Святая тамара грузинская о чем молятся

Молитвы святым

Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

Память: 1 / 14 мая, неделя жен-мироносиц (переходящее празднование)

Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда – благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В свое время созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. В 1204 году правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Водворившийся за победоносными войнами мир благотворно отразился на развитии грузинской культуры.

Святая Тамара отличалась необычайным милосердием к бедным, великодушием по отношению к своим врагам. Тот день, в который царица не могла подать милостыню нищим, она считала для себя потерянными. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания, наказаний, сопряженных с членовредительством. Не было в её время ни гнета, ни вымогательств, ни разбоя в народе. Желая подавать милостыню от трудов своих рук, святая царица Тамара по ночам пряла, вышивала, а вырученные за свое рукоделие деньги раздавала бедным. Правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа.

Святая Тамара Грузинская – мать и небесная покровительница Грузии, благотворителей, храмоздателей, судей, воинов и прочих государевых людей, а также творческой интеллигенции. Царице Тамаре молятся для защиты дома и семьи от бед, воровства и прочих напастей. К ней, чтимой в ряду жен-мироносиц, обращаются для защиты от пагубных пороков своих и близких, от неверия или сомнений в вере, об исцелении от душевных и телесных недугов, о полноте и глубине покаяния и о заступничестве перед Господом для спасения души.

Благоверная царица Тамара Грузинская. Современная грузинская икона

Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской, глас 8

Вышния красоты желая, нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак благоверной Тамаре, царице Грузинской, глас 8

Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твомим крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О святая царице Тамаро! Не забуди нас, но поминай во святых твоих молитвах раб Божиих (имена), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными, от века угодившими Христу Господу нашему: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечныя веки веков.

Вторая молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имена) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.

Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Святая благоверная царица ТАМАРА, Грузинская (†1209/1213)

Век знаменитой правнучки Давида Строителя святой благоверной царицы Тамары был зенитом славы Грузии. Впервые на царский престол в Грузии вступила женщина. Никогда ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания. Имя святой Тамары – самое дорогое, самое сладкозвучное для слуха грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных светом утренней звезды.

Грузинский летописец 13-го века назвал смерть царицы Тамары первым печальным известием со времени начала ее царствования. Всё правление царицы Тамары предстает в его жизнеописании как эпоха героического национального подъема и торжества Грузии над врагами. Порой, всех доходов Тбилиси не хватало на подарки вестникам, приносившим радостные известия о победах грузинского оружия.

Но не только внешние военные успехи, характеризуют тогдашнюю Грузию. Это и внутренний мир, и распространение христианства по всем народностям Кавказа, и расцвет и закрепление духовного образования и письменности, как церковной, так и светской, расцвет церковного и гражданского строительства, рост городов, экономическое процветание и обширная торговля.

Период времени, начиная с царствования святого царя Давида Строителя и кончая царствованием святой Тамары, вошел в историю грузинской нации, как «золотой век».

Происходила царица Тамара из древней грузинской династии Багратидов, древнейшего царского рода Армении и Грузии. Родилась она около 1165 года и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан. Воспитала её высокообразованная тетка Русудань. Еще в юном возрасте она была коронована своим отцом и разделила с ним бремя власти.

После кончины Георгия III в 1184 году святая царица Тамара была повторно коронована и стала самостоятельно править страной. Первое что она сделала – немедленно созвала Поместный Собор. Собор устранил неурядицы, отрешены были от кафедры недостойные архиереи, а церкви была возвращена привилегия иммунитета (свобода клириков от воинской повинности, от исполнения гражданской службы, от налогов). Были смещены злоупотреблявшие своей властью правители, участь крестьян была облегчена.

С древних времен крупные феодалы-эриставы стремились к независимости и высказывали неподчинение централизованной царской власти. Отец и прадед царицы Тамары силой добивались уничтожения стремления знати к автономии. Тамаре же во многом удалось сделать это посредством уступок. Так был водворен внутренний мир.

Царствование Тамары окружено поэтическим ореолом. Поэты восхваляли ее ум и красоту, посвящали «богоподобной» восторженные оды. Современник так писал о ней: «Правильного сложения, темный цвет глаз и розовая окраска белых щек, застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор». Её называли сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, красоту. О ее совершенствах ходили легенды. Ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Когда настало время выходить замуж, царице Тамаре сосватали русского княжича Георгия (Юрия), сына Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Юрий храбро воевал с врагами своего нового отечества, но скоро открылись в поведении его некие бесчинства, а именно, как сообщает нам грузинский летописец, – грех содомский.

