Святой сильвестр омский о чем молятся

Святой сильвестр омский о чем молятся

Наш небесный покровитель – Священномученик Сильвестр

Подробности Категория: Разное Опубликовано Ноябрь 11, 2012 Просмотров: 12738 26 февраля по православному календарю – День памяти священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского. До революции жития святых были любимым чтением русского народа. В них находили интересное и поучительное, это был пример «строить жизнь с кого». Они представляли читателям недосягаемые идеалы чистой жизни и служения. Потому и называли святых подвижниками.

29 ноября 1998 года впервые в истории Омской епархии состоялась канонизация. К лику местночтимых святых был причислен архиепископ Сильвестр. А в июле 2000 года юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви святитель Сильвестр Омский был прославлен как новомученик Российский.

Священномученик Сильвестр, в миру Иустин Львович Ольшевский, родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Киевской губернии в семье диакона. Во время учебы в Киевской духовной семинарии был «очами и пером» профессора архимандрита Сильвестра (Малеванского), помогая ослепшему ученому писать научные труды. По рекомендации профессора он поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1887 году в числе первых со степенью кандидата богословия. Тщательно проработав учения пришедших в Россию с Запада протестантских сект, Иустин Львович выбрал стезю миссионера. Двадцать лет его миссионерских и педагогических трудов были связаны с Полтавской епархией. В Украине Сильвестр был широко известен неустанными трудами на ниве духовного просветительства. Когда епископа спрашивали, есть ли у него дети, он отвечал, что у него 50 тысяч богоданных детей — все дети Полтавской епархии.

По примеру своего учителя, отличавшегося аскетизмом, Иустин Львович выбрал для себя наискромнейший образ жизни. Он никогда не стремился к обладанию материаль­ным богатством, ограничивал себя во всём. У него не было имущества, он много лет жил в скромной келье при монастырской гостинице. Всё время он посвящал работе и молитве. А летние каникулы — паломничествам по святым местам.

Иустин Львович Ольшевский принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестра только в 50 лет. А до этого вел жизнь монаха в миру. Когда в 1892 году по разрешению Святейшего синода в виде исключения его посвятили во священники в сущем состоянии, то есть неженатом, духовенство по-разному отреагировало на этот жизненный шаг святителя. Тогда на приходах, вне монастырей, служили батюшки исключительно из белого духовенства. Впоследствии же в газете «Полтавские епархиальные ведомости» писали о том, что некоторое недоверие с годами сменилось чувством беспредельного уважения. Стало ясно, что отец Иустин являет в своем лице пастыря высокого христианского душенастроения и мировоззрения, пастыря исключительной силы воли и характера. Как когда-то на него оказал влияние пример высокой жизни архимандрита, впоследствии епископа Сильвестра Малеванского, так и свет его собственного повседневного подвига освещал путь христианского служения молодому полтавскому духовенству.

Святитель Сильвестр никогда не повышал голос. Вместо нагоняя мог сделать подчиненным деликатный укор. Бывает, такими качествами пользуются нерадивые работники. С ним же такого почти не случалось.

На протяжении всей жизни у святителя Сильвестра был высокий авторитет в самых разных кругах. Успех миссионерской деятельности зависит от умения убеждать. Его слушали внимательно и православные, и колеблющиеся в убеждениях, и отпавшие от веры, и раскольники-старообрядцы, и сектанты, и толстовцы. После написания трудов о том, как следует вести просветительскую работу, отец Иустин стал считаться одним из самых знающих специалистов по этой теме в России.

Будучи сам представителем интеллигенции, владыка, еще священником, написал книгу для образованных людей «В вере ли вы?», уловив те глубинные тенденции духовных шатаний, которые и привели к краху страны. О святителе Сильвестре современники писали, что ему были присущи чарующая простота общения, искренность, сердечная отзывчивость. Из скромности он долго отказывался от сана архиерея. А когда принял его, воспринял как свой долг и крест.

В день хиротонии во епископа 15 января 1911 года, провидя будущее Церкви и свою судьбу, святитель Сильвестр сказал: «Ныне, более чем когда-нибудь, христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества… Трудно и страшно ныне архипастырствование».

Сибирь. Война.

4 июня 1915-го Указом Священного синода преосвященный Сильвестр стал епископом Омским и Павлодарским. Имея благочестивую привычку перед всяким трудным делом или испытанием молиться у прославленных святынь, владыка, прежде чем направиться в Омск, совершил паломничество в Иркутск, поклонился святым мощам святителя Инно­кентия и попросил у него помощи.

Служение владыки в Омске выпало на трудное время Первой мировой войны и революции. Но как много он успел! Создал Сибирский патерик — жизнеописания подвижников веры. Выхлопотал у Государя императора решение о бесплатном обучении в духовных учебных заведениях детей георгиевских кавалеров. В 1917 году даже вышел царский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра. Владыка собирает средства в помощь беженцам, учредив для этого епархиальный комитет. В Покровском, Знаменском монастырях размещают беженцев. В Параскевиевской и Соборной школах приютили 200 человек. Даже в своем архиерейском доме святитель поселил две семьи — семью католиков и семью псаломщика Минской епархии с восемью детьми. Он был очень добр к людям и любил детей. В 1915 году открыл приют для детей раненых и увечных воинов, в котором трудились послушницы монастыря. В продолжение миссионерского служения епископ Сильвестр ведет работу в лагере военнопленных, и около 500 чехов, русинов, поляков изъявляют желание принять православие. Чин присоединения инославных к нашей вере владыка торжественно совершает в Успенском кафедральном соборе.

В 1916 году в Тобольске прошли великие торжества по прославлению митрополита Иоанна Тобольского. В них владыка Сильвестр принял участие вместе со своей паствою, которая шла в Тобольск из Омской епархии пешими Крестными ходами.

2 февраля 1917 года епископ Сильвестр отмечал двадцатипятилетие служения в священном сане. Он не хотел праздновать юбилей, но духовенство епархии попросило разрешения отметить эту дату. Протоиерей Успенского кафедрального собора о. Александр Соловьёв в поздравительном слове юбиляру назвал служение владыки Сильвестра подвигом и сказал: «Христос — ваша сила, ваша радость, цель вашей жизни…» Крепостью веры и цельностью взглядов святитель поражал всех, кто с ним общался.

А спустя только месяц после торжества, проходившего в привычной, спокойной обстановке, грянула Февральская революция. 4 марта на проповеди во время богослужения в Успенском кафедральном соборе епископ Сильвестр сообщает пастве о свершившемся государственном перевороте.

Отныне все заботы архиерея посвящены умиротворению народа. В проповедях он говорит об исполнении долга перед Родиной, о мире внешнем и мире внутреннем, просит молиться о Божьей помощи Временному правительству.

10 марта 1917 года на площади перед Успенским собором проходил праздник гражданских свобод. Омское духовенство приняло решение принять участие в этом событии во имя блага и спокойствия. После литургии на площадь пришли Крестные ходы изо всех омских церквей. Владыка обратился к народу. После него выступали представители баптистов, католиков, иудеев, и прошел парад войск. Этот день продемонстрировал, что в тревожное время на Омской земле можно сохранять согласие.

Всё изменилось с приходом к власти большевиков. Начались гонения на Церковь. Как только был обнародован декрет об отделении Церкви от государства, новые власти потребовали от владыки Сильвестра передать в их распоряжение здание и имущество Духовной консистории и даже архиерейский дом. Это произошло 2 февраля 1918 года. Прошел слух, что в Успенском кафедральном соборе собираются устроить лазарет. Протоиерей Успенского кафедрального собора о. Александр Соловьёв сказал проникновенную проповедь на эту тему. После службы на Соборной площади начался митинг, разогнанный красногвардейцами. Так было по всей России. По призыву Поместного собора народ ответил на притеснения Крестными ходами.

В Омске в воскресенье, 4 февраля, было прочитано послание Патриарха Тихона. Общегородской Крестный ход возглавил преосвященный Сильвестр. Шествуя из Успенского собора по улицам города, грандиозный Крестный ход останавливался у каждого храма, владыка служил молебен, а потом обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым грозит разорение.

