку Амосу, пророку Даниилу, апостолу Павлу
Об ограждении имущества от хищений:святому генералу Иоанну Воину
Об избавлении от заражения крови:мученику Смарагду Римскому
О стяжании любви, смирения и сердечной тишины:преподобному Серафиму Саровскому
О правильном окормлении паствы:святителю Григорию Богослову
О помощи в родах:Божией Матери в честь Ее иконы “Феодоровская”
О получении работы:страстотерпцам князьям Борису и Глебу
О приобретении любви к молитве:святителю Иннокентию Иркутскому
Об исцелении больных ног:мученику Трифону, преподобному Симеону Столпнику, преподобному Серафиму Саровскому
О разорении совета лукавых:пророку Моисею, Святителю Иоанну Златоусту
Об исцелении от рака и опухолей:праведному Никодиму, преподобной Макрине
Об избавлении от огня вечного:святителю Порфирию Газскому
О приобретении жилья:Божией Матери в честь Ее иконы “Нерушимая Стена”, пророку царю Давиду, двенадцати братьям — греческим строителям храма в ближних пещерах Киевской Лавры
Об исцелении от болезней груди и чрева:апостолу Иоанну Богослову
О даровании бесстрашия, против страха смерти:мученику Вонифатию
Об умягчении ожесточенного сердца:пророку царю Давиду
Об исцелении от болезней головы:пророку Иоанну Крестителю
Об исцелении от геморроя:мученице Анисии
О даровании жизни в достатке:Божией Матери в честь Ее иконы “Спорительница хлебов”, пророку Илии, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунскому, священно-мученику Харлампию
О приобретении доброго к себе отношения:пророку царю Давиду
Об избавлении от людоедства:Божией Матери в честь Ее иконы “Избавительница”, архангелу Михаилу
Об исцелении от женских болезней:преподобному Ипатию
О даровании непрестанной молитвы:пророку Даниилу
Об избавлении от беды и горя:Божией матери в честь Ее иконы “Избавительница”
Об ограждении от насильственного содомского осквернения:мученице Агнии
Об исцелении от болезней глаз:Божией Матери в честь Ее иконы “Казанская”, святителю Никите Новгородскому
Об обращении как к адвокату в тяжбенных вопросах:святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Серафиму Саровскому
О стяжании дара благодати познания истины:Божией Матери в честь Ее иконы “Живоносный Источник”
Об избавлении от лютых гонений антихриста и принятия его проклятой печати:семи отрокам Ефесским (акафист)
Об исцелении от болезней рук:Божией Матери в честь Ее иконы “Троеручица”, преподобному Иоанну Дамаскину
О прощении тяжких грехов:Спасителю, Божией Матери в честь Ее иконы “Взыскание погибших”, праведному Иосифу Обручнику
Об исцелении от разных болезней:Божией Матери в честь Ее иконы “Целительница”, архангелу Рафаилу, праведному Симеону Богоприимцу, священномученику Панкратию
О даровании детям любви к родителям:великомученику Пантелеймону
О даровании разумения истины:пророку Иоанну Крестителю
Об укреплении верности Богу:пророкам Илии и Еноху, мученице царице Александре Римской
Об исцелении от припадков:мученикам Никите и Аниките
Об избавлении нераскаянных от огня вечного:святителю Порфирию
Об избавлении от голода и страха смерти:пророку Даниилу
Об исцелении щитовидной железы:мученику Вонифатию
О взятии человека от сей жизни, если угодно Богу, который в обузу (капризный лежачий, невменяемый и т.д.):мученику Тимофею и мученице Мавре
Об избавлении от болей в пояснице (радикулита, почек и др.):преподобному Феодору Молчальнику

