Святой гурий казанский о чем молятся

Молитвы Гурию Казанскому

Святитель Гурий, в миру звавшийся Григорий Руготин, первый архиепископ Казанский, является образцом милосердия и примером для подражания для многих православных верующих. Молитва Гурию Казанскому мученику, вознесенная ему в час недуга и духовных печалей, помогает христианам укрепиться в вере и найти свой истинный путь в жизни земной.

Житие святого

  • 15 июля (переходящая) — Собор Тверских святых
  • 3 июля — Перенесение мощей
  • 17 октября — Обре́тение мощей. Собор Казанских святых
  • 18 декабря

Рожденный в небогатой дворянской семье, юноша был набожен с юных лет. Поэтому, оклеветанный недругами в преступлении, которого не совершал, и заключенный в яму, будущий святитель смирился со своей участью, благодаря Бога за каждый прожитый день. Мало того, Гурий Казанский начал писать азбуки и передавал их нищим.

Через два года с иконой Богоматери святой выбрался из ямы и отправился в обитель, чтобы служить Господу, став монахом. Позже глубоко верующий в силу Господа Гурий становится игуменом монастыря, творя молитвы и восхищая окружающих любовью, терпением и усердием. Под его мудрым руководством на Руси появились десятки церквей и четыре монастыря, где и после смерти архиескопа возносились благодарственные молитвы святителю Гурию Казанскому, славя его мудрость и святость.

В чем помогает молитва Гурию Казанскому?

В дни памяти все православные вспоминают человека, сумевшего прославлять христианскую веру на новых землях. Многие верующие толпами отправляются в Казанский Благовещенский Собор в Казани, где находятся мощи святителя Гурия, чтобы попросить у него помощи в укреплении веры в Господа.

Помогают молитвы святому мученику и в тот час, когда семье вашей требуется помощь, когда нет в ней лада и гармонии. Муж и жена, стоящие на грани развода, тоже могут обратиться к Гурию Казанскому, чтобы он примирил их.

Исцеляют слова молитвы Гурию Казанскому и от болезней, в частности, при сильнейших головных болях и болезней глаз.

Молитвы святителю Гурию, архиепископу Казанскому

Тропарь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз целому́дрия,/ учи́теля до́брых дел/ и наста́вника спасе́ния, даде́ тя Госпо́дь/ новопросвеще́нному гра́ду Каза́ни,/ в не́мже приобре́л еси́ но́выя от язы́к лю́ди,/ и приве́л еси́ я Христо́ви./ Сего́ ра́ди в па́мять твою́ ра́достно соше́дшеся,/ че́стне пра́зднуем свято́е твое́ успе́ние,/ ты же, о́тче наш, святи́телю Христо́в Гу́рие,// моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод:

Правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел и наставника спасения, даровал тебя Господь новопросвещенному городу Казани, в нем же обрел ты новых людей из язычников и привел их ко Христу. Потому в день памяти твоей радостно собравшись, с почтением празднуем святое твое успение, ты же, отче наш, святитель Христов Гурий, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь, глас 3

Доброде́тельного и благоро́днаго ра́ди твоего́ жития́,/ изве́л тя есть Преще́дрый Бог/ на первопресто́льство богоспаса́емаго ца́рства Каза́ни/ и просвети́л есть уче́нием твои́м бесерме́ньстии язы́цы./ И мно́гия, святи́телю Гу́рие, во избра́нное Христо́во ста́до приве́л еси́,/ и нищелю́бием богоуго́дно пожи́л еси́,/ и по преставле́нии твое́м мно́го лет сокрове́нное твое́ те́ло/ от недр земны́х на удивле́ние яви́ся,/ и благоуха́ннаго ми́ра гроб напо́лнися приходя́щим с ве́рою,/ взима́ющим ми́ро от ра́ки честны́х моще́й твои́х,/ всем источа́еши исцеле́ния,/ святи́телю Христо́в Гу́рие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод:

Ради твоего добродетельного и благородного жития, возвел тебя Прещедрый Бог на престол Богоспасаемого царства Казани и просветил учением твоим татарский народ. И многих, святитель Гурий, ты привел в избранное стадо Христово, и Богоугодно жил, оказывая помощь нищим, и по преставлении твоем сокрытое на много лет тело твое из недр земли удивительно явилось, и гроб наполнился благоухающим миром для всех, приходящих с верой и получающих миро из раки с почитаемыми мощами твоими, для всех ты источаешь исцеления, святитель Христов Гурий, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Тропарь святителям Гуpию и Ваpсонофию, Казанским чудотворцам, глас 3

Пе́pвии учи́телие пpе́жде те́мному,/ ны́не же све́тлому и новопpосвеще́нному гpа́ду Каза́ни,/ пе́pвии возсвети́телие пути́ спаси́тельнаго,/ и́стиннии хpани́телие апо́стольских пpеда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии, благоче́стия учи́телие/ и Пpавосла́вия наста́вницы, Гу́pие и Ваpсоно́фие,/ Влады́ку все́х моли́те// миp вселе́нней даpова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод:

Первые учителя прежде темного, сейчас же светлого и новопросвещенного города Казани, первые возвестители спасительного пути, истинные хранители апостольских преданий, непоколебимые столпы, учителя благочестия и наставники Православия, Гурий и Варсонофий, молите Владыку всех даровать вселенной мир и душам нашим великую милость.

Ин тропарь на пересение мощей, глас 4

Я́ко крин благово́нный,/ мироточи́выя твоя́ мо́щи/ от вертогра́да Це́ркве Спа́совы/ в вертогра́д Це́ркве Богоро́дичны че́стне принесо́шася,/ святи́телю Гу́рие,/ я́ко же бо дар че́стен,/ тя дарова́в Христо́с Пречи́стей Ма́тери Свое́й,/ и испо́лнися храм Ея́ святы́й благоуха́ния твоего́,/ и возра́довася архиере́йский престо́л,/ прие́мый тя, первоседа́теля своего́./ Возвесели́ся же собо́р ве́рных со святи́телем и священнонача́льники/ о пресла́вном цельбоно́сных твои́х моще́й пренесе́нии,/ е́же мы ра́достно пра́зднующе, мо́лим тя, уго́дниче Бо́жий:/ моли́ Христа́ Бо́га// пода́ти душа́м на́шим мир и ве́лию ми́лость.

