Святой антоний для чего ему молятся

Молитвы Антонио Великому

Основателю отшельничества и борцу против ереси во имя святой христианской веры, Святому Антонио, поклоняются многие верующие по всему миру. Молитвы преподобному Антонию Великому не раз помогали страждущим укрепиться в вере и защитить свой дом от дурных помыслов.

История Антонио Великого

День памяти святого: 30 января

Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках. С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу. После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.

После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.

Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.

В чем помогают молитвы святому Антонию?

День святого Антония в христиане отмечают 30 января. Вознося молитву Антонию Великому, люди просят о решении множества проблем. В основном, конечно, это укрепление в вере, борьба с искушениями. Если в принятии серьёзного решения вас одолевают сомнения, и вы не знаете, как поступить, прочтите молитву святому Антонию, он обязательно поможет.

Защитит святой ваш дом от врагов и стихийных бедствий, сглазов и порчи, поможет при болезнях. Всем мужчинам, названным Антонами, можно обращаться к Покровителю с просьбой выполнить трудную работу, избежать неверного решения. Молятся святому в момент печали и скорби.

Тропарь, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Молитва преподобному Антонию Великому

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Анто ́ ний Великий , Египетский

День памяти

Житие

Ан­то­ний Ве­ли­кий ро­дил­ся в Егип­те око­ло 250 го­да от бла­го­род­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Во­сем­на­дца­ти лет он ли­шил­ся сво­их ро­ди­те­лей и остал­ся один с сест­рой, ко­то­рая бы­ла на его по­пе­че­нии. Од­на­жды он шел в цер­ковь и раз­мыш­лял о свя­тых апо­сто­лах, как они оста­ви­ли все, чтобы ид­ти за Гос­по­дом. Вхо­дит в храм и слы­шит еван­гель­ские сло­ва: «Ес­ли хо­чешь быть со­вер­шен­ным, иди, про­дай име­ние твое и раз­дай ни­щим, и бу­дешь иметь со­кро­ви­ще на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф.19:21). Эти сло­ва по­ра­зи­ли Ан­то­ния, как бы ска­за­ны бы­ли Гос­по­дом лич­но ему. Вско­ре по­сле это­го Ан­то­ний от­ка­зал­ся от на­след­ства по­сле ро­ди­те­лей в поль­зу бед­ных жи­те­лей сво­е­го се­ле­ния, но недо­уме­вал, на ко­го он оста­вит сест­ру. Оза­бо­чен­ный этой мыс­лью, он в дру­гой раз вхо­дит в храм и слы­шит там опять как бы к нему об­ра­щен­ные сло­ва Спа­си­те­ля: «Не за­боть­ся о зав­траш­нем дне: зав­траш­ний день сам бу­дет за­бо­тить­ся о се­бе; до­воль­но для каж­до­го дня сво­ей за­бо­ты» (Мф.6:34). Ан­то­ний по­ру­чил сест­ру из­вест­ным ему хри­сти­ан­ским дев­ственни­цам и оста­вил го­род и дом, чтобы жить уеди­нен­но и слу­жить од­но­му Гос­по­ду.

Уда­ле­ние пре­по­доб­но­го Ан­то­ния от ми­ра со­вер­ши­лось не вдруг, а по­сте­пен­но. Сна­ча­ла он пре­бы­вал близ го­ро­да у од­но­го бла­го­че­сти­во­го стар­ца, жив­ше­го уеди­нен­но и ста­рал­ся во всем под­ра­жать ему. По­се­щал и дру­гих от­шель­ни­ков, жив­ших в окрест­но­стях го­ро­да, и поль­зо­вал­ся их со­ве­та­ми. Уже в это вре­мя он так про­сла­вил­ся сво­и­ми по­дви­га­ми, что его зва­ли «дру­гом Бо­жи­им». За­тем он ре­ша­ет­ся уй­ти даль­ше. Зо­вет стар­ца с со­бой, и ко­гда тот от­ка­зал­ся, про­ща­ет­ся с ним и по­се­ля­ет­ся в од­ной из от­да­лен­ных пе­щер. Один из дру­зей его по вре­ме­нам при­но­сил ему пи­щу. На­ко­нец свя­той Ан­то­ний уда­ля­ет­ся со­всем из оби­та­е­мых мест, пе­ре­хо­дит ре­ку Нил и по­се­ля­ет­ся в раз­ва­ли­нах во­ин­ско­го укреп­ле­ния. Он при­нес с со­бой хле­ба на шесть ме­ся­цев, а по­сле по­лу­чал его от дру­зей сво­их толь­ко два ра­за в год через от­вер­стие в кров­ле.

Нель­зя изо­бра­зить, сколь­ко ис­ку­ше­ний и борь­бы вы­нес этот ве­ли­кий по­движ­ник. Он стра­дал от го­ло­да и жаж­ды, от хо­ло­да и зноя. Но са­мое страш­ное ис­ку­ше­ние пу­стын­ни­ка, по сло­ву са­мо­го Ан­то­ния, – в серд­це: это тос­ка по ми­ру и вол­не­ние по­мыс­лов. Ко все­му это­му при­со­еди­ни­лись пре­льще­ния и ужа­сы от де­мо­нов. Ино­гда свя­той по­движ­ник из­не­мо­гал, го­тов был впасть в уны­ние. То­гда или Сам Гос­подь яв­лял­ся, или по­сы­лал Ан­ге­ла для его обод­ре­ния. «Где ты был, бла­гий Иису­се? По­че­му вна­ча­ле не при­шел пре­кра­тить мои стра­да­ния?» – воз­звал Ан­то­ний, ко­гда Гос­подь по­сле од­но­го тяж­ко­го ис­ку­ше­ния явил­ся ему. «Я был здесь, – ска­зал ему Гос­подь, – и ждал, по­ка не уви­жу тво­е­го по­дви­га».

Од­на­жды сре­ди ужас­ной борь­бы с по­мыс­ла­ми Ан­то­ний воз­звал: «Гос­по­ди, я хо­чу спа­стись, а по­мыс­лы не да­ют мне». Вдруг он ви­дит: кто-то по­хо­жий на него си­дит и ра­бо­та­ет, по­том встал и на­чал мо­лить­ся, за­тем опять сел за ра­бо­ту. «Де­лай так и спа­сешь­ся», – ска­зал ему Ан­гел Гос­по­день.

