Святые молятся за тех кто их посетили

Библия и святые отцы о молитве за ближних

Некоторые христиане сильно бояться молиться за других людей. Стоит разобраться в чем здесь дело. Они верят, что грехи тех людей перейдут на них. Или, что бесы будут мстить за тех людей. Так ли это? Пожалуй, частично в этом и есть правда. Например, если христианин по гордости, тщеславию или самомнению, начнет молиться за всех подряд и читать за них Псалтырь и Евангелие, то очень вероятно, что бесы ему будут сильно мстить и даже могут довести до погибели и самоубийства. Дело в том, что человек считает, что его молитва сама по себе помогает другим, а не Бог! В этом большая проблема. Человек же гордый и не может понять, что помогает людям не он и не его молитва, а только Господь и то, если захочет. Давайте сейчас проследим, что об этом говорит Священное Писание и святые отцы.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44).

Молитесь за обижающих вас (Лк.6:28).
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)

Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1Тим.2:1).

“За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь”. Святитель Тихон (Задонский).

Преподобный Силуан Афонский советует: “Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы”.

Святитель Филарет Московский: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, – опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете. Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».

Более того, говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».

Советы преп. Паисия Святогорца как молиться о незнакомых людях

– Геронда, когда некоторые паломники оставляют нам записки для поминовения, а мы не знаем их нужд, то как нам за них молиться?
– Говорите: «Господи, помилуй рабов Твоих, нужды которых Ты Сам ведаешь».

– А когда, геронда, молимся о людях и не знаем, живы ли они или умерли?
– Говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».

– Иногда, геронда, я не помню имён людей, которые просят молитв.
– Если не помнишь имён, которые тебе дают, то молись в общем: о больных, о молодых, сбившихся с пути, и т.д. Вначале говори: «Помоги, Боже мой, сначала тем, кто больше нуждается в помощи», – а потом продолжай: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».

Преподобный также советовал: «Ты, после того как немного помолишься о себе, потом вспоминай о бедствующем мире в целом, о тех, кто удалился от Бога, о почивших, которые не воспользовались временем, которое Бог им даровал, чтобы к Нему приблизиться, и теперь раскаиваются, но уже без пользы; и твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Так молишься и о себе, и о тех, кто просил тебя молиться, и обо всём мире».

И все же, есть ли какие-то ограничения для молитвы за людей? Да, есть и нужно теперь сказать о них. В своем Евангелии св. апостол Иоанн Говорит:

“Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился” 1Ин.5:16.

Епископ Михаил (Лузин), толкуя это место, разъясняет:

“Сказав в предыдущих стихах о силе молитвы верующего во Христа вообще, в рассматриваемых стихах апостол говорит о молитве верующего не за себя самого, а за брата!, то есть всякого ближнего, брата во Христе (1 Кор. 5:11), различая согрешающего грехом не к смерти и грехом к смерти. Связь этих стихов с предыдущим блаженный Феофилакт наводит такую: «сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волею, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно, то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит». — Что значит грех не к смерти и грех к смерти? Господь говорит, что всякий грех и хула отпустится, или простится, людям, но хула на Духа Святого не отпустится людям ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31—32; см. прим.). Несомненно, что это различение грехов к смерти и не к смерти имеет в виду в рассматриваемом месте апостол. Грех не к смерти — это всякий грех человека, который происходит от общей слабости человеческой (1 Ин. 1:8; Иак. 3:2 и прим.), грех, очищаемый искренним покаянием и сердечным сокрушением и потому не подвергающий грешника смерти духовной (ср. 1 Ин. 3:14). Грех к смерти, или смертный грех, — это грех тяжкий, делая который человек делается неспособным к раскаянию. Это грехи хулы против Духа Святого, каковы грехи: упорное неверие в дознанную христианскую истину; упорное отступничество от веры, не принимающее никакого вразумления; ожесточенное закоснение в пагубных еретических заблуждениях и тяжких нераскаянных грехах (см. прим. к Мф. 12:31—32; ср. Евр. 10:26). Судя по тому, что апостол говорит о грехах к смерти и грехах не к смерти без всякого объяснения и указания на них, можно полагать, что апостолу и читателям его послания эти выражения были понятны, может быть, употреблялись как технические термины, о чем свидетельствует и дальнейшая речь. — О грехе не к смерти пусть верующий молится за брата, чтобы Бог по милости Своей даровал согрешающему принесть искреннее покаяние, простил его и даровал ему жизнь, то есть восстановил его духовную жизнь, ослабленную или подавленную грехом. Относительно греха к смерти апостол не дает такого наставления о молитве, как относительно греха не к смерти. Не запрещает, однако ж, положительно молиться за такового апостол, но и повеления не дает. По-видимому, апостол показывает только, что он не может уверять и быть уверенным в силе молитвы за ближнего, согрешающего смертным грехом, что успеху таковой молитвы противодействует неверие, упорство, ожесточение и закоснение в заблуждениях и пороках согрешающего так. Таким нераскаянным грешникам грех их не простится ни в сем веке, ни в будущем, хотя верующий может молиться за них”.

Молитва о самоубийцах

Церковь, как богочеловеческий организм, не просто отказывается молиться за самоубийц, она не дерзает делать этого. «Мы не дерзаем молиться» – это означает, что люди не дерзают входить в какую-то запретную область.

Это подтверждает и практика. Один священник рассказал такой случай. Ему на отпевание привезли незнакомую девушку. При совершении чина, несмотря на то, что это было далеко не первое отпевание за время его служения, ему стало плохо, силы его оставили, пришлось даже выйти на свежий воздух. Через некоторое время он встретился со священником из другого храма, и неожиданно оказалось, что и у того случилось подобное при отпевании молодого человека. В результате небольшого расследования оказалось, что пара добровольно умертвила себя, но родственники скрыли это от Церкви.

Если Церковь молится только за своих членов, то не излишне ли дерзновенно келейно молиться за тех, кто вне Церкви?
Если литургическая молитва не включает самоубийц, некрещеных, инославных, отпавших, то личная молитва не ограничена ничем. Очевидно, что Евхаристия, как соединение с Богом, будет насилием над теми, кто Его отвергает своей жизнью.

