Варнава гефсиманский чудотворец о чем ему молятся

Преподобный Варна ́ ва Гефсиманский (Меркулов)

Дни памяти

19 июля – Собор Радонежских святых

13 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых

Житие

Ва­си­лий Ильич Мер­ку­лов (в ино­че­стве Вар­на­ва) ро­дил­ся 24 ян­ва­ря 1831 го­да в с. Пру­ди­щи Туль­ской об­ла­сти, ря­дом с те­ми ме­ста­ми, от­ку­да при­шли на Вык­су ос­но­ва­те­ли на­ше­го го­ро­да бра­тья-за­вод­чи­ки Ба­та­ше­вы.

Дет­ство и от­ро­че­ство

Ро­ди­те­ли Ва­си­лия, Илья и Да­рья Мер­ку­ло­вы, бы­ли кре­пост­ны­ми кре­стья­на­ми. Лю­ди доб­рые и бо­го­бо­яз­нен­ные, они ра­до­ва­лись рож­де­нию сы­на и на­рек­ли его в честь свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.
Как вспо­ми­нал о сво­ем дет­стве ста­рец, был он маль­чик шуст­рый и по­движ­ный. На­бож­ные ро­ди­те­ли от­да­ли сво­е­го от­ро­ка в шко­лу пса­лом­щи­ков, где тот изу­чал Ча­со­слов и Псал­тырь. Неко­то­рое вре­мя спу­стя по­ме­щик, вла­де­лец Мер­ку­ло­вых, про­да­ет их в се­ло На­ро–Фо­мин­ское Мос­ков­ской гу­бер­нии. Но­вый вла­де­лец, князь Щер­ба­тов, при­ка­зы­ва­ет обу­чить под­рост­ка сле­сар­но­му де­лу.
В сво­бод­ное от ре­мес­ла вре­мя Ва­си­лий по­се­ща­ет рас­по­ла­гав­шу­ю­ся неда­ле­ко Зо­си­мо­ву пу­стынь и зна­ко­мит­ся с от­шель­ни­ком – мо­на­хом Ге­рон­ди­ем. Это за­став­ля­ет его со­вер­шить ре­ши­тель­ную пе­ре­ме­ну в жиз­ни – по­свя­тить се­бя слу­же­нию Бо­гу.

По­слуш­ник Геф­си­ман­ско­го ски­та

Осо­бен­но он утвер­дил­ся в этом, ко­гда в 1850 го­ду по­се­тил вме­сте с ма­те­рью Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. Спу­стя год Ва­си­лий ухо­дит ту­да вме­сте с Ге­рон­ди­ем, ре­шив­шим за­кон­чить свою жизнь око­ло мо­щей Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, а в 1852 го­ду по бла­го­сло­ве­нию на­мест­ни­ка Лав­ры Ан­то­ния пе­ре­хо­дит в рас­по­ла­гав­ший­ся в трех ве­стах от Лав­ры Геф­си­ман­ский скит. Этот скит жил по уста­ву Са­ров­ской Пу­сты­ни, опи­сан­но­му са­ров­ским стар­цем Па­и­си­ем Ве­ли­ким.
Во вре­мя пре­бы­ва­ния в ски­ту осо­бен­но боль­шое вли­я­ние на бу­ду­ще­го стар­ца ока­зал мо­нах Да­ни­ил (Схи­мов­ский).
17 фев­ра­ля 1856 г. Ва­си­лий по­лу­чил от­пуск­ную гра­мо­ту, то есть сво­бо­ду от по­ме­щи­ка.
23 де­каб­ря 1957 г. он ста­но­вит­ся по­слуш­ни­ком. И лишь спу­стя по­чти де­сять лет, 20 но­яб­ря 1866 г., по­сле смер­ти стар­ца Да­ни­и­ла Ва­си­лий при­ни­ма­ет по­стриг и впо­след­ствии несет по­двиг стар­че­ства под име­нем Вар­на­ва («ди­тя ми­ло­сти, сын уте­ше­ния»).

На­род­ный ду­хов­ник

В 1871 го­ду Вар­на­ва ру­ко­по­ло­жен в иеро­дья­ко­ны, 10 ян­ва­ря 1872-го – в иеро­мо­на­хи, а еще неко­то­рое вре­мя спу­стя на­мест­ник Лав­ры утвер­дил его в зва­нии на­род­но­го ду­хов­ни­ка пе­щер Геф­си­ман­ско­го ски­та.
С это­го мо­мен­та на­чи­на­ет­ся из­вест­ность Вар­на­вы сре­ди ве­ру­ю­щих. За его бла­го­сло­ве­ни­ем идут па­лом­ни­ки из мно­гих угол­ков Рос­сии. В сви­де­тель­ствах совре­мен­ни­ков, с ним об­щав­ших­ся, на­хо­дим мно­го при­ме­ров про­зор­ли­во­сти стар­ца. В ян­ва­ре 1905 г. на ис­по­ведь к Вар­на­ве хо­дил сам им­пе­ра­тор-му­че­ник Ни­ко­лай II.

Устро­и­тель Ивер­ской оби­те­ли на Вык­се

Стар­че­ство на Ру­си бы­ло осо­бой фор­мой мо­на­ше­ства. Стар­цы остав­ля­ли по­сле се­бя не толь­ко чи­сто ду­хов­ное, но и ма­те­ри­аль­ное во­пло­ще­ние этой ду­хов­но­сти – мо­на­сты­ри, ко­то­рые жи­ли под их вли­я­ни­ем.
Мно­го сил и тру­дов о. Вар­на­ва по­ло­жил на со­зда­ние и на­ше­го Ивер­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря. Оби­тель ве­дет свою ис­то­рию с 1863 г., ко­гда здесь в по­стро­ен­ной бо­га­дельне по­яви­лись пер­вые на­сель­ни­цы.
Бла­го­да­ря тру­дам стар­ца к на­ча­лу XX ве­ка мо­на­стырь стал про­цве­тать.

17 фев­ра­ля 1906 г. стар­ца не ста­ло. А 19-го в от­вет на прось­бу се­стер Ивер­ско­го мо­на­сты­ря о за­хо­ро­не­нии стар­ца в сте­нах мо­на­сты­ря обер-про­ку­рор Свя­тей­ше­го Си­но­да от­ве­ча­ет те­ле­грам­мой, что усоп­ший бу­дет по­гре­бен на брат­ском клад­би­ще Геф­си­ман­ско­го Ски­та.
В 1913 го­ду под­ни­ма­ет­ся во­прос о пе­ре­име­но­ва­нии Вык­сун­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Ивер­ский Вар­нав­ский жен­ский мо­на­стырь. Но его ре­ше­нию, ви­ди­мо, по­ме­ша­ли вой­на и ре­во­лю­ция.