Уже два­дцать лет жил Ан­то­ний в сво­ем уеди­не­нии, ко­гда неко­то­рые из дру­зей его, узнав об его ме­сто­пре­бы­ва­нии, при­шли, чтобы по­се­лить­ся во­круг него. Дол­го они сту­ча­ли к нему и про­си­ли его вый­ти к ним из сво­е­го доб­ро­воль­но­го за­клю­че­ния; на­ко­нец ре­ши­лись уже вы­ло­мать две­ри, как Ан­то­ний от­во­рил их и вы­шел. Они уди­ви­лись, не най­дя в нем сле­дов из­ну­ре­ния, хо­тя он под­вер­гал се­бя ве­ли­чай­шим ли­ше­ни­ям. Небес­ный мир цар­ство­вал в его ду­ше и от­ра­жал­ся на ли­це. Спо­кой­ный, сдер­жан­ный, ко всем оди­на­ко­во при­вет­ли­вый, ста­рец ско­ро сде­лал­ся от­цом и на­став­ни­ком мно­гих. Пу­сты­ня ожи­ви­лась: в го­рах кру­гом яви­лись оби­те­ли ино­ков; мно­же­ство лю­дей пе­ло, чи­та­ло, по­сти­лось, мо­ли­лось, тру­ди­лось, слу­жи­ло бед­ным. Свя­той Ан­то­ний не да­вал сво­им уче­ни­кам ка­ких-ли­бо опре­де­лен­ных пра­вил для мо­на­ше­ской жиз­ни. Он за­бо­тил­ся толь­ко о том, чтобы уко­ре­нить в них бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние, вну­шал им пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей, мо­лит­ву, от­ре­ше­ние от все­го зем­но­го, неусып­ный труд.

Но свя­той Ан­то­ний в са­мой пу­стыне тя­го­тил­ся мно­го­люд­ством и ис­кал но­во­го уеди­не­ния. «Ку­да ты хо­чешь бе­жать?» – был го­лос с неба, ко­гда он на бе­ре­гу Ни­ла до­жи­дал­ся лод­ки, чтобы уда­лить­ся от лю­дей. «В Верх­нюю Фива­и­ду», – от­ве­чал Ан­то­ний. Но тот же го­лос воз­ра­зил ему: «По­плы­вешь ли ты вверх – в Фива­и­ду, или вниз – в Бу­ко­лию, те­бе не бу­дет по­коя ни там, ни здесь. Иди во внут­рен­нюю пу­сты­ню». Так на­зы­ва­лась пу­сты­ня, ле­жав­шая близ бе­ре­гов Крас­но­го мо­ря. Ту­да и по­шел Ан­то­ний вслед за про­хо­див­ши­ми са­ра­ци­на­ми.

Через три дня пу­ти на­шел он ди­кую вы­со­кую го­ру с клю­чом во­ды и немно­ги­ми паль­ма­ми в до­лине. На этой го­ре он и по­се­лил­ся. Здесь он об­ра­бо­тал неболь­шое по­ле, так что те­перь ни­ко­му не нуж­но бы­ло при­хо­дить к нему и при­но­сить хле­ба. По вре­ме­нам он по­се­щал бра­тию. Вер­блюд нес на се­бе хлеб и во­ду для под­дер­жа­ния сил его во вре­мя этих тяж­ких пу­те­ше­ствий по пу­стыне. Впро­чем, по­чи­та­те­ли свя­то­го Ан­то­ния от­кры­ли и по­след­нее его уеди­не­ние. Во мно­же­стве ста­ли при­хо­дить к нему ис­кав­шие его мо­литв и на­став­ле­ний. При­во­ди­ли к нему бо­ля­щих; он мо­лил­ся о них и ис­це­лял их.

Свя­той Ан­то­ний уже око­ло се­ми­де­ся­ти лет жил в пу­стыне. Про­тив во­ли на­чал сму­щать его гор­де­ли­вый по­мы­сел, что здесь он стар­ше всех. Он про­сил Бо­га уда­лить от него этот по­мы­сел и по­лу­чил от­кро­ве­ние, что один от­шель­ник го­раз­до ра­нее его по­се­лил­ся в пу­стыне и бо­лее его слу­жит Гос­по­ду. Ан­то­ний встал ра­но утром и от­пра­вил­ся ис­кать это­го неиз­вест­но­го ми­ру по­движ­ни­ка. Про­хо­дил це­лый день и не встре­тил ни­ко­го, кро­ме пу­стын­ных зве­рей. Пе­ред ним рас­сти­ла­лось необо­зри­мое про­стран­ство, но он не те­рял сво­ей на­деж­ды. Ра­но утром он сно­ва по­шел. Пе­ред его гла­за­ми мельк­ну­ла вол­чи­ца, бе­жав­шая к ру­чью. Свя­той Ан­то­ний по­до­шел к это­му ру­чью и уви­дел близ него пе­ще­ру. При зву­ке его ша­гов дверь в пе­ще­ру креп­ко за­мкну­лась. Свя­той Ан­то­ний до по­лу­дня взы­вал через дверь к неиз­вест­но­му по­движ­ни­ку и про­сил по­ка­зать ему свое ли­цо. На­ко­нец, дверь от­во­ри­лась и на­встре­чу ему вы­шел глу­бо­кий ста­рец, со­вер­шен­но убе­лен­ный се­ди­на­ми. Это был свя­той Па­вел Фивей­ский. Он уже око­ло де­вя­но­ста лет жил в пу­стыне.

По­сле брат­ско­го лоб­за­ния Па­вел спро­сил Ан­то­ния: «В ка­ком по­ло­же­нии род че­ло­ве­че­ский? Ка­кое прав­ле­ние в ми­ре? Оста­ют­ся ли еще идо­ло­по­клон­ни­ки?» Пре­кра­ще­ние го­не­ний и тор­же­ство хри­сти­ан­ства в Рим­ской им­пе­рии бы­ло для него ра­дост­ной но­во­стью, а по­яв­ле­ние ари­ан­ства – горь­кой. По­ка стар­цы бе­се­до­ва­ли, спу­стил­ся к ним во­рон и по­ло­жил хлеб. «Щедр и ми­ло­стив Гос­подь, – вос­клик­нул Па­вел. – Вот сколь­ко лет каж­дый день я по­лу­чаю от Него пол­хле­ба, а ныне ра­ди тво­е­го при­ше­ствия по­слал Он це­лый хлеб».

