Святой неофит кипрский о чем молятся

Монастырь преподобного Неофита Затворника на Кипре

/p>

Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, или обитель святого Затвора, был основан монахом Неофитом. Он родился в местечке Левкара в провинции Ларнака в 1134 году, а в возрасте восемнадцати лет был принят послушником в обитель святителя Иоанна Златоуста в Кутзувенди, лежащей у южного подножия горного массива Пентадактилоса, возвышающегося над Никосией. Неофит подвизался в этом монастыре с 1152 по 1158 год.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибывает паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходит палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Укрепленный видением, Неофит вернулся на Кипр и стал искать тихое и уединенное место для подвигов. Таким местом оказалась пещера близ источника и реки, в девяти километрах на северо-запад от Пафоса. Поселившись здесь в июне 1159 года, Неофит постепенно стал обустраивать место своего затворничества. Он полностью заложил вход в пещеру, выходивший на восток, и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью, такой, какой мы видим ее и сегодня, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика, так что в конце концов, начиная с 1170 года, жилище отшельника постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря.
Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным (в обители Кутзувенди Неофит получил только начальное), эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра. Большая часть его сочинений – девять из шестнадцати книг – были обнаружены в библиотеках за пределами Кипра; они составили сборник под названием «Творения преподобного Неофита Затворника», недавно изданный заботами основанного им монастыря.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания-изучения, процесса получения систематического духовного образования, который ради более пристального наблюдения за духовным возрастанием иноков не предполагает их большого числа (последнее характерно для общежительных монастырей с многочисленной братией). В 1197 году пафский затворник выкопал пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Там он написал и большую часть своих книг, там он вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составляет последнюю редакцию устава – «Завещание»; после 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.

После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. В какое время братия отказалась от общежительного устройства, узнать нет возможности.

Монах Неофит Новый ктитор († 1512). Поновление в 1503 году трех фресок в храме Честного Креста, а также фресок с изображением Господа-Вседержителя в алтаре святой обители Затвора, подаренные обители многие богослужебные сосуды и другие необходимые для храма предметы – все это, осуществленное на средства монаха Неофита, прозванного Новым ктитором, свидетельствует, возможно, о новом всплеске строительства и реставрационной деятельности в монастыре. В письменных источниках не сохранилось сведений о годах сооружения главного монастырского собора (кафоликона) в честь Успения Божией Матери, но фрески внешнего притвора принадлежат кисти тех же мастеров, которые в начале ΧVI века расписали фресками сам кафоликон. Мы можем с уверенностью отнести строительство Успенского собора к концу XV века.

Игуменство Леонтия Ι. В 1631 игумен Леонтий Ι смог к пользе монастыря добиться получения грамоты от Священного Синода Константинопольского Патриархата. Патриарший Синод под председательством Кирилла Лукариса придал официальный характер решению Священного Синода Кипрской Церкви от 1611 года, согласно которому с одобрения епископа Пафского Леонтия монастырь святого Затвора признавался независимым. Тогдашний архиепископ Кипрский Христодул поддерживал тесные отношения с Кириллом Лукарисом еще с тех пор, когда тот был Патриархом Александрийским. Он был и рукоположен Лукарисом. Архиепископ Христодул рассудил, что настал удобный момент попросить грамоту, предоставлявшую обители святого Затвора статус патриаршего ставропигиального монастыря. И потому он направил отличавшегося высокими дарованиями Леонтия Ι, которому он покровительствовал, в Константинополь с соответствующим прошением и письмом Священного Синода Кипрской Церкви. Патриарший Синод издал грамоту, и одновременно со сменой статуса монастырь из идиоритмического снова стал общежительным.

Игуменство Иоанникия, около 1779 года. Теперь каждый мог насладиться учением преподобного Неофита, так как в 1779 года в Венеции на средства архимандрита Кипрской архиепископии Киприана изданы две службы и «Завещание» преподобного.

Игуменство Иоакима Мелиссовукаса, 1815–1821 годы. Игумен Иоаким – геройски погибший клирик обители, организовавший в период турецких гонений движение сопротивления монахов туркам, которое закончилось печальными событиями 9 июля 1821 года, когда турецкие власти вырезали и повесили сотни монахов и высшее церковное руководство во главе с национальным героем-мучеником архиепископом Киприаном. Брошенный после ареста в никосийскую тюрьму, игумен Иоаким твердо и непоколебимо стоял в отеческой вере и не поддался на уговоры паши принять ислам и сохранить тем самым себе жизнь, за что был посажен на кол.

Игуменство Иакова Мирианфа, 1898–1933 годы. Этот почтенный подвижник-игумен восстановил много зданий в обители. Он избавил ее от долгов, внося значительные собственные средства. Он поправил экономическое положение монастыря, соорудив протяженный оросительный канал в Анатолике, чтобы монастырские поля могли в достаточном количестве получать воду. Его мягкий и скромный характер привлек в обитель много новой братии. Монахи, собравшиеся вокруг игумена Иакова, составили весьма сплоченное братство, в котором царили любовь и согласие.
В 1918 году после голосования был введен в действие первый в новейшее время устав монастыря.

Игуменство Лаврентия Михаилиду, 1933–1962 годы. Племянник игумена Иакова, первый из монахов, окончивший богословский факультет. С 1926 года преподавал, не получая за это платы, богословские дисциплины в пафской гимназии. Что же касается собственно монастырских дел, то он продолжил практику прививки рожковых деревьев, введенную его дядей, посадил пять тысяч миндальных деревьев, две с половиной тысячи рожковых, пятьсот маслин и сотни лимонных деревьев, а также продолжил работы по предотвращению эрозии почвы на площади в 24 га на ферме подворья в Анатолике. Он заново отстроил монастырские здания, превращенные в руины землетрясением 1953 года, и добавил новые постройки к южному крылу монастыря. При его настоятельстве молодые монахи отправлялись учиться на богословском факультете Афинского университета. В это же время возрастает исследовательский интерес к творениям преподобного Неофита, а профессор Иоаннис Цикнопулос публикует избранные места из сочинений преподобного в научном журнале «Κυπριακές Επουδές».

Игуменство Леонтия ΙΙ, 1962 год. 8 марта 1962 года Леонтий, брат обители преподобного Неофита и эконом монастыря апостола Андрея на восточной оконечности Кипра (ныне на оккупированной турками территории) был избран игуменом и преемником Лаврентия, скончавшегося в начале того же года. По просьбе архиепископа Макария ΙΙΙ и при содействии высокопоставленных лиц, расположенных к нему, предполагал реорганизовать монастырь, однако скончался спустя семь месяцев после вступления в должность.

