Юродивый андрей тотемский о чем молятся

Блаженный Андре ́ й Тотемский , Христа ради юродивый

Дни памяти

28 июня (переходящая) – Собор Вологодских святых

Житие

Краткое житие блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого

Бла­жен­ный Ан­дрей То­тем­ский ро­дил­ся в 1638 го­ду в се­ле Усть-То­тем­ском и уже в от­ро­че­стве оста­вил мир. По бла­го­сло­ве­нию Сте­фа­на, игу­ме­на Вос­кре­сен­ско­го мо­на­сты­ря в Га­ли­че, Ан­дрей при­нял на се­бя труд­ный по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди. Бла­жен­ный по­се­лил­ся в го­ро­де Тотьме на бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны у церк­ви Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Зи­мой и ле­том он хо­дил бо­сой, в рва­ной одеж­де, пи­та­ясь толь­ко хле­бом и во­дой и то в та­ком ма­лом ко­ли­че­стве, чтобы толь­ко не уме­реть с го­ло­да, и мо­лил­ся день и ночь. Ес­ли ему что-ни­будь по­да­ва­ли, он всё раз­да­вал ни­щим. За свои по­дви­ги и тру­ды бла­жен­ный Ан­дрей удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды зи­мой к юро­ди­во­му явил­ся сле­пой по име­ни Ажи­бо­кай, пред­ла­гая ему боль­шую сум­му де­нег и про­ся ис­це­ле­ния, но юро­ди­вый убе­жал. То­гда Ажи­бо­кай вы­мыл гла­за сне­гом, на ко­то­ром сто­ял бла­жен­ный, и тут же про­зрел. Бла­жен­но­му Ан­дрею бы­ло от­кры­то вре­мя его кон­чи­ны. Он ис­по­ве­дал­ся, при­ча­стил­ся Свя­тых Та­ин и мир­но ото­шел к Бо­гу. Над его мо­ги­лой бы­ла воз­двиг­ну­та ко­ло­коль­ня хра­ма свя­то­го му­че­ни­ка Ан­дрея Стра­ти­ла­та (па­мять 19 ав­гу­ста), имя ко­то­ро­го он но­сил. У гро­ба бла­жен­но­го за­сви­де­тель­ство­ва­ны мно­гие ис­це­ле­ния.

Полное житие блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого

Бла­жен­ный Ан­дрей ро­дил­ся в июне 1638 г. в кре­стьян­ской се­мье Усть-Тол­шем­ско­го при­хо­да, верст на 50 от­сто­я­ще­го от го­ро­да Тотьмы (уезд­ный го­род Во­ло­год­ской гу­бер­нии). Кре­стьяне-ро­ди­те­ли не мог­ли дать сы­ну об­ра­зо­ва­ния, ко­то­ро­го то­гда и не бы­ло на Ру­си, не да­ли да­же про­стой гра­мот­но­сти, сла­бо рас­про­стра­нен­ной в то­гдаш­ней де­ревне сре­ди кре­стьян. Но несо­мнен­но, они вос­пи­та­ли в нем дет­ски чи­стую ве­ру в Бо­га, твер­дую и неиз­мен­ную; при­учи­ли сы­на бо­ять­ся Бо­га, мо­лить­ся Ему и Его угод­ни­кам, хо­дить в цер­ковь, стро­го со­блю­дать по­сты – на­учи­ли все­му то­му, в чем са­ми по­ла­га­ли сущ­ность ве­ры Хри­сто­вой. Во все вос­крес­ные и празд­нич­ные дни ро­ди­те­ли бла­жен­но­го Ан­дрея по­сы­ла­ли его в при­ход­скую цер­ковь, неда­ле­ко от­сто­я­щую от се­ла Усть-Тол­шем­ско­го. И цер­ковь сде­ла­лась един­ствен­ной шко­лой для бла­жен­но­го от­ро­ка. Здесь он ско­ро при­об­рел пер­вые по­зна­ния о Бо­ге, и лю­бовь к Нему проч­но, на всю жизнь утвер­ди­лась в его дет­ском серд­це. Бла­го­че­сти­вым от­ро­ком овла­де­ла мысль о необ­хо­ди­мо­сти слу­жить од­но­му Бо­гу; все ду­мы и де­ла­ния маль­чи­ка на­прав­ля­лись к то­му, чтобы слу­же­ние Ему по­ста­вить един­ствен­ной за­да­чей жиз­ни и най­ти сред­ства осу­ще­ствить эту за­да­чу. В хра­ме он услы­хал, что мир весь во зле ле­жит (1Ин.5,19), и по­то­му по­ки­нул мир; услы­хал еще, что ис­тин­ный слу­га и по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен оста­вить от­ца и ма­терь (Мф.19,29), и по­то­му ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма в пу­стын­ные ме­ста, жил там, как пти­ца, не за­бо­тясь о пи­ще, ду­мая толь­ко о Бо­ге и об уго­жде­нии Ему. Мир­ская жизнь уже не стес­ня­ла те­перь бла­жен­но­го, и он сво­бод­но пре­дал­ся мо­лит­ве.

Уход из до­ма ро­ди­те­лей был пер­вой жерт­вой свя­то­го Ан­дрея Бо­гу, и с это­го на­ча­лись его по­дви­ги. Неиз­вест­но, сколь­ко вре­ме­ни про­был в уеди­не­нии бла­жен­ный, но ко­гда он воз­вра­тил­ся, то не за­стал уже в жи­вых сво­их ро­ди­те­лей. С их смер­тью по­рва­лась по­след­няя связь его с ми­ром: ни­что те­перь не при­вя­зы­ва­ло бла­жен­но­го к род­но­му се­лу, и он ре­шил­ся на­все­гда оста­вить ро­ди­ну. Он ушел в Га­лич­ский Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь. Дав­но этот мо­на­стырь сла­вил­ся бла­го­че­сти­вой жиз­нью сво­их ино­ков, и бла­жен­ный Ан­дрей хо­тел под ру­ко­вод­ством опыт­ных стар­цев про­дол­жать там свои по­дви­ги. Он при­шел в мо­на­стырь и, не от­кры­вая сво­е­го зва­ния, по­се­лил­ся у од­но­го ино­ка. Нели­це­мер­ное сми­ре­ние при­шель­ца и стро­гое бла­го­че­стие об­ра­ти­ло на него вни­ма­ние бра­тии. Дол­го при­смат­ри­вал­ся к бла­жен­но­му Ан­дрею инок, у ко­то­ро­го он по­се­лил­ся, и ко­гда уве­рил­ся в его ис­крен­нем бла­го­че­стии и тер­пе­нии, ска­зал о бла­жен­ном на­стоя­те­лю. На­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря был в то вре­мя Сте­фан. Ча­сто бе­се­дуя с мо­ло­дым по­слуш­ни­ком, на­сто­я­тель уви­дел в нем из­бран­ни­ка Бо­жия и по­нял, что для от­ро­ка ма­ло по­дви­гов в ти­ши мо­на­стыр­ской кел­лии, что он в со­сто­я­нии вы­пол­нить по­дви­ги бо­лее труд­ные, и бла­го­сло­вил его без­молв­ство­вать.