Перевод:

Как благоухающая лилия, мироточивые твои мощи из сада Церкви Спасителя в сад Церкви Богородицы с почитанием перенесены, святитель Гурий, ибо, как драгоценный дар, тебя даровал Христос Пречистой Матери Своей и наполнился храм Ее святой благоуханием твоим, и возрадовался архиерейский престол, принимающий тебя, старейшину своего. Восторжествовало и собрание верующих со святителем и священноначальниками о преславном перенесении подающих исцеления мощей твоих, которое мы с радостью празднуя, молим тебя, угодник Божий: «Моли Христа Бога подать душам нашим мир и великую милость».

Ин тропарь, глас 4

От мла́дости удаля́яся земна́го мудрова́ния/ и после́довав ско́рбным путе́м Законоположи́телю своему́ Христу́ Бо́гу,/ те́мже и Он тя воздарова́ на земли́ нетле́нием,/ на Небесе́х же со угоди́вшими Ему́ архиере́и ликовству́еши,/ Гу́рие святи́телю,/ моли́ Христа́ Бо́га/ пода́ти оте́честву на́шему на враги́ побе́ду,/ и мир ми́рови,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод:

С молодости удаляясь от земного мудрования ты последовал скорбным путем вслед Законоположителю своему Христу Богу, потому Он даровал тебе нетление на земле, а на Небесах ты радуешься вместе с угодившими Ему архиереями, Гурий святитель, моли Христа Бога подать Отечеству нашему победу над врагом, мир всему миру и душам нашим великую милость.

Кондак, глас 4

Чу́вственныя стра́сти победи́в, чистото́ю, я́ко со́лнце, возсия́л еси́,/ чи́сто житие́ до конца́ сохрани́в,/ и от неве́рия в ве́ру мно́гих ко Христу́ приве́л еси́;/ того́ ра́ди от Бо́га нетле́нием почте́н, чудесы́ твои́ми вся удиви́л еси́./ Мо́лим у́бо тя, святи́телю Гу́рие,/ моли́твами твои́ми от бед изба́ви нас, да зове́м ти:/ ра́дуйся, о́тче преди́вный,// гра́ду Каза́ни похвала́ и утвержде́ние.

Перевод:

Чувственные страсти победив, чистотой, как солнце, воссиял ты, чистое житие до конца сохранив, от неверия к вере во Христа многих привел ты, потому от Бога был почтен нетлением и чудесами твоими всех удивил. Молим же тебя, святитель Гурий, молитвами твоими от бед избавь нас, да взываем к тебе: «Радуйся, отче удивительный, города Казани честь и сила».

Ин кондак, глас 6

И́стине основа́ние и ве́ры утвержде́ние/ и в поуче́ниих преизя́щнаго све́мы тя благоче́стию споспе́шника,/ апо́столом сопресто́льника, страстоте́рпцем соприча́стника,/ по́стником купноревни́теля, похваля́ем тя, Гу́рие святи́телю,// и ве́лия таи́нника Бо́жия благода́ти.

Перевод:

Истины основание и веры утверждение, и в поучениях превосходного знаем тебя, помощника благочестия, разделяющего престол с Апостолами, причастного стратотерпцам, постников соревнователя, прославляем тебя, святитель Гурий, великого хранителя тайн Божией благодати.

Молитва

Святи́телю о́тче Гу́рие, предстоя́ свяще́нной ра́ке многоцеле́бных моще́й твои́х, мо́лим тя усе́рдно бы́ти всегда́ и везде́ на́шим хода́таем, засту́пником и покрови́телем. Исхода́тайствуй па́стве твое́й мир, тишину́, благоде́нствие, здра́вие и спасе́ние. Бу́ди постоя́нным на́шим засту́пником от всех враго́в, ви́димых и неви́димых: покрыва́й нас от нахожде́ния всех бед, напа́стей и скорбей, па́че же от искуше́ний врага́ те́мнаго. Предстоя́щим же зде и моля́щимся испроси́ у Го́спода Бо́га вся, я́же ко спасе́нию своему́ они́ про́сят у Него́ в свои́х ну́ждах и ско́рбях, да все мы с тобо́ю прославля́ем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Посмертное почитание святителя Гурия Казанского

Архиепископ Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; родился ок. 1500 , Радонеж — умер 5 декабря 1563 , Казань) — епископ Русской Церкви, первый архиепископ Казанский и Свияжский .

Почитается в лике святителя. Память совершается (по юлианскому календарю): 5 декабря (в день кончины), 4 октября (обретение мощей в 1595 году), 20 июня (перенесение в 1630 году мощей в кафедральный собор Казани).

Последние 3 года жизни Гурий тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 декабря) Гурий принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского монастыря св. Варсонофия. Архимандрит Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Гурий был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня.

17 октября 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Гурия. и похороненного рядом святителя Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Гурия был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха св . Иова Гурий был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митрополита Матфея мощи Гурия и Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор.

В 1633 г. князь Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Гурия Казанского и свтятителя Варсонофия Тверского.

Рака с мощами Гурия пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница.

В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в которой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Гурия , крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, которой Казанский митрополит Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Гурия и другие святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу.

В сентября1918 г., после закрытия собора, мощи Гурия переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря , а после его закрытия в 1929 г.- в церковь во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в настоящее время почивают в раке.

В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому монастырю .

До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Гурию икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Гурия. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в настоящее время посох пребывает в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Гурием из Москвы в Казань.

В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного священномученником Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Гурий сам привез рукопись из Селижаровского монастыря и пожертвовал Благовещенскому собору.

