Святой епифаний кипрский о чем молятся

Святитель Епифа ́ ний , епископ Кипрский

День памяти

Житие

Житие святителя Епифания Кипрского

Свя­ти­тель Епи­фа­ний, епи­скоп Кипр­ский, жил в IV ве­ке в Фини­кии, по про­ис­хож­де­нию был ев­рей, в мо­ло­до­сти по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Он об­ра­тил­ся к хри­сти­ан­ской ве­ре по­сле то­го, как уви­дел од­но­го мо­на­ха, по име­ни Лу­ки­ан, от­дав­ше­го ни­ще­му свою одеж­ду. По­ра­жен­ный ми­ло­сер­ди­ем мо­на­ха, Епи­фа­ний про­сил на­ста­вить его в хри­сти­ан­стве. Он при­нял Кре­ще­ние и уда­лил­ся в мо­на­стырь, устро­ен­ный его на­став­ни­ком Лу­ки­а­ном. В мо­на­сты­ре он под­ви­зал­ся под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца Ила­ри­о­на за­ни­мал­ся пе­ре­пиской гре­че­ских книг, пре­успе­вая в ино­че­ской жиз­ни. Свя­той Епи­фа­ний за свои по­дви­ги спо­до­бил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний, но, чтобы из­бе­жать люд­ской сла­вы, он уда­лил­ся из оби­те­ли в пу­сты­ню Спа­нид­ри­он. Там его за­хва­ти­ли раз­бой­ни­ки и три ме­ся­ца дер­жа­ли в пле­ну. Сво­им сло­вом о по­ка­я­нии свя­той при­вел од­но­го из шай­ки раз­бой­ни­ков к свя­той ве­ре в Ис­тин­но­го Бо­га. Ко­гда свя­то­го по­движ­ни­ка от­пу­сти­ли, с ним ушел и раз­бой­ник. Свя­той Епи­фа­ний при­вел его в свой мо­на­стырь и кре­стил с име­нем Иоанн. С тех пор он стал вер­ным уче­ни­ком свя­то­го Епи­фа­ния и тща­тель­но за­пи­сы­вал жизнь и чу­до­тво­ре­ния сво­е­го на­став­ни­ка. Мол­ва о пра­вед­ной жиз­ни свя­то­го Епи­фа­ния рас­про­стра­ня­лась да­ле­ко за пре­де­лы оби­те­ли. Свя­той вто­рич­но уда­лил­ся в пу­сты­ню вме­сте с Иоан­ном. Но и в пу­сты­ню к нему ста­ли при­хо­дить уче­ни­ки. Так воз­ник­ла но­вая оби­тель. Через неко­то­рое вре­мя свя­той Епи­фа­ний и Иоанн пред­при­ня­ли пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния его свя­ты­ням и от­ту­да воз­вра­ти­лись в мо­на­стырь Спа­нид­ри­он. Жи­те­ли го­ро­да Ли­кии по­сла­ли к свя­то­му Епи­фа­нию ино­ка По­ли­вия пе­ре­дать их прось­бу за­нять епи­скоп­ский пре­стол вме­сто умер­ше­го ар­хи­пас­ты­ря. Од­на­ко про­зор­ли­вый по­движ­ник, узнав об этом на­ме­ре­нии, тай­но уда­лил­ся в Па­фий­скую пу­сты­ню к ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку Ила­ри­о­ну (па­мять 21 ок­тяб­ря), под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го он под­ви­зал­ся в мо­ло­дые го­ды. Свя­тые два ме­ся­ца про­ве­ли в сов­мест­ных мо­лит­вах, а за­тем Ила­ри­он по­слал свя­то­го Епи­фа­ния в Са­ла­мин. Там епи­ско­пы со­бра­лись для из­бра­ния но­во­го ар­хи­ерея вме­сто недав­но скон­чав­ше­го­ся. Ста­рей­ше­му из них, епи­ско­пу Пап­пию, Гос­подь от­крыл, что епи­ско­пом сле­ду­ет из­брать при­шед­ше­го в го­род ино­ка Епи­фа­ния. Ко­гда Епи­фа­ния на­шли, свя­той Пап­пий ввел его в цер­ковь, где по по­слу­ша­нию во­ле участ­ни­ков со­бо­ра Епи­фа­ний дол­жен был дать свое со­гла­сие. Так со­сто­я­лось воз­ве­де­ние на епи­скоп­скую ка­фед­ру Са­ла­ми­на свя­то­го Епи­фа­ния око­ло 367 го­да.

Свя­ти­тель Епи­фа­ний про­сла­вил­ся на ар­хи­ерей­ской ка­фед­ре ве­ли­кой рев­но­стью о ве­ре, лю­бо­вью и ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным, про­сто­той нра­ва. Он мно­го пре­тер­пел от кле­ве­ты и за­ви­сти неко­то­рых из сво­их кли­ри­ков. За чи­сто­ту сво­ей жиз­ни свя­ти­тель Епи­фа­ний по­лу­чил да­ро­ва­ние ви­деть во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии на­и­тие Свя­то­го Ду­ха на Свя­тые Да­ры. Од­на­жды свя­ти­тель, со­вер­шая Та­ин­ство, был ли­шен это­го ви­де­ния. То­гда он по­до­звал од­но­го из кли­ри­ков и ти­хо ска­зал ему: “Вый­ди, сын мой, ибо ты се­го­дня недо­сто­ин при­сут­ство­вать при со­вер­ше­нии Та­ин­ства”.

