Святая рахиль бородинская о чем молиться

Преподобная Рахиль Бородинская

В наше время духовного возрождения Русской Церкви, когда православный народ возвращается к утраченным некогда традициям, мы вновь и вновь приобщаемся к животворному источнику нашей веры – святости, не имеющей границ ни во времени, ни в пространстве. Размышляя над словами апостольского послания: «поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), – мы обращаемся молитвенно к жизни и подвигам тех, кто послужил Христу и Его Святой Церкви.

В многочисленном ряду святых подвижников Русской Православной Церкви последнего времени вспоминается и имя схимонахини Рахили (Коротковой, fl928), которая продолжила традицию молитвенного делания и старчества на Руси.

Будущая старица родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, страннолюбием и нищелюбием, любила паломничать по святым местам.

Во время посещения Киево-Печерской Лавры ей явился преподобный Феодосий и благословил на монашеский подвиг. Оставив суету и богатства мира, она покинула родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселилась в 1861 году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Марию (таким было в миру имя будущей старицы) перевели в Серпуховской Владычний монастырь, откуда в 1872 году она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель и оставалась в ней до конца своей жизни.

Бородинская обитель, куда попала инокиня Павла (такое имя ей было наречено при постриге святителем Филаретом, митрополитом Московским) была совсем еще молодой. Ее история не насчитывала к тому времени и сорока лет. Место, на котором стоял

монастырь, было освящено кровью воинов, погибших в Бородинскую битву. С самого своего основания обитель отличалась высокой духовностью, слагавшейся из таинственного молитвенного единства убиенных воинов и монахинь-подвижниц.

Исполняя в монастыре различные послушания, прежде всего на монастырской кухне, она, как сама потом вспоминала, «за все принималась с молитвой к Богородице, прося Ее благословения, вразумления и помощи в каждом деле на каждом шагу». И Царица Небесная не оставляла Свою труженицу, и Сама не раз являлась ей, укрепляя в несении креста.

Проходя послушание в поварне, инокиня Павла часто не имела возможности бывать на богослужении, но мысленно всегда предстояла Господу, а в свободное от работы время уединялась для молитвы.

Особенно ревностно матушка относилась к поминовению убиенных в 1812 году воинов, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Впоследствии она наставляла неопустительно выполнять это послушание, говоря, что по молитвам сестер обители все воины сподобятся получить спасение и сами будут предстательствовать пред Господом за живущих в монастыре. Она нередко видела над монастырем в облаках воинов в белых одеяниях с венцами на головах. С каждым годом их число увеличивалось.

В личном быту инокиня Павла отличалась величайшей нестяжательностью. Как и в юности, отдавала свою одежду и обувь беднякам, а сама нередко ходила в залатанном халатике и подбирала выброшенную сестрами обувь.

На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года, рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей дано было послушание алтарницы. Перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из своих рук кадило, полное жара и фимиама.

Монахиня Митродора с великим благоговением и страхом несла свое новое послушание, радуясь пребыванию в храме Божием. Она не раз сподоблялась видеть Ангелов у престола, белого голубя над Святыми Дарами. Ей также дано было созерцать духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

В самоотверженном несении монастырского послушания и тайных молитвенных подвигах восходила от силы в силу будущая ста-

рица. Монахине Митродоре уже было более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей – это было указание на принятие ею высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. Лицезрение Царицы Небесной исполнило душу схимницы величайшего духовного восторга, который озарил неземным светом ее лицо.

После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне. На этом послушании она была незаменимая труженица и мудрая наставница: утешала и ободряла призреваемых, многих подготовила к смертному часу, прозорливо провидя его. Она отличалась любовью ко всем, особенно к убогим, больным и страждущим.

Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: «Все твои прошения о людях будут Мною исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества, к которому Господь готовил Свою избранницу всю жизнь. Наибольшего расцвета старчество в Спасо-Бородинском монастыре достигло в 1923 – 1928 годах, именно при схимонахине Рахили, в то время, когда рушились устои Святой Руси, осквернялись святыни, ломались человеческие души и судьбы. Посреди охвативших Россию безбожия и жестокости жертвенное служение матушки Рахили было живой проповедью всепрощающей Божией любви и милосердия.

В первые годы старчествования схимонахини Рахили желавших получить от нее наставления было не очень много, и она часто имела возможность уединенно молиться, удаляясь в лес. Но с начала 1920-х годов поток нуждающихся в старческом утешении значительно увеличился, и это стало весьма тяготить схимницу. Она начала думать об уходе в затвор и попросила Царицу Небесную указать ей, как надо поступить. Летним вечером 1923 года матушке Рахили вновь явился преподобный Феодосий и строго сказал: «Ты почему не хочешь принимать народ? Куда это ты хочешь удаляться? К тебе приходят те, которых посылает Сама Матерь Божия. Смотри, если не будешь принимать, – плохо будет твоей голове!»

«С того времени, – говорила старица, – я уже без отказа всех принимаю, да утешаю, да угощаю – так целый день на народе и бываю». Действительно, с раннего утра народ теснился у дверей ее маленькой кельи. Люди различных сословий и профессий при всех высказывали матушке свои печали, нужды, сомнения, недоумения, каялись в грехах. Матушка Рахиль радушно принимала всех, утешала, отвечала на вопросы, а иногда, и не дожидаясь их, прозорливо давала нужные советы. Говорила она притчами, в которых многие узнавали себя.

