Святой августин о чем ему молятся

Блаженный Августин: «Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих»

«Не искал я Тебя – Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой!» – так вспоминал о своем обращении один из самых почитаемых западных отцов Церкви – блаженный Августин, епископ Иппонийский (354–430). Проникнутые удивительной искренностью и глубиной, эти слова были рождены сердцем, в полной мере изведавшим бездны падений и боль удаления от своего Создателя.

Жизнь святого Августина не может не удивлять. Его путь к Богу был настолько трудным и запутанным, в нем было столько темных и порой даже гнусных сторон, что неопытному христианину может показаться сомнительной святость этого служителя Церкви. Действительно, невзирая на то, что мать святого, блаженная Моника, была ревностной христианкой, стремившейся и сына своего воспитать в духе христианского учения, юноша Августин не очень старался подражать ее добродетелям. Во время обучения в Карфагене он вел распущенную жизнь в кругу разнузданных сверстников. Его жизненным правилом становится это: «любить и быть любиму». Он вступает в сожительство с женщиной, от которой у него рождается единственный сын. Первые религиозные поиски привели Августина к манихейству, которое он исповедовал 10 лет, вовлекая в ересь и своих знакомых. Потом был Рим, новое сожительство, философские поиски счастья, извращающий всякую мысль скептицизм и многое другое… Позже в своей знаменитой «Исповеди» блаженный Августин будет вспоминать об этом периоде: «Покинул я Тебя и дошел до бездны неверности, до обманчивого угождения демонам, в жертву которым приносил злые дела свои».

Но всё же было на трудном жизненном пути святого нечто особое. То, к чему лишь изредка прикасалось его сердце и что с таким упорством отвергал разум. Об этом свидетельствовал сам блаженный Августин, обращаясь к Богу со словами: «Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих».

Если мы вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного

Вынесенное из самых сокровенных тайников сердца, это признание наполнено удивительной силой и касается жизни каждого христианина. Это отпечаток той Божественной тайны, которая незаметным образом входит в нашу жизнь и, едва осознанная человеком, совершает в нем истинное перерождение. Это тайна Божественного молчания…

Если мы вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного. Оказывается, еще мальчиком он требовал от матери крестить его, но Господь оставил без ответа это детское рвение. Также не отвечал Господь на искренние слезы святой матери Августина – блаженной Моники, для которой было чрезвычайно мучительно видеть гибельную жизнь любимого сына. О ее усердии в этом блаженный вспоминал: «Я не могу достаточно выразить, как она любила меня; она вынашивала меня в душе своей с гораздо большей тревогой, чем когда-то носила в теле своем». Не сжалился над святой страдалицей Господь и тогда, когда, руководимый тщеславными стремлениями, Августин тайком уехал в Рим, оставив плачущую и молящуюся за него мать. «О чем просила она Тебя, Господи, с такими слезами? – говорил позже блаженный. – О том, чтобы Ты не позволил мне отплыть? Ты же, в глубине советов Своих, слыша главное желание ее, не позаботился о том, о чем она просила тогда: да сделаешь из меня то, о чем она просила всегда».

Не нарушил тайну молчания Бога и святой Амвросий Медиоланский, с которым Господь свел Августина

Был даже момент, когда сам Августин находился на расстоянии одного шага от познания Истины; когда он сам, убедившись в тщетности всякой философии, признал, что Истину следует искать у Кого-то Иного. Оставалось так мало – чтобы Создатель хоть как-то проявил Себя, показался ищущему. Но и здесь Господь промолчал, не открыл Себя, так что позже об этом приближении к Богу святой вспоминал: «Господи, Боже истины, разве тот, кто знает это, уже угоден Тебе? Несчастен человек, который, зная всё, не знает Тебя; блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого».

Молчание Бога было столь явным, что некоторое время спустя сам блаженный искренне недоумевал: «Надежда моя от юности моей, где Ты был и куда удалился. я искал Тебя вне себя и не находил “Бога сердца моего” и дошел “до глубины морской”, разуверившись и отчаявшись в том, что можно найти истину».

Это недоумение понятно каждому. Ведь и в нашей жизни часто бывают моменты, когда мы со всей искренностью вопрошаем Бога, ищем Его, надеемся познать Его волю, но… Бог не отвечает нам. Мы не понимаем, плачем, сердимся, ропщем, просим, но Бог всё равно молчит.

Для человека это молчание Создателя очень часто кажется страшным, он не понимает его, боится. Но есть в таком отношении к молчанию Бога что-то чуждое для христианина. И святой Августин почувствовал это, поэтому смог ответить на молчание Творца: «Тебе хвала, Тебе слава, Источник милосердия. Я становился всё несчастнее, и Ты всё ближе».

Да, Бог может молчать. И часто для нас это загадка. Но наш Бог – отдал Себя ради нас, а значит, Его молчание – исполнено любви, значит, у Него есть причины оставлять без ответа даже самые искренние наши призывы к Нему. И кто знает, может, молчание Создателя на самом деле последняя милость к нам, осуждающим себя своими же стремлениями. Мы не должны его бояться, потому что наш Бог – Всеблагой, Он не устрашает нас, Он кротко любит Свое создание.

Наш Бог – Бог любви. Об этом не стоит забывать даже в самые отчаянные минуты

«Не суетись, душа моя: не дай оглохнуть уху сердца от грохота суеты твоей», – обращался к своей душе святой Августин. И это было искренне. Он действительно совершил великий подвиг – услышал молчание Бога, принял его, познал в нем величайшую милость Творца и возблагодарил Бога за то, что не дал ему погрузиться в волны собственной стихии: «Я думал об этом – и Ты был со мной; я вздыхал – и Ты слышал меня; меня кидало по волнам – и Ты руководил мною; я шел широкой мирской дорогой, но Ты не покидал меня».