Короткие молитвы, рекомендованные Пелагией Рязанской

Для того, чтобы по жизни понимать истину, нужно почаще повторять про себя слова апостола Павла:“Господи, что повелишь мне делать?” (Деян 9; 6).
Для того, чтобы имелся покаянный настрой, особенно перед таинством исповеди“Боже, милостив буди мне грешному”(Лк. 18; 13)
Против маловерия, особенно перед Причащением нужно про себя читать молитву апостола Фомы, который первый на Земле исповедал Иисуса Христа — Богом во плоти:“Господь мой и Бог мой!” (Ин. 20; 28)
При появлении страха необходимо ограждать себя молитвой:“Сила Небесная, избави мя от силы вражией!”
В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится о том, что при антихристе смерти не будет (Апок. 9; 6). Когда все это сбудется, то велики будут эти слова:“Господи, не лиши мя смерти!”
Для того, чтобы иметь ум Христов, всякий раб Божий должен почаще творить такую молитву:“Дождь ми, Сыне, сердце Твое!”
Чтобы не умереть внезапной смертью, не остаться без таинства соборования и без Причастия, необходимо творить такие молитвы:“Господи, избави мя от напрасный смерти! Господи, не лиши мя трехдневного покаяния!”
При каждении в храме или в доме нужно читать про себя молитву:“Дух Святый сойди на мя и сила Всевышнего осени мя “
Для того, чтобы иметь ограждение от злых духов и колдунов, надо непрестанно творить молитву:“Яко с нами Бог!”
Не менее важны молитвы, взятые из других псалмов. В познании всего Божественного очень помогает краткая молитва о просвещении ума:“Господи Боже мой, просветиши тьму мою ” (Пс. 17; 29).
На первом мытарстве истязуются грехи празднословия, суесловия, многословия и пустословия. Кто хочет пройти его, тот должен просить об этом помощи у Господа:“Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих” (Пс. 140; 3).
А чтобы получать у Господа защиту от злых людей и бесов, нужно почаще повторять эту молитву:“Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век ” (Пс. 11; 8).
Надо очень вдумываться в жизнь, чтобы замысел Божий осуществлять. И для этого нужно держать на уме такое прошение:“Имже образом желает елень на источники водныя, так желает душа моя к Тебе, Боже “(Пс. 41; 2).
Если человек хочет, чтобы в его сердце было непрестанное горение к Богу, то он должен непрестанно повторять:“Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огонь “(Пс. 33; 4).
При рукоделии или ходьбе можно творить в уме выдержки из канонов. Например:“Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе “, “Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению “
Пребывая в радости, хорошо повторять про себя хваление нашему Спасителю:“Слава, Господи, воплощению Твоему”
При болезнях необходимо непрестанно творить молитву:“Слава страстем Твоим, Господи”
Во время молитвы дома или в храме нужно смотреть прямо на образ или на вынесенную чашу. Перед причащением Тела и Крови Христовых можно повторять про себя слова из молитвы святителя Василия Великого:“Господи, научи мя совершати святыню во страсе твоем”
В разных обстоятельствах хорошо помогает чтение одной выдержки из молитвы святителя Иоанна Златоуста:“Господи, научи мя творити во всем волю Твою “
Для приобретения и сохранения душевного мира нужно молиться словами святителя Тихона Задонского:“Господи мой, Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей” (Акафист “Всемогущему Богу”)
Любовь к Богу уязвляет врагов Божиих. Поэтому надо почаще творить такую молитву:“Даждь, Господи, чтобы имя мое было страшно врагам!”

Самостоятельный подбор коротких молитв

Блаженная девица Пелагия учила простой народ молиться краткими молитвенными прошениями, сообразными жизненным нуждам человека*.
Например еще до войны Полюшка слепенькая помогла для своего духовного сына составить молитвенное правило наподобие двенадцати молитв дневных и двенадцати ночных св. Иоанна Златоуста.
В каждом прошении семейные могут после слова “мя ” добавлять “со сродниками “:
“Господи, избави мя от огня вечного”
“Господи, запиши мя в книгу жизни”
“Господи, не лиши мя Рая”
“Господи, научи мя славить Тебя”
“Господи, утверди мя в правой Вере”
“Господи, умножи во мне Веру”
“Господи, ниспоcли на мя Дар Святого Духа”
“Господи, научи мя усердно молиться”
“Рассеянный ум мой собери, Господи”
“Господи, научи мя истинно каяться”
“Господи, ниспосли ми благодать, премудрость и мир”
“Теплота Святого Духа, согрей мя” (слова преподобного Серафима Саровского)