Ка­за­лось бы, бла­жен­ный Ан­дрей до­стиг те­перь пол­ной воз­мож­но­сти слу­жить еди­но­му Бо­гу и со­вер­шен­но ушел от ми­ра. В ти­шине мо­на­сты­ря ни­что не ме­ша­ло ему пре­да­вать­ся мо­лит­ве и раз­мыш­ле­нию о Бо­ге; но бла­жен­ный не удо­вле­тво­рил­ся этим и стре­мил­ся к боль­ше­му. По со­ве­ту сво­е­го на­сто­я­те­ля он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства о Хри­сте – ед­ва ли не са­мый труд­ный из всех ви­дов хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства. С непре­стан­ной мо­лит­вой на ус­тах, с по­сто­ян­ной ду­мой о Бо­ге бла­жен­ный стал об­хо­дить окрест­ные го­ро­да и оби­те­ли для по­кло­не­ния свя­ты­ням. Бо­сой, в вет­хой разо­дран­ной одеж­де, хо­дил он зи­мой и ле­том, не имея, где гла­вы при­к­ло­нить. Пи­щей бла­жен­но­го бы­ли хлеб и во­да, да и тех он при­ни­мал лишь по­столь­ку, чтобы не по­ме­реть с го­ло­да. Окон­чив свое пу­те­ше­ствие по оби­те­лям, бла­жен­ный сно­ва воз­вра­щал­ся в Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь, где на­хо­дил все­гда при­ют и ду­хов­ное ру­ко­вод­ство со сто­ро­ны бла­го­че­сти­во­го на­сто­я­те­ля. Сте­фан, как и преж­де, ча­сто бе­се­до­вал с ним, укреп­лял его в труд­ном по­дви­ге, на­став­лял с тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сить слу­чав­ши­е­ся скор­би. В этих бе­се­дах бла­жен­ный Ан­дрей на­хо­дил под­держ­ку и укреп­ле­ние к со­вер­ше­нию но­вых по­дви­гов. Так жил он то в мо­на­сты­ре, то в хож­де­ни­ях по оби­те­лям, до кон­чи­ны Сте­фа­на Га­лич­ско­го. По­сле смер­ти лю­би­мо­го на­сто­я­те­ля уже ни­что не при­вя­зы­ва­ло бла­жен­но­го Ан­дрея к Вос­кре­сен­ско­му мо­на­сты­рю, и он ушел от­ту­да.

Необык­но­вен­ная жизнь бла­жен­но­го об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние на­ро­да. Ста­ли до­га­ды­вать­ся о его бо­го­угод­ной жиз­ни, и мол­ва о че­ло­ве­ке Бо­жи­ем на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся по окрест­но­стям. Но это так­же по­буж­да­ло по­движ­ни­ка оста­вить Га­лич. Из­бе­гая сла­вы люд­ской, бла­жен­ный Ан­дрей ушел от­ту­да в Тоть­му и по­се­лил­ся близ церк­ви в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, на бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны. В Тотьме ни­кто его не знал, и по­то­му с боль­шим удоб­ством он про­дол­жал здесь свои ве­ли­кие по­дви­ги. Но­чи бла­жен­ный Ан­дрей про­во­дил в мо­лит­ве, а днем как юро­ди­вый бе­гал по го­ро­ду, со­би­рая ми­ло­сты­ню. Са­мо­му бла­жен­но­му нуж­но бы­ло очень ма­ло, лишь бы не по­ме­реть с го­ло­да, по­это­му боль­шую часть по­лу­ча­е­мых по­да­я­ний он раз­де­лял с дру­ги­ми ни­щи­ми. Одеж­дой бла­жен­но­го Ан­дрея бы­ло разо­дран­ное ру­би­ще, ко­то­рое толь­ко при­кры­ва­ло его те­ло, не за­щи­щая от до­ждя и мо­ро­за. Обу­ви он ни­ко­гда не но­сил: хо­дил бо­сым и зи­му, и ле­то. По­двиг юрод­ства тру­ден глав­ным об­ра­зом еще тем, что нера­зум­ные лю­ди под­вер­га­ют Хри­ста ра­ди юро­ди­вых, как безум­ных, на­смеш­кам и оскорб­ле­ни­ям, по­ру­га­нию и по­бо­ям; это при­шлось ис­пы­тать и бла­жен­но­му Ан­дрею. Но он тер­пел все, по­то­му что, ду­мая по­сто­ян­но толь­ко о Бо­ге, к Нему на­прав­ляя все си­лы сво­е­го ду­ха, бла­жен­ный за­бы­вал се­бя, ни во что вме­няя го­лод, хо­лод, оби­ды, на­смеш­ки и по­бои – вся­кие го­ре­сти и скор­би сво­ей мно­го­труд­ной жиз­ни.

И не на­прас­ны бы­ли по­дви­ги бла­жен­но­го Ан­дрея. В на­гра­ду за них он по­лу­чил от Гос­по­да обиль­ные да­ры ду­хов­ные. Уже при жиз­ни сво­ей свя­той про­явил ве­ли­кую си­лу чу­до­тво­ре­ний, и мно­гие боль­ные по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние по его мо­лит­вам.

Шел раз бла­жен­ный Ан­дрей на празд­ник свя­то­го ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на (27 де­каб­ря) в свое род­ное се­ло Усть-Тол­шем­ское. Сто­ял де­кабрь, са­мое хо­лод­ное вре­мя зи­мы, а на бла­жен­ном бы­ла, по обык­но­ве­нию, вет­хая разо­дран­ная одеж­да, ед­ва при­кры­вав­шая на­го­ту. Си­бир­ские ино­род­цы, ко­че­вав­шие в то вре­мя на ре­ке Су­хоне, встре­ти­ли его на до­ро­ге и, ви­дя бо­со­го, по­лу­оде­то­го че­ло­ве­ка, сто­яв­ше­го по ко­ле­на в сне­гу, до­га­да­лись, что это бла­жен­ный Ан­дрей. По слу­ху зна­ли они о том, что в Тотьме есть угод­ник Бо­жий, слы­ха­ли о его по­дви­гах, о чу­де­сах, через него со­вер­шав­ших­ся, и по­то­му узна­ли бла­жен­но­го. Их стар­ши­на Аж­ба­кай, во Свя­том Кре­ще­нии на­зван­ный Ав­ра­ами­ем, стра­дал в это вре­мя гла­за­ми и, зная о чу­де­сах бла­жен­но­го Ан­дрея, на­чал про­сить его о сво­ем ис­це­ле­нии. В на­гра­ду за ис­це­ле­ние Аж­ба­кай обе­щал мно­го де­нег. Но бла­жен­ный ни­че­го не взял и по­бе­жал, не от­ве­тив ни сло­ва на его прось­бу. То­гда стар­ши­на ино­род­цев по­тер гла­за сне­гом, на ко­то­ром сто­ял юро­ди­вый, и по­лу­чил ис­це­ле­ние.

То­тем­ский во­е­во­да Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Рти­щев дол­го стра­дал силь­ны­ми го­лов­ны­ми бо­ля­ми. Не по­лу­чая ни­от­ку­да по­мо­щи, во­е­во­да об­ра­тил­ся к бла­жен­но­му Ан­дрею и, при­звав его в свой дом, про­сил его по­мо­лить­ся. Бла­жен­ный ве­лел во­е­во­де при­ло­жить­ся к об­ра­зу Спа­си­те­ля, на­хо­див­ше­му­ся в его ком­на­те, и ко­гда он при­ло­жил­ся к свя­той иконе, то по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым.

На бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны в Тотьме обык­но­вен­но со­би­ра­лись го­род­ские де­ти и иг­ра­ли в свай­ку. Во вре­мя иг­ры они ча­сто спо­ри­ли меж­ду со­бою и, так за­спо­рив од­на­жды, бес­пре­стан­но сквер­но­сло­ви­ли. Бла­жен­ный Ан­дрей слы­шал это из сво­ей хи­жи­ны и, не по­тер­пя их сквер­но­сло­вия, по­гнал де­тей прочь. Де­ти по­бе­жа­ли от него, но один из них об­ру­гал свя­то­го и уда­рил же­лез­ной свай­кою. Гос­подь со­хра­нил бла­жен­но­го от уда­ра без вре­да, но дерз­ко­го маль­чи­ка немед­лен­но на­ка­зал. Тут же с кри­ком упал он на зем­лю и ско­ро умер.

10 лет бла­жен­ный Ан­дрей юрод­ство­вал Хри­ста ра­ди. Скон­чал­ся он в мо­ло­дых го­дах, все­го 35 лет от ро­ду, ве­ро­ят­но, ис­то­щив свое те­ло тя­же­лы­ми по­дви­га­ми. Кон­чи­на его бы­ла мир­ной и непо­стыд­ной. Пре­дузнав за­ра­нее день сво­ей смер­ти, бла­жен­ный при­го­то­вил­ся к ней. При­звав сво­е­го дру­га – по­но­ма­ря Вос­кре­сен­ской церк­ви Иоан­на Иа­ко­вле­ва, он от­дал ему свое по­смерт­ное за­ве­ща­ние и по­том встал на мо­лит­ву. Дол­го мо­лил­ся он о цар­ству­ю­щем гра­де, о го­ро­дах рус­ских, о всем ми­ре пра­во­слав­ном, и усерд­на бы­ла пред­смерт­ная мо­лит­ва свя­то­го. Окон­чив мо­лит­ву, бла­жен­ный про­сил се­бе про­ще­ния, за­тем по­про­сил при­гла­сить свя­щен­ни­ка для ис­по­ве­ди. Ко­гда свя­щен­ник окон­чил ис­по­ведь и при­ча­стил бла­жен­но­го Ан­дрея Свя­тых Та­ин, по­движ­ник на­чал скло­нять­ся как бы ко сну и, по­до­звав к се­бе Иоан­на Иа­ко­вле­ва, ска­зал: «Брат, при­шло вре­мя раз­лу­че­ния ду­ши с те­лом: при­го­товь все нуж­ное для мо­е­го по­гре­бе­ния».