По прошествии двух лет своего странного, двусмысленного брака Тамара, наконец, решилась развестись с Юрием, отправив его в Константинополь с богатыми дарами. Однако, вскоре, Юрий вернулся с большим войском надеясь вернуть утраченный грузинский престол, и это ему удалось на время.

Тамара, однако, собрала верных себе вельмож и с их помощью победила Юрия, который опять должен был оставить Грузию. Он возвратился еще раз с оружием в руках, снова потерпел поражение и, наконец, исчез бесследно.

Но скорби эти были отнюдь не последними. Против царицы Тамары не раз составлялись заговоры с целью свержения её с престола, а возможно – и убийства, но она никогда не мстила своим врагам. Победив и пленив их, царица отпускала их, одарив, как заслуженных людей, как своих друзей и благодетелей.

В 1189 году царица Тамара вступила в новый брак с другом детства осетинским князем Давидом Сослани (из боковой ветви Багратиони). От него она родила двоих детей: царевича Георгия (Лашу) и царевну Русудан. Ее муж не обладал большим государственным умом, но отличался воинской доблестью и мужеством.

Через 10 лет после вступления на престол царица Тамара открывает наступательную политику. Она сумела не только удержать унаследованные от предков земли, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского морей.

Царица весьма успешно воевала с персами, сарацинами, турками и византийцами; одержала блестящую победу над султаном ардебильским, а битва при Шамхорате (Азербайджан) в 1203 году доставляет ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное её шествие завершается поражением султана алеппского.

В 1204 году правитель Румского султаната Рукн-эн-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиана грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Военные силы, которыми располагала царица, были ничтожно малы в сравнении с армией султана. Но святая уповала не на силу оружия, а на помощь Божию. Она собрала войско и, как повествует летописец, до городских предместий сопровождала его с распущенными волосами, ступая по земле босыми ногами. Затем поспешила в храм Метехи и обратилась с молитвой к Богородице: «Матерь Божия! Грузия – Твой жребий. Ты – Владычица, а я – только лишь последняя раба Твоя. Сама защити удел твой!» Молитва её была услышана.

«Лев по когтям узнается, а Тамар – по делам», – писал летописец, создавший её жизнеописание. В истории Грузии святая царица Тамара именуется «матерью светоносной». Мудрое царстование царицы Тамары снискало к ней всенародную любовь. В управлении государством, как и в личной жизни, царица Тамара неуклонно следовала Божественным Заповедям Спасителя. Ее моральный авторитет был очень высок. Но она не прельщалась славой: «Нагой родилась из утробы матери, нагой же желала бы отойти к Вечному судии».

Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судия вдовиц», – говорила Тамара. Ее называли не царицей (дэдопали), а царем (мэпэ, хелмципэ). Само воцарение Тамары было предсказано свыше: её матери приснился пророческий сон. В нем она увидела свою дочь на троне грузинских царей в блеске красоты и славы, увенчанную золотой короной, и наказала ей: «Побеждай сердца кротостью, ум – мудростью, взор – красотой, рази строптивых и властвуй, дивная от края и до края.»

Святая Тамара отличалась необычайным милосердием к бедным, редким великодушием по отношению к своим врагам. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Желая подавать милостыню от трудов своих рук, святая царица Тамара по ночам пряла, вышивала, а вырученные за свое рукоделие деньги раздавала бедным. Рассказывают, что однажды, когда царица Тамара собиралась на торжественную службу в Гелатский собор, ей доложили, что какая-то женщина просит милостыню у её дверей. Тамара послала сказать ей, чтобы та подождала, пока она закончит сборы. Но когда царица вышла, нищей уже нигде не было. Святая Тамара стала упрекать себя, что отказала убогой в милостыне. Она сняла повязку с рубинами – причину своей задержки – и надела её на венец на иконе Божией Матери в Гелатском соборе.

Царица Тамара проявляла святую ревность о распространении и утверждении христианства среди подвластных ей горских племен Кавказа, посылая к ним священнослужителей и учителей веры Христовой. Создавая храмы в горах и ущельях Кавказа и Закавказья, святая царица не щадила средств для их украшения святыми иконами и снабжала их церковной утварью и богослужебными книгами. По примеру Давида Строителя она помогала многим храмам и монастырям Эллады, Афона, Македонии, Фракии, Константинополя, Иерусалима, Исаврии, Кипра. Она основала Рождество-Богородичный монастырь Бетани (Вифания) в ущелье реки Веры недалеко от Тифлиса.