Подобная практика составления молитвенного правила из коротких молитвословий нисколько не противоречит святоотеческой традиции. Для того, чтобы убедиться в этом, вполне достаточно будет заглянуть в Творения святителя Феофана Затворника, где имеется следующее наставление о молитве:
“Вместо же читания молитв в молитвенниках, можно вам молиться коротенькими молитовками. Дело сие состоит в следующем: изберите себе коротеньких молитовок, по вашим потребам духовным, десятка три — четыре — пять, заучите их на память и повторяйте их на правиле. как делают с молитвою Иисусовою. Главное дело в том, чтобы всякая молитовка произносимая исходила из сердца. Для этого при заучивании надо глубоко обдумать их.
Содержанием молитовок должны быть: славословие, благодарение, прошение и особенно покаяние. Садитесь, читайте псалмы. и какой стишок падет на сердце, записывайте его. Потом возьмите Октоих, который весь состоит из умиленных воззваний к Богу, выбирайте подходящие вам воззвания и записывайте. То же и из молитвенников можно почерпнуть. Наберется много. Выберите из сего наиболее подходящее к вам и молитесь сими молитовками.
Образчик коротких молитовок можно видеть в 24 молитовках св. Златоуста, что помещаются в ряду молитв на сон грядущим. Их можете теперь заучить, обдумать и прочувствовать, и употреблять. Видно, что Златоуст ими молился”. (Собрание писем, выпуск III, Москва, 1899, стр. 13-14)

Когда блаженная Полюшка поясняла нам значение разных псалмов, тогда говорила, что самый сильный из них – двадцать шестой псалом. “Кто будет читать его три раза в день, — сказала блаженная девица Пелагия, — того Господь проведет по воде, яко по суху!”

Блаженная Полюшка объясняла и смысл и назначение каждого избранного псалма:

1 псаломчитать, чтобы устоять в исполнении заповедей Господних. Он о блаженстве праведных
2 псаломчитать для избавления от вечной погибели
5 псаломчитать для стяжания любви к молитве
15 псаломдля того, чтобы всегда видеть Господа
19 псаломдля подготовки к пришествию антихриста
20 псаломчтобы вразумить лукавого человека
21 псаломдля получения прощения тяжких грехов (18—20 мытарства)
26 псаломчтобы устоять и в брани духовной и на войне; от чародейства и при любых искушениях
29 псаломпри боязни пострадать за Господа
33 псаломво избежание жажды в пище и питии
39 псаломчтобы исполнить волю Божию и иметь готовность к самопожертвованию
43 псаломчтобы в доме пребывала благодать Божия
44 псаломдля того, чтобы всегда видеть Божию Матерь
45 псаломчтобы быть непобедимым. Это гимн победы над врагом
49 псаломчтобы не поколебаться и не изменить Господу (почаще читать духовенству — от высокомерия)
63 псаломчтобы не принять печать антихриста
69 псаломдля достойного отражения нападок врагов
78 псаломдля избавления христиан от мучений и смерти
83 псаломчтобы наследовать Царство Небесное
90 псаломчтобы иметь от Спасителя власть побеждать зло
139 псаломдля того, чтобы иметь молитву и работу (или пенсию)
141 псаломчтобы быть готовым к гонениям

Цитаты из Священного Писания

Необходимо занимать свой ум чтением молитвенных прошений из Священного Писания. Например, выдержки из покаянного псалма очень помогают в борьбе с греховными мыслями; их можно читать тысячами:
“Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух прав обнови во утробе моей ” (Пс. 50; 12).
“Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отыми от мене” (Пс. 50; 13).
“Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою” (Пс. 50; 17).

Пелагея — день ангела и именины по церковному календарю

Красивое древнее имя Пелагея вновь обрело популярность и в наши дни. Когда же именины Пелагеи по церковному календарю и день ангела человека с прекрасным именем? Давайте разбираться.

День ангела Пелагеи

День Ангела человека отмечают в день его крещения. Именно в этот торжественный день, после совершенного таинства крещения вновь обретенному христианину даруется Ангел Божий, который будет сопровождать его на всех его жизненных путях и помогать в трудных обстоятельствах.

Раньше на Руси наши предки свято чтили традиции и крестили ребенка сразу же после рождения. При этом давали ему имя согласно Святок, то есть в день памяти какого святого родился малыш, так его и называли. Поэтому день Ангела и именины по церковному календарю совпадали.