С глу­бо­кой скор­бью за­жег Иоанн лам­па­ду пе­ред об­ра­зом и по­ку­рил в ком­на­те фимиа­мом. Ви­дя, что бла­жен­ный на­чал кон­чать­ся, он со сле­за­ми по­це­ло­вал ру­ку уми­ра­ю­ще­го и нена­дол­го вы­шел из ком­на­ты. Воз­вра­тив­шись сно­ва, он на­шел бла­жен­но­го Ан­дрея уже умер­шим и ком­на­ту – на­пол­нен­ной бла­го­уха­ни­ем. Кон­чи­на бла­жен­но­го Ан­дрея по­сле­до­ва­ла 10 ок­тяб­ря 1673 г. Весть о ней ско­ро раз­нес­лась по окрест­ным го­ро­дам и се­ле­ни­ям, и мно­же­ство на­ро­да со­бра­лось ко гро­бу по­движ­ни­ка. Все уви­де­ли яс­ное, спо­кой­ное ли­цо бла­жен­но­го, по­ня­ли дей­ствие на нем Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти и про­сла­ви­ли Бо­га. Мно­гие вспом­ни­ли то­гда чу­дес­ные яв­ле­ния им бла­жен­но­го Ан­дрея, по­лу­чен­ные ис­це­ле­ния по его мо­лит­вам, вспом­ни­ли ска­зан­ные им сло­ва, на ко­то­рые преж­де не об­ра­ща­ли вни­ма­ние и ко­то­рые сбы­лись в свое вре­мя. Вспом­нив все это, знав­шие бла­жен­но­го убе­ди­лись, что сре­ди них жил угод­ник Бо­жий, ис­тин­ный че­ло­век Бо­жий, и с ве­ли­ким по­че­том по­хо­ро­ни­ли его те­ло под ко­ло­коль­ней Вос­кре­сен­ской церк­ви.

Вско­ре по­сле кон­чи­ны бла­жен­но­го Ан­дрея Гос­подь про­сла­вил его да­ром чу­до­тво­ре­ний. Ме­сто по­гре­бе­ния его сде­ла­лось ис­точ­ни­ком ис­це­ле­ний, и мно­го боль­ных при­хо­ди­ло ту­да за по­мо­щью. Боль­ные бра­ли зем­лю с мо­ги­лы бла­жен­но­го, и зем­ля эта по мо­лит­вам его воз­вра­ща­ла им здо­ро­вье. Жи­те­ли го­ро­да Тоть­мы ви­де­ли эти чу­де­са, и сре­ди них с каж­дым го­дом рос­ло глу­бо­кое бла­го­го­ве­ние к па­мя­ти по­чив­ше­го свя­то­го. Это по­бу­ди­ло их про­сить о по­строй­ки церк­ви над гро­бом бла­жен­но­го. 20 ок­тяб­ря 1707 г. ар­хи­епи­скоп Ве­ли­ко­устюж­ский Иосиф дал на это раз­ре­ше­ние, и цер­ковь бы­ла по­стро­е­на. Так как бла­жен­ный Ан­дрей не был при­чис­лен то­гда к ли­ку свя­тых, то цер­ковь бы­ла по­стро­е­на не во имя его, а во имя его Ан­ге­ла, свя­то­го му­че­ни­ка Ан­дрея Стра­ти­ла­та (па­мять 19 ав­гу­ста/1 сен­тяб­ря). В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи бла­жен­но­го Ан­дрея по­чи­ва­ют под спу­дом в ка­мен­ной Успен­ской церк­ви го­ро­да Тотьмы, у ле­во­го кли­ро­са. Па­мять бла­жен­но­го чтит­ся мест­но.

Из по­смерт­ных чу­дес бла­жен­но­го Ан­дрея рас­ска­жем лишь неко­то­рые.

Жи­тель Тотьмы Си­ме­он Бо­ло­нин пол­го­да был бо­лен; во вре­мя бо­лез­ни у него от­ня­лась но­га и он был не в си­лах хо­дить. Ча­сто мо­лил­ся Си­ме­он бла­жен­но­му Ан­дрею, про­ся по­мо­щи, и вот раз он ви­дит во сне, буд­то он в церк­ви и мо­лит­ся бла­жен­но­му око­ло его гро­ба, а на гро­бе сто­ит ча­ша, пол­ная зем­ли. Вдруг из гро­ба по­слы­шал­ся го­лос: «Си­ме­он, возь­ми из ча­ши обе­и­ми ру­ка­ми и пе­ре­сы­пай с ру­ки на ру­ку». Ко­гда боль­ной ис­пол­нил это, то зем­ля в его ру­ках сде­ла­лась му­кою, и он стал про­сить бла­жен­но­го Ан­дрея об ис­це­ле­нии. Проснув­шись, Си­ме­он по­чув­ство­вал неко­то­рое об­лег­че­ние от бо­лез­ни и мог прид­ти в цер­ковь ко гро­бу чу­до­твор­ца, где и по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние.

Кре­стьян­ка То­тем­ско­го уез­да Пе­ла­гия Пу­до­ва дол­го стра­да­ла ли­хо­рад­кой. Од­на­жды ве­че­ром явил­ся ей бла­жен­ный Ан­дрей, по­до­шел к ее по­сте­ли и ска­зал: «Обе­щай­ся схо­дить к бла­жен­но­му Ан­дрею, что на Тотьме, у Вос­кре­се­ния Хрис­то­ва, близ ре­ки Су­хо­ны; при­ло­жись ко гро­бу его и бу­дешь здо­ро­ва». Об­ра­до­ван­ная жен­щи­на со сле­за­ми на­ча­ла мо­лить­ся свя­то­му, по­чув­ство­ва­ла се­бя здо­ро­вой, но по­за­бы­ла свое обе­ща­ние. Через два дня она опять сде­ла­лась боль­ной ху­же преж­не­го и сно­ва во сне явил­ся ей бла­жен­ный Ан­дрей, на этот раз с Еван­ге­ли­ем в ру­ках. «Что же ты не при­шла по­мо­лить­ся бла­жен­но­му?» – ска­зал свя­той. «Свят­че Бо­жий, про­сти ме­ня, греш­ную», – от­ве­ти­ла кре­стьян­ка, вспом­нив свое обе­ща­ние. Свя­той дал ей при­ло­жить­ся к Еван­ге­лию, взял ее за ру­ку и под­нял с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вой.

Бла­жен­ный Ан­дрей со­хра­нил скот кре­стья­ни­на То­тем­ско­го уез­да Ма­ксима Руч­ко­ва. Во вре­мя скот­ско­го па­де­жа, сви­реп­ство­вав­ше­го в этой де­ревне, свя­той явил­ся это­му кре­стья­ни­ну и ска­зал: «Раб Бо­жий, по­мо­лись бла­жен­но­му Ан­дрею То­тем­ско­му и скот бу­дет цел». Об­ра­до­ван­ный кре­стья­нин ис­пол­нил при­ка­за­ние свя­то­го, и скот его дей­стви­тель­но не по­стра­дал.

Так про­сла­вил Гос­подь Сво­е­го сми­рен­но­го угод­ни­ка.