Через день, в три часа ночи с 5 на 6 февраля, к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд под командованием Шебалдина. Стали стучать в двери. Незваные гости грозили, что будут стрелять и взорвут двери. И тут на колокольне Успенского собора прозвучал набатный звук колокола. Звонарь поднялся на колокольню, чтобы возвестить о беде и собрать омичей. Он был ранен, но его благородный порыв был подхвачен звонарями других храмов. Тревога разлилась по городу, и, как полагается в годину народных испытаний, люди шли и шли, заполняя площадь и улицы вокруг. Каратели бежали. Владыка вышел к людям. И тут вооруженный отряд вернулся, ворвался в дом. Большевики, бранясь, кричали: «Где архиерей?» — «Я архиерей», — ответил владыка. Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав надеть теплую одежду, увели. Из револьвера был убит эконом владыки Николай Цикура, ныне также прославленный в лике новомучеников Российских.

В дом пришла следственная комиссия, опечатала покои. А народ не расходился, требуя освобождения епископа. Этот напор возымел действие. Преосвященного Сильвестра отпустили 8 февраля, взяв подписку о невыезде. Владыка сразу дал телеграмму патриарху Тихону: «Освобожден. Ожидаю революционного суда. Народ привязан к Церкви».

Да, тогда еще народ в основной своей массе был верующим, и его возмущения побаивались самозванцы у власти. Сбывалось предвидение владыки о трудностях архипастырства. В августе 1918-го он ездил в Тобольск, чтобы принять участие в погребении епископа Гермогена, утопленного большевиками в реке Тобол…

Архиепископ Сильвестр возлагал большие надежды на Александра Васильевича Колчака. В ноябре 1918-го, когда Сибирь стала «белой», в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири. Владыка Сильвестр, возведенный патриархом Тихоном в сан архиепископа, был избран главой Высшего временного церковного управления Сибири. Тем самым вновь был подтвержден авторитет омского архиерея и статус города как Третьей столицы России. Первое, что сделал архиепископ на новом посту, — отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, возобновили работу пять Сибирских духовных семинарий и пять училищ.

Александр Васильевич Колчак был глубоко верующим человеком, и борьбу с «красными» отождествлял стоянию за Родину и православие. Точно так же воспринимает свой долг и миссию владыка Сильвестр. Он благословляет Дружины Святого Креста и отправляет на передовую проповеднические отряды. Они, вопреки утверждениям победившей в Гражданской войне стороны, безоружные. Они идут с Крестом, молитвой и словом, обращенным к сердцу воинов.

Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более 60 тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Для армии и народа стали издаваться периодические издания «Сибирский благовестник», журнал «За Святую Русь».

Из «белого» Омска святитель Сильвестр пытается защитить Церковь, угнетаемую на территории, занятой большевиками. Он обращается к папе Бенедикту XI по поводу гонений Советов на православие, уповая на братскую сплоченность христиан, шлет телеграмму архиепископу Кентерберийскому.

Из Ватикана следует телеграмма-заклинание от имени главы католиков Ленину остановить преследование служителей Бога. Но у вождя большевиков были другие планы…

Сибирский архипастырь принимает участие и в сугубо мирных инициативах адмирала. Так, например, он благословляет созданную в Омске Дирекцию маяков и лоций, служит молебен по случаю отплытия на пароходе «Святой Николай» научной экспедиции к Северному полюсу.

Мученик за веру

Когда Белая армия покидала Омск, вместе с ней ушли архиереи, спасавшиеся в Омске от большевиков. Наверное, и владыка Сильвестр мог бы уйти из Омска с «белыми» и выжить, оказавшись в эмиграции. Он знал, что ничего хорошего от большевиков ждать не приходится. Он был на выборах патриарха в Московском Кремле, когда большевики палили по святыням из орудий. Он знал и говорил об уже замученных 20 владыках и 1000 священнослужителей, хоронил епископа Гермогена, сам пережил арест. Но паству высокопреосвященный Сильвестр бросить не мог. Понимал, что бегство было бы малодушием, и мужественно смотрел в глаза грядущим невзгодам.

Они начались сразу, как только «красные» заняли Омск. Владыку арестовали и два месяца истязали в застенках ЧК. Святитель умер 26 января, через 19 дней после убийства Колчака.

Цинизм новой власти был в том, что уничтожая не только простых граждан, но и известных людей, палачи не оставляли официальных свидетельств. Был человек — и нет его. И ни строки в документах о том, что с ним сделали.

У большинства жертв политических репрессий нет могил, их тела сваливали в котлованы и рвы, на месте которых потом строились промышленные объекты. Но священномученик Сильвестр обрел свое место упокоения в храме, где была его кафедра. Можно предположить, что в 1920 году машина репрессий была еще не так отлажена, как впоследствии, в 1930-е годы, и людям из окружения владыки Сильвестра каким-то чудом удалось уговорить или подкупить стражу тюрьмы, чтобы тело убиенного было отдано для христианского погребения. Всё делалось в строжайшей тайне, так что в течение десятилетий в городе не было распространено ни слухов, ни легенд о возможном месте захоронения архиепископа.

Чудо обретения мощей

16 июля 1891 года был заложен Успенский кафедральный собор. А 16 июля 2005 года, через две недели после начала изысканий, произошло событие, которого никто не ожидал.

Сначала всплыла икона. Словно в продолжение легендарных явлений икон, приплывших к людям, и эта была обнаружена в воде на раскопках Успенского собора. Небольшая доска размером 22×11 см. На лицевой стороне изображение стерто, а на обратной ясно читается надпись: «Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. Июль 1914 года».

Вскоре оказалось, что икона всплыла над захоронением, словно указав людям особое место на раскопках. 21 и 22 июля в процессе выработки погребения обнаружено и описано 104 предмета. Среди них параман (плат, который носят на спине монахи), частицы архиерейского облачения — саккоса и епитрахили, три десятка перламутровых пуговиц, вышитый пояс, остатки плетеных четок, похожих на те, что запечатлены на прижизненной фотографии в руках святителя. В ногах усопшего находился орлец — круглый, с изображением орла, парящего над городом, коврик, на котором во время богослужений стоит архиерей.

Еще один поразительный предмет на дне гробницы — штырь. Предположительно, это орудие пыток было положено в гроб, как шифровка потомкам о трагических событиях. Чуть позже других предметов обнаружился и большой параманный кипарисовый крест, какие носят иерархи церкви. Воистину чудо, что деревянный крест остался цел. То же эксперты сказали и про параман. Металл разрушился, а ткань с вышивкой оказалась цела. Эксперты разводили руками, было высказано предположение, что сохранились те фрагменты вещей, что соприкасались с плотью святого.

Несмотря на историческую очевидность того, кому принадлежат останки, они были переданы на экспертизы. Специалисты, проводя большие исследования и располагая прижизненными фотографиями владыки, подтвердили принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру.

Акт Бюро судебно-медицинской экспертизы приоткрывает завесу тайны над тем, какова была мученическая кончина святителя. Множественные прижизненные переломы конечностей и ребер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной части черепа, полное отсутствие верхней челюсти говорят о нечеловеческих страданиях архиепископа Сильвестра. В довершение истязаний его распяли на полу.

В Акафисте священномученику Сильвестру, который был написан после прославления владыки, первого святого земли Омской, сказано, что архиерей Божий прошел путь Голгофских страданий, претерпел подобие Крестного Распятия и пострадал за Истину. Отныне он земли Омской молитвенник.

– Я всё время думаю, как случилось так, что мы начали наши раскопки именно с того места, где оказалось захоронение святителя, — говорит генеральный директор НПО «Мостовик», которое восстановило Успенский собор, Олег Владимирович Шишов. — Мы с губернатором Леонидом Константиновичем Полежаевым и митрополитом Феодосием обошли вокруг места предполагаемого храма и решили, что раскопки нужно начинать с этого места. Будто Господь указал нам. Владыка Феодосий так и сказал: «Это Божий промысел». И еще. Успенский собор взрывали трижды, фундаменты были уничтожены в пыль. И единственное место, где всё осталось целым под землей, — место тайного захоронения святителя Сильвестра. Это как материалистически объяснить?

В 1998 году в интервью по поводу причисления святителя Сильвестра к лику местночтимых святых владыка Феодосий провидчески заметил: «Веруем, Господь благословит, и в свое время будут обретены мощи угодника». Это событие всеправославного значения произошло в 2005 году как зримое омское чудо.

По материалам статьи Светланы Васильевой в газете “Омская трибуна”.

Миф, фейк или правда о кончине свт. Сильвестра

Имеются противоречащие друг другу воспоминания, сведения и факты о кончине святителя Сильвестра Омского. Приведу их в том порядке, в котором они становились известными мне.
*
28-29 ноября 1998 года в Омске состоялась канонизация новомученика архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (в миру Иустина Львовича Ольшевского) в лике местночтимых святых. В тогда опубликованном житии было сказано следующее.

