Святой христофор и от чего ему молятся

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Христофор Псеглавец: житие, икона, молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Христофор Псеглавец – личность довольно неоднозначная, ибо в православной культуре существуют разные сведения о его жизни и деяниях, а вместе с тем, и различного рода факты, которые свидетельствуют о достаточно противоречивых событиях исторического характера. Этим же и интересен образ святого, ибо ореол тайны и святости – это почести поистине великого человека.

Житие святого Христофора

О житие святого известны лишь некоторые сведения. Исторические источники сообщают, что Христофор до крещения имел другое имя – Репрев (в переводе – отверженный, осужденный).

Годы жизни мученика припадают на время правления императора Деция Траяна. По документальным данным человек с именем Репрев был захвачен римлянами в плен во время боя в Мармарике. Позже известно и его службе в римском подразделении мармаритов.

Память святого высоко чтится как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. О нём существует множество историй, полных странностей и необыкновенных фактов. Согласно одной из версий, более распространённой, Репрев имел такие особенности:

  • огромный рост;
  • тело человека, а голова собаки (пса);
  • безобразный вид;
  • происходил из страны людоедов;
  • отличался ужасающим поведением.

Согласно другой, довольно поздней, получившей широкое распространение на Кипре, мученик от рождения имел красивую внешность, которая очень нравилась женщинам. И желая избежать соблазнов, он сам молился о том, чтобы Бог дал ему уродливый облик. И именно после этого он стал похожим на пса.

Страдания сопровождали святого всю жизнь. Он обличал инакомыслящих, которые преследовали христиан, за что часто жестоко был избит. Но принимал всё со смирением, ибо это ради слова Христа. Мученик старался никогда не превращать свои слова и действия в гнев, ибо тогда перед его силою не устоял ни один человек, даже сам император.

Одна из историй гласит, что однажды 200 воинов было послано за Псеглавцем, дабы привести его к императору. Но когда они шли, то увидели нереальные чудеса:

  • сухой жезл в руках святого расцвёл;
  • когда в путешествии у воинов не хватило хлеба, то святой дал его в изобилии.

Эти великие дела привели воинов в удивление – они уверовали в Господа и были крещены вместе со святым (тогда он и получил имя Христофор).

Не раз император заставлял мученика отречься от Христа: сначала хитростью, потом применяя различные методы насилия и к нему, и к людям, которые вместе с ним познали волю Христа. Но всё было тщетно. Праведник не испытывал страданий ни от огненных языков, ни от раскалённого сосуда, ни от гвоздей, что вонзались в его тело. Видя всё это, многие простые люди поверили ему и также обратились ко Христу, за что приняли смерть.

И даже после всего содеянного страдания святого не прекратились, император жаждал кончины Христофора:

  • сначала ему привязали на шею камень и бросили в колодец, но чудесным образом ангел достал его оттуда и вернул к жизни;
  • потом на него надели раскаленную медную одежду;
  • и наконец, отсекли голову мечом.

Так мученик скончался в Ликии около 250 года.

Мощи и голова святого долгое время хранились в Константинополе, а затем были перевезены на остров Раб (Хорватия), который они чудесным образом защитили от нападения норманнов. С тех пор одна из крупнейших средневековых крепостей этого острова названа в честь мученика Христофора.

День памяти

Святой мученик Христофор имеет и свой день памяти в православном календаре. Это 9 (22) мая. В этот день к его чудодейственной силе обращаются тысячи христиан по всему миру.

Святой Христофор Псеглавец, икона

Иконографические сюжеты изображения Христофора также являются достаточно “спорными”. До XVIII века в православии святой изображался с головой пса и в облике воина. Позже святого стали изображать только в образе человека.

Также в христианстве существует и аналогичный западному вариант изображения Христофора: в момент переправы через реку, в виде великана с Младенцем Христом на плечах.

Святой Христофор в православии ассоциируется с праведностью смирением. Поэтому и сегодня его почитают как символ незыблемой веры, вечной и всепобеждающей, которая способна изменить весь мир.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святом Псеглавце:

Читайте еще:

2 thoughts on “ Святой Христофор Псеглавец: житие, икона, молитва ”

Вы читать умеете? молитва — Христу, а не мученику Христофору, или вы их не различаете?

