Святой нил сорский за что ему молятся

Святой нил сорский за что ему молятся

Прп. Нил Сорский. О восьми главных страстях и о победе над ними

О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО ВСЯЧЕСКИ ОХРАНЯТЬ СЕБЯ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ, СЛЕЗ И ВООБЩЕ ПОСЛЕ ДОБРЫХ ДЕЛ

1. Как учит преподобный Нил об охранении себя после молитвы и других благих дел, например, исповеди, приобщения Святых Тайн?

“Когда Господь Бог, благодатию Своею, сподобит обрести нам слезы и восплакать или когда поможет нам совершить чистую молитву, тогда всемерно да блюдемся от духа гневного и от прочих злых приражений. Ибо враг наш в это особенно время или старается возмутить нас внутренними помыслами и страстными движениями, или ухищряется отвне навести на нас брань и мятеж для того, чтобы дело наше запятнать и сотворить порочным”.

2. Что говорит о сем преподобный Иоанн Лествичник?

“Когда помолишься чисто и трезвенно, вскоре за сим будешь ратуем и разжигаем на гнев. Таково ухищрение врагов наших! Посему, продолжает Лествичник, всякое доброе дело, а наипаче – молитву, должно совершать всегда со всевозможным вниманием и чувством, а после молитвы беречься ярости, гнева, и иных душевредных волнений. В новоначальных безгневие сдерживается и блюдется, как некою браздою, слезами. И если выпустим бразду сию или неправильно воздействуем ею, то душа тотчас бесчинствует”.

3. Какие слова Нила Постника приводит о том же предмете Нил Сорский?

“Бес крайне завидует молящемуся человеку и всеми кознями силится отвратить от молитвы ум его, непрестанно возбуждая в памяти разные представления и в теле – приводя в движение все страсти для того, чтобы запнуть добрый подвиг и шествие молитвенника к Богу. Когда лукавейший дух после многих своих ухищрений не возможет воспрепятствовать крепкой молитве прилежно молящегося, то на время ослабляет свои действия, и потом с большею злобою наступает на него по совершении молитвы, и либо, возмутив его гневом на кого-либо, лишает душу того настроения, какое даруется молитвою, или, раздражив чувственность, помрачает ум. Ради того, – продолжает святой старец, – помолився, якоже подобает, ожидай, яже не подобает, и стой мужественно и бодренно, сохраняя плод свой. Ибо и сперва на то поставлен ты, чтобы делати и хранити (Быт. 2, 4). И так, делая и трудясь, не оставляй без охранения того, что стяжал трудом и деланием; без сего же никакой пользы не будет тебе от молитвы”.

4. Явно, что о делании и хранении святой Отец говорит, заимствуя слова сии из райской истории Адама: как он выясняет сие обстоятельство?

“Писание говорит: сотвори Бог Адама, и посели его в рай, еже делати и хранити рай (Быт. 2, 4). Райским делом назвал он здесь молитву; соблюдение себя, или своего сердца, после молитвы от злых и лукавых помыслов – хранением. Итак, если Господь удостоит нас посещения Своею благодатию во время молитвы, плача, Богомыслия, то да сохраним себя всячески от всяких недобрых помыслов, наипаче же – от худых слов и дел, и свои чувства да ограждаем бдительно, чтобы чрез них не воздвиглась на нас брань”.

5. А если вторгнется в душу что-либо непотребное, что внушает делать тот же Отец?

“Если же, против воли нашей – по нужде, душа наша впадет в какие-либо помышления, тотчас да прибегаем ко Творцу нашему с мольбою, и Он рассеет их. Прямее и благонадежнее сего нет иного способа. И таким образом при содействии Божием мы сохраним души наши в страхе Его, не попуская уму нашему рассеяться и ослабнуть от обуревания помыслов, ни быть расхищену от каких-либо суетных удовольствий, и удаляя от себя все то, от чего, может быть, при слабости ума, утрачено приобретаемое посредством умиления сердечного. После слез и после молитвы твердо и крепко да стоим в том же (т. е. в слезно-молитвенном) настроении духа!”

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Молитва Преподобного Нила Сорского

Преподобного старца Нила Сорского молитва и благодарение к Господу Богу нашему, имеющая покаяние и исповедание грехов и страстей.