Игуменство Софрония, 1962–1964 годы. Игумен Софроний был вторым настоятелем обители, имевшим университетский диплом. Он был избран братией по совету архиепископа Макария ΙΙΙ, предпринявшего реорганизацию монашеской жизни путем поставления настоятелей из выпускников богословских факультетов. Софроний обновил кафоликон, заменив в нем пол и установив скамьи. Для большего покоя и порядка на той части территории монастыря, что расположена перед входом в пещеры, к которому ведет высокая каменная лестница, построил напротив монастыря для многочисленных его посетителей ресторан. Впоследствии, правда, игумен Софроний утратил поддержку братии и был смещен с должности. Бывший игумен Софроний проживает сегодня в общине Эбас в нескольких километрах от монастыря, в которую он прибыл после сорокалетнего служения в архиепископии Фиатирской и Великобританской (Константинопольского Патриархата. – А.Ч.). В служении этом он, будучи духовником многих тысяч верующих, отличился кротостью, а также своими организаторскими талантами, пригодившимися при открытии новых приходов в различных частях этой страны.

Игуменство Алексия, 1964–1972 годы. Алексий был послушником обители преподобного Неофита, а затем насельником монастыря Божией Матери Хрисороятиссы. По завершении обучения в богословской школе Халки он был избран игуменом монастыря Хрисороятиссы, а в 1964 году – обители Затвора, вместо Софрония и также по настоянию архиепископа Макария ΙΙΙ. Игумен Алексий всегда являл собой пример патриота, принимал деятельное участие в освободительной борьбе Национальной организации кипрских борцов (ЭΟΚΑ), а в период настоятельства в монастыре Хрисороятиссы на продолжительное время был заключен англичанами в тюрьму. Довольно быстро о нем распространилась слава как о пламенном проповеднике и великолепном ораторе. Будучи настоятеля монастыря преподобного Неофита, он часто объезжал Пафскую провинцию и воодушевлял народ своими речами, выступая в качестве основного оратора на государственных праздниках и панихидах по павшим героям.

Игуменство Хризостома, 1972–1978 годы. Новый период в жизни монахов обители Затвора начинается после принятия решения об отказе от занятий сельским хозяйством. Решение это было принято нынешним Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом ΙΙ, который в возрасте 32 лет в 1972 году был рукоположен в пресвитеры, возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем монастыря преподобного Неофита. Возделывание земли приносило монахам больше вреда, чем пользы, вот почему братия вся стала проживать в обители, отступив от многовековой традиции ведения крестьянского образа жизни и проживания части монахов на подворье в Анатолике, на востоке от Иероскипоса. Превращение кипрской экономики из аграрной в экономику, основанную на предоставлении услуг, что начало ощущаться уже с конца 1960-х годов, сопровождавшие этот процесс изменения общественных отношений, а также почтенный возраст большинства насельников монастыря обязали тогда молодого игумена Хризостома сделать административным центром обители непосредственно сам монастырь. Для использования огромной земельной собственности монастыря и обширных садов цитрусовых по инициативе игумена были созданы новые сельскохозяйственные объединения из крестьян провинции. Напротив кафоликона отец Хризостом построил братский корпус, где и поныне проживает братия.

Как уже говорилось ранее, архиепископ Макарий ΙΙΙ горячо желал, чтобы кипрские монахи получали университетское образование. Вот почему, следуя настояниям архиепископа, братия избрали преемником Алексию молодого тогда диакона Хризостома, выпускника богословского факультета. Новый игумен поддерживал идею повышения образовательного уровня монашествующих и в тот же год направил диакона, а позднее игумена Леонтия на учебу в Афинский университет на богословский факультет. Вслед за Леонтием в Грецию были направлены еще несколько молодых иноков. Правда, время это было чрезвычайно сложным. Страшные события церковного кризиса 1973 года (когда некоторые из архиереев Кипрской Церкви потребовали от ее предстоятеля Макария ΙΙΙ, бывшего одновременно и президентом страны, уйти в отставку. – А.Ч.), государственный переворот 1974 года, затем турецкая оккупация, вынудившая стать беженцами сотни тысяч греков и турок, – все это не оставляло возможности для духовного возрождения: и государственное руководство, и простой народ снова волновал вопрос физического выживания. После смерти Макария ΙΙΙ и избрания на его место митрополита Пафского Хризостома Ι игумен монастыря преподобного Неофита стал митрополитом Пафским.

Игуменство Леонтия, с 1978 года. Нынешний игумен монастыря Затвора Леонтий был избран братией настоятелем в 1978 году, а в мае 2007 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви рукоположен в епископы древней Хитрской епископии, одновременно сохранив за собой и игуменство в монастыре. Начало игуменства Леонтия знаменуется принятием нового, действующего и поныне монастырского устава. Большая часть трудов отца Леонтия была направлена на восстановление зданий и эффективное использование земельной собственности обители. Значительная часть доходов обители направлялась на реализацию обширной программы реставрации древних святынь, рукописей и икон.

Для того чтобы иметь возможность популяризировать культурное наследие монастыря, что чрезвычайно важно с точки зрения как религиозной, так и национальной, игуменский совет обители принял три важнейших решений. С начала 1980-х годов взамен части сельскохозяйственных земель в городе Пафосе был приобретен участок, на котором было выстроено административное здание, сданы в аренду промышленные участки земли в Анатолике, а земля в долине, в которой расположен монастырь, была разбита на земельные участки.

Благодаря постепенному росту доходов монастыря, обитель могла заниматься культурными программами. В начале 1990-х годов игуменский совет одобрил проект, предусматривавший превращение значительной части монастырских зданий в церковную ризницу и музей. Сегодня любой посетитель может осмотреть отреставрированные святыни и иконы обители, являющиеся подлинными сокровищами. Также игуменский совет предпринял ремонт гостевых комнат на том этаже, где находится музей, создав современные прекрасно выполненные интерьеры.

В последующие годы был подготовлен ряд исследований по истории монастыря, благоустроены и озеленены прилегающие к монастырю территории, созданы автомобильные парковки для многочисленных посетителей обители, а также многое другое.