Немного об искушениях в молитве

Искушения в молитве могут иметь своим источником:
– ревность не по разуму, взятие подвига сверх меры и без благословения;
– искушения падшими духами, желающими отвратить христианина от молитвы.

Если человек пленён падшими духами, то, молясь за него, мы вызываем их противодействие, ведь они уже считают его своей добычей; это подобно тому, как вырывать кость из пасти у пса. Несомненно, Бог значительно ограничивает силу падших Ангелов, но пугать нас они могут.

Если мы берём на себя подвиг молитвы за нераскаянного усопшего, то она требует усилий. «Молиться – кровь проливать» – говорили древние.

Для укрепления от нападения всяческих искушений и наваждений старайтесь советоваться со своим духовником. Любая молитва — это духовная война с тёмными силами, а на войну нужно идти, заручившись поддержкой Церкви и благословением священника.

Часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились.

Одна женщина молилась за своего усопшего отца, который скончался, будучи атеистом. Во сне он явился ей в страшном гневе и требовал прекратить молитву. История интересная, но возникает вопрос: кто явился женщине? Её отец или падший дух в облике её отца?

Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. Но бывают и иные случаи. Великий молитвенник афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде.

Требуется ли рассуждение в молитве? Конечно, да.

Важна мера нашей молитвы. Одно дело – помянуть на утренней молитве, другое дело – брать сугубый подвиг «вымаливания» других, да ещё без благословения.

Молящийся должен осознавать, что своей молитвой он бросает вызов сатане. Без сугубой благодати Божией, Божьего покрова, исход этой борьбы будет плачевен. Эту благодать человек обретает христианской, церковной жизнью.

Помните, в 19-й главе Деяний говорится: “Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома”.

Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.

Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только — как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по той причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом — проявление нашей любви ко Христу и к человеку.

Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос.

Если с людьми все понятно, то можно ли молиться за духов тьмы? Однозначно, нет. Бывали случаи, что святые (и не святые тоже) молились за демонов, но ничего хорошего из этого не вышло.

«Однажды, — рассказывал преп. Паисий Святогорец, — я стоял на коленях и молился о бесах, прислонив голову к земле и говоря: “Ты — Бог, и если Ты хочешь, то можешь найти способ, чтобы спасти и этих окаянных, несчастных бесов”. С болью молясь такими словами, я увидел рядом с собой голову пса, который высовывал язык и меня передразнивал. Возможно, Бог попустил это, желая показать мне, что Он хочет спасти и бесов, но они сами этого не хотят».
Исаак Иеромонах “Житие старца Паисия Святогорца”.

Однажды, преподобный Варсонофий Оптинский сказал: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.

Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».

Зачем молиться святым?

Не так давно на сайте была опубликована моя статья «Зачем молиться святым, когда есть Христос?». Как я и предполагал, она вызвала достаточное количество отзывов. Были отзывы с благодарностью, а были и с осуждением и непониманием. Но мне запомнился один комментарий. Приведу его дословно: «У меня пару замечаний. Как известно, протестанты бывают разные. Среди них и лютеране. И знают они Писание в целом лучше православных. Так вот, их позиция: можно «почитать святых», т.е. вспоминать их жизнь, ставить их в пример… но нельзя им молиться. Почему? – потому, что все почившие пребывают в ожидании Страшного Суда. До этого они как бы «недееспособны». Таким образом, вoпрос не в пантеизме, а понимании загробной жизни до(!) Суда. Если батюшка соизволит это объяснить, ссылаясь на Писание (а для протестантов это авторитет в отличие от предания), тогда это будет более ценным».

Итак, предлагаю читателю вновь рассмотреть тему почитания святых в свете Священного Писания. Сразу же хотел бы возразить автору комментария в том, что лютеране знают Библию лучше православных. Библия одна и у православных и у протестантов. Есть православные, которые весьма хорошо знают Священное Писание, есть и протестанты, которые хорошо подкованы в знании Библии. Поэтому, думаю, что какое-то сравнение вообще неуместно.

Продолжим дальше. Действительно, протестанты не признают Священного Предания, для них является авторитетом лишь Священное Писание. Пусть так. Начнем со слов ап. Павла, сказанных в послании к евреям: «вы приступили … ко граду Бога Живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12,22-23). Праведники пребывают на небесах, в Небесном Иерусалиме. Значит, их загробная участь уже определена Господом. Еще более показательны в этом вопросе слова Спасителя, сказанные раскаявшемуся разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Священное Писание содержит достаточное количество текстов, говорящих о святых, как о насельниках Небесного Града. Вот один из них: «тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5,8). Показана и немаловажность святых в Небесном Иерусалиме: «и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5, 10). И их число достаточно велико: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5, 11). Следовательно, согласно Писанию, святые уже пребывают в раю рядом с Господом и их загробная участь уже определена до Страшного Суда.

Читайте также:  Какому святому молиться если имя людмила

Теперь стоит поразмыслить над «недееспособностью» святых, о которых говорил автор комментария. Здесь было бы уместным дать определение Церкви Христовой. Опять обратимся к Писанию. Бог положил «всё небесное и земное соединить под Главою – Христом» (Еф. 1,10). Следовательно, Церковь Христова – это совокупность небесной и земной церквей. Церковь небесная и земная есть одно Тело, Глава которого – Христос. А все мы, в том числе и святые – это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не заботятся друг о друге. Разве одна нога, споткнувшись, не перекладывает всей ноши тела на другую ногу. Или одна рука не моет ли другую заботясь о ней. Не может организм функционировать, если прекратило свою работу сердце. В таком случае, не заботятся ли святые о нас, уже находясь перед Богом.

Разве не посылает здоровый орган тела импульс головному мозгу о том, что начал болеть соседний. Так же и святые молят о нас Господа, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 25-26). «Вышний Иерусалим … он — матерь всем нам» (Гал. 4,26). А ведь граждане одного города, когда увидят своих сограждан в какой-либо беде, тотчас по зову их помогают, чем могут. Так поступают и православные и протестанты. И те и другие молятся друг за друга, не взирая на многие трудности, которые приходится преодолевать, чтобы помочь или делом или молитвой. Молятся по слову апостола: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5, 14-15).