В 1841 г., при работах по расширению Благовещенского собора, под правым, Борисоглебским приделом была обнаружена упоминаемая в Житии маленькая келья, в которой Гурий уединенно молился («обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба»). На каменной стене находился выполненный, вероятно, самим Гурием минеральными красками образ Спасителя. Над кельей в 40-х гг. XIX в. была выстроена часовня. В советское время келья была превращена в склад. В 1998 г., при реконструкции собора, ее очистили, выяснилось, что образ Спасителя сохранился, но сильно выцвел и был едва заметен. Однако с каждым годом краски на рисунке проявляются все ярче.

Почитание Гурия было широко распространено в Казанской губернии, в начале XX века здесь действовало около 20 посвященных Гурию храмов (не считая храмов во имя Казанских святителей), например крестовая церковь и церковь при татарско-кряшенской школе в Казанском архиерейском доме. В 1908 г. в казанском Благовещенском соборе был освящен придел во имя Гурия.

Читайте также:  Как молиться за святых угодников божиих

В настоящее время особо почитают Гурия в Поволжье православные татары (кряшены), удмурты, марийцы . Храмы во имя Гурия действуют в татарско-кряшенском селе Ташкирмень Лаишевского района и удмуртском селе Ципья Балтасинского района Татарстана.

Три святителя Казанских :
Гурий, Герман и Варсонофий

17 октября Церковь прославляет святителей города Казани Гурия и Варсонофия. Если мощи Святителя Гурия находятся в церкви, то мощи Св.Варсонофия потеряны в годы Советской власти и так до сих пор не обнаружены.

Величаем вас, святителие велиции Гурие и Варсонофие, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Святитель Гу́рий Казанский, архиепископ

Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею.
Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там облекся он в одежду инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Он преставился 4 декабря 1563 г., приняв за два дня до кончины схиму. Мощи его, обретенные 4 октября 1595 г., почивают в Казанском Благовещенском соборе. Они переложены в 1817 г. в новую серебряную раку.

Гурием началась епархия в Казани. По указу царя Иоанна Васильевича митрополит Макарий соборно учредил 1555 г. архиепископство в Казани, третьей степени. После архиепископов были там с 1589 г. митрополиты, а после них с 1832 г. епископы и архиепископы. Сперва епархиальные архиереи именовались Казанскими и Астраханскими; потом, с 1602 г., Казанскими и Свияжскими, а с 1799 г. Казанскими и Симбирскими. В 1799 г. учреждена викарная епархия Казанская; епископам оной велено писаться Свияжскими; но в 1802 г. Казанские викарии отменены.

См.: «Житие святых Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

См. также: «Жития св. святителей христовых Гурия, Варсонофия и Германа, казанских чудотворцев»

