Святитель лев папа римский о чем молятся

Святитель Лев I, папа Римский

День памяти

3 марта (переходящая) – 3 марта (18 февраля) в невисокосный год / 2 марта (18 февраля) в високосный год

Житие

Труды святителя Льва Великого

Житие святителя Льва I Великого, папы Римского

Свя­ти­тель Лев 1 Ве­ли­кий, па­па Рим­ский (440–461), по­лу­чил пре­крас­ное и раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое от­кры­ва­ло пе­ред ним бле­стя­щую свет­скую ка­рье­ру. Од­на­ко, стре­мясь к ду­хов­ной жиз­ни, он из­брал иной путь и стал ар­хи­ди­а­ко­ном при па­пе Сиксте III (432–440), а по­сле его смер­ти был из­бран, в сен­тяб­ре 440 го­да, па­пой Рим­ской Церк­ви. Это бы­ло труд­ное для Церк­ви вре­мя, ко­гда ере­ти­ки оса­жда­ли твер­ды­ню пра­во­сла­вия сво­и­ми со­блаз­ни­тель­ны­ми лже­уче­ни­я­ми. Свя­ти­тель Лев умел сов­ме­щать пас­тыр­скую мяг­кость и доб­ро­ту с несо­кру­ши­мой твер­до­стью в во­про­сах ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Имен­но он явил­ся ос­нов­ным за­щит­ни­ком пра­во­сла­вия про­тив ере­си Ев­ти­хия и Ди­о­ско­ра, учив­ших об од­ном есте­стве в Гос­по­де Иису­се Хри­сте, и ере­си Несто­рия. Он упо­тре­бил всё свое вли­я­ние для то­го, чтобы уми­рить сму­ща­е­мую ере­ти­ка­ми Цер­ковь и сво­и­ми по­сла­ни­я­ми к свя­тым Кон­стан­ти­но­поль­ским ца­рям Фе­о­до­сию II (408–450) и Мар­ки­а­ну (450–457) де­я­тель­но спо­соб­ство­вал со­зы­ву IV Все­лен­ско­го Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра (451) для осуж­де­ния ере­си мо­но­фи­зи­тов. На Со­бо­ре, где при­сут­ство­ва­ло 630 епи­ско­пов, бы­ло огла­ше­но по­сла­ние свя­ти­те­ля Льва к уже по­чив­ше­му то­гда свя­ти­те­лю Фла­виа­ну, пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му (447–449), по­стра­дав­ше­му за пра­во­слав­ную ве­ру от раз­бой­ни­чье­го Ефес­ско­го со­бо­ра в 449 го­ду. В по­сла­нии свя­ти­те­ля Льва бы­ло из­ло­же­но пра­во­слав­ное уче­ние о двух есте­ствах в Гос­по­де Иису­се Хри­сте. С уче­ни­ем этим со­гла­си­лись все при­сут­ство­вав­шие на Со­бо­ре епи­ско­пы. Ере­ти­ки Ев­ти­хий и Ди­о­скор бы­ли от­лу­че­ны от Церк­ви. Свя­ти­тель Лев явил­ся так­же за­щит­ни­ком сво­е­го оте­че­ства от на­тис­ка вар­ва­ров. В 452 го­ду он си­лою сво­е­го сло­ва удер­жал от ра­зо­ре­ния Ита­лии гроз­но­го пред­во­ди­те­ля гун­нов [1] Ат­ти­лу, а в 455 го­ду, ко­гда пред­во­ди­тель ван­да­лов Ген­зе­рих вторг­ся в Рим, он су­мел убе­дить его не пре­да­вать го­род раз­ру­ше­нию, не жечь зда­ний и не про­ли­вать кро­ви. Свя­ти­тель Лев до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти. Он за­ра­нее знал о сво­ей смер­ти и при­го­то­вил се­бя теп­лой мо­лит­вой и доб­ры­ми де­ла­ми к пе­ре­хо­ду из это­го ми­ра в веч­ность.

Он умер в 461 го­ду и был по­гре­бен в Ри­ме, в Ва­ти­кан­ском со­бо­ре. Его ли­те­ра­тур­ное и бо­го­слов­ское на­сле­дие со­сто­ит из 96 про­по­ве­дей и 143 по­сла­ний, из ко­то­рых са­мое зна­ме­ни­тое – к свя­ти­те­лю Фла­виа­ну.

Богослужения

Молитвы

Тропарь святителю Льву, папе Римскому, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, архиере́ев Богодухнове́нное удобре́ние,/ Льве прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́ши.

Перевод: Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, светильник вселенной, архиереев Богодухновенное украшение, Лев премудрый, учениями твоими ты всех просветил, лира духовная. Моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Льву, папе Римскому, глас 3

На престо́ле, сла́вне, свяще́нства сед/ и львов уста́ слове́сных загради́в,/ до́гматы Богодухнове́нными Честны́я Тро́ицы озари́л еси́ свет Богоразу́мия твоему́ ста́ду./ Сего́ ра́ди просла́вился еси́// я́ко Боже́ственный таи́нник Бо́жия бла́годати.

Перевод: На престоле, славный, священства сидя и львов словесных уста заградив, догматами Богодухновенными Честной Троицы озарил свет Богопознания твоему стаду. Потому прославился как Божественный хранитель Божией благодати.

Каноны и Акафисты

Канон святителю Льву, папе Римскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви, прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре, я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.

Свяще́нства пома́занием, всеблаже́нне, удобре́н, украси́л еси́ сие́ доброде́тельными ви́ды, пребога́те.

Я́коже зре́л гро́зд, о́тче, изгне́л еси́ ра́зум, весе́лия крати́р, треблаже́нне, прему́дрости твоея́ все́м предложи́л еси́.

Петра́ верхо́внаго престо́ла насле́дник бы́л еси́, того́ име́я нра́в и ре́вность, богому́дре, ве́ры.

Богоро́дичен: Зако́на преступле́нием осужде́на первозда́ннаго, Спа́са ро́ждши, Богома́ти Чи́стая, свободи́ла еси́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.

Сто́лп правосла́вия Христо́вы Це́ркве, всему́дре Льве́, усе́рдно нося́, возста́вил еси́, его́же держа́щи, еретико́в безбо́жныя разруша́ет полки́ и собо́рища.

Небе́сныя и Боже́ственныя насы́тився благода́ти, церко́вныя догма́ты, о́тче, предложи́л еси́, со все́ми бо́рствуя ерети́ческими языкобо́лии, благоче́стия побо́рниче, Льве́ пребога́те.

Све́том пресветле́йшим озари́вся, преподо́бне, неизглаго́ланнаго и Боже́ственнаго вочелове́чения, Сло́во уясни́л еси́, сугу́бо, ре́к, существо́ и сугу́бо де́йство вопло́щшагося Бо́га.

Богоро́дичен: Украси́лася еси́, я́ко неве́ста, де́вственными добро́тами, обра́дованная Де́во Ма́ти Неневе́стная, вся́кия бо тва́ри Ты́ превознесла́ся еси́ мно́жае, я́ко все́х вино́вное Сло́во ро́ждшая.

Седа́лен, гла́с 3.

Уста́вил еси́ дерзнове́ния, де́лы уве́рил еси́ правосла́вия, я́ко упова́, я́ко ле́в, пра́ведный; и́стины пропове́даеши уче́ния и облича́еши пре́лести сокрове́ния, о́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Боже́ственнаго естества́ не отлу́чься, пло́ть бы́в во чре́ве Твое́м, но Бо́г вочелове́чься, пребы́сть, И́же по рождестве́ Ма́терь Тя́ Де́ву, я́ко пре́жде рождества́, сохрани́в Всенепоро́чну, еди́н Госпо́дь: Того́ приле́жно моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Нескве́рная А́гница Сло́ва, нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни прозя́бшаго, ма́терски подо́бно рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Из горы́ приосене́нныя, Сло́ве, проро́к, еди́ныя Богоро́дицы, хотя́ща воплоти́тися богови́дно усмотри́ и со стра́хом славосло́вяше си́лу Твою́.

Ле́в ты́ я́ко и́стинно, преблаже́нне, яви́лся еси́, смуща́ющия ли́сы отгоня́, ца́рским рыка́нием ужаса́я нечести́вых умышле́ния.

Скры́л еси́ приложе́нием твои́х догма́тов богоме́рзких ересе́й следы́, сокрове́нную и́стину взыска́в, священнотаи́нниче всече́стне.

У́тро от за́пада возсия́л еси́, треблаже́нне, сви́ток благочести́вых догма́тов, я́ко лучи́, Це́ркве, богому́дре, испуща́я и озаря́я ду́ши на́ша.

Богоро́дичен: Умертви́ стремле́ния, Де́во, страсте́й мои́х, уста́ви, Блага́я, молву́ прегреше́ний, грехо́вную бу́рю Твое́ю тишино́ю, Богороди́тельнице, потребля́ющи.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя́, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Сугу́бому де́йству пропове́дник бы́л еси́ Спа́са Христа́: де́йствовати бо, ре́кл еси́, в ко́емждо естестве́, я́коже имя́ше, со обои́м слежа́щим обще́нием, святи́телю богому́дре блаже́нне.

Равномо́щно су́що Ро́ждшему Сло́во позна́л еси́, я́коже пло́ть Сего́ бы́вша, треблаже́нне, уве́рил еси́, прили́чно, ре́кл еси́, плотска́я сво́йства де́яти, несли́тно, непревра́тно обоя́.

Богоро́дичен: Е́же пре́жде все́х ве́к, Еди́ному ве́домо Бо́гу та́инство челове́ка бы́ти вся́ческих Влады́ку и Го́спода и с пло́тию смеси́тися кроме́ преложе́ния, из Тебе́, Де́во, яви́ся, прехожде́ние прие́м.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

Петра́ честна́го прее́мник, и сего́ нача́льством обогати́вся, и теплу́ стяжа́в ре́вность, богодви́жимый сви́ток написа́л еси́, ерети́ческое веле́ние отмета́я смуще́нное, растворе́ние несме́сно соединя́я.

Сы́на Еди́наго, Христа́ и Го́спода, пре́жде ве́к от Отца́ рожде́нна, и на́с ра́ди от Де́вы ро́ждшагося, и я́вльшася на́м Единосу́щна, пропове́дал еси́ преесте́ственно, служи́телю неизглаго́ланных, богоприя́тне.

Богоро́дичен: Тя́, Всечи́стая, спасе́ния Хода́таицу, ве́рнии, испове́дающе, вопие́м: ра́дуйся, Чи́стая; ра́дуйся, Неве́сто Де́во; ра́дуйся, горо́ Бо́жия присе́нная, ми́ру бо Ты́ ра́дость присносу́щную источи́ла еси́.

Конда́к, гла́с 3.

На престо́ле, сла́вне, свяще́нства се́д и льво́в уста́ слове́сных загради́в, догма́ты богодухнове́нными Честны́я Тро́ицы озари́л еси́ све́т богоразу́мия твоему́ ста́ду. Сего́ ра́ди просла́вился еси́ я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти.

И́кос:

Отца́, и Сы́на, и Ду́ха Свята́го, Трисо́лнечный Све́т, Трисвяту́ю Си́лу, Божество́ Еди́но и Еди́но Существо́, Сию́ пропове́дав, уста́ льсти́вая до конца́ загради́л еси́ ерети́чествующих, Льве́ богому́дре. Те́мже Чи́стую Богороди́тельницу я́ко Богоро́дицу испове́дав, Несто́риево безу́мие и буесло́вие низложи́л еси́, сего́ ра́ди позна́лся еси́ в ми́ре и в Ри́ме я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Сна́ не да́л еси́ ве́ждома, до́ндеже из ко́рене исто́ргл еси́ ле́сть Евти́ха обезу́мившагося, зовы́й: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Еди́ну ипоста́сь во двою́ существу́, Христа́ испове́дав, де́йствующа сугу́бо и хотя́ща, ны́не пое́ши: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Богоро́дичен: Ны́не к Тебе́ прибега́ю, Богома́ти, прегреше́ний плени́цами стя́гнут, за милосе́рдие ми́лости изба́ви мя́, вопию́ща: благослове́н, Пречи́стая, Пло́д Твоего́ чре́ва.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Всесве́тел, я́ко со́лнце, от за́пада возсия́л еси́, чу́до, богоглаго́ливе, я́ве пресла́вно, смеше́ние и слия́ние Евти́хиево изсуши́в я́ве и Несто́риево разделе́ние пресека́я, уча́ Еди́наго чествова́ти Христа́ во двою́ существу́ неразде́льно, непревра́тно, неслия́нно.

От Бо́га дви́жимь, благоче́стия уче́ния, я́ко на богоначерта́нных скрижа́лех вообрази́л еси́, я́коже Моисе́й вторы́й, яви́вся боже́ственным лю́дем и собо́ру честны́х учи́телей, зовы́й: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Воплоще́ннаго, преподо́бне, пре́жде безпло́тнаго, позна́л еси́, Сло́ва О́тча Единоро́днаго и Собезнача́льнаго, в ле́то безле́тнаго, опи́сана у́бо пло́тию, я́ко Творца́ же описа́ния не ве́дуща, учи́ши, взыва́я: свяще́ннии, воспо́йте, лю́дие, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Обложе́нием телесе́ обложи́ся, Пречи́стая, от Твои́х крове́й, свети́л добро́тами, со́лнцем и луно́ю не́бо просвети́вый Бо́г, одушевле́нное Тя́ друго́е Не́бо показа́в, Его́же о́троцы благословя́т, свяще́нницы воспева́ют, лю́дие превозно́сят во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Сия́еши ны́не, таи́нниче Христо́в, благоле́пия венце́м укра́шен и, я́ко ве́рен святи́тель, пра́вдою вои́стинну оде́ялся еси́ и, в раи́ сла́дости лику́я, чу́дне, о па́стве твое́й Влады́ку приле́жно умоли́.

Иде́же ны́не патриа́рхов председа́ния же, и престо́ли, и чи́ни, Льве́ всеблаже́нне, ты́ досто́йно, о́тче, всели́лся еси́, я́ко патриа́рх и́стинен, и ве́рою и благода́тию осия́емь. Те́мже вси́ тя́ при́сно блажи́м.

От бу́ри жите́йския отступи́в, ко Христу́ прише́л еси́, Льве́ всеизря́днейше, на ме́сте зла́чнем почива́я, иде́же пото́к сла́дости, и Све́т Невече́рний, и несказа́нное весе́лие, и ра́дость пребыва́ющая.

Богоро́дичен: Зре́лу пожина́ю жи́знь, невреди́му дре́вом ра́зума: Ты́ бо, Всенепоро́чная, жи́зни Дре́во — Христа́ процвела́ еси́, вхо́ды жи́зни все́м сказа́вши. Те́м Тя́, Всечи́стая, Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Свети́лен.

Святи́телей сла́ва и ве́рных защи́тник, ты́ яви́лся еси́, богому́дре о́тче, и сто́лп доброде́телей. Те́мже помина́й всегда́ воспева́ющия тя́ любо́вию.

Богоро́дичен: Тя́ Предста́тельницу вси́ иму́ще гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Ты́ благопремени́тельна на́м сотвори́ Сы́на Твоего́ Ма́терними Твои́ми моли́твами.

Жизнеописание святителя Льва, Папы Римского

Великий святитель и пастырь Божией Церкви – Лев, Папа Римский, родом был из Этрурии, Италия; имя его отца – Роман Квинтиан. С юных лет святой Лев был обучен всякой премудрости, познакомился с внешней философией [1] и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он всецело посвятил себя Богу. В 430 году Лев становится диаконом и ближайшем помощником папы Целестина I, a затем избирается архидиаконом [2] при папе Сиксте III [3]. За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу.

В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов [4], завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, Папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае необходимости даже положить душу за овец своих. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: “Приветствую тебя, бич Божий”. Мудрой боговдохновенной беседой святитель сумел вразумить Аттилу, превратив его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал увещеваниям угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостию честного лица его. Исполнив все по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Рим был спасен.

Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

– Почему ты убоялся одного-единственного римлянина, пришедшего без оружия? Почему ты повиновался ему? Почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?

– Не видели вы того, что я видел, – отвечал им Аттила. – А видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам Папы (это были святые первоверховные апостолы Петр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея.

Таков был великий угодник Божий Лев, наводящий страх не только на невидимых врагов, но даже и на видимых, горячо любимый овцами, так как ради них он не убоялся идти к страшному завоевателю, готовясь в случае необходимости даже пострадать от него. Однако главное деяние в жизни святителя Льва оказалось связано вовсе не с его дипломатическими или административными способностями. Промыслом Божиим именно ему суждено было стать главным защитником чистоты Православия.

Лев Великий принял управление Церковью в смутное для нее время. В Риме ему пришлось вести борьбу с манихейской ересью и пережитками язычества, колдовством и астрологией, по-прежнему весьма распространенными среди паствы. Во время его святительства после еретика Нестория [5] выступили с ересью Евтихий, архимандрит Цареградский, и Диоскор, патриарх Александрийский [6], бесстыдные хулители, которые сливали два естества во Христе Господе нашем, Божественое и человеческое, воедино. Своей ересью они сильно смущали Церковь Божию. Собрав в Ефесе[7] свое неправедное соборище [8], они несправедливо осудили и замучили святого Флавиана, патриарха Цареградского [9], защитника православия, который созвал против Евтихия поместный собор в Константинополе, и много зла причиняли православным. Весной 448 года святитель Лев получил послание от Евтихия с жалобой на Константинопольский Собор, осудивший его воззрения как еретические. Извратив в письме суть дела, Евтихий ввел святителя в заблуждение, и тот, в свою очередь, обратился к епископу Флавиану, выражая свое недовольство действиями последнего. Недоразумение скоро обнаружилось, и святитель Лев пишет еще одно послание епископу Флавиану, излагая в нем свое понимание соединения во Христе человеческого и Божественного естества. Об этом послании рассказывается, что сам святой верховный апостол Петр своей рукой апостольской исправил его; свидетельство тому мы находим в Лимонаре святого Софрония Иерусалимского [10].

“Поведал нам, – пишет святой Софроний, – авва Мина, настоятель киновии, именуемой Саламановой, находившейся близ Александрии, что он слышал такой рассказ аввы Евлогия, Александрийского патриарха [11]. Когда пришел я (рассказывал Евлогий) в Константинополь, я жил с господином Григорием, архидиаконом римской Церкви, мужем поистине отменным и добродетельным, и часто беседовал с ним. Он-то и рассказал мне о блаженнейшем и святейшем Льве, Папе Римском; именно о нем записано в церкви Римской следующее: когда святой Лев написал послание к святому Флавиану, епископу Константинопольскому, против злочестивого Евтихия и Нестория, он положил сие послание на гробе первоверховного апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил апостола:

– Если я, как человек, в чем-либо ошибся или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь написанное.

Читайте также:  Никита бесогон святой о чем молятся

Спустя сорок дней ему во время молитвы явился апостол и сказал:

– Прочитал и исправил.

Взяв свое послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашел его исправленным рукой апостола”.

После этого Папа Лев употребил все свое старание к тому, чтобы укрепить и умиротворить Церковь, смущаемую еретиками; он писал к царям, сначала к Феодосию [12], потом к Маркиану, чтобы они созвали вселенский собор. Наконец, в царствование Маркиана [13] и Пульхерии [14] созван был против Евтихия и Диоскора, проповедующих во Христе Господе единое естество, единое действование и волю, Вселенский собор в Халкидоне [15], по счету четвертый, на котором было 630 святых отцов [16]. На этом соборе святейшему Папе Льву нельзя было присутствовать – как по причине продолжительности пути и преклонного возраста, так и потому, что нельзя было ему удаляться из Италии вследствие часто случавшихся тогда нашествий врагов на эту страну; посему он послал своих наместников: епископов Пасхазия и Лукентия и пресвитеров Вонифатия и Василия. Во время прений с еретиками на этом соборе многими овладело сильное сомнение; тогда по повелению святых отцов, по поводу возражений еретиков, было прочтено послание святого Льва, Папы Римского к патриарху Флавиану.