На сле­ду­ю­щее утро Па­вел от­крыл о се­бе Ан­то­нию, что ско­ро отой­дет из ми­ра; по­это­му он про­сил Ан­то­ния при­не­сти к нему ман­тию епи­ско­па Афа­на­сия, чтобы при­крыть ею его остан­ки. Ан­то­ний по­спе­шил ис­пол­нить же­ла­ние свя­то­го стар­ца. Он воз­вра­тил­ся в свою пу­сты­ню в силь­ном вол­не­нии и на во­про­сы бра­тьев-мо­на­хов мог ска­зать толь­ко: «Греш­ный, я счи­тал се­бя еще мо­на­хом! Я ви­дел Илию, я ви­дел Иоан­на, я ви­дел Пав­ла в раю». На об­рат­ном пу­ти к свя­то­му Пав­лу он ви­дел его воз­но­ся­ще­гося на небо сре­ди сон­ма Ан­ге­лов, про­ро­ков и апо­сто­лов.

«За­чем, Па­вел, не до­ждал­ся ты ме­ня? – вос­клик­нул Ан­то­ний. – Так позд­но я узнал те­бя и так ра­но ты ухо­дишь!» Од­на­ко, ко­гда во­шел в пе­ще­ру Пав­ла, он на­шел его без­молв­но и недви­жи­мо сто­я­щим на ко­ле­нях. Ан­то­ний так­же встал на ко­ле­ни и на­чал мо­лить­ся. Уже по­сле несколь­ких ча­сов мо­лит­вы убе­дил­ся он, что Па­вел по­то­му не дви­жет­ся, что мертв. Он бла­го­го­вей­но омыл его те­ло и за­вер­нул в ман­тию свя­ти­те­ля Афа­на­сия. Вдруг яви­лись два льва и сво­и­ми ког­тя­ми вы­ры­ли до­воль­но глу­бо­кую мо­ги­лу, где Ан­то­ний и по­хо­ро­нил свя­то­го по­движ­ни­ка.

Читайте также:  Какому святому молиться о помощи в приобретении жилья

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти (106 лет, в 356 г.) и за свои по­дви­ги за­слу­жил на­име­но­ва­ние Ве­ли­ко­го.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний ос­но­вал от­шель­ни­че­ское мо­на­ше­ство. Несколь­ко от­шель­ни­ков, на­хо­дясь под ру­ко­вод­ством од­но­го на­став­ни­ка – ав­вы, жи­ли от­дель­но друг от дру­га в хи­жи­нах или пе­ще­рах (ски­тах) и пре­да­ва­лись мо­лит­ве, по­сту и тру­дам. Несколь­ко ски­тов, со­еди­нен­ных под вла­стью од­но­го ав­вы, на­зы­ва­лись Лав­рой. Но еще при жиз­ни Ан­то­ния Ве­ли­ко­го по­явил­ся дру­гой род ино­че­ской жиз­ни. По­движ­ни­ки со­би­ра­лись в од­ну об­щи­ну, нес­ли сов­мест­ные тру­ды, каж­дый по сво­ей си­ле и спо­соб­но­стям, раз­де­ля­ли об­щую тра­пе­зу, под­чи­ня­лись од­ним пра­ви­лам. Та­кие об­щи­ны на­зы­ва­лись ки­но­ви­я­ми, или мо­на­сты­ря­ми. Ав­вы этих об­щин ста­ли на­зы­вать­ся ар­хи­манд­ри­та­ми. Ос­но­ва­те­лем об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ства по­чи­та­ет­ся пре­по­доб­ный Па­хо­мий Ве­ли­кий.

Святой подвижник и аскет Антоний Дымский

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Антоний Дымский – преподобный, данные о котором настолько скудны, что долгое время житие и личность Антония считались легендарными, а сведения о них – недостоверными. Но вот уже более семи веков существует основанный им монастырь на Дымском озере, святость преподобного засвидетельствована многими чудесами.

Содержание страницы

Житие

Мирское имя преподобного не сохранилось. Известно лишь, что он происходил из благочестивой новгородской семьи , имена его родителей в истории также не остались. Годом рождения подвижника разные источники указывают 1157 или 1206.

Полезные материалы

Уже с юности Антоний проявил склонность к монашеству , стремился оставить мир с его соблазнами и искушениями. В 1225 году Антоний избирает для пострига Спасский монастырь на Хутыни, и приходит к известному уже свой святостью игумену Варлааму.

По одним данным, прозорливый старец, видя духовные дарования Антония, постриг его почти сразу, по другим – до пострижения Антония прошло около 2 лет. Иноку было дано имя в честь прп. Антония Великого.

Более или менее достоверно известно, что смиренный, кроткий Антоний стал одним из близких учеников настоятеля , прп. Варлаама. Некоторые авторы полагают, что это вызвало ревность и зависть братии, от которой подвижнику довелось претерпеть немало гонений, обид.

Спустя примерно 10 лет после пострига ему даже пришлось покинуть монастырь: Варлаам отправил его в Константинополь, к патриарху Афанасию, по неким монастырским делам. Впрочем, по другим данным, Антоний был избран на это дело братией за свои добродетели.

Так или иначе, Антоний провел в Константинополе целых 5 лет и вернулся на родину незадолго до кончины своего старца, прп. Варлаама, в 1243 г.

Именно ему Варлаам поручил монастырь по своей смерти. Но игуменство Антония не продлилось даже года. Вскоре он ушел из обители , что, возможно, спровоцировано было новым конфликтом с братией, но, конечно, отвечало стремлению подвижника к уединенной жизни.

Основание мужского монастыря

Антоний начинает подвизаться один. Он находит удобное место рядом с небольшим озером, которое, по туманной дымке, часто висящей над ним, называлось Дымским. Здесь он ископал пещеру, где провел первую зиму, а потом построил келью.

Подвиги Антония были суровы: он носил железные вериги на теле, на голове – железную шапку с гвоздями, такую тесную, что гвозди ранили голову, она была покрыта язвами.

Несмотря на то, что Антоний подвизался вдали от городов, к нему скоро начали приходить братия из других монастырей а также миряне, желающие принять монашеский постриг и поселиться рядом с аввой.

Антоний принимал приходящих, хотя тяготился множеством «молвы» и часто уединялся для молитвы на небольшом островке (под другим свидетельствам – на камне) посреди Дымского озера.

Подобное уединенное подвижничество не было тогда распространено, монастыри обычно располагались рядом с городами или прямо в городе. Однако, желающие подвизаться прибывали: через несколько лет братии стало столько, что потребовался свой храм, а значит – монастырь.

Соборный храм монастыря был посвящен небесному покровителю основателя обители, прп. Антонию Великому.