Ка­но­ни­за­ция

В 1989 го­ду на Со­бо­ре под­нят во­прос о ка­но­ни­за­ции иеро­мо­на­ха Вар­на­вы. По­сле изу­че­ния ма­те­ри­а­лов пред­се­да­тель ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции мит­ро­по­лит Юве­на­лий до­ло­жил пат­ри­ар­ху Алек­сию II о воз­мож­но­сти ка­но­ни­за­ции стар­ца Вар­на­вы.
30 сен­тяб­ря 1994 г. пат­ри­арх на­пра­вил пись­мо на­мест­ни­ку Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­ри­ту Фе­о­гно­сту, в ко­то­ром со­об­щил, что ко­мис­сия еди­но­глас­но при­шла к вы­во­ду о воз­мож­но­сти при­чис­ле­ния иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва) к ли­ку ме­сто­чти­мых свя­тых Мос­ков­ской епар­хии в сон­ме Ра­до­неж­ских свя­тых.
В 1995 го­ду, в день Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, в Успен­ском Со­бо­ре мос­ков­ско­го Крем­ля свя­тей­шим пат­ри­ар­хом бы­ла со­вер­ше­на ка­но­ни­за­ция иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва).

ВАРНАВА ГЕФСИМАНСКИЙ

Прп. Варнава (Меркулов). Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ)

Варнава Гефсиманский (1831 – 1906), иеромонах, духовник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, старец, преподобный.

В миру Меркулов Василий Ильич, родился 24 января 1831 года в селе Прудищах Венёвского уезда Тульской губернии, последним, 7-м, ребенком у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых. Родители нарекли его в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве старец, был он шустрым и подвижным. Добродетельная жизнь родителей – особенно матери, будущей его постриженницы – стала основой душевного и духовного воспитания. С раннего возраста вместе со старшими ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы. Благочестивые родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь. Однажды во время приступа тяжелой болезни удушливый кашель заставил его приподняться на постели, и в этот момент отрок увидел юношу в светлом одеянии, который, перелистывая книгу, ласково и кротко смотрел на него. Явление ангела подтвердилось мгновенным исцелением – боль утихла, словно и не было болезни. По свидетельству матери, мальчик еще дважды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи. С наступлением отрочества Василий стал серьезен, избегал шумных игр.

В 1840 году помещик продал семью Меркуловых в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец приказал обучить Василия слесарному делу. В свободное от ремесла время отрок посещал располагавшуюся недалеко от их дома Зосимову пустынь, где познакомился с отшельником – монахом Геронтием, который вскоре стал его духовником.

Послушничество в Троице-Сергиевой Лавре

В 1850 году мать отправилась с ним на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Там, по воспоминаниям старца Варнавы:

В 1851 году юноша ушёл в Лавру. Вскоре в обитель прибыл и его наставник, монах Геронтий, в схиме Григорий, у которого Василий стал келейником. В 1852 году, по благословению своего духовного наставника, Василий перешел в располагавшийся в трех верстах от Лавры Гефсиманский скит. Духовный отец благословил его на послушание старцу монаху Даниилу. Старец Даниил обучал его полному отвержению своей воли: по воспоминаний старца Варнавы “без благословения старца я ничего не мог делать, иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие.”

Только 17 ноября 1856 года Василий получил от помещика отпускную грамоту, после чего 23 декабря 1857 года он стал послушником.

Несколько лет пробыл на слесарном послушании в Лавре. Позже был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога.

В 1859 году был переведен в Пещерное отделение Гефсиманского скита – будущий Черниговский скит – в котором и остался до своей кончины. Здесь ему приходилось водить богомольцев по пещерам, одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила.

С благословения своего старца Василий посещал и первого своего наставника – схимонаха Григория, который скончался в 1862 году. Перед кончиной старец Григорий возвестил ему волю Божию: принять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: “Сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!” В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы. Старец сказал своему духовному чаду, что Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя Её и должна быть освящена обитель.

Основание Иверского монастыря

Прп. Варнава Гефсиманский. Икона

В конце 1863 года Василий впервые отправляется в село (ныне город) Выксу Нижегородской губернии – отыскивать место будущей обители. В версте от села он избрал уединенное место и долго горячо молился здесь, потом сотворил поклоны на все четыре стороны, вкопал на месте будущей обители крест, а на месте святого алтаря водрузил сломанную ветку. Вскоре по его желанию место было освящено принесением туда местночтимой чудотворной Оранской иконы Божией Матери.

28 ноября 1863 года, накануне молебна Оранской иконе, иеромонаху Иову из Оранского Богородицкого монастыря, было дано чудесное видение и заверение Самой Божией Матери о будущей обители. Новая Иверская обитель началась в 1864 году с богадельни. В дальнейшем старец организовал пожертвования для будущей обители, непосредственно руководил как строительством, так и духовной жизнью монастыря, составил его устав, по нескольку раз в год посещал обитель, переписывался с насельницами, совершал постриг послушниц.

Монах-старец

20 ноября 1866 году, после смерти старца Даниила, послушник Василий был пострижен в монашество строителем Гефсиманского скита иеромонахом Анатолием с наречением в честь святого апостола Варнавы.

29 августа 1871 года был рукоположен во иеродиакона в Николо-Угрешском монастыре епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым). 20 января следующего года был рукоположен во иеромонаха в Высокопетровском монастыре епископом Можайским Игнатием (Рождественским).

24 января 1873 года лаврский наместник преподобный Антоний (Медведев) утвердил отца Варнаву народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре он также стал и братским духовником пещер, а в 1890 году – духовником всего скита.

В окормлении иноков преподобный проявлял рассудительность и внимание к каждому насельнику, “принимал на себя несение немощей своих духовных чад.”

Вместе с келейником жил в домике при пещерах, ежедневно принимал от пятисот до тысячи чел. К прозорливому старцу Варнаве приходили паломники со всей России, он помогал людям каяться, давал душеспасительные советы, по его молитвам исцелялись страждущие. Чаще всего старец советовал больным теплее молиться и чаще приступать к принятию Святых Таин Христовых. Кроме того, советовал воздерживаться от излишеств во всём. Паломники отмечали особую “духовную трезвость”, “мягкость” и осторожность в его пастырской практике. По молитвам подвижника разрешались семейные неурядицы, происходило множество исцелений. Легкие болезни он советовал исцелять строгим постом (“хлеб да вода не сделают вреда“), при тяжелых заболеваниях иногда сам рекомендовал тех или иных врачей.