Так почему же протестанты возбраняют молиться за нас самим апостолам? Разве это не абсурд? Взаимная молитва есть проявление взаимной христианской любви и попечения. Вот в эту-то взаимность между земной Церковью и небесной не верят протестантские богословы. Во дни своей земной жизни апостолы, по слову Спасителя, любили ближних и молились за них: «мы… не перестаем молиться о вас» (Кол. 1,8). Так неужели, после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа» (2Кор. 2,8), стали меньше любить тех, которые остались на земле? Неужели потеряли они ту любовь во Христе Иисусе, о которой и сами писали, что она «никогда не перестает» (1Кор. 13,8)? Нет, нет и еще раз нет! Они молятся за нас и молитва их действенна, и глупо отрицать это. Сколько чудес совершает Господь через их святые мощи и иконы! И этому нет противоречий в Священном Писании, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2, 25). А их дела видны всем.

Просят за нас святые угодники, и Господь исполняет их просьбы: «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Они наши сомолитвенники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отвергнуть от себя то, что было естественно для святых — молитву друг за друга? В православии молитвенное призывание святых основывается на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей имеющих свободную молитву. Призывает к взаимной молитве не только Господь, но святые вторят ему. Святой Киприан Карфагенский: “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо) по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца, молитва за наших братий”. А вот как говорит о предстательстве святых свт. Василий Великий в слове на 40 мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! — и вот 40 молитвенников, возсылающих согласную молитву… святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитвах, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая».

Итак, святые молятся за нас, помощь их действенна и видна многим. Сколько у людей духовных и житейских нужд. Но не всегда Господь исполняет наши молитвенные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1, 15). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усердия: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 8). Молитвы же святых Господь слышит и исполняет: «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их » (1 Пет. 3, 12). Молитвы святых сильны перед Богом: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 16-18).Поэтому мы и стараемся найти себе сомолитвенников и предстателей перед Господом среди святых. И действительно, многие люди прибегают к молитвенной помощи святых в разных нуждах. И каждому святому Господь дает особую благодать помощи людям в различных ситуациях. Сколько женщин становятся счастливыми матерями после долгих лет бесплодия по молитвам Богоматери. И воистину «Кто притекая в храм твой, Богородице, не премлет вскоре исцеления?» (чинопоследование малого освящения воды). А сколько людей исцеляет от телесных недугов Господь руками вмч. Пантелеимона Исцелителя. И не перечесть всех чудес, которых творит Бог по молитвам свт. Николая Чудотворца.

Уже сложилась традиция молитвы разным святым в различных нуждах. В ней нет ничего предрассудительного, если следовать всему вышеизложенному. Но, к сожалению, многие люди не понимают этого. В последнее время в храмах появились в продаже «молитвословы на различную потребу». В них изобильно представлены молитвы святым угодникам в различных житейских нуждах. Названия молитв в них представлены примерно следующим образом: «молитва Адриану и Наталии о семейном благополучии» или «молитва Пантелеимону Исцелителю от телесных недугов». Прекрасно, давайте молиться! Открываем нужную страницу и видим, что там находится молитва, читаемая в день памяти святого. Что-то смущает. А где же наша житейская нужда? Куда делось наше молитвенное прошение к святому помолиться в конкретной ситуации? Разве не проще обратиться к святому своими словами и попросить помолиться за нас. Ведь, как говорил Иоанн Златоуст, «молитвы святых имеют очень великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся и исправляемся». И лишь в редкой книге можно найти подобное объяснение. Как правило, его нет. А народ Божий начинает усердно читать предложенные молитвы как некие заговоры. Написано ведь черным по белому: «от телесных недугов» и т.п. И даже не советуются со священниками в столь важном вопросе, как молитвенное правило. А зачем? В молитвослове ведь все написано, как и кому молиться. А в молитве ко святому многие и вовсе забывают о том, что подателем всех благ является Всемогущий Бог, а не святой. И молитвенное правило такого человека представляет собой подобие такого «молитвослова на всякую потребу», где нет места молитве Господу. А человек уже начинает мнить себя столпом благочестия и примером молитвенного подвижничества. В итоге впадает в гордыню. И этому виной издатели таких молитвословов, которые в целях экономии средств не утруждают себя объяснением того, как правильно почитать святых и просить их молитвенного предстательства. Печально, но факт! И это вовсе не придумано мной, а основано на реальных человеческих судьбах. К счастью, есть и противоположные примеры, когда издатели, заботясь о читателе, подробно изъясняют то, как следует чтить святых и обращаться к ним за молитвенной поддержкой. Такой молитвослов приятно взять в руки и помолиться.

Так что же делать человеку неопытному в таком важном вопросе, как молитва? В первую очередь, необходимо четко понимать, что мы просим святых молить Бога о нас. И никак иначе! Во вторых, молитва – это не какой-то заговор, после прочтения которого моментально перестанет болеть голова или удачно выйдет замуж засидевшаяся в девках дочь. Лишь Господь знает, когда и что подать от своих богатых милостей и щедрот человеку. В третьих, перед началом постоянного чтения того или иного молитвенного последования нужно взять благословение у духовника. В этом случае человек будет знать, что поступает правильно, а с благословения молиться всегда лучше. Можно даже попросить священника отслужить молебен святому, к которому впоследствии будет обращаться с молитвами. Но только не надо просить батюшку отслужить молебен о материальном благополучии или повышении по службе. Если бы Господь исполнял эти прошения, то священники, наверное, были бы самыми богатыми и успешными людьми на земле. Но самое главное, надо помнить, что молитва никогда не бывает лишней. Она, по слову Иоанна Златоуста, «есть наша благоговейная беседа с Богом». Пусть и предстательством святых. Одним словом, беседуйте на здоровье! Все святые, молите Бога о нас!

Ноябрь – молимся за умерших. Что ждет души в Чистилище и зачем за них молиться?

Многие входят в Чистилище в последнюю минуту, когда уже перед самой смертью обращаются к Богу

Ноябрь – месяц молитв в интенции усопших. В Католической церкви ежедневно после Мессы совершается молебен и зачитываются записки с именами усопших, ведь те, кто после окончания земного паломничества находятся в Чистилище, нуждаются в молитвах живых.