Боже великий, страшный, крепкий, всемогущий, безначальный, бесконечный, невыразимый словом, непостижимый, непомыслимый, Царь царствующих и Господь господствующих, Творец, Содержитель и Промыслитель всего видимого и невидимого, единый предивный и всепремудрый в делах Своих, пребывающий на небесах и с нами здесь невидимо, — не действием только, волей и силой, но и существом и естеством везде сущий, и всегда слышащий, видящий и разумеющий все дела человеческие, и слова и помышления. Ибо и малейшее движение сердца неутаимо пред Тобою.
Ты знаешь, и все знаешь, — что нет иного грешника на земле, каков я. И не было иного никого от Адама до сего дня, кто бы так Тебя прогневал и такие тяжкие и чрезмерно многие, бесчисленные соделал согрешения, как я сотворил делом, словом и помышлением, сердцем и всеми моими чувствами, устремлением и расположением душевным и телесным. Ибо ни одного дня и часа, и малого часца без согрешения не провел я от младенчества до самого сего дня и все члены души и тела осквернил. От рождения моего всегда я во грехах. Того ради боюсь, трепеща, приближения горькой смерти и праведного Страшного суда Твоего и лютых грозных мук вечных, ждущих грешников, всех их горше согрешивший, я, окаянный, злобесный пес, нечистый и всескверный.
Боюсь ведь я, что и прежде смерти моей не претерпишь Ты преокаянства моего и предашь меня в нестерпимую беду искушений, и в совершенной погибели буду я на радость врагу и позор перед людьми, поскольку и ныне в особенности множество согрешений постоянно прибавляю всегда. И когда все это принимаю я в ум, от многого ужаса едва не прихожу в отчаяние и недоумеваю, что сделать и сказать, как и каким образом умолить Тебя и испросить прощение многих зол и тяжелейших согрешений моих.
Но поскольку Ты, Господи Боже, пресвятой, щедрый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, говорил через пророка: «Хотением не хочу смерти грешника, но чтобы обратился и жив был он» (Иез. 33, 11), — и по многой неизреченной благости Твоей предложил покаяние грешникам для отпущения грехов, спасения и оправдания, ибо через пророка сказал: «Говори ты первый грехи свои, чтобы оправдаться» (Ис. 44, 26), — и Давид, нас, грешных, наставляя и утешая, говорит: «Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, и вовек милость Его» (Пс. 105, 1; 136, 1), — и затем, Духом Твоим благим подвизаемые, отцы святые сказали, что нет греха, побеждающего человеколюбие Твое, кроме как грех без покаяния, — на это все надеясь, каясь, я исповедаю Тебе согрешения мои, Творцу и Богу моему, предстоя пред Тобою посрамленный своею совестью, не имея дерзновения из-за премногой тяжести злолютных дел моих. И ужасаюсь, говоря, поскольку воздух оскверняю словами моими, и недоумеваю, как их выскажу, поскольку очень много их, и — о каком прежде скажу, ибо все они безобразны и одно сквернее другого. Сверх меры ведь я согрешил, и нет зла в жизни, какого я бы не совершил.
Но Ты, Господь славы, сотворивший меня по образу Своему и по подобию, и благодатью бессмертия почтивший, и способность жить, двигаться и говорить даровавший, Сам дай мне дерзновение и научи меня, как подобает говорить и поступать, чтобы умолить Твое благоутробие и испросить прощение злых дел моих, поскольку весь я непотребен и мерзостен. Какое только не соделал я зло, или какой грех в душе и теле моем не осуществил? Делами ведь я соделал блуд, прелюбодейство, скотоложество, мужеложество, рукоблудие, деторастление, кровосмешение и разные истечения, и злотечения. И всякий блуд положил в душе моей, и все злодеяния и умышления козней сатаниных сотворил: гордыню, превозношение, высокомерие, любовластие, тщеславие, любовь к красованию, к миру, ложь, заклинания, клеветы, клятвопреступления, хулы, лаяния, воровство, разбой, святотатство, мучительство, убийства, немилосердие, несострадание, чародейства, волхвования, потворы, ереси, объядения, опивания, тайноядение, всегдаядение, лакомство, чревобешение, гортановещание, пьянство, блевание, непослушание родителей и досаждения им, празднословие, смехотворения, глумления, суесловие, советования ко греху, клеветы, осуждения, роптания, прекословия, многословие, злословие, сквернословие, любопрение, смех даже до слез, ненависть, зависть, ревность, златолюбие, сребролюбие, вещелюбие, многостяжание, скупость, лихоимство, самолюбие, обиды, насилия, мщения, непослушание, ярость, дерзость, гнев, злопамятство, лукавство, лесть, лицемерие, жестокосердие, злосердие, многий сон, всегдашняя леность и небрежение.
Этими и иными множайшими бесчисленными делами, словами и помыслами скверными, хульными и невыразимыми согрешил я в разуме и в неразумии, и за них всякого осуждения и проклятия достоин и подвержен им. Ибо многократно входил я в святую церковь и в алтарь недостойным, и причащался Святых Тайн, и прочие святыни принимал и касался их недостойно, и ныне дерзаю недостойно, и даже до дня смерти моей всегда недостоин и повинен я, и во осуждение себе причащаюсь, и недостоин я и очи мои возвести из-за стыда моего, ни видеть высоту небесную. И землю эту, ходя, я оскверняю, и самой жизни моей недостоин я. И знаю я, Господи, что недостоин от Тебя принять отпущение грехов моих, ибо больше вина моя, чем можно оставить мне. Где узнаю я человеческие грехи, что сравняются с моим беззаконием? Большее праотец наших зло я сотворил, и горше, чем они, съеденное в себе ощутил. Худшим Каина братоубийцей я был: душу мою и тело грехами убил. Хуже Ламехова убийства мое: ум мой убил я скверными помыслами в язву мне и язык презлыми речами — в горький струп мне. И больше Авимелехова братоубийства мое: как бы одним камнем разом все чувства и члены души и тела моего нечистым сладострастием я убил. Горше при потопе бывших беззаконовал я, злее содомлян сквернодействовал. Жестокосерднее фараона был я в отношении к словам и делам Твоим. Что роптание в пустыне роптавших по сравнению с моим всегдашним роптанием? Ничто злобный вопль ниневитян по сравнению с моими злобами! Что Сенахеримовы злочестивые повеления, безумное Рапсаково хуление по сравнению с моими хулами! Или Манасиевы согрешения по сравнению с моими согрешениями! Можно, объединяя, просто сказать: всех людей больше я согрешил, и из всех тварей сквернейший — я. Ибо все они, какими по естеству были, такие и есть, я же безмерные беззакония вопреки естеству творил. Воистину и зверей, и скотов несмысленных более нечист я и безумнее их действовал, и самих бесов хуже я, поскольку попал в их владение: волю их творю, как иной никто.