Думаю, что всё таки этот человек не был наполовину псом, а был обычным человеком, но с особенностями здоровья…… Возможно имел серьёзные гормональные нарушения, что тогда вполне могло бы объяснить довольно высокий для того времени рост, возможно сильное оволосение тела, отчего человека воспринимали, как животное, например пса. Добавьте ещё к этому агрессивный вспыльчивый нрав….. Возможно эти гормональные нарушения были приобретены на генетическом уровне, либо возникли от частого и длительного воздержания, при высоком либидо. + мужчина носил бороду…..у него был большой нос……большие уши. А не то, что у человека внезапно выросла пёсья голова. Просто был похож на первый взгляд на лохматую собаку……

Святой мученик Христофор и его иконография

Святой мученик Христофор. Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах

Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Святой мученик Христофор

Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

Читайте также:  Молитва святому антонию если потеряли что то

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

Иконография святого Христофора в православии

Святой мученик Христофор

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа. ». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

Святой мученик Христофор

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

Святой мученик Христофор. Старообрядческая икона

Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Святой мученик Христофор.

Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Святой мученик Христофор

В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

Икона святого Христофора

Среди православных икон особое место занимает образ святого Христофора. Славится икона не только своей необычностью, но и чудесами, которые помогают верующим исцелиться от недугов.

Икона Христофора примечательна тем, что святой имеет собачью голову вместо обычной. Святой мученик особо почитается среди прихожан, и к нему обращаются за помощью при любых жизненных трудностях.

История иконы

По одним источникам, святой Христофор обладал привлекательной внешностью и горячо молил Господа о даровании ему безобразного облика. По другим источникам святой был родом из страны кинокефалов и имел необычный облик с рождения, а после крещения вернул себе человеческую внешность. В западнохристианской иконографии его имя читается ка Христоносец, и его изображают в виде гиганта, который несет на плечах младенца Христа. Христофор известен своей горячей верой в Господа. Он проповедовал православие и при жизни явил множество чудес. Так, шествуя под конвоем к императору, он помог воинам справиться с голодом, умножив хлеб. В пути его сухой жезл расцвел, чем привел в удивление мужей. Многие из них приняли христианство, уверовав в силу Господа. В течение жизни Христофор был подвергнут множеству мучений и соблазнов, призванных отвратить его от веры в Господа. Однако все, кто по приказу императора пытался отвернуть святого от истинной веры, сами отказывались от идолопоклонничества. В конечном итоге православного мученика казнили.

Описание иконы

Каноническое изображение Христофора лаконично. На иконе он изображен с собачьей головой и поднятой в благословляющем жесте рукой. Однако впоследствии запрет на изображение святого повлек за собой исправления, и на многих иконах он предстал в образе воина с обычной головой человека. Следы ранее написанного образа с головой животного можно проследить на иконах и сейчас: на нимбе виден абрис собачьей головы. На некоторых образах Христофор изображен с головой лошади. С восемнадцатого века на иконах прослеживается только человеческая ипостась святого. Но в музее хранятся иконы с классическим изображением мученика, которые датированы и семнадцатым, и девятнадцатым веками.

В чем помогает икона святого Христофора

Святой мученик избавляет верующих от бесовского влияния, изгоняет зло из одержимых. Также он является покровителем города Вильнюса. Молятся святому перед дальними дорогами и путешествиями. Обращаются к Христофору и с просьбами унять зубную боль и иные недомогания. Святой является покровителем моряков, а также способствует удачной торговле и ведению дел, связанных с куплей и продажей товаров.

Где находится икона мученика Христофора

Иконы Христофора не сильно распространены, однако найти образ возможно. Иконы есть в следующих местах:

  • Москва, собор Рождества Христова;
  • Пощупово Рязанской области, в киоте Иоанно-Богословского монастыря;
  • село Богородское Ярославской области, ныне икона находится в музее Ростовского кремля.

Мощам святого можно поклониться в музее сакрального искусства в церкви святой Юстины города Раба в Хорватии.

Дата памяти святого Христофора

В православной церкви богослужение в честь мученика проходит 9 (22) мая. В этот день миллионы прихожан обращаются к нему с искренними молитвами о помощи.

Молитва перед иконой

«Преславный мученик Христофор, Божий воин, не убоявшийя гнева мракобесов, чтивший слово Господа и не устрашившийся мук во славу веры. К тебе обращаемся со смирением. Даруй нам, Христофор, сил справляться с трудностями житейскими да недугами, нас терзающими. Дай свою защиту в пути долгом да позволь невредимыми вернуться в дом свой. Избави нас от бесов, добро внутри нас пожирающих. Сохрани Отечество наше в здравии да в религии православной да избави всех раскаявшихся от мучений и гонений. Аминь».