На этом со­бы­тии пре­рва­лись за­пи­си его уче­ни­ка Иоан­на, так как он за­бо­лел и скон­чал­ся. Даль­ней­шее опи­са­ние жиз­ни свя­ти­те­ля Епи­фа­ния про­дол­жил вто­рой его уче­ник По­лу­вий (впо­след­ствии епи­скоп Ри­но­кир­ский).

В кон­це жиз­ни свя­ти­те­ля Епи­фа­ния по про­ис­кам им­пе­ра­три­цы Ев­док­сии и Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла вы­зва­ли в Кон­стан­ти­но­поль на со­бор, ко­то­рый был со­зван для су­да над ве­ли­ким свя­ти­те­лем Иоан­ном Зла­то­устом. Но свя­ти­тель Епи­фа­ний, не же­лая быть участ­ни­ком без­за­кон­но­го со­бо­ра, по­ки­нул Кон­стан­ти­но­поль. Во вре­мя пла­ва­ния на ко­раб­ле свя­ти­тель по­чув­ство­вал при­бли­же­ние сво­ей смер­ти, он пре­по­дал сво­им уче­ни­кам по­след­нее на­став­ле­ние – со­блю­дать за­по­ве­ди Бо­жии и хра­нить ум от нечи­стых по­мыс­лов – и через двое су­ток скон­чал­ся. Жи­те­ли го­ро­да Са­ла­ми­на с ры­да­ни­я­ми встре­ти­ли те­ло сво­е­го ар­хи­пас­ты­ря и 12 мая 403 го­да с че­стью по­греб­ли в но­вой церк­ви, воз­ве­ден­ной Свя­ти­те­лем.

Седь­мой Все­лен­ский Со­бор на­име­но­вал свя­ти­те­ля Епи­фа­ния от­цом и учи­те­лем Церк­ви. В тво­ре­ни­ях свя­ти­те­ля Епи­фа­ния “Па­на­рий” и “Ан­ко­рат” со­дер­жит­ся опро­вер­же­ние ари­ан­ской и дру­гих ере­сей. В дру­гих со­чи­не­ни­ях встре­ча­ет­ся мно­го дра­го­цен­ных цер­ков­но-ис­то­ри­че­ских пре­да­ний и ука­за­ний на гре­че­ские пе­ре­во­ды Биб­лии.

Святитель Епифаний Кипрский — житие

Святитель Епифаний Кипрский — житие

Епифаний родился в Финикии (конец 4 века), на берегу Средиземного моря, в семье бедного еврея-земледельца. Воспитанный в ветхом иудейском законе, он твердо веровал в Единого Истинного Бога, от природы же был добрым и честным. Но, не зная о Христе, Епифаний не мог быть причастником Небесного Царства. Тогда милостивый Господь послал к нему святого Лукиана, который благовествовал Епифанию о пришествии на землю Спасителя, Господа Иисуса Христа. Епифаний очень обрадовался и тоже захотел стать христианином. Лукиан разъяснил ему истины веры, и через несколько дней Епифаний крестился, а затем постригся в монахи.

Он вел строгую подвижническую жизнь, воздерживаясь от всякого излишества, и непрестанно молился. При этом он был смирен, и Господь наделил его великими дарованиями. Однажды в монастырь, где жил Епифаний, пришли умиравшие от жажды путники, а воды в это время в обители не было. У путников же было с собою вино. Епифаний, прикоснувшись к сосуду, помолился, и вино превратилось в воду. После этого все стали особенно уважать Епифания, а он, не желая славы от людей, тайно ушел из обители и стал жить в пустыне. Постепенно около него собралось до 50 человек иноков, и образовался новый монастырь.

Епифаний совершил очень много чудес. Он молитвой извел из земли источник воды и устроил при нем огород. Когда же дикие звери стали поедать овощи на огороде, он запретил им, и звери его послушались. По просьбе окрестных жителей Епифаний умертвил страшного льва-людоеда. Лишь только лев взглянул на святого, как тотчас издох. Не раз Епифаний молитвой изгонял бесов и воскрешал мертвых. Слово его было так сильно, что многих заблуждающихся он обратил от неверия к истинной христианской вере.

Наконец Бог призвал преподобного на святительское служение. Епифаний надеялся всю жизнь пробыть простым иноком, но Господь открыл некоторым святым, что Ему угодно сделать Епифания епископом Кипрским. Тут уже он не мог спорить и со смирением принял волю Божию.

Однажды во время трапезы, на которой присутствовали все клирики, в окно влетел ворон и стал каркать. Тогда некий недостойный диакон Карин, не любивший святителя Епифания, желая посмеяться над ним, прервал боговдохновенную беседу святого и сказал: «Если ты премудр, то скажи мне, о чем каркает этот ворон. И если скажешь, то обладай всем моим имением».

На это Епифаний ответил: «Знаю, что говорит ворон: он говорит, что отныне ты не будешь диаконствовать». И тотчас на Карина напал ужас и какая-то болезнь, и на следующий день он умер.

Как-то раз двое жуликов решили посмеяться над святым таким образом. Увидев его, идущего по дороге, один из них притворился мертвым, а другой стал просить Епифания: «Отче, пожалей усопшего и покрой какой-нибудь одеждой его нагое тело».

Святитель помолился, снял с себя плащ и, покрыв им мертвеца, пошел своей дорогой. Тогда живой жулик сказал своему товарищу: «Вставай, приятель». Но оказалось, что тот действительно умер. Так Бог наказал его за ложь и кощунство.