А первая неделя ноября – время особой помощи душам в Чистилище. В это время верующие имеют возможность получить полный отпуст, посетив кладбище. Условия индульгенции:

– Отсутствие всякой привязанности ко греху, даже повседневному;

– Состояние освящающей благодати (отсутствие не отпущенного тяжкого греха);

– Принятие Святого Причастия;

– Молитва в интенциях Папы Римского («Отче наш . », «Радуйся, Мария . », «Верую в Бога . »). Речь не идет о молитве за самого Святого Отца, хотя и такая молитва очень ценная; молитва, связанная с индульгенцией, должна быть в интенции тех дел, за которые ежедневно молится Папа;

Ранее гомельский настоятель объяснял, что ждет души в Чистилище и зачем за них молиться:

– Мы возносим молитвы за умерших, потому что большинство из них нуждается в этом. Многие не совершали при земной жизни подвига обращения, кто-то молился, обращался, но не окончил эту дорогу, которая ведет в Царство Небесное.

Поэтому они попали в Чистилище – место, где, образно говоря, после смерти человек совершает обращение, которое не успел сделать при земной жизни. А многие входят в Чистилище в последнюю минуту, когда уже перед самой смертью обращаются к Богу. Ведь Его милосердие всегда открыто для человека. Бог до конца ждет, когда человек скажет: Господи, хочу, спаси меня, прими к себе.

Ведь после смерти жизнь не окончилась, а лишь изменилась. То, что человек не совершил при жизни, совершается после смерти. Поэтому умершие так нуждаются в наших молитвах.

В Чистилище так страшно, потому что там душа гораздо больше понимает все тайны, видит любовь Бога и страдает от того, что не может еще войти в Царство Небесное, глубоко понимает, почему не может это сделать – поэтому душе так страшно и тяжело. Поэтому также молитесь за своих умерших врагов, за тех, с кем не успели примириться, ведь из-за этого они тоже страдают в Чистилище.

И весь ближайший месяц, а особенно нынешняя неделя, предназначены для того, чтобы посещать кладбища. И в первую октаву ноября можно ежедневно получать индульгенцию для кого-либо из умерших, читая «Верую», «Отче наш» и еще одну любую молитву, например, «Радуйся, Мария» – в интенциях Папы Римского. Все сокровища молитвы дал нам Бог, чтобы помогать нашим близким умершим. Потому что на самом деле они не умершие, они – живые (читайте подробнее: ЧТО ТАКОЕ ИНДУЛЬГЕНЦИЯ И КАК ЕЕ ПОЛУЧИТЬ >>>)

Очень важным является обращение при жизни: ежедневно бодрствовать, помнить о том, что Пресвятая Дева Мария – наша заступница, обращаться к святым. А они говорят нам ясно и точно: Небо есть!

Жизнь Вечная существует, потому что через заступничество святых после их смерти совершались реальные чудеса.

Поэтому Жизнь Вечная существует, и мы готовимся к ней уже при земной жизни. Если в это время ты ведешь христианскую жизнь, то после смерти переходишь в Дом Отца, опираясь на Божье милосердие, имея Защитника, Который разрушил узы смерти – Иисуса Христа. Кто умер с Ним – умер для греха, и с Иисусом воскрес.

Человек приобретает Жизнь Вечную не после смерти, а уже при жизни земной, если серьезно обращается. Поэтому не страшна смерть нашего тела, никто не уйдет от этого. Страшно, когда умирая, мы далеки от Бога, когда никто нас не защищает.

МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ И ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

старец Паисий Святогорец

— Геронда, могут ли молиться осуждённые усопшие?

— Они приходят в чувство и просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.

Помысл говорит мне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны. Эти души не только не просят помощи, но и не приемлют её. Да и зачем им помощь? Что может сделать для них Бог? Представьте, что ребёнок уходит из дома своего отца, растрачивает всё его имущество и вдобавок ко всему ещё и поносит отца последними словами. Э-э, чем тогда может помочь ему отец? Однако другие осуждённые в аду — те, у кого есть немного любочестия, ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи. Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То есть сейчас Бог даёт этим осуждённым людям благоприятную возможность получать помощь до тех пор, пока не наступит Второе Пришествие. В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек “друг” Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осуждённым усопшим перевод из одной “темницы” в другую — в лучшую, из одной “камеры” в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из “камеры” в какую-нибудь “комнату” или “квартиру”.

Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы — это последняя возможность получить помощь, которую даёт усопшим Бог — до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет.

Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: “Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?”. Однако, молясь за усопших, мы даём Богу “право” на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее “умиление” Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.

Поэтому наша Церковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды. Заупокойные службы — это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада. И вы после каждой Божественной Литургии освящайте коливо за усопших. В пшенице есть смысл: “Сеется в тлении, восстает в нетлении” [1] , — говорит Священное Писание. В миру некоторые люди ленятся сварить немного пшеницы и несут в церковь изюм, печенье, бисквиты, чтобы священники прочитали над всем этим молитву об упокоении усопших. А на Святой Горе старенькие монахи за каждой Божественной Литургией освящают коливо и за усопших, и за празднуемого Святого, для того чтобы иметь его благословение.

Читайте также:  Когда молятся икона святой вере надежде

— Геронда, а люди, умершие недавно, имеют большую нужду в молитве?

— Ну а как же! Когда человек только попадает в тюрьму, разве вначале ему не особенно тяжело? Будем молиться об усопших, которые не благоугодили Богу, чтобы Бог как-то помог и им. Особенно если мы знаем, что человек был жёстким или жестоким — точнее, если он казался жестоким, потому что иногда мы считаем человека жестоким, а в действительности он не таков. А если такой человек еще и жил греховно, то нам надо за него много молиться, подавать его имя на поминовение за Божественными литургиями, записывать его на сорокоусты и давать беднякам милостыню о спасении его души, для того чтобы, услышав молитву бедняков: “Да будет благословен его прах”, Бог приклонился на милость и помиловал этого человека. Таким образом, то, что не сделал сам человек, сделаем за него мы. А вот если у человека была доброта, пусть он и не жил хорошо, — то от малой молитвы он получает большую пользу. Это происходит потому, что он имел доброе расположение.