Сейчас же такая традиция соблюдается очень редко. В основном родители называют малыша тем именем, которое им больше всего нравится, не обязательно при этом сверяются с церковным календарем. При крещении малыша могут крестить другим именем (обязательно православным). Святой, или Святая с этим именем и станет небесным покровителем человека.

Именины Пелагеи по церковному календарю

День памяти Пелагеи отмечают не один раз в год. В православной традиции есть несколько святых с этим именем:

  • 12 февраля отмечают день памяти Пелагеи Серебренниковой (блаженной).
  • 5 апреля отмечают память мученицы Пелагеи.
  • 17 мая и 20 октября – девы Пелагеи Тарсийской (мученицы).
  • 26 июня – новомученицы Пелагеи Жидко.
  • 30 июня – новомученицы Пелагеи Балакиревой.
  • 21 октября – день памяти преподобномученицы Пелагеи Антиохийской.
  • 3 ноября – новомученица Пелагия Тестова (инокиня).

Именно в эти дни отмечают именины по церковному календарю Пелагеи.

Имя Пелагея обозначает «морская». Это аналог еще одного прекрасного имени – Марина.

Люди с таким именем отличаются острым умом и врожденной порядочностью. Пелагеи не любят недоговорок, всегда выясняют все до мелочей. Из них получаются интересные собеседники. Но, невзирая на природный ум и высокий интеллект, Пелагеи не уверенны в себе.

Дружить они предпочитают с интересными и незаурядными личностями, с ним у них много общего.

Физический труд также не проблема для Пелагей. Трудится они будут самоотверженно, и именно в труде ищут защиту от неприятностей и бед.

Внешняя привлекательность гармонирует с внутренней красотой. Люди с таким именем очень любят читать и постигать что-то новое, всю жизнь они усовершенствуются и никогда не останавливаются на достигнутом.

Житие Пелагеи Тарсийской

Православная традиция свято чтит память мученицы Пелагеи Тарсийской. Девушке выпала участь родиться в семье язычников в городе Тарсе (Малая Азия). Семья ее была знатной, а сама Пелагея уже с детства и юности пленяла всех своей неописуемой красотой. Она получила самое лучшее образование, а слава о ее красоте слыла по всей стране.

В это время страной правил император Диоклетиан. Он также был наслышан о красоте и блестящей образованности Пелагеи и даже пожелал женить на девушке своего сына.

Но девушка искренне и от всего сердца уверовала в Иисуса Христа и приняла православие. После крещения она искренне желала наставить на путь истины и свою родную мать. Но как ни старалась юная христианка, ее усилия не увенчались успехом. Мать упорствовала и никак не хотела отказаться от язычества.

Более того, мать девушки насильно поволокла ее к жениху, которому Пелагея отказала. Но этот юноша знал, что она христианка, понимал почему она не хочет за него замуж, но он ее полюбил с первого взгляда и прекрасно понимал, чем грозит возлюбленной ее поступок. Он знал, что девушку будут мучить и в конце концов убьют. Не выдержав даже мысли об этом он наложил на себя руки.

Но и это не остановило разъяренную мать Пелагеи. Она повела девушку к самому императору. Тот также пленился ее красотой и возжелал сам на ней жениться. Но конечно Пелагея и ему отказала, ссылаясь на то, что она невеста Иисуса Христа.

Император не стерпел такой дерзости и велел долго мучить юную красавицу. Девушку пытали и истязали. После долгих мучений, ее завели внутрь раскаленного медного быка. Здесь Святая мученица предала свою душу в руки Господа. Событие это произошло в 287 году.

О чем молятся Святой мученице

Святой мученице молятся об укреплении православной веры, ибо ее вера в Господа была непоколебима.

Она помогает изжить неверие и маловерие и обрести духовную и душевную крепость.

Святая мученица также сохраняет юных девиц от надругательства и неправедного брака. Ей также молятся об успешном замужестве. Святая помогает мужественно претерпеть скорби и испытания и не свернуть с пути истины. По ее молитвам происходит обращение заблудших на истинный путь православных христиан.

Видео: предсказания Пелагеи Рязанской

Храм Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г. Уссурийск

наш приходской сайт

Блаженная Пелагея Дивеевская (†1884)

Нет в Христовой Церкви большего и труднейшего подвига, чем подвиг юродства Христа ради. Сам Господь благословляет на этот путь только редких избранников Своих. Именно на эту стезю была поставлена Богом блаженная Пелагея Ивановна .