Читайте также:  Какому святому можно молиться о животных

Ею был расширен и благоустроен Вардзийский Успенский пещерный монастырь близ Ахалцихе. Она подарила монастырю много деревень, украсила его храмы и повелела высечь в скале «Большую» церковь, которая отличалась простотой, отсутствием резьбы и орнаментов. В церкви хранился фресковый портрет царицы Тамары и надпись с упоминанием о ней. Влево от церкви были комнаты царицы.В этом монастыре святая царица провела последние годы жизни. Ее келлия сообщалась посредством оконца с храмом, из которой о на могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений.

Легендарные сказания Грузии приписывают Тамаре почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Благодаря успешным войнам, царица приобрела несметные богатства, которые употребляла на постройку крепостей, а главным образом – церквей, монастырей и школ.

К XII веку относится расцвет грузинской науки, искусства и литературы. Большую роль в истории грузинской культуры и науки того времени играли монастыри. При монастырях были собраны прославленные грузинские ученые – богословы, философы, переводчики-комментаторы, филологи.

В конце XII – начале XIII веков жил великий грузинский поэт Шота Руставели (т.е. «из Рустави»). Его поэма «Витязь в тигровой шкуре», которую он посвятил царице Тамаре, – вершина развития грузинской средневековой поэзии. В ней иносказательно описывается грузинское царство времени царицы Тамары. Стих Руставели нередко цитируется как афоризм или поговорка. Он окончил Икалтскую духовную академию, и еще до написания «Витязя в тигровой шкуре» он посетил Иверский Афонский монастырь и изучал там язык афонских отцов-иверцев.

С кончиной Тамары все изменилось – она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей Родины. Одни считают годом её преставления 1212 год, указывая и число – 18 января, другие – 1213 год. Преставилась святая Тамара мирно. До сих пор точно не известно, где она похоронена. В летописи говорится, что после отпевания в мцхетском соборе Светицховели тело Тамары было перевезено в Гелатский монастырь, где и предано земле в фамильном склепе рода Багратиони. Однако погребение её в Гелати не обнаружено. Существуют разные предания о том, где похоронена Тамара. Чтобы мусульмане не отомстили ей за свои поражения и не осквернили ее прах, она завещала похоронить её тайно, чтобы люди не знали, где находится могила. По преданию, из замка, где лежало бездыханное тело царицы, ночью было вынесено в разные стороны несколько гробов. Есть предположение, что похоронена святая Тамара в Палестине, в Крестовом монастыре, так как еще при жизни она очень хотела посетить Иерусалим. Есть горское предание о том, что когда в мире умножится горе и страдание, царица Тамара восстанет из гроба, чтобы утешить людей своих.

Молитва святой благоверной царице Тамаре
О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. А минь.

Тропарь
Вышния красоты желая, нижния сласти далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твомим крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святая царица Тамара Великая

Жизнеописание по грузинским летописям

2013 год объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II годом царицы Тамары, ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал Православие.Ru представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.

До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них — «Жизнь царицы цариц Тамар» [2] — написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари [3] . В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» [4] — написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий [5] . Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях [6] .

Жизнь святой благоверной царицы Тамары

Детство и юность

Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя [10] . Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему» [11] . Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.

В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств [12] , с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.

Через 7 лет, на Страстной Седмице 1184 года, отец скончался, и представители высшей знати пришли к Тамаре, чтобы та, будучи «по уму сознательной, разумной и знающей» [13] , приняла царство в свои руки. Автор «Жизни. » так описывает юную царицу: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, . приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор» [14] .

Два замужества и утверждение на престоле

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров [15] и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами [16] , азнауры — вельможами, последние же стали властителями» [17] .

Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара [18] Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них — Иванэ — впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином» [19] . В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.

Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить [20] .

В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» [21] послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания» [22] , Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его» [23] . Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.

Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел» [24] . Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями» [25] . В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.

Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека» [26] . Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки — Русудан.

Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу [27] .

Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.

Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.

Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы» [29] , чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента и двинуться на Грузию. Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране» [30] . Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих» [31] . За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог» [32] . После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами.

Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.