Господь медлит, долготерпит, но эта медлительность всегда исполнена великой любви и сострадания к человеку. Наш Бог – Бог любви. Об этом не стоит забывать даже в самые отчаянные минуты – и Господь не оставит без ответа наше упование. Даже когда кажется, что нет надежды на спасение и обстоятельства сильнее нас, стоит прислушаться: может, и в нашей жизни совсем рядом Кто-то премудро молчит, ожидая смиренного ответа на кроткую любовь.

Жизнь блаженного Аврелия Августина

28 июня Русская православная церковь чтит память о великом христианском философе Аврелии Августине, названном Блаженным. Имя блаженного Августина постоянно звучит в христианском мире, но мало кто знает его жизненную дорогу по пути познания Бога.

От рождения до встречи с Богом

Христианский философ о своем жизненном пути написал сочинение «Исповедь», откуда узнаем, что Аврелий родился в Тагасте, городе Северной Африки в середине четвертого века новой эры, 13 ноября 354 года. В африканском городе уже на то время были христиане, к которым принадлежала и Моника, мать будущего церковного политика, но на жизнь мальчика в самом начале жизненного пути оказывало влияние отца, ярого язычника.

Моника (позже названа святой), несмотря на положение женщины в семье в то время, сумела оказать сильное влияние на родных. Патриций, отец Аврелия, перед смертью принял Иисуса Христа своим Спасителем и ушел в Небеса спасенным.

Семья жила со средним достатком, но родители не жалели никаких средств для обеспечения сына хорошим образованием. Вначале юноша учился в Тагасте, затем переехал для продолжения образования в Мадауру на 3 года, после этого в 366 году отправился в Карфаген.

Во время учебы Аврелий встретил женщину, которая родила сына Адиодата.

Молодой человек, погрязший в светских утешениях, не находит удовольствия в жизни, ищет ответы на что-то высшее. Живя в Карфагене, юноша окунается в книги Цицерона, пытается читать святое Писание, но не может понять написанного, и примыкает к движению манихеев, оставаясь верным секте целых десять лет, затем находит утешение в работах Плотина.

В возрасте 29 лет в 1383 году молодой философ, обладающий ораторским даром, переезжает в Рим, а через год его встречает Милан, как учителя красноречия.

Путь во Христе

В Италии блаженный Аврелий встречается с епископом Амвросием, который открыл ему основы и истину христианства. Образ мыслей и течение всей дальнейшей жизни было изменено под влиянием свидетельств апостола Павла, выраженных в посланиях.

Через посещение богослужений по воскресеньям и слушание проповедей философ познавал красоту православной веры, наполняясь возвышенными знаниями, сумел победить греховные душевные наклонности.

Однажды, находясь во внутренних размышлениях, будущий философ услышал голос, приказывающий начать чтение Библии. Христианин Понтициан, рассказавший об Антонии Великом, в 386 году заразил Августина монашескими идеями, после чего Аврелий разрывает помолвку с невестой, прерывает отношения с прежней сожительницей.

Послание апостола Павла к Римлянам (Рим 13:13-14) навсегда поставила крест на распутной жизни. Пасха 387 года стала датой рождения еще одного приверженца христианства, Аврелий с сыном приняли крещение, которое было совершено епископом Амвросием.

Вскоре его мать Моника оставила землю По возвращении на африканское побережье Августин распродает имущество, раздав деньги нуждающимся, становится во главе общины, проводя длительное время в уединении.

В 391 году получает сан пресвитера, уделяя основное внимание проповедям Евангелия.

В 395 году Гиппон Царский, город в римской Африке стал свидетелем рукоположения в епископы Аврелия Августина.

Невозможно переоценить роль философского учения блаженного Аврелия, который раскрыл ложный путь, на него встали ариане и пристиллиане. Еретические секты, в одной из которой были донатисты, были под нещадным огнем его критики.

На заметку! Августиновские записки о Святой Троицы, отношении человека и Божественной благодати, написанные с неукротимой силой веры и в пылкости фантазии, дали толчок протестантизму.

Святые мощи, место хранения и поклонения

28 августа 430 года христианский философ отошел к Господу, находясь в осажденном вандалами Гиппоне. Приверженцы епископа сумели уберечь останки святого от осквернения арианами-вандалами, перевезя мощи на остров Сардиния.

После завоевания острова сарацинами король Ломбардии Лиутпранд в 18 веке выкупил святые останки, похоронив их в храме апостола Петра в городе Павия, который располагается и поныне недалеко от Милана.

В 1842 году Папа Римский благословил перевоз останков святого Августина в Африку, перезахоронив их в Алжире.

Ныне над святыми мощами воздвигнут памятник величайшему философу христианства Аврелию Августину Блаженному.

Жемчужины творческого наследия

Аврелий Августин — основоположник августинизма и западного философского движения, оказал влияние на такие христианские движения как кальвинизм, так и протестантизм, возглавляемый Мартином Лютером.

Важно! Аврелий Блаженный является одним из первых Отцов Церкви, его исследования и проповеди через 2 тысячелетия остаются основами христианского учения, как в православии, так и в католицизме.

Пройдя через долгие и мучительные духовные скитания, Августин нашел в христианстве истину жизни. Церковный писатель, будучи одновременно проповедником, догматистом и полемистом, блаженный Аврелий выпускает десятки публикаций. Многие из его произведений до сих пор вызывают споры, в основном это вопросы о роли самого человека при получении благодати спасения.