В наши дни огромное число людей посещает те места, где идет духовная жизнь. И братия обители преподобного Неофита ведет невиданную доселе по масштабу деятельность по духовной поддержке чад Церкви, а также любого, кто приходит в монастырь с желанием услышать послание евангельской надежды. Монастырские отцы уделяют много времени приему и беседе с посетителями и паломниками, а к игумену уже в течение 20 лет каждый год приходят на исповедь и за духовным советом тысячи людей.

А с середины 1990-х годов игуменский совет претворяет в жизнь один из самых грандиозных проектов: отыскать и собрать все сохранившиеся до наших дней рукописи преподобного Неофита, которые могут храниться в разных библиотеках и музеях мира, и финансировать их научное издание. Последние 12 лет над осуществлением этого гигантского проекта активно работает группа университетских профессоров – специалистов по изданию рукописей. Уже издана большая их часть – девять из шестнадцати книг, составленных Затворником, – в пяти прекрасно оформленных томах. Издание серии завершится в ближайшие годы выпуском шестого тома (таблицы) и седьмого (вводный том с докладами ученых, которые прозвучат на организуемом международном симпозиуме, посвященном преподобному Неофиту).

Подобной дальновидной стратегией подготовлен переход к более глубокому осмыслению братией сути монашеской жизни, оставленной в качестве наследства преподобным Неофитом Затворником, а также их ответственности за несение богословского и духовного слова широким слоям общества по примеру самого преподобного Неофита. Из своей пещеры Пафский старец-подвижник общался со всем миром как через молитву, так и беседуя со многими из приходящих к нему, также исповедью, через духовное руководство монахами и мирянами, путем составление слов, герменевтических трудов, бесед, обращенных к монашествующим, и похвал на разнообразные праздники богослужебного года, многочисленной перепиской, собранной ныне в два объемных тома.
Суть современной жизни обители святого Затвора состоит в обретении пути к образованию в том его понимании, которому учил преподобный Неофит и согласно с которым жили он и его ученики, вместе с тем согласуя его с вызовами нашего времени и соотнося с новыми возможностями братии монастыря. В следующие годы и десятилетия монастырь предполагает стать центром духовного крещения народа в водах учения преподобного Неофита, площадкой для миссионерского служения среди самых широких слоев общества. По решению игуменского совета в стенах монастыря будет создан конференц-центр, где исследователи и специалисты будут читать лекции и проводить семинары по темам, почерпнутым из религиозного наследия Кипра и духовного вклада в нее преподобного Неофита.

Читайте также:  Какому святому и как молиться о строительстве храма

Перевел с греческого Анатолий Чуряков

Монастырь Святого Неофита

Паломники, туристы едут на Кипр, чтобы посетить старинные православные храмы и обители, прикоснуться к священным реликвиям. В монастыре Святого Неофита, одном из самых известных на острове, на стенах видны фрески, датируемые XII веком. Здесь хранятся мощи Неофита Затворника, кипрского святого. Путешественников привлекает своеобразие монастыря: история жизни отшельника Неофита, кельи, часовня, вырубленные в скалах.

Кто он – Святой Неофит Затворник

Неофит родился в предгорьях Троодоса в начале XII века. Деревня Лефрака – родина самого известного кипрского святого. С молодых лет он имел пристрастие к уединенному служению Богу. Желание родителей женить его в 18 лет вынудило покинуть дом.

Неофит стал послушником в монастыре святого Иоанна Златоуста, где он провел 5 лет, обучился грамоте. Стремление к духовному совершенствованию и познанию божественных истин с возрастом только крепло. Неофит твердо решил стать отшельником, но настоятель монастыря посчитал его не готовым к такому подвигу.

Неофит получил благословение на паломничество в Иерусалим, чтобы увидеть и пройти дорогой Иисуса Христа. Полгода молодой человек провел в Иерусалиме. Вернувшись на Кипр, он поселился в пещере, среди горных отрогов Кирении. Неофит расширил проем в скале: вырубил помещение для себя и алтаря.

Келью и святилище он разгородил стеной. В обители отшельника не было ничего, кроме каменной скамьи и гробницы. Каменное ложе служило ему местом для работы и отдыха. Гробница – проем в скале и гроб для будущего захоронения. В молельне Неофит воздвиг алтарь из мраморной плиты и деревянного креста, в котором были схоронены частицы распятия Иисуса.

В течение 7 лет Неофит продолжал расширять и обустраивать свое пристанище: появилась трапезная, стены храма и кельи были расписаны фресками.

К отшельнику стали приходить паломники, желающие стать подвижниками Святого Креста. В скале появились кельи последователей Неофита. После долгих уговоров епископа Василия Киннамоса Затворник согласился принять сан и основать в 1170 году скит. Впоследствии на месте скита был образован монастырь, настоятелем которого Неофит стал в возрасте 36 лет.

Через 20 лет монастырской службы он возвращается к мысли снова уединиться и посвятить себя духовному служению. Поднявшись по склону горы выше монастыря, Неофит вырубил новую келью, назвав ее «Новый Сион» (от названия холма в Иерусалиме). Над пещерной церковью он прорубил еще одну келью, назвав ее «Святилищем». Отсюда он спускался на богослужения раз в неделю.

В уединении отшельник изучал богословские книги и сам написал 16 книг. В одной из них – «Ритуал таинств» – он завещал похоронить себя в подготовленной гробнице. Место погребения должно было быть замуровано и скрыто от глаз. Монахи выполнили завещание Неофита после его смерти. Во время правления османов монастырь был разграблен и прекратил существование. Место захоронения было забыто.

Обрести мощи святого помогли чудесные явления выздоровления вблизи его кельи. Спустя 500 лет останки Неофита Затворника извлекли из скалы, поместили в серебряную раку. С середины XVIII века и до настоящего времени святые мощи хранятся в церкви монастыря.

Где находится монастырь

Расположение обители: 10 километров западнее Пафоса, на склонах Киренейского горного массива.

История монастыря

Свое летоисчисление монастырь ведет с образования скита в 1170 году. Святой Неофитос согласился принять к себе несколько учеников, пожелавших, как и он, стать монахами. Рядом с кельей святого появились новые пещеры.

Число послушников продолжало увеличиваться. В 1187 году у монастыря появился Устав, написанный Неофитом. После смерти основателя монастырь долгое время оставался в неизменном виде. Новый храм, посвященный Богородице, был возведен рядом с пещерной часовней через 300 лет.