Читайте также:  Для чего молятся святой княгине ольге

«Возгордилось ли сердце Тамар?», — спрашивает её жизнеописатель и сам тут же отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом» [33] .

В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин [34] , который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.

Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско, отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман» [35] . Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума» [36] . В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость» [37] . Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.

Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.

Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами. Как известно, святая Тамара много покровительствовала монастырям и храмам. Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.

Расцвет грузинской культуры

Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными» [38] .

Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.

Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа [39] в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Также она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору» [40] . Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.

Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» [41] и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.

Смерть и посмертное почитание

Святая сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и беспрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие» [43] . Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!» [44]

Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою» [45] .

18 января [46] святая покровительница грузинского народа мирно и тихо скончалась. «Погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем, «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их» [47] .

Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов [48] . Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти [49] , она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре [50] Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери [51] .

Нравственные качества святой царицы

Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг» [52] .

Люди любили её без оглядки и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его — уже огромного, свирепого видом льва, — выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами [53] .

Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями» [54] . Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим» [55] . Обладала началом всех благ — была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников» [56] .

Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода — внешнего и внутреннего — она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.

Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью [57] .

Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.

Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.

Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!

Благоверная Тама ́ ра Грузинская , царица

Дни памяти

3 мая (переходящая) – Неделя свв. жен-мироносиц

Житие

Краткое житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя­тая Та­ма­ра [1] (1184–1213 гг.), гру­зин­ская ца­ри­ца, бы­ла до­че­рью Ге­ор­гия III от кра­са­ви­цы Бур­ду­хан. При ее ма­те­ри хри­сти­ан­ство уже рас­про­стра­ни­лось в раз­ных ча­стях Гру­зии. Та­ма­ра оста­ви­ла о се­бе доб­рую па­мять в на­ро­де. Неко­то­рые пле­ме­на Гру­зии по­чи­та­ют Та­ма­ру как це­ли­тель­ни­цу неду­гов.

Гру­зин­ские ска­за­ния про­слав­ля­ют ее кро­тость, ми­ро­лю­бие, муд­рость, ре­ли­ги­оз­ность и кра­со­ту. Из­вест­но еще, что свя­тая Та­ма­ра за­бо­ти­лась о бед­ном на­ро­де, о вдо­вах, си­ро­тах и со­дей­ство­ва­ла ду­хов­но­му раз­ви­тию Гру­зии. Кро­ме то­го, она по­кро­ви­тель­ство­ва­ла по­этам, пи­са­те­лям, по­стро­и­ла мно­го хра­мов, а так­же рос­кош­ный Вард­зий­ский дво­рец. Цер­ковь за за­бо­ты и щед­рые да­ры при­чис­ли­ла Та­ма­ру к ли­ку свя­тых.

Свя­тая Та­ма­ра со­зва­ла цер­ков­ный со­бор, ко­то­рый устра­нил неуря­ди­цы в цер­ков­ной жиз­ни и сме­стил недо­стой­ных иерар­хов. Успеш­на бы­ла и ее го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность, бла­го­да­ря ко­то­рой Гру­зин­ское цар­ство уве­ли­чи­лось и окреп­ло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя­тая Та­ма­ра про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го ро­да Баг­ра­ти­о­нов, по пре­да­нию вос­хо­див­ше­му к са­мо­му ца­рю Да­ви­ду. Ее отец Ге­ор­гий в 1178 го­ду про­воз­гла­сил свою дочь ца­ри­цей. Через 7 лет он скон­чал­ся. С это­го мо­мен­та на­ча­лось прав­ле­ние свя­той.

Ко­гда свя­тая Та­ма­ра взо­шла на пре­стол, то ска­за­ла: «Я – отец си­рот и мать вдо­виц». Эта фра­за опре­де­ли­ла все ее прав­ле­ние.

Ав­тор био­гра­фии Та­ма­ры оста­вил та­кое опи­са­ние юной ца­ри­цы: «Пра­виль­но сло­жен­ное те­ло, тем­ный цвет глаз и ро­зо­вая окрас­ка бе­лых ла­нит; за­стен­чи­вый взгляд, при­ят­ный язык, ве­се­лая и чуж­дая вся­кой раз­вяз­но­сти, услаж­да­ю­щая слух речь, чуж­дый вся­кой по­роч­но­сти раз­го­вор».