И удивляюсь я, незлобивый Господи, многому и преблагому Твоему долготерпению: как земля не разверзлась и не поглотила меня, как Дафана и Авирона, поскольку хуже тех я беззаконовал. И пламя не попалило меня, как в древности грешников: я ведь злее тех согрешил. И не был я еще предан сатане в конечную погибель: его волю бесстыдно я, безумный, исполнял.
Но, вот, Спасе, Ты премилостиво долготерпишь мое окаянство даже до сего дня, всячески моего обращения и покаяния ожидая. Однако же истинного покаяния я не имею. Ох, увы, плохо мне: как смогу помочь себе не погибнуть? «Кто даст главе моей воду и очам моим источники слез» (Иерем. 9, 1), — дабы, каясь, плакал я и, может быть, смыл бы скверну согрешений моих? Больше ниоткуда ведь не смогу обрести им очищение, потому что ничего не сотворил я благого никогда. Милостынею ведь и верою очищаются грехи, а я милости не сотворил никакой. Вера же моя мертва и недейственна, поскольку лишена благих дел. «Сердца сокрушенного и смиренного» (Пс. 50, 19) у меня нет, чтобы надеяться не уничиженным быть пред Тобою. Если бы брата своего я не осуждал, надеялся бы не осужденным быть. Но всегда языком и мыслью осуждаю согрешающих, а сам худшее делаю. Чужие грехи и малейшие разглядываю, а свои великие беззакония покрываю. С ближнего и малые заповеди спрашиваю, а сам все вместе презираю. Вовне благоговейно лицемерствую, а внутри всякого бесчиния и безумия исполнен. И если что мнимо благое и сотворил я когда, и то — мерзость пред Тобою, Господи, поскольку в гордыне и тщеславия ради и человекоугодия творю. Все время жизни моей в безумии я прожил, тело истлил, мирской суете работая. Душу неподобными деяниями в нечувствие привел, и жил как безбожник, не ведая Тебя, Творца, Бога моего. Ты же, Господи преблагословенный, не только это претерпел на мне, но и милости Своей и благодати великой удостоил меня. И чем больше зла я творил, Ты, все более умножая, умножал по отношению ко мне великодушие Твое, обращая и утешая. И благ многих сподобляя меня, еще же изъял меня из мира и сподобил образа этого святого, и поставил меня в чину службы Своей, милостью и строением Своим и благодатию. Я же при всем этом неразумен и неблагодарен был, и неустроенно и в небрежении то же по-прежнему творил, и данные Тебе обеты мои десятки тысяч раз преступил и образ этот осквернил и замарал многими грехами. И они, Владыка, делают меня безответным и безгласным.
И обо всем этом помыслив, — сколько раз обещал я отстать от зол моих, и вновь в те же и еще худшие впадаю; сколько раз говорю, что кладу начало в деле Твоем и буду по воле Твоей жить, и всегда лжецом оказываюсь; и ныне всегда с прилежанием к лукавому и скверному помысел обращен мой; и всеми страстями побеждаем я, — а помочь себе не могу. И если Ты, Господи, не поможешь мне, погибнет надежда моя. Уже ведь и тело мое в изнеможении, и время жизни моей кончается, и конец смертный приблизился, секира при корне дерева лежит (см.: Мф. 3, 10; Лк. 3, 9), и посечение моей бесплодной души готово, жатва предстоит, и серп изострен, и жнецы стараются плевел греховных наполненную душу мою взять и сожжению вечному предать, а я при этом всем в чувство прийти не могу. И что сотворю теперь? Только прибегаю к неисследованной бездне Твоего человеколюбия и вметаю себя в неизмеримую пучину Твоей милости, надеясь на неизреченное милосердие Твое. Яви на мне, Владыка, милость Свою: как претерпела благость Твоя юности моей и беспутство мое, и прогневание, так и в старости претерпи злодеяния мои. «Не яростию Твоею обличи меня, Господи, ни гневом Твоим накажи меня» (ср.: Пс. 6, 2), и не погуби меня за беззакония мои. «Грех юности моей и неразумия моего не помяни, Владыко» (ср.: Пс. 24, 7). «Если ведь на беззакония посмотришь, Господи, кто устоит?» (ср.: Пс. 129, 3) — особенно я, многогрешный, злой раб у Тебя, преблагого Владыки. Ради благодати Твоей помилуй меня, недостойного милости. Очисти меня от грехов, ибо много их. В отчаянии молюсь: пощади, пощади меня, Господи, прости согрешения мои, в разуме и неразумии совершенные, о которых я знаю и о которых не знаю, и избавь от готовящихся быть. Дай же мне руку помощи и восставь меня, еле живого, но до конца умерщвленного и на всем естестве имеющего неисцелимые язвы. Никому ведь невозможно их исцелить, только Тебе, всемилостивому Врачу душ и тел. Ты исцели, Господи, и отгони нападения вражеские, люто возмущающие душу мою. И дай же мне разум, и трезвение, и силу для Твоего святого дела. Ибо без Твоей помощи не можем мы никакое добро сотворить никогда. И сподоби меня умертвиться для суетных желаний мира сего. И Тебе известными судьбами прежде, чем до конца я погибну, хочу ли я или не хочу, спаси меня. Не попусти, Владыко, на меня искушения выше силы моей, или скорби, или болезни, но дай мне выдержку и крепость, чтобы с благодарением претерпеть все находящее на меня. Не посеки меня секирою смертною, как бесплодное дерево, не имеющего плода добрых дел, но сподоби меня прочее время жизни моей в истинном покаянии закончить, в соблюдении заповедей Твоих, и творить волю Твою, благую, благоугодную и совершенную. Даруй мне, Господи, в смиренном сердце непрестанную молитву. Утверди непоколебимым ум мой в стоянии добрых. Дай мне, Владыко, умиление и слезами да оплакиваю грех мой. И, Господи, благоподатель мой, подай же мне, не имеющему их, да согреется сердце мое слезы любви к Тебе и, душу мою огорченную усладив, дерзновение и обручение благодати прежде смерти даруй мне.
И сподоби конец, страшный, смертный, благим получить. Ущедри и помилуй тогда тяжкогрешную и многогрешную душу мою, и горькой невыразимой тогдашней нужды, скорби и болезни избавь, и не предай ее темным и лукавым бесам, но далеко отбрось их и невидимыми для меня сделай. Ангела светлого, мирного послав взять ее, кротко разлучи ее со скверным моим телом и чистой, благодаря покаянию и исповеданию, прими ее.
В страшный день праведного суда Твоего не обличи злых дел моих перед ангелами и людьми, но все рукописания грехов моих раздери и безвестными соделай, и вечной муки избавь, и спасенных участи сподоби молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, предстательством святых небесных сил бесплотных и всех святых мольбами. Да Тебя, единого Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святого Духа, благодарю я, покланяясь, чту, славлю и величаю языком, сердцем и умом, и всеми мыслями, и чувствами, и членами души и тела моего ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Какому святому молиться для приобретения жилья

