Является ли грехом не чтение молитвы

За всех ли можно молиться?

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Много раз читала о том, что некоторые люди — молитвенники, подвижники — берут на себя и замаливают грехи других людей. Как это происходит, и могут ли брать на себя грехи ближних люди, не отличающиеся особыми духовными дарованиями? Знаю, что нужно молиться за живых и усопших, но некоторые старцы предупреждали своих духовных чад: «А ты молись не за всех». Наверное, когда молишься за других, а особенно за людей, живущих явно греховной жизнью или умерших во грехе, без покаяния, какую-то часть их грехов тоже принимаешь на себя? Всем ли это по силам? И как правильно понимать слова Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин.,5, 16).
Елена, Башкирия.

Молитва, по учению святых отцов, не знает предела, поэтому нам, не сделавшим даже первого шага в этом подвиге и не познавшим этого блаженного состояния, трудно говорить о нем на одном языке, ибо каждый будет исходить прежде всего из своего опыта. Однако, все же попытаемся наметить некоторые контуры ответа на этот сложный вопрос.
Великие молитвенники, древние и современные, говорят, что наше призвание — молиться за весь мир, как Христос учил молиться своих апостолов: «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле».
«Молитва, по качеству своему, есть общение (со-бытие) и единение человека и Бога. По действию же она есть стояние мира… мост чрез искушения… пресечение браней, дело Ангелов, пища безплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание, источник добродетелей… проявление мер… Для истинно молящегося молитва есть истязалище, судилище и престол Господень, прежде престола будущего» (преподобный Иоанн Лествичник). И даже он, преподобный Иоанн Лествичник, нашедший такие слова для описания молитвы, указывал, что может говорить не о всякой молитве, но лишь о той, которую постиг на своем опыте, вопрошающим же о более высоких состояниях советовал обращаться к отцам, достигшим совершенства.
Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (Не случайно одной из основных черт учения о спасении Восточной Церкви является осознание греха не как преступления, но как болезни). Понятно, что, исходя из нашего собственного состояния, степени нашего духовного преуспеяния мы можем «молиться не о всех», как советуют духоносные отцы своим чадам.
Преподобный Серафим Саровский выразил эту же мысль в словах, известных сейчас практически всякому Православному Христианину: «стяжи мир душевный, и тысячи спасутся вокруг тебя». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.
Слова Иоанна Богослова о согрешающих к смерти следует понимать так, что не всякая молитва угодна Богу, но существует предел нашему молитвенному дерзновению. Великий русский богослов XIX века Святитель Филарет, Митрополит Московский так толкует эти слова в одном из своих слов о поминовении усопших: «…Надлежит ожидать, что Писание не только удовлетворительно наставит нас о чем молиться, но и предохранит запрещениями, чтобы нам не молиться о том, о чем молитва была бы не угодна Богу. Или, спросят, — не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна — за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, — за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией».
Итак, Апостол утверждает, что если наши прошения соответствуют воле Божией, то они будут исполнены. Если мы нелицемерно любим брата своего и будем молиться о нем, то Господь дарует ему Жизнь вечную. Если же брат не обнаруживает никакого обращения, не приносит раскаяния, то молитва наша не будет услышана, так как не угодна Богу.

Молитвы о прощении грехов

С помощью молитв верующие православные обращаются к Господу и всем святым с просьбой о помощи и поддержке. Если вы понимаете, что отошли от Бога, совершив грех, то начинайте молиться. Лучше всего посетить церковь и присутствовать на богослужениях. Можно помолиться и дома, но в храме это будет намного эффективнее.

Искреннее покаяние и молитва о прощении грехов является одним из самых лучших способов исправить свое поведение, очистить душу и приблизиться к Господу. Очень хорошо также совершать пожертвования и подавать милостыню.

Тексты молитв о прощении грехов

Но все мы несовершенны, поэтому необходимо просить Господа о прощении и искуплении наших деяний. Приводим самые популярные тексты молитв о прощении грехов.

Молитва Симеона Нового Богослова

Данная молитва входит в Последование к Святому Причащению, но ее можно читать в любой момент, когда чувствуете желание покаяться в грехах и очистить душу.