Читайте также:  Какому святому молиться если не можешь решить что то

Работы философа по движению Духа Святого в дальнейшем привели к расколу христианских церквей на православие и католицизм. Западные церкви утверждают, что Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына. В своей работе «О бытие» Августин рассуждает о материи, сотворенной Богом.

Все сотворенное Творцом имеет индивидуальность, явленную в:

Исходя из того, что Творец Благой, все, созданное Им, есть благо. Всевышний не создавал зло, оно является не субстанцией, а отсутствием любви, пороком и повреждением связи между Господом и человеком.

Рассуждая о мире, человеке и Боге, святой Аврелий в своих толкованиях попытался раскрыть секрет сущности между людьми и Создателем. Философ утверждал, что Бог обладает сверхприродностью.

Свобода и божественное предопределение также были в поле интересов блаженного Августина. У Адама и Евы была полная свобода, они могли выбирать между добрым и злым, но при этом было одно ограничение, не преступать запрет, данный Богом. Впав в грех, люди стали заложниками своей плоти, и только Иисус возвращает истинную свободу ценой своей Крови, но при этом надо соблюсти одно условие — послушание Богу.

Много работ философа посвящено исследованию взаимодействия времени в вечности с памятью, и их взаимосвязи. Интересны размышления о настоящем, которое через миг становится прошлым, а надежды на будущее превращаются в настоящее. Августин приходит к выводу, что как прошлое, так и будущее не существуют в реальности, есть только настоящее.

Интересно! Уникален подход блаженного Аврелия к теодицее, под которой понимается всеобщее добро. Догматик доказывает, что любое зло — отсутствие добра. Перелистывая работы христианского философа Аврелия Августина об истине и достоверности знания, познании, об обществе, истории и многом другом, поражаешься широте и глубине его познаний.

В уникальных работах «Град земной и Небесный» символически выражена борьба любви и морали, когда духовная победа ведет в Небеса, а земные удовольствия в ад. Работы философа, жившего в начале новой эры, не утратили актуальности и в 21 веке.

Две победы Святой Моники

Если муж ушел в загул, а ребенок — в секту

Словосочетание «христианская семья» уже само по себе настраивает на что-то очень благостное. Муж и жена молятся, посещают службу, учат детей Закону Божьему. Дети вырастают, становятся монахами или священниками, да и сами родители на старости лет тоже принимают постриг. Такое вот распространенное мнение об идеальном образе христианской семьи. Но есть в истории Церкви одна святая женщина, жизнь которой — полная противоположность этому стереотипу.

Муж у нее не только в церковь не ходил, но вместо этого — беспардонно «бегал по девочкам». Ее сын, когда подрос, стал встречаться с девушкой, которая вскоре родила ему ребенка. При этом жениться молодые люди даже не собирались. Дальше — ничуть не лучше: сын попал в еретическую секту и стал активно проповедовать ее лжеучение. Ну как, вы еще готовы читать дальше? Тогда необходимо пояснить, что речь идет о святой Монике — матери одного из самых известных учителей Церкви — блаженного Августина.

Замуж по приказу

Любовь — не чувство, а выбор. Сейчас об этом написано множество книг и статей, но святой Монике пришлось открывать эту истину самостоятельно: ее выдали замуж, даже не спрашивая ее мнения. IV-й век — так тогда было принято.

И не в том была проблема, что девушка не встречалась с будущим мужем до свадьбы, а в том, что он — не был христианином. Или, как сказали бы сейчас — был неверующим. То есть она оказалась вынуждена жить с человеком другого мировоззрения, который абсолютно по-другому смотрел на все, что является для человека важным в жизни.

Влюбленные — это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одном направлении. Автор этого афоризма неизвестен, но точно известно другое — Моника была полностью лишена этой радости. Тем не менее, «…она спокойно переносила его измены, — вспоминает Августин, — никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор».

Такие обстоятельства многих могли бы повергнуть в стресс и стать причиной невыносимых страданий. Моника же считала иначе. Жизнь с неверующим мужем — это не проблема, а задача, и в Писании есть рецепты ее решения. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие», — учит святой апостол Петр. Именно так и поступала Моника. Она никогда не перечила ему, зная его вспыльчивый характер. «Она служила ему, как господину и старалась приобрести его для Бога», — пишет святой Августин. В конце концов, она победила. Патриций крестился. Но между этими двумя событиями — свадьбой и крещением мужа — пролегли долгие годы совместной жизни, рождение трех детей, бесчисленные измены мужа и такие же бесчисленные молитвы жены за него.

В случае с Моникой задача обращения мужа в веру была осложнена по крайне мере двумя обстоятельствами. Муж не видел никакой проблемы в том, что он «ходил налево». И, по-видимому, даже не скрывал их, раз его сын говорит про «измены». Чтобы стать христианином, его нужно было убедить в том, что такое поведение — предательство, и от него следует отказаться раз и навсегда. Но что самое сложное — Монике и самой нужно было найти в себе силы простить гулящего супруга. Ей удалось и то, и другое.