Родилась она в октябре месяце 1809 года в городе Арзамасе в семье купца Ивана Сурина и жены его Прасковьи Ивановны, урожденной Бебешевой. Отец ее жил довольно богато, хорошо торговал, имел свой кожевенный завод и был человеком умным, добрым и благочестивым. Вскоре он умер, оставив жену и троих малолетних сирот. Отчим, вдовый купец Королев, невзлюбил их. Жизнь маленькой Пелагеи сделалась невыносима, и в ней родилось желание уйти от таких родных. Еще с малолетнего возраста с ней приключилось что-то странное. Она заболела и, пролежавши целые сутки в постели, встала не похожей сама на себя. «Из редко умного ребенка вдруг сделалась она какою-то точно глупенькой. Уйдет, бывало, в сад, поднимет платьице, станет и завертится на одной ножке, точно пляшет. Уговаривали ее и срамили, даже и били, но ничто не помогало, так и бросили».

Она выросла стройной, высокой, красивой, и мать ее, как только минуло ей 16 лет, постаралась поскорее выдать замуж «дурочку». Жених, мещанин Сергей Васильевич Серебренников, по старинному обычаю, пришел на смотрины невесты со своей крестной матерью. Пелагия, дабы оттолкнуть его от себя, стала дурить. Жених, видевший ее притворство, вопреки советам крестной все-таки решился жениться.

Вскоре после брака Пелагея Ивановна поехала с мужем и матерью в Саровскую пустынь. Отец Серафим ввел Пелагею Ивановну в свою келью и долго-долго беседовал с нею. Потом передав ей четки, проводил со словами: «Иди, матушка, иди немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь свет миру, и многие тобою спасутся!» «Эта женщина будет великий светильник!» — сказал о ней батюшка после.

Беседа с дивным старцем имела решительное влияние на дальнейшую жизнь Пелагеи Ивановны. Вскоре под руководством одной юродивой научилась непрерывной молитве Иисусовой, которая начала в ней благодатно действовать и которая сделалась постоянным ее занятием на всю ее жизнь.В ночное, от всех сокрытое время, она стояла на коленях лицом к востоку, молилась в холодной стеклянной, к их дому пристроенной галерее. С молитвенными подвигами она вскоре стала соединять и подвиг юродства Христа ради и как бы с каждым днем теряла более и более рассудок. Бывало, наденет на себя самое дорогое платье, шаль, а голову обернет какою-нибудь самой грязной тряпкой и пойдет или в церковь или куда-нибудь на гулянье, где побольше собирается народу, чтобы ее все видели, судили и пересмеивали.

Но тем больнее приходилось мужу ее, не понимавшему великого пути жены. И просил, и уговаривал ее Сергей Васильевич, но она ко всему оставалась равнодушной. Даже когда у нее родились сыновья она точно не была рада их рождению, говоря: «Бог то дал, да вот прошу, чтоб и взял». Вскоре по молитве блаженной оба мальчика умерли. С этого времени муж перестал щадить ее и начал страшно бить, вследствие чего Пелагея Ивановна, несмотря на свою здоровую и крепкую натуру, начала чахнуть. Она начала ходить по улицам Арзамаса от церкви к церкви и все, что ни давали ей жалости ради или что ни попадало ей в руки, все уносила она с собой и раздавала нищим или ставила свечи в церкви Божией. Муж поймает ее, бьет, то поленом то чем попало, запрет и морит голодом, а она не унимается и твердит одно: «Оставьте, меня Серафим испортил». Обезумев от гнева он пошел в полицию и попросил городничего высечь жену. Тот так жестоко наказал ее, что даже мать содрогнулась и оцепенела от ужаса. Ночью городничий увидел во сне котел с огнем и услышал голос, что котел приготовлен для него за истязание избранной рабы Христовой. В ужасе проснувшись, он запретил вверенному ему городу не только обижать, но и трогать испорченную, как ее называли в народе.