Я знаю случаи, свидетельствующие о пользе, которую усопшие получают от молитвы духовных людей. Один человек пришёл ко мне в каливу и с плачем сказал: “Геронда, я перестал молиться за одного усопшего знакомого, и он явился мне во сне. “Ты, — сказал он, — не помогал мне уже двадцать дней. Ты забыл меня, и я страдаю”. И действительно, я забыл о нем как раз двадцать дней назад от множества забот, и в эти дни не молился даже о себе”.

— Геронда, когда кто-то умирает и нас просят помолиться о нём, то правильно ли будет совершать о его упокоении одну чётку первые сорок дней после кончины?

— Если ты молишься об усопшем по чёткам, то вместе с ним молись и о других усопших. Зачем поезду ехать в такую даль только с одним пассажиром? Ведь он может взять и других. Знаете, сколько усопших нуждаются в молитве? Несчастные просят помощи, и у них нет никого, кто бы за них помолился! Некоторые люди очень часто совершают панихиду о ком-то из своих усопших сродников. Но от этого не получает помощи даже тот человек, о котором совершается молитва, потому что такая молитва не очень-то угодна Богу. Раз они совершили об этом усопшем столько заупокойных богослужений, то пусть одновременно молятся и за других усопших.

— Геронда, иногда я начинаю беспокоиться о спасении своего отца, потому что он не имел с Церковью ни какой связи.

— Ты до последнего момента не можешь знать того, каким будет Суд Божий. Когда тебя это беспокоит? Каждую субботу?

— Я не следила. А почему каждую субботу?

— Потому что суббота — это день усопших, усопшие имеют на него право.

— Геронда, а те усопшие, за кого некому помолиться? Получают ли они помощь от молитв людей, которые молятся об усопших вообще — не называя конкретных имен?

— Конечно, получают. Я, молясь обо всех усопших, вижу во сне и своих родителей, потому что они радуются молитве, которую я совершаю. Каждый раз, когда у меня в Келье служится Божественная литургия, я совершаю и общую заупокойную литию обо всех усопших, молюсь об усопших королях, архиереях и так далее. А в конце говорю “и о их же имен не помянухом”. А если иногда я опускаю молитву об усопших, то мои знакомые умершие являются мне. Один мой родственник был убит на войне, и я не записал его имя для поминовения на заупокойной литии, потому что оно было записано для поминовения на проскомидии вместе с другими, павшими смертью храбрых. И вот я увидел этого человека во весь рост стоящим передо мной во время заупокойной литии. И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду.

Молитвы путешествующих и за тех кто в пути

Дорогие друзья, добрый день. Представляю вашему вниманию сборник православных молитв для тех, кто в пути, или за тех, кто в пути.

Каждый верующий человек должен начинать своё утро с молитвы к Богу, а каждое своё действие, будь то работа, дорога или что иное, должно начинаться с испрошения Его благословения.

Если вы собираетесь в путь на автомобиле, самолёте, теплоходе или просто пешком, не поленитесь и помолитесь о добром пути.

Желательно молиться на удачную дорогу не только самим путешествующим, но и родным за тех кто в пути.

И главное, благополучно вернувшись домой, будьте благодарны, хотя бы в краткой молитве: «Слава Богу за всё».

МОЛИТВЫ ГОСПОДУ О СОХРАНЕНИИ В ДОРОГЕ

Тропарь, глас 2
Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща, и невредимых, к славе Твоей, от всякаго зла во всяком благополучии соблюдающа, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2
Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй.

Молитва Иисусу Христу перед дорогой (путешествии)

Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый!

И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим Твоею благодатию спутешествуй. И якоже рабу Твоему Товии, Ангела Хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити.

Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВЫ БОГОРОДИЦЕ О СОХРАНЕНИИ В ПУТЯХ

Обращение к Пресвятой Богородице о благословении в путь

О Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь.

О благая Спутнице и Защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне, Госпоже моя, Сына Твоего Христа Бога нашего, да послет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя, да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Рафаила, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управив и сохранив мя небесною силою, здрава да возвратит мя, мирна и всецела к жилищу моему во славу имени Своего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконой «Скоропослушница»

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим!

Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе всещедрей Матери Человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение, коемуждо устрояющи.

Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши.

Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго расслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконой «Смоленская Одигитрия («Путеводительница»)»

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие!

Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.

Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ О ДОБРОМ ПУТИ

О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, святителю Христов Николае!

Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашым и не умрем в лукавых деяниих наших: моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашым и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших: моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашым спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва Севастийским мученикам о защите в пути

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим, усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерней любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведного Судии предстанем.

Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим Великое и Достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святому великомученику Прокопию

О святый страстотерпче Христов Прокопие! Услыши нас грешных, предстоящих ныне пред Святою иконою твоею и умильно молящих тя: помолимся о нас (имена) к Иисусу Христу Богу нашему и Его рождшей Матери, Владычице нашей Богородице, еже отпустити нам согрешения наша, яже содеяхом.

Испроси у Господа к пользе душевней и телесней милость, мир, благословение, во еже избавитися нам всем в день судный страшный, шуия части спастися, стати же одесную со избранными Его к наследию Царствия Небеснаго, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва преподобным Кириллу и Марии (родители преподобного Сергия Радонежского)

О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие!

Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе.

Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена).

Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.[adsp-pro-1]

    Категории:С Богом Ключевые слова:Молитвы

Oleg Plett 6:00 дп

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже 🙂 Спасибо!

Митрополит Афанасий Лимасольский: «Знайте, братья: вы все в храме!»

Христианам о карантине и закрытых храмах

Когда на Кипре из-за пандемии были закрыты храмы для посещения прихожанами, Митрополит Афанасий Лимассольский стал ежедневно утром и вечером в эфире радио Митрополии общаться со своими духовными чадами, успокаивая и утешая их. Еще он благословил «цепочку непрестанной молитвы», в которой участвуют все желающие. В начале каждой программы «Христу Богу предадим» Митрополит читает и объясняет Священное Писание или вспоминает подвижников, которых знал, а после звонят люди: они могут поделиться своей болью, что-то рассказать или спросить. Это общение напоминает беседы геронды с духовными чадами в монастырском архондарике.

Митрополит Лимасольский Афанасий

– Геронда, почему Господь послал нам вирус и смерть?

– Господь сотворил мир прекрасным. Смерть, несчастья, страдания, нищета, болезни, бедствия, зло, происходящее в мире, пришли потом. Их создал не Господь. Их выбрали мы, люди, через отступление от Бога. Это все последствия падения человека, его злоупотребления своей свободой.

Бог – наш Отец. Он есть Любовь. Мы, к сожалению, оставляем Бога и приносим в мир зло

Человек разорвал связь с Богом. А Бог – наш Отец. Он есть Любовь. Мы, к сожалению, оставляем Бога и приносим в мир зло. И чем дальше мы своими греховными делами отдаляемся от благодати Божией, тем ближе подходим к врагу человеческому, диаволу. Как когда мы отдаляемся от света, то попадаем во тьму. Солнце есть, но если мы прячемся от него, нам становится темно и холодно. А выйдя на солнышко, согреваемся.

– Геронда, меня не оставляет помысел: в Греции храмы закрыли в Крестопоклонную Неделю. В пустых храмах читалось Евангелие о том, что тот, кто старается спасти свою жизнь, ее потеряет, а кто хочет ее потерять ради Христа, приобретет. Получается, наши слова и дела расходятся. Как во время Второго Пришествия мы встретим св. Кирика, св. Марину, св. Димитрия – тех, кто был разрублен на кусочки, сожжен, пролил кровь? Что скажем Богу: испугались вируса?

– Нужно понимать, что в Церкви не все имеют столь же глубокую веру. Есть и более слабые братья, они думают иначе. И мера Церкви – это не сильные, а немощные. Церковь употребляет икономию, снисхождение. У Церкви есть два способа, которыми она встречает разные ситуации: акривия и икономия. Я совершенно согласен с тем, что ты говоришь: это акривия. И тот, кто хочет следовать акривии в своей жизни, благословен и Богу угоден. Но Церковь снисходит к немощным братьям, к тем, кто чувствует, что должен соблюдать человеческие меры для своего спасения и сохранения.

Что сказал Господь наш Иисус Христос, когда диавол предложил Ему спрыгнуть с крыши храма? А диавол ведь имел благовидный предлог, он сказал: раз Ты Сын Божий, с Тобой ничего не будет, и это правда: с Ним бы ничего не случилось, так как Он Сын Божий. Христос ответил: «Не искушай Господа Бога своего» (Мф. 4, 5–7)!

Читайте также:  Какому святому молиться чтобы дали кредит

Если ты почитаешь патерик, то найдешь много историй, когда даже святые подвижники применяли икономию смирения ради. Раз один авва встретил зверя и свернул на другую дорогу. Его спросили: «Ты что же, отче, испугался зверя, раз свернул на другую дорогу? Почему не дал ему тебя съесть, если это было попущено Богом?» Он ответил: «Я боюсь не зверя. Я боюсь гордости, эгоизма и не хочу искушать Бога».

И святой Афанасий Великий скрывался: он не сел на площади, не рассудил так, что если Господь хочет, чтобы меня схватили, пускай схватят. Он спрятался. Его спрятали монахи монастыря Святого Пахомия и не выдали искавшим его воинам. Отцы тоже поступили по-человечески. Мы похваляем акривию, но и человеческую немощь не осуждаем. И лучше рассудим так: проявим послушание, раз наши отцы, Предстоятели Православных Церквей, Синоды архиереев приняли такое решение. И послушание поможет нам и спасет нас.

Если мы сами желаем следовать акривии, хорошо. Но мы не можем требовать ее от других

Следовать помыслу бывает опасно. И Бог может и не благословить нам этого! Если мы сами желаем следовать акривии, хорошо. Но мы не можем требовать ее от других. Для них применим икономию, которую пастырски применяет Церковь, с рассуждением, чтобы упокоить и сильных, и слабых, и людей сильной веры, и маловерных, и тех, кто мыслит по-человечески, и тех, кто думает только о духовном.

– Вы учите нас исповедовать Христа ежедневно. Сейчас мы отрекаемся от Христа!

– Не будем повсюду видеть опасность отречения! Меры принимаются не против веры. Государство не призывает нас отречься от Христа. И, конечно, мы не отречемся, даже если нас станут убивать! Сейчас речь о другом: это попытка предотвратить распространение серьезной эпидемии. Эпидемия представляет опасность не для Церкви, а для членов Церкви. И мы проявляем послушание государству, которое призывает нас не отрекаться от веры, а воздержаться на время от посещения храмов. Вы видите, что все наши отцы заняли эту позицию: и Святая Гора, и Синайский монастырь, и Иерусалим, и Метеоры, и все монастыри Греции – все пошли на самоизоляцию, чтобы остановить эпидемию. Неужели мы выше наших пастырей? Будем иметь добрую обеспокоенность, но, прежде всего, послушание пастырям. Проявим смирение перед данностью и пойдем туда, куда идут все люди Церкви.

Это не против Христа. Это ради блага людей и во избежание реальной опасности. Существует болезнь, очень опасная и заразная. В Святом Евангелии от Иоанна мы читаем: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев» (Ин. 20, 19). И ученики, и святые апостолы в день Воскресения Христова собрались вместе из-за страха иудеев: они не выходили на улицу – боялись евреев. Они не говорили: пускай Бог нам поможет! Но со страхом и смирением оставались дома, не выходили, пребывали собранными вместе. И Христос пришел, их нашел, благословил и сказал: «Мир вам!» Явил им Себя.

Это не против Христа. Это ради блага людей и во избежание реальной опасности

– Митрополит Эдессы Иоиль сказал, что невозможно заразиться через целование икон, благословение священника и пр. Если так, почему же храмы закрыли?

– Мы можем заразиться вирусом не от святыни, а во время нашего общения, входа-выхода, работ, которые исполняем в храме. Мы, люди Церкви, и наши священники, и наши епископы, тоже можем заболеть этой вирусной болезнью. Уже один епископ в Сербии скончался от короновируса. Мы подхватываем вирус не от Святого Причастия и Святых Таин. Мы живем в мире, встречаемся, общаемся на очень многих уровнях повседневной жизни и подвержены опасности, как и все. Поэтому Церковь проявила икономию «до времени». И мы увидим, как скоро пройдет этот краткий период, о котором нас попросило государство, чтобы по-человечески помочь нынешней ситуации. Проявим послушание Церкви. Оно есть надежный путь ко спасению.