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Молитва Иоанна Златоуста

Молитва Иоанна Златоуста с просьбой о прощении прегрешений является одной из самых сильных. Она также входит в Последование к Святому Причащению.

Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га жива́го, прише́дый в мир гре́шныя спасти́, от ни́хже пе́рвый есмь аз. Еще́ ве́рую, я́ко сие́ е́сть са́мое пречи́стое Те́ло Твое́, и сия́ е́сть са́мая честна́я Кровь Твоя́. Молю́ся у́бо Тебе́: поми́луй мя, и прости́ ми прегреше́ния моя́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением, и сподо́би мя неосужде́нно причасти́тися пречи́стых Твои́х Та́инств, во оставле́ние грехо́в, и в жизнь ве́чную. Ами́нь.

Молитва к Господу Богу

Обращаясь к Богу, мы обращаемся к тому, кто пожертвовал собой ради отпущения наших грехов и ради этого был распят на кресте. Силу Его милосердия не измерить, и обращаясь с искренним раскаянием, мы можем ожидать благодати. Молитва о прощении грехов Господу Богу является одной из самых сильных.

Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне́, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щаго Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя́ сопроти́вник напои́; возвы́си мо́й у́м к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам сле́зы уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне́ покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне́ благода́ть Твою́ и обнови́ во мне́ зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя́, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя́ овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя́ с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х. Ами́нь.

Правила чтения

Читая молитвы с искренним желанием покаяться, вы можете получить прощение тех грехов, о которых давно забыли. Но это возможно только в том случае, если вы будете прощать промахи своим ближним и не держать на них зла.

Читать молитву, когда мы просим прощения у Бога за наши грехи лучше всего в храме. Если вы делаете это дома, то останьтесь в полном одиночестве и молитесь искренне.

И помните, что если вы раскаиваетесь, то должны стараться как можно меньше грешить впредь. Здесь принцип «согрешу, а потом отмолю» не работает. Господь читает в наших сердцах и знает, когда мы, не желая меняться, просто хотим что-то выпросить. Если вы искренне каетесь, то необходимо не только читать молитвы, но и менять свои помыслы, чтобы ваша жизнь была угодной Богу.

Вопросы о молитвах и ответы на них

Вопросы о молитвах

Знаю, что нам нужны молитвы к Господу, но нужны ли Ему наши молитвы? Галина.

Здравствуйте Галина,
на самом деле Господу наши молитвы не нужны. В Священном Писании говорится: «Сыне, отдай свое сердце Мне» — вот что нужно Господу, чтобы наше сердце было обращено к Нему. Наши молитвы, если они идут от чистого сердца, — свидетельство нашей устремленности к Богу.

С уважением,
священник Александр Ильяшенко

Я не вижу смысла в молитве! Меня все равно никто не слышит. Вадим… Может, Его вообще нет!? Тогда я не хочу больше быть православным! Молиться, во всяком случае, точно не буду!

Дорогой Вадим!
Спросим себя: «А почему ответ на наши молитвы должен быть строго положительным?» Вспомните своё детство, взаимоотношения с родителями – они исполняли ВСЁ просимое Вами? Не было ли таких случаев, когда было мучительно больно от того, что эти предельно близкие, самые дорогие нам люди не хотят нас понять и не подают здесь и сейчас то, что нам «крайне необходимо»? Не всё то, что мы хотели, было нам полезно, не для всего пришло своё время. Родители видели это по любви и оберегали Вас. Так же поступает и Господь: одно желаемое нам неполезно, другое – несвоевременно, над третьим мы должны сами потрудиться «до кровавого пота», чтобы в этом труде преодолеть себя, свою немощь, чтобы укрепиться духом и телом. Иногда всё это случается единовременно и это трудный момент – миг кажущегося одиночества. Однако, будьте спокойны – Вы пребываете в том общении с Богом, о котором писал владыка Антоний: только Господь через обстоятельства отвечает Вам «нет». Почему? Пока этот этап жизненного пути не пройден, пока не перевёрнута эта страница жизни, ответа не будет – будет только вера. Вера в то, что Всемилостивый Господь не попустит Вам быть искушаемым выше сил. Помните – ничто в нашей христианской жизни не бывает напрасным, из всего доверяющий Богу может извлечь пользу. Доверяйте Господу – Он рядом с Вами!
Помоги Вам Господи, священник Алексий Колосов