Церковь и обитель были разграблены турками-османами в 1570 году. Служение в обители прекратилось до начала XVII века. В 1631 году монастырь получил от Священного Синода в Константинополе документ о независимости от кипрской епархии, чтобы способствовать монашескому служению и привлечению верующих.

Тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы прикоснуться к серебряному ковчегу и получить исцеление. Монашеская обитель стала одной из самых известных и почитаемых на Кипре.

В настоящее время в монастырских кельях проживают 10 монахов. Основное занятие насельников – обработка сельхозугодий вокруг монастыря.

Для привлечения верующих и туристов на территории монастыря был открыт музей. У входа на территорию храмового комплекса имеется бесплатная автостоянка, работают кафе, сувенирная лавка.

Главный храм монастыря Святого Неофита

Небольшая старинная церковь Пресвятой Богородицы вырисовывается на фоне увитых зеленью скал восточнее кельи святого. Архитектурный стиль характерен для религиозных сооружений Кипра XV-XVI веков.

Невысокое прямоугольное здание с помещениями, разграниченными колоннами, увенчано шестиметровым куполом.

В храме сохранилась древняя роспись. Рядом с алтарем можно видеть изображения Богоматери с младенцем Иисусом, известных богословов, сцену причащения Апостолов.

На потолочной балке сохранилось описание святого Алексия. Купол украшен сценами из жизни Богородицы и Акафиста.

Алексий почитается человеком Божиим за его 30-летнее подвижничество: отказавшись от богатства, родных, жены, он провел аскетичную жизнь в постоянных молитвах и смирении.

Скит Неофита

Свою обитель святой обосновал в горах, на высоте 400 метров, вблизи от горного ручья. Небольшой грот он в одиночку превратил в монашескую келью и святилище. В течение 7 лет отшельник упорно долбил камень, расширяя пещерную церковь и вырубая рядом трапезную.

Рядом с Затворником стали строить пещерные жилища другие последователи аскетизма и служения Богу. Один из учеников святого расписал фресками стены его кельи и пещерной часовни.

Древние фрески, сделанные при жизни Неофита Кипрского, сохранились до нашего времени и вызывают большой интерес у туристов.

Росписи в келье:

  • Неофит, припавший к ногам Спасителя;
  • затворник в апостольской одежде с Гавриилом и Михаилом шествует на суд Божий.

Изображения в часовне:

  • проповедующий Христос;
  • волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу.

Спустя 30 лет были украшены трапезная и свод церкви. Вход в пещерный скит платный.

Церковный музей Агиос Неофитиос

Музей расположен в восточной части монастырского комплекса. Вход платный. Фото-, видеосъемка запрещены.

В 5 залах находятся экспозиции:

  • древних рукописей, в том числе основателя обители;
  • икон XII-XVIII веков;
  • первых печатных образцов;
  • керамических изделий дохристианского периода.

Здесь хранится дар Русской православной Церкви монастырю: расшитая золотом плащаница.

Время для посещения

В пик туристического сезона, с мая и до конца октября, двери обители открыты с 9.00. Перерыв – с 13.00 до 14.00. Осмотр заканчивается в 18.00. С ноября до апреля время посещения сокращено на 2 часа: до 16.00.

Особой популярностью у паломников пользуются храмовые праздники:

  • День Успения Богородицы – 15 августа;
  • 28 сентября – почитание основателя монастыря;
  • 24 января – день памяти Неофита Затворника.

15 августа в монастыре всегда много людей, желающих присутствовать на богослужении в престольный праздник.

24 января на территории монастыря проводится ярмарка, организованная монахами. Паломники, туристы могут приобрести продукты питания и товары, изготовленные в обители, в том числе мед, иконы, ладан, свечки. Расписание богослужений можно узнать на сайте монастыря.

Как добраться

Доехать самостоятельно до горной обители можно на арендованном автомобиле, такси. Дорога к монастырю идет через деревни Месоги и Тремитуса.

Автобус из Пафоса ходит от станции Каравелла по расписанию: в будние дни – с 6.30 выполняет 6 рейсов; в выходные, с 8.10 – 4 рейса.

НЕОФИТ ЗАТВОРНИК

Прп. Неофит Затворник

Неофит Затворник, Кипрский (1134 – не ранее 1220), преподобный

Память 12 апреля (преставление; Кипр., Греч.), 28 сентября (обретение и перенесение мощей в 1750 году; Кипр., Греч. [1]), 24 января (Кипр., Греч. [2], Румын. [3]).

Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика.

В 1170 году он был рукоположен в сан священника епископом Пафским Василием Киннамом (1166 – 1205). Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным – в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, – эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.

Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание».

После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств. Жития на сайтах Кипрской и Элладской Церквей указывают 1219-й как год смерти преподобного.

Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.

Молитвы

Земли́ Ки́прския затво́рник/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се Неофи́те,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Земны́х и тле́нных наслажде́ний презре́вше я́ве,/ преблаже́нне о́тче Неофи́те,/ пусты́ни Ки́прския яви́лся еси́ а́нгел непоро́чен,/ моли́твою, посто́м и покая́нием Небе́сныя оби́тели дости́г,/ и с ли́ки преподо́бных весели́шися,/ те́мже чту́ще па́мять твою́, вопие́м ти́ приле́жно:// от бе́д нас изба́ви, о́тче преподо́бне.

О вели́кий уго́дниче Бо́жий, препо́добне о́тче на́ш Неофи́те, сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бо́г превознесе́ и́мя твое́, еще́ на земли́ тебе́ су́щу, наипа́че же увенча́ тя́ небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние от на́с, недосто́йных ча́д твои́х, чту́щих тя́ и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е, изба́ви на́с твои́м предста́тельством пре́д Престо́лом Бо́жиим от все́х ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злы́х напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ Оте́честву на́шему от великодарови́таго Бо́га ми́р, тишину́ и благоде́нствие. Всеблагомо́щным предста́тельством твои́м укрепи́ ста́рцев немощны́х, уврачу́й ста́риц боля́щих, насы́ти а́лчущих, напо́й жа́ждущих, воодушеви́ ю́ношей к све́тлым по́двигом стремя́щихся, вразуми́ роди́телей в воспита́нии дете́й свои́х, сохрани́ младе́нцев от вся́ких бе́д и утверди́ в духо́вной пра́вде муже́й и во́инов. К тебе́ у́бо припа́даем и тебе́ про́сим: моли́ся, преблаже́нне Неофи́те, Всеми́лостивому Бо́гу на́шему о спасе́нии ду́ш на́ших, да в покая́нии невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́вльшеся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дники ста́ти возмо́жем со все́ми преподо́бными от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же сла́ва, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Труды

Большая часть его сочинений – девять из шестнадцати книг – были обнаружены в библиотеках за пределами Кипра.