Через несколько лет для умножающейся братии была сооружена еще одна церковь, св. Иоанна Предтечи. На день его памяти, 7 июля, приходится и кончина преподобного Антония Дымского в 1273 году.

30
Январь
Дни памяти святого – 30 января и 7 июля.

Долгая жизнь обители

Антониев-Дымский монастырь за многие столетия пережил и Едигееву рать 1408 года, разрушившую обитель до основания, и Смутное время XVII столетия, когда здесь временно жили иноки с Валаама, бежавшие от интервентов.

Впоследствии шведы добрались до Антониево-Дымской обители, монастырь был разрушен . Неоднократно деревянный монастырь горел, каменные храмы начали строиться здесь лишь в XVII веке.

Вплоть до 1917 г. сюда со всей России приезжали паломники : приложиться к мощам прп. Антония (год обретения нетленных мощей – 1370), окунуться в водах Дымского озера, помолиться в монастырских храмах.

При советской власти монастырь был разрушен в третий раз в своей истории, восстановление его началось в 1994 г .

Сначала на месте бывшей обители был скит Тихвинского монастыря Успения Пресвятой Богородицы, а с 2008 г. монастырь был восстановлен, сюда перенесены мощи его основателя (вторичное обретение – 2001 г.). Началась новая жизнь обители.

Почитание преподобного

Главная святыня обители – мощи ее основателя, прп. Антония. Множество паломников стремится также на Дымское озеро, существует даже версия, что название озера происходит от того, что оно овеяно молитвами преподобного, как бы кадильным дымом.

В дореволюционные времена приезжающий народ, какой бы ни была погода и время года, окунался в водах озера, веруя в их целительную силу и по вере получая просимое. Рассказывают, что сама купель на озере была выстроена получившим здесь исцеление купцом.

Сейчас, как сообщает официальный сайт монастыря, паломников больше всего к празднику Пятидесятницы, а также к 7 июля, дню памяти пророка Иоанна Предтечи и прп. Антония.

В чём помогает святой

Запись чудес ведется с 70-х годов XVII в. Это

  • исцеления от разных болезней (известны исцеления болезней ног, глаз),
  • преодоление страстей, особенно страсти блуда,
  • спасение обители от пожаров.

Зная о случаях помощи прп. Антония, в этих скорбях современные верующие чаще всего молятся ему.

А вот современный рассказ о, казалось бы, менее впечатляющем чуде прп. Антония, которое, однако, стало радостью и утешением для всех видевших. Незадолго до начала восстановления монастыря, в 1993 г., сюда, фактически на руины, приехал священник Геннадий Беловолов со своими прихожанами.

Придя на берег Дымского озера, они, молясь преподобному Антонию, очень хотели увидеть камень, на котором он совершал свой столпнический подвиг. Но, как и написано в житии святого, камень этот то был виден, то скрывался в водах, поэтому паломники никак не могли найти его.

Неожиданно, рассказывает о. Геннадий, метрах в двухстах все увидели плававшего по кругу лебедя. Он периодически опускал голову в воду, как бы кланяясь. Подойдя поближе, паломники увидели тот самый камень. О. Геннадий пишет:

На всех иконах Антония в его руках свиток со словами псалма «Се удалихся бегая и водворихся в пустыне», но жизнь подвижника – предмет удивления многих людей, живущих в мирской суете, она становится поводом переосмыслить свои жизненные ценности.

Антоний Великий

Человек, посрамивший дьявола

В «Братьях Карамазовых» Федора Достоевского есть эпизод, который по своей силе является одним из стержневых моментов всей книги: Совсем еще юный Алеша Карамазов стоит в храме и, услышав слова Евангелия, призывающие раздать имение и идти за Христом, вдруг осознает, что уже не может жить иначе. Если он хочет стать совершенным, то должен отречься от всего и последовать за Спасителем. Иной, более компромиссной дороги молодой человек просто не мыслит, и в конце романа перед читателем предстает послушник Алексей, который трудится в монастыре, готовясь к постригу.

Мало кто знает, что тот самый эпизод, где Алеша размышляет над евангельской фразой, – не выдумка. Писатель буквально срисовал его с натуры: на рубеже III и IV веков в Египте жил юноша, который тоже, слыша упомянутые выше слова Христа, избрал путь отшельничества. И не просто стал иноком, но прославился как один из столпов восточного монашества, чьи поучения до сих пор служат настольной книгой для тех, кто пошел дорогой подвижника. Мы знаем этого человека как Антония Великого.

Он происходил из богатой коптской семьи и был старшим ребенком у родителей, которые кроме него растили маленькую дочь. Когда юноше исполнилось 20 лет, супруги умерли, оставив сына одного с малолетней сестрой. Похоронив отца и мать, Антоний стал перед вопросом – что делать дальше? В его положении вполне естественно было бы создать семью и зажить безбедно, преумножая то, что досталось ему от предков. Но молодой человек чувствовал, что тот путь, который предлагает общество, – привычный путь, пусть и богатого, но все равно обывателя, – чужд его душе. С раннего детства он воспитывался в духе христианского благочестия и настолько проникся им, что, повзрослев, так и не смог изменить благодатному опыту, который прибрел прежде. Антоний сторонился шумных компаний, редко выходил из дому, проводя свободное от забот время либо с сестрой, либо в молитве, либо в храме. Его душа томилась, не находя смысла во всей окружающей обстановке.

Развязка наступила спустя несколько месяцев, когда, не зная, какой выбор ему все-таки сделать, молодой человек взмолился Богу, прося Его указать дальнейший путь. Как-то раз, находясь на богослужении, Антоний ощутил, что именно сегодня ему нужно быть внимательным, потому что услышанное и увиденное им окажется для него очень важным. В этот день на Литургии священник читал фрагмент Евангелия, в котором Христос говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В контексте отрывка слова Спасителя обращены к юноше, который пришел спрашивать у Иисуса, что ему делать для наследования жизни вечной. Однако Антоний понял, что здесь и сейчас с Ним говорит сам Бог и указывает ему направление его дальнейших действий.

На следующий день он продает свой бизнес, – огромную финиковую рощу, – а вырученные деньги практически полностью раздает нищим, сохраняя лишь небольшую часть на пропитание. Но было в этом поступке нечто половинчатое, и молодой человек, не любивший полудел и полутонов, решает завершить начатое до конца. Осознавая, что его подрастающей сестре нужна женская забота и тепло, он отдает девочку на воспитание местным благочестивым христианкам. Сам же, раздав оставшиеся деньги, навсегда уходит из родного селения. Конечно, Антоний еще посетит его, но это уже будет совсем другой человек – аскет и подвижник, победитель демонов.