Как надо молиться, чтобы улучшить свое физическое и духовное состояние? Можно ли обращаться за помощью к биоэнерготерапевтам? Лечилась у травника, чтобы уменьшить размер узлов щитовидной железы, но это не помогает. Верую в Спасителя, молюсь, исповедуюсь, причащаюсь, стараюсь соблюдать посты, по возможности помогаю ближнему. Иногда думаю, что я делаю не так, что Господь не хочет помочь мне справиться с болезнью? Вера

Читайте также:  Юлия карфагенская о чем молятся

Дорогая Вера!
Радостно узнать, что в испытании болезнью Вы не теряете веры, ведёте церковную жизнь, участвуете в Таинствах и не забываете благотворения. Несомненно веруйте в то, что Господь не посылает нам напрасных и превосходящих наши силы скорбей – по слову Апостола, «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8, 28). Так и в Вашем случае имеется возможность извлечь из нынешнего Вашего состояния духовную пользу. В чём она будет для Вас заключаться? Об этом лучше переговорить с хорошо знающим Вас священником (желательно с духовником, если он у Вас есть) лично. Помните главное: Господь желает возвести Вас к большему совершенству, но путь к нему пролегает через скорби – таков удел поражённого грехом человека, это наша общая чаша. Что же касается «биоэнерготерапевтов», то лучше и более сообразно с верой (если Вы твёрдо осознаёте себя православным человеком) прибегнуть к Таинству Елеосвящения – пособороваться. Священное Писание указывает на него, как на первейшее лекарство в немощах души и тела. Кто будет в болезненной жажде пить мутную воду из лужи, если рядом есть чистый источник? Не привлечёт ли это болезнь на болезнь? Поступайте сообразно с верой, и Господь Вам да будет заступник! Священник Алексий Колосов

Какие молитвы должен читать мирянин дома? К каждой иконе, как правило предлагается читать молитву, акафист, тропарь В чем разница тропаря, акафиста, молитвы. Наталья

Дорогая Наталья!
Молитва — это обращение человека к Богу, Богородице или святым. По содержанию молитвы делятся на просительные, благодарственные и покаянные; зачастую все три вида соединяются в одной молитве. Молиться Богу — значит, прославлять, благодарить, каяться, просить Его о ниспослании милости, отвращении от зла или о конкретных своих нуждах. И акафисты, и тропари по своей сути также являются молитвами, различается только их форма.

Акафист (греч. — “неседален”) – хвалебное песнопение в честь Господа, Богородицы, святого или церковно-исторического события; представляет собой целый жанр церковной гимнографии. Акафист состоит из 13 кондаков и 12 икосов.
Тропарь – краткое богослужебное песнопение в честь Спасителя, Богородицы, святого или празднуемого события. Изначально тропарь представлял собой музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Завета. Тропарь в ярких, выразительных чертах описывает событие праздника или жизнь святого. Однако тропарь отличается тем, что затрагивает преимущественно внешнюю сторону празднования.

Молитвенное правило необходимо согласовывать с духовником, оно должно быть не слишком большим, но постоянным. Акафисты Вы можете читать, например, в день праздника, когда прославляется та или иная икона Божией Матери, или празднуется память святого. После акафиста нужно читать молитву, которая, как правило, напечатана после него. Если у Вас нет возможности читать акафист, можно прочитать тропарь, кондак и молитву. Возможно, также регулярно добавлять тропари и/или молитвы особо почитаемым Вами иконам Богородицы или святым в утреннее или вечернее правило.
Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Я перестала молиться все откладываю, на завтра. Часто ловлю себя на мысли, что вообще не хочу молиться, читать Евангелие. Ищу разные оправдательные причины для себя, чтобы не исповедоваться и не молиться. Как мне быть, что мне делать? Прошу Ваших молитв за меня!…Наталья