Одним из самых ярких случаев связанных с преподобным старцем было исцеление крестьянина М. Я. Сворочаева. Однажды к старцу приехала жена разбитого параличом крестьянина Михаила Сворочаева, она просила помолиться о несчастном, который вот уже десять лет как прикован к постели. Старец Варнава благословил женщину и сказал: “Молись раба Божия, молись: Господь милостив – встанет твой муж. ” Вернувшись домой, женщина восславила Господа: исцеленный муж вышел встречать её на крыльцо.

Старец также проявлял дар прозорливости. К примеру, когда послушник Захарий – будущий старец Троице-Сергиевой Лавры – прибыл из паломником в Гефсиманский скит, старец вызвал его из толпы и назвал “лаврским монахом”.

Сохранилось предание, что в январе [1] 1905 года страстотерпец царь Николай II посетил старца. Старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей мученической судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Старец многим предсказывал будущие гонения за веру, давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые, тридцатые и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской Православной Церкви, сказав:

Старец вел обширную переписку с духовными детьми, часто отвечал на письма, не распечатывая их. Среди его духовных детей были преподобный Серафим Вырицкий, епископ Трифон (Туркестанов), философ К. Н. Леонтьев, которого поручил руководству старца преподобный Амвросий Оптинский.

В январе 1906 года у старца обнаружился острый катар дыхательных путей, ослабело зрение. Скончался 17 февраля того года, принимая исповедь в Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения Троице-Сергиевой Лавры, исповедовав более 400 человек. По совершении последней исповеди старец с крестом проследовал в алтарь и скончался. Преподобный Варнава был похоронен 21 февраля при большом стечении братии, духовных детей и почитателей своих в Иверской часовне скита, за алтарём подземной церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной Черниговской иконы Божией Матери.

Мощи и почитание

Прп. Варнава Гефсиманский

Сразу по кончине святого сестры основанного им Иверского монастыря обратились в Синод с просьбой погребсти его мощи в их обители. В 1913 году был поднимят вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Варнавский, но его решению, видимо, помешали последовавшие вскоре потрясения.

В 1923 году тело преподобного Варнавы было перенесено на Вознесенское кладбище Сергиева (ныне Сергиев Посад), в 1934 году – на Никольское кладбище, а в 1968 году – на “северное” Загорское кладбище. По свидетельству духовных чад и почитателей святого, по молитвам старца, от его вещей и фотографий верующие получали чудесную помощь и исцеления.

В 1989 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов председатель комиссии по канонизации митрополит Крутицкий Ювеналий доложил о возможности прославления. 30 сентября 1994 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил письмо наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту (Гузикову), в котором сообщил, что комиссия единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. Торжественное прославление было совершено в праздник Собора Радонежских святых в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры патриархом Московским и всея Руси Алексием. Днём памяти был установлен день кончины 17 февраля. Впоследствии имя преподобного Варнавы было также включено в Собор Нижегородских святых.

Мощи преподобного были помещены в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери лаврского Черниговского скита, боковой придел храма был освящён в его имя.

Молитвословия

Измла́да Христа́ Бо́га чи́сте возлюби́в,/ сы́н утеше́ния бы́л еси́,/ преподо́бне о́тче Варна́во./ По и́мени и житие́ твое́ бы́сть:/ коему́ждо стра́ждущему, и ни́щу, и Царю́,/ па́стырь кро́ток, уте́шитель и цели́тель яви́лся еси́./ Помина́й на́с, благода́тный о́тче,/ да моли́твами те́плыми твои́ми/ жизнода́вец Бо́г да́рует на́м утеше́ние// и ве́лию ми́лость.

Печа́льнику земли́ Росси́йския преподобному Се́ргию/ от ю́ности после́довал еси́, свя́те Варна́во,/ и заве́т ста́рца твоего́, си́це ре́кшаго:/ та́ко хо́щет Бо́г, сло́вом и хле́бом пита́й а́лчущих,/ пои́стине до конца́ испо́лнил еси́./ Сего́ ра́ди и ны́не мо́лим тя́;/ не оста́ви на́с, уте́шительный о́тче,// небе́сною любо́вию твое́ю.

Варнава гефсиманский чудотворец о чем ему молятся

Василий Ильич Меркулов (в иночестве Варнава) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области, рядом с теми местами, откуда пришли на Выксу основатели нашего города братья-заводчики Баташевы. Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами.

Люди добрые и богобоязненные, они радовались рождению сына и нарекли его в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве сам старец, был он мальчик шустрый и подвижный. Набожные родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь.

Некоторое время спустя помещик, владелец крепостных Меркуловых, продает их князю Щербатову в село Наро-Фоминское Московской губернии. Новый владелец приказывает обучить подростка слесарному делу. В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником – монахом Герондием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни – посвятить себя служению Богу.

Послушник Гефсиманского скита

Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице-Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе с Герондием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех вестах от Лавры Гефсиманский скит. Этот скит жил по уставу Саровской Пустыни, описанному саровским старцем Паисием Великим.

Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил Схимовский. 17 февраля 1856 года Василий получил отпускную грамоту, то есть свободу от помещика.

23 декабря 1957 года он становится послушником, и лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 года, уже после смерти старца Даниила, принимает монашеский постриг и с того времени несет подвиг старчества под именем Варнава («дитя милости, сын утешения»).
Народный духовник

В 1871 году Варнава рукоположен в иеродиаконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита.

С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находим много примеров прозорливости старца. В январе 1905 года на исповедь к Варнаве ходил сам император-мученник Николай II.

Устроитель Иверской обители на Выксе

Старчество на Руси было особой формой монашества. Старцы оставляли после себя не только чисто духовное, но и материальное воплощение этой духовности – монастыри, которые жили под их влиянием. Много сил и трудов отец Варнава положил на создание и нашего Иверского женского монастыря.

Обитель ведет свою историю с 1863 года, когда здесь в построенной богадельне появились первые насельницы. Благодаря трудам старца, к началу XX века монастырь стал процветать.

17 февраля 1906 года старца не стало. А 19-го в ответ на просьбу сестер Иверского монастыря о захоронении старца в стенах монастыря обер-прокурор Святейшего Синода отвечает телеграммой, что усопший будет погребен на братском кладбище Гефсиманского Скита.

В 1913 году поднимается вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Иверский Варнавский женский монастырь. Но его решению, видимо, помешали война и революция.