НИЛ СОРСКИЙ

Преподобный Нил Сорский

Нил Сорский (+ 1508), преподобный, основоположник течения нестяжателей

Происходил из боярского рода Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского, где пользовался советами благочестивого старца Паисия (Ярославова), впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Затем преподобный странствовал несколько лет со своим учеником, монахом Иннокентием, по Восточным святым местам и, прожив долгое время в Афонских, Константинопольских и Палестинских монастырях, возвратился в Кириллов монастырь на Белоозеро.

Удалясь оттуда на реку Сору в Вологодской земле, он поставил там келлию и часовню, а вскоре вокруг них выросла пустынножительная обитель где иноки жили по скитским правилам, почему святой Нил и почитается начальником скитского монашеского жития в России. По завету преподобного Нила, в его знаменитом уставе составленном по образу восточных, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме – ясность, в сердце – сокрушение и любовь.

В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный Нил являлся основоположником движения нестяжателей. Он участвовал на Соборе 1490 года, а также на Соборе 1503 года, где первый подал голос за то чтобы у монастырей не было сел, а жили бы монахи трудами рук своих.

Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая 1508 года [1].

Почитание

Мощи святого Нила, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.

В преданиях Нилосорского скита хранится сказание, что во время посещения Белоезерских монастырей, царь Иоанн Грозный был в 1569 году в Нилосорской обители и повелел вместо деревянной, преподобным Нилом устроенной церкви, основать каменную. Но, явившись Иоанну в сонном видении, святой Нил воспретил это делать. Взамен неисполненного предприятия государь пожаловал скиту, за собственноручным подписанием, грамоту об отпуске монашествующим денежного жалованья и хлебного оклада. Грамота сия утеряна.

Труды

Составленный святым Нилом устав и “Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне” являются основополагающими текстами русского скитского монашества, устав – одним из первых монашеских уставов составленных на Руси. В нем преподобный Нил подробно излагает ступени спасительного мысленного делания.

На русском языке издано:

  • Устав – в Истории Российской Иерархии.
  • Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском, изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Москва, 1820, 1849 (Житие и писания святых отцев, т. I).
  • Преподобиый Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском в переводе на русский язык. С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей, Санкт-Петербург, 1864.

Молитвы

Удалився бегая Давидски мира, / и вся яже в нем яко уметы вменив, / и в месте безмолвне вселився, / духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле: / и Единому Богу изволив служити, / процвел еси яко финикс, / и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни. / Темже благодарственно вопием: / слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства, / слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна, / слава молитвами твоими и нас Спасающему.

Ин тропарь, глас 1

Мiрскаго жития отвергся и мятежа житейскаго бегая, преподобне и богоносне отче наш Ниле, не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих, и в пустыню вселився, процвел еси, яко крин сельный, отнюдуже прешел еси и в небесныя обители. Научи и нас, честно почитающих тя, твоим царским путем шествовати и молися о душах наших.

Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной воеводе)

Любве ради Христовы удалився мiрских смущений, радостною душею вселился еси в пустыни, в нейже подвизався добре, яко ангел на земли, отче Ниле, пожил еси: бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни. Еяже ныне сподобився, во свете неизреченыя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя, моли, молимтися, припадающе, чада твоя, сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний видимых и невидимых враг и спастися душам нашым.

Ин кондак, глас 3

Терпя, потерпел еси суетныя обычаи и мiрския нравы братий твоих, обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче, идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудех подвизався, ученьми твоими правыя стези указал еси нам шествовати ко Господу. Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.

О, преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мiрских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и яко ангел во плоти, пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того Единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати. Возлюбити всякую тесноту монашескаго жития, и возненавидети красная мiра сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мiре живущим, просветит ум и очи сердечная, еже ко спасению утвердит их в вере, и благочестии, и в делании заповедей своих, сохранит от лести мiра сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу, да в пустыни и в мiре жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности, и Того усты и сердцем прославим купно со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

«Скитского жития начальник»

Преподобный Нил Сорский и его поучения

Основателем скитского образа монашеской жизни на Руси по праву считается преподобный Нил Сорский. Ему принадлежит заслуга не только создания первого скита на наших землях, но и составления Устава монашеской жизни в нём. Память святого отмечается 20 мая.

Монашеский постриг

Преподобный Нил Сорский Довольно немногочисленные сведения о жизни преподобного Нила Сорского дошли до наших дней. Известно, что родился он в 1433-м г. в семье Майковых, вероятно, имевших дворянское происхождение и живших в Москве. То же, что в своих сочинениях сам Нил часто называл себя «невеждой и поселянином», исследователи объясняют лишь его глубоким смирением.

Первой обителью молодого подвижника стал Кирилло-Белозерский монастырь, где он и принял монашество. Своим духовным руководителем Нил имел опытного старца Паисия (Ярославова), который впоследствии стал игуменом Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Известно, что вместе со своим учителем преподобный принимал участие в Соборе в 1490-м г., на котором осуждалась ересь жидовствующих.

Паломничество на Афон

Вскоре и у самого Нила в обители появились свои ученики. С одним из них – иноком Иннокентием, происходившем из княжеского рода Охлебининых – Нил отправился в паломничество на Восток, в котором он побывал, как сам писал, «на Горе Афонской, в странах Цареградских и других местах».

На Святой Горе преподобный провёл несколько лет, очевидно, обучаясь умному деланию и изучая творения святых отцов. Сам он впоследствии вспоминал об этом времени: «Я, как пчела, перелетал с одного цветка на другой, чтобы изучить основы христианского жития и оживить свою зачерствевшую душу, дабы уготовить её ко спасению».

На Афоне Нил познакомился с неизвестным ещё тогда на Руси скитским устройством монашеского жительства. Очевидно, что уже тогда у преподобного появилось желание перенести этот образ жизни монашеской общины к себе на Родину.