«Архиепископ Сильвестр занимал Омскую кафедру с 1915 г. 6 февраля 1918 за возглавление Крестного хода в протест гонений за веру был арестован, но после мощного протеста горожан 8 февраля был освобожден.
В конце 1919 года при отступлении покидавшей Омск Белой Армии святитель остался верен Омской пастве и без колебаний остался в городе. Вскоре он был заключен в тюрьму. Два месяца архиепископа Сильвестра истязали, добиваясь отречения от веры и, ничего не добившись, мучители подвергли святителя мучительной смерти, прибив его руки гвоздями к полу, они раскаленным шомполом прижигали его тело, а затем этим же шомполом, пронзили сердце.
26 февраля 1920 года архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину. Тело священномученика было тайно погребено палачами, и место его погребения до сего дня не известно».

Читайте также:  Кому помогли молитвы ко пресвятой богородицы

*
В августе 2000 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил святителя Сильвестра (Ольшевского) и эконома Николая Цикуру к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

*
22 июня 2005 года на раскопках Успенского Собора были обретены святые мощи архиепископа Сильвестра. Таким образом, была открыта тайна места захоронения святителя.

*
В 2006 году была издана книга «В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского». Эту книгу я приобрела. В ней кроме жития и трудов были опубликованы судебно-медицинские заключения и материалы, относящиеся идентификации обретенных на месте Успенского собора мощей святителя Сильвестра, мученическая кончина котрого не вызывала у меня сомнений.

*
И вдруг одна из прихожанок приносит ксерокопии публикации о том, что в архивах ЗАГСа обнаружена запись о смерти архиепископа Сильвестра Ольшевского, умершего не от мучений, а от тяжелой болезни.

Конечно, я стала разбираться. В моем распоряжении публикации в интернете.

*
Во-первых, это – Миф о гибели архиепископа Сильвестра” (https://voencomuezd.livejournal.com/1034489.html).
Данная публикация начинается так –

«Ветка “Ляпы, или как искажается история” на сибирском форуме всегда была унылым перечислением ляпов и опечаток в советских/современных книжках или на сайтах вроде того, что неправильно указан год выпуска фильма или количество населения города. Бороться с серьезными историческими фальшивками никто не будет. Но вот теперь там опубликовано разоблачение одного довольно жирного фейка (дана ссылка).

Вкратце суть такова. В Омске большое место занимает история о гибели архиепископа Сильвестра, которого большевики в 1920 году якобы арестовали и убили – как водится, били, пытали, прибили к полу гвоздями и закололи раскаленным шомполом. В 2005 году гроб с его телом был найден и хотя подтвердить причину смерти было нельзя, архиепископа в 1998 г. признали святым и возвели в ранг мучеников.

Но, как оказалось, история о причине смерти архиепископа целиком и полностью идет от одного православно-ориентированного краеведа, И.П.Шихатова, который не постеснялся ее просто-напросто придумать, а сам архиепископ скончался на самом деле у себя дома от рака желудка. Эта ужасная тайна стала известная лишь недавно благодаря проверке областного ЗАГСа. Подробнее см. по ссылке, а я тут отсканил статью с разоблачением, чтобы не пропало – не всем можно верить.»

Далее приводится публикация , главного специалиста Исторического архива Омской области Паниной Марии Федоровны «Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г. Приведу некоторые выдежки из статьи.

«В истории любого города, в том числе и Омска, – немало преданий. Легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра, чьи мощи хранятся в Успенском кафедральном Соборе, родилась в 90-е гг. прошлого века.

Впервые омичи узнали о пастырском подвиге Сильвестра из публикаций «Ореола» (20-26.02.1997 «Владыка умер в каземате») и Архивного вестника (№6, 1998. Омск. «Архиепископ-бунтарь»), – утверждает И. П. Шихатов, автор вышеперечисленных статей, в своей очередной публикации «Тайное захоронение – последний приют архиепископа Сильвестра» (Архивный вестник, №13, 2005, Омск). «Многие архипастыри Омской епархии закончили свою жизнь в лагерях или же были расстреляны. Но жизнь Сильвестра во благо церкви и трагическая кончина его во имя веры потрясли меня, и задался тогда я целью восстановить житие пламенного и несгибаемого подвижника церкви. Исследованы были следственные дела ЧК, прокуратуры, судебной палаты, ЗАГС, сибирской прессы за 1920 г. Архипастырь Сильвестр принял мученическую смерть в Омской тюрьме, совершив духовный подвиг, достойный памяти потомков. Биографическую справку и портрет а. Сильвестра я передал в Омскую епархию в феврале 1997 г., которая и представила кандидатуру Сильвестра на канонизацию»

«Случай действительно уникальный: подвергнуть человека таким нечеловеческим пыткам! Иван Павлович утверждал, что при составлении биографической справки архиепископа Сильвестра им были изучены архивные документы. Но в своих публикациях он не назвал ни одного документа, не подтвердил документальными свидетельствами хотя бы факт ареста архиепископа или содержания его в тюрьме.».

Далее говорится о том, что после обнаружения останков на месте Успенского собора различные эксперты пришли к выводу, что останки принадлежат архиепископу Сильвестру, причину смерти которого определить нет возможности. Далее по тексту следует – « В июле 2011 я обратила внимание на дело из личного фонда А. Ф. Палашенкова, директора Омского краеведческого музея. На обложке значился простой заголовок: «Столповский М. А. – отец Н. М. Столповской, библиотекаря Омского краеведческого музея». …Руки сами открыли дело, я увидела три подшитых школьных тетради, исписанных мелким почерком. Записи в первой тетради начинались воспоминаниями об Омске с 1912 г., когда Митрофан Алексеевич Столповский приехал в наш город. Я машинально начала искать описание событий 1919 или 1920 гг. о гибели Сильвестра. И вот находка, да еще какая! В деле оказалось подшитым письмо Митрофана Алексеевича, адресованное Андрею Федоровичу Палашенкову:

«14 ноября 1919 г. пришла Советская власть; начались аресты. Были арестованы настоятель собора протоиерей Соловьев и регент Китаев. Китаев содержался не так строго, часто, говорят, бывал дома, и, между прочим, /125/ был расстрелян. Был арестован и арх. Вениамин. Участь его неизвестна. Говорят, Жардецкий перед казнью исповедовался у него. Арх[иепископ] Андрей [Уфимский] уехал до прихода Советской власти.

Настоятелем Собора назначен был о. Федор Чемагин, брат П. А. Чемагина (референта). О. Федор не особенно пользовался любовью прихожан, называли его прохвостом. Жил он в церковном доме на Коммунистической улице, ближе к Иртышу. Когда Сильвестра выдворили из архиерейского дома, он поселился у Чемагина. Вероятно, всё перенесённое архиереем Сильвестром отразилось на его здоровье. Он заболел и, как видно, раком желудка. Вместо Город[ской] упр[авы] появился Коммун[альный] отд[ел]. Я был назначен секретарем финансово-счётного п/отд. [подотдела]. В штат моего отдела был назначен делопроизводителем П. А. Чемагин. Я его не знал. Он бежал из Тобольска, хотя и работал в Управе. Назначен он был ко мне в то время, когда лежал в больнице. Болел тифом. По выходе из больницы у нас с ним были очень хорошие отношения. Чемагин П. А. каждый день сообщал нам сведения о ходе болезни архиерея и возмущался тем, что он живет на одном хлебе. В начале 1921 г. арх. Сильвестр умер. » (ф. Р-2200, оп. 2, д. 1883, л. 60-61 об.).

Сразу же возник вопрос: неужели архиепископ Сильвестр умер в 1921 г.? Возможно, поэтому и не была выявлена И. П. Шихатовым в 1997 г. актовая запись о регистрации смерти Сильвестра, когда он писал биографическую справку о нем. Мы проверили все актовые записи о регистрации смертей по г. Омску за первую половину 1921 г. Записи о смерти Сильвестра не обнаружили. Делаем вывод: М. А. Столповский в своих воспоминаниях ошибается. Проверяем актовые записи всех районов г. Омска за 1920 г. В Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району г. Омска я нахожу актовую запись №96 о регистрации смерти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (ф. Р-580, оп. 3, д. 48, л. 96). Эта запись не только подтвердила воспоминания М. А. Столповского о причине смерти Сильвестра, но и указала на место его погребения. Вот её полное содержание: «Книга записей смертей за 1920 г. Отдела записей актов гражданского состояния при Омском губревкоме 3-го района.