Незадолго до кончины святителя его вызвала в Константинополь царица Евдоксия. Она очень не любила святителя Иоанна Златоуста, бывшего тогда патриархом, и хотела обманом заставить прославленного чудотворца Епифания осудить этого великого угодника Божия. Но, поговорив с царицей, Епифаний понял, что она клевещет на святого, и не стал осуждать его. Иоанн же, не зная об этом, думал, что Епифаний все еще находится в заблуждении, и написал ему: «Брат Епифаний, я слышал, что ты дал совет на мое изгнание; знай же, что ты более не увидишь своего престола».

Святой Епифаний на это ответил: «Страстотерпче Иоанне, будучи обидим, побеждай, но и ты не доедешь до того места, в которое тебя изгонят».

И сбылось пророчество обоих. Святитель Иоанн Златоуст преставился по дороге в ссылку, а святитель Епифаний Кипрский скончался на корабле, во время плавания из Константинополя на Кипр. Мощи святого погребли в церкви, и у гроба его многие больные получили исцеление, так что все видевшие эти чудеса прославили Единого в Троице Бога, дивного во святых. Аминь.

Епифаний, архиепископ Кипрский

Епифаний, архиепископ Кипрский

1. Святой Епифаний, архиепископ Кипрский, был родом из Финикии, происхождением и верою — иудей. В детстве лишился он родителей, сперва отца, потом матери, принял христианство вместе с сестрою своею Каллитропиею и вступил в монастырь, будучи шестнадцати лет от роду. Каллитропия также уневестилась Христу в лике инокинь257.
2. Братство монастыря, в котором святой Епифаний принял монашество, состояло из десяти монахов. Настоятельствовал над ними преподобный Лукиан, муж духоносный; также между братиями были мужи, исполненные благодати Божией. В обществе такого братства, под таким руководством, избранный сосуд, Епифаний, скоро достиг духовного преуспеяния, которое впоследствии развилось в нем в необыкновенном обилии. Братия занимались переписыванием священных книг: этим рукоделием они содержали себя и обитель258.
Рукоделие это имело и свою духовную цель: это явствует из писаний и многих изречений святого Епифания.
3. Он говорил: «Незнание Писания — великая стремнина и глубокая пропасть»259.
4. Он говорил: «Незнание Божественных законов — великое предательство своего спасения»260.
5. Он говорил: «Чтение Писания — великая защита от греха»261.
6. Он говорил: «Приобретение христианских книг для имеющих средство к такому приобретению — необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление к греху, возбуждает в нас стремление к добродетели»262.
Так высказывались понятия и ощущения, родившиеся от келейного занятия, которое совершалось в духовном разуме и с целию преимущественно духовною.
7. Извещал блаженной памяти Епифания, епископа Кипрского, игумен монастыря его в Палестине: «Мы не оставляем твоего правила и тщательно отправляем богослужение в третий, шестой, девятый час и вечером». Он в ответ повелел сказать ему: «Из этого следует, что в прочие часы вы пребываете без молитвы; но истинному монаху подобает непрестанно молиться и петь в сердце своем»263.
Св. Епифаний, прежде возведения своего в сан епископа, основал монастырь в Палестине и был настоятелем его. Несмотря на то, что монастырь находился в глубокой пустыне, множество посетителей отовсюду стекалось в него. Они привлекались обильным даром чудотворения и прочими духовными дарами, которыми Богу угодно было украсить Своего угодника. Это вынудило Епифания нередко удаляться из монастыря своего и на продолжительное время. При одном из таких путешествий он был занесен бурею в Саламон или Констанцию, город острова Кипра. Там в это время собор епископов занимался избранием епископа для города, и, по откровению Свыше, хиротонисал Епифания во архиепископа Констанции и всего Кипрского острова.
8. Послал однажды Епифаний, архиепископ Кипрский, к авве Илариону, умоляя его придти к себе. «Приди для свидания со мною, прежде исшествия нашего из тела», — говорил в приглашении своем святитель. Авва Иларион пришел, и старцы возрадовались взаимно друг о друге. Когда они сидели за трапезою, подана была птица. Епископ, взяв часть ее, подал авве Илариону. Но старец сказал ему: «Прости меня, Отец: с того времени, как я принял монашеский образ, я не влагал в уста мои заколотого». Епископ отвечал: «И я, с того времени, как принял монашеский образ, не попустил, чтоб кто-либо уснул, имея гнев на меня». Авва Иларион сказал на это: «Прости меня, Отец! твое жительство выше моего»264.
9. Когда уже достиг Епифаний глубокой старости, — был призван в Константинополь для участия в соборе епископов по делу святого Иоанна Златоустого. Видя, что собор действует по увлечению страстию, он лично испросил у императора Аркадия дозволение возвратиться в Кипр. При этом свидании император спросил Епифания: сколько ему лет от роду? Епифаний отвечал: «Сто пятнадцать лет и три месяца. Рукоположен я во епископа, когда мне было шестьдесят лет; в сане епископа состою пятьдесят пять лет и три месяца». В тот же день, говорит писатель жития Епифаниева, мы сели в корабль, плывший в Кипр. Епифаний поместился в нижней части корабля, и мы с ним. У Епифания был обычай постоянно держать в руках Евангелие. Трижды вздохнул и возрыдал он, раскрыв Евангелие; закрыв его, опять пролил слезы. Потом встал и помолился; по совершении молитвы он опять сел там же, в нижней части корабля, и со слезами начал говорить нам: «Если вы, чада мои, любите меня, то сохраните заповеди мои, и любовь Божия пребудет в вас. Вы знаете, чрез сколько огорчений я прошел в этой жизни, — и не считал я эти огорчения огорчениями, но пребывал всегда веселым, возлагаясь на Бога; Бог не оставлял меня, но всегда сохранял от всех козней лукавого. «Любящим Бога вся споспешествует во благо» (Рим. 8:28). Однажды, о возлюбленные чада мои, когда я находился в пустынном месте и приносил молитву Христу, чтоб Он освободил меня от всех наветов противника, — множество демонов напало на меня. Они начали терзать меня и, схватив за ноги, влачили по земле. Некоторые из них нанесли мне раны.
Так поступали они со мною в продолжении десяти дней. После этого я уже не видел демона в его собственном лице во все дни жизни моей, но изливал он на меня злобу свою чрез посредство человеков: такого рода злоключения постигли меня в Финикии от неистовых Симониан, в Египте от нечестивых Гностиков, в Кипре от нечестивых Валентиниан и от других еретиков. Внимательно выслушайте, о чада мои, слова Епифания грешника. Не вожделевайте денег, и пошлются вам деньги в изобилии. Не имейте ненависти ни к кому из человеков, и Бог возлюбит вас. Не злословьте братий, и диавол не будет господствовать над вами возбуждением страстей ваших. Отвращайтесь от всех ересей, как от зверей, исполненных смертоносного яда; об этом я предал вам в книгах, называемых Панария. Отвращайтесь и хранитесь от похотений мира, наветующих и ум и тело. Знайте, что при посредстве этих похотений приступает к вам сатана. Иногда в плоти и не нарушается спокойствие, но дух не трезвящихся подвергается осквернению мечтаниями. Когда же ум наш бодрствует и постоянно пребывает в памятовании Бога, тогда удобно побеждаем врага»265. Таково было предсмертное наставление святого Епифания ученикам его: он скончался на корабле, не достиг Кипра.