Единственный источник сведений о жизни святой Моники — воспоминания ее сына Августина. Он не дает подробных описаний того, как она привела к вере своего мужа. Но можно выделить несколько правил жизни святой, которые дают об этом некоторое представление:

— никогда не упрекать мужа за его недостатки, какими бы страшными они не казались

— искренне его слушаться, считая себя его служанкой

— ни в коем случае не упрекать его в чем-либо, даже если это кажется вполне справедливым

— всегда молиться о нем

Не очень похоже на то, чтобы Моника была счастлива в семейной жизни. Фактически значительная часть отведенных ей лет (а прожила она 56 лет) — это стрессовые ситуации и душевные травмы. Дело не только в том, что муж изменял. Скорее всего, он не раз повышал голос на жену. Ему было с кого брать пример. В других семьях, отношения с которыми поддерживали Моника и Патриций, мужья даже били своих жен, и никто не считал это особой трагедией. По крайней мере, Августин вспоминает, что подружки его матери ходили с синяками. Но Патриций не поднимал руку на Монику, хотя, как вспоминает сын, был очень вспыльчивым человеком. Сейчас сказали бы, что святая обладала эмоциональной компетенцией — знала чувства своих близких, свои собственные и умела эти знания применять с пользой для всей семьи.

Отдельная история — это общение Моники с подружками. Женщины часто жалуются подругам на свою жизнь, в том числе — и на других приятельниц. Моника терпеливо выслушивала их жалобы, но никогда не поддерживала их ворчание или осуждение. «Моя мать сообщала каждой приятельнице то, что содействовало примирению обоих».

Живи Моника в наше время, она собирала бы полные залы на тренинги по личностному росту и искусству общения. Столкнувшись с огромным количеством стрессовых ситуаций, она все эти ситуации спокойно решала, искусно завершая каждый конфликт миром. Но ее главная победа — это спасение сына.

Сандро Боттичелли. Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании. Фреска. Ок. 1480 г.

Молитва матери

У Патриция и Моники было трое детей — двое мальчиков и девочка. Старшего звали Августин. Мальчик вырос и стал вести далеко не благочестивую жизнь. Жил со своей девушкой, как сейчас сказали бы, в «гражданском браке». У них родился ребенок. Дальше — хуже. Августин попал в секту манихеев, и, увлекшись их учением, сумел завлечь в эту организацию своих друзей.

Что могла сделать в такой ситуации Моника? Призывать сына исправиться, заказывать молебны? У нее было две простых методики: она молилась сама и просила знакомых священников убедить сына в истинности христианства. Один из священников ответил ей: «сын таких слез не может погибнуть». Другими словами: ты так много о нем плачешь, что он точно станет христианином. «В разговорах со мной она часто вспоминала, что приняла эти слова так, как будто они прозвучали ей с неба», — пишет Августин.

Как молилась святая Моника? Заказала сорокоуст в семи храмах? Читала акафисты? Нет, конечно, всего этого не было в ее времена. Но одно мы знаем точно — Августин был в секте долгих 10 лет. Все это время мать не теряла надежды. И, в конце концов, Августин стал православным христианином. Его мать умерла в год его крещения. Ей было тогда 56 лет, сыну — 33 года.

На первый взгляд — не самый сильный результат миссионерской работы: за 10 лет — всего лишь один обращенный. Но давайте вспомним, кем стал этот человек — одним из самых великих святых христианской церкви, равно почитаемый и православными, и католиками. Его «Исповедь» до сих пор остается одной их самых сильных христианских книг. В ней, кроме всего прочего, есть и такие слова: «Да, если я — достойный сын Твой, Господи, это оттого, что Ты даровал мне в матери верную рабу Твою».

Святая праведная Моника, мать блаженного Августина

Святая праведная Моника, мать блаженного Августина

«Она плакала надо мной более, чем когда-либо матери плакали над могилами детей» (Блаженный Августин, «Исповедь»).

Родилась в 332 году в Тагасте от христианских родителей, по национальности скорее всего бывших олатинившимися берберами. Мало известно о ее молодости, почти все дошедшие до нас сведения о ней содержаться в 9 книге «Исповеди» ее знаменитого сына, блаженного Августина.

Она вступила в супружество с язычником Патрикием, вспыльчивым и ведшим безнравственную жизнь. Поначалу свекровь невзлюбила ее, но Моника своей кротостью примирила ее с собой. В отличии от многих жен своего времени, Моника не подвергалась побоям мужа. По её словам, он никогда не поднимал на нее руки благодаря тому что она всегда удерживала свой язык, обузывая уста свои в его присутствии (Пс. 38, 1).

У четы было три ребенка — будущий Августин Блаженный, Навигий и Перпетуя. Моника очень печалилась из-за того что Патрикий не позволял крестить их. Большим страданием для нее была и жизнь молодого Августина, который жил в Карфагене и прижил незаконнорожденного сына от внебрачной связи. Ее непрестанные молитвы и слезы о сыне обратили ко Христу ее мужа под конец его жизни.

Когда Августин подпал под влияния манихейцев, Моника ужаснулась и старалась обратить его от ошибочного пути. Во сне ей было сказано проявить терпение и кротость к сыну. Августин пребывал в заблуждении девять лет, но мать не отошла от него и усердно молилась о его вразумлении. Однажды она пыталась получить помощь у православного епископа, ранее также бывшего манихейцем, но тот отказался вступать в богословский спор с Августином, а ее утешил, сказав: «Иди своим путем и да благословит тебя Бог, ибо не возможно чтобы сын этих слез был бы потерян.»

Читайте также:  Как правильно читать молитва богородице дево радуйся

Когда Августин отправился в Рим в 383 году, а потом в Медиолан (Милан), мать следовала за ним. Святитель Амвросий Медиоланский, оказавший глубокое влияния на Августина, проникся большим уважением к праведной Монике.

После крещения Августина Моника вместе с ним отправилась в Африку, но на пути скончалась в 387 году в Остии. Здесь она была погребена.