Непоколебимая вера в Господа достигается молитвами, которые должны исходить из глубины сердец. Помните, что молитвы помогают при любых жизненных трудностях. Не бойтесь призывать к себе на защиту своих ангелов-покровителей и всеми силами боритесь со злом. Желаем вам счастья, здоровья и удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Святой Христофор Псеглавец

Истории о Христофоре Псеглавце значительно отличаются от описания жизни других православных Святых. Легенды о нем довольно странные и неординарные. Христофор Псеглавец — человек огромного роста, необычного поведения и обладающий пугающей особенностью — по преданию, он имел голову собаки и ранее жил в краю людоедов.

Происхождение и внешность Христофора Псеглавца

Среди историков по-прежнему нет согласия по поводу места и даты рождения Христофора. По одним источникам, Христофор был рожден на земле хананеев. Ханаан — древнее государство, на территории которого возник город Иерусалим. Хананеи — первые жители этой земли. До принятия христианства Святой носил имя Репрев, что означает «Отверженный». По другим, он произошел из рода кинокефалов — людей с собачьими головами.

Интересно знать! Киноцефалы — персонажи, встречающиеся в культуре разных стран. Представляют собой существо с телом человека и головой волка или пса. Описание собакоголовых людей часто встречается в античной литературе.

Читайте также:  О чем молитва святому серафиму саровскому

Историки и богословы и сегодня спорят, была ли в действительности у Святого собачья голова.

  • По одним свидетельствам, Христофор имел такую внешность с рождения.
  • По другим, более поздним источникам, Христофор был очень красивым молодым человеком, своей внешностью прельщал многих женщин. Тогда Святой стал просить Бога, чтобы тот дал ему безобразный облик, так как он не хотел быть невольной причиной чужих грехов. После этого лицо мужчины стало похожим на собачье.

После победы над врагами киноцефалы пили кровь из их ран. Возможно, Святой ранее принадлежал к этому племени, поэтому и обладал такой специфической внешностью.

Житие Христофора Ликийского

По свидетельствам некоторых современников, будучи язычником, Христофор был жестоким и сильным воином. Согласно легенде, он согласился служить только тому, кто могущественнее его. Узнав, что нет никого на свете, кто был бы могущественнее Христа, Христофор стал ревностно служить ему, обращая народы в христианскую веру.

После принятия этого решения Христофор отправился защищать христиан от гонений. За эти действия его жестоко избил некий Вакх, но Христофор, обладающий огромной силой, молча терпел побои. После этого Святой сказал, что не поддался гневу только из любви к Христу. Если бы его охватили эмоции, его никто не смог бы остановить, и все гонители на христианство были бы мертвы.

Император Декий решил посмотреть на Христофора и послал за ним 200 воинов. Святой не стал противиться им и согласился предстать перед правителем. По пути к императору посох, который нес Христофор в руке, расцвел. Это произвело на окружавших его солдат огромное впечатление. Когда у воинов подходила к концу провизия, Христофор приумножил хлеб во много раз.

Увидев чудеса, воины уверовали в Христа и приняли крещение. Сам Христофор до этого момента не был крещен. Он принял крещение вместе с солдатами. Когда император увидел Христофора, он в ужасе лишился чувств. Придя в себя, он решил хитростью заставить Святого отречься от Христа. Император отправил к праведнику блудниц, которые славились своей красотой.

Они должны были посеять в душе Святого стремление к плотским наслаждениям, заставить его отречься от христианства и вернуться к язычеству. Однако, Святому удалось убедить девушек в том, что блудный образ жизни губит их собственные души.

Важно! Девушки не только отказались соблазнять Святого. Они объявили себя христианками и терпели жестокие мучения, но не отказались от веры. После продолжительных пыток обе женщины погибли.

Обозленный император велел казнить всех воинов, которые после бесед с Христофором приняли христианство. Самого же Святого Декий приказал заключить в металлическом сосуде, а затем раскалить его. Он рассчитывал, что праведник откажется от своей веры, не выдержав жуткой боли. В противном случае смерть Святого обещала быть долгой и мучительной. Но Христофор остался невредимым. Он стоял груде раскаленного металла и ни единого ожога не возникло на его теле.