Читайте также:  Когда читать молитвы перед иконами пресвятой богородицы

257Sancti Epiphanii vita, Patr. Gr. Tom. 416 cap. 1, VIII и IX.

258Sancti Epiphanii vita, Patr. Gr. Tom. 416 cap. 1, VIII и IX.

259Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.

260Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.

261Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.

262Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.

263Patrol. pag. 941.

264Достопамятные Сказания.

265Vita, cap. LXIII и LXIV.

Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского

Родиной святого Епифания, Еврея по происхождению, была Финикия 1 : на берегу реки Елевферы, текущей с Ливанских гор в Финикийское море 2 , в трех поприщах 3 от горда Никеи, находилось селение Висандук; здесь и жили, занимаясь земледелием, родители святого Епифания; кроме сына у них была еще, меньшая его по возрасту, дочь Каллитропия. Когда мальчику было десять лет, отец его умер, оставив жене тяжелую заботу о воспитании детей: у осиротевшей семьи только что хватало на прокормление, а дети, между тем, были еще малы. Мать вынуждена была кормить их трудами своих рук. Так прошло несколько лет. Случилось, что у вдовицы оказался осёл очень упрямый и буйный. И вот однажды мать сказала Епифанию:

– Сын мой, возьми осла, отведи его в город на рынок, продай там и купи нам пищи.

– Ты знаешь, – отвечал Епифаний матери, – что осел буйный, и когда на торгу покупатели заметят это, то станут меня бить.

– Иди, сын мой, Бог же отцов наших да укротит осла, – сказала ему мать.

Тогда отрок, повинуясь приказанию матери, повел осла для продажи в город. Здесь первым его покупателем явился тоже еврей. Узнав в продавце своего единоплеменника, он сказал ему:

– Сын мой, мы с тобой веруем в одного любящего правду Бога, и нам не следует обижать друг друга, чтобы не прогневать Бога нашего и потом не сетовать друг на друга. Итак, оценим осла справедливо.

Епифаний на это отвечал:

– Не желал бы продать тебе этого осла, так как он еще необучен, а кроме того упрям и буен; только из-за голода и не имея на что купить пищи, моя мать решила его продать. Но вот я слышу от тебя, что грешно причинять зло ближнему ради приобретения, и боюсь, как бы не покарал меня Бог.

Изумленной рассудительностью и добронравием отрока, Еврей дал ему три пенязя 4 со словами:

– Сын мой, возьми это, купи матери хлеба и возвратись с ослом в свой дом, и если осёл укротится, то держите его при себе; в противном же случае выгоньте его, чтобы он не убил кого-нибудь.

Епифаний направился домой и на пути около своего селения встретил христианина Клеовия, пожелавшего купить осла. Но честный отрок отказывался его продать. Во время их беседы осёл заупрямился и начал с фырчаньем брыкаться, а, затем, сбросивши с себя Епифания, побежал с дороги. Упавший отрок так разбился, что не мот встать и лежал, горько плача: у него сильно болело ушибленное бедро. Клеовий, подошедши к нему, ощупал бедро и перекрестил его трижды. Тотчас же Епифаний выздоровел и встал. Затем, Клеовий обратился к ослу и сказал:

– Именем Господа нашего, распятого Иисуса Христа, повелеваю тебе остановиться, и за то, что ты хотел убить своего господина, сам не сойдешь с этого места.

Тотчас осел упал и издох. Удивленной происшедшим, отрок спросил Клеовия:

– Кто такой, отче, распятой Иисус Христос, что Его именем совершаются такие чудеса?