Тропарь святителю Гурию, архиепископу Казанскому
глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз целому́дрия,/ учи́теля до́брых дел/ и наста́вника спасе́ния, даде́ тя Госпо́дь/ новопросвеще́нному гра́ду Каза́ни,/ в не́мже приобре́л еси́ но́выя от язы́к лю́ди,/ и приве́л еси́ я Христо́ви./ Сего́ ра́ди в па́мять твою́ ра́достно соше́дшеся,/ че́стне пра́зднуем свято́е твое́ успе́ние,/ ты же, о́тче наш, святи́телю Христо́в Гу́рие,// моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел и наставника спасения, даровал тебя Господь новопросвещенному городу Казани, в нем же обрел ты новых людей из язычников и привел их ко Христу. Потому в день памяти твоей радостно собравшись, с почтением празднуем святое твое успение, ты же, отче наш, святитель Христов Гурий, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Ин тропарь святителю Гурию, архиепископу Казанскому
глас 3
Доброде́тельного и благоро́днаго ра́ди твоего́ жития́,/ изве́л тя есть Преще́дрый Бог/ на первопресто́льство богоспаса́емаго ца́рства Каза́ни/ и просвети́л есть уче́нием твои́м бесерме́ньстии язы́цы./ И мно́гия, святи́телю Гу́рие, во избра́нное Христо́во ста́до приве́л еси́,/ и нищелю́бием богоуго́дно пожи́л еси́,/ и по преставле́нии твое́м мно́го лет сокрове́нное твое́ те́ло/ от недр земны́х на удивле́ние яви́ся,/ и благоуха́ннаго ми́ра гроб напо́лнися приходя́щим с ве́рою,/ взима́ющим ми́ро от ра́ки честны́х моще́й твои́х,/ всем источа́еши исцеле́ния,/ святи́телю Христо́в Гу́рие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Ради твоего добродетельного и благородного жития, возвел тебя Прещедрый Бог на престол Богоспасаемого царства Казани и просветил учением твоим татарский народ. И многих, святитель Гурий, ты привел в избранное стадо Христово, и Богоугодно жил, оказывая помощь нищим, и по преставлении твоем сокрытое на много лет тело твое из недр земли удивительно явилось, и гроб наполнился благоухающим миром для всех, приходящих с верой и получающих миро из раки с почитаемыми мощами твоими, для всех ты источаешь исцеления, святитель Христов Гурий, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Ин тропарь святителю Гурию, архиепископу Казанскому
глас 4
От мла́дости удаля́яся земна́го мудрова́ния/ и после́довав ско́рбным путе́м Законоположи́телю своему́ Христу́ Бо́гу,/ те́мже и Он тя воздарова́ на земли́ нетле́нием,/ на Небесе́х же со угоди́вшими Ему́ архиере́и ликовству́еши,/ Гу́рие святи́телю,/ моли́ Христа́ Бо́га/ пода́ти оте́честву на́шему на враги́ побе́ду,/ и мир ми́рови,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: С молодости удаляясь от земного мудрования ты последовал скорбным путем вслед Законоположителю своему Христу Богу, потому Он даровал тебе нетление на земле, а на Небесах ты радуешься вместе с угодившими Ему архиереями, Гурий святитель, моли Христа Бога подать Отечеству нашему победу над врагом, мир всему миру и душам нашим великую милость.
Ин тропарь святителю Гурию, архиепископу Казанскому, на перенесение мощей
глас 4
Я́ко крин благово́нный,/ мироточи́выя твоя́ мо́щи/ от вертогра́да Це́ркве Спа́совы/ в вертогра́д Це́ркве Богоро́дичны че́стне принесо́шася,/ святи́телю Гу́рие,/ я́ко же бо дар че́стен,/ тя дарова́в Христо́с Пречи́стей Ма́тери Свое́й,/ и испо́лнися храм Ея́ святы́й благоуха́ния твоего́,/ и возра́довася архиере́йский престо́л,/ прие́мый тя, первоседа́теля своего́./ Возвесели́ся же собо́р ве́рных со святи́телем и священнонача́льники/ о пресла́вном цельбоно́сных твои́х моще́й пренесе́нии,/ е́же мы ра́достно пра́зднующе, мо́лим тя, уго́дниче Бо́жий:/ моли́ Христа́ Бо́га// пода́ти душа́м на́шим мир и ве́лию ми́лость.
Перевод: Как благоухающая лилия, мироточивые твои мощи из сада Церкви Спасителя в сад Церкви Богородицы с почитанием перенесены, святитель Гурий, ибо, как драгоценный дар, тебя даровал Христос Пречистой Матери Своей и наполнился храм Ее святой благоуханием твоим, и возрадовался архиерейский престол, принимающий тебя, старейшину своего. Восторжествовало и собрание верующих со святителем и священноначальниками о преславном перенесении подающих исцеления мощей твоих, которое мы с радостью празднуя, молим тебя, угодник Божий: «Моли Христа Бога подать душам нашим мир и великую милость».
Тропарь святителям Гуpию и Ваpсонофию, Казанским чудотворцам
глас 3
Пе́pвии учи́телие пpе́жде те́мному,/ ны́не же све́тлому и новопpосвеще́нному гpа́ду Каза́ни,/ пе́pвии возсвети́телие пути́ спаси́тельнаго,/ и́стиннии хpани́телие апо́стольских пpеда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии, благоче́стия учи́телие/ и Пpавосла́вия наста́вницы, Гу́pие и Ваpсоно́фие,/ Влады́ку все́х моли́те// миp вселе́нней даpова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Первые учителя прежде темного, сейчас же светлого и новопросвещенного города Казани, первые возвестители спасительного пути, истинные хранители апостольских преданий, непоколебимые столпы, учителя благочестия и наставники Православия, Гурий и Варсонофий, молите Владыку всех даровать вселенной мир и душам нашим великую милость.
Кондак святителю Гурию, архиепископу Казанскому
глас 4
Чу́вственныя стра́сти победи́в, чистото́ю, я́ко со́лнце, возсия́л еси́,/ чи́сто житие́ до конца́ сохрани́в,/ и от неве́рия в ве́ру мно́гих ко Христу́ приве́л еси́;/ того́ ра́ди от Бо́га нетле́нием почте́н, чудесы́ твои́ми вся удиви́л еси́./ Мо́лим у́бо тя, святи́телю Гу́рие,/ моли́твами твои́ми от бед изба́ви нас, да зове́м ти:/ ра́дуйся, о́тче преди́вный,// гра́ду Каза́ни похвала́ и утвержде́ние.
Перевод: Чувственные страсти победив, чистотой, как солнце, воссиял ты, чистое житие до конца сохранив, от неверия к вере во Христа многих привел ты, потому от Бога был почтен нетлением и чудесами твоими всех удивил. Молим же тебя, святитель Гурий, молитвами твоими от бед избавь нас, да взываем к тебе: «Радуйся, отче удивительный, города Казани честь и сила».
Ин кондак святителю Гурию, архиепископу Казанскому
глас 6
И́стине основа́ние и ве́ры утвержде́ние/ и в поуче́ниих преизя́щнаго све́мы тя благоче́стию споспе́шника,/ апо́столом сопресто́льника, страстоте́рпцем соприча́стника,/ по́стником купноревни́теля, похваля́ем тя, Гу́рие святи́телю,// и ве́лия таи́нника Бо́жия благода́ти.
Перевод: Истины основание и веры утверждение, и в поучениях превосходного знаем тебя, помощника благочестия, разделяющего престол с Апостолами, причастного стратотерпцам, постников соревнователя, прославляем тебя, святитель Гурий, великого хранителя тайн Божией благодати.
Молитва святителю Гурию, архиепископу Казанскому
Святи́телю о́тче Гу́рие, предстоя́ свяще́нной ра́ке многоцеле́бных моще́й твои́х, мо́лим тя усе́рдно бы́ти всегда́ и везде́ на́шим хода́таем, засту́пником и покрови́телем. Исхода́тайствуй па́стве твое́й мир, тишину́, благоде́нствие, здра́вие и спасе́ние. Бу́ди постоя́нным на́шим засту́пником от всех враго́в, ви́димых и неви́димых: покрыва́й нас от нахожде́ния всех бед, напа́стей и скорбей, па́че же от искуше́ний врага́ те́мнаго. Предстоя́щим же зде и моля́щимся испроси́ у Го́спода Бо́га вся, я́же ко спасе́нию своему́ они́ про́сят у Него́ в свои́х ну́ждах и ско́рбях, да все мы с тобо́ю прославля́ем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святитель Гурий Казанский: 15 значимых фактов

3 июля – день перенесения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630). Предлагаем вам познакомиться с пятнадцатью фактами из жизни первого Казанского архипастыря – святителя Гурия.

Рака с мощами святителя Гурия Казанского в храме Ярославских чудотворцев, г. Казань

1 – Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) родился в городке Радонеже, то есть был земляком преподобного Сергия.

2 – Во время прохождения службы у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением был оклеветан в преступной связи с его женой. За это Григорий был заключен в подземелье, где подорвал свое здоровье, но укрепил и углубил свое религиозное чувство.