Многие из людей, кто был свидетелем экзекуции, кинулись на помощь к Христофору, за что были изрублены слугами императора. Император приказал утопить Святого, но ангел избавил его от смерти и в этот раз. Тогда император понял, что никакие мучения не заставят Христофора отречься от Христа. Он отдал приказ отсечь голову праведника мечом. Так святой Христофор окончил свой земной путь.

Иконография

В древнерусской иконографии Христофор изображался с головой пса, но в 1722 году такие изображения были запрещены Священным Синодом. После этого Святого стали изображать антропоморфно, в виде воина. Существуют иконы, на которых человеческая голова была нарисована поверх собачьей. Образ Христофора-киноцефала встречается на старых иконах и в настенной росписи древних храмов. Такие иконы стали большой редкостью в наши дни, так как очень много образов было уничтожено в годы гонений на Церковь и иконоборчества.

Интересно знать! На иконах старообрядцев Христофор по-прежнему изображается с головой собаки. На более поздних иконах голова Святого стала больше походить на лошадиную.

Сейчас в церковных лавках можно встретить икону Святого, где Христофор в человеческом облике переносит младенца на плечах. Такой образ олицетворяет собой легенды о Святом Христофоре, которые широко распространены в Католицизме.

Некоторые богословы выступают против этого образа, так как считают, что Христофор Псеглавец, почитаемый в Православии и католический святой Христофор — два разных человека.

Память и почитание Святого

День памяти Святого в Православии отмечается 9 мая.

День памяти Святого Христофора в Католицизме отмечается как местночтимый праздник, так как католическая церковь считает свидетельства о его подвигах недостаточными. Многие документы, в том числе свидетельства современников, были утрачены после завоевания региона арабами и турками. Но Христофор не был деканонизирован и остается Святым католической церкви.

Интересно! Особенно почитают Святого в Испании. Там в его честь называют населенные пункты, просят у него защиты и исцеления от болезней. В Испании Святого считают покровителем автомобилистов, мостостроителей и садовников.

Святой Христофор является покровителем девяти городов, в том числе — столицы Литвы.

Житие Святого в Католицизме

Согласно католическим преданиям, Христофор был римлянином. Он обладал невероятной физической силой, ранее носил имя Репрев. Праведник хотел служить Христу, и один отшельник посоветовал Репреву переносить людей через опасный брод на реке Иордан.

Репрев помог многим странникам, и однажды он нес через реку маленького мальчика. На середине пути он почувствовал такую тяжесть, как будто нес в своих руках весь мир, а не хрупкого ребенка. Христофор испугался, что не сможет донести малыша до берега. Тогда Святой узнал, что в виде младенца ему явился сам Христос.

Праведник чувствовал тяжесть, потому что Христос несет на себе все тяготы мира. После крещения Репрев получил свое новое имя — Христофор, что означает «несущий Христа». Это чудо обратило в христианскую веру многих людей. Прослышав об этом, император приказал заточить Святого в темницу, где он умер после долгих истязаний.

Интересно! На древнейшей македонской иконе Христофор поражает змия вместе с Георгием Победоносцем. А на картинах западных художников Христофор изображается в виде великана, несущего на руках младенца.

Молитвы святому Христофору

  • Христофор был изгоем в своем мире, поэтому его образ близок людям, обладающим физическими недостатками.
  • Так же своим защитником Христофора считают моряки, паромщики и путешественники.
  • К Святому обращаются с просьбой укрепить в вере, подсказать выход из трудной ситуации.
  • Христофору молятся перед дальней дорогой и водители, и пассажиры.

Обращаются к святому Христофору чаще всего дома, перед иконой. Во время воззвания к праведнику верующие читают молитву и дополняют ее своими словами.

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Несмотря на споры и критику, сам факт существования святого Христофора доказан и не вызывает сомнений. По свидетельствам Святого Амвросия, своими чудесами Христофор привел к христианской вере около 50 тысяч язычников, что позволяет говорить о нем, как о великом христианском подвижнике.

В свете духовных подвигов Святого, его необычная внешность теряет значение. Ведь какими бы физическими недостатками ни обладал этот человек, главное — его непоколебимая вера и стремление к Истине, которую он пронес через всю свою жизнь.

Мученик Христофор – самый необычный святой в христианстве (21 фото)

Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.

Далее слова автора:

РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников


Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта “Старове”:

“Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ.”

Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Святой Христофор. Греческая икона

Икона из Егорьевского историко-художественного музея

Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка

Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

Современная икона св. Христофора Псеглавца

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

Почему святого Христофора называют Песьеглавцем

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Мученик с песьей головой

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

Одним из святых мучеников прославленных христианами прошедших эпох , является мученик Христофор . Облик его узнать проще, чем изображение любого другого святого , т.к. его изображают в чересчур непривычном образе: с собачьей или лошадиной головой. М ежду тем , в наше время встретить икону с таким его изображением довольно сложно и нынешние православны е христиан е слышали о нем не так много .

Почитание в православии

В православной Руси его о собое почитание пришлось на XVI — XVII век а . Считалось, что святой Христофор с давних времен защищал русск о е население от заразных заболеваний . В это время начала распространятся самая крупная эпидемия чумы. Народ считал страшную болезнь наказанием Божиим за грехи, поэтому и путь к спасению видели в вере и обращении к Богу , в том числе и через святого Христофора .

Житие

Христофор – мученик , который прич исл ен к лику святых как у католиков, так и у православных христиан. Родился святой в третьем веке по Р.Х. на просторах Римской империи . О его происхождении ходит много загадок и легенд. По некоторым сказаниям, Христофор был очень привлекательным молодым человеком, он был красив лицом, имел могучее тело, высокий рост. Своим внешним видом он вызывал большой интерес у противоположного пола.

Полезные материалы

Но , так как он был очень верующим человеком, то не хотел подвергать искушению себя и других людей. Он стремился жить в чистоте, целомудр ии, воздержании и поэтому горячо молился Господу, чтобы О н избавил его от этого, как он считал, недостатка. Бог услышал его прошения и обезобразил его лицо . Отчего и звали его до крещения Репрев , что означает «отверженный, непригодный».

Другая версия гласит, что Репрев ( Христофор ) был наделен странной внешностью с рождения. Из одних источников следует, что Репрев принадлежал к выходцам из земли ханане йской , из други х , к племени « псоглавцев » или « кин о кефалов » – собакоголовых людей , а человеческую внешность обрёл после крещения .

Проповедь Слова Божия

Репрев , будучи не крещенным , был преданным проповедником С лова Бож ь его . Из-за этого его ненавидело большинство жителей, т.к. в то время было много язычников . О н строго осуждал тех, кто притеснял христиан . Однажды, после очередн ых Богоугодных поучений , его избил Вакх, приближенный императора. Но , ко всеобщему изумлению , Репрев не стал отвечать на его унижения , а со смирением стерпел, как заповедал сам Г осподь:

В то время в Рим е царствовал император Деций Траян – самый жестокий ненавистник христиан ства из всех бывших правителей. Он вошёл в историю, как первый организатор систематического гонения христиан. Как только он взошёл на трон, его главной задачей стало сплотить духовные силы языческой религии ради поддержки своей власти. Ради этого он приказал главам местных округов применять против христиан любые наказания, муки и угрозы, если те не отрекутся от Христа и не поклонятся языческим богам. Тех, кто отказывался приносить жертвы язычникам и оставался верен своей религии , ждала смертная казнь.

Всё это предстояло испытать и Репреву . Император послал за ним цел ый батальон из 200 воинов . И опять Репрев не стал сопротивляться, полностью доверившись воле Божьей, и беспрекословно подчинился стражникам. Но даже под конвоем Репреву удалось увеличить число новообращенных . По дороге в столицу произошло несколько чудес: сначала сухая палка, на которую опирался Репрев , у всех на глазах пустила ростки , затем, когда солдаты проголодались, но поняли, что есть им нечего, Репрев , помолившись, умножил хлеба, по примеру самого Господа .

Эт и невероятные события ошеломили воинов, и Божья благодать коснулась их. Они тут же, одновременно со святым , приняли святое крещение от епископ а Антиохийск ого священномученик а Вавил ы , который позже мученическ и скончался во время гонений императора Декии .

Смерть Каллиникии и Акилины

Злостный правитель , с нетерпением ожидал возвращения своих ратников с ценным пленником. Но при виде Христофора, почувствовал страх и упал в обморок. Он испугался его безобразного лица и могучего тела , и понял, что силой не сможет заставить его отречься от Христа. Поэтому он решил с помощью хитрости и соблазнов отвратить его от веры в Господа. В его покоях было много блудниц.