Основание скита

По возвращении со Святой Горы Нил поселился вначале невдалеке от Кирилло- Белозерского монастыря, соорудив себе уединённую келлию. Однако суета общежительного монастыря мешала ему и здесь, почему преподобный удалился в ещё более уединённое место не реке Соре, расположенное в 15 км от обители. Местность эта была болотистой, окружённой лесами и весьма отстранённой по этой причине от мирской суеты. Здесь преподобный Нил и устроил первый скит, изначально построив себе келлию и выкопав колодец. Позже он воздвиг здесь ещё часовню.

Со временем и другие монахи, узнавая о подвижнической жизни святого и находя скитское жительство подходящим для себя, стали селиться невдалеке от келлии преподобного. Для удовлетворения нужд братии была устроена водяная мельница, а со временем на высокой насыпи, землю для которой носил сам Нил, был построен деревянный храм в честь Сретения Господня. Также была сооружена братская усыпальница, где раз в неделю совершалась панихида.

Особенности скитского жительства

Жизнь братии в устроенном преподобным Нилом скиту строилась по восточному образцу. Монахи ставили себе келлии на значительном расстоянии друг от друга, на расстоянии брошенного камня, и селились в них по одному. Виделись они не чаще двух раз в неделю за богослужением. На пропитание они должны были зарабатывать исключительно своим рукоделием, причём избирался именно такой вид рукоделия, которым можно было заниматься, не покидая келлии. Главным деланием монахов, таким образом, становилась непрестанная молитва и изучение Священного Писания.

Главным деланием монахов становилась непрестанная молитва и изучение Священного Писания

Известно, что сам преподобный Нил занимался сверкой списков церковных книг и их исправлением с целью наибольшего приближения к оригиналу. Именно на учении святых отцов и исполнении заповедей святой и старался строить всю духовную жизнь в скиту. Сам он писал, что искал ответ на любой неразрешимый вопрос лишь в Священном Писании или Предании, и если не находил, то откладывал вопрос на время и вновь искал, и находил ответ лишь в священных книгах. Так же он учил поступать и своих сподвижников. В связи с этим неграмотных монахов Нил в скит не принимал. Сохранились и некоторые собственные труды преподобного: несколько посланий и «Устав скитского жития».

Ошибочным, однако, будет считать, что жизнь в скиту преподобный Нил Сорский противопоставлял общежительному жительству монахов, отвергая последнее как неудобное для спасения. Об этом свидетельствует и тот факт, что в самом скиту Нил не совершал монашеских постригов – сюда приходили уже постриженные монахи из общежительных монастырей. Таким образом, скитское иночество заняло лишь место недостающего звена в уже сложившейся монашеской традиции, как средний путь между общежитием и отшельничеством.

Пример нестяжательности

Ещё одним обязательным условием жительства в скиту была крайняя нестяжательность монахов. Ничего лишнего в келлии они не должны были иметь, зарабатывали лишь столько, сколько необходимо для их пропитания. Для тех же монахов, кто в силу физической немощи не мог зарабатывать рукоделием, позволительно было брать милостыню у других, но только самую необходимую, чтобы жить без излишества. Не оправдывал Нил дух стяжательства иноков и необходимостью подавать милостыню. Он считал, что главная милостыня монахов состоит в духовном совете и слове утешения.

Свою позицию крайнего нестяжательства преподобный выразил на Московском Соборе 1503 г., на котором он выступал за то, чтобы монастыри отказались от владения селами. Это вызвало противостояние между «нестяжателями» и сторонниками игумена Иосифа Волоцкого («иосифлянами»), который отстаивал право монастырей на владение имениями. И хотя сторонников позиции Нила Сорского тогда оказалось намного меньше, сама идея нестяжательства ещё долгое время была поддерживаема многими иноками и даже целыми монастырями.

Завещание преподобного Нила

7 (20) мая 1508 года, на праздник святых жен-мироносиц, старец Нил преставился. Будучи смиренным при жизни, он желал остаться таковым и по смерти, что выразилось в завещании похоронить его без всяких почестей или же отдать тело на съедение диким зверям. «Ибо оно тяжко согрешило пред Богом и недостойно погребения», – писал он в своём завещании. Эту часть завещания иноки не исполнили и погребли тело преподобного Нила у стен построенного им храма Сретения Господня. В более поздних источниках упоминается и часовня, построенная над гробом святого.

Ещё задолго до своей смерти Нил передал своему верному ученику Иннокентию и распоряжения относительно основанного преподобным скита: «Здесь же как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти». Сам святой неоднократно свидетельствовал своё покровительство над обителью и по смерти. Так, когда в 1569-м году царь Иоанн Грозный хотел построить каменный храм вместо деревянного, сам преподобный Нил явился ему во сне и строго запретил это делать.

Спустя много веков после этого – в 1840-е годы – вновь возникла идея строительства каменного храма в Нило-Сорской пустыни на месте старого. Однако когда начали вестись строительные работы, своды нового храма рухнули, но при этом чудом удалось спастись находившимся там строителям. Позже над могилой преподобного всё же был воздвигнут храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В советские годы скит преподобного Нила был закрыт и отдан в пользование вначале Дому инвалидов, а затем – в 1961-м году – психоневрологическому интернату. Со временем были обнаружены останки одного из монахов, как предполагали, самого Нила Сорского. Долгое время они хранились в музее и лишь в 2001-м году были отправлены в Москву на экспертизу. Однако после этого в интернате случился большой пожар и ряд других трагических событий, в связи с чем было решено вернуть останки назад и положить их на старое место – под полом бывшего Тихвинского храма, теперь служившего столовой для больных. Так завещание преподобного Нила Сорского о погребении его останков без почестей было исполнено спустя много веков.

Поучения преподобного Нила Сорского

О борьбе со страстями

Ум свой должно содержать в великом благоговении, надежде на Бога, чтобы все делать к благоугождению Его, а не из тщеславия и человекоугодия, постоянно помня, что Господь всегда с нами, все наполняющий и вездесущий. Создавший наше ухо и око все слышит и видит.