Молитвы

Тропарь блаженному Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 4

Терпе́нием и му́жеством Христа́ ра́ди юро́дство восприя́л еси́, блаже́нне Андре́е,/ в посте́ и бде́нии пребыва́я,/ тя́гость зно́я ле́тняго поне́сл еси́,/ и мра́зы зи́мния терпя́,/ те́мже и ны́не приходя́щим с ве́рою к тебе́,/ исцеле́ние неоску́дно подае́ши,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В терпении и мужестве Христа ради ты принял подвиг юродства, блаженный Андрей, в посте и бдении пребывая, тяготу зноя летнего переносил и морозы зимние терпел, потому и сейчас приходящим с верой к тебе, исцеление неоскудеваемо подаешь, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак блаженному Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 8

Вы́шния красоты́ жела́я,/ и ни́жния сла́сти теле́сныя то́щно оста́вил еси́ нестяжа́нием су́етнаго ми́ра,/ А́нгельское житие́ преходя́, сконча́вся, Андре́е блаже́нне,// с ними́ же Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Читайте также:  Януш корчак молитвы тех кто не молится

Перевод: Небесной красоты желая, земные наслаждения телесные ты до конца оставил, неимущий среди суетного мира, и, Ангельское житие проходя, скончался, Андрей блаженный: с ними Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Величание блаженному Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому

Ублажа́ем тя, святы́й пра́ведный Андре́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

Блаженный Андрей Тотемский.

Андрей Тотемский родился в крестьянской семье в июне месяце 1638 года. Семья жила в селе, расположенном неподалеку от города Тотьма. Родители Андрея — простые люди — зарабатывали себе на жизнь тяжелым трудом, и средств для серьезного обучения сына у них не было, поэтому единственной школой для него стала церковно-приходская. Именно здесь он исполнился надеждой посвятить дальнейшую свою жизнь праведному делу — служению Богу.

Осознанное решение Андрей принял уже в 10 лет и, покинув родительский дом, он уединился в лесной чаще, вдали от мирской суеты, и отдался полностью своей заветной мечте, совершенствуясь непрестанными молитвами и постом.

Долгое время Андрей вел совсем уединенную жизнь, не сообщаясь с внешним миром; когда же он вернулся в родное село, то узнал, что его родители уже умерли. Помолившись на их могилах, он отправился в дальний путь, целью которого был Галичский Воскресенский монастырь, где соблюдались строжайшие правила и монахам предъявлялись высокие требования в вопросах иноческой жизни. Однако Андрей и это посчитал малым подвигом. Вознамерясь принять на себя подвиг юродства, он надел ветхое рубище и отправился в путь, обходя разные города и села.

Глоба: “Как привлечь богатство и удачу? Запомните: деньги приходят, если…
Глоба: «Как привлечь богатство и удачу? Запомните: деньги приходят, если…
Глоба: “Гром грянет в ноябре! Многие жители из г.Москва обнищают, но…”
Глоба: «Гром грянет в ноябре! Многие жители из г.Москва обнищают, но…»


Во время своих странствий Андрей поклонялся святым местам и посещал обители, а затем вновь возвращался в Воскресенский монастырь. Но вскоре игумен монастыря почил, и Андрей уж более сюда не возвращался, поселившись в Тотьме рядом с церковью в честь Воскресения Христова. В городе тогда никто не знал Андрея. По ночам он усердно молился и пел, а днем выбегал в город в обветшалом рубище и до поздней ночи бродил по улицам босой в любое время года. Великий подвиг юродивого ради Христа был вознагражден даром чудотворения, многие горожане получали исцеление от болезней по его молитвам.

Блаженный Андрей юродствовал 10 лет и за это время снискал любовь народа и уважение. Однажды во время зимы ему повстречались сибирские инородцы, которые были наслышаны о чудесном даре Андрея. Один из них стал просить блаженного о помощи: он тяжело болел глазами. Он сулил Андрею много золота, но тот промолчал в ответ, а потом резко повернулся и быстро убежал. Человек, просивший об исцелении, по имени Ажбакай крепко верил в святость юродивого и захватил рукой снег с того места, где он стоял. Потерев этим снегом свои глаза, он в тот же миг исцелился, сильно обрадовался и в мыслях неустанно благодарил святого.

Христа ради юродивый недолго прожил, преставившись 10 октября1673 года в возрасте 35 лет, но слава о нем надолго пережила его. После погребения многие горожане, а потом и приезжие из далеких мест стали приходить к его могиле, и все получали исцеление по молитве святому. У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Даже земля, взятая с могилы Андрея Тотемского, обладала чудотворным действием.

Мощи святого покоятся в Успенской церкви города Тотьмы, и по сей день память о нем жива в народе. Церковь же отмечает день памяти блаженного Андрея Тотемского 10/23 октября по н. ст..

Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского.

Тропарь блаженному Андрею, Христа ради юродивому, Тотемскому, глас 4

Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее, в посте и бдении пребывая, тягость зноя летняго понесл еси, и мразы зимния терпя, темже и ныне, приходящим с верою к тебе, исцеление неоскудно подаеши, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженному Андрею, Христа ради юродивому, Тотемскому, глас 8

Вышния красоты желая, и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Память прп. Андрея Тотемского

Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый

Андрей Тотемский (июнь 1638, с. Усть-Толшемское тотемского у. (ныне с. Красное) – 10 окт. 1673, Тотьма), Христа ради юрод. (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). Житие А. Т. было составлено, видимо, в 1-й трети XVIII в. (самый ранний из известных списков – РНБ. Колоб. N 189. Л. 1-8об., 40-е гг. XVIII в.). (Указание Н. П. Барсукова и А. Н. Власова на то, что житие А. Т. написано в 1745 г. ивановским игум. Иосифом, основано на неверном истолковании слов П. М. Строева о том, что один из списков жития написан (т. е. переписан) этим игуменом.) Известно неск. списков жития нач. XIX в.: Вологодский областной краеведческий музей. N 4364; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. N 1225,- эти списки содержат также чудеса, тропарь, кондак и молитву святому.

А. Т. родился в крестьянской семье. После смерти родителей, вдохновленный евангельской проповедью, ушел из дома и отправился в солигаличский в честь Воскресения Господня мон-рь, где вскоре получил благословение от игум. Стефана на подвиг безмолствования и юродства. Нек-рое время А. Т. странствовал по святым местам, затем вернулся в Солигалич. После смерти своего наставника игум. Стефана А. Т. ушел в Тотьму и жил при ц. Воскресения Христова, избегая славы от людей.

Однажды зимой А. Т. пошел в родное село на праздник св. архидиак. Стефана (27 дек.). По дороге ему встретились сибир. инородцы, кочевавшие по р. Сухоне. Увидев человека, в сильный мороз одетого в рубище и босого, они поняли, что встретились с юродивым, о чудесах к-рого слышали. Предводитель кочевников Ажбакай (в крещении Авраамий) попросил А. Т. исцелить его от болезни глаз, обещая хорошо заплатить. Святой убежал, Ажбакай потер глаза снегом, на к-ром стоял А. Т., и почувствовал, что болезнь прошла. Др. чудо связано с исцелением воеводы М. Г. Ртищева, страдавшего сильной головной болью. Воевода призвал А. Т. в свой дом, приложился по повелению святого к иконе Спасителя и исцелился. В благодарность Ртищев заказал икону Пресв. Богородицы “Всех скорбящих Радость”, к-рая впосл. находилась в местном ряду иконостаса Воскресенской ц., о чем повествуется в церковной летописи, составленной, по-видимому, в XIX в. А. Т. умер в возрасте 35 лет, пребыв в юродстве 10 лет, и был погребен под колокольней Воскресенской ц. В повествовании об основании Троицкой Дедовской пуст., приводимом еп. Амвросием (Орнатским), говорится о том, что перед смертью А. Т. предсказал создание Дедовской пуст. пономарю Воскресенской ц. Иоанну Яковлеву.

Место погребения А. Т. почиталось жителями Тотьмы. В житии описаны 8 посмертных чудес святого, последнее из к-рых датировано 20 дек. 1716 г. По прошению тотьмичей архиеп. Великоустюжский и Тотемский Иосиф благословил строительство церкви над гробом А. Т. В 1707 г. вместо старой колокольни Воскресенской ц. была выстроена ц. во имя мч. Андрея Стратилата – святого, тезоименного А. Т., и к этому же времени, по предположению Е. Е. Голубинского, относится установление местного празднования блаженному. В кон. XIX в. мощи А. Т. почивали под спудом в новом здании Воскресенской ц. (в наст. время районная б-ка им. Н. Рубцова), выстроенном в 1749 г. на месте сгоревшей Андреевской ц. по сведениям И. Верюжского, мощи святого находились у левого клироса Успенской ц., расположенной рядом с Воскресенской (ныне филиал районного краеведческого музея).

Изображение А. Т. было помещено в одном из клейм серебряной раки прп. Феодосия Тотемского, находившейся в нач. XX в. в Суморином тотемском мон-ре. Местная канонизация А. Т. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова). В Минее (МП) под 10 окт. помещены тропарь и кондак А. Т. В службе Собора Вологодских святых А. Т. упомянут в 1-м тропаре 9-й песни канона утрени.

Источники: Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского // Памятники письменности в музеях Вологодской области: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукописные книги XIX-ХХ вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 263-272; Минея (МП). Октябрь. С. 262; Май. Ч. 3. С. 464.

Литература: ИРИ. Ч. 4. С. 72-76; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. М., 1880, 1994р. С. 680-689; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 40; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 322-323; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1895. С. 258-260; Голубинский. Канонизация святых. С. 159; Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни / Сост. в 1849 г. П. Савваитовым, пересм. и доп. Н. Суворовым (1896), И. Суворовым (1911). Вологда, 1911. С. 21; Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма: Ист.-лит. альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 131-138, 248-266; Хрусталев М. Ю. Тотемские святые // Там же. С. 60-61.

Блаженый Андрей Тотемский

Святой праведный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский чудотворец, родился в июне 1638 года в приходе Устье-Тотемском, находившемся верстах в 50 от города Тотьмы. До десятилетнего возраста он воспитывался в доме своих родителей-крестьян.

Недалеко от их селения находилась приходская церковь, и родители Андрея посылали его к богослужению во все воскресные и праздничные дни. Даровитый мальчик скоро приобрел достаточное понятие о Боге, и его непорочное детское сердце возгорелось любовью к Нему. Услышав в церкви, что нельзя служить Богу и миру, блаженный отрок возненавидел мир и из любви к Богу решился отказаться от ласк отца и матери и пожертвовал своей любовью к ним. С этой целью, тайно оставив дом своих родителей, он ушел в пустые места, не думая много о том, как и чем будет питаться. В тишине уединения со всем жаром юного сердца он предался молитве и богомолию.

Когда блаженный отрок по окончании своих пустынных подвигов возвратился домой, он уже не застал своих родителей в живых. Он решился навсегда оставить родину и отправиться в Галич, наслышавшись о богоугодной жизни иноков тамошнего Воскресенского монастыря, Прибыв в обитель, он поселился у одного инока, никому не открывая своего происхождения и постоянно пребывая в посте и молитве.

Игумен монастыря блаженный Стефан Галичский, часто беседуя с молодым послушником, дал ему совет принять на себя иго юродства Христа ради. Послушный юноша последовал совету настоятеля и сделался юродом. Как бы лишенный рассудка, он зимой и летом стал ходить босой, в одежде ветхой и раздранной, питаясь только хлебом и водой. Каждый год он обходил окрестные города и обители для поклонения святыне и опять возвращаясь в Воскресенский монастырь. И где бы он ни находился, в сердце и на устах его была непрестанная молитва и сладчайшее имя Иисусово. Игумен Стефан часто наедине беседовал с ним, наставляя и укрепляя его в трудном подвиге юродства. Он убеждал его с любовью и терпением переносить случавшиеся скорби и обиды.

По преставлении игумена Стефана, когда Андрея уже ничто не привязывало к монастырю, он оставил Галич и придя в Тотьму поселился на берегу Сухоны у церкви Воскресения Христова. Здесь не знаемый никем, он тайно служил Господу, продолжая свой подвиг юродства. Днем он ходил по городу как юродивый, а ночи проводил в молитве. Если добрые люди давали ему милостыню, то он тайно раздавал ее другим нищим. Постоянно пребывая в посте и молитве, с любовью перенося все наносимые ему оскорбления и обиды, блаженный Андрей благодушно терпел мороз и перемены погоды. Идя таким тесным, прискорбным путем, он достиг высокого нравственного совершенства и исполнился таких духовных дарований, что еще при жизни обнаружил в себе благодать Божию, многим являлся во сне и подавал исцеления больным.

И не напрасны были подвиги блаженного Андрея. В награду за них он получил от Господа обильные дары духовные. Уже при жизни своей святой проявил великую силу чудотворений, и многие больные получили исцеление по его молитвам.

Шел раз блаженный Андрей на праздник святого архидиакона Стефана (27 декабря) в свое родное село Усть-Толшемское. Стоял декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженном была, по обыкновению, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу. Сибирские инородцы, кочевавшие в то время на реке Сухоне, встретили его на дороге и, видя босого, полуодетого человека, стоявшего по колена в снегу, догадались, что это блаженный Андрей. По слуху знали они о том, что в Тотьме есть угодник Божий, слыхали о его подвигах, о чудесах, через него совершавшихся, и потому узнали блаженного. Их старшина Ажбакай, во святом крещении названный Авраамием, страдал в это время глазами и, зная о чудесах блаженного Андрея, начал просить его о своем исцелении. В награду за исцеление Ажбакай обещал много денег. Но блаженный ничего не взял и побежал, не ответив ни слова на его просьбу. Тогда старшина инородцев потер глаза снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление.

Читайте также:  Юрий герман писатель чем старше я становлюсь молитва

Тотемский воевода Михаил Григорьевич Ртищев долго страдал сильными головными болями. Не получая ниоткуда помощи, воевода обратился к блаженному Андрею и, призвав его в свой дом, просил его помолиться. Блаженный велел воеводе приложиться к образу Спасителя, находившемуся в его комнате, и когда он приложился к святой иконе, то почувствовал себя здоровым.

На берегу реки Сухоны в Тотьме обыкновенно собирались городские дети и играли в свайку. Во время игры они часто спорили между собою и, так заспорив однажды, беспрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышал это из своей хижины и, не потерпя их сквернословия, погнал детей прочь. Дети побежали от него, но один из них обругал святого и ударил железной свайкою. Господь сохранил блаженного от удара без вреда, но дерзкого маль¬чика немедленно наказал. Тут же с криком упал он на землю и скоро умер.
10 лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради. Скончался он в молодых годах, всего 35 лет от роду, вероятно, истощив свое тело тяжелыми подвигами.Как необыкновенна была жизнь блаженного Андрея, исполненная трудов и лишений, оскорблений и поруганий, так необыкновенна была и блаженная кончина его—безболезненная и мирная. Предвидя близость ее, блаженный в последний день своей жизни призвал пономаря Воскресенской церкви Иоанна Яковлева, которого любил и удостаивал своей дружбы, и сделал ему некоторые тайные поручения и наставления относительно спасения его души. Затем усердно и долго молился о царствующем граде, о граде Тотьме и о всем мире и просил у всех себе прощения, а пономарь, упав ему в ноги, просил у него прощения себе.

Простившись со всеми и благословив своего друга, блаженный Андрей просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святых Тайн. Причастившись, он начал склоняться как бы ко сну, но тотчас же воспрянул и, подозвав к себе Иоанна, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом, приготовь все нужное для моего погребения».

Иоанн со слезами зажег свечу пред образом и покурил в комнате фимиамом, а блаженный Андрей, оградив себя крестным знамением, начал кончаться. Тогда Иоанн, не зная, что ему делать, поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Когда же возвратился то нашел его умершим с крестообразно сложенными на груди руками, а комнату, наполненную благоуханием.

Весть о кончине блаженного Андрея в тот же день разнеслась по всему городу и ближайшим к нему селениям. На другой день собралось все духовенство со множеством народа и все, видя лицо блаженного светлым и спокойным, пришли в умиление и прославили Бога. С великой честью и слезами погребли тело блаженного у церкви Воскресения Христова под колокольней, как он сам завещал.
Блаженная кончина его последовала 10 октября 1673 года, тезоименитство его было 19 августа.

Благодать Божия, обнаружившаяся в блаженном Андрее еще при жизни, не переставала действовать и от его гроба. После погребения блаженного под колокольней Воскресенской церкви открылся как бы источник исцелений, даже земля, принесенная с его могилы, прогоняла болезни и возвращала здоровье. Это побудило прихожан Воскресенской церкви построить (чрез 34 года по кончине блаженного) вместо колокольни церковь над его гробом в честь ангела его—Андрея Стратилата. По их прошению, архиепископ Великоустюжский и Тотемский Иосиф дал 20 октября 1707 года благословенную грамоту и приказал построить церковь во имя святого мученика Андрея Стратилата над гробом труженика Христова Андрея юродивого. Память его совершается 10 октября в день его преставления.
Из посмертных чудес блаженного Андрея расскажем лишь некоторые.

Житель Тотьмы Симеон Болонин полгода был болен; во время болезни у него отнялась нога и он был не в силах ходить. Часто молился Симеон блаженному Андрею, прося помощи, и вот раз он видит во сне, будто он в церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробе стоит чаша, полная земли. Вдруг из гроба послышался голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку». Когда больной исполнил это, то земля в его ру¬ках сделалась мукою, и он стал просить блаженного Андрея об исцелении. Проснувшись, Симеон почувствовал некоторое облегчение от болезни и мог придти в церковь ко гробу чудотворца, где и получил полное исцеление.

Крестьянка Тотемского уезда Пелагия Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечером явился ей блаженный Андрей, подошел к ее постели и сказал: «Обещайся сходить к блаженному Андрею, что на Тотьме, у Воскресения Христова, близ реки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова». Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обещание. Через два дня она опять сделалась больной хуже прежнего и снова во сне явился ей блаженный Андрей, на этот раз с евангелием в руках. «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» — сказал святой. «Святче Божий, прости меня, грешную», — ответила крестьянка, вспомнив свое обещание. Святой дал ей приложиться к Евангелию, взял ее за руку и под¬нял с постели совершенно здоровой.

Блаженный Андрей сохранил скот крестьянина Тотемского уезда Макисма Ручкова. Во время скотского падежа, свирепствовавшего в этой деревне, святой явился этому крестьянину и сказал: «Раб Божий, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скот будет цел». Обрадованный крестьянин исполнил приказание святого, и скот его, действительно, не пострадал.

Так прославил Господь Своего смиренного угодника.

Блаженный Андрей Тотемский родился в 1863 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради.
Блаженный поселился в городе Тотьме, на берегу реки Сухоны, у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой, и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он все раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений.

Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему большую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел.

Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Тайн и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления.

Тропарь
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ

ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ,МОЙ ГОСТЬ! Я ДУМАЮ НАЙДЕШЬ В МОИХ ВЛАДЕНИЯХ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ. А КОЛДОВАТЬ МЫ БУДЕМ СОЗДАВАЯ КРАСОТУ ИЗ НИЧЕГО,ИЗ ПОДРУЧНЫХ НЕВЗРАЧНЫХ,НЕКЧЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

no copi

Pages

воскресенье, 23 октября 2011 г.

* Блаженный Андрей Тотемский *

Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый
Тотьма, Свято-Успенская церковь
мозаичная икона на стене церкви
источник:Клуб туризма “Радуга”
Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами (фрагмент). Фёдор Никоновский. Икона. Россия. Около 1790 г. 143 х 60. Из села Голоустного на Байкале. С 1974 г. в Иркутском областном художественном музее.

Святой Андрей Тотемский, Христа ради юродивый

Родился в 1638 г. в благочестивой крестьянской семье Усть-Толщемского прихода (в 50 верстах от г. Тотьмы). С юных лет святым овладела мысль служить одному Богу, поэтому, оставив мир, он ушел в Галичский Воскресенский монастырь, где принял на себя подвиг юродства. Избегая славы человеческой, блаженный Андрей удалился из монастыря в г. Тотьму, где продолжил свои великие подвиги. Ночи святой проводил в молитве, а днем как юродивый бегал по городу, собирая милостыню. Одеждой блаженного было разодранное рубище, а обуви он никогда не носил. Много насмешек, оскорблений и побоев пришлось испытать святому, но он все терпел, постоянно думая только о Боге и ни во что вменяя все горести и скорби своей многотрудной жизни.
В награду за свои подвиги святой получил от Господа великую силу чудотворений и исцеления болезней. Однажды старшина сибирских инородцев, страдавший болезнью глаз, потер глаза снегом, на котором стоял босой блаженный Андрей, и получил исцеление.
Десять лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради и мирно скончался 10 октября 1673 г. У гроба святого совершалось много чудес. Больные брали землю с его могилы, и эта земля по молитвам св. Андрея возвращала им здоровье. 20 октября 1707 г. над гробом блаженного Андрея была построена церковь в честь его небесного покровителя — св. мученика Андрея Стратилата.
*
==============

Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.

==============
Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый

память 10 октября и в неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых
Андрей Тотемский (июнь 1638, с. Усть-Толшемское тотемского у. (ныне с. Красное) – 10 окт. 1673, Тотьма), Христа ради юрод. Житие Андрея Тотемского было составлено, видимо, в 1-й трети XVIII в. (самый ранний из известных списков – РНБ. Колоб. № 189. Л. 1-8об., 40-е гг. XVIII в.). (Указание Н. П. Барсукова и А. Н. Власова на то, что житиеАндрея Тотемского написано в 1745 г. ивановским игум. Иосифом, основано на неверном истолковании слов П. М. Строева о том, что один из списков жития написан (т. е. переписан) этим игуменом.) Известно нескольких списков жития нач. XIX в.: Вологодский областной краеведческий музей. № 4364; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 1225,- эти списки содержат также чудеса, тропарь, кондак и молитву святому.
Андрея Тотемского родился в крестьянской семье. После смерти родителей, вдохновленный евангельской проповедью, ушел из дома и отправился в солигаличский в честь Воскресения Господня монастырь, где вскоре получил благословение от игум. Стефана на подвиг безмолствования и юродства. Некоторое время Андрей Тотемский странствовал по святым местам, затем вернулся в Солигалич. После смерти своего наставника игум. Стефана Андрей Тотемский ушел в Тотьму и жил при ц. Воскресения Христова, избегая славы от людей.
Однажды зимойАндрей Тотемский пошел в родное село на праздник св. архидиак. Стефана (27 дек.). По дороге ему встретились сибирские инородцы, кочевавшие по р. Сухоне. Увидев человека, в сильный мороз одетого в рубище и босого, они поняли, что встретились с юродивым, о чудесах которого слышали. Предводитель кочевников Ажбакай (в крещении Авраамий) попросил Андрея Тотемского исцелить его от болезни глаз, обещая хорошо заплатить. Святой убежал, Ажбакай потер глаза снегом, на котором стоял Андрей Тотемскийи и почувствовал, что болезнь прошла. Другое чудо связано с исцелением воеводы М. Г. Ртищева, страдавшего сильной головной болью. Воевода призвал Андрея Тотемского в свой дом, приложился по повелению святого к иконе Спасителя и исцелился. В благодарность Ртищев заказал икону Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая впоследсвии находилась в местном ряду иконостаса Воскресенской церкви, о чем повествуется в церковной летописи, составленной, по-видимому, в XIX в. Андрей Тотемский умер в возрасте 35 лет, пребыв в юродстве 10 лет, и был погребен под колокольней Воскресенской церкви. В повествовании об основании Троицкой Дедовской пустыни, приводимом еп. Амвросием (Орнатским), говорится о том, что перед смертью Андрей Тотемский предсказал создание Дедовской пустыни пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву.
Место погребения Андрея Тотемского почиталось жителями Тотьмы. В житии описаны 8 посмертных чудес святого, последнее из которых датировано 20 декабря 1716 г. По прошению тотьмичей архиеп. Великоустюжский и Тотемский Иосиф благословил строительство церкви над гробом Андрея Тотемского. В 1707 г. вместо старой колокольни Воскресенской ц. была выстроена ц. во имя мч. Андрея Стратилата – святого, тезоименного Андрея Тотемского, и к этому же времени, по предположению Е. Е. Голубинского, относится установление местного празднования блаженному. В кон. XIX в. мощи Андрея Тотемского почивали под спудом в новом здании Воскресенской ц. (в наст. время районная библиотека им. Н. Рубцова), выстроенном в 1749 г. на месте сгоревшей Андреевской ц. по сведениям И. Верюжского, мощи святого находились у левого клироса Успенской ц., расположенной рядом с Воскресенской (ныне филиал районного краеведческого музея).
Изображение Андрея Тотемского. было помещено в одном из клейм серебряной раки прп. Феодосия Тотемского, находившейся в нач. XX в. в Суморином тотемском монастыре. Местная канонизация Андрея Тотемского подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова). В Минее (МП) под 10 окт. помещены тропарь и кондак А. Т. В службе Собора Вологодских святых Андрей Тотемский упомянут в 1-м тропаре 9-й песни канона утрени.
Источники: Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского // Памятники письменности в музеях Вологодской области: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукописные книги XIX-ХХ вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 263-272; Минея (МП). Октябрь. С. 262; Май. Ч. 3. С. 464.

http://iconsv.ru/
*
===========================
Тропарь блаженному Андрею, Христа ради юродивому, Тотемскому

Тропарь, глас 4:
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее, в посте и бдении пребывая, тягость зноя летняго понесл еси, и мразы зимния терпя, темже и ныне, приходящим с верою к тебе, исцеление неоскудно подаеши, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Вышния красоты желая, и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Величание
Ублажаем тя, святый праведный Андрее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*
================================

Читайте также:  Является ли не молящийся человек мусульманином

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе блаженнаго Андрея Тотемскаго, Христа ради юродиваго.
Память его 10-го октября. — Отошелъ ко Господу въ 1673 г.

Б лаженный Андрей родился въ іюнѣ 1638 г. въ крестьянской семьѣ Усть-Толшемскаго прихода, верстъ на 50 отстоящаго отъ города Тотьмы (Тотьма — уѣздный городъ Вологодской губерніи, расположенъ на лѣвомъ берегу рѣки Сухоны).

Д о десяти только лѣтъ прожилъ святой въ домѣ своихъ родителей. Крестьяне-родители не могли дать сыну даже простой грамотности, слабо распространенной въ тогдашней деревнѣ среди крестьянъ. Но они воспитали въ своемъ святомъ сынѣ дѣтски-чистую вѣру въ Бога, твердую и неизмѣнную. Пріучили съ ранняго возраста бояться Бога, молиться Ему и Его святымъ угодниникамъ, ходить въ церковь, строго соблюдать посты, — научили всему тому, въ немъ сами полагали сущность вѣры Христовой. Во всѣ воскресные и праздничные дни родители блаженнаго Андрея посылали его въ приходскую церковь, недалеко отстоящую отъ села Усть-Толшемскаго. И церковь сдѣлалась единственной школой для святого отрока. Здѣсь онъ скоро пріобрѣлъ первыя познанія о Богѣ, и любовь къ Нему прочно, на всю жизнь утвердилась въ его чистомъ, дѣтскомъ сердцѣ. Благочестивымъ отрокомъ овладѣла мысль о необходимости служить одному лишь Богу. День и ночь думалъ святой отрокъ о Господѣ. Въ храмѣ блаженный услыхалъ: «Мы знаемъ, что мы отъ Бога, а что весь міръ лежитъ во злѣ» (1-ое посланіе Св. Еван. Іоанна Богослова, гл. 5, ст. 13). И эти слова глубоко запали въ его святую душу. Онъ твердо рѣшилъ оставить міръ.

Е ще услыхалъ блаженный: «Всякій, кто оставитъ домъ, или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дѣтей, или земли, ради имени Моего, получитъ во сто кратъ и наслѣдуетъ жизнь вѣчную» (Св. Евангеліе отъ Матѳея глава 19 ст. 29). И по любви ко Госпрду ушелъ святой изъ родительскаго дома въ пустынныя, безлюдныя мѣста. Въ безмолвіи, въ тишинѣ сталъ онъ жить словно птица небесная, пребывая въ постѣ и молитвѣ.

У ходъ изъ родительскаго дома былъ первою жертвою святого Андрея Богу. Горячо любя своихъ благочестивыхъ родителей — покинулъ ихъ! Единый Господь утѣшалъ въ пустыни Своего юнаго избранника. Его чистая душа радовалась о Господѣ. И Господь укрѣплялъ святого въ подвигахъ, подавая ему благодать Свою. Неизвѣстно, сколько времени пробылъ въ уединеніи св. Андрей, но когда онъ возвратился въ свое родное село, то не засталъ въ живыхъ своихъ родителей. Святой рѣшилъ навсегда оставить свою родину. Онъ ушелъ въ Галическій Воскресенскій монастырь. Давно эта обитель славилась строгою, благочестивою жизнью своихъ иноковъ. Блаженный Андрей хотѣлъ подъ руководствомъ опытныхъ старцевъ продолжать тамъ свои подвиги. Онъ пришелъ въ монастырь и, не открывая своего званія, поселился у одного инока. Сталъ жить какъ странникъ, какъ неизвѣстный пришелецъ. Братья полюбили блаженнаго за его необычайное смиреніе, за строгую жизнь. Долго присматравался къ святому Андрею инокъ, у которого онъ поселился, и, когда увѣрился въ его искреннемъ благочестіи, кротости, терпѣніи, сказалъ о немъ игумену. Настоятелемъ монастыря былъ въ то время Стефанъ. Онъ сталъ часто бесѣдовать съ юнымъ послушникомъ и увидѣлъ въ немъ избранника Божія. Онъ понялъ, что для святого отрока мало подвиговъ въ тиши монастырской келліи, что онъ въ состояніи выполнить подвиги болѣе трудные — и благословилъ его безмолвствовать.

К азалось-бы, блаженный Андрей достигъ теперь полной возможности служить Единому Богу подъ руководствомъ мудраго игумена Стефана, предаваться въ тишинѣ монастыря молитвѣ и размышленію о Господѣ. Но Богъ призвалъ Своего угодника къ очень трудному подвигу юродства о Христѣ. И по волѣ Божіей мудрый настоятель повелѣлъ своему духовному сыну принять на себя этотъ исключительно тяжкій подвигъ! И началъ блаженный Андрей съ непрестанною молитвою на устахъ, съ постоянной думой о Богѣ обходить окрестные города и обители для поклоненія святынямъ. Босой, въ ветхой разодранной одеждѣ ходилъ блаженный зимой и лѣтомъ, не имѣя, гдѣ главу преклонить. Пищей святого были хлѣбъ и вода, да и тѣхъ онъ принималъ лишь чтобы не умереть отъ голода. Окончивъ свое путешествіе по обителямъ, блаженный снова возвращался въ Воскресенскій монастырь, гдѣ находилъ всегда пріютъ и духовное руководство со стороны благочестиваго настоятеля.

С тефанъ, какъ и прежде, часто бесѣдовалъ съ своимъ святымъ духовнымъ сыномъ. Онъ укрѣплялъ его въ тяжкомъ подвигѣ юродства о Христѣ и наставлялъ блаженнаго съ терпѣніемъ переносить случавшіяся скорби. Въ этихъ бесѣдахъ блаженный Андрей находилъ поддержку и укрѣпленіе къ совершенію новыхъ подвиговъ. Такъ и жилъ св. Андрей: то въ обители, то въ хожденіи по монастырямъ до самой кончины игумена Стефана Галическаго. Послѣ смерти любимаго настоятеля уже ничто не привязывало блаженнаго Андрея къ Воскресенскому монастырю и онъ ушелъ оттуда.

Н еобыкновенная жизнь блаженнаго обратила на себя вниманіе народа. Стали Божіи люди догадываться о его богоугодной жизни, и молва о святомъ начала распространяться по окрестностямъ. Но святой, избѣгая славы, оставилъ Галичъ и ушелъ въ Тотьму, гдѣ поселился близъ церкви въ честь Воскресенія Хри стова, на берегу рѣки Сухоны. Въ Тотьмѣ его никто не зналъ и потому съ большимъ удобствомъ онъ продолжалъ свои великіе подвиги. Ночи блаженный проводилъ въ молитвѣ, а днемъ, какъ юродивый, бѣгалъ по городу, собирая милостыню. Самому блаженному нужно было очень мало, лишь бы не умереть съ голода, поэтому большую часть получаемыхъ подаяній онъ раздѣлялъ съ другими нищими. Одеждою блаженнаго Андрея было разодранное рубище, которое только прикрывало его тѣло, не защищая отъ дождя и мороза. Обуви онъ никогда не носилъ: ходилъ босымъ и зиму и лѣто. Неразумные люди смѣялись надъ святымъ, оскорбляли, даже били. Но блаженный все терпѣлъ ради Господа. Ни во что вмѣняя голодъ, холодъ, обиды, намѣшки, побои! Многотрудна была жизнь избранника Божія! И не напрасны были великіе подвиги блаженнаго Андрея. Въ награду за нихъ онъ получилъ обильные дары духовные. Уже при своей жизни святой проявилъ великую силу чудотвореній и многіе больные получили исцѣленіе по его святымъ молитвамъ.