Православные акафисты

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, мудрый монахов наставниче и храмов Божиих устроителю, преподобне отче Неофите, множество словесных овец себе собравый, пищею слова Божия их напитавый и ко Христу приведый, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, молися избавити нас от всяких бед и скорбей, да со умилением зовем ти:

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Икос 1

Ангел во плоти воистину явился еси на земли, всехвальне отче Неофите, от младенческих бо лет возжелавый узрети Царя небесе и земли, и вся дни живота своего Тому с любовию верно послуживый. Сего ради прослави тя в лице предобных Своих Христос Господь, Емуже ныне со всеми небожители славу возсылаеши; от нас же, чтущих тя, приими пение таковое:

Радуйся, Единаго Господа измлада возлюбивый.

Радуйся, чистоту душевную от юности сохранивый.

Радуйся, любве ради ко Господу всякое наслаждение земное оставивый.

Радуйся, от Господа дар чудотворения получивый.

Радуйся, яко Царю Небесному предстояй, о всех нас тепле к Нему ходатайствуеши.

Радуйся, яко благоутробие Его о всех чтущих память твою умилостивляеши.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видяще преходящаго и тленнаго мира сего суету, причаститися вечных благ возжелал еси, богомудре Неофите, темже вся блага земныя оставивши, во обитель святаго Иоанна Златоуста притекл еси, да в ней благодеющему тебе Богу вопиеши: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом небесным просвещаемь, прехвальне Неофите, паче всех возлюбил еси Всемилостиваго Бога и всею душею своею к Нему прилепился еси: иноческое житие свое в непрестанных молитвах и псалмопении провождая. Сего ради и мы в похвалу тебе глаголем сице:

Радуйся, светильниче любве, от Пресвятыя Троицы возсиявый.

Радуйся, в незлобии Христу последовавый.

Радуйся, милостивое заступничество Пречистыя Девы стяжавый.

Радуйся, иго Христово, легкое и благое, с любовию понесый.

Радуйся, в подвизех своих преподобным отцем подражавый.

Радуйся, непобедимою силою Креста Христова на врага вооруживыйся.

Радуйся, в броню веры Христовы облеченный.

Радуйся, благодатию яко щитом защищенный.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемь, всеблаженне Неофите, душу свою храмину Духу Святому устроил еси, токмо в Боге Триипостаснем источник радостей твоих почерпая. Из сего источника приснотекущего и нам испити, молитвами твоими, помози, да сподобимся купно с тобою во веки Всесвятей Троице воспевати: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй богатство благодати, преизобильно на тя свыше ниспосылаемыя, радости неизреченныя сподобился еси, отче Неофите, егда созерцати Лице безмерно любящаго тя Христа Бога сподобился еси, Егоже моли спастися нам, в горении любве тебе подражающим и с надеждою взывающим:

Радуйся, в Бозе упование свое полагати нас научающий.

Радуйся, волю Божию безропотно приимати нам повелевающий.

Радуйся, благочестивых христиан премудрый наставниче.

Радуйся, боголюбивых иноков пред Богом попечителю.

Радуйся, ведущих брань противу мира, плоти и диавола добрый споспешниче.

Радуйся, ревнующим о целомудрии и чистоте изрядный пособниче.

Радуйся, грешников на путь правый наставляяй.

Радуйся, немощи душевныя врачуяй.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бури сомнений и искушений вражиих неустрашимо побеждал еси, всехвальне отче, упование твое на Премудрость Божию возлагая. Мы же просим тя: буди нам помощник и заступник, в пучине житейскаго моря обуреваемым, тебе бо вемы, яко дивнаго чудотворца и крепкаго молитвенника пред Богом, Емуже воспеваеши ныне на небесех: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о Святей Земле, в нейже Господь наш Иисусу Христос пречудно родися, на проповедь покаяния и на страдания крестныя во спасение рода человеческаго изыде, всехвальне Неофите, и любовию ко Иисусу Сладчайшему пламенея, возгорелся еси желанием поклонитися местам сим святым. Ныне же, в Иерусалиме Горнем пребывая и Пресвятей Троице покланяяся, помяни и нас во Царствии Христовем, вопиющим тебе сице:

Радуйся, милосердие Отца Небеснаго к нам приклоняяй.

Радуйся, истинною любовию к Сыну Божию сердца наша наполняяй.

Радуйся, стяжати благодать Духа Всесвятаго ны научаяй.

Радуйся, Всенепорочной Девы милость нам испрошаяяй.

Радуйся, на путь правый нас наставляяй.

Радуйся, от соблазнов душетленных нас отвращаяй.

Радуйся, в богомыслиии возрастати ны сподобляяй.

Радуйся, путешествующим путь благий пречудно устрояяй.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 5

Боголюбиваго отца нашего Неофита восхвалим днесь, яко в подвизех покаяния и смирения Богу угодившаго и благодать от Него стяжавшаго. Сего ради просим тя, отче святый, испроси нам у Бога дух кротости и милосердия, да в любви и единомыслии исповедуем веру истинную, воспевающе Спасителю нашему песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видя Господь наш Иисус Христос веру твою и усердие преизрядное, сотвори множество чудес молитв твоих ради, святе Неофите, имиже доныне прославляется отчизна твоя во всем мире христианстем. Мы же, с надеждою на предстательство всеблагомощное твое, вопием ти сице:

Радуйся, очи наша душевныя просвещающий.

Радуйся, заблуждшим и ослепленным путь правый показущий.

Радуйся, от пагубных ересей отвращающий.

Радуйся, ко истинней вере приводящий.

Радуйся, во брани нашей со духи злобы нам помогающий.

Радуйся, от наветов вражиих нас спасающий.

Радуйся, от клеветы и досаждения ны охраняющий.

Радуйся, в домах благочестивых мир и благоденствие устрояющий.