«Пе­ред са­мым днем раз­ре­ше­ния сво­е­го, – пи­шет бла­жен­ный Ав­гу­стин, – она ду­ма­ла не о пыш­ных по­хоронах, не до­мо­га­лась, чтобы ее по­ло­жи­ли в бла­го­во­ния или воз­двиг­ли осо­бый па­мят­ник, не за­бо­ти­лась о по­гре­бе­нии на ро­дине. Та­ких по­ру­че­ний она нам не оста­ви­ла, а хо­те­ла толь­ко по­ми­на­ния у ал­та­ря Тво­е­го, ко­то­ро­му слу­жи­ла, не про­пус­кая ни од­но­го дня, ибо зна­ла, что там по­да­ет­ся Свя­тая Жерт­ва, ко­то­рой “уни­что­же­но ру­ко­пи­са­ние, быв­шее про­тив нас” и одер­жа­на по­бе­да над вра­гом…

Итак, на де­вя­тый день бо­лез­ни сво­ей, на пять­де­сят ше­стом го­ду жиз­ни сво­ей и на трид­цать тре­тьем мо­ей, эта ве­ру­ю­щая и бла­го­че­сти­вая ду­ша раз­ре­ши­лась от те­ла … для нее смерть не бы­ла горь­ка, да во­об­ще для нее и не бы­ло смер­ти. Об этом непре­лож­но сви­де­тель­ство­ва­ли и ее нра­вы и “ве­ра нели­це­мер­ная”…

От­рад­но бы­ло вспом­нить, – по сло­вам Ав­гу­сти­на, – что в этой по­след­ней бо­лез­ни, лас­ко­во бла­го­да­ря ме­ня за мои услу­ги, на­зы­ва­ла она ме­ня доб­рым сы­ном и с боль­шой лю­бо­вью вспо­ми­на­ла, что ни­ко­гда не слы­ша­ла она от ме­ня бро­шен­но­го ей гру­бо­го или оскор­би­тель­но­го сло­ва. А раз­ве, Бо­же мой, Тво­рец наш, раз­ве мож­но срав­ни­вать мое по­чте­ние к ней с ее слу­же­ни­ем мне? Ли­шил­ся я в ней ве­ли­кой уте­ши­тель­ни­цы, ра­не­на бы­ла ду­ша моя, и слов­но разо­дра­на жизнь, став­шая еди­ной; ее жизнь и моя сли­лись ведь в од­но».

И из уст бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на из­ли­лась та­кая мо­лит­ва о сво­ей свя­той ма­те­ри:

«Да пре­бу­дет она в ми­ре со сво­им му­жем, до ко­то­ро­го и по­сле ко­то­ро­го ни за кем не бы­ла за­му­жем, ко­то­ро­му слу­жи­ла “при­но­ся плод в тер­пе­нии”, чтобы при­об­ре­сти его Те­бе. И вну­ши, Гос­по­ди Бо­же мой, вну­ши ра­бам Тво­им, бра­тьям мо­им, сы­нам Тво­им, гос­по­дам мо­им, ко­то­рым слу­жу сло­вом, серд­цем и пись­мом, чтобы вся­кий раз, чи­тая это, по­ми­на­ли они у ал­та­ря Тво­е­го Мо­ни­ку, слу­гу Твою, вме­сте с Пат­ри­ки­ем, неко­гда су­пру­гом ее, через плоть ко­то­рых ввел Ты ме­ня в эту жизнь, а как, я не знаю. Пусть с лю­бо­вью по­мя­нут они их, ро­ди­те­лей мо­их, на этом пре­хо­дя­щем све­те, и мо­их бра­тьев в Те­бе, Отец, пре­бы­ва­ю­щих в Пра­во­слав­ной Церк­ви, мо­их со­граж­дан в Веч­ном Иеру­са­ли­ме, о ко­то­ром взды­ха­ет в стран­ствии сво­ем, с на­ча­ла его и до окон­ча­ния, на­род Твой. И пусть мо­лит­ва­ми мно­гих пол­нее бу­дет ис­пол­не­на по­след­няя ее прось­ба ко мне, –через мою ис­по­ведь, а не толь­ко через од­ни мои мо­лит­вы».

В VI веке её мощи былы перенесены в крипту храма в Остии, а в 1430 году — в Рим, где покоятся с тех пор.

В святой праведной Монике видят образец матери-христианки, и почитают ее как покровительницу одиноких матерей и родителей-христиан, чьи дети впали в различные заблуждения.

Молитвы святым

Память: 15 июня / 28 июня

Августин Аврелий – христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский), почитается как один из наиболее выдающихся церковных учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и апологетов. К нему обращаются за помощью для обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти.

Тропарь блаженному Августину епископу Иппонийскому, глас 4

Сердцем всем Христу последуя, святителю Августине, словом и делом истину запечатлел еси и ересей злочестивых явился еси неленостный искоренитель, молися выну ко святей Троице, да спасет души наша.

Кондак блаженному Августину епископу Иппонийскому, глас 4

Непоколебиме столпе Церкви Вселенския на недвижимем камени веры основанный, догмат православия нелестный учителю и покаяния велегласный проповедниче, запечатлителю истины, прехвальне Августине, святителю Христов.