Здравствуйте, Наталья!
Могу сказать только одно: в духовной жизни есть такие моменты, когда определяющим является наше волевое усилие! Господь посылает нам Свою благодать, но её усвоение зависит от наших трудов: без труда крестоношенья нам не обрести спасенья. Отринув самооправдание, нужно просто себя заставлять, начиная с малого, и тогда сползание в болото расслабления прекратится – сначала будет болезненно трудно, но потом с Божьей помощью, всё устроится. Надо собраться и сказать себе «хватит!» «Волшебных» способов нет, помните это. Держитесь за молитву, как за последнюю соломинку и Бог поможет!
С уважением, священник Алексий Колосов

Какую молитву можно произносить (про себя) человеку во избежание мыслей греховных и искусительных? Виктория.

Дорогая Виктория! Читать можно любую молитву, главное, чтобы это было искренним обращением к Богу. Очень хорошо читать Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную»): она простая и не требует большого напряжения памяти — не собьешься. Или просто «Господи помилуй», главное — от души.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Кому молиться, чтобы избавить человека от греха осуждения? Олег.

Здравствуйте, Олег, если Вы имеете в виду себя самого, необходимо, как только согрешили, сразу же в этом грехе покаяться пред Господом. Молитесь за того человека, которого осуждаете. Приложите терпение, труд и усердие. Господь со временем избавит от этого греха. Если речь идет о ком-то другом, то, как правило, другого человека изменить трудно. Если Вы виноваты перед этим человеком, от всей души попросите прощения у него и помиритесь с ним.

Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Чем объясняется наличие в христианстве молитвы Кресту Господню? Наделяется ли Крест личностным началом? Алексей

Здравствуйте, Алексей. Крест личностным началом не наделяется. Крест – символ страданий и жертвы Господа нашего Иисуса Христа. Мы обращаемся к Кресту именно потому, что на нем был распят Господь, и возносим молитвы к Господу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня зверски убили 18-его сына. Для души моего сына должна ли я писать имена убийц в записке о здравии. Ирина

Дорогая Ирина.
Молиться об убийцах своего сына – подвиг. Господь щедро вознаграждает тех, кто совершает такой угодный Ему подвиг – молиться о своих врагах. Желаю Вам сил пережить Ваше горе, примите искренние соболезнования.
Бог да благословит Вас, священник Александр Ильяшенко

Как молиться о даровании ребенка? У нас в семье одна беда — мы не можем зачать второго ребенка, 8 лет хождения по врачам ничего не дали, одна надежда на чудо. Андрей

Дорогой Андрей!
Думаю, нужно чаще ходить в храм, обязательно исповедоваться и причащаться. Молиться можно многим святым, например, св. мученику Трифону, св. прав. Иоакиму и Анне, творить добрые дела.

Может быть и так, что Господь медлит с дарованием вам второго ребенка, потому что показывает на то, что вокруг столько брошенных, бездомных сирот. Посмотрите — в детских домах есть младенцы и одномесячные. Пригреть такое дитя — очень доброе дело, ведь и Господь сказал «кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» (Мф. 18, 15).
В награду за такой поступок Господь часто дает потом и своего ребеночка семье — о таких случаях Вам во множестве расскажут в любом детском доме: все чаще, когда даже безнадежно бесплодная пара усыновляет дитя, появляются и свои дети.

Помоги Вам Господи!
Священник Михаил Михайлов

Можно ли на начальной стадии как-то упростить или чем-то заменить непонятные молитвы, так как сложно сосредоточиться? В храме отвлекаешься часто, не слышно и не понятно, что читает батюшка. Валерия.

Здравствуйте, Валерия. Очень хорошо, что Вы требовательны к себе и хотите точно знать смысл всего произносимого в храме за Богослужением или в читаемых правилах. За Богослужением, если не все понятно, хорошо иметь при себе полный текст Литургии и Всенощного бдения. Есть издания с переводом всех трудночитаемых в наше время славянских слов.