Когда это послание святого Папы Льва было прочитано на IV Вселенском соборе, то все святые отцы воззвали:

– Святой апостол Петр глаголет устами Льва.

Таким образом, отцы собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков. Наряду с антиохийским вероизложением 433 года и двенадцатью анафематствованиями против Нестория, оно легло в основу вероисповедания. Не только тогда, но и после грамота сия, утверждающая православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у святых отцов, и среди них у вышеупомянутого блаженного Евлогия, патриарха Александрийского. В то время как еретики сильно хулили послание Льва и возражали написанному в нем, Евлогий крепко защищал его, чем приятен был святому Льву, уже отшедшему в то время из этой жизни и предстоящему вместе со святыми пред Богом.

Об этом тот же святой Софроний повествует:

“Святой Феодор, епископ города Дарны в Ливии [17] рассказал нам следующее: когда он был кувикуларием [18] святого патриарха Александрийского Евлогия, он видел во сне мужа священнолепного и светлого, который сказал ему:

– Возвести обо мне патриарху Евлогию. Феодор спросил:

– Кто ты, владыко, и как мне сказать о тебе? Тот ответил:

– Я – Лев, Папа Римский.

Войдя к патриарху Евлогию, Феодор сказал ему:

– Святейший и блаженнейший Папа Лев, Первосвятитель Римский, хочет войти к тебе.

Услышав это, патриарх Евлогий, быстро поднявшись, вышел ему навстречу; совершив молитву, они поцеловались и сели. Тогда блаженный Лев обратился к святому патриарху Евлогию:

– Знаешь ли ты, зачем я пришел к тебе? Тот отвечал:

– Я пришел благодарить вас за то, что вы хорошо и сильно защищали мою грамоту, изъяснили мое понимание, заградили ею уста еретиков и объяснили, таким образом, грамоту, которую я писал брату моему Флавиану, патриарху Константинополя, во обличение злочестивой ереси Нестория и Евтихия. Знай же, брат, что не только я работал и трудился над этой грамотой, но также и святой первоверховный апостол Петр прочитал и исправил ее, а более всех ее освятил Сам Христос Бог наш – проповедуемая нами Истина”. Подобное видение имело место не один раз: блаженные отцы – Лев и Евлогий трижды сходились и беседовали друг с другом пред духовными очами Феодора; об этом, повторенном троекратно видении он возвестил святому Евлогию. Услышав это, святой Евлогий прослезился и, простерев руки к небу, воздал благодарение Богу, говоря:

– Благодарю великую и неизреченную благость Твою, Владыко Христе Боже наш, за то, что Ты сподобил меня недостойного быть проповедником Твоей истины и, по молитвам рабов Твоих, Петра и Льва, благоволил принять малое дерзновение мое, подобное двум лептам вдовы [19]”.

Изложенное здесь видение имело место спустя много лет после преставления святого Льва, ибо святой Евлогий жил гораздо позднее, а именно в царствования императоров Маврикия и Фоки [20], между тем как святой Лев, Папа Римский, скончался прежде того, в царствование соименного себе царя Льва Великого [21].

История не оставила нам сведений о последующих годах жизни Льва Великого. Кончина его последовала 10 ноября 461 года. Вот что известно о последних днях жизни святого Папы Льва:

Достигнув глубокой старости и приблизившись к скончанию дней своей земной жизни, святой Лев был извещен от Бога о прощении своих немощей человеческих. Это произошло при таких обстоятельствах: Папа Лев пробыл сорок дней у гроба святого апостола Петра в молитве и посте, умоляя святого апостола, чтобы он просил у Господа, да отпустит ему всеблагий Бог его прегрешения; по прошествии сорока дней ему явился святой апостол Петр и сказал:

– Я молился за тебя, и отпущены тебе все грехи твои, кроме грехов, которые ты совершил при хиротонии других на священные степени. Лишь о том ты должен будешь отвечать: законно ли ты рукоположил кого или нет.

После этого извещения святой Лев усилил свои молитвы, усугубил свой пост, умножил свои милостыни, вопия в сокрушении сердца своего до тех пор, пока не получил отрады совершенного прощения. Потом, приготовившись, как должно, к исходу, он предал святую свою душу в руки Божий и присоединился к лику прежде почивших святых великих иерархов и учителей. Похоронен он был в Ватиканском соборе святого апостола Петра в Риме, в приделе, носящим сейчас его имя. Мощи святителя Льва и поныне почивают там.

После Папы Льва осталось до ста слов и до 140 писем – догматического и нравственного содержания. Все эти сочинения отмечены духом строго выдержанного православного учения. Так, в известном послании к Константинопольскому патриарху Флавиану, которое было читано на IV Вселенском соборе, святой Лев высказывает такие мысли о воплощении Бога: “Божество восприяло нашу немощь, не нарушив свойств ни того, ни другого. Истинный Бог явился в истинном и совершенном естестве истинного человека, весь с тем, что свойственно Ему, и весь в том, что свойственно нам. Человек не уничтожается величием Божества. Та и другая природа действует при взаимном общении свойственным себе образом”.

Нравственное учение Папы Льва также заслуживает особенного внимания. Святой Лев часто убеждал паству свою творить дела милосердия. Долг милосердия, говорил он, определяется не по мере благ, а расположением сердца.

Богатые сами должны отыскивать бедного и помогать ему. Бог для того и дает богатство, чтобы оно текло к бедному. Говоря о молитве, святой Лев убеждал обращаться за помощью к ходатайству святых и заповедал чтить святые мощи.

Память свт. Льва Великого празднуется 18 февраля/3 марта, почитается он как святитель и пастырь Церкви Божией, предстоящий и молящийся о нас пред престолом Христа Бога нашего, славимого и покланяемого со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Кондак святителю Льву Великому, глас 3.

На престоле славне священства сед, и львов уста словесных заградив, догматы богодухновенными честныя Троицы озарил ecu свет богоразумия твоему стаду: сего ради прославился ecu, яко божественный таинник Божия благодати.