Молитва блаженному Августину Иппонийскому

О, преславный Христов святителю, Вселенския Церкви похвало и учителю богомудрый, православия наставниче и покаяния проповедниче, блаженне Августине! Призри с горних высот на нас недостойных, ищущих твоей помощи и милосердия: умоли Владыку всяческих, Емуже на земли всем житием твоим служил еси, да дарует нам неуклонное хранение неповрежденныя правыя веры, юже от Господа чрез учеников Его прияли есмы, да поможет запечатлевати ю делы любви и милосердия, и да споспешествует нам во благих наших начинаниях; защити ны от злобных навет вражиих и помози всем нам твоим ходатайством улучити Царствие Небесное, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе пред лицем Всемилосерднаго Бога в Троице покланяемаго и славимаго во вся веки веков. Аминь.

Акафист блаженному Августину Иппонийскому:

  • Акафист блаженному Августину Иппонийскому

Канон блаженному Августину Иппонийскому:

Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:

  • Блаженный Августин, епископ Иппонийский – Азбука веры

Труды блаженного Августина Иппонийского:

  • “Исповедь” – блаженный Августин Аврелий
  • “О Символе веры” – блаженный Августин Аврелий
  • “О предопределении святых. Первая книга к Просперу и Иларию” – блаженный Августин Аврелий
  • “О свободе воли” – блаженный Августин Аврелий
  • “Против академиков” (в трех книгах)
  • “О супружестве и похоти” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 214, к Валентину Адруметскому первое” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 215. К Валентину и подвизающимся вместе с ним монахам адруметским. Письмо второе” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 215А. К Валентину Адруметскому третье” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 217. К Виталию Карфагенскому” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 258. К Марциану” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письма” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об истинной религии” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга первая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга вторая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга третья” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга четвертая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга пятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга шестая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга седьмая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга восьмая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга девятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга десятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга одиннадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двенадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга тринадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга четырнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга пятнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга шестнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга семнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга восемнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга девятнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцать первая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцать вторая” – блаженный Августин Аврелий
  • “Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви” – блаженный Августин Аврелий
  • “О 83-х различных вопросах в одной книге” – блаженный Августин Аврелий
  • “О различных вопросах” – блаженный Августин Аврелий
  • “О Троице” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об обучении оглашаемых” – блаженный Августин Аврелий
  • “Проповеди” – блаженный Августин Аврелий
  • “Проповеди и поучения” – блаженный Августин Аврелий
  • “Рассуждение в четвертый день празднеств” – блаженный Августин Аврелий
  • “Слово в день Петра и Павла” – блаженный Августин Аврелий
  • “Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским” – блаженный Августин Аврелий
  • “О природе блага против манихеев” – блаженный Августин Аврелий
  • “О благодати и свободном решении” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об упреке и благодати” – блаженный Августин Аврелий
Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2020

Христианский идеал матери – святая Моника

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Святая угодница Божия Моника Тагестинская, мама блаженного Августина Аврелия епископа Иппонийского (память 28 июня), жила много веков назад, но все ее тревоги, волнения и скорби о своих чадах понятны и сегодняшним женщинам. Праведная Моника является образцом для православных христианок.

Праведная Моника Тагастинская

Содержание страницы

Житие Блаженной Моники

Моника родилась в Северной Африке, в маленьком городке Тагестине в 331 году. Спартанская, изобилующая лишениями и препятствиями, жизнь берберов наложила печать на их нрав, сделав их воинственными, безудержными и эмоциональными. И, тем не менее, отец с матерью ее были верующими, и все христианские нормы она восприняла с детства.

Родители, семья и домашнее воспитание

Отец святой был небогатым землевладельцем. Девочек, которых в семье было несколько, поручили воспитывать уважаемой за чистоту нрава служанке — по происхождению берберке. Добрая нянюшка воспитывала сестер добродетельными барышнями, прививая знания, необходимые будущим домохозяйкам и мамам многочисленных чад.

Но берберский нрав заставлял ее иногда прибегать к перегибам. Так, желая привить своим воспитанницам воздержание, она разрешала им утолять жажду только раз в сутки – во время совместной трапезы с родителями. В африканских условия это было невыносимо.

Полезные материалы

Воспитывая добродетель, строгая воспитательница едва не получила плачевный результат: юная Моника, по просьбе родителей наполнявшая кувшины, томимая жаждой, чуть не стала пьяницей, каждый раз по чуть- чуть отхлебывая напиток. И только злая ирония служанки, которая ходила вместе с ней в погреб, отрезвила ее и заставила забыть о пагубной зависимости.

Замужество

Девушка выросла, и родители отдали ее за богатого землевладельца по имени Патриций. Он занимал большую должность в городе Тагасте, был талантлив, известен, но, к великому огорчению невесты, не был христианином. «Человек чрезвычайной доброты и неистовой гневливости»,- вспоминал о нем святой Августин. Языческие взгляды наложил отпечаток на всю его жизнь.

Брак поначалу не был счастливым. Патриций открыто изменял жене, был не воздержан в словах и поступках, причиняя моральные страдания. В своем муже праведница нашла себе поприще для духовного возрастания и воспитала в себе любовь к нему.

Поначалу непросто складывались и отношения со свекровью. Надменная и своенравная, она прислушивалась к сплетням и наговорам злых служанок и доставляла Монике немалые огорчения. Но своей услужливостью, миролюбием и уступчивостью невестка снискала в ее глазах любовь и уважение. Так что свекровь сама потребовала у сына наказания для сплетниц и в семье воцарились мир и дружелюбие.

Мать блаженного Августина, его брата и сестры

В семье родилось трое детей. Самый старший, Августин, родился, когда ей было всего 22 года. Следом появились сын Навигий и дочь Перпетуя. Навигий спокойный и набожный был всегда для матери опорой. В своей «Исповеди» старший брат упоминает его всего три раза. Перпетуя, названная в честь христианской мученицы, рано овдовела бездетной. Желая во всем угождать одному Богу, она стала настоятельницей монастыря в Гиппоне, основанного блаженным Аврелием, и просияла многими подвигами.

