Юродивый андрей тотемский о чем молятся
Блаженный Андре ́ й Тотемский , Христа ради юродивый
Дни памяти
28 июня (переходящая) – Собор Вологодских святых
Житие
Краткое житие блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого
Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в городе Тотьме на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он всё раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему большую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел. Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Таин и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления.
Полное житие блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого
Блаженный Андрей родился в июне 1638 г. в крестьянской семье Усть-Толшемского прихода, верст на 50 отстоящего от города Тотьмы (уездный город Вологодской губернии). Крестьяне-родители не могли дать сыну образования, которого тогда и не было на Руси, не дали даже простой грамотности, слабо распространенной в тогдашней деревне среди крестьян. Но несомненно, они воспитали в нем детски чистую веру в Бога, твердую и неизменную; приучили сына бояться Бога, молиться Ему и Его угодникам, ходить в церковь, строго соблюдать посты – научили всему тому, в чем сами полагали сущность веры Христовой. Во все воскресные и праздничные дни родители блаженного Андрея посылали его в приходскую церковь, недалеко отстоящую от села Усть-Толшемского. И церковь сделалась единственной школой для блаженного отрока. Здесь он скоро приобрел первые познания о Боге, и любовь к Нему прочно, на всю жизнь утвердилась в его детском сердце. Благочестивым отроком овладела мысль о необходимости служить одному Богу; все думы и делания мальчика направлялись к тому, чтобы служение Ему поставить единственной задачей жизни и найти средства осуществить эту задачу. В храме он услыхал, что мир весь во зле лежит (1Ин.5,19), и потому покинул мир; услыхал еще, что истинный слуга и последователь Христа должен оставить отца и матерь (Мф.19,29), и потому ушел из родительского дома в пустынные места, жил там, как птица, не заботясь о пище, думая только о Боге и об угождении Ему. Мирская жизнь уже не стесняла теперь блаженного, и он свободно предался молитве.
Уход из дома родителей был первой жертвой святого Андрея Богу, и с этого начались его подвиги. Неизвестно, сколько времени пробыл в уединении блаженный, но когда он возвратился, то не застал уже в живых своих родителей. С их смертью порвалась последняя связь его с миром: ничто теперь не привязывало блаженного к родному селу, и он решился навсегда оставить родину. Он ушел в Галичский Воскресенский монастырь. Давно этот монастырь славился благочестивой жизнью своих иноков, и блаженный Андрей хотел под руководством опытных старцев продолжать там свои подвиги. Он пришел в монастырь и, не открывая своего звания, поселился у одного инока. Нелицемерное смирение пришельца и строгое благочестие обратило на него внимание братии. Долго присматривался к блаженному Андрею инок, у которого он поселился, и когда уверился в его искреннем благочестии и терпении, сказал о блаженном настоятелю. Настоятелем монастыря был в то время Стефан. Часто беседуя с молодым послушником, настоятель увидел в нем избранника Божия и понял, что для отрока мало подвигов в тиши монастырской келлии, что он в состоянии выполнить подвиги более трудные, и благословил его безмолвствовать.
Казалось бы, блаженный Андрей достиг теперь полной возможности служить единому Богу и совершенно ушел от мира. В тишине монастыря ничто не мешало ему предаваться молитве и размышлению о Боге; но блаженный не удовлетворился этим и стремился к большему. По совету своего настоятеля он принял на себя подвиг юродства о Христе – едва ли не самый трудный из всех видов христианского подвижничества. С непрестанной молитвой на устах, с постоянной думой о Боге блаженный стал обходить окрестные города и обители для поклонения святыням. Босой, в ветхой разодранной одежде, ходил он зимой и летом, не имея, где главы приклонить. Пищей блаженного были хлеб и вода, да и тех он принимал лишь постольку, чтобы не помереть с голода. Окончив свое путешествие по обителям, блаженный снова возвращался в Воскресенский монастырь, где находил всегда приют и духовное руководство со стороны благочестивого настоятеля. Стефан, как и прежде, часто беседовал с ним, укреплял его в трудном подвиге, наставлял с терпением переносить случавшиеся скорби. В этих беседах блаженный Андрей находил поддержку и укрепление к совершению новых подвигов. Так жил он то в монастыре, то в хождениях по обителям, до кончины Стефана Галичского. После смерти любимого настоятеля уже ничто не привязывало блаженного Андрея к Воскресенскому монастырю, и он ушел оттуда.
Необыкновенная жизнь блаженного обратила на себя внимание народа. Стали догадываться о его богоугодной жизни, и молва о человеке Божием начала распространяться по окрестностям. Но это также побуждало подвижника оставить Галич. Избегая славы людской, блаженный Андрей ушел оттуда в Тотьму и поселился близ церкви в честь Воскресения Христова, на берегу реки Сухоны. В Тотьме никто его не знал, и потому с большим удобством он продолжал здесь свои великие подвиги. Ночи блаженный Андрей проводил в молитве, а днем как юродивый бегал по городу, собирая милостыню. Самому блаженному нужно было очень мало, лишь бы не помереть с голода, поэтому большую часть получаемых подаяний он разделял с другими нищими. Одеждой блаженного Андрея было разодранное рубище, которое только прикрывало его тело, не защищая от дождя и мороза. Обуви он никогда не носил: ходил босым и зиму, и лето. Подвиг юродства труден главным образом еще тем, что неразумные люди подвергают Христа ради юродивых, как безумных, насмешкам и оскорблениям, поруганию и побоям; это пришлось испытать и блаженному Андрею. Но он терпел все, потому что, думая постоянно только о Боге, к Нему направляя все силы своего духа, блаженный забывал себя, ни во что вменяя голод, холод, обиды, насмешки и побои – всякие горести и скорби своей многотрудной жизни.
И не напрасны были подвиги блаженного Андрея. В награду за них он получил от Господа обильные дары духовные. Уже при жизни своей святой проявил великую силу чудотворений, и многие больные получили исцеление по его молитвам.
Шел раз блаженный Андрей на праздник святого архидиакона Стефана (27 декабря) в свое родное село Усть-Толшемское. Стоял декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженном была, по обыкновению, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу. Сибирские инородцы, кочевавшие в то время на реке Сухоне, встретили его на дороге и, видя босого, полуодетого человека, стоявшего по колена в снегу, догадались, что это блаженный Андрей. По слуху знали они о том, что в Тотьме есть угодник Божий, слыхали о его подвигах, о чудесах, через него совершавшихся, и потому узнали блаженного. Их старшина Ажбакай, во Святом Крещении названный Авраамием, страдал в это время глазами и, зная о чудесах блаженного Андрея, начал просить его о своем исцелении. В награду за исцеление Ажбакай обещал много денег. Но блаженный ничего не взял и побежал, не ответив ни слова на его просьбу. Тогда старшина инородцев потер глаза снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление.