Ца­ри­ца на­ча­ла свое прав­ле­ние с кад­ро­вых пе­ре­ста­но­вок. Она сме­сти­ла зло­упо­треб­ляв­ших вла­стью пра­ви­те­лей и во­е­на­чаль­ни­ков, на­зна­чив вме­сто них дру­гих. Она осво­бо­ди­ла Цер­ковь от на­ло­го­об­ло­же­ния, об­лег­чи­ла участь кре­стьян.

Читайте также:  В каких случаях и какой богородице молятся

В 1185 го­ду пат­ри­арх пред­ло­жил пра­ви­тель­ни­це вый­ти за­муж. Для это­го на Русь от­пра­ви­ли по­соль­ство. Вско­ре оно вер­ну­лось вме­сте с Ге­ор­ги­ем, сы­ном кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го. Та­ма­ра уве­ря­ла свое окру­же­ние, что со свадь­бой на­до бы повре­ме­нить. Ведь нуж­но еще по­нять, что это за че­ло­век. Но при­двор­ные на­сто­я­ли на сво­ем. К несча­стью, опа­се­ния муд­рой ца­ри­цы оправ­да­лись. Ге­ор­гий ока­зал­ся нерав­но­душ­ным к спирт­но­му, со­вер­шая «мно­го непри­лич­ных дел». Два с по­ло­ви­ной го­да Та­ма­ра тер­пе­ла его гру­бое об­ра­ще­ние, вся­че­ски пы­та­ясь об­ра­зу­мить му­жа. Все бы­ло тщет­но. Ей при­шлось рас­стать­ся со сво­им су­пру­гом.

Дол­гое вре­мя свя­тая ду­ма­ла оста­вать­ся вдо­вой при жи­вом му­же, но ра­ди на­след­ни­ка со­гла­си­лась по­втор­но вый­ти за­муж – за осе­тин­ско­го ца­ре­ви­ча Да­ви­да. Этот брак ока­зал­ся счаст­ли­вым, и вско­ре Гру­зия уви­де­ла сво­е­го бу­ду­ще­го пра­ви­те­ля.

В пе­ри­од цар­ство­ва­ния свя­той Та­ма­ры стра­на до­стиг­ла пи­ка сво­ей сла­вы и мо­гу­ще­ства. Ца­ри­ца бы­ла спра­вед­ли­вым су­дьей. Ее тру­до­лю­бие, го­судар­ствен­ный та­лант, хри­сти­ан­ское со­стра­да­ние пред­опре­де­ли­ли «Зо­ло­тую эпо­ху» Гру­зии.

Она успеш­но оста­но­ви­ла на­ше­ствие ха­ли­фа Абу-Ба­к­ра, ко­то­рый, со­брав огром­ное вой­ско из Ин­дии, на­де­ял­ся по­жи­вить­ся бо­гат­ства­ми Гру­зии. Та же участь по­стиг­ла и дру­го­го за­хват­чи­ка – сул­та­на Рукн-ад-Ди­на.

Сра­зу по­сле вос­ше­ствия на пре­стол Та­ма­ра уде­ли­ла при­сталь­ное вни­ма­ние ор­га­ни­за­ции еди­но­го бо­го­слу­жеб­но­го уста­ва и цер­ков­но­го ка­но­на. Она при­зы­ва­ла всех бо­го­слов­ски об­ра­зо­ван­ных лю­дей, зна­то­ков За­ко­на Бо­жье­го, епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков при­е­хать в го­род Карт­ли. Здесь вско­ре про­шел об­щий Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ла и са­ма ца­ри­ца.

Пе­ред смер­тью ца­ри­ца Та­ма­ра успе­ла за­кон­чить все необ­хо­ди­мые го­судар­ствен­ные де­ла и рас­по­ря­дить­ся по ос­нов­ным цер­ков­ным и мо­на­стыр­ским во­про­сам. Неожи­дан­но ее на­стиг­ла неиз­вест­ная бо­лезнь. Вра­чи ока­за­лись бес­силь­ны. Вся стра­на вы­ма­ли­ва­ла свою ца­ри­цу, од­на­ко 18 ян­ва­ря 1213 го­да ве­ли­кая пра­ви­тель­ни­ца мир­но скон­ча­лась.

О точ­ном ме­сте за­хо­ро­не­нии свя­той Та­ма­ры до сих пор ве­дут­ся спо­ры сре­ди ис­то­ри­ков и ар­хео­ло­гов.

При­ме­ча­ние

[1] Та­ма­ра – рус­ское про­из­вод­ное имя от биб­лей­ско­го «Фа­марь». Пе­ре­во­дит­ся как «фини­ко­вая паль­ма».