№ записи – 96. Месяц и число смерти – Марта 10-го дня в 2 час. 30 мин. дня. Место смерти – гор. Омск, улица Главноуправленская, 46. Пол умершего – мужской. Имя, фамилия и род занятий умершего – Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский. Причина смерти – Кишечный рак. Фамилия, имя и местожительство врача, выдавшего свидетельство о смерти и дата свидетельства – Зинин М. П. Омск, улица Банная, №78. Свидетельство от 11 марта 1920 г. Место погребения – В Соборном склепе, ул. Красный Путь. Год, месяц и число рожд. умершего – 1860 г. января 1-го дня. Семейное положение умершего (холост, вдов, разведен) – Архиепископ. Имя, фамилия и местожительство лица, заявившего о смерти – Виктор Кергесар, Омск, Тарская улица № 19».

Итак, этот подлинный документ без колебаний позволяет установить дату и причину смерти архиепископа Сильвестра, место его захоронения. А почему данный документ не был найден в 1997 г. или в 2005 г., я не знаю. Видимо, всему своё время.» (Известия Омского государственного историко-краеведческого музея: Сб. науч. Трудов. №19. / Мин-во культуры Омской обл.; ОГИК музей. Омск, 2014. С.123-126.)

*
Чтож, это документы, из которых следует, что архиепископ Сильвестр не был замучен, а умер своей смертью.
Но как ответить на вопросы – почему никаких свидетельств похоронах и месте захоронения горячо любимого архипастыря не сохранилось в народе?
Почему это событие покрыто такой непроницаемой тайной?

Время-то было более, чем смутное. И вот еще одно свидетельство тому.
“Вестник первопоходника”, №57/58 июнь-июль 1966. С. 7-13:
«Автор настоящей статьи — нижний чин, доброволец и пишет, как сохранилось это событие в его памяти, что он наблюдал и пережил лично и что слышал от заслуживающих доверие людей.

“В Омске нас свели в два вагона: один направили через Челябинск на Волгу, другой через Екатеринбург в Пермь. Взорванный белыми железнодорожный мост через Иртыш еще не был восстановлен, и поезда переправлялись по льду. Здесь нас задержали на сутки, чем я воспользовался для посещения знакомых. Недавнего оживления в городе не осталось и следа. Настроение у знакомых панихидное, полное безнадежности. Говорят шопотом, потому что стены имеют уши. Боятся друг друга. Жалуются на острый недостаток продовольствия, который пока восполняется “товарообменом” с деревней. Каждую ночь происходят обыски, аресты, расстрелы.
Зашел в собор. Шло богослужение. Поминали новопреставленного архиепископа Омского Сильвестра. Был 9-й день после его смерти в тюрьме. Не помню, выдали ли тело для погребения. Вернулся в свой эшелон, подавленный происходящим”».

*
Сопоставляя воспоминания добровольца и воспоминания Столповского, можно отметить, что доброволец сам присутствовал на богослужении в 9-й день после смерти святителя и говорит о том, что смерть произошла в тюрьме, а Столповский вспоминает годы спустя, почему и путает год смерти. А поскольку, его воспоминания основаны на свидетельстве госслужащего, то вполне возможно, что тот озвучивал официальную версию властей, что вполне логично в описанной добровольцем обстановке того времени.

*
В феврале 2019 года я начала готовить материал о священомученике Сильвестре для занятия воскресной школы и, конечно, открыла книгу «В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского». Все имеющиеся в ней документальные материалы говорили о том, что это был человек, которого искренне любили и прихожане, и подопечные, и подчиненные, и соратники.

Я решила не скрывать открывшихся фактов и сомнений о том, какой была кончина архиепископа Сильвестра и стала внимательно просматривать не только тексты, но и фотографии, опубликованные в книге и сопоставлять с имеющимися данными.

*
Что касается даты смерти архиепископа.
26 февраля 1920 г. – дата из официального жития.
10 марта 1920 г. – дата из записи ЗАГСа.
1921 год – дата из воспоминаний Столповского.
6 февраля 1920 г. – дата с фотографии Помяника монахинь монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери (фото из книги).
(6 число по старому стилю соответствует 19-му февраля 1920 г.)

Разница в датах лишь подтверждает факт таинственности обстоятельств смерти святителя Сильвестра.

*
Факт таинственности подтверждает и фотография Постановления о прекращении уголовного дела, текст которого ранее нигде не публиковался. Все фотографии помещены между 111 и 112 страницами в книге ” Вере ли вы? («В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского» митрополита Феодосия Процюка, 2006, Издательство Воскресенье, Москва.)

Итак, фрагменты Постановления.

«Постановление о прекращении уголовного дела. г. Омск. 03 декабря 2005 г.

Старший следователь отдела по расследованию ОВД прокуратурой Омской области Левашов И.В., рассмотрев материалы уголовного дела N 812583 по факту обнаружения скелетированных останков Ольшевского И.Л. при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

… Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы трупа N5736 от 25 октября 2005 года определить причину смерти Ольшеского И.Л. не представляется возможным. При исследовании костных останков трупа Ольшеского И.Л. обнаружено повреждение в виде дырчато-франментарного перелома в теле грудины, сформировавшееся в результате воздействия удлиненно-колющего предмета четырехгранного поперечного сечения, причем указанное повреждение могло быть причинено как прижизненно, так и посмертно. Однако, в случае, если это повреждение было причинено прижизненно, то по ходу раневого канала должно было быть также повреждение в правое предсердие сердца, расположенное непосредственно за грудиной в проекции дырчатого перелома, это повреждение сердца и могло явиться причиной смерти Ольшеского И.Л. Кроме того, обнаружены и другие повреждения…
Согласно заключению эксперта №303-МК от 26.10.2005 (медико-криминалистическая судебная экспертиза) обнаруженного на грудине Ольшеского И.Л. является колотым, могло служить причиной смерти Ольшеского И.Л., могло быть причинено штыком, относящимся к времени смерти Ольшеского И.Л…»

*
Выводы можно делать самостоятельно. Однако, последний из приведенных документов говорит в пользу церковного предания о том, что сердце святителя Сильвестра было пронзено мучителями.

На фото: фотография последней страницы Постановления о прекращении уголовного дела.

Позвольте в нашем не богоборческом, но по-прежнему в суровом обществе приложиться к мощам святого. Не осудят и поймут. Читая акафист Сильвестру Омскому, отдаёшь дань уважения и почитаешь. Он поможет – помолится. Только попроси…

Нет зазорного в том, чтобы просить у Бога здоровья, благополучия – себе, близким и окружающим, которых и не знаешь, возможно. Если уповаем на Бога, то почему бы не надеяться и не просить благ у Омского святого, который отдал за веру жизнь. Чудотворные мощи священномученика Сильвестра Омского находятся в Успенском кафедральном соборе. Прикладываюсь, молюсь.

Что значит понятие СВЯТОЙ и почему им становится именно владыка Сильвестр (Иустин Львович Ольшевский)? Выйдите на улицу и спросите – ответят, думаю, многие. Например, на моей лестничной площадке живёт один православный христианин, регулярно причащающий ребёнка, а второй – язычник, обвешенный амулетами-идолами, но оба знают о священномученике Сильвестре Омском и его мощах в соборе около кинотеатра им. Маяковского. Поговорить можно с одним и со вторым. Но язычник норовит поддеть и задать каверзный вопрос.

– Как, Витя, обыкновенный человек стал святым? – спрашивает Николай, улыбаясь. – Он ведь грешил, наверное, не меньше окружения. Сам подумай… а мощи в соборе – что они дают?

Действительно, если не искать соответствующую информацию в интернете, то остаётся спросить у прихожан, читающих акафист и прикладывающихся к мощам, а также – получить компетентную консультацию у батюшки. Пожимая мясистую руку соседа-язычника, так и делаю – спешу сначала к отцу Константину Беспалову, а затем общаюсь с прихожанами.

– Почему Сильвестр Ольшевский стал святым? – спрашиваю у батюшки.

– Давай послушаем, – предлагает иерей Константин, служитель Успенского кафедрального собора, в центре Омска. – Пойдём издалека. Ко многому лучше прийти не сразу, Виктор, чтобы понять.

– Как скажите, отец, – соглашаюсь.