Тотемский воевода Михаил Григорьевич Ртищев долго страдал сильными головными болями. Не получая ниоткуда помощи, воевода обратился к блаженному Андрею и, призвав его в свой дом, просил его помолиться. Блаженный велел воеводе приложиться к образу Спасителя, находившемуся в его комнате, и когда он приложился к святой иконе, то почувствовал себя здоровым.
На берегу реки Сухоны в Тотьме обыкновенно собирались городские дети и играли в свайку. Во время игры они часто спорили между собою и, так заспорив однажды, беспрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышал это из своей хижины и, не потерпя их сквернословия, погнал детей прочь. Дети побежали от него, но один из них обругал святого и ударил железной свайкою. Господь сохранил блаженного от удара без вреда, но дерзкого мальчика немедленно наказал. Тут же с криком упал он на землю и скоро умер.
10 лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради. Скончался он в молодых годах, всего 35 лет от роду, вероятно, истощив свое тело тяжелыми подвигами. Кончина его была мирной и непостыдной. Предузнав заранее день своей смерти, блаженный приготовился к ней. Призвав своего друга – пономаря Воскресенской церкви Иоанна Иаковлева, он отдал ему свое посмертное завещание и потом встал на молитву. Долго молился он о царствующем граде, о городах русских, о всем мире православном, и усердна была предсмертная молитва святого. Окончив молитву, блаженный просил себе прощения, затем попросил пригласить священника для исповеди. Когда священник окончил исповедь и причастил блаженного Андрея Святых Таин, подвижник начал склоняться как бы ко сну и, подозвав к себе Иоанна Иаковлева, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом: приготовь все нужное для моего погребения».
С глубокой скорбью зажег Иоанн лампаду перед образом и покурил в комнате фимиамом. Видя, что блаженный начал кончаться, он со слезами поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Возвратившись снова, он нашел блаженного Андрея уже умершим и комнату – наполненной благоуханием. Кончина блаженного Андрея последовала 10 октября 1673 г. Весть о ней скоро разнеслась по окрестным городам и селениям, и множество народа собралось ко гробу подвижника. Все увидели ясное, спокойное лицо блаженного, поняли действие на нем Божественной благодати и прославили Бога. Многие вспомнили тогда чудесные явления им блаженного Андрея, полученные исцеления по его молитвам, вспомнили сказанные им слова, на которые прежде не обращали внимание и которые сбылись в свое время. Вспомнив все это, знавшие блаженного убедились, что среди них жил угодник Божий, истинный человек Божий, и с великим почетом похоронили его тело под колокольней Воскресенской церкви.
Вскоре после кончины блаженного Андрея Господь прославил его даром чудотворений. Место погребения его сделалось источником исцелений, и много больных приходило туда за помощью. Больные брали землю с могилы блаженного, и земля эта по молитвам его возвращала им здоровье. Жители города Тотьмы видели эти чудеса, и среди них с каждым годом росло глубокое благоговение к памяти почившего святого. Это побудило их просить о постройки церкви над гробом блаженного. 20 октября 1707 г. архиепископ Великоустюжский Иосиф дал на это разрешение, и церковь была построена. Так как блаженный Андрей не был причислен тогда к лику святых, то церковь была построена не во имя его, а во имя его Ангела, святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа/1 сентября). В настоящее время мощи блаженного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви города Тотьмы, у левого клироса. Память блаженного чтится местно.
Из посмертных чудес блаженного Андрея расскажем лишь некоторые.
Житель Тотьмы Симеон Болонин полгода был болен; во время болезни у него отнялась нога и он был не в силах ходить. Часто молился Симеон блаженному Андрею, прося помощи, и вот раз он видит во сне, будто он в церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробе стоит чаша, полная земли. Вдруг из гроба послышался голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку». Когда больной исполнил это, то земля в его руках сделалась мукою, и он стал просить блаженного Андрея об исцелении. Проснувшись, Симеон почувствовал некоторое облегчение от болезни и мог придти в церковь ко гробу чудотворца, где и получил полное исцеление.
Крестьянка Тотемского уезда Пелагия Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечером явился ей блаженный Андрей, подошел к ее постели и сказал: «Обещайся сходить к блаженному Андрею, что на Тотьме, у Воскресения Христова, близ реки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова». Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обещание. Через два дня она опять сделалась больной хуже прежнего и снова во сне явился ей блаженный Андрей, на этот раз с Евангелием в руках. «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» – сказал святой. «Святче Божий, прости меня, грешную», – ответила крестьянка, вспомнив свое обещание. Святой дал ей приложиться к Евангелию, взял ее за руку и поднял с постели совершенно здоровой.
Блаженный Андрей сохранил скот крестьянина Тотемского уезда Максима Ручкова. Во время скотского падежа, свирепствовавшего в этой деревне, святой явился этому крестьянину и сказал: «Раб Божий, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скот будет цел». Обрадованный крестьянин исполнил приказание святого, и скот его действительно не пострадал.
Так прославил Господь Своего смиренного угодника.
Молитвы
Тропарь блаженному Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 4
Терпе́нием и му́жеством Христа́ ра́ди юро́дство восприя́л еси́, блаже́нне Андре́е,/ в посте́ и бде́нии пребыва́я,/ тя́гость зно́я ле́тняго поне́сл еси́,/ и мра́зы зи́мния терпя́,/ те́мже и ны́не приходя́щим с ве́рою к тебе́,/ исцеле́ние неоску́дно подае́ши,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: В терпении и мужестве Христа ради ты принял подвиг юродства, блаженный Андрей, в посте и бдении пребывая, тяготу зноя летнего переносил и морозы зимние терпел, потому и сейчас приходящим с верой к тебе, исцеление неоскудеваемо подаешь, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак блаженному Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 8
Вы́шния красоты́ жела́я,/ и ни́жния сла́сти теле́сныя то́щно оста́вил еси́ нестяжа́нием су́етнаго ми́ра,/ А́нгельское житие́ преходя́, сконча́вся, Андре́е блаже́нне,// с ними́ же Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Небесной красоты желая, земные наслаждения телесные ты до конца оставил, неимущий среди суетного мира, и, Ангельское житие проходя, скончался, Андрей блаженный: с ними Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Величание блаженному Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому
Ублажа́ем тя, святы́й пра́ведный Андре́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
Храм великомученика Димитрия Солунского
В посёлке Восточный
Блаженный Андрей Тотемский.