В 1989 году на Соборе поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации старца Варнавы. 30 сентября 1994 года Патриарх направил письмо наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику местночтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

Варнава гефсиманский чудотворец о чем ему молятся

Братия и сестры!

Уведомляем, что вход в Скит временно ограничен. В связи с этим напоминаем, что подать записку о поминовении на Радоницу можно непосредственно на сайте.

Оставить требу можно на соответствующей.

Светлое Христово Воскресение. Пасха.

Пасха – праздников Праздник и Торжество из торжеств. Как богослужебная неделя начинается со дня воскресного, так и Пасха возвышается над всеми великими двунадесятыми праздниками.

Вынос и погребение Плащаницы

В Великую Пятницу, когда воспоминаются Крестные страдания Спасителя, смерть и Его погребение, Литургия не служится, ибо Сам Господь сегодня приносит Себя в жертву. В третьем часу дня совершается вечерня, в воспоминание о снятии с Креста тела Христова.

Житие старца-утешителя Варнавы Гефсиманского

Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в селе Прудищах Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в село Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Родители его были добрые христиане, отличались терпением и покорностью воле Божией, любили Божий храм и богослужения. Когда мальчик подрос, его стали учить по распоряжению помещика слесарному ремеслу. Главной же радостью отрока было посещение Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни близ села Наро-фоминского. Ходил он там к отшельнику старцу Геронтию, жившему скитнической жизнью невдалеке от пустыни. Старец Геронтий, сказано в летописи, особенно полюбил богомольного и богобоязненного Василия. Решение поступить в монастырь пришло к Василию в 40-е годы. Он стал постепенно к этому готовиться под руководством старца Геронтия. Окончательное же решение пришло в конце 1850 года у раки Преподобного Сергия Радонежского. Вернувшись домой, он испросил благословения старца Геронтия. В 1851 году в 20-летнем возрасте Василий принял родительское благословение (со стороны помещика, очевидно, препятствий не было и юноша был немедленно отпущен на волю) и в том же году поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в обитель Преподобного Сергия. Старец его Геронтий также последовал за ним в Лавру, как кормилица за грудным младенцем. Впоследствии отец Геронтий принял в Лавре схиму с именем Григорий. Наместником Лавры был в то время архимандрит Антоний (Медведев; + 1877), в прошлом духовный сын преподобного Серафима Саровского. Преподобный и благословил его на принятие наместничества в Лавре и дал наставление «быть милостивым и снисходительным к братии: матерью будь, а не отцом к братии, и вообще ко всем будь милостивым и по себе смиренным. Смирение и осторожность жизни есть красота добродетелей». Наместник Лавры отец Антоний с самого начала отнесся к молодому послушнику с особым вниманием и впоследствии уважал его и чтил. Например, Василий уже через месяц пожелал перейти в более уединенное место – Гефсиманский скит и получил на то разрешение наместника. Духовный отец схимонах Григорий вручил его на послушание старцу монаху Даниилу, жившему в лесу “Корбухе”, окружавшем Гефсиманский скит. Юноше было дано в скиту послушание слесаря. Старец Даниил воспитывал своего питомца и обучал его полному отвержению своей воли и рассуждения даже в поступках, казалось бы, совершенно добрых. «Без благословения старца я ничего не мог делать, – вспоминал в последствии старец Варнава, – иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие.

Несколько лет пробыл Василий на слесарном послушании. Затем он был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога. Затем около 1859 года он был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором он и остался до самой своей кончины. Ему было дано послушание – водить богомольцев по пещерам. Одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила. Все время, свободное от послушаний, он проводил в уединении у старца, в молитве, чтении Священного Писания и изучении творений святых отцов. С благословения своего старца посещал он и первого своего наставника – схимонаха Григория.

В предсмертной своей болезни (в самом конце 1861 года) ,старец Григорий в последний раз беседовал с Василием и возвестил ему волю Божию: взять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников, то есть, его, схимонаха Григория, и отца Даниила. Старец и руководитель завещал своему духовному чаду и воспитаннику с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: “сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!” В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы, в местах, сильно зараженных расколом (беспоповщиной). Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя ее и должна быть освящена обитель.
Василий со многими слезами молил старца не возлагать на него бремени, превышающего его силы, но тот в ответ возвестил ему: «Не моя воля есть на сие, но воля Божия да совершается над тобою! Не сетуй на тяжесть креста, тебе будет Господь помощник. Без помощи же Божией оно тяжело и непосильно”.

Через два дня, 2 января 1862 года (в день преставления преподобного Серафима Саровского), старец схимонах Григорий скончался (похоронен в Троице-Сергиевой Лавре около Смоленской церкви).

Но Гефсимания несла в себе утешение. Василий в скорби поспешил к другому своему наставнику – отцу Даниилу. И вот однажды поведал ему свое сокрушение о том, что возложенное на него старцем послушание – «непосильное бремя старчества и основание женской монашеской обители – на нем так и осталось. Но и от отца Даниила услышал он то же самое: «возложенный завет должен ты принять с покорностью воле Божией и служить с любовью страждущему человечеству”. Но как ни тяжко было для Василия это послушание, слова старца: “Дa будет так, якоже хощет Бог!” – его успокоили.

В 1863 году старец-послушник Василий, имевший всего 32 года от роду, стал основателем, устроителем и духовным руководителем новой общежительной женской обители, устроенной, им близ большого торгового села Выксы Нижегородской губернии (ныне город Выкса Нижегородской области). Обитель была устроена по благословению самой Богородицы в честь Иверской иконы Ее.

Одно завещание своего первого наставника и друга, отца Григория, – основание общежительной женской обители – отец Ваcилий принял и приступил к его исполнению. Но оставалось второе завещание – благословение на подвиг старчества. И Василий в тайне надеялся, что минует его чаша сия. Но в 1865 году старец его, отец Даниил, вновь приступил с напоминанием – принять оставляемый подвиг старчества. И когда отец Василий стал отказываться, у отца Даниила пошла горлом кровь, и его духовный отец умер у него на руках. Так инок Василий получил это последнее вразумление свыше и с благоговением и любовью принял предназначенный ему крест.

27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконы Знамения Божией Матери, рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского –“сын утешения”) – в честь апостола от 70-ти Варнавы (память 4 января и 11 июня). По имени его и стало житие его- отец Варнава вошел в летопись Русской Церкви как “стаpeц-утешитель”.

1869 год ознаменован для нас великим событием в жизни Церкви, происшедшим на земле Московской, – явлением чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, что в Гефсиманском скитy, которая явилась 1 сентября, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита, то есть в той самой обители, где уже в течение 10 лет подвязался отец Варнава.