– «Нет ничего тайного, что не стало бы явным», — так гласит библейская мудрость. Наш город Омск и наш Собор причастен к этому высказыванию. Некогда цветущая епархия степного края с обилием храмов и монастырей, социальных и миссионерских проектов Церкви ушла в небытие. В 1917 году новая богоборческая власть установила свои порядки, не было места духовности и Богу в жизни человека. По крайней мере, так думали… Но прошли годы, советская власть ушла, и наша страна столкнулась с невиданной свободой, которую человек стал применять в прямом мирском понимании этого слова.

Русское сердце всегда тяготело к Богу и, несмотря на разгул страстей, начинает прорастать семя веры, обильно удобренное молитвами святых тысячелетней России и кровью новомучеников. Так и в нашем городе Омске на рубеже трёхсотлетней его истории стали возвращаться к истокам возникновения города и духовной его жизни. Происходит открытие храмов и молитвенных комнат. В этом вопросе начинают обращаться к историческому наследию и люди удивляются, когда узнают о богатой духовной жизни нашего города.

– Батюшка, а Сильвестр-то как стал святым? – тороплюсь. Не знаю, почему я часто тороплюсь и сразу хочу, чтобы отвечали именно на поставленный вопрос.

– Погоди, Виктор, – примирительно поднимает руку отец Константин.

– К концу советского периода остаются единицы действующих храмов. К 2000 году их уже сотни, встаёт вопрос об историческом облике города, а визитной карточкой города Омска был Успенский кафедральный собор. Этот собор узнавали в любых частях мира. Но город Омск был богат ещё на духовно образованных людей. От простых мирян до духовенства и чиновников. Яркой личностью в истории нашего города можно отметить архиепископа Сильвестра (Ольшевского). Долгое время не было никаких документальных сведений о судьбе архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра. В 1998 году архиепископ Сильвестр причислен к местночтимым святым Омской епархии, а в 2000 году был прославлен в сонме новомучеников российских, – что-то батюшка рассказывает, а что-то зачитывает из большой и красочной книги. – В 2005 году начинаются реставрационные восстановительные работы на месте взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора. 16 июля, которое являлось днём закладки строящегося собора, теперь в 2005 году стал днём обретения мощей архиепископа Сильвестра. Захоронение Владыки находилось под мраморной плитой, замаскированной под пол. 21 июля гроб с большей частью мощей был поднят, по исследованию обретённых остатков судебной медкомиссией была подтверждена принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру. Таким образом, приоткрылась тайна мученической кончины и погребения мощей священномученика Сильвестра до конца исполнившего свой христианский и пастырский долг служения Богу и своему Отечеству. Почему же Бог прославляет не только имя человека, но и его мощи по смерти? За этим ответом можно обратиться к жизни святого. Он родился 1 июня 1860 года в Киевской губернии в семье дьякона Льва Ольшевского. Детство святителя было наполнено впечатлениями от православного богослужения. Когда пришло время, родители определи Иустина в Киевскую духовную семинарию, где он обратил на себя внимание начальства прилежанием к богословским наукам и добрым нравом, молитвенной настроенностью души. В 1883 года он окончил семинарию и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1887. Свою жизнь он посвятил миссионерству среди сектантов и раскольников. Он видел заражение общества новыми идеями, пришедшими с запада для разрушения тысячелетней России. Будучи миссионером, он приобретает огромный опыт, какой не всегда бывает у приходского священника. Наблюдая сектантское движение и его развитие в государстве, среди народа, Иустин увидел масштаб и значение той угрозы, которая нависла со стороны сектантства над русским народом и над самим существованием русского государства. Не один миссионерский съезд Полтавской епархии не обходится без Иустина Львовича. Увидев в лице Иустина Львовича столь ревностного труженика, епископ полтавский Иларион предложил ему принять сан священника. 2 февраля 1892 года епископ Иларион рукоположил миссионера во священника. Когда отец Иустин принял священный сан, то сразу повёл жизнь истинного монаха в миру. Стало ясно, что он являет в своём лице пастыря высокого христианского душенастроения и мировоззрения. Пастырь исключительной силы воли и характера. Епархиальное начальство, видя его ревностную деятельность на церковном поприще, неоднократно предлагало принять сан архиерея, но отец Иустин по своему смирению всякий раз отклонял предложение. 23 декабря 1910 года архиепископ Назарий постриг протоиерея Иустина в монахи с наречением ему имени преподобного Сильвестра Печерского. И только в 1910 года дал согласие на возведение в сан епископа. 16 января 1911 в Александро-Невской лавре состоялась хиротония архимандрита Сильвестра в епископа Прилукского с оставлением в Полтавской епархии. 13 ноября 1914 года он был назначен епископом Челябинским.

Читайте также:  О чем молиться своему святому покровителю

А 4 июня 1915 года получил указ о назначении епископа Омского и Павлодарского. 8 августа 1915 года Владыка Сильвестр прибывает в Омск. Известны его приветственные слова: «Христов мир степной стране сей, Богом вручённой нам пастве омской. Христов мир Богом спасаемому граду сему. Христов мир вам возлюбленные братья, сестры и чада». В начале 1918 года к власти в Омске приходят большевики, Владыка Сильвестр остаётся там и не уходит с отступающими колчаковскими войсками. Заняв город, большевики, сразу арестовали Владыку Сильвестра, они требовали отречения от веры и истязали его в течение 2 месяцев, цинизм новой власти был в том, что уничтожая не только простых граждан, но и известных людей, палачи не оставляли официальных свидетельств. Но у Владыки было слишком много духовных чад, которые добывали сведения о его судьбе. По преданию — в застенках НКВД священномученик Сильвестр претерпел самые жестокие пытки, в конце концов палачи прибили руки архиерея к полу, распяв его, и раскалёнными шомполами прижигали тело. Святитель принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года, отныне это день его памяти. Людям из окружения Владыки Сильвестра каким-то чудом удалось уговорить стражу тюрьмы, чтобы тело убиенного было отдано для христианского погребения. Всё делалось в строжайшей тайне, так что в течение десятилетий в Омске не было распространено ни слухов, ни легенд о возможном месте захоронения Владыки. Вот какое чудо явил Господь – с восстановлением Успенского собора были обретены его святые мощи, и теперь престол нижнего храма собора освящён в честь священномученика Сильвестра, а его мощи пребывают в соборе. Ежедневно у мощей Владыки совершается Акафист, и все верующие могут приложиться к честным мощам. Очень много произошло чудес и исцелений от мощей. К нему прибегают, чтобы получить облегчение в болезнях, чтобы наладилась семейная жизнь, благодарят за получаемое, но самое важное – у него просят мудрости и крепкой веры в Православие, помня его подвиги как православного миссионера и крепкого заступника.

Покидаю батюшку. До чтения акафиста Сильвестру Омскому остаётся минут пятнадцать. За это время можно поговорить с прихожанами. Спрашивая о мощах святого человека, не представляюсь – экономлю время. Прихожане Успенского кафедрального собора – люди отзывчивые и доверчивые.

– Добрый день, как вас зовут, и что вы чувствуете, когда прикладываетесь к мощам? – спрашиваю быстро, наверное, испытывая судьбу – попробуйте также сразу обратиться к человеку на улице.

– Я – Нина, – незамедлительно и спокойно отвечает женщина лет пятидесяти пяти. – Я чувствую благодать и трепет. Не могу теперь без этого. Мне нужна помощь. Думаю, всем нужна помощь, просто многие скрывают.

– Какие у вас проблемы? – уточняю и объясняю на всякий случай. – Понимаете, Нина, у меня задание редактора.

– Всё хорошо, – смирено и по-прежнему просто отвечает она. – Я рада, что вы спрашиваете.

Вот бы каждый отвечал как эта добрая женщина – не напрягаясь и располагающе.

– У меня четверо детей, и два внука, – рассказывает она. – У Степана и Артёма не складываются отношения с жёнами. Я прошу Сильвестра, чтобы помог. Молюсь редко, то времени нет, то ещё что-то, оправдания одни, в общем. Стала посещать храм чаще и просить Его, читать акафист. Вижу, что дети перестали жаловаться, Артём ходит спокойный, а Степан хотел уехать на север, подальше от жены, думаю, а теперь нашёл работу лучше и всё у него благополучно. Слава Богу!

Встречаю мужчину исполинского роста и сложения, он раздаёт папки с листами акафиста прихожанам, помогает батюшке.

– Что вы здесь забыли? – смотрю на него добродушно.

– Я – Иоанн, раб Божий, – отвечает он тоже добро. – Впадаю в уныние и прихожу к священномученику Сильвестру. Мне больше сорока, в этом возрасте наваливается столько проблем со здоровьем, что хоть вой. Тебе сколько лет, парень?