Андрей Тотемский родился в крестьянской семье в июне месяце 1638 года. Семья жила в селе, расположенном неподалеку от города Тотьма. Родители Андрея — простые люди — зарабатывали себе на жизнь тяжелым трудом, и средств для серьезного обучения сына у них не было, поэтому единственной школой для него стала церковно-приходская. Именно здесь он исполнился надеждой посвятить дальнейшую свою жизнь праведному делу — служению Богу.
Осознанное решение Андрей принял уже в 10 лет и, покинув родительский дом, он уединился в лесной чаще, вдали от мирской суеты, и отдался полностью своей заветной мечте, совершенствуясь непрестанными молитвами и постом.
Долгое время Андрей вел совсем уединенную жизнь, не сообщаясь с внешним миром; когда же он вернулся в родное село, то узнал, что его родители уже умерли. Помолившись на их могилах, он отправился в дальний путь, целью которого был Галичский Воскресенский монастырь, где соблюдались строжайшие правила и монахам предъявлялись высокие требования в вопросах иноческой жизни. Однако Андрей и это посчитал малым подвигом. Вознамерясь принять на себя подвиг юродства, он надел ветхое рубище и отправился в путь, обходя разные города и села.
Глоба: “Как привлечь богатство и удачу? Запомните: деньги приходят, если…
Глоба: «Как привлечь богатство и удачу? Запомните: деньги приходят, если…
Глоба: “Гром грянет в ноябре! Многие жители из г.Москва обнищают, но…”
Глоба: «Гром грянет в ноябре! Многие жители из г.Москва обнищают, но…»
Во время своих странствий Андрей поклонялся святым местам и посещал обители, а затем вновь возвращался в Воскресенский монастырь. Но вскоре игумен монастыря почил, и Андрей уж более сюда не возвращался, поселившись в Тотьме рядом с церковью в честь Воскресения Христова. В городе тогда никто не знал Андрея. По ночам он усердно молился и пел, а днем выбегал в город в обветшалом рубище и до поздней ночи бродил по улицам босой в любое время года. Великий подвиг юродивого ради Христа был вознагражден даром чудотворения, многие горожане получали исцеление от болезней по его молитвам.
Блаженный Андрей юродствовал 10 лет и за это время снискал любовь народа и уважение. Однажды во время зимы ему повстречались сибирские инородцы, которые были наслышаны о чудесном даре Андрея. Один из них стал просить блаженного о помощи: он тяжело болел глазами. Он сулил Андрею много золота, но тот промолчал в ответ, а потом резко повернулся и быстро убежал. Человек, просивший об исцелении, по имени Ажбакай крепко верил в святость юродивого и захватил рукой снег с того места, где он стоял. Потерев этим снегом свои глаза, он в тот же миг исцелился, сильно обрадовался и в мыслях неустанно благодарил святого.
Христа ради юродивый недолго прожил, преставившись 10 октября1673 года в возрасте 35 лет, но слава о нем надолго пережила его. После погребения многие горожане, а потом и приезжие из далеких мест стали приходить к его могиле, и все получали исцеление по молитве святому. У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Даже земля, взятая с могилы Андрея Тотемского, обладала чудотворным действием.
Мощи святого покоятся в Успенской церкви города Тотьмы, и по сей день память о нем жива в народе. Церковь же отмечает день памяти блаженного Андрея Тотемского 10/23 октября по н. ст..
Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского.
Тропарь блаженному Андрею, Христа ради юродивому, Тотемскому, глас 4
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее, в посте и бдении пребывая, тягость зноя летняго понесл еси, и мразы зимния терпя, темже и ныне, приходящим с верою к тебе, исцеление неоскудно подаеши, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак блаженному Андрею, Христа ради юродивому, Тотемскому, глас 8
Вышния красоты желая, и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Память прп. Андрея Тотемского
Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый
Андрей Тотемский (июнь 1638, с. Усть-Толшемское тотемского у. (ныне с. Красное) – 10 окт. 1673, Тотьма), Христа ради юрод. (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). Житие А. Т. было составлено, видимо, в 1-й трети XVIII в. (самый ранний из известных списков – РНБ. Колоб. N 189. Л. 1-8об., 40-е гг. XVIII в.). (Указание Н. П. Барсукова и А. Н. Власова на то, что житие А. Т. написано в 1745 г. ивановским игум. Иосифом, основано на неверном истолковании слов П. М. Строева о том, что один из списков жития написан (т. е. переписан) этим игуменом.) Известно неск. списков жития нач. XIX в.: Вологодский областной краеведческий музей. N 4364; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. N 1225,- эти списки содержат также чудеса, тропарь, кондак и молитву святому.
А. Т. родился в крестьянской семье. После смерти родителей, вдохновленный евангельской проповедью, ушел из дома и отправился в солигаличский в честь Воскресения Господня мон-рь, где вскоре получил благословение от игум. Стефана на подвиг безмолствования и юродства. Нек-рое время А. Т. странствовал по святым местам, затем вернулся в Солигалич. После смерти своего наставника игум. Стефана А. Т. ушел в Тотьму и жил при ц. Воскресения Христова, избегая славы от людей.
Однажды зимой А. Т. пошел в родное село на праздник св. архидиак. Стефана (27 дек.). По дороге ему встретились сибир. инородцы, кочевавшие по р. Сухоне. Увидев человека, в сильный мороз одетого в рубище и босого, они поняли, что встретились с юродивым, о чудесах к-рого слышали. Предводитель кочевников Ажбакай (в крещении Авраамий) попросил А. Т. исцелить его от болезни глаз, обещая хорошо заплатить. Святой убежал, Ажбакай потер глаза снегом, на к-ром стоял А. Т., и почувствовал, что болезнь прошла. Др. чудо связано с исцелением воеводы М. Г. Ртищева, страдавшего сильной головной болью. Воевода призвал А. Т. в свой дом, приложился по повелению святого к иконе Спасителя и исцелился. В благодарность Ртищев заказал икону Пресв. Богородицы “Всех скорбящих Радость”, к-рая впосл. находилась в местном ряду иконостаса Воскресенской ц., о чем повествуется в церковной летописи, составленной, по-видимому, в XIX в. А. Т. умер в возрасте 35 лет, пребыв в юродстве 10 лет, и был погребен под колокольней Воскресенской ц. В повествовании об основании Троицкой Дедовской пуст., приводимом еп. Амвросием (Орнатским), говорится о том, что перед смертью А. Т. предсказал создание Дедовской пуст. пономарю Воскресенской ц. Иоанну Яковлеву.