– Сын Божий, Которого распяли Иудеи, – отвечал Клеовий.

Епифаний побоялся открыть ему свое еврейское происхождение и отправился домой с думою о Христе распятом и с желанием веровать в Него. Пришедши к своей матери, он рассказал ей о всем случившемся. Между тем последняя, не имея чем питаться с детьми, продала свою ниву, а Епифанию велела идти в город учиться какому-либо ремеслу, чтобы впоследствии он мог кормить и себя и ее с сестрою. При самом отправлении Епифания в город, пришел из города в Висандуку богатый еврейский законоучитель Трифон, хорошо знавший его родителей и владевший некоторыми имениями в их селе. Узнавши, что Епифаниева матерь овдовела, и, видя ее в нищете, он сказал ей:

– Дай мне твоего сына, – я усыновлю его; и если ты согласна, то пусть отселе он почитается моим сыном, а ты и дочь твоя питайтесь от моего дома.

Вдова с величайшей радостью отдала своего сына на воспитание неожиданному благодетелю. И жил Епифаний как сын в Трифоновом доме, будучи обучаем еврейским книгам. Быстрая восприимчивость и редкостная сообразительность добронравного воспитанника сделали его любимцем воспитателя. Трифон хотел даже выдать за него замуж свою единственную дочь. Но по Божьей воле она умерла. Вскоре умерли и ее родители, а также и мать Епифания. Оставшись единственным наследником всего Трифонова имения, Епифаний взял к себе на воспитание сестру Каллитропию, внушая ей добрые заветы своего названного отца и учителя.

Однажды Епифаний отправился в родное село посмотреть оставшееся ему после Трифона имение. По Божьему промышлению ему встретился на пути монах Лукиан, писавший книги и продававший их для пропитания себя и нищих. Как раз во время встречи Епифания с иноком за ноги Лукиана ухватился нищий со словами:

– Смилуйся надо мной, человек Божий: вот уже три дня я не ел хлеба, и теперь не знаю чем подкрепиться.

Блаженной Лукиан, не имея в руках ничего, снял с себя одежду и отдал ее нищему, говоря:

– Пойди в город, продай эту одежду и купи себе хлеба.

Видевший это Епифаний удивлялся такому милосердию встречного монаха и, придя как бы в восторженное состояние, заметил сияющую белую одежду, сходящую на инока и покрывающую его. В ужасе он быстро слез с коня и, упавши на колена пред иноком, сказал, кланяясь ему:

Читайте также:  Каким святым молиться от неврозов

– Молю тебя, скажи мне, кто ты?

– Ты сперва поведай мне, какой ты веры, и потом я расскажу тебе о себе, – отвечал Лукиан.

Тогда его собеседник – прозорливой старец, заметивши на встречном Еврее действие спасительной благодати Божией, обратился к нему с следующими словами:

– Как ты, будучи евреем, спрашиваешь меня – христианина: кто я? Ибо очень мало общего между евреями и христианами. Вот ты узнал, что я – христианин, и тебе не следует более продолжать речь со мною.

– А что, отче, препятствует мне быть христианином? – спросил Епифаний и получил от Христова последователя такой ответ:

– То одно препятствует, что не хочешь, так как всякое доброе дело предваряет изволение. Если бы ты действительно желал, то был бы христианином.

Умилили эти слова Епифания: оставив первоначальное намерение посетить свою землю в родном селе, он вернулся в городской дом, предварительно умоливши пойти с ним и своего собеседника. Приведя его к себе, он показал ему всё свое достояние.

– Вот мое имущество, отче, – говорил хозяин гостю, – хочу быть христианином и принять иночество, но имею юную сестру, что ты о ней мне скажешь?

– Чадо, – отвечал христианин, – ты можешь быть действительно христианином, имея и земное богатство и сестру. И то и другое не противоречат святой христианской вере. Иночество же ты не можешь принять. Прежде всего прими вместе с сестрой святое крещение. Потом выдай замуж ее с достаточным приданым за христианина. Затем, раздай оставшееся у тебя нищим. И тогда можешь быть истинным иноком.

– Всё это, отче, – говорил Епифаний – по заповеди твоей исполню на самом деле; только не медли с причислением нас к обществу христиан.

– Об этом следует, – сказал Лукиан, – известить епископа: без него нельзя совершить таинство крещения. Итак я пойду к нему. Ты же пребудь в неизменном намерении и усердии ко Христу Богу нашему. А возвращусь к тебе я скоро.

Лукиан пошел к местному епископу. Епифаний же, пришедши в комнату к сестре, сказал ей:

– Хочу быть христианином и облечься в иноческий чин.

– Чего ты хочешь, – ответила брату сестра, – того и я, и что ты сделаешь, то и я сделаю.

Услыхав о желании Епифания креститься, епископ сильно обрадовался и сказал доброму вестнику:

– Иди, научи юношу и сестру его святой вере и наставь в законе Христовом. Когда же придет воскресной день и мы войдем в церковь, тогда приведи их к милосердному человеколюбцу Богу, чтобы нам присоединить их к Нему святым крещением.

При возвращении Лукиана к Епифанию, последний и сестра его поклонились до земли старцу, прося его со слезами:

– Молим тебя, отче, сделай нас скорее христианами.