– 29, – пожимаю плечами.

– В сорок почувствуешь, поверь, – ласково дотрагивается до моего плеча. – Я – атлет, у меня уже болит плечевой сустав. Я – сильный человек и не привык, что ноет спина. Потом упало зрение. Смотрю на мелкий шрифт на упаковке лекарств и не вижу слов – сливается всё, понимаешь? Очки не носил сроду. Послушал вот старшего товарища и читаю акафист со всеми. Не чувствую ни боли, ни уныния. Очень благодарен Богу, который ниспослал угодника Сильвестра. Он как проводник Божьей силы, слушает и молится за тебя.

Встречаю маму с дочкой. Они вместе читают нараспев. Дочка Алина говорит слегка наивно, что мама приучает её регулярно посещать храм и читать православную литературу. Девочка закончила пятый класс, это весьма вдумчивый и осознанный ребёнок.

– Мне здесь нравится больше, чем возле подъезда, – признаётся Алина. – Мы очищаемся, когда молимся и прикасаемся к мощам. Всегда есть, что просить. Проблем у всех достаточно.

А вот что присылает на электронную почту Людмила Григорьевна Ленартович, методист БУ ОО ДО «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток», отличник просвещения Российской Федерации:

– Я прикладываюсь к мощам, прославленных Богом святых, более 30 лет. Впервые я преклонялась перед святостью мощей Александра Невского в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Перед ракой святого я испытала такой трепет, что от волнения прикасаясь к святыне, не успела ничего промолвить. Потом я очень сожалела об этом. И только вечером, я поняла, что весь день у меня прошел просто замечательно, времени оставалось мало, но я везде успела и все дела переделала. Это было невероятно. И тут меня осенило, что это и есть помощь святого в том, в чем я больше всего нуждалась. Это сильно укрепило меня в вере и благоговейном отношении к святыням. Я считаю, что прикладываться к мощам нужно тем, кто осознал в этом чудотворную молитвенную необходимость. А для тех, кто это ещё не осознал, мне бы хотелось напомнить слова о поклонении мощам преподобного Ефрема Сирина: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа».

Кандидат исторических наук Алексей Мытьев, преподаватель одного из местных университетов, утверждает, что приложившись к мощам священномученика Сильвестра Омского, защитил на «отлично» диссертацию по теме: «Парадокс Чёрного квадрата у Малевича-супрематиста».

– Прочитал «Азы православия» Александра Преображенского, понял: стоит соприкоснуться с теми, кто вымучил и заслужил, – объясняет Алексей по телефону. – Советские даже неверующие, а изуверы распяли Сильвестра как Иисуса Христа, будто за грехи людские, хотя ничего плохого не сделал. Не могли вывезти в степь и оставить, нет же – кололи раскалёнными шомполами до смерти.

Отзывов о чудотворных мощах – хоть отбавляй. Такое впечатление, что можно услышать потрясающее каждый раз, когда приезжаешь в Успенский кафедральный собор и разговариваешь с прихожанами. Давайте делиться чудесами открыто, глядишь, станет легче и нашим соседям и тем, кого мы даже не знаем.

Я прикладываюсь к мощам священномученика Сильвестра Омского, прошу помочь сделать меня мудрее и крепче. Не сбиться с пути и принести пользу, как родным, так и окружающим. Есть у родного города святой человек, который помогает из Царствия Небесного. И Слава Богу!

Чудесная сила мощей святого великомученика Омского Сильвестра

Молва о чудесной силе мощей святого великомученика Омского Сильвестра идёт давно. Однако всегда найдутся скептики. Случайный разговор с митрополитом Омским и Тарским Феодосием заставил корреспондента «КП» отправиться к месту нахождения святых мощей. Молва о чудесной силе мощей святого великомученика Омского Сильвестра идёт давно. Однако всегда найдутся скептики. Случайный разговор с митрополитом Омским и Тарским Феодосием заставил корреспондента «КП» отправиться к месту нахождения святых мощей.

Придя в православную епархию совсем по другому делу, я должна была заручиться благословением владыки Феодосия. Между нами завязался разговор.

– Сегодня был в Успенском соборе, и знаешь, какую новость узнал? – вкрадчиво начал он. – Батюшка Николай (настоятель в Успенском соборе – ред.) рассказывал о последнем чуде: одна женщина поделилась с ним своей радостью, мол, поклонилась мощам Сильвестра, раскаялась в прегрешениях своих, попросила помощи и получила чудесное избавление от недуга, который её давно мучил, от бессонницы.

«Неужели эти мощи и вправду обладают настолько великой силой, что избавляют людей практически от всех существующих болезней?» – задумалась я и решила сама всё узнать наверняка. Для этого я отправилась в Успенский собор,на место, где хранятся святые останки.

Исцеление идёт от веры

Я в первый раз была в этом соборе. Он поразил меня своим великолепием и атмосферой. Наверху в огромном зале никого не было, здесь много золота, света и красивейших настенных росписей и икон. Я спустилась вниз, тут была совсем другая обстановка. Полуразрушенные стены, оставшиеся как память о взорванном в 1935 году старом здании собора, множество старинных икон, живых цветов и конечно ровный свет горящих свечей.

Даже в будний день здесь есть народ. Только при мне совершилось два обряда крещения. А молодожёны как по расписанию каждые 20 минут приезжали, чтобы просто поставить свечку. Много людей молилось, каждый о своём, сокровенно. А одна женщина, простояв на коленях у иконы около получаса и усердно молясь, в конце концов, громко разрыдалась. Наверное, покаялась в грехах.

Я смотрела на это всё, и в душе что-то переворачивалось. В этом полумраке свечей между людьми стирались все социальные границы, христиане просили помощи у одного Бога.

Пока батюшка был занят на обряде крещения, я решила спросить у прихожан, что те знают о мощах Сильвестра.

Покупая свечки, я разговорилась с продавцом.

– Вы знаете, это правда. Столько было случаев, не пересчитаешь. Каждый день приходят люди к святым мощам, просят помощи, кто от болезней, кто, чтобы его на путь истинный направил святой Сильвестр. Женщины, например, становятся вон к той разрушенной стеночке (показывает) и молятся о своём, о женском: о детях, о семье, о здоровье. И знаете, всем помогает Сильвестр. Но этим истинный христианин не хвастает. Это всё очень сокровенно.

В том, что это очень сокровенно, я убедилась скоро, когда начала узнавать у прихожан, что они знают о святых мощах, и пыталась выспросить у них их личные примеры исцеления и помощи. Лишь одна женщина, пожелавшая остаться неизвестной, рассказала, что всегда просит помощи у Сильвестра в самых сложных жизненных ситуациях, ситуациях выбора верного пути, и тот никогда её не оставляет. Её муж, занимающий пост военачальника, тоже считает Сильвестра своим покровителем и всегда приходит поклониться его мощам перед важной операцией. «Самое важное – верить. Только от веры идёт исцеление души, а потом и тела», – сказала она напоследок.

Тем временем батюшка закончил обряд крещения, и я попросила разрешения поговорить с ним. Он с радостью уделил мне своё время.

– Хотите доказательство того, что мощи святого Сильвестра действительно обладают великой силой? Вот явное: останки великомученика нетленны, это означает, что и сейчас в гробу мы найдём тело, как у живого человека, с кожей, волосами, ногтями. Всё сохранилось в первозданном виде! Это Бог невидимо прославляет людей, жизнью своей подтвердивших веру и принявших мученическую смерть во имя Христа. А другое важное доказательство – святость Сильвестра подтвердили Святейший Синод и Патриарх Русской Православной Церкви. Они засвидетельствовали случаи невидимой помощи человеку от разного недуга. Специальная комиссия опрашивала людей, те подтверждали своё исцеление, подписывали необходимые документы. Вот мой личный пример: простудил ногу, долго мучился с ней. Просил помощи у святого Сильвестра, молился, и вскоре получил исцеление- нога перестала болеть. Как же не верить после этого? Исцеление болезней – это подтверждение веры.

Исцеление и облегчение также получают люди, которые исповедуются, раскаиваются в заблуждении, в содеянном зле, в выборе ложного пути. Батюшка Николай рассказал, как приходили и со слезами вымаливали помощи люди, попавшие в разные секты, а также страдающие пагубными недугами. Только очистившись внутри, приходило им облегчение физическое. Сильвестр является покровителем людей, связанных с военным делом. Ведь именно он привёл к присяге адмирала Колчака как Верховного правителя России в 1919 году. Много видных военачальников побывало у святых мощей, прося благословения на служение Родине.