Место погребения А. Т. почиталось жителями Тотьмы. В житии описаны 8 посмертных чудес святого, последнее из к-рых датировано 20 дек. 1716 г. По прошению тотьмичей архиеп. Великоустюжский и Тотемский Иосиф благословил строительство церкви над гробом А. Т. В 1707 г. вместо старой колокольни Воскресенской ц. была выстроена ц. во имя мч. Андрея Стратилата – святого, тезоименного А. Т., и к этому же времени, по предположению Е. Е. Голубинского, относится установление местного празднования блаженному. В кон. XIX в. мощи А. Т. почивали под спудом в новом здании Воскресенской ц. (в наст. время районная б-ка им. Н. Рубцова), выстроенном в 1749 г. на месте сгоревшей Андреевской ц. по сведениям И. Верюжского, мощи святого находились у левого клироса Успенской ц., расположенной рядом с Воскресенской (ныне филиал районного краеведческого музея).
Изображение А. Т. было помещено в одном из клейм серебряной раки прп. Феодосия Тотемского, находившейся в нач. XX в. в Суморином тотемском мон-ре. Местная канонизация А. Т. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова). В Минее (МП) под 10 окт. помещены тропарь и кондак А. Т. В службе Собора Вологодских святых А. Т. упомянут в 1-м тропаре 9-й песни канона утрени.
Источники: Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского // Памятники письменности в музеях Вологодской области: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукописные книги XIX-ХХ вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 263-272; Минея (МП). Октябрь. С. 262; Май. Ч. 3. С. 464.
Литература: ИРИ. Ч. 4. С. 72-76; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. М., 1880, 1994р. С. 680-689; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 40; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 322-323; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1895. С. 258-260; Голубинский. Канонизация святых. С. 159; Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни / Сост. в 1849 г. П. Савваитовым, пересм. и доп. Н. Суворовым (1896), И. Суворовым (1911). Вологда, 1911. С. 21; Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма: Ист.-лит. альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 131-138, 248-266; Хрусталев М. Ю. Тотемские святые // Там же. С. 60-61.
Блаженый Андрей Тотемский
Святой праведный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский чудотворец, родился в июне 1638 года в приходе Устье-Тотемском, находившемся верстах в 50 от города Тотьмы. До десятилетнего возраста он воспитывался в доме своих родителей-крестьян.
Недалеко от их селения находилась приходская церковь, и родители Андрея посылали его к богослужению во все воскресные и праздничные дни. Даровитый мальчик скоро приобрел достаточное понятие о Боге, и его непорочное детское сердце возгорелось любовью к Нему. Услышав в церкви, что нельзя служить Богу и миру, блаженный отрок возненавидел мир и из любви к Богу решился отказаться от ласк отца и матери и пожертвовал своей любовью к ним. С этой целью, тайно оставив дом своих родителей, он ушел в пустые места, не думая много о том, как и чем будет питаться. В тишине уединения со всем жаром юного сердца он предался молитве и богомолию.
Когда блаженный отрок по окончании своих пустынных подвигов возвратился домой, он уже не застал своих родителей в живых. Он решился навсегда оставить родину и отправиться в Галич, наслышавшись о богоугодной жизни иноков тамошнего Воскресенского монастыря, Прибыв в обитель, он поселился у одного инока, никому не открывая своего происхождения и постоянно пребывая в посте и молитве.
Игумен монастыря блаженный Стефан Галичский, часто беседуя с молодым послушником, дал ему совет принять на себя иго юродства Христа ради. Послушный юноша последовал совету настоятеля и сделался юродом. Как бы лишенный рассудка, он зимой и летом стал ходить босой, в одежде ветхой и раздранной, питаясь только хлебом и водой. Каждый год он обходил окрестные города и обители для поклонения святыне и опять возвращаясь в Воскресенский монастырь. И где бы он ни находился, в сердце и на устах его была непрестанная молитва и сладчайшее имя Иисусово. Игумен Стефан часто наедине беседовал с ним, наставляя и укрепляя его в трудном подвиге юродства. Он убеждал его с любовью и терпением переносить случавшиеся скорби и обиды.
По преставлении игумена Стефана, когда Андрея уже ничто не привязывало к монастырю, он оставил Галич и придя в Тотьму поселился на берегу Сухоны у церкви Воскресения Христова. Здесь не знаемый никем, он тайно служил Господу, продолжая свой подвиг юродства. Днем он ходил по городу как юродивый, а ночи проводил в молитве. Если добрые люди давали ему милостыню, то он тайно раздавал ее другим нищим. Постоянно пребывая в посте и молитве, с любовью перенося все наносимые ему оскорбления и обиды, блаженный Андрей благодушно терпел мороз и перемены погоды. Идя таким тесным, прискорбным путем, он достиг высокого нравственного совершенства и исполнился таких духовных дарований, что еще при жизни обнаружил в себе благодать Божию, многим являлся во сне и подавал исцеления больным.
И не напрасны были подвиги блаженного Андрея. В награду за них он получил от Господа обильные дары духовные. Уже при жизни своей святой проявил великую силу чудотворений, и многие больные получили исцеление по его молитвам.
Шел раз блаженный Андрей на праздник святого архидиакона Стефана (27 декабря) в свое родное село Усть-Толшемское. Стоял декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженном была, по обыкновению, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу. Сибирские инородцы, кочевавшие в то время на реке Сухоне, встретили его на дороге и, видя босого, полуодетого человека, стоявшего по колена в снегу, догадались, что это блаженный Андрей. По слуху знали они о том, что в Тотьме есть угодник Божий, слыхали о его подвигах, о чудесах, через него совершавшихся, и потому узнали блаженного. Их старшина Ажбакай, во святом крещении названный Авраамием, страдал в это время глазами и, зная о чудесах блаженного Андрея, начал просить его о своем исцелении. В награду за исцеление Ажбакай обещал много денег. Но блаженный ничего не взял и побежал, не ответив ни слова на его просьбу. Тогда старшина инородцев потер глаза снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление.
Тотемский воевода Михаил Григорьевич Ртищев долго страдал сильными головными болями. Не получая ниоткуда помощи, воевода обратился к блаженному Андрею и, призвав его в свой дом, просил его помолиться. Блаженный велел воеводе приложиться к образу Спасителя, находившемуся в его комнате, и когда он приложился к святой иконе, то почувствовал себя здоровым.
На берегу реки Сухоны в Тотьме обыкновенно собирались городские дети и играли в свайку. Во время игры они часто спорили между собою и, так заспорив однажды, беспрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышал это из своей хижины и, не потерпя их сквернословия, погнал детей прочь. Дети побежали от него, но один из них обругал святого и ударил железной свайкою. Господь сохранил блаженного от удара без вреда, но дерзкого маль¬чика немедленно наказал. Тут же с криком упал он на землю и скоро умер.