Несмотря на весьма преклонный возраст, старица была удивительно бодра и неутомима, обладала богатой памятью, прекрасно представляла себе современную жизнь, как духовную, так и гражданскую, и потому могла найти общий язык с любым посетителем. Старица всегда была занята с людьми. Когда отпускала мирских, то приходили монахини, которых она также утешала и, прозорливо предвидев приближающееся закрытие обители, приготовляла к терпеливому несению исповеднического креста. Матушка Рахиль пророчески предсказала, что монастырь будет закрыт после ее смерти и сестры разъедутся в разные концы, а в обители будут жить неверующие. Предсказывала она и Великую Отечественную войну, а в дальнейшем – открытие монастыря и свое прославление.

Мудро и кротко вела старица своих духовных чад. Все наставления ее были проникнуты материнской любовью и благодатной мудростью. «Бог так милосерд, – говорила она, – что если кто и малую веру будет иметь в Него, не погибнет. Ни одна мать так не может любить детей, как Бог любит нас. Как ничтожны наши грехи перед милосердием Божиим! Это – только горсть песка, брошенная в океан. Как этой горстью не осушить океана, так не может иссякнуть Божие милосердие к людям, хотя бы они были весьма грешны. А как близок Бог к каждому из нас, дорогие мои! Нам только нужно опомниться, только из глубины души вздохнуть, направить сердце свое ко Господу, как мы ставим призму к солнцу. И Он тотчас же будет с нами, отразится в нас: ведь Он стоит у двери нашего сердца и стучит в нее. Открой же сердце свое Господу!»

В 1925 году, Великим постом, старица Рахиль тяжело заболела и уже приготовилась к переходу в вечность. Но во время отходной она увидела большой колокол, опускающийся над ее ложем, услышала могучий благовест и гласы Ангелов, возвещавших ей: «Ты не умрешь теперь! Ты должна еще глаголать людям о Божием милосердии!» Действительно, матушка восстала от смертного одра и

продолжала, как прежде, принимать печальных и обремененных. Тогда к ней еще раз явился преподобный Феодосий и, укрепляя ее, сказал: «Много скорбных в мире – утешай их, но сама не зазывай к себе».

В эти годы особенно много людей посещало старицу. За ее кротость и нелицемерную любовь к людям Господь являл в ней великие благодатные дары, что видно из многочисленных свидетельств современников.

Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из земной жизни. 8 сентября 1928 года многим своим посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз, так как была уже слаба. Вскоре болезнь значительно усилилась; матушка жестоко страдала, но не прекращала принимать посетителей. От врачебной помощи старица отказывалась, говоря, что ей уже не нужны телесные врачи. Страдания увеличивались с каждым днем, но матушка лежа продолжала принимать посетителей. Лицо ее часто становилось сияющим, как бы освещенным молнией. Через некоторое время она ободрилась и сказала:

– Меня воскресил Господь, и возрадовались люди. Ну, Маша, я опять получила отсрочку у смерти недельки на три.

– Что же, матушка, значит, вы к Покрову нас покинете? – осмелилась спросить келейница.

– Да-да, дорогая моя.

С этого времени она стала принимать посетителей, как обычно, даже выходила к столу угощать их. 7 октября матушка Рахиль в последний раз принимала посетителей, была бодра и радостна, а одним людям из Москвы сказала, что через два дня умрет.

8 октября старица попросила позвать к себе монастырского духовника, отца Андрея, со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она уже более ничего не вкушала. Слабость увеличивалась, но старица не переставала заботиться о своих духовных чадах, давала келейнице последние указания и наставления.

Наступило 9 октября, последний день земной жизни старицы Рахили. Она полулежала лицом к святым иконам. Слабость заметно увеличивалась. Келейница робко спросила матушку, где ее похоронить, если она умрет.

– Матерь Божия мне давно место благословила, – ответила старица, – ты не плачь, не убивайся, – я и тебе дам тихое пристанище, но в деревню, к своим, не уходи, а то все монастырское потеряешь.

С десяти часов утра до шести часов вечера матушка непрерывно прощалась с сестрами обители, преподавая им последнее благословение. Она все слабела и, тихонько, лежа на диванчике, читала мотивы и изредка было слышно:

– Я готовлюсь, я готовлюсь.

Часов в восемь матушка ясно и твердо сказала:

– Я теперь готова. Ах, Маша, когда б ты видала, когда бы знала, какие райские селения уготованы Господом для любящих Его. Как там все прекрасно, Маша! Машенька, ты только посмотри! Ах, какое великое блаженство!

Через некоторое время старица позвала келейницу и попрощаюсь с ней. Потом она выпила два глотка святой воды, взяла чистый платок и тщательно вытерла им лицо (в это время у нее выступил с:льный холодный пот), протянула руки к своей постригальной иконе и стала горячо молиться:

– Боголюбивая Матерь Божия, дай мне Своей благодати, дай мне Своего мира омыть мое лицо!

Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу ночи с 9-го на 10 октября 1928 года.

Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители. На погребение съехалось множество ее почитателей.

Своим духовным чадам, сетовавшим о скорой разлуке с ней, матушка незадолго до смерти говорила:

– Кто меня будет помнить, того и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. После моей смерти я смогу помогать.

Слова старицы по ее блаженной кончине исполнились. Все, с верою притекающие на ее могилку, обретали утешение, исцеления от телесных и душевных недугов. Святое место упокоения подвижницы не переставало быть почитаемым. И ныне насельницы Спасо-Бородинского монастыря и окрестные жители в своих скорбях прибегают к молитвенной помощи матушки Рахили и неизменно получают утешение.

Учитывая праведное житие и подвиги схимонахини Рахили, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было определено причислить ее к лику местночтимых святых Московской епархии. Акт канонизации совершен 28 июля 1996 года во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря. Празднование церковной памяти преподобной Рахили установлено совершать в день ее кончины 10 октября.