Первые годы отшельничества монах провел в странствиях – он день ото дня бывал то у одного, то у другого пустынника, и каждая встреча приносила начинающему иноку что-то новое. Как пишет биограф святого, Антоний уподобился пчеле, которая, прежде чем выработать своим организмом мед, тщательно собирает нектар с разных цветков. Так он научился смирению, трудолюбию, молитве и другим добродетелям. Будучи человеком умным и внимательным, молодой подвижник очень скоро смог систематизировать то, что видел и слышал. Его подход к деланию был скрупулезным и осознанным. Через некоторое время многие старцы, с которыми он общался, стали замечать, что их ученик превосходит своих учителей. Понимал это и сам Антоний, но, не желая давать волю гордыне, продолжал смиренно нести крест ученичества. И только лишь окончательно окрепнув духом, подвижник удалился в глубокую пустыню, где ему предстояло пройти немало испытаний.

Первое, с чем пришлось вплотную столкнуться на новом месте молодому иноку, – это блудные мысли. Познай Антоний женское тепло до своего ухода из мира, ему гораздо труднее было бы вести борьбу с похотью. Но монах был девственником, что, впрочем, не отменяло закона плоти, которая постоянно напоминала о себе. Порою нечестивые вожделения были настолько сильными, что подвижнику приходилось не спать сутками, пребывая в непрерывном труде и молитве, дабы погасить пожар разгоравшейся страсти. Из этой борьбы отшельник вышел победителем – ни естественные проявления мужского начала, ни устрашения дьявола, являвшегося ему зримо, не смогли заставить его впасть в блуд. Так впервые Антоний посрамил беса.

Проведя некоторое время в пустыне, и стяжав от Бога благодать борьбы со страстями, подвижник объявил демонам открытую войну. Он переселился в заброшенную крепость на берегу Нила, где плел корзинки, выменивая их на зерно у местных крестьян. Свое жилище святой устроил в древнем захоронении, а спал в гробу. Почти не отдыхал, находясь практически все время в труде и молитве. Видя, что вызов брошен, бесы каждый день собирались у гробницы, принимая вид страшных чудовищ и пытаясь вселить в душу монаха смятение и страх. Но тот, зная, что это всего лишь призраки, спокойно говорил им:

Читайте также:  О чем молятся святому августину

– Я знаю, вы хотите меня запугать, но я также знаю, что если вам не разрешит Господь, вы меня не тронете, а если разрешит, то усилий одного из вас хватит, чтоб меня умертвить. Поэтому чего вы медлите, нападайте, если на то Божья воля.

И бесы, посрамленные мужеством и верой святого, каждый раз отступали. Так продолжалось несколько лет, пока демоны не решили устрашить святого самым радикальным способом. Однажды они физически атаковали его жилище, разрушили каменные своды гробницы и выволокли Антония наружу. Духи превратились в телесно осязаемых чудищ, били монаха, царапали когтями, рвали зубами. А в конце своего нападения подняли Антония высоко в небо и сбросили его наземь…

Бездыханное тело святого спустя несколько дней нашел житель соседнего городка, который время от времени приносил подвижнику пищу. Посчитав, что инок умер, он забрал его с собою, и местные христиане совершили над ним отпевание. Но Антоний был жив. Когда его оставили на ночь в комнате, решив следующим утром похоронить, он пришел в себя и, тихо подозвав одного из своих благодетелей, попросил отнести обратно в гробницу. Просьба была выполнена. Не имея сил встать, Антоний лежал на полу и молился. Чувствуя, что он в гробнице не один, отшельник громко произнес:

– Бесы! Я здесь. И не избегаю борьбы с вами. Знайте же, что если сделаете мне что-либо плохое, ничто не может отлучить меня от любви к Христу.

Стены жилища затряслись, и демоны стали пугать отшельника пуще прежнего, наводя на него различные видения и страхи. Но Антоний лишь молился и призывал на помощь Бога. Казалось, что минуты превратились в столетия – такой невыносимой была эта психологическая атака темных духов. Однако навредить святому физически они уже не осмелились. Подвижник продолжал молиться. Он чувствовал, что силы вот-вот покинут его. Вдруг старинные развалины озарил неземной свет, в лучах которого Антонию явился Христос. Не терпя божественного присутствия, бесы с воплями покинули убежище отшельника. Видя такую развязку своего испытания, Антоний обратился к Спасителю:

– Господи Милосердный, где Ты был раньше, и почему сначала не явился исцелить мои раны?

На что получил ответ:

– Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире.

Через несколько минут монах почувствовал, что на его теле уже нет ни одной раны, а сил в суставах прибавилось. Здоровье полностью вернулось к нему и с тех пор больше не покидало святого. По милости Божьей, у Антония до самой смерти было острое зрение, целые зубы и такая энергичность, что он мог сравниться с любым юношей. Вот так наградил Господь Своего угодника за верность и стойкость, попустив, чтоб он сам справился с бесовскими наваждениями. Для монаха это был очень важный урок и напоминание о том, что Бог не дает человеку непосильных испытаний, и раз они ниспосланы, то их важно пройти до конца.

В своем убежище Антоний прожил до сорока лет. Он стяжал огромное смирение, которое сочеталось в нем с мудростью и высокой нравственной чистотой. Укрепившись в добродетели, святой решил покинуть крепость, где провел более 15 лет, и перебрался в другое место – скалистую возвышенность, имеющую несколько природных пещер. В одной из них и поселился инок. Постепенно в нем открылся дар наставничества, и многие люди стали приходить к нему за духовным утешением и поддержкой. Но особенно много к Антонию прибывало тех, кто желал подражать его жизненному пути. Так постепенно вокруг его пещеры формировались общины отшельников, для которых Антоний был наставником и примером для подражания. Конечно, старца тяготила такая роль – он всю жизнь мечтал об уединении с Богом, а не о том, чтобы взять на себя нелегкий крест духовника огромного числа людей.

Однако в своем новом служении он увидел волю Божью и подчинился ей, до конца жизни будучи духовным отцом многих сотен иноков. Так Господь судил этому человеку стать основателем нового вида подвижничества – отшельничества. Собственно, и до выхода Антония в пустыню Церковь знала немало людей, которые покидали родные дома и бежали в дикие места. Но при этом каждый монах действовал лично по своему усмотрению, и многие из-за неопытности и гордыни кончали этот путь падением. Антоний ввел жесткое правило: спасаться монахи могут и порознь, но духовный наставник у них должен быть один.