10 лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради. Скончался он в молодых годах, всего 35 лет от роду, вероятно, истощив свое тело тяжелыми подвигами.Как необыкновенна была жизнь блаженного Андрея, исполненная трудов и лишений, оскорблений и поруганий, так необыкновенна была и блаженная кончина его—безболезненная и мирная. Предвидя близость ее, блаженный в последний день своей жизни призвал пономаря Воскресенской церкви Иоанна Яковлева, которого любил и удостаивал своей дружбы, и сделал ему некоторые тайные поручения и наставления относительно спасения его души. Затем усердно и долго молился о царствующем граде, о граде Тотьме и о всем мире и просил у всех себе прощения, а пономарь, упав ему в ноги, просил у него прощения себе.
Простившись со всеми и благословив своего друга, блаженный Андрей просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святых Тайн. Причастившись, он начал склоняться как бы ко сну, но тотчас же воспрянул и, подозвав к себе Иоанна, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом, приготовь все нужное для моего погребения».
Иоанн со слезами зажег свечу пред образом и покурил в комнате фимиамом, а блаженный Андрей, оградив себя крестным знамением, начал кончаться. Тогда Иоанн, не зная, что ему делать, поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Когда же возвратился то нашел его умершим с крестообразно сложенными на груди руками, а комнату, наполненную благоуханием.
Весть о кончине блаженного Андрея в тот же день разнеслась по всему городу и ближайшим к нему селениям. На другой день собралось все духовенство со множеством народа и все, видя лицо блаженного светлым и спокойным, пришли в умиление и прославили Бога. С великой честью и слезами погребли тело блаженного у церкви Воскресения Христова под колокольней, как он сам завещал.
Блаженная кончина его последовала 10 октября 1673 года, тезоименитство его было 19 августа.
Благодать Божия, обнаружившаяся в блаженном Андрее еще при жизни, не переставала действовать и от его гроба. После погребения блаженного под колокольней Воскресенской церкви открылся как бы источник исцелений, даже земля, принесенная с его могилы, прогоняла болезни и возвращала здоровье. Это побудило прихожан Воскресенской церкви построить (чрез 34 года по кончине блаженного) вместо колокольни церковь над его гробом в честь ангела его—Андрея Стратилата. По их прошению, архиепископ Великоустюжский и Тотемский Иосиф дал 20 октября 1707 года благословенную грамоту и приказал построить церковь во имя святого мученика Андрея Стратилата над гробом труженика Христова Андрея юродивого. Память его совершается 10 октября в день его преставления.
Из посмертных чудес блаженного Андрея расскажем лишь некоторые.
Житель Тотьмы Симеон Болонин полгода был болен; во время болезни у него отнялась нога и он был не в силах ходить. Часто молился Симеон блаженному Андрею, прося помощи, и вот раз он видит во сне, будто он в церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробе стоит чаша, полная земли. Вдруг из гроба послышался голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку». Когда больной исполнил это, то земля в его ру¬ках сделалась мукою, и он стал просить блаженного Андрея об исцелении. Проснувшись, Симеон почувствовал некоторое облегчение от болезни и мог придти в церковь ко гробу чудотворца, где и получил полное исцеление.
Крестьянка Тотемского уезда Пелагия Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечером явился ей блаженный Андрей, подошел к ее постели и сказал: «Обещайся сходить к блаженному Андрею, что на Тотьме, у Воскресения Христова, близ реки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова». Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обещание. Через два дня она опять сделалась больной хуже прежнего и снова во сне явился ей блаженный Андрей, на этот раз с евангелием в руках. «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» — сказал святой. «Святче Божий, прости меня, грешную», — ответила крестьянка, вспомнив свое обещание. Святой дал ей приложиться к Евангелию, взял ее за руку и под¬нял с постели совершенно здоровой.
Блаженный Андрей сохранил скот крестьянина Тотемского уезда Макисма Ручкова. Во время скотского падежа, свирепствовавшего в этой деревне, святой явился этому крестьянину и сказал: «Раб Божий, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скот будет цел». Обрадованный крестьянин исполнил приказание святого, и скот его, действительно, не пострадал.
Так прославил Господь Своего смиренного угодника.
Блаженный Андрей Тотемский родился в 1863 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради.
Блаженный поселился в городе Тотьме, на берегу реки Сухоны, у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой, и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он все раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений.
Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему большую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел.
Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Тайн и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления.
Тропарь
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ
ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ,МОЙ ГОСТЬ! Я ДУМАЮ НАЙДЕШЬ В МОИХ ВЛАДЕНИЯХ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ. А КОЛДОВАТЬ МЫ БУДЕМ СОЗДАВАЯ КРАСОТУ ИЗ НИЧЕГО,ИЗ ПОДРУЧНЫХ НЕВЗРАЧНЫХ,НЕКЧЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
no copi
Pages
воскресенье, 23 октября 2011 г.
* Блаженный Андрей Тотемский *
![]() |
Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый Тотьма, Свято-Успенская церковь мозаичная икона на стене церкви источник:Клуб туризма “Радуга” |
![]() |
Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами (фрагмент). Фёдор Никоновский. Икона. Россия. Около 1790 г. 143 х 60. Из села Голоустного на Байкале. С 1974 г. в Иркутском областном художественном музее. |
Святой Андрей Тотемский, Христа ради юродивый
Родился в 1638 г. в благочестивой крестьянской семье Усть-Толщемского прихода (в 50 верстах от г. Тотьмы). С юных лет святым овладела мысль служить одному Богу, поэтому, оставив мир, он ушел в Галичский Воскресенский монастырь, где принял на себя подвиг юродства. Избегая славы человеческой, блаженный Андрей удалился из монастыря в г. Тотьму, где продолжил свои великие подвиги. Ночи святой проводил в молитве, а днем как юродивый бегал по городу, собирая милостыню. Одеждой блаженного было разодранное рубище, а обуви он никогда не носил. Много насмешек, оскорблений и побоев пришлось испытать святому, но он все терпел, постоянно думая только о Боге и ни во что вменяя все горести и скорби своей многотрудной жизни.
В награду за свои подвиги святой получил от Господа великую силу чудотворений и исцеления болезней. Однажды старшина сибирских инородцев, страдавший болезнью глаз, потер глаза снегом, на котором стоял босой блаженный Андрей, и получил исцеление.
Десять лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради и мирно скончался 10 октября 1673 г. У гроба святого совершалось много чудес. Больные брали землю с его могилы, и эта земля по молитвам св. Андрея возвращала им здоровье. 20 октября 1707 г. над гробом блаженного Андрея была построена церковь в честь его небесного покровителя — св. мученика Андрея Стратилата.