Дети у раки мощей святителя Гурия Казанского

3 – Находясь в темнице, будущий Казанский первосвятитель писал небольшие книжки для обучения детей грамоте, деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим.

4 – По освобождении из темницы принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где позже был избран игуменом и управлял братией в течение девяти лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом.

Свято-Троицкий монастырь в Селижаровом посаде (г. Тверь)

5 – Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.

5 – По жребию Гурий избран первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии.

6 – В Казань вместе со святителем Гурием отправился его ученик и будущий преемник по Казанской кафедре Герман.

7 – На Казанской земле святитель Гурий проводил активную миссионерскую работу. За восемь лет его управления Казанской епархией было основано четыре монастыря, построен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.

Ермоген, патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Московский и всея Руси Ермоген

8 – Святитель Гурий Казанский рукоположил во священники будущего Патриарха Московского и всея Руси Ермогена.

9 – Ближайшими помощниками святителя Гурия Казанского были архимандрит Герман, настоятель Свияжского Успенского монастыря, и архимандрит Варсонофий, настоятель Спасо-Преображенского монастыря, ранее бывший в плену в Крыму и знавший татарский язык и обычаи.

Икона святителя Гурия Казанского

10 – В 1561 году святитель тяжело заболел, его по большим праздникам приносили в собор на литургию, которую он слушал сидя или лёжа. За три дня до блаженной кончины святитель Гурий принял великию схиму от рук своего друга и соратника святителя Варсонофия, будущего епископа Тверского.

Спасо-Преображенский монастырь г. Казань

Спасо-Преображенский монастырь г. Казань

12 – 5 декабря 1563 года святитель Гурий скончался и был погребён в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля.

13 – 4 октября 1595 года митрополит Казанский Ермоген (будущий Патриарх Московский и всея Руси) возглавил обретение нетленных мощей святителей Гурия и Варсонофия.

У раки со святыми мощами святителя Гурия (храм Ярославских чудотворцев, г. Казань)

14 – Мощи святителя Гурия 20 июня 1630 года были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, в городе Казани.

Читайте также:  О чем молятся святому иллариону

Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

Казанская православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

15 – Имя первосвятителя Гурия носит первая в Республике Татарстан православная гимназия.

+Святителю отче наш Гурие, моли Бога о нас+

Святителю Гурию Казанскому и Свияжскому Чудотворцу

Святителю Гурию Казанскому и Свияжскому Чудотворцу

Святителю Гурию возносят молитвы для избавления от болей в голове.

День памяти 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря

Гурий Руготин, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь так был им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там вскоре был поставлен был игуменом обители, а вскоре хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищных монастыря, для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру.

Мощи его, обретенные 4 октября 1595 г., почивают в Казанском Благовещенском соборе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Похвальное Слово Святителю и Чудотворцу Николаю

Похвальное Слово Святителю и Чудотворцу Николаю Человек Божий, верный раб, строитель таин Христовых, муж желаний духовных! Прими в дар приносимое тебе от нас слово. Вмени оное в благодарность за те милости, кои ты являешь нам в чудном и теплом своем предстательстве. Мы

Канон Святителю и Чудотворцу Николаю

Канон Святителю и Чудотворцу Николаю По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.Царь Небесный:Трисвятое.Слава, И ныне.Пресвятая Троица.Господи, помилуй. (Трижды)Слава, И ныне.Отче наш.Господи, помилуй. (12 раз)Слава, И ныне.Придите, поклонимся:

«Мы все молились святителю Николаю Чудотворцу»

«Мы все молились святителю Николаю Чудотворцу» У меня было две истории, связанные со святителем Николаем. Первая, когда мы с мужем опаздывали на поезд. Мы ехали из Дзержинского в Москву на поезд в Белоруссию. Вышли за час-полтора. При нормальном течении событий все бы

Акафист святителю и чудотворцу Николаю

Акафист святителю и чудотворцу Николаю Кондак 1 Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, святителю Николае; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед

Акафист святителю и чудотворцу Николаю

Акафист святителю и чудотворцу Николаю Кондак 1 Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед

Акафист святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу

Акафист святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу Кондак 1 Препрославленный от Господа святителю и чудотворче Спиридоне! Ныне всечестную память твою празднующе, яко много могущему споспешествовати нам о прославльшем тя Христе, умильно вопием ти: избави нас от

Святителю Николаю Чудотворцу

Святителю Николаю Чудотворцу 6(19) декабряО, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче!Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико

Молитва святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу

Молитва святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу День памяти 12/25 декабряСвятитель Спиридон – простой пастух – жил на острове Кипр в III–IV вв. За богоугодную простоту жизни, помощь страждущим и милосердие к ближним Господь даровал ему дар чудотворения, исцеления и

Молитва святителю Митрофану, Воронежскому чудотворцу

Молитва святителю Митрофану, Воронежскому чудотворцу День памяти 23/6 декабряСвятитель Митрофан (в миру – Михаил), живший в XVII веке, стал первым епископом Воронежским. Овдовев в 40 лет, сельский сященник решил принять постриг и вскоре прославился среди иноков своим

Молитва святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу

Молитва святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу День памяти 12/25 декабряСвятитель Спиридон – простой пастух – жил на острове Кипр в III—IV вв. За богоугодную простоту жизни, помощь страждущим и милосердие к ближним Господь даровал ему дар чудотворения, исцеления и

Молитва Святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу

Молитва Святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу День памяти 12/25 декабряСвятитель Спиридон был простым пастухом и жил на острове Кипр в III–IV веках. За простую и праведную жизнь, неустанную помощь страждущим и милосердие к ближним Господь даровал ему дар

Святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу

Святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу Тропарь, глас 4-йСобора перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносне Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси; и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащия тебе,

Святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских

Святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских Николай Угодник считается покровителем русского народа и одним из самых любимых святых на Руси – за помощью к нему обращаются в любой нужде, в скорби, бедности и болезни. Особо почитают святителя моряки и