В помощь будущему старцу пришла великая милость Пресвятой Богородицы, перед новоявленной чудотворной иконой совершались многочисленные исцеления всевозможных неизлечимых болезней. Чудотворная икона Черниговско-Гефсиманская пребывала в пещерном храме Арxaнгела Михаила вплоть до ноября 1922 года, когда храм был закрыт от чудотворной иконы люди шли к старцу и в свои размягченные благодатью сердца принимали слово утешения и назидания. Старец-утешитель Варнава любовно и кротко помогал людям каяться, а потом прозорливо указывал на будущее и преподавал благостный старческий совет, как поступить.

29 августа 1871 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, отец Варнава был посвящен в сан иеродиакона. Полгода спустя, 20 января 1872 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, отец Варнава был рукоположен во иеромонаха. Наконец ровно через год, 20 января 1873 года, по благословению наместника Лавры архимандрита Антония он назначен народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре его назначают и братским духовником скита и уже около 1890 года – духовником старшей братии скита и пещер. Таковы данные жизнеописания старца. Но история Лавры и ее окрестностей говорит о том, что уже в 1871 году отец Варнава был старцем и поток людской не оскудевал у крылечка его келлии. «Двери его убогой келлийки одинаково открыты для всех… для всех он одинаково доступен, всех одинаково приветит он словом отеческой любви, утешит как истинный “сын утешения”. Батюшка Варнава был для своих посетителей любящим отцом, мудрым наставником, добрым и верным другом. Он искренне, от души радовался с радующимися, соскорбел скорбящим, был серьезным и полезным собеседником серьезных деловых людей, отечески снисходителен и ласков с молодежью, радовался, глядя на детишек, доверчиво подходивших за благословением. »

Есть два события, особенно важных для понимания духовной истории России.

Первое – это пересечение жизненных путей старца Варнавы, временами полного скорбей, но вечно светлого, и скорбного, и трудного пути великого русского философа Владимира Соловьева. По свидетельству архиепископа (впоследствии митрополита) Антония Волынского, Владимир Соловьев до начала 90-х годов был духовным сыном старца Варнавы, но затем старец его от себя удалил. Причина этого неизвестна, но старец, получивший еще в молодости благословение «служить с любовью страждущему человечеству, не мог бы отослать от себя человека безусловно страждущего, хотя и заблудшего, без указания на то свыше. Значит, и для самого Владимира Соловьева такое удаление могло бы стать действенной исправительной мерой. По свидетельству знавшего его архиепископа Антония, Владимир Соловьев избегал говорить об этом.

Второе важное событие, которое необходимо упомянуть, – это посещение старца Николаем II. Сведения об этом событии отрывочны и кратки. Сохранилось предание, что Николай II посещал отца Варнаву около 1905 года, незадолго до кончины старца, посещал для беседы о самом важном – о России, ее будущем и искал у божьего человека совета указания. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Старец Варнава скончался в 1906 году, 17 февраля, в дни Великого поста в пятницу на первой неделе, в самый день памяти Феодора Тирона. Кончина старца несет в себе такое же светлое и благостное назидание, как и вся его святая жизнь. «Как поживешь, так и умрешь», – говорил преподобный Амвросий Оптинский.

В кратком жизнеописании старца Варнавы сказано, что старец по совершении исповеди одной из своих многочисленных духовных дочерей в домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения со крестом проследовал в алтарь и скончался. Он предал дух свой во святом алтаре, у подножия Престола Его.

Старец скончался, стоя в молитве на коленях, как и преподобный Серафим Саровский. Его кончина совершилась во святом алтаре, на глазах у людей – и в тайне от них. Так и вся жизнь старца проходила на глазах у людей (он принимал обыкновенно не менее 500 человек в день): он никогда не удалялся в затвор, он так и служил с любовью к страждущему человечеству – «словом и хлебом», по назиданию своего первого с юности наставника схимонаха Григория, наследуя путь святого Феодора Тирана; в день памяти этого святого он и отошел к Господу и предстал перед Ним.

Мы веруем, что и ныне он предстоит перед престолом Всевышнего и ходатайствует за тех, кто прибегает к его молитве и предстательству.

После кончины старца духовником всех иеромонахов Гефсиманского скита и Пещерного отделения стал его духовник отец Исидор. По свидетельству отца Павла Флоренского, отец Варнaвa очень почитал своего друга и сподвижника отца Исидора и даже звал его «вторым Серафимом”. Старец же был похоронен при большом стечении братии, духовных детей и почитателей своих в нижней, подземной, церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной иконы Черниговской Божией Матери. За теснотою тело старца должны были пронести через алтарь. На могиле старца положена черная мраморная надгробная плита с надписью:

При жизни старец Варнава многим предсказывал будущие гонения за веру – иным прикровенно , иным совсем ясно , и давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые , тридцатые и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской православной Церкви и святую жизнь во Христе: “ Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет”.

Варнава Гефсиманский

Этот человек предвидел гонения на веру, почитался как старец, и даже скончался, неся службу.

После смерти преподобного прошёл почти век, прежде чем Русская православная Церковь оправилась после гонений от советской власти и смогла его канонизировать.

Этот выдающийся христианин — отец Варнава Гефсиманский.

Знакомство со старцем Геронтием изменила жизнь юного Василия: он захотел стать монахом

О жизни старца нам известно довольно много. Он родился 24 января 1831 года и имел в миру имя Василий Ильич Меркулов. Нельзя сказать, что детство было радужным, ведь семья принадлежала к крепостным крестьянам.

Молодой человек рос под надзором верующих родителей, был крещён и хорошо воспитан. Удавалось посещать храм, а впоследствии даже посчастливилось побывать в Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни.

Там будущий преподобный познакомился с местным старцем-отшельником по имени Геронтий.

Этот монах отметил мальчика среди духовных чад и произвёл на него сильное впечатление. Видимо, встреча произошла не случайно, а по воле Божией, ибо в 40-е годы Василий решил стать монахом.

Фото отца Варнавы Гефсиманского

В 1851 году он получил благословение родителей. Помещик, видимо, отпустил крестьянского сына без каких-либо возражений. И именно такая судьба была одним из наиболее благополучных вариантов людей крестьянского сословия.

В монастыре Варнава Гефсиманский обрёл второго наставника — монаха Даниила

В двадцать лет будущий святой оказался на пороге Троицесергиевой лавры и поступил в неё. Старец Геронтий сопровождал послушника Василия.