Читайте также:  Святая анна пророчица за что молиться

В детстве, дети по обычаю своего времени, не были крещены. Но святая Моника постоянно молилась о них, и рассказывали им о Творце. «Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей».

Обращение мужа

Никогда молодая жена не спорила с мужем. Терпеливо переносила его гнев и молилась о нем.

Молитвой и смиренным молчанием Моника вызывала сначала удивление Патриция, а затем пришло и уважение. Он никогда с ней не ссорился по-настоящему и не поднимал на нее руку, в то время как, по воспоминаниям Аврелия, подруги матери ходили все в синяках. Святая угодница давала им советы переменить свое отношение к мужьям, не заноситься перед ними, помня библейскую заповедь:

Так своим терпением и кротостью святая приобрела своего мужа для Царствия Небесного, хотя для этого и потребовалось много лет молитв и слез. Супруг крестился в 371 году, полностью переменил свою жизнь, но вскоре заболел и умер православным христианином.

Моника молитвенно хранила память об ушедшем супруге, никогда не думала о повторном браке.

Старший сын

Путь его к христианству был непрост. Получив блестящее светское образование, он в юности оставался язычником, увлекался плотскими удовольствиями. Незаконно сошелся с девушкой незнатного происхождения и имел от нее сына по имени Адеодат, что переводится как «Данный от Бога».

Изучал античную философию, почитал Цицерона. Годы спустя стал последователем учения Платона. Едва начав изучать христианство, перешел на сторону манихеев, учение которых возникло в третьем веке и стало мировой ересью.

Девять лет Аврелий был адептом манихейства, с которым впоследствии усердно боролся. Очень горько Монике было видеть своего сына не только блудником, но еретиком. Годы вымаливала она свое чадо, погибающее от пороков. Скорбела, изливая свою печаль перед Богом, ласково увещевала исправить свою жизнь. Но юноше стыдно было признать правоту женщины, и он упорствовал в грехе. Святая не отчаивалась и сама, продолжая молиться, просила святых молитв у всех подвижников и епископов.

В 383 году молодой ученый приехал в Рим преподавать риторику, а спустя время в Медиолан придворным ритором. Приезд в Медиолан и его встреча со святителем Амвросием (память 7 декабря), перевернули взгляды Аврелия.

Скорбящая мать, приехавшая следом, умоляла святителя наставить свое заблудшее чадо на путь спасения. Его ответ для нее прозвучал извещением от милосердного Господа о прощении грехов.

Августин начинает посещать богослужения в качестве оглашенного, изучает Священное Писание, с необыкновенным воодушевлением слушает проповеди епископа Амвросия, и без сожаления расстается с манихейством. Здесь, в Медиолане, с Аврелием совершаются события, окончательно повернувшие его на путь спасения. И наконец, на Пасху 387 года, епископ Медиоланский Амвросий крестил его и сына Адеодата.

Вместе с другими молодыми людьми, ищущими спасения, Августин знакомится с «Житием святого Антония», написанным Афанасием Великим, жертвует свое имущество церкви, постригается в иноческий образ, начинает вести аскетическую жизнь.

Молитва святой Моники за своего сына

О жизни и святости праведной Моники мир узнал благодаря «Исповеди», которую создал ее старший сын, крупнейший богослов блаженный Августин. Она по праву считается первым автобиографическим произведением. Написана между 397 и 400 годом. И, самые теплые в ней слова о той, кто подарила миру великого философа и богослова.

Кончина

Счастливая мать стала свидетельницей самого главного события в жизни своего первенца – Святого Крещения. В этом же году из Италии они вместе отправились домой в Северную Африку.

Как бы завершив дело всех своих дней, она отошла к Богу, наказав своим сыновьям не устраивать пышных похорон, а ежедневно подавать за нее поминовение в алтарь.

Перенесение мощей

В шестом столетии останки праведной Моники были положены в крипте храма Остии.

В 1430 году праведные мощи перенесли из Остии в Рим в храм мученика Трифона (в настоящее время св. Августина), где они покоятся в настоящее время.

Храмы

Есть храмы святой Моники в Остии, Риме, Неаполе и Флореции. В церкви Воскресения Христова, что на Семеновском кладбище в Москве, находится почитаемая икона угодницы Божией с частицею мощей. Два раза в месяц по субботам служится молебен.

День памяти

В русской православной Церкви не установлен день ее поминовения. В других православных Церквях праведную Монику почитают 4 мая.

Молитва

Августин составил молитву о праведнице:

Считается покровительницей оставленных матерей и тех, родные которых оказались в секте.

Эта необыкновенная христианка пробудила к Богоугождению родных, своей праведностью подает пример несокрушимой любви и терпения нынешним женам и матерям.

Автор: Ирина Кощеева

Похожие статьи

Рекомендуем статьи по теме

Великий пастырь — Иоанн Кронштадтский

Житие батюшки Серафима, Саровского чудотворца

Святой Целитель Пантелеимон

Икона и акафист Богородице «Всецарица»

Дмитрий Солунский (Фессалоники́йский) Мироточец: житие и почитание

Какой акафист читают Покрову Пресвятой Богородицы

Значение иконы Богородицы «Неопалимая Купина»

Благодарственный акафист «Слава Богу за все!»