Икона святой Тамары

Наиболее почитаемой грузинской святой испокон века считается икона Святой Тамары – она украшает не один грузинский храм. Эта царица сумела сделать неописуемое количество добрых дел для собственного народа и является великим примером христианского подвижничества в миру.

Мудрая и справедливая она всегда заботилась о тех, кто терпит лишения и страдает, благодаря чему заслужила славу в народе. Также благодаря своему умению управлять страной Святая Тамара смогла уберечь Грузию от исламского воздействия. Именно период ее правления часто называют золотым веком Грузии.

Житие святой Тамары

Род царицы восходит к знатному царю Давиду. Ее земной путь был относительно коротким 1165-1213 года. Казалось бы, так немного времени, но так много благих дел смогла совершить эта подвижница.

До сих пор Грузины считают период ее правления лучшим временем в стране. Хотя саму Тамару трудно назвать баловнем судьбы, да и в роскоши она никогда не купалась. Даже наоборот – сторонилась.

Первым супругом ее стал сын Андрея Боголюбского по имени Георгий – забулдыга и раб всяческих страстей, с которым царица пришлось разорвать отношения. Она могла остаться вдовицей при живом муже, но стране требовался наследник и было решено взять второго мужа, которым теперь оказался Давид – осетинский царевич. Очередной брак оказался более продуктивным, не только в смысле появления наследника, но и в смысле намного лучших отношений.

Из основных реформ и достижений царицы Тамары следует отметить:

  • освобождение церкви от налогообложения;
  • облегчение сборов с сельского хозяйства;
  • активная поддержка вдов, сирот и обездоленных;
  • смену военноначальников на более надежных;
  • отбила войска двух захватчиков халифа Абу-Бакра и султана Рукн-ад-Дина;
  • создала общий собор церковного богослужения в стране;
  • возвела немалое количество храмов и монастырей.

В целом в стране наблюдалось развитие во всех сферах от грандиозных военных свершений (не только упрочились границы, но и взято множество новых городов) до развития культуры.

Заслуживает внимания духовное подвижничество царицы, о котором свидетельствуют биографы. Днем она, облаченная в роскошные одежды, правила страной и имела доступ к самым разнообразным богатствам, даже подчиняла близлежащие страны. Тем не менее по ночам царица одевала простую одежду и ставала на молитву, дабы обрести подлинные богатства – духовные. Именно такая высокая мудрость и благочестивое поведение позволили царицы достигнуть процветания и с этим позволить процветать собственной стране.

О чем молятся перед иконой царицы Тамары

Как не трудно понять особой популярностью пользуется икона святой Тамары в Грузии. Действительно святая Тамара считается защитницей в первую очередь Грузии, и именно представители этой страны особым образом почитают икону.

Тем не менее, святая также является воплощением некоторых универсальных принципов, поэтому может наставить на путь истинный верующих в любой стране. Часто просят святую Тамару ходатайствовать у Господа об:

  • оставлении вредных привычек и пагубных страстей – Тамара сама знала о пагубности этого по первому мужу;
  • даровании премудрости и преданности веры – она воплощала эти качества;
  • защите сирот и вдов – царица, пребывая в бренном мире всего заботилась о них, продолжает и по сей день;
  • исцелении от недугов, в том числе и существенных увечий – многие в Грузии считают иконы царицы Тамары целебными;
  • улучшении судьбы, выборе верного пути – как мудрая правительница святая может наставить на нужный путь и уберегает от невзгод.

Значение иконы святой Тамары заключается в том, что приходят к этой иконе просто за советом и обретают там облегчение, а также и какие-то действительно мудрые мысли, помогающие в делах. Святая помогает всем грузинам на планете, поэтому многие представители Иверии имеют при себе данную икону, для того чтобы всегда иметь возможность обратиться к святой Тамаре.

Нередко этот образ используется как домашний оберег. Помните? Царица умело оберегала границы собственной страны, и никто из непрошенных гостей не смог туда вторгнуться.

Соответственно, царица Тамара может защитить и ваш дом. Наличие иконы святой Тамары позволяет сохранить жилое пространство от самых разнообразных вариантов внешнего воздействия.