Примечания
1. Внешней философией в то время назывались произведения языческих философов – Платона, Аристотеля, Пифагора и других, т.е. тех писателей, которые, по вере, находились вне Церкви Христовой.
2. Архидиакон – старший или первый диакон. При каждой епископской кафедре было по одному архидиакону. В древней Церкви должность архидиакона почиталась очень почетной, и архидиакон был одним из самых приближенных лиц к епископу. Часто в епископы избирались архидиаконы, как это можно видеть на примере святого Афанасия Великого, Льва, Папы Римского, и многих других. Ныне архидиаконами называются первенствующие иеродиаконы, т.е. диаконы монашествующие в больших монастырях, особенно ставропигиальных, и кафедральных соборах. Звание это дает только первенство чести, а не власти, потому что архидиакон не есть начальник диаконов, а только первый из них по месту в служении и собраниях.
3. Папа Сикст III занимал римскую кафедру с 432 по 440 годы.
4. Гунны – азиатский народ, вторгшийся в конце IV века в Европу и произведший в ней значительные опустошения, разрушая города и целые царства. В Европе свое местопребывание гунны утвердили в долине реки Тиссы, притока Дуная (территория современной Венгрии). Время правления Аттилы (433-454) представляет собой период гуннского могущества. Аттила держал в постоянном страхе византийского императора, заставил его выплачивать огромную дань и предоставить гуннам все земли к югу от Дуная. В 440 году Аттила во главе 500000-ной рати двинулся на Запад. Предавая все огню и мечу, он прошел всю Германию до Рейна, потом переправился через эту реку и разрушил целый ряд городов. На юге Франции он получил однако отпор и принужден был возвратиться в Германию. В 452 году он предпринял новый набег – в этом раз на Италию. Риму и всей Италии грозила опасность стать жертвой врагов, но Аттила остановил свое победное шествие и после переговоров с папой Львом Великим возвратился назад. Вскоре после этого похода Аттила умер.
5. Несторий, патриарх Константинопольский, занимавший кафедру с 428 по 431 год, проповедывал еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не искупительной смертью, а наставлениями и примером жизни. За эту ересь Несторий отлучен от Церкви на III Вселенском соборе и умер в ссылке в 436 году.
6. Занимал александрийскую патриаршую кафедру с 444 по 451 год
7. Ефес – город на западном берегу Малой Азии, бывший первоначально центром малоазийских греческих колоний, а во времена императоров – одним из главных городов Малой Азии. В Ефесе провел остаток жизни и скончался святой апостол Иоанн Богослов. Здесь также проходили заседания III Вселенского Собора.
8. Это было в 449 году.
9. Святой Флавиан занимал Константинопольскую патриаршую кафедру в 434-447 годах.
10. Святой Софроний был иерусалимским патриархом с 634 по 644 год. До своего избрания патриархом Софроний сначала подвизался в Палестинской обители преподобного Феодосия, под руководством известного подвижника Иоанна Мосха, а потом с ним же посещал Фиваидских (Египетских) пустынников. Подвиги и чудеса последних он описал в книге, которая называется Лимонаръ (от греч. слова лимон – луг, пажить), поскольку представляет собой собрание цветов добродетелей с луга духовного.
11. Святой Евлогий занимал патриаршую кафедру в Александрии с 579 по 607 года. Память его – 13 февраля.
12. Царствовал с 408 по 460 год.
13. Царствовал с 450 по 467 год.
14. Святая Пульхерия, сестра императора Феодосия, была супругой императора Маркиана. Память ее – 10 сентября.
15. Халкидон – предместье Константинополя, находился поблизости от него, па азиатском берегу Босфора.
16. Заседания собора открылись 8-го октября 451 года.
17. Ливия – провинция в северной Африке, смежная с Египтом, тянущаяся на запад от него по берегу Средиземного моря вглубь Африки.
18. Кувикуларий – спальник, постельничий.
19. Мк.12:41-44.
20. Император Маврикий занимал престол с 682 по 602 год. Император Фока – с 602 по 610 год.
21. Византийский Император святой Лев I царствовал с 467 по 474 год.

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2020

2 марта. Святителя Льва I, папы Римского. Святителя Агапита епископа Синадского. Преподобного Космы Яхромского.

18 февраля по старому стилю / 2 марта по новому стилю
понедельник
Седмица 1-я Великого поста.
Великий пост.
По монастырскому уставу – полное воздержание от пищи.

Свт. Льва, папы Римского (461).
Прп. Космы Яхромского (1492). Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449–450).
Прп. Владимира Терентьева исп. (1933).

На 6-м часе: Ис. I, 1–20. На веч.: Быт. I, 1–13. Притч. I, 1–20.

В седмичные дни Великого поста служба совершается по Минее и Триоди, без Октоиха, кроме Троичнов, седальнов и светильнов рядового гласа (см. приложения Триоди).

В понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.

Кондак святителя Льва, глас 3:
На престоле, славне, священства сед/ и львов уста словесных заградив,/ догматы богодухновенными Честныя Троицы/ озарил еси свет богоразумия твоему стаду./ Сего ради прославился еси// яко божественный таинник Божия благодати.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Прииде пост, мати целомудрия». А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, – и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут – благие помышления, и не сила только воротится – крепость воли, но и очи откроются – ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. «Се ныне время благоприятно»! «Се ныне день спасения»!

Святитель Лев I Великий, папа Римский

Святитель Лев I Великий, папа Римский (440–461), получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями.

Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил все свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов.

На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447–449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви.

Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силою своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови. Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность.

Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое – к святителю Флавиану.

Преподобный Косма Яхромский

Преподобный Косма Яхромский был слугой одного боярина и во время продолжительной болезни своего господина утешал его чтением книг. Как-то, переезжая из города в город, они остановились на реке Яхроме. Здесь преподобному Косме явилась на дереве икона Успения Пресвятой Богородицы, от которой он слышал голос, повелевавший быть ему иноком и устроить монастырь. Его больной господин тогда же получил от иконы исцеление, а преподобный Косма отправился в Киев и в Печерском монастыре принял постриг.

Потом с явленной иконой Богоматери он, по внушению свыше, снова отправился на Яхрому и в 40 верстах от г. Владимира, при пособии добрых христиан, построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. К преподобному стала собираться братия, и образовался монастырь. Преподобный Косма был избран игуменом. Слава о иноческих подвигах святого доходила в те времена даже до великого князя.

Преподобный Косма скончался в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребен в основанной им обители. Память ему также творилась 14 октября, в день празднования Божией Матери ради Ее иконы Яхромской.

Святитель Агапит, исповедник, епископ Синадский

Святитель Агапит исповедник, епископ Синадский, родился в Каппадокии в правление императоров Диоклитиана (284–305) и Максимиана (284–305). Родители его были христиане. С молодых лет он стремился к иноческой жизни и поступил в монастырь, где подвизался в посте, молитвах и служении всем братьям обители.

Господь сподобил святого Агапита дара чудотворений. Императору Ликинию (307–324) стало известно, что инок Агапит обладает большой физической силой, и он распорядился вопреки желанию святого определить его на военную службу.