Наша беседа с батюшкой Николаем продолжалась.

– Много на земле людей, прославивших Бога, и всех он невидимо отмечает. Например, святая Матрона в Москве, преподобный Сергий Радонежский в Сергиевом Посаде, Иоанн Тобольский в Тобольске. Большие чудеса! Вот в Киево-Печорской Лавре находятся мощи Агапита. Гробик стоит, а в нём есть маленькое отверстие. Подходишь – и чувствуешь оттуда благовонный запах. А в Псково-Печорской Лавре хранятся мощи святой Вассы. Когда в 18 веке на Псков напали шведы, один воин взял меч и хотел взломать гробик, надругаться над мощами. И в этот момент из гроба полыхнуло огнём, швед упал, и меч его отскочил. Позже воин раскаялся, что хотел осквернить Бога. «Христианский Бог силён», – говорили шведы. До сих пор на гробике с мощами святой Вассы заметно опалённое место.

Столько засвидетельствовано чудес, что если их собирать, то и книги не хватит!

Святые мощи Сильвестра – это ходатайство наше перед Богом. И чудеса, которые совершаются невидимо от глаза человека, тому подтверждение. Бог и после жизни прославившего его человека сохраняет его тело в первозданной красоте, посылает спасение души через таких людей. Вопрос исцеления в вере. Об этом говорят очереди людей, стоящих каждый православный праздник к мощам святого великомученика Сильвестра.

Священномученик Сильвестр ( в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье дьякона Льва Ольшевского. Окончил Киевскую духовную семинарию (1883), Киевскую духовную академию (1887) со степенью кандидата богословия. Будучи семинаристом, былопределён чтецом к профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому), имевшему слабое зрение, оказывал ему техническую помощь при написании первых двух томов из пятитомного труда «Догматическое богословие».

Читайте также:  Святая алла великомученица о чем ей молятся

Миссионер и священник

С 27 октября 1887 – учитель церковно-приходской школы в селе Липовка Киевского уезда.

С 15 января 1888 – преподаватель Закона Божия в двухклассном министерском училище в местечке Шпола того же уезда, где большое влияние имели штундисты – сторонники протестантского течения, близкого к баптизму (а затем и слившегося с ним).

С 7 марта 1889 – киевский епархиальный миссионер, учитель церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства.

С 1890 – полтавский епархиальный миссионер и преподаватель истории, пастырского богословия, литургики и гомилетики в Полтавской духовной семинарии.
Занимался миссионерской деятельностью в течение двух десятилетий. Активно противодействовал развитию баптизма на Украине, написал книгу «Обличение штунды в библейских текстах» с критикой взглядов представителей этого течения, которая стала пособием для миссионеров и священников.
С 12 мая 1902 – протоиерей.

Организовывал богословские чтения для интеллигенции и лично в них участвовал.

10 декабря 1910 пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.

С 16 января 1911 – епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии.

С 13 ноября 1915 – епископ Челябинский, викарий Оренбургской области.

С 4 июня 1915 – епископ Омский и Павлодарский. Участвовал в работе Поместного собора 1917 – 1918.

После издания большевистскими властями декрета об отделении церкви от государства организовал в Омске крёстный ход (4 февраля 1918), в ходе которого обращался к народу с призывом хранить православную веру и защищать храмы. В ночь с 5 на 6 февраля был арестован большевиками, при аресте был убит эконом владыки Николай Цикура.

22 апреля 1918 Св. Патриарх Тихон возвёл епископа Сильвестра Омского и Павлодарского в сан Архиепископа.

В ноябре 1918 избран главой временного Высшего церковного Управления Сибири.

29 января 1919 привёл к присяге на верность Богу, Родине и народу адмирала А.В. Колчака как Верховного правителя России. Тогда Сильвестр благословил адмирала на войну против красных изуверов и подарил ему икону. В марте организовал крёстный ход с участием Колчака и членов его правительства.

Арест и мученическая кончина

Арестован большевиками в Омске в конце 1919. В течение двух месяцев Сильвестра истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, большевики подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскалённым шомполом прижигали его тело, а затем раскалённым докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.

В 1981 году архиепископ Омский Сильвестр на Архиерейском Соборе РПЦЗ причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

К священномученику Сильвестру обращаются как к заступнику за Православную Россию, а также с особою молитвою о благоденствии Земли Сибирской.

В Омске появились святые мощи, исцеляющие больных

от 19.01.11 в 15:01 версия для печати

Информация о чудодейственных свойствах мощей священномученика Сильвестра, которые были найдены при раскопках Свято-Успенского собора в центре города, распространилась далеко за пределы региона.

Народная молва быстро разнесла весть о чудодейственных свойствах мощей священномученика Сильвестра, которые находятся в Успенском соборе Омска, далеко за пределы Омской области, в итоге в Омск круглый год приезжают паломники из разных уголков нашей страны, чтобы приложиться к раке с мощами святого.

Как стало известно РИА Омск-Информ, сам митрополит Омский и Тарский Феодосий каждую пятницу в 18 часов служит акафист священномученику Сильвестру Омскому. В это время в храме бывает особенно многолюдно.

Рака с мощами священномученика Сильвестра находится в усыпальнице нижнего храма Свято-Успенского кафедрального собора. Они находятся в открытом доступе для любого нуждающегося в помощи человека. Как утверждают верующие, если приложится к раке со святыми мощами, то многие болезни исчезнут.

– Чудотворность какого-либо святого, в том числе и священномученика Сильвестра, должна подтвердить специальная комиссия. У нас в Омске, к сожалению, нет таковой, для этого необходимо отвезти мощи в Москву, – рассказал нам настоятель Свято-Николо-Иоанновского храма в поселке Ачаир отец Александр . Но разве множество записей и народная молва не являются доказательством того, что чудо существует?

Приложиться к мощам священномученика Сильвестра едут верующие христиане и те, кто потерял всякую надежду на исцеление. В омское паломничество едут со всей Сибири, с Алтая, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

А с недавних пор в Успенском соборе начали вести книгу, в которой все исцелившиеся рассказывают о великом чуде, произошедшем с ними. В ней значится уже более сотни записей, косвенно подтверждающие те чудеса, которые происходят с людьми после того, как они прикладывались к раке с мощами. А об одном таком случае нам поведал отец Александр.

– В моей практике был один мужчина, которому поставили страшный диагноз – рак, – рассказал РИА Омск-информ отец Александр. – Но обращаться к докторам мужчина не хотел, при этом желание жить у него было велико. Услышав о чудесных свойствах мощей, больной регулярно прикладывался к святым мощам священномученика Сильвестра. В итоге врачи даже не нашли ни малейшего признака смертельного заболевания. Сейчас он утверждает, что здоров.

В Омской области 11 новых зараженных коронавирусом: среди них 2-летний ребенок
Бурков объяснил, почему нельзя отменить все рейсы из Москвы
Еще один омич умер от коронавируса
Чиновники выйдут в патрули по Омску, чтобы искать нарушителей самоизоляции
Ответ на сообщение:
Новости
Политика
Экономика/Бизнес
Общество
Образование
Культура/Афиша
Спорт
Отдых и туризм
Авто
Происшествия
Промышленность
Разделы
Новости
ЧТИВО Дня
ОМСКИНФОРМ-TB
Спецпроекты
Сделано в Омске
Место встречи
ЕДА в Омске
Здоровье
Диалог с бизнесом
Своя колонка
ПОЛИТГРАМОТНОСТЬ
Контакты

ООО “Омские СМИ” 644042, г. Омск, пр. Маркса, дом 39

Мы работаем в режиме онлайн, нам важен каждый ваш звонок: (3812) 53-44-46

Дирекция: 8 (381-2) 53-08-94, 53-08-95 info@omskinform.ru

Редакция: 8 (381-2) 53-44-46 omskinform1@mail.ru

Реклама: 8 (381-2) 53-99-54, 31-07-83

Региональное информационное агентство «Омск-информ» – региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online – ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка – www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.

Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Расскажите о святом человеке

Об омском святом я разговариваю с отцом Константином Беспаловым – молодым священнослужителем из Успенского кафедрального собора. Открывает батюшка большую и красивую энциклопедию, улыбается и советует мне – мирские люди мало интересуются жизнью святых и вообще тех, кто внёс вклад в духовное развитие общества. Зная этих людей, мы напоминаем себе о том, что каждый может хоть в малом уподобиться святым, подражая их делам.