Святителю Варсонофию, епископу Тверскому, чудотворцу Казанскому

Святителю Варсонофию, епископу Тверскому, чудотворцу Казанскому Перед образом святителя Варсонофия возносят молитвы об исцелении самых разных болезней. День памяти 11/24 апреля, 4/17 октября Святитель Варсонофий (в миру Иоанн), живший в XV–XVI вв., был сыном священника

Святителю Николаю Мирликийскому, Чудотворцу

Святителю Николаю Мирликийскому, Чудотворцу МолитваО, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранныи, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо

Святой гурий казанский о чем молятся

Житие святителя Гурия, Казанского и Свияжского чудотворца

Св. Гурий, в святом крещении Григорий, родился в небольшом городке Радонеже Московского княжества, верстах в десяти от Сергиева Посада. Родители его были незнатные и небогатые дворяне по фамилии Руготины. Они, будучи людьми благочестивыми, воспитали сына своего в страхе Божием. Григорий был нрава кроткого, сердечно предавался молитве, усердно посещал храм Божий, благотворил, сколько мог, бедным и вообще старался о том; чтобы угодить Богу.

Его благонравие и благоразумие обратили на себя внимание соседнего боярина князя Пенькова, и он пригласил Григория к себе, поручив ему управление всем своим домом. Григорий изо всех сил старался оправдать оказанное ему доверие. Он поддерживал в доме примерный порядок и этим заслужил полное благоволение князя и княгини. Еще более, чем своею распорядительностью и честностью, Григорий обращал на себя внимание тем, что проводил жизнь высокоблагочестивую, в посте и непрестанной молитве. Но именно такая жизнь его и была более всего ненавистна врагу нашего спасения, который возбудил зависть в сердцах товарищей Григория, которым стало невыносимо видеть благополучие ближнего. Забыв страх Божий, они решились оклеветать перед князем ни в чем неповинного человека, набросив неблаговидную тень на его отношение к супруге князя. Разгневанный князь, поверив на слово клеветникам, хотел было в припадке ревности убить Григория, но потом одумался и ограничился следующею местью: он приказал сделать крепкий деревянный сруб и опустить в выкопанную яму, и в это-то тесное и убийственное для здоровья помещение безжалостно бросил Григория. Ему ничего не позволено было взять, кроме святой иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем, пред которою он и совершал свой молитвенный подвиг. Свет в его темницу падал только сверху, в небольшое окошечко. А для того, чтобы страдалец не умер голодной смертью, князь приказал бросать ему в отверстие сноп овса на пять дней и давать понемногу воды.

Невыносимо было положение страдальца; но люди, подобные Григорию, скоро мирятся со своею участью, как бы тяжела она ни была. Они обращаются с пламенною молитвою к Создателю своему и всецело предают себя в волю Его. И Господь, видя терпение и веру рабов своих, скоро посылает им духовное утешение и ослабу. Пребывая в своей темнице, Григорий стал приводить себе на память подвиги мучеников и других святых мужей, принявших за имя Христово величайшие страдания и даже смерть. С каждым днем стал он все более прилепляться к Господу, от Него Одного ожидая лишь себе избавления. Он благодарил Бога за данный ему крест; он верил, что без воли Божией и волос с головы человека не падает, что воля Божия, благая и совершенная, все направляет к нашему спасению, следовательно, случившееся с ним должно послужить к лучшему для него. После таких размышлений он еще с большею горячностью обращался к славословию Божию. Душа его в уединении сроднилась с молитвою; он возненавидел все житейские попечения и дал твердый обет, если только будет избавлен от заточения, посвятить свою жизнь Богу, вступить на путь монашества. Уже проходил второй год заключения, когда один из товарищей по княжескому дому, друг Григория, упросил сторожа темницы, чтобы тот дозволил ему подойти к окну заключенного и поговорить с ним. Расспросив о его состоянии, он предложил узнику доставлять ему более приличную пищу. Но Григорий, поблагодарив его за участие, сказал: «Меня питает многая и преизобильная благодать Божия! Без наказания, которое терплю я, душа моя могла бы остаться неисцеленною. Благодарение Богу за все! В пище я не имею нужды, а прошу тебя приносить мне чернила и бумагу: я стану писать азбуки, а ты будешь продавать их и за вырученные деньги покупать бумаги, часть же раздавать нищим». Благочестивый муж, по любви своей к Богу и к ближним, и в темнице пребывая, хотел, чтобы люди поучались закону Божию и чрез то получали вечное спасение. Сам терпя крайнюю нужду во всем, сей боголюбец приказывает отдавать все свои трудовые деньги в пособие братьям своим нищим! Друг свято исполнял волю Григория до дня его освобождения.

Освобождение Григория совершилось чудесным образом. По прошествии двух лет со дня заключения он вдруг увидел в двери своей темницы проби-вающийся свет, как бы дверь была слегка приотворена. Не понимая, что это такое и боясь обмана вражия, он помолился усердно и долго, потом подошел к двери, коснулся ее рукою, и дверь тотчас отворилась. Он понял, что Господь указывал ему свободу. Возблагодарив от души Бога, он взял икону Божией Матери, бывшую с ним в темнице, прошел княжескую усадьбу, никем не примеченный, и направился прямо в обитель Преподобного Иосифа Волоколамского. Там он и постригся в монашество, приняв имя Гурия. Обитель эта славилась в то время строгостью своих уставов. Новый пришелец в ней, Гурий не только не отставал от других, но скоро стал образцом даже для престарелых подвижников. Святая жизнь его привлекла к нему сердца братии и обратила на него внимание начальства, так что через некоторое время Гурий был поставлен в Иосифовом монастыре игуменом. В новом звании своем Гурий неустанно заботился о спасении всех находившихся в его обители иноков. Как чадолюбивый отец, он все время отдавал чадам своим.

Обогащение их ума чистым христианским учением и их сердца – истинно-христианскими качествами и добродетелями составляло всегдашнее его попечение.