Во время гонения на христиан, воздвигнутого Ликинием, святой Агапит присоединился к святым мученикам Виктору, Дорофею, Феодуле и Агриппе, был ранен копьем, но остался жив. После смерти императора Ликиния он получил возможность освободиться от военной службы. Святому равноапостольному царю Константину Великому (306–337) стало известно, что по молитве святого Агапита совершаются исцеления. Он послал к нему своего больного слугу, который получил исцеление. Император хотел щедро наградить Агапита, но тот просил только одного, чтобы ему было разрешено оставить военную службу и вернуться в свой монастырь. Разрешение было получено, и он с радостью вернулся в обитель.

Вскоре после этого Синадский епископ призвал к себе святого Агапита и рукоположил в сан пресвитера. После смерти епископа духовенством и всем народом святой Агапит был единодушно избран на кафедру епископа Синадского. Новый святитель мудро управлял своей паствой, наставляя ее в Православной вере и добродетельной жизни. По молитвам его совершались многочисленные чудеса. Скончался святитель мирно.

Святитель Флавиан исповедник, Патриарх Цареградский


Святитель Флавиан исповедник, Патриарх Цареградский
, занимал кафедру при святом Константинопольском царе Феодосии Младшем (408–450) и его сестре благоверной царице Пульхерии († 453; память 10 сентября). Сначала он был пресвитером и сосудохранителем в Соборной церкви. На патриарший престол он был возведен после смерти святого Патриарха Прокла († 447; память 20 ноября). В этот период истории внутренние смуты и ереси раздирали церковное единство.

В 448 году святитель Флавиан созвал Поместный Собор в Константинополе для рассмотрения ереси Евтихия, утверждавшего одно естество в Господе Иисусе Христе. Упорствующий в своем заблуждении, еретик Евтихий был отлучен от Церкви и лишен сана.

У еретика был могущественный покровитель в лице Хрисафия, приближенного к императору евнуха. Хрисафий интригами склонил на сторону Евтихия Диоскора, епископа Александрийского, и добился от императора разрешения на созыв в Ефесе собора, получившего впоследствии название разбойничьего.

На разбойничьем соборе председательствовал Диоскор, добившийся угрозами и силой оправдания еретика Евтихия и осуждения святого патриарха Флавиана. Святой Флавиан на заседании собора был жестоко избит дерзкими монахами под предводительством некоего Варсумы. Даже сам нечестивый председатель разбойничьего собора еретик Диоскор принял участие в этом избиении.

После этого на святителя Флавиана были возложены тяжелые вериги, и он осужден был на изгнание в Ефес. Однако Господь прекратил его дальнейшие страдания, послав ему смерть († в августе 449 или 459). Благоверная царица Пульхерия удалилась из дворца. Вскоре открылись интриги Хрисафия. Император его отстранил, а свою сестру святую Пульхерию вновь приблизил. Ее стараниями мощи святителя патриарха Флавиана были с честью перенесены из Ефеса в Константинополь.

Папа Римский – защитник православия

Открыв православный церковный календарь на страничке 3 марта, мы прочтем о том, что сегодня — день памяти святителя Льва, Папы Римского, жившего в V веке. Наверное, для многих непривычно звучит этот титул, ныне носимый исключительно главой Римско-католической церкви, применительно к святым, которые благоговейно поминаются в православных храмах.

Однако первым римским епископом церковь считает первоверховного апостола Петра. Среди его преемников, прославленных в лике святых до отделения Католической церкви в 1054 году, есть подвижники, уже тогда именовавшиеся римскими папами. Например, это Григорий Двоеслов, автор Литургии преждеосвященных даров, священномученик Климент, или святитель Лев I Великий.

Святитель Лев был родом из Энтурии (северо-западная область древней Италии). Как и многие церковные иерархи, прославленные в лике святых, он получил разностороннее светское образование, в то же время будучи воспитанным в искренней любви к христианской вере. V век — время, когда церковь терзали уже не гонения со стороны внешних противников, но настроения внутренние, когда борьба шла не только с пережитками язычества, но и с еретическими мудрствованиями своих же, порой “в погоне за истиной” очень далеко отходивших от неискаженного учения Господа Иисуса Христа. В то время истинными героями церкви становились те, кто неустанно боролся с ересями, и главным в этой борьбе было мудрое слово, опирающееся на знание, слово, убедительное и полное силы, к которому охотно прислушивались люди. Поэтому и призывал Господь на пастырское служение лучших и притом образованнейших. Несомненно, к таким людям относился и великий святитель Лев, пользовавшийся огромным авторитетом как богослов. В юности он имел возможность сделать прекрасную светскую карьеру, однако предпочел полностью посвятить себя служению Богу. В 430 году он был рукоположен в диаконы, стал ближайшим помощником Папы Римского Целестина I, a затем, при Папе Сиксте III, — архидиаконом. По смерти же Папы Сикста святитель Лев, пользовавшийся любовью и уважением верующих людей, в сентябре 440 года единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви.

О нравственном облике святителя Льва свидетельствуют его дела — дела милосердия, к которым он призывал людей, говоря, что богатые сами должны отыскивать бедного и помогать ему, но долг милосердия при этом определяется не по мере благ, а расположением сердца. Он был мягким и добрым человеком, но когда речь заходила о главном — защите православия от ересей, святитель Лев становился твердым и непреклонным. Людям, далеким от веры, возможно, кажется странной такая бескомпромиссность в отношении “всего лишь нескольких пунктов” вероучения. Они забывают о том, что для искренне верующих людей Христос не идея, не набор моральных и догматических правил, Он — живой, Он — личность, богочеловек, заявивший о себе вполне определенно и призвавший следовать за ним, именно таким, каков он есть. А не каким его потом представят себе и другим ариане, несториане, монофизиты… Всего лишь один искаженный догмат — и искаженным может в глазах людей оказаться истинный подвиг Христа, а то и вовсе — перечеркнутым, не имеющим смысла.

На долю Папы Римского Льва выпало стать главным защитником православия против ереси константинопольского архимандрита Евтихия и александрийского патриарха Диоскора — ереси монофизитства, как назовут ее позднее. Приверженцы этого лжеучения заявляли, что Христос — Бог, но не человек, утверждали наличие в Спасителе одной лишь божественной природы (естества) и отвергали его совершенное человечество.

Святителю Льву как раз и понадобились его ученость, богословский и проповеднический дар, наконец, церковный авторитет и уважение паствы, чтобы достойно противостоять еретикам. Он деятельно способствовал созыву IV Вселенского халкидонского собора 451 года, целью которого было осуждение ереси монофизитов. На этом соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому, пострадавшему за православную веру от Эфесского “разбойничьего” собора в 449 году. Святитель Лев излагал свое понимание слияния во Христе человеческой и божественной природы.

Об этом послании рассказывали, что сам первоверховный апостол Петр, ученик Христов и первый римский епископ, чудесным образом исправил его своей апостольской рукой. Положив послание к святому Флавиану на гроб великого апостола, святитель Лев горячо молился, прося: “Если я, как человек, в чем-либо ошибся или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена церковь и сей престол, исправь написанное”. Апостол Петр явился ему спустя 40 дней и сказал: “Прочитал и исправил”. Святейший Папа Лев, прочтя взятое с гроба апостола свое послание, действительно нашел его исправленным.

Итак, когда на Вселенском соборе в Халкидоне, на котором святитель Лев не смог присутствовать, во время прений с еретиками многие стали колебаться, было прочтено послание к патриарху Флавиану. После этого все сомнения отпали. “Святой апостол Петр глаголет устами Льва”, — сказали все присутствовавшие на соборе епископы, согласившись с учением, изложенным святителем Львом. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от церкви.

Читайте также: Что есть Бог — “нечто” или Личность?

Запомнился святитель Лев Великий потомкам и как защитник своего отечества, Италии, от варваров. Жизнеописание святого повествует о том, что когда в Италию вторгся лютый Атилла, предводитель гуннов, Папа Лев горячо молился Богу и, наложив на себя пост, призывал на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. А потом отправился к Атилле и, по преданию, приветствовал вождя варваров словами: “Приветствую тебя, бич Божий”. Красноречие святителя возымело необычайное действие — грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. В Житие святого Льва рассказывается, что воеводы Аттилы “немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

— Почему ты убоялся одного-единственного римлянина, пришедшего без оружия? Почему ты повиновался ему? Почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?

— Не видели вы того, что я видел, — отвечал им Аттила. — А видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам Папы; в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея”. Ангелоподобными мужами этими были святые первоверховные апостолы Петр и Павел.

В 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, святитель Лев также сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.

За свое благочестие и горячую защиту православия святитель Лев получил наименование “Великого”. Он дожил до глубокой старости и уже ожидал своей смерти, готовился к ней молитвой. Скончался Папа Римский Лев I Великий 10 ноября 461 года. После себя он оставил знаменитое послание к Флавиану, Патриарху Константинопольскому, о двух природах Господа Иисуса Христа, а также 96 проповедей и 143 послания.

Святитель Лев Великий был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Издревле он почитается святым как в Православной церкви, так и в Католической.

Читайте самое интересное в рубрике “Религия”

Святой лев молитва

Полное описание: Святой лев молитва – в детальных подробностях для наших читателей.

Святой лев молитва

Преподобному Льву, епископу Катанскому (тропарь и кондак)

П ра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, / воздержа́ния учи́теля / яви́ тя ста́ду твоему́ / я́же веще́й и́стина, / сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, / нището́ю бога́тая, / о́тче Льве, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Я́ коже свети́льника превели́ка, Це́рковь и́мать, всеблаже́нне, / тебе́, па́че со́лнца сия́юща, / ю́же твои́ми моли́твами сохрани́, блаже́нне, / непобеди́му, и непоколеби́му от е́реси вся́кия, и нескве́рну, // я́ко приснопа́мятный.

Новости

    17 Сентябрь 2019

Обновления на сайте

В раздел БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ добавлены:

Обновление на сайте

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

29 (16) сентября 2019 г.

Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

Преподобный Лев, епископ Катанский

Якоже светильника превелика церковь имать всеблаженне, тебе паче солнца сияюща, юже твоими молитвами сохрани блаженне, непобедиму и непоколебиму от ереси всякия, и нескверну, яко приснопамятный

Дорогие братья и сестры!

20 февраля по ст.ст. (5 марта по н. ст.) Святая Православная Церковь чтит память преподобного Льва, епископа Катанского, который силою Божией посрамил чародея Илиодора, вступившего на гибельный путь противления Христу.

Житийная старообрядческая икона, 1818 год

Святитель Димитрий Ростовский, излагая житие святого Льва, пишет, что за благочестивую жизнь, пройдя необходимые ступени священства, преподобный был возведен на епископскую кафедру сицилийского города Катана. Проявляя ревность в служении, владыка заботился о сиротах, нищих, вдовицах, больных, странных, питая и одевая их на счет церковных имений и врачевал недуги их своими молитвами. Во дни его в Катане был некий волхв, по имени Илиодор. Святой Лев настойчиво убеждал чародея отстать от общения с духами злобы и обратиться ко Христу. Однако безумный Илиодор продолжал кичиться своей бесовской силой.

Святой Лев и волхв Илиодор

Однажды чародей пришел на службу к святому Льву и стал волховать в храме, произведя в нем смятение и соблазн. Епископ Лев, видя творимые безобразия, перешел от уговоров к решительным действиям: помолившись, он обвязав шею чародея своим омофором, вывел его из храма на городскую площадь. Там по его указанию развели большой костер, в который преподобный зашел вместе с волхвом. Так они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а святитель Лев, силой Божией, остался невредим. После этого Лев, возвратившись в церковь, докончил Божественную службу. Свершившееся чудо всех привело в ужас, ибо держа в пламени волхва, сам святитель, не только не опалился в огне, но даже огонь не коснулся его святительских облачений.

Сразу после преставления святого, одна кровоточивая женщина коснулась одра почившего и тотчас получила исцеление. Святое тело епископа Льва положено было в церкви святой мученицы Лукии, а впоследствии мощи его были перенесены в церковь святителя Мартина Милостивого, епископа Турского. Мощи святого исцеляют различные болезни и недуги.

Чем же поучительно для нас житие преподобного Льва? Прежде всего тем, что в нем мы видим пример победы воина Христова над тьмой, над духами злобы поднебесной. И эта победа происходит не только в том, вечном мире, но и здесь, на грешной земле.

Из жития святого мы также можем видеть, что обратившийся за помощью к злой силе безумный волхв не только не победил служителя Христова, но сам погиб страшной смертью. И ни какие силы ада не смогли защитить его перед смиренным епископом. Такая, если не более ужасная участь, ожидает и всех тех, кто предает свои души в руки падших ангелов. Но страшнее всего то, что им уготованы вечные муки в царстве тьмы и злобы. Преподобный Ефрем Сирин говорит:

«Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы».

Господь по своему человеколюбию предупреждает о губительности вступления в общение с падшими духами:
«Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10–13);

«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19, 31);

«И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20, 6).

Святая Церковь врачует обращающихся к чародеям и самих колдунов длительным отлучением от общения с нею. Те же из них, кто не отступает от этого безумия — извергает от себя. Так, 61-е Правило VI Вселенского собора гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».