Радуйся, предстательством своим нас от бед защищающий.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедует днесь Церковь Христова славу твою, богоносне отче Неофите, ты бо в христоподражательнем житии своем стяжал еси плоды духовныя: веру, любовь, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, в горнюю славу возводящия, в ней же ты ныне со Ангелы у престола Святыя Троицы воспеваеши: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило лучезарное, чудесы многими, святе Неофите, просвещая сердца верных, неверных же к приятию истины учения Христова подвигая, нас же подвизая умиленно хвалити тя сими:

Радуйся, Христа, Царя Славы, добродетельми своими прославляющий.

Радуйся, князя тьмы подвиги своими посрамляющий.

Радуйся, яко похвальными венцы Христианская Церковь тя венчает.

Радуйся, яко богоугодное житие твое правовернии воспевают.

Радуйся, яко старии и младии к покрову твоему прибегают.

Радуйся, яко немощнии и убозии тя прославляют.

Радуйся, яко тобою различных искушений избегаем.

Радуйся, яко тобою в различных обстояниих помощь обретаем.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотящему ти подвиги своя от мира утаити, в затворе пещернем скрылся еси, смиренномудре отче, но Всеблагий и Премудрый Творец яве прослави тя пред Ангелы и человеки. Сего же ради и мы надежду и упование на предстательство твое возлагая, Господеви, венчающему преподобных своих, радостно вопием: Аллилуиа.

Икос 7

Дивный воистину носитель даров Святаго Духа на земли был еси, богоносне отче Неофите, ими же горнюю высоту достигл еси и богатство небесное приял еси. Наследники сего покажи и нас молитвами твоими, со умилением вопиющих ти сице:

Радуйся, мглу греховную озаряющий.

Радуйся, мрак неверия разгоняющий.

Радуйся, из глубины неверия извлекающий.

Радуйся, ум наш к Богу приводящий.

Радуйся, злыя наша помыслы искореняющий.

Радуйся, козни духов злобы разрушающий.

Радуйся, от нападения вражия нас охраняющий.

Радуйся, во искушениих плоти и духа крепость нам даруюший.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 8

Странствий суетных и треволнений житейских удалился еси, богомудре Неофите, и в месте безмолвнем уединяяся, непрестанно в молитве с Богом беседовал еси и поучением Божественных писаний, яко дождем благодатным, ниву сердца твоего богатно напоял еси. Темже и Духа Святаго вместилище показался еси и плод сторичествующ принесл еси, преподобне, благодарственно Богу поя: Аллилуиа.

Икос 8

Все мирское пристрастие отложив и крест твой на рамо взем, преподобне Неофите, чистым и немятежным умом Христу последовал еси: в затворе, яко в раи, живый, и яко безплотен на земли жительствуя, постом и молитвою, безмолвием же и трудом многим святым уподоблялся еси. Мы же молим тя: утверди нас во уповании на Милосерднаго Творца нашего и в богомыслии укрепи всех, взывающих ти таковая:

Радуйся, ангельскаго жития подражателю.

Радуйся, древних великих подвижников жития приемниче.

Радуйся, невидимых врагов мужественный победителю.

Радуйся, заповедей Божиих усердный хранителю.

Радуйся, отеческих Богодухновеных преданий ревнителю.

Радуйся, иноческаго постническаго жительства законоположителю.

Радуйся, добродетелей чистейшее зерцало.

Радуйся, Духа Святаго сладкогласный органе.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 9

Всяческое утешение подавал еси печальми и болезньми обремененным, богомудре Неофите, до скончания твоего пасомым своим помагая. Мы же, ведяще дивную благодать, от Бога ти данную, прилежно молимтися: помози нам молитвою твоею теплою ко Господу, да воззовем Ему с благодарностию: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не возмогут по достянию воспети тя, преподобне отче Неофите: яко бо лоза плодовита посреде терния процвел еси на острове Кипре добродетельми твоими, всех удивляя пречудным житием твоим; ныне же в радости и веселии пребываеши с лики преподобных и богоносных отец, наслаждаяйся райския красоты. Сего же ради со умилением таковыя похвалы приносим ти:

Радуйся, яко тобою научихомся непреткновенно путем истинным ходити.

Радуйся, яко твоим за ны ходатайством спасение чаем получити.

Радуйся, от обстояний и бед нас сохраняющий.

Радуйся, от погибели нас изымающий.

Радуйся, искушения душевредныя далече отгоняющий.

Радуйся, вражды единокровных на благосердие прелагающий.

Радуйся, на милосердие нас подвизающий.

Радуйся, любити друг друга нас наставляющий.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасительнаго твоего подвига скончания достигши, святе Неофите, душу твою святую в руце Божии предал еси, юже Ангели святии вознесоша горе ко Престолу Вседержителя. Ныне же со всеми святыми предстоя во славе невечерней, воспеваеши песнь хвалебную святых Святейшему Слову: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси заступления, чудотворче святый, всем с верою к тебе притекающим, чистоты бо ради твоея сердечныя сила духовная от Бога тебе даровася: болящих исцеляти, бедствующим помогати и иныя благодеяния нам творити. Сего ради, славя величие Божие, чрез тебе нам явленное, зовем ти сице:

Радуйся, во младости нашей нас питающий.

Радуйся, в старости нашей нас укрепляющий.

Радуйся, молитвы родителей о чадех своих во благо исполняющий.

Радуйся, благое попечение чад о родителех своих освящающий.

Радуйся, юношей благонравных в доброделании утверждение.

Радуйся, трудолюбивых земледельцев изобилие неистощимое.

Радуйся, иноков образе воздержания.

Радуйся, архиереев православных крепкое упование.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение похвальное приносим тебе, пречудне отче Неофите, Господом бо прославленный еще в житии твоем и по блаженней кончине твоей пресветел светильник отечеству твоему явился еси, осиявая всех светлостию твоею и чудес сияньми. Темже, твою светоносную память чтуще, Христа славим и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светом Божественным осиянный, апостолом святым на Фаворе уподобился еси, преподобне Неофите, Христа ныне созерцая — Ипостасную Премудрость и Силу. От славы к славе восходящий, приклони и к нам на милосердие Пресвятую Троицу, да зовем ти сице:

Радуйся, очи духовныя нам отверзающий.

Радуйся, любити всех любовию Христовою научающий.

Радуйся, от бед и напастей нас ограждающий.

Радуйся, Имя Господне непрестанно славословити нас побуждающий.

Радуйся, от празднословия и многоглаголания нас удержавающий.