*
==============
![]() |
Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. |
==============
Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый
память 10 октября и в неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых
Андрей Тотемский (июнь 1638, с. Усть-Толшемское тотемского у. (ныне с. Красное) – 10 окт. 1673, Тотьма), Христа ради юрод. Житие Андрея Тотемского было составлено, видимо, в 1-й трети XVIII в. (самый ранний из известных списков – РНБ. Колоб. № 189. Л. 1-8об., 40-е гг. XVIII в.). (Указание Н. П. Барсукова и А. Н. Власова на то, что житиеАндрея Тотемского написано в 1745 г. ивановским игум. Иосифом, основано на неверном истолковании слов П. М. Строева о том, что один из списков жития написан (т. е. переписан) этим игуменом.) Известно нескольких списков жития нач. XIX в.: Вологодский областной краеведческий музей. № 4364; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 1225,- эти списки содержат также чудеса, тропарь, кондак и молитву святому.
Андрея Тотемского родился в крестьянской семье. После смерти родителей, вдохновленный евангельской проповедью, ушел из дома и отправился в солигаличский в честь Воскресения Господня монастырь, где вскоре получил благословение от игум. Стефана на подвиг безмолствования и юродства. Некоторое время Андрей Тотемский странствовал по святым местам, затем вернулся в Солигалич. После смерти своего наставника игум. Стефана Андрей Тотемский ушел в Тотьму и жил при ц. Воскресения Христова, избегая славы от людей.
Однажды зимойАндрей Тотемский пошел в родное село на праздник св. архидиак. Стефана (27 дек.). По дороге ему встретились сибирские инородцы, кочевавшие по р. Сухоне. Увидев человека, в сильный мороз одетого в рубище и босого, они поняли, что встретились с юродивым, о чудесах которого слышали. Предводитель кочевников Ажбакай (в крещении Авраамий) попросил Андрея Тотемского исцелить его от болезни глаз, обещая хорошо заплатить. Святой убежал, Ажбакай потер глаза снегом, на котором стоял Андрей Тотемскийи и почувствовал, что болезнь прошла. Другое чудо связано с исцелением воеводы М. Г. Ртищева, страдавшего сильной головной болью. Воевода призвал Андрея Тотемского в свой дом, приложился по повелению святого к иконе Спасителя и исцелился. В благодарность Ртищев заказал икону Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая впоследсвии находилась в местном ряду иконостаса Воскресенской церкви, о чем повествуется в церковной летописи, составленной, по-видимому, в XIX в. Андрей Тотемский умер в возрасте 35 лет, пребыв в юродстве 10 лет, и был погребен под колокольней Воскресенской церкви. В повествовании об основании Троицкой Дедовской пустыни, приводимом еп. Амвросием (Орнатским), говорится о том, что перед смертью Андрей Тотемский предсказал создание Дедовской пустыни пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву.
Место погребения Андрея Тотемского почиталось жителями Тотьмы. В житии описаны 8 посмертных чудес святого, последнее из которых датировано 20 декабря 1716 г. По прошению тотьмичей архиеп. Великоустюжский и Тотемский Иосиф благословил строительство церкви над гробом Андрея Тотемского. В 1707 г. вместо старой колокольни Воскресенской ц. была выстроена ц. во имя мч. Андрея Стратилата – святого, тезоименного Андрея Тотемского, и к этому же времени, по предположению Е. Е. Голубинского, относится установление местного празднования блаженному. В кон. XIX в. мощи Андрея Тотемского почивали под спудом в новом здании Воскресенской ц. (в наст. время районная библиотека им. Н. Рубцова), выстроенном в 1749 г. на месте сгоревшей Андреевской ц. по сведениям И. Верюжского, мощи святого находились у левого клироса Успенской ц., расположенной рядом с Воскресенской (ныне филиал районного краеведческого музея).
Изображение Андрея Тотемского. было помещено в одном из клейм серебряной раки прп. Феодосия Тотемского, находившейся в нач. XX в. в Суморином тотемском монастыре. Местная канонизация Андрея Тотемского подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова). В Минее (МП) под 10 окт. помещены тропарь и кондак А. Т. В службе Собора Вологодских святых Андрей Тотемский упомянут в 1-м тропаре 9-й песни канона утрени.
Источники: Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского // Памятники письменности в музеях Вологодской области: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукописные книги XIX-ХХ вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 263-272; Минея (МП). Октябрь. С. 262; Май. Ч. 3. С. 464.
http://iconsv.ru/
*
===========================
Тропарь блаженному Андрею, Христа ради юродивому, Тотемскому
Тропарь, глас 4:
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее, в посте и бдении пребывая, тягость зноя летняго понесл еси, и мразы зимния терпя, темже и ныне, приходящим с верою к тебе, исцеление неоскудно подаеши, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Вышния красоты желая, и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Величание
Ублажаем тя, святый праведный Андрее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*
================================
Духовные писатели Русскаго Зарубежья
Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).
Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).
Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)
М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]
Житіе блаженнаго Андрея Тотемскаго, Христа ради юродиваго.
Память его 10-го октября. — Отошелъ ко Господу въ 1673 г.
Б лаженный Андрей родился въ іюнѣ 1638 г. въ крестьянской семьѣ Усть-Толшемскаго прихода, верстъ на 50 отстоящаго отъ города Тотьмы (Тотьма — уѣздный городъ Вологодской губерніи, расположенъ на лѣвомъ берегу рѣки Сухоны).
Д о десяти только лѣтъ прожилъ святой въ домѣ своихъ родителей. Крестьяне-родители не могли дать сыну даже простой грамотности, слабо распространенной въ тогдашней деревнѣ среди крестьянъ. Но они воспитали въ своемъ святомъ сынѣ дѣтски-чистую вѣру въ Бога, твердую и неизмѣнную. Пріучили съ ранняго возраста бояться Бога, молиться Ему и Его святымъ угодниникамъ, ходить въ церковь, строго соблюдать посты, — научили всему тому, въ немъ сами полагали сущность вѣры Христовой. Во всѣ воскресные и праздничные дни родители блаженнаго Андрея посылали его въ приходскую церковь, недалеко отстоящую отъ села Усть-Толшемскаго. И церковь сдѣлалась единственной школой для святого отрока. Здѣсь онъ скоро пріобрѣлъ первыя познанія о Богѣ, и любовь къ Нему прочно, на всю жизнь утвердилась въ его чистомъ, дѣтскомъ сердцѣ. Благочестивымъ отрокомъ овладѣла мысль о необходимости служить одному лишь Богу. День и ночь думалъ святой отрокъ о Господѣ. Въ храмѣ блаженный услыхалъ: «Мы знаемъ, что мы отъ Бога, а что весь міръ лежитъ во злѣ» (1-ое посланіе Св. Еван. Іоанна Богослова, гл. 5, ст. 13). И эти слова глубоко запали въ его святую душу. Онъ твердо рѣшилъ оставить міръ.