С тех пор отшельничество приобрело оформленный вид, и монахов, которые жили без внешнего духовного руководства, становилось все меньше и меньше. Общины аскетов-одиночек стали называться лаврами (от греческого «laura» – «улица»). У лавры, как правило, был один литургический центр – либо храм в ближайшем селении, либо специально выстроенное помещение, где раз в неделю служил приглашаемый извне священник. Большинство времени монахи проводили в одиночестве, лишь раз в один-три дня сходясь для духовных бесед со старцем. Часто жили и парами – более опытный аскет принимал в свою келью новичка и воспитывал его некоторое время, пока тот духовно не созреет для полного отшельничества.

Антоний имел непререкаемый авторитет, но никогда им не злоупотреблял. Его любили не только монахи, но и миряне. Пару раз, уже будучи в преклонных летах, он дискутировал с еретиками, отрицавшими божественность Христа. Во время полемики открылось, что великий святой – не только опытнейший духовник, но и замечательный знаток Священного Писания, а также человек, чья богословская логика была во много раз крепче доводов большинства дипломированных философов и теологов. Ведь если для большинства оппонентов Антония Библия и теология были всего лишь предметами изучения, то для самого старца это было плодом его личного мистического опыта общения с Богом – живого общения, которое он вел всю свою жизнь. Обладал монах и даром исцеления, который, однако, тщательно маскировал и всегда говорил, что исцеляет только Господь.

Умер Антоний в одиночестве, попросив двух своих учеников оставить его в пещере и не открывать места своей кончины. Святой понимал, что полуграмотные люди после его смерти начнут боготворить его, а ему хотелось совсем другого – чтоб слава от людей воздавалась не человеку, но Богу, от Которого и получил некогда Антоний благодатные дары. Подвижник мирно отошел в Вечность в 356 году 105 лет от роду. Его святые останки были найдены лишь спустя два века.

При чтении жития этого удивительного подвижника, я сделал для себя два важных вывода. Прежде всего, своим примером Антоний показал, что монашество – это не банальное бегство от мира. Конечно, в любую эпоху находилось немало тех, кто желал просто спрятаться за стенами обители от забот и искушений мирской жизни, стремясь к некоей, как сейчас модно говорить, «гармонии с собою и с Богом». Но на самом деле монах – не беглец, а воин, стоящий на передовой борьбы с грехом и дьяволом. И проблемы, с которыми он сталкивается в пустыне, не идут ни в какое сравнение с искушениями, которые подстерегают его в городе.

Очень символично, что местом подвига Антония была гробница. Издревле кладбище (как и вообще любая пустошь или открытое море) считалось не только местом погребения тел, но и средой обитания злых духов. Античный человек чувствовал себя комфортно только в городе или в селе, где был под защитой социума и стен собственного дома. Чем дальше от населенных пунктов он находился, тем опаснее становилось его пребывание. Люди понимали, что мир – не их, что он оккупирован силами зла, и что в необжитые места лучше не ходить.

Христианство говорит совершенно о другом. Да – мир захвачен демонами, да – он лежит во зле, но это состояние – противоречит изначальному замыслу Творца. В идеале вселенная принадлежит человеку, а дьявол – вор, укравший это достояние у людей, а самих нас – сделавший своими подданными. Именно против такого положения дел и выступает монашество – оно уходит в пустыню, чтобы отвоевать ее у беса, чтобы показать, кто – хозяин, а кто – оккупант. Своими подвигами иноки первых веков окончательно утвердили христианский взгляд на мир как на Божье творение, которое нужно очистить от тех искажений, которые нанес ему враг. Святые пустынники понимали, что преображение мира начинается с преображения самого себя и достигается только через самоотречение и следование тому призыву к совершенству, который услышал в начале своего иноческого пути преподобный Антоний.

Вторым ключевым моментом и подвига Антония, и жизни остальных его последователей, вне зависимости от времени их жизни, стала борьба с плотью. Действительно, порою трудно понять монахов, которые лишают себя даже элементарных удовольствий, изнуряют себя постом, и все это – ради расплывчатой, на первый взгляд, идеи спасения. Но, оказывается, аскетизм иночества очень логичен, если принять во внимание вещь, на которую мы редко обращаем внимание.

Человек – существо сложное, и представляет собою сочетание личностного начала и материальной природы. Грубо говоря, любой из нас – это и «кто», и «что» одновременно. До грехопадения, в Божьем замысле о мире, личностное начало – главнее, оно руководит всеми процессами, которые происходят в человеке. Иными словами, Господь задумал человека существом иерархичным, упорядоченным, в котором все элементы находятся в гармонии. Эта система выглядит примерно так: Бог – личность – тело. Тело подчинено личности, а личность все свои устремления имеет в Боге. Но так – в идеале, реализоваться которому помешало грехопадение.

После того, как человек согрешил в раю, эта система соподчиненности катастрофически изменилась: материальное начало в человеческой природе взяло верх над личностью, и та вместо устремленности к Богу оказалась порабощена плотью. Именно на разрушение этого порочного круга и направлена вся аскетическая практика, а вовсе не на мазохистское самоистязание, как это покажется несведущему обывателю.

Путь монаха – это дорога домой, возврат к тому блаженному состоянию, которое знали наши прародители до того, как были совращены дьяволом на грех. Конечно, далеко не каждый может быть иноком, это – крайняя форма отречения от мира, доступная лишь немногим. Но, несмотря на это, все традиционное христианское богословие пропитано духом монашества. Потому что, становясь христианином, любой человек ступает на путь войны со злом, который до него уже был пройден такими выдающимися Христовыми воинами, как Антоний Великий и его сподвижники.

Икона Антония Великого

Иконы нужны для того, чтобы люди могли быть ближе к Богу, иметь дома частичку чего-то святого, светлого и прекрасного. Иконы дарят надежду, когда тяжело, и помогают оставаться людьми в трудных ситуациях.

Есть иконы, которые посвящены двунадесятым праздникам. Есть те, которые олицетворяют какое-то событие из Библии, из истории. Икона святого Антония Великого — это образ, посвященный человеку, ставшему олицетворением самой веры и силы человеческого духа, подкрепленного этой верой.

История иконы Антония Великого

Преподобный Антоний жил в 3-4 веках, то есть во времена постбиблейские. Это время гонений на христиан, самое сложное для верующих время. Он родился в благополучной семье, однако после смерти родителей отдал сестру в монастырь и раздал все нажитое беднякам.