Богослужебный язык Церкви — церковно-славянский остался в ее практике неслучайно. Он чист, он свободен от той нечистоты, которым наполнен современный язык. Церковный язык возвышает наше сознание, наши чувства, помогает настроить наш внутренний мир на общение с Миром вечным, истинно разумным, Миром истинной нетленной красоты. Церковный язык – это язык Царства Божьего на земле. Поэтому и правила все необходимо читать на церковно-славянском языке. Поскольку не все ясно в тексте, например, входящих в состав правила псалмов, то достаточно ознакомиться с их русским переводом. Молодому человеку запомнить смысл текста не сложно. Читать правило надо на церковно-славянском языке, это воспитывает душу. Привычка читать правила по-славянски часто приводит и к пониманию новых текстов. Итак, чтение лучше не упрощать, а провести предварительную «вспомогательную» работу, устранить препятствия к правильному чтению и пониманию текстов, а затем читать так, как и положено. Облегчения в сторону сокращения правила возможны для детей в силу их возрастных возможностей, а облегчения в сторону искажения текста (замена текста его переводом для церковной практики равносильна искажению текста), т. е. уставных норм, вредны, потому что не приближают человека к церковной традиции, а отдаляют от нее.

Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как молиться родителям детей-самоубийц? Олег.

Здравствуйте, Олег. Родителям, которых постигло такое несчастье, нужно молиться за своих детей за домашней молитвой, но не в храме, не во время Богослужения. Если же по каким-то смягчающим их вину обстоятельствам было получено разрешение на заочное отпевание, то оно (разрешение) распространяется и на церковное поминовение.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Каким святым угодникам Божиим следует молиться о даровании исцеления больным животным и можно ли держать иконы этих святых в ветклинике? Будет ли считаться грехом, если давать пить больному животному Святую воду, освященный кулич и яйца, применять на раны масло, освященное на мощах угодников Божиих? Не является ли грехом усыпление безнадежного животного?

Дорогая Марина! Покровителями животных традиционно считаются мученики Флор и Лавр, на их иконе рядом с этими святыми традиционно изображают лошадей. Кроме того, о домашних животных молятся великомученику Георгию и мученику Трифону. Держать икону в ветклинике (в Вашем кабинете) — можно и нужно. Пусть Вас не смущает, что в текстах молитв говорится в основном о сельскохозяйственных животных: для наших предков они были кормильцами, почти членами семьи, а домашние животные в нынешнем понимании встречались достаточно редко и в основном у богатых людей. В принципе, молиться можно и своими словами. Главное, чтобы это было искренне и от души. Святую воду, освященное масло, кулич и яйца животным давать нельзя — это осквернение святыни. Усыпление безнадежно больного животного грехом не является, поскольку Господь поставил человека над животными.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Как молиться иеромонаху Сампсону? В храме на исповеди батюшка сказал молиться ему, чтобы выйти замуж. Елена.

Здравствуйте, Лена. Молитвы иеросхимонаху Сампсону не существует, так как он не прославлен Церковью в лике святых. Некоторые, впрочем, почитают его как святого, но все же мы имеем право молиться подвижнику благочестия только после его канонизации. Давайте будем молиться Господу, чтобы исполнилась его воля о Вашей жизни, какова бы она ни была — лучше воли Божией все равно ничего нет и не будет.

С уважением,священник Михаил Немнонов

Когда послушники постригаются в иноков им дают другое имя. А кому тогда из святых покровителей они молятся?

Насколько я понимаю, иноки и монахи молятся обоим своим покровителям.
Священник Михаил Немнонов

Читайте также:  Юлия самойлова молитва что с ней

Во время ежедневной молитвы внезапно зеваю, хотя перед молитвой и после потребности к зевоте не испытываю. Андрей

Здравствуйте, Андрей!
Может просто искушение? Попробуйте перед молитвенным правилом положить несколько поклонов с молитвой Господу о даровании страха Божия и внимания на молитве.
Помогай Вам Господь! С уважением, священник Павел Ильинский.