Важно не почему случилось, а как претерпеть!

– Ученики спросили Христа о слепом: кто согрешил, что он родился слепым. И Христос ответил, что ни он, ни его родители, но чтобы явилась сила Божия (Ин. 9, 3). Коронавирус – это наказание за наши грехи, или он послан для чего-то?

– Отцы Церкви учат нас не предаваться мыслям о том, почему произошло то или иное событие. Святой авва Марк Подвижник, этот учитель духовного закона, хорошо говорит, что когда в твою жизнь приходит искушение, скорбь, что-то трудное и тяжелое, не пытайся понять, почему это с тобой случилось, но задумайся, как это претерпеть без уныния, смущения, не изматывая себя, не теряя своей духовной сущности. Еще проще говорит святой Паисий: извлеки духовную пользу из искушения. Отцов не занимает вопрос, почему что-то случилось. Их занимает вопрос, как случившееся претерпеть.

Какой смысл копаться в том, почему это случилось? Отцы ответили: по нашим грехам. Не по грехам мира. По моим собственным. Грехи – причина искушений. Я не могу сказать, что грехи мира привели к этой трудной ситуации. Наши грехи! Наши братья не грешны. Грешны мы. Лично каждый из нас. Но когда во всем мире происходит большое искушение, не время испытывать угрызения совести и чувство вины. Время понять, как искушение встретить духовно и извлечь из него духовную пользу.

Сейчас людям необходимо утешение. Сейчас не время упрекать людей. В трудный час не укоряют, а утешают, поддерживают, просвещают, направляют. Когда искушение закончится, кто-то, может, и рассмотрит причины, упущения, преувеличения, недостатки, дабы извлечь пользу из наших ошибок. Теперь же час утешения, взаимной поддержки, горячей, огненной молитвы за весь мир. Нам, людям Церкви, особенно важно объяснить слово Божие тем, кто нуждается в утешении от Господа.

Сейчас людям необходимо утешение. Сейчас не время упрекать людей

Почему и как возник коронавирус, я не могу вам сказать. Это должны сказать люди святые, извещенные Богом.

Я расскажу, что произошло на Катунаках со святым Ефремом. В 1977-м году в Салониках случилось большое землетрясение, я в ту ночь как раз находился в Салониках. Страшное землетрясение! Многие здания были разрушены. 70–80 человек погибли. Городу был нанесен огромный ущерб. И старец Ефрем рассказывал нам, как на молитве увидел дома в Салониках и удивился: что я вижу? Салоники? вместо того, чтобы молиться и видеть Господа перед собою, я вижу Салоники?! И когда произошло сильное землетрясение, с большими разрушениями, он понял, что Бог призывал его таким способом молиться об этом городе.

Так что мера святых людей – знать, почему и как пришел вирус. Не моя. То, что знаю я, – как нам его встречать. С молитвой, упованием на доброго Владыку Христа, Господа мира (не диавол, не дела тьмы, но Христос управляет вселенной!). Будем источать свет любви Христовой и упования миру. И знать, что если мы примем испытание духовно, получим большую пользу. Если молимся с надеждой, смирением, покаянием и большой теплотой, мы можем одолеть и уничтожить этот вирус. Не мы, благодать Божия!

– Сейчас на великом повечерии поется «С нами Бог». Что значат эти слова?

– Это вопль Церкви. Это вопль человека, который просит Бога быть с ним рядом! Потому что если с нами Бог, то никто нас не одолеет. Как говорит Писание: с нами Бог – «и никтоже на ны» (Рим. 8, 31). Поэтому вся Церковь молит Бога: «Господи Сил с нами буди! Иного бо разве Тебе Помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас!»

В этот час мы особенно нуждаемся в том, чтобы Господь был с нами рядом. Точнее сказать, чтобы мы сами были с Богом! Бог не оставляет человека, Он – его Отец. Бога оставляет человек. Нам необходимо вернуться к жизни в соответствии с Его святой волей и сохранять связь наших душ с Его святой благодатью.

О диаконе, кадившем пустые стасидии

– Теперь, когда в храме людей нет, для кого служится литургия?

– Литургия – это дело всех. Она совершается людьми через священника и возносится Богу-Отцу, и освящает весь мир. Когда мы служим, то служим за весь мир. Так поступали и подвижники в пустынях. Так служили и мы на Святой Горе: с нашим герондой нас было два человека в каливе первые годы – священник-геронда и брат. Народу не было.

Прекрасно сказал святой Софроний Эссекский: и когда ты служишь с одним человеком, и когда ты служишь со всем народом, Божественная литургия совершается за весь мир, за всего Адама – от первого человека до последнего, за живых и усопших, за всю тварь. Поэтому Божественная Евхаристия – величайшее благословение. Разумеется, идеально, чтобы присутствовали все наши братья. Но даже если их нет, мы все равно молимся обо всех, обо всем мире. И знаете? Можно отсутствовать телом, но присутствовать душой.

На Святой Горе рассказывают такую историю. Один добродетельный диакон кадил в церкви во время службы некоторые пустые стасидии, другие же, в которых стояли монахи, пропускал. Его спросили: «Почему ты не кадишь? Там же стоят братья!» Он ответил: «Я не вижу их!» Эти братья стояли в церкви, но их ум блуждал где-то на стороне – был занят мыслями о работе, о посторонних вещах. В то время как те стасидии, которые казались пустыми, были наполнены Святым Духом. Это были те братья, которые несли послушания вне храма, но их ум и сердце пребывали в храме. Духом они присутствовали на службе. Поэтому многие могут сейчас отсутствовать телесно в час Святой литургии, но их душа, ум, сердце пребывают на Божественной литургии, по которой они скучают. Им не хватает литургии, они горюют, лишенные возможности присутствия на литургии.

– Мы не ходим в храм и молимся дома. С древних времен Церковь раздавала в особых случаях Причащение вне храма тем, кто в нем нуждался: больным, заключенным. Насколько необходимо Причастие?

Господь действует разными способами ко спасению людей. Не смущайтесь! Доверяйте Церкви!