Лукиан, подняв их, начал учить христианскому благочестию: обучение, сопровождаемое молитвою, продолжалось до воскресного дня почти непрерывно и днем и ночью. В воскресенье же Лукиан привел Епифания и Каллитропию к епископу. Павши пред епископом ниц, как пред Самим Христом, они просили у него святого просвещения. Поднявши их и приветливо побеседовав с ними, он огласил их. Затем епископ пошел в церковь, имея позади себя Лукиана, за которым следовали новооглашенные. При вступлении Епифания на первую ступень церковного входа спал с его левой ноги сандалий 5 . Когда же он босой ногой ступил на порог, то сандалий спал и с его правой ноги. Епифаний не воротился за сандалиями, но вошел босым в церковь: со столь великим усердием шел он к Богу. Взглянув в церкви на Епифания, епископ увидал на главе его венец, а лице его прославленным. И ввели епископ и Лукиан Епифания с сестрой в купель и крестили их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Восприемником Епифания был Лукиан, а восприемницей Каллитропии святая дева Вероника. На божественной литургии новокрещенные причастились Христовых Тайн. Затем они по повелению епископа обедали с ним, и пребыли при епископии восемь дней. Потом Епифаний привел сестру, Лукиана и Веронику в свой дом: здесь, взявши тысячу златиц, он вручил их и свою сестру Веронике, как начальнице Христовых дев инокинь, и отпустил обеих женщин. Наконец, раздавши после продажи всего имение деньги нуждающимся и оставивши себе только 400 златиц для покупки божественных книг, новокрещенный вышел из города с Лукианом в устроенной старцем монастырь. В нем подвизались десять монахов, усердно занимавшихся писанием книг и этим содержавших себя.

Двадцатишестилетний Епифаний принял иночество и был отдан под руководство первому по Лукиане иноку Илариону, хотя юному летами, но совершенному в добродетелях и украшенному великими дарами чудотворения. Присматриваясь к своему наставнику, новоинок начал подражать его постническим трудам. Он не только учился, по поручению Лукиана, у Илариона читать и писать греческие книги, но обучался у него и подвижнически-богоугодной жизни в иночестве. При содействии Христовой благодати Епифаний преуспевал от силы в силу. Его руководитель по смерти преподобного Лукиана сделался игуменом и стал вести еще более строгую жизнь. Казалось, что это не человек, а один из Ангелов, всегда служащих Богу. На трапезе Илариона было немного хлеба с умеренным количеством соли и воды. Да и это вкушал он или чрез день, или чрез два, или чрез три, а иногда не ел и всю неделю. Епифаний, видя такое постничество, стремился подражать ему, и потом во всю свою жизнь держался постнического устава, принятого от великого постника Илариона. Господь наградил Своего угодника даром чудотворения. Начало его чудес было такое. Монастырь окружала безводная местность, и братия ходили за водой за 5 поприщ и то ночью, вследствие невыносимого солнечного жара днем. Случилось однажды в чрезмерно знойной день каким-то проходившим мимо странникам зайти в монастырь, чтобы утолить страшную жажду. Но иноки не могли этого сделать, так как в монастыре тогда не нашлось ни одной капли воды. Путники ожидали уже своей смерти. Епифаний, жалея их, простёр руку к находившемуся у них сосуду с вином, и, коснувшись его, сказал братии:

– Веруйте, братия, что Претворивший некогда воду в вино, силен претворить ныне вино в воду (Иоан.2:1-11).

Главная страница

Слово похвальное Пресвятой Богородице

святого Епифания, епископа Констанции Кипрской

Когда пожелал я, ничтожный, повести речь о блистающем сиянии Богородицы, о страшных и непостижимых силах, о таинстве небес и Вселенной, о чуде, об очистилище и попытался рассказать подробно, движимый внутренним трепетом сердца моего, о высшей мудрости и о чуде, объяли меня многий и великий страх и ужас. Ибо само даже воспоминание о сей страшной мудрости о Богородице, наполнив ужасом душу мою и страхом сердце мое, стало для меня не легким наказанием, но сильным мучением. Память сей величайшей мудрости укоряет разум мой, ибо не имеет он в себе силы вещать о том, что является непостижимым таинством.

Да и кто может рассказать о сем таинстве? Чьи уста и чей язык поведут речь? В смятении не способны они выговорить ни слова. Я же ныне дерзну рассказать о Госпоже нашей Богородице по мере сил моих. И снова страшусь я, ибо не способен мой язык описать столь великое и высокое. Ибо и я, подобно Моисею, слаб голосом и косноязычен, и не ритор я, чтобы произносить слова, подобающие Всеславной и Преподобной и Неискусобрачной Богородице Марии, Матери Господней, о которой затрудняется говорить всякий человеческий язык. Не находит он в себе сил и робеет, ибо нет в нем подобающих для Нее слов. Для Нее, поразившей и Небесные Силы. В недоумении стоят перед ней все Ангелы, Архангелы, Начальства, Власти, Престолы, Господства, Херувимы и Серафимы. Все Ангельские Воинства исполнились великим страхом и ужасом. Увидели они на земле, посреди нее, То, что пребывает на Небе, и пришли в смятение. Увидели Деву, ставшую Небесами и Престолом, и исполнились страха, узрев, что Безначальный, восседающий на херувимском престоле, поселился в Девичьем чреве.

О блаженный корень! Откуда дал он побег? О нем восклицает огненным своим языком пророк Исайя: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11: 1-3). Из корня, то есть из рода Иессеева, происходит царь Давид, а из племени его Святая Дева, Преподобная Дщерь преподобных мужей. Ее родители Иоаким и Анна, своей жизнью угодившие Богу, родили Святую Деву Марию, Храм Божий и Мать. Иоаким, Анна и Мария втроем послужили Святой Троице.