Радуйся, греховный сон лености нашея отрясающий.

Радуйся, яко душевное умиление и сердечное сокрушение в нас раждаеши.

Радуйся, яко к покаянию и исправлению нас возбуждаеши.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодатныя дары от Господа испроси нам, любовию чтущим тя, чудотворче святый Неофите, да молитвами твоими причастницы жизни вечныя будем, купно со ангелы воспевая у престола славы Триединаго Божества: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивное житие и подвиги твоя, прехвальне Неофите, имиже Церковь Христову прославил еси, величаем тя, яко кротости рачителя, смирения учителя и благочестиваго жития насадителя похвалами сими:

Радуйся, в добродетелех нас наставляющий.

Радуйся, ложный страх в душах наших побеждающий.

Радуйся, благодатную силу исцеления просящим подающий.

Радуйся, сердца наша любовию к Богу воспламеняющий.

Радуйся, хотения наша ко благу направляющий.

Радуйся, благим намерениям пособствующий.

Радуйся, злыя начинания разрушающий.

Радуйся, умы наша о небеснем мудрствовати направляющий.

Радуйся, преподобне отче Неофите, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 13

О преподобне отче наш Неофите, предивный чудотворче и целителю, благостный утешителю и скорый заступниче! Приими сия похвалы и воздыхания сердечныя, тебе нами приносимыя, и, предстоя Престолу Царя Славы, молися о всех нас, чтущих любовию память твою, да милосердие Божие, спасающее верныя от погибели вечныя, и на нас явится, поющих о тебе со упованием и верою: Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, затем 1-й Икос и 1-й Кондак

Молитва преподобному Неофиту затворнику Кипрскому

О великий угодниче Божий, преподобне отче наш Неофите, славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление от нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Всеблагомощным предстательством твоим укрепи старцев немощных, уврачуй стариц болящих, насыти алчущих, напой жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигом стремящихся, вразуми родителей в воспитании детей своих, сохрани младенцев от всяких бед и утверди в духовной правде мужей и воинов. К тебе убо припадаем и тебе просим: молися, преблаженне Неофите, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, да в покаянии невозбранно прейдем от земли на небо, мытарств горьких и вечныя муки избавльшеся, и Небеснаго Царствия наследники стати возможем со всеми преподобными от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Неофиту затворнику Кипрскому, гл. 1

Земли Кипрския затворниче и чудотворче явился еси, Богоносне Неофите, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Неофиту затворнику Кипрскому, гл. 3

Земных и тленных наслаждений презревше яве, преблаженне отче Неофите, пустыни Кипрския явился еси ангел непорочен, молитвою, постом и покаянием Небесныя обители достиг, и с лики преподобных веселишися, темже чтуще память твою, вопием ти прилежно: от бед нас избави, отче преподобне.

преподобный Неофит, затворник Кипрский

Слова и заметки

преподобный Неофит, затворник Кипрский (1134–1219)

Биография

Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика. В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамом (1166–1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным – в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, – эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.

Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197–1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание».

После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.

Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.

Молитва преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому

О великий угодниче Божий, преподобне отче наш Неофите, славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление от нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Всеблагомощным предстательством твоим укрепи старцев немощных, уврачуй стариц болящих, насыти алчущих, напой жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигом стремящихся, вразуми родителей в воспитании детей своих, сохрани младенцев от всяких бед и утверди в духовной правде мужей и воинов. К тебе убо припадаем и тебе просим: молися, преблаженне Неофите, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, да в покаянии невозбранно прейдем от земли на небо, мытарств горьких и вечныя муки избавльшеся, и Небеснаго Царствия наследники стати возможем со всеми преподобными от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому, глас 1

Земли Кипрския затворниче и чудотворче явился еси, Богоносне Неофите, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому, глас 3

Земных и тленных наслаждений презревше яве, преблаженне отче Неофите, пустыни Кипрския явился еси ангел непорочен, молитвою, постом и покаянием Небесныя обители достиг, и с лики преподобных веселишися, темже чтуще память твою, вопием ти прилежно: от бед нас избави, отче преподобне.

Неофит Кипрский – Сочинения

Неофит Кипрский – Сочинения краткое содержание

Преподобный Неофит, затворник Кипрский (1134 — не ранее 1220). Дни памяти: 24 января (5 февраля) (Греч.), 28 сентября (10 октября).

Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика. В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамом (1166–1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем — в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий — Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным — в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, — эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.

Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197–1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста — Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава — «Завещание».

После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.

Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.

Сочинения – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Краткое слово о Богоотроковице Марии, когда, будучи в трехлетнем возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями (и приведена) во Святая святых; (здесь же приводятся) и свидетельства Священного Писания, говорящие о Ней.

1. Когда установленная Богом Тайна (Воплощения Христова) начала приходить в исполнение, то вместе с этим долженствовало, чтобы и все имеющее послужить сему Таинству [1], было исполнено святости, дабы Святейший над всеми и во Святых Почивающий, возобитав во Святой Скинии, исполнил пророчение: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася; истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Ибо Господь — как Отец — даст благость — Слово Свое; и земля наша даст плод свой» (Пс. 84, 11–13), (т. е.) — Скинию Божиего Слова — Богоизбранную Марию. «Правда — пред Ним предыдет» (Пс. 84, 14), взывая: «Уготовайте путь Господень» (Ис. 40, 3.), и «положит в путь стопы Своя» (Пс. 84, 14). Потому что с тех пор, как оную прекрасную и сотворенную Богом и дарованную нам вещь — я имею в виду: быть по образу и подобию Божиему — мы омрачили, будучи обольщены змием, то, по всей логике, мы были преданы родственной нам земле и лишились оного образа Божиего в нас, а вместе с тем потеряли и бессмертие; и вместо святости мы скатились в грязь греха и стали рабствовать греху и беззаконию; и всякий вид беззакония покрыл весь мир, так что Давид мог сказать: «Несть до единаго». Ибо Господь, говорит он, «с небесе приниче на сыны человеческия, видети: аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога». [И увидел — что, нет никого, «ни единого»] [2]. Вместо же святости (на земле). Он увидел, что скорее — «вси уклонишася, вкупе непотребни быша» (Пс. 52, 3–4).