Святой Василий Великий в своих правилах устанавливает («Третье каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому»):

65. «Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением, сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе»;
72. «Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца»;

83. «Волхвующие и последующие обычаям языческим или вводящие неких в дома свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: год да будут плачущими, год — слушающими, три года — припадающими, и один да стоят с верными, — и так да приимутся».

Однако, несмотря на все предупреждения и церковные наказы, в современной России обращение к различным колдунам, экстрасенсам, гадателям, ворожителям, звездочетам, «бабкам» и «дедкам» чрезвычайно популярно. Об их «услугах» пестрят объявления в газетах, на уличных столбах и в Интернете. Программы с их участиям показывают практически по всем телевизионным каналам. Они являются обязательными участниками популярных шоу, некоторые из которых напрямую направлены на пропаганду этой мерзости в среде наших сограждан. Повсюду звучат предсказания различных астрологов. Нам внушают о существовании «благоприятных» и «не благоприятных» дней, карме-судьбе, порче, необходимости соблюдения различных примет и др.

Отметим, что большинство из так называемых «колдунов» и «прорицателей» являются обычными мошенниками и шарлатанами. Но среди них, конечно, встречаются и те, кто отдал свою душу в распоряжение темным силам. Но даже если безумный человек прибегает за помощью к первой категории «экстрасенсов», все равно он расстается не только с материальными ценностями, но в его сердце входит злая сила. Спасительный голос Матери-Церкви о вреде обращения к магам и астрологам «тонет в море» рекламы их услуг, навязываемой через «прогрессивные» и «демократические» средства массовой информации. Да и, говоря честно, нет желания у наших сограждан слушать Святую Церковь. Им милы безумные речи технологов от бесов, которые настойчиво рекомендуют во всех житейских трудностях и искушениях прибегать к помощи колдунов. Толпы людей губят свои бессмертные души, несут последние сбережения в надежде получить исцеление от болезней или решение житейских проблем.

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления»;
«Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души»;

«Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь… Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство… Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».

Видео (кликните для воспроизведения).

Братья и сестры! Пока еще есть время, оставим пагубное общение с предсказателями и гадателями, вручим свою жизнь Господу и, последуя примеру преподобного Льва, устремимся за помощью ко Христу, Его Пречистой Матери, сомну архангелов и ангелов и всех святых.

Молитвами преподобного отца нашего Льва, епископа Катанского, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь.

святые покровители

Страница: 1 2 3 4 5 6 Все
Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа.

Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.

Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.

Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена, княгиня Ольга, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.

Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона, или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна.

святитель Лев Великий

святитель Лев Великий (

Святитель Лев I Великий – папа римский (440–461). Происходил родом из Этрурии. Получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями.

Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов.

На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447–449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви.

Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силой своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.

Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность. Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое — «к святителю Флавиану».

Тропарь святителю Льву, папе Римскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, / Льве премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. // Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Льву, папе Римскому, глас 7

На престоле, славне, священства сед / и львов уста словесных заградив, / догматы богодухновенными Честныя Троицы / озарил еси свет богоразумия твоему стаду. / Сего ради прославился еси // яко Божественный таинник Божия благодати.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святитель Лев Великий, Папа Римский.

Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория.

День памяти святого Папы Льва 3 марта.

Святитель Лев I Великий, папа Римский (440–461), родился в Итальянской Тоскане в 390 году, получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440), а после его смерти в свои 50 лет был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Причём, Папой он был избран не присутствуя на соборе, но когда узнал о своём избрании, то принял этот сан с честью. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями.

Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силою своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови. Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность.

Этот святой Римский Папа стал начинателем нескольких вещей, которые через историю дошли до наших дней.

Так ещё до раздела Церквей, Лев I выдвинул идею о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами , и причина не в том, что в Риме жили императоры Римской Империи и не в том, что Рим умыт кровью христиан. Основным аргументом для признания примата Папы служило обещание Христа, данное им апостолу Петру:
“. и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. ” А как известно, Пётр апостол был первым епископом Рима.

Петр, будучи, таким образом, главою Церкви, поставленным самим Христом, и являясь вместе с тем первым епископом Рима, по мнению Льва I утвердил верховенство римского первосвященника над всеми остальными христианскими патриархами. Западноевропейские христиане признали это право за Львом I, а христиане Восточной римской империи оспаривали данную идею.

При первом христианском императоре, Святом Константине Великом, столица европейской империи была перенесена из Рима в Константинополь, он же Царьград, ( а сейчас Стамбул) и с тех пор Константинополь назывался Второй Рим, а Патриарх Константинополя считался Вселенским Патриархом.
Вскоре между Папой Римским и Патриархом Константинопольским возникли споры за первенство и Церковь была разделена на Западную Католическую , которая признавала верховность Папы Римского и на Восточную Православную, которая признавала верховность Патриарха Вселенского.
В итоге Рим для православных был потерян, а вскоре и Константинополь так же был потерян, так как он был захвачен мусульманами, появилось государство Турция,Софийский собор был передан под мечеть, а Константинополь назван Стамбулом.

Последующее падение Константинополя ( 1453 год ), понятое как Божия кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд. Но если «Второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержание: истина, хранимая в сосуде, бессмертна — если конечно в такую истину верить. Бог мог попустить неверным покорить греков, но Он никогда не допустит стереть с лица земли истинную веру и дать над ней торжествовать латинянам или израильтянам. Правая вера — вечная, неумирающая; иссякнет она — тогда и миру конец по христианскому мировоззрению. Но мир пока ещё существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменён новым, чтобы воплотить вечную истину и снова дать ей внешние формы существования.

Таким новым сосудом, новым, Третьим Римом и является Москва. — Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора ; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества.

Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать.

Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии.

Однако, то, что именно Рим стал центром всемирного христианства и стал городом с таким высоком духовным авторитетом, это заслуга святителя Льва .

Папа Лев умер 10 ноября 161 года и он стал первым Папой Римским, который удостоился быть похоронен в базилике святого Петра (в Ватикане), рядом с местом погребения святого апостола Петра . С тех пор была введена традиция, хоронить Пап в базилике святого Петра, в современном Ватикане.

Святой Папа Лев, издревле почитался в православной церкви 18 февраля (3 марта). В 1754 папа Бенедикт XIV присвоил Льву I достоинство доктора Церкви (doctor ecclesiae). Католическая Римская Церковь, до 1971, почитала его 11 апреля. После день памяти отмечается 10 ноября.

После Льва осталось большое собрание его трудов (96 проповедей и 120 посланий. )

В Москве (в Тёплом Стане) даже построен православный храм в честь святого Льва, Папы римского.

Добавить комментарий