Труды телесные требуются только от крепких силами и здоровых, сообразно силам каждого; мысленное же делание, постоянное блюдение ума в благоговении, памятовании о Боге, в любви к Нему, – требуется от всех, даже и находящихся в великой болезни.

Страсть, во всех своих проявлениях, подлежит или соразмерному с виною покаянию, или будущему мучению.

Нужно непрестанно каяться и молиться об избавлении от всякой страсти. Будущей же муке подлежат не за брань врага, а за свою нераскаянность.

Будущей же муке подлежат не за брань врага, а за свою нераскаянность

Отгонять и искоренять помыслы могут только совершенные в духовной жизни, а противостоять им – преуспевающие в ней. А новоначальные и немощные только молятся об избавлении от них и стараются дурные помыслы заменить хорошими…

Самые помыслы гневные нужно искоренять из сердца, что и будет полным сердечным прощением. Великую же победу над гневным помыслом одерживает тот, кто не только прощает, но и молится за оскорбителя.

Побежденный духом гордости сам для себя и бес, и враг и в себе самом же носит готовую для себя погибель.

Слово Божие никто не должен утаивать по своему нерадению, но, сознавая свою немощь, не скрывать и Божией истины, чтобы, наряду с преступлением заповедей, не быть нам повинными и в превратном толковании другими Божиих слов.

О молитве

Много добродетельных деланий, но все они – частные; сердечная же молитва – источник всех благ, она напояет душу, как сады.

Молиться за брата – это есть любовь и прощение, а призывать в помощь его молитвы – это уже есть смирение.

Умная молитва выше телесной; телесное делание – лист, а внутреннее, умное – плод.

О скорбях

Без попущения Божия враг не может сам по себе причинить нам ничего: он опечаливает дух наш не столько, сколько бы ему хотелось, но сколько попустит ему Бог.

Если скорбь приходит от людей, претерпевать ее нужно благодушно, нужно молиться за оскорбителей, твердо зная, что не без Промысла Божия случается все с нами, но Бог устраивает нам это на пользу и для спасения наших душ.

Хотя в настоящее время посылаемые скорби и кажутся нам бесполезными, но впоследствии мы увидим, что истинно полезно нам не то, чего мы сами желаем, но то, что устраивает Бог.

Душа, желающая угодить Богу, должна запастись терпением и надеждою

Прежде же всего душа, желающая угодить Богу, должна запастись терпением и надеждою. Ибо в том и состоит хитрость врага, чтобы навести на нас уныние и чрез то лишить надежды на помощь Божию. Но Бог никогда не попускает врагу одолевать душу, уповающую на Него, поскольку знает немощи наши.

Иноческая милостыня в том, чтобы помочь брату во время его нужды советом, утешить его скорбь мудрым рассуждением. Но это дело способных, для новоначальных же составит милостыню претерпевание скорбей, обид и укоризны от братий.

Без искушений никто никогда не может получить венца, потому, находясь в искушении, должно возблагодарить Господа, Благодателя и Спасителя нашего!

Бог терпит все немощи человека, всегда же ропщущего не потерпит, даже и накажет его.

Нам нужно иметь скорбь полезную, скорбь о грехах наших, с доброю надеждою на милосердие Божие чрез покаяние, зная, что нет греха, который бы победил человеколюбие Божие, что оно все прощает кающимся и молящимся. Этим-то скорбь для человека растворяется радостью, делает его усердным ко всякому добру и терпеливым во всех злоключениях.

Источники:

  1. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / Изд. подг. Г.М. Прохоров. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.
  2. Преподобный Нил Сорский // Поселянин Е. Избранные жития святых. М: Артос-Медиа, 2011.
  3. Полное житие преподобного Нила Сорского
  4. Правдин А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни
  5. Еп. Иустин. Преподобный и Богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и Устав его о скитской жизни
  6. Великие русские старцы. Преподобный Нил Сорский (1433–1508)

Нил Сорский

В православной среде Нил Сорский известен как основатель скитского подвижничества на русских землях. Жизненный путь праведника стал примером для многих христиан, а его труды, написанные более пяти веков назад, не теряют своей актуальности и сегодня.

Жизненный путь Нила Сорского

До рождения Нила Сорского было всего два вида монашества — общежительный и отшельнический. При общежительном устройстве быта монахи жили в общих кельях, вели совместное хозяйство. Отшельнический образ жизни не допускал соседства с другими людьми. Скитское же отшельничество подразумевало, что монахи будут жить неподалеку друг от друга, несмотря на то, что подвизались они по отдельности.

Интересно знать! Понятие «подвизаться» в Православии означает — совершить подвиг или доброе дело во благо своей души.

О детстве и юношестве Святого дошло мало сведений. Известно, что родился он приблизительно в 1433 году. Сам монах говорил, что родился в бедной семье, был необразованным, его родители были простыми крестьянами и не могли дать детям образование.

Однако мудрость Святого, его нетипичные для крестьянина рассуждения, познания в различных областях науки и сферах жизни наталкивают на мысль, что в действительности Нил Сорский происходил из знатного рода.

Известно, что до принятия монашеского пострига он занимался переписыванием книг. Бесконечное смирение и отрешенность от мирских дел могли стать причиной, по которой старец скрывал свое происхождение.

Интересно знать! Историки считают, что праведник происходил из дворянского рода Майковых.

Свой путь отшельника Нил Сорский начал в Кирилло-Белозерском монастыре. Старец Паисий Ярославов, проживавший в этом монастыре, обучал молодых иноков навыкам аскетической жизни. Здесь монахи постигали азы монашеской жизни, учились молиться, непрестанно трудились, соблюдали посты.

Несмотря на молодой возраст, имя Нила Сорского часто упоминается в летописях монастыря, наряду с почитаемыми старцами. Монах принимал участие в хозяйственных делах, занимался переписыванием книг.