Так что же? Ужели растерялся Он пред лицом такого преизбытка греха? Ужели отвратился от нас? Ужели не нашел целительного врачества против сего всеобщего растления? Ужели извержения рек и истоков [беззаконий] [3], покрыли Море щедрот и Бездну милости?» [4] Отнюдь это — не так! Но поскольку было недостойно Сей безграничной Милости оставить Свое творение на съедение врагу, и (вместе с тем) грех требовал справедливого искупления — которое заключало бы в себе справедливость и святость — то, по повелению Божиему, от Иоакима и Анны рождается Оная Всенепорочная и Чистая Дева Мария, дабы Одно из Лиц Святыя Троицы, при согласии Двух других Лиц, прияв от Нее плоть, уничтожило грех в Своей плоти. Но какова же должна была быть Оная Дева, как, конечно, не еще более чистая, чем солнечные лучи, дабы сообщила Солнцу Правды плоть всенепорочную и чистую [так чтобы Сын Божий воплотился от Нее] [5]?! Где же подобало Сей Деве жить и возрастать? — Ужели просто в общем и обыденном доме? — Да не будет! — (Нет, Ей следовало обитать) в самых оных Святая Святых, как более святой, чем даже оные, и имеющей дать плоть Святейшему Слову и Богу! Вот, сегодня, в точности исполняя свои обеты Богу, Ее Родители, в сопровождении множества поющих дев и сияющих светильников, вводят Ее, сущую в трехлетнем возрасте, во Святая Святых, как это и Праотец Ее Давид предсказал в отношении последующих за Нею дев, говоря: «Приведутся Царю Девы вслед Ея; искренния (близкие) Ея приведутся Тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев» (Пc. 44,15–16).

2. И следует заметить теперь, что сбылось нечто чудесное и достойное удивления, именно: как это «Иудеи, оцеждающии комары, вельблуди же пожирающий», не восстали против происходившего и не воспрепятствовали сему. Потому что, по — человечески рассуждая, можно было бы ожидать, что они заявят, что только архиерей, и то один раз в году, входит во Святая Святых, и то после многого очищения себя и не без крови. А вы, о, Иоаким и Анна, как это трехлетнюю Отроковицу вводите во Святая Святых? Почему же и сам ты, о, святитель Захарий, соглашаешься на это? Но, как представляется, Родственницу (твоей супруги) Елисаветы ставя выше закона, ты дал согласие на то, чтобы святые места стали местом жительства для трехлетней Отроковицы. — Но ничего такого они не сказали; не помыслили даже. Потому что может ли кто нарушить намерение Божие?

И, опять же, достойно — удивления, как это, что трехлетняя Отроковица возмогла оставить любовь родителей и заботу служанок и отчий дом, и все то, что принадлежит домам богатых людей, — и пребывать в храме, каковой подвиг нелегко совершить ни женщинам, ни мужчинам даже в зрелом возрасте.

Но все угодное Богу бывает легко; как и предсказал об этих вещах Давид, Праотец Ее. «Слыши, — говорит он, — Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелает Царь доброты (прекрасности) Твоея» (Пс. 44, 11–12.). «Слыши» обеты родителей Твоих и как при множестве молений к Богу, Ты родилась от неплодной утробы, и как они плодопринесли Тебя с множеством молитв и слез, и как они обещали воздать Тебя Давшему Тебя им; — «и приклони ухо Твое», и выслушай их. «И забуди люди Твоя и дом отца Твоего», и посмотри на прекрасность храма и чудесное благолепие его — подобие неба и вместе с тем — древней скинии, водруженной прежде в Силоме. И обитая в этом храме, как Божественная и Чистая Голубица, «забуди люди Твоя и дом отца Твоего; и возжелает Царь доброты Твоея», и приклонив небеса, — тихо и незаметно, при неведении даже Небесных Сил, Он «снидет яко дождь на руно» (Пс. 71, 6) и возобитает в Тебе, потому что Он — Господь Твой, и Ты, как Мать и как Раба Его «поклонишися Ему»; «лицу же Твоему помолятся богатии людстии» (Пс. 44, 13), и, как всеславную Царицу и как Всенепорочную Матерь, Царь всех поставит Тебя одесную Себя, преукрашенную всячески и в позлащенной ризе добродетелей славимую» и проч.

Итак, Бог, предвозвестивший это о Ней через Давида, Сам и детский возраст Ее и мысли Ее исполнив Духом Святым, избрал, чтобы Она пребывала во Святая Святых и забыла народ и родных и (самый) отеческий дом. Если же в некоем смысле сие относилось к призванной Богом Церкви, то это — лишь в возводительном порядке; в собственном же значении это предрек Дух Святый в отношении Святой Девы.

3. Пречистая же Дева, девять лет обитая во Святилище ив Божием храме, принимала пищу от Божиего Ангела, как предизбранная Матерь Бога Ангелов. Когда же Пречистой Деве исполнилось 12 лет, священники стали думать о выселении Ее из святых мест, опасаясь, чтобы девице не приключилось нечто свойственное женщинам; не зная же о том, кого Бог предназначает быть хранителем Девы, они следующим способом ищут указания, именно: по предложению священников, Захария понуждается помолиться о сем предмете. Захария же возложил на себя одеяние, имеющее пришитыми к нему 12 колокольчиков, и вопросил Бога. Пришел же к нему Ангел Господень, который и сказал ему: «Собери совет из старцев сынов Израилевых, из тех — которые вдовцы, и возьми мне от них их жезлы и помолись, и затем раздай им их обратно, и на котором из жезлов увидишь знамение, знай, что собственник этого жезла избран быть хранителем Девы». И было поступлено по сему. Прозвучала труба и собрался совет старцев — вдовцов; среди них находился и Иосиф — плотник; Захария, взяв их жезлы и помолившись, начал раздавать их собственникам их, но не на одном из них не явилось знамение; напоследок же он отдал жезл Иосифу; и, вот, наверху его жезла явившийся голубь взлетел на голову его; и таким образом он был избран быть Обручником, т. е. — хранителем Девы, хотя, возможно, он и не проявлял своего желания в этом отношении [смиренно считая себя грешными недостойным сей великой чести] [6]. Поэтому, на основании ряда причин, он уклонялся от сего обручения с Нею; однако, не осилил их настояний; и, как Божие Сокровище, принял Ее в свой дом сей чудесный плотник, дондеже Архитектон всего существующего, чрез Нее (придя в мир) не восстановит истлевшее самое естество наше, действуя секирой и резцом неизреченной премудрости Своей и силы.

Добавить комментарий