Когда читаю молитвенное правило, другие мысли в голове присутствуют. Быстро прочла и пошла. Доходят ли такие молитвы? Лариса

Здравствуйте, Лариса!
Слова молитвы имеют не самодовлеющие значения и силу, но являются неким средством, можно сказать, инструментом, воздействия на сердце богомольца. То есть внимание, — это непременное и необходимое условие любой молитвы.
Умение молиться является делом навыка, который приобретается личным духовным опытом. Конечно, в результате небрежности, иногда мы приобретаем иной навык – молитвы холодной и рассеянной… Постарайтесь это непременно исправить. Если нет возможности посоветоваться с духовником, то на время замените свое обычное правило другими молитвами, желательно короткими, чтобы восстановить внимание при молитве. Постарайтесь возыметь и страх Божий – не будем забывать к Кому мы обращаемся.
Да поможет Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

В молитвах о ближних надо упоминать их имена — можно ли не только людей, но и своей кошки (я часто прошу Бога о ее здравии)?

Приведу Вам слова Священного Писания – «Блажен, иже и скоты милует». Меру этой милости (может ли она принять форму молитвы или нет) пусть Вам подскажет Ваше христианское чувство.
С уважением, священник Алексий Колосов

Можно ли молиться только одному Богу?

Здравствуйте!
Евангелие учит нас обращать молитвы к Единому Богу, славимому в Троице – тому, во имя Кого совершается Таинство Крещения: Отцу и Сыну и Святому Духу. Впрочем, существуют молитвы, обращённые и к лицам Святой Троицы поотдельности.
Что касается молитв святым, то нужно помнить, что святые для нас не «минибоги», самодостаточные в своём могуществе, но помощники и ходатаи за нас перед Богом. Вспомните Книгу Иова! В конце её Господь повелевает друзьям Иова просить его молитв. Также и Писание Нового Завета заповедует нам «молиться друг за друга» — если уж мы, грешные, можем молиться друг за друга, то неужели святые, предстоящие престолу Божию на Небесах не могут ходатайствовать о нас?!
Мир Вам и благословение Божие! Священник Алексий Колосов

Дорогие читатели, на нашем сайте опубликовано ответы священников на вопросы, ознакомиться с этим материалом можно здесь. Задать вопрос священнику можно на этой странице.

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Читайте также:  Юродивый андрей тотемский о чем молятся

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Как правильно молиться дома

Зачем нужно молиться дома?

Но ведь Господь видит и слышит нас везде, где бы мы не находились и что бы не делали, и Ему не важно, стоим мы перед иконой или готовим дома обед. Поэтому не стесняйтесь всегда говорить с Ним: хотите пожаловаться на судьбу — расскажите Богу о своих проблемах, случилось в жизни радостное событие — поблагодарите, имеете какую-то нужду — выскажите свою просьбу. Ведь сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7).

Для верующего человека молитва — это естественное состояние и потребность общения с Богом. Пока мы находимся на улице или на работе, нас постоянно отвлекают какие-то дела и заботы, а вот дома — утром и вечером — можно немного отдохнуть от дневной суеты и спокойно пообщаться с Богом и святыми. Вспомнить, что хорошего случилось за день и поблагодарить за это или подумать в чем согрешили и попросить прощения, искренне раскаявшись. И не сомневайтесь, вы будете услышаны.

Как правильно молиться Богу

«Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6).

Вспомните себя в детстве. Вы приходили к родителями и просили у них чего-то, твердо веря и зная, что они помогут, защитят и никогда от вас не отвернутся. Или извинялись за какие-то свои проступки, тоже не сомневаясь в том, что родительская любовь простит все. А если отцы и матери любят нас так сильно, то сколько больше любовь небесная!

Но все же, как и в обычном общении, в молитве мы должны придерживаться определенных норм.

Во-первых, необходимо по возможности выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило (подробнее мы об этом поговорим ниже). Во-вторых, молитва не должна быть «для галочки». Можно знать наизусть десятки текстов, но всякий раз тарабанить их, не вдумываясь в смысл. Молитва — не заклинание, это осмысленный разговор с Богом. Но кому понравится собеседник, находящийся мыслями где-то далеко, а на вопросы отвечающий рассеянно?

Сами молитвы следует брать из проверенных источников, желательно из специальных молитвословов, купленных в церковных лавках. Интернет для этого крайне ненадежен, там распространяется множество неизвестно кем написанных текстов, имеющих массу грубых догматических нарушений, в то время как любая молитва из православных молитвословов всегда имеет автора.