Е ще услыхалъ блаженный: «Всякій, кто оставитъ домъ, или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дѣтей, или земли, ради имени Моего, получитъ во сто кратъ и наслѣдуетъ жизнь вѣчную» (Св. Евангеліе отъ Матѳея глава 19 ст. 29). И по любви ко Госпрду ушелъ святой изъ родительскаго дома въ пустынныя, безлюдныя мѣста. Въ безмолвіи, въ тишинѣ сталъ онъ жить словно птица небесная, пребывая въ постѣ и молитвѣ.
У ходъ изъ родительскаго дома былъ первою жертвою святого Андрея Богу. Горячо любя своихъ благочестивыхъ родителей — покинулъ ихъ! Единый Господь утѣшалъ въ пустыни Своего юнаго избранника. Его чистая душа радовалась о Господѣ. И Господь укрѣплялъ святого въ подвигахъ, подавая ему благодать Свою. Неизвѣстно, сколько времени пробылъ въ уединеніи св. Андрей, но когда онъ возвратился въ свое родное село, то не засталъ въ живыхъ своихъ родителей. Святой рѣшилъ навсегда оставить свою родину. Онъ ушелъ въ Галическій Воскресенскій монастырь. Давно эта обитель славилась строгою, благочестивою жизнью своихъ иноковъ. Блаженный Андрей хотѣлъ подъ руководствомъ опытныхъ старцевъ продолжать тамъ свои подвиги. Онъ пришелъ въ монастырь и, не открывая своего званія, поселился у одного инока. Сталъ жить какъ странникъ, какъ неизвѣстный пришелецъ. Братья полюбили блаженнаго за его необычайное смиреніе, за строгую жизнь. Долго присматравался къ святому Андрею инокъ, у которого онъ поселился, и, когда увѣрился въ его искреннемъ благочестіи, кротости, терпѣніи, сказалъ о немъ игумену. Настоятелемъ монастыря былъ въ то время Стефанъ. Онъ сталъ часто бесѣдовать съ юнымъ послушникомъ и увидѣлъ въ немъ избранника Божія. Онъ понялъ, что для святого отрока мало подвиговъ въ тиши монастырской келліи, что онъ въ состояніи выполнить подвиги болѣе трудные — и благословилъ его безмолвствовать.
К азалось-бы, блаженный Андрей достигъ теперь полной возможности служить Единому Богу подъ руководствомъ мудраго игумена Стефана, предаваться въ тишинѣ монастыря молитвѣ и размышленію о Господѣ. Но Богъ призвалъ Своего угодника къ очень трудному подвигу юродства о Христѣ. И по волѣ Божіей мудрый настоятель повелѣлъ своему духовному сыну принять на себя этотъ исключительно тяжкій подвигъ! И началъ блаженный Андрей съ непрестанною молитвою на устахъ, съ постоянной думой о Богѣ обходить окрестные города и обители для поклоненія святынямъ. Босой, въ ветхой разодранной одеждѣ ходилъ блаженный зимой и лѣтомъ, не имѣя, гдѣ главу преклонить. Пищей святого были хлѣбъ и вода, да и тѣхъ онъ принималъ лишь чтобы не умереть отъ голода. Окончивъ свое путешествіе по обителямъ, блаженный снова возвращался въ Воскресенскій монастырь, гдѣ находилъ всегда пріютъ и духовное руководство со стороны благочестиваго настоятеля.
С тефанъ, какъ и прежде, часто бесѣдовалъ съ своимъ святымъ духовнымъ сыномъ. Онъ укрѣплялъ его въ тяжкомъ подвигѣ юродства о Христѣ и наставлялъ блаженнаго съ терпѣніемъ переносить случавшіяся скорби. Въ этихъ бесѣдахъ блаженный Андрей находилъ поддержку и укрѣпленіе къ совершенію новыхъ подвиговъ. Такъ и жилъ св. Андрей: то въ обители, то въ хожденіи по монастырямъ до самой кончины игумена Стефана Галическаго. Послѣ смерти любимаго настоятеля уже ничто не привязывало блаженнаго Андрея къ Воскресенскому монастырю и онъ ушелъ оттуда.
Н еобыкновенная жизнь блаженнаго обратила на себя вниманіе народа. Стали Божіи люди догадываться о его богоугодной жизни, и молва о святомъ начала распространяться по окрестностямъ. Но святой, избѣгая славы, оставилъ Галичъ и ушелъ въ Тотьму, гдѣ поселился близъ церкви въ честь Воскресенія Хри стова, на берегу рѣки Сухоны. Въ Тотьмѣ его никто не зналъ и потому съ большимъ удобствомъ онъ продолжалъ свои великіе подвиги. Ночи блаженный проводилъ въ молитвѣ, а днемъ, какъ юродивый, бѣгалъ по городу, собирая милостыню. Самому блаженному нужно было очень мало, лишь бы не умереть съ голода, поэтому большую часть получаемыхъ подаяній онъ раздѣлялъ съ другими нищими. Одеждою блаженнаго Андрея было разодранное рубище, которое только прикрывало его тѣло, не защищая отъ дождя и мороза. Обуви онъ никогда не носилъ: ходилъ босымъ и зиму и лѣто. Неразумные люди смѣялись надъ святымъ, оскорбляли, даже били. Но блаженный все терпѣлъ ради Господа. Ни во что вмѣняя голодъ, холодъ, обиды, намѣшки, побои! Многотрудна была жизнь избранника Божія! И не напрасны были великіе подвиги блаженнаго Андрея. Въ награду за нихъ онъ получилъ обильные дары духовные. Уже при своей жизни святой проявилъ великую силу чудотвореній и многіе больные получили исцѣленіе по его святымъ молитвамъ.
Ш елъ разъ блаженный Андрей на праздникъ Святого Архидіакона Стефана (27 дек.) въ свое родное село, Усть-Толшемское. Стоялъ декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженномъ была, по обыкновенію, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу. Благодать Божія согрѣвала святого подвижника. Онъ шелъ и веселился о Господѣ въ простотѣ своей незлобивой, кроткой души. Шелъ босой по ледяному пути, по глубокому снѣгу словно по мягкой, шелковой весенней травкѣ. Онъ думалъ только о Господѣ. Сибирскіе инородцы, кочевавшіе въ это время по рѣкѣ Сухонѣ, встрѣтили его на дорогѣ. Святой стоялъ по колѣна въ снѣгу и молился. Инородцы по слуху знали о блаженномъ Андреѣ, о его подвигахъ, о чудесахъ, которыя онъ творилъ. Знали, что этотъ угодникъ Божій и зимой и лѣтомъ ходитъ босой, полуодѣтый. Они узнали, что передъ ними — самъ великій угодникъ Божій — Андрей. Ихъ старшина Ажбакай, во святомъ крещеніи названный Авраміемъ, страдалъ въ это время глазами и, зная о чудесахъ блаженнаго Андрея, началъ просить его объ исцѣленіи. Въ награду за исцѣленіе Ажбакай обѣщалъ много денегъ, но блаженный ничего не взялъ и побѣжалъ, не отвѣтивъ ни слова на его просьбу. Тогда старшина иновѣрцевъ потеръ глаза снѣгомъ, на которомъ стоялъ юродивый, и получилъ исцѣленіе!