Ш елъ разъ блаженный Андрей на праздникъ Святого Архидіакона Стефана (27 дек.) въ свое родное село, Усть-Толшемское. Стоялъ декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженномъ была, по обыкновенію, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу. Благодать Божія согрѣвала святого подвижника. Онъ шелъ и веселился о Господѣ въ простотѣ своей незлобивой, кроткой души. Шелъ босой по ледяному пути, по глубокому снѣгу словно по мягкой, шелковой весенней травкѣ. Онъ думалъ только о Господѣ. Сибирскіе инородцы, кочевавшіе въ это время по рѣкѣ Сухонѣ, встрѣтили его на дорогѣ. Святой стоялъ по колѣна въ снѣгу и молился. Инородцы по слуху знали о блаженномъ Андреѣ, о его подвигахъ, о чудесахъ, которыя онъ творилъ. Знали, что этотъ угодникъ Божій и зимой и лѣтомъ ходитъ босой, полуодѣтый. Они узнали, что передъ ними — самъ великій угодникъ Божій — Андрей. Ихъ старшина Ажбакай, во святомъ крещеніи названный Авраміемъ, страдалъ въ это время глазами и, зная о чудесахъ блаженнаго Андрея, началъ просить его объ исцѣленіи. Въ награду за исцѣленіе Ажбакай обѣщалъ много денегъ, но блаженный ничего не взялъ и побѣжалъ, не отвѣтивъ ни слова на его просьбу. Тогда старшина иновѣрцевъ потеръ глаза снѣгомъ, на которомъ стоялъ юродивый, и получилъ исцѣленіе!

Т отемскій воевода Михаилъ Григорьевичъ Ртищевъ долго страдалъ головными болями. Не получая ни отъ куда помощи, воевода обратился къ блаженному Андрею и, призвавъ его въ свой домъ, просилъ его помолиться о немъ. Угодникъ Божій велѣлъ воеводѣ приложиться къ образу Спасителя, находившемуся въ его комнатѣ, и когда онъ приложился къ святой иконѣ, то почувствовалъ себя здоровымъ.

Н а берегу рѣки Сухоны въ Тотьмѣ обыкновенно собирались городскія дѣти и играли въ свайку. Во время игры они часто спорили между собою. Такъ заспоривъ однажды, они безпрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышалъ это изъ своей хижины и, не терпя ихъ сквернословія, погналъ дѣтей прочь. Дѣти побѣжали отъ него, но одинъ изъ нихъ обругалъ великаго святого и ударилъ желѣзною свайкою. Господь сохранилъ блаженнаго отъ удара безъ вреда, но дерзкаго мальчика немедленно наказалъ! Тутъ же съ крикомъ упалъ онъ на землю и скоро умеръ.

Д есять лѣтъ блаженный Андрей юродствовалъ Христа ради. Скончался онъ въ молодыхъ годахъ, всего 35-ти лѣтъ отъ рода, вѣроятно истощивъ свое св. тѣло тяжкими подвигами. Блаженно отошелъ святой ко Господу послѣ многотрудной жизни. Онъ заранѣе зналъ день своей смерти и готовился къ ней. Онъ призвалъ своего друга, пономаря Воскресенской церкви, Іоанна Іаковлева [1], онъ сказалъ ему свое предсмертное завѣщаніе и потомъ всталъ на молитву. Долго молился великій подвижникъ о царствующемъ градѣ, о городахъ русскихъ, о всемъ православномъ мірѣ и усердна была его предсмертная молитва. Окончивъ молитву, блаженный просилъ себѣ прощенія, затѣмъ попросилъ пригласить священника для исповѣди. Когда священникъ окончилъ исповѣдь и причастилъ св. Андрея Святыхъ Таинъ, подвижникъ началъ тихо склоняться какъ бы ко сну и, позвавъ къ себѣ Іоанна Іаковлева, сказалъ: «Братъ, пришло время разлученія души съ тѣломъ: приготовь все нужное для моего погребенія». Съ глубокою скорбію зажегъ Іоаннъ лампаду предъ образомъ и покурилъ въ комнатѣ ѳvміамомъ. Видя, что блаженный началъ кончаться, онъ со слезами поцѣловалъ руку умирающаго и не на долго вышелъ изъ комнаты. Возвратившись снова, онъ нашелъ блаженнаго Андрея уже умершимъ и комнату наполненную благоуханіемъ.

Б лаженный Андрей отошелъ ко Господу 10-го октября 1673 года. Вѣсть о кончинѣ его разнеслась по окрестнымъ городамъ и селеніямъ и множество народа собралось ко гробу угодника Божія. Всѣ увидѣли ясное, спокойное лицо блаженнаго, поняли дѣйствіе на немъ божественной благодати и прославили Бога. Многіе тогда вспомнили полученныя исцѣленія по его молитвамъ, вспомнили сказанныя имъ слова, на которыя прежде не обращали вниманія, но которыя сбылись въ свое время. Вспомнивъ все это, знавшіе блаженнаго убѣдились, что среди нихъ жилъ угодникъ Божій, истинный человѣкъ Божій и съ великимъ почетомъ похоронили его святое тѣло подъ колокольней Воскресенской церкви.

И зъ посмертныхъ многочисленныхъ чудесъ блаженнаго Андрея разскажемъ лишь нѣкоторыя.

Ж итель Тотьмы Симеонъ Болонининъ полъ года былъ боленъ. Во время болѣзни у него отнялась нога, и онъ былъ не въ силахъ ходить. Часто молился Симеонъ блаженному Андрею, прося помощи, и вотъ разъ онъ видитъ во снѣ, будто онъ въ церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробѣ стоитъ чаша, полная земли. Вдругъ изъ гроба послышался голосъ: «Симеонъ, возьми изъ чаши обѣими руками и пересыпай съ руки на руку».

К огда больной исполнилъ приказаніе блаженнаго Андрея, то земля въ его рукахъ сдѣлалась мукою и онъ сталъ просить блаженнаго Андрея объ исцѣленіи. Проснувшись, Симеонъ почувствовалъ нѣкоторое облегченіе отъ болѣзни и могъ придти въ церковь ко гробу чудотворца, гдѣ и получилъ полное исцѣленіе.

К рестьянка Тотемскаго уѣзда Пелагія Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечеромъ явился ей блаженный Андрей, подошелъ къ ея постели и сказалъ: «Обѣщайся сходить къ блаженному Андрею, что на Тотьмѣ, близъ рѣки Сухоны. Приложись ко гробу его и будешь здорова».

О брадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обѣщаніе. Черезъ два дня она опять сдѣлалась больной хуже прежняго и снова во снѣ явился ей блаженный Андрей на этотъ разъ со Святымъ Евангеліемъ въ рукахъ.

« Ч то же ты не пришла помолиться блаженному?» сказалъ святой.

« С вятче Божій, прости меня грѣшную!» отвѣтила крестьянка, вспомнивъ свое обѣщаніе. Святой далъ ей приложиться къ св. Евангелію, взялъ ее за руку и поднялъ съ постели совершенно здоровой.

Б лаженный Андрей сохранилъ скотъ крестьянина Тотемскаго уѣзда Максима Ручкова. Во время скотскаго падежа, свирѣпствовавшаго въ этой деревнѣ, святой явился этому крестьянину и сказалъ: «Рабъ Божій, помолись Андрею Тотемскому и скотъ будетъ цѣлъ».

О брадованный крестьянинъ исполнилъ приказаніе святого и скотъ его дѣйствительно не пострадалъ. Такъ прославилъ Господь Своего смиреннаго, кроткаго, терпѣливаго угодника.

Житіе взято изъ книги: «Житія святыхъ на русскомъ языкѣ». Книга дополнительная 1-я. Изданіе Синодальной Типографіи, Москва 1908 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 99-104.

Добавить комментарий