Слава о добродетельной жизни мудрого настоятеля не утаилась от людей: о нем узнал царь Иоанн Васильевич, и по его приказанью Гурий был переведен настоятелем в Троицкий Селижаров монастырь Тверской епархии – после почти десятилетнего управления Волоколамскою обителью. Впрочем, в Селижаровом монастыре пребывание его было недолгим – всего лишь один год: Господь приготовил св. Гурию иную, для него совершенно неожиданную должность.

Прошло уже два года, как Господь Бог покорил русской державе царство Казанское. Для распро-странения христианской веры в новоприобретенном крае царь Иоанн Васильевич, по совещании с первосвятителем московским Макарием (день памяти 30/12 января) и другими русскими святителями, постановил открыть в том крае особую епархию. Это место служения в тогдашнее время было чрезвычайно важно. Для проповеди народу, не познавшему еще Христа, требовался муж с духом апостольским и исполненный всех христианских добродетелей. Поэтому и избрание архипастыря происходило необыкновенным образом. Избрали четырех честных, благоговейных и духоносных кандидатов из священноиноков. В числе их находился и селижаровский игумен Гурий. Следуя древнему обычаю Православной Церкви, решительный выбор из означенных священноиноков предоставлялся Господу Богу посредством жребия. По совершении молебного пения митрополитом взяты были с престола два жребия из четырех на нем положенных. Эти два жребия, по уничтожении двух других, снова были положены на престол. После нового молебствия взят был с престола один из жребиев, решающий дело, этот жребий оказался с именем Гурия. Тогда царь, митрополит и все бывшие в храме единодушно прославили Бога, видя в избрании Гурия Его святую волю.

Читайте также:  Какому святому молиться при геморрое

7 февраля 1555 года митрополитом Макарием, в сослужении двух архиепископов и семи епископов, с необычайною торжественностью, в присутствии царя, высочайшего двора, послов и знатных князей и бояр, совершено было посвящение игумена Гурия в епископа Казанского. С великою торжественностью нового архипастыря отправили в его епархию. После напутственного молебна, совершенного митрополитом Макарием, сам царь Иоанн Васильевич проводил его до врат Кремлевских, а весь освященный собор проводил через Москву, до того места, где архиепископ Гурий с сопутствующими ему сел в ладьи на реке Москве. В каждом городе, в каждом селении на пути архипастырь встречаем был молебствиями и сам совершал молебствия, так что все путешествие его до Казани, продолжавшееся два месяца, было почти непрерывным молением. (Архиепископ Гурий совершил путь свой водою: из Москвы реки по Оке, а потом Волгою – вплоть до Казани).

Святителю Гурию назначены были в сотрудники и помощники в его многотрудном служении, достопочтенные мужи: Герман, бывший архимандрит Старицкого монастыря, и Варсонофий, игумен Песношского монастыря. Кроме сих двух святых мужей, впоследствии Богом прославленных чудесами и нетлением, святителю даны были и другие лица из монашествующих и белого духовенства, для будущих обителей и приходских храмов. При этом он обильно был снабжен от щедрот царя и первосвятителя московского драгоценною церковною утварью, облачениями, богослужебными книгами и святыми иконами.

По прибытии в г. Казань (26 мая 1555 года) первым делом св. Гурия было воздать Господу Богу торжественное благодарение за благополучно совершенное путешествие и вместе освятить град. Он обошел крестным ходом весь город, осеняя его на все стороны крестом и окропляя святою водою. Пламенно молился он при этом, дабы благодать и сила Божия от освященного города обильно изливалась и на все улусы и селения мусульман и язычников.

Вступив в управление новооткрытою своею епархиею, Святитель Гурий, следуя совету царя и митрополита Макария, более всего заботился о том, чтобы сотрудники его – архимандриты, игумены, протоиереи и иереи – ревностно исполняли свои обязанности, чтобы все принадлежащие к пастве его жили по заповедям Божиим, чтобы христиане обращались с мусульманами кротко и любовно и таким образом располагали их к принятию православной веры.

Много трудов и забот предстояло святителю Гурию среди его новой паствы. Христиан из коренных русских было очень мало, а обращавшиеся из магометан и язычников, как малые и несмышленые дети, требовали учения совершенно ясного, убедительного, твердого и вместе исполненного евангельской любви к ближним. В таком именно пастырском духе и учил новый святитель. В речах его слышалось искреннее желание всем вечного спасения, и потому слова его сильно действовали на сердца неверных, располагая их к христианской религии и исполняя любовью ко Христу. В великом множестве прибегали они к святителю, и мужчины, и женщины, и дети, и принимали святое крещение. Архипастырь прилагал также особенное попечение о воспитании детей – как новообращенных, так и вообще христиан; он заводил для этого училища при монастырях и церквах (большей частью при нем и построенных).

Св. Гурий был милостив ко всем нуждающимся, и ни одного бедняка или скорбящего не мог он видеть без того, чтобы не оказать им помощи и утешения. «Живяше преподобный, – пишет о нем блаженный Гермоген, – нищия кормя, неимущия всеми потребами удовляя, и бедныя и вдовицы и сироты заступая и от бед изымая». При этом святитель с одинаковою любовью благотворил и неверным – татарам и язычникам.

Строго следя за всем, лично во все вникая, Святитель скоро увидел, что для успешнейшего обращения неверных ему необходимо на месте – в Казани – приготовить себе сотрудников. С этою целью он на второй же год по прибытии в Казань учредил при Спасо-Преображенском и Богородицком Зилантовом монастырях школы для обучения детей.

Среди разнообразных трудов по управлению епархиею и монастырями, по обращению неверных, утешению скорбящих и нуждающихся, святитель никогда не оставлял своей келейной молитвы. Молитва составляла самую необходимую и самую любезную пищу для его сердца: он посвящал ей целые ночи. При строительстве в Казани каменного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя свв. Страстотерпцев князей Бориса и Глеба, за постройкою которого имел ближайший надзор сам святитель, – он любил предаваться молитве в придельном храме Страстотерпцев, в удалении от всех людей.