Т отемскій воевода Михаилъ Григорьевичъ Ртищевъ долго страдалъ головными болями. Не получая ни отъ куда помощи, воевода обратился къ блаженному Андрею и, призвавъ его въ свой домъ, просилъ его помолиться о немъ. Угодникъ Божій велѣлъ воеводѣ приложиться къ образу Спасителя, находившемуся въ его комнатѣ, и когда онъ приложился къ святой иконѣ, то почувствовалъ себя здоровымъ.
Н а берегу рѣки Сухоны въ Тотьмѣ обыкновенно собирались городскія дѣти и играли въ свайку. Во время игры они часто спорили между собою. Такъ заспоривъ однажды, они безпрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышалъ это изъ своей хижины и, не терпя ихъ сквернословія, погналъ дѣтей прочь. Дѣти побѣжали отъ него, но одинъ изъ нихъ обругалъ великаго святого и ударилъ желѣзною свайкою. Господь сохранилъ блаженнаго отъ удара безъ вреда, но дерзкаго мальчика немедленно наказалъ! Тутъ же съ крикомъ упалъ онъ на землю и скоро умеръ.
Д есять лѣтъ блаженный Андрей юродствовалъ Христа ради. Скончался онъ въ молодыхъ годахъ, всего 35-ти лѣтъ отъ рода, вѣроятно истощивъ свое св. тѣло тяжкими подвигами. Блаженно отошелъ святой ко Господу послѣ многотрудной жизни. Онъ заранѣе зналъ день своей смерти и готовился къ ней. Онъ призвалъ своего друга, пономаря Воскресенской церкви, Іоанна Іаковлева [1], онъ сказалъ ему свое предсмертное завѣщаніе и потомъ всталъ на молитву. Долго молился великій подвижникъ о царствующемъ градѣ, о городахъ русскихъ, о всемъ православномъ мірѣ и усердна была его предсмертная молитва. Окончивъ молитву, блаженный просилъ себѣ прощенія, затѣмъ попросилъ пригласить священника для исповѣди. Когда священникъ окончилъ исповѣдь и причастилъ св. Андрея Святыхъ Таинъ, подвижникъ началъ тихо склоняться какъ бы ко сну и, позвавъ къ себѣ Іоанна Іаковлева, сказалъ: «Братъ, пришло время разлученія души съ тѣломъ: приготовь все нужное для моего погребенія». Съ глубокою скорбію зажегъ Іоаннъ лампаду предъ образомъ и покурилъ въ комнатѣ ѳvміамомъ. Видя, что блаженный началъ кончаться, онъ со слезами поцѣловалъ руку умирающаго и не на долго вышелъ изъ комнаты. Возвратившись снова, онъ нашелъ блаженнаго Андрея уже умершимъ и комнату наполненную благоуханіемъ.
Б лаженный Андрей отошелъ ко Господу 10-го октября 1673 года. Вѣсть о кончинѣ его разнеслась по окрестнымъ городамъ и селеніямъ и множество народа собралось ко гробу угодника Божія. Всѣ увидѣли ясное, спокойное лицо блаженнаго, поняли дѣйствіе на немъ божественной благодати и прославили Бога. Многіе тогда вспомнили полученныя исцѣленія по его молитвамъ, вспомнили сказанныя имъ слова, на которыя прежде не обращали вниманія, но которыя сбылись въ свое время. Вспомнивъ все это, знавшіе блаженнаго убѣдились, что среди нихъ жилъ угодникъ Божій, истинный человѣкъ Божій и съ великимъ почетомъ похоронили его святое тѣло подъ колокольней Воскресенской церкви.
И зъ посмертныхъ многочисленныхъ чудесъ блаженнаго Андрея разскажемъ лишь нѣкоторыя.
Ж итель Тотьмы Симеонъ Болонининъ полъ года былъ боленъ. Во время болѣзни у него отнялась нога, и онъ былъ не въ силахъ ходить. Часто молился Симеонъ блаженному Андрею, прося помощи, и вотъ разъ онъ видитъ во снѣ, будто онъ въ церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробѣ стоитъ чаша, полная земли. Вдругъ изъ гроба послышался голосъ: «Симеонъ, возьми изъ чаши обѣими руками и пересыпай съ руки на руку».
К огда больной исполнилъ приказаніе блаженнаго Андрея, то земля въ его рукахъ сдѣлалась мукою и онъ сталъ просить блаженнаго Андрея объ исцѣленіи. Проснувшись, Симеонъ почувствовалъ нѣкоторое облегченіе отъ болѣзни и могъ придти въ церковь ко гробу чудотворца, гдѣ и получилъ полное исцѣленіе.
К рестьянка Тотемскаго уѣзда Пелагія Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечеромъ явился ей блаженный Андрей, подошелъ къ ея постели и сказалъ: «Обѣщайся сходить къ блаженному Андрею, что на Тотьмѣ, близъ рѣки Сухоны. Приложись ко гробу его и будешь здорова».
О брадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обѣщаніе. Черезъ два дня она опять сдѣлалась больной хуже прежняго и снова во снѣ явился ей блаженный Андрей на этотъ разъ со Святымъ Евангеліемъ въ рукахъ.
« Ч то же ты не пришла помолиться блаженному?» сказалъ святой.
« С вятче Божій, прости меня грѣшную!» отвѣтила крестьянка, вспомнивъ свое обѣщаніе. Святой далъ ей приложиться къ св. Евангелію, взялъ ее за руку и поднялъ съ постели совершенно здоровой.
Б лаженный Андрей сохранилъ скотъ крестьянина Тотемскаго уѣзда Максима Ручкова. Во время скотскаго падежа, свирѣпствовавшаго въ этой деревнѣ, святой явился этому крестьянину и сказалъ: «Рабъ Божій, помолись Андрею Тотемскому и скотъ будетъ цѣлъ».
О брадованный крестьянинъ исполнилъ приказаніе святого и скотъ его дѣйствительно не пострадалъ. Такъ прославилъ Господь Своего смиреннаго, кроткаго, терпѣливаго угодника.
Житіе взято изъ книги: «Житія святыхъ на русскомъ языкѣ». Книга дополнительная 1-я. Изданіе Синодальной Типографіи, Москва 1908 г.
Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 99-104.