Он стал отшельником, для него начался период жизни, когда проверялась на прочность вера и дух. Антоний сам себе установил строгий пост, которого придерживался очень долгое время. Сатана не раз являлся с попытками искусить его, однако Антоний держался. Недаром говорится, что самая сложная битва отшельников и монахов — это битва с дьяволом уже после принятия решения об отказе от всего материального. Дьяволу интереснее порабощать души тех, кто пытается стать ближе к Богу, поэтому он посылает таким людям больше искушений, чем другим.

Читайте также:  Святой гурий казанский о чем молятся

Его жизненный путь привел его в пустыню, где он прожил в заброшенной хижине около 20 лет. Ему изредка приносили еду последователи, а воду он добывал каким-то неизвестным никому способом. Он жил в молчании и молитвах. Однако ему все же пришлось выйти из своего убежища, чтобы отправиться на помощь христианам, подвергшимся гонениям со стороны правителей. То было суровое время, когда людей казнили и бросали в тюрьмы за христианскую веру. Позднее он вновь возвращался к отшельническому образу жизни, прожив по некоторым оценкам около 100 лет. У него накопилось огромное количество учеников, последователей. Он обрел дар целительства, которым воспользовался в самых благих целях, оказав помощь огромному количеству людей.

Описание иконы святого Антония

Особое чудо — то, что Антоний Великий сохранил достаточно молодой внешний вид до глубокой старости. На иконах он изображается хоть и старцем, но не дряхлеющим. У него густая борода и сильный взгляд. На иконах он может изображаться практически в полный рост или по пояс, держащим в правой руке крест Господень, а в левой руке Святое Писание.

Где находится икона Антония Великого

Антониев монастырь в Египте до сих пор существует. Именно там находится самая известная икона этого святого. В России его иконы есть во многих храмах. Например, есть образ Антония Великого в Москве в Ясенево, в Ростове-на-Дону на южном фасаде Покровской церкви, в церкви Иоанна Предтечи в Москве и во многих других городах России.

В чем помогает образ

Перед иконой молятся о выздоровлении близких и о своем собственном. Этот образ чудотворен, поэтому исцеляет душевные недуги, физические травмы, облегчает страдания. Если вас что-то искушает, то эта икона поможет вам избавиться от этого. Например, если вы бросаете курить или употреблять спиртное, то образ святого Антония Великого поможет вам быстрее победить зависимость. Говорят, что пожилые люди, у которых дома есть такая икона, живут дольше и легче переносят болезни возрастные.

Молитва перед иконой Антония Великого

Пред этой иконой можно читать любые молитвы, но самой полезной будет молитва «Живые Помощи». 30 января — день памяти, посвященный Антонию Великому и данному образу. Можно прочитать еще и такую молитву:

«О пресвятой Антоний, что в пример нам ставится извечно, всем людям, зависимым от материальных благ. Помоги нам преодолеть искушения, беспорядок в душе и муки телесные пережить с достоинством. Помоги нам в молитвах жить и отказаться от всего, что стоит на пути просветления нашего. Моли Бога о нас и дай нам сил, чтоб начали мы сами молиться ему, Всевышнему нашему Творцу и Человеколюбцу, Троице Великой и всем святым. Аминь».

Прочитайте акафист святому Антонию, если вам нужна скорая помощь в поиске цели жизни, в помощи слабым и беззащитным.

Дата празднования

30 января не поленитесь отправиться в церковь, чтобы почтить помять одного из самых известных во всем мире и во всех конфессиях святого — Преподобного Антония Великого. Жизнь Антония стала образцом преданности и веры для всех нас. Будьте верны себе и своей семье, своим близким и Богу, которого прославлял всю свою жизнь этот простой человек, живший в бедности и абсолютном лишении.

Пусть всё встанет на свои места, когда вы принесете к себе домой этот образ. Не стремитесь к излишеству и умейте благодарить Небеса за то, что у вас уже есть. Читайте молитвы перед иконой, когда чувствуете, что что-то не так. Таким образом Господь напоминает нам о себе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Житие преподобного Антония Великого

Первые века христианства — время трудных испытаний и подвижнических подвигов, совершаемых во имя Господа. История церкви состоит из множества примеров отречения людей от мирских искушений ради единения с Создателем в Царстве Его. Одним из таких подвижников был Антоний Александрийский, которого считают основателем монашества в его отшельническом виде.

Житие святого

Жизнеописание святого Антония Великого составил его ученик Афанасий Александрийский и ряд других историков Церкви. Эти труды рассказывают о долгой жизни египетского отшельника, наполненной праведным трудом, смирением и покорностью, с которой он преодолевал все испытания.

Детство и отрочество

Антоний родился в состоятельной семье землевладельцев, живущих в Александрии Египетской. Вместе со своими благочестивыми родителями мальчик часто посещал церковные службы, запоминая и сохраняя в душе слова Святого Писания. Серьёзный и прилежный мальчик помогал родителям и читал священные тексты, предпочитая эти занятия обычным детским развлечениям.

В возрасте 18 лет молодой человек потерял родителей, оставшись опекуном младшей сестры. Его томила мирская жизнь, от суеты которой он старался скрыться, проводя время в заботах о сестре, чтении Библии и посещении храма. Но однажды во время церковной службы, услышав отрывок из писания, который рассказывал о диалоге богатого юноши и Христа, Антоний решил распродать всё имущество и раздать все богатства беднякам.

Так он и поступил, оставив часть средств сестре, которую поручил заботам благочестивых женщин. Сам же юноша поселился в пустыне близ родного селения.

Начало подвижнического пути

Антоний понимал, что ещё очень молод и нуждается в учительском наставлении более опытных благочестивых мужей пустынников. В то время в пустыне, окружающей Александрию, в уединении жили много христианских старцев. Юноша наблюдал за жизнью пустынников, выслушивал их наставления, перенимая и систематизируя опыт отшельнического служения.

Собрав по крупице знания и укрепив дух свой, юный отшельник подготовил себя как уединению вдали от людских селений.

Отшельничество

Уходил святой Антоний от людей постепенно. Укрепившись в своём решении стать отшельником, он поселяется в гробнице недалеко от родного города. Он проводит время в молитвах и физическом труде, которым зарабатывал на пропитание. Через некоторое время праведный муж углубляется дальше в пустынные земли, расположенные на берегу Нила. Он уединяется в одной из построек старой военной крепости, взяв с собой небольшой запас хлеба. Дверь в своё жилище отшельник претворяет большим камнем. Более двадцати лет провёл он в своём убежищи, лишь изредка общаясь с людьми через узкое отверстие в стене.