Молитвы иконе Тамары

Тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской

Глас 8

Вышния красоты желая,/ нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси/ и, в чертозе царском пребывающи,/ ангельское житие препровождала еси,/ царице Тамаро блаженная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Глас 4

Во святых дивная,/ Иверии светило,/ благоверная царице Тамаро,/ на горах высоких храмы воздвигшая,/ да в них моления возсылают ко Господу,/ мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския,/ десницею же своею полчища агарянская низпровергшая,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Молитва святой благоверной царице Тамаре

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.

Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Икона царицы Тамары

Многие православные иконы посвящены не просто святым, а людям, которые оставили огромное духовное наследие. Одной из таких личностей была царица Грузии Тамара Великая.

Есть целый ряд великих людей, которые дали своему народу и всему миру возможность обрести Бога, стать более образованными в духовном направлении. Душа человека — это не только его отношение к добру или злу, но и его образованность, его ум.

История иконы

Сначала необходимо пролить свет на то, какими были деяния царицы Тамары при жизни. Жила она во второй половине 12 — в начале 13 веков. Практически все люди грузинской национальности знакомы с этим именем, потому что в свое время она сделала для своей родной страны больше, чем кто-либо другой.

Именно благодаря святой Тамаре распространилась по территории ее страны вера в Иисуса Христа. Ее любовь к стране, к людям и к Богу была великой, неоспоримой и непоколебимой. Именно за это она и была причислена к лику святых. Она сделала так, что жить в стране стало намного приятнее, спокойнее. Она считала, что власть — это не способ извлекать из всего личную выгоду, а инструмент создания великой нации, создания благоприятных условий для обучения. Она защищала тех, кто был изгоем, и прощала врагов, следуя всем заповедям Божьим по мере возможности.

Сразу после кончины святой Тамары начали рисовать иконы с ее изображением, потому что церковь посчитала, что эта личность является духовным примером для каждого. Умерла царица Тамара в неизвестное время и при довольно загадочных обстоятельствах. Нет точных данных о дате смерти и причине, а также и о захоронении Тамары. По некоторым данным, тело ее могло остаться на родине, либо же вывезено в Палестину.

Описание и значение иконы

На иконе изображается царица Тамара с крестом в правой руке. В левой руке она держит церковь. Это символизирует ее заступничество и стремление к защите благоверных людей и всех, кто ее окружал. Не секрет, что она вдохновлялась Заступницей, которой выпала нелегкая доля. Именно Божья Матерь вдохновила, по мнению историков, Тамару на великие свершения ради народа и спокойной жизни.

В России икона святой Тамары — довольно большая редкость. В храмах России вы вряд ли найдете такую икону. В храмах Грузии икона Тамары встречается почти повсеместно. Конечно, в России тоже вспоминают о добрых делах этого святой, но делается это не так часто и не так «пышно».

В чем помогает икона

Если у вас дома будет такая икона, то она поможет вам практически во всем: и в учебе, и в поддержании духовного настроя. Эта икона считается хранительницей Грузии. Несмотря на это, она помогает не только семья грузинским, но и русским, и всем людям, которые проповедуют христианство или верят в триединого Бога, Творца и Вседержителя. Икона помогает находить свое духовное предназначение.

Дни почитания иконы

Есть два дня, в которые принято вспоминать деяния Тамары и молиться ей. Это 1 мая, а также праздник жен-мироносиц, который является переходящим. В эти дни можно помолиться святой Тамаре.

Молитва святой Тамаре

«Пресвятая и мудрая Тамара, моли Бога о нас, недостойных рабах Его, чтобы мы могли, как и ты, отдать жизнь свою Богу и распространению света Его по миру Его. Помоги нам, грешным, понять закон Божий и вознестись на Небеса силою добра своего всемогущего. Проси Бога о том, чтобы Он даровал спасение всем православным христианам и всем, кто его заслуживает. Во веки веков. Аминь».

Эта молитва может читаться в любое удобное для вас время. Но правилом хорошего тона будет и чтение ее в правильные дни, когда почитается царица Тамара. Это поистине великая личность, которая известна не только у себя на родине, но и по всему православному и даже католическому миру, ведь это покровительница всех Тамар. Имя это довольно распространенное.

Читайте молитвы и берегите свои иконы, ухаживая за ними. Молитвы перед такими иконами — это знак уважения к тем, кто отдал свою жизнь для того, чтобы другие могли жить в мире и спокойствии. Святая Тамара — одна из ярчайших представителей такой группы людей. Нам всем есть чему у нее поучиться и о чем ее попросить. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Добавить комментарий