Поверив в то, что она испорченая, муж повез лечить ее в Троице-Сергиеву Лавру, где она тотчас сделалась кроткой, тихой и умной. На обратном пути он на радостях отпустил ее домой одну, вручив ей все деньги и вещи. Однако домой она возвратилась нищею, ведя себя хуже прежнего, раздав все до последней полушки и постаравшись вынести из дома все, что можно. Обезумевший Сергей Васильевич заказал для жены, как для дикого зверя, железную цепь с кольцом и своими руками заковал в нее жену, приковав к стене, и издеваясь над нею, как ему хотелось. Иногда она срывалась с цепи и бегала раздетая по городу и каждый боялся ее приютить и помочь.«Сергушка-то (муж) во мне все ума искал да мои ребра ломал; ума-то не сыскал, а ребра-то все поломал» — говаривала она позже.

Вскоре муж вовсе отрекся от нее, выгнал вон из дома, притащил к матери и вручил Пелагею Ивановну родителям. Мать решилась еще раз сама съездить в Саровскую пустынь. Батюшка Серафим сказал: «На такой путь Господь избирает мужественных и сильных телом и духом. А на цепи не держите ее и не могите, а не то Господь грозно за нее с вас взыщет». 4 года блаженная Пелагия юродствовала, бегала по улицам города, безобразно кричала и безумствовала, покрытая лохмотьями, голодная и холодна, а по ночам молилась на паперти в церкви.

Наконец, родственники отпустили блаженную в Дивеево. Перед уходом блаженная поклонилась домашним в ноги и совершенно здраво и разумно сказала: «Прости Христа ради меня, уж до гроба к вам не приду я более».

В келейницы себе она сама себе выбрала простую девицу Анну Герасимовну, стала пред ней на колени, поклонилась до земли и, воздевши руки свои, воскликнула: «Венедикт, Венедикт! Послужи мне, Христа ради». Анна Герасимовна подошла к ней, жалея ее бедную, погладила ее по голове и видит, что голова-то у нее вся проломана, в крови, и кишат в ней насекомые. И так ей стало жаль ее, но сказать ничего не посмела. Впоследствии эта добрая крестьянская девушка прислуживала ей в течение 45 лет, с усердием и преданностью подвижницы Божией.

И зажила «безумная Палага», как называли ее многие в Дивееве, своей юродивой, одному только Богу ведомой, жизнью. В первое время она продолжала безумствовать: бегала по монастырю, била окна в кельях, вызывала всех на оскорбления себя и побои. Возьмет платок, салфетку или тряпку, всю-то наложит пребольшущими каменьями до верху и знай таскает с места на место, полную-то келью натаскает их, сору-то не оберешься. Или наберет кирпича охапку, станет на самом краю ямы да из подола-то и кидает по одному кирпичу изо всей, что есть, мочи в яму, в самую-то воду. Бултыхнется кирпич да с головы до ног всю ее и окатит, а она не шелохнется, стоит, как вкопанная, будто и впрямь какое важное дело делает. Покидав собранные кирпичи, полезет в самую-то воду чуть не по пояс, выбирает их оттуда. Выбравши, вылезет и опять, ставши на краю, начинает ту же проделку. И так-то и делает все время службы в церкви.«Я, — говорит, — на работу тоже хожу; нельзя, надо работать, я тоже работаю». В келье своей бывала редко, а большую часть дня проводила на монастырском дворе, сидела или в яме, выкопанной ею же самой и наполненной всяким навозом, который она носила всегда в пазухе своего платья, или же в сторожке в углу, где и занималась Иисусовой молитвой. Иногда она становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Питалась только хлебом и водой. Терпения и лишения были ее уделом: она никогда не просила пищи, а вкушала, когда предложат, и то очень скудно. Никогда ничего ни у кого не искала и не брала, была совершеннейшим образом нестяжательна; круглый год ходила босиком, не мылась, не стригла ногтей; спала на полу на войлочной подстилке. Говорила иносказательно, но весьма мудро и имела дар прозорливости.