Наместник лавры архимандрит Антоний (Медведев) тоже с особым почтением относился к Василию.

Спустя месяц послушник попросил отправить его в более уединенное место. Наместник уступил и распорядился, чтобы, лаврский монах, старец Гефсиманского скита Даниил взял к себе послушника.

Этот человек многому научил Василия, который, в свою очередь, нёс в ските послушание слесаря. Работать с инструментами он научился ещё в крестьянском отрочестве.

По требованию старца Геронтия послушник Варнава основал Иверский женский монастырь

Шли годы, послушания менялись, пока в 1861 году, умирающий схимонах Григорий (тот самый, старец Геронтий) не попросил своего ученика взять на себя подвиг старчества, когда скончаются оба его наставника.

Иверский женский монастырь в г. Выксы (его основал Варнава Гефсиманский)

Также он сообщил, что Василий должен основать женскую обитель в удалённом от Москвы, глухом месте, такова воля Божия. В этой миссии будет явлена помощь святой Божией Матери, так что не нужно бояться.

Через два года, в 1863, послушник Василий действительно стал основателем Иверского женского монастыря (г. Выксы).

После смерти последнего из наставников, отец Варнава стал старцем

В 1865 году скончался и второй наставник Василия старец Даниил, так что через год послушник постригся в мантию. Ему нарекли имя Варнава.

С этого момента он берёт на себя тяжёлое бремя старчества. Отцу Варнаве сложно, ведь он не чудотворец. Но помогает внезапно обретённая Черниговская икона Божией Матери. Она творит чудеса — исцеляет людей.

Люди приходили к иконе, а потом шли к старцу за советом, помощью, утешением. Есть слух, что Николай II как-то приезжал советоваться со старцем, но подробности этого события неизвестны.

С 1872 он — иеромонах Варнава, а ровно через год — народный духовник Пещерного отделения Гефсиманского скита (будущий Черниговский скит).

17 февраля 1906 года Варнава Гефсиманский исповедал одну женщину, прошёл в алтарь и умер, стоя на коленях. Эта же дата — день его памяти.

Варнаву Гефсиманского канонизировали в 1995 году, верующие могут молиться ему о наставлении

В 1995 году, в день Радонежских святых, Варнава Гефсиманский канонизирован и причислен к лику преподобных.

Мощи преподобного хранятся в храме в честь Черниговской иконы Божией Матери (Черниговский скит).

Его духовный сын и последователь — преподобный Серафим Вырицкий.

Так как канонизация произошла недавно, нет правил того, о чём молятся перед иконой Варнавы Гефсиманского. Но мы знаем, что святые сами по себе не отвечают на молитвы, а передают их Богу, так что обращаться можно с любыми просьбами.

Икона Варнавы Гефсиманского

Но лучше, если они будут перекликаться с житием святого, так что его стоит просить:

  • Об укреплении в вере;
  • О нахождении выхода из трудных жизненных обстоятельств;
  • О силах, нужных для выполнения важного дела;
  • О помощи в сложной работе.

Акафист преподобному Варнаве Гефсиманскому

Тропарь, глас 5:

Кондак, глас 2:

Кондак 1

Икос 1

Радуйся, во славу Божию поживый;

радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный.

Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый;

радуйся, небесная сокровища возлюбивый.

Радуйся, подвигов отцев преподобных ревнителю;

радуйся, дивных старцев и наставников духовный преемниче.

Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый;

радуйся, винограда Христова делателю усердный.

Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный;

радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный.

Радуйся, о всей земли Российстей богодарованный молитвенниче;

радуйся, венцем славы от Господа увенчанный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 2

Икос 2

Радуйся, родителей благочестивых Илии и Дарии утешение богодарованное;

радуйся, в вере и страсе Божии ими добре воспитанный.

Радуйся, силою Божиею от смерти дивно сохраненный;

радуйся, учением благочестия издетска напоенный.

Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый;

радуйся, от малых лет сладость молитвы вкусивый.

Радуйся, душу свою к Богу устремивый;

радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый.

Радуйся, верою, надеждою и любовию измлада украшенный;

радуйся, благое иго Христово на себе восприемый.

Радуйся, яко послушанием старцу смирение в себе воспитал еси;

радуйся, яко от юных лет ко иночеству себе приуготовил еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 3

Икос 3

Радуйся, ревности Божественныя исполненый;

радуйся, суету мира сего и вся блага его презревый.

Радуйся, яко чистоту и безмолвие от юности возлюбил еси;

радуйся, яко от лет отроческих иноческаго жития возжелал еси.

Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый;

радуйся, в Лавру преподобнаго Сергия вселивыйся.

Радуйся, повиновение старцу твоему и во обители сохранивый;

радуйся, наставников твоих благословений верный исполнителю.

Радуйся, старцем-подвижником Григорию и Даниилу в подвизех подражавый;

радуйся, до блаженныя их кончины добре им послуживый.

Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый;

радуйся, сердце свое во обитель Духа Святаго уготовавый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 4

Икос 4

Радуйся, во обитель святую Богом призванный;

радуйся, благословение старцев на путь иноческий получивый.

Радуйся, образе истиннаго послушания;

радуйся, иноков обители преподобнаго Сергия украшение.

Радуйся, бдение и молитву возлюбивый;

радуйся, от страстей себе подвигами очистивый.

Радуйся, кротостию и смирением всех удививый;

радуйся, Христовых заповедей делателю непорочный.

Радуйся, спасения хотящим усердно послуживый;

радуйся, яко притекающих к тебе с любовию принимал еси.

Радуйся, ищущим спасения душевнаго благий помощниче;

радуйся, яко многих к вере истинней привел еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 5

Икос 5

Радуйся, сыном утешения во иночестве нареченный;

радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый.

Радуйся, небесному покровителю твоему, святому апостолу Варнаве подражавый;

радуйся, Евангелия Христова немолчный проповедниче.

Радуйся, избраный Богом на священное служение;

радуйся, сан священства, яко дар Божий приявый.

Радуйся, с благоговением и страхом Божиим Жертву Безкровную приносивый;

радуйся, у престола Божия о людех ходатаю верный.

Радуйся, пастырю, в вере и благочестии паству свою воспитавый;

радуйся, милости источниче неистощимый.

Радуйся, к чистому и непорочному житию путеводителю;

радуйся, о душах наших к Богу молитвенниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 6

Икос 6

Радуйся, сердце твое сосуд благодати сотворивый;

радуйся, верою чудодейственною озаренный.

Радуйся, постников и монахов богомудрый учителю;

радуйся, живущим в миру дивный помощниче.

Радуйся, безмездный врачу болезней душевных и телесных;

радуйся, верный путеводителю ко спасению.

Радуйся, любовию твоею вся покрываяй;

радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергаяй.

Радуйся, многими дарованьми духовными от Бога украшенный;

радуйся, подвижников и старцев Российских воспитателю.

Радуйся, правило веры и благочестия;

радуйся, истинный пастырю душ человеческих.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 7

Икос 7

Радуйся, Матере Божия чадо верное и возлюбленное;

радуйся, Покровом Ея невидимо осененный.

Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю;

радуйся, во дни и в нощи молитвы к Ней слезно возносивый.

Радуйся, обитель во имя Пресвятыя Богородицы воздвигнувый;

радуйся, яко в ней инокинь множество собрал еси.

Радуйся, велиих трудов и скорбей не убоявыйся;

радуйся, все упование на Пречистую Богородицу возложивый.

Радуйся, смиренно моливый Владычицу путь твой управити;

радуйся, небесную помощь от Нея восприемый.

Радуйся, храм Вратарницы Афонския во обители Владычицы устроивый;

радуйся, Пресвятей Богородице верно послуживый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 8

Икос 8

Радуйся, духом премудрости и разума озаренный;

радуйся, духом совета и крепости исполненный.

Радуйся, духом ведения настоящаго и будущаго просвещеннный;

радуйся, даром прозорливости просиявый.

Радуйся, даром рассуждения почтенный;

радуйся, дара Божественнаго ведения удостоенный.

Радуйся, бедствия, на Церковь Божию грядущая, предзревый;

радуйся, к венцем исповедническим истинных рабов Божиих предуготовлявый.

Радуйся, великому пророку Божию Илии уподобивыйся;

радуйся, молитвами твоими дождь на землю благовременно низведый.

Радуйся, бездетным родителем чадородие даровавый;

радуйся, богоблагодатный человеком помощниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 9

Икос 9

Радуйся, грады и веси Российския славою твоих подвигов напоивый;

радуйся, в чудесех от Бога прославленный.

Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти приготовивый;

радуйся, блаженную кончину от Бога приемый.

Радуйся, близость отшествия твоего ко Господу предвидевый;

радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй.

Радуйся, праведною кончиною святость жития твоего показавый;

радуйся, в радость Господа своего вшедый.

Радуйся, Церкве Русския Православныя новое торжество;

радуйся, всея Российския земли пресветлый светильниче.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче;

радуйся, о всем мире печальниче и молитвенниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 10

Икос 10

Радуйся, святыя мощи твоя, яко сокровище велие, явити изволивый;

радуйся, обитель твою сим освятивый.

Радуйся, нетлением мощей славно от Бога возвеличенный;

радуйся, сосуде благодати, миро целебное болящим источаяй.

Радуйся, чудесными исцелениями от мощей твоих верных возвеселивый;

радуйся, всем приходящим к ним благ преизобильный подателю.

Радуйся, лютых и неисцельных недугов телесных врачевателю;

радуйся, немощей и страстей душевных целителю.

Радуйся, молящимся у раки мощей твоих скорую помощь подаваяй;

радуйся, великий чудотворче, на утешение нам дарованный.

Радуйся, на земныя скорби и нужды наша призираяй;

радуйся, радости духовныя нас исполняяй.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 11

Икос 11

Радуйся, сиянием добродетелей твоих землю нашу просветивый;

радуйся, светильниче Божественныя благодати.

Радуйся, блистанием чудес Отечество твое земное озаривый;

радуйся, многих сим в Православней вере утвердивый.

Радуйся, тайнозрителю судеб человеческих;

радуйся, наставлениями и молитвами твоими подвижники совершенныя воспитавый.

Радуйся, в юном послушнике будущаго старца Захарию прозревый;

радуйся, купца Василия, будущаго старца Серафима Вырицкаго, на путь духовнаго подвига направивый.

Радуйся, яко будущему Оптинскому старцу Варсонофию мир оставити помогл еси;

радуйся, будущаго подвижника и старца епископа Тихона Череповецкаго духовный учителю.

Радуйся великаго святителя митрополита Трифона духовный отче и наставниче;

радуйся, Царя-страстотерпца Николая Втораго на подвиг служения его благословивый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 12

Икос 12

Радуйся, ангеле земный и человече небесный;

радуйся, великий Божий угодниче.

Радуйся, яко серафимскою пламенною любовию к Богу горел еси;

радуйся, яко со Ангелы ныне предстоиши Пресвятей Троице.

Радуйся, во иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся;

радуйся, звездо сияющая в лике преподобных.

Радуйся, под кровом обители преподобнаго Сергия подвиг иноческий совершивый;

радуйся, подвизающимся в ней спасения вечнаго ходатаю.

Радуйся, яко разоренную Иверскую обитель молитвами твоими обновивый;

радуйся, яко с молитвами о сестрах ея Богу предстоиши.

Радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый;

радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 13

Этот Кондак читается трижды, затем 1-й икос: Ангелов Творец: и 1-й кондак: Избраннаго угодника Христова.

Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому:

Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим — любовь Божию и согласие стяжати; алчущим — не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим — утешитися; изгнанником и странником — пристанище обрести; в темнице сущим — от уз свободитися; благочестивым — в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единем сердцем и единеми усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Мудрый простец Варнава

2 марта 1906 года в 75 летнем возрасте почил старец Гефсиманского скита, преподобный Варнава , которого в народе просто называли “Мудрым простецом“.

В миру старца Варнаву звали, Василий Ильич Меркулов.

Родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области . Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами.

Детские годы Василия прошли в городе Наро-Фоминске (Московская область), куда переехали родители жить с маленьким сыном.

Недалеко от Наро-Фоминска находилась Троицко-Одигитриева Засимова пустынь в близи которой жил отшельник Геронтий (в схиме Георгий), его очень часто навещал юный Василий. Геронтий стал духовным отцом Василия и когда Василию исполнилось 20 лет, отшельник Геронтий благословил Василия уйти в монастырь, в Троице-Сергееву лавру.

23 декабря 1857 года он становится послушником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, и лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 года, принимает монашеский постриг под именем Варнава . В 1871 году Варнава рукоположен в иеродиаконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита.

С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. Всех приходящих мужчин он называл “Мои сынки”, а женщин “Мои дочки”. Люди его называли “Мудрый простец”!

Среди “сынков” старца Варнавы был и сам последний Российский император Николай Второй Романов .

В январе 1905 года, буквально за год до смерти старца Варнавы в скит приехал император Николай Второй. Император навестил известного старца. Старец Варнава принял императора Николая в своей кельи.
Конечно остаётся неизвестным о чём говорил святой-царь страстотерпец Николай со святым преподобным старцем. Станет только известно, что старец предсказал царю мученическую кончину и благословил царя на этот мученический подвиг .

Святой преподобный Серафим Вырицкий

Почти 20 лет под духовным окормлением старца Варнавы находился и сам святой преподобный Серафим Вырицкий и благодаря старцу Варнаве из иеромонаха Серафима произошло возрастания великого святого Божьего угодника.

В свидетельствах современников, общавшихся со старцем Варнавой, содержится много примеров прозорливости старца .

Одному из посетителей отец Варнава предсказывал игуменство, другого – плачущего о сыне, по неразумной ревности устремившемся в Африку на помощь бурам , — утешал: «Ну, что ты плачешь? Твоего сына завтра же привезут в Москву с другими товарищами на такой-то вокзал». Третью обличал с любовью в утаенном грехе: «Барыня благая, брось ты свой табак курить, вот и будешь у меня золотая». А однажды усадил возле себя молодого человека и вдруг по-отечески обнял его: «Милый ты мой, подвижник, исповедник ты Божий». Спустя годы его посетитель Илья Четверухин станет настоятелем московского храма Святителя Николая в Толмачах, и после гонений, арестов и ссылок, примет мученический венец в одном из пермских лагерей.

Портрет старца Варнавы

В иные дни посетители, ожидавшие приема у отца Варнавы, смыкали ряды так плотно, что даже его мать – кроткая, смиренная старица схимонахиня Дария, после нескольких неудачных попыток протиснуться сквозь множество людей, тихо отходила в уголок, пряталась за спинами. А через минуту как вразумление барыням, оттеснившим ее, раздавался высокий, чистый голос батюшки: «Где здесь «монашка»? Пропустите «монашку»… Матушка, ты разве очереди дожидаешься? Зачем же ты отказываешься от своего сына! Я вот от тебя не отказываюсь!»

Старец любил молиться каждую свободную минуту. Молился он и за трудами мысленно или шопотом. Он постоянно каился в своих грехах и всю жизнь постился ежедневно. Но все эти подвиги старец тщательно скрывал в себе от мира, от людских глаз.

Перед смертью в 1906 году он предсказывал гонение безбожной власти на Церковь:

– Будут на Церковь нашу страшные гонения и будет разрушение храмов. Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные до ныне горе и мрак охватят всё и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. Настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Будет небывалый расцвет Церкви Христовой. Перед концом будет этот расцвет .

Старец Варнава основал ещё один монастырь, Выксунский женский,в честь иконы Богородицы Иверской в Нижегородской области.

Выксунский Иверский монастырь

Место для будущей обители отметил веточкой преподобный Варнава Гефсиманский осенью 1863 года. В 1864 году на этом месте на средства купцов была выстроена богадельня на 12 человек. Община увеличивалась, появлялись новые постройки, и преподобный Варнава прислал Иверскую икону Божией Матери , благословив общине называться Иверской. В начале XX века в иконописной мастерской монастыря был сделан список размерами полтора на два метра. Список с иконы прославился как чудотворный, икона подаренная отцом Варнавой не сохранилась.

В городе Выске установлен памятник старцу Варнаве.

2 марта, (а по старому стилю 17 февраля) 1906 года старец Варнава умер в алтаре храма прямо у престола после того как совершил таинство исповеди в храме.

Похоронили его в пещере того самого Гефсиманского скита в котором он служил, там же в храме ныне и почивают его святые мощи.

В 1989 году Русская Православная Церковь подняла вопрос о канонизации святого старца Варнавы. Шесть лет собирались материалы о старце и свидетельства о духовной помощи и исцелениях от тех людей, кто почитал старца.

В 1995 году, 20 лет назад, старец Варнава был канонизирован в лике святых преподобных отцов .

Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память Твою яви и иноком учителя Тя верна дарова.
Темже молим Тя, праведный отче, якоже и прежде ходатайствуй пред Богом молитвами Твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным — послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим — любовь Божию и согласие стяжати; алчущим — не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим — утешитися; изгнанником и странником — пристанище обрести; в темнице сущим — от уз свободитися; благочестивым — в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наши направи, да единым сердцем и усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Книги о святом старце Варнаве

Как учил молиться святой старец Варнава.

Восстав по утру, первое дело – сотворите молитву. Без молитвы никуда не выходите, хотя бы в коридор за водой. Занимаетесь ли рукоделием или ходите, имейте непрестанно в устах молитву, говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную; Матерь Божия, Заступница наша, милостива буди мне недостойной; Ангеле Божий, хранителю мой добрый, не отступайся от меня». Дело в руках – молитва в устах, в уме, в сердце. Можно молиться и разговаривая с другими, только бы разговоры были не праздные: имя Божие, с благоговением произносимое – та же молитва. Скорбь ли какая придёт, не ропщите, не жалуйтесь: пади пред Господом и со слезами помолись, скажи: «Господи, я достойно стражду». Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: «Мне велено молиться, хоть и не хочется», – и молитесь, чрез это успокоитесь и утешитесь. Сему подобным образом и можно молиться непрестанно.

Самое первое, о чём мы должны молиться, это Господи, научи меня молитися . Молитвы наши только тогда бывают приятны Господу и благоплодны для нас, когда мы просим действительно нужного и полезного душе нашей, а этого нужного и полезного мы часто не знаем, потому-то и следует прежде всего просить Господа: Научи ны молиться. Спаситель, научая нас молитве, говорит: Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему . Клеть есть сердце наше; если хотим достойно молиться, мы должны изгнать из него все внешние посторонние попечения и все чувства свои устремить горе ко Господу.

Истинно сердечная молитва всегда бывает смиренна, она единственно только на милость и благость Божию уповает, а никаким своим заслугам цены не даёт да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтительных детей к любимому отцу. «Батюшка, помилуй! Родимый, Кормилец, помилуй!» – молился святитель Тихон Задонский со слёзным умилением. Вот она истинно сердечная-то молитва. Здесь всё: и сознание своей немощи, и недерзновенное упование на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его. Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве. Это нелегко. Это особый дар благодати Божией. Недаром говорится в молитве: «Господи, даждь нам слёзы умиления»; потому прежде всего и должны мы просить: Господи, научи ны молиться .

Читайте также:  Что делать со святой водой после прочтения молитвы николаю чудотворцу
Добавить комментарий