– На литургии Причастие – это основная цель. Сейчас на литургии причащаются те, кто на ней присутствуют: наши священники, диаконы, певчие, те, кому позволено. Но вот вам пример: святая Мария Египетская около 40 лет прожила в пустыне без Причастия и причастилась в последний день своей жизни, как прекрасно повествует ее житие.

Божественное Причащение необходимо. Но когда брат исповедуется, я могу ему сказать: «По разным причинам причастишься через месяц». Если он исполнит послушание духовнику, это будет, словно бы он причастился. Сейчас не мы решили по лени, нерадению или безразличию не причащаться, но Церковь. Поэтому, если мы исполним послушание Церкви со смирением, то и Господь сподобит нас причаститься достойно, когда придет час, и мы сможем посещать святые храмы. Одной матрицы для всех и всего нет. Если бы мы могли причащаться, прекрасно. Раз не можем, не станем сомневаться в том, что Господь действует разными способами ко спасению людей. Не смущайтесь! Доверяйте Церкви!

Где же Бог? В церкви или на кухне?

– А что вы чувствуете, когда служите без народа?

– Нас огорчает то, что мы служим одни, но я скажу, что ощущаю я. Я ощущаю, что я не один. И все наши братья и сестры присутствуют на службе.

Вот история из патерика. В одном монастыре жил брат, который вел себя как простачок, юродствовал, а на самом деле был подвижником и духовным человеком. Этот монах изображал из себя безграмотного, и отцы отправили его на кухню, чтобы он следил за печью и готовил еду для братии, пока те молились в церкви. Он и готовил. Весь чумазый от угля, печи, дыма – ставил еду в печь, перемешивал ее. А лишь выдавалось пять свободных минут, бежал к дверям церкви, чтобы хоть немного послушать службу. Он не заходил внутрь. Он стоял снаружи – на пару минут подходил к дверям, потом бежал на кухню, снова в церковь – и возвращался на кухню. В какой-то момент он отвлекся, и кухня загорелась от дров печи, брат прибежал, затушил пожар, снял еду и перемешал ее просто рукой. И хотя он был охвачен огнем, с ним совершенно ничего не случилось. И тогда добродетельный игумен сказал братьям: «Отцы! Так где же Бог? На кухне или в церкви?» И все сказали: конечно, в церкви, потому что там добродетельный человек, который подвизается ради любви Божией.

Телесно наши братья пребывают вне храма. Но я ощущаю, что духом они все здесь. Все! Потому что их сердце, их ум и их намерения, их расположение – в храме. И то, что они скорбят из-за невозможности быть в храме, важно духовно, потому что так происходит духовная работа покаяния и молитвы. И эту молитву, эту боль, эту любовь добрый Бог примет и обратит во благо, чтобы изгнать испытание, которое охватило весь мир.

Мы скорбим, но знайте, братья: вы все в храме! Ваше сердце и ваша любовь – в храме! Тогда как в мирное время мы, бывает, стоим в церкви, а наш ум путешествует, мы дремлем, болтаем, часто бываем равнодушны. И мы, священники, и вы миряне, этим согрешаем. А теперь, когда мы все скорбим, остаемся вне храма, наше сердце и наша любовь – в храме. И в этом есть своя польза.

Молиться с болью и любовью

– У нас маленькие дети. Мы все время дома. Как нам молиться?

– Где бы мы ни были, и если мы дома, и если мы в пещерах, и если в темнице, наше сердце может работать духовно и молиться непрестанно Богу. Особенно если вы держите своих деток на руках, глядя на деток, впереди у которых вся жизнь, вы чувствуете, как им нужен мир спокойный, устойчивый, благословенный. Из любви к нашим деткам будем молиться и о них, и обо всех детях на земле, чтобы Господь благословил их, чтобы на земле был мир, чтобы они росли в безопасности и любви Божией.

– Как нам молиться о наших священниках сейчас? Есть какая-то особая молитва?

– Молитве необходимы простота, любовь и боль о каждом человеке. И о наших священниках, которые несут тяжелый крест в эти дни, но и, конечно, о наших врачах и медсестрах будем молиться, ощущая тяжесть креста испытания и ответственности, который они несут, и опасности, которой подвергаются, с отвагой жертвуя собой ради служения больным. Как и священники, которые молятся о нас на божественных службах, так и каждый человек, который несет ответственность за свою семью в этот трудной ситуации, – все нуждаются в подкреплении от Господа. Так что с любовью и болью будем молиться о наших братьях своими словами. Или молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих. ». Или читая молебный канон к Богородице и святым, которых особо любим. Или читая Псалтирь и другие молитвы. Все это добро и полезно.

Молитве необходимы простота, любовь и боль о каждом человеке

Старец Паисий очень утешался молитвой по Псалтири. По Псалтири геронда молился ежедневно, обычно после обеда, когда посетители расходились, и он оставался один. Он читал Псалтирь за людей, особенно нуждавшихся – живых и усопших, подражая своему наставнику святому Арсению Каппадокийскому. У геронды хранилась тетрадка святого, в которой тот отметил, какой псалом для какого случая предназначается. И так старец Паисий молился, с огромной болью и любовью, обо всех людских ситуациях.

Псалтирь была, есть и будет наш духовный золотой запас. К нему отцы Церкви обращались непрестанно.

– А как молиться обо всем мире?

– Так же и обо всем мире – с болью и любовью. Мы видим и чувствуем, что наш мир охватили тревога, страдание, опасность, скорбь, ежедневно умирают люди, врачи ухаживают за больными, другие подвизаются, каждый по-своему – все находятся в трудном положении. Будем молиться огненной молитвой к Богу за весь мир: «Господи Иисусе Христе, помилуй весь мир Твой и нас, грешных!» Все наши молитвы возымеют большую силу перед Богом и благословят человечество. Этот трудный час, который разразился, как страшный гром, над всем миром, минует.

«Велий еси, Боже»

Эту молитовку – «Велий еси, Боже, и дивна дела Твоя» – произносили наши бабушки и дедушки во время стихийных бедствий и ненастья, грома и молнии. Я помню, как моя бабушка крестилась и говорила: «Велий еси, Боже, и дивна дела Твоя». Наши предки даже природные явления употребляли для того, чтобы благословлять и воспевать Имя Божие. Они не боялись и встречали происходящее мирно. Что бы ни случилось.

Добавить комментарий