Нам крайне важно обращать внимание на духовный опыт тех, кто стремился совершенствоваться и достиг богопознания. Народ и церковь не случайно назвали таких людей «угодниками Божиими». Они при жизни настолько угодили Господу, что Он сделал их носителями Святого Духа, Который нередко становился физически видимым («святой» и «свет» – слова одного корня, и нимбы на иконах – не только условное обозначение святости).

Мы видим на протяжении двух тысяч лет множество свидетельств этакой чудесной помощи. Составлены многотомные описания чудес, оказанных тем или иным святым после обращения к нему. Да и уже в Ветхом Завете мы найдем рассказ о том, как воскрес человек, прикоснувшийся к костям пророка Елисея. Сила Божия сохраняется не только в останках (мощах) таких людей, но и в их вещах, как действовала в них при жизни.

Обратимся к Новому Завету, откроем Второе соборное послание апостола Петра (глава 1, стихи 13–15): «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (о Царстве Небесном), «зная, что скоро должен оставить храмину мою» (то есть тело), «Как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память».

Другими словами, апостол обещает помогать христианам уже находясь в ином мире, в нематериальном.

Мысли материализуются, а память имеет способность настраивать, мотивировать её владельца. Работая или представляя что-либо по жизни, мы ведь храним более качественный пример показательной деятельности, оказывающей плодотворное влияние на разные обстоятельства?

Наша беседа с Иваном Кихтенко, восьмиклассником из БОУ г. Омска «Лицей № 74», должна была состояться – на подобные темы больше бы говорить и рассуждать. Редко школьники вам расскажут о человеке, принявшем мученическую смерть ради истинных ценностей. Не помню, когда в последний раз ученик общеобразовательной школы мне привёл бы в пример старца или священника. Быть может, я ожидаю не там или спрашиваю не тех?

С пареньком я беседую после «Семнадцатых Городских Этических Чтений «Нравственность и духовность в развитии общества», прошедших в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

– Иван, зачем нам нужно знать о святом священномученике Сильвестре? – выясняю. – Я спрашивал о нём в спортивном зале, потом в школе у некоторых педагогов, затем на улице у нескольких прохожих. Все о нём слышали, кое-кто к мощам прикладывался, но факты из жизни не знают.

– Надо знать о святом священномученике Сильвестре Омском, – утверждает Иван. – Я наблюдаю заметный упадок патриотизма и духовности, это проявляется в поведении, в лексиконе и шутках современной молодёжи. Я считаю, что воспитание патриотизма должно проходить на положительном примере. Важно рассказывать о личностях, которые внесли большой вклад в историю России или малой Родины. Ярким примером для Омской области является святой священномученик Сильвестр.

двойной клик – редактировать изображение

– Расскажи о нём, пожалуйста, просто и доходчиво!

– Конечно. Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье диакона 1 июня 1860 года. Был отдан родителями в Киевскую Духовную семинарию, позже с успехом окончил и Киевскую Духовную академию. Бóльшую часть своей жизни он посвятил борьбе с еретическим учением, известным как штунда или баптизм. Далее Иустин стремительно поднимается по иерархической лестнице. Сначала светский миссионер, потом иерей, потом протоиерей, затем подстрижен в монахи с именем Сильвестр и рукоположен в архиереи. В плане паствы у сященномученика Сильвестра тоже было немало разнообразия: он был епископом и Прилукским, и Челябинским, а 4 июня 1915 года святейший Синод определил будущего священномученика в город Омск. Вскоре грянула революция. Когда адмирал Колчак был в Омске, то уже архиепископ Сильвестр привёл его к присяге. Вначале 1918 года власть в Омске захватили большевики. Сильвестр не устрашился гонителей православия, и был жестоко замучен ими: прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскалёнными штыками прожигали тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце. Свою мученическую кончину архиепископ Сильвестр принял 26 февраля 1920 года.

– Какие он совершил подвиги?

– Святой священномученик совершил за свою жизнь немало подвигов, и чтобы их рассказать потребуется немалое количество времени. Но я бы хотел рассказать о подвиге, который поразил меня больше всего. Один раз, когда преосвященный возвращался из Полтавы в Омск, а пассажирские поезда не ходили, Сильвестр сел в солдатский эшелон. Когда священномученик ехал, некоторые из солдат стали поносить святую веру, тогда Сильвестр, понимая, что должен сказать слово в защиту, не смотря на то, как с ним могли разделаться солдаты. Он встал и произнёс проникновенную речь, в которой он обличал невежественных солдат. Поносители веры вышли на следующей же станции, а оставшиеся не сказали больше не слова, оскорбительного для церкви.

– Какой вклад внёс именно на Омскую землю?

– В Омске святитель продолжал делать всё то, что делал в остальных своих паствах: совершал много служб, помогал нищим, ездил по больницам и, конечно же, по школам. Единственно, что отличало это время от другого времени, когда священномученик был в других епархиях – то было время гражданской войны и революции. Когда в Омске были большевики он не боясь обличал их, собирал крестные ходы, говорил о бедах, которые несёт будущая власть для Церкви, а значит и для России. За что был жестоко поругаем – ему запретили выезжать из города. Когда в Омск вошли белые, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привёл Колчака к присяге, как верховного правителя России. Так же в ноябре 1918 года в Томске состоялось совещание архипастырей Сибири, на нём было учреждено Высшее Временное Церковное Управление Сибири, которое возглавил архиепископ Сильвестр. В конце 1919 года армия Колчака покинула Омск, и большевики заняли этот город, убив святого.

– Как обнаружили святого человека?

– В 1998 году уже был прославлен как местночтимый святой Омской епархии, но место захоронения мощей святого оставалось неизвестным вплоть до 21 июля 2005 года. В июле 2005 года по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) и расположению губернатора Омской области Л. К. Полежаева, начались реставрационно-восстановительные работы на месте взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора города Омска. 16 июля во время раскопок в нижнем храме всплыла икона Черниговской Божьей Матери, на тыльной стороне иконы была надпись:
“. епископу Сильвесту от почитателя. “, подпись, дата “16 июля 1914”. После этого стали всплывать кусочки ткани и остатки тела. После откачки воды был обнаружен гроб. C удебно-медицинская комиссия подтвердила принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру (Ольшевскому).

– Что мы должны знать об архиепископе Сильвестре?

двойной клик – редактировать изображение

– Я провёл опрос среди учащихся 8-ых классов лицея № 74, чтобы понять, насколько известен священномученик среди молодёжи. Было опрошено 70 человек. Вопрос №1: Знаете ли вы, кто такой священномученик Сильвестр (Омский)? Из 70 человек опрошенных: 30% ответили положительно, отрицательно – 55%, а остальные 15% – затруднялись в ответе. Также я задал всем вопрос №2: Если знаете, то можете ли назвать собор, в котором лежат его святые мощи? Здесь результаты менее утешительны: лишь 5% опрошенных ответили утвердительно. По результатам опроса я разработал рекомендации для учителей и воспитателей: – изучите жизнь и деятельность Архиепископа Сильвестра;
Используйте на воспитательных занятиях примеры из жизнеописания;
Начните знакомство с детского сада, расскажите об Успенском соборе;
– Особое внимание (отдельная тема) уделяйте на уроках ОРКСЭ в 4-5-х классах;
– Во время изучения, уже подростками, курса истории России в 8-9-х классах, приведите примеры мученической смерти;

Сводите на экскурсию в Успенских собор, пригласите священника, который ответит на вопросы обучающихся;

– При посещении исторического парка «Россия моя история» обратите внимание обучающихся на дополнительную информацию.

– Иван, как привить школьникам интерес к житию святых?

– В наше время у подрастающего поколения примеры в основном из Интернета, голливудских фильмов. Подрастающему поколению нужно чаще рассказывать на реальных примерах. Да и взрослым омичам не мешало бы знать об истории самого главного, самого красивого храма Омска, о людях, которыми можно гордиться, которых следует почитать и обращать к ним свои молитвы.

Не каждый раз встречаешь школьника, который способен легко и ясно рассказать о святом человеке и даже порекомендовать, как начать беседу о нём в широком кругу. Наше личное просвещение часто зависит от окружения и воли случая. Давайте желать и стремиться к тому, чтобы нас окружали грамотные и правильные люди не только в мыслях, но и в поступках. Воспитан человек должен быть на примерах и опыте более лучшего и крепкого морально, успешного собрата. В крайнем случае, общество ожидает деградация. Потеря народной памяти и традиций. Подмена…

Добавить комментарий