Добавить комментарий Отменить ответ

Святая Моника — удивительный человек. Когда я читал «Исповедь» блж. Августина, то особенно был поражен ее миролюбием и терпением в отношении мужа. Удивительный контраст: у ее подруг довольно спокойные мужья, но у них постоянно бывали скандалы вплоть до побоев и пощечин, а Моника, имевшая мужем человека чрезвычайно вспыльчивого, даже никогда с ним серьезно не ссорилась. Все это было возможно благодаря разумной кротости, терпению, умению не возмущаться из-за несправедливости близкого человека. Всем женщинам обязательно стоит прочитать этот отрывок из книги «Исповедь», чтобы, подражая Монике в исполнении заповеди «блаженны миротворцы», иметь твердый и нерушимый мир в своих семьях:

«Воспитанная в целомудрии и воздержании, подчиняясь родителям скорее из послушания Тебе, чем Тебе из послушания родителям, она, войдя в брачный возраст, вручена была мужу, служила ему, как господину, и старалась приобрести его для Тебя. О Тебе говорила ему вся стать ее, делавшая ее прекрасной для мужа: он ее уважал, любил и удивлялся ей. Она спокойно переносила его измены; никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор. Она ожидала, что Ты умилосердишься над ним, и, поверив в Тебя, он станет целомудрен. А кроме того был он человеком чрезвычайной доброты и неистовой гневливости. И она знала, что не надо противоречить разгневанному мужу не только делом, но даже словом. Когда же она видела, что он отбушевал и успокоился, она объясняла ему свой поступок; бывало ведь, что он кипятился без толку. У многих женщин, мужья которых были гораздо обходительнее, лица бывали обезображены синяками от пощечин; в дружеской беседе обвиняли они своих мужей, а она их язык; будто в шутку давала она им серьезный совет: с той минуты, как они услышали чтение брачного контракта, должны они считать его документом, превратившим их в служанок; памятуя о своем положении, не должны они заноситься перед своими господами. Зная, с каким лютым мужем приходится ей жить, они удивлялись: не слыхано и не видано было, чтобы Патриций побил жену или чтобы они повздорили и хоть на один день рассорились. Они дружески расспрашивали ее, в чем причина; она учила их своему обычаю, о котором я упомянул выше. Усвоившие его благодарили, не усвоившие терпели поношение».

Святая Моника — удивительный человек. Когда я читал «Исповедь» блж. Августина, то особенно был поражен ее миролюбием и терпением в отношении мужа. Удивительный контраст: у ее подруг довольно спокойные мужья, но у них постоянно бывали скандалы вплоть до побоев и пощечин, а Моника, имевшая мужем человека чрезвычайно вспыльчивого, даже никогда с ним серьезно не ссорилась. Все это было возможно благодаря разумной кротости, терпению, умению не возмущаться из-за несправедливости близкого человека. Всем женщинам обязательно стоит прочитать этот отрывок из книги «Исповедь», чтобы, подражая Монике в исполнении заповеди «блаженны миротворцы», иметь твердый и нерушимый мир в своих семьях:

«Воспитанная в целомудрии и воздержании, подчиняясь родителям скорее из послушания Тебе, чем Тебе из послушания родителям, она, войдя в брачный возраст, вручена была мужу, служила ему, как господину, и старалась приобрести его для Тебя. О Тебе говорила ему вся стать ее, делавшая ее прекрасной для мужа: он ее уважал, любил и удивлялся ей. Она спокойно переносила его измены; никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор. Она ожидала, что Ты умилосердишься над ним, и, поверив в Тебя, он станет целомудрен. А кроме того был он человеком чрезвычайной доброты и неистовой гневливости. И она знала, что не надо противоречить разгневанному мужу не только делом, но даже словом. Когда же она видела, что он отбушевал и успокоился, она объясняла ему свой поступок; бывало ведь, что он кипятился без толку. У многих женщин, мужья которых были гораздо обходительнее, лица бывали обезображены синяками от пощечин; в дружеской беседе обвиняли они своих мужей, а она их язык; будто в шутку давала она им серьезный совет: с той минуты, как они услышали чтение брачного контракта, должны они считать его документом, превратившим их в служанок; памятуя о своем положении, не должны они заноситься перед своими господами. Зная, с каким лютым мужем приходится ей жить, они удивлялись: не слыхано и не видано было, чтобы Патриций побил жену или чтобы они повздорили и хоть на один день рассорились. Они дружески расспрашивали ее, в чем причина; она учила их своему обычаю, о котором я упомянул выше. Усвоившие его благодарили, не усвоившие терпели поношение».

У меня образ матери всегда ассоциировался с ликом святой Моники. И молитву, когда у меня был трудный период в жизни она всегда читала, подобную той которая описана в статье. А недавно у мамы был юбилей 60 лет и я подарил ей икону святой Моники которую художник писал целый год. Теперь она оберегает мою мамочку и дне и ночью. Цените и любите мам.

У меня образ матери всегда ассоциировался с ликом святой Моники. И молитву, когда у меня был трудный период в жизни она всегда читала, подобную той которая описана в статье. А недавно у мамы был юбилей 60 лет и я подарил ей икону святой Моники которую художник писал целый год. Теперь она оберегает мою мамочку и дне и ночью. Цените и любите мам.

Поразительная история. В ней столько живых деталей, которые невозможно придумать. Взять хотя бы эпизод, когда маленькая Моника украдкой отхлебывает вино из кувшина. Спасибо. Теперь буду знать и почитать святую Монику.

Поразительная история. В ней столько живых деталей, которые невозможно придумать. Взять хотя бы эпизод, когда маленькая Моника украдкой отхлебывает вино из кувшина. Спасибо. Теперь буду знать и почитать святую Монику.

Добавить комментарий