Таковые труды святителя, при великом ослаблении его телесных сил – от крайнего изнурения в темнице и подвижнической жизни, а частью и от преклонных лет, – повергли его в болезнь, продолжавшуюся около трех лет. Святитель не мог уже совершать служение. Даже при богослужениях в церкви, куда в праздники его приносили на руках, он присутствовал сидя или лежа. Но дух его был бодр; он по-прежнему молился и молитвою низводил благодать небесную на свою паству. В болезни своей он нередко повторял: «Все настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости дарованы будут только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться, несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, – яко недостойни суть страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8: 18).

Особою любовью архипастыря пользовался настоятель Казанского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Варсонофий, прибывший с ним вместе в Казань. Во время болезни Гурия архимандрит Варсонофий был при нем неотступно. Ему же святитель приказал облечь себя в великий ангельский образ – схиму, когда почувствовал приближение своей кончины. В 8 часов вечера 4 декабря 1563 года великий архипастырь мирно почил о Господе сном праведных. Казанская паства оплакала своего доброго святителя, как оплакивают дети нежно любимого отца. Тело его было погребено, по завещанию, за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря.

Спустя тридцать два года после смерти святителя Гурия (в 1596 году) в Спасо-Преображенском монастыре началась постройка нового каменного собора в честь Преображения Господня, на месте существовавшего деревянного. А так как назначенная к построению церковь своими размерами была гораздо больше прежней, то предстояло отнести восточную стену нового храма на несколько саженей далее алтаря прежней церкви. При этом пришлось потревожить могилы святых Гурия и Варсонофия. Когда гробы их были со всеми предосторожностями выкопаны из земли и затем, с подобающим благоговением и молитвословием, вскрыты, то телеса святых оказались нетленными. При этом гроб святителя Гурия был наполнен благоухающим миром, и так обильно, что святые мощи его, как свидетельствует Казанский митрополит Гермоген, плавали в этом мире. Велика была радость жителей города Казани и всего края, во множестве притекавших к мощам прославленных Богом святителей. При этом страждущие разными болезнями, одержимые нечистым духом получали скорое исцеление, особенно от помазания миром из гроба св. Гурия. Вскоре после сего к соборному храму Спасо-Преображенского монастыря был пристроен придел во имя святителей Гурия и Варсонофия, и в нем были поставлены мощи святых, в подобающих святыне ковчегах, один подле другого.

В 1630 году мощи святителя Гурия переложены были из деревянного ковчега в серебряную раку и перенесены в Казанский кафедральный собор, самим Гурием построенный.

Память Святителя Гурия в Казани празднуется с особенною торжественностью 5 декабря, в день кончины Святителя, 4 октября, в день открытия святых и многоцелебных его мощей, и 20 июня, в день перенесения его мощей из Спасо-Преображенского монастыря в построенный им Казанский кафедральный собор.

Там и почивали святые мощи, пока не наступили для православной церкви дни испытаний и гонений. После прихода к власти большевиков и установления в Казани безбожной власти все храмы и монастыри в Казанском Кремле были закрыты. После долгих переговоров верующим было позволено про покровом ночи, без звона колоколов, перенести храмовые и монастырские святыни в еще действующий в то время Казанский Богородицкий женский монастырь, основанный на месте явления Казанской иконы Божией Матери. В числе этих святынь были мощи святителя Гурия и Варсонофия. Здесь, в святой обители, они нашли свое временное пристанище под покровом Божией Матери. После закрытия монастыря в 1929 году мощи святителя Гурия некоторое время находились в церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы, которая была в то время кафедральным собором обновленцев. После его закрытия святые мощи были перенесены в храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, где, наконец, и обрели свой покой до сего дня, изливая и поныне обильные чудеса всем с верою обращающимся к великому светильнику нашей земли святителю Гурию.

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел и наставника спасения даде тя Господь новопросвещенному граду Казани, в немже приобрел еси новыя от язык люди и привел еси я Христови. Сего ради в память твою радостно сошедшеся, честне празднуем святое твое успение, ты же, отче наш, святителю Христов Гурие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4

(перенесение мощей)

Яко крин благовонный, мироточивыя твоя мощи от вертограда Церкве Спасовы в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася, святителю Гурие, якоже бо дар честен, тя дарова Христос Пречистей Матери Своей, и исполнися храм Ея святый благоухания твоего, и возрадовася архиерей-ский престол, приемый тя, первоседателя своего. Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении, еже мы радостно празднующе, молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога подати душам нашим мир и велию милость.

Ин тропарь, глас 3

Добродетельнаго и благороднаго ради твоего жития, извел тя есть Прещедрый Бог на первопрестольство богоспасаемаго царства Казани и просветил есть учением твоим бесерменьския языки. И многия, святителю Гурие, во избранно Христово стадо привел еси, и нищелюбием богоугодно пожил еси, и по преставлении твоем много лет сокровенное твое тело от недр земных на удивление явися, и благоуханнаго мира гроб наполнися приходящим с верою, взимающим миро от раки честных мощей твоих, всем источаеши исцеления, святителю Христов Гурие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Чувственныя страсти победив, чистотою, яко солнце, возсиял еси, чисто житие до конца сохранив, и от неверия в веру многих ко Христу привел еси, того ради от Бога нетлением почтен, чудесы твоими вся удивил еси. Молим убо тя, святителю Гурие, молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти: радуйся, отче предивный, граду Казани похвало и утверждение.

Ин кондак, глас 6

Истины основание, и веры утверждение, и в поучениих преизряднаго свемы тя благочестию споспешника, апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричаст-ника, постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю, и велия таинника Божия благодати.

Молитва святителю Гурию, Казанскому и Свияжскому чудотворцу

Святителю отче Гурие, предстоя священ-ной раце многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбех, да вси мы с тобою прославляем Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий