Как молиться за усопшего если не знаешь крещен он или нет

Как молиться за некрещеных живых и умерших?

Православная церковь призывает всех верующих христиан к постоянной молитве. Конечно же, чаще всего мы молимся за близких нам людей, родственников, друзей. Но бывают ситуации, когда человек, нуждающийся в молитвенной помощи, не был крещен в православной церкви. Какой тогда должна быть молитва за некрещенных живых и усопших?

Важность Таинства крещения для человека

Крещение является одним из семи Таинств церкви, и его без преувеличения можно назвать основополагающим. Духовная жизнь православного христианина невозможна, если он рано или поздно не принял церковное крещение. Почему же оно так важно для человека и что оно дает?

Прежде всего, крещение соделывает человека полноправным членом Церкви Христовой. Принимая Таинство, человек исповедует веру в распятого Иисуса Христа и показывает свое намерение по жизни следовать за Ним. Кроме того, в этом Таинстве с человека смывается печать первородного греха, которая присуща каждому из нас.

Сам обряд крещения водой восходит своими истоками еще к Евангельским временам. Так, Предтеча Господень Иоанн крестил народ в реке Иордан. Там же принял Таинство и Сам Господь Наш Иисус Христос во время своей земной жизни.

О других православных таинствах:

Таким образом можно сказать, что принимая данное Таинство, человек становится открытым к Божьей благодати и может смело идти за Христом в полноте церковной жизни.

Особенности молитвы за некрещенных живых людей

В случае если человек по каким-либо причинам не принимает Таинства крещения, он не может быть полноправным членом церкви. Выражается это, прежде всего, в возможности участвовать в Божественной Литургии.

Интересно! Некоторое время назад некрещенные люди не могли входить в храм дальше притвора, а также должны были покинуть Богослужение в определенной его части.

На сегодняшний день такое строгое ограничение снято, но все же некрещенный человек не может участвовать в богослужении как равный.

Главной особенностью молитвы за некрещенных людей является то, что их нельзя поминать на Божественной Литургии.

Священник в алтаре приносит бескровную жертву, символически обозначающую жертву Иисуса Христа. В это время из просфор вынимаются частички за каждое имя, поданное на поминовение. Эти частички далее отправляются в Чашу и становятся великой святыней — Телом Христовым.

Читайте о церковных правилах:

Если же человек сознательно избегает крещения, то Христова жертва за него становится бессмысленной. Именно поэтому для участия в Таинстве Причастия, да и вообще в полноте Литургии необходимо крестится в церкви.

Но что делать, если некрещенным оказывается близкий нам человек, судьба которого небезразлична? Поминать в храме его нельзя, но нет никаких препятствий для сугубой личной молитвы. Дома, перед домашним иконостасом, мы можем молиться о всех близких нам людях, даже если они не были крещены.

Молитва за некрещенных младенцев

Свои особенности имеет и молитва за деток, которые совсем недавно родились и их еще не успели окрестить. Существует традиция крестить детей после 40 дня с момента рождения, однако на самом деле малыш может быть окрещен сразу же, как только появится на свет Божий. Так, если у мамы были тяжелые роды и ребенку угрожает опасность — очень желательно как можно скорее малыша крестить. Во многие родильные дома и детские больницы можно беспрепятственно пригласить священника, а кое-где есть даже действующие храмы на территории лечебного заведения.

Если же семья принимает решение крестить малыша позже, то все время до совершения Таинства о ребенке молятся в тесной связи с матерью. Считается, что в это время у мамы и малыша один на двоих Ангел-Хранитель, и только лишь после Крещения у ребеночка появляется свой собственный.

О таких детках можно молится и в храме, но только в записочке указывается не отдельное имя малыша, а имя мамы с припиской «со чадом». К примеру, если маму зовут Мария, то записочку следует подавать так: «О здравии рабы Божьей Марии со чадом». После Крещения можно в записочку писать уже имя самого ребенка с припиской «младенец».

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва за некрещенных усопших

Любому православному христианину тяжело осознавать, что кто-то из близких людей умер, так и не став полноправным членом Церкви Христовой. Впадать в уныние не стоит, Промысел Божий есть и о таких людях. Но искренняя сердечная молитва поможет душе умершего человека, даже если тот не успел глубоко познать Бога.

Другие статьи о молитве за упокой:

Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

Важно! Как и в случае с еще живущими людьми, в храме на поминовение подавать записочки с именами некрещенных людей нельзя.

Причина та же — человек за свою жизнь по той или иной причине не успел войти в Церковь Божию. Тем важнее для такой души, чтобы был человек, который в своей личной домашней молитве поминал умершего. Ведь за крещенных людей на каждой литургии молится вся Церковь, а за некрещенных молятся только те, кто берет на себя это бремя в личном делании.

Какие именно молитвы читать за некрещенных умерших

В православном богослужении есть специальная служба — панихида — во время которой поминаются все от века почившие православные христиане. Подавать записочки можно только о тех, кто в свою жизнь успел прийти к Богу и Его Святой Церкви. Однако это не значит, что всех остальных нужно оставить без молитвенного поминовения.

Чаще всего за упокой душ некрещенных людей молятся мученику Уару. Есть специально составленный канон этому святому, который жил в ІІІ веке и всю свою жизнь вымаливал тех несчастных, которые остались вне покрова Церкви Христовой. И по сей день искреннее обращение к этому подвижнику приносит большое облегчение душам по смерти.

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Отдельно за мертворожденных или некрещенных младенцев можно помолится молитвой митрополита Новгородского Григоиря или же иеромонаха Арсения Афонского. Если в семье случилась такая беда, и умер ребенок до принятия Таинства Крещения, то особая молитвенная поддержка нужна как его душе, так и родителям и семье. В молитве и уповании на Божий Промысел о каждом человеке будет легче пережить потерю и горе.

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

Следует помнить, что молитва — это всегда труд. А личная молитва без поддержки церкви — труд особый. Поэтому если мы беремся за вымаливание близких нам некрещенных людей — надо быть готовым к различным искушениям и препятствиям на этом пути. И только с Божьей помощью и смирением можно преодолеть этот путь.

Можно ли православному христианину молиться о некрещеных, еретиках, раскольниках, самоубийцах?

В прошлое воскресенье, 9 октября, мы праздновали день памяти апостола любви – святого евангелиста и ближайшего ученика Христова Иоанна Богослова, который написал такие великие слова, как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

И вопрос, выведенный в заглавие статьи и являющийся для многих из нас животрепещущим и острым (ведь мы родились и воспитывались в атеистическом советском государстве), напрямую касается любви.

И потому, конечно же, молиться можно о всех людях, включая еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней келейной молитве.

Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь.

Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов.

Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32–34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия.

Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1–4). Причем заметим, дорогие братья и сестры, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие? Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля») была на 99 процентов языческой, включая царей и начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере.

Ведь в утренних молитвах, в развернутом помяннике есть следующие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания, просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».

Вспомним также и некоторые жития святых. Например, преподобного Макария Египетского. Когда однажды с ним в пустыне заговорил череп языческого египетского жреца, который благодарил угодника Божия за то, что он молится о них, пребывающих в аду. Его молитва благодатью Божией облегчает их мучения. На этом примере мы видим действенность и благодатную помощь людям такой молитвы.

В житии уже приближенного к нам старшего современника преподобного Кукши Одесского есть такой случай, записанный из уст самого святого: «В дороге мне совсем было нечего есть (отец Кукша ехал после лагерного заключения на высылку. – Прим. авт.). В одном купе со мною ехала молодая евреечка, – спаси, Господи, ее душечку, с 3-летним сыночком. Она спросила, куда я еду и не священник ли я, сказала, что ее отец раввин тоже в заключении. Она все трое суток кормила меня до самого Соликамска и с собой дала немного денег». В воспоминаниях святого мы видим явный пример молитвы о спасении молодой женщины, вполне возможно, иудейского вероисповедания.

Также преподобный Феодор Студит говорит о том, что о вышеперечисленных категориях людей можно совершать домашнюю молитву: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в 2003 году сказал: «Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве можно молиться о некрещеных людях.

Следуя цитате Святейшего, мы с Божьей помощью переходим к следующему вопросу: «Можно ли молиться о некрещеных, еретиках и раскольниках в храме?» Ответ: «Нет».

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека.

Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей – параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия.

Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

А также 5-е Правило VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения».

Кроме того, из чисто житейских соображений хочется сказать, что взрослый некрещеный человек в нашей православной стране не крестился либо по твердой атеистической, еретической, раскольнической или языческой убежденности, либо по особому леностному нерадению-небрежению о своей душе. Потому, конечно же, он сам по своей воле отлучил себя от Чаши Евхаристической и от общения в лоне Церкви Христовой.

Что же касается младенцев, умерших некрещеными… Родителям таковых хочется выразить искреннее и глубокое соболезнование. И хочется с Божьей помощью сказать о том, чтобы вы, дорогие, не отчаивались и воспринимали это скорбное, очень тяжелое, без сомнения, событие потери возлюбленного чада как волю Божью. Ведь вспомним народную поговорку «Бог дал, Бог и взял». А народ мудр в сердце своем. И если Господь взял к Себе вашего ребеночка, то у Него на это были Свои таинственные планы по устроению нашего спасения. Подклонитесь под Его великую и святую волю. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). И если вы примете это бремя как волю Божию, не отчаиваясь, но всецело уповая на Его неизреченное милосердие, то тогда оно действительно окажется легким и приведет вас ко спасению. За деточек своих же, умерших некрещеными, молитесь в домашней молитве, раздавайте за них милостыню (только чтобы вы их поминали, а не кто-то другой). И верьте, что Господь Всемилосердный устроит и устраивает уже все наилучшим образом.

Есть специальная молитва матери о мертворожденных младенцах: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»

Хочется также обратиться к докторам-акушерам, принимающим роды. Если вы веруете в Бога и видите, согласно медицинскому опыту, уже при родах, что ребеночек, увидевший мир, еще дышит, но не будет жить по всем признакам, принесите ванночку или любую другую емкость с водой, полейте ее три раза ему на головку и скажите: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя), во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. Ныне и присно, и во веки веков, аминь». Если есть возможность, то при каждом возглашении троекратно опускайте ребенка при обливании и поднимайте его после. Это символ смерти ветхого человека и воскресения-обновления нового – духовного. Данный обряд у вас займет меньше минуты, а душа человеческая будет спасена и приготовлена для вечной жизни. Если такой ребенок умрет, то он будет считаться крещеным православным христианином, о котором можно молиться в храме. Если же выживет, то тогда нужно призвать батюшку, и он восполнит все необходимое при Крещении, совершит Таинство Миропомазания и т. д. Кроме того, часто родильные дома окормляют священнослужители. И с ними можно связаться через врачей, чтобы ради страха смертного (т. е. в тяжкой болезни младенца новорожденного) его крестить.

Читайте также:  В какую руку кладут молитву усопшему

Что же касается еретиков, раскольников и язычников, вы также можете о них молиться дома, келейно, чтобы Господь привел их ко спасению. В церкви же, исходя из вышеперечисленных соборных правил, нельзя. Тем более что Бог не хочет нарушать свободу воли человека. Если он еретик и раскольник или язычник в православной стране Украине (если только он не ребенок, воспитанный в этом), значит он сам добровольно себя отлучил от Православной Церкви и по своим убеждениям не хочет к Ней принадлежать. Имеем ли мы право его насильно тащить в храм? Насильно мил не будешь. Он сам тяжко согрешил уже в сердце своем и отлучил сам себя от Церкви тем, что не верит в догматы Ее или сознательно искажает их. Вспомним многие исцеления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чего Он требовал от людей как единственного условия для исцеления? Веры. «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» – спрашивает Господь. И в Назарете Христос не сотворил многих чудес и исцелений по неверию их, как сказано в Евангелии (Мф. 13:53–58).

Нет веры, нет и спасения. По крайней мере, пока для таких людей.

Потому, дорогие братья и сестры, не будем вводить в грех ни себя, ни священника. Если же такой человек уже вписан в вашу книжечку-помянник, то поставьте напротив его имени (к примеру, некр., т. е. «некрещен», или «ушел в секту», «ушел в раскол», «крещен в католичестве» и т. д.), чтобы батюшка знал о том, что в подобных случаях делать.

Записочки о упокоении самоубийц также подавать на службу в храме не стоит. Эти люди добровольно лишили себя жизни – самого драгоценного Божественного дара нам – и тем самым добровольно же отвергли Господа. Кроме того, в Чине молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года, есть следующие слова: «Церковные каноны запрещают “приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».

Можно попросить священника в храме совершить вышеупомянутую службу не для самоубийцы, но для утешения сродников. Ее нельзя путать с Чином православного погребения. Это скорее молебен о живых.

Если есть сведения (справка от врача) о психической болезни самоубийцы, то можно поехать к Правящему Архиерею вашей епархии и испросить у него благословения на заочное отпевание. Но даже и после него в храмах поминать самоубийцу нельзя.

Но в домашней молитве вы можете молиться о человеке, совершившем суицид. Только на это, как, впрочем, и на молитву о некрещеных, еретиках, язычниках, раскольниках, нужно взять благословение у духовника или у другого священника.

Вот довольно короткая молитва преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Или духовное произведение митрополита Вениамина (Федченкова) «Канон о самовольне жизнь свою скончавших».

Отдельно хочется сказать о святом мученике Уаре, память которого Церковь празднует 1 ноября по новому стилю. В обществе сложилось мнение, что ему можно молиться о некрещеных людях. Возможно, оно возникло на основании того места из жития, когда благочестивая женщина Клеопатра из Палестины положила его святые мощи в гробнице со своими предками. Но нигде в житии не сказано, что эти предки не были христианами или являлись язычниками. Но на Руси все же бытует традиция молиться святому мученику Уару о некрещеных людях. Она не совсем отвечает церковной канонической. Вот как об этом говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе, упомянутом в данной статье: «У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательно исследовать Писания, каноны Церкви и с Божьей помощью наполнять сердца наши любовью ко всем людям и послушанием Матери Церкви, Глава Коей Христос. Таков путь единственный спасительный для нас.

Как молиться за некрещеных?

Предание Церкви доносит до нас немало свидетельств о действенности молитвы за людей некрещеных, не принадлежащих к Церкви.

Однажды преп. Макарий Египетский шел по пустыне и увидел лежащий на земле человеческий череп. Когда преподобный прикоснулся к нему пальмовой палкой, череп подал голос. Старец спросил:

«Кто ты?» Череп ответил: «Я был языческим жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте». Он также сказал, что, когда св. Макарий, умилосердясь над теми, кто находятся в вечной муке, молится за них, то они получают некоторое утешение. «Сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами»,— вновь сказал череп, — «Мы стоим посреде огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видеть ближнего своего. Но когда ты молишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада».

После беседы старец предал череп земле.

За людей, которые умерли без святаго крещения или принадлежали к другой конфессии или вере, мы не можем молиться на Божественной Литургии и совершать за них заупокойные службы в Церкви, но никто не возбраняет нам молиться за них в наших личных домашних молитвах.

Т.е. во время Литургии вообще нельзя молиться за некрещеных, ни вслух, ни даже про себя, потому что в это время приносится бескровная Евхаристическая Жертва, а она приносится лишь за членов Церкви. Такое поминание допускается лишь во время панихиды, про себя, и никогда на Литургии.

Преподобный Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал:

«Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему».

Великий старец дал Павлу Тамбовцеву молитву, которую, несколько изменив, можно произносить и за некрещеных:

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя»

Эту молитву вполне можно употреблять при чтении Псалтири за усопших, читая ее на каждой «Славе».

Другой святой Оптинский старец, преподобный Иосиф, позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой молитвы. Ее можно читать в любое время (в течение дня неоднократно). Мысленно можно творить ее и в храме. Помогает посильная милостыня, подаваемая за умершего нуждающимся. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.

Православная Церковь свидетельствует, что есть христианский святой, имеющий особую благодать молиться об умерших некрещеными. Это пострадавший в III в. св. мученик Уар. Существует канон этому святому, в котором основное содержание — просьба к св. мученику помолиться о некрещеных. Этот канон и молитва св. мученику Уару читаются вместо тех заупокойных молитв, которые Церковь возносит о крещеных.

У близких покойного (особенно у детей и внуков — прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в Святых Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедший некрещеным не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол.

И еще хочется сказать: близкие должны не унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием.

Как хоронить некрещеного человека

Крещение – первый шаг христианина в православную жизнь. Именно такой процесс позволяет перейти от жизни грешной к праведной. Креститься можно в любом возрасте. Главное – объединяться с Богом осмысленно, добровольно, чисто. Но что делать, если погибший не сумел при земном существовании приблизиться к христианской вере? Можно ли использовать православные обряды и как хоронить некрещеного человека его родственникам? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Крещение — как прямая связь с православием

Под крещением в христианстве понимается Таинство, в результате проведения которого человек прекращает греховную и плотскую жизнь и возрождается под новым именем, входя и Дом Божий. Именно крещеный человек является духовно родившимся. Крещение – это не просто какой-то обряд или процедура. Это именно Таинство, которое направляет христианина на праведную жизнь, увеличивая и укрепляя его связь с Богом.

Проводится Таинство крещения в церкви христовой (в исключительных случаях – в домашних условиях). Пройти его могут как младенцы, принесенные в храм на руках родителей, так и люди в уже взрослом возрасте. Решение остаться некрещеным означает отречение человека от православия. Подобный выбор не запрещается Господом. Но рассчитывать на милость Божью в таком случае не стоит. Церковь не принимает не православных и по-особенному относится к ним после смерти.

Можно ли отпевать некрещеного?

Если крещение – это переход от грешного существование к праведной жизни, то смерть – это переход души в вечность. Именно так вам скажет любой церковный служитель. Может ли человек, не верующий в Бога, уподобиться православным и перейти после смерти тела в мир духовный? Однозначно – нет. Именно с этим и связан запрет на отпевание некрещеных умерших в церкви. Неверующий в Господа при жизни человек, не должен надеяться на его милость и после смерти.

В данном случае следует понимать, что некрещеные люди не противны христианству. Просто православная церковь не имеет право отпевать тех, кто по какой-либо причине являются отрекшимися от Бога. Душа, не прошедшая Таинство крещения, не дала православным служителям возможности своего спасения. После покидания тела она не будет наказана за это. Но и отпевание некрещеного человека (значит, и отпущение его грехов) будет невозможным.

Моления за некрещеного у Господа – стоит ли?

После смерти близкого, его православные родственники считают своим обязательным долгом отмолить грехи покойника у Бога. Но стоит ли это делать? Над этим вопросом задумываются не многие… Давайте разберемся:

  1. Если человек при жизни не верил в Господа, то так ли необходима его душе Божья поддержка и отпущение грехов? Нежелание быть с Богом после смерти выражается именно в отречении от христианства. Нарушать волю человека в данном случае бессмысленно…
  2. Бог не будит мстить человеку, который при жизни не был крещен. Следует понимать, что под Божьей «опекой» находятся лишь те, кто доверил ему свою душу самостоятельно, добровольно. Вымаливать у Господа прощения некрещеного усопшего не стоит. Ведь в данном случае душа умершего не принадлежит Богу. А это значит, что и спасти ее он не сумеет (даже в том случае, если до смерти человек вел исключительно праведный образ жизни).
  3. Любые попытки чтения молитвы за некрещеных усопших (молитва Уару) приведет лишь к ослаблению грехов, совершенных при жизни. На полное их отпущение и точное попадание в рай рассчитывать на стоит.
  4. Православный, отрекшийся от своей веры, не может быть приравнен к христианам после своей смерти.

Царство Божие – это не какое-то райское место, в котором царит безграничная радость и счастье. Это, в первую очередь, мир, в котором душа усопшего объединяется Богом и с другими праведниками. И если ушедший в мир иной при жизни не проявил желания на такое объединение (путем крещения), то этот мир для него, увы, недоступен.

Некрещеный ребенок – возможно ли отпевание?

Поминать некрещеного человека в православной церкви нельзя. Но что делать с младенцем? Ведь может быть так, что родители просто не успели покрестить новорожденного или это было невозможно из-за медицинских показателей? Увы, на новорожденных распространяются те же правила, что и на взрослых людей.

Некрещеных младенцев, которые погибли еще в утробе матери, хоронят непосредственно работники медицинского учреждения. Церковь не считает такие плоды духовными (из-за отсутствия души), поэтому обычный способ захоронения невозможен. Что касается детей, погибших сразу после рождения, то их погребением придется заняться родителям. Однако, и в данном случае отпевание покойного невозможно.

Даже абсолютная безгрешность души и отсутствие плотских искушений не являются причиной автоматического причисления к православным. Младенцы все равно будут защищены ангелами. Они не постигнут участи Божьего наказания, а младенческая душа найдет свое место в промежуточных сферах. Погребение детей проводится так, как и похороны некрещеного человека, отрекшегося от веры добровольно.

Как похоронить некрещеного: особенности погребения

Если отпевать в Храме Святых некрещеных умерших нельзя, то что делать с похоронами? Ведь придать тело земле придется. Как тогда правильно это сделать? Ответ прост – хоронить человека, не приближенного к Богу, следует по всем привычным для нас христианским обычаям, кроме проведения панихиды. В данном случае есть два пути решения:

  1. Классический обряд (кроме отпевания). В данном случае похороны проводятся по большей мере для родственников. Для умершей души поминальная музыка, складывание рук на груди, покрытие тела и возложение цветов абсолютно не важны. Правильность проведения похорон никак не скажется на прощении грехов и приближении к Богу. Выполняются похороны по вере родственников.
  2. Исполнение воли умершего. Довольно часто люди еще при жизни высказывают свои предпочтения касательно того, по каким правилам и обрядам следует проводить погребение. Если умерший был приверженцем другой религии, то при похоронах необходимо следовать именно ее устоям. При любых обстоятельствах исполнение последней воли усопшего – единственное, что могут сделать родственнику во благо его.

Особых обрядов, как хоронить и как поминать некрещеных усопших, нет. Следовать необходимо в соответствие либо со своей верой (но не наперекор ей), либо по воле погибшего. Придерживаться следует лишь нескольких наиболее важных правил. Одно из них касается надгробия.

Какое надгробие установить на могиле?

Следующий вопрос о том, как правильно хоронить некрещенных, касается обустройства могилы усопшего. Главным атрибутом места захоронения каждого православного является крест. Именно он выступает символом приближения к Господу Христу, служения ему, следования христианские заповедям. Крестик на груди – основной атрибут христианина при жизни. Крест на могиле – символ православия уже умершего человека.

Но как быть с некрещеными? Ведь они не приняли веру при жизни и не считаются православными… Все верно, в таком случае установить крест на могилу нельзя. Касается это как классических крестов, так и каменных надгробий. Исключением является лишь памятники с крестовым изображением. Его ставить разрешается и на могилах некрещеных.

Устанавливая памятник, следует помнить о его предназначении. Крест не выполняет функцию отпущения грехов и не является гарантом попадания в рай. Он лишь представляет собой отражение веры усопшего, его единство с Богом. Установленный на могиле некрещенного крест же не несет никакого смысла. В таком случае он является ничем иным, как элементом декора.

Порой устанавливать памятник совсем бессмысленно. Многие священники в качестве ответа на вопрос, можно ли ставить крест на могиле некрещеного человека, рекомендуют вместо этого сажать на месте захоронения дерево. Растение – олицетворение жизни, чистоты. Оно лучше будет отражать волю усопшего. Ставить памятник или нет – личный выбор каждого. Но прислушаться к мнению членов церкви все же следует.

Особенности прочтения молитвы за умершего

Существует несколько основных правил того, как молиться за умершего некрещеного человека его близким. Среди них можно выделить два самых важных запрета:

  • Нельзя подавать записку с именем некрещеного усопшего священнику (церковный служитель не может отмаливать грехи такого человека перед Богом);
  • Перед похоронами нельзя отпевать некрещеного человека в церкви (при большом желании провести такой обряд можно самостоятельно – дома).

Касательно самой молитвы о некрещеных умерших – читать ее можно даже в храме. Возможно это лишь при том условии, что человек самостоятельно произносит слова и находится перед иконой в одиночестве. Также церковь не возбраняет ставить свечу о поминовении усопших на Канун.

Многие православные не знают, можно ли молиться за некрещеных близких дома. А ведь именно это место и является рекомендованным к проведению такого обряда. Помянуть покойного домашней молитвой – самое правильное решение, которое может предпринять близкий человек. Не стоит думать, что подобная мера работает как-то хуже. Неважно, как и где произносится молитва. Главное – чтобы она имела глубокий смысл. Молиться дома можно перед иконой и зажженными свечами.

Домашняя молитва мученику Уару

Молитва Уару направлена на ослабление вечных мучений, которым постигается душа некрещеного человека после покидания тела. Согласно легенде, именно этот мученик отпустил грехи братьям Клеопатры, которые были язычниками и не приняли христианство при жизни. Принято святому Уару молиться дома. Такое поминание покойника должно проводиться по следующим правилам:

  1. Перед прочтением молитвы необходимо получить благословление от служителя церкви.
  2. Просить благословение и читать молитву рекомендуется в многодневный пост.
  3. Читать молитву Уар нельзя болеющим, беременным, а также женщинам, возраст детей которых менее 5-ти лет.
  4. При возникновении заметных искушений или ухудшений состояния во время молитвенного сеанса, чтение следует прекратить.

Молитва святому Уару является достаточно сильной и небезопасной. Читать ее без предварительного благословения строго запрещается. Она на действительно способна немного утешить душу тех, кто не был крещен при жизни.

Как поминать некрещенного покойник?

А можно ли поминать некрещеных умерших без молитвы? Конечно да. Иногда добрые дела говорят намного больше, чем набор святых слов. Все зависит от того, как человек сам относится к тому, что он делает. Часто в обычные слова вложено намного больше смысла, духовности, тепла, чем в молитвенные речи. Именно по этой причине многие обращаются к Богу «своими словами», просто стоя у иконы и произнося дорогие сердцу фразы.

Но не одними речами можно сделать душе усопшего лучше. Облегчить участь можно с помощью:

  • Подачи милостыни;
  • Помощи нуждающимся;
  • Жизни ради других;
  • Ведения праведного образа жизни.
Читайте также:  Как правильно молиться за усопших чтобы им там было хорошо

Главное – делать все добрые дела во имя покойного человека. Таким образом тот, кто был близок умершему при жизни, помогает ему после смерти. Следует помнить, что умирает лишь тело. Душа живет вечно.

Милостыня и добрые дела не станут гарантом попадания души в рай. И большую часть грехов они не отпустят. Но облегчить участь все же сумеют. К тому же они подарят ныне живущему человеку спокойствие и умиротворение.

Заключение

Ответ на вопрос, можно ли отпевать некрещеного, однозначен – нет. Ни один церковный служитель не станет проводить отпевание усопшего, не принявшего веру, перед непосредственными похоронами или в сорокоуст. Если такая услуга и будет представлена в храме, то следует от нее отказаться – так как в данном случае она будет выполняться исключительно для получения финансовой прибыли (чем зачастую злоупотребляют неблагочестивые храмы). Священники не имеют право проводить подобный обряд касательно людей, не принявших или отрекшихся от христианства, и самоубийц.

Отмаливать грехи некрещеного можно только самостоятельно. Читать молитву без благословения служителя церкви нельзя – можно серьезно навредить себе или ныне живущим близким. Следовать рекомендуется выше указанным рекомендациям.

Касательно того, как хоронить не православного и как правильно проводить поминки – то здесь однозначного ответа нет. Дело в том, что христианские обряды некрещеной душе не нужны. Они не сумеют ее полностью спасти или утешить. Более того, если человек придерживался при жизни иной религии, то такие поступки будут лишь противоречить его воле, что только ухудшит духовное состояние. Христианские обряды проводятся только по желанию близких людей.

Смерть – это лишь переход из жизни земной к жизни вечной. Переродившаяся душа живет по тем правилам, которые принял ее обладатель при жизни. Если он отрекся от православия, увы, после смерти приблизиться к Богу не удастся. Рассчитывать можно лишь на некое утешение души, добиться которого можно с помощью домашней молитвы и добрых дел.

Поминание живых и усопших: 1

Выберите раздел серии

Поминание живых и усопших
Ответы на письма читателей: Часть 1

Дорогие! Начинаю отвечать на ваши вопросы по теме Поминание живых и усопших, объявленной в рамках цикла Откровенный разговор.
Еще раз напомню, что я отвечаю на все вопросы, на все то, что вас волнует, но по той или иной причине вы не знали, у кого спросить (или не осмелились).

Сначала письмо читательницы В. и ряд ее вопросов:

1. Одна родственница как-то сказала мне: “Какая тебе разница, крещена я или не крещена? Записки за моё здравие хочешь подавать? Так подавай, что тебе мешает? Я, например, если захожу в храмы и подаю записки, пишу в них имена всех родственников – и крещёных, и некрещеных. Уверена, что Бог разберётся, кто есть кто”. Аргумент про Бога показался сильным. Понятны требования Церкви молитвенно поминать в храме только членов Церкви и не причислять к ним “насильно” тех, кто сознательно (или по другой какой причине) отказался от крещения в Православии. Понятно и по-человечески, что не очень хорошо утруждать и без того перегруженного священника молиться за “посторонние” души. Но для кого мы пишем записки? Разве не для Бога, и разве Он не разберётся, за кого принимать молитву, а за кого нет? Кажется, на сайте “Азбука веры” (или в другом месте) прочитала, что в случае неуверенности в том, что любимый родственник был крещен, допустимо рядом подписывать, что мы не знаем, крещёный ли он (как, кстати, должна выглядеть такая приписка – так и не поняла, ведь одним словом не пометишь). И тогда священнослужитель сам может принять решение – молиться за такого человека или не молиться. Но всё же мне не очень понятна мера нашей ответственности при вписывании в записку некрещенных лиц. Ведь на деле всё равно получается, что множество прихожан (по незнанию или по большой любви к ближнему, но вопреки уставу) допускают ошибки, и священнику всё равно приходится молиться за некрещенных. Как к этому относится Церковь? Грех ли это на самом деле? И чей грех?

Ваша родственница поступает неправильно: она по лени или по гордыне отказывается предпринимать даже тот малый труд, который предписывает Церковь осуществлять. Почему мы должны все возлагать на Бога, а сами пальцем о палец не стукнем? Церковь заповедует молиться во время Евхаристии только за своих членов. Это древнее правило Церкви. Неужели нам настолько все равно, что нам заповедует Церковь Христова?
Следующий шаг Вашей родственницы – не тащиться в храм три остановки на метро, а зайти в кирху или баптистский молитвенный дом через дорогу. Какая разница? Бог-то все равно один?

Если есть человек, которого мы очень любим, но знаем, что он не крещен, можно вписать его в записку, но рядом поставить некрещен или некр. Для священника это полезное указание. Вынимать частицу на проскомидии за такого человека он не будет, а помолится отдельно. Я, во всяком случае, так делаю.
Что же до Вашего вопроса, как быть с теми людьми, о которых нет твердой уверенности, что они крещены, – делайте пометку аще крещен.

Я прошу прощения за небесстрастность в обсуждении подобного вопроса, просто часто вижу удивительную лень и пассивность людей в отношении каких-то важных вещей. Святитель Афанасий (Сахаров), проведший в советских концлагерях 33 года, писал, что если Устав предписывает, то и нужно читать Господи, помилуй 40 раз, а не 39; что только таким смирением и почтением к церковным правилам мы и обретем спасение. Он на опыте жизни своей показал верность и плоды этого послушания Церкви.
А путь самочиния, горделивого и безграмотного духовного творчества ведет к духовной гибели.

2. У меня есть подруга, православная армянка, – очень мне духовно близкий человек. Я испытываю большое желание за неё и за её крещенную семью молиться. Но имена у них, конечно, непривычные для русского глаза – например, такие записи, как “мл. Гора” или “Нуне”, вызывают недоумение свечниц. Где-то такую записку брать не хотели вообще, а где-то подсказали: “пишите в скобках (армянск.)”. На сайтах в Интернете нашла также совет помечать, что человек крещён в Православии – приписывать “(крещ.)”. Так как на самом деле правильнее поступать, чтобы не смущать батюшек и свечниц?

С армянами, то есть людьми, крещенными в Армянской Церкви, мы не имеем Евхаристического общения. Но если этот человек крещен в традиционной Православной Церкви, ему скорее всего дадут традиционное (а не национальное) православное имя. Нужно спросить:
А) Являются они армянскими христианами или православными;
Б) Какое имя им дали при Крещении (м.б. переходе) в Православной Церкви;
В)Если никакого имени не дали (такое бывает), то нужно писать в записках: Православный христианин с армянским именем:
И давать столбиком имена.
Это самый лучший вариант.

Если эти люди являются просто армянскими христианами, то есть не принадлежат Православной Церкви, писать их в записках нельзя. Мы с ними имеем такое же общение, как с католиками или протестантами.

3. Также мне стало интересно, что делают священники с именами, которые их как-то смущают (непривычны им). Поступают по собственному усмотрению? Пропускают при чтении?

Кто как. Часто встречаются имена, которые в принципе не прочитать. Почерк, исковерканное просторечное употребление. Например, в записках пишут: Лампа. Кто это? Олимпиада? Евлалия, Евлампия? Сами авторы этой записки не знают и не потрудились узнать у старших.
Еще понятно: Гоша – это Георгий. А Гога? Кто это? Грузинское имя? Наше – Георгий или Григорий? А как разобраться с именем Ляля или Леля?

Мы, священники привыкли, что вместо Милица пишут всегда Милиция (наверное, и думают, что название милиция произошло от этого имени), но вариантов написания разных имен встречается столько, что иногда попадаешь в тупик.
Чаще всего священник, подумав, повертев в уме и так и эдак имя, вздыхает: «Помяни, Господи, его же имя Ты Сам веси» (то есть: «Помяни, Господи того, чье имя Ты Сам знаешь»).

4. Пыталась разобраться с вопросом, что делают священнослужители с теми записками, которые мы им подаём. И узнала, что если подаём на проскомидию, то за каждое прочитанное в записке имя священник вынимает частицу. И что-то усомнилась. Как это физически возможно сделать в. например, воскресный день, в большом соборе. Это сколько же частиц надо вырезать и сколько просфор для этого употребить (а в просфорах, которые мы покупаем в храме, всего по одному вырезу). Также и с чтением имён при большом числе записок не всё понятно. Батюшки их распределяют между собой (даже мальчикам-алтарникам дают часть записок), что-то там говорят под нос (или просто записки “листают”), и непонятно, как оно должно быть на самом деле.

Нет, если записок очень много, за каждое имя частицу не вынимают. Просто алтарники читают записки, а священники совершают проскомидию. Получается, частица вынимается за несколько имен. Порой в воскресный день священник совершает проскомидию, а алтарники (человек 5-8) читают помянники. И сорокоусты, и годовые, и вечные… Словом, все сразу. Так что здесь частица вынимается за несколько десятков имен сразу.

Кстати, вынимать большие частицы за отдельных верующих – это скорее русский обычай. В Греции «стружат», то есть священник копием ведет по краю просфоры и отрезает мельчайшую стружку, просфорные крошки микронного уровня. Некоторые русские священники поступают так же, канонов на этот счет нет, все дело в местных обычаях.

5. И еще хотелось бы больше узнать о вариантах подачи записок. В Никольском соборе, куда я раньше ходила, при подаче записок свечница спрашивает: “вам по 10, по 20 или по 30?” То есть, звучит это примерно как “вам какого качества? самую дешевую или подороже?” Не очень разбираясь с вариантами подачи, я старалась заказывать “подороже” – чтобы жертвовать храму побольше. В Троицком соборе тоже озадачивают: “вам на проскомидию или к мощам”? После уточняющего вопроса о мощах, понимаю, что имена, вписанные в записку, будут читать на молебне перед мощами. На проскомидию – обычно самый дешевый вариант. Но разве не важнее, чтобы за нашего любимого ближнего священник помолился во время проскомидии, чтобы вытащил за него частицу? Правильно ли выбирать самый дорогой вариант?

Надеюсь, наши свечницы в ларьке сами понимают, что предлагаютJ
Я их понимаю, не будешь же двести-пятьсот раз в день объяснять, что такое проскомидия, что такое ектения и что такое молебен.

В храмах записки принимают на:
Проскомидию (вариант – обедню). Это значит, что записку помянут на проскомидии и вообще за Литургией.
Ектению. Записку помянут на проскомидии и еще во время ектении о здравии и о упокоении.
Молебен. Записку помянут во время Литургии (если она подана до или во время Литургии) и на молебне после. Это самый дорогой из одноразовых типов поминания.

Но пусть Вас не смущает дешевизна проскомидийных записок. Эта «дешевизна» отражает никак не второстепенную значимость проскомидийного поминовения, но стремление Церкви сделать это высшее поминовение максимально доступным для каждого, именно в силу его первостепенной значимости.

Друзья! Есть другой вариант. Вы даете записку священнику (которого знаете и уважаете) или диакону. С вразумительным пожертвованием и просьбой поминать всех написанных за каждой службой. (Вразумительным – то есть не символическим, а таким, которое человек пожертвует с радостью – но и с уважением к труду священника; я, например, такие записки долгое время поминаю на каждой службе). Мне кажется, что это лучше, чем одноразовые записки.

6. Еще загадка: замечала в Никольском соборе, что в конце службы, когда батюшки дружно выходят в центр храма читать записки, многие бабушки суют им (прямо в руки вкладывают) записки с денежкой. Батюшки никогда не отказывают – охотно всё берут и зачитывают (как будто так и надо). Откуда возникла такая практика, что она означает? Эти бабушки, они что – опоздали подать записки перед службой и потому подают их священникам в последний момент (а те привыкли и потому не сопротивляются)? Или это какая-то дополнительная форма записок вместе с пожертвованием (вроде: зачитайте мою молитву особо – вслух)? Если последнее, то почему не через свечницу деньги и записки передаются? Насколько соответствует уставу такая практика?

Вот этот выход на середину храма называется Славление. Поются тропари-кондаки праздничного дня, произносится молитва о живых, читается заключительная молитва. Богослужебным Уставом это Славление не предусмотрено, это благочестивый обычай последних двух веков.
Некоторые люди подают записки со вложенной купюрой священнику или диакону. А пономари берут на Славление и все записки, поданные на Литургию этого дня. Наверное, отмечали, что Настоятель раздает всем записки. Это именно из пачки поданных на этот день. Все священнослужители еще раз поминают, молятся.

Как я отношусь к этой традиции? Да какая разница, как я отношусь, ведь народу нравится, и это все равно все будут делать…
Думаю, здесь тот психологический момент, что священники выходят прямо к народу, становятся доступны, с небес спускаются как бы на землюJ

В дни праздников на середине храма совершается краткий молебен в честь святого. Это можно узнать по запевам: Святителю отче Макарие, моли Бога о нас… (например), по чтению Евангелия и прочим деталям.

А теперь – новая серия вопросов:

Дорогой о. Константин. Пишет вам Катя из Рима. Хочу подойти к вопросу Поминания живых и усопших в Православной Церкви в интернациональном контексте, который здесь, на территории Италии (и вообще зарубежья), весьма актуален.

Во-первых, тут собратья православные – сербы, румыны, греки и пр. с далеко неканоничными для российского слуха именами, которые в наших святцах совсем не наблюдаются. По сути их же можно на проскомидию в любой православной церкви подавать, так? Однако на территории России это иногда приводит к серьезным искушениям обеих сторон – и принимающей, и подающей. Каждый раз приходится объяснять, что ты не верблюд и что все они крещеные и православные. Обычно теперь, когда приезжаю домой, то либо не пишу совсем, либо у каждого неканоничного имени пишу национальную принадлежность, чтобы не смущать. Но вообще, есть ли какое-то согласие между церквями на этот счет?
(Вот например: Душица, Паскалис, Яннис и т.п. Даже если Яннис – это наш Иван, но не будешь же его в Ивана переименовывать. (А как Вы относитесь к практике переименования Светлан в Фотиний?).

Дорогая Катя. Священники постоянно сталкиваются с такими вопросами и поднаторели их разрешать. И разрешают их в том числе так, что поминают все имена, даже очень и очень странные, если рядом, в скобках, стоит (болг, серб, греч.) или что-то подобное. Известно, что традиция давать имена святых имеется только в Русской Православной Церкви. В других Православных Церквах дают народные имена (на Руси так тоже было в древности). Но это не препятствие. Мы всегда молимся. Главное, чтобы человек был православным. Если, например, написано Руслан и рядом (правосл) или (крещ.), то другого и не надо. И так понятно, что просто церковное имя неизвестно или его вообще нет. Тут как раз та самая ситуация, когда Господь разберется. Наше дело молиться.

Еще слово о «переименовании» Светлан в Фотиний. Порой причащаешь женщину: «Причащается раба Божия Светлана», а она тебя поправляет: «. Фотиния». А бывает наоборот. Говоришь: «Ваше церковное имя Фотиния». И глаза у нее наливаются слезами: «Мама меня назвала Светой».
Очень деликатный вопрос. Я считаю, что можно оставлять имя в его сегодняшней форме произношения.
На этот счет есть случай. Один батюшка ревновал о старинном произношении имен и всех поправлял. Не одну Светлану смутил, настаивая, что на самом деле ее зовут Фотиния. Один человек его и спрашивает: «А вашу дочь, батюшка как зовут?»
Он: «Вера».
А человек и говорит: «А Вы ее как причащаете, с именем Писта. »

Надо пояснить, что имя Вера – это русский перевод греческого имени Писта. Так что имени Вера в принципе нет, это русский вариант.

Но сколько батюшек, столько и. Поэтому смирения Вам и кротости.

Потом, католики. Как с ними поступать? У меня много друзей-католиков, причем не формальных, а глубоко верующих. Потом, здесь много смешанных браков, и многие даже венчались в Православной Церкви. Ну, понятно, на проскомидии за католиков не молятся. А как с молебнами (или панихидами, литиями, в случае усопших)? Можно их в записках писать? А как быть с протестантами (менее актуально в Италии, но вполне актуально в Германии, например)? Опять-таки это вопрос, касающийся в большей степени практики на территории России.

Строго говоря, в храме вообще за неправославных людей не молятся. Но многие священники сужают это строгое мнение до того, что не молятся за инославных только во время проскомидии. Лично я тайно молюсь за всех людей (кроме некрещеных) и за молебнами, и за панихидами и не смотрю на их конфессиональную принадлежность.
…В любом случае, поясните, пожалуйста, подробно, за кого НЕЛЬЗЯ подавать записки и в каких случаях. Ну, с некрещеными, еретиками, самоубийцами вроде как понятно. А как быть, когда в некоторых церквях, особенно монастырских, спрашивают, все ли записанные причащаются? Если нет – то даже если крещеный, на проскомидию не допускается. Так же, полагаю, и с усопшими – если усоп достойно, то достоин проскомидии, а если если нет – нет. Насколько такая практика оправдана?

Есть такая распространенная тема, что нецерковных людей, то есть не ведущих церковную жизнь, некоторые батюшки не благословляют вписывать в поминание. Я уже много раз об этом высказывался, сейчас только кратко повторю свое мнение: Мы можем поминать даже неверующих (но крещеных) людей на проскомидии. Уже то, что когда-то их родители, их крестные приняли за них решение причислить их к Церкви, что-то да значит. В советское время многие люди понимали, с какой страшной безбожной машиной придется столкнуться их детям, и хотя бы так, через крещение, сопричисляли их к Церкви. Пусть потом человек пошел другими путями, но права быть помянутым за богослужением, пусть в разряде заблудших, никто у них не отнимал.
В первохристианские времена некоторые люди совершали крещение… покойников. Им было жутко представить, что их близкие не воскреснут, а тогда считали, что воскреснут только крещеные. Ап. Павел не осуждает этот обычай, хотя и не поддерживает. Потом Церковь осудила этот обычай.
Но здесь речь идет не о крещении мертвых, а лишь о молитве за мертвых. Почему же мы им в этом откажем. (Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу. 1 Тим. 2, 1-3) Апостол призывает молиться и за царей, и за власти, то есть языческих чиновников своего времени. А тут – по сути христиане, только сбившиеся с пути…

Читайте также:  Как избавиться от плохих мыслей в голове о смерти молитва

Еще об усопших: за самоубийц Церковь не молится ни в каком контексте, так? Но если достоверно неизвестно, как человек умер (т.е. было это самоубийство, или несчастный случай, или просто нет никаких подробностей о смерти), то как в таком случае поступать? Ведь церковная молитва об усопших очень важна. Оправданно ли, в силу подобных сомнений, лишать молитвенной помощи человека, перешедшего в другую жизнь?

Отпевание и церковное поминовение совершается, если человек покончил жизнь самоубийством в результате алкогольного или наркотического опьянения, будучи в состоянии психической невменяемости, случайно. Если человек совершил суицид в трезвой памяти и уме, то его не отпевают, но над ним совершают чин: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=625

Если человек был совершенно адекватным и не собирался оканчивать жизнь через самоубийство, но вот его нашли в петле или застрелившимся, Церковь идет навстречу ситуации и благословляет отпевать такого человека. Что с ним произошло? Может, его убили? Или он испытал страшный стресс, с которым не справился… В таком случае мы пишем епископу прошение об отпевании и церковном поминании и владыка, рассмотрев, принимает решение. По спорным случаям чаще всего принимают решение отпевать и церковно молиться.

И еще у меня вопрос на предыдущую тему (т.е. “когда креститься / кланяться”). Может, Вы уже об этом писали, но я пропустила, простите. Как правильно совмещать крестное знамение с поклоном, чтобы это выглядело благочинно и никого не смущало? А то на эту тему тоже довольно много искушений случается.

А насчет этого все просто. Сначала крестимся, потом кланяемся. Во время осенения себя крестным знамением не кланяемся. Крест накладываем ровный и красивый.

И Бог да хранит Вас и всех наших читателей!

Почему мученику Уару молятся за умерших некрещеных?

У Бога все живы — об этом знает каждый христианин. Это значит, что молиться надо не только за живых, но и за усопших. Но почему тогда в Церкви не поминают некрещеных? Кто такой мученик Уар и почему ему молятся за иноверцев?

Как свидетельствует жизненный опыт, для многих путь ко храму начинается после столкновения с болезнями, скорбями и даже потерями родных. Когда любимого человека рядом уже нет, возникает вопрос «Что я для него могу сделать?». Как пережить боль потери?

В церкви действительно можно найти ответы и утешение. Ведь каждый христианин верит в то, что земными пределами жизнь не заканчивается. После физической смерти душа человека не перестает существовать. А после второго пришествия Христова точно определится, что заслужил каждый человек. Одних ждет Царство Небесное, а других — тьма кромешная.

Но никто не знает, когда на землю придет Христос во славе, чтобы рассудить каждого. До этого времени еще можно повлиять на окончательное решение. Как? Молитвами за усопших.

Но то, как будут выглядеть эти молитвы, зависит от того, какую жизнь проводил усопший на земле.

Молитва за православных усопших

Если умерший верил в Бога, был крещеным не формально, приступал к Таинствам, то такого человека можно спокойно назвать членом Церкви и поминать не только в домашней молитве, но и в храме.

Вы можете и ставить свечи, и подавать записки на проскомидию — особую часть Литургии, во время которой за каждого поминаемого вынимается частица из просфоры, которая будет погружаться в чашу для Причастия под слова молитвы:

Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих.

Также за усопших православных принято совершать особые поминальные богослужения — панихиды. На такие службы обычно пишут списки имен для поминовения и приносят всевозможные продукты — каждый по своим возможностям.

То есть, кроме молитвы, вы совершаете еще и милостыню, что считается одним из видов «помощи» умершим.

И конечно, никто не отменял домашнюю, «келейную» молитву за усопших:

  1. Чтение Псалтири об упокоении.
  2. Акафист за единоумершего (40 дней после смерти и столько же перед годовщиной).
  3. Всевозможные молитвы — за всякого усопшего, вдовицы и вдовца, детей за родителей и наоборот и т. д.

В православном молитвослове вы увидите много разных молитвенных текстов. Лучше посоветоваться со священником, что в вашем случае больше подходит. Главное — не объем и количество, а искренность и горение сердца. Бог быстрее услышит несколько слов, но от всего сердца, с глубокой надеждой на Божий отзыв, чем длинные молитвы, которые мы не пережили ни сердцем, ни умом.

Молитва за некрещеных и иноверцев не возносится Церковью

Если с поминовением усопших православных все более-менее понятно, то ответ на вопрос «Как молиться за некрещеных и иноверцев?» выглядит не так прозрачно.

Таковых людей не отпевают православные священники, даже если очень настаивают родственники. Подавать записки за умерших некрещеными так же нельзя, как и за иноверцев. Почему? Потому что эти люди при жизни не захотели стать православными — членами Православной Церкви. Они не крестились и, соответственно, не участвовали в Таинствах.

А Бог же никогда не действует насильно, никого не заставляет ничего делать. Так может ли Церковь отпевать по православным обычаям того, кто не принадлежал Ей при жизни? Ведь это будет насилием! Поэтому некрещеных в православии не принято отпевать в наших храмах, за них не подают записки для церковного поминовения и соответственно — не звучит соборная молитва за некрещеных.

Поэтому, как бы больно это ни звучало для родных, друзей и близких, но они также не смогут поминать в записках имена дорогих людей, которые были крещены в католичестве или протестантизме, не говоря уже о мусульманах, буддистах и представителях иных течений, которые вообще не верят в христианского Бога.

Если умершие не верили в Бога, то Церковь насильно не может просить Господа принять этих людей к Себе, поселить в райских обителях вместе с праведниками.

Келейная молитва Льва Оптинского

Но родственники или друзья могут возносить личную молитву за некрещеных и иноверцев. Как? С любовью и упованием на Бога. Стоит просить Господа проявить милосердие к людям, так и не познавшим истинный смысл жизни, потерявшимся во мраке неверия.

Оптинский старец Лев предлагал келейную молитву за умерших вне православия. Текст этого прошения наполнен надеждой на Божью волю:

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Святому Уару молятся за некрещеных: правда или миф?

В последнее время также обрела особую популярность молитва мученику Уару за некрещеных и даже самоубийц.

Ее приверженцы считают, что якобы святой Уар, которому ревностно молилась благочестивая христианка Клеопатра за своих умерших родственников-язычников, вымолил у Господа спасение усопших. Но где здесь правда, а где — выдумка? Попробуем разобраться.

Мученик Уар — отнюдь не вымышленный персонаж. Он был воином времен императора Максимина — одного из известных гонителей христианства — и тайным христианином. Поэтому ночами он навещал посаженных в тюрьму христиан. Однажды он посетил семь учителей и обратился к ним с просьбой — помолиться за него, так как он еще не настолько тверд в вере, чтобы исповедовать Христа до мученической кончины.

Через короткое время после этого один из учителей заболел и умер. Тогда мученик Уар решил «заменить» его и пострадать с остальными. Святой умер от жесточайших пыток, но так и не отрекся от Бога.

Одна благочестивая вдова, видя его веру и страдания, решила спрятать мощи мученика у себя дома. Она вместе с сыном неоднократно молилась святому.

Когда гонения на христиан прекратились, она решила вернуться из Египта в Палестину. Чтобы забрать с собой мощи святого, она сказала, что это останки ее мужа, который был военачальником. Так ей удалось перевезти святые мощи и положить их там же, где была гробница ее предков.

Вместе со своим сыном Клеопатра каждый день молилась у гробницы. За ней последовали и другие христиане. Они получали по молитвам мученику Уару исцеление и облегчение в болезнях.

Нужно построить храм святому — задумала вдова и начала осуществлять свой план. Во всем ей помогал сын Иоанн. Вместе с епископами и собранием христиан они переложили останки праведника в новую гробницу, возле которой Клеопатра горячо помолилась за себя и сына. Она мечтала, чтобы мальчик стал воином. Но попросила мученика Уара, чтобы он помог сыну выбрать жизненный путь.

После этого Иоанн, которому уже исполнилось 17, скоропостижно скончался от горячки.

Женщина была в полном отчаянии и даже начала роптать на мученика — как он мог такое допустить? Но ей явился святой и сказал, что Иоанну действительно достался лучший путь. Если на земле он должен был стать воином и служить земному царю, то в Царстве Божьем он служит Небесному Царю. Счастливый сын попросил мать не страдать, ведь он вместе с Ангелами служит Господу.

После этого Клеопатра похоронила сына рядом со святым, раздала свое имущество и все свое время молилась в построенном храме, возле мощей мученика Уара.

Как видим, в житии святого нет ни одного слова о том, что вдова молилась за родственников-язычников. Она молилась только за своего сына. Но он отнюдь не был язычником. Если Иоанн вместе с матерью строил храм святому и молился у мощей, то мог ли он быть неверующим?

К сожалению, красивая история о том, что святой Уар вымолил родственников Клеопатры, которые были язычниками и при жизни избрали путь отречения от Бога, остается всего лишь историей, вдохновляющей на молитву за некрещеных.

Можно ли «вымолить» некрещеного?

Если святой Уар не вымаливал язычников, то как относиться к молитве за некрещеных и иноверцев? Есть ли вообще смысл молиться за тех, кто при жизни не стремился к Богу?

Обратим внимание на два нюанса:

  1. Бог даровал каждому человеку свободную волю. И если кто-то не верит в Бога и не хочет быть с Ним после смерти, то Господь не действует насильно. Он уважает выбор человека, какие бы негативные последствия он ни имел.
  2. Даже в самой молитве мученику Уару сказано, что она ослабляет вечные мучения некрещеного, но не «гарантирует» ему рай.

Ведь что такое Царство Небесное? Это не какой-то заграничный курорт, не райское местечко, где растут пальмы и поют птицы, никто ничего не делает, все наслаждаются красотой природы, вкусом плодов и радуются жизни. Царство Небесное — это соединенность с Богом, пребывание вместе с Ним и праведниками, которые сами захотели быть с Богом.

Душе того, кто при жизни не хотел быть с Богом, пребывание в Царствии Небесном будет совсем не таким сладостным, как праведнику. Да и можно ли «отправлять в рай» того, кто при жизни сам не делал никаких усилий, но если за него так горячо молятся родные?

Вопрос спорный. Но ответить на него человек не в силах. Это решает Бог. Не какой-то грозный судья, а Милостивый Господь. Как Он отнесется к усопшему некрещеному, за которого молятся близкие, — никто не скажет наверняка.

Стоит надеяться только на Его милосердие и искренне творить молитву за некрещеных. Не только мученику Уару, а и другим святым, Пресвятой Богородице, Милостивому и Любящему Богу. Своими словами, текстами из молитвослова или так, как предлагал Лев Оптинский.

Но перед этим лучше посоветуйтесь со священником, расскажите о жизни человека, за которого вы хотите молиться. Опытный священнослужитель даст советы и предупредит о трудностях и искушениях.

О молитве за усопших некрещеных говорит протоиерей Димитрий Смирнов:

Уважаемый Виталий, видимо, вы не совсем точно восприняли смысл этой статьи, поэтому хотели ли бы обратить внимание на некоторые важные моменты, озвученные как в этом материале, так и в других авторитетных для нашей Церкви источниках.

1. В этой статье указано на то, что мученику Уару действительно принято молиться за умерших и особо за умерших некрещеных. Но обычно основание для таких молитв мы находим в житиях святых. Самым авторитетным для Православной Церкви источником житий святых считаются труды святителя Димитрия Ростовского. Поэтому обратимся к ним: http://idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib1271/. Святитель Димитрий пишет, что Клеопатра молилась за своего умершего сына. Если внимательно читать житие, то нет сомнений, что ее сын был действительно верующим, а поэтому и крещеным. Но когда Клеопатра начинает роптать, как святой мог забрать ее сына, ведь она верно молилась, то мученик Уар сказал, что он молился за нее, а также «прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице». Это точная цитата из полного жития святого Уара, составленного святителем Димитрием. Вот только здесь не указано, что родственники Клеопатры были язычниками. Да и автор этой статьи написал: «Как видим, в житии святого нет ни одного слова о том, что вдова молилась за родственников-язычников». Еще раз повторим: именно за язычников. Не хотелось бы домысливать на тему того, верили они в Бога или нет, были крещеными или нет.
2. Автор отнюдь не перечеркивает традицию молиться келейно святому мученику Уару за некрещеных. Он указывает лишь на то, что не надо делить святых на «специализации». Например, если в некой семье уже веками особо почитают святителя Николая, то разве не может кто-то из членов этой семьи обратиться к Николаю чудотворцу с молитвой об усопших родственниках, или в защите от страсти пьянства, или в келейной молитве за иноверцев только потому, что для этого нет оснований в житии святого? Не умаляет ли такой подход святость и всемогущество Господне? На самом деле с молитвой за некрещеных можно обращаться не только к мученику Уару, но и к тому святому (или святым), к которому мы обращаемся особо часто, который нас слышит и доносит нашу молитву Богу.
3. В первую очередь стоит молиться Господу и Богоматери, ведь иногда в «погоне за специализацией» святых мы превращаем молитву в своего рода магию. Чтобы получить «эффект», надо делать только так и так. И получается — не тому святому молишься, не так свечку ставишь… Наше дело — молитва за усопших, а судить их, крещеных и некрещеных, верующих и неверующих — это зависит только от Бога. Нам же не надо брать на себя роль Творца и излишне фантазировать. Молиться и надеяться на любовь и милосердие, всеблагую волю Божью.
4. Также стоит обратить внимание, к чему иногда приводит «специализация» святых и пренебрежение церковными правилами. Чтобы долго не расписывать, лишь кратко укажем на проблему и сошлемся на авторитетный портал «Православие.ru». речь идет о канонических искажениях и антиканонической практике, для которой, к сожалению, можно найти основания в сравнительно последних версиях Миней. На основании таких «прописанных заблуждений» некоторые священники берутся даже за совершение церковного поминовения усопших некрещеных, совершают неуставную службу мученику Уару. Ознакомьтесь, пожалуйста с этим источником: http://www.pravoslavie.ru/42451.html. Здесь анализируется проблема родственников Клеопатры и указывается на недопустимость церковного поминовения неправославных.

И напоследок хотелось бы еще раз напомнить: никто не перечеркивает молитвенную практику мученику Уару за некрещеных независимо от того, есть ли четкие основания в житии святого или нет. Более того, никто не препятствует молиться за умерших неправославных и другим святым, а в первую очередь обращаться к Господу и Его Матери. Но есть только один нюанс: это относится только к келейной практике. Церковь не может молиться за тех, кто не есть ее членами, то есть не приняли крещения или сознательно отошли от Церки.

Зачем выставляете неправду? Святому Уару молятся за усопших – за не крещенных, иноверцах, и не крещенных младенцев! Об этом написано в житии святого и утверждено святой православной церковью! Добавлю, жития святого Уара здесь урезана и не точна.

Вот отрывок когда святой Уар явился с сыном к Клеопатре:

От крайней усталости и великой скорби Клеопатра заснула прямо у гроба. В сновидении ей явился святой Уар, который держал на руках ее сына. Оба они были светлы, как солнце, а одежды их были белее снега; на них были золотые пояса и прекрасные венцы на головах. Увидев их, блаженная Клеопатра бросилась к ногам святых, но мученик Уар поднял ее и сказал: «О, женщина, что ты жалуешься на меня? Неужели ты думаешь, что я забыл те благодеяния, которые ты оказала мне? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, не сподобившихся Святого Крещения, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама молила испросить у Бога для него то, что будет Ему угодно и полезно тебе и сыну твоему? Сын твой теперь предстоит Престолу Божию и служит Царю Небесному, но, если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно». Но отрок, сидевший на руках святого Уара, обнял его и сказал: «Нет, заступник мой! Не слушай матери моей, не лишай меня общения со святыми». Обращаясь к блаженной Клеопатре, святой Иоанн сказал: «Что ты плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Небесному и предстою Христу вместе с Ангелами». Блаженная Клеопатра сказала: «Возьмите же и меня с собой, чтобы мне быть с вами». Но святой Уар ответил: «И здесь, оставаясь на земле, ты все-таки с нами; иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя».

Добавить комментарий