Стоит избегать всевозможных излишне эмоциональных состояний во время молитвы: эйфории, умиления. Все это относится к разряду прелестей — на пользу душе не идет, а вот тщеславие может разбудить: мол, я уже достиг высокого уровня просветления, можно сказать, почти святой.

Молиться нужно не только утром и вечером, а по возможности перед едой и перед началом всякого дела. В первом случае — это благодарность Богу за то, что мы не голодаем, а во втором — просьба о помощи в вашем начинании.

А вот если говорить об обязательности исполнения всех молитвенных правил, то тут мнения святых отцов разнятся. Некоторые настаивают на том, что молиться нужно обязательно, поскольку это еще и дисциплинирует человека, а другие полагают, что если совсем нет возможности прочитать объемное правило, то ничего не случится. Главное, не злоупотреблять этим и всякий раз не выискивать поводы для того, чтобы не молиться.

Читать молитвы можно как вслух, так и про себя — как кому удобнее. Делать это лучше всего перед иконами, которые есть у любого верующего человека. Хорошо, если в доме оборудован красный угол — место, где висят образа и горит лампада.

Исповедался тут в грехе (невнимателен на молитве) и как дальше жить? Не знаю

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Я подобный вопрос как-то задавал одному батюшке. Он мне ответил, на примере курения: курил, например, человек по 2 пачке в день. На одной исповеди он признался в курении, на второй, опять исповедовался в том же, но все дело в том, что до второй исповеди он курил 1 пачку в день, до третьей пару сигарет и т.д.
Мы не можем стать святыми за одну исповедь. Это было бы прелестью, так о себе возомнить.
Вот в соседней теме спрашивают о Шестодневе. Верим ли, что за 6 дней Господь сотворил небо и землю. Я оставлю этот вопрос без ответа 🙂
Главное в шестодневе не это, не срок. Главное то, что Бог наш может терпеть несовершенство. В первый день мир не был совершенен. И во второй не стал таковым.
Так и мы – мы не можем за один день стать святыми, и завтра не станем. Но Господь будет терпеть наше несовершенство. В этом суть. Главное не останавливаться.
Если что, параллель про Шестоднев и терпение несовершенство о. Андрея Кураева 🙂

2 A1eksey из соседней темы – я бы Вам порекомендовал о. Андрея почитать по интересующим вопросам, которые Вы задавали. К нему (к о. Андрею) можно относиться по-разному, но мысли он формулирует четко.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

у меня много таких грехов, которые я исповедую из исповеди в исповедь, я понимаю что разом не изменишься, но как быть со множеством, работать над всем сразу, составить для себя план и с каждым по очереди, но какой тогда важнее в первую очередь – гордость, чревоугодие, невнимательность, неусердность в молитве, отсутствие любви, что самое главное или с чего лучше начинать?

а с молитвой такое произошло, я старалась как Вы пишите возвращаться читать с того места где отвлеклась, (вообще иногда получается, когда с чувством молишься, тогда легко, если просто умом стараешься вникать то бывает отвлекаешься), старалась как бы не сложилось прочитать обязательно молитвенное правило утром и вечером, через “нехочу”. итог: испортились отношения с близкими, т.к. все мое внимание было на молитвах сосредоточено, жуткое отвращение ко всему к службе, к келейной молитве, я пыталась это перебороть, (ну типа может брань))) к следующей исповеди ужасно угнетенное состояние, хотела посоветоваться с батюшкой, как быть что делать, начала рассказывать, он меня прервал, сказал пожалуйста только грехи что да как это не суть. вообщем я так и не знаю что делать, службу счас бывает пропускаю, с причастием еще глуше. пришла на службу там этот батюшка, чувствую что есть обида на него тяжело стоять, внимать ему с благословением, я вроде его не осуждаю, но есть обида, может от того что раньше я к нему оч хорошо относилась, не оправдал типа ожиданий. молюсь редко теперь вообще, полностью молитвенно правило наверно с последнего причастия и не читала.(((

Добавить комментарий