Дивеево

Раз приехал к ней муж, Сергей Васильевич: «А ты полно дурить-то, будет; поедем-ка в Арзамас». Пелагея Ивановна поклонилась да и сказала:«Не ходила я в Арзамас да и не пойду, хоть всю кожу сдери с меня».Услышав это, он поклонился молча и пошел, и после того уж никогда не был. И только однажды, уже много лет спустя, Пелагея Ивановна вдруг как вскочит, вся поджалась, скорчилась, взад и вперед по комнате ходит да стонет и плачет. «Ох, — говорит, — батюшка! Ведь вот ты какой! Умирает он, да умирает-то как?! Без причастия!». Оказалось, она своим видом и действиями показывала все то, что было с Сергеем Васильевичем. Его действительно схватило; он точно так корчился, бегал по комнате, стонал и приговаривал: «Ох, Пелагея Ивановна, матушка! Прости ты меня Христа ради. Не знал я, что ты терпишь Господа ради. А как я тебя бил-то! Помоги мне. Помолись за меня». Да без причастия так и умер от холеры. Временами приезжал из Арзамаса блаженный, Федор Михайлович Соловьев, бывший военный. Так уж тут и уму непостижимо, что только выделывали они вместе; страх возьмет, бывало; не знаешь, куда и деться. Как поднимут, бывало, они свою войну, уж никак не унять. Оба большущие да длинные, бегают взад и вперед, гоняются друг за другом, Пелагея Ивановна с палкой, а Федор Михайлович с поленом, бьют друг друга. «Ты, арзамасская дура, на что мужа оставила?» — кричит Соловьев. «А ты зачем жену бросил, арзамасский солдат этакий?» — возражает Пелагея Ивановна. «Ах ты, большой сарай, верста коломенская!» — кричит Федор Михайлович. И так-то идет без перерыву у них своя, им лишь одним понятная перебранка и разговор.

Во время смуты в обители блаженная по-своему воевала за правду — что ни попадалось под руку, все била да колотила, и даже, обличив архиерея, ударила его по щеке. Едет от службы Владыка на дрожках, а Пелагея Ивановна на дороге стоит, яйца катает, как раз после Пасхи. Увидел Пелагею Ивановну, видно, обрадовался, слез с дрожек-то и подошел к ней, просфору вынул. «Вот, — говорит, — раба Божья, тебе просфору моего служения». Она молча отвернулась; ему бы и уйти; видит — не ладно, прямое дело. Кто им, блаженным-то, закон писал? На то они и блаженные. А он, знаешь, с другой стороны зашел и опять подает. Как она это встанет, выпрямится, да так-то грозно, и ударила его по щеке со словами: «Куда ты лезешь?» Видно, правильно обличила, потому что Владыка не только не прогневался, а смиренно подставил другую щеку, сказавши: «Что ж? По-евангельски, бей и по другой». «Будет с тебя и одной», — отвечала Пелагея Ивановна; и опять стала стала яйца катать.

После окончания смуты блаженная переменилась, полюбила цветы и стала заниматься ими. Держа их в руках, она задумчиво перебирала их, тихо нашептывая молитву. В последнее время живые цветы почти всегда имелись у нее в руках, потому что их приносили ей те, кто желал сделать ей удовольствие, и эти цветы, видимо, утешали ее. Перебирая их и любуясь ими, она и сама делалась светлой и радостной, точно витала уже умом своим в ином мире.

И бегать почти перестала; все больше в келье, бывало, сидит. Любимое ее место было на самом-то на ходу, между трех дверей, на полу, на войлочке у печки. Повесила тут батюшки Серафима портрет да матушкин (Марии), с ними, бывало, все и ночью-то разговоры ведет да цветов им дает. Игумения Мария ничего не предпринимала без ее совета. Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью.

Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости.

Особенным расположением Пелагеи Ивановны, пользовался художник М. П. Петров, нареченный ею самой духовным сыном. Свое первое посещение он описывал так. «Когда взошел в ее келью, меня так поразила ее обстановка, что я сразу не мог понять, что это такое: на полу на войлоке сидела старая, скорченная и грязная женщина, с огромными ногтями на руках и босых ногах, которые произвели на меня потрясающее впечатление. На мой вопрос «идти ли мне в монастырь или жениться?» она ничего не ответила. Спустя месяц при вторичном посещении она немедленно по приходе моем встала и выпрямилась предо мной во весь рост. Это была женщина красиво сложенная, с необыкновенно живыми блестящими глазами. Постояв предо мною, она начала бегать по комнате и хохотать, затем подбежала ко мне, ударила по плечу и сказала: «Ну, что?» У меня давно болела эта рука от паралича, но после этого ударения Пелагеи Ивановны боль в ней мгновенно и совершенно прошла. На меня напал какой-то панический страх, и я ничего не мог ей сказать; молчал и весь трясся от испуга. Потом она начала рассказывать мне всю мою прошедшую жизнь с такими поразительными подробностями, о которых никто не знал, кроме меня, и даже рассказала содержание того письма, которое я в этот день послал в Петербург. Это меня так поразило, что у меня волосы стали дыбом на голове, и я невольно упал пред ней на колени и поцеловал ее руку. И с этого разу стал я усердным ее посетителем и почитателем. Она меня вытащила со дна ада».