В начале IV столетия вокруг убежища поселились множество людей, желающих следовать по пути иноческого служения. Они просили отшельника выйти и стать их наставником. В течение пяти лет Антоний организовывал жизнь монахов-отшельников. В 311 г. праведный муж вернулся в Александрию, где ободрял и поддерживал христиан, терпящих мучения от рук императора Максимина.

Интересно: ученики, сопровождавшие отшельника, предупреждали его об опасности. Но инок отвечал, что готов принять смерть за свою Веру. Каждый день он одевал чистые одежды, готовясь разделить участь мучеников. Но милостью Божью он избежал смерти и вернулся в общину пустынников на Ниле.

Иноческое служение на Внутренней горе

Наставничество и окружение многих людей тяготило душу святого Антония Великого. Он принял решение отправиться в пустынные земли, расположенные в нижнем течении Нила. Сидя на прибрежной скале в ожидании корабля, праведник услышал голос, повелевающий ему отправиться во внутреннюю пустыню. Три дня шёл отшельник с караваном сарацин, пока не увидел гору, под которой бил холодный ключ и росли несколько пальм.

Поняв, что сюда велел идти ему Господь, Антоний поселился в пещере. Около неё он разбил небольшой огород и посадил зерно, чтобы не нуждаться для пропитания в людской помощи.

Но и это прибежище святого человека было найдено его последователями. По преданию, многие отшельники поселялись вокруг Внутренней горы, в надежде побеседовать с благочестивым старцем, услышать его наставления и приобщиться к отшельническому служению. Приходили сюда и простые люди, страдающие от физических недугов, которые по молитве отшельника Господу получали исцеление.

Многие годы провёл старец в пустыне, предаваясь молитве и труду, наставляя учеников, помогая страждущим людям.

Глубоким старцем Антоний Египетский посетил вновь Александрию. Здесь он обличал ересь ариан, которые для привлечения на свою сторону народа, называли известного пустынника своим сторонником. Выступление старца имело большое влияние на собравшихся христиан. Совершив благодатное дело, отшельник вернулся в пустыню.

Интересно: святой Антоний не оставлял без участия и своих братьев, живущих в лавре на берегу Нила. Иногда он нагружал хлеба и воду в корзины, сплетенные своими руками, укреплял их на спине верблюда и отправлялся в долгий переход через пустыню.

Борьба с бесами и искушениями

На протяжении всей жизни святой Антоний Египетский боролся с демонами и искушениями.

В самом начале своего иноческого пути молодой юноша подвергался искушению польскими страстями, свойственными всем людям. Он просил Господа дать ему совет, как противостоять ему страстям. Создатель ниспослал ему видение, в котором некий отшельник трудится, а в перерывах предается молитве. И возвестил посланник Божий, что обретёт спасение человек, поступающий подобным образом. Тогда дьявол, увидев, что праведный муж справляется со своими страстями, обратился в красивую женщину и прельщал его сладкими речами. В ответ на них Антоний лишь усерднее молился Создателю.

Поселившись в гробнице недалеко от родного поселения, инок подвергся множеству демонических атак. Обратившись в зверей, порождения тьмы пугали отшельника рынком и завываниями. В ответ на это Антоний заметил, что живые звери уже разорвали бы плоть его, а призраки не страшны ему. На следующую ночь раздался сильный гром, от которого сотрясалась земля, и развалилось убежище праведника. Демоны схватили его и избили, но инок продолжал молиться. Тогда сквозь тьму прорезался луч божественного света, который прогнал тёмные силы. Измученный отшельник спросил у Господа, почему он не помог ему раньше. В ответ он услышал, что Бог давно пребывает рядом с ним, проверяя силу Веры и мужество сына своего, и впредь всегда будет защищать его.

До конца жизни бесы не оставляли святого Антония, которой с Божией помощью каждый раз побеждал прислужников дьявола.

Прожив много лет в пустыне, уважаемый многими людьми отшельник почувствовал, что поддаётся греховному чувству гордыни. По молитве об избавлении от греховных мыслей, старцу явилось откровение, что далеко в пустыне живёт человек, который дольше Антония служит Господу. Желая увидеть этого пустынника, отшельник несколько дней ходил по песчаным просторам, пока не вышел к ручью, у которого находилась небольшая пещера. Живущий в ней старец, услышав звук шагов, крепко запер вход в пещеру, и долгое время не отзывался на зов.

Через долгое время праведный Павел Фивейский, пребывающий в пустынном служении более девяти десятков лет, вышел и долго говорил с Антонием, который понял, насколько заблуждался в своих горделивых помыслах.

Окончание земного пути

Святой Антоний Великий закончил свой земной путь в 356 г. В это время при нём находились два ученика, пребывающих с ним последние 15 лет. Они втайне похоронили праведного мужа в пустынной пещере. Всё своё имущество — две мантии отшельник завещал святому Афанасию Александрийскому и Серапиону Тмутскому.

Два века место его захоронения оставалось тайной. В середине VI в. мощи святого отшельника перенесли в его родной город Александрию. После этого святые честные останки пребывали в Константинополе, а затем в кафедральном соборе французского городка Арис.

Наследие

Главным наследием преподобного Антония Египетского является традиция отшельнического монашества. Отшельник не ставил своей целью основание монастырей, но его духовная сила притягивала к себе людей, стремящихся к единению с Господом.

Против своей воли он стал аввой (наставником) для множества иноков, живущих в одиночестве. Периодически они собирались вокруг учителя, чтобы услышать его наставления и советы. Примером такого устройства иноческой жизни является всемирно известная Троице-Сергиева лавра.

Духовным наследием отшельника являются его сочинения, создаваемые изначально на египетском языке. Позже они были переведены на многие языки (греческий, латинский, арабский, славянский). Благодаря этим переводам до настоящего времени дошли следующие труды великого отшельника:

  • мысли об истинных добродетелях, которые присущи истинным христианам, особенно избравшим путь ионического служения;
  • 7 посланий к монастырям, члены которых стремятся достичь нравственного совершенства через борьбу с искушениями и демонами;
  • правила ионической жизни и наставления монахам.

Антоний Великий — пример духовного подвижника, жизнь которого посвящена не служению Господу через личную борьбу со злом и порочными искушениями, рассеянными по земле. Обретя духовную силу, старец получил возможность лечить не только физические недуги, но помогать окружающим стать более совершенными в нравственном и духовном смысле.

Добавить комментарий