Иоаким значит «приготовление для Господа», ибо от него приготовился Храм Господень, то есть Дева. Анна же значит «благодать», потому что Иоаким и Анна по молитвам их получили благодать принести в мир Святую Деву. Иоаким молился на горах, а Анна в саду своем. И вот понесла Анна в чреве своем Святую Дщерь Марию, и родила Небеса и Херувимский Престол, ибо Она есть Небо, и Храм, и Престол. Мария же значит «Госпожа», но также и «Надежда», ибо родила Она Христа, Надежду всего мира. Также значит это имя «смирна морская», смирна же значит бессмертие, по моему разумению, ибо предстояло Ей родить Бессмертный Жемчуг среди моря, то есть посреди мира. Морем же называется весь мир, которому подарила Дева покой и безветрие, родив Прибежище, сиречь Христа.

Блаженное имя смиренной Дщери Марии означает также «Освещенная», ибо восприяла Она свет Сына Божия и Сама осветила на земле всех, верящих в Святую Троицу. Ибо Святая Богородица Мария – Невеста Троицы, Сокровище всей Вселенной неописуемое, Та, Которую приветствовал Гавриил словами «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». После же того приветствия Гавриилова Отец с небес послал Ей на зачатие Дух Святой. Соединил Он Деву с Единородным Сыном Своим как Невесту небесную, которую Отец возлюбил, Сын поселился в ней, Дух же Святой возжелал.

Читайте также:  Какому святому молиться об исцелении от инсульта

Ибо Она есть Невеста и Брачный Чертог, и от Нее грядет Жених Христос, Ризы Девичьи, по словам пророка Давида: «Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего» (Пс. 18: 5-6). О, как возжелал Жених чистоты! Рабу Свою сделал Он Невестой Своей и Матерью. Поспешил Гавриил и совершил сватовство Девы, соединив фимиам Неба и земли, как проповедовали пророки, мудро предсказывавшие, как произойдет сей брак.

Как сделалась одновременно Невестой и Матерью Дева, принявшая Дух Святой как предсвадебный дар, как приданое же все Небо вкупе с Раем? Просила Дева узнать Того, Кого возжелала Она, говоря: «Где Жених, Чью красоту возжелала Я, Который превосходит сиянием солнце, Чья слава неописуема? Где вечный свет, коего прошу Я с великим желанием? Где Солнце, ищущее луч? Где херувимская гитара? Где Христос, неусыпный взор Серафимов? Где поклонение Ангелов, явленное Гавриилом? Где единственный и Единородный Сын Отца, Коего возжелала и возлюбила Дева, и лобызала прося?».

Это Ей сказал Гавриил: «Радуйся, Благодатная, безграничная Благодать Святой Девы. Радуйся, Благодатная, украшенная множеством добродетелей. Ты – Дева, держащая, подобно свече, Неугасимый Свет ярче солнца. Радуйся, Благодатная, насадка мысленного крючка, крючок же в Тебе есть Божество. Радуйся, Благодатная, мысленный Ковчег Славы. Радуйся, Благодатная, ты есть Ручка златая, носящая манну небесную. Радуйся, Благодатная, как чистый неиссякаемый источник напояющая жаждущих.

Радуйся, Благодатная, мысленное море, носящее небесный Жемчуг Христа. Радуйся, Благодатная, сияющее Небо, хранящее внутри Бога, Которого не вмещают Небеса. Радуйся, Благодатная, сверкающая Херувимским Престолом Божества. Радуйся, Благодатная, ты есть мысленное Небо, без труда вместившее в себя невместимого Бога. Радуйся, Благодатная, столп облачный, несущий в себе Бога, ведущего народ Израиля через пустыню».

Что сказать мне? Как воспеть Многославную? Ту, что после Бога всех Высшая. Прекраснейшую Херувимов и Серафимов и всех Ангельских Сил, Которую не способен воспеть ни небесный, ни человеческий, ни ангельский язык. Ибо и Ангелы принесли Ей гимны и хвалу, честь и славу, но так и не смогли воспеть Ее по достоинству. Радовались Ангелы тому, что только Господь превосходил их, и вот Дева Мария вознеслась выше их, ибо родила на земле Небесного Бога, дабы привлечь на землю Ангельские Воинства. Ибо Она стала тем, что соединило Небеса с землею.

О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос – сияющее Солнце – на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты – Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты принесла бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные, о которых сказал пророк: «…ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2).

Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, содержащее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис. 19: 1). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» (Дан. 2: 45), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый.

Ты – Храм, в котором Небесный Камень – Христос, Грозовое Облако, в чреве своем носящее молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7: 3). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты – Мысленная Печь, хранящая в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа. Ты есть Преподобная Мать Спасителя, родившая Воплощенное Слово Отца, о Которой сказал Исайя: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).

О Святая Дева, Мать Господа! Блаженная Невеста, неотделимая от Троицы. Блаженнее Ты всех жен, ибо родила как Младенца Творца всех. Блаженнее Ты всех жен, ибо только Ты сподобилась родить на земле Небесного Бога. Блаженнее Ты всех жен, ибо вскормила своими сосцами Кормящего Вселенную. Ты есть Блаженная Богородица Святая Дева, родившая ныне Того, Кто некогда сотворил Адама в Раю.