О сем благом и радостном событии – прославлении святой Московской епархии – возвещаю вам, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, возлюбленные братья и сестры.

Молитвами преподобной схимонахини Рахили да укрепит всех нас Господь в вере православной и ниспошлет Свою Божественную помощь в несении нашего жизненного креста и исполнении заповедей Божиих.

Немногим больше года прошло с тех пор, как мы причислили к лику святых старицу Спасо-Бородинского монастыря – преподобную Рахиль. Помнится, как после наших молитв, во время прославления, над этим местом появилась радуга. Это было небесное знамение почитающим память преподобной Рахили.

Читайте также:  Все о святой матроне что просят и за что молятся

Вот и сегодня, когда мы совершили крестный ход к ее святым мощам, почивающим под спудом, и совершили молебное пение, -рассеялись тучи, прекратился дождь и воссияло солнце.

Перед кончиной преподобная говорила: «Если я при жизни помогала вам, то после смерти приходите на мою могилу я еще больше буду помогать». И мы, дорогие братья и сестры, собравшиеся сегодня на праздник преподобной Рахили, тоже испытываем на себе ее небесную помощь. Не является ли чудом то, что уже в первый год после ее канонизации мы отмечаем наш праздник в Иоанно-Предтеченской церкви этой святой обители?

Мы с особым чувством молились сегодня здесь, вспоминая героев, погибших за веру и Отечество, и благочестие их потомков. Христос говорил, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). На Бородинском поле воины отдавали свою жизнь за Россию, за нас.

И мать Рахиль всегда молилась и призывала насельниц обители молиться о погибших, говоря: «Мы сейчас о них молимся и верим, что они будут иметь дерзновение о нас молиться». Матушка Рахиль предвидела разорение обители и предсказала ее будущее восстановление и открытие.

Мы встречаем здесь на каждом шагу проявления Божией силы и благого Промысла. Я с благодарностью хочу отметить, что музейные работники, которые трудились в этих стенах, имели особое дерзновение к восстановлению монастыря. Многолетний директор музея Алиса Дмитриевна Качалова те средства, что получала на содержание музея, употребляла для восстановления Владимирского

собора и других построек. Она была и посредницей между Министерством культуры и музейными работниками, которые дали согласие на открытие здесь монастыря.

С открытием обители возросло почитание преподобной Рахили. Были и свидетельства о многих чудотворениях. Милостью Божией, предстательством преподобной Рахили, матушка игумения со своими сестрами проходит здесь монашеское служение и восстанавливает традиции, заложенные подвижницами прошлого. Я благодарю всех, кто здесь служит, кто помогает, кто взял на себя труд по восстановлению святынь.

Особенно утешительно мне сегодня видеть протоиерея Петра Деревянко. В трудные для Церкви годы отец Петр проявил твердое исповедничество своей веры. Для молодого поколения духовенства очень полезно знать, в каких условиях священники того времени совершали свое служение, опекая паству, окруженную враждебным миром.

РАХИЛЬ БОРОДИНСКАЯ

Прп. Рахиль Бородинская

Рахиль Бородинская (1833 – 1928), преподобная

В миру Мария Михайловна Короткова, родилась родилась в 1833 году в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, нищелюбием.

В 1847 году, во время паломничества в Киево-Печерскую лавру ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг.

На 17-м году жизни, она уколола глаз и опасно заболела. Отправившись за исцелением в Болдинский монастырь, девица Мария дала тайный обет постричься — и исцеление пришло мгновенно, и тут же она услышала голос, напомнивший об обете.

Через год к Марии посватался богатый купец. Боясь, что её выдадут замуж насильно, она отпросилась на богомолье — и навсегда покинула родной дом, поступив послушницей в Смоленске в Вознесенский монастырь.

Некоторые сестры были недовольны тем, что совсем молоденькую девочку поставили на ответственное послушание — кормить косарей на монастырском хуторе — и, желая её опозорить, скрыли, что косарей ожидается под две сотни, а продуктов выдали мало. Послушница в горе взмолилась Божией Матери, чтобы та накормила работников, и малого количества стряпни хватило на всех, ещё и сестрам осталось. А косари говорили, что никогда так вкусно не было. Хлеба же осталось больше, чем было привезено из монастыря.

Слава об этом чудесном насыщении разошлась широко за монастырские стены, что тревожило душу послушницы, и она решилась на побег.

Странствование Марии затянулось на годы; она побывала во многих монастырях, общалась и с подвижниками, живущими в миру. Боялась дневных переходов, потому что документов не было. Обносилась, почернела, ноги были изуродованы так, что шрамы остались вплоть до кончины. Иногда благочестивые люди предоставляли ей временный кров, давали ветхую одежду.

В 1861 году поселилась в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии.

В 1867 году была переведена в Серпуховский Владычный монастырь, где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла.

В 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. Главным ее послушанием здесь было готовить пищу.

13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное жара и фимиама. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей – это было указание на принятие ею высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: “Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых“. Это было благословение на подвиг старчества, к которому Господь готовил ее всю жизнь.

Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах. Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из этой жизни.

8 сентября 1928 года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала.

Скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.

28 июля 1996 года прославлена Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии.

Яко маслина плодовита возросла еси во обители Бородинстей,/ и процветши даровании исцелений и чудес,/ преподобная мати Рахиле,/ плод сторичный принесла еси,/ повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши,/ кротостию и любовию многих на путь спасения наставляющи/ и добродетели научающи,/ темже светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш,// Егоже моли спасти и просветити души наша.

Заповеди Господни исполнивши,/ старчества благодать восприяла еси,/ немощи немощных носящи,/ священна жертва принеслася еси,/ агнице кроткой тезоименита,/ исцелений реки и ныне источаеши,/ темже мы, чада твоя, любовию притекающи вопием:/ преподобная мати Рахиле,/ моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его// спастися душам нашим.

Старица Бородинская Рахиль

Посмертные чудеса преп. Рахили

Незадолго до своей блаженной кончины Старица говорила своим духовным чадам, сетовавшим о скорой разлуке с нею: “Кто меня будет помнить, того и я не забуду.

Приходите ко мне на могилку и вы получите облегчение и утешение, я и после смерти буду помогать”. Слова Преподобной сбылись, и поныне все, с верою приходящие к её могилке, обретают помощь и исцеление от душевных и телесных недугов.

1. Монахиня Таисия, казначея Спасо-Бородинского монастыря (ныне настоятельница Успенского Колоцкого монастыря) рассказывает:

“С лета 1992 года я очень страдала болями в области поясницы и уже собиралась ложиться в больницу. На могилке старицы Рахили я всегда усердно молилась об исцелении. В ноябре того же года нашу обитель посетили паломники с Иерусалимского подворья в Москве, среди которых оказалась опытный врач, которая спросила, не нужна ли кому-либо из нас медицинская помощь. Я рассказала ей о своей болезни, и она удивительно быстро вылечила меня.

Страдая сильными головными болями, я положила под подушку траву с могилки старицы и по прошествии некоторого времени заметила, что боли утихли. С тех пор они меня больше не беспокоят”.

2. Инокиня Евдокия того же монастыря рассказывает:

“Летом 1994 года у меня сильно болел зуб. Помолившись на могилке старицы Рахили, я взяла оттуда немного земли, положила в стакан, залила водой и прополоскала рот. Зуб перестал болеть. Но самое чудесное было в том, что когда больной зуб стали лечить в зубоврачебном кабинете, я не ощущала совершенно никакой боли, как будто мне сделали обезболивающий укол”.

3. Другая инокиня Спасо-Бородинского монастыря очень скорбела о своих родителях, которые жили не в церковном браке, т.к. отец ее был против венчания. Неоднократно она уговаривала его, но он не соглашался. Года четыре эта инокиня усердно молилась об отце, а с лета 1992 года очень часто поминала его на могилке преп. Рахили. Спустя полгода, в начале февраля 1993 года, отец ее совершенно неожиданно согласился обвенчаться со своей супругой. Несомненно, что такая благая перемена произошла по молитвам Преподобной. * * * 4. Послушница Ника рассказывает, что когда она несла послушание на просфорне, ей требовался целый день, чтобы испечь просфоры для трех Литургий. Это было очень утомительно, а печь приходилось часто. Она пошла на могилку преп. Рахили и попросила ее о помощи. После этого она заметила, что затрачивает всего полдня для выпечки количества просфор вдвое больше против прежнего.

5. Девятилетняя сестра одной послушницы летом потеряла в поле четки. Она очень плакала, и сестры посоветовали ей молиться преп. Рахили. Девочка помолилась Преподобной помочь ей, и совершенно неожиданно увидела у себя под ногами пропажу.

6. Все сестры Спасо-Бородинского монастыря, проходящие послушание на кухне, свидетельствуют о неизменной помощи им Преподобной в этом деле.

7. У некой Людмилы, имеющей дачу недалеко от Спасо-Бородинского монастыря, и часто посещающей его, супруг был холоден к вере, так что, привозя жену на богослужения, оставался за воротами монастыря. Людмила переживала за него и поделилась своей скорбью с одной сестрой, которая проводила ее на могилку Старицы и посоветовала молиться преподобной Рахили о муже. Людмила уговорила и супруга пойти туда. Он нехотя согласился, и с тех пор жена заметила в нем перемену к лучшему: он стал заходить в храм Божий и ставить свечи. Теперь эта чета искренне почитает Преподобную и постоянно благодетельствует святой обители. Приезжая в летний сезон на дачу, они щедро приносят в монастырь плоды из своего сада и собранные в лесу грибы.

8. Одна москвичка сообщила, что её мать чудесно исцелилась от кисты землёю, привезённой с могилки преп. Рахили.

9. Другая москвичка, некая Елена, рассказывает, что, оставшись без работы, долго не могла нигде устроиться. Приехав в Бородино, она слёзно молилась на могилке преп. Рахили. Через некоторое время её взяли на кухню в Донской монастырь, чем она была очень довольна, так как желала иметь именно такую работу.

10. В 1993 году одна молоденькая паломница Елена, ныне послушница Малоярославецкого монастыря, поздно вечером подошла к Спасо-Бородинской обители.

Все ворота были уже заперты, и не было никакой надежды попасть в нее. Она помолилась преп. Рахили, и совершенно неожиданно ворота открыла одна из сестер, ничего не знавшая о приходе девушки-паломницы.

11. Некий Алексей из г.Люберцы Московской области, усердный почитатель преп. Рахили, 10 октября 1996 года спешил на праздник Преподобной, как вдруг мотор его машины начал глохнуть, что грозило, в лучшем случае, опозданием. Но достаточно было ему произнести: “Вот как бесы преподобную Рахиль боятся!”, – как мотор вновь заработал, и он со своими спутниками благополучно доехал до Бородино и так же благополучно возвратился домой, благодаря новую Чудотворицу.

Тот же Алексей рассказывал, что знает двух пожилых женщин, одна из которых землей с могилки преп. Рахили исцелилась от болезни глаз, а другая постоянно пользуется ею для облегчения боли в ногах.

12. Свиридов Алексей Иванович, 1969 г.р., 23 января 1996 года получил сильное обморожение обеих кистей рук, попал в больницу г. Москвы, где врачи сделали все возможное, чтобы ему помочь. Положение было критическое – молодому человеку грозила ампутация. Находясь в таком тяжелом положении он обратился к Богу. Вскоре наступило некоторое улучшение, но до окончательного выздоровления было далеко: раны немного зажили, но пальцы не двигались. В конце марта – в начале апреля Алексей с товарищем приехал в Бородино. Ему и раньше было знакомо это место, он чувствовал там присутствие благодати Божией, и поэтому его тянуло туда. Зайдя в монастырский храм, Алексей рассказал о своей болезни находившейся там послушнице. Она дала ему святое масло от Владимирской иконы Божией Матери и Живоносного Гроба Господня, посоветовав при этом пойти на могилку преп. Рахили, помолиться ей о помощи и взять немного земли с того места. Молодой человек все исполнил, но поскольку земля была еще покрыта снегом, то он подобрал небольшой металлический болтик, который и взял с собой, после чего они с другом уехали. Дома Алексей с верой помазал руки святым маслом, призывая в молитвах преп. Рахиль. Проснувшись на следующее утро он обнаружил, что у него стал двигаться один палец. А потом ему с каждым днем становилось все лучше и лучше. К Пасхе (Алексей посетил Бородино дней за десять до праздника) он уже мог работать руками.

После своего чудесного исцеления Алексей в знак благодарности преп. Рахили несколько раз приезжал в Спасо-Бородинский монастырь, где занимался ремонтом электроприборов.

13. В семье бывшего алтарника Смоленской церкви села Бородина не было детей. По словам врачей, их могло и вовсе не быть, из-за болезни его жены. Опечаленные супруги попросили одного знакомого священника отслужить молебен на могилке преп. Рахили о даровании дитяти. По молитвам Преподобной Господь очень скоро даровал им ребенка.

Родилась девочка, и счастливые родители назвали ее Рахилью.

14. Шофер Благочинного Рузского района продолжительное время страдал геморроем.

Из жития преп. Рахили он узнал, что она всем помогает, особенно тем, кто возьмет земли с ее могилки. Вскоре этому человеку представился случай посетить Бородино – надо было везти в монастырь Отца Благочинного. Попав туда, больной с глубокой верой поспешил на могилку Старицы, взял землицы с могилки Преподобной, насыпал в пакетик и, приехав домой, положил под подушку и вскоре получил полное исцеление от своего недуга.

15. Отец Георгий Романенко, назначенный указом Митрополита в Спасо-Бородинский монастырь, ехал к месту своего нового служения, но по причине ремонта метро, стал катастрофически опаздывать. Зная о многочисленных чудесах преп. Рахили, батюшка обратился к ней с молитвой: “Преподобная Рахиль, подтолкни меня, нерадивого!” После этого он заметил, что волнение его утихает, и в душе появляется покаянно-смиренное чувство своего недостоинства. При этом священник подумал, что если он опоздает на электричку и на службу, то в монастыре увидят, какой он есть на самом деле. В этом обращении к покаянию батюшка увидел первое чудо преп. Рахили, а второе состояло в том, что он против всякого ожидания успел на поезд и вовремя начал богослужение.

16. В одной московской семье около 4-х лет царили разлад и нестроение, т.к. муж оставил свою законную супругу и сына-инвалида, страдающего бронхиальной астмой.

Ребенок не слушался, отбивался от рук. Это горе привело жену в лоно Православия. Она нашла духовного отца, который наставлял ее терпеливо переносить эту скорбь, не отказываться от несчастного, заблуждающегося супруга, ненавидеть грех, но не человека, носящего на себе образ Божий, хоть и помраченный грехом. Женщина эта вела добродетельную жизнь, а муж продолжал грешить. Он не посещал храмов, не исповедовался и, тем более, не причащался.

И вот однажды знакомый священник-врач предложил этим людям посетить Спасо-Бородинский монастырь, на что “семья” ответила согласием. Во 2-е воскресенье Великого Поста они были во святой обители на Литургии, за которой жена и ребенок приобщились Св.Тайн. После этого бедная женщина пошла на могилку преп. Рахили и просила ее о помощи, уже не веря, что что-нибудь может измениться в ее судьбе. Потом они поехали на источник, что у Колоцкого монастыря, а вечером отстояли Пассию в Бородино и отправились обратно в Москву. По приезде домой жена стала по обычаю прощаться со своим неверным супругом, но он, поставив вещи, вдруг сказал: “Вы – моя семья, я вас больше никогда не брошу, и постараюсь исповедаться в своих грехах. Не гони меня, я хочу остаться с вами.”

17. Москвичка Юлия Борисовна Давыдова посетила Бородино накануне дня Св.Троицы 1996 года, и усердно молилась на могилке Преподобной о дочери и о своём некрещёном неверующем супруге, который в то время искал работу. Прошла неделя. Муж Юлии Борисовны очень удачно устроился, благодаря чему получил возможность полностью обеспечивать семью, а через год он принял Св. Крещение и обвенчался со своей супругой. Семья Давыдовых воцерковилась, и по прошествии 2-х лет после своего первого посещения Бородина Юлия Борисовна поехала туда в составе паломнической группы благодарить Преподобную за чудесную и скорую помощь.