После 20-летнего подвижничества в Дивееве Пелагея Ивановна вдруг резко изменила образ своей жизни. Однажды сказала она своей сожительнице, Анне Герасимовне: «Сейчас был у меня батюшка Серафим, велел молчать и находиться более в келье, чем на дворе». И она замолчала, и редко кого удостаивала своим разговором, говорила мало, отрывистыми фразами, более сидела в келье и, подобно преподобному Арсению Великому, стала избегать людей и более внимать себе.

Та железная цепь, которой некогда приковывал ее муж, и которую она принесла с собою в Дивеево, служила и теперь ей подчас изголовьем. Спала она и сидела всегда на полу и непременно около входной двери в келью, так что проходящие нередко наступали на нее или обливали ее водой, что, видимо, доставляло ей удовольствие. Такие подвиги Пелагеи Ивановны стали привлекать к ней внимание дивеевских монахинь; и прежнее нерасположение к ней у многих из них сменилось уважением. Но были между сестрами и такие, которые ее ненавидели и всячески злословили. Их особенно любила Пелагея Ивановна и старалась платить им за зло добром. Инокини, привязанные к подвижнице, глубоко веровали в силу ее молитвы, искали у нее духовных наставлений. Однажды одна благочестивая монахиня дерзнула просить у Господа, чтобы Он открыл ей, верен ли тот путь, по которому идет подвижница Божия, потому что часто приходилось ей слышать разноречивые толки. Господь услышал ее молитву. Она увидела во сне, что Пелагея Ивановна идет по двору монастырскому и два ангела ведут ее под руки. Когда, проснувшись, монахиня эта пошла к Пелагее Ивановне рассказать ей свой сон, та предварила ее рассказ строгим запрещением никому не говорить об этом.

Человеческий ум не вмещает подвига рабы Божией Пелагеи. Поистине, душе ее, скрытая от окружающих видимым безумием, сияла чистотой и любовью. Лишь внимательному и сострадательному взгляду была видна небесная красота ее души. Так исполнилось предсказание отца Серафима. Сорок шесть лет провела она в обители, год за годом неся тяжкое бремя подвига, оберегая своей молитвою святую обитель.

Скончалась блаженная 30 января/12 февраля 1884 года . Убрали ее в беленькую рубашку, в сарафан, положили большой серый шерстяной платок на плечи, повязали голову белым шелковым платочком; нарядили так, как она при жизни наряжалась. В правую ее руку дали ей букет цветов, на левую надели шелковые черные четки батюшки Серафима. Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения при большом стечении народа. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые и при жизни так любила, цветы эти непрестанно заменялись новыми и тотчас же нарасхват разбирались массами народа, уносившего их домой с благоговением.

Ухоженные могилки блаженных Параскевы, Пелагеи, Марии

31 июля 2004 года блаженная старица Пелагия Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре 2004 Архиерейским Собором было принято решение о ее общецерковном почитании. Святые мощи блаженной Пелагии, обретенные в сентябре 2004 года, положены для поклонения в Казанскую церковь Серафимо-Дивеевского монастыря.

Тропарь
Явилася еси земли Российския украшение, /Обители Дивеевския блаженная матере наша Пелагея, /благословение Царицы Небесныя исполнившая/ и дерзновение ко Господу стяжавшая, / моли у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

Кондак, глас 2
Тело твое постами изнуривши,/ бденными молитвами Творца умолила еси о деяниих твоих, /яко да приимеши совершенное оставление:/ еже и обрела еси мати яве,/ путь покаяния показавше.

Добавить комментарий