Ты – Богородица, ибо родила Ты Воплощенное Слово. Ты – Богородица, ибо носила во чреве Божественное Слово в человеческом естестве. Ты – Богородица, ибо, приняв в Себя Божественное Слово, Ты родила Его в человеческой плоти. Ты – Богородица, ибо Ты одна родила Единородного Сына Божия, не временного Бога, но Того извечного, Кто пребывал и до Тебя, и Бога всех, Рожденного от Тебя. Ты – Непорочная Агница, рождшая Агнца, то есть Христа. Ты – Юница (телица), не изведавшая ярма, и рождшая Тельца, сиречь Христа. Ты – духовная Трапеза Веры, приносящая миру Хлеб Жизни.

Что сказать мне? Как воспеть мне Всеславную? О сей же Преподобной и Приснодевственной Дщери Бог говорит словами пророка: «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней» (Мих. 5: 2-4). О святая Дева, Мать Вечного Света! Света, осветившего на небесах Ангельские Воинства, Света, осветившего неописуемый взгляд Серафимов.

Света, сияющего ярче солнца. Света, осветившего все концы мира Святой Троицей. Света, сказавшего: «Я есмь свет миру», «Я пришел дать свет миру». Света, вознесшегося и осветившего Вселенную на Небесах и на земле. О Пресвятая Дева, поразившая Ангельские Воинства! Ибо удивились все Небеса странному чуду – Женщине, держащей на руках Свет. Странное чудо Небесам, что воздвигся иной Херувимский Престол. Странное чудо Небесам, что Сын сей Жены – Отец Предвечный.

Странное чудо Небесам, что чрево Девы приняло Сына Божия, Бога Жениха, Христа. Странное чудо Небесам, что Младенец Девы – Господь Ангелов. О Богородице Дево, Спасителя Мати, рождшая Безначальное Слово, Сопрестольного Отцу Сына, Единосущного Отцу и Духу, Творца Неба и земли.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Святитель Епифаний, епископ Кипрский (+403)

Епифаний Кипрский жил в IV веке и прославился многочисленными благодатными дарами.

Святой по происхождению был финикийцем и родился около 315 года в Палестине. Получил образование при доме одного знатного еврея. Но один случай обратил его к вере во Христа. Однажды юноша стал свидетелем, как один подвижник отдал свою одежду нищему. Пораженный произошедшим, Епифаний попросил этого монаха стать его учителем в христианстве. Тогда же будущий святой раздал унаследованное имение и отправился в Египет.

Через какое-то время, возвращаясь в Палестину, Епифаний стал учеником знаменитого старца Илариона и стал подвизаться в пустыне.

Когда Епифания, еще молодого монаха, захватили разбойники, он настолько поразил их своей проповедью, что они отпустили его, а один из них пошел по Епифанием, принял от него крещение и стал его преданным учеником.

После многих путешествий святой поселился на острове Кипр. Впоследствии Господь открыл собору епископов города Саламин, что на кафедру вместо предыдущего покойного епископа надо выбрать обычного инока, который только пришел в город. Так Епифаний стал епископом и возглавлял Кипрскую Церковь 36 лет.

На архиерейской кафедре он прославился большой ревностью о вере, любовью и милосердием к нуждающимся, простотой характера. За праведный образ жизни святитель имел дар во время Литургии видеть, как происходит сошествие Святого Духа на Святые Дары. Однажды, как обычно, ожидая сошествия, он долго не мог этого увидеть. Тогда Господь открыл ему причину, после чего святитель призвал одного из священников и сказал ему, что тот недостоин сегодня присутствовать на совершении Литургии.

Существует предание, по которому святой совершил величайшее из чудес – воскресил умершего сына язычника.

Во время своих многочисленных путешествий по разным странам, святому приходилось сталкиваться с различными сектами. Хорошо владея восточными языками, он имел возможность пользоваться редкими сочинениями как еретического, так и противоеретического содержания. Впоследствии святитель написал ряд сочинений, часть из которых были посвящены обличению ересей.

Часть мощей свт. Епифания в монастыре св. Николая в Форт-Майерсе

Когда императрица Евдоксия решила избавиться от святителя Иоанна Златоуста, был созван собор епископов. Получил туда приглашение и Епифаний. Святитель, рискуя попасть в немилость к власти, категорически отказался от участия в этом недостойном деле и оставил Константинополь.

Возвращаясь из Константинополя на Кипр, святитель умер в море на борту корабля. Это произошло в 403 году. По прибытии, тело епископа похоронили в приделе собора в Саламине (ныне пригород Фамагусты), которой он построил при жизни. В скором времени распространилась слава об Епифании Кипрском как о святом и чудотворце, сотворившем много чудес при жизни и после смерти.

При императоре Льве VI Мудром (886-912) мощи святителя перенесли в Константинополь. Сегодня части мощей святителя Епифания находятся в нескольких местах, среди которых, монастырь Иверон на Афоне и Николаевский монастырь в Форт-Майерсе (штат Флорида).

Память святого Епифания Кипрского отмечается 25 мая.

Монастырь открыт ежедневно
с 8:00 утра до 8:00 вечера

Расписание богослужений
(совершаются ежедневно):
Литургия:
понедельник-суббота – 8:00 утра;
воскресенье и праздники – 10:00 утра.
Вечернее богослужение – 5:00 вечера.

Газета «Православная Флорида» распространяется по всем русским магазинам Флориды бесплатно, во славу Божью! Тираж от 7.000 до 10.000 тысяч

Добавить комментарий