X. Канонизация преп. Рахили

5-6 марта 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы Рахили, Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе с Высокопреосвященнейшим Ювеналием, Митрополитом Крутицким и Коломенским, постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В период подготовки к торжеству Прославления Преподобной Господь являл видимые знамения Своей милости, которые были отмечены сестрами обители. В течение всего июля-месяца над Бородинским монастырем время от времени вставала радуга. 28 июля 1996 года в самый день праздника погода была прекрасная.

Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий возглавил торжественный акт прославления преп. Рахили, происходивший во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря и совершил Божественную Литургию в сослужении многочисленного собора духовенства Московской Епархии, после чего священство и молящиеся отправились с крестным ходом на могилку Святой. Когда шествие приблизилось к месту упокоения Преподобной, легкое облачко закрыло солнце, осеняя всё благочестивое собрание.

Высокопреосвященнейший Владыка совершил молебен, освятил фундамент будущей часовни, и в этот момент солнечные лучи вдруг ярко осветили место закладки, крест, и икону преп. Рахили. Когда же Владыка Митрополит воздвиг икону Преподобной и осенил ею молящийся народ, в ясном небе трижды раздался гулкий раскат грома.

В течение весны и лета 1997 года часовня на могилке преп. Рахили была сооружена, а 10 октября (27 сентября ст.ст.) в день преставления Святой, Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий освятил часовню. Теперь на месте упокоения преп. Старицы Рахили регулярно совершаются молебные пения сестрами монастыря и паломниками. Это святое место привлекает к себе богомольцев из разных уголков России, которые, не считаясь с расстоянием, едут сюда с верою и надеждой на помощь Преподобной.

Преподобная Рахи ́ ль Спасо-Бородинская (Короткова)

День памяти

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Схи­мо­на­хи­ня Ра­хиль (Ко­рот­ко­ва) ро­ди­лась в бо­га­той ку­пе­че­ской се­мье в го­ро­де До­ро­го­бу­же Смо­лен­ской гу­бер­нии. С дет­ства она от­ли­ча­лась осо­бой на­бож­но­стью, лю­бо­вью к мо­лит­ве и па­лом­ни­че­ству к свя­тым ме­стам, стран­но- и ни­ще­лю­би­ем. Во вре­мя па­лом­ни­че­ства в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру ей явил­ся пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, бла­го­сло­вив­ший ее на мо­на­ше­ский по­двиг. Оста­вив су­е­ту и бо­гат­ства ми­ра, она по­ки­да­ет ро­ди­тель­ский дом и, укреп­ля­е­мая бла­го­сло­ве­ни­ем Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на дев­ство, по­се­ля­ет­ся в 1861 го­ду в Свя­то­гор­ской Успен­ской пу­сты­ни Изюм­ско­го уез­да Харь­ков­ской гу­бер­нии. В 1867 го­ду Ма­рия (та­ким бы­ло имя бу­ду­щей ста­ри­цы в ми­ру) бы­ла пе­ре­ве­де­на в Сер­пу­хов­ской Вла­дыч­ный мо­на­стырь, от­ку­да в 1872 го­ду она пе­ре­хо­дит в Спа­со-Бо­ро­дин­скую жен­скую оби­тель и по­се­ля­ет­ся в ней до кон­ца жиз­ни.
На вто­рой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста, 13 мар­та 1885 го­да ря­со­фор­ная по­слуш­ни­ца Пав­ла (та­кое имя ей бы­ло на­ре­че­но при по­стри­ге свя­тым мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Фила­ре­том) бы­ла по­стри­же­на в ман­тию с на­ре­че­ни­ем име­ни Мит­ро­до­ра, и вско­ре ей бы­ло да­но по­слу­ша­ние ал­тар­ни­цы. Непо­сред­ствен­но пе­ред этим на­зна­че­ни­ем ей во сне явил­ся пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Пе­чер­ский, бла­го­слов­ляя при­нять из рук его ка­ди­ло, пол­ное жа­ра и фимиа­ма. Не раз мо­на­хи­ня Мит­ро­до­ра спо­доб­ля­лась ви­деть ан­ге­лов у Пре­сто­ла, бе­ло­го го­лу­бя над Свя­ты­ми Да­ра­ми, ей так­же да­но бы­ло ви­деть ду­хов­ное со­сто­я­ние ли­тур­ги­са­ю­щих свя­щен­ни­ков, что впо­след­ствии про­яви­лось в ее на­став­ле­ни­ях иере­ям и мир­ским лю­дям.
Мо­на­хине Мит­ро­до­ре бы­ло уже бо­лее се­ми­де­ся­ти лет, ко­гда в ви­де­нии Гос­подь явил ей неве­ро­ят­но боль­ших раз­ме­ров гроб со сто­я­щей в нем схим­ни­цей – это бы­ло ука­за­ние на при­ня­тие ею выс­ше­го мо­на­ше­ско­го чи­на. 17 но­яб­ря 1915 го­да мо­на­хи­ня Мит­ро­до­ра бы­ла по­стри­же­на в схи­му с име­нем Ра­хиль. Ко­гда она в по­сте и мо­лит­ве пре­бы­ва­ла в хра­ме по­сле по­стри­га, ей вновь яви­лась Ма­терь Бо­жия. По­сле при­ня­тия схи­мы ма­туш­ка Ра­хиль бы­ла на­зна­че­на стар­шей в бо­га­дельне.
Уже то­гда к схи­мо­на­хине Ра­хи­ли ста­ли об­ра­щать­ся за со­ве­том и на­став­ле­ни­я­ми сест­ры оби­те­ли и бо­го­моль­цы, а од­на­жды да­же по­про­си­ли бла­го­сло­вить их. Ста­ри­ца, сму­щен­ная этой прось­бой, всю ночь усерд­но мо­ли­лась, а под утро, за­дре­мав в крес­ле, в тон­ком сне уви­де­ла Ма­терь Бо­жию, Ко­то­рая бла­го­сло­ви­ла ее и ска­за­ла: “Все твои про­ше­ния о лю­дях бу­дут ис­пол­нять­ся. Я Са­ма бу­ду бла­го­слов­лять то­бою бла­го­слов­ля­е­мых”. Это бы­ло бла­го­сло­ве­ние на по­двиг стар­честв, к ко­то­ро­му Гос­подь го­то­вил ее всю жизнь. Из мно­го­чис­лен­ных сви­де­тельств совре­мен­ни­ков из­вест­но о ее про­зор­ли­во­сти и чу­де­сах. Про­зор­ли­во про­ви­де­ла ма­туш­ка Ра­хиль и вре­мя сво­е­го от­ше­ствия из этой жиз­ни. 8 сен­тяб­ря 1928 го­да мно­гим свои по­се­ти­те­лям она ска­за­ла, что ви­дит­ся с ни­ми в по­след­ний раз. Она по­про­си­ла по­звать к се­бе мо­на­стыр­ско­го ду­хов­ни­ка от­ца Ан­дрея со Свя­ты­ми Да­ра­ми и при­об­щи­лась в по­след­ний раз. С это­го мо­мен­та она боль­ше ни­че­го не вку­ша­ла. Схи­мо­на­хи­ня Ра­хиль скон­ча­лась в пер­вом ча­су в но­чи с 9 на 10 ок­тяб­ря 1928 го­да. Как ста­ри­ца и пред­ска­зы­ва­ла, хо­ро­ни­ли ее в ка­нун празд­ни­ка По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на клад­би­ще за юго-во­сточ­ной сте­ной оби­те­ли.