Он приказал привести двоих самых красивых — Каллиникию и Акилину — и повелел им искушать Христофора св о им развратным поведением. Он надеялся, что под действием их чар Христофор отречется от Христа и поклонится языческим богам. Но Христофор стал проповедовать женщинам слово Божье и они не смогли отвратить его от истинной веры . Через какое-то время блудницы вернулись к императору и доложили, что не только не соблазнили Христофора, но и сами отказываются служить идолам, и теперь они тоже являются христианками .

Рассвирепевший Деций распорядился доставить к нему Христофора и на его глазах казнить новоявленных исповедниц христиан с тва . Они подверглись жутким издевательствам и умерли мученической смертью за веру . Кроме женщин , он подверг казни и всех воинов, отправл енных за Христофором , которые были крещены вместе с ним . Они не побоя л ись гнева Деция и поклонились Христофору в его присутствии. Деций отдал приказ обезглавить стражник ов , а тела предать огню.

Мучения Христофора

После этого он принялся подвергать пыткам самого Христофора. Сначала он приказал поместить его в литую чашу , прикова ть гвоздями к не й Христофора, чтобы он не смог выбраться и раскалить сосуд на костре . Но Христофор, по своим молитвам и Божьей милости , оставался невредим. Видя такие чуд еса , многие из присутствовавших обратились в правосла в ие .

Они вынули истязаемого из огненного котла и за это Деций повелел своим палачам придать их казни . Деций продолжать пытать мученика. Привязав тяжелый камень к шее Христофора , он бросил его в глубокую яму . Но тотчас я вился ангел Господень и извлек невинного из колодца. Но все эти чудесные спасения не вразумили императора , наоборот, он лишь сильнее свирепел и продолжал с ещё большей яростью пытать и мучить святого.

Наконец, он приказал надеть на него раскаленные доспехи и отсечь ему голову. Со смирением и терпением переносил Христофор все муки и издевательства от Дец и я , следуя заповеди Христовой:

Как изображают святого на иконах

Н а икона х образ Христофора представлен с собачь ей , а иногда с лошадиной морд ой . В основном он изображ ается во весь рост, облаченный в сверкающие доспехи , в правой руке находится четырехконечный крест. Есть иконы, где он стоит рядом с мученицами Верой, Надежной, Любовию и Софией , со с вятыми Флором и Лавром. Также ранн ее изображение показывает, как он убивает дракона вместе с Георгием Победоносцем. Сам ое первое создание такой икон ы приходится на VI век н.э. в Византийской импер ии .

Но отображения Христофора на иконах и храмовых стенах , также как и его происхождение, считаются весьма неоднозначными . Первоначально его лик воспроизводился по римскому обычаю, как Дмитрий Солунский – красивы й молод ой человек , с распущенными локонами . В Православ ии иконографическ ие иллюстрации Христофора с пёсьей или конской головой бытовал и лишь в XVI-XVIII веках. Позже в России начали возникать разногласия о том, в каком образе святого необходимо представл ять на иконах.

В очертаниях святого Христофора смешаны облик христианского вер оучения и следы ереси . Считалось, что наличие звериной голов ы на иконах святого следует воспри нимать символически . Возможно , так описывалс я его дикий озверелый характер в то время , когда он был язычником . Или же цивилизованные жители греко-римского мира просто привыкли так обрисовывать тех, кто жил за пределами империи, как странных обитателей чужих земель, людоедов, собакоголовых народов.

Но авторы жития святого Христофор а не предполагали, что его описание как « собакоголового » будет приниматься буквально. Также некоторые жители того времени специально добивались звероподобной внешности. Остроконечные уши , изуродованные щеки, заточенные клыки вместо зуб ов наделяли их черт ами чудовищ . Своим детям они с младенчества меняли внешний вид черепа, пр и давали ему вытянутую форму , как у собаки или волка . И все это для того, чтобы приводить врагов в ужас .

С вятитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709), выступал против зверовидного вида на иконах святого , с песьей или волчьей головой, считая их совершенно неприемлемыми .

В 1707 году Синодом обсуждалось предписание о недопустимости изображения ликов «противных естеству, истории и истине», в том числе и описание святого пс о главца . Этому обсуждению послужил приказ Петра I придерживаться тех иконописных канонов , которые приня л Боль шо й Московск ий собор в 1667 году.

Читайте также:  Святой праведный воин феодор ушаков о чем молятся
Добавить комментарий