Нил прожил хорошее время в монастыре, его не тяготил монашеский уклад жизни, но спустя некоторое время подвижник вместе со своим учеником отправился в путешествие по святым местам. Их путешествие длилось долго, много обителей и храмов иноки успели посетить, прежде чем добрались до Афона.

На Афоне Нил Сорский прожил достаточно долго. У мудрых афонских старцев Нил перенимал опыт пустынножительства. За это время он полюбил уединение, проникся ощущением покоя и радости от духовного созерцания.

Сердце подвижника стремилось к священному безмолвию, ведь в пустыне праведник в первую очередь искал не уединения, а Бога. Здесь Нил Сорский выучил греческий язык и прочел много сочинений Святых Отцов Церкви.

Вернувшись в родные земли, Нил принял решение жить не в обители, а в пустынной местности неподалеку. На новом месте праведник поставил крест, построил скромный скит, вырыл небольшой колодец. Здесь Нил Сорский начал новую жизнь в молитве и уединении.

Интересно знать! Место, которое выбрал подвижник для совершения своего отшельнического подвига, находилось рядом с рекой Соркой. Именно поэтому праведника в будущем стали называть Нилом Сорским.

За мудрым советом и наставлениями к праведнику потянулись молодые иноки. С каждым годом их становилось все больше, поэтому было принято решение построить деревянную церковь рядом с домом предстоятеля. На месте будущего храма сначала сделали каменную насыпь, так как строить приходилось на болотистой местности.

Общими усилиями храм был воздвигнут в короткий срок. Жизнь и быт иноков нового монашеского скита строился по примеру аскетической жизни афонских старцев. Как и в любом монастыре, жизнь монахов проходила в труде и молитве. Придя в монастырь, иноки отказывались от любых бытовых благ, материального имущества. Все свободное время братья проводили в изучении Священного Писания, молитвах и богослужениях.

Интересно! Богослужения в скиту Нила Сорского были строгими и максимально полными, например, всенощная служба длилась действительно целую ночь.

Противостояние с Иосифом Волоцким

Нил Сорский руководил монастырем всю свою жизнь и редко покидал его. В 1491 году старец участвовал в Соборе, посвященном противостоянию жидовствующей ереси. К тому времени подвижник снискал всенародную славу высокодуховного человека, и к его мнению прислушивались даже высшие духовные чины.

С его помощью и при участии других защитников Православия, очаги ереси были подавлены. Особо горячо мнение подвижника поддержал на соборе Паисий Ярославов. Уважаемый старец из Кирилло-Белозерской обители во всем был согласен со своим учеником.

На первом соборе у Нила Сорского и Иосифа Волоцкого возникли первые конфликты. Нил Сорский и его последователи резко осуждали любые проявления ереси, но не требовали применения высших мер наказания к ее распространителям. Многие из них были обмануты, некоторых апологетов ошибочного религиозного течения стоило заключить в тюрьмы, изолировав таким образом от общества.

Нил Сорский считал смертную казнь слишком жестоким методом борьбы. Иосиф и Геннадий Волоцкие придерживались радикальных мер в отношении еретиков — всех распространителей ереси предполагалось казнить, выжигая подобную «заразу» каленым железом. По их мнению, любые другие методы борьбы были бы неэффективными.

Нил Сорский был далек от проблем мирян, он междоусобных разбирательств и настроения властей. Праведник считал, что христианского покаяния достаточно для того, чтобы не наказывать человека за ошибочные суждения. Наказывать предполагалось только особо упорствующих, чтобы они не смущали неокрепшие умы ошибочным учением. Сторонники Нила Сорского называли «осифян» чрезмерно жестокими, утверждая, что подобными действиями они сами становятся на путь жидовствующей ереси.

Интересно знать! Понятие жидовствующей ереси в Православии объединяет несколько религиозных течений, преимущественно сконцентрированных в Новгороде и Москве.

Этот период был уникальным для Руси средних веков, когда на русских землях придерживаться другого вероисповедания могли только жители других стран. Еретические течения зародились среди торговцев, которые посещали сами другие страны и общались с иностранными купцами, приезжающими в Россию.

Именно поэтому центром духовного противостояния стали Новгород и Москва — города, которые были крупнейшими торговыми центрами Руси. Власти сложно было уследить за тем, что именно проповедуют заезжие книжники простым людям, несмотря на то, что осуществлять миссионерскую деятельность на территории русского государства иностранцам было запрещено. Жидовствующая ересь возникла после смешивания христианских и иудейских догматов.

Второй раз старец посетил Собор, когда на нем рассматривался вопрос о монастырском имуществе. Предстоятель выступил с резкой критикой сторонников монастырских землевладений. Он считал, что монастыри не могут владеть селами и большими земельными угодьями.

Все монахи его обители кормились собственным трудом. Любая забота о прибыли противоречит монашескому подвигу. Мнение подвижника горячо поддержали иноки Белозерской пустоши. На этой почве между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким вновь возник жаркий спор.

Расхождение во взглядах предстоятелей Церкви тех времен усугублялось, в церковной иерархии наметилось образование противоборствующих церковных групп. Преподобный Иосиф ревностно отстаивал право монастыря на владение землями и имуществом, считая, что это не имеет ничего общего со стяжательством.

Он говорил, что церковные владения делают Церковь более независимой от государства. Материальные средства, попавшие во владения Церкви, давали возможность строить новые храмы и осуществлять благотворительную деятельность. В конечном итоге на соборе победило мнение Иосифа Волоцкого.

Важно! Иосиф Волоцкий — деятель Русской Православной Церкви, талантливый церковный писатель, покровитель православного хозяйствования. Канонизирован и почитается в лике Святых с 1579 года.

Конфликты, возникавшие в церковной среде, отражали процессы, происходящие в молодом русском государстве. На Руси шел период самодержавия, который был связан с непростыми вопросами распределения власти и собственности.

Последние годы жизни Нила Сорского

Последние годы жизни предстоятеля прошли в его родной обители. Сам подвижник не считал себя безгрешным и особенным. Чувствуя скорое приближение смерти, преподобный Нил приказал своим ученикам не проводить торжественного погребения и не хоронить его тело с почестями. Старец завещал оставить тело на съедение диким животным. Даже находясь на смертном одре, он проявлял удивительную кротость и смирение.