Молитвы

Тропарь преподобной Рахили Бородинской, глас 5

Яко маслина многоплодна возросла еси во обители Бородинстей, и процветши да-ровании исцелений и чудес, преподобная мати Рахиле, плод сторичный принесла еси, повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши, кротостию и лю-бовию многих на путь спасения наставляющи и добродетели научающи, тем же светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Его же моли спасти и просветити души наша.

Кондак преподобной Рахили Бородинской, глас 2

Заповеди Господни исполнив, старчества Благодать восприяла еси, немощи немощных носящи, священна жертва принеслася еси, агнице кроткой тезоименита, исцелений реки и ныне источаеши, тем же мы, чада твоя, любовию притекающи вопием: преподобная мати Раxиле, моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его спастися душам нашим.

Молитва первая преподобной Рахили Бородинской

О незлобивая и кроткая, праведная старице, преподобная мати Рахиле, новая чудотворице и молитвеннице за род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!
Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, алчущим милостивая кормительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.
О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему и святей обители сей, в ней же подвизалася еси, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобной Рахили Бородинской

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Рахиле, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему и обители сей: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем православным Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобная Рахиль Бородинская

Схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, милосердием к нищим. В четырнадцать лет она вместе с подругами отправилась в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Придя туда, они решили сразу поклониться мощам преподобного Феодосия. Прикладываясь к раке, Мария увидела у изголовья старца, он заговорил с ней. Отвечая на ее сокровенное желание уйти в монастырь, старец сказал, что со временем оно исполнится. На обратном пути домой встретился им юродивый и закричал: «Вот какая счастливая! С самим преподобным Феодосием беседовала». Только тогда Мария поняла, что это был за старец. С этого времени преподобный до конца жизни был ее покровителем.

В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти в монастырь. В восемнадцать лет Мария тайно ушла из дома. Несколько лет она подвизалась в Смоленском Вознесенском монастыре.

В 1861 году, по милости Божией, она была принята в Святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии.

В 1867 году будущая старица была переведена в Серпуховской Владычный монастырь. В монастыре она приняла иноческое пострижение от Митрополита Московского Филарета (Дроздова) с именем Павла.

В 1872 году по просьбе настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря схиигуменьи Алексии (бывшей казначеи Владычней обители) она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило. Монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

Главным и самым продолжительным ее послушанием была работа сначала на игуменской, а потом на общемонастырской кухне. Работа шла легко, потому что она за все принималась с молитвой к Богородице, прося ее благословения, вразумления и помощи в каждом деле. В 1912 году, в юбилейные Бородинские дни, она удостоилась чести готовить для царского стола. Тогда обитель Бородинскую посетил Государь Император Николай II с Царственной Фамилией. Монастырская трапеза так им понравилась, что Императрица пожелала видеть монахиню, которая ее приготовила, позже монахиня Митродора была удостоена чести быть представленной и Государю.

Особенно ревностно монахиня Митродора относилась к поминовению воинов, убиенных в 1812 году, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Часто во сне она видела их в белых одеяниях с венцами на головах. Были и такие, у которых не было венцов, но с каждым годом число их уменьшалось, а число увенчанных росло. В последний же год своей жизни она видела, что воины заполнили весь монастырь.

Очень тесное духовное общение установилось у нее со старицей схимонахиней Саррой. Две подвижницы часто беседовали о спасении, о делах Божиих, и однажды матушка Сарра сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня». Слова старицы Сарры исполнились. Проходя обычные монастырские послушания, монахиня Митродора росла духовно. Когда ей было уже более семидесяти лет, Господь известил её, что в скором времени ей суждено удостоиться высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

К схимонахине стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: « Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к старице и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах.