Творения

Главными книгами из духовного наследия, дошедшего к нам от преподобного Нила, считаются «Предания» и «Устав о скитской жизни».

«Устав» можно считать главным трудом Нила Сорского. Книга состоит из 11 глав и представляет собой не регламент монастырской жизни, а мудрые наставления в духовной борьбе. Смысл книги заключается в том, чтобы объяснить инокам, как именно им предстоит подвизаться, чтобы спастись.

В частности, старец давал напутствие инокам о том, как следует противиться блудным страстям, как укрепляться для совершения духовных подвигов. Многие люди, с рвением приступающие к духовной борьбе, быстро выгорают и опускают руки.

Подвижник учит, как сохранить силы для этой борьбы на протяжении всей жизни. Борьбе с разными страстными помыслами посвящены отдельные главы книги. В своем труде праведник также подробно говорит о Страшном Суде, о попечении об истинном.

В «Преданиях» же уделяется много внимания описанию монастырского быта, отношению к материальным благам, общению с людьми из мира. Помимо этого старец также давал душеполезные советы о противодействии блудным помыслам.

Основные положения «Предания»:

  • Пропитание, согласно учению старца, иноки должны были добывать своим трудом.
  • Принимать милостыню отшельникам полагалось только в случаях тяжелой болезни и крайней нужды.
  • Церковный быт следовало организовывать просто, без излишеств. В церкви не должно было быть изделий из драгоценных металлов.
  • Посещать скит мужского монастыря женщинам строго запрещено.
  • Основным принципом скитской жизни было полное нестяжательство, ни у кого из монахов не было своих личных вещей.

Память о Святом

Мощи Нила Сорского хранятся в основанном им монастыре. Обитель, основанная Святым Старцем, прекращала свою работу в советское время. В 90-е годы прошлого века монастырь возродил свою деятельность. Монахи обители живут и трудятся, согласно заповедям Старца, продолжая его дело.

Образ Святого нашел свое отражение во многих иконах. Святые образа с изображением Нила Сорского часто украшают стены православных храмов, такие иконы можно часто встретить в домашних иконостасах православных верующих. Перед иконой праведника христиане читают молитвы и акафисты в дни его памяти.

Важно! День памяти Святого — 9 июня. В честь подвижника названы несколько православных храмов России.

Нил Сорский — яркий пример русского православного подвижничества. Образ Святого стал примером для всех последующих поколений православных христиан.

Православная молитва – Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: pravmolitva@mail.ru
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

О чем молятся преподобному Нилу Сорскому

Основатель скитского жития на Руси, основоположник нестяжательства Нил Сорский (1433–1508) происходил из рода бояр Майковых (по другим сведениям, он был выходцем из крестьян). Принял иночество в Успенской Кирилло-Белозерской обители, где и подвизался несколько лет. Затем паломничал по святым местам, изучал творения древних святых отцов и монашескую жизнь на Афоне, в Палестине и константинопольских монастырях. Вернувшись на родину, он построил себе келью недалеко от Белозерского монастыря, затем перешел в Вологодскую землю и основал первый русский скит на берегу реки Сорки (отсюда прозвание – Сорский).
Святой учил иноков: добывать пропитание трудами своих рук; милостыню принимать только в случае болезни или крайней нужды; не выходить из скита; не украшать церковь дорогими изделиями; пребывать в посте, жажде и труде, с некоторыми послаблениями для пожилых и больных; не допускать в скит женщин. Главным подвигом должна быть борьба со своими страстями и помыслами, тогда в душе рождается мир, в уме – ясность, в сердце – сокрушение и любовь. Нил Сорский отличался нестяжательностью, трудолюбием и строгой монашеской жизнью. Он обладал большим авторитетом: советами старца пользовались не только монахи и простые люди, но и русские иерархи. Преподобный известен также как духовный писатель, уделявший большое внимание вопросам веры. Нил Сорский отошел ко Господу 7.05.1508 г.
Святому молятся об укреплении в вере и благочестии, о даровании любви к Богу, возможности и сил исполнять Его заповеди, о помощи в борьбе с греховными страстями, прилогами и дурными помыслами, вражескими искушениями. Преподобного Нила молят также испросить у Господа для православных христиан все необходимое для их земной жизни, прощение грехов, мирную и безмятежную жизнь, любовь и долгоденствие, а для российского воинства – укрепление в верном служении Отечеству.

Молитва преподобному Нилу Сорскому

О преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты любве ради Божия от мирских смущений удаляяся, в непроходней пустыни и в дебрех вселитися изволил еси, и, яко лоза благоплодна, чада пустыни умножив, словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели явился еси; и яко ангел во плоти пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, под кровом твоим жительствующих, непреткновенно по стопам твоим ходити и Господа Бога всем сердцем своим любити, Того Единаго вожделети и о Том Едином помышляти, мужественно же и благоискусно противу долу влекущих помыслов и прилогов вражиих пратися и тыя всегда побеждати; всякую же тесноту монашескаго жития возлюбити и красная мира сего, любве ради Христовы, возненавидети помози нам; всяку же добродетель, в нейже сам потрудился еси, в сердцах наших насадити нам пособствуй. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечныя, еже ко спасению, утвердит я в вере и благочестии и в делании заповедей Своих, сохранит же от лести мира сего, и оставление грехов дарует всем христианом, таже и вся потребная ко временному житию всем приложит. Да всякое начало и власть, и все воинство на путь правды и верности да управит; да тако вси христиане, в пустыни и в мире жительствующии, тихое и безмолвное житие поживут во всяком благочестии и чистоте, и Христа усты и сердцем прославят, купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.

▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru

Главная – pravmolitva

Тематические и традиционные молитвословы, акафисты, духовная литература.

Читайте также:  Как выбрать святого которому молиться
Добавить комментарий