В сложное для России время, когда многие монастыри закрывались, а монашествующие изгонялись и преследовались, Спасо-Бородинский монастырь закрыть не посмели. Придя в монастырь, представители новой власти зашли к матушке Рахили. Перед ними сидела маленькая, худенькая доброжелательная старушка, которая предложила им выпить чаю. Когда же они захотели уйти, то почувствовали, что не могут двинуться с места, будто приросли к стульям. Им пришлось по неволе просить старицу, чтобы она благословила их уйти. Только после ее молитвы они смогли уйти, пообещав, что монастырь не закроется, пока она жива. (В 1928 году, после смерти старицы, монастырь закрыли. Долгое время в нем был музей, и лишь в 1992 году здесь появились новые насельницы.)

8 сентября 1928 года прозорливая старица предупредила своих духовных чад, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала. Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу ночи с 9 на 10 октября 1928 года, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители, над её могилой позже была построена часовня.

Незадолго до смерти старица Рахиль говорила своим духовным чадам: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. Я и после смерти буду помогать». Слова прозорливой старицы исполнились по ее блаженной кончине, приходящие к ее могилке, обретали утешение, получали исцеление от телесных и душевных недугов.

28 июля 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго старица Спасо-Бородинского монастыря схимонахиня Рахиль была причислена к лику местночтимых святых Московской Епархии.День празднования церковной памяти преподобной Рахили – 27 сентября/10 октября.

В главном Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря есть икона преподобной, на ней она держит свиток и в нем написаны слова, обращенные к каждому из нас: « На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие».

Преподобная мати Рахиль, моли Бога о нас!

Спасо-Бородинский монастырь находится в селе Семеновское (Можайский район, Московская область). Монастырь был основан вдовой генерала Александра Тучкова, Маргаритой, вскоре после знаменитого Бородинского сражения. Маргарита решила поселиться рядом с тем местом, где погиб её муж, чтобы молиться не только об упокоении души погибшего, но поминать всех воинов русской армии погибших на Бородинском поле.(Внутри средней Багратионовой флеши была возведена часовня, 1818-1820 года – церковь Спаса Нерукотворного, вокруг которой вскоре образовалась община, позже – монастырь.)

4 июля 1836 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 году – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу. Общине был дан статус монастыря, а Марию возводят в игуменьи новой обители. Игуменья Мария делала все, чтобы стать для каждой насельницы настоящей матерью. Поначалу игуменья Мария носила вериги и сняла их только по требованию своего духовника митрополита Филарета, который опасался за ее здоровье. Она повиновалась, но оставила за собой право надевать их в случае, если в монастыре между сестрами случались раздоры. «Молитесь, – говорила она, – и я буду молиться вместе с вами». Надевая вериги, казнила себя за чужие прегрешения, как за свои, повторяя: «Между матерью и детьми все общее». Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей.

Умерла игуменья Мария в 1852 году в возрасте 72 лет, оставив после себя завещание, чтобы пока стоит обитель, в ней всегда поминали всех воинов, погибших на Бородинском поле. Одной схимонахине в течение многих лет в день битвы было видение. Она видела воинов в белых одеждах с венцами на головах. Из года в год число воинов в венцах увеличивалось, а простых воинов уменьшалось. Они заполняли весь монастырь.

В дни празднования столетия Бородинского сражения монастырь посещала Царская семья.

В начале XX века в монастыре было более 200 сестёр. На монастырских полях выращивалась пшеница, рожь, овес, были сенокосы и огороды. Монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь. В монастыре были переплетная и иконописная мастерские, библиотека. В церковно-приходской школе монастыря обучались грамоте крестьянские дети окрестных деревень. Монастырская богадельня давала кров, одежду и пропитание одиноким и больным старикам. Странноприимный дом был всегда открыт для прибывающих в монастырь богомольцев.

Спасо-Бородинский монастырь закрыли в конце 1920-х годов.

16 августа 1992 года звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. В настоящее время в монастыре ежедневно совершается положенный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры трудятся на различных послушаниях: в рукодельной, живописной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Насельницы обители осваивают технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы. Монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью.

(143240 Московская область, Можайский район, с. Бородино, Спасо-Бородинский женский монастырь ((238)-5-10-35) игум. Таисия (Исаева)

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478)

День памяти: 17 (30) апреля, 8 (21) августа

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии.

Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому ещё в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель.

Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставив кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки.

Преподобный Зосима в одиночку противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок даже не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья стали также приходить в обитель для поселения.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове.

Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк», и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения.

Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребён за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  О чем молятся святым мученикам гурию самону и авиву
Последние публикации:

Рассказ Ивана Сергеевича Шмелёва «Блаженные» написан в апреле 1926 года (в Ланды, помечено писателем; это природная область на юге Франции). Писатель уже 4 года находится в эмиграции. Он продолжает осмысливать то, что произошло с Россией и с ним, его семьёй. В это время появляются.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии.

Полумрак, напоённый покоем. Священник со свечой в руке читает Пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста, как потом будет читать и Послание Святейшего Патриарха. Мы будто и впрямь соблюдаем светомаскировку от бомбёжки… Заметки с Пасхального богослужения.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Пасхальной радости сопутствует чувство недостоинства. Пасха – не заработанный пир, а незаслуженный дар, «да никто же похвалится». И необходимо Богу уравновешивать подаваемую благодать открытием немощей, сокрытых внутри человека.

Знаменательные даты:

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] – чешский мыслитель, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе.

Анонсы
Все анонсы.
Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

Добавить комментарий